Методические рекомендации по организации и проведению практики студентов, обучающихся по специальности «040101 Социальная работа» - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Рабочая программа по дисциплине "теория социальной работы" для специальности... 1 302.13kb.
Методические рекомендации по выполнению выпускной квалификационной... 1 313.86kb.
Программа и методические рекомендации проведения педагогической практики... 1 212.23kb.
Методические рекомендации по организации и проведению добровольного... 1 634.36kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины по специальности 35. 6 1362.09kb.
Методические рекомендации по написанию рефератов, курсовых и дипломных... 9 1243.24kb.
Программа практики 080507. 65 «Менеджмент организации» 1 203.02kb.
Курсовая работа является заключительным этапом изучения учебной дисциплины... 1 107.1kb.
Методические рекомендации для студентов Методические рекомендации... 1 353.86kb.
Методические указания по прохождению переводческой практики в рамках... 1 155.7kb.
Методические рекомендации по проведению программы Летних чтений Петрозаводск... 1 196.1kb.
Институционализация социальной работы в модернизирующемся российском... 1 87.56kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Методические рекомендации по организации и проведению практики студентов, обучающихся - страница №2/5


Ожидаемые результаты
После прохождения практики студент 2 курса должен знать:

- основные направления проводимой региональной социальной политики социальной защиты населения;

- типологию учреждений современной системы социального обслуживания населения;

- законодательные и нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность социальных служб и специалистов по социальной работе;

- основные направления деятельности учреждений социальной защиты населения;

- функциональные обязанности и нравственно-этические нормы деятельности специалистов социальных служб, учреждений, организаций;

- методы социальной работы;

- отечественный и зарубежный опыт практической социальной работы.

После прохождения практики студент должен уметь:

- вести документацию специалиста по социальной работе;

- работать с законодательными, нормативно-правовыми документами, научной и методической литературой;

- устанавливать и поддерживать профессиональные отношения со специалистами и руководителями учреждений (организаций);

- наблюдать, анализировать и фиксировать содержание и особенности деятельности специалистов;

- устанавливать психологический контакт с клиентами службы, компетентно участвовать в организации социальной работы совместно со специалистами учреждения (организации);

- использовать методы социальной диагностики для определения личностных социальных проблем клиента.


Формы отчётности
1. Дневник практики, в котором приводятся индивидуальный план работы, ежедневные наблюдения практиканта, результаты всех предусмотренных программой по данному виду практики заданий (см. Приложение 3).

2. Отзыв (характеристика) группового руководителя, заверенный печатью учреждения (см. Приложения 8, 20).

3. Отчёт студента о прохождении учебной (ознакомительной) практики (см. Приложение 6).

4. Тезисы выступления на итоговой конференции.


Итоговая аттестация
Вся отчётная документация сдаётся студентами для проверки групповому руководителю в течение недели после завершения последнего выхода на практику в учреждение. По итогам учебной (производственной) практики проводится заключительная конференция, на которой объявляются результаты (оценки) практики, студенты зачитывают доклады, обмениваются впечатлениями, полученными знаниями. На конференцию приглашаются групповые руководители, ведущие специалисты из учреждений, в которых была организована практика. В ходе конференции рассматриваются вопросы по совершенствованию организации практики. Обязательным элементом итоговой конференции являются фотостенды, иллюстрирующие наиболее значимые фрагменты практики.

Оценка за прохождение практики выставляется на основании характеристики, предоставленной групповым руководителем, отчёта студента, его выступления на заключительной конференции.




Программа психолого-педагогической практики

по специальности «040101 – Социальная работа»

для студентов III курса

Автор: Е.Н. Шовина, к.ф.н., доцент кафедры социальной педагогики и социальной работы
Программа психолого-педагогической практики студентов разработана в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности «040101-Социальная работа» и является составной частью основной образовательной программы высшего профессионального образования

В подготовке будущего специалиста к профессиональной деятельности практика занимает важное место, поскольку она позволяет применить систему знаний о месте и роли деятельности социального работника в жизнедеятельности общества, группы и человека. Психолого-педагогическая практика помогает установить связи между сущностью, содержанием, формами и направлениями социальной работы и способствует формированию профессионального мировоззрения будущего специалиста. В рамках данного вида деятельности студенты преобразуют приобретенные теоретические знания в систему умений и навыков специалиста по социальной работе, у них формируется представление о формах и методах работы специалиста с отдельными категориями граждан. Этим определяется место и роль психолого-педагогической практики в профессиональной подготовке будущего специалиста.

В программе представлены: пояснительная записка (цель, задачи практики), сроки проведения практики, краткое содержание и характер деятельности студентов на практике, список литературы, приложения.
Сроки проведения практики. Сроки проведения практики устанавливаются в соответствии с базовым учебным планом основной образовательной программы и рабочим учебным планом. Психолого-педагогическая практика проводится в течение 4 недель в шестом семестре со студентами III курса по дневной форме обучения.
Цель: совершенствование и усложнение навыков практической профессиональной деятельности, освоение и применение методов и форм психолого-педагогической деятельности в социальной работе по месту прохождения практики.

