С. В. Маланов метологические и теоретические основы психологии. Учебное пособие - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Петровский А. В., Ярошевский М. Г. Основы теоретической психологии 16 8514.77kb.
Учебное пособие по истории психологии. М.: 2009 г. 220 с. 32 12. 1 334.86kb.
С. А. Гапонова, д-р психол наук, профессор, зав кафедрой социальной... 27 2833.57kb.
Основы социально – психологических знаний. Учебное пособие 4 933.46kb.
Учебное пособие «Основы экономической кибернетики» 12 1786.16kb.
Учебное пособие «Основы экономической кибернетики» 6 1769.85kb.
Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности... 1 26.61kb.
Учебное пособие «Основы конструирования и технологии радиоэлектронных... 1 57.97kb.
Учебное пособие «Основы религиозных культур и светской этики. 1 253.9kb.
Военная психология: методология, теория, практика Учебно-методическое... 23 5490.78kb.
Учебное пособие (075) Печатается 10 5242.42kb.
Дж. А. Миллер Магическое число семь плюс или минус два. О некоторых... 1 133.12kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

С. В. Маланов метологические и теоретические основы психологии. Учебное пособие - страница №7/9

Глава 10

Психологические теории ощущений и восприятий

В психологии существует большое количество разнооб­разных теорий, направленных на объяснение процессов по-

232
строения первичных образов окружающего мира с опорой на органы чувств — процессов ощущений и восприятий. Такие теории могут иметь как общепсихологический, так и более частный характер, а также различаться по множеству разно­образных оснований.

К числу первых естественно-научных подходов к объясне­нию процессов возникновения ощущений и восприятий можно причислить теории Г. Фехнера, И. Мюллера, Г. Гельм-гольца.

Большое значение для исследования психологических закономерностей ощущений и восприятий имели общепси­хологические подходы к исследованию психических явле­ний, один из которых сформулирован Вильгельмом Вунд-том, а второй выдвинут гештальтпсихологами. Гешталътпси-хологический подход был разработан как исторически более поздняя альтернатива теории В. Вундта. Оба подхода строи­лись на широком использовании феноменологических ме­тодов исследования.

В настоящее время большой известностью в мировой психологии пользуются теории сенсорных и перцептивных процессов, разрабатываемые в рамках информационного подхода в когнитивной психологии, а также экологический подход к процессам восприятия, разработанный Джеймсом Дж. Гибсоном. Этот подход опирается на ряд объяснитель­ных принципов, которые являются принципиальными и для отечественной теоретической психологии.

В отечественной психологии наиболее методологиче­ски обоснованным, опирающимся на широкие естествен­но-научные эволюционно-биологические объяснитель­ные принципы является деятельностный подход к форми­рованию и развитию психологических механизмов восприятия, сформулированный А. Н. Леонтьевым. Этот подход к исследованию процессов восприятия конкрети­зировался и дополнялся многими выдающимися отечест­венными психологами.

233


10.1. Что такое ощущения? Как организованы сенсорные процессы?

Фехнер Густав Теодор (1801-1887)

1. Ощущения и вызывающие их внешние стимулы при­


надлежат к двум разным сферам — явлений психических и
явлений физических.

  • Психические и физические явления нельзя непосредст­
    венно сравнивать друг с другом.

  • Внутри каждой из этих сфер возможны специфические из­
    мерения.




  1. Ощущение есть простейший психический процесс, ко­
    торый обозначает границу между психическими и физиоло­
    гическими явлениями.

  2. Сенсорная система человека — это «измерительный
    прибор», который регистрирует особенности внешних фи­
    зических стимулов и преобразует их в психические явле­
    ния.

  3. Процесс возникновения психического образа имеет
    следующую последовательность:




  • внешнее раздражение, воздействующее на рецептор (фи­
    зическое явление);

  • процессы в рецепторе и проводящих нервных волокнах
    (физиологическое явление);

  • возникновение ощущения в ЦНС (психическое явле­
    ние);

  • суждения (психические явления, подчиняющиеся логи­
    ке).

5. Психофизические характеристики людей распределе­
ны по нормальному закону как любые антропологические
характеристики.

234


Иоганнес Мюллер (18011858),

Герман фон Гельмгольц (18211894)

Теория специфических энергий органов чувств

  1. Сенсорный опыт определяется функциональным со­
    стоянием сенсорных нервов и их мозговой проекцией (лока­
    лизацией).

  2. Каждый орган чувств в ответ на воздействующие сти­
    мулы вырабатывает «специфические энергии» или качест­
    ва.




  • Один и тот же стимул, действуя на разные нервы, вызывает
    разные качества переживаний.

  • Разные воздействия на один и тот же нерв приводят к оди­
    наковому сенсорному качеству.

3. В ощущениях выражается не столько природа физиче­
ского воздействия, сколько природа и состояние органов
чувств.

Психофизиологический закон и измерение ощущений .

Факты

  • Ощущения меняются не прямо пропорционально силе
    физических стимулов, действующих на органы чувств.

  • Интенсивность ощущений, как правило, растет медлен­
    нее, чем величина измеряемых физических стимулов (как
    исключение — более быстрый рост чувствительности к из­
    менению напряжения электрического тока).

Эрнст Г. Вебер (1795-1878)

Человек ощущает не абсолютные, а относительные раз­личия между физическими стимулами одной модально­сти.



Закон Бугера — Вебера: отношение изменения интенсив­ности физического стимула, которое регистрируется субъек­том как едва заметное изменение интенсивности ощущения,

235
к исходной интенсивности физического стимула есть вели­чина постоянная.



Закон Вебера — Фехнера: если интенсивность физиче­ского раздражителя увеличивается в геометрической про­грессии, то интенсивность ощущения растет в арифмети­ческой прогрессии (интенсивность ощущений растет про­порционально логарифму интенсивности физического раздражителя).

  • Отношения между стимулами и ощущением устанавлива­
    ются вслед за тем, как субъект фиксирует едва заметное
    различие в возрастании интенсивности физической сти­
    муляции.

  • Едва заметное отличие выступает в качестве условной еди­
    ницы измерения.

Закон С. С. Стивенса: величина ощущений растет про­порционально интенсивности изменения физического раз­дражителя, возведенной в определенную степень.

Отношения между физическими стимулами и величиной ощущений устанавливаются путем субъективного шкалиро­вания:



  • субъект фиксирует ощущение, которое вызывается опре­
    деленным эталонным физическим стимулом и которому
    приписывается определенное числовое значение;

  • вслед за этим предъявляется множество физических сти­
    мулов, изменяющихся только по одному параметру, ощу­
    щения от которых субъект должен сопоставить с величи­
    ной эталонного стимула и выразить различия в условных
    числовых значениях.

Теория обнаружения сигналов

(информационный подход в когнитивной психологии)

1. Возникновение ощущения можно анализировать как вероятностный процесс обнаружения сигнала, который под­чиняется кривой нормального распределения.

.

236


2. Любой сигнал обнаруживается на фоне помех —
«шума». Вероятность обнаружения сенсорного сигнала
определяется двумя видами альтернатив:

  • стимульными альтернативами: «шум без сигнала»; «шум с
    сигналом»;

  • возможные альтернативные решения субъекта о наличии
    сигнала: «сигнал есть»; «сигнал отсутствует».

3. Прием сигнала на основе труднообнаруживаемых сти­
мулов часто представляет для субъекта процесс принятия ре­
шения. Такое решение, в зависимости от обстоятельств, мо­
жет иметь четыре варианта:

  • правильное обнаружение — положительный ответ при на­
    личии сигнала;

  • пропуск — отрицательный ответ при наличии сигнала;

  • ложная тревога — положительный ответ при отсутствии
    сигнала;

  • правильное отрицание — отрицательный ответ при отсут­
    ствии сигнала.

4. На решение субъекта о наличии — отсутствии сигнала
может влиять ряд факторов:

  • интенсивность стимула (физическая энергия и контраст­
    ность по отношению к фону);

  • содержание задачи;

  • ожидание наблюдателя: ожидается появление или не ожи­
    дается появление сигнала;

  • возможные последствия принятого решения: наказание
    или поощрение и их величины.

5. Перед принятием решения субъект устанавливает неко­
торый субъективный критерий (интуитивный или осознавае­
мый), в соответствии с которым делается вывод о наличии
или отсутствии сигнала.

237


10.2. Что такое восприятия? Как организованы перцептивные процессы?

Герман фон Гельмгольц (18211894)

Теория бессознательных умозаключений в процессах

восприятия

  1. Процессы восприятия строятся на основе актуальных
    сенсорных данных.

  2. Воспринимаемые образы предметов и явлений возни­
    кают на основе бессознательных умозаключений, которые:
    а) выполняются по отношению к сенсорным данным и орга­
    низуют их в образы; б) формируются у человека в течение
    жизни — являются результатом научения.

Вильгельм Вундт (18321920) Психология элементов сознания

1. Существует два типа психических процессов, требую­


щих разных методов исследования:

  • простейшие психические процессы — ощущения, вос­
    приятия, переживания; следует использовать экспери­
    ментальные методы;

  • высшие психические процессы — мышление; следует ис­
    пользовать исторические и социологические методы.

2. Психика представляет собой содержание сознания че­
ловека. Задачи психологии:

  • описание элементарных составляющих сознания — эле­
    ментов психики;

  • определение характера связей, способов организации пси­
    хических элементов;

  • раскрытие механизмов, обеспечивающих соединение пси­
    хических элементов.

3. Психология изучает непосредственный сознательный
опыт человека путем метода интроспекции. При этом следу­
ет различать:

238



  • опосредствованный опыт, который зависит от прошлого
    опыта и фиксируется в общепринятых понятиях и словах,
    отнесенных к предметам внешнего мира;

  • непосредственный опыт внутренних ощущений и пережи­
    ваний, который очищен от всякого рода интерпретаций и
    не зависит от предыдущего опыта.

