С. В. Маланов метологические и теоретические основы психологии. Учебное пособие - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Петровский А. В., Ярошевский М. Г. Основы теоретической психологии 16 8514.77kb.
Учебное пособие по истории психологии. М.: 2009 г. 220 с. 32 12. 1 334.86kb.
С. А. Гапонова, д-р психол наук, профессор, зав кафедрой социальной... 27 2833.57kb.
Основы социально – психологических знаний. Учебное пособие 4 933.46kb.
Учебное пособие «Основы экономической кибернетики» 12 1786.16kb.
Учебное пособие «Основы экономической кибернетики» 6 1769.85kb.
Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности... 1 26.61kb.
Учебное пособие «Основы конструирования и технологии радиоэлектронных... 1 57.97kb.
Учебное пособие «Основы религиозных культур и светской этики. 1 253.9kb.
Военная психология: методология, теория, практика Учебно-методическое... 23 5490.78kb.
Учебное пособие (075) Печатается 10 5242.42kb.
Дж. А. Миллер Магическое число семь плюс или минус два. О некоторых... 1 133.12kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

С. В. Маланов метологические и теоретические основы психологии. Учебное пособие - страница №5/9

Глава 7 Альтернативные теории личности

Пожалуй, наибольшее разнообразие в психологии можно встретить при построении теорий личности. В различных психологических подходах как к определению сущности личности, так и к указанию основных детерминант ее разви­тия существует множество диаметрально противоположных позиций.



Разнообразие точек зрения на личность как сложнейшее психическое образование может быть представлено в системе двуполюсных «координат».

  • Биологическое и (или) социальное: в какой степени на раз­
    витие личности оказывают влияние биологические и со­
    циальные факторы.

  • Наследственное и (или) приобретенное; приобретенное до
    рождения, пренатально, и после рождения, постнатально: в
    какой степени на развитие личности оказывают влияние
    факторы наследования генов от родителей; факторы, ока­
    зывающие влияние на эмбриональное развитие оплодо­
    творенной половой клетки и внутриутробное развитие
    плода; факторы воздействия внешней среды на организм
    после рождения.

176


  • Свобода и (или) детерминизм, активность и (или) реактив­
    ность: насколько особенности личности зависят от внут­
    ренней, присущей человеку активности и насколько — от
    внешних причин и воздействий.

  • Рациональность и (или) иррациональность: в какой степени
    разум оказывает влияние на поведение и личностные каче­
    ства человека.

  • Стремление к адаптации и поддержанию равновесия меж­
    ду внутренней средой организма и внешней средой (гоме-
    остаз) или к надситуативной активности.

  • Познаваемость и (или) непознаваемость; понимание и (или)
    объяснение: существуют возможности для познания и объя­
    снения закономерностей, детерминант личностного раз­
    вития или следует считать, что личность непознаваема и
    возможно лишь только понимание ее особенностей путем
    эмпатии, идентификации.

Этот список, безусловно, может быть продолжен.

Существует также разнообразие оснований и способов построения теорий личности. По способу объяснения про­исхождения личностных качеств и особенностей разные ав­торы выделяют множество подходов:



  • психодинамические теории: личность и поведение челове­
    ка объясняются как следствие внутренних инстинктив­
    ных, психофизиологических, психологических, потребно-
    стно-мотивационных факторов;

  • теории научения: личность и поведение человека объясня­
    ются как результат процессов научения в ответ на различ­
    ные влияния внешней среды;

  • интеракционистские теории: личность и поведение чело­
    века объясняются как овладение субъектом способами
    взаимодействия с другими людьми;

  • социодинамические теории: личность и поведение челове­
    ка объясняются как следствия воздействий на человека со
    стороны других людей и включения в социальные отноше-

ния;

177

12. Заказ №4624.


• социокультурные теории: личность и поведение человека объясняются как результат овладения индивидом социо­культурным опытом, человеческими видами деятельно-стей и включения в реализацию социальных отношений.

По способу построения теории личности могут иметь структурный, функциональный или генетический характер (см. выше).

Интересно отметить, что в существующих теориях в каче­стве структурной основы, «организующей целостность лич­ности», могут выступать самосознание («Я-концепция»), темперамент, характер, способности, потребностно-мотива-ционная сфера и даже интеллект.

7.1. Альтернативные теории личности

Зигмунд Фрейд (18561939) Психодинамическое направление

1. В качестве движущей силы поведения человека высту­пают две группы инстинктов: а) инстинкты жизни, продол­жения рода, связанные с переживанием удовольствия, — ли­бидо; б) инстинкты смерти, разрушения, преодоления пре­пятствий, связанные с переживанием гнева и стремлением к энтропии, — танатос.

Инстинкты характеризуются: а) наличием потребности и
стремлением к ее удовлетворению (редукции); б) объекта­
ми, которые потенциально обеспечивают редукцию по­
требности; г) количеством энергии, необходимой для
удовлетворения потребности.

2. Существует три уровня функционирования психики и сознания человека.

• Уровень актуально осознаваемого — все, на что в данный
момент направлено внимание человека и в чем он себе от­
дает отчет.

178



  • Уровень предсознательного — опыт, который при необхо­
    димости может быть актуализирован из памяти.

  • Бессознательное, которое включает: а) инстинктивные по­
    буждения; б) вытесненные из сознания социально запре­
    щенные побуждения, стремления, переживания, которые
    сохраняют эмоциональную и мотивационную напряжен­
    ность.

3. Структура личности включает три составляющие:

«Ид» («Оно») — врожденные инстинктивные компоненты


личности, вызывающие напряжение и требующие немед­
ленной разрядки, а также вытесненные в течение жизни
социально запрещенные переживания и желания.

