Методические рекомендации по организации и проведению практики студентов, обучающихся по специальности «040101 Социальная работа» - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Рабочая программа по дисциплине "теория социальной работы" для специальности... 1 302.13kb.
Методические рекомендации по выполнению выпускной квалификационной... 1 313.86kb.
Программа и методические рекомендации проведения педагогической практики... 1 212.23kb.
Методические рекомендации по организации и проведению добровольного... 1 634.36kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины по специальности 35. 6 1362.09kb.
Методические рекомендации по написанию рефератов, курсовых и дипломных... 9 1243.24kb.
Программа практики 080507. 65 «Менеджмент организации» 1 203.02kb.
Курсовая работа является заключительным этапом изучения учебной дисциплины... 1 107.1kb.
Методические рекомендации для студентов Методические рекомендации... 1 353.86kb.
Методические указания по прохождению переводческой практики в рамках... 1 155.7kb.
Методические рекомендации по проведению программы Летних чтений Петрозаводск... 1 196.1kb.
Институционализация социальной работы в модернизирующемся российском... 1 87.56kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Методические рекомендации по организации и проведению практики студентов, обучающихся - страница №3/5


Организация деятельности студентов:
На период практики каждый студент закрепляется за определенным специалистом учреждения, с которым согласовывает свой график работы. За время прохождения производственной практики студент осваивает специфику деятельности социального учреждения, участвует в его работе, реализует указанные выше задачи производственной практики.

В течение всего периода практики студентом ведется "Дневник практики". Заполнение дневника осуществляется в конце каждого дня практики. Записи должны отражать содержание работ, выполненных в течение дня, описание событий дня, деловых контактов, личных наблюдений (Приложения № 3, 3а). Ведение дневника помогает студенту структурировать впечатления, накопленные в течение дня, и определить наиболее острые проблемы, зафиксировать вопросы, нуждающиеся в пояснении специалистов-практиков или преподавателей, трудности, с которыми пришлось столкнуться.

Цель ведения дневника - в накоплении и дальнейшем осмыслении информации о деятельности социальной службы, об услугах, предоставляемых ею, о клиентах и ролевом репертуаре специалистов по работе с молодежью.

Материалы, собранные в дневнике практики, в последующем могут быть использованы в ходе научно-исследовательской работы студента:



  1. ♦ в выступлении на отчетной конференции по практике,

  2. ♦ в написании курсовых работ, выпускной квалификационной работы,

  3. ♦ в подготовке и участии в студенческих конференциях,

  4. ♦ в осуществлении коллективных социальных исследований.

В дневнике перед выполнением заданий практики должны быть зафиксированы: адрес учреждения, в котором студент проходил практику, сведения о структуре учреждения, Ф.И.О. директора, руководителя, специалиста по социальной работе, графики работы персонала. График своей работы студент согласовывает со специалистом, за которым он закреплен.
Производственная практика проходит на базе центров социального обслуживания населения, общеобразовательных учреждений, социальных приютов, культурно-досуговых учреждений, учреждений здравоохранения комитета по делам молодежи, комитета по социальному развитию и труду, учреждений занятости, учреждений органов внутренних дел и других учреждений г. Мурманска и Мурманской области.
Примерный перечень основных направлений и содержания деятельности в различных типах учреждения:
В учреждениях социального обслуживания и защиты населения:

    • знакомство с законодательной базой предоставления социальной помощи населению и ее анализ;

    • изучение специфики организации социального обслуживания и социальной помощи пожилым людям, лицам с ограниченными возможностями здоровья, лицам без определенного места жительства и вернувшимся из мест лишения свободы, малообеспеченным группам населения, лицам, оказавшимся без средств к существованию, попавшим в экстремальную ситуацию;

    • изучение льготных категорий граждан, установление обратной связи с учреждениями, предоставляющими эти услуги;

    • участие в подготовке документов об установлении попечительства над совершеннолетними недееспособными лицами и в процедурах их дальнейшего жизнеустройства;

    • участие в подготовке и оформлении документации лицам, нуждающимся в устройстве в учреждения интернатного типа, обследовании их семейного, материально-бытового положения;

    • участие в организации и осуществлении патронажа;

    • участие в приеме граждан, обратившимся в социальную службу по вопросам социально-бытового обслуживания и оказания им различных видов социальной помощи;

    • изучение картотеки малообеспеченных граждан, участие в разработке и реализации программ помощи им;

    • изучение специфики работы дневных стационаров, отделений срочной социальной помощи, реабилитации, организации социального ухода на дому;

    • практическая работа с клиентами социальной службы, оказание помощи в разрешении их проблем;

    • работа с обращениями граждан.


В учреждениях, занимающихся решением проблем людей с ограниченными возможностями здоровья:

  • знакомство с законодательной базой в области социальной поддержки людей с ограниченными возможностями здоровья;

  • определение направлений деятельности социальных служб в области социальной поддержки людей с ограниченными возможностями здоровья;

  • приобретение навыков ведения документации на людей с ограниченными возможностями здоровья;

  • участие в составлении программ индивидуальной социальной реабилитации людей с ограниченными возможностями здоровья;

  • оказание помощи в реализации программы индивидуальной социальной реабилитации людей с ограниченными возможностями, непосредственная практическая работа с клиентами;

  • участие в процессе начислении и процедурах выплат денежных пособий по постановлениям мэра и губернатора области для взрослого населения,

  • участие в организации и проведении благотворительных мероприятий;

  • работа с предложениями и обращениями граждан.


