Методические рекомендации по организации и проведению добровольного тестирования для выявления учащихся и студентов «группы риска» - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Методические рекомендации по организации и проведению практики студентов... 5 1482.22kb.
Методические рекомендации по дисциплине математические методы в историческом... 3 643.66kb.
Учебно-методическое пособие по проведению тестирования по дисциплине... 1 180.52kb.
Методические рекомендации по проведению программы Летних чтений Петрозаводск... 1 196.1kb.
Методические рекомендации для студентов и преподавателей высших учебных... 6 1120.08kb.
Методические рекомендации по организации и проведению мероприятий... 1 292.41kb.
Методические рекомендации по выполнению выпускной квалификационной... 1 313.86kb.
Методические рекомендации волгоград 2004 2 707.54kb.
Методические рекомендации по организации цеховых и межцеховых оздоровительных... 2 1220.41kb.
Методические рекомендации для студентов Методические рекомендации... 1 353.86kb.
Методические рекомендации для преподавателя Методические рекомендации... 1 257.59kb.
Психологическое тестирование 1 76.35kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Методические рекомендации по организации и проведению добровольного тестирования - страница №1/1

Министерство образования Нижегородской области

Государственное образовательное учреждение "Детский оздоровительно-образовательный центр "Дети против наркотиков"
Министерство здравоохранения Нижегородской области

Государственные учреждения здравоохранения «Областной наркологический диспансер» и «Областная наркологическая больница»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ ДОБРОВОЛЬНОГО ТЕСТИРОВАНИЯ

ДЛЯ ВЫЯВЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ И СТУДЕНТОВ «ГРУППЫ РИСКА»,

СКЛОННЫХ К НЕМЕДИЦИНСКОМУ ПОТРЕБЛЕНИЮ НАРКОТИКОВ И ДРУГИХ ТОКСИЧЕСКИХ ВЕЩЕСТВ

Нижний Новгород

2011 год

Авторы:
А.Л. Нелидов – кандидат медицинских наук, доцент кафедры общественного здоровья ФПК ГОУ ВПО НижГМА, доцент кафедры возрастной психологии ГОУ ВПО АГПИ им. А.П. Гайдара, заведующий подростковым диспансерным отделением № 2 ГБУЗ НО «Областная наркологическая больница».
М. В. Смирнова – заместитель директора ГОУ ДОД «Дети против наркотиков» по методической работе.

Рецензенты
От Министерства здравоохранения:

В.К. Тарасов – главный врач ГБУЗ НО «Областной наркологический диспансер», главный нарколог Министерства здравоохранения Нижегородской области.


От Министерства образования и науки:


СОДЕРЖАНИЕ

1. Система профилактики употребления психоактивных веществ

среди учащихся и студентов и место тестирования в системе

профилактики ………………………………………………………………………… 3 стр.
2. Этапы психологического тестирования ……………………………………….. 7 стр.
3. Пакет методик психологического тестирования

для выявления детей/молодежи «группы риска»
3.1. Тест Спилбергера в модификации Андреевой ………………………………13 стр.
3.2. Тест Уровень субъективного контроля ……………………………………….13 стр.
3.3. Тест Г. Айзенка …………………………………………………………………..18 стр.
3.4. Тест самооценки Дембо-Рубинштейн …………………………………………22 стр.
3.5. Кинетический рисунок семьи Бернса-Кауфмана ……………………………24 стр.
3.6. Социально-психологическая анкета …………………………………………..26 стр.
4. Информационно-просветительский буклет …………………………………….29 стр.

I

Система профилактики употребления психоактивных веществ

среди учащихся и студентов и место тестирования в системе профилактики
Текущая ситуация с употреблением психоактивных веществ (ПАВ) подростками и молодежью характеризуется сочетанием нескольких тенденций, требующих от образования и здравоохранения интеграции систем профилактики.

С конца 80-х и в течение 90-х годов отмечался катастрофический, в десятки раз, рост заболеваемости наркоманией и токсикоманией среди несовершеннолетних. В следующее десятилетие (в течение 2000-х годов), наоборот, число зарегистрированных наркоманов и токсикоманов среди несовершеннолетних непрерывно уменьшалось.

К настоящему времени основная наркологическая заболеваемость сместилась на взрослый возраст (20-30 лет).

В противоположность этой позитивной тенденции, в поколении детей, родившихся в 80-х годах и позже, нарастает число различных психосоциальных и психофизиологических факторов риска; в результате число детей и подростков «группы риска» в настоящее время достигает 55%-60% от общего числа учащихся.

Одним из основных механизмов возникновения детей «группы риска» является снижение способности семьи противостоять наркологической угрозе в связи с высокой распространенностью дисфункциональных семей: неполные семьи – до 32%; разводы до 50-60% от общего числа браков; низкая рождаемость не обеспечивает даже простого воспроизводства населения, а число абортов в 1,5 раза превышает число рождающихся; число больных алкоголизмом отцов достигает 35-40%; эмоциональные невротические и депрессивные расстройства отмечаются у 50% матерей.

Соответственно, среди несовершеннолетних и в молодежной среде сохраняются потенциальные предпосылки к возобновлению роста распространенности наркологических заболеваний.

Система образования и здравоохранения отвечает на эти вызовы разработкой системной профилактики в образовательной среде, интегрирующей педагогические, психологические и медицинские (психотерапевтические и другие) подходы (Г.Н.Тростанецкая, Т.Н. Дудко, Н.В. Вострокнутов, А.А. Гериш с соавт., 2000; Н.А. Сирота, В.М. Ялтонский, 2009; Е.Л. Родионова, А.Л. Нелидов, 2004; О.В. Зыков с соавт., 2010)

В профилактических системах в образовании выделяют пять основных объектов: учащиеся как развивающиеся личности, классы как социальные группы, родительские семьи учащихся, специалисты образовательного учреждения и ближайший социум или микрорайон, окружающий учреждение.

В отношении каждого из этих объектов профилактики с медико-социально-психологических позиций «норма-патология» их развития выделают три уровня воздействия.
Первичная профилактика. Охватывает всех учащихся детей, их родительские семьи, но в первую очередь – здоровых, нормативно развивающихся и не имеющих выраженных факторов риска. Ее цель – обеспечить нормативное развитие личности детей, формировать просоциальные нравственные установки, а в их рамках – установки на здоровый образ жизни. Используются методы социальной и психолого-педагогической моделей профилактики. Дополнительным эффектом первичной профилактики является создание необходимой среды поддержки психокоррекционной работы с детьми «группы риска».

Вторичная профилактика. Представляет собой систему работы с детьми «группы риска». К детям «группы риска» относят тех, которые имеют индивидуальные биологические (медицинские) и психологические, семейные, педагогические и социальные (групповые) факторы повышенного риска нарушений развития личности (А.Л Лихтарников, 1998; Е.Е. Чепурных, 2001; В.Ш Ширгалин., В.В. Завадский, 2000; В. Ш. Ширгалин, 2000). В результате у этих детей на определенном этапе онтогенеза не решаются задачи возрастного развития личности, а, следовательно, очередные возрастные кризисы развития начинают протекать патологически, особенно – при переходах от одного этапа онтогенеза на другой. Уже на следующем этапе развития у таких подростков возникает девиантное поведение и употребление психоактивных веществ.

Типология детей/подростков «группы риска» в настоящее время только ещё разрабатывается, в связи с этим укажем основные факторы риска и кризисы развития, выделяемые в современной литературе по профилактике.



Факторы риска.

Медицинские – задержки психического развития (ЗПР) и умственная отсталость, органические поражения нервной системы (энцефалопатии, синдром дефицита внимания и гиперактивности – СДВГ), неврозы, расстройства развития характера (акцентуации и психопатии), психосоматические заболевания и заболевания/травмы, ограничивающие возможности развития, посттравматические стрессовые расстройства (ПТСР), детско-подростковые расстройства (реакции) поведения разных видов, отклонения психосексуального развития.

Основными медицинскими факторами риска являются последствия энцефалопатии и невротические/характерологические расстройства. Те и другие предопределяют закономерную последовательность кризисов развития: в 6-7 лет – неготовность к школе, в 1-2-м классе – школьную дезадаптацию; в 4-м классе – латентная педагогическая запущенность с неготовностью к переходу в 5-й класс; в 5-6-м классе – стойкое падение мотивации учебной деятельности (прогрессирующая педагогическая запущенность); в 7-8- классе – девиантное поведение, в том числе и употребление ПАВ (переход педагогической запущенности в социальную запущенность – неразвитая способность к самостоятельной деятельности и сниженный самоконтроль, стремление к примитивным удовольствиям).



Индивидуально-психологические – высокая тревожность и депрессивность, агрессивность, сниженная самооценка («комплекс неполноценности»), инфантилизм, неразвитость психологических защит и совладающего/защитного поведения в стрессах и кризисных ситуациях. Указанные факторы риска предопределяют возникновение школьных неврозов и нарушений характера (акцентуаций/психопатий), которые, в свою очередь, вызывают в 13-17 лет стремление детей к их компенсации: в неблагоприятных условиях дисфункциональной семьи и сверстников (потребителей ПАВ, с асоциальным поведением) компенсацией становится собственное девиантное поведение и употребление ПАВ.

