Похожие работы
|
С. В. Маланов метологические и теоретические основы психологии. Учебное пособие - страница №6/9
Глава 9 Теории эмоциональных явлений. Теории мотивационной и волевой регуляции 9.1. Мотивы человека и их формирование В рамках мировой научной психологии существует множество теоретических подходов к объяснению процессов 205 мотивации человека. Наилучшее представление об их многообразии можно получить из работы Хайнца Хекхаузена «Мотивация и деятельность». Так, в психодинамических, теориях присутствуют гипотезы об инстинктивной и врожденной природе потребностей и мотивов. Например, у У. Макдаугалла в основе различных мотивов лежат инстинкты. При этом отмечается, что каждому инстинкту соответствует: а) определенная эмоция, составляющая «ядро инстинкта»; б) определенная предрасположенность к избирательному восприятию различных факторов среды, которое зависит от состояния организма (диспозиция); в) определенный тип двигательной (поведенческой) активности. У 3. Фрейда в качестве движущей силы поведения выступает две группы инстинктов: а) инстинкты жизни, продолжения рода, связанные с переживанием удовольствия, — либидо; б) инстинкты разрушения, связанные с преодолением препятствий на пути к достижению удовольствий, переживанием гнева и стремлением к энтропии, — танатос. • Каждый из инстинктов характеризуется: а) наличием по требности; б) направленностью поведения и психики на устранение или редукцию потребности; в) возможными объектами, которые потенциально обеспечивают удовлет ворение потребности; г) количеством энергии, требую щейся для удовлетворения потребности (см. выше: теории личности). У А. Адлера главный врожденный мотив человека — стремление к превосходству и совершенству, которое может приобретать как конструктивный, так и деструктивный характер. При этом предполагается, что: • зависимость в раннем детстве от родителей вызывает чув 206 • в ответ на комплекс неполноценности может появляться: а) гиперкомпенсация — преувеличенное стремление к преодолению неполноценности; б) комплекс превосходства — высокомерие, хвастовство, эгоцентричность. У К. Юнга полагается, что человек мотивирован интрапси-хической, врожденной, диффузной, творческой жизненной силой, которая может проявляться и реализовываться различными путями. При этом центральную роль в способах удовлетворения мотивов и организации поведения играют наследуемые субъектом архетипы — образы, происхождение которых уходит в глубь истории и эволюции человечества. В гуманистических теориях мотивации присутствуют гипотезы о наличии «основных, базовых, собственно человеческих» мотивов. Например, у К. Роджерса главным мотивом поведения человека является врожденное стремление к самоактуализации. У В. Франкла (экзистенциальное направление) главным мотивом поведения человека является врожденное стремление к поиску смысла своей жизни, своего существования. У А. Маслоу развитие личности связано с проявлением потребности (мотива) в самоактуализации, которая приобретает относительную самостоятельность и независимость от других потребностей и мотивов (см. выше: теории личности). 9.1.1. Поведенческие и когнитивные теории мотивации Классический бихевиоризм
207 тают на основе научения в соответствии с механизмами классического и оперантного обусловливания. Когнитивная психология. Теории когнитивной организации мотивационных процессов человека Лион Фестингер Теория когнитивного диссонанса 1. Человек стремится к тому, чтобы его система знаний и представлений о мире и о себе самом была согласованной и непротиворечивой. Человек переживает эмоциональный дискомфорт и напряжение (когнитивный диссонанс), когда две мысли (мнения, убеждения, позиции) осознаются им как противоречивые, несовместимые. • При наличии согласованности в имеющейся системе зна ний человек избегает событий, порождающих диссонанс, или старается на замечать и игнорировать их. 2. Состояние когнитивного диссонанса возникает тогда:
3. При возникновении когнитивного диссонанса человек стремится устранить или уменьшить его. Когнитивный дис сонанс устраняется:
208 • путем уменьшения значимости для человека не согласую щихся между собой знаний. 4. Когда свои действия или поступки, которые вызывают когнитивный диссонанс, человек не может оправдать и объя снить внешними факторами, уменьшение диссонанса дости гается внутренним оправданием своего поведения путем изме нения своих мнений и установок — эффект недостаточного оправдания. 5. Существуют различные типы ситуаций, в которых воз никает когнитивный диссонанс: • логическое несоответствие: человек осознает, что принял решение в пользу одного варианта, а логика требует друго го;
Фриц Хайдер, Харольд Келли Теория каузальной атрибуции 1. Как наблюдатель и участник событий каждый человек не просто фиксирует действия других людей или свои собст венные действия, но пытается установить и их возможные причины.
