Похожие работы
|
Программа и методические рекомендации проведения педагогической практики студентов - страница №1/1
ФИЛИАЛ НОУ ВПО «САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ИНСТИТУТ
ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ, ЭКОНОМИКИ И ПРАВА»
В г. КАЛИНИНГРАДЕ
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор филиала
СПбИВЭСЭП
в г. Калининграде
____________Завражная Е.С.
«______»________ 20__ г.
ПРОГРАММА И МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПРОВЕДЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ СТУДЕНТОВ
4-ГО КУРСА ЗАОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ
специальности 030301.65 – «Психология»
Калининград
2010
Программа и методические рекомендации проведения педагогической практики студентов 4-го курса заочной формы обучения специальности 030301.65 – «Психология» / Авт. – сост. к.п.н., Баркаева И.Л.
Рассмотрена и одобрена на заседании кафедры «Психология», протокол № 1 от 02.09.2011 г.
Зав. кафедрой
психологии,
к.п.н. И.Л. Баркаева
Утверждена на заседании Совета филиала от 12.01.11, протокол № 4.
Введение
Гуманизация и гармонизация процессов воспитания, обучения несовершеннолетних в условиях современного образовательного пространства, стремление к сотрудничеству педагога и учащегося (ребенка) с учетом его индивидуальных, возрастных особенностей, активизация познавательной активности, формирование позитивной «Я-концепции» - основные направления деятельности педагога.
В связи с необходимостью усиления практической направленности обучения студентов в учебный план специальности «Психология» введена педагогическая практика – специальная форма обучения, призванная преодолеть разрыв между психологической теорией и практикой, академическими концепциями личности и группы, и реальностью их исследования. Педагогическая практика носит методический, исследовательский характер, и педагогической является потому, что организуется, как правило, в педагогических образовательных системах. Кроме того, педагогическая практика призвана подготовить студента к работе в качестве преподавателя психологии.
Педагогическая практика проводится в 8-м семестре после изучения основных дисциплин психолого-педагогического цикла, в течение 7-ми недель, в количестве 244 часов в рамках учебного процесса, в свободное от аудиторных занятий время. Практика организуется как относительно самостоятельное выполнение студентами заданий, предусмотренных программой практики, в специально организованных условиях педагогического процесса с последующим отчетом и анализом руководителем.
Это дает возможность студентам возможность реализации в эмпирическом психологическом исследовании, получить непосредственную обратную связь, и тем самым сформировать психологическую точку зрения как часть индивидуального культурного опыта.
Кроме того, педагогическая практика, наряду с предшествующими учебно-ознакомительной, производственной и последующей научно-исследовательской и квалификационной практикой, является важным этапом в подготовке к выпускной квалификационной работе, к серьезной научно-исследовательской деятельности, поскольку позволяет накапливать опыт применения прикладных психологических знаний, анализа и интерпретации психологических явлений в условиях педагогического процесса.
База проведения педагогической практики
Базой для проведения практики являются учебные и учебно-воспитательные заведения, учреждения и организации различного типа для детей и подростков разного возраста (детские сады, школы, социальные приюты, детские дома, учреждения интернатного типа, специальные образовательные учреждения для детей с ограниченными возможностями здоровья, профессионально-технические училища, колледжи и т.д.).
Цель, задачи и содержание практики
Целью педагогической практики является включение студента в целенаправленный учебно-воспитательный процесс, рефлексивное закрепление и углубление научно-теоретических знаний, приобретенных в курсах специальных предметов психолого-педагогического цикла: «Педагогическая психология», «Социальная психология», «Возрастная психология», «Психология отклоняющегося поведения», «Специальная психология» и др.; приобретение необходимых умений и навыков самостоятельного психолого-педагогического исследования, формирование ценностно-профессионального самоопределения.
Задачи педагогической практики:
1) знакомство студентов с педагогической деятельностью детских общеобразовательных учреждений, овладение первичными умениями педагогического труда;
2) изучение способов педагогического воздействия на ребенка;
3) использование психологических знаний, системно-организованного понимания ситуаций и психических явлений в непосредственной практической работе;
4) осознание сущности понятия «педагогическая поддержка» как целенаправленного воздействия, направленного на сохранение и укрепление физического и психологического благополучия ребенка в жизненно важных ситуациях его развития;
5) формирование умений и навыков самостоятельной работы с несовершеннолетними в учреждениях образования; усвоение на практике инновационных, педагогических технологий, опыта в сфере педагогики;
6) овладение основными методами и диагностическим инструментарием при проведении исследований, осуществлении интерпретации результатов работы;
7) представление о «зоне актуального развития» и «зоне ближайшего развития» учащегося;
8) овладение способами педагогической коррекционно-развивающей деятельности, умением разрабатывать и проводить игровые, тренинговые, лекционные занятия с участниками образовательного процесса.
