Дж. А. Миллер Магическое число семь плюс или минус два. О некоторых пределах нашей способности перерабатывать информацию. (с сокр.) - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Эмаль аквахим минерал Назначение 1 26.59kb.
Е. В. Стародумова Зав. Кафедрой социологии искусства 1 61.67kb.
Семь раз отмерь, или Семь шагов к успешному внедрению по 1 88.56kb.
"Байер" – лучшие рецепты чистоты! Биофом® и Биосолв Плюс® моющие... 1 56.44kb.
Аннотация Алис Миллер 4 1265.28kb.
Формат: dvd5 (mpeg) 4 644.68kb.
«Вводное занятие» 2 906.72kb.
Предложений по нашей базе данных 1 43.64kb.
Формулы сокращенного умножения 1 47.57kb.
Программа по обработке ключевых фраз для настройки Яндекс. Директа 1 20.59kb.
6. Определение пространства имен. Описание пространства имен 1 85.41kb.
Задание: Сформулировать 1 50.49kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Дж. А. Миллер Магическое число семь плюс или минус два. О некоторых пределах нашей - страница №1/1

Дж.А. Миллер Магическое число семь плюс или минус два. О некоторых пределах нашей способности перерабатывать информацию. (с сокр.)

[…] Объем непосредственной памяти

Позвольте мне подвести итог сказанному таким об­разом: существует определенный четко выраженный предел той точности, с которой мы можем абсолютно (т. е. не при­бегая к сравнению с эталоном) различать величину одномер­ной стимульной переменной. Я предложил бы называть этот предел объемом абсолютной оценки, и я утверждаю, что для одномерных оценок этот объем лежит где-то поблизости от числа 7. Наши способности, однако, не находятся в полной зависимости от этого ограниченного объема, потому что мы обладаем множеством способов выйти за его пределы и уве­личить точность наших суждений. Вот три наиболее важные из них: (а) надо прибегнуть к относительным, а не к абсо­лютным суждениям, и если это невозможно, то (б) следует увеличить число измерений, по которым могли бы разли­чаться стимулы, чтобы можно было составить ряд из не­скольких последовательных оценок.

Исследование относительных оценок является одной из самых старых проблем экспериментальной психологии, и я не собираюсь здесь приводить обзор этих исследований. Вто­рой способ, заключающийся в увеличении размерности сти­мулов, мы только что подробно рассматривали. Кажется, что, добавляя новые измерения и требуя только грубых, бинарных оценок типа «да»—«нет» по каждому из признаков, мы смо­жем расширить объем абсолютных оценок от 7 по крайней мере до 150. Если исходить из нашего повседневного опыта, то, вероятно, этот предел лежит где-то около нескольких тысяч, если он в действительности существует. По моему мнению, нельзя беспредельно объединять измерения. Я пред­полагаю, что существует также объем перцептивной размер­ности и что численное значение этого объема лежит где-то около десяти, но я должен сразу же добавить, что для до­казательства этого предположения у меня нет никаких объ­ективных данных. Этот вопрос также нуждается в экспери­ментальном исследовании.

Что же касается третьего приема — использования после­довательных оценок, то на нем мне хотелось остановиться несколько более подробно, потому что здесь прибегают к интересному приему, когда память ставится на службу про­цесса различения. И поскольку мнемонические процессы не

570

менее сложны, чем перцептивные, можно думать, что разо­браться в их взаимодействии будет не так-то легко.



Предположим, что мы начнем просто с небольшого развития той экспериментальной методики, которой мы уже пользо­вались. До сих пор мы предъявляли наблюдателю один стимул и просили назвать его немедленно после предъявления. Мы можем развить эту методику, если потребуем от испы­туемого не спешить с ответом, пока ему не будет предъявлена последовательность нескольких стимулов. Он должен давать ответ в конце последовательности стимулов. Наша экспери­ментальная ситуация оказывается той же самой, что и при измерениях передаваемой информации. Но теперь мы перешли от экспериментов по выработке абсолютных суждений к тому, что по традиции называется экспериментами по исследованию непосредственной памяти.