Семейные. Нарушение структуры семьи (неполная семья, деформированная
с отчимом или мачехой), воспитание родственниками или приемными родителями, воспитание в учреждении интернатного типа. Дисфункциональные семьи с нарушениями базовых функций (любви и сексуально-эротической, детородной, психологических, ролевых, взаимной поддержки и сплочения); среди них в самостоятельную группу выделяют семьи с аномальными стилями воспитания, нарушающими развития различных сфер личности детей – самостоятельности и инициативы, способности к деятельности, нравственность и др. (эмоциональное отвержение/депривация, авторитарное и сверхконтроль, гиперопека, гипоопека, гиперсоциализирующее с повышенной моральной ответственностью и преобладанием санкций и т.п.). Хронически конфликтные семьи, семьи в предразводном периоде, в периоде развода и адаптации после развода. Семьи с взаимной жестокостью и насилием; с психическими (неврозы, психопатии, депрессии) или наркологическими заболеваниями у одного/обоих родителей. Семьи с кризисами межпоколенных отношений и др.

Развитие ребенка в аномальной семье в 13-18 лет приводит к утрате ребенком способности устанавливать эмоциональные связи – с родителями (отчуждение от семьи), со сверстниками в отношениях дружбы и любви, к незащищенности от стрессов, психологически зависимому поведению (от компьютерных игр, от лидеров, от асоциальных групп, позже – от сексуального партнера и др.), что непосредственно ведет к употреблению ПАВ.


Педагогические и микросоциальные - Низкое качество учебно-воспитательного процесса школы, не формирующее мотивацию учебной деятельности, ценностные ориентации, дисциплину и сплочение школьных коллекти­вов, формальное/эмоционально отвергающее отношение педагогов к учащимся, унижение их достоинства, отсутствие развития у учащихся внеучебных деятельностей (кружков, секций) в школе и в учреждениях дополнительного образования.
Социальные – стабильно низкий жизненный уровень семьи; смена места жительства и учебы ребенка (мигранты и вынужденные переселенцы); доступность наркотических веществ в подростковой асоциальной субкультуре и скрытность их употребления.
Влияние одного, а, тем более, нескольких указанных факторов риска на учащихся в течение одного этапа развития личности (то есть, в течение 2-3-х лет) приводит к тому, что уже на ближайшем следующем этапе у детей неизбежно возникают возрастные кризисы развития, которые и определяют повышенный риск раннего начала употребления ПАВ.

Сущность вторичной профилактики в том, чтобы обеспечить коррекцию среды развития ребенка (в семье, школе и др.) и самой его личности последовательно в каждых из возрастных кризисах.



Кризисы начальной школы: а) Личностная неготовность к школе (в сфере деятельности, в эмоциональной, коммуникативной и ролевой сферах) с ее переходом в кризис адаптации в первом классе; б) Кризис несформированности учебной деятельности в начальных (2-4-м) классах, неготовность к переходу в 5-й класс.

Кризисы 5-6-х классов школы: а) Прогрессирующая педагогическая запущенность 5-6-го классов; б) Кризисы невротического (неврастенического, тревожно-фобического) развития личности.

Кризисы 7-8-го классов школы: а) Переход прогрессирующей педагогической запущенности в социальную запущенность – отвержение учебной деятельности и школы, психологически зависимое и раннее девиантное поведение, включение в асоциальную референтную группу (особенно – с потреблением ПАВ и примитивными деятельностями и способами получения удовольствий); б) Кризисы неразвитых навыков коммуникации и дружбы; в) Кризисы потребности в принадлежности к группе – низкий социальный статус и недостаточная популярность в классе, отвержение классом или просоциальной референтной группой; г) Кризисы нарушения развития характера (акцентуации, психопатии) – по истерическому, тревожному, возбудимому (со склонностью к риску) и агрессивному (эпилептоидному), депрессивному, застенчивому, зависимому (конформному), неустойчивому и др. типам; д) Кризисы аномально протекающих подростковых поведенческих реакций.

Кризисы 9-10 классов: а) Кризисы самосознания – низкого самопринятия и самоутверждения; б) Кризисы фрустрации потребности в социальном успехе, самоутверждении/самореализации, признании; в) Кризисы юношеской любви и отношений с другим полом; г) Кризисы хронических стрессов в ситуациях испытания (контрольных, ЕГЭ); д) Кризисы неспособности к профессиональному самоопределению/профориентации; е) Кризис социально-психологического инфантилизма – неготовность к обучению в старших классах, а далее – в учреждениях среднего и высшего образования.

Кризисы 11-го класса: а) Кризис неспособности к профессиональному самоопределению; б) Кризисы неготовности к ЕГЭ; в) Кризис неготовности к обучению в учреждениях среднего и высшего профессионального образования.

Кризисы обучения в учреждениях среднего и высшего профессионального образования: а) Кризис адаптации на 1-м курсе; б) Кризис среднего (3-го) курса (идентификация с выбранной специальностью/профессией); в) Кризисы отношений любви, начала добрачного периода и сексуального опыта; г) Кризисы эмансипации от родителей.
Употребление ПАВ детьми, находящимися в аномально протекающих возрастных кризисах развития личности, является компенсаторным явлением – с его помощью подростки стремятся иллюзорно их преодолеть; само употребление ПАВ воспринимается подростками как норма их поведения, как средство достижения успехов в различных сферах жизни.
Вторичная профилактика включает следующие направления деятельности, которые должны планироваться каждым образовательным учреждением: Внедрение в учреждении системы раннего выявления, в том числе психодиагностикой, основных типов детей «группы риска». Углубленное обследование детей и их родительских семей специалистами школы (классным руководителем, психологом, социальным педагогом). Обследование их специалистами здравоохранения (в психиатрической, наркологической и неврологической службах). Составление и проведение программы психокоррекции и (при необходимости) лечения детей и их родительских семей в отношении каждого типа кризиса развития. Непрерывная оценка эффективности проводимой программы психокоррекции.

Данная областная Программа тестирования учащихся предусматривает выявление в образовательном учреждении именно тех типов учащихся/студентов «группы риска», которые охватывают около 90% всех случаев девиантного поведения и употребления ПАВ у подростков и молодежи.

Приведем схему психодиагностики детей «группы риска»:

Возраст и класс/курс для проведения психологического тестирования

Название возрастного кризиса развития у детей «группы риска»

Основное свойство личности, по которому выявляются дети «группы риска»

Психодиагнос-тический тест, выявляющий детей «группы риска»

14-17 лет (8-11-й классы)

Педагогическая запущенность

Низкая мотивация познавательной активности

Низкая организация деятельности и низкий уровень ответственности в разных сферах



Тест Спилбергера в модификации Андреевой (шкала познавательной активности)

Уровень субъективного контроля/интернальности личности (общей и в разных сферах)



14-17 лет (8-11-й классы)

17-20 лет (1-3-й курсы вуза)



Эмоциональные невротические расстройства

Тревожность, депрессивность

Низкий уровень самооценки



Тест Спилбергера в модификации Андреевой (шкала тревожности)

Тест самооценки Дембо-Рубинштейн (с модификацией Прихожан)



14-17 лет (8-11-й классы)

17-20 лет (1-3-й курсы вуза)



Нарушения развития характера и аномальные поведенческие реакции

Развитие ребенка в дисфункциональных семьях



Агрессивность и предпосылки к ней

Проективные признаки дисфункциональных семей




Тест Спилбергера в модификации Андреева (шкала негативных эмоциональных переживаний)

Тест «Кинетический рисунок семьи»: симптомокомплексы враждебность, конфликтность, отверженность



17-20 лет (1-3-й курсы)

Кризис адаптации характера на 1-3-м курсах техникума/вуза

Дисгармонии (акцентуации) характера, затрудняющие социальную адаптацию

Тест Г. Айзенка на невротизм и интра-экстраверсию

Все возрасты тестируемых

Девиантное поведение

Начало употребления ПАВ

Социально-психологическая анкета

Данный набор тестов удобен для массового тестирования, так как все входящие в него тесты могут проводиться одновременно со всем классом/студенческой группой и занимают при этом в общей сложности около одного часа. Тесты могут проводиться на внеклассных занятиях, на уроках психологии, ОБЖ, граждановедения и т.п. дисциплинах. Обработка результатов тестов одним специалистом в расчете на одного испытуемого составляет около часа, а в расчете на класс/группу из 25 человек – около 25-30 часов рабочего времени или 4-5 рабочих дней; при обработке же результатов двумя специалистами (педагог-психолог и социальный педагог) – до 3 дней.

Третичная профилактика включает выявление детей и молодежи, уже употребляющих ПАВ (алкоголь, наркотики, токсические вещества, курение) с развивающейся зависимостью от них с последующей психокоррекционной и реабилитационной работой с ними и их семьями.

В данную Программу тестирования из всей третичной профилактики включено биохимическое тестирование, так как его массовое проведение не требует участия специализированных наркологических служб и может проводиться непосредственно в медицинских кабинетах образовательных учреждений.



II

Этапы психологического тестирования
Организация и проведение психологического тестирования включает пять этапов.

1. Информационно – аналитический. В рамках данного этапа проводится мониторирование наркоситуации и анализ полученных данных в образовательном учреждении перед началом проведения психологического тестирования. Данный этап работы позволяет получить конкретные сведения по наркоситуации в образовательном учреждении, с которыми уже можно будет ознакомить остальных участников тестирования на следующем этапе. Также эти данные позволяют вывести ожидаемый результат от психологического тестирования, на предмет раннего выявления лиц, допускающих немедицинское потребление наркотических средств, в каждом конкретном образовательном учреждении.

2. Информационно - мотивационный.

В рамках данного этапа организаторами проводится информационно-разъяснительная работа со всеми участниками процесса: детьми и молодежью, их родителями (законными представителями), сотрудниками образовательных учреждений, в которых обучаются тестируемые. Разъяснения даются на родительских и классных собраниях, через выпуск специальных бюллетеней и методических рекомендаций, а также с использованием буклетов, разработанных для родителей и обучающихся.