Данный нам опыт един, но может быть интерпретирован с двух позиций, с двух точек зрения: 1) как данное нам содер­жание явлений и 2) как наше субъективное восприятие тако­го содержания.

  • Опыт, «идущий от объектов»: ощущения, которые различа­
    ются по интенсивности, продолжительности, модально­
    сти.

  • Опыт, «идущий от субъекта»: элементарные чувства, кото­
    рые имеют три субъективных качества: а) удовольствие —
    неудовольствие; б) напряжение — расслабление; в) воз­
    буждение (подъем чувств) — успокоение (угасание чувств).
    Из соединения таких элементарных чувств складываются
    эмоции.

4. Образ предмета возникает в сознании на основе слия­
ния последовательно меняющихся, следующих друг за дру­
гом элементарных ощущений.

• В результате суммации ощущений формируются про­


странственные и временные образы объектов и процессов.

5. Сознательный опыт субъекта организуется на основе


механизмов апперцепции (внимание и воля) — активный,
осуществляемый субъектом процесс «творческого синтеза»
элементов психики.

• При этом сложное психическое явление нельзя свести к


простой сумме составляющих его элементов.

Сознание человека имеет сложную структурную органи­зацию: а) центральную, отчетливо воспринимаемую часть (фокус внимания до шести элементов); б) периферическую,

239

неотчетливо воспринимаемую часть; в) внутреннюю грани­цу, которая отделяет центральную часть и определяется ме­ханизмами («силами») апперцепции; г) внешнюю границу, которая определяется механизмами перцепции.



  • Элементы в фокусе сознания (около шести) становятся яс­
    ными и отчетливыми.

  • Элементы в фокусе сознания могут укрупняться, составляя
    все более сложные структуры.

Макс Вертгеймер (18801943),

Курт Коффка (1886-1941),

Вольфганг Келер (18871967)

Гештальттеория и закономерности организации образов

  1. Психические явления невозможно разложить на эле­
    менты и собрать из элементов. Любые психические явления
    представляют собой целостную структуру, не разложимую на
    элементы.

  2. Существует феноменальное поле — особая психологи­
    ческая реальность, моделирующая физический мир своими
    средствами и не являющаяся его прямым слепком.

• Например: «фи-феномен» — представление движения све­
та, возникающее при восприятии последовательно зажи­
гающихся источников света через краткосрочные времен­
ные интервалы.

3. Структурная организация элементов физического


поля, нейродинамические структуры мозга и структуры фе­
номенального поля изоморфны друг другу.

4. Формирование образов в процессе восприятия осущест­


вляется путем целостного структурирования, которое обеспе­
чивает появление специфических качеств образа, несводи­
мых к простому слиянию меняющихся ощущений.

• Внешние стимулы не воспринимаются изолированно друг


от друга, они с самого начала воспринимаются как взаимо­
связанные и взаимодействующие друг с другом.

240



  • Разграничение между ощущениями и восприятиями не
    имеет оснований.

  • Обр 13 сразу строится как целостная структура, как «фигу­
    ра» на некотором «фоне».

5. Организация перцептивного образа (феноменального поля) подчиняется «принципу прегнантности» — тенденции воспринимать «хорошие», «простые», «стабильные», «не­противоречивые», «симметричные» образы предметов и яв­лений. Существует ряд феноменологических закономерно­стей организации воспринимаемых физических стимулов в гештальты (структурно организованные феномены, образы):

а) восприятие пространственных характеристик объек­


тов:

• фактор близости: чем ближе в зрительном поле располага­


ются элементы друг к другу, тем с большей вероятностью
они объединяются в единый образ;

  • фактор однородности: чем выше сходство элементов, тем
    больше тенденция к их объединению;

  • фактор хорошей формы: элементы, выступающие как час­
    ти знакомых субъекту фигур, контуров и форм, с большей
    вероятностью в сознании объединяются именно в эти фи­
    гуры, форму и контуры, чем в другие;

  • фактор замкнутости: существует тенденция объединять в
    сознании воспринимаемые элементы в целостные, зам­
    кнутые изображения;

б) восприятие движущихся объектов:

  • фактор совместного движения: восприятие совместно и
    однонаправленно перемещающихся элементов имеет тен­
    денцию к их объединению;

  • движущимися воспринимаются предметы, которые лока­
    лизуются на некотором другом предмете и смещаются по
    отношению к его поверхности (закон «фигуры и фона»);

241

16. Заказ №4624.





  • при изменении пространственного расположения двух
    изолированных предметов обычно движущимся кажется
    меньший;

  • движущимся кажется тот предмет, который претерпевает
    наибольшие количественные и качественные изменения.

Джеймс Дж. Гибсон (19041979) Экологический подход к процессам восприятия Элеонора Гибсон. Теория потенциальных возможностей

  1. Процессы восприятия, как и все другие функции орга­
    низма, складываются в процессе эволюции и зависят от спо­
    собов жизнедеятельности и условий обитания животного.

  2. Вся необходимая информация о глубине, удаленности,
    перемещении объектов содержится в изменении ретиналь-
    ных изображений, которых достаточно для их непосредст­
    венного восприятия и которые не требуют последующей
    когнитивной обработки.

• Восприятие следует описывать как взаимодействия живо­го организма и его органов чувств с объектами внешней среды: в терминах непосредственно воспринимаемых жи­вым организмом поверхностей, форм, величин, свойств, а также их изменений, которые проецируются на рецепторы (сетчатку), а не в абстрактных физических и физиологиче­ских величинах и закономерностях.

3. Восприятие обусловлено определенными структур­но-динамическими связями и отношениями между сенсор­ными стимулами, идущими от предметов, а не абсолютными свойствами стимулов. Основными отношениями между сен­сорными стимулами, обеспечивающими восприятие про­странственного расположения, глубины, удаленности, пере­мещения объектов, выступают:

• градиенты изменений структуры фона и текстуры поверх­ностей с увеличением расстояний;

242



  • изменение градиентов текстуры и структуры динамиче­
    ской перспективы изображения на сетчатке во время пере­
    мещения наблюдателя;

  • изменение пространственных отношений между объекта­
    ми при их движении или при перемещении субъекта.

Теория потенциальных возможностей. Элеонора Гибсон

4. Восприятие — это процесс активного извлечения и на­копления субъектом сведений о заложенных возможностях потенциального использования предметов и явлений в ре­шении разнообразных жизненных задач.



  • Объекты не строятся из сенсорных качеств, они восприни­
    маются субъектом как разнообразные возможности и огра­
    ничения, исходно располагающиеся в окружающей среде.

  • Воспринимаемые потенциальные возможности среды
    зависят от текущих потребностей субъекта, а также от его
    опыта и наличного знания о назначении и способах ис­
    пользования конкретных предметов и явлений.



10.3. Деятельностный подход к анализу

и объяснению сенсорных и перцептивных

процессов

А. Н. Леонтьев, А. В. Запорожец, В. П. Зинченко Формирование перцептивных механизмов и предметных образов на основе внешних ориентировочно-исследовательских операций и действий субъекта

1. В чем заключается различие между сенсорными и перцеп­тивными процессами ? Чем результаты сенсорных процессов ощущения — отличаются от результатов перцептивных про­цессов — предметных образов?

В отличие от сенсорных данных («чувственной ткани», сенсорного потока ощущений) процессы восприятия и их

243 16*


результаты характеризуются рядом специфических призна­ков (критериев).

  • Отнесенность результатов перцептивных процессов к
    предметным ситуациям и предметам во внешнем мире
    (предметность, предметная отнесенность).

  • Механизмы восприятия и их результаты (образы) являют­
    ся продуктами процессов научения, которые возникают во
    взаимодействиях живого организма с внешней предмет­
    ной средой.

2. Что выступает в качестве основных причин формирова­ния перцептивных механизмов?

Перцептивные процессы детерминируются потребностя­ми, мотивами и задачами деятельности. Поэтому исходные формы организации процессов восприятия следует искать в практических действиях (взаимодействиях) живого организ­ма с предметной средой, а не в нервной системе.



  • Механизмы восприятия исходно формируются во внеш­
    них предметно-практических действиях, в которых на
    основе организации развернутых в реальном пространстве и
    времени (сукцессивных) ориентировочно-исследовательских
    операций порождается и развивается образ окружающего
    мира на основе активного «уподобления» движений органов
    чувств предметному окружению.

  • По мере своего формирования образ, в свою очередь, на­
    чинает во многом предопределять протекание действий и
    ориентировать их в процессе реализации.

3. Какова функциональная структура механизмов перцепции?

Процессы и механизмы восприятия включают ряд опера­ций и действий, которые формируются и совершенствуются на протяжении индивидуальной жизни:



  • операции и действия обнаружения объектов;

  • операции и действия различения объектов на основе фор­
    мирования сенсорных эталонов (оперативных единиц вос­
    приятия);

244

• операции и действия опознавания и идентификации объек­


тов — одномоментное (симультанное) нахождение в объек­
те свойств путем уподобления объекта определенному сен­
сорному эталону посредством викарных (сокращенных)
перцептивных действий.

При этом следует различать два основных класса движе­ний органов чувств, которые обеспечивают перцептивные механизмы и процессы и построение образа:



  • движения поисковые, установочные и корректирующие
    установку органа чувств;

  • собственно перцептивные операции, выполняющие ряд
    функций: а) построение образа объекта; б) опознание зна­
    комого объекта; в) измерение пространственных характе­
    ристик объекта; г) контроль и коррекция адекватности
    процессов восприятия.

4. Как формируются перцептивные процессы и механизмы восприятия?

Процессы восприятия (перцептивные действия) пред­ставляют собой способы преобразования сенсорных дан­ных, которые возникают в результате включения живого ор­ганизма в выполнение новых предметно-практических дей­ствий и приобретения новых форм поведения.



