Институционализация социальной работы в модернизирующемся российском социуме как одна из проблем XXI века 1 - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
«Всероссийская Марка (III тысячелетие). Знак качества XXI века» 1 10.92kb.
Теория социальной работы 1 319.34kb.
Конспектирование как вид самостоятельной работы 1 37.76kb.
Словарь основных терминов по дисциплине «Социальная психология» 1 282.27kb.
Американский менеджмент на пороге XXI века 11 4273.09kb.
§ Основные принципы социальной работы 1 50.5kb.
Становление социальной работы Введение 2 813.9kb.
Взаимосвязь социальной политики и социальной работы 1 105.83kb.
Аронов А. А. Золотой век русского меценатства 1 35.79kb.
В области социальной работы в качестве учебника для студентов вузов... 1 93.55kb.
Принципы и методы социальной работы 1 32.22kb.
Принципы и закономерности социальной работы 1 33.79kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Институционализация социальной работы в модернизирующемся российском социуме как - страница №1/1

Институционализация социальной работы в модернизирующемся российском социуме как одна из проблем XXI века1

Албегова И.Ф.,


Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова,

г. Ярославль, Россия
Institutionalization of social work in modernized Russian society as one of XXI-st century problems

Albegova I.F.,

The Yaroslavl state university of P.G.Demidov,

Yaroslavl, Russia

В начале XXI века в России актуализировалась проблема институционализации социальной работы, что связано с рядом объективных и субъективных причин.

Условия современной России социально детерминируют процесс становления социальной работы как инновационного института, активно влияют на динамику и механизмы его функционирования. Появление большого количества субъектов и объектов социальной работы, развитие разнообразных организационных форм ее существования, применение широкого спектра методов, методик и технологий поставили вопрос о технологизации социальной деятельности и потребовали изучения и анализа всех факторов, способствующих или препятствующих этим процессам.

Исторически сложилось так, что три взаимосвязанных процесса: практика, область познания и образовательная деятельность идентифицировались как социальная работа. Однако, механизмы реализации и осуществления этих процессов имели не только разные предпосылки, но и разные социально-структурные характеристики и специфику проявления. В условиях развития современного российского общества данные тенденции сохраняются и требуют глубокого изучения и всестороннего комплексного анализа.

Более того, институционализация социальной работы в условиях современной России идет в трех обозначенных направлениях весьма противоречиво. Так, в практике наблюдается отход от классических форм организации социальной работы и резкий переход к инновационным (таким, например, как центры, хосписы, некоммерческие общественные организации и т.д.). В области познания социальную работу обозначили как междисциплинарную, но так и не осуществили ее комплексный анализ, доказательством чего служит методологический плюрализм, отсутствие собственных фундаментальных теорий, сосуществование и разработка частных концепций. В области образования специалистов принципиально нового типа в основном готовят в классических традициях института высшей школы, что способствует возникновению ряда принципиальных проблем. Все эти обстоятельства значительно усиливают актуальность изучения проблемы институционализации социальной работы в современной России.

Генезис и развитие международной социальной работы как практики, особенности ее реализации в разные исторические периоды и разных социокультурных средах начиная с XIX в. инициировали ее исследование представителями различных наук, направлений и школ.

Проблема институционализации социальной работы в современной России для отечественной научной мысли является достаточно новой. По мнению автора, процесс институционализации социальной работы является частным случаем институциональных изменений, проходящий на фоне процессов модернизации, глобализации и регионализации.

Современное состояние теории социальной работы как области научного знания отличается плюрализмом концепций, многогранностью методологических оснований изучения и междисциплинарным характером методов. В современной России идет активный процесс формирования научного социума, занимающегося проблемами генезиса и развития социальной работы, обобщением практики социальной работы, разработкой ее методов, методик и технологий.

Институционализация социальной работы в условиях современной России является социально детерминируемым динамичным процессом, имеющим сложные механизмы функционирования. Она в области познания, практике и образовании идет весьма противоречиво и разнопланово.