Задачи:


  1. апробация, закрепление и углубление знаний, полученных в ходе изучения теоретических курсов;

  2. приобретение опыта самостоятельного профессионального общения и взаимодействия с работниками учреждений и организаций системы социальной работы;

  3. приобретение опыта относительно самостоятельного профессионального общения и взаимодействия с клиентами – потребителями услуг системы социальной работы, оказания им услуг;

  4. формирование и развитие навыков активного слушания: подбор информации для составления социальной истории клиента; наблюдение и интерпретация вербального и невербального поведения клиента и социального работника;

  5. изучение различных психолого-педагогических методов и технологий, используемых в практической деятельности данного учреждения по оказанию помощи населению;

  6. развитие умения анализировать и оценивать собственную профессиональную деятельность и деятельность коллег;

  7. развитие навыков самостоятельной работы.

Во время прохождения практики студенты имеют определенные права и обязанности (см. Приложение 21).

При разработке программы были использованы материалы учебных и учебно-методических пособий, рекомендаций по организации практики студентов в высших профессиональных образовательных учреждениях по специальности 040101 - Социальная работа В.Г. Бочаровой, Ю.Н. Галагузовой, Л.Г. Гусляковой, И.Д. Зимней, Т.Ф. Золотарёвой, Т.Б. Ивановой, Н.П. Клушиной, А.А. Козлова, А.И. Ляшенко, Г.В. Сорвачёвой, В.С. Ткаченко, Г.Н. Штиновой, А.М. Вязьмина, Т.И. Великолуг, Р.И.Даниловой, М.В.Фирсова, Н. Б. Шмелевой и др.
Содержание и характер деятельности студентов


Задания

Виды деятельности

Сроки

Форма отчётности

1

2

3

4

Подготовительный этап

Познакомиться с програм­мой практики, распределе­нием по объектам, со свои­ми групповыми руководите­лями. За­полнить «Программное заявление студента "Чему я хочу научиться"» (см. Приложение 2).

Участие в работе устано­вочной конференции. За­полнение «Программного заявления студента «Чему я хочу научиться».

Установочная конференция

Оформить в дневнике прак­тики (см. Приложения 3, 3а, 17):

• цель и задачи практики,

• содержание заданий,

• программное заявление «Чему я хочу научиться на практике».



Рабочий этап

1. Познакомиться с представителями администрации учреждения. Познакомиться с учреж­дением: выявить общие све­дения об учреждении, его структуре, основных на­правлениях деятельности, о составе специалистов, их обязанностях, о проблемах учреждения. Составить «Визитную карточку» учреждения (организации) (см. Приложение 4) и схему внутренней структуры учреждения.

Знакомство, беседа с представителями администрации учреждений (организаций), ознакомление с правилами внутреннего распорядка в учреждении.

Экскурсия по учреждению и знакомство со специалистами по социальной работе.

Беседа со специалистами по социальной работе. Углубленное изучение нор­мативно-правовых доку­ментов, регламентирующих деятельность учреждения и функциональные обязанно­сти специалистов.


Первая неделя

Привести в дневнике пе­речень нормативно-право­вых документов учреждения и перечень тех проблем, ко­торые данное учреждение решает.

В «Дневнике практики» оформить «Визитную карточку» учреждения, запись беседы с представителями администрации учреждения.

Составить схему внутренней структуры учреждения.


2. Изучить формы и направления взаимодействия с другими учреждениями (МВД, здравоохранения, образования, уголовно-испольнителной систумы), организациями, департаментами.

Беседа с представителями администрации учреждений и со специалистами по социальной работе. Углубленное изучение нор­мативно-правовых доку­ментов, регламентирующих взаимодействие учреждения с другими учреждениями.

Первая неделя

В «Дневнике практики» составить схему взаимодействия с другими учреждениями.

3.Изучить социальную инфраструктуру местности, на которой располагается учреждение.

Изучение района - местонахождения практики через наблюдение, беседы, анализ статистических и периодических изданий.

Первая неделя

Зафиксировать в дневнике социальный паспорт инфраструктуры (см. Приложение 5)

4. Познакомиться и побеседовать со специалистом соци­альной работы, с которым предстоит рабо­тать.

Беседа со специалистом, знакомство:

• с его должностными обя­занностями и правами, систему оплаты труда, возможности профессионального обучения и повышения квалификации;

• с планом работы;

• с проблемами клиентов, их особенностями;

• с методами и формами работы специалиста;

• с социальными программами разных уровней, в реализации которых принимает участие учреждение и специалисты.



Первая неделя

Зафиксировать в дневнике общие сведения:

• об особенностях работы специалиста, методах и формах деятельности, участии в разработке и реализации социальных программ городского, местного, федерального и международного уровней;

• о клиентах, с которыми он ра­ботает, об их индивидуальных особенностях, проблемах и путях их решения.


