С. В. Маланов метологические и теоретические основы психологии. Учебное пособие - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Петровский А. В., Ярошевский М. Г. Основы теоретической психологии 16 8514.77kb.
Учебное пособие по истории психологии. М.: 2009 г. 220 с. 32 12. 1 334.86kb.
С. А. Гапонова, д-р психол наук, профессор, зав кафедрой социальной... 27 2833.57kb.
Основы социально – психологических знаний. Учебное пособие 4 933.46kb.
Учебное пособие «Основы экономической кибернетики» 12 1786.16kb.
Учебное пособие «Основы экономической кибернетики» 6 1769.85kb.
Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности... 1 26.61kb.
Учебное пособие «Основы конструирования и технологии радиоэлектронных... 1 57.97kb.
Учебное пособие «Основы религиозных культур и светской этики. 1 253.9kb.
Военная психология: методология, теория, практика Учебно-методическое... 23 5490.78kb.
Учебное пособие (075) Печатается 10 5242.42kb.
Дж. А. Миллер Магическое число семь плюс или минус два. О некоторых... 1 133.12kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

С. В. Маланов метологические и теоретические основы психологии. Учебное пособие - страница №8/9

Глава 12

Структурные, функциональные и генетические теории памяти человека

12.1. Теории и модели памяти в когнитивной психологии

12.1.1. Модели организации процессов памяти в когнитивной психологии

Кратковременная память

Ограниченность объема: в среднем 5—7 единиц информа­ции. При этом сложность единиц запоминаемого материа­ла может увеличиваться.

Существуют различные способы кодирования и сохране­ния информации: зрительное, слуховое, семантическое.

Долговременная память

Неограниченность объема и длительности хранения ин­формации.

285


Долговременная память включает два типа содержания опыта:

  • категориальная (семантическая) память: внутрипонятий-
    ная и межпонятийная;

  • эпизодическая (событийная, схемная) память на датиро­
    ванные по времени эпизоды и события: схемы «сцен», си­
    туаций (фреймы) и схемы событий (скрипты).

В зависимости от осознаваемости запоминаемого мате­риала:

  • имплицитная память — обеспечивает узнавание предметов
    и явлений при повторной встрече с ними, а также воспро­
    изведение определенных действий в контексте ситуации;

  • эксплицитная память — осознаваемое вербальное воспро­
    изведение разнообразных сведений.

В зависимости от содержания информации:

  • декларативная память — сохранение знаний о предметах,
    явлениях, событиях; знаний о том, «что есть...»;

  • процедурная память — сохранение моторных навыков и
    знаний о том, «как делать что-то...».

Р. Аткинсон, Р. Шиффрин

Модель последовательных этапов продвижения

и переработки поступающей информации

  1. Информация последовательно проходит обработку в
    сенсорных регистрах (иконическая, эхоическая память), в
    кратковременном хранилище и поступает в долговременное
    хранилище.

  2. Обработка информации в кратковременном хранили­
    ще: а) осуществляется на основе информации, поступающей
    с сенсорных регистров (рецепторных аппаратов) и из долго­
    временного хранилища; б) частично поддается произволь­
    ному контролю.

286


  • Перцептивная информация поступает в сенсорные регист­
    ры различной модальности.

  • Через несколько миллисекунд информация, на которую
    обращено внимание, передается в кратковременное хра­
    нилище (КВХ), где информация: а) обрабатывается путем
    повторения с опорой на вербально-слуховую систему;
    б) частично вытесняется по мере поступления новой ин­
    формации.

  • Объем кратковременного хранилища ограничен (около
    7 единиц информации), объем долговременного хранили­
    ща неограничен.

3. Из КВХ информация поступает в долговременное хра­нилище (ДВХ) в результате перекодировки в концептуаль­ный код.

• Из ДВХ может поступать информация, требующаяся для


выполнения текущих задач. Извлечение информации из
ДВХ может опираться на различные стратегии.

Ф. Крэйк, Р. Локхарт

Модель последовательно-уровневой обработки

поступающей информации, имеющей разную

глубину

  1. Существуют различные способы и разная глубина об­
    работки поступающей информации, последовательность ко­
    торых может изменяться в зависимости от текущих задач.

  2. Характер, длительность и прочность запоминаемого
    содержания являются результатом глубины обработки ин­
    формации.




  • На поверхностном уровне информация подвергается сен­
    сорному и подетальному анализу.

  • На более глубоких уровнях информация обрабатывается
    посредством распознавания паттернов (организованных
    конфигураций стимулов) и выделения их значений.

  • На самых глубоких уровнях: а) происходит когнитивная
    семантическая обработка путем установления различных

287

связей с информацией в долговременной памяти; б) уста­навливается смысл и содержание информации и осуществ­ляется ее субъективная оценка.

12.1.2. Теории (модели) структурной организации

знаний (информации) в долговременной памяти

и репрезентации знаний

Знания это обладающие постоянством когнитивные (информационные) образования, не зависящие от актуально выполняемой задачи и хранящиеся в долговременной памя­ти: вербальные, образные, понятийные, семантические структуры.