В учреждениях службы занятости:

  • знакомство с целями, задачами, структурой организации;

  • изучение правовых основ деятельности служб занятости населения;

  • освоение навыков анализа документации, делопроизводства;

  • составление социального портрета безработного;

  • апробация навыков коммуникации с клиентами различного возраста, изучением их социального, материального положения, мотивации трудовой деятельности;

  • изучение проблем профессиональной адаптации безработных;

  • осуществление практической работы с безработными: консультирование, организация и проведение тренингов, групповых занятий, направленных на обучение поиску работы, решение социально-психологических проблем;

  • освоение способов взаимодействия службы занятости с другими организациями внешней среды.


В учреждениях, занимающихся проблемами семьи, материнства, отцовства и детства:

  • выявление направлений деятельности, содержания работы по оказанию помощи различным категориям семей (малообеспеченные, многодетные, опекунские, имеющие нетипичных детей и т.д.);

  • освоение навыков ведения документации на семьи;

  • анализ основных видов социальной помощи (единовременная помощь, ежемесячные выплаты, адресная помощь, материальная помощь, дотации на дополнительное питание, льготы, бесплатное обеспечение лекарствами и т.д.) семьям, детям;

  • участие в работе по выявлению детей, склонных к правонарушениям;

  • участие в подготовке документов об установлении попечительства над детьми и в процедурах их дальнейшего жизнеустройства;

  • участие в работе с кризисными семьями;

  • участие в организации благотворительной помощи семьям, изучение деятельности социальной службы по развитию работы со спонсорами;

  • изучение возможностей социальной службы по оказанию социальной поддержки способным и талантливым детям из различных категорий семей;

  • работа с предложениями и обращениями граждан.


В учреждениях, занимающихся проблемами молодежи:

  • знакомство с организацией работы учреждений, структурой и подразделениями;

  • изучение деятельности учреждения, направленной на реализацию государственной молодежной политики на муниципальном уровне;

  • участие в организации обучения, занятости, отдыха, формировании здорового образа жизни молодежи, гражданственности и патриотизма;

  • изучение и участие в деятельности по поддержке молодой семьи, молодежи с ограниченными возможностями, молодежных и детских объединений;

  • участие в деятельности по духовному и физическому развитию, спортивных мероприятиях;

  • участие в городских мероприятиях, проводимых специалистами по работе с молодёжью;

  • изучение иных видов деятельности по оказанию социальной поддержки и социальных услуг молодежи.


В учреждениях органов внутренних дел (ОВД):

  • ознакомление с системой мер по профилактике правонарушений, с организацией координации и взаимодействия с государственными и общественными организациями, отвечающими за состояние воспитательной работы среди подростков и молодежи;

  • составление развернутой схемы всех структур и организаций, работающих по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних, по выявлению и работе с безнадзорными и беспризорными подростками;

  • знакомство с организацией работы комиссии по делам несовершеннолетних, участие в заседаниях комиссии по делам несовершеннолетних, изучение личных дел подопечных;

  • участие в подготовке и проведении мер по профилактике правонарушений несовершеннолетними и взрослыми: посещение по месту жительства, проведение профилактических бесед и прочее;

  • ознакомление и участие в разработке и осуществлении программ воспитания и исправления, альтернативных программ по изучению и коррекции асоциального поведения и его профилактике; разработка программ исправления для конкретного правонарушителя с применением различных подходов и методов;

  • овладение методами исправления, применяемыми в учреждениях и группах, занимающихся с подростками, совершившими правонарушение;

  • ознакомление с процедурой надзора по делам несовершеннолетних, выявление ее профилактической направленности, результативности;

  • проведение статистических анализов состояния преступности среди несовершеннолетних;

  • участие в работе по раскрытию преступлений (опросе свидетелей, соседей потерпевшего или любых других лиц, осмотре места происшествия в присутствии понятых, составление подробного плана места происшествия, взятия заявления по факту получения телесных повреждений, получение акту судебно-медицинской экспертизы по состоянию потерпевшего и прочее);

  • участие в работе по поиску несовершеннолетнего, ушедшего из дому (взятие объяснений с родителей по факту ухода несовершеннолетнего, выезд и осмотр места происшествия, письменная фиксация свидетельских показаний, поиск несовершеннолетнего, взятие с несовершеннолетнего объяснения по факту его ухода из дому и прочее);

  • участие в рейдах по выявлению правонарушений (рейд по торговле, рейд по выявлению правонарушений, рейд по выявлению неблагополучных семей, рейд по правилам дорожного движения).


В общеобразовательных учреждениях (школах, гимназиях, детских садах):

  • знакомство с социальной стороной деятельности школы и функциями социального педагога, социального работника; участие в социально-педагогической работе коллектива учреждения;

  • составление социального паспорта образовательного учреждения;

  • выявление семей, нуждающихся в социальной помощи и поддержке, участие в обследовании жилищно-бытовых условий семей, знакомство с личными делами и банком данных воспитанников;

  • изучение законодательства, документации и технологии её ведения;

  • организация и проведение культурно-досуговых мероприятий с учащимися и воспитанниками;

  • определение детей групп риска, детей из многодетных, неблагополучных или нуждающихся семей, знакомство с программами помощи данным категориям детей, реализуемых в рамках учреждения, оказание практической социальной и психолого-педагогической помощи;

  • ознакомление с системой мер по профилактике правонарушений и аддиктивного поведения, с организацией координации и взаимодействия с государственными и общественными организациями, отвечающими за состояние воспитательной работы среди подростков и молодёжи;

  • участие в подготовке и применении мер по профилактике правонарушений, наркоманий, табакокурения, алкоголизма; разработка альтернативных программ по изучению асоциального поведения и его профилактике;

  • разработка предложений, которые могут быть реализованы в образовательном учреждении по оказанию помощи семьям, имеющим проблемы в своем функционировании, построении взаимоотношения с детьми;

  • практическое овладение методами и формами работы с детьми и подростками.