3. Исследовательско - профилактический.

Первым мероприятием данного этапа является массовое психологическое тестирование обучающихся.

При обработке результатов обучающимся (и их родителям), по большинству методов подтвердившим высокую долю вероятности вхождения в группу риска, далее рекомендуется второе мероприятие исследовательского этапа.

Второе мероприятие данного мероприятия - медицинское иммунохроматографическое тестирование на предмет раннего выявления лиц, допускающих немедицинское потребление наркотических средств, психотропных и других токсических веществ. Этим учащимся также рекомендуется обратиться к психологу школы или детской наркологической службы; им выдается направление на консультацию к врачу психиатру – наркологу.

4. Организационно – профилактический.

По итогам тестирования рекомендуется уточнить план организации профилактической работы в образовательном учреждении и провести психолого-педагогическую работу, направленную на сохранение и укрепление психического здоровья обучающихся образовательного учреждения на профилактику потребления наркотических средств, психотропных и других токсических веществ.

С целью выявления результативности профилактической работы рекомендуется провести повторное мониторирование наркоситуации в образовательном учреждении.

5. Отчетный.

Руководители образовательных учреждений направляют статистическую и аналитическую информацию по итогам тестирования в Министерство образования Нижегородской области (общее количество обучающихся в образовательном учреждении, количество протестированных, количество обучающихся, включенных в «группу риска»).


Материалы ко второму информационно-мотивационному этапу тестирования
Особенности работы специалистов (психологов, педагогов) с целевой группой родители (законные представители).

Работа с родителями является также одним из важнейших направлений мотивационной работы. Реагирование подростка на процедуру тестирования во многом может быть обусловлено отношением его родителей к данной процедуре. Несмотря на актуальность проблемы наркомании, многие родители до сих пор остаются некомпетентными как в вопросах наркозависимости, так и в вопросах профилактики. А ведь именно в этом сложном возрасте, когда еще не расставлены жизненные приоритеты и отчасти потеряны многие ориентиры, ребенок становится жертвой (именно жертвой!) наркоторговцев, которые навязывают ребенку «разбитную, независимую и «взрослую» философию жизни. Многие родители не хотят учитывать тот факт, что не всегда они знают, с кем общается их ребенок, и что его интересует. Одни думают, что их дети еще недостаточно взрослые, чтобы пробовать наркотики, другие уверены, что их детей эта проблема никогда не коснется. Проблема родителей в том, что они не владеют полной информацией о том, что происходит с их детьми в подростковом возрасте, как помочь ребенку выйти из этого возрастного кризиса с наименьшими потерями.

Поэтому работу с родителями мы рекомендуем начинать именно с изменения позиции. Для этого необходимо способствовать пониманию родителями, какой сложный период переживают их дети.

На всех родительских собраниях необходимо посвящать 15-20 минут занятиям, целью которых станет информирование родителей о том, что заботит их ребенка в этом возрасте, что переживает их ребенок, с какими проблемами сталкивается. Знания возрастных особенностей помогут родителям понять, что тестирование подростков - наиболее действенный способ раннего выявления ПАВ-зависимости у них на сегодняшний день. В рамках этих бесед желательно больше говорить о социальной и психологической зависимостях, так как рассказы о физической зависимости на этот момент для родителей, не имеющих опыта общения с зависимыми и созависимыми людьми, не значимы.

Также необходимо привлекать родителей к индивидуальным занятиям со специалистами, что позволит наиболее точно определить искаженные установки на проведение тестирования и провести своевременную проработку возникающих трудностей. Немаловажной составляющей информационно-разъяснительной работы с родителями являются лекции-диалоги, при чтении которых приветствуется обсуждение с родителями полученной информации в процессе чтения. А так же необходимо делать акцент на тех факторах, которые являются предпосылками для пробы наркотика или начала его употребления. Тренинговая работа является завершающим этапом в формировании положительной мотивации на прохождение детьми тестирования. Использование тренингов поможет отследить полученные результаты, а также создать единый позитивный настрой у родителей.
Формирование у родителей учащихся образовательных учреждений положительного отношения к проведению среди учащихся психологического тестирования по раннему выявлению лиц, допускающих немедицинское потребление наркотических средств
Уважаемые родители! Мы собрались с вами в преддверие проведения процедуры психологического тестирования учащихся на предмет потребления наркотических средств. Эти мероприятия проводятся на территории Российской Федерации в соответствии с приказом Министерства образования и науки РФ от 12 апреля 2011г. № 1474 "О психологическом тестировании обучающихся образовательных учреждений, реализующих общеобразовательные программы основного общего, среднего (полного) общего образования и профессиональные образовательные программы начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования, на предмет потребления наркотических средств, психотропных и других токсических веществ. Тестирование носит, прежде всего, профилактический характер, призвано удержать молодежь от первых "экспериментов" с наркотикам и своевременно проинформировать родителей об "увлечениях" детей.

Подростковая и юношеская наркомания в настоящее время перерастает в проблему национального масштаба. Родители, к сожалению, узнают слишком поздно, о том, что их ребенок стал зависим от наркотиков или иных ПАВ. Именно поэтому в постоянном режиме необходимо проводить работу по профилактике немедицинского потребления наркотических средств среди учащихся, и их родителей.

Тестирование является необходимой мерой социального контроля и предупреждения распространения этой беды в молодежной среде. Мы предлагаем вам включиться в работу по профилактике распространения наркомании, а именно по раннему выявления фактов потребления наркотиков нашими детьми, и просим вас также дать согласие на участие ваших детей в тестировании в нашем образовательном учреждении. При этом хочу акцентировать ваше внимание, что психологическое тестирование является добровольным и анонимным. Полученные результаты будут использованы при планировании антинаркотической профилактической работы в нашем образовательном учреждении.

Психологическое тестирование учащихся на предмет потребления наркотиков, позволяет определить примерную долю лиц, имеющих опыт наркопотребления в учебных коллективах, выделить "группы риска". При этом данное мероприятие не требует значительных финансовых затрат и имеет под собой правовые основания.


Особенности подросткового возраста, как фактор риска для развития зависимого поведения – тезисы беседы с родителями.

Подростковый период выделяется не во всех обществах, а лишь с высоким уровнем цивилизации, Индустриальное развитие приводит к тому, что требуется все более продолжительное время для общественного и профессионального обучения детей и соответственно расширения рамок подросткового возраста. В литературе описан под разными названиями: подростковый, переходный, пубертальный, пубертатный, отрочество, подростничество, негативная фаза возраста полового созревания, возраст второй перерезки пуповины. Разные названия отражают разные стороны происходящих и жизни подростка перемен.



Половое созревание является знаковым моментом для подросткового возраста. Наступление подросткового возраста со всей очевидностью проявляется в резком возмужании организма, внезапном увеличении роста и развитии вторичных сексуальных признаков. У девочек этот процесс начинается приблизительно на 2 года раньше и длится в течение более короткого времени (3-4 года), чем у мальчиков (4-5 лет). Этот возраст считается периодом выраженного увеличения сексуальных желаний и сексуальной энергии, особенно у мальчиков.

С фазами биологического созревания у подростков совпадают фазы развития интересов. С одной стороны, теряется интерес к вещам, которые его интересовали раньше (презрительное отношение к детским забавам, «россказням» и т.д.). При этом не утрачиваются ни навыки, ни сложившиеся механизмы поведения. С другой стороны, возникают новые интересы: новые книги, в основном, эротического характера, острый сексуальный интерес.

Во время смены интересов есть момент, когда, кажется, что у подростка вообще отсутствует какой бы то ни было интерес. Эта разрушительная, опустошительная фаза расставания с детством и дала повод Л. Толстому назвать период «пустыней отрочества». Вот здесь на этом этапе ребенок легко может попасть в компанию сомнительного характера. (Лек­тор заостряет внимание на этом факте, желательно его обсуждение с родителями).

В начале следующей фазы, у ребенка появляется множество новых интересов. Из них путем дифференциации выбирается ядро интересов.



Причем вначале это происходит под знаком романтических стремлений, под конец — реалистический и практический выбор одного устойчивого интереса, связанного с жизненной основной линией, избираемой подростком. Интерес к наркотику закрепляется (Лектор заостряет внимание на этом факторе, желательно обсуждение с родителями).

Ведущая деятельность подростков — интимно-личностное общение со сверстниками. Эта деятельность является своеобразной формой воспроизведения между сверстниками тех отношений, которые существуют среди взрослых людей, формой освоения этих отношений. Отношения со сверстниками более значимы, чем со взрослыми, происходит социальное обособление подростка от своей генеалогической семьи. Подросток становится скрытным, родители не знают, что его интересует. (Лектор заостряет внимание на этом факторе, желательно обсуждение с родителями).

Основные личностные новообразования (особенности) подросткового возраста:

  1. Формирование «Мы» - концепции, которая иногда принимает очень жесткий характер: «мы — свои, они — чужие». Поделены территории, сферы жизненного пространства. Это не дружба, отношения дружбы еще только предстоит освоить как отношения близости, увидеть в другом человеке такого же, как сам. Это, скорее, поклонение общему идолу. ( Лектор заостряет внимание на этом факторе, желательно обсуждение с родителями).

  2. Формирование референтных групп в подростковом возрасте является обычным явлением. Сначала они состоят из представителей одного пола, впоследствии возникает тенденция к объединению подобных групп в более крупные компании или сборища, члены которых что-то делают сообща. Стечением времени группы становятся смешанными. Еще поз­же происходит разделение на пары так, что компания состоит только из связанных между собою пар.