В связи с этим содержание практики включает следующие компоненты:
1) описание педагогической ситуации (пространственно-временные характеристики деятельности учреждения педагогической системы, организации детского коллектива, комплекс условий, обеспечивающих решение педагогических задач);
2) понятие о педагогической задаче, как результате осознания студентом цели обучения, воспитания, способов ее реализации на практике;
3) создание проблемной ситуации с целью организации поисковой активности, формирования познавательной самостоятельности студентов;
4) психолого-педагогический анализ одной из форм учебно-воспитательного процесса: урока, развивающего занятия, коллективного творческого дела; осуществление педагогического просвещения участников образовательного процесса;
5) анализ собственных достижений, умений и навыков в области самопонимания, общения, межличностного взаимодействия.
Конкретные задания на период прохождения практики и методические рекомендации представлены в Приложении 1.
Организация практики
До начала практики проводится организационное собрание, в ходе которого студенты знакомятся с целями, задачами и содержанием практики.
Студенты распределяются по конкретным объектам (образовательным учреждениям), совместно с руководством организации и руководителем практики определяется вид деятельности студента и соответственно конкретизируется содержание практики, уточняются сроки ее прохождения.
Основные этапы педагогической практики
-
организационные вопросы (встреча с руководителем, получение задания, оформление документации);
-
знакомство с педагогическим коллективом, ознакомление с деятельностью образовательного учреждения;
-
изучение документации, базовых положений педагогической деятельности в учреждении;
-
взаимодействие с «профильными» специалистами: педагогом-дефектологом, педагогом-логопедом и др. в образовательном учреждении (в случае работы с детьми с ОВЗ);
-
составление планов, разработка и проведение коррекционно-развивающих, творческих, лекционных, тренинговых занятий, мероприятий воспитательного характера;
-
написание, оформление дневника педагогической практики и защита отчетов по педагогической практике.
Методические рекомендации по оформлению отчетной документации
По результатам педагогической практики студенты представляют следующие отчетные документы:
1) дневник практики;
2) письменный отчет студента о практике с приложением материалов выполнения заданий;
3) отзыв (характеристика) руководителя с места практики.
Примечание: характеристику деятельности студента по месту прохождения практики желательно продублировать на отдельном бланке с подписью руководителя практики (учреждения) и печатью учреждения.
Формой итогового контроля прохождения педагогической практики студентами является написание отчета о практике, характеристика на студента и дневник прохождения практики.
Письменный отчет студента (объемом до 20 страниц печатного текста) включает отчет по выполнению заданий практики, выводы и рекомендации, развернутый анализ и обобщение деятельности практиканта в соответствии с задачами и содержанием практики.
Отчет студента о практике оформляется в виде печатного текста в формате Word, шрифт 14, межстрочный интервал полуторный, поля: верхнее – 2; нижнее – 2; левое – 2,5; правое – 1см. Рукопись не допускается.
В заключении практикант должен отразить влияние практики на формирование его профессиональных умений и навыков.
Дневник является обязательным отчетным документом.
Структура его оформления и записей в нем следующая: титульный лист, содержащий сведения о студенте, название практики, сведения о местах практики с указанием фамилии, имени, отчества и должности руководителя практики; записи о работах, выполненных во время практики, содержащие краткое содержание работ, сроки их выполнения (планируемые даты начала и окончания работы).
Предпочтительна печатная форма дневника, однако допускается и аккуратно оформленная, написанная разборчиво и без ошибок рукопись.
Образец оформления титульного листа приводится в Приложении.
Характеристика (отзыв) заверяется подписью с указанием фамилии, имени, отчества, должности и печатью.
Порядок защиты и подведение итогов практики
|
Защита отчетов студентами осуществляется в установленные руководителем практики сроки. К защите практики допускаются студенты, своевременно и в полном объеме выполнившие программу практики и предоставившие в указанные сроки всю отчетную документацию.
Защита практики включает устный публичный отчет студента-практиканта, на который ему отводится 5-7 минут, ответы на вопросы.
Устный отчет студента включает: раскрытие цели и задач практики, общую характеристику места практики, описание выполненной работы с количественными и качественными характеристиками, выводы и предложения по содержанию и организации практики, совершенствованию программы практики.
