Учебное пособие (075) Печатается - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1страница 2 ... страница 9страница 10
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Учебное пособие по английскому языку 3 семестр краснодар 2012 Печатается... 4 1090.6kb.
Учебное пособие рпк «Политехник» Волгоград 2007 (075. 8) 3 750.19kb.
Учебное пособие Волгоград 2008 (075. 8) 8 3224.25kb.
Учебное пособие Москва Издательство Московского государственного... 9 1170.99kb.
Учебное пособие для студентов всех специальностей и форм обучения... 3 956.28kb.
Учебное пособие Казань 2009 удк ббк г печатается по рекомендации 1 305.86kb.
Учебное пособие для самостоятельного изучения студентами Челябинск... 4 492.25kb.
Учебное пособие Ульяновск 2010 (075. 8) Ббк 32. 813я73 с 50 10 1531.21kb.
Учебное пособие по коллоидной химии для самоподготовки студентов. 3 545.03kb.
Егорова Н. Ю. С. Д., Бобров В. А. Менеджмент в домашнем хозяйстве... 15 6550.89kb.
Учебное пособие для учащихся среднеспециальных учебных заведений... 3 844.54kb.
Всероссийская многодневная велогонка "Тосненский Тур" 1 107.2kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Учебное пособие (075) Печатается - страница №1/10




УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ

УДК 159.9(075) Печатается

ББК 88.2я73 по решению Ученого Совета

Т 58 Северо-Кавказского социального института


Рецензенты:

Зав.кафедрой биологии и географии Московского государственного

открытого педагогического университета им. Шолохова),

к.б.н., доцент Л.В. Твердякова

Зав.кафедрой психофизиологии и естествознания

Северо-Кавказского социальногоинститута,

к.б.н., доцент Т.М. Чурилова


ISBN 5-902079-36-5

Топчий М.В.

Зоопсихология и сравнительная психология: Учебное пособие.- Ставрополь: СКСИ, 2005.- 272 с.

Учебное пособие содержит систематическое изложение основных разделов зоопсихологии и сравнительной психологии. Материал изложен в соответствии с современными требованиями программы Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования для для студентов психологических факультетов и ориентирован на изучение ими закономерностей развития психики человека в фило- и онтогенезе.

В пособии отражены следующие направления и разделы зоопсихологии и сравнительной психологии: методы зоопсихологических исследований; проблема происхождения психики; эволюция психики, в т.ч. ее основные стадии, уровни и направления; исследование различных типов поведения животных, межвидовых, внутривидовых и внутригрупповых взаимоотношений у животных разных видов; психосоциальные явления у животных и у человека. Пособие содержит словарь терминов и рисунки, что поможет студентам при изучении зоопсихологии.



ISBN 5-902079-36-5
© М.В.Топчий

© Северо-Кавказский социальный институт



ПРЕДИСЛОВИЕ
Зоопсихология является неотъемлемой и важной частью психологических наук. Интерес к ней заметно вырос в последние годы, особенно в связи с тем, что в этой области знаний сейчас наблюдается большой подъем исследовательской работы и творческой мысли. Наряду с большим теоретическим значением зоопсихологических исследований все более расширяется и сфера их практического использования. Плодотворная работа исследователей многих стран по изучению поведения животных, охватывающая все зоологические таксоны – от амебы до шимпанзе, – привела к весьма внушительным результатам: в настоящее время накоплено такое обилие ценнейших научных фактов, что не только удалось разъяснить ряд существенных вопросов зоопсихологии, но и пришлось внести серьезные поправки в, казалось бы, вполне устоявшиеся положения и концепции. Разумеется, и поныне остается еще очень много неизученного и непонятного в процессах поведения – этих сложнейших природных процессах. Все же мы можем сейчас лучше представить биологические предпосылки и предысторию зарождения человеческого сознания.

Зоопсихология входит как обязательный курс в программу обучения на факультетах психологии университетов. В последние годы, появились монографии и обзорные работы по поведению животных, но эти публикации носят лишь этологический характер, и в них совсем не затрагиваются вопросы, связанные с психическим аспектом поведения животных, т.е. те вопросы, изучение которых как раз важно для студента-психолога.

Данное учебное пособие составленно при использовании материалов ведущих исследователей в области зоопсихологии и этологии. Чисто этологический материал дается в ней лишь в той мере, в какой это необходимо для уяснения зоопсихологических вопросов. При этом делается упор на освещение развития психики животных человека как в онто -, так и в филогенезе. Ведь зоопсихология – это наука о становлении и развитии психики на дочеловеческом уровне, и познать психику животных вне процесса их развития принципиально невозможно. Эти вопросы освещены в последних главах учебника.

ВВЕДЕНИЕ


  1. ПРЕДМЕТ, ОБЪЕКТ И ЗАДАЧИ ЗООПСИХОЛОГИИ И СРАВНИТЕЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ

Курс «Зоопсихология и сравнительная психология» является частью общей психологии и посвящен изучению эволюции психики. В названии курса отражены представления о предмете данного раздела психологии и основном научном методе изучения этого предмета.

Зоопсихология — это наука о психике животных. Конечно, человек в биологическом отношении также относится к царству животных, и в строгом смысле слова противопоставление «человек — животные» звучит неграмотно. Однако такое противопоставление является традиционно устоявшимся в научном и обыденном языке. Кроме того, в русском языке нет достаточно короткого словосочетания, позволяющего охарактеризовать данное разделение. Поэтому мы будем придерживаться привычных нам словосочетаний, не забывая при этом, что проводим таким образом разделение внутри всех животных между дочеловеческим и человеческим уровнями эволюционного развития. При разборе происхождения психики человека станет ясно, что такое разделение само по себе представляет научную проблему, которая до сих пор является актуальной в антропологии, где периодически изменяются представления о том, как и когда произошел современный человек.

Слово «психика» в переводе с греческого означает «душа». Как часто бывает в истории науки, при выделении самостоятельной области исследования первоначально внутри более общей или даже в рамках «матери всех наук» — философии выделенная область исследования принимает название, исторически связанное с древними философскими терминами. Таких примеров в науке немало — образование названия конкретной области исследования от греческого корня с добавлением корня «логос» — «слово», «знание». Психология в переводе на русский язык означает «душеведение», и соответственно зоопсихология — «душеведение животных», а сравнительная психология — «сравнительное изучение души на разных уровнях ее развития». Поэтому встречающееся иногда разделение: «психика животных» — «душа человека» — является некорректным с научной точки зрения. Даже в бытовом русском языке словосочетание «живая душа» относилось ко всем животным, включая человека. Целью же научного исследования является установление особенностей души (психики) как общего феномена и выявление качественных особенностей частного проявления этого общего на разных уровнях развития, в том числе и у человека.

Сравнительная психология — сравнительное изучение психики на разных уровнях ее развития. Сравнению могут подвергаться в целом разные эволюционные уровни развития психики, отдельные психические процессы на разных стадиях эволюционного или онтогенетического (индивидуального) развития, системные образования психики (например, интеллект, игровая, ориентировочно-исследовательская деятельность, общение и т.п.), а также закономерности развития (индивидуального и видового) на разных эволюционных уровнях. Одной из наиболее популярных областей сравнительной психологии является сравнительное изучение психики животных и человека, поэтому часто без дополнительных уточнений именно эту область называют «сравнительная психология».

Предмет зоопсихологии включает в себя четыре основные области изучения психики, которые являются стратегическими для общей психологии в теоретическом и методологическом отношении.



1. Определение психики. В психологии существует немало определений ее собственного предмета, и сама проблема определения психики была и остается до сих пор весьма неоднозначной. Так происходит потому, что психика, по меткому высказыванию выдающегося отечественного психолога Л. С. Выготского, «это самое сложное, что есть в мире». Психику невозможно потрогать и пощупать, подвергнуть прямому исследованию. Сложности, возникающие вследствие этого в психологии, отражены во всей истории ее развития и взаимоотношения с другими науками и подробно изучаются в других психологических курсах. Однако именно в зоопсихологии эта проблема является не только теоретической, но и практической. Она связана с «точкой отсчета» — возникновением психики. Именно в зоопсихологии необходимо точно определить, что понимается под психикой, а значит — какие существа обладают психикой (и подлежат психологическому изучению), а какие — нет. Кроме того, определение психики необходимо для того, чтобы выделить разные уровни ее развития и выявить механизмы этого развития. Для этого необходимо определить сам предмет, который развивается, иначе неясно, на основании каких критериев можно выделять его эволюционные уровни. В зоопсихологии принято наиболее общее определение психики, которое позволяет рассматривать психику в эволюционном плане: психика есть свойство высокоорганизованной живой материи отражать объективную действительность в субъективной форме. Раскрытию этого определения посвящены соответствующие разделы в первой части учебного пособия.

