Программа и методические рекомендации проведения педагогической практики студентов 4-го курса заочной формы обучения - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Программа семинарских занятий и методические рекомендации по подготовкек ним 3 1121.77kb.
Методические рекомендации для студентов очно-заочной и заочной форм... 1 267.8kb.
Методические указания по выполнению контрольных работ для студентов... 1 272.62kb.
Рабочая учебная программа для студентов 2 курса очной и заочной формы... 3 661.82kb.
Методические рекомендации для студентов специальности 030501 «Юриспруденция»... 2 1174.49kb.
Методические рекомендации для студентов очно-заочной и заочной форм... 1 408.61kb.
Программа производственной практики студентов очно-заочной (вечерней) 1 184.59kb.
Учебно-методическое пособие по дисциплине «Математика» предназначено... 1 194.6kb.
Методические рекомендации по выполнению контрольной работы Данный... 3 1143.79kb.
Рабочая учебная программа и вопросы к зачёту (экзамену) для студентов... 1 439.57kb.
Методические рекомендации по изучению дисциплины для слушателей заочной... 2 445.21kb.
Особенности языка и стиля Дэна Брауна в аспекте перевода 1 337.17kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Программа и методические рекомендации проведения педагогической практики студентов - страница №1/1

ФИЛИАЛ НОУ ВПО «САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ИНСТИТУТ

ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ, ЭКОНОМИКИ И ПРАВА»

В г. КАЛИНИНГРАДЕ

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор филиала

СПбИВЭСЭП

в г. Калининграде

____________Завражная Е.С.

«______»________ 20__ г.

ПРОГРАММА И МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПРОВЕДЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ СТУДЕНТОВ

4-ГО КУРСА ЗАОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ


специальности 030301.65 – «Психология»

Калининград

2010

Программа и методические рекомендации проведения педагогической практики студентов 4-го курса заочной формы обучения специальности 030301.65 – «Психология» / Авт. – сост. к.п.н., Баркаева И.Л.

Рассмотрена и одобрена на заседании кафедры «Психология», протокол № 1 от 02.09.2011 г.

Зав. кафедрой

психологии,

к.п.н. И.Л. Баркаева

Утверждена на заседании Совета филиала от 12.01.11, протокол № 4.


Введение

Гуманизация и гармонизация процессов воспитания, обучения несовершеннолетних в условиях современного образовательного пространства, стремление к сотрудничеству педагога и учащегося (ребенка) с учетом его индивидуальных, возрастных особенностей, активизация познавательной активности, формирование позитивной «Я-концепции» - основные направления деятельности педагога.

В связи с необходимостью усиления практической направленности обучения студентов в учебный план специальности «Психология» введена педагогическая практика – специальная форма обучения, призванная преодолеть разрыв между психологической теорией и практикой, академическими концепциями личности и группы, и реальностью их исследования. Педагогическая практика носит методический, исследовательский характер, и педагогической является потому, что организуется, как правило, в педагогических образовательных системах. Кроме того, педагогическая практика призвана подготовить студента к работе в качестве преподавателя психологии.

Педагогическая практика проводится в 8-м семестре после изучения основных дисциплин психолого-педагогического цикла, в течение 7-ми недель, в количестве 244 часов в рамках учебного процесса, в свободное от аудиторных занятий время. Практика организуется как относительно самостоятельное выполнение студентами заданий, предусмотренных программой практики, в специально организованных условиях педагогического процесса с последующим отчетом и анализом руководителем.

Это дает возможность студентам возможность реализации в эмпирическом психологическом исследовании, получить непосредственную обратную связь, и тем самым сформировать психологическую точку зрения как часть индивидуального культурного опыта.

Кроме того, педагогическая практика, наряду с предшествующими учебно-ознакомительной, производственной и последующей научно-исследовательской и квалификационной практикой, является важным этапом в подготовке к выпускной квалификационной работе, к серьезной научно-исследовательской деятельности, поскольку позволяет накапливать опыт применения прикладных психологических знаний, анализа и интерпретации психологических явлений в условиях педагогического процесса.