• В ситуации неопределенности люди склонны приписывать такие причины событиям и действиям людей (осуще- 209 14. Заказ №4624. ствлять атрибуцию причин), которые соответствуют их убеждениям и предрассудкам (Э. Аронсон). • Субъект, опираясь на здравый смысл, может приписывать причины явлений и событий: а) самому себе; б) другим лю дям; в) особенностям ситуации. 4. Существует три фактора, которые влияют на то, чему мы припишем поведение — внешним или внутренним причинам (Г. Келли): '§?-'
Наиболее типичные ошибки и феномены каузальной атрибуции: люди склонны объяснять свои успешные, этически приемлемые, социально одобряемые действия собственными личностными факторами, а неуспешные и социально не одобряемые действия — внеличностными факторами (случайность, обстоятельства, давление ситуации). • Фундаментальная ошибка атрибуции: а) тенденция наблю дателей недооценивать ситуационные и переоценивать диспозиционные (внутриличностные) влияния на поведе ние других людей; б) тенденция наблюдателей переоцени вать ситуационные и недооценивать диспозиционные (внутриличностные) влияния на свое поведение. В случае, когда наблюдатель находится с людьми в отношениях сотрудничества, появляется склонность причинно объяснять их поведение так же, как и свое собственное. 210 '
Объяснение: когда действуем мы, то нашим вниманием управляет окружение; когда мы наблюдаем за действиями другого, то человек попадает в центр нашего внимания, а ситуация становится менее очевидной (фигура — фон). Гипотезы В. Вайнера Существует три «измерения» в приписывании причин действиям и поведению других людей (каузальной атрибуции).
• Приписываемая степень стабильности причины, устойчи вости ее действия: а) стабильная или факультативная, вре менно действовавшая причина. А. Если результат приписывается стабильной причине, то в будущем он будет антиципироваться с большей уверенностью. Б. Если результат приписывается нестабильной причине, то в будущем он будет антиципироваться с меньшей уверенностью или будет ожидаться другой результат. 1. Притязание на успех, стремление субъекта к достижению успеха зависят: 211 14*
2. В процессе индивидуального развития формируется два типа мотивационных установок, в соответствии с которыми люди различаются по характеру объяснения событий, происходящих с ними:
3. Люди с внутренним локусом контроля сильнее изменяют свои ожидания и поведение под влиянием успеха или неудачи.
Дерил Бем Теория самовосприятия и самоатрибуции причин своего поведения 1. Повседневное поведение субъекта не всегда является результатом предварительных внутренних рассуждений, которые строятся на осознании собственных мотивов, ценностей, переживаний и установок. 212
4. Самоатрибуция выступает одним из механизмов фор мирования и изменения установок. • Эффект «сверхоправданности» поведения: если изначаль но привлекательные для субъекта действия высоко возна граждаются, то снижается внутренний интерес к таким действиям. 9.1.2. Деятельностиый подход к объяснению процессов мотивации В. А. Иванников 1. Потребность следует понимать не как внутреннее свойство самого организма, а как характеристику отношений живого существа с условиями жизни в окружающей среде (нужду организма во внешних предметных условиях). • Естественные врожденные потребности — это результат 213 • Человеческие потребности — результат исторического формирования и развития человеческих форм деятельности и человеческих взаимоотношений.
• Базовые потребности и соответствующие им механизмы поддержания жизнедеятельности:
• На основе базовых потребностей и соответствующих им программ поддержания жизнеспособности формируются производные потребности, мотивы и качественно новые механизмы их удовлетворения:
4. Потребность может иметь сложное «вертикальное» строение и быть представлена одновременно на нескольких уровнях. 214 А, Н. Леонтьев 1. Источником формирования и развития мотивацией - ной сферы человека являются изменения в его деятельности. Формирование нового мотива одновременно есть возникно вение новой деятельности. • Мотив — «опредмеченная потребность» — предмет (вос принимаемый, представляемый), который удовлетворяет потребность и на который направляется деятельность. 2. Развитие мотивационной сферы человека подчиняется ряду закономерностей. • Исходно к активности субъекта побуждают естественные потребности, которые запускают врожденные формы не направленного поискового поведения. Обнаружение предметов, удовлетворяющих потребности, ведет к преобразованию потребностей в мотивы, которые в дальнейшем начинают направлять деятельность. • В человеческом обществе новые мотивы формируются и 3. Мотивы выполняют побудительную, направляющую и смысл ообразующую функции.
