Методические рекомендации по проведению программы Летних чтений Петрозаводск 2012 ббк 78. 38 В 61 - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Методические рекомендации по проведению занятий в рамках программы... 1 115.73kb.
Оценка эффективности оздоровления детей и подростков в летних оздоровительных... 1 87.89kb.
Оценка эффективности оздоровления детей и подростков в летних оздоровительных... 1 108.88kb.
Методические рекомендации по подготовке и проведению общих собраний... 1 193.16kb.
Методические рекомендации по проведению праздника Последнего звонка... 1 373.24kb.
Методические рекомендации по проведению коллективных переговоров... 3 828.57kb.
Методические рекомендации по проведению единого классного часа, посвященного 2 460.81kb.
Методические рекомендации по разработке заданий и требований к проведению... 1 205.46kb.
Методические рекомендации по разработке требований к проведению муниципального... 1 77.79kb.
Методические указания к самостоятельной работе Красноярск сфу 2012... 1 250.09kb.
Методические рекомендации по организации и проведению практики студентов... 5 1482.22kb.
Цели: Углубить понимание идейно-художественного богатства романа 1 73.93kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Методические рекомендации по проведению программы Летних чтений Петрозаводск 2012 - страница №1/1





Бюджетное учреждение

«Детско-юношеская библиотека Республики Карелия»

Во славу Отечества
Методические рекомендации по проведению

программы Летних чтений



Петрозаводск

2012
УДК 02

ББК 78.38

В 61

Во славу Отечества : методические рекомендации по проведению программы Летних чтений / Детско-юношеская библиотека Республики Карелия ; [авт.- сост. Н.Е. Гарбар ] – Петрозаводск : ДЮБ РК, 2012. –18 с.


УДК 02


ББК 78.38

Ответственный за выпуск: В.А. Сакина, директор ДЮБ РК

Авторы-составители: Н.Е. Гарбар, зав. отделом чтения детей; Л.Г. Саблина, зав.отделом чтения подростков; Л.В. Чечулина, зав. Центром поддержки

и продвижения чтения ДЮБ РК



Редактор: С.В. Золотова, зам.директора ДЮБ РК

Компьютерная вёрстка: С.П. Шестакова, главный библиотекарь

организационно-методического отдела ДЮБ РК


Отпечатано в Детско-юношеской библиотеке Республики Карелия:

185035, Республика Карелия, г. Петрозаводск,

пр. Ленина, д.1

Телефон: (8142) 78-32-29

E – mail: dubrk@library.karelia.ru

http: // dubrk.karelia.ru


©Детско-юношеская библиотека

Республики Карелия, 2012


Содержание
От составителя;

Приложение № 1. Объявление о программе Летних чтений «Во славу Отечества!»…………………………………………………………….с. 4

Приложение № 2. Задания программы для дошкольников и учащихся 1-4 классов……………………………………………………………с. 5

Приложение № 3. Ответы на задания для дошкольников и учащихся 1-4 классов……………………………………………………………с. 7

Приложение № 4. Задания для учащихся 5-7 классов…………….с. 8

Приложение № 5. Ответы на задания для учащихся 5-7 классов…с. 14

Приложение № 6. Список литературы……………………………...с. 15

От составителя

Уважаемые коллеги!

Президентом России Дмитрием Медведевым 9 января был подписан указ о проведении в 2012 году Года российской истории. В числе многих знаменательных дат - 200- летие Победы в Отечественной войне 1812 года.

Одним из знаковых событий Победы над армией Наполеона стало Бородинское сражение, отражающее славную страницу российской истории и являющееся образцом воинской доблести русского народа. Каждый участвовавший в битвах генерал, офицер, рядовой достоин того, чтобы о нём и его подвиге знало будущее поколение.

Детско-юношеская библиотека Республики Карелия составила программу Летних чтений – 2012 «Во славу Отечества», направленную на воспитание чувства гордости, благодарности, уважения подрастающего поколения к памяти людей, защищавших Родину в час суровых испытаний.