2. Возникновение психики. Определение психики тесно связано с проблемой возникновения психики. Для психологии человека возникновение психики в эволюции имеет в первую очередь теоретическое значение. Вне зависимости от способа решения этой проблемы психика человека (как предмет исследования) не изменится. А вот для зоопсихологии все обстоит иначе. Ответ на этот вопрос, как указывалось выше, определяет собой область исследования. Кроме того, самостоятельной задачей становится изучение процесса возникновения психики, что связано с выявлением закономерностей и механизмов развития психики в филогенезе, а значит — возникновения сознания человека и его дальнейшего эволюционного изменения. Другим важным аспектом изучения возникновения психики является необходимость четких представлений о том, что происходит с психикой человека на самых ранних стадиях его индивидуального развития, которые теперь стали подвергаться направленному воздействию (самые первые этапы эмбриогенеза: оплодотворение, дробление зиготы и т.п.). Вопрос о том, есть ли у развивающегося зародыша человека психика и в какой форме он может воспринимать, переживать и использовать в дальнейшем полученный опыт, в настоящее время перешел из плана теоретических спекуляций в план практический, этический и даже юридический (например, проблема клонирования человека, донорских яйцеклеток, суррогатных матерей и т.п.). В психологии есть целые направления (в частности, трансперсональная психология), в которых считается, что столь ранний психический опыт не только существует, но и оказывает решающее влияние на весь жизненный путь человека. Только тщательное экспериментальное изучение самых ранних этапов развития психики в эволюции позволит разобраться в этих вопросах. А оно невозможно без представлений о том, как и почему вообще возникла психика на нашей планете.

3. Выделение эволюционных стадий развития психики. Психика — это явление, развивающееся в эволюции. Конечно, человека, который создал науку для познания мира и самого себя с целью улучшения собственного существования, в первую очередь интересует, как произошел он сам, чем он отличается от других живых существ и что его ждет дальше. Понять это можно, только рассматривая всю эволюционную перспективу развития психики. Это означает, что необходимо выделить качественные преобразования в психике, возникающие в филогенезе, выделить критерии, по которым различаются качественные уровни развития психики в эволюции, что позволит разделить весь процесс развития на стадии. Только тогда на научной основе станет возможным определить качественные отличия психики человека и обосновать сам процесс ее возникновения. Таким образом, в эту область входит помимо изучения эволюционных стадий развития психики животных и изучение возникновения психики человека. Кроме того, возникает перспектива прогноза дальнейшего филогенеза психики или, по крайней мере, постановки такой проблемы.

4. Выявление механизмов развития психики в эволюции. Для того чтобы понять весь процесс эволюционного развития психики, определить качественные отличия психики человека в этом ряду и представить себе дальнейший филогенетический путь, необходимо знать закономерности и механизмы этого развития. Выявление закономерностей развития является продуктом теоретического и эмпирического анализа имеющихся данных о психике ныне живущих и вымерших животных (в том числе и предков человека). На основании этого выделяются основные преобразования, происходящие в психике и поведении живых существ, их взаимоотношениях со средой. Это позволяет дополнить недостающие знания о психике животных и человека и определить направление дальнейшего развития. Механизмы развития — это взаимодействие внутренних и внешних сил и процессов, в сочетании обеспечивающее развитие исследуемого процесса (психики). Познание механизмов развития позволяет не только предсказать его дальнейшее направление, но и в известных пределах (доступных науке и практике) повлиять на него. Одним из примеров такого направленного воздействия, основанного на познании закономерностей и механизмов развития психики, являются в настоящее время эксперименты с понгидами (горилла, орангутан, шимпанзе) по обучению их искусственным знаковым средствам и другим «человеческим» способам поведения.

Если предмет науки — это та область действительности, о которой наука должна составить свое знание, то объект науки — это те явления, объекты, факты, с которыми наука непосредственно взаимодействует, чтобы это знание составить. В этом отношении психологии явно «не повезло»: ее предмет недоступен прямому исследованию, и знания о нем составляются косвенно, по проявлению психики в активности ее носителя (субъекта психики). А проявления эти могут объективно наблюдаться только в поведении живых существ, обладающих психикой, в процессе их взаимодействия со средой.

Объект зоопсихологии и сравнительной психологии — это поведение субъектов психики (животных и человека). Под поведением понимается вся совокупность двигательных проявлений, направленных на реализацию жизненных функций. С помощью поведения живое существо осуществляет взаимодействие с внешней средой. Психика является внутренним механизмом, с помощью которого регулируется поведение. Поэтому реально можно наблюдать только поведение субъектов психики, а также подвергать изучению материальные (и идеальные у человека — при самоотчете) результаты этого поведения и продукты деятельности (непроизвольные или произвольные изменения внешних объектов или внутреннего мира). Продукты изменения внутреннего мира были доступны прямому изучению до недавнего времени только у человека. Исследования последних десятилетий позволили применить подобные методы и к понгидам (обученным использованию искусственных знаковых средств).

Задачи, которые решает зоопсихология и сравнительная психология, разнообразны и носят как теоретический, так и прикладной характер.

Теоретические задачи, решаемые зоопсихологией и сравнительной психологией, в первую очередь относятся к фундаментальным проблемам философии и общей психологии. Это решение вопроса о соотношении бытия и сознания (основной вопрос философии), который зоопсихология рассматривает в конкретно-научном плане как важнейшую часть своего предмета: что такое психика, как и когда она возникла в эволюции, как возникло человеческое сознание, каковы взаимосвязи материального и субъективного в существовании и жизнедеятельности живого существа, каковы их эволюционные изменения. Другими словами, именно зоопсихология по необходимости решает вопрос о сущности души (психики), ее возникновении, изменении в эволюции, происхождении и качественных особенностях психики человека.

Изучение психики животных также необходимо для познания психики человека. Такая необходимость продиктована двумя обстоятельствами.



1. Изучение отдельных психических процессов и функций на низших (по сравнению с человеком) уровнях эволюционного развития позволяет более детально понять их строение и развитие.

Психика (как и все явления мира) является системным образованием, и ее отдельные процессы и функции изменяют свое отношение и функционирование на разных уровнях развития, подчиняясь принципу системности. Поэтому изолированное изучение отдельных элементов системы часто бывает просто невозможно. С таким затруднением, в частности, столкнулись геш-тальтпсихологи при изучении механизмов мышления человека: предполагаемые «естественные» операции мышления, связанные со структурой взаимодействия субъекта с внешней, определенным образом организованной действительностью и отражающие эту организацию, у человека «завуалированы» культурными способами восприятия и поведения. В.Кёлер предположил, что «в чистом виде» эти операциональные структуры мышления возможно выявить у тех существ, которые уже могут, подобно человеку, отражать структурные особенности ситуации, но еще не обладают культурно привитыми (в первую очередь с помощью речи) способами мышления. Такими существами оказались высшие человекообразные обезьяны (шимпанзе) и маленькие дети на довербальной стадии развития (до овладения речью, но уже хорошо взаимодействующие с внешними объектами, т.е. примерно до двух с половиной лет).

В сравнительных экспериментах В. Кёлер использовал также собак, кур и других животных. В результате была предложена теория интеллекта, открывшая путь целому направлению изучения развития «разумных способностей» высших животных и особенностей мышления человека. Подобные примеры можно привести и из области изучения ориентировочной деятельности, памяти, восприятия и т.п. Кроме того, очень перспективным оказывается изучение онтогенеза психики. Индивидуальное развитие человека весьма длительно, и лонгитюдные исследования занимают много времени. Многие проблемы, особенно касающиеся наследуемых и благоприобретаемых компонентов в психике, просто не могут быть познаны на протяжении одной научной жизни. Однако многие высшие животные, достаточно близкие к человеку в эволюционном отношении (высшие млекопитающие, и особенно приматы), имеют весьма короткий онтогенетический период, быстро размножаются и являются в этом отношении идеальным экспериментальным материалом. Ярким примером являются лабораторные мыши и крысы, на которых «выросли» бихевиоризм, психология научения и психогенетика.

Не менее важна роль приматов и других высших млекопитающих в изучении онтогенеза игры, интеллекта, общения и т. п. Еще одной важной особенностью изучения психики животных в целях познания психики человека является то, что некоторые животные обладают такими видами чувствитель-ности, которых у человека нет (например, эхолокация, восприятие инфракрасного излучения, изменение электрического поля и т.п.). Это расширяет наши представления о происхождении и функционировании психических процессов человека, способствует разрешению вопросов относительно «экстрасенсорных» его способностей. Следует отметить, что эта область сравнительной психологии еще развита явно недостаточно.



2. На животных можно моделировать определенные условия, влияющие на психику, что недопустимо в отношении человека по этическим соображениям.