В учреждениях здравоохранения:

    • изучение структуры учреждения, основными отделами, их функциями, взаимодействием с другими учреждениями и социальными институтами;

    • изучение нормативно-законодательной базы функционирования учреждения и специалистов;

    • ознакомление и изучение законодательства, национальных программ РФ в области здравоохранения, особенности их реализации в данном регионе;

    • изучение правил исполнения и оформления служебных документов по основной деятельности;

    • ознакомление с существующей охраной труда и спецификой социальной защиты работников здравоохранения (обеспечение специальной одеждой, обувью, начисления на заработную плату, льготные путевки, защитой от несчастных случаев и пр.);

    • оформление наглядной агитации по вопросам профилактики употребления психоактивных веществ, распространения инфекционных заболеваний;

    • участие в социально-медицинском патронаже больных, инвалидов, беременных, кормящих матерей и других категорий граждан, нуждающихся во внимании со стороны социального работника;

    • оказание помощи клиентам в прохождении МСЭ, получении статуса инвалида, оформлении индивидуальной реабилитационной программы, подбор учреждения для ее реализации, контроле над ее реализацией;

    • изучение методов, форм социальной работы с больными сахарным диабетом, онкологическими больными, больными наркоманией, алкоголизмом, туберкулезом, заболеваниями, передающимися половым путем, ВИЧ-инфекцией и пр.;

    • участие в реализации технологии медико-социальной профилактики в учреждениях здравоохранения и др.


В учреждениях социального страхования, Пенсионном фонде:

  • изучение структуры учреждения, основными отделами, их функциями, организационной структурой фонда в целом, взаимодействием фонда с другими фондами и организациями;

  • изучение законодательства, документации и технологии её ведения.

  • знакомство с перечнем документов клиентов, необходимых для начисления пенсий, ежегодного перерасчета пенсий, выдачи пенсионных удостоверений и справок;

  • знакомство с категориями граждан, обращающихся в отделы, основными проблемами, возникающими в процессе реализации социального пенсионного страхования;

  • изучение порядка постановки на учет страхователей и застрахованных лиц, учета платежей страхователей и застрахованных лиц по кодам бюджетной классификации, приема индивидуальных сведений о стаже, заработке застрахованных лиц, выдачи, обмена страховых свидетельств государственного пенсионного страхования, инвестирования средств пенсионных накоплений;

  • изучение порядка работы юридического отдела фондов, знакомство с поступающими исками, типов исковых заявлений, поступающих в фонд;

  • изучение порядка формирования средств Пенсионного фонда РФ, формирования самой пенсии, ознакомление с правилами ведения личных дел, трудовым кодексом, правилами приема и увольнения кадров;

  • анализ социальной политики государства на примере пенсионной реформы;

  • изучение программного обеспечения работы учреждения.


В общественных и некоммерческих объединениях:

  • изучение структуры общественной организации, основных сфер и направлений деятельности;

  • изучение обязанностей социального работника в деятельности организации;

  • изучение нормативно-правовых основ деятельности общественной организации, документации и технологии её ведения;

  • изучение взаимосвязей и партнерских отношений с другими социальными организациями и учреждениями;

  • изучение групп населения, социальных проблем, на решение которых направлена деятельность организации, изучение основных видов социальных услуг, предоставляемых некоммерческим объединением;

  • знакомство с системой финансирования организации;

  • знакомство и участие в программах, акциях и проектах, реализуемых организацией.


В учреждениях, работающих с военнослужащими (военных частях):

  • ознакомление со структурой учреждения, основными направлениями деятельности, штатным расписанием, должностными обязанностями специалистов;

  • изучение нормативно-правовых основ функционирования, документации и технологии ее ведения;

  • изучение контингента военнослужащих, с которым предстоит работать, выявление индивидуальных социально-психологических особенностей, социальных проблем, составление характеристики;

  • изучение социальных нужд, запросов различных категорий военнослужащих, подготовка предложений по их оперативному решению;

  • изучение проводимой информационно-воспитательной работы, организация и участие в мероприятиях, направленных на формирование чувства патриотизма, храбрости, мужества и других личностных качеств;

  • изучение социальных процессов в войсках, участие в поддержании связей с государственными и общественными структурами, занимающихся решением социальных проблем военнослужащих, привлечение общественности к решению задач военно-социальной работы;

  • участие в военно-социологических исследованиях и опросах с целью изучения общественного мнения военнослужащих по проблемам жизни и деятельности воинских коллективов, военно-социальной работы;

  • организация и участие в социально-правовом консультировании и информировании военнослужащих, членов их семей, гражданского персонала;

  • участие в организации культурно-досуговой работы, мероприятий, направленных на развитие физической культуры и спорта.