• Из долговременной памяти знания извлекаются в форме


различных репрезентаций: вербальных, образных, поня­
тийных, семантических и других структур.

Типы репрезентаций

Репрезентации когнитивные конструкции, которые выстраиваются субъектом в конкретном контексте для спе­цифических целей в зависимости от обстоятельств.

  • Образные репрезентации (основанные на восприятии) фик­
    сируют и отражают модальные и пространственные харак­
    теристики — формы, размеры, расположения, ориентации
    объектов и процессов.

  • Концептуальные (категориальные) репрезентации (осно­
    ванные на значении) фиксируют и выражают наши знания
    о мире при помощи предикативных структур языка.

  • Репрезентации действий неосознаваемые и осознавае­
    мые знания о действиях, которые включают два аспекта:




  1. семантический — значение действия, которое потенци­
    ально может быть выражено посредством языка (что?);

  2. способы, средства и последовательность исполнения
    действия, которые могут потенциально быть выражены
    посредством языка (как?).

288

Существует множество гипотез и моделей организации и кодирования информации в долговременной памяти челове­ка.

Гипотеза двойного кодирования (А. Пэвио, 1965): существу­ют две независимые кодирующие системы и два способа представления информации в памяти: а) невербальные, об­разные процессы кодирования; б) вербальные, символьные процессы кодирования.

Гипотеза организующих связей (Г. Бауэр, 1970): любой сти­мул из внешней среды кодируется в мозге на основе скрытой иерархии различных взаимосвязанных кодов, среди которых имеются и образные коды.

Концептуально-пропозициональная гипотеза кодирования (Д. Андерсон, Г. Бауэр, 1973): различие между внутренними репрезентациями лингвистической информации и образных представлений заключается только в степени их детально­сти.

• В памяти фиксируются только интерпретации событий —


вербальные и визуальные, но не образные («картинные»)
изображения.

Гипотеза функциональной эквивалентности внешних сти­мулов и процессов кодирования в мозге (Р. Шепард, 1977): мыс­ленные представления (воспроизведенные или конструиру­емые) функционально эквивалентны непосредственным перцептивным образам.

  • Нервные процессы в мозге, обеспечивающие представле­
    ния объекта, могут не походить на внешний объект, пред­
    ставленный в образе.

  • Между объектом и нервным процессом в мозге сущест­
    вует изоморфизм второго порядка, который представля­
    ет собой не структурное соответствие между объектом и
    образом, представлением и процессами в мозге, а функ­
    циональное соответствие (объект выступает «ключом»
    для актуализации соответствующих объекту функций в
    мозге).

289

19. Заказ№4624.



-

Д. Грин, А. Пуроит

Модель многомерного кодирования перцептивных

признаков объектов

1. Каждый параметр воспринимаемого образа можно


представить в виде точки в многомерном пространстве пер­
цептивных категорий.

  1. Чем сложнее перцептивный материал, тем по больше­
    му количеству признаков он будет кодироваться.

  2. Чем больше расстояние между признаками объектов в
    многомерном пространстве перцептивных признаков, тем
    легче их различить и опознать.

А. Пэвио

Теория (модель) двойного кодирования информации

в долговременной памяти

1. Существуют две независимые кодирующие системы и


два способа представления информации в памяти: а) невер­
бальные, образные процессы кодирования; б) вербальные,
символьные процессы кодирования.

  • Единицы невербальной (образной) репрезентации — има-
    гены, в которых кодируется модально-специфическая ин­
    формация.

  • Единицы вербальной репрезентации—логогены, в которых
    кодируется модально-неспецифическая информация.

2. Единицы организованы таким образом, что для каждого
имагена имеется один или несколько логогенов и наоборот.

  • Образный код лучше подходит к конкретной, чем к абст­
    рактной информации.

  • Образный код обеспечивает параллельную обработку ин­
    формации, символический — последовательную.

3. Логогены и имагены функционируют на четырех уровнях:

• уровень иконической памяти;


290


  • репрезентационный уровень (уровень узнавания): происхо­
    дит контакт новой поступившей информации с соответству­
    ющей системой долговременной памяти, активируются про­
    цессы репрезентации соответствующими объектами или
    словами (репрезентация образов или репрезентация слов);

  • уровень референции: логогены и имагены взаимно акти­
    вируют друг друга;

  • ассоциативный уровень — система репрезентации слож­
    ных абстрактных понятий и пространственных образов, а
    также их преобразования.

4. Продуктивность запоминания повышается, когда ин­формация имеет двойную форму кодирования.

Теории (модели) объединения семантических признаков в концепты, схемы, пропозициональные и семантические сети

Понятия организованы в группы, которые различаются: а) по категориальным и атрибутивным признакам и основа­ниям; б) по определяющим (существенным для отнесения слова к определенной категории) и характерным (несущест­венным) признакам.

Концепт — базовая когнитивная структура, позволяющая связывать значения и смысл со словом (знаком).

  • Концепт выполняет функцию категоризации и позволяет
    говорить об одном и том же на разных уровнях общности.