  3. Ценности и мнения референтной группы подросток склонен признавать своими собственными. В его сознании они задают оппозицию взрослому обществу. Многие исследователи говорят о субкультуре детского общества, носителями которой и являются референтные группы. Взрослые не имеют в них доступа, следовательно, каналы воздействия оказываются ограниченными. Ценности детского общества плохо согласованы с ценностями взрослого.

  4. Типичная черта подростковой группы — чрезвычайно высокая конформность. К мнению группы и ее лидера относятся некритически. Диффузное «я» нуждается в сильном «мы», инакомыслие исключено. (Лектор заостряет внимание на этом факторе, желательно обсуждение с родителями).

  5. Чувство взрослости также является движущей силой подросткового поведения в этот период. Объективной взрослости у подростка еще нет. Субъективно она проявляется в развитии чувства взрослости и тенденции к взрослости через эмансипацию от родителей. Ребенок требует суверенности, независимости, уважения к своим тайнам. В возрасте 10-12 лет дети еще пытаются найти взаимопонимание у родителей. Однако разочарование неизбежно, так как ценности их различны. Но взрослые снисходительны к ценностям друг друга, а ребенок — максималист и не принимает снисхождения к себе. Разногласия происходят в основном по по­воду стиля одежды, прически, ухода из дому, свободного времени, школьных и материальных проблем. Однако в самом главном дети все же наследуют ценности родителей. «Сферы влияния» родителей и сверстников разграничены. Обычно от родителей передается отношение к фундаментальным аспектам социальной жизни. Со сверстниками же советуются по части «сиюминутных» вопросов. (Лектор заостряет внимание на этом факторе желательно обсуждение с родителями).

  6. Новое отношение к учению также является характерной чертой этого возрастного периода. Подросток стремится к самообразованию, причем часто становится равнодушным к отметкам. Порой наблюдается расхождение между интеллектуальными возможностями и успехами в школе: возможности высокие, а успехи низкие.

  7. Взрослость проявляется в романтических отношениях со сверстниками другого пола. Здесь имеет место не столько факт симпатии, сколько форма отношений, усвоенная от взрослых (свидания, развлечения).

  8. Внешний облик и манера одеваться также сразу же выделяет подростка в толпе.

  9. Эмоциональное развитие подростка является причиной того, что подростковый возраст считается периодом бурных внутренних переживаний и эмоциональных трудностей. По результатам опроса, проведенного среди подростков, половина 14-летних временами чувствуют себя настолько несчастными, что плачут и хотят бросить всех и все. Четверть сообщила, что им кажется иногда, что люди смотрят на них, говорят о них, смеются над ними. Каждому 12-му в голову приходили идеи самоубийства.

  10. Типичные школьные фобии, которые исчезли в 10-13 лет, теперь снова появляются в слегка измененной форме. Преобладают социальные фобии. Подростки становятся застенчивыми и придают большое значение недостаткам своей внешности и поведения, что приводит к нежеланию встречаться с некоторыми людьми. Иногда тревожность парализует социальную жизнь подростка настолько, что он отказывается от большинства форм групповой активности. Появляются страхи открытых и закрытых пространств. Наркотики снимают напряжение!!! (Лектор заостряет внимание на этом факторе, желательно обсуждение с родителями).

  11. Воображение и творчество подростка тоже может по-разному влиять на его поведение. Игра ребенка перерастает в фантазию подростка. По сравнению с фантазией ребенка она более творческая. У подростка фантазия связана с новыми потребностями — с созданием любовного идеала. Творчество выражается в форме дневников, сочинения стихов, причем стихи пишут в это время даже люди без всякой крупицы поэзии. «Фантазирует отнюдь не счастливый, а только неудовлетворенный». Фантазия становится на службу эмоциональной жизни, является субъективной деятельностью, дающей личное удовлетворение. Фантазия обращена в интимную сферу, которая скрывается от людей. Ребенок не скрывает своей игры подросток прячет фантазии как сокровенную тайну и охотнее признается в проступке, чем обнаружит свои фантазии.

  12. Есть еще второе русло — объективное творчество (научные изобретения, технические конструкции). Оба русла соединяются, когда подросток впервые нащупывает свой жизненный план. В фантазии он предвосхищает свое будущее.

  13. Базовая потребность возраста — понимание. Чтобы ребенок был открыт для понимания, должны быть удовлетворены предыдущие потребности.

Типы воспитания и отношений родителей и подростков также могут быть причиной отклонений в поведении и личностном развитии подростка:

  1. Эмоциональное отвержение. Обычно оно скрыто, так как родители неосознанно подавляют неприязнь к ребенку как недостойное чувство. Безразличие к внутреннему миру ребенка, маскирующееся с помощью преувеличенной заботы и контроля, безошибочно угадывается ребенком.

  2. Эмоциональное потворство. Ребенок — центр всей жизни взрослых, воспитание идет по типу «кумира семьи». Любовь тревожна и мнительна, ребенка демонстративно ограждают от «обидчиков». Поскольку исключительность такого ребенка признается только домашними, у него будут проблемы во взаимоотношениях со сверстниками.

  3. Авторитарный контроль. Воспитание — главное дело жизни родителей. Но главная воспитательная линия проявляется в запретах и в манипулировании ребенком. Результат парадоксален: воспитательного эффекта нет, даже если ребенок подчиняется: он не может сам принимать решения. Такой тип воспитания влечет за собой одно из двух: либо социально неприемлемые формы поведения ребенка, либо низкую самооценку.

  4. Потворствующее невмешательство. Взрослые, принимая решение, чаще руководствуются настроением, а не педагогическими принципами и целями. Их девиз: поменьше хлопот. Контроль ослаблен, ребенок предо­ставлен сам себе в выборе компании, принятии решений.

Сами подростки оптимальной моделью воспитания считают демократичное воспитание, когда нет превосходства взрослого (лектор заостряет внимание на этом факторе, желательно обсуждение с родителями).

Аномалии (кризисы) личностного развития подростков — являются основным фактором риска при формировании зависимого поведения. Подростковый возраст — манифестация тех аномалий личностного развития, которые в дошкольном периоде существовали в латентном состоянии. Отклонения в поведении свойственны почти всем подросткам. Характерные черты этого возраста — чувствительность, частая резкая смена настроения, боязнь насмешек, снижение самооценки. У большинства детей со временем это проходит само собой, некоторым же нужна помощь психолога. Расстройства бывают поведенческие и эмоциональные. Эмоциональные преобладают у девочек. Это депрессия, страхи и тревожные состояния. Причины обычно социальные. Нарушения в поведении в четыре раза чаще бывают у мальчиков (лектор заостряет внимание на этом факторе, желательно обсуждение с родителями).

Факторы, которые удерживают подростков от употребления наркотиков даже в самой неблагоприятной обстановке.

К таким защитным факторам относятся:

1. Внутренний самоконтроль и целеустремленность подростка.

2. Привязанность к своим близким.

3. Возможность активного участия в значимой деятельности.

4. Успешность в овладении знаниями и умениями.

5. Признание и одобрение со стороны окружающих. Формирование ценностей, альтернативных наркотику.

Причины, которые, по мнению самих подростков, сыграли решающую роль в их приобщении к алкоголю и наркотикам.

1. Желание походить на друзей, знакомых, соответствовать своей группе сверстников.

2.Желание испытать те приятные ощущения, которые так расхваливают друзья, знакомые, имеющие опыт приема алкоголя и наркотиков.

3.Любопытство, стремление испытать себя в новой, почти экстремальной ситуации.

4.Желание пережить эмоционально приятное состояние «кайф».

5.Влияние старшего по возрасту или значимого для подростка человека.

6.Стремление забыться, расслабиться, снять напряжение, неприятное ощущение.

7.Демонстративный протест.



Примерный текст обращения к подросткам, используемый при мотивации подростков на тестирование

Здравствуйте, ребята! Вы знаете, что по всей России и в нашем образовательном учреждении на основании Приказа Министерства образования и науки РФ от 12 апреля 2011 года № 1474 проводится процедура психологического тестирования на предмет потребления наркотических средств. Хочется отметить, что тестирования не стоит бояться, так как его результаты являются анонимными, о них не узнают ни ваши сверстники, ни учителя. Поэтому, процедуру тестирования считаю важной, а участие в ней – необходимым.

Мы не стремились предлагать вам готовые выводы и советы. Уверены, что вы способны самостоятельно сделать выбор и принять решение. Наша задача заключается в том, чтобы дать информацию, необходимую для принятия решения. Уверены – оно будет разумным!
III

ПАКЕТ МЕТОДИК

для проведения психологических тестов по выявлению учащихся, склонных к немедицинскому потреблению наркотиков и других токсических веществ

Тест тревожности Ч.Д. Спилбергера в модификации А.Д. Андреевой

Шкалы: тревожность, познавательная активность, негативные эмоциональные переживания

Назначение теста. Опросник позволяет выявить уровень познавательной активности (уровень мотивации познавательной/учебной деятельности), тревожность и гнев как наличное состояние и как свойство личности. Методика является модификацией опросника Ч.Д. Спилбергера (STPI – State Trait Personal Inventory) адаптированной А.Д.Андреевой в 1988 году.

Под познавательной активностью здесь понимается присущая человеку любознательность (в отличие от любопытства на уровне восприятия), непосредственный интерес к окружающему миру, активизирующие познавательную деятельность субъекта.


Гнев/негативные переживания и тревога – базальные эмоции, зависящие от функционирования глубинных структур головного мозга и от накопления не преодоленных детско-подростковых кризисов развития личности; они ведут к расстройствам развития личности (невротическим, характерологическим) и затрудненной адаптации субъекта к жизненно значимым ситуациям.




