С. В. Маланов метологические и теоретические основы психологии. Учебное пособие - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Петровский А. В., Ярошевский М. Г. Основы теоретической психологии 16 8514.77kb.
Учебное пособие по истории психологии. М.: 2009 г. 220 с. 32 12. 1 334.86kb.
С. А. Гапонова, д-р психол наук, профессор, зав кафедрой социальной... 27 2833.57kb.
Основы социально – психологических знаний. Учебное пособие 4 933.46kb.
Учебное пособие «Основы экономической кибернетики» 12 1786.16kb.
Учебное пособие «Основы экономической кибернетики» 6 1769.85kb.
Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности... 1 26.61kb.
Учебное пособие «Основы конструирования и технологии радиоэлектронных... 1 57.97kb.
Учебное пособие «Основы религиозных культур и светской этики. 1 253.9kb.
Военная психология: методология, теория, практика Учебно-методическое... 23 5490.78kb.
Учебное пособие (075) Печатается 10 5242.42kb.
Дж. А. Миллер Магическое число семь плюс или минус два. О некоторых... 1 133.12kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

С. В. Маланов метологические и теоретические основы психологии. Учебное пособие - страница №6/9

Глава 9

Теории эмоциональных явлений. Теории мотивационной и волевой регуляции

9.1. Мотивы человека и их формирование

В рамках мировой научной психологии существует мно­жество теоретических подходов к объяснению процессов

205

мотивации человека. Наилучшее представление об их мно­гообразии можно получить из работы Хайнца Хекхаузена «Мотивация и деятельность».



Так, в психодинамических, теориях присутствуют гипотезы об инстинктивной и врожденной природе потребностей и мотивов. Например, у У. Макдаугалла в основе различных мотивов лежат инстинкты. При этом отмечается, что каждо­му инстинкту соответствует: а) определенная эмоция, со­ставляющая «ядро инстинкта»; б) определенная предраспо­ложенность к избирательному восприятию различных фак­торов среды, которое зависит от состояния организма (диспозиция); в) определенный тип двигательной (поведен­ческой) активности.

У 3. Фрейда в качестве движущей силы поведения высту­пает две группы инстинктов: а) инстинкты жизни, продол­жения рода, связанные с переживанием удовольствия, — ли­бидо; б) инстинкты разрушения, связанные с преодолением препятствий на пути к достижению удовольствий, пережи­ванием гнева и стремлением к энтропии, — танатос.

Каждый из инстинктов характеризуется: а) наличием по­


требности; б) направленностью поведения и психики на
устранение или редукцию потребности; в) возможными
объектами, которые потенциально обеспечивают удовлет­
ворение потребности; г) количеством энергии, требую­
щейся для удовлетворения потребности (см. выше: теории
личности).

У А. Адлера главный врожденный мотив человека — стремление к превосходству и совершенству, которое может приобретать как конструктивный, так и деструктивный ха­рактер. При этом предполагается, что:

• зависимость в раннем детстве от родителей вызывает чув­
ство неполноценности, которое может перерастать в комп­
лекс неполноценности у взрослого человека. Этому спо­
собствует неполноценность органов, чрезмерная опека,
отвержение со стороны родителей;

206


• в ответ на комплекс неполноценности может появляться: а) гиперкомпенсация — преувеличенное стремление к преодолению неполноценности; б) комплекс превосходст­ва — высокомерие, хвастовство, эгоцентричность.

У К. Юнга полагается, что человек мотивирован интрапси-хической, врожденной, диффузной, творческой жизненной силой, которая может проявляться и реализовываться различ­ными путями. При этом центральную роль в способах удов­летворения мотивов и организации поведения играют насле­дуемые субъектом архетипы — образы, происхождение кото­рых уходит в глубь истории и эволюции человечества.

В гуманистических теориях мотивации присутствуют ги­потезы о наличии «основных, базовых, собственно челове­ческих» мотивов. Например, у К. Роджерса главным моти­вом поведения человека является врожденное стремление к самоактуализации. У В. Франкла (экзистенциальное на­правление) главным мотивом поведения человека является врожденное стремление к поиску смысла своей жизни, своего существования. У А. Маслоу развитие личности свя­зано с проявлением потребности (мотива) в самоактуализа­ции, которая приобретает относительную самостоятель­ность и независимость от других потребностей и мотивов (см. выше: теории личности).

9.1.1. Поведенческие и когнитивные теории мотивации Классический бихевиоризм

  1. Внешняя активность организма исходно побуждается
    внутренним мотивационным состоянием — «драйвом» (сЫ-
    уе), которое зависит от нужды, первичной потребности
    (пееё).

  2. Существует совокупность врожденных первичных по­
    требностей: голод, жажда, избегание боли, потребность в
    продолжении рода и т. д.

  3. Все новые формы направленной предметной активно­
    сти — вторичные потребности — живые организмы приобре-

207

тают на основе научения в соответствии с механизмами классического и оперантного обусловливания.



Когнитивная психология. Теории когнитивной организации мотивационных процессов человека

Лион Фестингер

Теория когнитивного диссонанса

1. Человек стремится к тому, чтобы его система знаний и


представлений о мире и о себе самом была согласованной и
непротиворечивой. Человек переживает эмоциональный
дискомфорт и напряжение (когнитивный диссонанс), когда
две мысли (мнения, убеждения, позиции) осознаются им как
противоречивые, несовместимые.

