Основы социально – психологических знаний. Учебное пособие - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1страница 2страница 3страница 4
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
С. В. Маланов метологические и теоретические основы психологии. 9 5134.8kb.
Учебное пособие «Основы экономической кибернетики» 6 1769.85kb.
Учебное пособие «Основы экономической кибернетики» 12 1786.16kb.
Учебное пособие «Основы конструирования и технологии радиоэлектронных... 1 57.97kb.
Учебное пособие «Основы религиозных культур и светской этики. 1 253.9kb.
М. В. Ломоносова юркина Л. В. Методы психологических и педагогических... 3 451.02kb.
Учебное пособие (075) Печатается 10 5242.42kb.
Учебное пособие по коллоидной химии для самоподготовки студентов. 3 545.03kb.
Егорова Н. Ю. С. Д., Бобров В. А. Менеджмент в домашнем хозяйстве... 15 6550.89kb.
Учебное пособие для учащихся среднеспециальных учебных заведений... 3 844.54kb.
Учебное пособие для студентов высших учебных заведений 4 1747.19kb.
Программа «Социальная психология » 1 31.36kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Основы социально – психологических знаний. Учебное пособие - страница №1/4


Марковская И.М.


Основы социально – психологических знаний.

Учебное пособие

Оглавление
Введение

Раздел 1. Социальная психология как наука

Раздел 2. Изучение больших групп в социальной психологии

Раздел 3. Психология малой группы

Раздел 4. Социальная психология общения

Раздел 5. Социальная психология личности

Библиографический список

Введение
Социальная психология занимает особое место в системе подготовки специалистов-психологов на факультете психологии. Дипломированный специалист должен в результате усвоения дисциплины «Социальная психология» иметь представления о месте социальной психологии в системе психологических наук и научного знания, о ее предмете и методах; знать основные социально-психологические закономерности жизнедеятельности больших и малых социальных групп; понимать и знать особенности общения и взаимоотношений между людьми.

В настоящее время социальная психология представляет собой широко разветвленную науку, которая находит свое применение в практике. Данное пособие является результатом десятилетнего чтения курса по социальной психологии студентам психологических и непсихологических специальностей. В пособии нашли свое отражение большинство тематических блоков указанных в программе для подготовки к экзамену.

Темы, излагаемые в учебном пособии, представляют все разделы курса социальной психологии, в нем отражено содержание многих лекций, читаемых автором на протяжении ряда лет на факультете психологии, однако оно не претендует на полное изложение курса, а призвано помочь студентам заочного отделения в самостоятельной подготовке к экзамену. Некоторые разделы пособия представляют подробное изложение вопроса, а некоторые дают лишь конспективное представление об изучаемом вопросе.

Упоминаемая в тексте информация о социально-психологических явлениях или классификациях должна побудить студента к собственным поискам в этом направлении. Пособие помогает студенту сориентироваться в той проблематике курса «Социальная психология», которая выносится на экзамен. К настоящему времени в социальной психологии накоплен столь обширный материал, что это создает для изучающего эту дисциплину определенные трудности.

Пособие представляет собой академический взгляд на социально-психологическую проблематику, а не научно-популярное изложение некоторых закономерностей поведения человека в обществе.

Раздел 1. Социальная психология – как наука
1.1. Предмет социальной психологии

Социальную психологию интересует человек в обществе. Понимание социальной психологии, рассмотрение ее основной проблематики всегда было тесно связано с междисциплинарным статусом этой науки. Поэтому по традиции изучение курса начинается с осмысления предмета социальной психологии, ее связей с другими науками, в первую очередь со смежными науками: с социологией и общей психологией. Известный историк и философ Б.Ф. Поршнев высказал в свое время предположение, что «социальная психология в своем дальнейшем развитии окажется действительно еще более фундаментальной наукой, еще более «общей», чем сама «общая психология»... До поры до времени в пределах науки психологии останется некоторого рода соревнование: какой из этих составных частей будет принадлежать ведущая роль...»1. Тенденции развития современной социальной психологии, использование ее методов в широкой психологической практике (в частности социально-психологического тренинга) действительно свидетельствуют о том, что социальной психологии принадлежит большое будущее.

Определение предмета — первая задача любой науки. Рассмотрим несколько подходов к определению социальной психологии. По мнению Г.М. Андреевой, социальная психология изучает закономерностей поведения и деятельности людей, обусловленных их включением в социальные группы, а также психологические характеристики самих групп2.

Е.С. Кузьмин, определяя специфику социальной психологии, писал, что «социальная психология – это область психологии, призванная изучать те психические явления и законы, которые возникают как результат общения людей друг с другом»3.

Можно также сказать, что социальная психология изучает влияния на следующих уровнях взаимодействия:


  1. человек – человек;

  2. человек – общество (группа);

  3. группа – группа.

На каждом из этих уровней возникают свои социально-психологические явления, которые являются предметом изучения социальных психологов.

Г. Олпорт предложил следующее понимание социальной психологии в соответствии с американской традицией: «Подавляющее большинство социальных психологов рассматривают свою дисциплину как попытку понять и объяснить, какое влияние оказывает на мысли, чувства и поведение индивидов действительное, воображаемое или предполагаемое присутствие других»4.

Развитие социальной психологии у нас в стране имеет свои традиции и свою историю. Задачи формирования собственной методологии советской социальной психологии и расширения ее выхода в практику были сформулированы в статье А.Г. Ковалева5 в 1959 г. В работе А.Г. Ковалева было подчеркнуто, что для дальнейшего развития социальной психологии необходимо в корне пересмотреть отношение к прошлому опыту, накопленному в 20–30-х годах, взяв из него все ценное. Эта статья открыла дискуссию о социальной психологии, в которой приняли участие В.Н. Мясищев, В.Н. Колбановский, Е.В. Шорохова, Н.С. Мансуров, К.К. Платонов, Е.С. Кузьмин, Б.Д. Парыгин и др. Основными вопросами дискуссии 50–60 гг. были:


  • понимание предмета СП и соответственно круга ее задач;

  • соотношения СП с психологией и социологией.