  • В любом практическом действии выделяется система ори­
    ентировочно-исследовательских (перцептивных) опера­
    ций, направленных на ознакомление со свойствами объек­
    тов.

  • Ознакомительные операции и действия, исходно опираю­
    щиеся на развернутый «моторный алфавит» движений ор­
    ганов чувств, начинают опережать действия исполнитель­
    ные и превращаются в ориентировочные операции и дей­
    ствия.

  • Развернутые во времени (сукцессивные) ориентировоч­
    ные действия и операции, сокращаясь и автоматизируясь,
    преобразуются в целостные, «одномоментные» (симуль-

245

тайные) способы обследования и ориентировки — форми­руются сенсорные эталоны.



5. Как по мере развития перцептивных механизмов изменя­ются и совершенствуются способы восприятия и формируют­ся сенсорные эталоны?

Сенсорные эталоны, представляющие собой обобщен­ные способы обследования определенной группы объектов, совершенствуются и изменяются:



  • путем переориентировки на новые признаки объектов;

  • путем преобразования развернутых во времени сукцессив-
    ных ориентировочных операций и действий в симультан­
    ные схемы перцептивных операций;

  • путем образования все более сложных целостных структур
    из выделенных признаков.

При этом сенсорные эталоны могут иметь разные типы функционально-структурной организации ориентировоч­ных операций, которые фиксируют и организуют в предмет­но отнесенные образы различные по сложности предметные признаки.

  • Простые предметные признаки, возникающие путем орга­
    низации исходных сенсорных данных («чувственной тка­
    ни», ощущений) в простые предметно отнесенные образы
    предметов и их свойств.

  • Сложные предметные признаки, возникающие на основе
    организации простых предметных признаков.

  • Интегральные предметные признаки, возникающие на
    основе организации сложных признаков, но воспринимае­
    мые как целостные перцептивные структуры.

6. Как перцептивные операции и действия включаются в состав других типов человеческих действий?

Одинаковые перцептивные операции и действия могут включаться в разные виды действий и формы поведения; одинаковые виды действий и формы поведения могут обслу-

246
живаться различными перцептивными операциями и дейст­виями.

7. Как перцептивные операции и действия включаются в
процессы решения разнообразных типов человеческих задач?

Процесс уподобления ориентировочно-исследователь­ских движений органа чувств физическим, а позднее пред­метно отнесенным характеристикам объектов может осуще­ствляться с различными целями:

а) в соответствии с задачами построения адекватного об­
раза объекта;

б) в соответствии с предметно-практическими или умст­


венными задачами, стоящими перед субъектом и тре­
бующими трансформации образа — «уподобления об­
раза решаемым задачам» (образ включается в практи­
ческие действия и процессы мышления).

  • При этом образ предстоящего действия: а) имеет обобщен­
    ный характер; б) достраивается в условиях конкретной
    предметной ситуации путем внешних двигательных, пер­
    цептивных или умственных операций на основе сенсор­
    ных коррекций (А. Н. Бернштейн).

  • Обобщенные симультанные схемы перцептивных опера­
    ций в последующем образуют функционально-содержа­
    тельную основу — «моторный алфавит» для формирова­
    ния и развития умственных действий (В. П. Зинченко).

8. Каковы механизмы актуализации представлений (вто­
ричных образов, репрезентаций), возникающих у субъекта в от­
сутствие объекта?

Представления (вторичные образы) являются продуктом ранее выполняемых субъектом ориентировочно-исследова­тельских действий и операций.

• Ориентировочно-исследовательские действия и операции
органов чувств, выполняемые по отношению к объекту яв­
ляются средством и механизмом исходного формирования
(построения) образа.

247


  • Образы и представления фиксируются в нервной системе
    как последовательности выполнения различных операций
    и действий, направленных на исследование объектов.

  • Актуализация образа в форме представления — это про­
    цесс сокращенного и преобразованного выполнения тех
    перцептивных операций, которые исходно лежали в осно­
    ве построения образа. Но такие операции выполняются в
    отсутствие объекта.

  • Использование представлений в процессе решения раз­
    личных задач происходит путем включения их в то или
    иное действие в качестве ориентировочной основы.

А. Н. Леонтьев

Теория организации чувственного познания человека

на основе формирования образа мира

В теории формирования образа мира А. Н. Леонтьев кон­кретизирует причинно-следственные и функциональные от­ношения между объективным миром, перцептивными опе­рациями и действиями субъекта и субъективным образом мира. При этом вновь подчеркивается, что исходно психиче­ские функции носят внешний характер и образуются на внеш­них материальных действиях, которые обеспечивают взаимо­связи между субъектом и объектом.



1. Что выступает центральным противопоставлением, лежащим в основе анализа и объяснения психических явлений?

Основополагающая противоположность, лежащая в основе анализа и объяснения психических явлений, есть не противоположность внешнего объективного предмет­ного мира и внутреннего мира сознания, а противополож­ность психического образа и процесса его построения, безразлично — внешнего или внутреннего.

• Анализируя и объясняя процессы восприятия, следует дви­гаться не от ощущений к образу и затем к миру («субъект пе­ред миром»), а в направлении от объективного предметного

248


мира к образу мира и способу его порождения («субъект в мире»).

2. Каковы отношения между свойствами объективного мира и модальностью ощущений и восприятий мира субъек­том?

Объективный мир по своей природе не зависит от модаль­ности ощущений (амодален). Мир только для субъекта высту­пает в различных модальностях.



  • Любые свойства объективного мира проявляются во взаи­
    модействиях между объектами.

  • Свойства объективного мира в отношениях с живыми ор­
    ганизмами проявляются особым образом — во взаимодей­
    ствиях с рецепторами живого существа, субъекта позна­
    ния. Такие взаимодействия и есть процессы непосредст­
    венного познания — процессы восприятия.

  • При этом свойства, проявляющиеся во взаимодействиях
    между объектами и не производящие прямого воздействия
    на органы чувств, устанавливаются субъектом опосредст­
    вованно и составляют процессы мышления.

3. Каковы источники происхождения ощущений и восприя­тий различных модальностей у живых организмов?

Субъект восприятия — это живой организм, который включен в естественный материальный эволюционный про­цесс. Сенсорные и перцептивные системы живых организ­мов формируются и развиваются в процессе биологической эволюции.



  • По мере эволюционного развития у живых организмов
    сенсорных и перцептивных систем свойства объективного
    мира начинают проявляться все в большем диапазоне мо­
    дальностей.

  • Сенсорно-перцептивные системы эволюционируют: а) от
    контактных к дистантным формам чувствительности; б) от
    сукцессивных к симультанным формам ориентировки в
    мире.

249



4. Какие процессы лежат в основе возникновения перцеп­тивных образов и представлений?

В основе построения перцептивного образа лежит меха­низм уподобления динамики процессов в воспринимающей (рецепирующей) системе свойствам внешних физических воздействий (уподобление состояний органов чувств физи­ческим свойствам отражаемого объекта).



  • В развитых перцептивных механизмах копирующие (упо­
    добляющиеся объекту) движения свернуты, редуцированы
    и замещаются внутренними интериоризированными опе­
    рациями.

  • Воспроизведение таких интериоризированных опера­
    ций в отсутствие объектов образуют процессы представ­
    ления.

5. Чем обеспечивается предметная отнесенность образов? Как формируется предметность перцептивных образов и пред­ставлений?

Перцептивный образ с самого начала порождается как уже принадлежащий некоторой действительности. Выне-сенность образа вовне (предметность) есть исходная предпо­сылка формирования образа. Исходно образ формируется на внешнем объекте на основе перцептивных ориентировоч­но-исследовательских операций и действий.



  • Верная позиция: человек находит образ в мире и только
    потом относит его к себе.

  • Неверная позиция: человек находит образ в себе, а затем
    относит его к миру.

6. Каковы отношения между сенсорными и перцептивны­ми процессами? Какова роль научения в процессах восприя­тия?

Процессы восприятия являются системой перцептивных действий и операций, которые формируются и совершенст­вуются на протяжении индивидуальной жизни. 250




  • «Чувственная ткань» сенсорного поля (ощущения различ­
    ных модальностей) предстает в качестве материала для
    перцептивных операций и действий, которые переводят
    структурированность видимого поля в предметную струк­
    турированность видимого мира.

  • На протяжении индивидуальной жизни человек овладева­
    ет все новыми способами организации «чувственной тка­
    ни» в перцептивные образы.

  • В перцептивных действиях и операциях человека в качест­
    ве операнда (предмета организации) выступает «чувствен­
    ная ткань», а в качестве операторов (способов организа­
    ции) — предметные значения.

7. Чем характеризуется восприятие мира человеком в от­
личие от восприятия мира животными?

Человек воспринимает предметный мир не только в ко­ординатах пространства и времени, но и в особом квазипро­странстве (квазиизмерении) — пространстве объективных значений.



  • Для животных значения предметов ситуативны, неустой­
    чивы и меняются в зависимости от актуальных потребно­
    стей и особенностей актуальной биологической ситуа­
    ции.

  • Человечество фиксирует значения предметов и явлений в
    орудиях и знаках. Значения предметов приобретают для
    человека относительную объективность, устойчивость и
    независимость от ситуаций и актуальных потребностей и
    мотивов субъекта.

8. Какую роль выполняют значения в формировании и разви­
тии образа мира?

Значения фиксируют стабильные формы ориентиров­ки, которые лежат в основе: а) опознавания предметов и явлений на основе построения их образов; б) установле­ния разнообразных отношений и связей в объективном предметном мире, а также между образами предметов и яв­лений.

251


  • Овладевая различными значениями, человек начинает
    воспринимать окружающий мир как: а) обладающий отно­
    сительной стабильностью; б) не ограниченный актуальной
    ситуацией.