Анализ результатов практики проводится по следующим критериям:
1) уметь правильно применять методы получения первичной информации (наблюдение, беседа, эксперимент, метод изучения результатов деятельности, документальный метод), а также использовать психодиагностические методики;
2) уметь оценивать педагогическую ситуацию и планировать с ее учетом свои конкретные действия;
3) уметь дать психологическую характеристику личности;
4) уметь общаться и располагать к общению;
5) уметь педагогически грамотно интерпретировать наблюдаемые факты и явления;
6) иметь соответствующий уровень развития рефлексии и самооценки своих личностных особенностей и качеств.
Оценка результатов определяется особенностями психолого-педагогической деятельности студентов и выявляет уровень сформированности основных индивидуально-личностных качеств.
В этой связи, критерием оценки результатов деятельности студентов является комплексный показатель компетентности будущего психолога, а именно:
- степень овладения психолого-педагогическими, специальными знаниями, понятийно-терминологическим аппаратом;
- степень овладения методами и диагностическим инструментарием в практической деятельности как умениями и навыками;
- характер отношения к профессиональной деятельности, проявляемый на мотивационном, коммуникативном, процессуальном, эмоциональном, рефлексивном уровнях.
Во внимание принимается выполнение программы практики и реализация поставленных задач в полном объеме, активность, ответственность и творческий подход практиканта к порученному делу, качественная характеристика продуктивности деятельности, качество итоговой документации и представление ее в установленные сроки.
Защита отчета по практике осуществляются в форме зачета.
ПРИЛОЖЕНИЯ
|
Приложение А
|
|
Задания на период практики и методические рекомендации к их выполнению
|
|
Задание 1. «Я в общении»
|
1. Осуществить самонаблюдение в русле педагогических знаний, умений. Оформить протокол наблюдений по следующей схеме:
– педагогическая ситуация (эпизод);
– характеристика учащегося (ребенка) по общению (пол, возраст, психологическое состояние, личностные особенности);
– оценка удовлетворенности общением, анализ причин неудачи в общении в данной ситуации;
2. После самонаблюдения и самооценки педагогических умений провести анализ, направленный на совершенствование педагогических знаний, умений и навыков.
3. Оценить результат.
|
Задание 2. «Партнер в общении»
|
1. Провести анализ умений и навыков общения учащегося (ребенка) путем наблюдения и интервьюирования. Оформить протокол наблюдений по следующей схеме:
– характеристика педагогической ситуации общения;
– описание поведения учащегося (ребенка) по общению;
– определение способов педагогической поддержки;
– ожидания, убеждения, установки, которые имеются у учащегося (ребенка) по общению;
– характер восприятия намерений, целей и мотивов учащегося (ребенка).
2. Оценить результат.
|
Задание 3. «Психологический портрет личности»
Примечание: данное задание является вариативным и выполняется в зависимости от места практики.
|
-
Провести психологическое исследование личности учащегося (ребенка)
Используя метод наблюдения, беседы, а также диагностический инструментарий сделать выводы о силе, уравновешенности, подвижности нервных процессов.
II. Составить психологический портрет личности по схеме:
1. Общие сведения: фамилия, имя, отчество, (в отчете возможно заменить инициалами), возраст, образование, социальная характеристика семейной ситуации, место учебы.
2. Конституционные особенности: рост, описание лица, бросающиеся в глаза признаки.
3. Мимика. Преобладающее выражение лица (живое, выразительное, улыбчив).
4. Пантомимика. Особенности физических движений, осанка, походка, жестикуляция, характерные движения, позы и т.д.
5. Речевая активность.
5.1. Устная речевая активность: голос громкий, тихий; тембр резкий, приглушенный, фальцет; скорость речи; многословие; ясность высказывания, (простые, сложные фразы, незаконченность – завершенность фраз), богатство лексики, характерные слова, междометия, слова-паразиты, ошибки и т.д.
5.2. Письменная речевая активность: почерк мелкий, крупный, острый закругленный и т.д. (как ведутся записи, конспектирование, богатство / бедность языка).
6. Свойства и тип темперамента.
6.1. Свойства темперамента: сензитивность, реактивность, активность, соотношение реактивности и активности, темп реакций, пластичность, ригидность, экстравертированность / интровертированность, эмоциональная возбудимость.
6.2. Тип темперамента.
7. Свойства характера.
7.1. Инструментальная (волевая) подструктура характера определяется выраженностью следующих свойств:
Самообладание: выдержка (контролирует внешний рисунок поведения при сильном внутреннем возбуждении, вспышки гнева подавляются сознательными усилиями и прочее);
Целеустремленность, настойчивость (несмотря на помехи, преграды и отвлекающую стимуляцию, длительно и стойко стремится к поставленной цели, к выполнению принятого решения, не испытывает особых колебаний при принятии решения);
Дисциплинированность (придерживается внутренне принятых правил, предписаний, следует распорядку дня).
