Похожие работы
|
С. В. Маланов метологические и теоретические основы психологии. Учебное пособие - страница №7/9
Глава 10 Психологические теории ощущений и восприятий В психологии существует большое количество разнообразных теорий, направленных на объяснение процессов по- 232 К числу первых естественно-научных подходов к объяснению процессов возникновения ощущений и восприятий можно причислить теории Г. Фехнера, И. Мюллера, Г. Гельм-гольца. Большое значение для исследования психологических закономерностей ощущений и восприятий имели общепсихологические подходы к исследованию психических явлений, один из которых сформулирован Вильгельмом Вунд-том, а второй выдвинут гештальтпсихологами. Гешталътпси-хологический подход был разработан как исторически более поздняя альтернатива теории В. Вундта. Оба подхода строились на широком использовании феноменологических методов исследования. В настоящее время большой известностью в мировой психологии пользуются теории сенсорных и перцептивных процессов, разрабатываемые в рамках информационного подхода в когнитивной психологии, а также экологический подход к процессам восприятия, разработанный Джеймсом Дж. Гибсоном. Этот подход опирается на ряд объяснительных принципов, которые являются принципиальными и для отечественной теоретической психологии. В отечественной психологии наиболее методологически обоснованным, опирающимся на широкие естественно-научные эволюционно-биологические объяснительные принципы является деятельностный подход к формированию и развитию психологических механизмов восприятия, сформулированный А. Н. Леонтьевым. Этот подход к исследованию процессов восприятия конкретизировался и дополнялся многими выдающимися отечественными психологами. 233 10.1. Что такое ощущения? Как организованы сенсорные процессы? Фехнер Густав Теодор (1801-1887) 1. Ощущения и вызывающие их внешние стимулы при надлежат к двум разным сферам — явлений психических и явлений физических.
5. Психофизические характеристики людей распределе ны по нормальному закону как любые антропологические характеристики. 234 Иоганнес Мюллер (1801—1858), Герман фон Гельмгольц (1821—1894) Теория специфических энергий органов чувств
3. В ощущениях выражается не столько природа физиче ского воздействия, сколько природа и состояние органов чувств. Психофизиологический закон и измерение ощущений . Факты
Эрнст Г. Вебер (1795-1878) Человек ощущает не абсолютные, а относительные различия между физическими стимулами одной модальности. Закон Бугера — Вебера: отношение изменения интенсивности физического стимула, которое регистрируется субъектом как едва заметное изменение интенсивности ощущения, 235 Закон Вебера — Фехнера: если интенсивность физического раздражителя увеличивается в геометрической прогрессии, то интенсивность ощущения растет в арифметической прогрессии (интенсивность ощущений растет пропорционально логарифму интенсивности физического раздражителя).
Закон С. С. Стивенса: величина ощущений растет пропорционально интенсивности изменения физического раздражителя, возведенной в определенную степень. Отношения между физическими стимулами и величиной ощущений устанавливаются путем субъективного шкалирования:
Теория обнаружения сигналов (информационный подход в когнитивной психологии) 1. Возникновение ощущения можно анализировать как вероятностный процесс обнаружения сигнала, который подчиняется кривой нормального распределения. . 236 2. Любой сигнал обнаруживается на фоне помех — «шума». Вероятность обнаружения сенсорного сигнала определяется двумя видами альтернатив:
3. Прием сигнала на основе труднообнаруживаемых сти мулов часто представляет для субъекта процесс принятия ре шения. Такое решение, в зависимости от обстоятельств, мо жет иметь четыре варианта:
4. На решение субъекта о наличии — отсутствии сигнала может влиять ряд факторов:
5. Перед принятием решения субъект устанавливает неко торый субъективный критерий (интуитивный или осознавае мый), в соответствии с которым делается вывод о наличии или отсутствии сигнала. 237 10.2. Что такое восприятия? Как организованы перцептивные процессы? Герман фон Гельмгольц (1821—1894) Теория бессознательных умозаключений в процессах восприятия
Вильгельм Вундт (1832—1920) Психология элементов сознания 1. Существует два типа психических процессов, требую щих разных методов исследования:
2. Психика представляет собой содержание сознания че ловека. Задачи психологии:
3. Психология изучает непосредственный сознательный опыт человека путем метода интроспекции. При этом следу ет различать: 238
Данный нам опыт един, но может быть интерпретирован с двух позиций, с двух точек зрения: 1) как данное нам содержание явлений и 2) как наше субъективное восприятие такого содержания.