• При наличии согласованности в имеющейся системе зна­


ний человек избегает событий, порождающих диссонанс,
или старается на замечать и игнорировать их.

2. Состояние когнитивного диссонанса возникает тогда:



  • когда человек воспринимает самого себя в качестве причи­
    ны возникшей когнитивной несогласованности;

  • когда действия субъекта основаны на свободном выборе и
    разрушают «Я-концепцию» (Эллиот Аронсон);

  • когда люди чувствуют личную ответственность за свои «не­
    верные» действия и поступки;

  • когда такие действия и поступки имеют серьезные послед­
    ствия.

3. При возникновении когнитивного диссонанса человек
стремится устранить или уменьшить его. Когнитивный дис­
сонанс устраняется:

  • путем изменения одного из элементов системы своих зна­
    ний (мнений) таким образом, чтобы он не противоречил
    другому;

  • путем добавления в противоречивую структуру знаний но­
    вых элементов, делающих ее более согласованной;

208
• путем уменьшения значимости для человека не согласую­
щихся между собой знаний.

4. Когда свои действия или поступки, которые вызывают


когнитивный диссонанс, человек не может оправдать и объя­
снить внешними факторами, уменьшение диссонанса дости­
гается внутренним оправданием своего поведения путем изме­
нения своих мнений и установок эффект недостаточного

оправдания.

5. Существуют различные типы ситуаций, в которых воз­


никает когнитивный диссонанс:

• логическое несоответствие: человек осознает, что принял


решение в пользу одного варианта, а логика требует друго­
го;

  • несоответствие культурным образцам: человек, действуя в
    соответствии со своими установками, осознает, что он
    вступает в противоречие с общепринятыми нормами;

  • несоответствие нового знания более обобщенной системе
    представлений;

  • несоответствие новых знаний прошлому опыту.

Фриц Хайдер, Харольд Келли Теория каузальной атрибуции

1. Как наблюдатель и участник событий каждый человек


не просто фиксирует действия других людей или свои собст­
венные действия, но пытается установить и их возможные

причины.


  1. От характера используемого объяснения зависят осо­
    бенности эмоционально-оценочного отношения к другим
    людям, поведение которых объясняется, а также эмоцио­
    нальное отношение к самому себе (Э. Аронсон).

  2. Способы приписывания причин зависят от качества и
    объема информации, которой располагает субъект, и могут
    быть ошибочными.

• В ситуации неопределенности люди склонны приписы­вать такие причины событиям и действиям людей (осуще-

209


14. Заказ №4624.




ствлять атрибуцию причин), которые соответствуют их убеждениям и предрассудкам (Э. Аронсон).

• Субъект, опираясь на здравый смысл, может приписывать


причины явлений и событий: а) самому себе; б) другим лю­
дям; в) особенностям ситуации.

4. Существует три фактора, которые влияют на то, чему мы припишем поведение — внешним или внутренним при­чинам (Г. Келли): '§?-'



  • фактор нормативности: ведет ли человек себя в определен­
    ной ситуации подобно другим людям (да — внешняя при­
    чина поведения; нет — внутренняя причина поведения);

  • фактор постоянства (последовательности): повторяется ли
    подобное поведение у субъекта часто и в различных ситуа­
    циях (да — внутренняя мотивация; нет — внешняя мотива­
    ция);

  • фактор различия (дифференцированности): ведет ли чело­
    век себя по-разному в разных ситуациях (да — внешняя
    причина поведения; нет — внутренняя причина поведе­
    ния).

Наиболее типичные ошибки и феномены каузальной атри­буции: люди склонны объяснять свои успешные, этически приемлемые, социально одобряемые действия собственны­ми личностными факторами, а неуспешные и социально не одобряемые действия — внеличностными факторами (случайность, обстоятельства, давление ситуации).

Фундаментальная ошибка атрибуции: а) тенденция наблю­


дателей недооценивать ситуационные и переоценивать
диспозиционные (внутриличностные) влияния на поведе­
ние других людей; б) тенденция наблюдателей переоцени­
вать ситуационные и недооценивать диспозиционные
(внутриличностные) влияния на свое поведение.

В случае, когда наблюдатель находится с людьми в отно­шениях сотрудничества, появляется склонность причинно объяснять их поведение так же, как и свое собственное. 210

'


  • Прогнозируя поведение других людей, человек считает,
    что большинство людей в аналогичных условиях будут по­
    ступать так же, как он сам.

  • Человек допускает, что если обстоятельства в дальнейшем
    не изменятся, то и поведение другого человека должно
    остаться тем же (согласованность поведения).

Объяснение: когда действуем мы, то нашим вниманием управляет окружение; когда мы наблюдаем за действиями другого, то человек попадает в центр нашего внимания, а си­туация становится менее очевидной (фигура — фон).

Гипотезы В. Вайнера

Существует три «измерения» в приписывании причин дей­ствиям и поведению других людей (каузальной атрибуции).



  • Приписываемый источник причины: а) внутренний —
    причина поведения в субъекте; б) внешний — причина по­
    ведения во внешних обстоятельствах.

  • Приписываемые возможности контроля, которыми обладает
    индивид: контролируемая или неконтролируемая ситуация.

