страница 1
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Похожие работы
|
Рабочая программа по дисциплине "теория социальной работы" для специальности 040101 - страница №1/1
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ И РАДИОЭЛЕКТРОНИКИ УТВЕРЖДАЮ Проректор по учебной работе М.Т. Решетников “ ” 2007 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММАПО ДИСЦИПЛИНЕ “ТЕОРИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ”для специальности 040101 – социальная работаФакультет – гуманитарный Профилирующая кафедра – Истории и социальной работы Обеспечивающая кафедра – Истории и социальной работы Курс II Семестр – III, IV Учебный план набора 2003 г. и последующих лет Распределение рабочего времени: Курс – II Общая трудоемкость 270 часов В том числе: лекции 53 часов практические занятия 62 часа самостоятельная работа 139 часов курсовая работа IV семестр экзамены III и IV семестры 2007 Рабочая программа составлена на основании ГОС ВПО для специальности 040101 “социальная работа” утвержденного 10 марта 2000 г., рассмотрена и утверждена на заседании кафедры ИСР “ 3 ” декабря 2007 г. Протокол № 26 Разработчик доцент Зиновьева В.И. Зав. обеспечивающей кафедрой Грик Н.А. Декан ГФ Суслова Т.И. Зав. профилирующей кафедрой Грик Н.А. Зав. выпускающей кафедрой Грик Н.А. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ: Сложность и противоречивость социальных процессов происходящих в обществе объективно требуют от государства акцентирования в политике на тех направлениях, которые обеспечивают стабильность и устойчивость социальных отношений. В условиях перехода экономики к рыночным отношениям особенно резко обостряются социальные проблемы, связанные с дифференциацией в уровне жизни различных социальных групп, безработицей, процессами люмпенизации и т.п. При сохранении социального напряжения в обществе становится особенно важной задача создания эффективной системы социальной защиты населения. Однако по-прежнему приоритеты социальной политики исходят из упрощенного понимания социальной защищенности как гарантирования гражданину минимума материального достатка. Содержание государственной политики в сфере социальных отношений с точки зрения социальной работы должно быть направлено на повышение благосостояния, качества жизни, создание условий для творческого развития личности, формирования эффективной системы социальной защиты, помощи и поддержки всем тем, кто в них нуждается. Реализация этого во многом зависит от состояния социальной работы в обществе и во многом от профессионального уровня социальных работников. Целью и задачами данной дисциплины является:
ТЕМАТИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ Тема 1. Социальная работа как феномен цивилизованного общества, ее сущность и задачи Основные признаки цивилизованного общества: способ организации и развития жизнедеятельности людей, совершенствование продуктов и результатов материального, организационного, духовного труда, система социальных норм учреждений, степень развития социальной инфраструктуры, духовные и нравственные ценности общества, отношение людей к природе, между собой и к самим себе. Социальная работа как деятельность, направленная на преодоление людьми личных, социальных и ситуативных трудностей посредством поддержки, защиты, коррекции и реабилитации. Сущность социальной работы, основные функции социальной сферы и социальной работы. Методологические принципы социальной работы Социальные отношения как объект социальной работы. Основные направления социальной работы в сфере социальных отношений. Уровни социальной работы: индивидуальный, групповой, общинный. Тема 2. Предмет и задачи “Теории социальной работы” как науки и учебной дисциплины “Теория социальной работы” как наука, предмет и объект ее исследования. Связь между теориями и моделями социальной работы. Основные модели теоретического обоснования практики социальной работы: социально-радикальная, гуманистическая, социально-педагогическая, когнитивная и др. Целевая установка теории социальной работы как учебной дисциплины формирование высококвалифицированного социального работника. Основные требования к его профессиональному уровню. Человек в системе социальных связей и отношений. Двойственность социально-биологической природы человека как источник многообразия его потребностей. Сущность первичных, физиологических потребностей человека, иерархическая система человеческих потребностей. Понятия “социальная ситуация” и “социальная работа”, их разноуровневая противоречивость. Социальные изменения и социальный контроль как сознательная целенаправленная деятельность по трансформации социальной действительности или социальной ситуации. Сущность прямого и внутреннего контроля. Контроль косвенный и основанный на широкой доступности различных способов достижения целей и удовлетворения потребностей. Принципы социальной работы – основополагающие идеи, положения, правила и нормы поведения органов социальной работы. Классификация методов социальной работы. Социально-экономические, организационно-распределительные, психолого-педагогические группы методов социальной работы, их эффективность. Взаимосвязь принципов и методов социальной работы, их различия. Тема 