7.2. Терминальная (содержательная, ценностная) подструктура характера включает в себя четыре главных отношения, вокруг которых выстраиваются все свойства характера;
1) отношение к людям (близким, родным, мало- и незнакомым). Главным параметром отношения к людям является оппозиция: добрый, гуманный – злой, негуманный. Эта оппозиция, в свою очередь, проявляется в следующих свойствах: доброжелательность – недоброжелательность в общении; открытость, искренность во взаимодействии; честность, порядочность; социометрический статус, критерии выбора товарищей и т.д;
2) отношение к себе определяется тем, насколько богата, дифференцирована “Я-концепция”, т.е. собственный образ: как относится к наличию у себя некоторых свойств, какие черты характера хотел бы сформировать и от каких избавиться. Сюда же входит параметр адекватности самооценки: насколько она завышена или занижена, каков уровень притязаний, соответствие уровней притязаний и возможностей;
3) отношение к деятельности. Сквозным стержнем здесь является оппозиция “трудолюбивый – ленивый”. В какой сфере проявляет наибольшую активность. Насколько прилежен, добросовестен в деятельности, насколько в ней успешен. Насколько охотно и добросовестно выполняет общественные поручения;
4) отношение к жизни. Мажор или минор в общей линии поведения и деятельности, видит ли перспективы в своей жизни, вообще всего человечества (оптимист/пессимист). Удовлетворен ли своим прошлым, настоящим, будущим. Какое “Я” более развито: ретроспективное, актуальное, перспективное?
8. Интернальная (потребностно-мотивационная) сфера.
Как развита ориентировочная потребность, сфера интересов, широта; глубина и стойкость интересов; социальность/антисоциальность интересов; есть ли образцы для подражания, идеалы, кумиры и т.д.. Мотивация учебной деятельности (нравится сам процесс познания, открытие нового, стремление стать образованным, культурным человеком, самоутверждение через учебу, стремление получить похвалу за хорошую работу, избежать наказания за двойки и прочее). Мотивация внеучебной активности.
9. Потенциальная сфера личности (способности).
10. Перцептивные возможности: наблюдательность (богатство / бедность, точность, детальность ощущений и образов восприятия); доминантные виды ощущений и восприятия (зрительные, слуховые); пороги чувствительности, дифференцированная чувствительность.
11. Когнитивные процессы: память: модальность и тип памяти (зрительная, слуховая, двигательная, эмоциональная, словесно-логическая); свойства памяти (объем памяти, быстрота запоминания, точность запоминания, длительность хранения информации, готовность к воспроизведению информации).
12. Мышление и воображение (общий уровень умственного развития):
- тип мышления по форме (наглядно-действенное, наглядно-образное, логическое, конкретно-действенное, абстрактное);
- по характеру решения задач (теоретическое, практическое), по степени развернутости (дискурсивное, интуитивное), по степени новизны и оригинальности (репродуктивное, продуктивное); преобладание первой или второй сигнальной системы;
- продуктивность ума (критичность, стереотипность, глубина, поверхностность, пластичность, ригидность, широта, узость, быстрота, замедленность мыслительных операций);
- способность к рефлексии (анализу собственного поведения, активности своего мышления, воображения, эмоционального состояния);
- способность к мыслительным операциям анализа, синтеза, обобщения, классификации, сравнения, опосредования;
- социальный интеллект (умение чувствовать ситуацию, логику ее развития, исход, возможность влияния на ситуацию, возможность управлять людьми и строить продуктивные взаимоотношения);
- богатство / бедность, индивидуальность воображения, общая эрудиция.
13. Характеристики внимания: произвольность –непроизвольность внимания; способность к концентрации; объем, устойчивость внимания; распределение и переключаемость внимания.
14. Специальные способности (музыкальные, литературные, математические, спортивные, художественные и т.д.).
15. Выводы и рекомендации
|
Задание 4. «Групповая динамика»
|
Провести исследование особенностей функционирования группы с целью выявления внутригрупповых ролей и взаимодействия с помощью методики выявления социометрической структуры группы. Сделать анализ полученных данных. Использовать результаты в практической работе с целью оптимизации развития личности и группы. Обобщить итоги работы, отметив, какие условия способствовали групповой динамике.
Методические рекомендации.