• Приписываемая степень стабильности причины, устойчи­
вости ее действия: а) стабильная или факультативная, вре­
менно действовавшая причина.

А. Если результат приписывается стабильной причине, то в будущем он будет антиципироваться с большей уве­ренностью.

Б. Если результат приписывается нестабильной причине, то в будущем он будет антиципироваться с меньшей уверенностью или будет ожидаться другой результат.

Джулиан Роттер

Теория локализации субъективного контроля:

локус контроля

1. Притязание на успех, стремление субъекта к достиже­нию успеха зависят:

211

14*


  • от частоты успехов, испытанных субъектом ранее в сход­
    ных ситуациях;

  • от уверенности в том, что успех находится (не находится)
    под собственным контролем.

2. В процессе индивидуального развития формируется два типа мотивационных установок, в соответствии с кото­рыми люди различаются по характеру объяснения событий, происходящих с ними:

  • экстернальный тип личности (мотивационных установок):
    субъекты с внешним локусом (расположением) контроля,
    склонные объяснять причины событий и собственного по­
    ведения внешними факторами: везением, случаем, влия­
    нием других людей;

  • интерналъный тип личности (мотивационных установок):
    субъекты с внутренним локусом (расположением) контро­
    ля, склонные объяснять причины событий внутренними
    факторами: собственными навыками, способностями,
    личностными качествами.

3. Люди с внутренним локусом контроля сильнее изменя­ют свои ожидания и поведение под влиянием успеха или неу­дачи.

  • Экстернальный тип личности характеризуется установкой
    на избегание неудач.

  • Интервальный тип личности характеризуется установкой
    на достижение успеха.

Дерил Бем

Теория самовосприятия и самоатрибуции причин своего поведения

1. Повседневное поведение субъекта не всегда является результатом предварительных внутренних рассуждений, ко­торые строятся на осознании собственных мотивов, ценно­стей, переживаний и установок.

212


  1. Неуверенность в собственных ценностях и установках
    заставляет нас делать о них выводы посредством «наблюде­
    ния за собой» — отслеживая свое поведение в различных си­
    туациях.

  2. Субъект часто узнает, каковы его ценности, мотивы и
    установки (или какими они должны быть), на основе про­
    цессов самовосприятия и самоатрибуции, вспоминая свое
    поведение в прошлом и ситуативные факторы, которые на
    него в то время воздействовали.




  • Процессы самоатрибуции более вероятны, когда собствен­
    ное поведение субъект не может объяснить влиянием
    внешних побуждающих факторов.

  • Процессы самоатрибуции и самовосприятия запускаются
    в тех ситуациях, когда внутренние установки не осознаны,
    не упорядочены или слабы.

4. Самоатрибуция выступает одним из механизмов фор­
мирования и изменения установок.

• Эффект «сверхоправданности» поведения: если изначаль­


но привлекательные для субъекта действия высоко возна­
граждаются, то снижается внутренний интерес к таким
действиям.

9.1.2. Деятельностиый подход к объяснению процессов мотивации

В. А. Иванников

1. Потребность следует понимать не как внутреннее свойство самого организма, а как характеристику отношений живого существа с условиями жизни в окружающей среде

(нужду организма во внешних предметных условиях).

Естественные врожденные потребности — это результат
эволюционного развития живых организмов, приспособ­
ления их к меняющимся условиям окружающей среды.

213


Человеческие потребности — результат исторического фор­мирования и развития человеческих форм деятельности и человеческих взаимоотношений.

  1. Определенные условия жизнедеятельности становятся
    для организма потребностями, когда по мере развития (фи­
    логенетического или онтогенетического) живого организма
    формируется: а) программа сохранения и поддержания
    своей целостности б) в новых непостоянных или неопреде­
    ленных условиях существования.

  2. Отношения живого существа с условиями окружающей
    среды складываются на разных уровнях, которые определя­
    ют разные уровни существования потребностей.

• Базовые потребности и соответствующие им механизмы
поддержания жизнедеятельности:

  • отношения «организм — биохимическая и биофизи­
    ческая среда» обеспечиваются базовыми программа­
    ми физиологического самосохранения и самовосста­
    новления живого существа;

  • отношения «вид живых организмов — другие виды и
    экологическая ниша» обеспечиваются базовыми про­
    граммами поддержания вида.

• На основе базовых потребностей и соответствующих им
программ поддержания жизнеспособности формируются
производные потребности, мотивы и качественно новые
механизмы их удовлетворения:

  • отношения «природный субъект — природное этоло-
    гическое (поведенческое) поле его действий»;

  • отношения «социальный, культурный субъект — дру­
    гие люди, пространство жизни общества»;

  • отношения «личность, нравственный субъект — про­
    странство нравственных и ценностных отношений с
    другими личностями».

4. Потребность может иметь сложное «вертикальное» строение и быть представлена одновременно на нескольких уровнях.

214


А, Н. Леонтьев

1. Источником формирования и развития мотивацией -


ной сферы человека являются изменения в его деятельности.
Формирование нового мотива одновременно есть возникно­
вение новой деятельности.

Мотив — «опредмеченная потребность» — предмет (вос­


принимаемый, представляемый), который удовлетворяет
потребность и на который направляется деятельность.

2. Развитие мотивационной сферы человека подчиняется


ряду закономерностей.