4. Образ предмета возникает в сознании на основе слия ния последовательно меняющихся, следующих друг за дру гом элементарных ощущений. • В результате суммации ощущений формируются про странственные и временные образы объектов и процессов. 5. Сознательный опыт субъекта организуется на основе механизмов апперцепции (внимание и воля) — активный, осуществляемый субъектом процесс «творческого синтеза» элементов психики. • При этом сложное психическое явление нельзя свести к простой сумме составляющих его элементов. Сознание человека имеет сложную структурную организацию: а) центральную, отчетливо воспринимаемую часть (фокус внимания до шести элементов); б) периферическую, 239 неотчетливо воспринимаемую часть; в) внутреннюю границу, которая отделяет центральную часть и определяется механизмами («силами») апперцепции; г) внешнюю границу, которая определяется механизмами перцепции.
Макс Вертгеймер (1880—1943), Курт Коффка (1886-1941), Вольфганг Келер (1887—1967) Гештальттеория и закономерности организации образов
• Например: «фи-феномен» — представление движения све та, возникающее при восприятии последовательно зажи гающихся источников света через краткосрочные времен ные интервалы. 3. Структурная организация элементов физического поля, нейродинамические структуры мозга и структуры фе номенального поля изоморфны друг другу. 4. Формирование образов в процессе восприятия осущест вляется путем целостного структурирования, которое обеспе чивает появление специфических качеств образа, несводи мых к простому слиянию меняющихся ощущений. • Внешние стимулы не воспринимаются изолированно друг от друга, они с самого начала воспринимаются как взаимо связанные и взаимодействующие друг с другом. 240
5. Организация перцептивного образа (феноменального поля) подчиняется «принципу прегнантности» — тенденции воспринимать «хорошие», «простые», «стабильные», «непротиворечивые», «симметричные» образы предметов и явлений. Существует ряд феноменологических закономерностей организации воспринимаемых физических стимулов в гештальты (структурно организованные феномены, образы): а) восприятие пространственных характеристик объек тов: • фактор близости: чем ближе в зрительном поле располага ются элементы друг к другу, тем с большей вероятностью они объединяются в единый образ;
б) восприятие движущихся объектов:
241 16. Заказ №4624.
Джеймс Дж. Гибсон (1904—1979) Экологический подход к процессам восприятия Элеонора Гибсон. Теория потенциальных возможностей
• Восприятие следует описывать как взаимодействия живого организма и его органов чувств с объектами внешней среды: в терминах непосредственно воспринимаемых живым организмом поверхностей, форм, величин, свойств, а также их изменений, которые проецируются на рецепторы (сетчатку), а не в абстрактных физических и физиологических величинах и закономерностях. 3. Восприятие обусловлено определенными структурно-динамическими связями и отношениями между сенсорными стимулами, идущими от предметов, а не абсолютными свойствами стимулов. Основными отношениями между сенсорными стимулами, обеспечивающими восприятие пространственного расположения, глубины, удаленности, перемещения объектов, выступают: • градиенты изменений структуры фона и текстуры поверхностей с увеличением расстояний; 242
Теория потенциальных возможностей. Элеонора Гибсон 4. Восприятие — это процесс активного извлечения и накопления субъектом сведений о заложенных возможностях потенциального использования предметов и явлений в решении разнообразных жизненных задач.
• 10.3. Деятельностный подход к анализу и объяснению сенсорных и перцептивных процессов А. Н. Леонтьев, А. В. Запорожец, В. П. Зинченко Формирование перцептивных механизмов и предметных образов на основе внешних ориентировочно-исследовательских операций и действий субъекта 1. В чем заключается различие между сенсорными и перцептивными процессами ? Чем результаты сенсорных процессов — ощущения — отличаются от результатов перцептивных процессов — предметных образов? В отличие от сенсорных данных («чувственной ткани», сенсорного потока ощущений) процессы восприятия и их 243 16* результаты характеризуются рядом специфических признаков (критериев).
2. Что выступает в качестве основных причин формирования перцептивных механизмов? Перцептивные процессы детерминируются потребностями, мотивами и задачами деятельности. Поэтому исходные формы организации процессов восприятия следует искать в практических действиях (взаимодействиях) живого организма с предметной средой, а не в нервной системе.