Описание теста

Каждое из трех диагностируемых качеств личности (тревожность, познавательная активность и негативные эмоции) диагностируются в двух аспектах: 1. Как общие свойства характера/личностные субъекта в системе отношений с окружающим социумом и 2. Как свойство характера, проявляющееся в динамике учебной деятельности.

Такое построение методики позволяет сопоставить уровень изучаемых эмоциональных состояний в условиях учебной деятельности с фоновым и определить, каким образом процесс учения влияет на особенности эмоциональных переживаний школьника. Кроме того, вторая часть опросника может быть использована и для изучения эмоционального отношения учащихся к тому или иному учебному предмету. В этом случае текст инструкции конкретизируется применительно к данному предмету или проводится дополнительное (за пределами данной Программы тестирования) исследование системы отношений к предметам с помощью Цветового теста отношений А.М. Эткинда (Е.Ф. Бажин и А.М. Эткинд, 1985), теста самооценки Дембо-Рубинштейн (включаются дополнительные шкалы – по предметам).

Опросник наиболее целесообразно использовать в ходе индивидуальной работы с ребенком, испытывающим трудности в освоении определенного учебного материала.

Таким образом, шкалы познавательной активности, тревожности и негативных эмоций входят в обе части опросника, причем каждая шкала состоит из 10 пунктов, расположенных в определенном порядке.


Инструкция к тесту


К 1-й части. Прочти внимательно каждое предложение и обведи кружком одну из цифр, расположенных справа, в зависимости от того, как ты обычно себя чувствуешь, каково твое обычное состояние. Что означает каждая цифра, написано вверху страницы.

Ко 2-й части. А теперь постарайся оценить, как ты себя чувствуешь на уроках в школе.

Кроме того, дополнительно к каждой части опросника авторы ввели по десять «свободных» пунктов, попросив учащихся заполнить их ответами на вопросы: «Какие еще чувства ты обычно испытываешь?» (после 1-й части методики) и «Какие еще чувства ты испытываешь на уроке?» (после 2-й части). При апробации методики предполагалось, что, ответив на эти вопросы, школьники оценят и степень проявления этих чувств в баллах, подобно тому, как это делалось с основной часть опросника. Однако большинство учащихся отнеслось к данному заданию как к возможности свободно высказаться о наиболее значимых для себя переживаниях, и необходимость в балльной оценке их отпала. Здесь следует отметить, что более содержательные ответы обычно даются на второй дополнительный вопрос – о чувствах, переживаемых на уроке, – и именно они предоставляют наиболее интересный материал для анализа. В то же время учащиеся нередко затрудняются при ответе на первый вопрос и зачастую просто опускают его. Тем не менее авторы считают целесообразным включение этого вопроса в методику для получения более объективной картины. В целом дополнительные пункты опросника позволяют получить данные, оказывающие существенную помощь при интерпретации основных результатов.


Тест

Часть I

1. Я уравновешенный человек


2. Мне хочется изучать то, что меня окружает
3. Я несдержан
4. Я доволен собой
5. Я испытываю любопытство
6. Я вспыльчив
7. Я нервничаю и беспокоюсь
8. Мне интересно
9. Я горячий человек
10. Я хотел бы быть таким же счастливым, как другие
11. Я любознателен
12. Я сержусь, когда из-за чужих ошибок мне приходится действовать медленнее
13. Я неудачник
14. Я энергичен
15. Меня раздражает, когда меня не хвалят за хорошую работу
16. Мне становится не по себе, когда я думаю о своих делах и заботах
17. Я чувствую себя исследователем
18. Я легко выхожу из себя
19. Я спокоен, хладнокровен и собран
20. Я легко возбуждаюсь
21. Когда я взбешен, я могу сказать все что угодно
22. Мне не хватает уверенности в себе
23. Меня ничто не интересует
24. Меня бесит, когда меня критикуют при других
25. Я чувствую, что не приспособлен для жизни
26. Я чувствую, что у меня хорошо работает голова
27. Когда мне мешают, мне хочется кого-нибудь ударить
28. Я беспокоюсь даже тогда, когда для этого нет повода
29. Мне скучно
30. Меня приводит в ярость, когда за хорошую работу я получаю плохую оценку

Часть II

1. Я спокоен


2. Мне хочется узнать, что мы проходим на уроке
3. Я разъярен
4. Я напряжен
5. Я испытываю любопытство
6. Мне хочется стукнуть кулаком по столу
7. Я чувствую себя совершенно свободно
8. Я заинтересован
9. Я рассержен
10. Меня волнуют возможные неудачи
11. Мне хочется знать, понять, докопаться до сути
12. Мне хочется на кого-нибудь накричать
13. Я нервничаю
14. Я чувствую себя исследователем
15. Мне хочется что-нибудь сломать
16. Я взвинчен
17. Я возбужден
18. Я взбешен
19. Я раскован
20. Я чувствую, что у меня хорошо работает голова
21. Я раздражен
22. Я озабочен
23. Мне скучно
24. Мне хочется кого-нибудь ударить
25. Я уравновешен
26. Я энергичен
27. Я чувствую себя обманутым
28. Я испуган
29. Мне не интересно
30. Мне хочется ругаться

Обработка и интерпретация результатов теста

Ключ к тесту

Тревожность: 1, 4, 7, 10, 13, 16, 19, 22, 25, 28.


Познавательная активность: 2, 5, 8, 11, 14, 17, 20, 23, 26, 29.
Негативные эмоциональные переживания: 3, 6, 9, 12, 15, 18, 21, 24, 27, 30.

При ответе испытуемые пользуются четырехбалльной шкалой оценок: «Почти никогда» (1 балл), «Иногда» (2 балла), «Часто» (3 балла), «Почти всегда» (4 балла).



Обработка и интерпретация результатов теста

Некоторые из пунктов опросника сформулированы таким образом, что оценка «4» отражает высокий уровень тревожности, познавательной активности или негативных эмоциональных переживаний (например, «Я сержусь»). Другие (например, «Я спокоен», «Мне скучно») сформулированы таким образом, что высокая оценка выражает отсутствие тревожности или познавательной активности; в шкалах негативных эмоциональных переживаний подобных пунктов нет. Балльные веса для пунктов шкал, в которых высокая оценка выражает наличие высокого уровня эмоции, подсчитываются в соответствии с тем, как они отмечены на бланке. Для пунктов шкал, в которых высокая оценка отражает отсутствие эмоции, веса считаются в обратном порядке:

• на бланке отмечено 1, 2, 3, 4.
• вес для подсчета: 4, 3, 2, 1.

Такими пунктами являются:



Часть I

• По шкале тревожности: 1, 4, 19.


• По шкале познавательной активности: 23, 29.

Часть II

• По шкале тревожности: 1, 7, 19, 25.


• По шкале познавательной активности: 23, 29.

Для получения балла какого-либо состояния или свойства подсчитывается сумма весов по всем 10 пунктам соответствующей шкалы. Минимальная оценка по каждой шкале – 10 баллов, максимальная – 40 баллов. Если пропущен 1 пункт из 10, можно подсчитать среднюю оценку по тем 9 пунктам, на которые испытуемый ответил, затем умножить это число на 10; балл будет выражаться следующим за этим результатом средним числом. При пропуске двух и более баллов надежность и валидность шкалы будет считаться относительной.



На основании индивидуальных данных можно подсчитать средние значения тревожности, познавательной активности и негативных эмоций для определенной группы учащихся (например, класса, половозрастной группы). Это позволяет определить показатели уровней познавательной активности, тревожности и негативных эмоциональных переживаний в обычном состоянии и на уроке в различных возрастных группах. Данные для 7-10 классов приведены в таблице:

Уровень эмоции



Класс

Тревожность

Познавательная активность



Негативные эмоциональные переживания













обычно

на уроке

обычно




на уроке




обычно




на уроке





































Низкий




7-й

10-17

10-18

10-21




10-20




10-14




10

8-й

10-16

10-18

10-22




10-20




10-16




10-11

9-й

10-17

10-17

10-23




10-17




10-16




10-11

10-й

10-17

10-17

10-23




10-20




10-16




10-11





































Средний




7-й

18-23

19-24

22-29




21-27




15-22




11-17

8-й

17-24

19-25

23-28




21-28




17-25




12-19

9-й

18-24

18-26

24-30




18-28




17-27




12-21

10-й

18-25

17-23

24-31




21-29




17-25




12-18





































Высокий




7-й

24-40

25-40

30-40




28-40




23-40




18-40

8-й

25-40

26-40

29-40




29-40




26-40




20-40

9-й

25-40

27-40

31-40




29-40




28-40




22-40

10-й

26-40

24-40

32-40




30-40




26-40




19-40

На основании теста Спилбергера в модификации Андреевой можно выделить следующие типы детей и молодежи «группы риска» (подробные данные – см. таблицу):

- Тревожных и неуверенных в себе: высокий уровень общей тревожности и тревожности в сфере учебной деятельности – для 9-10-х классов это диапазон от 24 до 40 баллов. Класс/группа признаются неблагополучными, если число лиц с таким уровнем общей и школьной тревожности составит 15-20% и более.

- Низкий уровень общей и учебной познавательной активности (индикатор педагогической запущенности) – для 9-10-х классов это диапазон от 10 до 23 баллов. Класс/группа признаются неблагополучными, если число лиц с таким низким уровнем общей и учебной познавательной активности составит 15-20% и более.

- Высокий уровень негативных переживаний в сфере отношений и в учебной деятельности (индикатор агрессивности и дезадаптивных поведенческих реакций) – для 9-10-х классов это диапазон от 19 до 40 баллов. Класс/группа признаются неблагополучными, если число лиц с таким уровнем общей и школьной предрасположенности к агрессивности и аномальным поведенческим реакциям составит 15-20% и более.