5. Теория социальной работы в системе наук Взаимосвязь социальной работы с социологией, психологией, социальной экологией, психиатрией. Применение принципов социально-философского познания к анализу конкретных проблем социальной сферы. Междисциплинарный, интегративный и комплексный характер социальной работы Тема 6. Становление теории социальной работы за рубежом и в России Благотворительная деятельности в Киевской Руси. Принятие христианства и преобразование социально-нравственной атмосферы древнерусского общества Феномен нищелюбия. Отражение социальных проблем и развитие социально-этических взглядов в произведениях древнерусской литературы. Формы общественного призрения в Московском государстве. Церковно-монастырская благотворительность. Формирование системы общественного призрения в XVIII -XIX вв. в России. Развитие законодательства, открытие приютов, богаделен, госпиталей и пр. заведений. Роль императорских благотворительных обществ, городских и земских органов самоуправления, дворянства и купечества в развитии различных форм социальной помощи. Сущность советской системы социального обеспечения. Сравнительный анализ российской и зарубежной систем социальной работы. Тема 7. Взаимосвязь социальной политики государства и социальной работы Социальная политика как составная часть внутренней политики государства, ее цели и особенности. Важнейшее направление социальной политики – создание социально гарантированных условий жизнедеятельности граждан, расширение материальной базы укрепления здоровья населения, роста его образованности и культуры. Принцип социальной справедливости, объективные и субъективные условия его реализации. Социальная политика как фактор ускорения материального прогресса общества, инновационной деятельности на производстве. Условия труда и его социальные характеристики. Научно-познавательная и практически организационная стороны социальной политики. Роль социальной ориентированности кадров. Понятие “клиент социальной работы.” Практические методы в теории социальной работы:1) метод индивидуальной работы; 2) работа в группе; 3) работа в общине (микросоциальной среде). Психологические подходы к личности клиента в социальной работе. Современные методики работы с клиентом: бихевиористский подход, гештальт-терапия, когнитивная терапия, комплексный подход, семейная терапия, психосоциальный подход. Тема 9. Профессиональная компетентность в теории и практике социальной работы. Профессиональные роли социального работника. Проблемы профессионального воспитания и обучения специалиста. Понятие о профессиограмме и психограмме социального работника. Профессиональное мышление и способность к рефлексии. Акмеологический подход в социальной работе. Акмеограмма социального работника. Требования к мастерству и компетентности в социальной работе. Профессиональные риски в социальной работе. Проблемы профессиональных стрессов и симптомы эмоционального выгорания. Роль профессиональной поддержки в преодолении профессиональных стрессов. Требования к социальному работнику, вытекающие из его основных функций: способности к постановке “социального диагноза”, знание законов и норм регулирования социальной работы, умение работать с различными социальными группами и категориями нуждающихся в социальной защите, организационные навыки, умение принимать решения в неожиданной ситуации. Личностные качества социального работника, его ценностные ориентации, способность к самоконтролю. Тема 10. Теоретические основы коммуникативной деятельности социального работника Содержание общей системной характеристики “деятельности”, ее структуры. Своеобразие общения как вида человеческой деятельности. Содержание понятий “коммуникация” и ”общение”, их различие. Влияние общения на формирование и развитие личности (социализацию индивида), общественных отношений. Роль обратной связи в процессе коммуникативной деятельности. Вербальная и невербальная коммуникация. Формирование коммуникативных умений и навыков социального работника. Психологические приемы повышения эффективности общения. Эмпатия. Техника коммуникации. Теория социальной работы о взаимодействии в конфликтных ситуациях. Конфликты, их причины и проявления. Оценка конфликтов. Типы, формы, виды конфликтов. Стратегии выхода из конфликтной ситуации. Варианты завершения конфликтных ситуаций. Тема 11. Система социальной безопасности в теории социальной работы. Социальная защищенность граждан, правовые и социально-экономические гарантии их жизнедеятельности и обеспечение безопасности отдельного индивида, различных социальных групп и всего общества в целом. Потребности человека и их удовлетворение как стимул человеческой деятельности. “Потребность” как выражение процесса взаимодействия человека и объективных условий материальной жизни. Сущность потребностей. Факторы, порождающие несоответствие между потребностями и их удовлетворением. Сущность закона возвышения потребностей. Реальные доходы населения как обобщающий показатель уровня жизни населения. Уровень жизни как совокупность условий жизни людей, соответствующих достигнутому уровню общественного производства, обусловленных общественным строем Основные показатели уровня жизни. Проблема бедности. Основные