3. Какова функциональная структура механизмов перцепции? Процессы и механизмы восприятия включают ряд операций и действий, которые формируются и совершенствуются на протяжении индивидуальной жизни:
244 • операции и действия опознавания и идентификации объек тов — одномоментное (симультанное) нахождение в объек те свойств путем уподобления объекта определенному сен сорному эталону посредством викарных (сокращенных) перцептивных действий. При этом следует различать два основных класса движений органов чувств, которые обеспечивают перцептивные механизмы и процессы и построение образа:
4. Как формируются перцептивные процессы и механизмы восприятия? Процессы восприятия (перцептивные действия) представляют собой способы преобразования сенсорных данных, которые возникают в результате включения живого организма в выполнение новых предметно-практических действий и приобретения новых форм поведения.
245 тайные) способы обследования и ориентировки — формируются сенсорные эталоны. 5. Как по мере развития перцептивных механизмов изменяются и совершенствуются способы восприятия и формируются сенсорные эталоны? Сенсорные эталоны, представляющие собой обобщенные способы обследования определенной группы объектов, совершенствуются и изменяются:
При этом сенсорные эталоны могут иметь разные типы функционально-структурной организации ориентировочных операций, которые фиксируют и организуют в предметно отнесенные образы различные по сложности предметные признаки.
6. Как перцептивные операции и действия включаются в состав других типов человеческих действий? Одинаковые перцептивные операции и действия могут включаться в разные виды действий и формы поведения; одинаковые виды действий и формы поведения могут обслу- 246 Процесс уподобления ориентировочно-исследовательских движений органа чувств физическим, а позднее предметно отнесенным характеристикам объектов может осуществляться с различными целями: а) в соответствии с задачами построения адекватного об б) в соответствии с предметно-практическими или умст венными задачами, стоящими перед субъектом и тре бующими трансформации образа — «уподобления об раза решаемым задачам» (образ включается в практи ческие действия и процессы мышления).
8. Каковы механизмы актуализации представлений (вто ричных образов, репрезентаций), возникающих у субъекта в от сутствие объекта? Представления (вторичные образы) являются продуктом ранее выполняемых субъектом ориентировочно-исследовательских действий и операций. • Ориентировочно-исследовательские действия и операции 247
А. Н. Леонтьев Теория организации чувственного познания человека на основе формирования образа мира В теории формирования образа мира А. Н. Леонтьев конкретизирует причинно-следственные и функциональные отношения между объективным миром, перцептивными операциями и действиями субъекта и субъективным образом мира. При этом вновь подчеркивается, что исходно психические функции носят внешний характер и образуются на внешних материальных действиях, которые обеспечивают взаимосвязи между субъектом и объектом. 1. Что выступает центральным противопоставлением, лежащим в основе анализа и объяснения психических явлений? Основополагающая противоположность, лежащая в основе анализа и объяснения психических явлений, есть не противоположность внешнего объективного предметного мира и внутреннего мира сознания, а противоположность психического образа и процесса его построения, безразлично — внешнего или внутреннего. • Анализируя и объясняя процессы восприятия, следует двигаться не от ощущений к образу и затем к миру («субъект перед миром»), а в направлении от объективного предметного 248 мира к образу мира и способу его порождения («субъект в мире»). 2. Каковы отношения между свойствами объективного мира и модальностью ощущений и восприятий мира субъектом? Объективный мир по своей природе не зависит от модальности ощущений (амодален). Мир только для субъекта выступает в различных модальностях.
3. Каковы источники происхождения ощущений и восприятий различных модальностей у живых организмов? Субъект восприятия — это живой организм, который включен в естественный материальный эволюционный процесс. Сенсорные и перцептивные системы живых организмов формируются и развиваются в процессе биологической эволюции.
249 4. Какие процессы лежат в основе возникновения перцептивных образов и представлений? В основе построения перцептивного образа лежит механизм уподобления динамики процессов в воспринимающей (рецепирующей) системе свойствам внешних физических воздействий (уподобление состояний органов чувств физическим свойствам отражаемого объекта).
5. Чем обеспечивается предметная отнесенность образов? Как формируется предметность перцептивных образов и представлений? Перцептивный образ с самого начала порождается как уже принадлежащий некоторой действительности. Выне-сенность образа вовне (предметность) есть исходная предпосылка формирования образа. Исходно образ формируется на внешнем объекте на основе перцептивных ориентировочно-исследовательских операций и действий.
6. Каковы отношения между сенсорными и перцептивными процессами? Какова роль научения в процессах восприятия? Процессы восприятия являются системой перцептивных действий и операций, которые формируются и совершенствуются на протяжении индивидуальной жизни. 250
7. Чем характеризуется восприятие мира человеком в от личие от восприятия мира животными? Человек воспринимает предметный мир не только в координатах пространства и времени, но и в особом квазипространстве (квазиизмерении) — пространстве объективных значений.