  • Категоризация совершается двумя группами операций:
    а) разграничение классов; б) определение связи между
    данным классом и другими классами.

А. Коллинз, М. Квиллиан

Теория (модель) определения концептов через

совокупность свойств в организации семантических

связей

1. Концепт фиксирует совокупность свойств, характери­зующих определенное множество предметов, и задается де­финицией (определением).

291

19*


2. Между концептами устанавливаются отношения. Одни концепты характеризуются по отношению к другим через иерархические связи вхождения классов друг в друга.

  • Концепты, находящиеся на вершине иерархии (родовые
    концепты), обладают небольшим числом свойств, но
    большой протяженностью.

  • Концепты, находящиеся в основании иерархии (видовые
    концепты), имеют самое большое число свойств, но имеют
    наименьшую протяженность.

  • Организация знаний может быть выражена семантической
    сетью, в узлах которой располагаются концепты, а дуги об­
    разуют «горизонтальные» и «вертикальные» связи между
    концептами.

  • В каждом узле хранятся специфические свойства концепта
    в форме набора признаков.

  • Свойства и признаки, которыми обладает данный концепт
    вместе с другими концептами, хранятся в верхнем узле
    сети.

  • Чтобы иметь полный перечень свойств, достаточно под­
    няться вверх по концептуальному дереву (что существен­
    но разгружает память).

Элеонора Рош

Теория (модель) концептуальных прототипов

в организации семантических связей

1. Для каждой категории (класса) предметов существуют


наиболее репрезентативные по сравнению с другими кон­
цепты. Они быстрее и легче воспроизводятся субъектом и
выступают в качестве прототипа этого класса.

• Прототипы служат для размежевания классов друг от дру­га.

2. Существуют предпочтительные уровни категориза­
ции — базовые уровни, которые позволяют сохранить мак­
симум признаков, необходимых для того, чтобы дифферен­
цировать объекты друг от друга.

292



  • Особенности категорий базового уровня: а) являются наи­
    более абстрактными из допускающих образную репрезен­
    тацию; б) являются предпочтительными для называния;
    в) при переходе с нижестоящего на базовый концептуаль­
    ный уровень теряется совсем немного атрибутов; при пере­
    ходе с базового на вышестоящий концептуальный уровень
    теряется очень много атрибутов.

  • Прототипы часто служат смысловым ядром предложе­
    ний.

  • Категории усваиваются людьми значительно быстрее с по­
    мощью прототипов.

Д. Андерсон, Г. Бауэр

Модель организации понятий в форме

пропозициональных сетей. «Ассоциативная память

человека»

1. Базовой когнитивной единицей, которая входит в се­


мантическую переработку, является пропозиция (высказы­
вание), образованная из субъекта, предиката и их аргумен­
тов.

• Опыт человека фиксируется в долговременной памяти в


форме семантических единиц, которые можно предста­
вить как пропозиции — наименьшие единицы знания,
которые могут быть выражены в отдельном высказыва­
нии.

  1. Пропозиции могут иметь различные по сложности и
    разветвленности структуры.

  2. Структурно пропозиции могут складываться из ряда
    универсальных составляющих.




  • Пропозиция может включать: а) содержание факта или со­
    бытия; б) контекст, в котором происходит событие или су­
    ществует факт.

  • Факт (событие) может включать: а) субъект; б) предикат;
    в) объект; г) различные отношения.

* 293


• Контекст может включать: а) информацию о месте; б) ин­
формацию о времени.

П. Линдсей, Д. Норман, Д. Румельхарт

Модель организации семантических сетей «Е1.1НОР»

1. Память человека представляет собой сложную сеть се­


мантических единиц (узлов) и семантических отношений
между такими единицами.

  • Знания (понятия) хранятся в памяти в форме независимых
    единиц, которые объединяются разнообразными семанти­
    ческими связями.

  • Понятие представляет собой «узел», где сходятся опреде­
    ленные семантические отношения.

2. В долговременной памяти человека существует три
основных типа семантической организации информации.

  • Понятия — семантические структуры, которые обычно
    фиксируются существительными и определяются тремя
    типами отношений: а) отношение «быть» (человек есть
    животное); б) отношение «иметь» (человек имеет глаза);
    в) отношение «обратное быть» (человек «обратное быть»
    мужчина).

  • События — семантические структуры ситуаций, центром
    которых выступают действия, которые обычно фиксиру­
    ются глаголами и определяются двумя основными типами
    отношений: а) отношение «действующее лицо»; б) отно­
    шения с объектами.

  • Эпизоды — события, которые объединены пропозицио­
    нальными связями, которые могут быть трех типов: а) от­
    ношение «затем», ведущее к новому событию; отношение
    «в то же время», позволяющее объединять два одновре­
    менно происходящих события; в) отношение «время»,
    позволяющее соединить события с неопределенным вре­
    менным порядком следования.