  • Формируется и развивается образ мира — динамичное, сис­
    темное, амодальное, обобщенное представление о мире в це­
    лом.

9. Чем отличаются значения, формирующиеся на основе перцептивных процессов, от значений, формирующихся на основе процессов мышления?

В форме значений начинают фиксироваться и включать­ся в образ мира субъектов непосредственно не наблюдаемые свойства предметов, устанавливаемые на основе мышле­ния.



  • Амодалъные свойства — «внутренние», сущностные харак­
    теристики явлений, открываемые путем воздействий пред­
    метов друг на друга, а также на основе выдвижения и про­
    верки гипотез.

  • Сверхчувственные свойства — функциональные свойства
    и качества, которые не содержатся в субстрате объектов.

Теория формирования и развития образа мира человека конкретизировалась С. Д. Смирновым в направлении анали­за генезиса и функционирования образа мира как психиче­ского образования, возникающего и совершенствующегося у субъекта в течение индивидуальной жизни.

С. Д. Смирнов

Закономерности формирования и функционирования

образа мира в человеческой деятельности

1. В чем отличительные особенности перцептивных про­цессов?

Перцептивные процессы следует рассматривать как ак­тивно направляемые субъектом ориентировочно-исследова­тельские операции и действия на извлечение стимуляции из внешнего мира и формирование образа предметного мира с

252

целью организации различных форм поведения и исполни­тельных действий.



  • Связь объекта с его образом (отражением) опосредствуется
    активными действиями субъекта, направленными на отра­
    жаемый объект.

  • Психический образ есть результат активно и избирательно
    организуемых субъектом ориентировочно-исследователь­
    ских операций и действий.

2. Что выступает в качестве исходных источников разви­
тия психических функций у субъекта?

Первые активные движения новорожденного представ­ляют собой синкретическое единство моторных, сенсорных и аффективных компонентов, из которых впоследствии дифференцируются: а) деятельность, б) образ мира, в) лич­ность.



3. Как структурируется индивидуальный образ мира в про­
цессах развития ?

Образ мира не складывается из образов отдельных явле­ний и объектов, а с самого начала развивается и функциони­рует как целостное образование.



  • Взаимодействие индивидуального образа мира и сенсор­
    ных данных, извлекаемых субъектом из объективного
    мира, строится путем модификации и уточнения образа
    мира как целого.

  • В структуре образа мира формируются, развиваются и со­
    вершенствуются с самого начала: а) целостные представ­
    ления о мире, которые на протяжении жизни субъекта по­
    стоянно дополняются, конкретизируются и дифферен­
    цируются в процессах реализации различных видов
    деятельности; б) разные способы организации перцеп­
    тивных процессов, обеспечивающих построение образов
    конкретных предметов и объектов в различных предмет­
    ных ситуациях и обстоятельствах.

253

4. Как функционирует образ мира в организации процессов восприятия?

Образ мира в функциональном плане предшествует акту­альной ситуативной сенсорной стимуляции. На основе об­раза мира осуществляется постоянное прогнозирование предметного содержания значения ситуаций, событий, а также их личностного смысла.



  • На основе образа мира постоянно генерируются познава­
    тельные гипотезы. При этом внешние сенсорные данные и
    вызываемые ими впечатления служат «прибавкой» к по­
    знавательной гипотезе, преобразуя ее в чувственно пере­
    живаемый образ.

  • У человека постоянно существуют неосознаваемые ожи­
    дания того, что можно встретить и что может измениться
    в ближайшее время в данных предметных обстоятельст­
    вах. Такие ожидания часто фиксируются в терминах
    «перцептивные установки» и «перцептивные гипотезы».

Глава 11

Структурные, функциональные

и генетические теории мышления

(интеллекта) человека

11.1. Некоторые подходы к теоретическому

анализу и объяснению процессов мышления

в исторической перспективе

Гоббс, Гартли, Спенсер, Бэн, Гербарт Ассоциативная теория мышления

1. Мышление представляет собой процессы установле­ния связей (ассоциаций) между элементарными психиче­скими явлениями — ощущениями, представлениями, поня­тиями.

254

2. Существует несколько основных типов ассоциаций:



  • ассоциации по пространственно-временной смежности;

  • ассоциации по сходству и ассоциации по контрасту;

  • ассоциации по отношению (атрибутивные, причин­
    но-следственные и др.).

3. Механизмами мышления выступают:

  • ассоциативная тенденция, когда в мыслительном процес­
    се: а) воспроизводятся разнообразные связи (ассоциации)
    между представлениями, организованные на основе про­
    шлого опыта и сохраняемые в памяти; б) устанавливаются
    и накапливаются новые ассоциации;

  • персеверативная тенденция, связанная с возвратом от­
    дельных психических структур (ассоциаций) в протека­
    ние мыслительных процессов.

Нарцисс Ах, Кюльпе, Мессер, Отто Зельц Вюрцбургская психологическая школа

  1. Мышление есть акт усмотрения субъектом отноше­
    ний: а) сначала между материальными элементами чувст­
    венного опыта; б) позднее между представлениями и мыс­
    лями.

  2. Мышление нельзя сводить к простой ассоциации пред­
    ставлений. Мышление всегда имеет направление, которое
    задается определенной целью (интенциональность мышле­
    ния).

• Существует особая психическая способность «детермини­рующая тенденция» — целевая структура, направляющая динамику мыслительного процесса.

  1. Протекание некоторых мыслительных операций воз­
    можно без включения образных представлений — существу­
    ют особые формы «безобразного» мышления.

  2. Мышление представляет собой систему моторных и
    интеллектуальных операций, которые направлены на реше­
    ние задачи — достижение цели в определенных условиях.

255

Отто Зельц

Теория антиципирующей схемы в процессах решения

задач

1. Решение задачи требует выделения: а) отношений меж­ду характеристиками известного; б) места неизвестного (ис­комого) в системе выделенных отношений; в) отношений между данным и искомым — и детерминируется двумя встречными процессами:



  • формированием и уточнением антиципирующей схемы —
    неосознаваемой организацией отношений между условия­
    ми задачи и искомым, которые уточняются и конкретизи­
    руются по мере неудачных попыток найти решение и тре­
    буют своей завершенности;

  • необходимой для завершения схемы внешней подсказки, в
    качестве которой могут выступать самые разные события и
    фрагменты текущего повседневного опыта.

2. Существует три основных типа интеллектуальных опера­
ций, комбинации из которых образуют методы решения задач:

  • операция дополнения антиципирующей схемы каким-ли­
    бо элементом;

  • абстракция — выделение различных характеристик пред­
    метов и связей между ними;

  • репродукция сходства — расчленение предмета или поня­
    тия в соответствии с определенными известными основа­
    ниями.

3. Актуализация операций восполнения антиципирую­
щей схемы может иметь:

  • репродуктивный характер — путем рутинной актуализа­
    ции известных средств решения;

  • продуктивный характер: а) путем репродуктивной абст­
    ракции средств решения; б) путем случайно обусловлен­
    ной абстракции средств решения.

256

Макс Вертгеймер, Вольфганг Келер, Курт Коффка,

КарлДункер

Гештальтпсихология: мышление как акт

переструктурирования проблемных ситуаций

  1. Психические явления подчинены принципу целост­
    ных форм, принципу структурной неаддитивности (геш-
    тальт) — несводимости сложных психических явлений к
    простой сумме составляющих их элементов и единиц.

  2. Мыслительный процесс есть последовательная смена
    разных типов целостного видения проблемной ситуации —
    смена гештальтов.




  • Мышление — это процессы переструктурирования проблем­
    ной ситуации в сознании (феноменальном поле) субъекта,
    ведущие к непосредственному усмотрению (инсайту) иско­
    мого решения.

  • Основной механизм мышления — установление новых от­
    ношений между данными, составляющими проблемную
    ситуацию, путем их переструктурирования.

3. Существует несколько основных законов переструкту­
рирования, которые ведут к структурной завершенности
гештальта при разрешении проблемной ситуации: а) изменя­
ются отношения между «фигурой и фоном»; б) формируются
наиболее симметричные, простые, упорядоченные гешталь-
ты и т. п.

Торндайк, Уотсон Бихевиоризм

1. Мышление есть совокупность навыков — двигатель­ных реакций организма в ответ на внешние раздражители (связи «стимул — реакция»), которые представляют собой:

• преимущественно скрытые речевые реакции, у которых исчезает внешняя звуковая форма (вербальные реакции «речь минус звук»);

257


17. Заказ №4624.

скрытые, сокращенные реакции рук (мануальные реак­ции); скрытые висцеральные, вегетативные реакции.

2. Мышление формируется путем научения на основе:

классического обусловливания, когда ситуационные сти­мулы приобретают характер сигналов, которые свидетель­ствуют о вероятном (возможном) получении подкрепле­ния или удовлетворения определенной потребности и вы­зывают определенную реакцию;

оперантного обусловливания, когда следствия собствен­ного поискового поведения случайно приводят к биологи­чески полезному результату и действуют как подкрепляю­щие стимулы, повышая частоту такого поведения в буду­щем.

11.2. Теории мышления в современной зарубежной психологии

Дж. Гилфорд

Структурная теория интеллекта и интеллектуальных

способностей


  1. Интеллект — это совокупность множества относитель­
    но самостоятельных способностей.

  2. Любой мыслительный акт может быть представлен в си­
    стеме отношений между тремя составляющими: а) содержа­
    ние — то, о чем мыслит субъект; б) операции — как субъект
    мыслит; в) что субъект получает в качестве результата.

Содержание материала интеллектуальной деятельности:

  • конкретный — реальные предметы или их изображения;

  • символический — буквы, знаки, цифры;

  • семантический — значения слов;

  • поведенческий — поступки другого человека и свои собст-

венные.