Ожидаемые результаты:
В ходе практики студенты должны продемонстрировать следующие знания:

- основных технологий социальной работы, типологию, специфику применения на практике с различными группами клиентов;

- основных направлений и приоритетов социальной политики в России и за рубежом;

- основ трудового, гражданского, семейного, социального права;

- формы и методы проведения исследований в социальной работе;

- порядок и организацию опеки и попечительства, усыновления, лише­ния родительских прав, направления в специальные учебно-воспитатель­ные учреждения;

- административно-правовые средства защиты инвалидов, больных и пре­старелых граждан, подростков и молодежи, безработных, мигрантов, бе­женцев;

- организационные структуры социальной работы (государственный и негосударственный секторы);

- основные направления социальной работы в регионе;

- модели комплексных, специализированных социальных служб, их осо­бенности;

- основные принципы социального страхования; механизмы управления и критерии эффективности системы социально­го обеспечения;

- основы организации системы здравоохранения;

- организацию медико-социальной работы, санитарного просвещения и пропаганды здорового образа жизни.
Умения и навыки практической работы, которыми должны овладеть студенты:

- вести организационно-управленческую, научно-педагогическую, исследовательско-аналитическую, посредническую, социально-психологическую, социально-правовую, социально-медицинскую практическую деятельность на раз­личных объектах профессиональной деятельности;

- использовать передовой отечественный и зарубежный опыт социаль­ной работы;

- обеспечивать посредничество между личностью и семьей, между государственными и общественными институтами, струк­турами; оказывать влияние на отношения между людьми в малых группах, сти­мулировать клиента к выполнению социально значимой деятельности;

- давать социальную характеристику личности, составлять социальный паспорт инфраструктуры, учреждения, акт жилищно-бытового исследования, вести документацию;

- использовать методы и приемы психологического, социологического, педагогического, статистического исследования, методы исследования социальной работы, интерпретировать полученные результаты;

- использовать различные технологии, формы и методы социальной работы;

- основными методами рациональной организации труда, принятия уп­равленческих решений в учреждениях социальной сферы;

- процедурой и методиками социальных инноваций, творчески исполь­зовать их в практике социальной работы;

- самостоятельно и осознанно определять зону своей профессиональной компетенции и осуществлять сотрудничество со специалистами смежных профессий (психологами, социальными педагогами, работниками социальных служб, социальными работниками других специализаций);

- самостоятельно оценивать результаты своей работы, обсуждать их с коллегами, распознавать сильные и слабые стороны в развитии собственных профессионально важных качеств и выбирать пути их совершенствования и коррекции.
Формы отчетности:
1. Дневник практики, в котором приводятся план работы, ежедневные наблюдения практиканта, результаты заданий (см. Приложения 3, 3а).

2. Отзыв (характеристика) группового руководителя (оценка и печать учреждения) (см. Приложение 8).

3. Отчет о прохождении производственной практики. Представляет собой аналитическую записку с выво­дами о результатах практики и пожеланиями усовершенствования ее органи­зации и содержания, а также заполнение карты рейтинг-контроля студента (см. Приложения 6, 7).

4. Тезисы выступления на итоговой конференции.


Итоговая аттестация:
Вся отчетная документация сдается в течение первой недели после окончания производственной практики для проверки групповому руководителю. Затем по итогам производственной практики проводится конфе­ренция, на которой студенты в форме выступлений и свободной дискуссии обмениваются своими впечатлениями, полу­ченными знаниями, предложениями и пожеланиями. На итоговую конференцию приглашаются групповые руководители из социальных учреждений, преподаватели выпускающей кафедры. Оценка за прохождение практики выставляется на основании отчета студента, его выступления на заключительной конференции и характеристики, предоставленной специалистом по социальной работе с места прохождения практики.

Программа стажерской практики

по специальности «040101 – Социальная работа»

для студентов V курса

Автор: Т.Д. Тегалева, старший преподаватель кафедры социальной педагогики и социальной работы
Стажёрская практика студентов V курса по социальной работе является комплексной интегрирован­ной профессиональной практикой, предназначенной для того, чтобы будущие специалисты по социальной работе в полной мере осознали те ролевые функции, которые станут определяющими в их профессиональной деятельности после окончания вуза.

Интегрированный характер практики предполагает исследователь­скую, диагностическую деятельность, а также преобразующую, креатив­ную социальную работу, непосредственно «погружающую» студента в профессию специалиста социальной сферы.

Данная производственная практика призвана расширить диапазон возможностей для личностного и профессионального самопознания, развития профессионального мышления будущего специалиста по социальной работе, принятия решений о самокоррекции и самовоспитании в плане формирования ценностных ориентаций, определения своих слабых и сильных сторон.

Практика студентов V курса предусматривает соответствие учебных заданий «зоне ближайшего развития» студентов, вариативность баз практики, проведение самостоятельной научно-исследовательской работы и разра­ботку социальных рекомендаций (проектов).

В программе представлены: пояснительная записка (цель, задачи практики, основные требования к освоению практического материала) с указанием сроков проведения практики, примерный список базовых учреждений, краткое содержание и характер деятельности студентов на практике, список литературы, приложения.

В процессе подготовки программы стажёрской социально-педагогической практики автор опирался на материалы, разработанные Н.П. Клушиной, В.С. Ткаченко, Ю.Н. Галагузовой, М.Е. Сысоевой, Т.П. Мизневич, В.В. Мартыновой, Г.М. Коджаспировой, В.Г. Бочаровой, Л.Г. Гусляковой, И.Д. Зимней, Т.Ф. Золотарёвой, Т.Б. Ивановой, А.А. Козлова, А.И. Ляшенко, Г.В. Сорвачёвой, В.С. Ткаченко, Г.Н. Штиновой и др.


Сроки проведения практики: Стажёрская практика для студентов, обучающихся по специальности «040101-Социальная работа», проводится в течение 4 недель в IX семестре V курса обучения на базе социальных учреждений, учреждений здравоохранения, образования, права, сервиса и промышленного производства.
Цель практики: совершенствование профессиональных умений и навыков в процессе самостоятельной организации социальной деятельности в различных учреждениях.
Задачи практики:

  1. совершенствование личностных и формирование профессиональных качеств будущих специалистов по социальной работе;

  2. углубление знаний студентов о специфике работы учреждений социаль­ной сферы, с различными возможностями оказания социальной по­мощи детям, и взрослым;

  3. изучение особенностей социального поведения личности, взаимоотно­шений личности и окружающей среды, личностных особенностей кли­ентов данного микросоциума, их нужд, интересов, потребностей, воз­можностей для их удовлетворения;

  4. овладение профессиональными умениями и навыками, необходимыми специалисту по социальной работе для решения профессиональных задач;

  5. разработка и проведение экспериментальной части выпускной квалификационной работы по договоренности с научным руководителем.