После обработки результатов теста Спилбергера-Андреевой необходимо подсчитать процент учащихся в классе/группе, отнесенных ко всем указанным факторам риска: это будет показателем риска одновременной школьной и социальной дезадаптации учащегося.


Уровень субъективного контроля (модифицированный тест локуса контроля – интернальности личности Дж. Роттера)
Тест диагностирует степень развитости у личности способности произвольно (субъективно) контролировать свою деятельность в разных сферах. Чем выше такая способность, тем, следовательно, выше развита у личности способность к самостоятельной ответственной деятельности.

Методика УСК (уровень субъективного контроля) разработана Е. Ф. Бажиным, Е. А. Голынкиной и А. М. Эткиндом на основе теста «локуса контроля» и интернальности личности Дж. Роттера. «Локус контроля» – это условное место в психосемантическом (понятийном) пространстве испытуемого, куда он помещает способность произвольно управлять своей деятельностью: при высокой интернальности личности испытуемые считают себя ответственными за все, что происходит в их жизни (внутренний «локус контроля»); при низкой интернальности считают, что от них в их деятельности ничего не зависит, а зависит от внешней среды (внешний «локус контроля»). При разработке методики УСК авторы исходили из того, что иногда возможны не только

Всего опросник УСК состоит из 44 пунктов.
Бланк ОПРОСНИКА УСК.

пол_______ возраст__________ дата___________

 

Ответьте, пожалуйста, по возможности искренно на поставленные вопросы – ДА или НЕТ:







Содержание вопроса

ДА

НЕТ



Продвижение по службе больше зависит от удачного стечения

обстоятельств, чем от способностей и усилий человека.











Большинство разводов происходит от того, что люди не захотели приспособиться друг к другу.









Болезнь – дело случая; если уж суждено заболеть, то ничего

не поделаешь.











Люди оказываются одинокими из-за того, что сами не проявляют интереса и дружелюбия к окружающим.









Осуществление моих желаний часто зависит от везения.









Бесполезно предпринимать усилия для того, чтобы завоевать симпатии других людей.









Внешние обстоятельства — родители и благосостояние — влияют на семейное счастье не меньше, чем отношения супругов.









Я часто чувствую, что мало влияю на то, что происходит со мной.









Как правило, руководство оказывается более эффективным, когда полностью контролирует действия подчиненных, а не полагается на их самостоятельность.









Мои отметки в школе часто зависели от случайных обстоятельств (например, настроения учителя), чем от моих собственных усилий.









Когда я строю планы, то я, в общем, верю, что смогу осуществить их.









То, что многим людям кажется удачей или везением, на самом деле является результатом долгих целенаправленных усилий.









Думаю, что правильный образ жизни может больше помочь здоровью, чем врачи и лекарства.









Если люди не подходят друг к другу, то, как бы они ни старались, наладить семейную жизнь, они все равно не смогут.









То хорошее, что я делаю, обычно бывает по достоинству оценено другими.









Дети вырастают такими, какими их воспитывают родители.









Думаю, что случай или судьба не играют важной роли в моей жизни.









Я стараюсь не планировать далеко вперед, потому что немало е зависит от того, как сложатся обстоятельства.









Мои отметки в школе больше всего зависели от моих усилий и степени подготовленности.









В семейных конфликтах я чаще чувствую вину за собой, чем за

противоположной стороной.











Жизнь большинства людей зависит от стечения обстоятельств.









Я предпочитаю такое руководство, при котором можно самостоятельно определять, как и что делать.









Думаю, что мой образ жизни ни в коей мере не является причиной моих болезней.









Как правило, именно неудачное стечение обстоятельств мешает людям добиться успехов в своем деле.









В конце концов, за плохое управление организацией ответственны сами люди, которые в ней работают.









Я часто чувствую, что ничего lie могу изменить в сложившихся отношениях в семье.









Если я очень захочу, то смогу расположить к себе почти любого.









На подрастающее поколение влияет так немало разных обстоятельств, что усилия родителей по их воспитанию часто оказываются бесполезными.









То, что со мной случится, это дело моих собственных рук.









Трудно бывает понять, почему руководители поступают так, а не иначе.









Человек, который не смог добиться успеха в своей работе, скорее всего не проявлял достаточно усилий.









Чаще всего я могу добиться от членов моей семьи того, что я хочу.









В неприятностях и неудачах, которые были в моей жизни , чаще всего были виноваты другие люди, чем я сам.









Ребенка всегда можно уберечь от простуды, если за ним следить и правильно его одевать.









В сложных обстоятельствах я предпочитаю подождать, пока проблемы разрешатся сами собой.









Успех является результатом упорной работы и мало зависит от случая или везения.









Я чувствую, что от меня больше, чем от кого бы то ни было , зависит счастье моей семьи.









Мне всегда было трудно понять, почему я нравлюсь одним людям и не нравлюсь другим.









Я всегда предпочитаю принимать решение и действовать самостоятельно, а не надеяться на помощь других людей или на судьбу.









К сожалению, заслуги человека часто остаются непризнанными , несмотря на все его старания.









В семейной жизни бывают такие ситуации, которые невозможно разрешить даже при самом сильном желании.









Способные люди, не сумевшие реализовать свои возможности , должны винить в этом только самих себя









Многие мои успехи были возможны только благодаря помощи других людей.










Большинство неудач в моей жизни произошло от неумения , незнания или лени и мало зависело от везения или невезения.






















ИТОГО ОБЩАЯ ИНТЕРНАЛЬНОСТЬ



Ключ к опроснику:




Ио:

«+»

2, 4, 11, 12, 13, 15, 16, 17, 19, 20, 22, 25, 27, 29, 32, 34, 36, 37, 39, 42, 44

«–»

1, 3, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 14, 18, 21, 23, 24, 26, 28, 31, 33, 38, 40, 41, 43

Показатель общей интернальности ставится в нижней строке бланка.

Максимально высокая общая интернальность составляет 44 балла (все ответы испытуемого совпали с ключом). Диапазон интернальности от 0 до 44 баллов можно условно разделить на три: низкая интернальность – 0-15 (для студентов - 20); средняя интернальность – 16 (21)-29 (32) и высокая интернальность – 30 (33)-44 балла.

Высокий показатель по этой шкале (30/33-44 балла) соответствует высокому уровню субъективного контроля над любыми значимыми ситуациями: интернальный контроль, интернальная личность. Такие люди считают, что большинство важных событий в их жизни есть результат их собственных действий, что они могут ими управлять, и, таким образом, они чувствуют свою собственную ответственность за эти события и за то, как складывается их жизнь в целом. Обобщение различных экспериментальных данных позволяет говорить об интерналах как о более уверенных в себе, более спокойных и благожелательных, более популярных в сравнении с экстерналами. Их отличает более позитивная система отношений к миру и большая осознанность смысла и целей жизни.

Дети/молодежь «группы риска» выявляются на основании низкого показателя общей интернальности (0-15/20 баллов). Такие люди не видят связи между своими действиями и значимыми для них событиями их жизни, не считают себя способными контролировать их развитие. Они полагают, что большинство событий их жизни является результатом случая или действия других людей. Обобщение различных экспериментальных данных позволяет говорить об экстерналах как о людях с повышенной тревожностью, обеспокоенностью. Их отличает конформность, меньшая терпимость к другим и повышенная агрессивность, меньшая популярность в сравнении с интерналами.

Подсчитывается процент лиц в классе/студенческой группе с низким уровнем интернальности личности. Наличие в классе/группе 15-20% лиц с низкой интернальностью говорит о том, что в нем формируется или может сформироваться группа отрицательных лидеров, отрицающих учебу и другие сложные и развивающие личность виды деятельности.

Тест УСК можно использовать для последующего детального изучения источников низкой интернальности личности и определения сфер дальнейшей индивидуальной, групповой (различные СПТ общения и уверенности) или семейной психологической помощи – это низкие показатели по дополнительным шкалам: по шкале интернальности в области достижений (человек приписывает своп успехи не своей активности, а обстоятельствам); по шкале интернальности в области неудач (человек склонен приписывать ответственность за подобные события другим людям); по шкале интернальности в области производственных отношении (человек склонен придавать большее значение не своим усилиям, а руководству, условиям и др.); по шкале интернальности в области межличностных отношений (человек испытывает затруднения в отношениях дружбы, психологически зависим от обстоятельств, окружающих людей); по шкале интернальности в отношении здоровья и болезни (человек считает болезнь и здоровье результатом внешних причин, а выздоровление зависит от других людей); по шкале интернальности в семейных отношениях (субъект считает не себя, а своих партнеров причиной трудных и конфликтных ситуаций, возникающих в семье).
Личностный опросник нейротизма и интро-экстраверсии Г. Айзенка
Тест имеет две шкалы, образующие двухмерное пространство характеристик личности («круг», а точнее сказать квадрат Айзенка): шкала нейротизма диагностирует уровень стабильности – нестабильности/подвижности нервной системы; шкала интро-экстраверсии диагностирует преобладающую направленность интересов и сферы общения («вовнутрь» себя – интроверты; в окружающий мир – экстраверты).

По результатам теста можно определить лиц со «слабыми» темпераментами и типами характера, уязвимыми в отношении кризисных стрессовых ситуаций, создающими затруднения в социальной адаптации.