3. Составить индивидуаль­ный план работы (см. Приложение 18).

Совместно с руководителем практики обозначить круг проблем для самостоятельного решения. Составить план прохождения практики, наметить мероприятия, задания, порядок и сроки их выполнения.




Привести в дневнике индивидуальный план и график работы, определить тему и форму выступления на итоговой конференции.


4. Изучить и проанализировать направления деятельности специалиста социальной работы в данном учреждении, функциональные обязанности, декларативно и реально возложенные на него, материальную базу для проведения социальной диагностики, психодиагностики, организацию социальных и психологических исследований. ­

Выявление структуры дея­тельности специалиста по социальной работе в данном учреждении и содержание ее ­ основных компонентов




Представить в дневнике структуру и содержание деятельности специалиста по социальной работе в данном уч­реждении. Охарактеризо­вать функциональные обя­занности социального работника (специалиста), материальную базу для проведения социальной диагности­ки, психодиагностики, орга­низацию социальных и психоло­гических обследований.

5. Разработать, обосновать и осуществить комплексную программу социально - психолого - педагогического исследования конкретного клиента (см. Приложения 13, 14, 15)

1. Проведение диагностики проблем клиента, используя план социально -­ психолого-педагогических исследований личности, карт психологического развития. Если возможно, исследовать ­­ групповые процессы и положение личности в группе с помощью разнообразных методик (например, социометрических). Использовать в процессе исследования не менее 7 методик (как возможный вариант можно рассматривать материалы, представленные в приложении 13).

2. Обработка и текстуальное оформление материалов проведённых социальных, психолого-педагогических обследований личности; подготовка информации для оказания социальной и психолого-педагогической помощи.



Вторая – третья неделя.

1. Представить план социального и психолого-педагогического исследования.

2. Привести в дневнике количественный и качественный анализ полученных данных. Представить результаты социально - психолого - педагогического исследования в виде комплексной характеристики клиента (как возможный вариант можно рассматривать материалы, представленные в приложении 14, 15).



6. Разработать и обосновать план-программу помощи клиенту

1. Определение направлений и видов социальной деятельности по решению проблемы клиента в данном учреждении.­

2. Выбор методик и тех­нологий, необходимых для решения проблемы клиента, и обоснование своего выбора.

3. Выделение критериев оценки результативности социальной помощи клиенту.


Четвертая неделя

Представить в дневнике разработанную программу социальной и психолого-педагогической помощи клиенту (см. Приложение 16).

7. Подготовить и провести индивидуальное или групповое психолого-педагогическое мероприятие в соответствие с планом - программой помощи клиенту.

Согласовать со специалистом учреждения тему, методику проведения и форму мероприятия. Разработать его проект, реализовать. Провести самоанализ и самооценку своей психолого-педагогической деятельности.

Четвертая неделя

Привести в дневнике конспект и самоанализ проведенного мероприятия. Отзыв руководителя практики о проведенном мероприятии.


Итоговый этап

1. Обобщить полученные на практике результаты.

Обобщение результатов своей практической деятельности.

Первая неделя после окончания практики

Написать отчет по практике в установленной форме. Предоставить групповому руководителю отчетную документацию (см. Приложения 3, 6, 7).

2. Подготовить и осуществить на заключительной кон­ференции тематическое вы­ступление.

Выступление на заключительной конференции.

Вторая неделя после окончания практики

Отзыв группового руко­водителя (см. Приложения 8, 20) и оценка по прак­тике.


Организация деятельности студентов:
На период практики каждый студент закрепляется за определенным социальным работником или специалистом учреждения, с которым согласовывает свой график работы. За время прохождения психолого-педагогической практики студент осваивает специфику деятельности образовательного или социального учреждения, вычленяя своеобразие деятельности социального педагога, социального работника или специалиста. В соответствии со спецификой учреждения студент участвует в его работе, реализует указанные выше задачи психолого-педагогической практики.

Психолого-педагогическая практика проходит на базе средних общеобразовательных школ, социальных приютов, комитета по социальной защите населения и других учреждений социального обслуживания населения г. Мурманск (см. Приложение 1).


Ожидаемые результаты:
В ходе практики студенты должны продемонстрировать следующие знания:

содержания и специфики деятельности того или иного учреждения социальной помощи и поддержки, особенностей контингента, с которым оно работает,

 методологии и методов социально-педагогических и социально-психологических исследований,

особенностей социально-педагогических и социально-психологических технологий и механизмов их реализации, используемые в работе конкретного учреждения,

 требований к личности работника данного учреждения или организации,

 документации социального учреждения.