База проведения педагогической практики

Базой для проведения практики являются учебные и учебно-воспитательные заведения, учреждения и организации различного типа для детей и подростков разного возраста (детские сады, школы, социальные приюты, детские дома, учреждения интернатного типа, специальные образовательные учреждения для детей с ограниченными возможностями здоровья, профессионально-технические училища, колледжи и т.д.).

Цель, задачи и содержание практики

Целью педагогической практики является включение студента в целенаправленный учебно-воспитательный процесс, рефлексивное закрепление и углубление научно-теоретических знаний, приобретенных в курсах специальных предметов психолого-педагогического цикла: «Педагогическая психология», «Социальная психология», «Возрастная психология», «Психология отклоняющегося поведения», «Специальная психология» и др.; приобретение необходимых умений и навыков самостоятельного психолого-педагогического исследования, формирование ценностно-профессионального самоопределения.

Задачи педагогической практики:

1) знакомство студентов с педагогической деятельностью детских общеобразовательных учреждений, овладение первичными умениями педагогического труда;

2)  изучение способов педагогического воздействия на ребенка;

3)  использование психологических знаний, системно-организованного понимания ситуаций и психических явлений в непосредственной практической работе;

4) осознание сущности понятия «педагогическая поддержка» как целенаправленного воздействия, направленного на сохранение и укрепление физического и психологического благополучия ребенка в жизненно важных ситуациях его развития;

5) формирование умений и навыков самостоятельной работы с несовершеннолетними в учреждениях образования; усвоение на практике инновационных, педагогических технологий, опыта в сфере педагогики;

6) овладение основными методами и диагностическим инструментарием при проведении исследований, осуществлении интерпретации результатов работы;

7) представление о «зоне актуального развития» и «зоне ближайшего развития» учащегося;

8) овладение способами педагогической коррекционно-развивающей деятельности, умением разрабатывать и проводить игровые, тренинговые, лекционные занятия с участниками образовательного процесса.

В связи с этим содержание практики включает следующие компоненты:

1) описание педагогической ситуации (пространственно-временные характеристики деятельности учреждения педагогической системы, организации детского коллектива, комплекс условий, обеспечивающих решение педагогических задач);

2) понятие о педагогической задаче, как результате осознания студентом цели обучения, воспитания, способов ее реализации на практике;

3)  создание проблемной ситуации с целью организации поисковой активности, формирования познавательной самостоятельности студентов;

4) психолого-педагогический анализ одной из форм учебно-воспитательного процесса: урока, развивающего занятия, коллективного творческого дела; осуществление педагогического просвещения участников образовательного процесса;

5) анализ собственных достижений, умений и навыков в области самопонимания, общения, межличностного взаимодействия.

Конкретные задания на период прохождения практики и методические рекомендации представлены в Приложении 1.

Организация практики

До начала практики проводится организационное собрание, в ходе которого студенты знакомятся с целями, задачами и содержанием практики.

Студенты распределяются по конкретным объектам (образовательным учреждениям), совместно с руководством организации и руководителем практики определяется вид деятельности студента и соответственно конкретизируется содержание практики, уточняются сроки ее прохождения.

Основные этапы педагогической практики


  1. организационные вопросы (встреча с руководителем, получение задания, оформление документации);

  2. знакомство с педагогическим коллективом, ознакомление с деятельностью образовательного учреждения;

  3. изучение документации, базовых положений педагогической деятельности в учреждении;

  4. взаимодействие с «профильными» специалистами: педагогом-дефектологом, педагогом-логопедом и др. в образовательном учреждении (в случае работы с детьми с ОВЗ);

  5. составление планов, разработка и проведение коррекционно-развивающих, творческих, лекционных, тренинговых занятий, мероприятий воспитательного характера;

  6. написание, оформление дневника педагогической практики и защита отчетов по педагогической практике.