(Подчиняется принципу удовольствия.)

«Эго» («Я») — компоненты личности, регулирующие и реа­
лизующие связи с внешним миром; обеспечивают сохра­
нение целостности организма путем отсрочки удовлетво­
рения инстинктов.

(Подчиняется принципу реальности.)

«Супер-Эго» («Сверх-Я») — компоненты личности, форми­
рующиеся на основе родительских и социальных ожида­
ний, ограничений и контроля, которые преобразуются во
внутренний самоконтроль. Включает две подсистемы:
а) запреты и ограничения, которые переживаются как со­
весть и чувство вины; б) эго-идеал — внутренние стандар­
ты поведения.

(Подчиняется принципу необходимости.)

4. «Эго» выполняет несколько функций.

• Предупреждения человека о возможной угрозе путем пере­


живания разных форм тревоги:

  • реалистической тревоги — реалистичной оценки опас­
    ностей внешнего мира;

  • моральной тревоги — эмоционального ответа на угрозу
    со стороны «Супер-Эго», которая может перерастать в

179 12*



социальную тревогу, в иррациональный страх смерти и возмездия;

невротической тревоги — эмоционального ответа на опасность того, что неприемлемые импульсы со сто­роны «Ид» станут осознанными.

• Реализация защитных механизмов с целью устранить пере­
живание тревоги.

Две основные характеристики защитных механизмов: не­осознанность их использования (самообман) и искажение восприятия реальности и самого себя.

Вот содержание некоторых защитных механизмов.


  • Вытеснение (подавление) удаление из сознания мыслей и
    чувств, причиняющих страдание.

  • Отрицание каких-либо травматических событий или угроз
    в личном опыте.

  • Проекция приписывание своих собственных неприем­
    лемых мыслей, чувств, поведения другим людям или со­
    циальному окружению.

  • Замещение — переадресовка инстинктивного импульса от
    более угрожающего объекта на менее угрожающий.

  • Рационализация ложное обоснование, объяснение при­
    чин своего иррационального поведения.

  • Реактивное образование защита от запретных импульсов
    путем выражения в поведении и мыслях противополож­
    ных побуждений.

  • Регрессия возврат к детским моделям поведения.

  • Сублимация конструктивная стратегия перевода энергии
    инстинктов на другие объекты и виды деятельности.

5. Онтогенетическое развитие личности подчиняется ряду закономерностей.

• Человек рождается с определенным количеством энергии


либидо, которая проходит в своем развитии несколько
психосексуальных стадий.

180


Оральная стадия: рождение — 18 месяцев. Зона сосредо­точения либидо — рот. Основная задача — отделение от мате­ринского тела, отвыкание от груди.

Анальная стадия: 18 месяцев — 3 года. Зона сосредоточе­ния либидо — анус. Основная задача — приучение к туалету, самоконтроль за органами испражнения.

Фаллическая стадия: 3—6 лет. Зона сосредоточения либи­до — собственные половые органы (мастурбация). Основные задачи: идентификация со взрослыми своего пола, выступаю­щими в качестве образца для подражания; формирование «Супер-Эго»; преодоление желания обладать родителем про­тивоположного пола и устранить родителя одноименного пола (Эдипов комплекс и комплекс Электры).

Латентная стадия: 6— 12 лет. Зона сосредоточения либи­до отсутствует. Основная задача — расширение социальных контактов со сверстниками.

Генитальная стадия: после 12 лет. Зона сосредоточения либидо — половые органы. Основные задачи: половое созре­вание и установление интимных отношений на основе люб­ви, способность к гетеросексуальным отношениям, трудо­вой вклад в общество.

• Переживания и опыт, полученные в раннем детстве и до­школьном возрасте, играют решающую роль в развитии взрослой личности и предопределяют различные черты ха­рактера.



ГансАйзенк

Структурно-типологический подход к объяснению личности человека. Теория врожденных типов (суперчерт) личности

  1. Предрасположенность человека вести себя определен­
    ным образом в определенных ситуациях наследуется генети­
    чески.

  2. Особенности поведения основаны на трех типах супер­
    черт
    (типов личности):

  • интроверсия — экстраверсия: направленность психической
    активности субъекта преимущественно на свои пережива­
    ния и внутренний мир или на внешний мир. Типы связаны
    с уровнями активации коры головного мозга;

  • нейротизм — стабильность: эмоциональная возбудимость
    и устойчивость. Типы связаны с силой реакций автоном­
    ной нервной системы на разнообразные стимулы;

  • психотизм — сила «Супер-Эго» (тип введен позднее, в
    1976 г.): эгоцентризм, импульсивность, равнодушие к
    другим или способность противостоять таким тенденци­
    ям. Типы связаны с гормональной системой, с уровнем
    андрогенов в крови.

3. Элементы личности расположены иерархически:

а) суперчерта (врожденный тип личности): например,


экстраверсия;

б) суперчерты предопределяют составные черты: напри­


мер, соответствующие экстраверсии общительность,
живость, активность, настойчивость;

в) составные черты организуются на основе привычных


реакций;

г) привычные реакции организуются на основе специфи­


ческих реакций, которые имеют индивидуальные осо­
бенности.

Б. Ф. Скиннер

Классический бихевиоризм. Теория личности

  1. Личность — опыт, который человек приобретает в тече­
    ние жизни путем воздействия на него внешнего окружения
    по схеме 5 — К.

  2. Развитие личности (и ее изучение) есть установление
    взаимоотношений между поведением организма и результа­
    тами, последствиями поведения, которые выступают в каче­
    стве подкрепления. Последующее поведение становится
    обусловленным.