В шкалах нейротизма и интро-экстраверсии (подсчитывается число баллов экстраверсии, а уровень интроверсии определяется оставшимся числом баллов шкалы) можно выделить три диапазона: низкий показатель нейротизма и экстраверсии – 0-8 баллов; средний – 9-16; высокий – 17-24 балла.
При подведении итогов теста Айзенка в классе/группе в качестве детей/молодежи «группы риска» необходимо выделить всех лиц, у которых отмечаются крайние (высокие или низкие) показатели по одной шкале или, тем более, обеим шкалам, после чего вычислить процент таких лиц в классе/группе (группу/класс можно считать неблагополучным, если таких лиц будет более 25%).
Инструкция: Вам предлагается ответить на вопросы о своих психологических особенностях. Оцените себя мысленно, согласны или не согласны вы с предлагаемым суждением. Над ответами долго не задумывайтесь, отвечайте, пожалуйста, искренно.

  1. Часто ли вы испытываете тягу к новым впечатлениям, к тому, чтобы "встряхнуться", испытать возбуждение?

  2. Часто ли вы нуждаетесь в друзьях, которые могут вас ободрить или утешить?

  3. Вы считаете себя человеком беззаботным?

  4. Трудно ли вам отказаться от своих намерений?

  5. Обдумываете ли вы свои дела не спеша, предпочитаете подождать, прежде чем действовать?

  6. Всегда ли вы сдерживаете свои обещания?

  7. Часто ли у вас бывают спады и подъемы настроения?

  8. Обычно вы поступаете и говорите быстро, не раздумывая?

  9. Возникало ли у вас когда-нибудь чувство, что вы несчастливы, хотя никакой серьезной причины для этого не было?

  10. Верно ли, что на спор вы готовы решиться на очень многое?

  11. Смущаетесь ли вы, когда хотите познакомиться с человеком противоположного пола?

  12. Бывает ли когда-нибудь, что, разозлившись, вы выходите из себя?

  13. Часто ли вы действуете под влиянием минутного настроения?

  14. Часто ли вы беспокоитесь из-за того, что сделали или сказали что-нибудь такое, чего не следовало бы делать или говорить?

  15. Предпочитаете ли вы обычно книги встречам с людьми?

  16. Легко ли вас обидеть?

  17. Любите ли вы часто бывать в компании?

  18. Бывают ли у вас иногда мысли, которые вы хотели бы скрыть от других?

  19. Верно ли, что вы иногда полны энергии, так, что все горит в руках, а иногда совсем вялы?

  20. Предпочитаете ли вы иметь поменьше друзей, но зато близких вам?

  21. Часто ли вы мечтаете?

  22. Когда на вас кричат, вы отвечаете тем же?

  23. Часто ли вас беспокоит чувство вины?

  24. Все ли ваши привычки хороши и желательны?

  25. Способны ли вы дать волю своим чувствам и вовсю повеселиться в компании?

  26. Можете ли вы сказать, что у вас часто нервы бывают натянуты до предела?

  27. Считают ли вас человеком живым и веселым?

  28. Часто ли, сделав какое-нибудь важное дело, вы испытываете чувство, что могли бы сделать его лучше?

  29. Вы больше молчите, когда находитесь в обществе других людей?

  30. Вы иногда сплетничаете?

  31. Бывает ли, что вам не спится из-за того, что разные мысли лезут в голову?

  32. Если вы хотите узнать о чем-нибудь, то предпочитаете прочесть об этом в книге, нежели спросить у людей?

  33. Бываете ли вы иногда так возбуждены, что не можете усидеть на месте?

  34. Нравится ли вам работа, которая требует от вас постоянного внимания?

  35. Бывают ли у вас слабость и головокружения?

  36. Всегда ли вы платили бы за провоз багажа на транспорте, если бы не опасались проверки?

  37. Вам неприятно находиться в обществе, где подшучивают друг над другом?

  38. Раздражительны ли вы?

  39. Нравится ли вам работа, которая требует быстроты действий?

  40. Верно ли, что нередко вам не дают покоя мысли о разных неприятностях и ужасах, которые могли бы произойти, хотя все кончилось благополучно?

  41. Вы неторопливы в движениях?

  42. Вы когда-нибудь опаздывали на свидание или в школу (на работу)?

  43. Часто ли вам снятся кошмары?

  44. Верно ли, что вы так любите поговорить, что никогда не упустите случая побеседовать с незнакомым человеком?

  45. Бывают ли у вас сильные головные боли?

  46. Вы бы чувствовали себя несчастным, если бы длительное время были лишены общения с людьми?

  47. Можете ли вы назвать себя нервным человеком?

  48. Есть ли среди ваших знакомых люди, которые Вам явно не нравятся?

  49. Можете ли вы сказать, что вы весьма уверенный в себе человек?

  50. Легко ли вы обижаетесь, когда люди указывают на ваши ошибки в работе или на ваши личные промахи?

  51. Вы считаете, что трудно получить настоящее удовольствие от вечеринки?

  52. Беспокоит ли вас чувство, что вы чем-то хуже других?

  53. Легко ли вам внести оживление в довольно скучную компанию?

  54. Бывает ли, что вы говорите о вещах, в которых не разбираетесь?

  55. Беспокоитесь ли вы о своем здоровье?

  56. Любите ли вы подшучивать над другими?

  57. Страдаете ли вы от длительной бессонницы?

Обработка данных.

При совпадении ответов с ключом начисляется один балл. Подсчитайте сумму баллов по трем показателям (А, Б, В) в отдельности.



  • Показатель А (искренность ответов)

Присвойте балл каждому ответу "Да", если вы дали его на вопросы №№ 6, 24, 36.

Присвойте балл каждому ответу "Нет", если вы дали его на вопросы №№ 12, 18, 30, 42, 48, 54.



  • Показатель Б (экстраверсия, степень общительности, зависимости поведения от мнения окружающих, умение приспосабливаться к новым условиям)

Присвойте балл каждому ответу "Да", если вы дали его на вопросы №№ 1, 3, 8, 10, 13, 17, 22, 25, 27, 39, 44, 46, 49, 53, 56.

Присвойте балл каждому ответу "Нет", если вы дали его на вопросы №№ 5, 15, 20, 29, 32, 34, 37, 41, 51.



  • Показатель В (нейротизм, степень эмоциональной чувствительности, возбудимости)

Присвойте балл каждому ответу "Да", если вы дали его на вопросы №№ 2, 4, 7, 9, 11, 14, 16, 19, 21, 23, 26, 28, 31, 33, 35, 38, 40, 43, 45, 47, 50, 52, 55, 57.

Если по шкале А получено более 4 баллов - результаты считаются недостоверными, так как ответы были неискренни.


Круг Айзенка




3.4. Тест самооценки Дембо-Рубинштейн.

Тест самооценки Дембо-Рубинштейн был предложен С.Я. Рубинштейн (1970) для экспресс-диагностики самооценки в процессе психологического и психиатрического обследования, а также в процессе психотерапии. Ограничений по возрасту, полу и образованию не имеет. Специального оборудования не требует. Может проводиться в группе/классе.

Испытуемым дается бланк на листе бумаги А-4 с заранее заготовленными шкалами и авторучка.

Инструкция: На листке вы видите несколько шкал в виде вертикальных линий, ограниченных нижней и верхней точками, а между ними условно располагаются все люди на земле, в том числе и вы. Внизу каждой шкалы – самые низкие показатели (качества, способности), а вверху – самые высокие. Например, шкала «ум/способность к учебе»: внизу находятся самые «глупые»/неважно учащиеся, а наверху – самые «умные»/отлично учащиеся. И так далее – по каждой шкале.

Авторучкой отметьте, пожалуйста, на каждой шкале точкой, крестиком, поперечной чертой – место, где, как вы считаете, вы находитесь на данный момент. Время не ограничено, но постарайтесь уложиться в 2-3 минуты.

Бланк теста самооценки Дембо-Рубинштейн

* * * *


| | | |

| | | |

| | | |

| | | |

| | | |

| | | |

| | | |

| | | |

| | | |

| | | |

* * * *


«Ум»/способность к учебе Характер Здоровье Счастье

Нормальный (адекватный) уровень самооценки здорового успешного человека вне тяжелых внутренних личностных кризисов и конфликтов в социуме – это расположение отметки «себя» на уровне 50-60% от высоты каждой шкалы; у 15-летних возможно некоторое возрастное завышение самооценки до 70% высоты шкалы.

К детям и молодежи «группы риска» следует относить лиц с неадекватно завышенной (75-100% от высоты шкалы) и неадекватно заниженной (0-30%) самооценкой. Класс/группа должны быть признаны неблагополучными, если общее число таких лиц составляет 15% и более. Такой класс/группа нуждаются в последующей индивидуальной и групповой психологической помощи – в консультировании, в групповых тренингах уверенности и стрессоустойчивости.

3.5. Кинетический рисунок семьи Бернса-Кауфмана.

Тест относится к группе проективных рисуночных тестов. Не имеет ограничений по возрасту, полу и образованию. Диагностирует различные характеристики семьи – как ее представляет себе испытуемый на момент исследования. Может проводиться в группе/классе, при условии, что испытуемые работают строго самостоятельно, не мешая друг другу, желательно – молча. Для тестирования каждому испытуемому дается лист формата А-4 и карандаш (не мажущая авторучка).



Инструкция: Нарисуйте на этом листе свою семью, как вы ее себе представляете на данное время, при условии, что каждый член семьи и вся семья в целом занимается своим привычным делом. Качество рисования никакого значения не имеет. Время не ограничено, но постарайтесь уложиться в 10-15 минут.

У испытуемых могут возникать вопросы, типа: можно ли включать в семью лиц, не проживающих с ней в одной квартире, домашних животных, нужно ли и какую рисовать обстановку. На все вопросы специалист, проводящий тестирование, дает неопределенные ответы, типа: Рисуйте, как себе представляете. Все, что посчитаете нужным включить в семьи и нарисовать в ней, все и рисуйте.