Методические рекомендации по оформлению отчетной документации

По результатам педагогической практики студенты представляют следующие отчетные документы:

1) дневник практики;

2) письменный отчет студента о практике с приложением материалов выполнения заданий;

3) отзыв (характеристика) руководителя с места практики.

Примечание: характеристику деятельности студента по месту прохождения практики желательно продублировать на отдельном бланке с подписью руководителя практики (учреждения) и печатью учреждения.

Формой итогового контроля прохождения педагогической практики студентами является написание отчета о практике, характеристика на студента и дневник прохождения практики.

Письменный отчет студента (объемом до 20 страниц печатного текста) включает отчет по выполнению заданий практики, выводы и рекомендации, развернутый анализ и обобщение деятельности практиканта в соответствии с задачами и содержанием практики.

Отчет студента о практике оформляется в виде печатного текста в формате Word, шрифт 14, межстрочный интервал полуторный, поля: верхнее – 2; нижнее – 2; левое – 2,5; правое – 1см. Рукопись не допускается.

В заключении практикант должен отразить влияние практики на формирование его профессиональных умений и навыков.

Дневник является обязательным отчетным документом.

Структура его оформления и записей в нем следующая: титульный лист, содержащий сведения о студенте, название практики, сведения о местах практики с указанием фамилии, имени, отчества и должности руководителя практики; записи о работах, выполненных во время практики, содержащие краткое содержание работ, сроки их выполнения (планируемые даты начала и окончания работы).

Предпочтительна печатная форма дневника, однако допускается и аккуратно оформленная, написанная разборчиво и без ошибок рукопись.

Образец оформления титульного листа приводится в Приложении.

Характеристика (отзыв) заверяется подписью с указанием фамилии, имени, отчества, должности и печатью.


Порядок защиты и подведение итогов практики

Защита отчетов студентами осуществляется в установленные руководителем практики сроки. К защите практики допускаются студенты, своевременно и в полном объеме выполнившие программу практики и предоставившие в указанные сроки всю отчетную документацию.

Защита практики включает устный публичный отчет студента-практиканта, на который ему отводится 5-7 минут, ответы на вопросы.

Устный отчет студента включает: раскрытие цели и задач практики, общую характеристику места практики, описание выполненной работы с количественными и качественными характеристиками, выводы и предложения по содержанию и организации практики, совершенствованию программы практики.

Анализ результатов практики проводится по следующим критериям:

1)    уметь правильно применять методы получения первичной информации (наблюдение, беседа, эксперимент, метод изучения результатов деятельности, документальный метод), а также использовать психодиагностические методики;

2)    уметь оценивать педагогическую ситуацию и планировать с ее учетом свои конкретные действия;

3)    уметь дать психологическую характеристику личности;

4)    уметь общаться и располагать к общению;

5)   уметь педагогически грамотно интерпретировать наблюдаемые факты и явления;

6)    иметь соответствующий уровень развития рефлексии и самооценки своих личностных особенностей и качеств.

Оценка результатов определяется особенностями психолого-педагогической деятельности студентов и выявляет уровень сформированности основных индивидуально-личностных качеств.

В этой связи, критерием оценки результатов деятельности студентов является комплексный показатель компетентности будущего психолога, а именно:

- степень овладения психолого-педагогическими, специальными знаниями, понятийно-терминологическим аппаратом;

- степень овладения методами и диагностическим инструментарием в практической деятельности как умениями и навыками;

- характер отношения к профессиональной деятельности, проявляемый на мотивационном, коммуникативном, процессуальном, эмоциональном, рефлексивном уровнях.

Во внимание принимается выполнение программы практики и реализация поставленных задач в полном объеме, активность, ответственность и творческий подход практиканта к порученному делу, качественная характеристика продуктивности деятельности, качество итоговой документации и представление ее в установленные сроки.

Защита отчета по практике осуществляются в форме зачета.