Первая кафедра социальной психологии была организована в 1968 году в ленинградском университете на базе лаборатории социальной психологии научно-исследовательского института комплексных исследований при ЛГУ. В 1972 году создается кафедра социальной психологии в МГУ.

В американском учебнике по социальной психологии, посвященном столетию исследований в этой области знаний, утверждается, что такой дисциплины как социальная психология, не существовало сто лет тому назад. Первая попытка применить экспериментальные методы к социальному поведению была сделана Норманом Триплеттом в лаборатории Университета Штата Индиана в 1898 г. Авторы учебника подчеркивают, что с тех пор социальная психология развилась в динамическую и эклектическую дисциплину, исследующую различные проявления и причины социального поведения человека.

Основные области, которые являются объектом изучения социальной психологии можно представить следующим образом.



  1. Большие группы (социальные стереотипы, массовое сознание, массовые коммуникации, механизмы воздействия и т.д.).

  2. Малые группы, организации (структура, лидерство, руководство, развитие группы, сплоченность и т.д.).

  3. Общение (структура, типы и виды общения, взаимопонимание и т.д.).

  4. Социальная психология личности (установки, ценности, типы личности, Я-концепция, социализация и т.д.).

  5. Практическая социальная психология (социально-психологический тренинг, психология рекламы, политики, искусства, семьи, и т.д.).

В настоящее время ни у кого не вызывает сомнения самостоятельный статус социальной психологии. Современные темпы ее развития таковы, что привели к возникновению целых отраслей социально-психологического знания: политической психологии, управленческой психологии, психологии рекламы, психологии семьи и т.д. Социальные психологи работают в самых разных областях общественной науки и практики: в бизнесе, в муниципальном и государственном управлении, принимают участие в планировании социальных программ, в осуществлении процедур оценки, аттестации и обучения кадрового состава организации, работают в избирательных компаниях, проводят маркетинговые исследования и т.д.

1.2. Социальная психология и социология. Место социальной психологии в системе научного знания

В то время как объектом изучения социологии в первую очередь является общество, для социальных психологов в большей степени интересен человек в обществе. Пограничный характер социальной психологии порожден как спецификой ее предмета, так и особенностями ее происхождения. Первые руководства по социальной психологии были написаны одновременно психологом и социологом.

В американской социальной психологии до сих пор обсуждается вопрос о двойственном статусе социальной психологии. Т. Ньюкому принадлежит высказывание о том, что в США практически существуют две социальные психологии: «социологическая социальная психология» и «психологическая социальная психология». Двойственный статус социальной психологии как науки закреплен в США и организационно, поскольку секции социальной психологии существуют как внутри Американской психологической, так и внутри Американской социологической ассоциаций6.

Социальные психологи стремятся прогнозировать поведение людей на основе изучаемых закономерностей общения, массового поведения, особенностей влияния общества на человека и человека на общество. Социологи пытаются прогнозировать развитие общества. Безусловно, это связанные задачи, в русле которых работают и политологи, и историки, и антропологи.

Социологи и социальные психологи часто используют аналогичные методы исследования, однако социальные психологи включают в свой арсенал еще и эксперименты.

Социология и социальная психология относятся к циклу общественных дисциплин, которые всегда испытывают влияние со стороны идеологических течений, представленных в том или ином обществе. По этому поводу можно привести цитату американского психолога Кеннета Гергена7. «Как исследователи человеческого взаимодействия, мы втянуты в специфическую двойственность. С одной стороны, мы ценим интеллектуальную бесстрастность в научных вопросах и прекрасно осознаем искажающий эффект сильной приверженности тем или иным ценностям. С другой стороны, как существа социализированные, мы обладаем многочисленными ценностями, касающимися природы социальных отношений. Социальный психолог, чьи ценности не влияют на предмет и методы его исследования или язык описания, которым он пользуется – большая редкость. Генерируя знания о социальном взаимодействии, мы также сообщаем другим о своих личных ценностях. Тот, кто пользуется нашими знаниями, таким образом, получает двойственное послание: послание, которое бесстрастно описывает то, что есть, и послание, которое незаметно предписывает то, как оно должно быть».

Место социальной психологии в системе научного знания может быть рассмотрено со стороны двух подходов. С точки зрения интрадисциплинарного подхода социальная психология является частью другой науки: либо социологии, либо психологии. Интердисциплинарный подход гласит о том, что социальная психология возникает на стыке двух наук: социологии и психологии, и в связи с этим носит междисциплинарный характер.
Интрадисциплинарный подход

Позиция 1.



психо

социальная психология

логия

Позиция 2.



социо

социальная психология

логия

Интердисциплинарный подход

Позиция 3. Социальная психология возникает “на стыке” двух наук, занимая ничью землю.


психология

социальная психология

социология

Позиция 4. Пересечение интересов двух наук создает поле для развития социальной психологии.



психология

социальная психология

социология

По сравнению с другими психологическими отраслями (психология личности, возрастная психология) социальная психология менее сосредоточена на различиях между индивидами или на особенностях развития личности и более — на том, как люди оценивают друг друга и влияют друг на друга.



1.3. Методы социальной психологии

Все методы социальной психологии могут быть разделены на три группы.

1. Статистические (корреляционный анализ, процентное соотношение, факторный анализ и т.д.).

2. Сбора данных (опрос, анализ документов, эксперимент, тесты, наблюдение).

3. Воздействия (СПТ, консультирование, групповая дискуссия и т.д.).

Опросы


  • анкетирование (индивидуальное, групповое);

  • интервьюирование (свободное, стандартизированное, глубинное);

  • групповое интервью (фокус-группы, креативные группы, дэльфи-группы и т.д.).

Анализ документов

  • письменные (архивы, пресса, научные публикации, личные документы, автобиографии);

  • иконографические (кино, фото, произведения искусств, видеозаписи);

  • фонические (аудиозаписи).

Эксперимент

  • лабораторный (эксперименты Милграма);

  • естественный (эффект Латейна).

Наблюдение

  • структурализованное – неструктурализованное;

  • включенное – невключенное;

  • полевое – лабораторное;

  • систематическое – случайное.