258
Тип выполняемой умственной операции:



  • опознание и понимание определенного материала', узнать
    предмет по неопределенному силуэту;

  • память — запоминание и воспроизведение информации: за­
    помнить и назвать ряд цифр;

  • конвергентная продуктивность — поиск решения в одном на­
    правлении с целью получения единственного правильного от­
    вета: обобщить одним словом несколько понятий;

  • дивергентная продуктивностьпоиск в разных направлени­
    ях при получении нескольких в равной мере правильных отве­
    тов: назвать возможные способы использования знакомо­
    го предмета;

  • контроль и оценка — суждение о правильности, логичности
    заданной ситуации: найти фактическое или логическое не­
    соответствие на изображении.

Разновидности конечного продукта:

  • единицы объектов: вписать недостающие буквы в слова;

  • классы объектов: разложить предметы на группы;

  • отношения: установить связи между объектами;

  • системы: выявить правило организации множества объек­
    тов;

  • трансформации: изменить и преобразовать заданный мате­
    риал;

  • импликации: прогноз результата в рамках ситуации «что
    произойдет, если...».

Жан Пиаже

Генетическая теория развития интеллектуальных

функций человека

1. Живой организм (субъект) наделен функциональной активностью, направленной на приспособление к внешним условиям. Приспособление обеспечивается двумя процесса-



ми.

17*
259



  • Организация это структуры организма, на которые опи­
    раются биологические функции. Структуры складываются
    при жизни, зависят от содержания опыта и качественно
    различаются на разных стадиях индивидуального разви­
    тия.

  • Адаптация наследственно закрепленные динамические
    аспекты реализации функций приспособления. Адаптация
    включает процессы ассимиляции и аккомодации (см.
    ниже).

2. Основными факторами развития выступают координа­
ция и уравновешивание между:

  • биологическим созреванием, которое заключается в появ­
    лении новых органических структурно-функциональных
    возможностей для развития. Такие возможности реализу­
    ются на основе эмпирического опыта и воздействий соци­
    ального окружения;

  • эмпирическим опытом, который включает: формирование
    двигательных навыков путем упражнения, извлечение ин­
    формации из опыта взаимодействия с физическим миром,
    логико-математический опыт организации и координации
    познавательных действий;

  • воздействием социального окружения.

3. Поведение есть функциональный обмен (в противопо­
ложность физиологическому материальному обмену) между
организмом и средой. Такой обмен реализуется на больших
расстояниях в пространстве и во времени по весьма слож­
ным траекториям. Функциональный обмен организма со
средой имеет два аспекта:

  • энергетический — аффективный, побуждающий, мотива-
    ционный;

  • интеллектуальный — пространственно-временной, опре­
    деляющий пути, по которым реализуются связи субъекта с
    объектом.

260

4. Взаимодействие субъекта и объекта это источник
любого знания, который складывается из двух типов опыта:

  • координации действий и операций, которые строятся,
    конструируются субъектом в процессах взаимодействия с
    физическим миром. Абстрагируются отношения (логи­
    ко-математические) между действиями и операциями;

  • установления качественных особенностей физических
    объектов, а также отношений между ними (путем органи­
    зованных и координированных действий и операций). Аб­
    страгируются свойства самих предметов и явлений.

5. Интеллект это одна из составляющих биологиче­
ского функционирования организма, позволяющая адапти­
роваться к условиям окружающего мира; это уровень функ­
циональной организации, обеспечивающий гибкое и устойчи­
вое структурное равновесие и приспособление поведения к
изменяющейся окружающей среде.

  • Критерием интеллекта выступает дифференциация цели и
    средства ее достижения.

  • Природа интеллекта двойственная: одновременно логиче­
    ская и биологическая. При этом логика является способом
    описания и способом организации интеллекта.

6. Интеллектуальная активность производна от практиче­
ских материальных действий. Интеллектуальные операции —
это интериоризированные практические действия.

  • Производные от действий интеллектуальные операции ко­
    ординируются между собой и образуют обратимые, устой­
    чивые, целостные структуры.

  • Интеллектуальное развитие человека заключается в фор­
    мировании и прогрессивной дифференциации познава­
    тельных операций путем объединения их в схемы.

  • Схема это обобщенная познавательная структура, обес­
    печивающая реализацию класса сходных действий (пер­
    цептивных, двигательных, речевых) в разнообразных ситу­
    ациях.

261


• Интеллектуальные схемы возникают на основе предмет­
но-практических и перцептивных действий и образуют
функциональную иерархию.

7. Интеллектуальная адаптация обеспечивается равнове­
сием между двумя процессами:

  • аккомодацией — формированием качественно новых схем
    в онтогенезе, в результате чего меняется организация ин­
    теллекта и, следовательно, способы адаптации индивида к
    окружающему миру;

  • ассимиляцией — функционированием схем в ходе индиви­
    дуальной жизни путем наполнения их содержанием. Асси­
    миляция позволяет адаптироваться в окружающем мире на
    основе уже имеющихся познавательных схем, без измене­
    ний организации интеллекта.

8. В зависимости от качественных особенностей развития
интеллектуальных схем могут быть выделены периоды и ста­
дии интеллектуального развития.

Период сенсомоторного интеллекта', на основе координа­ции самых ранних перцептивных и двигательных форм пове­дения появляются сенсомоторные схемы.

• Позволяют выполнять прямые и обратные внешние дейст­


вия с предметами и частично выходить за пределы «пер­
цептивного поля».

а) Стадия центрации ребенка на своем собственном теле

(до 7—9 месяцев)

0—1 мес. — упражнение рефлексов.

1—4,5 мес. — простые навыки и первые круговые реак­ции.

4,5—8—9 мес. — координация зрения и хватания; вторич­ные круговые реакции.

б) Стадия объективации схем практического интеллекта

во внешнем пространстве.

8—9 — И—12 мес. — дифференциация средств и целей; появление практического интеллекта.

262


И—12 — 18 мес. — дифференциации схем действий, по­явление третичных круговых реакций.

18—24 мес. — начало интериоризации схем решения не­которых проблем путем дедукции.



Период репрезентативного интеллекта, в ходе которого формируются конкретные операции, соотносимые с пред­метами.

а) Стадия дооперационалъного интеллекта

Формирующиеся после двух лет «интуитивные» (образ­ные) схемы с одновременным развитием знаково-символи-ческих функций позволяют обращаться к отсутствующим объектам в плане представлений.

Формируются символические функции, позволяющие отличать обозначаемое от обозначающего и на этой основе использовать средства обозначения для мысленного воспро­изведения обозначаемого.

Образная репрезентация в этот период не имеет коорди­нации, которые позволяли бы произвольно регулировать протекание представлений (отсутствует обратимость опера­ций; речевые действия ребенка в этот период следуют за об­разными представлениями).

2—4 года — появление символической функции, начало интериоризации схем действий.

4—6 лет — интуитивное мышление, опирающееся на вос­приятие.

6—8 лет — интуитивное мышление, опирающееся на бо­лее расчлененные представления.

б) Стадия конкретных операций

Постепенное развитие знаково-символических функций ведет к разделению обозначаемого и обозначающего и к их логической упорядоченности. Это обеспечивает развитие конкретных операционных схем. Последние позволяют группировать образные схемы в обратимые операции, пере­ходить от одной «точки мыслительного пространства» к дру­гой в плане представлений. Группировка — закрытая обрати-

263







мая целостная система операций, которая подчиняется пяти формальным законам: комбинативность, обратимость, ассо­циативность, общая и специальная идентичность.

8—10 лет — простые операции: классификация, сериа-ция, установление взаимно-однозначного соответствия.

9—12 лет — система операций: система координат, проек­тивные понятия.

Период пропозициональных или формальных операций

С 11—13 лет появляются формальные операционные схе­мы, которые обеспечивают организацию оперирования над конкретными группировками. Открывается возможность теоретических построений, относительно свободных по от­ношению к реальному миру.

12—14 лет — становление формальных операций: гипоте-тико-дедуктивная логика и комбинаторика.

От 13—14 лет — достижение формальных операций: структура «решетки» и группа четырех трансформаций (ШКС).

9. Группировки из операций и схем формируются в трех
основных сферах:


  • в области операций с дискретными элементами — логиче­
    ские операции;

  • в области операций с непрерывными величинами — инф-
    ралогические операции;

  • в области отношений целей и средств, что приводит к
    мышлению о ценностях.

10. Следует различать два аспекта познания, которые
развиваются из одного общего источника — сенсомотор-
ных действий, но имеют разные линии развития и дают раз­
ные знания о действительности: фигуративный и оператор­
ный.

Фигуративные структуры позволяют воспринимать, опо­


знавать и представлять явления: а) восприятие; б) подра­
жание, имитацию (в широком значении, включая графи-

264


ческую имитацию — рисование); б) репрезентации в фор­ме умственных образов.

Операторные структуры обеспечивают знания о преобра­


зовании одного явления в другое, одной конфигурации в
другую: а) совокупность и организация действий с предме­
тами; б) совокупность и организация умственных опера­
ций.

11. Фигуративным и операторным структурам интеллекта


соответствуют два типа абстракции:

  • эмпирическая абстракция, когда информация извлекается
    из объектов (фигуративные структуры). От объекта абстра­
    гируются его пространственно-временные и физические
    характеристики;

  • рефлексивная абстракция, когда информация извлекается
    субъектом из своих действий (операциональные структуры).
    От объекта абстрагируются характеристики, относящиеся к
    самим действиям, которые этот объект преобразуют.

12. Обобщения в форме понятий нельзя рассматривать как
абстракции из восприятий. В понятии следует различать со­
держание и форму.

  • Содержание понятий определяется процессами восприя­
    тия. Воспринимаемые и репрезентируемые образы высту­
    пают опорой для мышления, на которой фиксируются и
    воспроизводятся операциональные схемы.