182

3. Существует два типа обусловливания (научения):



  • классическое обусловливание (научение) — ситуационные
    стимулы приобретают характер сигналов, которые свиде­
    тельствуют о вероятном (возможном) получении подкреп­
    ления или удовлетворения определенной потребности в
    данной ситуации;

  • оперантное обусловливание (научение) — определяется со­
    бытиями, которые являются следствиями поискового и
    пробующего поведения. Последствия собственного пове­
    дения действуют как подкрепляющие стимулы, повышая
    частоту предшествующего поведения.

4. Существует ряд основных характеристик подкрепле­
ний, которые лежат в основе научения и определяют лично­
стные особенности и поведение разных людей.

  • Режимы подкрепления: а) непрерывное подкрепление,
    б) прерывистое, частичное подкрепление.

  • Параметры режимов подкрепления: а) в зависимости от
    временного интервала (временное подкрепление) с посто­
    янным интервалом или с вариативным интервалом (более
    эффективно); б) в зависимости от количества реакций
    (пропорциональное подкрепление) с постоянным соотно­
    шением или с вариативным соотношением.

  • Два типа подкрепления: а) первичное — само по себе обла­
    дающее подкрепляющими свойствами; б) вторичное — ас­
    социируется с первичным на основе прошлого опыта.

  • Существуют негативные и позитивные подкрепления и на­
    казания.

Средства

Позитивное

Негативное

Подкрепление

Предъявление положительного стимула

Удаление отрицательного (аверсивного) стимула

Наказание

Предъявление отрицательного (аверсивного) стимула

Удаление положительного стимула

183

• Наказание — неэффективное средство контроля поведе­


ния, т. к. поведение возобновляется при возможности из­
бежать наказания в других условиях.

5. Существует возможность формирования поведения пу­тем последовательно подкрепляемого приближения к требу­емому образцу.



Альберт Бандура (19251988) Необихевиоризм. Теория социального научения


  1. Существует взаимный детерминизм между поведени­
    ем, личностными особенностями и социальными воздейст­
    виями.

  2. Большая часть новых форм поведения приобретается
    человеком в отсутствие внешнего подкрепления путем науче­
    ния через наблюдение за образцами поведения других людей.

• Быстрота и эффективность научения зависят от психоло­
гической доступности предмета подражания и эффектив­
ности словесного кодирования наблюдаемого поведения.

3. Человек активно организует свое поведение, опираясь на


когнитивные процессы, важнейшими из которых являются:

а) ожидание и прогнозирование субъектом эффективно­


сти (неэффективности) собственного поведения, уве­
ренность в том, что он может (не может) осуществить
определенное поведение — самоэффективность;

б) ожидание и прогнозирование возможного результата


при реализации определенного типа поведения или
неуверенность в возможности получить желаемый ре­
зультат.

  • При высоком ожидании результата и высоком ожидании
    самоэффективности субъект реализует уверенные адекват­
    ные действия при социально направленной активности.

  • При высоком ожидании результата и низком ожидании са­
    моэффективности поведение субъекта характеризуется са­
    мообесцениванием и отчаянием.

184



  • При низком ожидании результата и высоком ожидании са­
    моэффективности поведение субъекта характеризуется
    протестами, жалобами или стремлением изменить условия
    своей жизни.

  • При низком ожидании результата и низком ожидании са­
    моэффективности поведение субъекта характеризуется
    пессимизмом и апатией.

4. Индивидуальные особенности прогнозирования и
ожидания возможных результатов и последствий поведения
складываются на основе:

  • косвенных наблюдений за социальными моделями пове­
    дения других людей, которые могут: а) вести к успеху или
    неудаче; б) наказываться или поощряться другими людьми;

  • следования вербальным правилам и инструкциям, кото­
    рые задаются другими людьми;

  • самонаблюдения и опыта собственных успехов и неудач.

5. Представления личности о самоэффективности в вы­
полнении различных действий и организации собственного
поведения (уверенности, что «я могу») зависят:

  • от самонаблюдения и опыта собственных успехов и неудач
    при выполнении действий в определенных ситуациях;

  • характера используемых субъектом речевых самоинструк­
    ций;

  • текущего эмоционального состояния;

  • наблюдения образцов такого поведения у других людей.

5. Субъект способен самостоятельно планировать и со­здавать благоприятные условия для реализации определен­ного типа поведения:

  • путем установления и изменения «планки достижений» (уро­
    вень притязаний), зависящей от особенностей самооценки;

  • путем самопоощрений или самонаказаний, которые могут
    служить: а) избавлением от внутреннего дискомфорта;

б) средством уменьшения негативных реакций других;

в) целью получения похвалы от других.

185

Джордж Келли

Когнитивная психология. Теория личностных конструктов

1. Люди активно формируют представления о явлениях и


событиях путем их истолкования на основе выдвижения ги­
потез, которые позволяют предвидеть, прогнозировать и
контролировать будущие события.

• Любое осознаваемое человеком явление или событие в


окружающей действительности всегда является предметом
для многочисленных альтернативных истолкований («кон-
структный ольтерштивизм»}.

2. Индивидуальное поведение структурируется и опреде­


ляется тем, как человек прогнозирует и истолковывает собы­
тия, опираясь на личностные конструкты — устойчивые спо­
собы когнитивной категоризации событий и явлений.

  • Личностные конструкты обеспечивают человеку осмысле­
    ние событий и явлений по различным основаниям.

  • Личностные конструкты биполярны и дихотомичны (име­
    ют два полюса: полюс сходства и полюс контраста).

  • Конструкты имеют ряд характеристик: а) диапазон приме­
    нимости — широта.ситуаций, где конструкт может исполь­
    зоваться; б) фокус применимости — ситуации, в которых
    субъект всегда опирается на данный конструкт; в) «прони­
    цаемость» («непроницаемость») для преобразований при
    объяснении и предсказании новых явлений.

