страница 1страница 2 ... страница 5страница 6
|
|||||||||||||||||||||||||||||
Похожие работы
|
Учебно-методический комплекс дисциплины по специальности 35. 05. 00 «Социальная работа» - страница №1/6
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ КРАСНОЯРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВОЙ ФАКУЛЬТЕТ СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТАВ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХУчебно-методический комплекс дисциплиныпо специальности 35.05.00 – «Социальная работа» КРАСНОЯРСК 2005
ББК 67.628.332.5173 Составитель И.В. ПлющСоциальная работа в чрезвычайных ситуациях: учебно-методический комплекс дисциплины по специальности 35.05.00 – «Социальная работа» / сост. И.В. Плющ. Краснояр. гос. ун-т. - Красноярск: ЮИ КрасГУ, 2005. - 103 с.Учебно-методический комплекс дисциплины предназначен для студентов, обучающихся по специальности «Социальная работа». © Красноярский государственный университет, 2005 © И.В. Плющ, 2005 СОДЕРЖАНИЕ
1. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ1.1. Введение Программа дисциплины «Социальная работа в чрезвычайных ситуациях» составлена в соответствии с требованиями (региональный компонент) к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки дипломированного специалиста по социальной работе по циклу «Факультатив» государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования второго поколения. Место курса в профессиональной подготовке специалиста в области социальной работы. Курс «Социальная работа в чрезвычайных ситуациях» является новой дисциплиной для системы образования. Включение в учебную программу данного курса вызвано особенностями социальной жизни современности. Он объединяет в себе две реальности, характеризующие современное общество. Во-первых, высокий уровень принимаемой на себя ответственности государства за жизнеобеспечение и безопасность населения. Во-вторых, увеличение уровня опасности для людей вследствие сложности и взаимозависимости современных систем жизнеобеспечения, использования технологий и материалов повышенной для человека опасности, высокой плотности проживания населения, обострения отдельных сторон социальной жизни. Возникает противоречие, для разрешения которого в современном обществе создаются социальные службы, главное назначение которых – обеспечение жизнедеятельности населения в сложных и экстремальных ситуациях, предотвращение развития опасности, уменьшение последствий названных ситуаций для населения. Это, в первую очередь, такое направление деятельности, как социальная работа и структуры, предназначенные для работы непосредственно в условиях чрезвычайных ситуаций (отряды МЧС). Ситуации, отличающиеся быстротой развития, необратимостью последствий и угрожающие жизни и здоровью людей и/или ущербу окружающей среде, называются чрезвычайными. Чрезвычайные ситуации (ЧС) имеют различный характер происхождения (природный, техногенный и т.д.), но все они отличаются катастрофичностью протекания. Это означает, что усилия людей в момент развития такой ситуации не могут ее устранить, направить в безопасное русло. То есть негативные последствия неизбежны. Вопрос лишь в том, чтобы минимизировать эти последствия, особенно в степени опасности для людей. Главная задача – обеспечить сохранение жизни людям как в процессе развития ЧС, так и по ее окончании. Люди, непосредственно или косвенно (например, в ЧС оказались близкие люди) пережившие чрезвычайную ситуацию, длительное время после исчезновения опасности для жизни могут ощущать последствия различной степени тяжести. Переживание опасности и потерь само по себе обуславливает развитие негативных последствий разного уровня. Эти негативные последствия часто требуют подхода не узкого специалиста, а профессинала, способного координировать и реализовать действия различных служб и структур, диагностировать суть и специфику проблемы, оказать непосредственную помощь при совмещении нескольких проблемных областей. Таким образом, социальная работа в чрезвычайных ситуациях включает в себя возможную помощь до развития чрезвычайной ситуации (профилактическую), помощь в процессе и после нахождения в чрезвычайной ситуации, а также помощь пострадавшим и самим спасателям. Государство стремится повысить управляемость всех систем, что невозможно без обеспечения безопасности. В то же время существуют ситуации повышенной опасности, когда в силу развития специфических условий опасность выходит за рамки современных возможностей управления. Урбанизированность условий жизни обуславливает включение в эту ситуацию огромного количества людей и масштабность последствий. В таких ситуациях требуется координация разнообразных структур, организаций, специалистов. Характерной особенностью крупномасштабных чрезвычайных ситуаций является также неспособность ликвидировать последствия и, главное, в короткие сроки оказать необходимую помощь пострадавшему населению силами местной администрации или даже усилиями всего государства. Возникает потребность привлечения дополнительных ресурсов, межрегиональных или международных. Таким образом, потребность в межведомственной структуре существует и на уровне отдельных индивидов, и на уровне государства, и на уровне межгосударственных взаимодействий. Конец ХХ и начало ХХI века характеризуются увеличением количества катастроф, затрагивающих условия жизнедеятельности огромного количества людей, особенно катастроф социального