Социальная работа, являясь определенным видом человеческой деятельности, воспроизвела в современном российском обществе уникальную открытую сложную саморазвивающуюся по законам самоорганизации принципиально новую систему, имеющую свою структуру, выполняющую определенные функции и взаимодействующую с другими системами (сферами).

Исследование современной социальной работы как профессионального вида деятельности возможно на основании деятельностно-активистского подхода с учетом трех уровней его реализации (микро-, мезо- и макро). Инновационность социальной работы как вида профессиональной деятельности усложняет процессы ее технологизации. Эффективность и качество социальной работы как профессионального вида деятельности, практики волонтерства и обучения во многом зависят от содержания и выраженности мотивации ее субъектов.

Подготовка специалистов принципиально нового типа в российской высшей школе должна сочетать накопленный положительный опыт и традиции с требованиями развития международных тенденций в социальном образовании.

Например, в Ярославском государственном университете им. П.Г. Демидова на кафедре социальных технологий подготовка социальных работников ведется более 20 лет и в начале XXI века проблемой стала содержательная сторона учебного процесса. Полученные специалистами знания и технологии работы с людьми оказываются зачастую непригодными в реальных условиях профессиональной деятельности. Вузовские «заготовки» не гарантируют успешного взаимодействия при проявлениях дезадаптации и деструктивного поведения со стороны населения.

Положение усугубляется еще и тем, что общее социальное самочувствие, уровень материальной обеспеченности специалистов по социальной работе оставляет желать лучшего и отнюдь не способствует эффективному выполнению профессиональных обязанностей по укреплению психологического здоровья и развитию адаптационных возможностей российских граждан. Переживания собственных личностных и межличностных проблем обуславливают такой способ образовательной подготовки социальных работников, который бы обеспечивал им самостоятельное постоянное восполнение личностных и профессиональных ресурсов как залога их успешной деятельности.

Качественно иная стратегия образовательной работы по подготовке и повышению квалификации кадров для социальной работы может быть основана на базовых положениях формирующейся в отечественной психологии гуманитарной традиции.

В центре такого образования находится личность как субъект своей жизнедеятельности, предметной и коммуникативной деятельности и своего самосознания. В процессе получения образования формируется идейность и исполнительность, не знания и профессиональные умения, и даже не компетенции, а сам человек как субъект своего познания и опыта, готовый содействовать поддержанию адаптивных устремлений другого человека. Стратегия подготовки кадров для работы с людьми главным образом заключается в позитивной интерпретации мира и себя в мире как субъекта познания и деятельности. Механизмом развития личности становится синтезирующая рефлексия, а основным процессом личностного развития – трансляция смысловых образований личности.

Практическая реализация такого подхода начинается с психологической поддержки специалиста по социальной работе как способа передачи ему психологического знания о человеке и мире.

Основной линией гуманитарной стратегии образования становится психологическая поддержка субъекта деятельности в социальной сфере, реализуемая в формах содействия восстановлению и укреплению адаптивных связей с социальным окружением.

В реальной практике отличие гуманитарного подхода от других состоит в том, что после завершения образования и передачи отношения к другому человеку как субъекту своего интеллектуального, профессионального и личностного развития не требуется мониторинга практической деятельности, неизменно сопровождающего реализацию других образовательных стратегий. Специалист гуманитарной ориентации личностно слит со своей профессией, для него это способ и образ жизни, а не просто средство добывания себе на хлеб. Сформированное профессионально-личностное отношение специалиста к другому человеку выступает залогом того, что он сам отныне будет успешно справляться и с производственными проблемами, и с самим собой, и с определением перспектив и темпов своего развития.

Идея психологической поддержки заложена в явлении события – общности совместного бытия, которое становится диалогическим пространством духовного развития специалиста вместе с другим человеком и совместного проживания ими общих человеческих смыслов.

Структура события включает три компонента, отражающие различные стороны совместной бытийной общности. Каждая из сторон события – сознание, сопереживание и содействие предполагают своим результатом различные виды нового креативного знания. Оно выражается в обретении иного отношения к жизненным событиям. Содержание полученного знания отвечает потребности в ре-интерпретации жизненных явлений, в освоении опыта разрешения проблемно-конфликтных ситуаций, в преобразовании окружающего мира и самого себя.