294

Пуатрено, Ришар, Тижюс

Модели организации знаний о действиях. Процедурные знания. Теория (модель) семантической организации процедурных знаний

1. Основная, исходная гипотеза: в семантических сетях,


фиксирующих процедурные знания, основным способом,
связывающим семантические элементы, выступает отноше­
ние «цель — иерархия подцелей» («результат — способы реа­
лизации действий и достижения результата»).

• Познание начинается с приобретения умений, которые в


последующем позволяют категоризировать объекты.

2. Основу категоризации объектов образуют процедуры,


которые представляют собой (фиксируют) свойства объек­
тов. Любая процедура (действие) включает:

  • декларативную составную часть, описывающую результат
    каких-либо изменений;

  • процедурную составную часть — процесс развертывания
    действия и способ достижения результата. Знания о действи­
    ях, организованные исходя из целей путем последовательной
    организации достижения подцелей — процедур;

  • априорные (предварительные) требования к исходным
    условиям реализации действия, которые могут имплицит­
    но предполагать предварительное выполнение подчинен­
    ных действий (процедур);

  • апостериорные требования (не для каждого действия) —
    предполагаемые процедуры завершения действия после
    достижения основной цели.

3. Отношения между действиями (процедурами) можно
выразить в семантической сети действий, которая является
такой же иерархически структурированной, как и семанти­
ческая сеть концептов.

• Один и тот же результат действия, представляемый декла­


ративно, при выполнении действий может быть получен с
помощью альтернативных процедур.

295


-



• Большинство действий может быть разложено на после­довательность элементарных действий, которые пред­ставляют собой уже не декларативные, а процедурные знания.

  1. Основные семантические связи в таких сетях опреде­
    ляются отношением «результат — способы реализации»
    («цель — иерархия подцелей»).

  2. Наиболее доступной в иерархии семантической пере­
    работки информации является информация о результатах
    действий; осознание действия происходит от результата к
    средствам, которые применяются для ее достижения.

Модели схемной организации когнитивных семантических структур. Знания о ситуациях и событиях; их схемная организация (фреймы и скрипты)

  1. Элементы семантических сетей могут организовывать­
    ся в устойчивые когнитивные образования, которые пред­
    ставляют собой схемы выполнения определенного множест­
    ва аналогичных когнитивных операций.

  2. Схемы — это обобщенные абстрактные когнитивные
    структуры, приложимые к некоторому числу ситуаций или
    событий.




  • Схемы содержат некоторое число переменных, или «сво­
    бодных мест», предназначенных для того, чтобы запол­
    няться специфическими элементами тех ситуаций или
    событий, которые репрезентируются схемой.

  • Схемы выражают декларативные знания, связанные не с
    частным, отдельным знанием, а такие, которые могут быть
    использованы в самых различных целях (понимать, испол­
    нять, делать умозаключение и т. д.).




  1. Схемы являются блоками организации знаний, образуя
    единицы, которые: а) неделимы и восстановимы в памяти,
    б) автономны относительно других знаний.

  2. Схемы конструируются из элементарных (конкретных)
    представлений, концептов, действий, связей и являются

296

обобщенными представлениями каких-либо событий или ситуаций.



  • В схемах кодируются как перцептивные (образные), так и
    пропозициональные признаки.

  • Организация схем может иметь: а) последовательный и
    б) иерархический характер.

5. Существует два основных типа схем.



  • Скрипты — схемы событий, которые включают «сцены»,
    представляющие собой макродействия и подчиненные
    определенной промежуточной цели. Сцены, в свою оче­
    редь, состоят из некоторого числа действий, представляю­
    щих собой конкретные способы достижения целей (проце­
    дуры).

  • Фреймы — схемы ситуаций или пространственно структу­
    рированных отношений и схемы квазипространственных
    связей между концептами.

Схемы могут объединяться в системы (фреймовая систе­ма), которые позволяют анализировать объекты или ситуа­ции сразу с нескольких позиций.

12.2. Теории организации человеческой памяти в культурно-историческом и деятельностном подходе к анализу и объяснению психических

явлений


Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев Культурно-историческая теория

1. Память современного человека — это продукт его куль­турно-исторического развития. Естественная биологиче­ская память по мере развития человеческого общества и че­ловеческой культуры замещается социально организован­ными опосредствованными формами.

297


2. В человеческом обществе операции запоминания и
воспроизведения исходно формируются в разделенной с
другими людьми деятельности и выполняются с помощью
искусственно создаваемых орудийных и знаково-символи-
ческих средств («стимулов-средств»).

  • Сначала такими средствами выступают предметы, естест­
    венный язык и вещественные символы и знаки.

  • Позднее в качестве таких средств начинают использова­
    ться искусственно создаваемые знаково-символические
    системы (письменность, математические и другие зна­
    ки).




  1. Сначала субъект в разделенных с другими людьми дей­
    ствиях овладевает внешними способами использования зна­
    ков и символов: а) для организации запоминаемого содержа­
    ния; б) для организации мнемических действий.

  2. По мере приобретения умений и навыков самостоятель­
    ного внешнего использования знаково-символических
    средств с целью запоминания такие умения интериоризиру-
    ются, переходят в умственный план сознания.