Разумеется, такая «этика» весьма условна, поскольку обусловлена лишь тем, что животные не могут за себя постоять и, вообще, их никто не спрашивает. Человек категорию «право» относит только к самому себе. Однако с помощью таких экспериментов человечество познало много такого, что теперь служит спасению не только человека, но и самих животных. Например, знаменитые эксперименты с материнской депривацией (изолированное выращивание детенышей без матери) приматов Г. Харлоу легли в основу одной из самых популярных в современной психологии развития теории привязанности Дж. Боулби. Разумеется, научная этика требует предельно доброжелательно, уважительно и ответственно относиться к своим испытуемым. Такое отношение действительно существует, о чем, в частности, свидетельствуют памятники, установленные подопытным животным в некоторых научных центрах мира. Вред, наносимый испытуемым в психологических экспериментах по сравнению с экспериментами в других науках, видимо, можно признать минимальным. Это, конечно, связано не с «гуманностью» психологии и психологов по сравнению с другими науками и учеными, а с тем, что для функционирования психических процессов необходима относительная сохранность их обладателей.


Прикладные задачи, решаемые зоопсихологией и сравнительной психологией, относятся к трем основным областям:


  1. Использование знаний о психике животных в хозяйственной и бытовой деятельности человека

Сюда относится изучение психики сельскохозяйственных и промысловых животных, а также тех животных, которых человек держит у себя дома «для души». В этой области необходимо решать вопросы, относящиеся не только к психике самих животных, но и к психике человека и особенностям взаимоотношений «человек—животное». Знания об индивидуальных отношениях со средой и групповом поведении животных позволяют оптимизировать их жизнедеятельность, повысить продуктивность, улучшить труд человека. Например, давно известно, что изменение условий содержания и смена людей отрицательно сказываются на удойности коров, а вот то, что у коров в стаде есть «подружки», исчезновение которых они остро переживают (стресс, как известно, ухудшает лактацию), выяснилось только при стойловом содержании животных и механизации производственного процесса. В 80-х гг. XX в. в лаборатории зоопсихологии МГУ под руководством К. Э. Фабри проводились исследования психических особенностей промысловых рыб, в результате чего были изучены конструкции орудий лова и способы лова, наиболее эффективные для исследуемых видов. Там же в течение многих лет под руководством Н. Н. Мешковой проводятся исследования психологических механизмов адаптации синантропных животных к урбанизированной среде. Результаты этих исследований используются в народном хозяйстве.

Немаловажно в настоящее время изучение психики домашних собак и применение полученных знаний для оптимизации их содержания в семье. Разведение этих животных предполагало их селекцию с учетом определенных психических качеств (агрессия, охранные качества, способность к совместной охоте с человеком, пастьбе и т.п.). Использование подобных качеств собак сегодня не всегда актуально, вместе с тем при содержании в семье такие животные могут непредсказуемо для их владельцев проявлять свои психические особенности. Кроме того, человек не всегда адекватно воспринимает поведение домашних любимцев, перенося на них свои представления о человеческих взаимоотношениях, что может вести не только к глубокому разочарованию, но даже к психическим и физическим травмам, особенно у детей, чьи родители некритично относятся к своим собакам, кошкам и даже птицам. В последнее время за рубежом и в нашей стране появились специалисты, обладающие знаниями в области психологии человека и зоопсихологии, оказывающие психологическую помощь и консультирование по проблемам взаимоотношений человека и домашних животных.
2. Использование знаний о психике животных в природоохранной

деятельности человека
В XX в. отношения человека с природой планеты перешли на новый уровень: человечество осознало уникальность всего живого на Земле и в известных пределах стало о нем заботиться. Для охраны и разведения животных, разумеется, необходимы знания об их психике. Многих редких животных содержат и разводят в неволе или на реабилитационных станциях, в условиях, приближенных к естественным. Их последующее возвращение в природу часто связано с большими трудностями. Для адаптации содержащихся на таких станциях высших обезьян (например, орангутанов) к «вольной» жизни используются специальные программы. Причем важной проблемой является не только приучение их к самостоятельной жизни, но и «отучение» от человека, общение с которым становится для таких животных очень желательным. В российских заповедниках при выращивании осиротевших медвежат ухаживающие сотрудники не вступают с ними в контакт, между собой общаются знаками, используют маски и специальную одежду, чтобы не сформировать у медвежат привязанность к человеку, которая прочно устанавливается у них в первые месяцы жизни.

Есть и другие программы поддержания генофонда редких видов животных, когда молодняк выращивается в неволе человеком, а затем возвращается в природу. Так в России было восстановлено поголовье белых журавлей — стерхов, которые гнездятся на севере Сибири, а зимуют в Китае. Данное направление зоопсихологических исследований становится все более перспективным, однако для их осуществления необходима финансовая и организационная поддержка государства.


3. Использование знаний о психике животных в развивающих

и психотерапевтических целях
В данном случае речь идет о тех животных, которые могут благотворно воздействовать на психику человека. Хорошо известно влияние общения с животными на психическое развитие детей. Взаимодействие с такими «живыми игрушками» способствует развитию восприятия, внимания, двигательной активности, общения, познавательной и эмоциональной сферы ребенка.

Разумеется, как любое развивающее воздействие, общение с животными должно быть организовано в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями ребенка. И «дидактическое средство» — животное — должно быть подобрано соответственно. Для этого необходимы специальные профессиональные знания в области зоопсихологии и сравнительной психологии, психологии развития ребенка и семейной психологии. В целом эта очень перспективная область прикладной психологии находится еще в самом начале своего развития. Несколько более разработанной является один из видов психотерапии — анималотерапия (или зоотерапия, как ее стали иногда называть в последнее время). Это психотерапия с применением животных. Такое психотерапевтическое воздействие может применяться для коррекции отдельных психических процессов у взрослых и детей (внимание, произвольная регуляция движений, эмоциональные процессы) и для терапии психических проблем и расстройств (тревожность, замкнутость, застенчивость, сложности установления контактов, расстройства привязанности, страхи, аутизм и другие проблемы). Например, для коррекции некоторых психических расстройств у детей и взрослых (аутизм, детский церебральный паралич и т.п.) применяется терапевтическое общение с лошадьми и дельфинами. Дельфинотерапия в последнее время используется и в нашей стране.


2. СВЯЗЬ ЗООПСИХОЛОГИИ С ДРУГИМИ НАУКАМИ
Зоопсихология является областью психологии, сформировавшейся на основе синтеза общей психологии и эволюционной биологии. Являясь психологический наукой, зоопсихология в качестве предмета своего исследования имеет психику. Как конкретная отрасль психологии, зоопсихология выделяет из общего предмета психологического исследования свой конкретный предмет — психику животных, ее возникновение и развитие в эволюции и происхождение психики человека. Как психологическая наука, зоопсихология пользуется общей психологической методологией, психологическим концептуальным аппаратом, методами анализа научных данных, теориями и концепциями. Единицей анализа в психологии является субъект психики (живое существо, обладающее психикой), основной целью — познание внутренних психических состояний субъекта, их функций в регуляции взаимодействия субъекта с миром, физиологических механизмов, лежащих в основе психики. Внутри психологии зоопсихология тесно связана с психологией развития, так как предмет исследования в зоопсихологии — это именно развитие психики. Поэтому теоретические представления психологии развития являются для зоопсихологии и сравнительной психологии методологической базой. В свою очередь, изучая возникновение и развитие психики в эволюции, познавая закономерности и механизмы этого развития, зоопсихология обогащает и развивает методологию психологии развития. В качестве научных теорий и концепций в зоопсихологии и сравнительной психологии используются те, которые позволяют рассматривать психику в аспекте ее эволюционного развития: это эволюционно-системный подход и теория деятельности (в основном ее структурный вариант, предложенный А. Н.Леонтьевым), а также идеи культурно-исторического подхода и генетического метода исследования Л. С. Выготского. Необходимость в зоопсихологических исследованиях применять сравнительно-психологический метод обусловила его плодотворное развитие в рамках этой науки, что также обогащает психологию развития и общую психологию, особенно такие области, как возрастная психология, перинатальная психология, историческая психология, эволюционное введение в психологию, этническая психология и другие.

Зоопсихология и сравнительная психология также связаны с биологией, в первую очередь с теми ее разделами, которые изучают биологию поведения в эволюционном аспекте. Это этология (наука о поведении), зоология, сравнительная анатомия и физиология нервной системы, антропология и, конечно, эволюционное учение. Данные биологические науки служат для зоопсихологии и сравнительной психологии источником фактических данных, а эволюционные теории — также и методов научного анализа. Зоопсихология — истинно эволюционная наука, так как предмет ее исследования — развивающееся в филогенезе образование, которое, с одной стороны, является продуктом эволюции, а с другой стороны, само становится фактором эволюционного развития. О роли психики в эволюции, в частности, писал в начале XX в. выдающийся отечественный ученый А. Н. Северцов.