215
9.2. Психологические теории эмоциональных явлений Эмоциональные явления представляют большую сложность для теоретического анализа и объяснения. Это связано с тем, что эмоции носят характер субъективных переживаний и не имеют никакого сходства с объективными явлениями. Если познавательные составляющие психики (образ, понятие) могут верифицироваться путем соотнесения с внешними объектами и явлениями (соответствия между образом и объектом, между понятием, действиями и результатом), то по отношению к эмоциям такой возможности не существует. Поэтому до настоящего времени не существует достаточно ясных ответов на исходные вопросы. Например: эмоция — это исходно физиологическое или психическое явление? Если психическое, то в чем проявляется психологическая сторона эмоциональных процессов и как их регистрировать? Регистрация субъектом собственных эмоциональных переживаний является продуктом развития познавательных психических процессов или существуют самостоятельные механизмы субъективного фиксирования эмоций? Как связаны 216 эмоциональные и познавательные процессы? Перечисление таких вопросов может быть продолжено. 9.2.1. Предположения о значении эмоций и их связях с физиологическими и психическими функциями Уильям Джеймс, 1884 —Карл Ланге, 1896 Периферическая теория эмоций Воздействия на организм внешних стимулов вызывают органические (вегетативные), вазомоторные и нервно-мышечные изменения. Переработка в ЦНС импульсов о всевозможных изменениях в организме, поступающих от внутренних органов и органов движения, ведет к возникновению эмоций и эмоциональных переживаний. После регистрации различных раздражителей рецепторами нервные импульсы поступают в таламус, откуда одновременно направляются:
Стэнли Шехтер, Джером Сингер Когнитивная теория атрибуции эмоционального возбуждения Воздействующие на живой организм стимулы приводят к общему возбуждению вегетативной нервной системы — состоянию недифференцированной активации, которое определяет интенсивность эмоционального реагирования, но не его знак и модальность. 217 Недифференцированная эмоциональная активация приобретает форму специфического эмоционального переживания после осмысления и когнитивной оценки ситуации на основе: а) имеющегося опыта, б) актуальных мотивов и интересов. Л. М. Веккер Теория эмоциональных явлений 1. Ощущения являются исходным компонентом всех психических процессов. Непосредственному психическому отражению человека открываются:
2. Эмоции представляют собой отношение субъекта к объек ту и имеют двухкомпонентный состав, который включает:
Субъективный компонент включает два основных качественно различных уровня организации: 1) исходный — соматический; 2) производный — психический. 3. Переживание в своих исходных формах есть непосред ственное отражение самим субъектом своих собственных органических состояний, состояний своего собственного тела. Переживания могут быть вызваны:
218 предметной средой; б) влияют на особенности интероцепторной органической чувствительности. 4. Центробежно вызванные интерорецепторные органические ощущения и представляют собой такую форму внутреннего опыта, которая переживается как внутреннее эмоциональное состояние, настроение, чувство.
9.2.2. Биологическое и эволюционное значение эмоций Чарльз Дарвин, 1872 Эмоции как продукт эволюционного процесса
Петр Кузьмич Анохин Биологическая теория эмоций 1. Эмоции возникают в процессе эволюции как жизненно важные приспособительные механизмы, способствующие адаптации животного к условиям обитания. 219 2. Эмоции охватывают весь организм и осуществляют бы струю интеграцию и согласование всех функций организма с целью достижения биологически полезных результатов и удовлетворения потребностей.
