Похожие работы
|
С. В. Маланов метологические и теоретические основы психологии. Учебное пособие - страница №5/9
Глава 7 Альтернативные теории личности Пожалуй, наибольшее разнообразие в психологии можно встретить при построении теорий личности. В различных психологических подходах как к определению сущности личности, так и к указанию основных детерминант ее развития существует множество диаметрально противоположных позиций. Разнообразие точек зрения на личность как сложнейшее психическое образование может быть представлено в системе двуполюсных «координат».
176
Этот список, безусловно, может быть продолжен. Существует также разнообразие оснований и способов построения теорий личности. По способу объяснения происхождения личностных качеств и особенностей разные авторы выделяют множество подходов:
ния; 177 12. Заказ №4624. • социокультурные теории: личность и поведение человека объясняются как результат овладения индивидом социокультурным опытом, человеческими видами деятельно-стей и включения в реализацию социальных отношений. По способу построения теории личности могут иметь структурный, функциональный или генетический характер (см. выше). Интересно отметить, что в существующих теориях в качестве структурной основы, «организующей целостность личности», могут выступать самосознание («Я-концепция»), темперамент, характер, способности, потребностно-мотива-ционная сфера и даже интеллект. 1. В качестве движущей силы поведения человека выступают две группы инстинктов: а) инстинкты жизни, продолжения рода, связанные с переживанием удовольствия, — либидо; б) инстинкты смерти, разрушения, преодоления препятствий, связанные с переживанием гнева и стремлением к энтропии, — танатос. • Инстинкты характеризуются: а) наличием потребности и 2. Существует три уровня функционирования психики и сознания человека. • Уровень актуально осознаваемого — все, на что в данный 178
3. Структура личности включает три составляющие: • «Ид» («Оно») — врожденные инстинктивные компоненты личности, вызывающие напряжение и требующие немед ленной разрядки, а также вытесненные в течение жизни социально запрещенные переживания и желания. (Подчиняется принципу удовольствия.) • «Эго» («Я») — компоненты личности, регулирующие и реа (Подчиняется принципу реальности.) • «Супер-Эго» («Сверх-Я») — компоненты личности, форми (Подчиняется принципу необходимости.) 4. «Эго» выполняет несколько функций. • Предупреждения человека о возможной угрозе путем пере живания разных форм тревоги:
179 12* социальную тревогу, в иррациональный страх смерти и возмездия; — невротической тревоги — эмоционального ответа на опасность того, что неприемлемые импульсы со стороны «Ид» станут осознанными. • Реализация защитных механизмов с целью устранить пере Две основные характеристики защитных механизмов: неосознанность их использования (самообман) и искажение восприятия реальности и самого себя. Вот содержание некоторых защитных механизмов.
5. Онтогенетическое развитие личности подчиняется ряду закономерностей. • Человек рождается с определенным количеством энергии либидо, которая проходит в своем развитии несколько психосексуальных стадий. 180 Оральная стадия: рождение — 18 месяцев. Зона сосредоточения либидо — рот. Основная задача — отделение от материнского тела, отвыкание от груди. Анальная стадия: 18 месяцев — 3 года. Зона сосредоточения либидо — анус. Основная задача — приучение к туалету, самоконтроль за органами испражнения. Фаллическая стадия: 3—6 лет. Зона сосредоточения либидо — собственные половые органы (мастурбация). Основные задачи: идентификация со взрослыми своего пола, выступающими в качестве образца для подражания; формирование «Супер-Эго»; преодоление желания обладать родителем противоположного пола и устранить родителя одноименного пола (Эдипов комплекс и комплекс Электры). Латентная стадия: 6— 12 лет. Зона сосредоточения либидо отсутствует. Основная задача — расширение социальных контактов со сверстниками. Генитальная стадия: после 12 лет. Зона сосредоточения либидо — половые органы. Основные задачи: половое созревание и установление интимных отношений на основе любви, способность к гетеросексуальным отношениям, трудовой вклад в общество. • Переживания и опыт, полученные в раннем детстве и дошкольном возрасте, играют решающую роль в развитии взрослой личности и предопределяют различные черты характера. ГансАйзенк Структурно-типологический подход к объяснению личности человека. Теория врожденных типов (суперчерт) личности
3. Элементы личности расположены иерархически: а) суперчерта (врожденный тип личности): например, экстраверсия; б) суперчерты предопределяют составные черты: напри мер, соответствующие экстраверсии общительность, живость, активность, настойчивость; в) составные черты организуются на основе привычных реакций; г) привычные реакции организуются на основе специфи ческих реакций, которые имеют индивидуальные осо бенности. Б. Ф. Скиннер Классический бихевиоризм. Теория личности
182 3. Существует два типа обусловливания (научения):
4. Существует ряд основных характеристик подкрепле ний, которые лежат в основе научения и определяют лично стные особенности и поведение разных людей.