Прежде чем мы начнем рассматривать относящиеся к этому вопросу данные, мне хотелось бы сделать предостере­жение, чтобы помочь вам избежать некоторых очевидных ассоциаций, которые могут ввести в заблуждение. Всем из­вестно, что существует конечных объем непосредственной памяти и что для большинства типов тестового материала этот объем не превышает 7 единиц. Я только что говорил об объеме абсолютных оценок, который соответствует при­мерно 7 различимым категориям, и об объеме внимания, составляющем примерно 6 предметов, которые можно увидеть одновременно. Что может быть естественнее предположения о том, что все эти явления есть различные аспекты единого процесса, лежащего в их основе? И именно в этом предпо­ложении кроется коренная ошибка. Эта навязчивая вредная идея преследовала меня столь же упорно, что и магическое число 7.

Моя ошибка вела примерно к следующему. Мы уже видели, что количество информации, которое наблюдатель может передать, является инвариантным свойством объема абсолют­ных суждений. Между экспериментами по абсолютным оцен­кам и экспериментами по изучению непосредственной памяти существует большое операционное сходство. Если явления, связанные с непосредственным запоминанием, в чем-то сход­ны с абсолютными оценками, то отсюда следует, что коли­чество информации, которое может запомнить наблюдатель, также является инвариантным свойством объема непосредст­венной памяти. Если количество информации в объеме не-

571


посредственной памяти является постоянной величиной, то тогда этот объем должен быть малым в том случае, когда запоминаемые отдельные единицы содержат много информа­ции, и большим в том случае, когда они несут мало инфор­мации. Например, каждая десятичная цифра несет 3,3 дв. ед. информации, мы обладаем способностью сохранять в памяти примерно семь десятичных цифр, что дает в сумме 23 дв. ед. информации. Изолированное слово английского языка несет примерно 10 дв. ед. каждое. Если общее количество инфор­мации остается постоянным и равным 23 дв.ед., то в таком случае мы должны были бы помнить только два или три выбранных наугад слова. Таким путем я пришел к гипотезе, согласно которой объем непосредственной памяти меняется в зависимости от количества информации, приходящейся на единицу тестового материала.

Измерения объема памяти, сведения о которых имеются в литературе, проводились с учетом, но недостаточно опре­деленным, этой зависимости. Поэтому необходимо было по­ставить дополнительные опыты. Хейес [10] попытался это сделать, используя в своих экспериментах пять различных типов тестовых материалов: бинарные цифры, десятичные





Рис. 1 Данные Хейеса [10], показывающие зависимость объема не­посредственной памяти от приходящегося на единицу тестового материала количества информации.

572




Рис. 2. Данные Поллака [16], показывающие зависимость остаю­щегося после одного предъявления количества информации от приходящегося на единицу тестового материала количества ин­формации.

цифры, буквы латинского алфавита, эти же буквы плюс десятичные цифры и, кроме того, 1000 односложных слов. Списки символов читались вслух со скоростью один символ в секунду, и испытуемым предоставлялось столько времени на ответные реакции, сколько им было необходимо. Для подсчета реакций использовалась методика, предложенная Вудвортсом [20].

Полученные результаты представлены на рис. 1 черными кружками. Пунктирная линия на этом же рисунке показы­вает, каким должен был бы быть объем непосредственной памяти в том случае, если бы количество информации оста­валось постоянным. Сплошными линиями показаны данные, полученные на самом деле. Хейес повторил свой эксперимент, используя различные по объему тестовые словари, содержа­щие только английские односложные слова. Этот более одно­родный тестовый материал не изменил значительным образом окончательные результаты. При бинарных символах объем непосредственной памяти равен 9 единицам, и, хотя он и снижается до 5 единиц при односложных английских словах, получаемая разница оказывается гораздо меньшей, чем это можно было бы предположить на основании гипотезы посто­янства количества информации в объеме непосредственной памяти.