• Исходно к активности субъекта побуждают естественные


потребности, которые запускают врожденные формы не­
направленного поискового поведения.

Обнаружение предметов, удовлетворяющих потребно­сти, ведет к преобразованию потребностей в мотивы, кото­рые в дальнейшем начинают направлять деятельность.

• В человеческом обществе новые мотивы формируются и
развиваются через овладение с помощью других людей
разнообразными видами человеческих действий и деятель-
ностей, через овладение способами производства различ­
ных предметов и способами их использования.

3. Мотивы выполняют побудительную, направляющую и


смысл ообразующую функции.

  • Процесс деятельности направляется определенным моти­
    вом и реализуется посредством ряда действий, каждое из
    которых подчиняется промежуточной цели.

  • Всякое действие и всякая цель могут рассматриваться: а) в
    объективных связях и отношениях — как значения; б) по
    отношению к мотивам (со стороны мотивов) человека —
    как личностный смысл.

  • По отношению к любому текущему действию человека
    различные мотивы выстраиваются в иерархические отно­
    шения и связи друг с другом.

215


  1. Мотивационное значение предметов, действий, собы­
    тий для субъекта (личностный смысл) не всегда осознается,
    но всегда представлено в форме положительных или отрица­
    тельных эмоциональных переживаний.

  2. По мере овладения субъектом определенными действи­
    ями сами действия, их отдельные результаты и цели могут
    приобретать для человека самостоятельный личностный
    смысл. Такие цели и действия преобразуются в самостоятель­
    ный мотив — формируется новая деятельность (механизм
    сдвига мотива на цель).

  3. Формирующиеся мотивы упорядочиваются в иерархи­
    ческую систему, которая образует основу личности человека
    и которой подчиняются поведение и деятельность субъекта
    (см. выше: теории личности).

9.2. Психологические теории эмоциональных

явлений

Эмоциональные явления представляют большую слож­ность для теоретического анализа и объяснения. Это связано с тем, что эмоции носят характер субъективных пережива­ний и не имеют никакого сходства с объективными явления­ми. Если познавательные составляющие психики (образ, по­нятие) могут верифицироваться путем соотнесения с внеш­ними объектами и явлениями (соответствия между образом и объектом, между понятием, действиями и результатом), то по отношению к эмоциям такой возможности не существует. Поэтому до настоящего времени не существует достаточно ясных ответов на исходные вопросы. Например: эмоция — это исходно физиологическое или психическое явление? Если психическое, то в чем проявляется психологическая сторона эмоциональных процессов и как их регистрировать? Регистрация субъектом собственных эмоциональных пере­живаний является продуктом развития познавательных пси­хических процессов или существуют самостоятельные меха­низмы субъективного фиксирования эмоций? Как связаны

216

эмоциональные и познавательные процессы? Перечисление таких вопросов может быть продолжено.



9.2.1. Предположения о значении эмоций и их связях с физиологическими и психическими функциями

Уильям Джеймс, 1884 —Карл Ланге, 1896 Периферическая теория эмоций

Воздействия на организм внешних стимулов вызывают органические (вегетативные), вазомоторные и нервно-мы­шечные изменения.

Переработка в ЦНС импульсов о всевозможных измене­ниях в организме, поступающих от внутренних органов и ор­ганов движения, ведет к возникновению эмоций и эмоцио­нальных переживаний.

Кеннон, 1927—Бард, 1934 Таламическая теория

После регистрации различных раздражителей рецептора­ми нервные импульсы поступают в таламус, откуда одновре­менно направляются:



  • в кору больших полушарий, где возникает субъективное
    переживание эмоции;

  • в гипоталамус, который вызывает вегетативные изменения
    в организме.


Стэнли Шехтер, Джером Сингер

Когнитивная теория атрибуции эмоционального

возбуждения

Воздействующие на живой организм стимулы приводят к общему возбуждению вегетативной нервной системы — со­стоянию недифференцированной активации, которое опре­деляет интенсивность эмоционального реагирования, но не его знак и модальность.

217

Недифференцированная эмоциональная активация приоб­ретает форму специфического эмоционального переживания после осмысления и когнитивной оценки ситуации на основе: а) имеющегося опыта, б) актуальных мотивов и интересов.



Л. М. Веккер

Теория эмоциональных явлений

1. Ощущения являются исходным компонентом всех


психических процессов. Непосредственному психическому
отражению человека открываются:

  • реальные процессы и явления через экстерорецепцию
    (собственные образы и мысли открываются субъекту в ре­
    зультате опосредствованного их познания);

  • состояния собственного тела через органические интеро-
    рецептивные ощущения.

2. Эмоции представляют собой отношение субъекта к объек­
ту и имеют двухкомпонентный состав, который включает:

  • когнитивный компонент — непосредственное отражение
    объектов;

  • субъективный компонент — непосредственное отражение
    состояний собственного тела.

Субъективный компонент включает два основных каче­ственно различных уровня организации: 1) исходный — со­матический; 2) производный — психический.

3. Переживание в своих исходных формах есть непосред­


ственное отражение самим субъектом своих собственных
органических состояний, состояний своего собственного
тела. Переживания могут быть вызваны:

  • центростремительными (афферентными) механизмами
    интероцепторной органической чувствительности: реаль­
    ные органические ощущения, органическая боль и т. д.;

  • центробежными (эфферентными) механизмами преобра­
    зования внутренней среды организма, которые: а) зависят
    от особенностей взаимодействий живого организма с

218

предметной средой; б) влияют на особенности интероцеп­торной органической чувствительности.