Умения и навыки практической работы, которыми должны овладеть студенты:

применять теоретические знания в практической социальной и психолого-педагогической деятельности,

наблюдать и вычленять типичные характеристики различных категорий клиентов, нуждающихся в социальной и психолого-педагогической помощи,

вступать в конструктивное продуктивное общение с клиентами (ребенком, родителями, представителями педагогического коллектива, социального учреждения, взрослыми людьми, находящимися в трудных жизненных ситуациях),

анализировать межличностные отношения и микроклимат в детском и взрослом коллективах,

наблюдать за клиентом, интерпретировать его поведение,

осуществлять социально-педагогическое, социально-психологическое, психолого-педагогическое изучение личности ребенка, его ближайшего окружения, семьи,

составлять социальную и психолого-педагогическую характеристику личности ребенка,

проектировать и организовывать собственную социальную и психолого-педагогическую деятельность,

выбирать наиболее эффективные формы, методы и средства для проведения коррекционной работы с учётом особенностей физического и психического развития клиентов,

составлять индивидуальный план работы, отражать результаты практики, впечатления и полученные сведения в отчетной документации,

анализировать и оценивать собственную деятельность во время практики.


Формы отчетности:
1. Дневник практики, в котором приводятся план работы, ежедневные наблюдения практиканта, результаты всех предусмотренных программой по данному виду практики заданий (см. Приложение 3).

2. Отзыв (характеристика) группового руководителя (оценка и печать учреждения) (см. Приложение 8).

3. Отчет о прохождении производственной практики. Представляет собой аналитическую записку с выво­дами о результатах практики и пожеланиями усовершенствования ее органи­зации и содержания, а также заполнение карты рейтинг-контроля студента (см. Приложения 6, 7).

4. Тезисы выступления на итоговой конференции.


Итоговая аттестация:

Вся отчетная документация сдается в течение первой недели после окончания производственной практики для проверки групповому руководителю. Затем по итогам производственной практики проводится конфе­ренция, на которой студенты в форме выступлений и свободной дискуссии обмениваются своими впечатлениями, полу­ченными знаниями, предложениями и пожеланиями. На итоговую конференцию приглашаются групповые руководители из социальных учреждений, преподаватели выпускающей кафедры.

Оценка за прохождение практики выставляется на основании отчета студента, его выступления на заключительной конференции и характеристики, предоставленной специалистом по социальной работе с места прохождения практики.

Программа социально-педагогической практики

по специальности «040101 – Социальная работа»

для студентов IV курса

Автор: И.В. Рыжкова, к.п.н., доцент кафедры социальной педагогики и социальной работы
Социально-педагогическая практика как форма профессиональной подготовки студентов по специальности «040101 - Социальная работа» является частью государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования. Прохождение данного вида практики обязательно для всех студентов, обучающихся по указанной специальности.

Программа социально-педагогической практики представляет один из возможных подходов к организации практического обучения на основе нравственно-гуманистической концепции.


Сроки проведения практики: социально-педагогическая практика проводится в течение 4 недель в 7 семестре на IV курсе обучения на базе средних общеобразовательных школ, детских домов, социальных приютов и других социальных и образовательных учреждений города Мурманск и Мурманской области.
Цель практики: овладение социально-педагогическими функциями специалиста по социальной работе.
Задачи практики:

1. Помочь студентам овладеть социально-педагогическими технологиями работы с различными категориями детей, семьёй, социальными службами, организациями и учреждениями.

2. Помочь овладеть технологиями социально-педагогической диагностики.

3. Помочь овладеть технологиями социальной профилактики.

4. Помочь овладеть коррекционно-реабилитационными технологиями.

5. Научить проектировать социально-педагогическую работу с детьми и подростками.

6. Способствовать формированию умений устанавливать профессионально этические отношения с родителями (лицами, их заменяющими).

7. Создать условия для совершенствования коммуникативных, организационных, диагностических, дидактических, аналитических умений и профессионально значимых личностных качеств; формирование проектировочных умений.


Во время прохождения практики студенты имеют определенные права и обязанности (см. Приложение 21).
Содержание и характер деятельности студентов


Задание

Виды деятельности

Форма отчётности

1

2

3

Подготовительный этап

Познакомиться с программой практики, распределением по объектам, со своими групповыми руководителями.

Участие в работе установочной конференции.

Оформить в дневнике практики:

- цель и задачи практики,

- содержание заданий (см. Приложения 3, 3а, 17)


Рабочий этап

1. Составить индивидуальный план работы.

Совместно с руководителем практики на рабочем месте наметить порядок и сроки выполнения заданий. Вместе с групповым руководителем определить тему и форму выступления на заключительной конференции.

Привести в дневнике индивидуальный план работы (см. Приложение 18).

2. Познакомиться с учреждением: выявить общие сведения об учреждении, его структуре, основных направлениях деятельности, о составе специалистов, их обязанностях, о проблемах учреждения.

Беседа с представителями администрации и конкретными специалистами. Изучение документации, регламентирующую деятельность учреждения и отражающую общие направления его работы.

Привести в дневнике перечень всех документов, имеющихся в учреждении.

3. Познакомиться с категориями детей, которым оказывается социально-педагогическая помощь в данном учреждении, выявить их ведущие проблемы и потребности.

Знакомство с детьми – клиентами. Изучение документации, отражающую работу с ребёнком и его проблемами.