3. Психологические характеристики личности зависят от
индивидуальных особенностей личностных конструктов,
опираясь на которые человек прогнозирует события. Чело­
век организует свое поведение не столько путем реагирова­
ния на воздействия внешних событий, сколько опираясь на
свои способы интерпретации событий и явлений.

• Люди отличаются друг от друга тем, как они интерпретиру­


ют события, опираясь на личностные конструкты.

186


• Система конструктов меняется в соответствии с успешно­
стью (неуспешностью) прогнозирования и интерпретации
повторяющихся событий и явлений.

4. Каждый человек уникальным образом развивает и ор­


ганизует ранговые отношения между конструктами.

  • Чем более сходны личностные конструкты и интерпрета­
    ция опыта на их основе у двух людей, тем более сходным
    будет их поведение и личностные особенности.

  • Межличностное понимание присутствует в той мере, в ка­
    кой один человек способен анализировать интерпретаци­
    онные процессы другого, и наоборот.

  • Мотивационные утверждения в большей степени характе­
    ризуют того, кто их высказывает, чем того, чьи мотивы ха­
    рактеризуются или обсуждаются.

5. Психически развитая личность имеет ряд характери­
стик.

  • Стремление оценивать свои конструкты и проверять пра­
    вильность своих интерпретаций поведения и отношений.к
    другим людям.

  • Установка на изменение конструктов в случае их прогнос­
    тической неэффективности.

  • Желание расширять диапазон, объем и охват своей конст-
    руктной системы.

  • Хорошо развитый репертуар ролей.

Абрахам Маслоу (19081970)

Гуманистическая психология. Мотивационный подход.

Теория личности

  1. Человек рождается с потенциально заложенными по­
    требностями в добре, нравственности, доброжелательно­
    сти... которые он должен реализовать.

  2. В процессе индивидуального развития человека после­
    довательно формируется иерархия потребностей. Формиро­
    вание и развитие такой иерархии в течение жизни образует

187

основу личности (от потребностей нужды к потребностям развития):



  • потребности физиологические (органические): голод,
    жажда, половое влечение и др.;

  • потребности в безопасности;

  • потребности в принадлежности и любви: принадлежать к
    сообществу, быть вместе с людьми, быть принятым и при­
    знанным;

  • потребности в уважении и признании: быть компетент­
    ным, успешным и получить одобрение, приобрести авто­
    ритет;

  • познавательные потребности: познавать, уметь, понимать;

  • эстетические потребности: гармония, симметрия, поря­
    док, красота;

  • потребность в самоактуализации: реализация своих пози­
    тивных целей и способностей, развитие собственной лич­
    ности.




  1. Для формирования более высоких уровней потребно­
    стей в течение жизни необходима удовлетворенность по­
    требностей на нижележащих уровнях.

  2. Основная человеческая потребность — потребность в са­
    моактуализации, которая по мере индивидуального развития
    может приобретать функциональную автономность (независи­
    мость от степени удовлетворения других потребностей).

Виктор Франкл

Гуманистическая психология. Экзистенциальный

подход. Теория личности

  1. Стремление человека к поиску и реализации смысла
    своей жизни — врожденная мотивационная направленность
    человека, которая выступает основным двигателем поведе­
    ния и развития личности.

  2. Смысл находится в объективном мире; человек должен
    не выбрать или «изобрести» его, а найти путем реализации
    себя в жизни и деятельности.

188
3. Смысл жизни уникален для каждого человека. Человек
может сделать свою жизнь осмысленной, реализуя три
основных пути своего развития и ориентируясь на три груп­
пы ценностей:

  • путем того, что человек может дать жизни, — творческую
    деятельность (ценности творчества);

  • путем того, что человек включается в переживание ценно­
    стей, которые находит в мире (ценности переживания);

  • посредством позиции, занимаемой по отношению к судьбе
    и обстоятельствам своей жизни, которые он не может из­
    менить (ценности отношения).




  1. Обретенный смысл требует от человека своего посто­
    янного осуществления, что ведет к самоактуализации лич­
    ности.

  2. Человек свободен найти и реализовать смысл жизни, сво­
    боден взять на себя ответственность за свою судьбу, даже если
    его свобода объективно ограничена обстоятельствами. Это воз­
    можно благодаря фундаментальным человеческим качествам.




  • Способность к самотрансцендентности — возможности
    мысленного выхода человека за пределы самого себя, в на­
    правленности на что-то, существующее вовне.

  • Способность к самоотстранению — возможности в любой
    ситуации подняться над собой и над ситуацией, посмот­
    реть на себя со стороны.

6. Необходимым условием психического здоровья лично­
сти является определенный уровень напряжения, возникаю­
щий между человеком и локализованным во внешнем мире
объективным смыслом, который человек должен осуществить.

• Отсутствие смысла порождает у человека состояние «экзи­


стенциального вакуума», которое выступает причиной са­
мых разнообразных неврозов.

7. Не существует смысла жизни «вообще» — существует
конкретный смысл жизни данной личности в данный мо­
мент. Смысл жизни меняется от ситуации к ситуации.

189


Человеку невозможно охватить «сверхсмысл» мира, но та­кой «сверхсмысл» существует. Он осуществляется незави­симо от жизни отдельных индивидов.

7.2. Теория личности в деятельностном подходе к анализу и объяснению психических явлений

А. Н. Леонтьев

Теория развития личности в человеческой деятельности

1. Личность человека есть формирующееся и развиваю­


щееся в течение индивидуальной жизни человека психоло­
гическое образование.

  • Основой личности является совокупность общественных
    отношений к миру, в которые включается человек.

  • Такие отношения формируются в реализуемых человеком
    деятельностях и связях с людьми.