Вы можете использовать данные методические рекомендации для организации в Вашей библиотеке программы Летних чтений 2012 года. Программа предусматривает варианты заданий, разработанные для 2-х возрастных категорий участников:



  • для дошкольников и учащихся 1-4 классов;

  • для учащихся 5-7 классов


Цель программы:

  • Развитие у детей и подростков интереса к истории Отечества через чтение исторической литературы;

  • Расширение диапазона знаний по истории участников программы Летних чтений на основе изучения событий Отечественной войны 1812 года;

  • Содействие воспитанию у подрастающего поколения чувства гражданственности и патриотизма.

Порядок проведения программы:

  • Программа стартует 1 июня 2012 года – в Международный день защиты детей и действует в течение 3-х летних месяцев.

  • Задания программы читателям библиотек РК можно получить в библиотеках РК в печатном виде или в электронном - на сайте Детско-юношеской библиотеки РК (http://dubrk.karelia.ru).

  • Ответы на задания программы принимаются до 7 сентября 2012 года по адресу библиотеки РК (по месту жительства), в которой проводятся Летние чтения.

  • Победители программы награждаются дипломами в сентябре 2012 года.



Приложение № 1.

Объявление о программе
Мальчишки и девчонки!
Приглашаем вас принять участие

в программе Летних чтений «Во славу Отечества!»


О том, что было 200 лет назад,

Как защищал Отечество солдат,

О битвах 1812 года

И о великом подвиге народа –

Вы в книгах по истории читайте,

Успешно на вопросы отвечайте!


Задания программы можно получить

в отделах чтения детей и подростков

с 1 июня 2012 года и в течение лета.
Работы принимаются до 7 сентября 2012 года.
Подведение итогов состоится в сентябре 2012 года.
Приложение № 2.

Задания для дошкольников и учащихся 1-4 классов

«Недаром помнит вся Россия

Про день Бородина!»
I. Ответьте на вопросы:


  1. Когда состоялось сражение при Бородино?

2. Кто командовал русской армией в Бородинском сражении?

3. Именем какого генерала названа батарея, которая прославилась

в Бородинском сражении?

4. С армией какой страны сражались русские солдаты на

Бородинском поле?

5. Кто командовал армией противника русских войск?

6. Какие земляные укрепления были названы именем генерала Багратиона?

7. Назовите имя поэта, посвятившего стихотворение Бородинскому сражению.


II. Прочитайте стихотворение «Бородино» и выполните задания.

Вставьте пропущенные строки:

1. «Мы долго молча отступали,

Досадно было, боя ждали,

Ворчали старики:

«Что ж мы? на зимние квартиры?

_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _

_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
О русские штыки?»
2. «Что тут хитрить, пожалуй к бою;

Уж мы пойдем ломить стеною,

_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _

_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _


3. «Вот смерклось. Были все готовы

Заутра бой затеять новый

И до конца стоять…

_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _

_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _

Тогда считать мы стали раны,

Товарищей считать».
4. «Да, были люди в наше время,

Могучее, лихое племя:

Богатыри – не вы.

_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _

_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
Когда б на то не божья воля,

Не отдали б Москвы!»


III. Ответьте на вопросы строчками из стихотворения.
1. Сколько дней солдаты были в перестрелке?

_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _


2. Что делали солдаты в ночь перед битвой?

_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _

_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _

_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _


3. Какую клятву сдержали русские воины в Бородинском бою?
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _

_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _


4. Что «изведал враг в тот день»?

_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _

_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
5. Найдите строчку, в которой наши солдаты накануне сражения были настороже, начеку, не дремали, держали ухо востро.

_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _



IV. Соедините слово и его значение:
(Улан, кивер, хват, бивак, редут, лафет, картечь, драгун).


  1. …………….. – стоянка войск в поле для ночлега или отдыха.

  2. …………….. – артиллерийский снаряд.

  3. …………….. – солдат или офицер кавалерии, действующий как

в конном, так и в пешем строю.