8. Какую роль выполняют значения в формировании и разви тии образа мира? Значения фиксируют стабильные формы ориентировки, которые лежат в основе: а) опознавания предметов и явлений на основе построения их образов; б) установления разнообразных отношений и связей в объективном предметном мире, а также между образами предметов и явлений. 251
9. Чем отличаются значения, формирующиеся на основе перцептивных процессов, от значений, формирующихся на основе процессов мышления? В форме значений начинают фиксироваться и включаться в образ мира субъектов непосредственно не наблюдаемые свойства предметов, устанавливаемые на основе мышления.
Теория формирования и развития образа мира человека конкретизировалась С. Д. Смирновым в направлении анализа генезиса и функционирования образа мира как психического образования, возникающего и совершенствующегося у субъекта в течение индивидуальной жизни. С. Д. Смирнов Закономерности формирования и функционирования образа мира в человеческой деятельности 1. В чем отличительные особенности перцептивных процессов? Перцептивные процессы следует рассматривать как активно направляемые субъектом ориентировочно-исследовательские операции и действия на извлечение стимуляции из внешнего мира и формирование образа предметного мира с 252 целью организации различных форм поведения и исполнительных действий.
2. Что выступает в качестве исходных источников разви тия психических функций у субъекта? Первые активные движения новорожденного представляют собой синкретическое единство моторных, сенсорных и аффективных компонентов, из которых впоследствии дифференцируются: а) деятельность, б) образ мира, в) личность. 3. Как структурируется индивидуальный образ мира в про цессах развития ? Образ мира не складывается из образов отдельных явлений и объектов, а с самого начала развивается и функционирует как целостное образование.
253 4. Как функционирует образ мира в организации процессов восприятия? Образ мира в функциональном плане предшествует актуальной ситуативной сенсорной стимуляции. На основе образа мира осуществляется постоянное прогнозирование предметного содержания значения ситуаций, событий, а также их личностного смысла.
Глава 11 Структурные, функциональные и генетические теории мышления (интеллекта) человека 11.1. Некоторые подходы к теоретическому анализу и объяснению процессов мышления в исторической перспективе Гоббс, Гартли, Спенсер, Бэн, Гербарт Ассоциативная теория мышления 1. Мышление представляет собой процессы установления связей (ассоциаций) между элементарными психическими явлениями — ощущениями, представлениями, понятиями. 254 2. Существует несколько основных типов ассоциаций:
3. Механизмами мышления выступают:
Нарцисс Ах, Кюльпе, Мессер, Отто Зельц Вюрцбургская психологическая школа
• Существует особая психическая способность «детерминирующая тенденция» — целевая структура, направляющая динамику мыслительного процесса.
255 Отто Зельц Теория антиципирующей схемы в процессах решения задач 1. Решение задачи требует выделения: а) отношений между характеристиками известного; б) места неизвестного (искомого) в системе выделенных отношений; в) отношений между данным и искомым — и детерминируется двумя встречными процессами:
2. Существует три основных типа интеллектуальных опера ций, комбинации из которых образуют методы решения задач:
3. Актуализация операций восполнения антиципирую щей схемы может иметь:
256 Макс Вертгеймер, Вольфганг Келер, Курт Коффка, КарлДункер Гештальтпсихология: мышление как акт переструктурирования проблемных ситуаций
3. Существует несколько основных законов переструкту рирования, которые ведут к структурной завершенности гештальта при разрешении проблемной ситуации: а) изменя ются отношения между «фигурой и фоном»; б) формируются наиболее симметричные, простые, упорядоченные гешталь- ты и т. п. Торндайк, Уотсон Бихевиоризм 1. Мышление есть совокупность навыков — двигательных реакций организма в ответ на внешние раздражители (связи «стимул — реакция»), которые представляют собой: • преимущественно скрытые речевые реакции, у которых исчезает внешняя звуковая форма (вербальные реакции «речь минус звук»); 257 17. Заказ №4624. скрытые, сокращенные реакции рук (мануальные реакции); скрытые висцеральные, вегетативные реакции. 2. Мышление формируется путем научения на основе: классического обусловливания, когда ситуационные стимулы приобретают характер сигналов, которые свидетельствуют о вероятном (возможном) получении подкрепления или удовлетворения определенной потребности и вызывают определенную реакцию; оперантного обусловливания, когда следствия собственного поискового поведения случайно приводят к биологически полезному результату и действуют как подкрепляющие стимулы, повышая частоту такого поведения в будущем.