  1. Процесс развития личности — это путь от осуществле­
    ния деятельности, обеспечивающей поддержание существо­
    вания, жизни, к поддержанию своего существования для
    осуществления, реализации определенной деятельности.

  2. В ходе формирования и развития личности происходит
    ряд преобразований.

На внешнем уровне реализации действий и деятельно­стей:

  • деятельности и действия, реализуемые субъектом, органи­
    зуются в иерархические отношения;

  • иерархические отношения между разными видами дея­
    тельностей приобретают относительную независимость
    от физиологических состояний организма (органиче­
    ских потребностей);

  • развитие деятельностей ведет к их центрированию вокруг
    немногих главнейших (ведущих). Этот процесс опосредст­
    вуется сознанием и самосознанием.

190

На скрытом, психологическом уровне:



  • за соотношением деятельностей формируются и изменя­
    ются соотношения мотивов;

  • иерархия мотивов образует основу личности — сферу лич­
    ностных смыслов.

4. Основу индивидуальных личностных особенностей че­
ловека составляет иерархическая организация потребност-
но-мотивационной сферы человека, которая определяет
сферу индивидуальных личностных смыслов.

• Отдельные жизненные отношения, которые реализуются


человеком в действиях, могут отчуждаться, теряя или при­
обретая негативный личностный смысл.

  1. Осознание мотивов — это акт установления отношений
    мотива данной конкретной деятельности к мотивам деятель­
    ности более широкой.

  2. Существует два важнейших этапа в становлении лично­
    сти человека:




  • этап формирования иерархических отношений в мотива-
    ционной сфере (после 3 лет);

  • этап частичного осознания субъектом собственных моти­
    вов (обычно с подросткового возраста).

Смысл и его формирование

1. Смысл представляет собой индивидуальное отношение субъекта к предметам потребности, которое возникает в про­цессе эволюции вместе с возникновением психической ори­ентировки организма в окружающей среде.



  • На низших ступенях развития психики животных биологи­
    ческий смысл приобретают отдельные ощущаемые свойст­
    ва предметов (стадия сенсорной психики).

  • На более высокой стадии развития психики животных био­
    логический смысл приобретают отдельные целостные пред­
    меты (стадия перцептивной психики).

191


• Еще на более высокой стадии развития психики биологиче­
ский смысл приобретают межпредметные связи, целостные
ситуации (стадия интеллекта).

2. Биологический смысл характеризуется:



  • отсутствием постоянного, устойчивого отношения к од­
    ним и тем же предметам;

  • наличием смысловых отношений не ко всем предметам в
    окружающем мире.

3. У человека в процессе общественного развития биоло­
гический смысл предметов приобретает относительную
устойчивость и преобразуется в частично осознаваемые
смысловые отношения (личностные смыслы) через меха­
низмы и элементы общественного и индивидуального со­
знания (см. теорию сознания).

  • В общественном сознании фиксируется значение предме­
    тов, обеспечивающих устойчивые способы удовлетворе­
    ния общественных потребностей.

  • Значения отделяются от актуально воспринимаемых пред­
    метов и преобразуются в значения слов.

  • Такое фиксирование значений в слове исходно реализует­
    ся в формах общественного сознания. Значение — катего­
    рия общественного сознания.

  • Значение связано с операциональной стороной деятельно­
    сти, а смысл — с интенциональной.

  • С возникновением индивидуального сознания (выделени­
    ем «Я») формируются индивидуальные отношения к зна­
    чениям — личностные смыслы.

4. Индивидуальные реальные жизненные отношения вы­
ступают для человека как смысл.

• Развитие реальных отношений с миром происходит через


включение человека в новые виды деятельности, которые
определяются объективно-историческими условиями
жизни.

192



  • Включение в различные деятельности ведет к развитию
    мотивов.

  • Изменения мотивационной сферы ведут к развитию и из­
    менению личностных смыслов.

5. Исходно динамика смысла обусловлена динамикой развития деятельности. Смысл порождается включением че­ловека в деятельность и, в свою очередь, начинает ориенти­ровать и направлять деятельность.

• Изменение смысла деятельности — это всегда изменение

личности.

• Чувства есть смысловые обобщения так же, как понятия


есть обобщения значений.

Д. Б. Эльконин

Закономерности онтогенетического развития

человеческой психики и личности

1. Что лежит в основе формирования и развития человече­
ской психики?

В основе развития человеческих форм психики лежит присвоение человеческой культуры путем овладения различ­ными видами человеческих действий и деятельностей.

• Все виды человеческих действий и деятельностей по свое­
му происхождению имеют общественный характер и меня­
ются по мере развития человеческого общества.

2. Каково основное значение детства в формировании и раз­
витии психики человека?

Ребенок рождается без каких-либо естественных средств и способов удовлетворения индивидуальных потребностей. Детство является необходимым этапом развития человека, в течение которого ребенок овладевает средствами и способа­ми выполнения разнообразных человеческих действий, что обеспечивает в последующем возможность включиться в ре­ализацию различных видов человеческих деятельностей.

193


13. Заказ №4624.



• По мере исторического развития человеческого общества,
человеческой культуры и человеческих видов деятельно-
стей изменяются и преобразуются требования к психиче­
скому развитию ребенка. Поэтому закономерности возра­
стной периодизации психического развития человека, в отли­
чие от закономерностей биологического созревания
организма, имеют конкретно-исторический характер.

3. В чем заключаются отличительные особенности^ зако­
номерности формирования и развития человеческой психики?

Овладение новыми видами человеческих действий пред­полагает усвоение ориентировки в общественно-мотиваци-онных и операционально-технических особенностях их ор­ганизации, что обеспечивает формирование и развитие у субъекта личностно-смысловых и интеллектуальных состав­ляющих психики. При этом психическое развитие человека имеет ряд особенностей.