Перечислить в дневнике категории детей, с которыми работает данное учреждение, определить их специфические проблемы, сделать выводы о результатах исследования.

4. Изучить должностные обязанности социального педагога (если он есть в штате) или специалиста по социальной работе, их план работы.

В случае отсутствия такого специалиста самостоятельно разработать его должностные обязанности и план работы.



Беседа со специалистом по социальной работе, социальным педагогом, ознакомление с документацией, регламентирующей его деятельность в учреждении проанализировать квалификационную характеристику специалиста по социальной работе, социального педагога и сопоставить её со спецификой данного учреждения.

Зафиксировать в дневнике общие сведения об особенностях работы социального педагога в данном учреждении.

Оформить свой проект должностных обязанностей специалиста по социальной работе в данном учреждении.



5. Овладеть приемами диагностики нежелательной ситуации, в которую попал ребёнок в семье, школе, коллективе (см. Приложения 9, 11, 12, 13, 14, 15).

1. Организовать встречу с ребёнком или его семьёй.

2. Провести диагностическое исследование и выявить причины возникновения социальных, психологических, эмоциональных нарушений.



Представить формализованный протокол диагностического исследования.

6. Изучить особенности профилактической деятельности данного учреждения.

1. Определить основных субъектов, осуществляющих социальный контроль за поведением ребёнка.

2. Выделить основные методы и формы социальной поддержки ребёнка.

3. Определить содержание социально-педагогической профилактики в отношении данной категории детей.


1. Оценить способы и формы профилактической деятельности данного учреждения.

2. Определить область применения технологий социальной профилактики.

3. Выделить критерии эффективности социальной профилактики и методы её измерения.


7. Разработать эффективные формы профилактики для конкретной категории детей.

Провести с ребёнком беседу о правах и обязанностях, социальных нормах и правилах поведения в обществе.

Привести в дневнике структуру и содержание реабилитационной программы: цель, задачи, методы, формы, средства, этапы осуществления, основные субъекты деятельности (см. Приложения 15, 16).

8. Изучить особенности социально-педагогической реабилитации ребёнка, находящегося в данном учреждении.

1. Ознакомление и (или) составление индивидуальной программы реабилитации конкретного ребёнка.

2. Формирование у ребёнка положительного опыта социального поведения, навыков бесконфликтного общения.



Привести в дневнике структуру и содержание реабилитационной программы: цель, задачи, методы, формы, средства, этапы осуществления, основные субъекты деятельности.

9. Изучить особенности профессионально-этического взаимодействия социального педагога с родителями (лицами, их заменяющими) ребёнка.

Наблюдая за взаимоотношением социального педагога с родителями (лицами, их заменяющими), выявить степень применения нравственно-этических норм и правил в профессиональном общении специалиста.

Представить в дневнике краткую характеристику этических проблем взаимоотношений социального педагога с родителями.

Сформулировать основные этические правила взаимоотношений социального педагога с родителями (лицами, их заменяющими).



10. Задание по выбору:

Изучить особенности нравственного конфликта, возникшего в отношениях социального педагога и ребёнка или его родителей.



Выделить и проанализировать этапы развития конфликта и средства его разрешения.

Представить в дневнике краткую характеристику конфликтной ситуации. Перечислить и охарактеризовать основные способы разрешения нравственного конфликта во взаимоотношениях специалиста и ребёнка (его родителей).

Итоговый этап.

1. Обобщить полученные на практике результаты.

Написание отчета, заполнение карты рейтинг - контроля

Представить отчёт по практике по установленной форме, заполнить карту рейтинг - контроля студента (см. Приложения 6, 7).

2. Подготовить и провести на заключительной конференции тематическое выступление.

Выступление на заключительной конференции

Отзыв группового руководителя и оценка по практике (см. Приложение 8).


Организация деятельности студентов:

После прохождения практики студент четвертого курса должен



знать:

- сущность социально-педагогических методов и форм деятельности социального работника;

- особенности социально-педагогических технологий и ме­ханизмы их реализации, используемые в работе конкретного учреждения;

- особенности взаимоотноше­ний социального работника с родителями (лицами, их заменя­ющими) ребенка;


уметь:

- собирать, обрабатывать, интерпретировать информацию и устанавливать социальный диагноз;

- создавать и развивать отношения, способствующие ус­пешной социально-педагогической деятельности;

- наблюдать и интерпретировать поведение ребенка;

- активизировать собственные усилия ребенка и его роди­телей для решения их проблем;

- анализировать состояние коррекционной, реабилитационной деятельности данного учреждения;

- проектировать социально-педагогическую деятельность;

- использовать личностный и средовой подход для устране­ния негативных факторов возникновения у ребенка проблемы;

- анализировать конкретную социальную ситуацию и ви­деть свою роль в решении проблемы ребенка;

- организовывать педагогически целесообразную деятель­ность в социуме, педагогически управлять и корректировать социальную ситуацию развития детей;

- строить взаимоотношения с родителями (лицами, их за­меняющими) ребенка в соответствии с профессионально-эти­ческими нормами и правилами;

- взаимодействовать с коллегами для решения проблем ребенка;

- анализировать результаты своей профессиональной дея­тельности
Формы отчетности:
1. Дневник практики, в котором приводятся план работы, ежедневные наблюдения практиканта, результаты всех предусмотренных программой по данному виду практики заданий (см. Приложения 3, 3а, 17).