183 • Наказание — неэффективное средство контроля поведе ния, т. к. поведение возобновляется при возможности из бежать наказания в других условиях. 5. Существует возможность формирования поведения путем последовательно подкрепляемого приближения к требуемому образцу. •
• Быстрота и эффективность научения зависят от психоло гической доступности предмета подражания и эффектив ности словесного кодирования наблюдаемого поведения. 3. Человек активно организует свое поведение, опираясь на когнитивные процессы, важнейшими из которых являются: а) ожидание и прогнозирование субъектом эффективно сти (неэффективности) собственного поведения, уве ренность в том, что он может (не может) осуществить определенное поведение — самоэффективность; б) ожидание и прогнозирование возможного результата при реализации определенного типа поведения или неуверенность в возможности получить желаемый ре зультат.
184
4. Индивидуальные особенности прогнозирования и ожидания возможных результатов и последствий поведения складываются на основе:
5. Представления личности о самоэффективности в вы полнении различных действий и организации собственного поведения (уверенности, что «я могу») зависят:
5. Субъект способен самостоятельно планировать и создавать благоприятные условия для реализации определенного типа поведения:
б) средством уменьшения негативных реакций других; в) целью получения похвалы от других. 185 1. Люди активно формируют представления о явлениях и событиях путем их истолкования на основе выдвижения ги потез, которые позволяют предвидеть, прогнозировать и контролировать будущие события. • Любое осознаваемое человеком явление или событие в окружающей действительности всегда является предметом для многочисленных альтернативных истолкований («кон- структный ольтерштивизм»}. 2. Индивидуальное поведение структурируется и опреде ляется тем, как человек прогнозирует и истолковывает собы тия, опираясь на личностные конструкты — устойчивые спо собы когнитивной категоризации событий и явлений.
3. Психологические характеристики личности зависят от индивидуальных особенностей личностных конструктов, опираясь на которые человек прогнозирует события. Чело век организует свое поведение не столько путем реагирова ния на воздействия внешних событий, сколько опираясь на свои способы интерпретации событий и явлений. • Люди отличаются друг от друга тем, как они интерпретиру ют события, опираясь на личностные конструкты. 186 • Система конструктов меняется в соответствии с успешно стью (неуспешностью) прогнозирования и интерпретации повторяющихся событий и явлений. 4. Каждый человек уникальным образом развивает и ор ганизует ранговые отношения между конструктами.
5. Психически развитая личность имеет ряд характери стик.
Абрахам Маслоу (1908—1970) Гуманистическая психология. Мотивационный подход. Теория личности
187 основу личности (от потребностей нужды к потребностям развития):
Виктор Франкл Гуманистическая психология. Экзистенциальный подход. Теория личности
188 3. Смысл жизни уникален для каждого человека. Человек может сделать свою жизнь осмысленной, реализуя три основных пути своего развития и ориентируясь на три груп пы ценностей:
6. Необходимым условием психического здоровья лично сти является определенный уровень напряжения, возникаю щий между человеком и локализованным во внешнем мире объективным смыслом, который человек должен осуществить. • Отсутствие смысла порождает у человека состояние «экзи стенциального вакуума», которое выступает причиной са мых разнообразных неврозов. 7. Не существует смысла жизни «вообще» — существует конкретный смысл жизни данной личности в данный мо мент. Смысл жизни меняется от ситуации к ситуации. 189 Человеку невозможно охватить «сверхсмысл» мира, но такой «сверхсмысл» существует. Он осуществляется независимо от жизни отдельных индивидов. 7.2. Теория личности в деятельностном подходе к анализу и объяснению психических явлений А. Н. Леонтьев Теория развития личности в человеческой деятельности 1. Личность человека есть формирующееся и развиваю щееся в течение индивидуальной жизни человека психоло гическое образование.