4. Центробежно вызванные интерорецепторные органи­ческие ощущения и представляют собой такую форму внут­реннего опыта, которая переживается как внутреннее эмо­циональное состояние, настроение, чувство.


  • Центробежные (эфферентные) механизмы преобразова­
    ния внутренней среды организма изменяются и совершен­
    ствуются на протяжении индивидуальной жизни, связыва­
    ясь через познавательные процессы с жизненными задача­
    ми, которые решает субъект в предметной среде.

  • Эмоциональные процессы приобретают предметно отне­
    сенный характер — формируются когнитивные компонен­
    ты эмоций.

9.2.2. Биологическое и эволюционное значение эмоций

Чарльз Дарвин, 1872

Эмоции как продукт эволюционного процесса

  1. Эмоции возникают в процессе эволюции как жизненно
    необходимые механизмы, способствующие адаптации жи­
    вотного к условиям обитания.

  2. Эмоции включаются в состав инстинктивных дейст­
    вий, выполняя сигнальную функцию и мобилизуя организм
    на решение определенных приспособительных задач.

  3. Связанные с эмоциональными состояниями телесные
    изменения, мимика и движения у человека представляют со­
    бой рудименты в прошлом биологически необходимых ви-
    дотипичных адаптивных реакций организма.

Петр Кузьмич Анохин Биологическая теория эмоций

1. Эмоции возникают в процессе эволюции как жизненно важные приспособительные механизмы, способствующие адаптации животного к условиям обитания.

219


2. Эмоции охватывают весь организм и осуществляют бы­


струю интеграцию и согласование всех функций организма с
целью достижения биологически полезных результатов и
удовлетворения потребностей.

  • Положительные эмоциональные состояния возникают в том
    случае, когда информация о результатах выполненных дейст­
    вий точно совпадает с прогнозируемыми результатами, кото­
    рые фиксированы в акцепторе действия. В случае несовпаде­
    ния возникают отрицательные эмоциональные состояния
    (см.: П. К. Анохин, теория функциональных систем).

  • Положительные эмоции фиксируют и закрепляют определен­
    ные формы функциональной организации живого организма,
    обеспечивающие достижение биологически полезных резуль­
    татов. Отрицательные эмоции фиксируют биологически вред­
    ные и опасные факторы и способы функционирования.

3. В человеческих, социальных формах поведения эмо­
ции имеют такое же функциональное значение, как и в био­
логических формах поведения (фиксируют и выражают ре­
зультаты деятельности и общения, имеющие для субъекта
социально-положительные или социально-отрицательные
результаты и последствия).

9.2.3. Различные содержательно-психологические

подходы к теоретическому анализу и объяснению

эмоциональных явлений

Вильгельм Вундт

Теория гедонического пространства

  1. Имеется два вида далее не разложимых «психических
    элементов», сочетающихся в более сложные психические
    образования — ощущения и чувства.

  2. Чувства необходимо дополняют любое отражаемое со­
    держание, существует постоянное сопровождение любых
    познавательных процессов (панэмоциональность).

220

3. Множество всевозможных чувств составляют единый


непрерывный континуум, в котором различия и переходы от
одного переживания к другому связаны с изменениями
«эмоциональных качеств», каждое из которых характеризует
любое элементарное чувство:

  • зависимость от характера и значимости воздействий: удо­
    вольствие — неудовольствие;

  • сила мотивационной значимости воздействий: возбужде­
    ние — успокоение;

  • зависимость от апперцепции (ожидания): напряжение —

разрешение.

4. Чувственный (эмоциональный) процесс совершает в


трехмерном пространстве движение по определенному мар­
шруту-форме, который можно графически изобразить в
форме модели трехмерного «гедонического пространства» с
биполярными осями.

• Такая «форма течения чувств» есть аффект (радость, пе­


чаль, гневи т. д.).

• Высшая ступень развития аффектов — волевой процесс.

5. Все имеющиеся в любой данный момент в сознании
элементы чувств выстраиваются в иерархическую пирамиду
более сложных чувственных образований, каждое из кото­
рых соответствует другой группе «психических элементов» —
ощущениям, из которых складываются образы предметов,
мысли, а также их комплексы.

• Элементарные чувства в каждый момент времени объеди­


няются в целостные равнодействующие сложные чувст­
венные образования.

6. В сознании постоянно осуществляется: а) пространст­


венная суммация одновременно переживаемых чувств;
б) временная суммация следующих друг за другом или разде­
ленных некоторым промежутком времени переживаний.

221


Доллард, Дууб, Миллер, Маурер Теория фрустрации, 1939

1. Фрустрация негативное эмоциональное состояние,
возникающее в результате появления неожиданного препят­
ствия и блокирования поведения, которое ведет к достиже­
нию ожидаемых целей.

• Интенсивность фрустрации тем выше, чем ближе субъект


к достижению поставленной цели и чем более неожиданно
препятствие.

2. Фрустрация может аккумулироваться (накапливать­


ся), что ведет к эмоциональному «взрыву» в форме агрес­
сии. При этом такую эмоциональную реакцию может вы­
звать незначительная причина.