направления государственной политики по социальной защите малообеспеченных групп населения. Сущность индексации и компенсации, методы их осуществления. Прямые и косвенные методы перераспределения доходов в условиях рыночных отношений Проблемы эффективности в социальной работе. Методики оценки эффективности. Зависимость эффективности социальной работы от эрудиции и специальных знаний социальных работников, полученных в период обучения, от опыта социальной работы, от его личных особенностей и ответственности. Гуманизм как литературно-философское и культурное движение XIV – XVI вв. Взаимосвязь гуманистических принципов и нравственных норм. Гуманизм как исторически изменяющаяся система взглядов, признание самоценности человека как личности, его права на свободу, счастье, развитие и проявление своих способностей. Принцип социальной справедливости и проблема неравенства, социальной дифференциации общества. Роль социального работника как носителя идей гуманизма. Этические основы социальной работы и границы осуществления прав человека, установленные государством. Основные направления морального регулирования. Эгоизм и альтруизм – принципы жизненной ориентации. Проблема долга как движущего механизма профессиональной деятельности социального работника. Личностные качества социального работника, его ценностные ориентации, способность к самоконтролю. Конституционно-правовые установления и международные пакты о правах и свободах человека. Конституция государства – правовой фундамент социальной работы. Проблемы социальной защиты в Конституциях РСФСР, СССР, Российской Федерации. Сущность правового статуса граждан Российской Федерации, его субъективные права, свободы, обязанности. Правосубъектность, правоспособность, дееспособность граждан, их регламентация в Российской Федерации. Нормативно-правовые акты, регулирующие личные отношения граждан. Роль юридической компетентности социального работника в защите и реализации правы и законных интересов личности. Семья как малая социальная группа, ее роль в обществе. Основные функции семьи и их содержание. Типология и проблемы современной семьи, модели семьи. Нуклеарная и неполная семьи, их особенности и проблемы. Социальные проблемы современной семьи, роль государства в их разрешении. Проблема ответственности родителей и правовое регулирование родительских обязанностей. Семейные конфликты и проблема насилия в семье. Место и роль социального работника в укреплении семьи. Социальная защита детства в РФ. Статус женщины и особенности социально-политического устройства государства. Зависимость успеха социальной работы с женщинами и учет изменений в положении женщин в реальной жизни. Тенденции изменения статуса женщин в условиях перехода к рыночным отношениям в современном обществе. Возрастание нагрузок на женщин в быту. Падение рождаемости как следствие изменения социального статуса женщин и ухудшения условий жизни. Причины проституции женщин и возможные направления борьбы с этим явлением. Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, принятая Генеральной ассамблеей ООН в 1979 г. и противоречия реализации ее в современной России. Основные приоритеты социальной политики по улучшению положения женщин, возможные пути улучшения положения женщин на рынке труда. Меры по повышению их социального статуса. Тема 17. Проблемы социальной защиты пожилых людей и инвалидов Увеличение численности пожилых людей и инвалидов и проблемы расширения социальной помощи им. Необходимость совершенствования системы социальной реабилитации и социальной помощи престарелым и инвалидам. Сущность социальной реабилитации и основные ее направления. Роль пенсионного обеспечения в системе реабилитации инвалидов. Роль негосударственных пенсионных фондов как дополнительного источника социальной защиты пожилых людей. Проблема трудовой занятости инвалидов и основные направления медико-социальной реабилитации инвалидов. Система и содержание деятельности учреждений социальной поддержки престарелых и реабилитации инвалидов. Федеральный и региональный уровни социальной защиты пожилых и инвалидов. Рынок труда и государственная политика в области занятости населения: содействие мобильности рабочей силы, создание новых рабочих мест, переподготовка кадров и пр. Закон “О занятости населения Российской Федерации”. Принцип добровольности труда. Проблема безработицы, основные ее формы (текучая, скрытая, застойная). Функции социального работника в сфере безработицы. Деятельность служб занятости по социальной поддержке безработных. Система регистрации в службе занятости. Необходимость государственной программы обеспечения занятости населения. Организационная структура службы занятости населения, ее основные функции и права. Государственный фонд занятости, его структура, источник финансирования и система расходования средств. Необходимость научно обоснованной государственной молодежной политики по созданию социально-экономических, правовых, организационных условий и гарантий для социального становления и развития молодежи, полной реализации ее творческого потенциала. Основные компоненты молодежной политики: специальное законодательство, государственное регулирование, плановое и финансовое обеспечение и