  • Внешние способы использования знаково-символических
    средств замещаются внутренними способами их использо­
    вания и обеспечивают произвольную внутреннюю самоор­
    ганизацию памяти субъектом.

  • Умственные формы произвольной организации мнемиче­
    ских действий могут автоматизироваться, сокращаться и
    приобретать форму мнемических операций.

А. Н. Леонтьев (1903-1979)

Деятельностный подход к процессам памяти

П. И. Зинченко (19031969), А. А. Смирнов, В. Я. Ляудис

Закономерности процессов запоминания

1. Процессы памяти (запоминания, сохранения, воспро­изведения, забывания) зависят от целей и особенностей дея­тельности субъекта.

298

2. В развитой форме процессы запоминания преобразу­ются в особый род произвольно организуемых человеческих действий — мнемические действия.



  • В человеческом обществе мнемические действия переда­
    ются как способы организации специальных операций и
    действий, направленных на организацию процессов запо­
    минания и воспроизведения различного содержания жиз­
    ненного опыта.

  • Овладение различными способами работы над материа­
    лом для достижения познавательных и мнемических це­
    лей обеспечивает изменения в отношениях между непро­
    извольным и произвольным запоминанием.

3. Непроизвольное запоминание может быть как продук­
том текущей деятельности, так и результатом отвлечения от
нее — случайным запоминанием.

  • Непроизвольное запоминание, выступающее продуктом
    текущей деятельности, занимает в жизни животных и че­
    ловека основное место.

  • С появлением произвольной памяти непроизвольная па­
    мять не только не утрачивает своего значения, но и про­
    должает совершенствоваться.

4. В человеческих действиях имеются факторы, способст­
вующие непроизвольному запоминанию.

• Лучше запоминается материал, который придумывается


самим испытуемым или служит продуктом его деятельно­
сти, чем материал, который предоставляется в готовом

виде.


• То, что является объектом целенаправленных действий, за­
поминается значительно лучше по сравнению с тем, что
служит объектом уже достаточно автоматизированных

операций.

• Запоминается то, что выступает в качестве препятствия,
затруднения в деятельности.

299


  • Глубина понимания и связанная с ней интеллектуальная
    активность являются важнейшим условием продуктивно­
    сти непроизвольного запоминания.

  • Высокая активность деятельности обеспечивает продук­
    тивное непроизвольное запоминание, превосходящее по
    результатам произвольное запоминание в условиях менее
    активной деятельности субъекта.




  1. Эффективность произвольного запоминания зависит:
    а) от мотивов деятельности; б) от целей и направленности
    мнемических действий: на глубину понимания заучиваемо­
    го, точность и полноту воспроизведения, последователь­
    ность и т. д.

  2. В человеческих действиях существует ряд факторов,
    обеспечивающих произвольность запоминания.




  • Сочетание направленности на запоминание с активной
    мыслительной деятельностью над материалом обеспечи­
    вает максимально успешное заучивание.

  • Ясность и конкретность целей, в соответствии с которыми
    производится запоминание.

  • Использование специальных мыслительных действий, на­
    правленных на смысловую группировку материала, выде­
    ление смысловых опорных пунктов, смысловое соотнесе­
    ние; особо важную роль может играть процесс составления
    плана.

  • Преобразование каждого повторения в решение новой за­
    дачи: а) повторение всегда должно заключать в себе что-то
    новое; б) запоминаемое должно служить средством реше­
    ния новых мыслительных задач.

7. В состав мнемического действия входит ряд операций
(В. Я. Ляудис):

  • ориентировка в запоминаемом материале, категоризация
    и установление его состава и структуры;

  • поиск и выделение соответствующих материалу основа­
    ний для способа группировки;

300


  • группировка и перестройка материала по тем основани­
    ям, которые определены предшествующими операция­
    ми;

  • установление межгрупповых связей и построение мне­
    мосхемы материала.

Глава 13

Структурные, функциональные и генетические теории внимания человека

13.1. Теории и модели внимания в когнитивной

психологии

Д. Бродбент

Модель ранней селекции. Модель ограниченной

пропускной способности канала передачи информации

  1. ЦНС представляет собой канал передачи информации
    с ограниченной пропускной способностью от органов чувств
    к высшим механизмам обработки.

  2. Селекция информации происходит на ранних стадиях
    сенсорного анализа стимуляции.

• Информация отбирается на основе определенных сен­
сорных признаков фильтром по принципу «все или ни­
чего».

3. Этапы переработки информации на ранних стадиях:



  • воздействие физических стимулов на органы чувств;

  • сенсорная регистрация и хранение всей поступившей ин­
    формации в иконической памяти;

  • фильтр, обеспечивающий отбор значимой информации;

  • опознавание и перцептивный анализ отобранной инфор-

мации.

301





Дональд Норман

Модель поздней селекции

  1. Вся поступающая информация параллельно обрабаты­
    вается, опознается, репрезентируется в кратковременной
    памяти и подвергается предварительному анализу.

  2. Наиболее важная в текущий момент информация отби­
    рается для последующей переработки из двух потоков: а) ин­
    формация, извлекаемая из памяти; б) информация, получае­
    мая со стороны восприятия.