• Сила агрессивного возбуждения прямо зависит от величи­


ны фрустрации.

  1. Острая фрустрация вызывает агрессию непосредствен­
    но на ее источник. Менее сильная фрустрация может огра­
    ничиться косвенным проявлением агрессии.

  2. Сдерживание агрессии прямо пропорционально силе
    наказания, ожидаемого за совершение агрессии.

  3. Сдерживание прямого проявления агрессии есть до­
    полнительная фрустрация. Последняя вызывает агрессию
    против причины сдерживания (тенденция к перемещению
    предмета агрессии в состоянии фрустрации).

  4. Проявление любого вида агрессии ослабляет влечение
    ко всем другим актам агрессии.

9.2.4. Теоретический анализ и объяснение

функционального значения эмоциональных явлений

в контексте деятельностного подхода

В. К. Вилюнас

1. Не физиологические процессы, а субъективные пере­живания выступают в качестве носителей психических обра-

222

зов, являются онтологической основой (субстанцией) для воплощения образов, мыслей, идей.



• При этом физиологические процессы обеспечивают воз­
никновение феномена переживания, хотя и неизвестно
как.

  1. Основой образов, представлений и понятий исходно
    является аморальная «чувственная ткань» субъективных пе­
    реживаний-чувств, которые объединяют и связывают впе­
    чатления субъекта, получаемые в процессах взаимодействия
    с предметным миром.

  2. Чувства-переживания выполняют ряд функций:




  • слияние чувств-переживаний является механизмом орга­
    низации познавательного опыта;

  • чувства-переживания служат связующим звеном между от­
    дельными образами, мыслями, представлениями — объеди­
    няют их в «поток сознания»;

  • на основе свертывания и сокращения переживаний (слия­
    ние как сукцессивных, так и симультанных переживаний)
    складываются чувства более высоких порядков; такие чув­
    ства «вооружают» субъекта представлением о возможном
    чувственном развитии ситуации (пример: желания, пред­
    ставляющие собой «забегающие вперед переживания»);

  • предметы мотивационных отношений идентифицируются
    не только на основе познавательных характеристик, но и
    на основе «мелодий» переживаний.

4. Деятельность субъекта не может рассматриваться по­
рождающим началом эмоциональных переживаний в том же
смысле, как в отношении познавательных образований. По­
знавательный образ среды может детерминировать способ
реализации отдельных действий, но не выбор целей, на кото­
рые действия направляются.

5. В процессах филогенетического (эволюционного) и


онтогенетического развития психики, а также в процессах ее
функционирования эмоциональные переживания обеспе-

223



как эмоциональное переживание отношений между целя­ми различных действий и мотивами;

как постоянное эмоциональное переживание и оценка всех событий и явлений по отношению к текущим потреб­ностям и мотивам субъекта.



чивают деятельность и отражение пристрастностью, избира­тельностью, целенаправленностью.

6. Фиксирование и выделение в «образе мира» целей и воз­


никновение побуждения к ним реализуются эмоциональ­
ными переживаниями. Эмоциональные переживания на­
рушают равнозначность познавательных ориентиров. В ре­
зультате некоторые из них приобретают для субъекта осо­
бый смысл.

7. Эмоциональные переживания представляют собой


конкретно-субъективную форму существования смысла
(биологического и личностного). Смысл воздействий среды
определяется:

  • не объективным значением (познавательным), когда воз­
    действие выступает в отношении к другому объективному
    явлению или свойству;

  • а субъективным значением (смысловым), когда воздейст­
    вие выступает в отношении к потребностям и мотивам
    субъекта.

8. Смысловые образования у человека могут иметь два
слоя:

  • смысл самих мотивов, который существует в субъективной
    эмоционально-непосредственной форме и не может стать
    вербализованным;

  • выраженный в языковых значениях смысл, который:

а) представляет собой осознание некоторых отношений
между мотивом и предметами, явлениями, событиями;

б) получает некоторое причинное объяснение, но далеко


не всегда верное и истинное.

9. Отражаемые в «образе мира» объективные межпред­


метные связи и отношения служат основой, схемой для рас­
пространения смысловых отношений на предметные обсто­
ятельства, которые способствуют или препятствуют дости­
жению мотивов.

10. Смысловые отношения могут выступать:

224


  1. В качестве единицы психического отражения можно
    рассматривать аффективный след — совокупность образов,
    связанных между собой эмоциональным переживанием и
    запечатленных в памяти так, что актуализация одного из них
    влечет немедленную актуализацию в сознании эмоции, а
    также представления о породившей ее ситуации.

  2. В качестве единицы индивидуа^гьного сознания можно
    рассматривать вербализованный личностный смысл.

  3. В качестве единицы эмоционального процесса полезно
    рассматривать акт эмоционального переключения с некото­
    рого эмоционально значимого предмета, явления, события
    на его условия и «причины». При этом основой для эмоцио­
    нального переключения могут служить связи, весьма отда­
    ленно напоминающие собственно причинные связи.

  4. По своим функциям в процессе удовлетворения по­
    требностей эмоциональные явления распадаются на две
    фундаментальные группы.