  1. …………….. – высокий головной убор у военных.

  2. …………….. – станок, на котором укрепляется пушка.

  3. …………….. – полевое укрепление, обнесённое валом.

  4. …………….. – солдат или офицер лёгкой конницы.

Особенностью обмундирования этого рода войск был головной

убор с квадратным верхом.



  1. …………….. – ловкий, удалой человек.


Приложение № 3.

Ответы на задания программы для дошкольников и учащихся 1-4 классов
I . Ответы на вопросы.

1. 8 сентября (26 августа 1812 г. по старому стилю)

2. М.И.Кутузов

3. Генерала Н.Н.Раевского

4. Франции

5. Наполеон

6. Багратионовы флеши.

7. М.Ю.Лермонтов


II . Вставленные пропущенные строки.

  1. «Не смеют, что ли, командиры,

Чужие изорвать мундиры»


  1. «Уж постоим мы головою

За родину свою!»


  1. «Вот затрещали барабаны –

И отступили басурманы»


  1. «Плохая им досталась доля:

Немногие вернулись с поля»
III. Ответы на вопросы строчками из стихотворения.

  1. «Два дня мы были в перестрелке»




  1. «Кто кивер чистил весь избитый,

Кто штык точил, ворча сердито,

Кусая длинный ус».




  1. «И клятву верности сдержали

Мы в Бородинский бой»


  1. «Изведал враг в тот день немало,

Что значит русский бой удалый,

Наш рукопашный бой!»




  1. «У наших ушки на макушке!»


IY. Слово и его значение.

  1. Бивак.

  2. Картечь.

  3. Драгун.

  4. Кивер.

  5. Лафет.

  6. Редут.

  7. Улан.

  8. Хват.


Приложение № 4.

Задания программы для учащихся 5-7 классов

«Гроза 1812 года».
Викторина «Гроза 12 года».

Условия: правильно ответить на вопросы, указать источник информации, главное условие – использование печатных изданий.


Хронология событий Отечественной войны 1812 года.

1. Какую реку пришлось форсировать французам, чтобы начать войну с Россией?

2. Когда Александр 1 подписал манифест о «вооружении всего государства»?

3. Кто командовал российскими войсками в битве за Смоленск 4-6 августа 1812 года?

4. Какое событие произошло 26 августа 1812 года?

5. Чья армия на Бородинском поле первой покинула бой?

6. Какое решение было принято Кутузовым на совете генералов в Филях?

7. Как долго пробыл Наполеон в Москве?

8. Какое событие вынудило Наполеона покинуть Кремль и переехать в Петровский дворец?

9. В каком местечке под Москвой русская армия скапливала свои силы?

10. Какое движение развернулось среди населения России в защиту своей Родины?
Герои отечественной войны 1812 года

1. Он был самым молодым генералом русской армии. При Бородино командовал артиллерией и погиб в бою, не дожив четырех суток до своего дня рождения. Ему бы исполнилось 28 лет.   

2. В бою у деревни Салтановки под Могилевом, чтобы воодушевить солдат, он вывел в атаку своих юных сыновей. Назовите имя этого известного генерала.   

3. История войны 1812 года сохранили имена двух женщин, которые сражались наравне с мужчинами. Как звали этих  дам.                  

4. По свидетельству современников, в момент Бородинской битвы он с ледяным спокойствием оказывался в самых опасных местах, как будто намерено искал смерть. Под ним было убито 5 лошадей, рядом с ним погибли 2 его адъютанта. Кто это был?

5. За воинские заслуги в войне 1812 года этот партизан, поэт-гусар удостоился орденов Святого Георгия 4-й степени и Святого Владимира 3-й степени, повышения в чине. Кто он?

6. Чей прах был перенесён на поле битвы и захоронен у подножия памятника героям Бородина?

7. За участие в Отечественной войне 1812 года и в битве под Бородино его в 35 лет удостоили чина генерал- лейтенанта. Кто этот герой?