Содержание материала интеллектуальной деятельности:
венные. 258
Разновидности конечного продукта:
Жан Пиаже Генетическая теория развития интеллектуальных функций человека 1. Живой организм (субъект) наделен функциональной активностью, направленной на приспособление к внешним условиям. Приспособление обеспечивается двумя процесса- ми. 17*
2. Основными факторами развития выступают координа ция и уравновешивание между:
3. Поведение есть функциональный обмен (в противопо ложность физиологическому материальному обмену) между организмом и средой. Такой обмен реализуется на больших расстояниях в пространстве и во времени по весьма слож ным траекториям. Функциональный обмен организма со средой имеет два аспекта:
260 4. Взаимодействие субъекта и объекта — это источник любого знания, который складывается из двух типов опыта:
5. Интеллект — это одна из составляющих биологиче ского функционирования организма, позволяющая адапти роваться к условиям окружающего мира; это уровень функ циональной организации, обеспечивающий гибкое и устойчи вое структурное равновесие и приспособление поведения к изменяющейся окружающей среде.
6. Интеллектуальная активность производна от практиче ских материальных действий. Интеллектуальные операции — это интериоризированные практические действия.
261 • Интеллектуальные схемы возникают на основе предмет но-практических и перцептивных действий и образуют функциональную иерархию. 7. Интеллектуальная адаптация обеспечивается равнове сием между двумя процессами:
8. В зависимости от качественных особенностей развития интеллектуальных схем могут быть выделены периоды и ста дии интеллектуального развития. Период сенсомоторного интеллекта', на основе координации самых ранних перцептивных и двигательных форм поведения появляются сенсомоторные схемы. • Позволяют выполнять прямые и обратные внешние дейст вия с предметами и частично выходить за пределы «пер цептивного поля». а) Стадия центрации ребенка на своем собственном теле (до 7—9 месяцев) 0—1 мес. — упражнение рефлексов. 1—4,5 мес. — простые навыки и первые круговые реакции. 4,5—8—9 мес. — координация зрения и хватания; вторичные круговые реакции. во внешнем пространстве. 8—9 — И—12 мес. — дифференциация средств и целей; появление практического интеллекта. 262 И—12 — 18 мес. — дифференциации схем действий, появление третичных круговых реакций. 18—24 мес. — начало интериоризации схем решения некоторых проблем путем дедукции. Период репрезентативного интеллекта, в ходе которого формируются конкретные операции, соотносимые с предметами. а) Стадия дооперационалъного интеллекта Формирующиеся после двух лет «интуитивные» (образные) схемы с одновременным развитием знаково-символи-ческих функций позволяют обращаться к отсутствующим объектам в плане представлений. Формируются символические функции, позволяющие отличать обозначаемое от обозначающего и на этой основе использовать средства обозначения для мысленного воспроизведения обозначаемого. Образная репрезентация в этот период не имеет координации, которые позволяли бы произвольно регулировать протекание представлений (отсутствует обратимость операций; речевые действия ребенка в этот период следуют за образными представлениями). 2—4 года — появление символической функции, начало интериоризации схем действий. 4—6 лет — интуитивное мышление, опирающееся на восприятие. 6—8 лет — интуитивное мышление, опирающееся на более расчлененные представления. Постепенное развитие знаково-символических функций ведет к разделению обозначаемого и обозначающего и к их логической упорядоченности. Это обеспечивает развитие конкретных операционных схем. Последние позволяют группировать образные схемы в обратимые операции, переходить от одной «точки мыслительного пространства» к другой в плане представлений. Группировка — закрытая обрати- 263 мая целостная система операций, которая подчиняется пяти формальным законам: комбинативность, обратимость, ассоциативность, общая и специальная идентичность. 8—10 лет — простые операции: классификация, сериа-ция, установление взаимно-однозначного соответствия. 9—12 лет — система операций: система координат, проективные понятия. С 11—13 лет появляются формальные операционные схемы, которые обеспечивают организацию оперирования над конкретными группировками. Открывается возможность теоретических построений, относительно свободных по отношению к реальному миру. 12—14 лет — становление формальных операций: гипоте-тико-дедуктивная логика и комбинаторика. От 13—14 лет — достижение формальных операций: структура «решетки» и группа четырех трансформаций (ШКС). 9. Группировки из операций и схем формируются в трех
10. Следует различать два аспекта познания, которые развиваются из одного общего источника — сенсомотор- ных действий, но имеют разные линии развития и дают раз ные знания о действительности: фигуративный и оператор ный. • Фигуративные структуры позволяют воспринимать, опо знавать и представлять явления: а) восприятие; б) подра жание, имитацию (в широком значении, включая графи- 264 ческую имитацию — рисование); б) репрезентации в форме умственных образов. • Операторные структуры обеспечивают знания о преобра зовании одного явления в другое, одной конфигурации в другую: а) совокупность и организация действий с предме тами; б) совокупность и организация умственных опера ций. 11. Фигуративным и операторным структурам интеллекта соответствуют два типа абстракции:
12. Обобщения в форме понятий нельзя рассматривать как абстракции из восприятий. В понятии следует различать со держание и форму.