• Ведущие эмоциональные переживания или побуждения:

«окрашивают» сами предметы потребностей и превраща­ют их тем самым в мотивы;

возникают при актуализации потребности и мотива;

предшествуют соответствующей деятельности, побуж­дают к ней, определяют ее направленность;

в значительной мере определяют направленность и особен­ности эмоциональной сферы личности.

Производные эмоциональные переживания:



возникают в процессе любой деятельности;

выражают отношения субъекта к ситуации, окрашивают значимые для достижения предмета потребности условия, вы­деляя промежуточные цели;

225

15. Заказ №4624.




15*
носят универсальный характер и могут возникать по пово­ду любой деятельности (например, эмоции успеха-неуспеха, удовольствия-неудовольствия).

9.3. Произвольная и волевая регуляции деятельности и поведения

Психологические механизмы организации произволь­ного поведения и волевой регуляции человека, пожалуй, наиболее глубокое теоретическое объяснение получили в контексте культурно-исторического и деятельностного подходов, а также в контексте физиологии активности А. Н. Бернштейна (см. выше).



Л. С. Выготский

Механизм интериоризации: формирование и развитие способностей к самостоятельной организации произвольных, преднамеренных действий

1. В чем особенность человеческих форм произвольной
преднамеренной организации поведения и психических процес­
сов?

Все человеческие формы произвольной организации по­ведения и психических процессов возникают как результат формирования высших психических функций (ВПФ).



  • Любая новая ВПФ по мере формирования и развития при­
    обретает характер произвольных преднамеренных форм
    поведения или произвольной регуляции психических про­
    цессов.

  • При этом центральное значение имеет овладение способа­
    ми использования языковых и других знаково-символиче-
    ских средств.

2. Как формируются и развиваются произвольные предна­
меренные формы поведения и психики у человека?

Любая новая ВПФ исходно формируется во внешних, разделенных с другими людьми действиях, позднее преобра-

226

зуясь в самостоятельно, произвольно организуемые, внут­ренние (умственные) способы организации субъектом свое­го поведения и психических процессов.



Первое направление формирования ВПФ — от разделенного (совместного) действия к действию произвольному и самосто­ятельному (индивидуальному).

  • Развитие умений подчинять свои действия, поступки, пси­
    хические процессы (внимание, восприятие, память, мыш­
    ление и др.) речевым указаниям другого человека (взрос­
    лого).

  • Развитие умений с помощью речи направлять протекание
    психических процессов и организовывать поведение у дру­
    гих людей.

  • Межфункциональное объединение обоих умений в одну
    функцию — формирование произвольной преднамерен­
    ной саморегуляции (овладение способностью произволь­
    но регулировать свое поведение или психическую функ­
    цию).

Второе направление формирования ВПФ — от внешней ор­ганизации произвольных действий и психических функций к внутренним (умственным) формам их организации.

  • Доречевая фаза стихийного развития поведения или пси­
    хической функции (внимания, восприятия, памяти, мыш­
    ления) и «доинтеллектуальная» фаза развития звуковой
    коммуникации.

  • Межфункциональное объединение естественных психи­
    ческих и речевых функций — формирование внешнего
    развернутого речевого планирования и произвольной ор­
    ганизации поведения и психических функций (через «эго­
    центрическую» речь).

  • Преобразование внешней речи (через эгоцентрическую
    речь) во внутреннюю речь, ее последующее сокращение и
    автоматизация. Возникновение произвольных форм орга­
    низации и выполнения умственных действий.

.

227





В. А. Иванников

Мотивационный подход к волевой регуляции:

волевая регуляция как произвольное изменение смысла

действия (самодетерминация)

1. Какова особенность удовлетворения индивидуальных по­
требностей и мотивов в человеческом обществе?

Эволюционно сложившаяся необходимость в совмест­ном производстве нужных каждому человеку условий жизни ведет к формированию общественных задач.

В процессе исторического развития человечества личные потребности каждого человека начинают удовлетворяться через результаты совокупной деятельности общества.


  • Для удовлетворения индивидуальных потребностей
    люди необходимо вступают в социальные отношения и
    связи.

  • В совместной деятельности смысл действий для субъекта
    определяется: а) индивидуальными мотивами, б) социаль­
    ной связью между результатами действий разных людей.

2. Что представляет собой личностный смысл как психи­
ческое образование?

Личностный смысл — психическое образование, которое представляет собой более или менее ясно осознаваемое и эмоционально переживаемое значение предметов, явлений, событий для самого субъекта, возникающее в результате со­отнесения:



  • объективного значения событий, результатов собственных
    действий, поведения с собственными мотивами и ценно­
    стями, с контекстом собственной жизни;

  • индивидуальных мотивов и результатов собственных дейст­
    вий с общественными мотивами, общественными ценно­
    стями и контекстом существования всего человечества.

3. Каковы необходимые условия для формирования и разви­
тия мотивов трудовой деятельности?

228


Мотивы трудовой деятельности не даны изначально, а формируются при жизни человека, путем включения его в совместную деятельность.

  • Побуждение к выполнению действий в совместной деятель­
    ности представляет для человека особые задачи — находить
    и создавать индивидуальные мотивы для целей, которые
    диктуются общественной необходимостью и социальной
    деятельностью.

  • Появляется необходимость в особой форме регуляции дей­
    ствий — волевой регуляции.

4. В решении каких задач человеку требуется волевая регу­
ляция?

