Методические рекомендации по организации и проведению практики студентов, обучающихся по специальности «040101 Социальная работа» - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Рабочая программа по дисциплине "теория социальной работы" для специальности... 1 302.13kb.
Методические рекомендации по выполнению выпускной квалификационной... 1 313.86kb.
Программа и методические рекомендации проведения педагогической практики... 1 212.23kb.
Методические рекомендации по организации и проведению добровольного... 1 634.36kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины по специальности 35. 6 1362.09kb.
Методические рекомендации по написанию рефератов, курсовых и дипломных... 9 1243.24kb.
Программа практики 080507. 65 «Менеджмент организации» 1 203.02kb.
Курсовая работа является заключительным этапом изучения учебной дисциплины... 1 107.1kb.
Методические рекомендации для студентов Методические рекомендации... 1 353.86kb.
Методические указания по прохождению переводческой практики в рамках... 1 155.7kb.
Методические рекомендации по проведению программы Летних чтений Петрозаводск... 1 196.1kb.
Институционализация социальной работы в модернизирующемся российском... 1 87.56kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Методические рекомендации по организации и проведению практики студентов, обучающихся - страница №1/5



ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

МУРМАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ

УНИВЕРСИТЕТ

Сборник

программ учебной и производственной (профессиональной) практики

по специальности «040101 - Социальная работа»

(учебно-методические материалы)

МУРМАНСК


2008
УДК 364 (075.5)

ББК 60.9

C 23

Печатается по решению редакционно-издательского совета Мурманского государственного педагогического университета



Утверждена учебно-методическим советом 15.04.2008 г.


Рецензенты: М.И.Сидорова, к.п.н., старший преподаватель кафедры социальной педагогики и социальной работы.

В.А. Милиев, к.ф.н., доцент, директор ГООУ СПО «Мурманский строительный колледж им. Н.Е. Момота»


Ответственный редактор: Е.Н. Шовина, к.ф.н., доцент кафедры социальной педагогики и социальной работы

Сборник программ учебной и производственной (профессиональной) практики по специальности «040101 – Социальная работа» (учебно-методические материалы) / Отв. ред. Е.Н. Шовина. – Мурманск: МГПУ, 2008. – 101 с.




Печатается в авторской редакции


ISBN

© Мурманский государственный

педагогический университет (МГПУ), 2008



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Предлагаемые методические рекомендации по организации и проведению практики студентов, обучающихся по специальности «040101 - Социальная работа», подготовлены в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности «040101 - Социальная работа».

Программа подготовки специалиста по социальной работе включает в себя как теоретическую часть обучения, т.е. освоение комплекса различных учебных дисциплин, преподаваемых в университете, так и практическую часть, реализация которой связана с формированием профессиональных умений и навыков, применением теоретических знаний в реальной деятельности.

Ценность практического обучения общепризнанна. Именно на практике студенты знакомятся с системой учреждений социальной защиты, обслуживания и реабилитации нуждающихся и всего населения в целом, структурой различных типов социальных учреждений; осознают ценности социальной работы; учатся развивать профессиональные отношения с клиентами в процессе оказания им помощи, ответственно относиться к клиентам и специалистам социальных учреждений; решают на практике этические дилеммы; применяют на практике теоретические знания о человеке, государстве и обществе; изучают основные нормативные документы по социальному законодательству и др.

Практика позволяет студенту не только апробировать знания и навыки профессиональной деятельности, но и адаптироваться:

1) к профессии, т.е. в ходе решения конкретных задач, поставленных руководителем практики, отработать ряд профессиональных умений и навыков;

2) к коллективу, т.е. освоить принципиально иные образцы поведения в коллективе, нормы взаимодействия с коллегами, руководителями социальной службы, клиентами;

3) к новой роли в обществе, связанной с социальной помощью людям, попавшим в трудную жизненную ситуацию.

В организации практики студентов по специальности «Социальная работа» учитываются следующие аспекты:

- соответствие целей и задач практики уровню и степени подготовки студентов;

- стремление к непрерывной и последовательной интеграции теории и практики в течение всего периода обучения в университете;

- преемственность структуры и содержания практик студентов разных курсов обучения;

- освоение и усложнение ролевого репертуара специалиста по социальной работе студентами последовательно курс за курсом.