  • Форма понятий конструируется на основе активной коор­
    динации действий в операциональные схемы, которые вы­
    ступают фундаментальными элементами мышления.

  • При этом овладение речью нельзя рассматривать в каче­
    стве источника формирования интеллекта и логики. Ре­
    чевое развитие и логика обеспечиваются развитием опе­
    рациональных схем.

13. Существует взаимное пересечение семиотических функ­
ций и фигуративных функций в интеллектуальном развитии че­
ловека.

265


• Имитация, умственный образ и изобразительная деятель­
ность являются одновременно семиотическими и фигура­
тивными.

Следует различать три основных типа семиотических функ­ций (вслед за Ф. Соссюром):



  • индексы — обозначающие, неотделимые материально,
    пространственно, во времени от того, что они обознача­
    ют;

  • символы — обозначающие, которые отличаются от того,
    что они обозначают, но имеют определенное сходство с
    обозначаемым;

  • знаки — обозначающие, которые отличаются от того, что
    они обозначают, носят условный характер и могут вводить­
    ся произвольно.

14. В процессах восприятия следует различать', а) зритель­но-двигательную центрацию на элементах поля восприятия, организуемую внешними объектами; б) перцептивно-иссле­довательскую деятельность, организуемую интеллектуаль­ными схемами.

До 7 лет у детей актуализируются преимущественно ста­тичные репродуктивные образы.

После 7—8 лет появляются антиципирующие образы и действия по их трансформации.

Модели мышления в когнитивной психологии

В современной когнитивной американо-европейской психологии мышление рассматривается как процесс, с по­мощью которого формируются новые репрезентации на основе сложных умственных механизмов преобразования информации (см. ниже: теории памяти). При этом отмечает­ся, что мышление:

• предполагает использование имеющейся информации (знаний) и ее преобразование: а) в форме образных и про-266
странственных репрезентаций; б) в вербальной форме и логически организованной форме;


  • может приводить к конструированию новых репрезента­
    ций (образов, понятий, межпонятийных схем) путем пре­
    образования исходных репрезентаций;

  • носит направленный характер: а) на выбор, планирование
    и принятие решений при наличии множества альтернатив;
    б) на решение проблем, обеспечивающих достижение
    определенного результата.

При этом существует многообразие как альтернативных, так и взаимодополнительных моделей, которые направлены на объяснение самых различных аспектов мышления чело­века (Халперн, 2000; Андерсон, 2002; Ришар, 1998 и др.). Между такими моделями не всегда возможно установить ка­кие-либо логические и теоретические связи. Множество мо­делей организации мышления основывается на структурных моделях организации долговременной памяти (см. ниже: па­мять в когнитивной психологии).

В качестве примеров приведем только две модели, в ко­торых представлены разные аспекты организации мышле­ния.



Сгеело, 7973

Модель решения задач

  1. Между структурами семантической долговременной
    памяти и решением задач существует непосредственная
    связь.

  2. Решение задач осуществляется путем образования но­
    вых связей между элементами информации, которые репре­
    зентируются в рабочей (оперативной) памяти.




  • Объем рабочей памяти ограничен.

  • Репрезентация выстраивается на основе информации, по­
    ступающей: а) извне через органы чувств; б) из долговре­
    менной памяти.

3. Решение задач включает два основных этапа:

267


  • построение когнитивной сети отношений, репрезентиру­
    ющей задачу, в рабочей памяти;

  • построение набора отношений, соединяющего сеть задачи
    с сетью решения на основе информации, хранящейся в се­
    мантической памяти.

.

4. Построение новых отношений в репрезентирован­ной семантической сети осуществляется путем воспроиз­ведения из долговременной памяти информации о воз­можных связях и информации о правилах установления новых связей.



N. ^. йоезе 1994

Теория контрфактов в процессах мышления

1. Вслед за уже реально произошедшими событиями


(фактами) человек часто конструирует альтернативные по
своим результатам воображаемые сценарии развития собы­
тий (контрфакты).

2. Мысленные сценарии контрфактов могут конструиро­


ваться в двух противоположных направлениях:

  • рассматривать реальные события, свое поведение и свои
    действия как худшие по сравнению с тем, что могло бы
    быть («идущий вниз контрфакт»);

  • рассматривать реальные события, свое поведение и свои
    действия как лучшие по сравнению с тем, что могло бы
    быть («идущий вверх контрфакт»).

3. Стиль (направление) контрфактического мышления
оказывает влияние на последующую деятельность и эмоцио­
нальное состояние.

  • «Идущие вниз контрфакты» ухудшают эмоциональное
    состояние, но позитивно влияют на будущую деятель­
    ность.

  • «Идущие вверх контрфакты» улучшают эмоциональное
    состояние, но могут негативно влиять на будущую деятель-

268

ность (см. также: теории мотивации в когнитивной психо­логии).



11.3. Теории мышления в отечественной психологии Структурная организация процессов мышления

  1. Основная функция процессов мышления — ориенти­
    ровка субъекта в окружающем мире посредством установле­
    ния межпредметных связей и отношений на основе исполь­
    зования различных средств и способов: путем воздействия
    предметов друг на друга, путем использования орудийных
    средств и средств измерения, путем включения в организа­
    цию мышления знаков и символов.

  2. Процессы установления межпредметных связей и от­
    ношений могут протекать на нескольких взаимосвязанных
    уровнях. Это мыслительные операции на уровнях нагляд­
    но-действенного, наглядно-образного (конкретно-образно­
    го), отвлеченно-образного, понятийного (словесно-логиче­
    ского) мышления.




  • Каждый новый уровень установления межпредметных
    связей и отношений развивается на основе нижележащих
    уровней.

  • Развитие идет в направлении от наглядно-действенных к
    понятийным формам мышления.




  1. На каждом уровне мышления установление межпред­
    метных связей и отношений реализуется посредством ряда
    универсальных обратимых операций: анализ и синтез; абст­
    рагирование — обобщение и конкретизация и др.

  2. На словесно-логическом уровне в качестве средств ор­
    ганизации мышления выступают знаки и символы, которые
    позволяют: а) фиксировать результаты мыслительной деяте­
    льности человека в логических формах понятий, суждений,
    умозаключений; б) организовывать и осуществлять предва­
    рительную ориентировку в реальности на основе выполне­
    ния умственных операций и действий.

269

Функциональные теории мышления. Психологические механизмы мышления

С. Л. Рубинштейн

Механизм анализа через синтез

  • Познаваемые явления и предметы включаются в новые
    связи, отношения, взаимодействия с другими явлениями и
    предметами (синтез).

  • Благодаря этому обнаруживаются, абстрагируются и уста­
    навливаются новые свойства исследуемых предметов и яв­
    лений (анализ).

  • Новые свойства и способы их выявления могут фиксиро­
    ваться с помощью знаково-символических средств в каче­
    стве новых обобщений и понятий.

Л. С. Выготский

Механизм абстрактного синтеза

  • В процессах эмпирического анализа (анализа через синтез)
    устанавливаются, абстрагируются и фиксируются сущест­
    венные признаки предметов и явлений.

  • Выявленные признаки абстрагируются и объединяются по
    различным основаниям (синтез), что обеспечивает форми­
    рование не только эмпирических обобщений, но и теоре­
    тических понятий, направленных на объяснение предме­
    тов и явлений.

  • Полученные путем мыслительного конструирования по­
    нятия фиксируются в знаково-символических средствах.

Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, А. В. Запорожец, П. Я. Гальперин Механизм интериоризации

Существует два взаимосвязанных направления формиро­вания и развития произвольных, преднамеренных ориенти­ровочно-исследовательских действий, направленных на установление межпредметных связей и отношений.

270

1. Первое направление развития: от разделенного (совмест­


ного) действия к действию произвольному и индивидуальному.

  • Развитие умений подчинять свои действия, направленные
    на установление межпредметных связей и отношений, ре­
    чевым указаниям другого человека (взрослого).

  • Развитие у субъекта умений организовывать с помощью
    речи процессы установления межпредметных связей и от­
    ношений с другими людьми.

  • Межфункциональное объединение обоих умений в одну
    функцию — формирование произвольности в процессах
    установления межпредметных связей и отношений. Овла­
    дение собственными процессами мышления (см. ниже).

2. Второе направление развития: от внешних произволь­
ных действий с предметами к внутренним умственным фор­
мам выполнения действий.

  • Доречевое развитие мышления в процессах практического
    установления межпредметных связей и отношений.

  • Межфункциональное объединение доречевых форм мыш­
    ления и речевых функций. Овладение внешними развер­
    нутыми формами речевой организации процессов уста­
    новления межпредметных связей и отношений — процес­
    сов мышления.

  • Преобразование внешних форм речевой организации
    мышления (через эгоцентрическую речь) во внутренние
    формы речевой организации.

  • Последующее сокращение и автоматизация внутренних
    речевых форм организации и произвольного выполнения
    умственных (мыслительных) действий.

А. Н. Леонтьев

Теория мышления человека

1. Каковы эволюционные источники формирования процес­сов мышления у живых организмов ?

Исходной основой формирования и развития мышления как особой психической функции выступают формирующи-

271


еся в процессе эволюции у высших животных способы ори­ентировки и организации поведения в окружающем мире на основе установления межпредметных связей и отношений в конкретных ситуациях (Леонтьев, 1965).

2. Какие факторы обеспечивают переход от эволюционных
законов развития психики животных к культурно-историче­
ским законам развития психики человека, а также законам
развития человеческих форм мышления?

Прямые предки человечества эволюционировали в на­правлении объединения в сообщества, которые характери­зовались:



  • совместным выполнением общей деятельности при рас­
    пределении действий между членами сообщества — специ­
    ализации в выполнении отдельных действий;

  • развитием и совершенствованием способов использования и
    изготовления орудийных и знаково-символических средств,
    которые обеспечивают более высокую эффективность в рас­
    пределении, организации и выполнении совместных дейст­
    вий.