Содержание и характер деятельности студентов


Задание

Виды деятельности

Форма отчётности

1

2

3

Подготовительный этап

1. Познакомиться с программой практики, распределением по учреждениям, со своими групповыми руководителями

1. Заполнение программного заявления «Чему я хочу научиться» (см. Приложение 2).

2. Участие в работе установочной конференции.



1. Анкеты «Чему я хочу научиться».

2. Оформить в дневнике: цели, задачи практики, содержание индивидуальных заданий, план экспериментального исследования (см. Приложения 3, 3а, 17, 18, 19)



Рабочий этап

1. Общее ознакомление с системой социальной работы учреждения (общие сведения о структуре учреждения, основных направлениях деятельности социальной работы).

1. Изучение нормативно-правовых документов, регламентирующих деятельность учреждения и деятельность специалиста по социальной работе, составление «Визитной карточки» учреждения (см. Приложение 4).

1. Составить перечень нормативно-правовых документов.

2. Составить «Визитную карточку» учреждения.



2. Заключение договоров с сотрудниками и администрацией (директором) учреждения о прохождении практики, заполнение протоколов инструктажа.

2. Изучение инструктивно-методических документов по охране жизни и здоровья детей, взрослых защите их прав и интересов.

2. Составить перечь нормативно-правовых и инструктивных писем по охране жизни и здоровья детей и взрослых.

3. Знакомство с документацией специалиста по социальной работе

3. Оформление и ведение документации (журналы, личные дела, заявления, акты обследования жилищных условий и прочее)

3. Представить в дневнике перечень основной документации специалиста по социальной работе.

4. Изучение и анализ социальной работы специалистов учреждения.

4. Наблюдение за работой специалистов.

Изучение системы планирования социальной деятельности.



4. Представить в дневнике структуру и содержание социальной работы, используя различные формы (циклограммы, графики, таблицы)

5. Знакомство с контингентом социальной службы (группой детей, подростков, молодежью, взрослых), с которыми предстоит работать

5. Беседы с клиентами, знакомство с их личными делами.

5. Заполнить краткие сведения о клиентах, с которыми предстоит работать.

6. Составление индивидуального плана работы на практике и графика проведения научного исследования.

6. Разработать план проведения социальных мероприятий в учреждении и утвердить график проведения экспериментального научного исследования (по теме выпускной квалификационной работы)

6. Отразить в дневнике индивидуальный план работы в учреждении (график экспериментального исследования)

7. Представить план научного исследования (по плану выпускной квалификационной работы)

7. Подбор методик для осуществления научно- исследовательской Работы.

Проведение экспериментально части с целью сбора материала для использования его в подготовке выпускной квалификационной работы.



7. Представить в дневнике результаты проведённого исследования.

8. Разработка и представление комплексной программы социальных и психолого-педагогических коррекционных мероприятий с клиентами.

8. Реализация программы мероприятий.

8. Оформление в дневнике плана программы коррекционных действий.

9. Самостоятельная работа в качестве специалиста по социальной работе.

9. Участие в проведении реабилитационных, коррекционных, воспитательно-образовательных и др. мероприятий, проводимых в социальном учреждении и партнерских организациях.

9. Представить в дневнике график проведённых мероприятий (образец см. Приложение 18)

Итоговый этап

1. Обобщить полученные на практике результаты

1. Самоанализ и самооценка работы студентов. Заполнение «Карты рейтинга» контроля (см. Приложение 7).

2. Итоговая конференция о выполнении программы практики.



1. «Карта рейтинга» контроля.

2. Отчёт по практике по установленной форме.




Организация деятельности студентов:
На период практики каждый студент закрепляется за определенным специалистом учреждения, с которым согласовывает свой график работы (примерный список баз практик см. Приложение 1). За время прохождения стажерской практики студент осваивает специфику деятельности образовательного или социального учреждения и специалиста по социальной работе в данной службе. В соответствии с особенностями учреждения студент осуществляет свою повседневную работу по индивидуальному плану работы, а также самостоятельно проводит научно-исследовательскую работу.

Научный руководитель совместно со студентом заранее разрабатывают индивидуальный план-задание по проведению экспериментальной части выпускной квалификационной работы на весь период стажерской практики (см. Приложение 18).


Индивидуальный план работы составляется студентом со­вместно с групповым руководителем в самом начале практи­ки на весь ее период. В нем необходимо отразить все виды работ и все мероприятия, которые должен провести практи­кант с указанием сроков. Продуманный, правильно составленный индивидуальный план работы позволяет студенту бо­лее четко и последовательно организовать свою деятельность.

Перед составлением индивидуального плана студент дол­жен провести тщательную подготовительную работу, ознако­мившись предварительно с различными планами учреждения и согласовав задания практики со своим групповым руково­дителем.

Чтобы сделать план более конкретным и реальным, необхо­димо выбрать такую его структуру, которая в наибольшей степени соответствовала бы структуре самой практики. Напри­мер, индивидуальный план может представлять собой план-график, содержащий следующие графы:


Число / время проведения

Задание

Место проведения

Выполнение












Содержание работы в каждом разделе определяется программой практики, на основании которой студент подбирает те формы работы, которые он обязан и может провести в данном учреждении.