В целях более компактного проведения и обработки теста целесообразно оценивать каждый рисунок с точки зрения, присутствуют ли в нем и в какой степени выражены три симптомокомплекса (совокупности признаков), характеризующие дисфункциональную семью (Р.В. Овчарова, 1996 – с нашими уточнениями и упрощениями):

КОНФЛИКТНОСТЬ В СЕМЬЕ – диагностирует конфликтную ситуацию, в восприятии испытуемого:



  • Барьеры между фигурами или их изоляция друг от друга

  • Стирание отдельных фигур без их перерисовывания («уничтожение»)

  • Отсутствие основных частей тела у некоторых фигур, их «калечность»

  • Выделение отдельных фигур целиком (в сравнении с другими)

  • Изоляция отдельных фигур

  • Неадекватная величина отдельных фигур (в сравнении с другими – в ту или иную сторону)

  • Отсутствие на рисунке некоторых других членов семьи, кроме автора

  • Член семьи, стоящий спиной к автору рисунка (зрителю)

  • Несоответствие вербального описания рисунка (по 3-м типам вопросов: проясняющих факты, ассоциации, смыслы).

ЧУВСТВО НЕПОЛНОЦЕННОСТИ – диагностирует «комплекс неполноценности», возникающее у испытуемого в семейной среде:



  • Автор рисунка непропорционально маленький в сравнении с другими фигурами и предметами

  • Расположение фигур (или фигуры автора) в нижней части листа

  • Линии (особенно – при рисовании фигуры автора) слабые, еле видимые, прерывистые

  • Изоляция автора от других

  • Маленькие фигуры всех членов семьи, включая и автора. Микрография

  • Неподвижная («застывшая») фигура автора по сравнению с другими, которые в движении и в деятельности

  • Отсутствие автора

  • Автор стоит спиной к зрителю

ВРАЖДЕБНОСТЬ В СЕМЕЙНОЙ СИТУАЦИИ:



  • Фигура автора на оборотной стороне листа (остальные – на основной)

  • Агрессивная угрожающая позиция фигура автора, другого, всех

  • Зачеркнутая фигура (особенно – многократно, с нажимом)

  • «Обратный» (вовнутрь лица) профиль автора или других членов семьи

  • Руки широко раскинуты в стороны (с растопыренными или сжатыми в кулаки пальцами)

  • Пальцы у фигур длинные, подчеркнутые, с ногтями/когтями.

При обработке результатов теста внутри каждого симптомокомплекса подсчитывается, сколько образующих его признаков обнаруживается у испытуемого; процент их обнаружения от всего их числа и составляет степень выраженности каждого из симптомокомплексов. Например, из 8-ми признаков «чувства неполноценности» у испытуемого обнаружено 4; следовательно, степень выраженности этого чувства – 50%.

Испытуемый признается относящимся к «группе риска» (а его семья – потенциально к дисфункциональным), если в его рисунке степень выраженности хотя бы одного из указанных трех симптомокомплесов превосходит 30%.

На основе подсчитанной у каждого тестированного степени выраженности данных симптомокомплексов подсчитывается средняя арифметическая степень их выраженности для всего класса/группы. Класс/группа признается неблагополучной и нуждающейся в семейной психотерапии, если общее число учащихся, выявивших хотя бы один из трех данных симптомокомплексов, составило 20% и более.

3.6. Социально-психологическая анкета

Назначение анонимной социально-психологической анкеты: оценка вероятной распространенности употребления ПАВ в обследуемом классе/группе; определение вероятной степени информированности тестируемых по вопросам о наркотиках и других ПАВ. То и другое в сочетании позволяет приблизительно (в пределах точности ответов учащихся) определить обстановку в классе/группе с употреблением учащимися ПАВ и спрогнозировать ее вероятное развитие.



В проблемных класса/группе с предлагаемой анкеты целесообразно начинать тестирование, так как отношение к ней и ее результаты покажут готовность учащихся к сотрудничеству в Программе тестирования.

При обработке анкеты необходимо вычислить процент учащихся от всей численности класса/группы, сообщивших об употреблении ПАВ и о различных его характеристиках.

Школьный класс (несовершеннолетние учащиеся) должен признаваться неблагополучным и нуждающимся в первичной и вторичной профилактике при выявлении в нем хотя бы даже 1-2-х учащихся, регулярно употребляющих алкоголь (1-3 раза в месяц и более), а употребляющих другие ПАВ – независимо от частоты их употребления.

Именно те классы/группы, в которых выше число употребляющих алкоголь, наркотики и другие ПАВ, нуждаются в проведении иммунохроматографического исследования мочи на наркотики.

Бланк анкеты: печатается на листе А-4 в формате «альбом» - ниже, для удобства практического использования (для перепечатывания и тиражирования в учреждении) анкета представлена на одной полной странице, именно в альбомном варианте сканированным файлом (анкета разработана и апробирована Д. Тверитневым, медицинским психологом высшей категории ГБУЗ НО «Областной наркологический диспансер»).



IV

Информационно-просветительский буклет (Z-CARD)

профилактической направленности для родителей
Уважаемые родители!

Вы, безусловно, — самый близкий и значимый для ребенка человек

Вы стремитесь быть успешным родителем

Вы испытываете тревогу и беспокойство за будущее и настоящее своего ребенка.

Это - здоровые эмоции, они заставляют действовать, своевременно прояснять то, что Вас беспокоит.

Идет необъявленная война наркомафии против наших детей. Сегодня вашему ребенку могут предложить наркотики в школе, в институте, во дворе и на дискотеке.

До 60 процентов школьников сообщают, что подвергаются давлению со стороны сверстников, побуждающих их принимать алкоголь или наркотики.

Вокруг слишком много наркотиков, чтобы успокаивать себя соображениями вроде: «С моим ребенком такого случиться не может».



Помните! Чем раньше Вы заметите неладное, тем легче будет справиться с бедой.

Тестирование методом иммунохроматографии - это надежный и эффективный инструмент для ответа на вопрос: употреблял ли человек наркотические вещества на протяжении последних 5 суток.

Зачем нужно биохимическое медицинское тестирование методом иммунохроматографии?

Может снять необоснованные подозрения в употреблении наркотиков, основанные на изменении поведения подростка (скрытность, напряженность в отношениях с родителями, агрессивность, снижение успеваемости и т.д.). Поможет не упустить период "подсаживания" на иглу или "пробования" наркотиков. Может стать началом серьезного разговора родителей и молодого человека о последствиях употребления наркотиков и о том, кому выгодно формировать у него такие привычки. Даст шанс предотвратить развитие наркотической зависимости на ранней стадии употребления наркотиков.



В чем преимущества теста?

  1. Простота и удобство - самодиагностика с помощью тестов позволяет получить результат дома; не требует дорогостоящего оборудования и специальных навыков.

  2. Надежность - достоверность тестов достигает 92-99,8%, при этом каждый диагностический тест имеет встроенный внутренний контроль, позволяющий убедиться в том, что процедура тестирования проведена правильно.

  3. Объективность – ни Вы, ни Ваш ребенок, естественно, не заинтересованы в обнаружении несуществующей болезни.

  4. Экономичность - экономия времени на проведение обследования.

  5. Анонимность - это особенно важно при выявлении фактов употребления наркотиков.

  6. Своевременность - результат можно получить за считанные минуты и в зависимости от него решать, предпринимать какие-то меры или, благополучно развеяв сомнения, продолжать вести обычную жизнь.

Нужно ли тестирование Вам, Вашей семье?


Да – если опасаетесь, что ваш ребенок начал употреблять наркотики.
Вы можете заподозрить потребление Вашим ребенком наркотиков, если замечаете, что его поведение меняется:

  1. утрата старых друзей, отказ познакомить Вас с новыми;

  2. сужение круга интересов, потеря интереса к бывшим увлечениям, хобби и пр.;

  3. нарушение памяти, неспособность логически мыслить, резкое снижение успеваемости;

  4. резкие перемены в характере, чрезмерная эмоциональность, не обусловленная реальной обстановкой. Настроение колеблется: от безудержного веселья до депрессии;

  5. непривычная раздражительность и агрессия;

  6. замкнутость: ребенка перестают интересовать события в семье, в классе;

  7. сокрытие от Вас мест, которые он посещает, того, с кем и чем планирует заниматься, и пр.;

  8. телефонные разговоры (особенно “зашифрованные”) с незнакомыми лицами;

  9. стремление все закрыть на ключ: комнату, ящики стола, шкатулки и пр.;

  10. нарушение сна: бессонница или настолько крепкий сон, что не представляется никакой возможности его разбудить или сделать это намного труднее, чем было раньше;

  11. необъяснимое повышение аппетита или, наоборот, беспричинная потеря его, частые простудные заболевания;

  12. долгое (вплоть до нескольких суток) отсутствие дома;

  13. нарушение речи, походки и координации движений при отсутствии запаха алкоголя изо рта;

  14. специфический запах от одежды (например, смесь хвои с табаком);

  15. незнакомые таблетки, порошки и пр. (не из домашней аптечки) в комнате, среди личных вещей;

  16. неожиданное покраснение глаз, зрачки неестественно сужены или расширены, коричневый налет на языке;

  17. необъяснимые “потери» денег и пропажа вещей из дома.

При наличии у вашего ребенка трех-четырех приведенных признаков уже достаточно, чтобы заподозрить у него употребление каких-либо ПАВ.



На этом основании вы можете сами проявить инициативу – предложить ребенку участвовать в программе психологического и иммунохроматографического тестирования.

Не стесняйтесь этого – любая профилактика в ваших интересах!