3. В человеческих, социальных формах поведения эмо ции имеют такое же функциональное значение, как и в био логических формах поведения (фиксируют и выражают ре зультаты деятельности и общения, имеющие для субъекта социально-положительные или социально-отрицательные результаты и последствия). 9.2.3. Различные содержательно-психологические подходы к теоретическому анализу и объяснению эмоциональных явлений Вильгельм Вундт Теория гедонического пространства
220 3. Множество всевозможных чувств составляют единый непрерывный континуум, в котором различия и переходы от одного переживания к другому связаны с изменениями «эмоциональных качеств», каждое из которых характеризует любое элементарное чувство:
разрешение. 4. Чувственный (эмоциональный) процесс совершает в трехмерном пространстве движение по определенному мар шруту-форме, который можно графически изобразить в форме модели трехмерного «гедонического пространства» с биполярными осями. • Такая «форма течения чувств» есть аффект (радость, пе чаль, гневи т. д.). • Высшая ступень развития аффектов — волевой процесс. 5. Все имеющиеся в любой данный момент в сознании • Элементарные чувства в каждый момент времени объеди няются в целостные равнодействующие сложные чувст венные образования. 6. В сознании постоянно осуществляется: а) пространст венная суммация одновременно переживаемых чувств; б) временная суммация следующих друг за другом или разде ленных некоторым промежутком времени переживаний. 221 Доллард, Дууб, Миллер, Маурер Теория фрустрации, 1939 1. Фрустрация — негативное эмоциональное состояние, возникающее в результате появления неожиданного препят ствия и блокирования поведения, которое ведет к достиже нию ожидаемых целей. • Интенсивность фрустрации тем выше, чем ближе субъект к достижению поставленной цели и чем более неожиданно препятствие. 2. Фрустрация может аккумулироваться (накапливать ся), что ведет к эмоциональному «взрыву» в форме агрес сии. При этом такую эмоциональную реакцию может вы звать незначительная причина. • Сила агрессивного возбуждения прямо зависит от величи ны фрустрации.
9.2.4. Теоретический анализ и объяснение функционального значения эмоциональных явлений в контексте деятельностного подхода В. К. Вилюнас 1. Не физиологические процессы, а субъективные переживания выступают в качестве носителей психических обра- 222 зов, являются онтологической основой (субстанцией) для воплощения образов, мыслей, идей. • При этом физиологические процессы обеспечивают воз никновение феномена переживания, хотя и неизвестно как.
4. Деятельность субъекта не может рассматриваться по рождающим началом эмоциональных переживаний в том же смысле, как в отношении познавательных образований. По знавательный образ среды может детерминировать способ реализации отдельных действий, но не выбор целей, на кото рые действия направляются. 5. В процессах филогенетического (эволюционного) и онтогенетического развития психики, а также в процессах ее функционирования эмоциональные переживания обеспе- 223 как эмоциональное переживание отношений между целями различных действий и мотивами; как постоянное эмоциональное переживание и оценка всех событий и явлений по отношению к текущим потребностям и мотивам субъекта. чивают деятельность и отражение пристрастностью, избирательностью, целенаправленностью. 6. Фиксирование и выделение в «образе мира» целей и воз никновение побуждения к ним реализуются эмоциональ ными переживаниями. Эмоциональные переживания на рушают равнозначность познавательных ориентиров. В ре зультате некоторые из них приобретают для субъекта осо бый смысл. 7. Эмоциональные переживания представляют собой конкретно-субъективную форму существования смысла (биологического и личностного). Смысл воздействий среды определяется:
8. Смысловые образования у человека могут иметь два слоя:
а) представляет собой осознание некоторых отношений между мотивом и предметами, явлениями, событиями; б) получает некоторое причинное объяснение, но далеко не всегда верное и истинное. 9. Отражаемые в «образе мира» объективные межпред метные связи и отношения служат основой, схемой для рас пространения смысловых отношений на предметные обсто ятельства, которые способствуют или препятствуют дости жению мотивов. 10. Смысловые отношения могут выступать: 224
• Ведущие эмоциональные переживания или побуждения: «окрашивают» сами предметы потребностей и превращают их тем самым в мотивы; возникают при актуализации потребности и мотива; предшествуют соответствующей деятельности, побуждают к ней, определяют ее направленность; в значительной мере определяют направленность и особенности эмоциональной сферы личности. • Производные эмоциональные переживания: возникают в процессе любой деятельности; выражают отношения субъекта к ситуации, окрашивают значимые для достижения предмета потребности условия, выделяя промежуточные цели; 225 15. Заказ №4624. 15* носят универсальный характер и могут возникать по поводу любой деятельности (например, эмоции успеха-неуспеха, удовольствия-неудовольствия). 9.3. Произвольная и волевая регуляции деятельности и поведения Психологические механизмы организации произвольного поведения и волевой регуляции человека, пожалуй, наиболее глубокое теоретическое объяснение получили в контексте культурно-исторического и деятельностного подходов, а также в контексте физиологии активности А. Н. Бернштейна (см. выше). Л. С. Выготский Механизм интериоризации: формирование и развитие способностей к самостоятельной организации произвольных, преднамеренных действий 1. В чем особенность человеческих форм произвольной преднамеренной организации поведения и психических процес сов? Все человеческие формы произвольной организации поведения и психических процессов возникают как результат формирования высших психических функций (ВПФ).