Для повышения уровня развития межличностных отношений группы необходимо:
1) организовать совместную деятельность – игровую, учебную, трудовую;
2) использовать коллективные формы занятий, когда общий результат зависит от оптимального взаимодействия и усилий всех участников группы;
3) создавать ситуации совместных переживаний;
4) применять методы опосредованного взаимодействия через референтных лиц;
5) взаимодействовать в первую очередь с участниками, занимающими «полярные позиции», с целью изменения их потребностей, мотивов, интересов, ценностных ориентаций.
|
Задание 5. «Конфликт»
|
Провести исследование актуального конфликта, наблюдателем или участником которого Вы являлись.
Определить и описать тип, условия протекания, уровень и стороны конфликта; выявить образы конфликтной ситуации и стиль (стратегию) поведения всех участников конфликта.
Использовать опросник К.Н. Томаса «Как ты поступаешь в конфликтной ситуации». Проанализировать реальные и потенциальные пути разрешения данного конфликта.
Примечание. Материалы, полученные в ходе выполнения заданий с применением психодиагностических методик и тестов, могут быть приложены к основному отчету практиканта.
|
Задание 6. «Анализ педагогического мероприятия»
|
Примечание: данное задание является вариативным и выполняется в зависимости от места практики.
|
6.1. Анализ воспитательного мероприятия
|
Цели, задачи, форма проведения мероприятия.
Адекватность выбранной формы, поставленных задач возрасту членов группы.Способы мотивирования детей на участие в мероприятии.
Рефлексия. Результат проведенного мероприятия, соответствие полученного результата поставленным целям. Что способствовало достижению цели, или почему мероприятие не удалось?
|
6.2. Анализ урока (занятия)
|
1. Тип и структура урока (занятия). Целесообразность их выбора. Работает ли педагог на осознание детьми хода урока (занятия)?
2. Содержание урока (занятия). Полнота и четкость определения понятий, формулировок: выделение главного объекта усвоения.
Как содержание урока (занятия) влияет на развитие интеллектуальных и личностных качеств учеников (детей)?
3. Методы и приемы ведения урока (занятия). Их соответствие цели и содержанию урока (занятия). Их направленность на формирование и развитие:
а) учебной мотивации;
б) познавательной активности;
в) самостоятельности;
г) умений и навыков в практической деятельности.
4. Результативность. Сформированность познавательной сферы, интеллектуальных умений, уровня развития речи. Оценка деятельности детей на уроке (занятии).
5. Взаимодействие педагога и учащихся (детей). Позиция и стиль его работы. Особенности взаимодействия учащихся между собой и педагогом.
|
Задание 7. Педагогическое просвещение
|
Примечание: данное задание является вариативным и выполняется в зависимости от места практики.
7.1. Разработать план, подготовить конспект и провести групповую консультацию для родителей на одну из выбранных тем, например: «Особенности развития и воспитания детей раннего возраста», «Школьная дезадаптация и ее причины», «Роль семьи в формировании личности ребенка», «Психолого-педагогические проблемы дошкольного (школьного) возраста», «Коррекция детско-родительских отношений», «Как помочь ребенку учиться», и др.
7.2. Подготовить конспект и провести групповое занятие для детей (тему выбрать самостоятельно).
7.3. Подготовить конспект и провести урок в школе на выбранную тему.
Задание 8. Педагогические задачи
Примечание: данное задание является вариативным и выполняется в зависимости от места практики.
8.1. Разработать и апробировать на практике педагогические задачи:
- задача на проявление и развитие творчества;
- задача на выбор способа поведения;
- задача на оказание помощи в разрешении конфликта;
- задача на усиление внимательности и самоконтроля.
Осуществить анализ способа реализации педагогической задачи и участия детей (учащихся).
Задание 9. Педагогические ситуации
Примечание: данное задание является вариативным и выполняется в зависимости от места практики.
9.1. Разработать и апробировать на практике педагогические ситуации:
- ситуация создания успеха;
- ситуация выбора профессии;
- ситуация стимулирования к самостоятельным суждениям и оценкам;
- ситуация молчаливого одобрения;
- ситуация подчинения и влияния среды на личность;
-ситуация развития самостоятельности и ответственности за свои
поступки.
Осуществить анализ способа реализации педагогической ситуации и участия детей (учащихся).
|
|
|
Приложение Б
|
|
Образец оформления титульного листа отчета студента о практике
|
Филиал НОУ ВПО «Санкт-Петербургский институт внешнеэкономических связей
экономики и права» в г. Калининграде
Кафедра психологии
ОТЧЕТ
по педагогической практике
Выполнил студент 4 курса
Специальности «Психология»
ФИО
Проверил
ФИО, должность
Калининград
20___год
|
|