ПРИЛОЖЕНИЯ



Приложение А




Задания на период практики и методические рекомендации к их выполнению




Задание 1. «Я в общении»

1. Осуществить самонаблюдение в русле педагогических знаний, умений. Оформить протокол наблюдений по следующей схеме:

– педагогическая ситуация (эпизод);

– характеристика учащегося (ребенка) по общению (пол, возраст, психологическое состояние, личностные особенности);

– оценка удовлетворенности общением, анализ причин неудачи в общении в данной ситуации;

2. После самонаблюдения и самооценки педагогических умений провести анализ, направленный на совершенствование педагогических знаний, умений и навыков.

3. Оценить результат.



Задание 2. «Партнер в общении»

1. Провести анализ умений и навыков общения учащегося (ребенка) путем наблюдения и интервьюирования. Оформить протокол наблюдений по следующей схеме:

– характеристика педагогической ситуации общения;

– описание поведения учащегося (ребенка) по общению;

–  определение способов педагогической поддержки;

– ожидания, убеждения, установки, которые имеются у учащегося (ребенка) по общению;

– характер восприятия намерений, целей и мотивов учащегося (ребенка).

2. Оценить результат.


Задание 3. «Психологический портрет личности»

Примечание: данное задание является вариативным и выполняется в зависимости от места практики.

  1. Провести психологическое исследование личности учащегося (ребенка)

Используя метод наблюдения, беседы, а также диагностический инструментарий сделать выводы о силе, уравновешенности, подвижности нервных процессов.

II. Составить психологический портрет личности по схеме:

1. Общие сведения: фамилия, имя, отчество, (в отчете возможно заменить инициалами), возраст, образование, социальная характеристика семейной ситуации, место учебы.

2. Конституционные особенности: рост, описание лица, бросающиеся в глаза признаки.

3. Мимика. Преобладающее выражение лица (живое, выразительное, улыбчив).

4. Пантомимика. Особенности физических движений, осанка, походка, жестикуляция, характерные движения, позы и т.д.

5. Речевая активность.

5.1. Устная речевая активность: голос громкий, тихий; тембр резкий, приглушенный, фальцет; скорость речи; многословие; ясность высказывания, (простые, сложные фразы, незаконченность – завершенность фраз), богатство лексики, характерные слова, междометия, слова-паразиты, ошибки и т.д.

5.2. Письменная речевая активность: почерк мелкий, крупный, острый закругленный и т.д. (как ведутся записи, конспектирование, богатство / бедность языка).

6. Свойства и тип темперамента.

6.1. Свойства темперамента: сензитивность, реактивность, активность, соотношение реактивности и активности, темп реакций, пластичность, ригидность, экстравертированность / интровертированность, эмоциональная возбудимость.

6.2. Тип темперамента.

7. Свойства характера.

7.1. Инструментальная (волевая) подструктура характера определяется выраженностью следующих свойств:

Самообладание: выдержка (контролирует внешний рисунок поведения при сильном внутреннем возбуждении, вспышки гнева подавляются сознательными усилиями и прочее);

Целеустремленность, настойчивость (несмотря на помехи, преграды и отвлекающую стимуляцию, длительно и стойко стремится к поставленной цели, к выполнению принятого решения, не испытывает особых колебаний при принятии решения);

Дисциплинированность (придерживается внутренне принятых правил, предписаний, следует распорядку дня).

7.2. Терминальная (содержательная, ценностная) подструктура характера включает в себя четыре главных отношения, вокруг которых выстраиваются все свойства характера;

1) отношение к людям (близким, родным, мало- и незнакомым). Главным параметром отношения к людям является оппозиция: добрый, гуманный – злой, негуманный. Эта оппозиция, в свою очередь, проявляется в следующих свойствах: доброжелательность – недоброжелательность в общении; открытость, искренность во взаимодействии; честность, порядочность; социометрический статус, критерии выбора товарищей и т.д;

2) отношение к себе определяется тем, насколько богата, дифференцирована “Я-концепция”, т.е. собственный образ: как относится к наличию у себя некоторых свойств, какие черты характера хотел бы сформировать и от каких избавиться. Сюда же входит параметр адекватности самооценки: насколько она завышена или занижена, каков уровень притязаний, соответствие уровней притязаний и возможностей;

3) отношение к деятельности. Сквозным стержнем здесь является оппозиция “трудолюбивый – ленивый”. В какой сфере проявляет наибольшую активность. Насколько прилежен, добросовестен в деятельности, насколько в ней успешен. Насколько охотно и добросовестно выполняет общественные поручения;

4) отношение к жизни. Мажор или минор в общей линии поведения и деятельности, видит ли перспективы в своей жизни, вообще всего человечества (оптимист/пессимист). Удовлетворен ли своим прошлым, настоящим, будущим. Какое “Я” более развито: ретроспективное, актуальное, перспективное?