2. Отзыв (характеристика) группового руководителя (оценка и печать учреждения) (см. Приложение 8).

3. Отчет о прохождении производственной практики. Представляет собой аналитическую записку с выво­дами о результатах практики и пожеланиями усовершенствования ее органи­зации и содержания, а также заполнение карты рейтинг-контроля студента (см. Приложение 7).

4. Тезисы выступления на итоговой конференции.


Итоговая аттестация:
Вся отчетная документация сдается в течение первой недели после окончания производственной практики для проверки групповому руководителю. Затем по итогам производственной практики проводится конфе­ренция, на которой студенты в форме выступлений и свободной дискуссии обмениваются своими впечатлениями, полу­ченными знаниями, предложениями и пожеланиями. На итоговую конференцию приглашаются групповые руководители из социальных учреждений, преподаватели выпускающей кафедры.

Оценка за прохождение практики выставляется на основании отчета студента, его выступления на заключительной конференции и характеристики, предоставленной специалистом по социальной работе с места прохождения практики.



Программа производственной практики

по специальности «040101 – Социальная работа»

для студентов IV курса

Автор: Е.Н. Шовина, к.ф.н., доцент кафедры социальной педагогики и социальной работы
Программа производственной практики для студентов специальности «Социальная работа» подготовлена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности «040101-Социальная работа».

Данный вид практики позволяет студенту не только апробировать знания и навыки профессиональной деятельности, но и продолжить адаптацию к профессии, коллективу, новой роли в обществе, связанной с социальной помощью людям, попавшим в трудную жизненную ситуацию. Производственная практика дает возможность развивать умения, необходимые в исполнении профессиональных ролей (посредник, помощник, защитник, консультант, и прочие), организации и планирования работы с клиентом как реальным, так и потенциальным.

В рамках программы практики на четвертом курсе студенты проходит производственную практику в качестве помощника специалиста по социальной работе или специалиста. Данный статус позволяет использовать личный опыт и знания для активного формирования профессионально необходимых навыков и умений, выполнять разнообразные задания под руководством специалиста-практика, участвовать в непосредственной работе со случаем (case work).

На основе изучения базовых профессиональных учебных дисциплин («Теория социальной работы», «Технология социальной работы», «Психология», «Педагогика», «Семьеведение» и др.) и предыдущих практик студенты четвертого курса, обучающиеся по специальности «социальная работа», должны определить для себя сферу профессиональных интересов относительно работы с той или иной категорией населения, круга свойственных ей социальных проблем, основных подходов к их решению на теоретическом и практическом уровнях. В результате каждый студент должен выделить для себя наиболее приемлемую и интересующую его область приложения своих сил, категорию населения, с которой он хотел бы работать в процессе практического обучения.


Сроки проведения практики. Сроки проведения практики устанавливаются в соответствии с базовым учебным планом основной образовательной программы и рабочим учебным планом. Производственная практика проводится в течение 4 недель в восьмом семестре IV курса обучения у студентов очной формы обучения и в течение 10 недель в седьмом семестре у студентов IV курса заочной формы обучения.

Цель: освоение технологий социальной работы с различными категориями граждан, преобразование приобретенных теоретических знаний в систему навыков и умений специалиста по социальной работе.
Задачи:

  1. обучение умениям и навыкам ведения организационно-управленческой, научно-педагогической, практической, исследовательско-аналитической, посреднической, коммуникативной деятельности в рамках специальности;

  2. отработка навыков профессиональной деятельности специалиста социальной работы: постановки цели социальной работы с клиентом, определения методов и инструментария, технологий социальной работы применительно к конкретному случаю, реализации программы помощи;

  3. интеграция знаний в области технологий социальной работы и социального управления; углубление и расширение знаний о работе социального учреждения, специалистов по социальной работе;

  4. совершенствование личностных и профессиональных качеств в процессе практической деятельности, формирование профессиональной компетентности и гражданской позиции будущего специалиста социальной работы;

  5. развитие творческого подхода к выполнению профессиональных обязанностей и навыков самостоятельной профессиональной деятельности.

Во время прохождения практики студенты имеют определенные права и обязанности (см. Приложение 21).