Все это принципиально меняет характер психической ориентировки, организации и реализации человеческой дея­тельности и поведения, а также служит основой для совер­шенствования механизмов мышления.

3. В чем заключается основная отличительная особен­
ность мышления человека от мышления животных?

Особенностью мыслительных действий является непол­нота условий, в которых они реализуются. Способ достиже­ния в определенных условиях цели, которую следует обнару­жить или построить, составляет основу любой мыслитель­ной задачи.

Мыслительные задачи реализуются в два этапа: а) откры­тие новых межпредметных отношений и связей в определен­ных условиях (подготовительный этап); б) включение их в процесс решения (исполнительный этап).

272




  • У животных подготовительный и исполнительный этапы
    никогда полностью не отделяются друг от друга.

  • У человека подготовительный этап — собственно познава­
    тельный, ориентировочный — отделяется от исполнитель­
    ного этапа и начинает существовать самостоятельно и
    фиксироваться как продукт познавательной деятельности
    в форме значений с помощью языка и знаково-символиче­
    ских средств.

Опосредствованные языком мыслительные формы ори­ентировочных операций и действий человека отделяются от предметно-практических исполнительных составляющих деятельности и могут приобретать характер самостоятельно­го вида познавательной деятельности, которая образуется по механизму сдвига мотива на цель.

4. Как фиксируются и транслируются способы и результа­ты человеческого мышления?

Изготовление, использование и совершенствование орудий позволяет объективно фиксировать способы вы-полнения действий и операций, а также диапазон возмож­ных результатов, которые получаются благодаря исполь­зованию орудий. Орудия выступают первыми материаль­ными средствами обобщения объективных свойств окружающего мира и средствами фиксирования таких обобщений. В последующем эту функцию наиболее эф­фективно начинают выполнять язык и различные знако-во-символические средства.



  • Фиксирование способов установления все новых межпред­
    метных отношений и связей с помощью языка и других зна­
    ково-символических средств в процессе общественно-ис­
    торического развития обеспечивает формирование собст­
    венно человеческих, имеющих общественно-историческую
    природу, психологических механизмов мышления.

  • Человеческие способы мышления формируются в процес­
    сах включения ребенка в совместные формы деятельности
    и опосредствованные языком формы общения с другими


273
18. Заказ №4624.

людьми, в которых задаются образцы ориентировки в спо­собах решения различных задач на основе установления разнообразных межпредметных отношений и связей.

5. Как процессы мышления включаются в состав человече­ской деятельности?

Процессы мышления включаются в состав любого че­ловеческого действия или любой человеческой деятельно­сти в форме внешних и умственных действий и операций. При этом обобщенные цели мыслительных действий по механизму «сдвига мотива на цель» могут приобретать ха­рактер мотивов-целей. В результате формируется самосто­ятельная мыслительная деятельность. В этой связи следует разводить:



  • мыслительные операции — не осознаются; служат автома­
    тизированными способами установления межпредметных
    связей, отношений и выполнения разнообразных мысли­
    тельных действий;

  • мыслительные действия — обеспечивают процессы осоз­
    нанного и целенаправленного установления межпредмет­
    ных связей и отношений;

  • мыслительную деятельность — подчинена познавательно­
    му мотиву, который направляет активность субъекта на ре­
    шение определенного диапазона проблем и задач.

Мыслительный процесс как система операций и дейст­вий в составе человеческой деятельности характеризуется: а) наличием мотива; б) целями, которые формулируются и достигаются в определенных предметных условиях в процес­сах реализации действий; в) наличием средств; г) способами достижения целей — операциями; д) результатами.

6. Как преодолеваются границы непосредственно-чувст­венного познания в процессах установления межпредметных отношений и связей путем использования орудийных средств?

Границы непосредственной перцептивной ориентировки человека постепенно перестают выступать границами его познания. Они расширяются за счет опосредствованного по-

знания предметов и явлений в процессе использования че­ловеком разнообразных орудийных, а позднее и знаковых средств.


  • То, что непосредственно не регистрируется органами
    чувств человека, познается путем воздействий с помощью
    одних предметов на другие предметы.

  • Результаты взаимодействий между предметами сохраня­
    ются на предметах и регистрируются органами чувств как
    свойства предметов.

  • Это позволяет по ощущаемым и воспринимаемым резуль­
    татам действий заключать о явлениях и свойствах, недо­
    ступных непосредственному восприятию.

7. В чем заключается основной критерий, позволяющий вы­делять процессы мышления в качестве особого психического процесса?

Мышление — это особый способ психической ориенти­ровки, обеспечивающий выделение и фиксацию субъектом разнообразных межпредметных отношений и связей в процессе планирования и реализации иерархически орга-низовнных взаимно подчиненных операций и действий (А. Н. Леонтьев, Запорожец, Гальперин).

Основным критерием появления мышления является установление межпредметных связей и отношений путем функционального использования одного действия (опера­ции) в качестве средства достижения цели другого дейст­вия.


  • Целью первого действия выступает такое преобразование
    предметных условий, которое делает возможным реализа­
    цию другого действия, которое необходимо для достиже­
    ния следующей цели.

  • Мышление осуществляется в процессах ориентировоч­
    но-исследовательского поиска и обнаружения таких отно­
    шений и связей между действиями в определенных пред­
    метных условиях (задача), которые обеспечивают достиже­
    ние определенной конечной цели.


274
18*

275


• Цель, способ достижения которой необходимо обнару­
жить и построить в определенных предметных условиях,
составляет мыслительную задачу (задача — цель, данная в
определенных предметных условиях).

'8. Как формируются умственные сокращенные формы установления межпредметных отношений и связей — умст­венные формы мышления человека?

Установление межпредметных отношений и связей с опорой на язык и знаково-символические средства ведет к относительному отделению значений (представлений, поня­тий) от ситуативной, конкретно-предметной отнесенности слов и знаков. В результате формируются особые умствен­ные действия над значениями.



  • Значения фиксируются в языке, знаках, символах и исход­
    но представляют собой обобщенную ориентировочную
    основу практических предметных действий.

  • Такие обобщенные способы ориентировочных операций
    и действий (представления и понятия) начинают актуали­
    зироваться в психике субъекта не только под воздействи­
    ем предметных условий в конкретных ситуациях (как у
    высших животных), но и надситуативно — в результате
    использования соответствующих языковых и других зна-
    ково-символических средств.

Преобразование сукцессивных форм внешних, разделен­ных с другими людьми ориентировочных компонентов дей­ствий, направленных на установление межпредметных от­ношений и связей, в симультанные формы умственных опе­раций и действий является одним из фундаментальных законов развития мышления и мыслительных способностей человека.

9. Какова роль грамматической и логической организации языковых и знаково-символических средств в мышлении чело­века?

По мере развития человеческого общества и совершенст­вования познавательной деятельности развиваются все бо-

276

лее сложные последовательности ориентировочных дейст­вий, которые направлены на установление межпредметных отношений и связей. Такие способы ориентировки начина­ют фиксироваться в языковых средствах путем развития грамматических и логических способов их организации; позднее для этих целей начинают создаваться специальные искусственные знаково-символические средства.



  • Увеличивающееся пространственно-временное отделе­
    ние в человеческой деятельности умственных ориенти­
    ровочных компонентов выполняемых действий от прак­
    тических внешне исполнительных компонентов ведет к
    развитию различных видов умственных ориентировоч­
    но-познавательных и исследовательских действий и дея-
    тельностей.

  • При этом фиксируемые и устанавливаемые с опорой на
    знаково-символические средства межпредметные связи и
    отношения могут приобретать сколь угодно большую про­
    тяженность.

  • По мере увеличения протяженности таких последователь­
    ностей мыслительных операций и действий, а также их по­
    стоянного повторного воспроизведения выделяются,
    обобщаются и фиксируются закономерные способы уста­
    новления определенных типов межпредметных отноше­
    ний и связей с помощью языковых грамматических и логи­
    ческих операций.

  • Позднее для целей строгого фиксирования определенных
    способов установления межпредметных отношений и свя­
    зей начинают разрабатываться искусственные логически
    организованные знаково-символические системы.

10. Б каких формах фиксируются результаты мыслитель­ных действий человека?

Результаты формирования и развития процессов мышле­ния представляют собой обобщенные способы организации ориентировочно-исследовательских операций и действий, которые актуализируются и используются субъектом для установления различных межпредметных связей и отноше-

277

ний. Они фиксируются в разных допонятийных и в понятий­ных обобщениях с опорой на языковые и знаково-символи-ческие средства.



  • Формирование обобщений есть процесс переноса опера­
    ций и действий в новые ситуации. Процесс речевого обще­
    ния есть частный случай переноса и обобщения — перено­
    са и обобщения значений слов.

  • Субъективно обобщения могут воспроизводиться и реф­
    лексивно анализироваться в форме феноменов различной
    степени ясности, сложности, абстрактности.

П. Я. Гальперин, Н. Ф. Талызина, Н. Г. Салминаидр. Закономерности формирования внутреннего плана умственных действий, обеспечивающего организацию мышления, поведения и деятельности человека

1. Что исходно заложено в основу психического развития че­
ловека, его сознания и личности? Каков состав человеческих
действий?

Психическое развитие человека исходно обеспечивается овладением внешними предметно-практическими действи­ями в соответствии с теми образцами, которые задаются дру­гими людьми в совместных взаимодействиях. Любое дейст­вие включает:



  • ориентировочную, исходно психологическую составляю­
    щую. Ориентировочные составляющие действия включа­
    ют операции ориентировки, планирования, контроля;

  • исполнительную (мышечно-двигательную) составляю­
    щую. Исполнительная часть действия включает исполни­
    тельные операции и операции коррекции действия по ходу
    исполнения.