8. Он удостоился высшей полководческой награды – ордена Святого Георгия 1-й степени и стал в истории страны первым из четырёх полководцев, имевших все четыре степени ордена. Для россиян он стал «Спасителем России». Кто он?

9. Он, проявив немалое искусство дипломата на войне, заключил перемирие на несколько часов для свободного выхода из Москвы армейских обозов и своих полков. Это

10. Ожесточенное сражение за город Малоярославец стало последним в воинской биографии Георгиевского кавалера генерал-лейтенанта: он получил тяжелое ранение и больше в строй не вернулся.

11. Знаменитый партизан Отечественной войны, генерал-майор, был в театре военных действий с 1806 по 1814 г . сначала в должности адъютанта главнокомандующего Барклая де Толли, а с сентября 1812 года – одним из партизанских командиров. Был девять раз ранен и только на время излечения покидал фронт.



1812 год в литературе и изобразительном искусстве.

1. Он – один из создателей русского романтизма, во время Отечественной войны 1812 года вступил в ополчение, участвовал в Бородинском сражении. В Тарутинском лагере написал патриотический гимн «Певец во стане русских воинов».

2. Умолкнул бой. Ночная тень

Москвы окрестность покрывает;

Вдали Кутузова курень

Один, как звездочка, сверкает.

Громада войск во тьме кипит,

И над пылающей Москвою

Багрово зарево лежит

Необозримой полосою.

Кто автор этих строк, как называется стихотворение?
3. Оцепенелыми руками

Схватив железный свой венец,

Он бездну видит пред очами,

Он гибнет, гибнет наконец.

Бежат Европы ополченья!

Окровавленные снега

Провозгласили их паденье,

И тает с ними след врага.


О ком в стихотворении говорит А.С.Пушкин?

4. Какие произведения о войне 1812 года создал М.Ю. Лермонтов?

5. Плащи навешаны шатром

На пиках, вглубь земли вонзенных;

Биваки в сумраке ночном,

Вокруг костров воспламенённых;

Средь них толпами удальцы:

Ахтырцы, бугцы и донцы.


В данном отрывке из стихотворения «Партизаны» Кондратия

Фёдоровича Рылеева (поэта-декабриста) упомянуты ахтырцы,

бугцы и донцы. Кто они такие?

6. На какой картине, каким художником и в каком году было изображено совещание русских военачальников, созванное М.И.Кутузовым 1 (13) сентября 1812 в подмосковной деревне для решения участи Москвы?

7. Художник Илларион Михайлович Прянишников написал картину «В 1812». Что на ней изображено?

8. На картине Николая Семёновича Самокиша, «Подвиг солдат генерала Н.Н. Раевского под Салтановкой 11 июля 1812 года» (1912 год) изображена атака, в которой, по легенде, Раевский увлекает своих сыновей. В каком музее хранится эта картина?

9. Петер фон Гесс (1792 - 1871) — баварский придворный художник, член Академий художеств в Мюнхене, Берлине, Вене и Петербурге. В 1813—1815 гг. участвовал в походах против французов. В 1839 году по приглашению императора Николая I посетил Россию, получил заказ написать цикл картин о важнейших сражениях 1812 г. Был свидетелем юбилейных торжеств 1839 г. на Бородинском поле.

В 1840—1857 гг. создал 12 полотен, из которых сохранились 10:



  1. Сражение при Клястицах

  2. Сражение под Красным

  3. Сражение под Смоленском

  4. Сражение при Валутиной горе

  5. Сражение при Бородино

  6. Сражение при Тарутине

  7. Сражение при Полоцке, 7-го октября



  8. Сражение при Вязьме 22-го октября

  9. Сражение под Красным

  10. Сражение при Лосьмине 6-го ноября

  11. Переправа через реку Березину

В списке пропущено одно название картины. Какое?

10. Художник Роман Максимович Волков на последнем прижизненном портрете изобразил ЕГО с Георгиевской лентой ордена Св. Георгия 1-й ст. Кто он?