13. Существует взаимное пересечение семиотических функ ций и фигуративных функций в интеллектуальном развитии че ловека. 265 • Имитация, умственный образ и изобразительная деятель ность являются одновременно семиотическими и фигура тивными. Следует различать три основных типа семиотических функций (вслед за Ф. Соссюром):
14. В процессах восприятия следует различать', а) зрительно-двигательную центрацию на элементах поля восприятия, организуемую внешними объектами; б) перцептивно-исследовательскую деятельность, организуемую интеллектуальными схемами. До 7 лет у детей актуализируются преимущественно статичные репродуктивные образы. После 7—8 лет появляются антиципирующие образы и действия по их трансформации. В современной когнитивной американо-европейской психологии мышление рассматривается как процесс, с помощью которого формируются новые репрезентации на основе сложных умственных механизмов преобразования информации (см. ниже: теории памяти). При этом отмечается, что мышление: • предполагает использование имеющейся информации (знаний) и ее преобразование: а) в форме образных и про-266
При этом существует многообразие как альтернативных, так и взаимодополнительных моделей, которые направлены на объяснение самых различных аспектов мышления человека (Халперн, 2000; Андерсон, 2002; Ришар, 1998 и др.). Между такими моделями не всегда возможно установить какие-либо логические и теоретические связи. Множество моделей организации мышления основывается на структурных моделях организации долговременной памяти (см. ниже: память в когнитивной психологии). В качестве примеров приведем только две модели, в которых представлены разные аспекты организации мышления. Сгеело, 7973 Модель решения задач
3. Решение задач включает два основных этапа: 267
. 4. Построение новых отношений в репрезентированной семантической сети осуществляется путем воспроизведения из долговременной памяти информации о возможных связях и информации о правилах установления новых связей. N. ^. йоезе 1994 Теория контрфактов в процессах мышления 1. Вслед за уже реально произошедшими событиями (фактами) человек часто конструирует альтернативные по своим результатам воображаемые сценарии развития собы тий (контрфакты). 2. Мысленные сценарии контрфактов могут конструиро ваться в двух противоположных направлениях:
3. Стиль (направление) контрфактического мышления оказывает влияние на последующую деятельность и эмоцио нальное состояние.
268 ность (см. также: теории мотивации в когнитивной психологии). 11.3. Теории мышления в отечественной психологии Структурная организация процессов мышления
269 Функциональные теории мышления. Психологические механизмы мышления С. Л. Рубинштейн Механизм анализа через синтез
Л. С. Выготский Механизм абстрактного синтеза
Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, А. В. Запорожец, П. Я. Гальперин Механизм интериоризации Существует два взаимосвязанных направления формирования и развития произвольных, преднамеренных ориентировочно-исследовательских действий, направленных на установление межпредметных связей и отношений. 270 1. Первое направление развития: от разделенного (совмест ного) действия к действию произвольному и индивидуальному.
2. Второе направление развития: от внешних произволь ных действий с предметами к внутренним умственным фор мам выполнения действий.