На внешнем уровне реализации действий и деятельностей:
190 На скрытом, психологическом уровне:
4. Основу индивидуальных личностных особенностей че ловека составляет иерархическая организация потребност- но-мотивационной сферы человека, которая определяет сферу индивидуальных личностных смыслов. • Отдельные жизненные отношения, которые реализуются человеком в действиях, могут отчуждаться, теряя или при обретая негативный личностный смысл.
Смысл и его формирование 1. Смысл представляет собой индивидуальное отношение субъекта к предметам потребности, которое возникает в процессе эволюции вместе с возникновением психической ориентировки организма в окружающей среде.
191 • Еще на более высокой стадии развития психики биологиче ский смысл приобретают межпредметные связи, целостные ситуации (стадия интеллекта). 2. Биологический смысл характеризуется:
3. У человека в процессе общественного развития биоло гический смысл предметов приобретает относительную устойчивость и преобразуется в частично осознаваемые смысловые отношения (личностные смыслы) через меха низмы и элементы общественного и индивидуального со знания (см. теорию сознания).
4. Индивидуальные реальные жизненные отношения вы ступают для человека как смысл. • Развитие реальных отношений с миром происходит через включение человека в новые виды деятельности, которые определяются объективно-историческими условиями жизни. 192
5. Исходно динамика смысла обусловлена динамикой развития деятельности. Смысл порождается включением человека в деятельность и, в свою очередь, начинает ориентировать и направлять деятельность. • Изменение смысла деятельности — это всегда изменение личности. • Чувства есть смысловые обобщения так же, как понятия есть обобщения значений. Д. Б. Эльконин Закономерности онтогенетического развития человеческой психики и личности 1. Что лежит в основе формирования и развития человече ской психики? В основе развития человеческих форм психики лежит присвоение человеческой культуры путем овладения различными видами человеческих действий и деятельностей. • Все виды человеческих действий и деятельностей по свое Ребенок рождается без каких-либо естественных средств и способов удовлетворения индивидуальных потребностей. Детство является необходимым этапом развития человека, в течение которого ребенок овладевает средствами и способами выполнения разнообразных человеческих действий, что обеспечивает в последующем возможность включиться в реализацию различных видов человеческих деятельностей. 193 13. Заказ №4624. • По мере исторического развития человеческого общества, человеческой культуры и человеческих видов деятельно- стей изменяются и преобразуются требования к психиче скому развитию ребенка. Поэтому закономерности возра стной периодизации психического развития человека, в отли чие от закономерностей биологического созревания организма, имеют конкретно-исторический характер. 3. В чем заключаются отличительные особенности^ зако номерности формирования и развития человеческой психики? Овладение новыми видами человеческих действий предполагает усвоение ориентировки в общественно-мотиваци-онных и операционально-технических особенностях их организации, что обеспечивает формирование и развитие у субъекта личностно-смысловых и интеллектуальных составляющих психики. При этом психическое развитие человека имеет ряд особенностей.
4. Каковы особенности человеческих действий, способами организации и выполнения которых необходимо овладеть ре- бенку? 194 В основе организации человеческих действий лежат два типа ориентировочных составляющих: а) ориентировка в социальных, общественно-мотивационных особенностях действия, овладение которыми обеспечивает развитие эмоционально-личностной сферы ребенка; б) ориентировка в предметных операционально-технических особенностях действия, овладение которыми обеспечивает развитие познавательно-интеллектуальной сферы психики ребенка.