Военно-исторический словарь

  1. Авангард – это

А) – пушка

Б) – передовая часть войск

В) – кобура для пистолета


  1. Арьергард – это

А) – тыловая часть войск

Б) – передовая часть войск

В) – гусарская форменная куртка


  1. Гусары – это

А) – солдаты польской армии

Б) – воспитанники военного училища

В) – род лёгкой кавалерии


  1. Драгуны – это

А) – кавалеристы, ведущие бой как в конном, так и в пешем строю

Б) – народные воинские формирования

В) – плетенные украшения кивера


  1. Кавалергарды – это

А)- сумки для патронов

Б) – офицеры, исполняющие обязанности службы при высокопоставленным начальнике

В) – род привилегированной тяжёлой кавалерии


  1. Кирасиры – это

А) - военные действия определённого периода

Б) – военные головные уборы

В) – род тяжёлой кавалерии


  1. Корнет – это

А) – младший офицерский чин в кавалерии

Б) – патронная сумка кавалериста

В) – гусарская верхняя куртка


  1. Мортира – это

А) – отворот на обшлагах солдатских мундиров

Б) – кобура для пистолета

В) - артиллерийское орудие с коротким стволом


  1. Пика – это

А) – холодное колющее оружие

Б) - перевязь из кожи с крючком

В) – цветная кокарда

10 .Фураж –

А) – воинское звание

Б) – головной убор

В) – корм для лошадей.

Приложение 5.

Ответы на задания программы для учащихся 5-7 классов

Викторина «Гроза 1812 года»

1. Неман 2.6 июля 1812 года 3. Барклай-де-Толли 4. Бородинское сражение 5. Армия французов 6. Оставить Москву без боя, чтобы сохранить армию 7. Около месяца 8. Пожар Москвы 9. Тарутино 10. Партизанское, повстанческое.

Герои Отечественной войны 1812 года

1. Александр Иванович Кутайсов 2. Николай Николаевич Раевский 3. Надежда Андреевна Дурова, Василиса Кожина 4. Михаил Богданович Барклай-де-Толли 5. Денис Васильевич Давыдов 6. Петр Иванович Багратион 7. Ермолов Алексей Петрович 8. Михаил Илларионович Голенищев-Кутузов 9. Милорадович Михаил Андреевич 10. Дорохов Иван Семёнович 11. Сеславин Александр Никитич

1812 год в литературе и изобразительном искусстве

1. Жуковский Василий Андреевич 2. Д.В.Давыдов «Партизан» 3. О Наполеоне, французской армии 4. «Два великана», «Бородино», «Поле Бородина» 5. Ахтырцы - гусары Ахтырского полка генерала Дениса Давыдова; бугцы – солдаты бугского казачьего войска; донцы- солдаты донского казачьего войска 6. Картина худ. А.Д.Кившенко «Военный совет в Филях в 1812 г.», была написана в 1880 г. 7. Партизаны-крестьяне (истинные герои Отечественной войны) ведут по снежной равнине пленных французов 8. Музей-панорама «Бородинская битва» 9. Бой под Малоярославцем 10. М.И.Кутузов

Военно-исторический словарь

1Б, 2А, 3В, 4А, 5В, 6В, 7А, 8В, 9А, 10В.



Приложение № 6.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Алексеев, С. П. Сто рассказов из русской истории / Сергей Алексеев. – М. : Астрель, 2010. – 254, [1] с. – (Гражданско-патриотическая библиотека). – ISBN 978-5-17-064972-3. – ISBN 978-5-271-26780-2.

  2. Андрианова, И. А. Спаситель Отечества : [жизнеописание М.И. Голенищева-Кутузова] / Ирина Андрианова. – М. : Олимп ; Смоленск : Русич, 1999. – 304 с., [8] ил. : ил. – (Портреты великих).

  3. Балязин, В. Н. Самые знаменитые награды России / В. Н. Балязин, В. А. Дуров, А. Н. Казакевич. – М. : Вече, 2000. – 411с. : ил. – (Самые знаменитые). – ISBN 5-7838-0684-6.