Наиболее тесные связи зоопсихология имеет с этологией. Этология возникла в начале XX в. и занималась изучением поведения животных в эволюционном аспекте, в основном в естественных условиях. Ее основоположниками были австрийский ученый К.Лоренц и нидерландский исследователь Н. Тинберген. В настоящее время это более широкая область биологии, тесно пересекающаяся с физиологией и психологией.

По сути, большинство исследований поведения животных в настоящее время являются междисциплинарными, объединяя в себе этологию, психологию и физиологию (в основном физиологию нервной деятельности). Однако это не означает, что между этими науками можно ставить знак равенства. Предмет исследования в каждой из них свой собственный. Этология изучает структуру поведения животных (и человека — этология человека, появившаяся во второй половине XX в.), его приспособительное значение, развитие в эволюции. Единицей анализа является биологический вид, а индивид — это один из вида, представитель вида, и его индивидуальные особенности рассматриваются как проявление видовых и как материал для эволюционных изменений. В отличие от этого зоопсихология изучает эволюционные особенности психики с целью понимания внутренних психических состояний субъекта, единицей анализа в психологии является субъект психики.

Таким образом, процесс познания в этих науках помимо различия в предмете исследования имеет еще и разную направленность: от индивида к виду как единице анализа в этологии и от общего эволюционного уровня и видовых особенностей к субъекту как носителю психики в зоопсихологии. Несмотря на эти различия, этологию и зоопсихологию часто смешивают, иногда даже ставят между ними знак равенства. Это неверно, так как различия в предмете исследования предполагают разные теоретические подходы, понятийный аппарат и объяснительные принципы. Сложность разведения зоопсихологии и этологии связана с тем, что объект исследования у них общий — поведение животных.

Однако в этологии объект совпадает с предметом исследования (поведение), а в зоопсихологии, как мы видели выше, нет. Более явные различия существуют между зоопсихологией и физиологией поведения, так как предметом физиологии являются физиологические процессы в организме, обеспечивающие поведение животного. Однако и здесь на определенных этапах исследования, когда изучается целостное поведение животных, невозможно обойтись без междисциплинарного подхода.

В результате образуется пограничная область исследования, где необходимо применение методов и объяснительных схем всех вышеуказанных наук, что часто имеет место в практике научной работы.
3. МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ В ЗООПСИХОЛОГИИ
Методы научного исследования делятся на две основные группы:

1) методы получения эмпирических данных и фактов;

2) методы анализа эмпирических данных и фактов.

Методы получения эмпирических данных и фактов представляют собой способы и приемы получения фактического материала, который является основой получения знаний о предмете исследования. Поэтому эти методы зависят от того, с какой областью действительности наука имеет дело, т. е. от объекта исследования. В зоопсихологии это поведение животных (и человека — в сравнительной психологии). Смежные науки, имеющие одинаковый объект исследования, могут использовать сходные, а возможно, и одинаковые методы получения данных. Это относится и к смежным с зоопсихологией наукам: этологии и физиологии поведения. Методы же анализа получаемых данных и фактов — это методология науки, ее теоретические представления и подходы, которые связаны с предметом исследования, поскольку они призваны объяснить получаемые данные так, чтобы составить знание о самом предмете исследования. Таким образом, изучая поведение животных, зоопсихология, этология и физиология подвергают анализу один и тот же процесс — поведение, но объяснить при этом должны разные вещи. Психология — внутренние состояния субъекта психики, содержание, строение, функционирование и развитие психических процессов; этология — видовые особенности поведения и происхождение их приспособительного значения; физиология — физиологические механизмы, обеспечивающие функционирование психики и адекватное внешней среде поведение животных и человека.

Методы научного анализа оформляются в теории, концепции, подходы, которые развиваются вместе с общенаучным мышлением и с развитием конкретных наук. Зоопсихология и сравнительная психология пользуются психологическими подходами, которые, как уже говорилось, позволяют рассматривать психику в эволюционном аспекте: эволюционно-системный подход, деятельностный подход, культурно-исторический, сравнительно-психологический. Более подробно эти теоретические подходы будут рассмотрены при анализе развития психики в эволюции.

Методы получения эмпирических данных и фактов в зоопсихологии и сравнительной психологии делятся на две основные группы: метод наблюдения и метод эксперимента. Применение каждого метода предполагает использование конкретных методик — способов и приемов организации процесса получения данных.


МЕТОД НАБЛЮДЕНИЯ
Суть метода наблюдения состоит в тщательной последовательной фиксации всех поведенческих проявлений активности объекта наблюдения (животных и человека). Несмотря на кажущуюся простоту (смотреть и фиксировать все, что увидишь), метод наблюдения является очень сложным. В отличие от экспериментальных методов, где условия поведения испытуемого жестко фиксированы и используются точно разработанные методики проведения опыта и фиксации данных, при наблюдении все зависит от умения и опыта наблюдателя. Именно он является «инструментом», от точности и качества работы которого зависит получаемый результат. Как научный метод получения эмпирических данных и фактов, метод наблюдения имеет свои принципы, правила и способы осуществления.
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ НАБЛЮДЕНИЯ
1. Объективность. Это важнейший принцип наблюдения, он связан с самой сущностью научного подхода к изучению психики животных: мы не можем непосредственно проникнуть в субъективный мир другого живого существа и судим о содержании этого субъективного мира только по поведенческим проявлениям. Объективность в наблюдении означает, что исследователь описывает только то, что он реально видит, т.е. поведенческие проявления животного, а ни в коем случае не свою интерпретацию состояния и переживаний наблюдаемого объекта. Все данные наблюдений и являются тем материалом, на основании которого, после проведения тщательной обработки и научного анализа, конструируются знания о психике. Из этого следует, что соблюдение этого принципа связано с квалификацией наблюдателя, его умением беспристрастно и точно фиксировать наблюдаемые факты. В этом отношении особенности метода наблюдения в зоопсихологии и сравнительной психологии имеют много общего с таковыми в возрастной психологии и патопсихологии.

2. Систематичность. Наблюдение должно проводиться неоднократно и систематически. Это позволяет избежать ошибок, связанных с ситуативным состоянием животного или ситуативными факторами среды, которые невозможно выделить при однократном наблюдении. Например, атмосферное давление по-разному влияет на активность теплокровных животных с разными индивидуальными особенностями нервной системы; гормональный фон разных фаз репродуктивного цикла у самок приматов существенно влияет на проявление их поведения в группе и т. п. Для зоопсихологии и сравнительной психологии это еще важно и потому, что мы не так хорошо знаем индивидуальные особенности животных (по сравнению с таковыми знаниями о человеке), и существует опасность интерпретации общих для данного вида животных закономерностей поведения и психики по данным только об отдельных их представителях.

3. Точность фиксации данных. Сложность наблюдения связана с тем, что исследователь одновременно наблюдает и фиксирует результаты наблюдения. Это предъявляет высокие требования к его профессиональным навыкам. Ситуацию наблюдения невозможно повторить, часто удается увидеть уникальные, неизвестные до этого факты или факты, противоречащие данным других наблюдений. Поэтому необходима высокая точность регистрации, не допускающая разночтений в интерпретации. Например, при исследовании в естественных условиях высших обезьян в последние десятилетия выявлено много таких особенностей их поведения, которые раньше считались невозможными для этих животных и, более того, расценивались как отличительные черты поведения человека. Это касается, в частности, обучения самками шимпанзе своих детенышей разбивать камнем орехи, использовать палки и пробовать новые виды пищи. Даже теперь данные этих наблюдений еще не дают возможности понять, имеют ли самки понгид целью обучить детеныша правильному способу поведения или только предохраняют его от возможности нанести себе вред неумелыми действиями.