Для выполнения намеченных заданий студенту необходимо продумать организационную, подготовительную, текущую и индивидуальную работу, которая в плане-графике не отража­ется. Поэтому на каждую неделю студент составляет конкрет­ный недельный план. В нем отражается то, что необходимо сделать для реализации заданий практики, а также текущие дела, которые не вошли в план-график. Недельный план ра­боты пишется в дневнике в начале каждой недели.

Ожидаемые результаты:
В ходе практики студенты должны продемонстрировать следующие знания:

• социальных институтов и служб социальной помощи различной ведомственной принадлежности;

• основ социальной и семейной педагогики, государственных и местных программ социальной помощи населению и их назначение;

• федеральных и региональных нормативно-правовых и законодательных актов;

• теории социализации и особенности развития личности в разные воз­растные периоды;

• основ виктимологии, ресоциализации, реабилитации, социальной коррекции и других технологий социальной работы;

• источников для профессиональных и научных исследований, необхо­димых для практической работы;

• методов и форм групповой и индивидуальной работы;

• основных моделей социальной помощи населению;

• теории и технологии кризисного вмешательства;

• основ коммуникации.
Умения и навыки практической работы, которыми должны овладеть студенты:

• проводить диагностику по выявлению социального потенциала микросоциума базы практики;

• работать с документацией специалиста по социальной работе:

• работать с научной и методической литературой, осуществлять поиск необходимой информации для совершенство­вания профессиональной деятельности;

• изучать и анализировать опыт работы социальных, социально-педагогических и психологических служб образовательных и социальных учреждений различного типа;

• выявлять специфику деятельности специалиста по социальной работе в зави­симости от типа базы практики;

• разрабатывать программу социальной диагностики личности, группы, микросоциума;

• составлять и обосновывать рекомендации по улучшению морально-психологического климата в коллективе;

• разрабатывать собственные варианты программного и методиче­ского обеспечения деятельности по социальной профилактике и коррекции девиантного поведения детей, молодежи, взрослых;

• организовывать работу с коллегами по решению актуальных социальных проблем;

• определять перспективы развития учреждения;

• разрабатывать планы работ подразделения, в котором осуществляется основная деятельность;

• проводить исследовательскую работу по теме выпускной квалификационной работы;

• проводить самоанализ деятельности.


Формы отчетности:
1. Дневник практики, в котором приводятся: индивидуаль­ный план работы, ежедневные наблюдения практиканта, результаты всех предусмотренных программой по данному виду практики заданий (см. Приложение 3).

2. Отзыв (характеристика) группового руководителя (см. Приложение 8).

3. Отчет по практике (образец оформления см. Приложение 6).

4. Тезисы выступления на итоговой конференций.

Все эти документы студент сдает на выпускающую кафедру в течение одной недели после окончания практики.
Итоговая аттестация:
Вся отчётная документация сдаётся студентами для проверки групповому руководителю в течение недели после завершения последнего выхода на практику в учреждение. По итогам стажерской практики проводится заключительная конференция, на которой объявляются результаты (оценки) практики, студенты выступают с докладами о специфики практической деятельности в том или ином учреждении, обмениваются впечатлениями, полученными знаниями. На конференцию приглашаются групповые руководители, ведущие специалисты из учреждений, в которых была организована практика. В ходе конференции рассматриваются вопросы по совершенствованию организации практики. Обязательным элементом итоговой конференции являются фотостенды, иллюстрирующие наиболее значимые фрагменты практики.

Оценка за прохождение практики выставляется на основании характеристики, предоставленной групповым руководителем, отчёта студента, его выступления на заключительной конференции.



Список литературы

  1. Аверина С.Г. и др. Организация, технологии и методы управления социальной защитой населения: опыт, проблемы, перспективы. – Электросталь, 1998.

  2. Аксенова Л.И. Социальная педагогика в специальном образовании. – М., 2001.

  3. Асенова С.А.. Методы эффективного обучения взрослых. – М., 1998.

  4. Бочарова В.Г. Педагогика социальной работы. – М., 1994.

  5. Василькова Ю.В. Методика и опыт работы социального педагога. – М., 2001.

  6. Галагузова Ю.Н., Сорвачева Г.В., Штинова Г.Н. Социальная педагогика: Практика глазами преподавателей и студен­тов. – М., 2001.

  7. Гарднер Р. Психология детских проблем. – СПб., 2002.

  8. Голованова Н.Ф. Социализация младшего школьника как педагогическая проблема. – СПб., 1997.

  9. Данилова Р.И. Программа практического обучения социальной работы. – Архангельск: ПГУ, 2005.

  10. Доэл М., Шардлоу С. Практика социальной работы (пер. с англ.) / Под ред. Б.Ю. Шапиро. – М., 1995.

  11. Зарубежный и отечественный опыт социальной работы / Под ред. А.Н. Дашкиной, Е.И. Холостовой, В.В. Колкова. – М., 1999.

  12. Иванов И. П. Энциклопедия коллективной творческой деятельности. –М., 1986.

  13. Клушина Н.П. Организация практики студентов по социальной работе: учеб. пособие для студентов. – М., 2004.

  14. Козлов А.А., Иванова Т. Б. Практикум социального работника. – Ростов на /Дону, 2001.

  15. Корнева Л.В. Психологические основы педагогической практики. – М., 2006.

  16. Курбатов В.И. Социальное проектирование: Учебное пособие для студ. вузов / В.И. Курбатов, О.В. Курбатова. — Ростов н/Д: Феникс, 2001.

  17. Левикова С.И. Молодежная субкультура. – М., 2004.

  18. Лотова И. П. Психологические условия эффективности профессиональной деятельности работников социальных служб. – М., 1998.