Необходимость в волевой регуляции действий появляет­ся в тех случаях, когда:



  • социально необходимое или индивидуально необходи­
    мое действие не связано с актуально переживаемой по­
    требностью, не имеет достаточного побуждения;

  • осуществление действия сталкивается с факторами, снижа­
    ющими или делающими невозможными создание и поддер­
    жание необходимого побуждения к нему (препятствия);

  • необходимо воздержаться от действия, связанного с акту­
    ально переживаемой, но социально не одобряемой в дан­
    ной ситуации потребностью.

5. В чем заключаются основные особенности волевого дей­
ствия в отличие от действий произвольно-преднамеренных?

Произвольно-преднамеренные и волевые действия раз­личаются по ряду существенных особенностей.

• За произвольными действиями стоит субъект (индивид,
регулирующий свои действия в предметной среде на осно­
ве психического отражения), который имеет возможность
выбора способа осуществления действия.

За волевыми действиями стоит личность, овладевающая собственным мотивационным процессом, что обеспечива­ет способность выбирать и планировать такие действия,

229

которые имеют социальное значение и требуют дополни­тельного побуждения.



  • В структуре деятельности произвольное действие предпола­
    гает осознание отношений цели к средствам ее достижения.
    В структуре деятельности волевое действие предполагает
    осознание отношений цели к мотивам деятельности.

  • Произвольность предполагает осознанность ориентировоч­
    ных и исполнительных компонентов собственных действий.
    Волевое действие предполагает осознанную организацию
    побуждения к действию, организацию мотивации к осуще­
    ствлению действия.

  • Развитие произвольности заключается в овладении сред­
    ствами организации и планирования своих действий,
    своего поведения.

Развитие воли заключается в формировании, организации и сохранении устойчивой мотивации.

• Становление произвольной регуляции действия можно


представить как процесс означивания (объективации) соб­
ственных действий.

Становление волевой регуляции заключается в осмысле­нии личностного значения цели и последствий действия, отношений действия к интересам других людей.



6. Что выступает в качестве основного психологического механизма волевой регуляции человеческих действий?

Механизмом волевой регуляции выступает намеренное, произвольное изменение или создание дополнительного смысла действия путем связывания его с другими мотивами, что позволяет усилить или ослабить побудительную силу ис­ходного мотива.

Дополнительный смысл действию может сообщаться:

а) с помощью другого человека, в разделенных действи­


ях смыслообразования;

б) на основе самостоятельных действий смыслообразо­


вания;

через реальное изменение предметной ситуации;

в)

г) через привлечение воображаемой ситуации.



230

«Формирование побуждения к волевому действию дости­гается через изменение и создание дополнительного смысла действия, когда действие выполняется уже не только ради мотива, по которому действие было принято к осуществле­нию, но и ради личностных ценностей человека или других мотивов, привлеченных к заданному действию» (Иванни-ков, 1991, 1998).



7. Как формируются и развиваются механизмы волевой ре­
гуляции у человека?

Развитие приемов и средств волевой саморегуляции подчиняется общей закономерности развития высших пси­хических функций человека: от совместных разделенных, внешних, развернутых форм действий к действиям само­стоятельным, индивидуальным, внутренним, свернутым.

Развитие волевой саморегуляции заключается в интерио-ризации субъектом различных приемов и средств, которые обеспечивают изменение смысла различных действий.


  • Исходно изменение смысла действия для субъекта осуще­
    ствляется другими людьми путем связывания его с допол­
    нительными мотивами, вводимыми в реальную ситуа­
    цию.

  • Овладение приемами самостоятельного изменения реаль­
    ных ситуаций в совместных с другими людьми действиях с
    целью изменения смысла действий для других и для себя.

  • Овладение приемами самостоятельного изменения смыс­
    ла действия путем представления и изменения воображае­
    мых ситуаций.

8. Какие существуют приемы и средства для целенаправ­
ленного изменения смысла действий?

Существует множество способов целенаправленного из­менения смысла действий как другими людьми, так и самим субъектом:

• через намеренное уменьшение привлекательности одной
стороны действия при увеличении другой;

231


через предвидение и переживание последствий выполне­ния или отказа от осуществления действия;

  • через обращение к людям, к внешним символам, к ритуа­
    лам, укрепляющим значимость совершаемых действий, а
    также к божеству за поддержкой;

  • путем связывания действия с обещаниями и клятвами дру­
    гим людям;

  • через изменение социальной роли, позиции человека;

  • путем соединения заданного и принятого к исполнению
    действия с новыми мотивами или с новыми целями (пере­
    осмысление действия);

  • через включение заданного действия в более широкое и
    значимое для человека действие;

  • через связывание заданного действия с возможностью
    затем осуществить другое, желаемое человеком дейст­
    вие;

  • через речевую самостимуляцию (самоприказ, клятва себе);

  • путем сравнения себя с другими людьми;

  • через привлечение целей и мотивов из воображаемой ситу­
    ации.

9. Как могут формироваться новые мотивы на основе про­извольного изменения или создания дополнительного смысла действия?

Волевое поведение может обеспечивать формирование новых индивидуальных мотивов путем автоматизации про­извольных форм поиска дополнительного смысла для выбо­ра и организации выполнения определенных действий.



<< предыдущая страница   следующая страница >>