4. Обеспечение естественного поведения испытуемого в ситуации наблюдения. Наблюдение должно быть организовано таким образом, чтобы не повлиять на поведение испытуемого. Это означает, что животное не должно знать о присутствии наблюдателя или воспринимать его как естественный компонент среды, не влияющий на данную ситуацию. Последнее возможно, если животные привыкли к исследователю и не изменяют свое поведение в его присутствии.
МЕТОД ЭКСПЕРИМЕНТА
Суть экспериментального метода состоит в проверке научной гипотезы с помощью контролируемых условий деятельности испытуемого. На основе имеющихся данных выдвигается предположение о том, как будет вести себя животное в определенных, специально организованных условиях и как будет влиять изменение этих условий на изменение поведения испытуемого. Гипотезы могут быть поисковые, альтернативные, уточняющие и т.п. Эксперимент отличается от наблюдения тем, что осуществляется активное вмешательство в ситуацию со стороны экспериментатора. при проведении эксперимента могут применяться различные приспособления, аппараты и установки, соответствующие и не соответствующие естественным условиям обитания животных. Для фиксации данных могут применяться различные устройства.
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ МЕТОДА ЭКСПЕРИМЕНТА
1. Контролируемость условий и поведения испытуемого. При проведении эксперимента необходимо учитывать все особенности ситуации и возможности животного. Это не всегда легко сделать, так как животным нельзя, в отличие от человека, дать инструкцию и полагаться на ее сознательное выполнение. Поэтому экспериментальная ситуация должна быть организована так, чтобы свести к минимуму непредвиденные реакции животных. Во всех случаях такие реакции фиксируются в протоколе наблюдения и используются для интерпретации полученных данных. В зоопсихологии нередки случаи, когда животное, особенно обладающее высоко развитой психикой, реагирует на экспериментальную ситуацию не так, как предполагал исследователь. Например, в экспериментах В. Кёлера шимпанзе предлагалось достать высоко подвешенную приманку при помощи палки, которую, как предполагал исследователь, обезьяна будет держать в руке. Однако в некоторых случаях шимпанзе использовали палку как шест для прыжка или быстро вскарабкивались на нее, поставив вертикально под приманкой. Оказалось, что манипулировать длинной палкой стоя на ногах обезьяне иногда труднее, чем использовать ее как приспособление для локомоций. В экспериментах с применением палки для выкатывания приманки из простого лабиринта шимпанзе и орангутаны последовательно применяли ряд не учтенных учеными способов, которые для проверки поставленной гипотезы приходилось последовательно устранять. Обезьяны, вместо того чтобы выкатывать приманку по проходам лабиринта при помощи палки, перебрасывали приманку за бортик лабиринта, поддевая ее палкой, перетаскивали, прижимая палкой к бортику, и даже метко ударяли по экспериментальному столу снизу, в результате чего приманка подпрыгивала и попадала за бортик лабиринта. Сходным образом вели себя орангутаны, когда им предлагалось выталкивать приманку палкой из трубки. Они вытряхивали приманку, стуча трубкой об пол, и даже выдували ее ртом, раскатывали и разминали трубку на полу и т. п. Таким образом сам процесс деятельности животного изменялся: ему приходилось не добывать приманку единственно возможным способом, следующим из самой ситуации, а находить тот способ, который разрешал и подкреплял экспериментатор. Исследования практически всех ученых, изучавших и изучающих психику высших животных, и особенно обезьян, свидетельствуют о том, что в ряде случаев мы имеем дело именно с такой ситуацией, т.е. исследуем не возможности животного действовать в предложенной объективной ситуации, а его способность выявить задачу, исходящую от человека, и найти соответствующее решение. Поэтому требование к контролю условий эксперимента и поведения животного является одним из наиболее важных и в то же время трудно выполнимых принципов проведения эксперимента.

2. Наличие специально разработанной процедуры проведения эксперимента и фиксации получаемых данных. Этот принцип отражает суть экспериментального метода. Для каждого эксперимента специально разрабатывается процедура, в которую входит последовательность всех событий и действий экспериментатора и испытуемого, описание фиксируемых форм поведения животного и способ такой фиксации. Полученные данные обрабатываются специально разработанным способом. Это позволяет сравнивать данные, полученные в разных сериях эксперимента и разными исследователями, что обеспечивает их достоверность и объективность.

3. Возможность повторения эксперимента с этим же и другими животными, а также другими исследователями. При проведении эксперимента и представлении полученных данных обязательным является предъявление методики и результатов в таком виде, чтобы их могли оценить и при необходимости повторить другие исследователи. Именно это позволяет в конце концов понять причины и механизмы поведения животного. Нередко исследователи, применяя одну и ту же методику, получают разные результаты, сравнение которых позволяет выявить подлинные особенности психики изучаемых животных.

4. Объективность. Этот принцип предполагает точную фиксацию и непредвзятую интерпретацию поведения животных вне зависимости от того, соответствует ли оно гипотезе исследователя. Зоопсихология, как и любая наука вообще, к сожалению, не свободна ни от идеологических, ни от личностных особенностей исследователя. Поэтому объективная фиксация данных, подробное представление методики, наличие и сохранность протоколов наблюдения и проведения эксперимента являются обязательными и необходимыми в зоопсихологических исследованиях.

ЧАСТЬ I

_________________________________________________

ГЛАВА 1
ПРОИСХОЖДЕНИЕ ПСИХИКИ

    1. ПРОБЛЕМА ПРОИСХОЖДЕНИЯ ПСИХИКИ В

ПСИХОЛОГИИ
Проблема возникновения и развития психики в психологии всегда была неразрывно связана с определением психики как явления и как предмета научного исследования. Выдающийся русский психолог конца прошлого века Н. Я. Грот считал, что отличие предмета психологической науки от предметов других наук состоит в том, что его невозможно, как в других науках, сначала онтологически описать, а затем изучать. Необходимо сначала теоретически определить этот предмет, и только в результате такого определения он может быть подвергнут научному исследованию. Это связано с невозможностью прямого объективного изучения психики и необходимостью применения для этого косвенных методов.

Психика изучается по ее проявлениям, продуктам и физиологическим механизмам, лежащим в ее основе. А проявляется психика в процессе взаимодействия субъекта с миром (поведение как объект психологического исследования) и в форме результатов активности субъекта (даже вербальный ответ и результаты интроспективного исследования являются не самой психикой, а ее продуктом). Все эти трудности еще более усугубляются при изучении психики животных, от которых нельзя получить сведений в форме описания своих субъективных состояний. Кстати, это касается и изучения психики ребенка на довербальной стадии развития, что является одним из оснований постоянного сближения фило- и онтогенетических исследований и традиционного обращения психологии раннего детского возраста к сравнительно-психологическому методу анализа.

Такая специфика предмета исследования ставит психологию в особое положение среди всех наук, определяя необходимость использования подходов, применяемых как естественными, так и гуманитарными дисциплинами, которые не всегда могут гармонично сочетаться друг с другом. Это отразилось в истории психологии в периодически возобновляющихся разногласиях по поводу объекта и методов исследования, особенно в период становления объективной психологии, и надолго поставило зоопсихологию в положение науки, не занимающейся истинно психологическим предметом — содержанием субъективного мира и переживаниями животных. Как уже указывалось, исследования последних десятилетий позволяют преодолеть это ограничение.

По самому определению психология — наука о душе (психике), и, по меткому выражению С.Л.Рубинштейна, всякая психология, которая понимает, что она делает, изучает психику и только психику. Необходимость построения концепта, модели, понятия до изучения самого явления с целью определить, что же изучать, неоднократно приводила к различным уклонениям от этой трудной темы. Х. Хекхаузен отмечает в этой связи, что психология периодически теряла предмет своего исследования (душу), что отражалось в том, что она полностью отрицалась (бихевиоризм, рефлексология) или расчленялась на отдельные элементы, функции, процессы и т.п.

В психологии нет единого определения психики. Она определяется через ее функции (отражение реальности, регуляция деятельности и т. п.), через обеспечивающие ее физиологические механизмы (психика — функция мозга или нервной системы), феноменологически (психические явления), через объект исследования (поведение, человек как субъект психики). Все эти определения отражают различные стороны психики и не исключают, а дополняют друг друга. Однако в каждом случае исследователи придерживаются определенных взглядов на то, что такое психика, как она возникла и развивалась в эволюции и как возникло человеческое сознание. И всегда центральным в проблеме возникновения и развития психики был вопрос о соотношении того, что заложено в человеке эволюционно, и того, что возникает с появлением человеческого сознания как «надбиологическое», отличающее человека от всех остальных животных и связанное с социально-культурной сущностью человека (проблема «биологического и социального» в психике человека). Любая наука, и психология в том числе (а значит, зоопсихология и сравнительная психология, как ее отрасль, тоже), направлена на познание самого человека и его места в мире. Поэтому, несмотря на кажущееся «примирение» противоположных точек зрения по этому вопросу в современной науке, понимание сути взаимоотношений этих составляющих остается актуальным и невозможно без сопоставления взглядов на фило - и онтогенез человеческой психики. Более того, вся история психологии развития связана с таким сопоставлением, и самые актуальные проблемы зоопсихологии и сравнительной психологии локализуются именно в области сопоставления развития психики в эволюции и онтогенезе человека. Это определяет и направленность данного учебного пособия.

При изучении возникновения человеческого сознания из генетически более ранних форм психики в психологии выделяются две основные проблемы:

1. Возникновение сознания в филогенезе (из не сознания как формы психического отражения, не становящейся сознательной в онтогенезе).