  4. Борзова, Л. П. История России в картинах, рассказах, путешествиях : Древняя Русь, Московское царство, Российсская империя / Борзова Л. П. – М. : РОСМЭН, 2007. – 111 с. – Указ.: с. 108-111. – ISBN 978-5-353-01562-8.

  5. Герои 1812 года : сборник / [сост. В. Левченко]. – М. : Молодая гвардия, 1987. – 607 с. : ил., [24] л. фот. – (Жизнь замечательных людей ; вып. 11(680)).

  6. Калашников, В.И. Историческая картина / Виктор Калашников. – М. : Белый город, 2001. – 47 с. : репрод. – (Энциклопедия живописи для детей). – ISBN 5-7793-0395-9.

  7. Лазарев, А. Герои 1812 года : Денис Давыдов, Александр Сеславин, Яков Кульнев, Иван Дорохов и другие / Андрей Лазарев ; худож. Ю. Каштанов. – М. : Белый город, 2008. – 47, [1] с. : ил. – (История России). – Воен.-ист. слов.: с. 46-47. – ISBN 978-5-7793-1538-8.

  8. Лубченков, Ю. Н. Война 1812 года / Юрий Лубченков ; [худож. Александр Чаузов]. – М. : Белый город, [2009?]. – 47, [1] с. : цв. ил. – (История России). – ISBN 978-5-7793-0123-7.

  9. Любецкий, С. М. Русь и русские в 1812 году : книга для чтения всех возрастов / С. М. Любецкий. – М. : Современник, 1994. – 301, [1] с. : ил. – (История России в рассказах для детей). – Указ. имен: с. 288-300. – ISBN 5-270-01819-5.

  10. Орлик, О. В. "Гроза двенадцатого года..." / О. В. Орлик ; отв. ред. И. Д. Ковальченко ; АН СССР. – М. : Наука, 1987. – 191 с. : ил., [4] л. фот. – (Серия "Страницы истории нашей Родины"). – Указ. имен: с.179-190.

  11. Павлова, Л. Я. Декабристы - участники войн 1805-1814 гг. / Л. Я. Павлова ; АН СССР. – М.: Наука, 1979. – 127 с. : ил. – (Серия "Страницы истории нашей Родины"). – Библиогр.: с.126.

  12. Полководцы и флотоводцы : энциклопедия / текст: Ю. Лубченков ; жанровые ил.: С. Писарев, С. Масейкин. – М. : Росмэн, 2001. – 111 с. – Указ.: с.108-111.

  13. Сироткин, В. Г. Отечественная война 1812 года : книга для учащихся старших классов / В. Г. Сироткин. – М. : Просвещение, 1988. – 255 с. : ил. – Библиогр.: с. 254. – ISBN 5-09-081538-4.

  14. Тарле, Е. В. Нашествие Наполеона на Россию, 1812 год / Е. В. Тарле. – М. : Воениздат, 1992. – 303 с. : ил. – ISBN 5-203-01043-9.

  15. Троицкий, Н. А. 1812. Великий год России / Н. А. Троицкий. – М. : Мысль, 1988. – 348, [2] с. : ил., портр. – Библиогр.: с. 313-349. – ISBN 5-244-00070-5.

  16. Шишов, А. В. Сто великих героев 1812 года / А. В. Шишов. – М. : Вече, 2010. – 430 с. : ил., портр. – (100 великих). – ISBN 978-5-9533-4549-1.

*****

  1. Волков, В. Батарея Раевского : к 200–летию Бородинской битвы / Владимир Волков ; ил. Д. Доу, Н. Самокиш // Детская роман-газета. – 2011. – № 3. – С. 17. – (Честь имею).

  2. Волков, В. Десять лет в седле : к 200–летию Бородинской битвы / Владимир Волков [Текст] // Детская роман-газета. – 2011. – № 9. – С. 25. – (Честь имею!).