• Отбор информации осуществляется на основе ожиданий,
знакомства, правил и т. д.

3. Отобранная наиболее существенная информация со­


храняется и подвергается последующей обработке; неакту­
альная и несущественная информация забывается.

А. М. Трейсман

Модель внимания на основе избирательного ослабления

сигналов

1. Существует перцептивный фильтр, расположенный


между входными сенсорными сигналами и вербальным (се­
мантическим) анализом сообщения.

Фильтр тщательно просматривает входную сенсорную ин­


формацию и регулирует «мощность» разных сигналов.

  1. После прохождения фильтра информационные потоки
    имеют различные пороги активации, обеспечивая преиму­
    щество для обработки одного наиболее важного текущего
    сообщения.

  2. Существуют две основные стадии обработки информа­
    ции.

Стадия предвнимания:

• происходит быстрое извлечение и обработка информации,


полученной рецепторами, позволяющие выделить про­
стые и наиболее заметные признаки объектов;

302



  • обработка информации производится автоматически, бы­
    стро, параллельно;

  • обработка информации происходит без сознательных уси­
    лий и сосредоточения.

Стадия сфокусированного внимания:

• обработка информации производится последовательно,


требует сосредоточения и сознательных усилий.

Ульрик Найссер

Внимание как процесс предвосхищения

  1. Внимание есть активное предвосхищение результатов
    восприятия, ведущее к синтезу сенсорных данных на основе
    внутренних когнитивных схем.

  2. Существуют процессы предвнимательной, грубой, бы­
    строй, параллельной обработки информации и процессы
    фокального внимания — детальные, медленные, последова­
    тельные.

  3. При этом познавательная активность носит цикличе­
    ский, разворачивающийся во времени характер (познава­
    тельный цикл).




  • Познавательные схемы направляют и организуют процессы
    исследования, прогноза и планирования поведения.

  • Процессы исследования и прогноза определяют выбор внеш­
    них объектов.

  • Внешние объекты через органы чувств модифицируют име­
    ющиеся в памяти субъекта познавательные схемы (далее
    цикл может повторяться).

4. Информация, которая не поддается текущему прогно­
зу, воспринимается путем автоматического запуска ориенти­
ровочных реакций, дающих начало новым познавательным
циклам.

303



13.2. Культурно-исторический и деятельностный подход к объяснению процессов внимания

Л. С. Выготский

Произвольное внимание человека как высшая

психическая функция

  1. Произвольное внимание формируется у ребенка как
    высшая психическая функция на основе естественных пси­
    хических функций.

  2. Исходно произвольное внимание формируется от
    внешних, разделенных с другими людьми действий к дейст­
    виям самостоятельным и внутренним — умственным.




  • Первоначально взрослый направляет внимание ребенка на
    предметы и действия с предметами, используя жесты и язык.

  • Овладевая способами использования жестов и языка, ре­
    бенок учится управлять вниманием других людей.

  • Овладев способами использования знаков для организации
    внимания других, ребенок начинает использовать их для
    произвольной организации своего собственного внимания.

3. Сначала опосредствованные знаками способы органи­
зации внимания носят внешний, развернутый характер, а за­
тем приобретают внутренние формы и сокращаются (инте-
риоризируются).

П. Я. Гальперин

Внимание как интериоризированная

и автоматизированная форма умственного контроля

над выполнением ориентировочных действий

Два факта лежат в основе затруднений при построении психологической теории внимания:



  • внимание нигде не выступает как самостоятельный про­
    цесс; оно открывается как направленность, последователь­
    ность, сосредоточенность любой формы деятельности;

  • внимание не имеет своего отдельного, специфического
    продукта.

304

1. Формирование умственных действий представляет собой


двойное образование: а) мыслимое предметное содержание;
б) собственно процессы мышления как психические действия,
направленные на определенное предметное содержание.

  1. Внутреннее внимание формируется из контроля над
    психическим (умственным) действием, обращенным на
    предметное содержание.

  2. Любое действие включает ориентировочную, исполни­
    тельную и контрольную части. Когда действие становится
    умственным и сокращенным, то:




  • ориентировочная часть действия превращается в построе­
    ние предметного поля возможных действий (понимание);

  • исполнительная часть действия преобразуется в ассоциа­
    тивное выполнение операций в умственном плане созна­
    ния над мыслимым содержанием предмета действия;

  • контрольная часть действия преобразуется в акт обраще­
    ния «Я» на мыслимый предмет действия и его умственные
    преобразования.

4. Контрольная часть действия, становясь умственной,
автоматизированной и сокращенной, образует внимание.'

  • На первых этапах своего формирования действия контро­
    ля сами требуют внимания.

  • Не всякий контроль есть внимание, но всякое внимание
    означает особую форму контроля.

5. В зависимости от того, как осуществлялось сокращение
контрольной части действия — стихийно или путем плано­
мерного усвоения, будут автоматизироваться различные ме­
ханизмы внимания.