А. Н. Леонтьев Теория мышления человека 1. Каковы эволюционные источники формирования процессов мышления у живых организмов ? Исходной основой формирования и развития мышления как особой психической функции выступают формирующи- 271 еся в процессе эволюции у высших животных способы ориентировки и организации поведения в окружающем мире на основе установления межпредметных связей и отношений в конкретных ситуациях (Леонтьев, 1965). 2. Какие факторы обеспечивают переход от эволюционных законов развития психики животных к культурно-историче ским законам развития психики человека, а также законам развития человеческих форм мышления? Прямые предки человечества эволюционировали в направлении объединения в сообщества, которые характеризовались:
Все это принципиально меняет характер психической ориентировки, организации и реализации человеческой деятельности и поведения, а также служит основой для совершенствования механизмов мышления. 3. В чем заключается основная отличительная особен ность мышления человека от мышления животных? Особенностью мыслительных действий является неполнота условий, в которых они реализуются. Способ достижения в определенных условиях цели, которую следует обнаружить или построить, составляет основу любой мыслительной задачи. Мыслительные задачи реализуются в два этапа: а) открытие новых межпредметных отношений и связей в определенных условиях (подготовительный этап); б) включение их в процесс решения (исполнительный этап). 272
Опосредствованные языком мыслительные формы ориентировочных операций и действий человека отделяются от предметно-практических исполнительных составляющих деятельности и могут приобретать характер самостоятельного вида познавательной деятельности, которая образуется по механизму сдвига мотива на цель. 4. Как фиксируются и транслируются способы и результаты человеческого мышления? Изготовление, использование и совершенствование орудий позволяет объективно фиксировать способы вы-полнения действий и операций, а также диапазон возможных результатов, которые получаются благодаря использованию орудий. Орудия выступают первыми материальными средствами обобщения объективных свойств окружающего мира и средствами фиксирования таких обобщений. В последующем эту функцию наиболее эффективно начинают выполнять язык и различные знако-во-символические средства.
273 18. Заказ №4624. людьми, в которых задаются образцы ориентировки в способах решения различных задач на основе установления разнообразных межпредметных отношений и связей. 5. Как процессы мышления включаются в состав человеческой деятельности? Процессы мышления включаются в состав любого человеческого действия или любой человеческой деятельности в форме внешних и умственных действий и операций. При этом обобщенные цели мыслительных действий по механизму «сдвига мотива на цель» могут приобретать характер мотивов-целей. В результате формируется самостоятельная мыслительная деятельность. В этой связи следует разводить:
Мыслительный процесс как система операций и действий в составе человеческой деятельности характеризуется: а) наличием мотива; б) целями, которые формулируются и достигаются в определенных предметных условиях в процессах реализации действий; в) наличием средств; г) способами достижения целей — операциями; д) результатами. 6. Как преодолеваются границы непосредственно-чувственного познания в процессах установления межпредметных отношений и связей путем использования орудийных средств? Границы непосредственной перцептивной ориентировки человека постепенно перестают выступать границами его познания. Они расширяются за счет опосредствованного по- знания предметов и явлений в процессе использования человеком разнообразных орудийных, а позднее и знаковых средств.
7. В чем заключается основной критерий, позволяющий выделять процессы мышления в качестве особого психического процесса? Мышление — это особый способ психической ориентировки, обеспечивающий выделение и фиксацию субъектом разнообразных межпредметных отношений и связей в процессе планирования и реализации иерархически орга-низовнных взаимно подчиненных операций и действий (А. Н. Леонтьев, Запорожец, Гальперин). Основным критерием появления мышления является установление межпредметных связей и отношений путем функционального использования одного действия (операции) в качестве средства достижения цели другого действия.
274 18* 275 • Цель, способ достижения которой необходимо обнару жить и построить в определенных предметных условиях, составляет мыслительную задачу (задача — цель, данная в определенных предметных условиях). '8. Как формируются умственные сокращенные формы установления межпредметных отношений и связей — умственные формы мышления человека? Установление межпредметных отношений и связей с опорой на язык и знаково-символические средства ведет к относительному отделению значений (представлений, понятий) от ситуативной, конкретно-предметной отнесенности слов и знаков. В результате формируются особые умственные действия над значениями.
Преобразование сукцессивных форм внешних, разделенных с другими людьми ориентировочных компонентов действий, направленных на установление межпредметных отношений и связей, в симультанные формы умственных операций и действий является одним из фундаментальных законов развития мышления и мыслительных способностей человека. 9. Какова роль грамматической и логической организации языковых и знаково-символических средств в мышлении человека? По мере развития человеческого общества и совершенствования познавательной деятельности развиваются все бо- 276 лее сложные последовательности ориентировочных действий, которые направлены на установление межпредметных отношений и связей. Такие способы ориентировки начинают фиксироваться в языковых средствах путем развития грамматических и логических способов их организации; позднее для этих целей начинают создаваться специальные искусственные знаково-символические средства.
10. Б каких формах фиксируются результаты мыслительных действий человека? Результаты формирования и развития процессов мышления представляют собой обобщенные способы организации ориентировочно-исследовательских операций и действий, которые актуализируются и используются субъектом для установления различных межпредметных связей и отноше- 277 ний. Они фиксируются в разных допонятийных и в понятийных обобщениях с опорой на языковые и знаково-символи-ческие средства.