  • Биологическое созревание мозга является только необхо­
    димым условием для формирования и развития психики.
    Причиной формирования и развития психических функ­
    ций выступают взаимодействия субъекта с внешним пред­
    метным миром.

  • Формирование и развитие человеческой психики детер­
    минировано присвоением (усвоением) общественно-ис­
    торического опыта в совместной деятельности и общении
    с людьми. Социальная среда (культура) и взрослые, явля­
    ясь носителями различных видов человеческих действий
    и деятельностей, выступают главными источниками раз­
    вития.

  • «Движущими силами» развития выступают противоречия
    в процессе усвоения общественно-мотивационных и пред­
    метно-операциональных компонентов деятельностей, ко­
    торыми овладевает ребенок.

4. Каковы особенности человеческих действий, способами
организации и выполнения которых необходимо овладеть ре-

бенку?

194

В основе организации человеческих действий лежат два типа ориентировочных составляющих: а) ориентировка в социальных, общественно-мотивационных особенностях действия, овладение которыми обеспечивает развитие эмо­ционально-личностной сферы ребенка; б) ориентировка в предметных операционально-технических особенностях действия, овладение которыми обеспечивает развитие по­знавательно-интеллектуальной сферы психики ребенка.


  • Познавательно-интеллектуальная ориентировка в свойст­
    вах предметов у человека включена в ориентацию на обра­
    зец, который задается другими людьми, — включена в ори­
    ентировку на действия другого человека и на последствия
    действия для другого человека.

  • Человеческие действия, которыми овладевает ребенок,
    определяются не только (и не столько) конкретной целью
    или предметными условиями, а значением и смыслом дей­
    ствия и его последствий в человеческих взаимоотношени­
    ях.

  • Человеческое действие становится общественно опосред­
    ствованным благодаря возникновению особой формы
    психической ориентировки на смысл и значение действия
    в разнообразных отношениях с другими людьми.

5. Б каких типах отношений формируются мотивацион-но-смысловые и интеллектуальные, операционально-техниче­ские формы человеческой психики?

С момента рождения младенца усвоение человеческой культуры протекает во взаимодействиях с другими людьми (взрослыми). Развитие выражается в системе двух типов от­ношений с предметным миром и людьми:

• в овладении способами организации взаимоотношений с
другими людьми, овладении способами ориентировки в
системе социальных отношений, которые опосредствова­
ны предметами и знаково-символическими средствами
(ребенок предмет — взрослый). Формируются и развива-

195 13*



ИШ5Я

ются преимущественно мотивационно-смысловые, лич­ностные составляющие психики человека;
• в овладении способами организации и реализации дей­
ствий с предметами и знаково-символическими средст­
вами, образцы которых задаются (опосредствованы)
другими людьми (ребенок — взрослый предмет).
Формируются и развиваются преимущественно операцио­
нально-технические и интеллектуальные составляющие
психики человека.
6. Что лежит в основе периодизации психического развития
человека?
Психическое развитие ребенка осуществляется в процес­сах овладения и закономерной смены разных типов ведущей деятельности, в которые необходимо включается ребенок и которые определяют возрастную периодизацию психиче­ского развития.


  • Ведущий тип деятельности задается социальной ситуацией
    развития теми формами отношений с предметным ми­
    ром, взрослыми и социальной средой, в которые необхо­
    димо включается ребенок, овладевая человеческой культу­
    рой и человеческими действиями.




  • Внутри ведущего типа деятельности вызревают, диффе­
    ренцируются другие, все более сложные виды действий и
    деятельностей.




  • На каждом возрастном этапе развития внутри ведущего
    типа деятельности формируются и переструктурируются
    психические функции человека.




  • Ведущий тип деятельности обеспечивает формирование
    характерных для каждого возраста психических новооб­
    разований как в личностной, так и в познавательной сфе­
    ре.


7. Какова периодизация психического развития ребенка в со­
временном обществе?
В психическом развитии человека наблюдается чередова­ние двух типов периодов:

196



  • в течение которых происходит преимущественно освоение
    социальных задач, мотивов, норм и правил отношений
    между людьми — развитие потребностно-мотивационной
    сферы;

  • в течение которых происходит преимущественно овладе­
    ние способами и средствами выполнения действий, овла­
    дение способами использования предметно-орудийных и
    знаково-символических средств — развитие операцион-
    но-технических и интеллектуально-познавательных спо­
    собностей.

Такие взаимосвязанные периоды составляют «эпохи» в психическом развитии человека.

  • Первая эпоха — формирование и переход: а) от деятельно­
    сти непосредственно-эмоционального общения — младен­
    ческий возраст; б) к предметно-манипулятивной деятель­
    ности — возраст раннего детства.

  • Вторая эпоха — формирование и переход: а) от игровой де­
    ятельности (предметное моделирование, ролевая игра,
    игра по правилам) — дошкольный возраст; б) к учебной дея­
    тельности — младший школьный возраст.

  • Третья эпоха — формирование и переход: а) от интимно-лич­
    ностного общения — подростковый возраст; б) к учебно-про­
    фессиональной деятельности — юношеский возраст.

8. Какие закономерности лежат в основе смены периодов в психическом развитии человека?

Смена эпох и периодов в развитии происходит в связи с увеличивающимися расхождениями между: а) приобретае­мыми мотивами и мотивационными отношениями и б) при­обретаемыми операционально-техническими возможностя­ми ребенка.



  • Формирование новых мотивов требует овладения новыми
    видами человеческих действий.

  • Овладение новыми видами человеческих действий обеспе­
    чивает условия для формирования новых мотивов.