Тесты

  • личностные (оценка качеств);

  • достижений (оценка умений);

  • интеллекта (оценка уровня развития и структуры);

Интенсивное развитие социальной психологии приводит к совершенствованию методов социальной психологии, а также к междисциплинарному сотрудничеству. В этой связи происходит заимствование методов из других наук — культурантропологии, лингвистики, этологии, микросоциологии.


1.4. Краткая история развития социально-психологических знаний.

История развития социально-психологических знаний включает в себя три этапа.



  1. Накопление социально-психологических знаний в сфере философии и общей психологии. ( VI в. до н.э. – середина XIX в.).

  2. Выделение описательной социальной психологии из философии (социологии) и общей психологии в самостоятельную область знаний. (50–60-е гг. 19-го века –20-е гг. 20-го века) – эмпирический период.

  3. Оформление социальной психологии в экспериментальную науку (20-е гг. 20-го века) и ее современное развитие.

Первые социально-этнические классификации возникли в древней Греции. Так, Гераклиту принадлежит разделение людей на тех, кто руководствуется логосом, разумом, и тех, кто подчинены своим прихотям и потребностям. Платон писал, что у греков – преимущественно развит разум, у северных варваров – мужественная душа, у южан – вожделение. Аристотелю принадлежит определение человека как политического, общественного животного. Попытка психологического объяснения поведения человека в обществе принадлежит многим философам 16 – 18 вв. Так, по мнению Макиавелли (1469–1527), общество аморально по сути, а власть выступает как высшая ценность для человека. В этот период появляются такие направления как френология (Галль), физиогномика (Лафатер). Ломоносову принадлежат первые труды по общению (публичное выступление) и риторике.

Большую роль для становления социологии и социальной психологии сыграл О. Конт (1798–1857). В 1854 г. в последнем своем томе «Системы позитивной политики» Конт заявил о своем намерении создать «систему позитивной морали», однако он не успел осуществить свой замысел. О. Конт обратил внимание на следующий парадокс: как человек может воздействовать на общество и в то же время сам формироваться под его влиянием. О. Конт является основателем методологии позитивизма, в соответствии с которой при изучении поведения человека и явлений общественной жизни необходимо использовать тот же самый научный подход, что и при изучении естественного мира.

Второй этап чаще всего связывают с Германией, в которой: Г. Штейнталь и М. Лацарус (1859) – создатели психологии народов – начали издавать журнал по этнической психологии и языкознанию. В дальнейшем их идеи получили развитие во взглядах В. Вундта (1832—1920)в изданном им 10-томном издании «Психология народов» (1910–1920).

Основной темой этого периода была психология масс, толпы, изучение иррациональных моментов в социальном поведении. К авторам этого направления можно отнести Г. Тарда и Г. Лебона во Франции, Л.Уорда и Э.Росса в США, Г.Спенсера и Мак-Даугола в Англии и Михайловского в России.

Г. Тард движущей силой психологии масс считал подражание, которое в общественной жизни играет такую же роль как наследственность в биологической жизни, Г. Лебон – внушение, У. Джеймс – привычку, Мак-Даугал – инстинкт, Э.Дюркгейм и Леви-Брюль – коллективное сознание. Социальная психология была заявлена как самостоятельная дисциплина, теперь она нуждалась в подведении под нее экспериментальной базы. С точки зрения науки того времени (традиции позитивизма), только та дисциплина могла считаться наукой, которая использует в арсенале своих методов эксперимент.

Третий период. Начало 20 века считается началом превращения социальной психологии в экспериментальную науку, хотя в качестве автора первого эксперимента часто называют Н. Триплетта (1897, США). Первые запланированные эксперименты были проведены В.Меде (Германия) в 1913-1920 гг., он изучал способность к переносу боли, внимание, счет в группе от 2–8 чел. В подобных экспериментах Ф. Олпорт (США, 1924) пришел к выводу, что группа сглаживает крайности суждений (дискуссия о свойствах предметов), а В.М.Бехтерев (Россия), что коллектив увеличивает объем знаний, исправляет ошибки (проектирование памятников).

Наибольший бум экспериментальных исследований в США пришелся на 30–е годы, в то время были сильны традиции необихевиоризма. особую известность приобрели хотторнские эксперименты (Э. Мэйо), благодаря которым произошло: а) пересмотр роли человеческого фактора, отход от прежней концепции экономического человека; б) открытие неформальной жизни коллектива. Развитие капиталистических форм экономики в Соединенных Штатах выдвигает и перед социальной психологией ряд требований, связанных с необходимостью повышения производительности труда рабочих, развитием средств массовой информации, усилением значения пропаганды и рекламы, а также разработкой в самом широком плане способов и методов управления.

Психоанализ не получил столь широкого распространения в социальной психологии как бихевиоризм, хотя многие авторы-фрейдисты связывали взаимоотношения родителей и детей с моделью всех отношений в обществе.

Когнитивизм ведет свое начало от теории поля и групповой динамики К. Левина. Благодаря К. Левину в США появилась первая национальная лаборатория тренинга (40–50 гг.)

Большой вклад в социальную психологию малых групп внесло социометрическое направление Дж. Морено (1889–1974).

Проблематика интеракционистской концепции, связанна преимущественно с исследованием проблем символизма, ролей, референтных групп и т. д.

Несмотря на присутствие основных теоретических ориентаций в социальной психологии (поведенческая, когнитивная, гуманистическая, психоаналитическая, интеракционистская), существует смешивание различных принципов в рамках одного и того же исследования. Это стало по существу нормой в американской социальной психологии.

В отличие от социальной психологии США, которая ориентировалась с самого начала на прикладное знание (интересы бизнеса, администрации, армии, пропаганды), социальная психология в Европе начиналась с проблематики больших групп, с попыток исследования крупномасштабных социальных проблем. Эта связь прослеживается по преобладающей тематике исследований, по выбору объектов исследования, по источникам финансирования.

Большое значение для развития западноевропейской социальной психологии имели: теория коллективных представлений Э.Дюркгейма, теория харизматического лидерства и анализ роли этических факторов в экономической жизни (М. Вебер), философия денег и теории социальных форм (Г. Зиммель). Анализ этих работ содержится в трудах известного социального психолога С.Московичи (Франция), автора теории социальных представлений. Среди других социальных психологов можно назвать такие имена как Г. Теджфел, Р. Харре, Дж.Тернер.