Предполагается, что реализация данных идей даст возможность студентам, обучающимся по специальности «Социальная работа», развивать умения, необходимые в исполнении профессиональных ролей (посредник, помощник, защитник, консультант и пр.), организации и планировании работы с клиентом как реальным, так и потенциальным.

Система практической подготовки студентов включает в себя следующие виды практик (см. Таблицу 1):


Виды учебных и производственных практик
Таблица 1

№ п/п

Наименование практики

Курс

Основные цели практики

1.

Учебная (ознакомительная)

I

Цель: дать представление о социальной сфере города (области) и ее возможностях в удовлетворении социальных потребностей населения в целом и отдельных категорий.

2.

Учебная (производственная)

II

Цель: ознакомление студентов с основным содержанием работы учреждений социального обслуживания, функционирующих в системе социальных служб; с особенностями профессиональной деятельности специалистов различного профиля, работающих в данных учреждениях.

3.

Психолого-педагогическая

III

Цель: совершенствование и усложнение навыков практической профессиональной деятельности, освоение и применение методов и форм психолого-педагогической деятельности в социальной работе по месту прохождения практики.


Продолжение табл. 1

4.

Социально-педагогическая

IV

Цель: овладение социально-педагогическими функциями специалиста по социальной работе.

5.

Производственная

IV

Цель: освоение технологий социальной работы с различными категориями граждан, преобразование приобретенных теоретических знаний в систему навыков и умений специалиста по социальной работе.

6.

Стажерская

V

Цель: совершенствование профессиональных умений и навыков в процессе самостоятельной организации социальной деятельности в различных учреждениях.

Программы практик имеют одинаковую структуру, включающую в себя следующие обязательные компоненты: цель и задачи практики, сроки прохождения, описание основного содержания практики (подготовительный, рабочий, итоговый этапы), особенности организации деятельности студентов на каждом виде практики, ожидаемые результаты, формы отчетной документации.

Краткая характеристика основных этапов прохождения практики представлена в таблице 2:
Этапы прохождения учебной и производственной практики

Таблица 2


Этапы

Задачи и содержание деятельности

1. Подготовительный

1. Изучение и освоение студентами основных базовых курсов блоков общепрофессиональных дисциплин и дисциплин предметной подготовки в соответствии с ГОС ВПО специальности.

2. Выбор учреждений для прохождения практики студентами в соответствии с целями и задачами практики.

3. Проведение встреч с администрацией, специалистами по социальной работе и социальными педагогами указанных учреждений, на которых персонал знакомится с программами практик; заключение договоров с администрацией о предоставлении учреждений в качестве площадок для прохождения студентами практики.

4. Проведение установочной конференции по практике, на которой студенты знакомятся с целями и задачами практики, основными заданиями, сроками проведения, базовыми площадками.



2. Рабочий

Детально определяется программой практики, предполагает знакомство с учреждением, составление визитной карточки учреждения, ведение дневника практики, в котором отражается план работы студента на практику, все виды деятельности, выполняемые студентом, основные задания практики, консультации с групповыми руководителями практики и пр.

3. Итоговый

1. Оформление студентом необходимой документации по практике.

2. Предоставление всей документации групповому руководителю по практике на проверку.

3. Проведение заключительной конференции, на которой подводятся итоги работы студентов. Здесь практиканты обмениваются впечатлениями, оценивают свою деятельность, высказывают замечания и пожелания. Также каждый студент выступает с итоговым докладом по результатам практики. Групповой руководитель выставляет оценку по практике студентам.


Эффективность социальной работы в обществе во многом определяется профессионализмом и заинтересованностью самих специалистов социальной сферы. Поэтому ведущей целью практического обучения студентов является подготовка компетентного специалиста, обладающего высоким уровнем развития профессиональных и личностных качеств, поощрение активности, инициативности студента, стремления искать творческое решение социальных проблем клиента.