пр. Организация социальной работы для несовершеннолетних и молодежи. Специализированные службы и учреждения по оказанию подросткам и молодежи разнообразных медико-социальных и пр. услуг, основные направления их деятельности. Особенности, формы и методы социальной работы в школе. Роль социального работника в интеграции усилий медиков, психологов и педагогов в организации помощи детям, родителям, учителям. Учреждения социальной профилактики и реабилитации детей и подростков. Сущность и различие социального работника и социального педагога. Социальная работа с родителями. Диагностика школьной дезадаптации и проблемы социальной работы. Социальная защита студентов как система мероприятий обеспечивающих благоприятные условия для развития личности и профессионального становления. Формирование социальной защищенности студентов. Влияние региональных, территориальных экономических факторов на общественную активность по защите студентов. Проблемы социализации студентов и подготовки их к самостоятельной жизни. Причины социальных конфликтов в межэтнических отношениях. Основные направления социальной работы в разрешении межэтнических проблем. Особенности подготовки социальных работников к деятельности по социальной защите с учетом этнических и национальных факторов. Тема 22. Менеджмент в социальной работе Понятия и основные направления социального управления. Специфические особенности социального управления. Менеджмент в социальной работе как система гибкого управления в обществе. Объекты и субъекты социального менеджмента. Качество организации и управления социальной работой. Функции управления, их особенности, Прогнозирование социальной работы. Типы организационных структур управления социальной работой. Мотивация труда социальных работников. Тема 23. Структура и функции органов социальной работы в обществе Место органов социальной работы в системе социального управления обществом. Основные тенденции становления и развития органов социальной работы. Объекты и субъекты управления в системе социальной защиты населения. Государственный (федеральный) и региональный (местный) уровни работы органов социальной защиты. Функции органов социальной работы, их содержание. Негосударственные общественные (благотворительные), организации, их структура и особенности. ТЕМЫ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ
СИСТЕМА РЕЙТИНГОВОЙ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВIII семестр
СИСТЕМА РЕЙТИНГОВОЙ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВIV семестр
ТЕМЫ КУРСОВЫХ РАБОТ:
ВОПРОСЫ ДЛЯ ПРОМЕЖУТОЧНОГО КОНТРОЛЯ
ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ К ЭКЗАМЕНАМ ПО ДИСЦИПЛИНЕ “ТЕОРИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ” ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТЕОРИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ
ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА 1. Павленок П.Д. Теория, история и методика социальной работы: Учебное пособие. М.,: Издательско-торговая корпорация “Дашков и Ко”, 2003. 428 с. 2. Социальная работа: теория и практика: Учеб. пособие / Отв. ред. д.и.н., проф. Е.И. Холостова, д.и.н., проф., А.С. Сорвина. – М.,:ИНФРА – М, 2003 – 427 с. 3. Фирсов М.В. Студенова Е.Г. Теория социальной работы: Учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений. – М.: Гуманитар. изд. центр Владос, 2001. – 432 с. 2. Буянова М.О. Социальное обслуживание граждан России в условиях рыночной экономики. Теоретико-правовой аспект. Монография. – М.: ООО “Издательство Проспект” М., 2002. - 240 с. 3. Гуманистический подход к охране здоровья. /Отв. ред. Н. Берковитц; пер. с англ. Под ред. К.В. Григорьева. - М.: Аспект-Пресс 1998 – 254 с. 4. Зубкова Т.С. Тимошина Н.В. Организация и содержание работы по социальной защите женщин, детей и семьи. Учеб. Пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений. – М.: Издательство центр “Академия” 2003 – 224 с. 5. Мачульская Е.Е., Горбачева Ж.А. Право социального обеспечения. Учебное пособие для ВУЗов. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Книжный мир, 2000. – 293 с. 6. Осадчая Г.И. Социология социальной сферы. Учебное пособие для высшей школы. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Академический проект, 2003 – 336 с. 7. Основы социальной работы: Учебник / Отв. ред. П.Д. Павленок. – М.: ИНФРА – М.,1998 – 368 с. 8. Райгородский Д.Я. Психология семьи. Учеб пособие для факультетов психологии, социологии, экономики и журналистики. – Самара: Издательский дом “БАХРАХ” – М., 2002 – 752 с. 9. Социальная работа: Словарь – справочник / Под ред. В.И. Филоненко. Сост. Е.П. Агапова, в.И. Акопов и др. – М.: ”Контур”, 199 – 480 с. 10. Теория и методика социальной работы. (Краткий курс) – М.: Издательство “СОЮЗ” 1994 – 192 с. 11. Тетерский С.В. Введение в социальную работу: Учебное пособие. – М.: Академический проспект. 2002 – 496 с. 12. Холостова Е.И. Социальная работа с пожилыми людьми.: Учебное пособие – 2-е изд. – М.: Издат. корпорация “Дашков и КО”, 2003 – 296 с. ПРИЛОЖЕНИЕ I КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ САМООБСЛЕДОВАНИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ “ТЕОРИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ.”
|
|