5. Б каких типах отношений формируются мотивацион-но-смысловые и интеллектуальные, операционально-технические формы человеческой психики? С момента рождения младенца усвоение человеческой культуры протекает во взаимодействиях с другими людьми (взрослыми). Развитие выражается в системе двух типов отношений с предметным миром и людьми: • в овладении способами организации взаимоотношений с 195 13* ИШ5Я ются преимущественно мотивационно-смысловые, личностные составляющие психики человека; • в овладении способами организации и реализации дей ствий с предметами и знаково-символическими средст вами, образцы которых задаются (опосредствованы) другими людьми (ребенок — взрослый предмет). Формируются и развиваются преимущественно операцио нально-технические и интеллектуальные составляющие психики человека. 6. Что лежит в основе периодизации психического развития человека? Психическое развитие ребенка осуществляется в процессах овладения и закономерной смены разных типов ведущей деятельности, в которые необходимо включается ребенок и которые определяют возрастную периодизацию психического развития.
7. Какова периодизация психического развития ребенка в со временном обществе? В психическом развитии человека наблюдается чередование двух типов периодов: 196
Такие взаимосвязанные периоды составляют «эпохи» в психическом развитии человека.
8. Какие закономерности лежат в основе смены периодов в психическом развитии человека? Смена эпох и периодов в развитии происходит в связи с увеличивающимися расхождениями между: а) приобретаемыми мотивами и мотивационными отношениями и б) приобретаемыми операционально-техническими возможностями ребенка.
197 Когда такие расхождения приобретают наибольшую величину, наблюдаются возрастные кризисы психического развития. • Наиболее остро протекают кризисы между отдельными эпохами в психическом развитии: кризис трех лет, кризис подросткового возраста. Глава 8 Теории психических свойств и образований В контексте отечественного деятельностного подхода к объяснению психических явлений психические свойства (темперамент, характер, способности) рассматриваются как устойчивые параметры и качественные особенности протекания психических процессов в разных ситуациях, которые складываются: а) из устойчивых форм ориентировки в определенном диапазоне ситуаций; б) устойчивых форм переживания и оценивания ситуаций; в) устойчивых форм организации поведения в различных ситуациях. Осуществляя феноменологический описательный анализ психики, к личностной сфере человека обычно относят такие психические свойства, как темперамент, характер, способности. При этом следует помнить, что темперамент нельзя считать свойством личности на том основании, что он по определению не выступает результатом включения субъекта в систему социальных отношений, а преимущественно является результатом динамических, функционально-физиологических особенностей реализации высшей нервной деятельности. 198 рые определяют динамические особенности протекания психических процессов, действий, деятельности, поведения человека. Таким образом, темперамент определяет динамические проявления разнообразных личностных свойств. В основу первой теории темперамента древнегреческим врачом Гиппократом было заложено предположение о том, что темперамент человека зависит от смешения в организме человека четырех жидкостей и преобладания одной из них над другими: 1) кровь («сангвис»), 2) лимфа («флегма»), 3) желчь («холе»), 4) черная желчь («мелан холе»). В отечественной психологии основные положения теории темперамента были заложены И. П. Павловым. И. П. Павлов Теория темперамента
• В зависимости от силы, устойчивости нервных процессов (работоспособность, выносливость нервных клеток) выде ляются сильные и слабые типы. Слабый тип ВНД соответствует меланхолическому темпераменту. • Сильные типы в зависимости от уравновешенности нер Сильный неуравновешенный тип ВНД: холерический темперамент. • Уравновешенные типы в зависимости от подвижности 199 ния процессами торможения и наоборот) делятся на подвижные и инертные типы. Сильный уравновешенный подвижный тип ВНД: сангвинический темперамент. Сильный уравновешенный инертный тип ВНД: флегматический темперамент. В настоящее время в психофизиологии выделяется большее количество свойств и, соответственно, типов темперамента. Б. М. Теплое, В. Д. Небылицын Основные динамические особенности нервной системы определяются рядом нейродинамических свойств, каждое из которых может иметь три количественных параметра:
200 8.2. Теории характера Характер — это система психических свойств, выражающаяся в совокупности устойчивых особенностей личности (черт), складывающихся и проявляющихся в деятельности и общении и обусловливающих типичные для человека способы поведения и поступки. Ряд теорий характера в качестве объяснительных принципов входят в состав психологических теорий личности. Это можно обнаружить, например, в теориях Айзенка, Кеттела, Шелдона, Фрейда, Фромма и во многих других теориях. При этом во множестве психологических теорий темперамент и характер не противопоставляются друг другу. Э. Кречмер Конституциональная теория характера (личности)
3. Психические заболевания представляют собой сильное заострение наиболее ярких черт характера у людей с опреде ленным типом строения тела. • Шизотимический тип (люди этого типа ориентированы по оси «возбудимость — холодность»): внешне не выраженная эмоциональность, склонность к отвлеченным рассужде- 201 ниям, отчужденность, холодность, эгоистичность, властность (астеник). Шизоиды необщительные, лишенные юмора, со странностями и причудами. Шизоиды застенчивые, тонко чувствующие, любители природы и интеллектуалы. Шизоиды равнодушно-тупые, исполнительные, бесстрашные. • Циклотимический тип (люди этого типа ориентированы по оси «грусть — веселость»): эмоциональность, общитель ность, добродушие (пикник). Гипоманиакальные циклоиды: веселость, болтливость, беспечность, задушевность, энергичность, остроумие, склонность к юмору и легкому восприятию жизни. Меланхолические циклоиды: склонность к грусти, пассивность, мягкость в общении, уступчивость. • Иксотимический тип: спокойствие, невпечатлительность, сдержанность жестов и мимики, невысокая гибкость мышления (атлетик). Ганс Айзенк Структурно-типологический подход к объяснению личности человека. Теория врожденных типов (суперчерт) личности (см. выше «Теории личности») В культурно-историческом и деятельностном подходе к анализу и объяснению психических явлений характер рассматривается как качества личности, образованные на основе интериоризации межличностных и социальных отношений. Поэтому любая черта характера или личностное качество представляют собой приобретаемый в течение жизни: а) устойчивый диапазон ориентировочных операций и дей б) устойчивый диапазон операций и действий планирования и организации своего поведения и поступков в таких ситуа циях и отношениях. 202 8.3. Теории способностей Способности — индивидуально-психологические свойства человека, являющиеся условиями успешного осуществления какой-либо деятельности и обнаруживающиеся по различиям в динамике овладения необходимыми для такой деятельности знаниями, умениями, навыками. Существует два противоположных объяснительных принципа, которые часто закладываются в теории способностей: а) способности преимущественно наследуются; б) способности преимущественно формируются и развиваются на протяжении индивидуальной жизни. В отечественной психологии основные объяснительные принципы теории способностей были заложены в работах Б. М. Теплова и в последующем конкретизировались в многочисленных исследованиях. В. Н. Дружинин Теория двухуровневой структурной организации психических способностей человека 1. Психика представляет собой процессы приобретения, преобразования, сохранения знаний, а также оперирование знаниями. Соответственно следует вьщелять три основные группы психических способностей.
2. Каждая группа способностей имеет двухуровневую структурную организацию. Структурные компоненты, преимущественно определяющиеся наследственностью: • имплицитная (скрытая) обучаемость — стихийные инди 203
Структурные компоненты, преимущественно определяющиеся влиянием внешней среды:
Деятельностный подход к анализу и объяснению способностей. Способности и задатки 1. Человеческие способности имеют общественно-исто рический характер происхождения. • Содержание и диапазон человеческих способностей изме няется вслед за изменением содержания различных видов человеческих деятельностей. 2. Биологическими предпосылками и условиями разви тия способностей являются задатки — морфологические (анатомические) и функциональные особенности организа ции мозга, органов чувств, опорно-двигательного аппарата и других систем организма. • Задатки многозначны и могут лежать в основе развития разных умений и способностей. 204
4. Способность представляет собой обобщенное умение выполнять определенный диапазон действий, решая определенный диапазон задач. В психологическую структуру способности включается ряд функциональных компонентов:
<< предыдущая страница следующая страница >> |
|