8. Интернальная (потребностно-мотивационная) сфера.

Как развита ориентировочная потребность, сфера интересов, широта; глубина и стойкость интересов; социальность/антисоциальность интересов; есть ли образцы для подражания, идеалы, кумиры и т.д.. Мотивация учебной деятельности (нравится сам процесс познания, открытие нового, стремление стать образованным, культурным человеком, самоутверждение через учебу, стремление получить похвалу за хорошую работу, избежать наказания за двойки и прочее). Мотивация внеучебной активности.

9. Потенциальная сфера личности (способности).

10. Перцептивные возможности: наблюдательность (богатство / бедность, точность, детальность ощущений и образов восприятия); доминантные виды ощущений и восприятия (зрительные, слуховые); пороги чувствительности, дифференцированная чувствительность.

11. Когнитивные процессы: память: модальность и тип памяти (зрительная, слуховая, двигательная, эмоциональная, словесно-логическая); свойства памяти (объем памяти, быстрота запоминания, точность запоминания, длительность хранения информации, готовность к воспроизведению информации).

12. Мышление и воображение (общий уровень умственного развития):

- тип мышления по форме (наглядно-действенное, наглядно-образное, логическое, конкретно-действенное, абстрактное);

- по характеру решения задач (теоретическое, практическое), по степени развернутости (дискурсивное, интуитивное), по степени новизны и оригинальности (репродуктивное, продуктивное); преобладание первой или второй сигнальной системы;

- продуктивность ума (критичность, стереотипность, глубина, поверхностность, пластичность, ригидность, широта, узость, быстрота, замедленность мыслительных операций);

- способность к рефлексии (анализу собственного поведения, активности своего мышления, воображения, эмоционального состояния);

- способность к мыслительным операциям анализа, синтеза, обобщения, классификации, сравнения, опосредования;

- социальный интеллект (умение чувствовать ситуацию, логику ее развития, исход, возможность влияния на ситуацию, возможность управлять людьми и строить продуктивные взаимоотношения);

- богатство / бедность, индивидуальность воображения, общая эрудиция.

13. Характеристики внимания: произвольность –непроизвольность внимания; способность к концентрации; объем, устойчивость внимания; распределение и переключаемость внимания.

14. Специальные способности (музыкальные, литературные, математические, спортивные, художественные и т.д.).

15. Выводы и рекомендации



Задание 4. «Групповая динамика»

Провести исследование особенностей функционирования группы с целью выявления внутригрупповых ролей и взаимодействия с помощью методики выявления социометрической структуры группы. Сделать анализ полученных данных. Использовать результаты в практической работе с целью оптимизации развития личности и группы. Обобщить итоги работы, отметив, какие условия способствовали групповой динамике.

Методические рекомендации.

Для повышения уровня развития межличностных отношений группы необходимо:

1)    организовать совместную деятельность – игровую, учебную, трудовую;

2)    использовать коллективные формы занятий, когда общий результат зависит от оптимального взаимодействия и усилий всех участников группы;

3)    создавать ситуации совместных переживаний;

4)   применять методы опосредованного взаимодействия через референтных лиц;

5)    взаимодействовать в первую очередь с участниками, занимающими «полярные позиции», с целью изменения их потребностей, мотивов, интересов, ценностных ориентаций.


Задание 5. «Конфликт»

Провести исследование актуального конфликта, наблюдателем или участником которого Вы являлись.