Начало истории отечественной социальной психологии связывают с дискуссией 20-х гг. Основные причины спора были в борьбе между материалистической и идеалистической идеологией. Психологи дуалистического толка (их называли идеалистами) – Челпанов и Нечаев полагали, что индивидуальная психология (собственно психология) должна быть дополнена социальной (разрабатываемой в рамках марксизма). Из психологов марксистов наиболее активно выступал Артемов — он всю психологию сводил к социальной, предлагая все явления рассматривать с точки зрения марксизма.

По пути Бехтерева, автора коллективной рефлексологии, в 20-е гг. шли Беляев, Залужный. Так, Б.В. Беляев дал весьма широкое определение предмета социальной психологии – она должна изучать психологию коллектива, масс, толпы. Проблемы коллектива, влияние коллектива на личность, взаимоотношения коллектива и личности, поднятые вначале 20-х годов рефлексологами, получили дальнейшее развитие в многочисленных работах представителей педологии, реактологии, психотехники в 1930–1940-е годы.

Так, А.С. Залужным разрабатывались вопросы лидерства в коллективе, динамичности взаимоотношений коллектива и личности, организации коллектива, обусловленности поведения вожаков и всего коллектива, развития коллектива и стадий этого развития. Е.А. Аркин изучал характер социальной установки, которая по его мнению может меняться в зависимости от облика того коллектива, в состав которого включается индивид. Б.В. Беляев обратил внимание на необходимость изучения внутренней (неофициальной) структуры коллектива. Он пытался дифференцировать понятия «группа» и «коллектив».

В конце 20-х годов В.Н. Мясищев предпринимал попытки изучать психологические характеристики рабочей молодежи в зависимости от отношений рабочего к коллективу, обществу и труду, им была предложена типология личности по социальной активности и направленности.

В 1950–60-е годы многие известные психологи посвятили свои работы социально-психологическим проблемам: Б.Г. Ананьев (формирование самооценки и самоконтроля), Л.И. Божович («внутрення позиция» и ее роль в овладении новыми видами деятельности), А.Г. Ковалев (своеобразие отношений в семье, и их влияние на формирование характера детей).

Безусловно, отечественная социальная психология развивалась под влиянием марксистской философии. Ковалев, Предвечный, Парыгин, Кузьмин, Свенцицкий, Андреева – авторы первых учебников по социальной психологии 1970–80-е годы. Традиционные проблемы советской социальной психологии – коллектив, влияние коллектива на личность, взаимоотношения коллектива и личности, общение.

В настоящее время российская социальная психология представляет собой эклектичную, бурно развивающуюся науку, с выраженной прикладной ориентированностью своих исследований.
Раздел 2. Изучение больших групп в социальной психологии
2.1. Классификация больших групп в социальной психологии. Основные методы исследования больших групп

Первые попытки изучения психологических явлений в больших социальных группах были предприняты во второй половине ХIХ века. Именно с этими попытками обычно связывают возникновение самой науки социальной психологии. Исследованию этнопсихологии, души народа, поведению толпы посвящали свои труды М. Лацарус, Г. Штейнталь в Германии, Г. Тард и Г. Лебон во Франции, С. Сигеле в Италии, Н.К. Михайловский в России.

Начиная с 20-х годов ХХ века, усилия социальных психологов сместились в сферу изучения малых групп, микроструктуры общества, при этом часто выводы, полученные при исследовании малых групп, стали неправомерно распространяться на большие группы. По традиции в зарубежной социальной психологии основное внимание уделяется большим неорганизованным общностям людей, которые именуются массой, толпой, аудиторией и т.п. Проводя классификацию больших групп, большинство исследователей выделяют дихотомию: неорганизованные – организованные.

Организованные группы сложились в ходе социально исторического процесса, они результат развития общества. Выделяют группы по территориальному, этническому, классовому и различным демографическим признакам. Как отмечает Г.Г.Дилигенский, «под это понятие попадают группы совершенно разного порядка, исследование которых трудно объединить каким-либо общим принципом». Для более четкой дифференциации он предлагает выделить «в качестве особого объекта познания группы, которые функционируют в масштабе общества (в отличие от социальных групп, которые могут быть объединены общностью по месту проживания, по принадлежности к какой-то локальной организации и т.д.)»8.

Стихийные группы возникают случайно, они, как правило, кратковременны и некоторые авторы объединяют их общим названием – толпа. Толпа образуется из случайных лиц. В случае не разрешения общественных проблем толпа может начать беспорядки.

В социальной психологии выделяют разновидности стихийных групп: аудитория, митинг, публика, толпа, массы (см. схему 1).






Условные

Группы

Реальные

Большие:

Средние:

Малые:


  • организованные

  • стихийные

  • организации

  • подразделения

  • формальные

  • неформальные

Схема 1. Классификация групп в социальной психологии


Общение в больших группах носит опосредованный (через средства массовой коммуникации) характер. К структурным явлениям психологии большой группы, которые становятся предметом изучения социальных психологов и социологов относят: менталитет, профессиональную мораль, национальный характер, нравы, обычаи, традиции, вкусы

Обычно под менталитетом понимается интегральная характеристика некоторой культуры, в которой отражено своеобразие видения и понимания мира ее представителями, их типичных «ответов» на картину мира (Г.М. Андреева). По профессиональной моралью понимают обычно систему моральных требований, норм, ценностей, свойственных людям, профессионально занятым определенным видом деятельности.

При изучении подобных явлений социальные психологи используют методы этнографии, к анализу продуктов культуры. Полноту информации обеспечивают сравнительные, кросскультурные исследования, приемы, принятые в языкознании, а также методы традиционные для социологии.

Особую известность в связи с изучением массового сознания приобрела концепция социальных представлений С. Московичи. Социальные представления — основной элемент группового сознания, в них выражено отношение определенной группы к тому или иному объекту. Поэтому социальное представление выражает не индивидуальное мнение человека, а его мнение как члена группы, класса, культуры. Структура социального представления состоит их трех компонентов: информации (знание об объекте), поля представления (образный и смысловой аспект) и установки (отношение, оценка объекта).