  • Автоматизация стихийно складывающегося контроля над
    выполняемым действием образует непроизвольные фор­
    мы внимания.

  • Автоматизация произвольно организованного контроля над
    выполняемым действием, исходно опирающегося на осозна­
    ваемые критерии, образует произвольные формы внимания.

1гк

305


20. Заказ №4624.








  1. При планомерном усвоении (по мере преобразования в
    умственную форму и сокращения) контрольная часть действия
    осуществляется с помощью мерки, критерия, образца, плана и
    преобразуется в предваряющий образ. Этим объясняются два
    основных свойства внимания — избирательность и положитель­
    ное влияние на деятельность, с которой оно связано.

  2. Организация произвольного контроля предполагает
    два взаимосвязанных типа операций:




  • установление порядка операций и действий контроля;

  • выделение четких критериев, на которые ориентируются
    контрольные операции и действия (объекты, предметы, их
    свойства, которые требуется контролировать).

8. Для формирования нового приема произвольного
внимания необходимо наряду с основной деятельностью
сформировать умственный автоматизированный план кон­
троля и проверки хода ее выполнения и верности получае­
мых результатов.

Произвольный контроль может вести к разрушению ав­томатизированных действий, т. к. действия произвольного контроля приостанавливают выполнение контролируемых действий или разрушают сложившиеся автоматизированные формы их организации.

• Контроль, направленный на физиологические процессы,
может приводить к психогенным нарушениям и заболева­
ниям — неврозам.

Глава 14 Теории сознания человека

Структурное и функциональное определение и объясне­ние сознания сохраняет свою актуальность в психологии до настоящего времени. Попытки объяснить сознание челове­ка в истории психологии были связаны с анализом организа-

ции процессов внимания (Дормашев, 1995; Солсо, 1996; Когнитивная психология, 2002), с анализом осознаваемых и неосознаваемых мотивов человека (Фрейд, 1989). В ряде на­правлений психологических исследований сознание рас­сматривалось как «сцена», на которой представлен феноме­нологический опыт субъекта (ассоциативная психология, гештальтпсихология), или как активное начало, организую­щее в единство все психические функции (Соколова, 2003). В настоящее время в рамках американо-европейской когнитивной психологии существуют попытки структурно и функционально определить сознание через организацию ре­презентативного опыта человека в долговременной памяти. Такой является концепция Тульвинга, которую можно сфор­мулировать в форме ряда объяснительных принципов (см.: Солсо, 1996; Когнитивная психология, 2002).

Тульвинг

Когнитивная теория сознания

1. В зависимости от содержания опыта долговременная


память человека включает:

  • процедурную память, обеспечивающую автоматизирован­
    ные и неосознанные формы репрезентации (воспроизве­
    дения) разнообразных действий;

  • категориальную (семантическую) память, обеспечиваю­
    щую знаково-символическую репрезентацию универсаль­
    ных внутрипонятийных и межпонятийных структур, со­
    ставляющих опыт человека и человечества;

  • эпизодическую (событийную, схемную) память, обеспечи­
    вающую репрезентацию датированных по времени эпизо­
    дов и событий индивидуального жизненного опыта: схемы
    сцен и ситуаций (фреймы) и схемы событий (скрипты).

2. В соответствии с таким делением у человека можно вы­
делить три разновидности сознания, каждой из которых со­
ответствует три основных типа репрезентаций:


306

20*


307

  • аноэтичное сознание, которому соответствует процедур­
    ная память: не выходит за пределы текущей ситуации, по­
    зволяет фиксировать признаки окружения и реагировать
    своим поведением на конкретную обстановку («незнаю­
    щее» сознание);

  • поэтичное сознание, которому соответствует семантиче­
    ская память: символический тип сознания, опираясь на
    который человек может осознавать объекты и события, а
    также их взаимосвязи при отсутствии этих объектов и со­
    бытий («знающее» сознание);

  • автоноэтичное сознание, которому соответствует эпизоди­
    ческая память: обеспечивает запоминание лично пережи­
    ваемых событий («знающее о себе» сознание).

Система объяснительных принципов, которая заложена в основу этой теории, на наш взгляд, не имеет большого объяс­нительного потенциала и не позволяет объединить с позиций единого способа объяснения имеющиеся сегодня в психоло­гии и психолингвистике данные о функциональной организа­ции психики, с которой чаще всего связывают сознательный опыт человека.

Вместе с тем в отечественной психологии существует два взаимосвязанных и взаимодополнительных теоретических подхода, которые позволяют дать более конкретную и раз­вернутую интерпретацию формирования и развития функ­ционально-структурной организации сознания у человека — это культурно-исторический подход Л. С. Выготского и дея-тельностный подход А. Н. Леонтьева к объяснению психиче­ских явлений.

Несмотря на множество ссылок и постоянное цитирова­ние в научной и популярной литературе по психологии, трудно найти четкую формулировку системы объяснитель­ных оснований и принципов, на которую опираются авторы указанных теорий при объяснении феноменов человеческо­го сознания.