2. Возникновение сознания в онтогенезе (из до-сознания как формы психического отражения, становящейся сознательной в онтогенезе).

Определение биологических и социальных факторов развития требует обращения к двум различным уровням генетического анализа. Последнее в свою очередь предполагает наличие теоретического и категориального аппарата, позволяющего такой анализ производить. Это означает, что должны быть выделены структурные единицы и система понятий и определений, позволяющие рассматривать анализируемые феномены на разных генетических стадиях развития: что изменяется, как, почему, какие качества и как приобретаются и как они превращаются в ведущие на новом уровне развития.

При изучении психологии человека объектом исследования обычно является человек (и проявления его психики) как один уровень филогенетического развития. К другим онтогенетическим уровням психология чаще всего подходит с позиций метода актуализма, предполагая (по умолчанию), что целью развития личности в онтогенезе является то, чем она стала. Филогенетический план ограничен конкретным общественно-культурным содержанием, задающим содержание и саму структуру личности. В смысле до человеческого филогенеза также по умолчанию предполагается, что целью эволюционного процесса является «производство человека», что есть прямой антропоцентризм (или филогенетический актуализм). Использование в этом случае биологических данных и закономерностей оказывается не совсем корректным по отношению к воззрениям эволюционной биологии, так как эволюционная теория, как биологическая наука, определяя место человека в эволюции, вовсе не говорит об окончании этого процесса.

Можно сформулировать общее направление психологии развития как генетически ограниченное и стоящее на позиции актуализма в двух планах:

антропоцентризм — актуализм с точки зрения Homo Sapiens sapiens как цели эволюционного процесса;

взрослоцентризм — актуализм с точки зрения конкретно-культурного варианта личности как цели онтогенетического развития.

Рассмотрим обе линии развития с целью отыскать точки пересечения указанных проблем, где необходимо, а значит, и возможно снятие этих ограничений (рис. 1).

На рисунке 1, А отражены возможности анализа психики человека как представителя своего вида. Первый способ — анализ с позиций чистого антропоцентризма, где психика человека рассматривается только внутри этой стадии развития, без сопоставления с предыдущими стадиями. Сюда может быть включен только ближайший антропогенез — примитивное сознание, но нее же сознание. Второй способ — эволюционный антропоцентризм, принимающий всю историю развития психики — от ее возникновения в животном мире до появления человека. Вся аргументация строится с позиций ориентации эволюции психики именно на развитие сознания, которое признается высшей формой психического отражения, и все другие формы отражения рассматриваются как стремящиеся к нему.

Третий способ предполагает более общий подход, рассматривающий психику как форму отражения в ряду других форм. При этом снимается «нижняя граница» анализа. Однако все, что касается дальнейшего (после стадии сознания) развития психики, выглядит так же, как в предыдущем способе анализа. Это наиболее распространенный взгляд на эволюцию психики.

Четвертый способ анализа представляет собой рассмотрение психики человека как одного из вариантов и ступеней развития психики, при этом предполагается дальнейшее развитие процесса. В психологии такой подход почти не присутствует. Видимо, ввиду неактуальности его для решения задач, которые в данное время стоят перед этой наукой. Последнее время появились отдельные работы, в которых возникает эта тема.

С точки зрения генетического метода исследования процесс развития не может быть конечным, а истинное понимание того, что происходит на данной стадии, возможно только при знании всей перспективы и закономерностей этого развития. Другими словами, генетическая теория развития (в данном случае психики) должна не только описывать имеющуюся онтологическую картину (что и происходит сейчас), но и объяснять закономерности этого развития, что предполагает прогноз последующих стадий. Поэтому существующие варианты (1, 2 и 3) и оказываются стоящими на позиции антропоцентризма, или «филогенетического актуализма» с точки зрения цели развития как «производства человека».

На рисунке 1, Б отражены возможности анализа развития психики в онтогенезе. Здесь можно выделить следующие границы анализа: оплодотворение, возникновение субъективности (в его элементарной форме — ощущении), рождение, возникновение сознания (как формы отражения, основанной на использовании искусственных знаковых средств) и смерть. Первый способ анализа — от возникновения сознания до смерти — психология «нормального взрослого человека» (как определил ее Л. С. Выготский). Обращение к онтогенезу основано на методе актуализма и акцентируется на возникновении и развитии сознательных содержаний субъективного опыта.

Второй способ включает досознательную стадию развития (отправной пункт — рождение). Сюда включается проблема социализации и взаимоотношения досознательных и сознательных содержаний субъективного опыта и их судьбы в структуре потребностно-мотивационной сферы субъекта и личности.

Третий и четвертый способы анализа связаны со снятием ограничения «снизу» и включают не только субъективный опыт до рождения (3), но и внесубъектные содержания (как вне субъекта существующие содержания человеческого опыта, являющиеся источником построения индивидуальных субъективных содержаний, а в более широком смысле — как факторы среды, необходимые для возникновения и развития субъективного опыта). За точку «смерть» можно выйти, только перейдя в другую плоскость анализа, поменяв предмет исследования (психику) на одну из форм ее продукта — содержание субъективного опыта, опредмеченное в предметах культуры и существующее после смерти самого субъекта. Существование психики после смерти ее носителя (субъекта) не входит в качестве предмета исследования в психологию.

Итак, проблемы фило - и онтогенеза психики оказываются тесно связанными друг с другом и составляют общую область психологии развития, в которой зоопсихология и сравнительная психология призваны ответить на фундаментальные вопросы: определения психики, ее возникновения в эволюции и происхождения психики человека. Как видно из приведенной схемы, эти проблемы перекрываются в точках возникновения психики, что требует определения психики и выявления закономерностей развития психики, что опять-таки требует применения сравнительно-психологического метода исследования. И, конечно, психология не раз эти проблемы пыталась разрешить. Мы начнем их анализ с рассмотрения разных точек зрения на возникновение психики, которые и определяют взгляды ученых на определение психики, критерии ее отделения от «не психики» и закономерности развития, а затем обратимся к сравнительно-психологическому методу как основному методу научного исследования эволюции психики.




    1. ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ВОЗНИКНОВЕНИИ ПСИХИКИ В ПСИХОЛОГИИ

Решение вопроса о «точке отсчета», моменте возникновения психики определяет и представление о психике в целом, поскольку требует определения собственно понятия «психика» и критериев ее отличия от «не психики», а также ответа на вопрос, как она возникла. В психологии существует немало различных представлений на этот счет, которые можно обобщить в форме пяти основных позиций. Эти позиции (или точки зрения на возникновение психики) представлены на рисунке 2.




Вся история развития нашей Земли (в условиях которой мы и исследуем развитие живой материи и психики) обозначена в виде прямой, а точки на ней — этапы развития материи (от неживой — до появления человека). Это традиционный прием для всей естественной науки, и эволюционной теории в том числе. Нас в данном случае интересует этот путь развития с точки зрения возникновения психики. Преобразование форм существования материи (от физической, или неорганической, к живой, или органической, и ее разные ступени — от растений до человека) рассматривается в философии, биологии и психологии как тот процесс, в рамках которого возникла психика.

На рисунке 2 обозначены пять основных точек зрения на возникновение психики: панпсихизм, биопсихизм, анималопсихизм, нейропсихизм и антропопсихизм.




      1. ПАНПСИХИЗМ

Эта позиция означает всеобщее одушевление материи, однако в науке такое мнение, скорее, означает выделение общих для всей материи свойств: способности к саморазвитию, активности, взаимодействию. Эти общие свойства характеризуются как «общая душа», имеющая разные формы существования в разных проявлениях материи (природы). Источником такого понимания служили ранние анимистические представления древнего человека, когда он представлял весь окружающий мир по своему образу и подобию и наделял его теми же качествами. Таким образом, человек познавал себя, отождествляясь с внешними объектами, что позволяло назвать и сделать предметом осмысления свои психические свойства. Позднее происходила дифференциация знаний о себе и мире, и, познавая внешний мир, человек стал различать одушевленные и неодушевленные его формы. Однако то, что оказывалось неподвластным воздействию человека, было сильнее его, оставалось непредсказуемым и неуправляемым, продолжало одушевляться, но уже в форме мифологии: силы и явления природы, получившие статус «духов», «богов» и т.п. (например, в русской мифологии дух леса — леший, дома—домовой и т.д., бог солнца — Ярило, бог ветра — Перун и т.д.). Гораздо позднее человек, познав не только свойства активности, способности оказывать разрушающее или помогающее воздействие, но и свои влечения, чувства и другие состояния, также материализовал их в качестве богов, что ярко отражено в древнегреческой мифологии, где наряду с богами моря (Посейдон), плодородия (Деметра) и другими подобными есть боги любви (Афродита), агрессии (Арес), мести (Эринии) и т. п. Ставя перед собой задачу построения объективной, соответствующей действительности, картины мира, научное познание развивалось тем же путем. Поэтому во многом мы находим в науке близкие бытовому сознанию представления, но оформленные не в виде фантастических образов, а в форме научных концепций.