573


Не следует думать, что в экспериментах Хейеса могла быть допущена какая-либо ошибка, поскольку Поллак [16] повторил их довольно тщательно и получил те же результаты. Поллак обратил при этом особое внимание на измерение количества передаваемой информации, не надеясь на тради­ционную методику подсчетов ответных реакций. Полученные им результаты представлены на рис. 2. Из рисунка видно, что количество переданной информации не является посто­янной величиной, оно почти линейно возрастает с увеличением количества входной информации, приходящейся на один сим­вол.

Итак, окончательный результат совершенно ясен. Несмотря на то, что магическое число 7 в силу случайного совпадения появляется в обоих случаях, объем абсолютных оценок и объем непосредственной памяти характеризуют два совершен­но различных типа ограничений, накладываемых на наши возможности по переработке информации. Абсолютные оценки связаны с ограниченным количеством информации, а непо­средственная память ограничена числом запоминаемых еди­ниц. Для того чтобы выразить это различие в наглядной форме, я предлагаю проводить различие между дв. ед. инфор­мации, с одной стороны, и отрезком информации (chunks) — с другой. В таком случае можно будет говорить, что число двоичных единиц информации постоянно для непосредствен­ной памяти. Кажется, что объем непосредственной памяти почти не зависит от числа двоичных единиц, приходящихся на отрезок информации, по крайней мере в тех пределах, которые были исследованы к настоящему времени.

Противопоставление терминов дв. ед. и отрезок информации проливает также свет и на то обстоятельство, что мы не очень точно определяем, из чего именно образуется этот отрезок информации. Например, полученный Хейесом объем непосредственной памяти в 5 выбранных наугад из 1000 английских односложных слов может быть назван объемом памяти в 15 фонем, поскольку каждое слово образовано примерно тремя фонемами, а логическое различие между ними не так уж очевидно. Мы имеем здесь дело с процессом организации или группировки входных стимулов в знакомые единицы или отрезки информации, и значительная часть усилий при обучении должна быть направлена на образование таких знакомых единиц.

Перекодирование

Следовательно, для того чтобы выражаться более точно, мы должны признать важность процессов группиро­вания или организации входных последовательностей в еди­ницы или отрезки информации. Поскольку объем памяти равен ограниченному числу отрезков информации, мы можем увеличить число двоичных единиц, приходящихся на один отрезок информации, путем построения все больших и боль­ших отрезков, причем так, чтобы каждый отрезок содержал больше информации, чем раньше.

Человек, только начинающий изучать радиотелеграфный код, воспринимает на слух каждую точку и тире раздельно, как отдельный отрезок информации. Но вскоре он обретает способность организовывать эти звуки в буквы, и теперь он уже обращается с буквами как с отрезками информации. Затем буквы организуются в слова, которые в свою очередь становятся еще большими отрезками информации, и оператор начинает целиком воспринимать целые фразы. Я не имею в виду, что каждый описанный шаг есть дискретный процесс или что на кривой обучения должны появляться ровные участки (плато), потому что, конечно, различным уровням организации соответствуют различные скорости работы и эти уровни перекрывают друг друга в процессе обучения. Я просто указываю на тот очевидный факт, что в ходе обучения точки и тире организуются в слуховые образы и что по мере обра­зования все больших отрезков информации в соответствующей степени возрастает количество сообщений, которые способен запомнить оператор. Пользуясь предлагаемыми мною терми­нами, можно сказать, что оператор учится увеличивать число двоичных единиц, приходящихся на отрезок информации.