Другое направление в изучении больших групп – исследование социальных стереотипов. Проблематика социальных стереотипов развивалась в связи с изучением межэтнических отношений. Социальный стереотип – это схематизированный эмоционально окрашенный образ какой-либо социальной группы (учителя, американцы и т.д.) с легкостью распространяемый на всех ее представителей.

Г. Тэджфел выделяет две функции социальных стереотипов на индивидуальном и две – на групповом уровне9. К индивидуальному уровню относятся: 1) когнитивная (схематизация, упрощение и т.д.); 2) ценностно-защитная (создание и сохранение положительного «Я-образа»). К социальному – 3) идеологизирующая (формирование и сохранение групповой идеологии, объясняющей и оправдывающей поведение группы) и 4) идентифицирующая (создание и сохранение положительного группового «Мы-образа»).

Теджфел (1978) суммировал главные выводы в области исследования социальных стереотипов.

1. Люди с легкостью проявляют готовность характеризовать обширные человеческие группы (или «социальные категории) недифференцированными, грубыми и пристрастными признаками.

2. Такая категоризация стремится оставаться совершенно стабильной в течение очень длительного времени.

3. Социальные стереотипы в некоторой степени могут изменяться в зависимости от социальных, политических, экономических изменений, но это происходит крайне медленно.

4. Социальные стереотипы становятся более отчетливыми и враждебными, когда возникает социальная напряженность между группами.

5. Они усваиваются очень рано и используются детьми задолго до возникновения ясных представлений о тех группах, к которым они относятся.

6. Социальные стереотипы не представляют большой проблемы, когда не существует явной враждебности в групповых отношениях.
2. 2. Стихийные группы. Трансформация личности в толпе

Г. Лебон в работе «Психология народов и масс» отмечал, что в толпе всегда преобладает бессознательное – «Измененные чувства могут быть лучше или хуже тех, которые присущи отдельным индивидам, составляющим вместе толпу. – Толпа так же легко становится героичной, как и преступной».

Под словом «толпа» подразумевается в обыкновенном смысле собрание индивидов, какова бы ни была их национальность, профессия или пол и каковы бы ни были случайности, вызвавшие это собрание. Но с психологической точки зрения слово это получает уже совершенно другое значение. При известных условиях – и притом только при этих условиях – собрание людей имеет совершенно новые черты, отличающиеся от тех, которые характеризуют отдельных индивидов, входящих в со­став этого собрания. Сознательная личность исчезает, причем чувства и идеи всех отдельных единиц, образующих целое, именуемое толпой, принимают одно и то же направление. Образуется коллективная душа, имеющая, конечно, временный характер, но и очень определенные черты.

Одним из общих свойств толпы является необыкновенная податливость внушению. Сила чувств толпы еще более увеличивается отсутствием ответственности, особенно в толпе разнокалиберной. Уверенность в безнаказанности, тем более сильная, чем многочисленнее толпа, и сознание значительного, хотя и временного, могущества, доставляемого численностью, дает возможность скопищам людей проявлять такие чувства и совершать такие действия, которые невозможны для отдельного человека.

Исчезновение сознательной личности и ориентирование чувств и мыслей в известном направлении – главные черты, характеризующие толпу, вступившую на путь организации, не требуют непременного и одновременного присутствия нескольких индивидов в одном и том же месте. Вот как характеризует Г. Лебон психологические особенности толпы в своем труде «Душа толпы»10.

Элементы бессознательного, образующие душу расы, именно и являются причиной сходства индивидов этой расы, отличающихся друг от друга главным образом элементами сознательного, – тем, что составляет плод воспитания или же результат исключительной наследственности. Самые несходные между собой по своему уму люди могут обладать одинаковыми страстями, инстинктами и чувствами; и во всем, что касается чувства, религии, политики, морали, привязанностей и антипатий и т.п., люди самые знаменитые только очень редко возвышаются над уровнем самых обыкновенных индивидов. Между великим математиком и его сапожником может существовать целая пропасть с точки зрения интеллектуальной жизни, но с точки зрения характера между ними часто не замечается никакой раз­ницы или же очень небольшая.

Эти общие качества характера, управляемые бессознательным и существующие в почти одинаковой степени у большинства нормальных индивидов расы, соединяются вместе в толпе. В коллективной душе интеллектуальные способности индивидов и, следовательно, их индивидуальность исчезают; разнородное утопает в однородном, и берут верх бессознательные качества.

Что свойственно толпе по мнению Г. Лебона


1. Импульсивность, изменчивость и раздражительность толпы. – Импульсы, которым повинуется толпа, достаточно сильны, чтобы уничтожить личные интересы. – Толпа никогда не поступает предна­меренно.

2. Податливость внушениям и легковерие толпы. – Исчезновение различия между ученым и глупцом в толпе. – Невозможность ве­рить показаниям толпы. – Единогласность показаний многочисленных свидетелей менее всего годится дня подтверждения какого-нибудь факта. – Малоценность исторических сочинений.

3. Преувеличение и односторонность чувств толпы.

4. Нетерпимость, авторитетность и консерватизм толпы. – Вре­менное проявление революционных инстинктов в толпе не мешает ей быть глубоко консервативной.



Вопрос 3. Основные способы психологического воздействия: убеждение, внушение, заражение, подражание.

  • Внушение – целенаправленное эмоционально-волевое воздействие, основанное на некритическом восприятии. Суггестор – человек, осуществляющий внушение. Условия внушающего воздействия: авторитетность источника внушения и доверие к нему. Внушение может быть направлено как на отдельного человека, так и на группу в целом

  • Убеждение – способ психологического воздействия, который основан на логике, на обращении к разуму. Слагаемые убеждения: постановка фраз, аргументы, факты, доказательства, логические рассуждения.

  • Заражение – бессознательная невольная подверженность индивида определенным психическим состояниям. Заражение носит автоматический характер и плохо поддается сознательному контролю. Это один из наиболее древних механизмов воздействия. Одним из наиболее ярких примеров заражения является распространение панических настроений. Высокая энергетика собственного поведения, артистизм в исполнении действий способствуют передаче своего состояния другому человеку.