порядка. Это характерно и для России, и для других стран. Все сильнее проявляется необходимость в поиске новых механизмов оказания помощи и поддержки населению. Специалист данного профиля должен сочетать подготовку психологического, управленческого, правового и многих других направлений. Оказание специализированной помощи людям, пережившим чрезвычайную ситуацию, кризис или катастрофу, в нашей стране не имеет сложившейся традиции, школы, практики. Это определяется как особенностями истории (большим количеством социальных кризисов и катастроф, охватывающих всю страну), так и так и особенностями национальной культуры и идеологии. Совершенно не учитываются потребности в помощи людям, связанными эмоциональными и/или родственными связями с пострадавшими в результате ЧС. Неоказание им помощи еще более усугубляет травмы самих пострадавших через опосредованное воздействие микрогруппы. Через социальное окружение непосредственных участников чрезвычайных ситуаций негативные последствия приобретают все более широкое распространение в современном обществе. На сегодняшний день в обществе возникло осознание необходимости в деятельности по оказанию помощи пережившим ЧС и близким им людям. Тем не менее потребуется несколько десятков лет целенаправленных усилий по оказанию помощи этим людям, прежде чем удастся сформировать системно организованную практику действий в таких ситуациях. Другим важным аспектом современных социальных условий в сфере оказания помощи непосредственным и опосредованным участникам чрезвычайных ситуаций является проблема несоответствия социальной реальности и нормативных документов в этой области. Например, существует представление о юридической норме, закрепленной в терминах «неоказание помощи при угрозе жизни» или «оставление в опасности», но в то же время юридически не прописаны нормы действий в отношении косвенных/опосредованных участников чрезвычайных ситуаций, доля обязательной и желательной помощи родственникам участников и жертв чрезвычайных ситуаций. Иными словами, как и в каждой новой области деятельности, и здесь существует множество нерешенных вопросов и проблем. Успешное освоение курса «Социальная работа в чрезвычайных ситуациях» обеспечивается, в том числе, навыками и умениями, полученными при изучении дисциплин, позволяющих выявить и охарактеризовать сущность состояний индивида/группы, найти взаимосвязь между состоянием и поведением. В первую очередь это такие дисциплины, как психология, возрастная психология, патопсихология, социальная психология. Не менее важны для освоения курса навыки и умения, полученные в процессе прохождения основ медицинской помощи. Другой составляющей основы данного курса являются правовые дисциплины, позволяющие ориентироваться в возможностях, нормах и видах помощи пострадавшим от чрезвычайных ситуаций, административных ресурсах этой помощи. Изучение основ социальной работы в чрезвычайных ситуациях ориентировано на достижение следующей цели: подготовить студентов к самостоятельной практической деятельности по оказанию помощи населению
Цели реализуются последовательным решением следующих задач:
Требования к уровню освоения содержания курса. В результате изучения курса студенты должны освоить комплекс знаний, умений и навыков, а именно: а) иметь представление о: • причинах возникновения ЧС; • юридических последствиях их возникновения; • психологических последствиях ЧС; • специфичности поведения человека в экстремальных условиях; • классификацию ЧС по источникам их возникновения, по характеру возникающих последствий; • организацию деятельности, средства единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС; • нормативную правовую базу в области защиты населения и территорий от ЧС; • полномочия органов государственной власти в области зашиты от ЧС; • права и обязанности граждан в области защиты населения и территорий от ЧС и их социальное обеспечение в случае потери здоровья и имущества вследствие ЧС; • основные мероприятия, проводимые на различных уровнях управления • правовой статус спасателей и их страховые гарантии; • основы социальной и психосоциальной работы с человеком, перенесшим воздействие ЧС; • применять нормы права в области защиты населения и территорий от ЧС в самостоятельной практической деятельности; • проводить первичную диагностику состояний человека, перенесшего воздействие ЧС; • определять виды помощи, необходимые для человека, перенесшего воздействие ЧС; • применения нормативных актов и норм права в области защиты населения и территорий от ЧС к конкретным жизненным ситуациям; • определения основных решений, необходимых для оказания помощи человеку, перенесшему воздействие ЧС. Самостоятельная работа студентов предполагает написание рефератов, подготовку докладов и сообщений по отдельным темам спецкурса, студенты дневного отделения проведут ряд исследований. Успешное изучение дисциплины возможно лишь при самостоятельной систематической работе студентов над учебно-методической литературой и анализе программ новостей. Законодательные акты и документы, включенные в список литературы по отдельным темам, но не опубликованные, студент может найти в методической подборке на кафедре (соответствующая папка с обозначением названия дисциплины). Промежуточный контроль осуществляется с помощью тестов. В конце семестра студенты сдают зачет. 1.2. Распределение часов курса по темам и видам работ для студентов дневной формы обучения
|
|