В теории связи такой процесс называется перекодирова­нием. Входные сообщения представляют собой код, который содержит много отрезков информации при небольшом числе двоичных единиц, приходящихся на отрезок. Оператор пере­кодирует входные сообщения в новый код, который содержит меньше отрезков информации, но при большем числе двоич­ных единиц, приходящихся на отрезок. Существует много способов выполнить эти операции перекодирования, но, ве­роятно, наиболее простая заключается в образовании группы входных символов, присвоении нового обозначения группе и запоминании этого нового названия вместо запоминания ис­ходных входных символов.




574

575


Поскольку я убежден в том, что этот процесс является очень общим и важным для психологии процессом, я хочу рассказать вам о демонстрационном эксперименте, который с полной ясностью проиллюстрирует вам все, что я говорил. Этот эксперимент был проведен С. Смитом в 1954 году.

Способы перекодирования последовательностей двоичных цифр



Начнем с того уже отмеченного факта, что человек способен воспроизвести по памяти восемь десятичных цифр и только девять двоичных цифр. Поскольку в данном случае наблю­дается такое расхождение в количестве информации, воспро­изводимой в двух ответах, мы тотчас же предполагаем, что для увеличения объема непосредственной памяти на двоичные цифры необходимо было бы применить методику перекоди­рования. В таблице приведен метод, предназначенный для группирования и переименования. В верхней графе представ­лена последовательность из 18 двоичных цифр, которая го­раздо больше, чем может воспроизвести по памяти испытуе­мый после однократного предъявления. В следующей строке эти же самые двоичные цифры сгруппированы в пары. Здесь могут образоваться следующие четыре пары: 00 переимено­вывается в 0, 01 переименовывается в 1, 10 — в 2 и 11 -в 3. Иначе говоря, мы перешли от двоичной арифметики к четверичной арифметике. В перекодированной последователь­ности теперь имеется только 9 цифр, которые надо запомнить, и это количество почти не превышает объема непосредствен­ной памяти. В следующей строке таблицы исходная после­довательность двоичных цифр перекодирована в отрезки ин­формации по 3 символа в каждом. Имеется всего 8 возможных сочетаний из 3 символов. Мы даем, таким образом, каждому сочетанию новое обозначение от 0 до 7. Теперь мы перешли от последовательности 18 двоичных цифр к последователь­ности 6 восьмеричных цифр, и это число вполне укладывается

576

в объем непосредственной памяти. В последних двух строках двоичные цифры сгруппированы по 4 и 5, и им присвоены двоичнодесятичные обозначения от 0 до 15 и от 0 до 31.



Вполне очевидно, что этот способ перекодирования при­водит к увеличению числа двоичных единиц, приходящихся на отрезок информации, он позволяет также преобразовать двоичную последовательность в форму, которая легко может быть удержана в непосредственной памяти.

Смит привлек к опытам 20 испытуемых и измерил объем их непосредственной памяти на двоичные и восьмеричные цифры. Оказалось, что объем непосредственной памяти равен 9 для двоичных и 7 для восьмеричных цифр. Затем каждая из приведенных в таблице схем кодирования была дана 5 испытуемым. Они изучали процесс перекодирования до тех пор, пока не сообщили, что он им понятен, это продолжалось от 5 до 10 мин. Затем он снова проверял объем их памяти на двоичные цифры, в то время как они пытались применить изученные ими схемы перекодирования.

В каждом случае применение схем перекодирования уве­личивало объем их непосредственной памяти на двоичные цифры. Но это увеличение не было настолько большим, как следовало бы ожидать исходя из значений объема для вось­меричных цифр. Поскольку отмеченное различие увеличива­лось с ростом коэффициента перекодирования, мы можем заключить, что нескольких минут, отведенных на ознаком­ление со схемами перекодирования, явно недостаточно. Оче­видно, переход из одного кода в другой должен происходить почти автоматически, иначе испытуемый потеряет часть сле­дующей группы, в то время как будет пытаться вспомнить перевод последней группы.