  19. Медведева Г.П. Этика социальной работы. – М., 1999.

  20. Менеджмент социальной работы / Под ред. Е.И. Комарова, А.И. Войтенко. – М., 1999.

  21. Методика и практика социальной работы // Обучение социальной работе в России: В 4 ч. – Ч. 4. / Под ред. М.Я. Гурьяновой. – М., 1998.

  22. Методика и технологии работы социального педагога / Под ред. М.А. Галагузовой. – М., 2002.

  23. Методические рекомендации по организации воспитательно-профилактической рабо­ты с педагогически запущенными детьми. – Минск, 2001.

  24. Методические рекомендации по организации и проведению практики для студентов всех курсов дневного отделения специальности «Социальная работа» / Авт. – сост. Е.А. Миронова, А.Ю. Шевченко. – Самара, 2003.

  25. Михневич Т.П., Мартынова В.В., Клипинина В.Н., Лаврович А.П. Практическая подготовка социальных педагогов. – Минск, 2002.

  26. Нагавкина Л.С., Крокинская О.К., Косабуцкая С.А. Социальный педагог: введение в должность. – М., 2002

  27. Немов Р.С. Психология: В 3 т. Т. 3. – М., 1998.

  28. Никитин В.А. Социальная работа: проблемы теории и подготовки спе­циалистов: Учеб. пособ. - М., 2002.

  29. Никишина В.Б. , Василенко Т.Д. Психодиагностика в системе социальной работы. – М., 2004.

  30. Обучение практике социальной работы / Под ред.М. Доэла и С. Шадлоу. – М., 1997.

  31. Обучение социальной работе: Преемственность и инновации / Под ред. Ш. Рамон и Р. Сарри. – М., 1996.

  32. Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога. – М., 2001.

  33. Организация и проведение практики студентов по специальности «Социальная работа» / Сост. Е.С. Новак, В.Г. Краснова, А.Ю. Чернов. – Волгоград, 2000.

  34. Организация, контроль и оценка педагогической практики студентов: Методические указания / Автор-составитель Т.Б. Гребенюк. – Калининград: КГУ, 2000.

  35. Пинкус А., Минахан А. Практика социальной работы. – М., 1993.

  36. Проблемы теории и методологии социальной работы / Под ред. Е.И. Холостовой и др. М., 2000.

  37. Психология социальной работы / Под общей редакцией М.А. Гулиной. — СПб: Пи­тер, 2002.

  38. Рабочая книга школьного психолога / Под ред. И.В. Дубровиной. – М., 1995.

  39. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. М., 1995.

  40. Руководство по организации практик по специальности 350500 «Социальная работа» / А.М. Вязьмин, Т.И. Великолуг, Е.П. Констатинова, Л.Г. Градова, Е.Б. Федорова. – Архангельск: СМГУ, 2004.

  41. Сборник задач и упражнений по социальной работе / Под ред. Л.Г. Гусляковой и др. – Барнаул, 2000.

  42. Сысоева М.Е. Педагогическая практика. Справочник. Учебно-методическое пособие. М., 2002.

  43. Технологии социальной работы в различных сферах жизнедеятельности / Под ред. П.Д. Павленка. – Изд. 2. – М., 2006.

  44. Технологии социальной работы: Учеб. для студ. вузов по спец. «Социальная работа» / Под ред. Е.И. Холостовой.- М., 2002.

  45. Технология социальной работы: Учебник / А. А. Чернецкая и др. – Ростов н/Д: «Феникс», 2006. – 400 с.

  46. Технология социальной работы: Учебное пособие для студ. высш. учеб. завед. / Под ред. И. Г. Зайнышева. — М., 2002.

  47. Черносвитов Е. В. Социальная медицина. – М. , 2000.

  48. Шакурова М.В. Методика и технология работы социального педагога. – М., 2002.

  49. Шептенко П.А., Воронина Г.А. Методика и технология работы социального педаго­га. – М., 2001.

  50. Шмелева Н.Б. Формирование и развитие личности социального работника как профессионала. – М., 2004.

Приложение 1. Примерный список базовых учреждений для прохождения практики


Наименование ведомства

Название учреждений

Возможный вид деятельности

Комитет по труду и социальному развитию Мурманской области

1. Комитет по труду и социальному развитию Мурманской области;

2. Комитет по труду и социальному развитию

г. Мурманска


Знакомство студентов с организацией и функционированием комитета.

Изучение правил исполнения и оформления служебных документов по основной деятельности. Помощь в организации и проведении мероприятий среди населения.



Муниципальное учреждение социального обслуживания социальный приют для детей и подростков «Берегиня» Кольского района (п. Кильдинстрой)

Работа с детьми, находящимися в трудных жизненных ситуациях, патронаж семей. Проведение психолого-педагогического и социального исследования проблем ребенка. Постановка социального диагноза. Разработка и обоснование плана-программы помощи. Организация и проведение культурно-досуговых и психолого-педагогических мероприятий с детьми, оставшимися без попечения родителей.

Государственное областное учреждение

социального обслуживания системы социальной защиты населения (ГОУ СОССЗН) «Центр социальной помощи семье и детям»

(г. Мурманск)


Знакомство студентов с организацией, структурой центра, его подразделениями. Проведение социально-психолого-педагогического исследования проблем ребенка. Постановка социального диагноза.

Разработка и обоснование плана-программы помощи.

Организация и проведение психолого-педагогических мероприятий с детьми.

Участие в мероприятиях, проводимых сотрудниками.