Одним из первых мыслителей, взгляды которого могут быть отнесены к панпсихизму, был Демокрит, который считал, что душа материальна и принадлежит всему, но различается у разных природных объектов и с усложнением последних также усложняется. Позднее Сократ предложил понятие Универсального разума, т.е. некоего надприродного образования, порождающего всю природу и проявляющегося в разных ее формах в разном качестве. Эта идея, истоки которой также содержатся в мифологических и религиозных воззрениях, была в дальнейшем использована в той или иной форме мыслителями разных эпох: Платоном (Абсолютные идеи), Спинозой (Единая субстанция — Бог или Природа, — имеющая два атрибута — протяженность и мышление) и, конечно, Гегелем (самореализация Абсолютного духа). При этом не всегда представление о таком общем начале совпадало с панпсихизмом, а лишь в тех случаях, когда одушевленность рассматривалась как наиболее общее свойство материи. Это позиция Сократа — Универсальный разум, порождением которого является весь существующий мир; позиция Спинозы, который рассматривал мышление (один из атрибутов субстанции) как способность тел, обладающих протяженностью, вступать в отношения с другими телами в соответствии «с логикой движения другого тела», причем этот атрибут субстанции меняется в зависимости от сложности взаимодействия данного тела с другими телами. В XIX в. таких взглядов придерживались Г.Т.Фехнер и Ж.Б.Робине, развивая материалистический монизм, предполагающий единство и общие свойства всей материи. В этих представлениях заложены ранние идеи дифференциации свойств материи, первоначально представленные в ней как функции, в процессе развития приобретающие свои новые свойства. В современной науке закон дифференциации уже рассматривается по-другому, он объясняет переход системы на качественно новый уровень развития, когда ее свойства приобретают качество, несводимое к их источнику на прежнем уровне существования системы. Однако не всегда диалектические законы (лежащие в основе системного подхода) используются в современной психологии, и можно обнаружить панпсихические представления в достаточно механистической форме. Вариант таких взглядов присутствует в трансперсональной психологии, где нередко субъективные переживания человека рассматриваются как не изменяющиеся в процессе развития (эмоциональный опыт в пренатальном периоде, существующий и актуализирующийся практически в неизменной форме у взрослого человека), или в микропсихоанализе С.Фанти, который предлагает торию «творческой энергии пустоты», проводя единую линию от энергетических процессов физического мира (строения атомов) до высших форм человеческой психики. Таким образом, панпсихизм имеет две формы существования: как вульгарный механицизм, сводящий все явления к единым, неменяющимся проявлениям и закономерностям (что, в общем, для естественной науки не характерно), и как «расширительная» точка зрения на общие закономерности мира, когда обращается больше внимания на преемственность функций в процессе дифференциации свойств матери и меньше на переход количественных изменений в качественные.


      1. БИОПСИХИЗМ

Данная точка зрения основана на качественном отличии живой и неживой материи. При этом критерием живого считается обмен веществ. Для сохранения себя живому организму, в отличие от неживого, необходимо взаимодействовать со средой и получать из нее необходимые для себя компоненты. Таким образом, любое живое существо обладает потребностью в получении дополнительных веществ из среды и активностью (способностью инициировать для этого взаимодействие со средой), что проявляется по отношению к среде в форме раздражимости. Признавая раздражимость (способность к избирательному реагированию на воздействия среды в соответствии со своими потребностями) общим для всего живого свойством, сторонники биопсихизма рассматривают его как изначальную форму психического, свойственную всей живой материи. Этой точки зрения придерживались многие эволюционисты, в частности Т. Гоббс, Э.Геккель, из психологов — В.Вундт, отчасти П.К.Анохин (представление об опережающем отражении как общем свойстве живого), Я.А. Пономарев (считающий, что в филогенезе не было «допсихического» этапа как существования физиологического без психического) и другие. В первой половине XX в. на основе изучения физиологии высших растений появилось направление, которое получило название «фитопсихология» (психология растений). Сторонники фито-психологии аргументировали свою точку зрения, во-первых, тем, что основная характеристика поведения — движение (которое признавалось проявлением психики у животных) относится и к растениям, так как у них тоже есть неростовые движения (настии). А во-вторых, пытались доказать, что растения способны «испытывать эмоции», они отличают положительное и отрицательное отношение к себе человека, реагируя на это изменением процессов жизнедеятельности. Однако настии — это изменение осмотического давления в тканях растения, в результате чего происходит различное изменение тургора клеток в разных частях растения и возникает изменение положения этих частей относительно друг друга (поднятие или опускание лепестков, поворот соцветия подсолнуха и т.п.), что принципиально отлично от движения животных организмов, направленного на цель и осуществляемого всем организмом, а не отдельными его частями. Эксперименты же с «эмоциями» растений не подтвердили гипотезы об их чувствительности.




      1. АНИМАЛОПСИХИЗМ

Данная точка зрения в настоящее время является наиболее обоснованной с позиций философии, психологии и биологии. Психика приписывается не всему живому, а только особой форме живой материи — животным. Такие представления связаны с выделением ощущения в качестве основного критерия психики в отличие от раздражимости, присущей всем другим живым организмам. В современной биологии именно это отличие (связанное с категорией «поведение» и отличием в способе питания и форме движения) положено в основу разделения двух форм живой материи: животных и всех остальных живых организмов (растения, грибы, водоросли, бактерии). Признание психики особенностью именно животных обнаруживается еще у Эпикура, который считал, что" душа есть только у животных, которые способны ощущать. Далее этого взгляда придерживались Аристотель и Платон. В теории Г. В. Ф. Гегеля способность животных к ощущению связывается с появлением «настоящей субъективности», и субъективность обосновывается как главный внутренний критерий психического. Представление о появлении психики у животных, причем в разной форме, на «донервном» уровне развития и у обладающих нервной системой составляет ядро учения Г. Спенсера, в этой позиции полностью поддерживаемое и продолжаемое И.М.Сеченовым: на самой низшей ступени животного царства чувствительность является равномерно разлитой по всему телу, а при появлении нервной системы и обособлении органов чувств становится локализованной и специализированной чувствительностью. Таким образом, взгляды Г. Спенсера и И. М. Сеченова, часто характеризуемые как нейропсихизм, на самом деле должны быть отнесены к анималопсихизму, причем с выделением внутри психики животных разных качественных уровней, как минимум трех: донервного, соответствующего развитию нервной системы у животных до человека и человеческого. В отечественной психологии начало развития психики с появлением животных связывали В.А.Вагнер, А.Н. Северцов, Н.Н. Ладыгина-Котс, теоретически и экспериментально обосновал эту точку зрения А.Н.Леонтьев.




      1. НЕЙРОПСИХИЗМ

В этом случае предполагается, что психика, являясь функцией нервной системы, появляется только у тех животных, у которых нервная система есть. Такая точка зрения, несмотря на ее популярность, особенно в психофизиологии, противоречит основному принципу ведущей роли функции по отношению к органу (сначала в эволюции появляется функция и только вслед за ней — орган, ее обеспечивающий) и не позволяет объяснить закономерность появления психики в эволюции и специфику ее содержания. Получается, что развитие психического отражения следует за развитием нервной системы, однако все данные эволюционной биологии, зоопсихологии, антропогенеза и онтогенеза свидетельствуют об обратном процессе: сначала появляется изменение взаимодействия субъекта с миром, затем новое содержание субъективного опыта, которое образует основу для развития нервной системы. Однако в реальном развитии логика этих процессов необычайно сложна, на определенных генетических этапах состояние органа (нервной системы) определяет собой функцию (особенности психики), и если анализ проводится внутри одного уровня развития, то общие закономерности могут не обнаруживаться или выступать в другом виде (как внутрисистемные, а не межсистемные изменения). Рефлекторная теория психики, обоснованная Г. Спенсером и И.М. Сеченовым, относится как раз к анализу механизмов психики в рамках тех взаимоотношений органа и функции, когда орган (нервная система) уже есть и его прогрессивное развитие обусловливает дальнейшее развитие функции (психики), хотя, как было отмечено выше, эти ученые появление психики в эволюции не рассматривают как производное нервной системы. Объяснение развития психики не «изнутри» (от строения тела и нервной системы в том числе), а из усложнения взаимоотношений субъекта со средой является ведущим принципом психологии, сформулированным Спинозой, Г. Спенсером, И.М. Сеченовым, оно содержится у французских эволюционистов и Ч.Дарвина и является основополагающим в современной психологии развития. Живучесть нейропсихизма связана, в частности, с тем, что до нервный уровень развития психики (у одноклеточных и низших одноклеточных — губок) необычайно сложен для изучения и в настоящее время очень мало исследуется.