При разработке программы были использованы материалы учебных и учебно-методических пособий, рекомендаций по организации практики студентов в высших профессиональных образовательных учреждениях по специальности «040101 – Социальная работа», разработанные В.Г. Бочаровой, Л.Г. Гусляковой, И.Д. Зимней, Н.П. Клушиной, Г.В. Сорвачёвой, В.С. Ткаченко, Г.Н. Штиновой, А.М. Вязьмина, Т.И. Великолуг, Р.И. Даниловой, М.В. Фирсова, Н.Б. Шмелевой и др.
Содержание и характер деятельности студентов


Задания

Виды деятельности

Сроки

Форма отчётности

1

2

3

4

Подготовительный этап

1. Познакомиться с програм­мой практики, распределе­нием по объектам, со свои­ми групповыми руководите­лями. За­полнить программное заявление студента «Чему я хочу научиться» (см. Приложение 2).

Участие в работе устано­вочной конференции. За­полнение программного заявления студента «Чему я хочу научиться на практике».

Установочная конференция

Оформить в дневнике прак­тики (см. Приложения 3, 3а, 17):

• цель и задачи практики,

• содержание заданий,

• программное заявление «Чему я хочу научиться на практике».



Рабочий этап

2. Познакомиться с представителями администрации учреждения. Познакомиться с учреж­дением: выявить общие све­дения об учреждении, его структуре, основных на­правлениях деятельности, о составе специалистов, их обязанностях, о проблемах учреждения.

Изучить формы и направления взаимодействия с другими учреждениями (МВД, здравоохранения, образования, уголовно-испольнителной систумы), организациями, департаментами.

Изучить социальную инфраструктуру местности, на которой располагается учреждение.


Знакомство, беседа с представителями администрации учреждений (организаций), ознакомление с правилами внутреннего распорядка в учреждении.

Экскурсия по учреждению и знакомство со специалистами по социальной работе.

Беседа со специалистами по социальной работе. Углубленное изучение нор­мативно-правовых доку­ментов, регламентирующих деятельность учреждения и функциональные обязанно­сти специалистов.

Изучение района - местонахождения практики через наблюдение, беседы, анализ статистических и периодических изданий.



1-ая неделя для студентов отделения дневного обучения (ОДО),

1-ая – 2-ая неделя для студентов отделения заочного отделения (ОЗО)



Привести в дневнике пе­речень нормативно-право­вых документов учреждения и перечень тех проблем, ко­торые данное учреждение решает.

В «Дневнике практики» оформить «Визитную карточку» учреждения, запись беседы с представителями администрации учреждения.

Составить схему внутренней структуры учреждения.

В «Дневнике практики» составить схему взаимодействия с другими учреждениями.

Зафиксировать в дневнике социальный паспорт инфраструктуры (Приложение 5).


3. Составить индивидуаль­ный план работы.

Совместно с руководителем практики обозначить круг проблем для самостоятельного решения. Составить план прохождения практики, наметить мероприятия, задания, порядок и сроки их выполнения.

1-ая неделя для студентов ОДО и ОЗО

Привести в дневнике индивидуальный план и график работы (см. Приложение 20), определить тему и форму выступления на итоговой конференции.

4. Познакомиться и побеседовать со специалистом соци­альной работы, с которым предстоит рабо­тать. Определить основные категории клиентов социальной службы


Беседа со специалистом, знакомство:

• с его должностными обя­занностями и правами, систему оплаты труда, возможности профессионального обучения и повышения квалификации;

• с планом работы;

• с методами и формами работы специалиста;

• с социальными программами разных уровней, в реализации которых принимает участие учреждение и специалисты.

Определение основных категорий клиентов; определение типичных проблем клиентов; определение правил организации и предоставления помощи клиентам, в т.ч. в виде льгот, дотаций.



1-ая неделя для студентов ОДО и ОЗО

Зафиксировать в дневнике общие сведения:

• об особенностях работы специалиста, методах и формах деятельности, участии в разработке и реализации социальных программ городского, местного, федерального и международного уровней;

• о клиентах, с которыми он ра­ботает, об их индивидуальных особенностях, проблемах и путях их решения.


5. Участие в повседневной работе специалиста по социальной работе

Участие в составлении плана работы с клиентом, помощь в организации индивидуальной и групповой работы с клиентами, решение задач, поставленных руководителем практики и пр.


1-ая – 4-ая неделя для студентов ОДО, 1-ая – 10-ая неделя для студентов ОЗО

Отразить в дневнике повседневную деятельность как специалиста социальной работы, так и те задания, которые выполнялись практикантом самостоятельно.


6. Изучение использования технологий социальной работы с различными категориями клиентов.

Применить на практике (по возможности):




Выявление и изучение специфики применения специалистами учреждения следующих технологий социальной работы с различными категориями клиентов.


1-ая – 4-ая неделя для студентов ОДО, 1-ая – 10-ая неделя для студентов ОЗО

Составить в дневнике таблицу «Технологии социальной работы, применяемые с различными категориями клиентов социальной службы». Привести примеры применяемых технологий, методов, используемых в процессе оказания социальной помощи клиентам (отдельно по каждой категории клиентов). Оценить эффективность воздействия.

- технологию социальной диагностики

Осуществить информативно-целевой анализ документов, информационное обследование конкретного социума;

диагностирование личности: анкетирование, тестирование, биографический метод и др.