Определить и описать тип, условия протекания, уровень и стороны конфликта; выявить образы конфликтной ситуации и стиль (стратегию) поведения всех участников конфликта.

Использовать опросник К.Н. Томаса «Как ты поступаешь в конфликтной ситуации». Проанализировать реальные и потенциальные пути разрешения данного конфликта.

Примечание. Материалы, полученные в ходе выполнения заданий с применением психодиагностических методик и тестов, могут быть приложены к основному отчету практиканта.


Задание 6. «Анализ педагогического мероприятия»

Примечание: данное задание является вариативным и выполняется в зависимости от места практики.

6.1. Анализ воспитательного мероприятия

Цели, задачи, форма проведения мероприятия.

Адекватность выбранной формы, поставленных задач возрасту членов группы.Способы мотивирования детей на участие в мероприятии.

Рефлексия. Результат проведенного мероприятия, соответствие полученного результата поставленным целям. Что способствовало достижению цели, или почему мероприятие не удалось?





6.2. Анализ урока (занятия)

1. Тип и структура урока (занятия). Целесообразность их выбора. Работает ли педагог на осознание детьми хода урока (занятия)?

2. Содержание урока (занятия). Полнота и четкость определения понятий, формулировок: выделение главного объекта усвоения.

Как содержание урока (занятия) влияет на развитие интеллектуальных и личностных качеств учеников (детей)?

3. Методы и приемы ведения урока (занятия). Их соответствие цели и содержанию урока (занятия). Их направленность на формирование и развитие:

а) учебной мотивации;

б) познавательной активности;

в) самостоятельности;

г) умений и навыков в практической деятельности.

4. Результативность. Сформированность познавательной сферы, интеллектуальных умений, уровня развития речи. Оценка деятельности детей на уроке (занятии).

5. Взаимодействие педагога и учащихся (детей). Позиция и стиль его работы. Особенности взаимодействия учащихся между собой и педагогом.



Задание 7. Педагогическое просвещение

Примечание: данное задание является вариативным и выполняется в зависимости от места практики.

7.1. Разработать план, подготовить конспект и провести групповую консультацию для родителей на одну из выбранных тем, например: «Особенности развития и воспитания детей раннего возраста», «Школьная дезадаптация и ее причины», «Роль семьи в формировании личности ребенка», «Психолого-педагогические проблемы дошкольного (школьного) возраста», «Коррекция детско-родительских отношений», «Как помочь ребенку учиться», и др.

7.2. Подготовить конспект и провести групповое занятие для детей (тему выбрать самостоятельно).

7.3. Подготовить конспект и провести урок в школе на выбранную тему.



Задание 8. Педагогические задачи

Примечание: данное задание является вариативным и выполняется в зависимости от места практики.

8.1. Разработать и апробировать на практике педагогические задачи:

- задача на проявление и развитие творчества;

- задача на выбор способа поведения;

- задача на оказание помощи в разрешении конфликта;

- задача на усиление внимательности и самоконтроля.

Осуществить анализ способа реализации педагогической задачи и участия детей (учащихся).

Задание 9. Педагогические ситуации

Примечание: данное задание является вариативным и выполняется в зависимости от места практики.

9.1. Разработать и апробировать на практике педагогические ситуации:

- ситуация создания успеха;

- ситуация выбора профессии;

- ситуация стимулирования к самостоятельным суждениям и оценкам;

- ситуация молчаливого одобрения;

- ситуация подчинения и влияния среды на личность;

-ситуация развития самостоятельности и ответственности за свои

поступки.

Осуществить анализ способа реализации педагогической ситуации и участия детей (учащихся).












Приложение Б




Образец оформления титульного листа отчета студента о практике

Филиал НОУ ВПО «Санкт-Петербургский институт внешнеэкономических связей

экономики и права» в г. Калининграде
Кафедра психологии

 

 



 

ОТЧЕТ

по педагогической практике

 

 

 



Выполнил студент 4 курса

Специальности «Психология»

ФИО

 

Проверил



ФИО, должность

 

Калининград



20___год