2. Какие основные функции реализуются разными типами
операций, входящих в состав действий?

Каждый тип операций в составе действия обеспечивает свои специфические функции.

278


  • Функции ориентировки исходно обеспечиваются ориен­
    тировочно-исследовательскими операциями органов
    чувств, которые ведут к построению перцептивного образа
    ситуации.

  • Операции планирования предстоящих действий предпо­
    лагают установление межпредметных связей и отношений
    в процессе ориентировки (мышление).

  • Исполнительные операции обеспечивают реализацию
    действия в соответствии с планом.

  • Операции контроля обеспечивают сопоставление реально
    получаемого результата с предполагаемым (запланирован­
    ным) результатом.

  • Операции коррекции обеспечивают исправления действия
    по ходу его выполнения.

По мере сокращения и автоматизации такие операции превращаются в образы, представления, понятия, а также в способы их умственных преобразований.

3. Что выступает в качестве единицы анализа процессов
мышления?

Процессы мышления человека исходно представляют со­бой действия практического установления межпредметных связей и отношений, переносимые во внутренний умствен­ный план. В качестве единицы мышления выступает отдель­ное действие, направленное на установление межпредметных отношений или связей.



4. В чем заключаются основные особенности формирования
и развития человеческих форм мышления?

Мыслительные действия формируются на основе разде­ленных с другими людьми внешних практических действий установления межпредметных связей и отношений к дейст­виям индивидуальным и умственным. Превращение исход­но внешнего совместного предметного действия в самостоя­тельное и умственное действие включает несколько этапов:

• прослеживание действия, выполняемого другим челове­
ком, в плане восприятия;

279
.



  • включение в выполнение разделенного с другими людьми
    действия, которое может представлять собой: а) предмет­
    но-практическое материальное действие с реальными объек­
    тами; б) «материализованное» действие, выполняемое с
    изображениями или знаково-символическими объектами;

  • самостоятельное выполнение предметно-практического
    или материализованного действия с опорой на внешнюю
    громкую речь, а затем с опорой на внутреннюю разверну­
    тую речь «про себя»;

  • уровень самостоятельных действий над представляемыми
    предметами, изображениями, схемами, моделями с опо­
    рой на развернутую речь «про себя»;

  • уровень сокращенных и автоматизированных умственных
    действий во внутреннем умственном плане.

5. Какова роль языка в развитии познавательных возмож­
ностей человека?

По мере овладения субъектом действиями и операциями обозначения и замещения языковыми знаками ориентиро­вочных и исполнительных составляющих действий обеспе­чивается их фиксирование в форме значений.



  • Языковые средства начинают обеспечивать процессы ак­
    туализации в психике человека определенных значений, а
    также организацию действий по их преобразованию. Фор­
    мируется внутренний план умственных действий.

  • По мере овладения разнообразными знаково-символиче­
    скими системами и способами их использования человек
    совершенствует способы произвольной организации и
    расширяет функциональные возможности собственного
    внутреннего плана умственных действий (сознания).

6. Что выступает в качестве результата ориентировоч­
но-исследовательской активности субъекта, который интег­
рирует все познавательные психические функции?

По мере непосредственно-чувственного знакомства с предметами окружающего мира и овладения способами их преобразования на основе интериоризации ориентировоч-

280

ных и исполнительных компонентов разнообразных пред­метных действий формируется, уточняется и совершенству­ется на протяжении жизни субъекта образ мира, который фиксируется в памяти субъекта и выступает ориентировоч­ной основой для организации разнообразных действий.



7. Каковы основные направления развития и особенности организации внутреннего плана умственных действий?

Внутренний план умственных действий включает преоб­разования представлений и понятий, которые в различной степени организованы знаково-символическими средства­ми.



  • Для организации умственных действий над представлени­
    ями и понятиями могут использоваться: а) внешние мате­
    риальные (например, графические или речевые) знако-
    во-символические средства; б) интериоризированные
    субъектом внутренние способы использования знаков и
    символов (внутренняя речь, а также представляемые зна-
    ково-символические схемы, модели различной степени
    обобщенности и абстрактности).

  • Интериоризированные знаково-символические изобра­
    жения, схемы, модели, в свою очередь, могут становиться
    предметом преобразования в умственном плане с исполь­
    зованием других знаково-символических средств (внеш­
    них и внутренних). Возникают иерархические и гетерархи-
    ческие отношения между различными уровнями организа­
    ции умственных действий.

  • Любые виды исходно развернутых во времени (сукцес-
    сивных) умственных действий по мере овладения ими
    субъектом сокращаются, автоматизируются, приобрета­
    ют симультанный характер и преобразуются в умствен­
    ные операции, которые обеспечивают условия для выпол­
    нения других, все более сложных умственных действий.
    Так формируются сложные иерархические отношения
    между умственными действиями и умственными опера­
    циями.

281

Исследования, проводимые в русле поэтапного форми­рования умственных действий и умственных операций в контексте теории интериоризации, позволили установить некоторые механизмы, лежащие в основе интуитивного и творческого мышления.

П. Я. Гальперин

Механизмы, лежащие в основе интуитивного

и творческого мышления

1. Основную роль в процессах интуитивного и творческо­


го решения разнообразных задач выполняют два фактора:

  • осознаваемые ориентировочно-исследовательские дейст­
    вия, направленные на выделение основных условий зада­
    чи, а также на установление межпредметных связей и отно­
    шений между условиями;

  • неосознаваемые автоматизированные умственные опе­
    рации, которые ранее в процессах формирования могли
    представлять сложнейшие системы умственных дейст­
    вий.

2. Если решение получено преимущественно на основе
автоматизированных приемов мыслительной деятельно­
сти — умственных операций, то сам способ решения будет
требовать своего развертывания и осознания.

  • Процесс осознания способа решения необходимо пред­
    полагает фиксирование (выражение) в знаково-симво-
    лической форме тех операций, которые обеспечили ре­
    шение.

  • Процесс осознания способов и приемов решения может
    преобразовываться для субъекта в самостоятельную за­
    дачу.

Еще один психологический механизм организации инту­итивных форм мышления в контексте деятельностного под­хода исследован Я. А. Пономаревым.

282
Я. А. Пономарев



Механизмы включения «побочного» неосознаваемого

опыта в решение творческих задач

1. При выполнении разнообразных предметных действий


в памяти субъекта фиксируется два вида опыта:

  • осознаваемый, который: а) формируется в результате опо­
    средствованных знаково-символическими средствами,
    целенаправленно реализуемых действий; б) может быть
    произвольно актуализирован при необходимости;

  • интуитивный, неосознаваемый, который: а) не фиксиро­
    ван в знаково-символических средствах; б) образуется сти­
    хийно вне поля произвольного внимания субъекта; в) в по­
    следующем не может быть произвольно актуализирован.




  1. Интуитивный, неосознаваемый опыт постоянно на­
    капливается в качестве «побочного» продукта целенаправ­
    ленно реализуемых действий.

  2. Решение творческих задач складывается из трех основ­
    ных фаз:




  • фаза произвольного, осознаваемого логического поиска
    способа решения;

  • фаза интуитивного поиска и обнаружения в «неосознавае­
    мом опыте» способа решения;

  • фаза вербализации интуитивного решения, а также его
    формализации.

4. Интуитивное творческое решение новых задач стано­
вится возможным при ряде условий:

  • наличии побочного продукта ранее выполняемых дейст­
    вий в неосознаваемом опыте;

  • высоком уровне познавательно-поисковой мотивации;

  • ясной и четкой формулировке задачи;

  • отсутствии доминирования чрезмерно автоматизирован­
    ных осознаваемых способов действия.

283
Ряд функциональных особенностей мыслительных опе­раций в составе интуитивных и творческих мыслительных действий, а также связь умственных операций с эмоциональ­ными и мотивационными процессами — операциональное значение и операциональный смысл — выявлены в исследова­ниях О. К. Тихомирова (1969, 1984).

О. К. Тихомиров

Психологический механизм эмоционального

предвосхищения в процессах решения мыслительных

задач

1. Выполнение творческого мыслительного действия,


подчиненного определенной цели, реализуется посредством
умственных операций — автоматизированных, неосознавае­
мых приемов и способов решения.

2. Каждая операция в зависимости от функциональной


необходимости в процессе решения по отношению к цели
действия приобретает операциональное значение.

Эффективность используемых операций (их операцио­


нальное значение) определяется: а) достижением цели и
решением задачи; б) наиболее простым способом реше­
ния, основанным на выборе определенных операций из
диапазона возможных и необходимых.

3. В процессе решения задач операциональное значение от­


бираемых и реализуемых операций не осознается, но эмоцио­
нально переживается субъектом как операциональный смысл.

  • Операциональный смысл через осознаваемую цель и
    смысл действия связан с мотивом реализуемой деятельно­
    сти.

  • Смысл операции, используемой в ходе решения задачи,
    может быть зарегистрирован: а) объективно — по сдвигам
    физиологических показателей (ЧСС, КГРи др.); б) субъек­
    тивно, в самоотчете испытуемого — как переживание эмо­
    ционального состояния (например, в форме «озарения»,

инсайта).

'

284
4. Новый способ установления межпредметных связей и отношений в определенной ситуации при решении задачи эмоционально фиксируется. В последующем эмоциональ­ные переживания определяют направления поиска решения задач в аналогичных ситуациях.



  • Регулирующая функция эмоций в процессах решения за­
    дач, как правило, не осознается субъектом.

  • Переживаемые эмоции могут (в лаборатории) регистриро­
    ваться по вегетативным изменениям, опережающим вы­
    полнение успешного действия (механизм эмоционального
    предвосхищения).

<< предыдущая страница   следующая страница >>