Мурманский дом-интернат престарелых и инвалидов

Знакомство студентов со структурой дома-интерната, его специалистами. Помощь в обслуживании престарелых, участие в мероприятиях для пожилых людей, посредническая работа. Проведение психолого-педагогического и социального исследования проблем клиентов. Постановка диагноза. Разработка и обоснование плана-программы помощи. Организация и проведение психолого-педагогических мероприятий с клиентами.

Государственное областное учреждение системы социальной защиты населения «Полярнозоринский центр постинтернатной адаптации» (пгт Зашеек)

Молодежный центр постинтернатной адаптации (г. Мончегорск, г. Ковдор)



Знакомство студентов с организацией, структурой центра, его подразделениями. Участие в мероприятиях, подготовленных специалистами по социально-бытовой адаптации выпускников интернатных учреждений.

Муниципальное учреждение Центр

социальной помощи семье и

детям Ловозерского района (пгт Ревда)


Участие в работе с детьми, находящимися в трудных жизненных ситуациях, патронаж семей. Организация и проведение мероприятий с детьми.

Муниципальное учреждение социальный приют для детей и подростков «Росток» (г. Кандалакша)

Знакомство студентов с организацией, структурой городского Центра социальной помощи детям. Помощь в организации и проведении мероприятий с детьми, находящимися в трудных жизненных ситуациях.

Комитет по труду и социальному развитию

г. Мурманск



Городской центр социального обслуживания населения

Помощь в обслуживании на дому пожилых и инвалидов, работа в отделении срочной социальной помощи. Проведение психолого-педагогического и социального исследования проблем клиентов. Постановка диагноза. Разработка и обоснование плана-программы помощи. Организация и проведение психолого-педагогических мероприятий.

Мурманский городской Центр социальной помощи детям, оставшимся без попечения родителей

Знакомство студентов с организацией, структурой городского Центра социальной помощи детям, оставшимся без попечения родителей.

Помощь в организации и проведении культурно-досуговых мероприятий с детьми, оставшимися без попечения родителей. Проведение психолого-педагогического и социального исследования проблем ребенка. Постановка социального диагноза. Разработка и обоснование плана-программы помощи.

Организация и проведение психолого-педагогических мероприятий с детьми, оставшимися без попечения родителей.


Комитет по образованию г. Мурманск

Дошкольный детский дом № 7 г. Мурманск;
Детский дом № 3 г. Мурманск;
Детский дом № 5 г. Мурманск

Помощь в организации и проведении различных мероприятий для детей-сирот и детей-инвалидов. Проведение психолого-педагогического и социального исследования проблем ребенка. Постановка диагноза. Разработка и обоснование плана-программы помощи. Организация и проведение психолого-педагогических и социально-педагогических мероприятий с детьми.




Муниципальные общеобразовательные учреждения средние общеобразовательные школы, гимназии, лицеи

Помощь в составлении социального паспорта школы, определении семей, нуждающихся в социальной помощи и поддержке. Проведение психолого-педагогического и социального исследования проблем ребенка. Постановка диагноза. Разработка и обоснование плана-программы помощи. Организация и проведение психолого-педагогических и социально-педагогических мероприятий с детьми. Участие в социально-педагогической работе коллектива школы.

Общественные объединения

Представительство гуманитарной организации «СОС - Детские Деревни Норвегии» в Российской Федерации



Знакомство студентов с зарубежной моделью организации негосударственного семейного детского дома. Проведение психолого-педагогического и социального исследования проблем ребенка. Постановка диагноза. Разработка и обоснование плана-программы помощи. Организация и проведение психолого-педагогических и социально-педагогических мероприятий с детьми. Участие в социально-педагогической работе с детьми.

Кризисный центр для женщин «Приют» г. Мурманск.

Учредитель: общественное объединение «Конгресс женщин Кольского полуострова»


Психологический центр «Здесь и теперь» (г. Мурманск)

Знакомство студентов с организацией и функционированием кризисного центра, психологического центра. Работа с документами, поступающими в кризисный центр. Изучение работы специалистов центра. Диагностика проблем клиента, проведение углубленного интервью, исследование проблемы. Составление плана реабилитационных мероприятий, помощь клиенту в решении его проблем и пр.

Комитет по здравоохранению

Мурманской области



ГУЗ Мурманский областной наркологический диспансер

Знакомство со структурой, основными направлениями деятельности диспансера. Изучение правил исполнения и оформления служебных документов по основной деятельности. Диагностика личности клиента, составление плана программы реабилитационной или профилактической деятельности. Проведение психолого-педагогических мероприятий (индивидуальных и групповых). Оформление наглядной агитации по вопросам профилактики употребления наркотиков.

Комитет по делам молодёжи

г. Мурманска



МУ Комплексное отделение социального обслуживания молодёжи

Знакомство студентов с организацией работы комплексного отделения социального обслуживания; определение подразделения для прохождения дальнейшей практики. Проведение социально - психолого-педагогической диагностики подростков и их семей, составление плана коррекционных и реабилитационных мероприятий. Проведение индивидуальных консультаций, коррекционных мероприятий. Участие в мероприятиях, проводимых ведущими специалистами по работе с молодёжью. Проведение социологического исследования по одной из проблем, решение которой необходимо в данном районе.

Учреждения МВД

ОВД Октябрьского округа г. Мурманска
Отделение по предупреждению правонарушений несовершеннолетних Первомайского ООВД г. Мурманска

Знакомство студентов с организацией работы комиссии по делам несовершеннолетних. Участие в заседаниях комиссии по делам несовершеннолетних. Изучение личных дел подопечных. Проведение социально - психолого-педагогической диагностики подростков и их семей, составление плана коррекционных и реабилитационных мероприятий. Проведение индивидуальных консультаций, коррекционных мероприятий.

<< предыдущая страница   следующая страница >>