П. Я. Гальперин, Н. Ф. Талызина, Н. Г. Салминаидр. Закономерности формирования внутреннего плана умственных действий, обеспечивающего организацию мышления, поведения и деятельности человека 1. Что исходно заложено в основу психического развития че ловека, его сознания и личности? Каков состав человеческих действий? Психическое развитие человека исходно обеспечивается овладением внешними предметно-практическими действиями в соответствии с теми образцами, которые задаются другими людьми в совместных взаимодействиях. Любое действие включает:
2. Какие основные функции реализуются разными типами операций, входящих в состав действий? Каждый тип операций в составе действия обеспечивает свои специфические функции. 278
По мере сокращения и автоматизации такие операции превращаются в образы, представления, понятия, а также в способы их умственных преобразований. 3. Что выступает в качестве единицы анализа процессов мышления? Процессы мышления человека исходно представляют собой действия практического установления межпредметных связей и отношений, переносимые во внутренний умственный план. В качестве единицы мышления выступает отдельное действие, направленное на установление межпредметных отношений или связей. 4. В чем заключаются основные особенности формирования и развития человеческих форм мышления? Мыслительные действия формируются на основе разделенных с другими людьми внешних практических действий установления межпредметных связей и отношений к действиям индивидуальным и умственным. Превращение исходно внешнего совместного предметного действия в самостоятельное и умственное действие включает несколько этапов: • прослеживание действия, выполняемого другим челове 279
5. Какова роль языка в развитии познавательных возмож ностей человека? По мере овладения субъектом действиями и операциями обозначения и замещения языковыми знаками ориентировочных и исполнительных составляющих действий обеспечивается их фиксирование в форме значений.
6. Что выступает в качестве результата ориентировоч но-исследовательской активности субъекта, который интег рирует все познавательные психические функции? По мере непосредственно-чувственного знакомства с предметами окружающего мира и овладения способами их преобразования на основе интериоризации ориентировоч- 280 ных и исполнительных компонентов разнообразных предметных действий формируется, уточняется и совершенствуется на протяжении жизни субъекта образ мира, который фиксируется в памяти субъекта и выступает ориентировочной основой для организации разнообразных действий. 7. Каковы основные направления развития и особенности организации внутреннего плана умственных действий? Внутренний план умственных действий включает преобразования представлений и понятий, которые в различной степени организованы знаково-символическими средствами.
281 Исследования, проводимые в русле поэтапного формирования умственных действий и умственных операций в контексте теории интериоризации, позволили установить некоторые механизмы, лежащие в основе интуитивного и творческого мышления. П. Я. Гальперин Механизмы, лежащие в основе интуитивного и творческого мышления 1. Основную роль в процессах интуитивного и творческо го решения разнообразных задач выполняют два фактора:
2. Если решение получено преимущественно на основе автоматизированных приемов мыслительной деятельно сти — умственных операций, то сам способ решения будет требовать своего развертывания и осознания.
Еще один психологический механизм организации интуитивных форм мышления в контексте деятельностного подхода исследован Я. А. Пономаревым. 282 Механизмы включения «побочного» неосознаваемого опыта в решение творческих задач 1. При выполнении разнообразных предметных действий в памяти субъекта фиксируется два вида опыта:
4. Интуитивное творческое решение новых задач стано вится возможным при ряде условий:
283 Ряд функциональных особенностей мыслительных операций в составе интуитивных и творческих мыслительных действий, а также связь умственных операций с эмоциональными и мотивационными процессами — операциональное значение и операциональный смысл — выявлены в исследованиях О. К. Тихомирова (1969, 1984). О. К. Тихомиров Психологический механизм эмоционального предвосхищения в процессах решения мыслительных задач 1. Выполнение творческого мыслительного действия, подчиненного определенной цели, реализуется посредством умственных операций — автоматизированных, неосознавае мых приемов и способов решения. 2. Каждая операция в зависимости от функциональной необходимости в процессе решения по отношению к цели действия приобретает операциональное значение. • Эффективность используемых операций (их операцио нальное значение) определяется: а) достижением цели и решением задачи; б) наиболее простым способом реше ния, основанным на выборе определенных операций из диапазона возможных и необходимых. 3. В процессе решения задач операциональное значение от бираемых и реализуемых операций не осознается, но эмоцио нально переживается субъектом как операциональный смысл.
инсайта). ' 284
<< предыдущая страница следующая страница >> |
|