  3. Волков, В. Крестьяне взялись за топоры : к 200–летию Бородинского сражения / Владимир Волков ; ил. А. Смирнова, Б. Зворыкина // Детская роман-газета. – 2011. – № 10. – С. 29. – (Честь имею!).

  4. Волков, В. России верный гражданин... Денис Давыдов : к 200–летию Бородинской битвы / Владимир Волков ; худож. Ю. Иванов // Детская роман-газета. – 2011. – № 5. – С. 18. – (Честь имею).

  5. Жданов, Ю. Петр Иванович Багратион –– "орел русской армии" / Ю. Жданов // Детская роман-газета. – 2010. – № 8. – С. 21–22. – (Честь имею!).

  6. Пинк, И. Генерал Раевский против маршала Нея : 16 августа 1812 г. / И. Пинк // А почему?. – 2012. – № 3. – С. 18–19. – (Битвы нового времени).

  7. Пинк, И. Гроза двенадцатого года... : 22–27 июля 1812 года / И. Пинк // А почему?. – 2012. – № 1. – С. 18–19. – (Битвы нового времени).

  8. Пинк, И. Неприступная крепость : 17–18 августа 1812 г. / И. Пинк // А почему?. – 2012. – № 4. – С. 18–19. – (Битвы нового времени).

  9. Пинк, И. Отступление льва : 14 августа 1812 г. / И. Пинк // А почему?. – 2012. – № 2. – С. 18–19. – (Битвы нового времени).

  10. Ружанинов, В. Спаситель Отечества / Виктор Ружанинов // Детская роман-газета. – 2009. – № 1. – С. 20–22. – (Честь имею!).

  11. Феклушин, В. Бородинская битва : русская доблесть и слава / В. Феклушин // Детская энциклопедия АиФ. – 2010. – № 8. – С. 1–56.

  12. Феклушин, В. России верные сыны : герои Отечественной войны 1812 года / В. Феклушин // Детская энциклопедия АиФ. – 2011. – № 11. – С. 1-64.

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. 1812 год в русской поэзии и воспоминаниях современников / сост. Н. Н. Акоповой и В. В. Бережкова ; вступ. ст. О. Н. Михайлова ; примеч. М. А. Бойцова. – М. : Правда, 1987. – 508 с.

  2. Балязин В. За полвека до Бородина : [о детстве и юности М. И. Кутузова] / Вольдемар Балязин. – М. : Детская литература, 1989. – 286 с.

  3. Бородинское поле : 1812 год в русской поэзии. – М. : Детская литература, 1984. – 253 с. : ил. – (Поэтическая библиотечка школьника).

  4. Глинка, В. М. Дорогой чести : повесть / Владислав Михайлович Глинка ; худож. А. Иткин. – М. : Детская литература, 1971. – 431 с. : ил.

  5. Глинка, Ф. Н. Письма русского офицера / Ф. Н. Глинка ; сост., примеч.и послесл. С. Серкова. – М. : Воениздат, 1987. – 383 с.

  6. Голубов, С. Н. Багратион : роман / Сергей Голубов. – М. : Современник, 1983. – 336 с.

  7. Давыдов, Д. В. Записки партизана ; Стихи / Д. В. Давыдов ; сост. В. К. Осокина ; грав. Ю. Иванов. – М. : Молодая гвардия, 1984. – 319 с. : ил.

  8. Данилевский, Г. П. Сожженная Москва : роман / Григорий Петрович Данилевский.– М. : Московский рабочий, 1977. – 256 с.

  9. Дурова, Н.А. Избранные сочинения кавалерист-девицы / Н. А. Дурова ; сост., вступ. ст.и примеч. В. Муравьева. – М. : Московский рабочий, 1983. – 479 с.

  10. Загоскин, М. Н. Рославлев, или Русские в 1812 году / М. Н. Загоскин ; [вступ. ст. и коммент. А. М. Пескова]. – М. : Художественная литература, 1980. – 389, [2] с. : ил.