2. Как формируются и развиваются произвольные предна меренные формы поведения и психики у человека? Любая новая ВПФ исходно формируется во внешних, разделенных с другими людьми действиях, позднее преобра- 226 зуясь в самостоятельно, произвольно организуемые, внутренние (умственные) способы организации субъектом своего поведения и психических процессов. Первое направление формирования ВПФ — от разделенного (совместного) действия к действию произвольному и самостоятельному (индивидуальному).
Второе направление формирования ВПФ — от внешней организации произвольных действий и психических функций к внутренним (умственным) формам их организации.
. 227 В. А. Иванников Мотивационный подход к волевой регуляции: волевая регуляция как произвольное изменение смысла действия (самодетерминация) 1. Какова особенность удовлетворения индивидуальных по требностей и мотивов в человеческом обществе? Эволюционно сложившаяся необходимость в совместном производстве нужных каждому человеку условий жизни ведет к формированию общественных задач. В процессе исторического развития человечества личные потребности каждого человека начинают удовлетворяться через результаты совокупной деятельности общества.
2. Что представляет собой личностный смысл как психи ческое образование? Личностный смысл — психическое образование, которое представляет собой более или менее ясно осознаваемое и эмоционально переживаемое значение предметов, явлений, событий для самого субъекта, возникающее в результате соотнесения:
3. Каковы необходимые условия для формирования и разви тия мотивов трудовой деятельности? 228 Мотивы трудовой деятельности не даны изначально, а формируются при жизни человека, путем включения его в совместную деятельность.
4. В решении каких задач человеку требуется волевая регу ляция? Необходимость в волевой регуляции действий появляется в тех случаях, когда:
5. В чем заключаются основные особенности волевого дей ствия в отличие от действий произвольно-преднамеренных? Произвольно-преднамеренные и волевые действия различаются по ряду существенных особенностей. • За произвольными действиями стоит субъект (индивид, За волевыми действиями стоит личность, овладевающая собственным мотивационным процессом, что обеспечивает способность выбирать и планировать такие действия, 229 которые имеют социальное значение и требуют дополнительного побуждения.
Развитие воли заключается в формировании, организации и сохранении устойчивой мотивации. • Становление произвольной регуляции действия можно представить как процесс означивания (объективации) соб ственных действий. Становление волевой регуляции заключается в осмыслении личностного значения цели и последствий действия, отношений действия к интересам других людей. 6. Что выступает в качестве основного психологического механизма волевой регуляции человеческих действий? Механизмом волевой регуляции выступает намеренное, произвольное изменение или создание дополнительного смысла действия путем связывания его с другими мотивами, что позволяет усилить или ослабить побудительную силу исходного мотива. Дополнительный смысл действию может сообщаться: а) с помощью другого человека, в разделенных действи ях смыслообразования; б) на основе самостоятельных действий смыслообразо вания; через реальное изменение предметной ситуации; в) г) через привлечение воображаемой ситуации. 230 «Формирование побуждения к волевому действию достигается через изменение и создание дополнительного смысла действия, когда действие выполняется уже не только ради мотива, по которому действие было принято к осуществлению, но и ради личностных ценностей человека или других мотивов, привлеченных к заданному действию» (Иванни-ков, 1991, 1998). 7. Как формируются и развиваются механизмы волевой ре гуляции у человека? Развитие приемов и средств волевой саморегуляции подчиняется общей закономерности развития высших психических функций человека: от совместных разделенных, внешних, развернутых форм действий к действиям самостоятельным, индивидуальным, внутренним, свернутым. Развитие волевой саморегуляции заключается в интерио-ризации субъектом различных приемов и средств, которые обеспечивают изменение смысла различных действий.
8. Какие существуют приемы и средства для целенаправ ленного изменения смысла действий? Существует множество способов целенаправленного изменения смысла действий как другими людьми, так и самим субъектом: • через намеренное уменьшение привлекательности одной 231 через предвидение и переживание последствий выполнения или отказа от осуществления действия;
9. Как могут формироваться новые мотивы на основе произвольного изменения или создания дополнительного смысла действия? Волевое поведение может обеспечивать формирование новых индивидуальных мотивов путем автоматизации произвольных форм поиска дополнительного смысла для выбора и организации выполнения определенных действий. << предыдущая страница следующая страница >> |
|