Программа учебной (ознакомительной) практики

по специальности «040101 – Социальная работа»

для студентов I курса

Автор: Т.Д. Тегалева, старший преподаватель кафедры социальной педагогики и социальной работы
В современном стремительно меняющемся мире социальная работа стала одной из важнейших гуманитарных профессий, необходимых для устойчивого социального развития общества. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по специальности «040101 – Социальная работа» предусматривает теоретическое обучение, научно-исследовательскую работу студентов, практикумы, в том числе лабораторные, несколько видов практики. Формирование навыков и умений, как правило, осуществляется во время практикумов, а также во время непрерывной практики.

Систематизация практики начинается с 1 курса обучения студентов. Учебная (ознакомительная) практика является обязательной составной частью учебного процесса. Ознакомительная практика предполагает приобретение знаний о характере и способах решения социальных проблем общества, о клиентах и деятельности социальных служб. Практика способствует позитивной адаптации студентов к избранной профессии, самоопределению личности, определению способностей и интересов студентов.


Сроки проведения практики: учебная (ознакомительная) практика проводится на 1 курсе во втором семестре, общей продолжительностью две недели.
Цель практики: дать представление о социальной сфере города (области) и ее возможностях в удовлетворении социальных потребностей населения в целом и отдельных категорий.
Задачи практики:

- изучить направления деятельности учреждений социальной сферы, их специализацию, административно-организационную структуру, нормативно-правовое обеспечение;

- учиться систематизировать и обобщать полученную информацию;

- учиться формулировать выводы о деятельности конкретного учреждения социальной сферы;

- способствовать ранней социальной и профессиональной ориентации будущих специалистов путём вовлечения их в коллективы учреждений социального обслуживания для участия в производительном труде.
Во время прохождения практики студенты имеют определенные права и обязанности (см. Приложение 21).

Программа составлена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования.

При разработке программы были использованы материалы Ассоциации социальных педагогов и социальных работников, учебные и учебно-методические пособия, рекомендации по организации практики студентов в высших профессиональных образовательных учреждениях по специальности 040101 – социальная работа В.Г. Бочаровой, Ю.Н. Галагузовой, Л.Г. Гусляковой, И.Д.Зимней, Т.Ф.Золотарёвой, Т.Б.Ивановой, Н.П. Клушиной, В.С. Ткаченко, Г.Н. Штиновой и др.
Содержание учебной (ознакомительной) практики

и характер деятельности студентов


Задания

Виды деятельности

Формы отчётности

1

2

3

Подготовительный этап

Ознакомиться с распределением студентов на практику по организациям и учреждениям. Изучить права и обязанностями студентов во время прохождения практики.

Участие в оформлении подготовительных документов для прохождения практики (заключение договоров с администрацией учреждений и организаций). Установочная конференция.

Оформление в «Дневнике практики» (Приложение 3, 3а, 17):

- наименование учреждения или организации (базы практики);

- адресные данные и ф.и.о. руководителей учреждения;

- цель и задачи практики.



Рабочий этап

Познакомиться с представителями администрации учреждения (организации), составить «Визитную карточку» учреждения (организации).

Знакомство, беседа с представителями администрации учреждения (организации); изучение правил внутреннего распорядка; направлений деятельности, режима работы, структуры учреждения; истории развития. Изучение и характеристика содержания оказываемых услуг населению.

Экскурсия по учреждению и знакомство со специалистами по социальной работе.

Беседа со специалистами по социальной работе.


Оформление в «Дневнике практики»:

- «Визитная карточка» учреждения (Приложение 4);

- анализ графика работы и структуры организации (учреждения);

- запись беседы с представителями администрации учреждения (организации).




Составить индивидуальный план прохождения практики.

Определение плана - графика работы на практике с распределением рабочей нагрузки (порядок, время, виды работ).

Совместно с групповым руководителем и специалистами учреждения установить степень участия в мероприятиях учреждения.



Оформление в «Дневнике практики»:

- индивидуальный план прохождения практики (см. Приложение 18);

- определение темы и формы выступления на итоговой конференции.


Изучить нормативно-правовое обеспечение и регулирование функционирования социального учреждения: основные международные, федеральные и региональные законодательные акты, регламентирующие деятельность учреждения (организации).