1-ая – 4-ая неделя для студентов ОДО, 1-ая – 10-ая неделя для студентов ОЗО

Отразить результаты примененной технологии социальной работы в Дневнике практики.

- технологию социальной профилактике

Составить план социальной профилактической работы с индивидуумом, группой или определенным негативным явлением. Осуществить запланированные мероприятия.

1-ая – 4-ая неделя для студентов ОДО, 1-ая – 10-ая неделя для студентов ОЗО

Отразить результаты примененной технологии социальной работы в Дневнике практики.

- технологию социальной адаптации

Составить и оказать помощь в реализации индивидуальной программы адаптации определенного социального объекта.

1-ая – 4-ая неделя для студентов ОДО, 1-ая – 10-ая неделя для студентов ОЗО

Отразить результаты примененной технологии социальной работы в Дневнике практики.

- технологии социальной реабилитации

Составить индивидуальную программу реабилитации (ИПР) социального объекта. Провести мониторинг реализации ИПР.

1-ая – 4-ая неделя для студентов ОДО, 1-ая – 10-ая неделя для студентов ОЗО

Отразить результаты примененной технологии социальной работы в Дневнике практики.

- технологии социального посредничества и партнерства

Посещение, установление связей с другими социальными учреждениями.

Принять участие в организации беседы, ведении переговоров с представителями партнерских организаций.

Консультирование представителей других организаций. Посредничество, отстаивание интересов клиента.


1-ая – 4-ая неделя для студентов ОДО, 1-ая – 10-ая неделя для студентов ОЗО

Отразить результаты примененной технологии социальной работы в Дневнике практики.

- технологию социального консультирования

Провести конкретное консультирование клиента или группы, семьи; программное консультирование учреждения или организации

1-ая – 4-ая неделя для студентов ОДО, 1-ая – 10-ая неделя для студентов ОЗО

Отразить результаты примененной технологии социальной работы в Дневнике практики.

- технологии социальной коррекции

Применить методы психосоциальной коррекции на конкретной группе или клиенте.

1-ая – 4-ая неделя для студентов ОДО, 1-ая – 10-ая неделя для студентов ОЗО

Отразить результаты примененной технологии социальной работы в Дневнике практики.

- технологии социального обслуживания и обеспечения

Определить возможность предоставления пенсий, льгот, пособий, возможных социальных услуг клиенту или его семье. Охарактеризовать конкретные услуги, предоставленные клиенту.

1-ая – 4-ая неделя для студентов ОДО, 1-ая – 10-ая неделя для студентов ОЗО

Отразить результаты примененной технологии социальной работы в Дневнике практики.

- других технологий социальной работы

Определить компоненты технологии, целесообразность применения, реализовать на практике.

1-ая – 4-ая неделя для студентов ОДО, 1-ая – 10-ая неделя для студентов ОЗО

Отразить результаты примененной технологии социальной работы в Дневнике практики.

7. Самостоятельная работа с клиентом

Выявление информации и подбор фактов для составления социальной истории клиента;

составление и обоснование плана- программы помощи клиенту;

определение методов, форм и технологий социальной работы с данным клиентом;

установление и поддержание профессиональных контактов с различными специалистами для оказания всесторонней помощи клиенту; вовлечение клиента в решение его проблемы; отработка роли посредника между клиентом и социумом (в лице различных организаций);

реализация разработанной программы помощи.


2ая – 4-ая неделя для студентов ОДО, 2-ая – 10-ая неделя для студентов ОЗО

Отразить в дневнике:

- социальную историю клиента;

- план работы с клиентом, специфику его осуществления;

- формы и методы, используемые при работе с клиентом;

- трудности, возникшие в процессе работы с клиентом;

- специфику взаимоотношений с представителями других социальных институтов, оказывающих помощь клиенту;

- степень активности клиента в решении своих проблем;

- результативность процесса помощи и пр.



8. Подбор материалов в рамках курсовой работы


Сбор статистических данных, отвечающих целям и задачам курсовой работы, консультации, беседы, интервью с сотрудниками социальной службы в рамках темы курсовой работы, участие в организации и проведении анкетирования клиентов социальной службы.

1-ая – 4-ая неделя для студентов ОДО, 1-ая – 10-ая неделя для студентов ОЗО

Произвести запись в дневнике о проделанной работе. Отразить материал в теоретической и практической частях курсовой работы.

Итоговый этап

9. Обобщить полученные на практике результаты.

Обобщение результатов своей практической деятельности.

1-ая неделя после окончания практики

Написать отчет по практике в установленной форме. Предоставить групповому руководителю отчетную документацию. (см. Приложения 3, 3а, 6, 7, 17).

10. Подготовить и осуществить на заключительной кон­ференции тематическое вы­ступление.

Выступление на заключительной конференции.

2-ая неделя после окончания практики

Отзыв группового руко­водителя (см. Приложения 8, 20) и оценка по прак­тике.

<< предыдущая страница   следующая страница >>