      1. АНТРОПОПСИХИЗМ

Признание наличия психики только у человека на первый взгляд кажется совершенно алогичным, однако все же имеет место. Наиболее жестко такой точки зрения придерживался Р. Декарт, характеризуя животных как «химические машины», не обладающие способностью к ощущению и переживанию, в отличие от человека, обладающего сознанием. Отождествление души с сознанием и становится иногда основанием для отрицания такового (сознания — значит психики) на дочеловеческом уровне развития. Другим основанием является разделение «души» и «духа» (и тогда: психики животных и души человека; психического и духовного и т. п.). В данном случае речь идет о разных уровнях развития психики с выделением двух ее качественно различных форм: животной и человеческой. Такое разделение мы встречаем еще у Аристотеля, однако он обе формы называл душой, хотя и принципиально различной (чувственная, неразумная и смертная у животных; разумная и бессмертная у человека).

Обозначенные точки зрения на возникновение психики, как теперь видно, имеют не только исторический характер. Они связаны с общей методологией, определением психики и представлениями о способах ее изучения. В современной психологии ведущим является системный подход, позволяющий объяснять развитие всех явлений (и психики в том числе) как преобразование систем, происходящее по общим законам развития материи. Для объяснения эволюции психики целесообразно использовать тот вариант системного подхода, который специально разрабатывается для изучения общих, эволюционных закономерностей, — эволюционно-системный. С позиций этого подхода мы и обратимся к анализу возникновения и развития психики в филогенезе.


    1. ПРОБЛЕМА ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПСИХИКИ С

ПОЗИЦИЙ ЭВОЛЮЦИОННО-СИСТЕМНОГО ПОДХОДА
Системный подход имеет давнюю историю развития (прекрасно проанализированную в работах И. В. Блаумберга и Э. Г. Юдина, П.К.Анохина, К.В.Судакова, Б.Ф.Ломова и др.), но в качестве самостоятельного научного подхода сформировался в середине XX в. Этот подход, являясь общенаучным, используется и развивается в различных отраслях знания и, конечно, имеет в каждой из них свою специфику. Приведем основные положения системного подхода, необходимые для понимания эволюции психики.

1. Исходным является понятие системы. Системой называют совокупность элементов, взаимосвязанных между собой и функционирующих как единое целое, отделенное от других целостностей и вступающее с ними в различные взаимодействия.

2. Исходным в определении системы является понятие целостности. Система понимается как нечто целостное в отношении к своему окружению — среде. Среда определяется как совокупность других систем, по отношению к рассматриваемой системе занимающих три различных положения: высшее (системой высшего порядка считается такая, которая является более высоко организованной и оказывается ведущей во взаимодействии с данной системой); равнозначное (системы одного уровня, вступающие с данной системой в равноправные отношения); низшее (системы низшего уровня организации, оказывающиеся подчиненными во взаимодействии с рассматриваемой). Система как целостное образование по сравнению с другими системами выделяется на основании системообразующего качества: основной характеристики, объясняющей сущность данной системы, ее отличие от других систем одного и того же и других уровней.

3. Система состоит из элементов. Элементы — это единицы, свойства и функции которых определяются положением в общей целостности, они находятся во взаимосвязи с другими элементами и подчиняются в своем функционировании общим законам данной системы. Элемент выделяется в системе с позиции функции, которую он выполняет, а не своей собственной структуры. Это означает, что элемент является таковым только по отношению к данной системе и в других системах может входить в состав других элементов или рассматриваться как самостоятельная система.

4. Целостность системы обеспечивается связями между ее элементами. Связи могут быть разных типов (пространственные, функциональные, генетические и т.п.). Особое место в системе занимают системообразующие связи, определяющие собой все другие типы связей и особенности функций каждого элемента. Взаимодействие системы с другими системами образует межсистемные связи, которые будут разными в зависимости от качества и соотношения взаимодействующих систем и их статуса по отношению друг к другу.

5. Совокупность связей характеризует структуру и организацию системы, в которой выделяются внутрисистемные связи двух типов: горизонтальные (связи между однопорядковыми элементами системы) и вертикальные (связи между разнопорядковыми, неравнозначными в своих функциях элементами). Структура вертикальных связей образует уровни системы, которые имеют иерархию: высшие уровни имеют более сложные связи и определяют собой структуру связей низших уровней.

6. Система обладает способностью к самоорганизации и саморазвитию. Источник преобразования системы или ее функций лежит в самой системе (т. е. заложен в самой структуре ее элементов и связей между ними). Развитие системы — фундаментальная ее характеристика, развитие является одной из форм движения как общего свойства, присущего всей материи. Каждая система имеет свои закономерности и механизмы развития, часть из которых являются общими для всех систем (всеобщие законы развития материи), часть — специфическими для определенного класса систем или определенных уровней развития системы. В процессе своего преобразования, проходя присущие данной системе стадии развития, система переходит на новые уровни своего существования (уровни развития системы) или преобразуется в систему нового качества (например, психика — как психическое отражение — возникает из другой формы отражения, не обладающей системообразующим для психики качеством — субъективным переживанием).

В современной психологии разрабатывается и применяется для изучения психики как системного, развивающегося явления эволюционно-системный подход (П.К. Анохин, Б.Ф. Ломов, Е.Н. Сурков, К.В. Судаков, В.Б. Швырков и др.). Положения эволюционно-системного подхода базируются на теории функциональных систем П.К. Анохина, в которой дано определение деятельности живого организма как самоорганизующейся и саморегулирующейся функциональной системы, все составные компоненты которой находятся в постоянной функциональной взаимосвязи, обеспечивающей достижение организмом полезных приспособительных результатов. Анализируя психическую деятельность, П.К. Анохин говорил, что объективным системообразующим фактором, характеризующим эффективность системы, является результат деятельности системы (полезный приспособительный эффект, так как функция психики — регуляция взаимодействия субъекта с миром для обеспечения жизнедеятельности первого). Внутренним системообразующим фактором как источником активности (функционирования) системы психической деятельности является потребность, формирующая мотивацию и определяющая форму взаимодействия с факторами внешней среды. Эти положения теории П.К. Анохина применимы и для системного анализа эволюции психики. Центральной идеей эволюционно-системного подхода является представление о развитии системы и переходе ее на новый уровень существования, в результате чего она изменяется, повышая свои системные качества (степень интегрированности, организованности, разнообразие типов внутрисистемных связей, повышение своих информационных, энергетических и экологических возможностей). Это позволяет данной системе расширять и усложнять межсистемные связи, за счет чего она изменяет свое положение во взаимодействии с другими системами, становясь системой высшего порядка. Психика, являясь системой, развивающейся в эволюции и онтогенезе, в процессе своего генезиса проходит ряд этапов (стадий развития), каждый из которых характеризуется преобразованием межсистемных связей, ведущих к изменению внутрисистемных связей, и переходом в результате этого на новый уровень системной организации (новый уровень развития психики). Поскольку предметом зоопсихологии и сравнительной психологии является именно содержание психики на разных уровнях ее развития и закономерности и механизмы преобразования психического отражения, обеспечивающие переход на следующий эволюционный уровень, то эволюционно-системный подход оказывается основным методологическим подходом для данной отрасли психологии.

Исходя из основных положений эволюционно-системного подхода, необходимо принять такое определение психики, которое позволило бы рассматривать ее как систему и изучать преобразование этой системы как преобразование ее элементов и внутрисистемных связей, выводящих всю систему (психику) на новый уровень развития, но именно как данной системы, т.е. на новый уровень развития самой психики. Для того чтобы понять развитие любой системы, необходимо объяснить ее положение среди других систем с момента возникновения в качестве данной системы (проблема возникновения психики) и изменения дальнейших межсистемных взаимосвязей (что гипотетически предполагает постановку вопроса о том, что последует за существованием высшей формы психики — человеческой). Определение психики, удовлетворяющее этим требованиям, принято в отечественной психологии и основывается на диалектическом материализме (материализм и диалектические законы явились важнейшими источниками формирования системного подхода в целом и эволюционно-системного в психологии в частности).
ВОПРОСЫ ДЛЯ КОНТРОЛЯ:


  1. В чем заключается появление психики?

  2. Назовите основные проблемы выявляющиеся при изучении возникновения человеческого сознания из генетически более ранних форм психики.

  3. Какие основные точки зрения на возникновение психики существуют в психологии?

  4. Что такое настии?

  5. Какие основные положения эволюционно-системного подхода необходимы для понимания эволюции психики?



следующая страница >>