Групповое занятие ведущего специалиста учреждения (организации) со студентами:

«Юридические (правовые), финансовые и экономические основы деятельности организации».

Самостоятельная работа студентов с документами, регламентирующими деятельность специалистов по социальной работе («Квалификационная характеристика», «Должностные инструкции).


Оформление в «Дневнике практики» извлечения из международных, федеральных и региональных законодательных актов, регламентирующих деятельность конкретного учреждения (организации).

Указать общие сведения: о должностных обязанностях специалиста по социальной работе, социального работника, социального педагога и его правах.



Ознакомиться с характеристикой статуса специалиста по социальной работе конкретного учреждения (организации).

Наблюдение за работой специалиста (социального работника, социального педагога, специалиста по социальной работе, волонтёра и др.). Изучение предметных и социальных условий труда, режима труда; профессиональных служебных обязанностей.

Оформление в «Дневнике практики»:

- фотозапись наблюдений;

- анализ предметных и социальных условий деятельности специалиста по социальной работе (основные функции деятельности); условия работы в данном учреждении (продолжительность рабочего времени, охрана труда, продолжительность отпуска, льготы); система оплаты труда (размер заработной платы, льготы и компенсации); перечень профессиональных знаний.


Изучить особенности делового этикета специалиста по социальной работе.

Наблюдение за работой специалиста (социального работника, социального педагога, специалиста по социальной работе, волонтёра и др.)

В «Дневнике практики» отразить: особенности поведения специалиста по социальной работе, при общении с коллегами, клиентами; основные правила ведения деловой беседы; особенности профессиональной речи и пр.

Помощь специалисту в его повседневной работе.

Выполнение конкретных поручений специалиста по социальной работе.

В «Дневнике практики» зафиксировать мероприятия, проведённые совместно со специалистами учреждения.

Итоговый этап

Обобщить полученные на практике результаты.

Подготовить тематическое выступление на заключительной конференции.



Оформление фотовыставки «Первая практика социономов».

Выступление на итоговой конференции.



Отчёт по практике в установленной форме (см. Приложение 6).

Отзыв – характеристика (см. Приложение 8) группового руководителя с оценкой по итогам практики.

Тезисы выступления на итоговой конференции.



Ожидаемые результаты

После прохождения практики студент 1 курса должен знать:

- типологию учреждений современной системы социального обслуживания населения;

- законодательные и нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность социальных служб и специалистов по социальной работе;

- основные направления деятельности учреждений социальной защиты населения;

- функциональные обязанности и нравственно-этические нормы деятельности специалистов социальных служб, учреждений, организаций.


После прохождения практики студент 1 курса должен уметь:

- работать с законодательными, нормативно-правовыми документами, научной и методической литературой;

- устанавливать и поддерживать профессиональные отношения со специалистами и руководителями учреждений (организаций);

- наблюдать, анализировать и фиксировать содержание и особенности деятельности специалистов;

- устанавливать контакт с клиентами службы, компетентно участвовать в организации социальной работы совместно со специалистами учреждения.
Формы отчётности
1. «Дневник практики», в котором приводятся индивидуальный план работы, ежедневные наблюдения практиканта, результаты всех предусмотренных программой по данному виду практики заданий (Приложение 3).

2. «Визитная карточка» учреждения (Приложение 4).

3. Отчёт студента о прохождении учебной (ознакомительной) практики (Приложение 6).

4. Отзыв – характеристика группового руководителя (Приложение 8).

5. Тезисы выступления на итоговой конференции.
Итоговая аттестация
Вся отчётная документация сдаётся студентами для проверки групповому руководителю в течение недели после завершения практики. По итогам учебной (ознакомительной) практики проводится заключительная конференция, на которой объявляются результаты (оценки) практики, студенты выступают с докладами, обмениваются впечатлениями, полученными знаниями. На конференцию приглашаются групповые руководители, ведущие специалисты из учреждений, в которых была организована практика. В ходе конференции рассматриваются вопросы по совершенствованию организации практики. Обязательным элементом итоговой конференции являются фотостенды, иллюстрирующие наиболее значимые фрагменты практики.