577

Поскольку случаи с коэффициентами 4:1 и 5:1 нуждаются в расширенном изучении, Смит решил последовать примеру Эббингауза и провести эксперименты на самом себе. С чисто немецкой терпеливостью он тщательно изучил последователь­но все схемы перекодировки и получил результаты, пред­ставленные на рис. 3. Теперь результаты были очень близки к тем, которых можно было бы ожидать исходя из значения объема памяти на восьмеричные цифры. Он смог запомнить 12 восьмеричных единиц. При перекодировке с коэффициен­том 2:1 эти 12 отрезков информации соответствуют 24 дв.ед. При коэффициенте перекодирования 3:1 12 отрезков состав­ляют 36 дв. ед., а при коэффициентах 4:1 и 5:1 они составляют почти 40 двоичных цифр.



Рис. 3. Зависимость объема непосредственной памяти на двоичные цифры от использованной методики перекодирования. Предска­занная функция получена путем перемножения объема непосред­ственной памяти на восьмеричные цифры на 2,3 и 3,3 при пере­кодировании по основаниям 4,8 и 10 соответственно.

Когда человек воспринимает 40 двоичных цифр и затем безошибочно их воспроизводит, это производит удивительное впечатление. Однако если вы думаете, что все это можно рассматривать просто как мнемонический прием для расши­рения объема памяти, то вы упускаете при этом гораздо более важное обстоятельство, которое следует почти из всех таких мнемонических схем. Оно заключается в том, что перекоди­рование оказывается исключительно мощным инструментом для увеличения количества информации, которое мы можем обработать. В нашей повседневной практике мы постоянно в той или иной форме прибегаем к процессам перекодирования.

По моему мнению, самым привычным типом перекодиро­вания, к которому мы все время прибегаем, является перевод на словесный код. Когда мы хотим вспомнить какую-либо историю, или довод, или идею, мы обычно стараемся пере­сказать ее своими словами. Когда мы хотим запомнить какое-либо событие, свидетелями которого мы стали, то обычно делаем вербальное описание этого события и затем вспоминаем именно это вербальное описание. Воспроизводя что-либо по памяти, мы восстанавливаем путем вторичной переработки детали, которые кажутся совместимыми с тем частным вер­бальным перекодированием, которое было сделано нами. Су­ществование этого процесса было подтверждено известным

экспериментом Кармайкла, Хогэна и Вальтера [3], где ис­следовалось влияние названий на воспроизведение по памяти визуальных изображений.

В судебной психологии хорошо известны расхождения в показаниях очевидцев, но подобные расхождения и искаже­ния не бывают произвольными — они проистекают из того обстоятельства, что каждый свидетель пользовался своей сис­темой перекодирования, которая зависела от всего его жиз­ненного опыта. Наш язык исключительно приспособлен для перераспределения данных в немногие богатые информацией отрезки. Я предполагаю, что и воображение также является одной из форм кодирования, но получить представления опе­рационным путем и затем изучить их экспериментально -это гораздо более трудная задача, чем исследование связанных с символами форм перекодирования.

Исследование процесса запоминания событий изложенным способом кажется вполне возможным. Процесс запоминания можно рассматривать как процесс формирования отрезков информации или групп из объединяемых совместно символов до тех пор, пока не образуется достаточно малое число единиц, которое мы сможем в дальнейшем воспроизвести полностью по памяти. Особый интерес в этом отношении представляет работа Боусфилда и Коена [2] по образованию группировок слов при воспроизведении их по памяти.



Краткие выводы

Мне хотелось бы, подойдя к концу изложения своего материала, сделать краткие заключительные замечания.



Количество информации, которую мы можем получить, переработать и запомнить, ограничено в некоторых отношениях объемом абсолютных оценок и объемом непо­средственной памяти. Путем симультанной организации вход­ных стимулов по нескольким измерениям и последовательного упорядочения их в ряд отрезков информации нам удается устранить или по крайней мере значительно ослабить эту ограниченность наших процессов переработки информации.



578
579