197




Когда такие расхождения приобретают наибольшую ве­личину, наблюдаются возрастные кризисы психического развития.

• Наиболее остро протекают кризисы между отдельными эпохами в психическом развитии: кризис трех лет, кризис подросткового возраста.



Глава 8 Теории психических свойств и образований

В контексте отечественного деятельностного подхода к объяснению психических явлений психические свойства (темперамент, характер, способности) рассматриваются как устойчивые параметры и качественные особенности протекания психических процессов в разных ситуациях, ко­торые складываются: а) из устойчивых форм ориентировки в определенном диапазоне ситуаций; б) устойчивых форм пе­реживания и оценивания ситуаций; в) устойчивых форм ор­ганизации поведения в различных ситуациях.

Осуществляя феноменологический описательный анализ психики, к личностной сфере человека обычно относят такие психические свойства, как темперамент, характер, способно­сти. При этом следует помнить, что темперамент нельзя счи­тать свойством личности на том основании, что он по опреде­лению не выступает результатом включения субъекта в систему социальных отношений, а преимущественно является резуль­татом динамических, функционально-физиологических осо­бенностей реализации высшей нервной деятельности.

8.1. Теории темперамента

Темперамент — совокупность свойств и особенностей высшей нервной деятельности индивида (субъекта), кото-

198


рые определяют динамические особенности протекания психических процессов, действий, деятельности, поведения человека. Таким образом, темперамент определяет динами­ческие проявления разнообразных личностных свойств. В основу первой теории темперамента древнегреческим вра­чом Гиппократом было заложено предположение о том, что темперамент человека зависит от смешения в организме че­ловека четырех жидкостей и преобладания одной из них над другими: 1) кровь («сангвис»), 2) лимфа («флегма»), 3) желчь («холе»), 4) черная желчь («мелан холе»). В отечественной психологии основные положения теории темперамента были заложены И. П. Павловым.

И. П. Павлов

Теория темперамента

  1. Тип темперамента зависит от типа высшей нервной де­
    ятельности.

  2. Тип высшей нервной деятельности определяется си­
    лой, уравновешенностью и подвижностью протекания нерв­
    ных процессов.

• В зависимости от силы, устойчивости нервных процессов
(работоспособность, выносливость нервных клеток) выде­
ляются сильные и слабые типы.

Слабый тип ВНД соответствует меланхолическому темпе­раменту.

• Сильные типы в зависимости от уравновешенности нер­
вных процессов (соотношение между процессами возбуж­
дения и торможения в коре головного мозга) делятся на
уравновешенные и неуравновешенные типы.

Сильный неуравновешенный тип ВНД: холерический тем­перамент.

Уравновешенные типы в зависимости от подвижности
нервных процессов (скорость смены процессов возбужде-

199



ния процессами торможения и наоборот) делятся на по­движные и инертные типы.

Сильный уравновешенный подвижный тип ВНД: сангви­нический темперамент.

Сильный уравновешенный инертный тип ВНД: флегма­тический темперамент.

В настоящее время в психофизиологии выделяется большее количество свойств и, соответственно, типов темперамента.



Б. М. Теплое, В. Д. Небылицын





Основные динамические особенности нервной системы определяются рядом нейродинамических свойств, каждое из которых может иметь три количественных параметра:

  • силой нервной системы, которая зависит от выносливости
    и работоспособности нервных клеток: а) для возбудитель­
    ного процесса; б) для тормозного процесса; в) уравнове­
    шенность возбудительных и тормозных процессов по па­
    раметру силы;

  • подвижностью нервной системы, которая определяет ско­
    рость смены нервных процессов: а) для возбудительного
    процесса; б) для тормозного процесса; в) уравновешен­
    ность возбудительных и тормозных процессов по парамет­
    ру подвижности;

  • динамичностью нервной системы, которая определяет
    легкость образования положительных и тормозных связей
    при формировании условных реакций (способность к нау­
    чению в широком смысле): а) для возбудительного процес­
    са; б) для тормозного процесса; в) уравновешенность воз­
    будительных и тормозных процессов по параметру дина­
    мичности;

  • лабильностью нервной системы, которая определяет ско­
    рость возникновения и прекращения нервного процесса:
    а) для возбудительного процесса; б) для тормозного про­
    цесса; в) уравновешенность возбудительных и тормозных
    процессов по параметру лабильности.

200

8.2. Теории характера

Характер — это система психических свойств, выражаю­щаяся в совокупности устойчивых особенностей личности (черт), складывающихся и проявляющихся в деятельности и общении и обусловливающих типичные для человека спосо­бы поведения и поступки. Ряд теорий характера в качестве объяснительных принципов входят в состав психологиче­ских теорий личности. Это можно обнаружить, например, в теориях Айзенка, Кеттела, Шелдона, Фрейда, Фромма и во многих других теориях. При этом во множестве психологи­ческих теорий темперамент и характер не противопоставля­ются друг другу.

Э. Кречмер

Конституциональная теория характера (личности)

  1. Различия в темпераментах и характерах зависят от
    строения тела — конституции человека.

  2. Существует четыре основных конституциональных
    типа людей (типа личности):




  • лептосоматическш — хрупкое телосложение, высокий
    рост, узкие плечи, плоская грудная клетка, длинные и ху­
    дые нижние конечности;

  • пикнический — выраженная жировая ткань, тучность, боль­
    шой живот, круглая голова на короткой шее;

  • атлетический — развитая мускулатура, широкие плечи, уз­
    кие бедра;

  • диспластический — бесформенное, непропорциональное
    строение тела.

3. Психические заболевания представляют собой сильное
заострение наиболее ярких черт характера у людей с опреде­
ленным типом строения тела.