  • Подражание – способ психологического воздействия, который основан на воспроизведении индивидом черт и образцов демонстрируемого другими поведения. Публичная известность способствует стремлению подражать у других людей.

К видам психологического влияния относят также просьбы, принуждения, критику, игнорирование, самопродвижение и манипулирование (см. Психология / Под ред. А.А. Крылова. — М.: Проспект, 1999. — С. 339 – 347.
Раздел 3. Психология малой группы
Традиционно исследования в социальной психологии сосредоточены были на поведении человека в группе. Характерная для первых десятилетий ХХ века популярность проблематики малых групп была связана, конечно, с развитием самой социальной психологии как системы научного знания. Внедрение экспериментального метода в социальную психологию закономерно обусловило лидирующую роль малой группы как объекта научных исследований. Однако решающим фактором фокусировки социальной психологии на проблеме малых групп выступили не внутринаучные, а социально-практические обстоятельства, обусловленные увеличившейся значимостью малых групп в больших социальных процессах (производство, воспитание, управление и т.п.). Исследования малых групп в большой мере связаны с той теоретической моделью, которой придерживаются авторы того, или иного направления. Г.М. Андреева определяет три таких основных направления в западной психологии: социометрическое, социологическое и школа «групповой динамики». Более развернутой классификацией можно считать выделение следующих теоретических ориентаций исследования малых групп: теория подкрепления, интеракционизм, теория поля, психоаналитическая ориентация, социометрический подход, организационный подход, деятельностный подход, параметрический подход, теория систем. В отечественной психологии существуют свои традиции исследования малой группы. Так, основная масса прикладных исследований, выполненных в 60–70-е годы в нашей стране, концентрировалась вокруг двух главных проблем: коллектив — личность и малая группа — личность.
3.1. Понятие малой группы в социальной психологии. Классификация малых групп

Чем объясняется постоянный интерес к малой группе? Во-первых, малая группа выступает важнейшим фактором изучения в психологии личности, во-вторых, исследования малой группы дают возможности в постановке строго контролируемого эксперимента, в-третьих, изучение малой группы позволяет понять процессы, протекающие в больших социальных общностях, в-четвертых, запросы практики связаны с коллективным характером человеческой деятельности. Психология МГ в настоящий момент представляет собой разработанную область научного знания, включающую в себя различные феноменологические, динамические и структурные аспекты. Социальные группы не существуют вне времени и пространства.

Под малой группой понимается немногочисленная по составу группа, члены которой объединены общей социальной деятельностью и находятся в непосредственном личном общении, что является основой для возникновения эмоциональных отношений, групповых норм и групповых процессов. Такое определение дается в учебнике Г.М. Андреевой.

Французские социальные психологи Д. Анзье и Ж. Мартен полагают, что группа характеризуется:

а) ограниченным числом членов, таким, чтобы каждый был способен выработать представление обо всех остальных и аналогичным образом быть воспринятым каждым из них;

б) совместным активным достижением относительно постоянной общей цели;

в) эмоциональными взаимоотношенями;

г) сильной взаимозависимостью образующих группу лиц, связанных чувством солидарности и морального единства даже вне совместных действий;

д) дифференциацией ролей между членами группы;

е) выработкой общих норм и специфической групповой культуры.

Ни в первом, ни во втором списке, ни разу не упомянуты объективные предпосылки возникновения группы. Решающим критерием выдвигается четкость и детализированность представлений друг о друге.

Идея о том, что принадлежность к группе побуждается надеждой найти в ней средство удовлетворения личных запросов, чрезвычайно характерна для американской психологии. Согласно Б. Бассу, группа может быть определена как «такое собрание индивидов, существование которого чем-либо их вознаграждает». «Наше определение группы, – пишет Р. Кэттел, – совокупность индивидов, в которой существование всех используется для удовлетворения каких-либо потребностей каждого»11.

Наиболее часто используемые дихотомии при классификации малых групп: формальные — неформальные, референтные — группы членства.

Формальная группа принадлежит какой-либо организации и отношения в ней продиктованы не только личными симпатиями, но и нуждами этой социальной организации.

Неформальная группа возникает стихийно, либо сама по себе (круг друзей, соседей и т.д.), либо существует внутри какой-либо формальной группы или организации.

Понятия референтные группы и группы членства введены Г. Хайменом — часть членов определенных малых групп разделяет нормы поведения, применяемые не в данной группе, а в какой-то другой. Такие группы, в которые индивиды не включены реально, но нормы которых они принимают, Хаймен назвал референтными группами. В дальнейшем референтными группами стали называть и реально существующие группы.

Г. Келли выделил две функции: нормативную и сравнительную (эталонную).

Референтная группа — любая реальная или воображаемая группа со стандартами и убеждениями, с которыми идентифицирует себя индивид, чьи нормы и ценности используются им как система эталонов при выборе и оценке своих поступков.


3.2. Структура малой группы

Структура: элементы и связи между ними. Связи – это взаимодействия и взаимоотношения. Элемент – часть структуры группы – это индивид, а также его поведение, которое связано с проигрыванием определенных ролей в группе.

Сложившаяся социальная группа почти всегда принадлежит более широкой социальной организации, и это порождает так называемую систему официальных отношений. Активно действующими элементами этой системы являются члены группы, чьи роли заданы отношениями власти и подчинения, предписанными на формальном уровне (начальник, заведующий, староста, капитан и т.д.). Обычно отношения в этой системе диктуются структурой иерархии и связаны с обязанностями и правами участников социальной деятельности.

Но одновременно в ходе развертывания этой деятельности возникают функциональные образования, заранее социальной организацией не предписанные. Таковы, например, роли, которые можно встретить в большинстве коллективов: критик, организатор, эрудит, генератор идей, саботажник и т.д. Связи между реализующими эти роли индивидами образуют систему неофициальных деловых отношений. Позиция делового лидера является центральным элементом этой системы, при этом далеко не всегда руководство группой осуществляется лидером коллектива, а распределение ролей в группе происходит в зависимости от возможностей, потенциала, личностных и деловых особенностей каждого индивида.