Психологическая поддержка рассматривается как практический коррелят события – сопереживания неопределенного, неблагоприятного или трудного периода в жизни организации или отдельного ее члена. Назначение поддержки состоит в психологической помощи в сохранении и укреплении позитивной направленности личности специалиста, в усилении их общественно ориентированных целей, ценностей и субъективных отношений с другими и создании условий для личностного роста и повышения социальной компетентности в целом.

Существующую роль в этом процессе играют социальные гуманитарные технологии, то есть способы позитивных межличностных отношений, обеспечивающих сохранение и укрепление психологического здоровья и личностной целостности человека, выражающихся в продуктивности и принятии ответственности за свою жизнь. Внедрение технологий в ходе учебного процесса и занятий вне его сопровождается информационной, интеллектуальной, эмоциональной и организационной поддержкой.

Конечно, осуществить гуманитарный подход в системе классического (академического) обучения не так просто. В связи с этим при кафедре социальных технологий факультета социально-политических наук ЯрГУ им. П.Г. Демидова создан учебно-методический научно-исследовательский комплекс, объединяющий лабораторию социальных технологий, общественную организаций Ярославской области «Социум» и Ярославская региональная общественная организация «Центр поддержки неполитических объединений».

Студенты имеют возможность участвовать в качестве волонтеров во всех программах и проектах, предлагать свои технологии решения социальных проблем местного социума, а также проявлять гражданские инициативы в виде неформальных групп и объединений.

Основными направлениями деятельности комплекса являются:

- организация и проведение учебно-научно-исследовательской работы студентов;

- разработка, апробация и внедрение инновационных социальных технологий; формирование их банка и обучения им студентов;

- издательская деятельность;

- разработка и реализация социально значимых проектов;

- проведение конференций, семинаров, «круглых столов» и т.д.

Общественные организации, созданные сотрудниками и преподавателями кафедры социальных технологий являются инновационной формой социальной работы. Социальные проекты, разработанные и реализуемые членами данных НКО являются полем для реализации гражданских инициатив студентов, прохождения ими социальной практики и школы волонтерства. По сути, в ходе проектов студенты на практике применяют полученные теоретические знания и приобретают необходимые для социального работника навыки. В дальнейшем они сами выступают инициаторами и авторами проектов, реализуя тем самым функции социального работника в обществе.

Благодаря участию в разработке и реализации социальных проектов, студенты проявляют событийность по отношению к их благополучателям, клиентам социальной работы: детям, беженцам, бомжам, безработным и т.д. Здесь они «учатся жизни», рефлексии и эмпатии, становятся очевидцами и участниками реальных событий объективной реальности.

Современная практика подготовки специалистов по социальной работе показала необходимость гуманитарной составляющей их обучения. Данная стратегия достаточно успешно реализуется во многих вузах Российской Федерации, в том числе и в Ярославском государственном университете им. П.Г. Демидова на кафедре социальных технологий.



Таким образом, процесс институционализации социальной работы в модернизирующемся российском социуме имеет определенные этапы, характеризуется многоплановостью проявлений и по-прежнему требует своего изучения как социальной теории и практики, так и обучения. Определенный вклад в решение названной социальной проблемы вносит факультет социально-политических наук ЯрГУ им. П.Г. Демидова, который за более чем 20-летний срок своего существования накопил определенный положительный опыт в деле подготовки специалистов по социальной работе. Правильность выбранных стратегий и тактик образования и воспитания подтверждается массовым трудоустройством выпускников отделения «социальная работа», регулярными положительными отзывами об их работе и достаточно быстрой профессиональной адаптацией молодых социальных работников – профессионалов.


1 Статья подготовлена при поддержке РГНФ. Грант № 11-33-00219а1. Проект: «Эффективная социальная политика как условие развития местного социума (на примере г. Ярославля).