Оценка за прохождение практики выставляется на основании характеристики, предоставленной групповым руководителем, отчёта студента, его выступления на заключительной конференции.



Программа учебной (производственной) практики

по специальности «040101 – Социальная работа»

для студентов II курса

Автор: Т.Д. Тегалева, старший преподаватель кафедры социальной педагогики и социальной работы
Профессионализм специалиста по социальной работе складывается из профессиональных знаний, навыков и умений. Овладение навыками и умениями является составной частью практической подготовки специалистов, формирование которых, как правило, осуществляется во время практикумов, а также во время непрерывной практики.

Учебная (производственная) практика способствует ранней социальной ориентации будущих специалистов. Здесь они получают информацию о различных направлениях социальной работы, об организационных структурах социальной сферы горизонтального и вертикального уровней. При прохождении учебной (производственной) практики студенты сталкиваются с реальными жизненными ситуациями и формами их разрешения. Поэтому очень важно, чтобы на этом этапе практики они смогли познакомиться с максимально широким спектром направлений социальной работы: учреждениями социального обслуживания, органами управления социальной защиты, клиентами социальных служб и их потребностями, методиками и технологиями удовлетворения этих потребностей.

Учебная (производственная) практика осуществляется в организациях и учреждениях, соответствующих профилю специальности (см. Приложение 1).
Сроки проведения практики: учебная (производственная) практика проводится на 2 курсе обучения студентов во втором семестре, общая продолжительность - две недели.
Цель практики: ознакомление студентов с основным содержанием работы учреждений социального обслуживания, функционирующих в системе социальных служб; с особенностями профессиональной деятельности специалистов различного профиля, работающих в данных учреждениях.
Задачи практики:

- изучить опыт деятельности учреждения - базы практики (системы социальной защиты, образования, здравоохранения), функции, место и роль социального работника в данном учреждении;

- познакомиться с содержанием основных должностных обязанностей сотрудников, документацией, нормативно-правовыми основами их профессиональной деятельности;

- изучить личностные особенности, интересы, потребности клиентов учреждения (базы практики);

- освоить метод первичной социальной диагностики личности клиента (социальный паспорт), научиться систематизировать и анализировать полученную информацию;

- познакомиться с формами, методами, технологиями социальной работы в оказании социальной помощи различным категориям населения;

- формировать у студентов умение и навыки саморефлексии.
Программа разработана в соответствии с «Положением о порядке проведения практики студентов» Мурманского государственного педагогического университета, требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 040101 социальная работа. Во время прохождения практики студенты имеют определенные права и обязанности (см. Приложение 21).

При разработке программы были использованы материалы Ассоциации социальных педагогов и социальных работников, учебные и учебно-методические пособия, рекомендации по организации практики студентов в высших профессиональных образовательных учреждениях по специальности 040101 – социальная работа В.Г. Бочаровой, Ю.Н. Галагузовой, Л.Г. Гусляковой, И.Д. Зимней, Т.Ф. Золотарёвой, Т.Б. Ивановой, Н.П. Клушиной, А.А. Козлова, А.И. Ляшенко, Г.В. Сорвачёвой, В.С. Ткаченко, Г.Н. Штиновой и др.


Содержание учебной (производственной) практики и характер деятельности студентов


Задания

Виды деятельности

Формы отчётности

1

2

3

Подготовительный этап

Познакомиться с программой практики, выбрать базовое учреждение для прохождения практики, заполнить программное заявление «Чему я хочу научиться»


Прохождение медицинской комиссии (при необходимости).

Участие в работе установочной конференции и встрече со специалистами базовых учреждений.



Анкета «Чему я хочу научиться» (Приложение 2);

Оформить в «Дневнике практики» (см. Приложения 3, 3а, 17):

- наименование учреждений и организаций баз практики);

- адресные данные и ф.и.о. руководителей учреждений и организаций;

- цель и задачи практики;

содержание заданий.



Рабочий этап

Подготовить вопросы для первой встречи со специалистами учреждения;

Изучить законодательные и нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность учреждения;

Познакомиться с представителями администрации учреждения (организации), составить «Визитную карточку» учреждения.