• Шизотимический тип (люди этого типа ориентированы по


оси «возбудимость — холодность»): внешне не выраженная
эмоциональность, склонность к отвлеченным рассужде-

201


ниям, отчужденность, холодность, эгоистичность, власт­ность (астеник).

Шизоиды необщительные, лишенные юмора, со странно­стями и причудами.

Шизоиды застенчивые, тонко чувствующие, любители природы и интеллектуалы.

Шизоиды равнодушно-тупые, исполнительные, бесстраш­ные.

Циклотимический тип (люди этого типа ориентированы


по оси «грусть — веселость»): эмоциональность, общитель­
ность, добродушие (пикник).

Гипоманиакальные циклоиды: веселость, болтливость, бес­печность, задушевность, энергичность, остроумие, склонность к юмору и легкому восприятию жизни.

Меланхолические циклоиды: склонность к грусти, пассив­ность, мягкость в общении, уступчивость.

Иксотимический тип: спокойствие, невпечатлительность,


сдержанность жестов и мимики, невысокая гибкость
мышления (атлетик).

Ганс Айзенк

Структурно-типологический подход к объяснению личности человека. Теория врожденных типов (суперчерт) личности (см. выше «Теории личности»)

В культурно-историческом и деятельностном подходе к анализу и объяснению психических явлений характер рас­сматривается как качества личности, образованные на осно­ве интериоризации межличностных и социальных отноше­ний. Поэтому любая черта характера или личностное качест­во представляют собой приобретаемый в течение жизни:

а) устойчивый диапазон ориентировочных операций и дей­
ствий в определенных социальных ситуациях и отношениях;

б) устойчивый диапазон операций и действий планирования


и организации своего поведения и поступков в таких ситуа­
циях и отношениях.

202


8.3. Теории способностей

Способности — индивидуально-психологические свойст­ва человека, являющиеся условиями успешного осуществле­ния какой-либо деятельности и обнаруживающиеся по раз­личиям в динамике овладения необходимыми для такой дея­тельности знаниями, умениями, навыками.

Существует два противоположных объяснительных прин­ципа, которые часто закладываются в теории способностей: а) способности преимущественно наследуются; б) способно­сти преимущественно формируются и развиваются на протя­жении индивидуальной жизни. В отечественной психологии основные объяснительные принципы теории способностей были заложены в работах Б. М. Теплова и в последующем кон­кретизировались в многочисленных исследованиях.



В. Н. Дружинин

Теория двухуровневой структурной организации

психических способностей человека

1. Психика представляет собой процессы приобретения,


преобразования, сохранения знаний, а также оперирование
знаниями. Соответственно следует вьщелять три основные
группы психических способностей.

  • Способности к приобретению знаний в процессах науче­
    ния — учебные способности.

  • Способности к применению знаний — интеллектуальные
    способности.

  • Способности к преобразованию и самостоятельному по­
    строению знаний — творческие (креативные) способности.

2. Каждая группа способностей имеет двухуровневую
структурную организацию.

Структурные компоненты, преимущественно определя­ющиеся наследственностью:

имплицитная (скрытая) обучаемость — стихийные инди­
видуальные формы приобретения знаний и умений;

203



  • ?'"^;::;


    3. На протяжении индивидуальной жизни по мере вклю­чения в различные виды деятельностей и овладения разно­образными действиями у каждого человека на основе задат­ков формируется индивидуальный диапазон способностей.

    «текучий интеллект»: способности, используемые для науче­
    ния чему-либо новому — процессы запоминания, индуктив­
    ное рассуждение (обобщение), восприятие пространствен­
    ных отношений (максимально проявляется к концу юности);

  • потенциальная креативность.

Структурные компоненты, преимущественно определя­ющиеся влиянием внешней среды:

  • эксплицитная обучаемость — произвольно организованная
    способность к приобретению разнообразных знаний и уме­
    ний;

  • «связанный интеллект»: способности, возникающие на осно­
    ве накопления жизненного опыта и знаний — умение форму­
    лировать суждения, анализировать проблемы, делать выво­
    ды, использовать разнообразные стратегии для решения за­
    дач (развивается на протяжении всей жизни человека);

  • актуальная креативность: общая (сензитивный период
    развития в 3—5 лет); специализированная (формируется в
    период 13—20 лет).

Деятельностный подход к анализу и объяснению способностей. Способности и задатки

1. Человеческие способности имеют общественно-исто­


рический характер происхождения.

• Содержание и диапазон человеческих способностей изме­


няется вслед за изменением содержания различных видов
человеческих деятельностей.

2. Биологическими предпосылками и условиями разви­


тия способностей являются задатки — морфологические
(анатомические) и функциональные особенности организа­
ции мозга, органов чувств, опорно-двигательного аппарата и
других систем организма.

• Задатки многозначны и могут лежать в основе развития


разных умений и способностей.

204



  • Способности формируются и развиваются по мере вклю­
    чения субъекта в различные виды действий и деятельно­
    стей.

  • Способность проявляется: а) как быстрое и эффективное
    овладение определенным диапазоном операций и дейст­
    вий; б) как получение высоких результатов при реализации
    таких операций и действий.

  • Люди с различными задатками могут овладевать одинако­
    выми видами действий и деятельностей.

4. Способность представляет собой обобщенное умение выполнять определенный диапазон действий, решая опреде­ленный диапазон задач. В психологическую структуру спо­собности включается ряд функциональных компонентов:

  • диапазон способов ориентировочных операций, необходи­
    мых для организации и выполнения определенных действий;

  • диапазон способов планирования и организации действий
    на основе предварительной ориентировки;

  • диапазон исполнительных операций, обеспечивающих ре­
    ализацию определенных действий.

<< предыдущая страница   следующая страница >>