Оба подхода центральную роль в развитии сознания отво­дят включению в деятельность человека языка и других зна-



308

ково-символических средств. При этом используемый в ре­чевой деятельности язык рассматривается как особая систе­ма внешних средств, способами использования которых человек должен овладеть в течение жизни.



В теоретическом подходе Л. С. Выготского присутствует ряд гипотез, которые позволяют дать функциональное объя­снение возникновению и развитию сознательного уровня психической ориентировки человека в окружающем мире. Эти гипотезы могут быть представлены как единая система объяснительных принципов:

  1. В онтогенезе человека биологическое созревание и
    культурное развитие составляют единство. Культурное раз­
    витие человека
    заключается в формировании в совместной
    деятельности и общении высших психических функций
    (ВПФ).

  2. Формирование ВПФ необходимо предполагает овладе­
    ние орудийными и знаковыми средствами, которые обеспе­
    чивают изменение структуры деятельности и психики чело­
    века.

  3. ВПФ производны от внешних форм общения и деятель­
    ности. ВПФ первоначально возникают во внешней, разделен­
    ной с другими людьми деятельности и общении и лишь затем
    становятся индивидуальными и внутренними — интериори-
    зируются. Процесс интериоризации включает:




  • переход от совместных с другими людьми действий к само­
    стоятельным, индивидуальным способам их реализации;

  • переход от внешних, материальных, форм действий к внут­
    ренним, идеальным, действиям над значениями, которые
    фиксируются в знаково-символических средствах: а) от
    действий с предметами к действиям над значениями (пред­
    ставлениями, обобщениями) с опорой на внешние матери­
    альные знаки и символы; б) от действий над значениями с
    опорой на внешние материальные знаки и символы к внут­
    ренним действиям над значениями с опорой на внутрен­
    ние способы использования знаков и символов.

309

5. Знак имеет две важнейшие характеристики: а) обозна­чает объективно существующие предметы и явления — это предметная отнесенность знака; б) актуализирует фиксиро­ванные в сознании людей сходные представления, обобще­ния, понятия — это значение.

  • Знак напоминает человеку о необходимости выполнить
    определенную систему операций, в которых может участ­
    вовать множество психических функций.

  • Благодаря знакам компоненты актуальной ситуации
    включаются в одну структурную систему с символически
    представленными элементами будущего.

  • Структура значений (обобщений), опосредствованных
    знаково-символическими средствами, развиваясь и совер­
    шенствуясь в онтогенезе, обеспечивает формирование и
    совершенствование сознательного уровня психической
    ориентировки человека.

4. Сознание формируется по мере активного овладения субъектом способами использования знаков и символов, че­рез замещение внешних практических предметных действий речевыми действиями с их последующей интериоризацией.

  • Слова (знаки) замещают предметные характеристики яв­
    лений и событий, фиксируя и сохраняя их значение, что
    позволяет выполнять действия над значениями во внут­
    реннем плане сознания.

  • Сознание — это динамическая смысловая система, пред­
    ставляющая собой единство аффективных и интеллекту­
    альных процессов.

Изложенные объяснительные принципы позволяют сде­лать вывод, что Л. С. Выготский уже в 30-х гг. XX в. сформу­лировал психолингвистическую функционально-генетиче­скую теорию сознания человека, которая в силу политиче­ских и идеологических обстоятельств на протяжении 40 лет оставалась за пределами широких дискуссий и теоретиче­ского анализа в отечественной и мировой психологии (Грэ-хэм, 1991;Верч, 1996).

310


Еще один шаг к конкретизации функционально-струк­турных составляющих сознания человека был сделан в 40-х гг. XX в. А. Н. Леонтьевым. Выдвинутая им система объяснительных принципов, развивающая и дополняю­щая теорию Л. С. Выготского, кратко может быть сформу­лирована как «теория формирования сознания в человече­ской деятельности».

А. Н. Леонтьев

Деятельностный подход к объяснению сознания

человека

  1. Переход предков человека к жизни в обществе, осно­
    ванном на совместной трудовой деятельности, опосредст­
    вованной: а) орудиями труда, б) языком (речью), детерми­
    нирует зарождение и формирование сознания человека как
    высшей формы психической ориентировки на основе фор­
    мирующегося образа мира.

  2. Исторически (и онтогенетически) сознание развивает­
    ся от общественных форм к формам индивидуальным и
    представляет рефлексию субъектами: а) совместной деятель­
    ности; б) самих себя в совместной деятельности; в) форми­
    рующихся в ходе деятельности представлений и знаний об
    окружающем мире.

3. Рефлексия становится возможной благодаря отделе­
нию языковой (знаково-символической) формы выполне­
ния действий от первоначальной совместной внешне пред­
метной формы выполнения познавательных действий.

  • Сначала возникают общественные формы сознания как
    совместные действия и деятельности во внешнем речевом
    (знаково-символическом) плане общения.

  • Позднее возникают индивидуальные формы сознания как
    опосредствованные речью (языком) действия и деятельно­
    сти во внутреннем индивидуальном умственном плане
    (процесс интериоризации).

311








<< предыдущая страница   следующая страница >>