Наряду с упомянутыми системами официальных и неофициальных деловых отношений в группе существуют отношения эмоционального типа. Здесь связи между элементами возникают как следствие возникающих в группе симпатий и антипатий, чувств любви, ненависти, зависти, ревности, желаний оказать кому-то поддержку или чинить препятствия и т.д. Центральным элементом является эмоциональный лидер, человек, который оказывает наибольшее влияние на эмоциональную атмосферу в группе. Он наиболее предпочитаемый участник различного рода неформальных ситуаций жизнедеятельности группы. Среди ролей этой системы: весельчак, нытик, оптимист, зануда, завистник, угодник, шут и т.д.

Р. Шиндлер (1957) выделяет следующие наиболее распространенные роли в группе, используя для обозначения греческие буква:  – альфа (лидер),  – бета (эксперт),  – гамма (рядовой),  – омега (аутсайдер, отвергаемый), Р (противник). Лидер импонирует группе, побуждает ее к действиям. Эксперт имеет специальные знания, навыки способности, которые группе всегда требуются или которые группа просто уважает. Он рассматривает ситуацию с нескольких сторон, его поведение самокритично и рационально. Гамма — легко приспосабливающиеся члены группы, большинство из них отождествляется с лидером. Омега — самый «крайний» индивид, который отстает от группы в силу какого-то отличия от всех остальных, иногда он отождествляется с противником, чем провоцирует группу. Противник, оппозиционер, активно выступает против лидера.

Р. Бейлс указывает на следующее весьма существенное для успешного функционирования группы обстоятельство: групповая структура

(в инструментальном ее измерении), наиболее эффективная для решения поставленной перед группой задачи, может оказаться неудовлетворительной в межличностном (экспрессивное измерение) плане. И, следовательно, необходима соответствующая сбалансированность этих структурных измерений.

Для изучения групповой структуры обычно применяются следующие методы:

1) социометрические (используются для изучения неформальных отношений в группе);

2) методы изучения лидерских позиций и влияния в группе (ранжирование, дискуссии, ролевые игры и т.д.);

3) методы изучения коммуникативных сетей (система передачи информации в группе и информационного влияния);

4) наблюдение (в естественных условия жизнедеятельности группы или в лабораторных условиях);

5) экспертное оценивание и групповая оценка личности (ГОЛ);

6) формально–статусный метод (например, изучение штатного расписания и должностных инструкций).
3. 3. Роль и статус

Роль и статус — этими понятиями оперируют социальные психологии, описывая положение индивида в группе и обществе. Психологическая роль – построение поведения в соответствии с тем, чего от тебя ждут. Во всяком организованном действии роли находятся в обязательном взаимодействии друг с другом. Играние роли заключается в том, чтобы исполнять обязанности, которые накладываются ролью и осуществлять свои права по отношению к другим.

Формальная социальная роль – поведение, которое мы строим в соответствии с усвоенными нами ожиданиями общества, выполняя ту или иную социальную функцию. Выработанная обществом и усвоенная нами индивидуальная система мыслей, чувств, намерений и действий.

Внутригрупповая роль – поведение, которое строится с учетом ожиданий со стороны данной группы на основе сложившихся в ней взаимоотношений.

Межличностная роль – поведение, которое строится с учетом ожиданий, предъявляемых знакомым человеком на основе сложившихся с ним отношений.

Индивидуальная роль – поведение, которое строится в соответствии с собственными ожиданиями.

Статус – положение личности в обществе, устанавливаемое в терминах прав, обязанностей, привилегий и свобод, которые она получает благодаря своему положению. Действия большинства людей направлены на сохранение или повышение своего личного статуса.

Социальный статус – относится к позиции человека в обществе: уважение которым он пользуется и его престиж основываются на том, к какой категории он относится и как оценивается эта категория в социальной системе.

Личный статус возникает в связи с взаимоотношениями в группах. Сохранение личного статуса состоит в том, чтобы действовать так, чтобы обеспечить свое положение.

Можно сказать, что роль — это ожидаемое поведение, связанное с определенным статусом.

Роли человек усваивает и присваивает в ходе социализации, под влиянием ближайшего социального окружения
3.4. Развитие малой группы

При изучении группы психологи пользуются термином «групповая динамика». Свое начало это понятие ведет от основателя «школы групповой динамики» Курта Левина. Впервые термин «групповая динамика» был использован в статье К. Левина «Эксперименты в социальном пространстве» в журнале «Гарвардское педагогическое обозрение» в 1939 г. в США. По определению К. Левина групповая динамика – это дисциплина, исследующая положительные и отрицательные силы, которые действуют в данной группе12. При описании и объяснении принципов групповой динамики Левин опирался на законы гештальт-психологии: а). целое доминирует над частями; б). отдельные элементы объединяются в целое.

В современном понимании групповая динамика — это развитие или движение группы во времени, обусловленное взаимодействием и взаимоотношениями членов группы между собой, а также внешними воздействиями на группу.

В групповой психотерапии существует также отдельное направление, в основании которого лежит психоанализ, оно также называется «групповая динамика» или «групподинамический подход».

Анализ развития группы обычно происходит на основании пяти элементов.


  1. Цели группы.

  2. Нормы группы.

  3. Структура группы и проблема лидерства.

  4. Сплоченность группы.

  5. Фазы развития группы.

Модели коллективообразования и двухфакторные модели

В настоящее время существует несколько моделей группообразования. Задачами их теоретического осмысления выступают для нас, во-первых, их соотнесение и классификация, во-вторых, анализ возможностей применения в различных областях психологической практики. Р.Л. Кричевский и Е.М. Дубовская предлагают теоретические конструкции, создаваемые в рамках групповой динамики, разделить на модели коллективообразования (Петровский А.В., Л.И. Уманский, А.Н. Лутошкин), двухфакторные модели (Г. Стенфорд, А. Роарк, Б. Такмен), однофакторные (И.П.Волков, Е. Мабри) и частные модели (М.А. Новиков). В основе такой классификации лежат различные критерии для выделения этапов жизнедеятельности группы.