Беседа с представителями администрации и специалистами учреждений (организаций), ознакомление с правилами внутреннего распорядка в учреждении, прохождение необходимых инструктажей.

Экскурсия по учреждению и знакомство со специалистами по социальной работе.




Оформить в «Дневнике практики»:

- перечень законодательных и нормативно-правовых документов, регламентирующих деятельность учреждения;

- «Визитную карточку» учреждения (см. Приложение 4);

- запись беседы с представителями администрации учреждения (организации).




Составить индивидуальный план работы в учреждении.

Совместно с групповым руководителем и специалистами учреждения (организации) составить план прохождения практики, наметить мероприятия, задания, порядок и сроки их выполнения. Определить мероприятия, которые студент будет проводить самостоятельно.

Консультирование по проведению мероприятий.



Оформить в «Дневнике практики» индивидуальный план работы (см. Приложение 18).


Изучить основные федеральные, региональные, муниципальные и локальные нормативно-правовые документы, законодательные акты, регламентирующие деятельность специалистов по социальной работе учреждения (организации).

Самостоятельная работа студентов с документами, регламентирующими деятельность специалистов по социальной работе («Квалификационные характеристики», «Должностные обязанности»).

В «Дневнике практики» оформить «Извлечения» из основных федеральных, региональных, муниципальных и локальных нормативно-правовых документов законодательных актов, регламентирующих деятельность конкретного учреждения (организации).

Зафиксировать в дневнике общие сведения: о должностных обязанностях специалиста по социальной работе, социального работника, социального педагога.



Ознакомиться с содержанием деятельности и документацией ведущего специалиста учреждения (организации).

Наблюдение за работой специалиста (социального работника, социального педагога, специалиста по социальной работе, волонтёра и др.)

Самостоятельная работа студентов с основными документами специалистов по социальной работе (основы делопроизводства).



В «Дневнике практики» оформить фотозаписи наблюдений. Отразить: условия деятельности специалиста учреждения; перечень документов, которые ведёт специалист.


Подготовиться к проведению

социальной диагностики совместно со специалистом учреждения.



Выбрать методики для проведения социальной диагностики; подготовить необходимые материалы; обсудить со специалистами учреждения условия проведения диагностики.

Проведение диагностики и обработка результатов исследования.

Подготовка отчета по результатам исследования.


В «Дневнике практики» отразить:

- содержание методики,

- данные диагностики,

- отчёт по результатам исследования.



Изучить план специалиста по социальной работе на неделю, определить мероприятия для совместной деятельности.

Помощь специалисту по социальной работе в повседневной деятельности, выполнение конкретных поручений; участие в мероприятиях (по плану учреждения).

В «Дневнике практики» зафиксировать мероприятия, проведённые совместно со специалистами учреждения (организации); дать их краткое описание; проанализировать результаты.

Ознакомиться со списками клиентов «группы риска» социального учреждения.

Участие в работе с клиентами группы риска (неблагополучные семьи, безнадзорные дети, дети с аддиктивным поведением и т.д.) совместно со специалистами учреждения.

Подготовить документы (анкеты, социальные паспорта, социальные карты и пр.) (см. Приложения 9, 11, 12), подтверждающие проведение мероприятий; проанализировать итоги мероприятий в «Дневнике практики».

Ознакомиться с программами социальной помощи и поддержки людей, находящихся в трудных жизненных ситуациях (по материалам учреждения, организации).

Разработка примерной стратегической программы (перечень мероприятий) для решения конкретных проблем клиента.

Примерная стратегическая программа (перечень мероприятий) оказания содействия и социальной поддержки клиенту службы (см. Приложение 10).

Итоговый этап

Обобщить полученные на практике результаты.

Подготовить тематическое выступление на заключительной конференции.



Оформить фотовыставку «Социальная работа - социальная практика».

Выступление на итоговой конференции.



Отчёт по практике в установленной форме (см. Приложение 6).

Отзыв (характеристика) группового руководителя с оценкой по итогам практики (см. Приложения 8, 20).


следующая страница >>