Похожие работы
|
С. В. Маланов метологические и теоретические основы психологии. Учебное пособие - страница №9/9
4. Формирование и развитие функций сознания обеспечива ется путем преобразования совместных, предметно направ ленных форм внешних действий в формы умственные, «иде альные» (см.: Выготский Л. С. Психологический механизм интериоризации).
5. Индивидуальное сознание в развитом виде имеет слож ную функциональную структуру, которая складывается из отношений между «чувственной тканью», объективными значениями и личностными смыслами. Такие функциональ но-структурные отношения формируются по мере вхожде ния человека в новые виды социальных связей и отношений, по мере включения в новые деятельности и овладения ими. 312 «Чувственная ткань» — образы воспринимаемой и (позднее) представляемой реальности: а) различаются по модальности, устойчивости, ясности, эмоциональному тону; б) порождаются в процессе деятельности; в) ориентируют субъекта в объективном предметном а) существуют объективно, выражают результаты позна ния объективного мира, производны от обществен ной практики; б) не зависят от индивидуальных, субъективных пред почтений; в) усваиваются человеком в ходе «распредмечивания» человеческой культуры; г) характеризуют предмет через его отношения к другим предметам (П. Я. Гальперин). Личностные смыслы — пристрастные, эмоционально-ценностные отношения субъекта к объективным обстоятельствам жизни и деятельности (к значениям), определяемые индивидуальными мотивами: а) не имеют надындивидуального существования (час тично могут быть выражены субъектом посредством языка); б) выступают для субъекта в виде непосредственных эмоциональных переживаний, но при этом сам лич ностный смысл может и не осознаваться; в) производны от реальных жизненных отношений субъекта, от его индивидуальной практики; г) характеризуют предмет через его отношения к инди видуальным мотивам (П. Я. Гальперин). 313 6. Исходная чувственно-практическая, деятельностная основа общественного и индивидуального сознания обычно остается скрытой от субъектов; сознание при этом субъек тивно может казаться основой и причиной деятельности. 7. Сознание выполняет множество функций:
Л. С. Выготским и А. Н. Леонтьевым сознание рассматривается как результат включения человека с момента рождения в человеческие виды деятельностей и в человеческие формы общения, которые опосредствованы человеческими способами использования орудий и языка. Сознание рассматривается как особый уровень функциональной организации психики человека, который возникает на основе овладения субъектом разнообразными способами использования языка, а позднее и других знаково-символических средств. При этом знаково-символические средства в человеческих формах их функционального применения, с одной стороны, имеют четкую предметную отнесенность и, с другой стороны, выступают средствами произвольной актуализации (репрезентации) сходных значений в сознании у разных людей. Между тем в теоретическом подходе А. Н. Леонтьева понятие «сознание» приобретает широкую и обобщенную содержательную наполненность. Это обеспечивает возможность объяснения исторического генезиса сознания, его состава и структуры, но при этом теряется психологическая конкретность его функциональной организации в поведении и деятельности человека. 314 Заметим, что в 70-х гг. А. Н. Леонтьев начал разрабатывать функциональную теорию чувственного познания на основе формирования образа мира, которая в настоящее время во многом структурно и содержательно дублирует ранее построенную теорию сознания. Эта теория изложена выше, в главе «Психологические теории ощущений и восприятий», как система взаимосвязанных объяснительных принципов и гипотез (Леонтьев А. Н., 1983, 2000). Теория образа мира и функциональной организации перцептивных процессов человека в последующем была конкретизирована в работах С. Д. Смирнова (1985). Так как понятия «сознание» и «образ мира» используются в одних и тех же понятийных контекстах, то возникает необходимость теоретического разведения понятий «сознание» и «образ мира». Такое разведение можно обнаружить в работах В. К. Ви-люнаса. Анализируя психологические механизмы эмоциональной и мотивационной регуляции деятельности человека, он выдвигает ряд объяснительных принципов, которые позволяют достаточно определенно наметить такое разведение.
315 в процессы, протекающие в умственном плане, в плане сознания. При этом они подвергаются специфической трансформации, обобщаются, вербализуются, сокращаются (интериоризируются) и становятся способными к дальнейшему развитию, которое переходит границы внешней деятельности. 3. Система присваиваемых человеком на протяжении Сознание есть свернутая форма когда-то освоенных действий, которые обеспечивают произвольную локализацию и идентификацию отражаемых явлений в образе мира. Конкретно-психологическую основу осознанного характера психического отражения у человека составляет локализация отражаемых явлений в образе мира, обеспечивающая автоматизированную рефлексию человеком того, что, где, когда и зачем он делает.
Если различные формы жизненного опыта у животных (включая и особенности поведения приматов) актуализируются (репрезентируются в психике) всякий раз воздействием конкретной предметной ситуации извне, то у человека характер репрезентаций определяется еще и знаково-символи-ческими средствами, которые порождаются либо другими 316 людьми, либо самим субъектом. Поэтому поведение животных всегда привязано к текущей ситуации и носит ситуативный характер, а поведение человека по мере формирования и развития сознания приобретает все большую отвлеченность от текущей ситуации — надситуативность. Опираясь на контекст генезиса научной логики построения объяснительных принципов и теоретических понятий, полезно противопоставить термины «образ мира» и «сознание». Отметим, что такое разведение имплицитно присутствует в работах А. А. Леонтьева: «Образ мира — это отображение в психике человека предметного мира, опосредованное предметными значениями и соответствующими когнитивными схемами и поддающееся сознательной рефлексии» (Леонтьев А. А., 2001. С. 115). В отличие от образа мира, сознание — это особый уровень функциональной организации психики человека, обеспечивающий произвольность в организации поведения и умственной деятельности человека на основе овладения субъектом разнообразными способами использования знаково-символических средств (см. выше). При этом различные формы рефлексии являются функциями, производными от степени развития сознания. Сознательные формы психической ориентировки и организации психики возникают с того момента, когда между субъектом и объективной реальностью «помещаются» различные знаки и символы. В первом приближении можно выделить три основных аспекта, связанных с применением субъектом языка, знаков, символов. Знаково-символиче-ские средства (исходно жестовые и языковые) в процессах установления разнообразных отношений и связей могут функционально «располагаться»: а) между субъектом и другими людьми; б) между субъектом и предметным миром; в) между субъектом и его собственными функциями (поведением, целями, психическими процессами, состояниями и т. д.). Последний из выделенных аспектов использования языка лежит в основе развития самосознания. 317 Аналогичное деление в психологической литературе существует при характеристике основных функций языка и речи: а) коммуникация и организация совместных взаимодействий; б) организация познавательно-ориентировочной деятельности в предметном мире; в) самоорганизация на основе рефлексивного самоконтроля (Лурия, 1979; Салми-на, 1988). В заключение хотелось бы заметить, что в соответствии с указанными позициями знаково-символических средств, а также способами их использования субъектом могут наблюдаться различные формы рефлексии (сознательной, рефлексивной ориентировки субъекта в мире). Через использование знаков рефлексивными могут становиться: а) отношения субъекта с другими людьми; б) отношения субъекта с предметами и явлениями объективного мира; в) отношения субъекта с самим собой, с различными особенностями своего поведения и психики. И по своей организации это формы сознательной ориентировки субъекта, опирающиеся на разные способы функционального включения в жизнедеятельность человека знаково-символических средств. ..- »! - ; -.. • : -<< предыдущая страница |
|