Так, в стратометрической концепции критериями группового развития являются степень опосредования межличностных отношений в группе содержанием совместной деятельности и общественная значимость, позитивность – негативность с точки зрения общественного прогресса. Развитие группы — это движение от диффузной группы к коллективу или к корпорации. Выделенные страты представлены в такой обобщенной форме, что не поддаются операционализации в эмпирическом исследовании.

В основу параметрического подхода, близкого к стратометрическому, но более раннего по времени создания (г.Курск, 70-е годы), положены представления Л.И. Уманского о социально-психологических параметрах (отсюда название подхода) развития группы как коллектива. Возможность выделения конкретных опорных, возможных для диагностики пунктов сделала модель популярной для последователей. Среди изучаемых групповых критериев: единство целей, мотивов, ценностных ориентаций, групповая подготовленность в сфере какой-либо деятельности, межличностное познание, межличностные контакты и стрессоустойчивость группы.

Схема развития группы по Л.И. Уманского – это движение от конгломерата к коллективу или антиколлективу. Групповая изоляция, на которой может развиться высокий уровень корпоративности, может привести к антиколлективу. Антиколлективы — группы отличающиеся внутригрупповой антипатией, межличностным эгоцентризмом и эгоизмом, активной дезинтеграцией, конфликтностью и агрессивностью. Схема образно-символического соответствия группового развития по А.Н. Лутошкину сделала эту модель известной в педагогической среде и применяемой в ситуации самодиагностики молодежного коллектива.

В двухмерной (двухфакторной) модели развития группы источником движения группы выступает противоречие между деловой и эмоциональной активностью группы. В результате анализа 50 публикаций Б. Такмен выделил наиболее часто называемые четыре стадии в сфере эмоциональной активности группы, рассматриваемые в русле этой модели:



  • «проверка зависимости» — ориентировка в характерах и поиск взаимоприемлемого поведения;

  • «внутренний конфликт» — нарушение взаимодействия и отсутствие единства;

  • «развитие групповой сплоченности»;

  • «функционально-ролевая соотнесенность»;

Отдельно выделяются стадии в сфере деловой активности группы:

1) ориентировка в задаче;

2) противодействие, если задача не совпадает личным целям участников группы;

3) открытый информационный обмен;

4) принятие решений — конструктивные попытки решения задачи.
На основе двухфакторной модели группы английские психологи Г. Стенфорд и А. Роарк выделили следующие семь стадий развития группы.

1. Этап формирования представлений учащихся о классе и друг друге. Первые межличностные взаимодействия в это время еще очень осторожны, и ведут к образованию диад. Учитель воспринимается как основной авторитет в классе.

2. Вторая стадия – период формирования групповых норм, начало складывания группового самосознания.

3. Стадия конфликта – наблюдаются столкновения между отдельными членами класса в силу переоценки ими своих возможностей и стремление решать все проблемы самостоятельно, не консультируясь с учителем.

4. Четвертая стадия – переход от состояния конфликта к состоянию сбалансированности между учащимися. Общение становится более конструктивным и открытым. Появляются элементы групповой солидарности и сплоченности.

5. Возникновение чувства «Мы», в котором проявляются забота всех учащихся о классе, интерес к нему и сплочения на этой стадии заметна тенденция к интеграции групповой и индивидуальной цели, причем ведущими становятся учебные цели. Это наиболее удобный для учителя этап.

6. На шестом этапе, картина мира меняется и доминирующую роль теперь играет не деловая, а эмоциональная активность, личные взаимодействия становятся особенно тесным («Я–ТЫ»), происходит переоценка групповых норм.

7. Актуализация – высший этап групповой зрелости, когда уровни эмоциональной и деловой сферы выровнены и сплоченность высока. Группа открыта для проявления и разрешения конфликта.

Наличие двух сфер жизнедеятельности группы: деловой и межличностной (эмоциональной), не противоречит моделям коллективоообразования. Однако в моделях коллективообразования больше уделяется внимания деятельностной активности группы, а в двухфакторных моделях — эмоциональной. Такое различие обусловлено, по всей видимости, различным происхождением этих двух парадигм. Развитие двухфакторной модели в большой степени связано с существованием психотерапевтических и тренинговых групп, создатели различных вариантов этих моделей известные психотерапевты: И. Ялом, К. Хек, Б.Д. Карвасарский.

Всестороннее рассмотрение моделей группообразования и особенностей их применения позволило выделить следующие области психологической практики. Во-первых, параметрический подход наиболее часто используется в области управленческого консультирования и психологической диагностики организации и коллективов. Во-вторых, образно-символическое представление этапов прохождения группового развития делает доступными для решения задачи самодиагностики и самоаттестации группы. В-третьих, двухфакторная модель группобразования наиболее часто применяется для диагностики группового процесса, служит для понимания и выстраивания стратегии ведения тренинговой или психотерапевтической группы. В первом случае субъектом применения модели является оргконсультант, социальный психолог или социолог, во втором — сама группа, в третьем — ведущий, психотерапевт, модератор. 


Механизмы групповой динамики

Можно выделить следующие основные теории, которые призваны объяснить механизмы развития группы:



  • разрешение внутригрупповых противоречий (см. двухфакторную теорию);

  • идеосинкразический кредит;

  • психологический обмен.

Идеосинкразический кредит – понятие, предложенное в работах Е. Холландера, означает ситуацию, когда лидеру (или другому высокостатусному члену группы) позволяет нарушать групповые нормы, в то время как за такое нарушение к любому другому члену группы будут применены групповые санкции.

Психологический обмен – процесс развития можно представить следующим образом: в контексте групповой деятельности для людей значимым является и тот вклад, который каждый член группы делает в общую групповую копилку, и тот статус, та позиция, которую человек занимает в группе. Активное участие в жизни группы, в достижении групповой цели, реализации групповых ценностей, как бы обменивается на высокий групповой статус. Развитие через статусную дифференциацию.

Динамика группового процесса предполагает этапность прохождения группой ряда стадий, одновременно связанных и с интегративными тенденциями и с дифференциацией.


следующая страница >>