  11. Задонский, Н. А. Денис Давыдов : роман / Н. А. Задонский. – М. : Современник, 1979. – 735 с. : портр. – (Б-ка российского романа).

  12. И славили Отчизну меч и слово : 1812 год глазами очевидцев : поэзия и проза / [сост., вступ. ст. и примеч. Ю. Беляева]. – М. : Современник, 1987. – 687 с. – (Классическая библиотека "Современника").

  13. Клятву верности сдержали : 1812 год в русской литературе / сост., вступ. ст. коммент. С. Р. Серкова. – М. : Московский рабочий, 1987. – 477 с. : ил. –(Литературная летопись Москвы).

  14. Макарова, С. Грозная туча : романы / Софья Макарова. – Москва : Современник, 1994. – 379 с. – (История России в романах для детей). – Из содерж.: Грозная туча: [историческая повесть для юношества из времен Отечественной войны]. – С. 119-378.

  15. Михайлов, О. Н. Кутузов : исторический роман / Олег Михайлов. – М. : Военное издательство, 1988. – 543 с. : ил. – ISBN 5-203-00516-8.

  16. Михайлов, О. Н. Славный год войны народной : повесть / Олег Михайлов. – М. : Детская литература, 1990. – 191с. : ил. – ISBN 5-08-001364-8.

  17. Михайлов, О. Славный год войны народной : повесть / Олег Михайлов. – М. : Детская литература, 1990. – 189 с. : ил.

  18. Недаром помнит вся Россия... : к 175-летию Отечественной войны 1812 г. : сборник произведений русских писателей, записок, писем, воспоминаний современников / сост. В. Володин, В. Левченко ; предисл. О. Михайлова. – М. : Молодая гвардия, 1987. – 302 с. : ил. – (Библиотека юношества).

  19. Певец во стане русских воинов : [русские писатели – участники и современники Отечественной войны 1812 г. : сборник] / [сост. и автор биографических очерков А. Н. Сизов]. - М.: Детская литература, 1987. – 334 с. : ил.

  20. Раковский, Л. И. Кутузов : роман / Л. И. Раковский. – Л. : Лениздат, 1986. – 655 с. : ил.

  21. "России верные сыны..." : Отечественная война 1812 года в русской литературе первой половины XIX века. [В 2 т.]. Т. 2 / [сост. Л. Емельянов, Т. Орнатская ; коммент. Т. Орнатской, М. Турьян ; худож. Е. Большаков]. – Л. : Художественная литература, Ленинградское отделение, 1988. – 512 с. : ил. – Указ. имен: с. 474-503.

  22. "России верные сыны..." : Отечественная война 1812 года в русской литературе первой половины XIX века. [В 2 т.]. Т. 1 / [вступ. ст. Л. Емельянова ; сост. Л. Емельянов, Т. Орнатская ; коммент. Т. Орнатской, М. Турьян ; худож. Е. Большаков]. – Л. : Художественная литература, Ленинградское отделение, 1988. – 416 с. : ил.

  23. Русская слава : русские поэты об Отечественной войне 1812 года / [сост., авт. ст., справ. аппарата Н. Г. Охотин ; худож. В. В. Иванюк]. - Москва : Книга, 1987. - 478 с. : цв. ил. ; 11 см. - К 175-летию Отеч. войны 1812 г. - Хронограф: с. 356-369. - Слов. ист. и мифол. имен, устаревших слов и выражений: с. 370-394. - Библиогр. в коммент.: с. 395-476

  24. Сергиенко, К. К. Бородинское пробуждение : повесть / К. К. Сергиенко ; рис. Л. Дурасова. – М. : Детская литература, 1984. – 205 с.

  25. Чарская, Л. А. Смелая жизнь : историческая повесть / Лидия Чарская ; [ил. Е. Попковой]. - Москва : Астрель : АСТ, 2010. - 382, 1 с. : ил. ; 21 см. - (Гражданско-патриотическая библиотека). - ISBN 978-5-17-064973-0. - ISBN 978-5-271-26781-9.