Похожие работы
|
С. В. Маланов метологические и теоретические основы психологии. Учебное пособие - страница №3/9
Глава 4 Хорошим примером альтернативных теорий, направленных на объяснение одной и той же группы явлений, могут служить теории Ж. Б. Ламарка и Ч. Дарвина. Обе общебиологические теории направлены на объяснение многообразия различий в формах живых организмов, а также способов их приспособления к среде обитания путем формулирования и указания предполагаемых причин и законов. В биологии теория эволюции Чарльза Дарвина пришла на смену теории Ж. Б. Ламарка. В последующем теория эволюции постоянно конкретизировалась. До настоящего времени не существует достаточно обоснованной научной альтернативы теории эволюции, которая обеспечивала бы объяснение того же диапазона биологических явлений. При этом в рамках теории сохраняются вопросы, по отношению к которым у ученых существуют разные позиции. Например: протекает ли процесс эволюции медленно или возможны скачкообразные формы видообразования (саль-тационизм)? Носит ли эволюционный процесс случайный 106 или же направленный характер (телеологизм)? Возможно ли обратное влияние особенностей фенотипа на генотип или невозможно? На основе законов биологической эволюции строятся и современные научные теории формирования и функционирования психики.
Ч. Дарвин (1809-1882) Теория эволюции живых организмов путем естественного отбора
107 колении выживают и оставляют потомство чаще, чем другие формы. 4. Объяснение (принцип борьбы за существование): причина того, что некоторые формы организмов в любой популяции выживают и имеют возможность оставить потомство, заключается в том, что ресурсов для выживания в среде обитания недостаточно и некоторые формы животных в популяции превосходят другие в средствах и возможностях их получения. Современная «синтетическая теория эволюции» сложилась на основе классического дарвинизма, дополненного данными теоретической генетики, биохимии, биологической экологии и других наук. В настоящее время выявлено достаточно много законов, которые дополняют и конкретизируют основные положения классической теории эволюции Ч. Дарвина.
С. Райт, Дж, Б. С. Холдейн, Ф. Добжанский и др. Генетический эволюционизм 1. Все многообразие генов, которые могут быть унаследованы следующим поколением, составляет генофонд популяции. 108
. 4.2. Теории эволюционного формирования и развития психики Не вызывает сомнений, что психические функции являются одним из самых мощных факторов эволюции высших живых организмов. Можно утверждать, что этот фактор недостаточно учитывается и анализируется в современной теоретической биологии. Вместе с тем в отечественной науке существует ряд теорий, которые позволяют определить роль психических функций в процессах эволюции. А. Н. Северцов (1866-1936) Формы приспособления животных к среде обитания 1. Приспособленность обеспечивается соответствием строения и функций органов животного той среде, где оно обитает. 109
Деятельностный подход к анализу и объяснению психических явлений
В разработке и построении этой теории А. Н. Леонтьев и А. В. Запорожец отталкивались от анализа тех критериев, на 110 которые опирались в философии и естествознании при определении психических явлений. Что такое психика? Каковы самые простые формы психических функций? Альтернативные гипотезы о появлении психики, которые выдвигались в истории развития взглядов на психические явления:
Все гипотезы о первичных формах психических явлений не могут быть признаны удовлетворительными с позиций современных естественно-научных теорий и имеющихся фактических данных. Объяснительные принципы 1. Что выступает единицей жизнедеятельности организма в контексте психологического анализа? Единицей жизненного процесса выступает деятельность — целенаправленная активность, в которой реализуется то или иное жизненное отношение субъекта к действительности, которая обеспечивает взаимодействие организма с предметной средой и служит удовлетворению какой-либо потребности организма. 111 При этом под исходными формами деятельности понимаются всевозможные жизненно необходимые или жизненно важные отношения и связи живого организма с окружающим миром (внешней средой), которые активно воспроизводятся в форме взаимодействий с определенным диапазоном предметов и объектов и обеспечивают удовлетворение какой-либо потребности. Позднее в процессе эволюции животных организмов, антропогенеза, а также исторического развития человечества формируются и развиваются все более сложные производные типы и виды деятельностей (см. ниже). 2. В чем заключаются простейшие формы жизнедеятельности? Наиболее простая форма жизни представляет собой процессы внутренней активности организма, которые: а) запускаются при непосредственном воздействии биологически значимых раздражителей (раздражимость); б) поддерживают жизнедеятельность. Например, такая форма жизнеобеспечения и жизнедеятельности характеризует растительные организмы, которые не имеют внешних форм активности и не имеют возможности самостоятельно выбирать среду обитания. Растительный организм приспособлен к росту в определенной среде обитания, которая обладает набором биологически значимых параметров и может рассматриваться как относительно однородная. Расселение и обнаружение благоприятных условий для произрастания обеспечивается не активным поиском, а случайными факторами. Переход организмов от жизни в простой однородной среде к жизни в меняющейся предметной неоднородной среде необходимо предопределяет формирование ряда новых функций. 112
Выделение функций поведения в жизнедеятельности живого организма — необходимое условие для формирования психических функций. Реализация любой формы поведения необходимо предполагает две системы взаимосвязанных функций: а) функций, обеспечивающих перемещение в среде обитания; б) функций, обеспечивающих предварительную ориентировку в среде обитания. 4. К каким изменениям в функциональных возможностях у живых организмов приводит формирование органов передвижения и развитие органов чувств? Эволюционное формирование простейших органов передвижения и органов чувств обеспечивает переход от раздражимости — реакций, возникающих только при непосредственном контакте организма с биологически значимым раздражителем, к чувствительности — ориентировке организма в направлении к жизненно важным объектам (которые имеют биологический смысл) посредством стимулов жизненно не значимых, имеющих только сигнальный характер. Такие формы поведения и ориентировки во внешней среде (чувствительность) наблюдаются уже у простейших одно- 113 8. Заказ №4624. клеточных животных организмов, которые реализуются в форме таксисов (Фабри, 1993). 5. Что выступает исходной формой психических явлений (психических функций) ? Чувствительность выступает исходной формой психических явлений. Чувствительность дифференцируется: а) на переживания внутренних состояний (аффективная чувствительность); б) на способность к ориентировке во внешней среде (экстероцептивная чувствительность). Этим обеспечивается регуляция взаимосвязей между внутренней средой организма и организацией поведения во внешней среде. Наличие чувствительности у живого организма выступает критерием, по которому можно судить о наличии элементарных форм психики. Дифференциация внутренней и внешней чувствительности эволюционно необходима для согласования: а) направления внешней поведенческой активности животного в среде обитания б) с текущим внутренним органическим состоянием, которое может «требовать» изменения различных внутренних параметров. В зависимости от текущего недостатка тех или иных веществ, температуры, освещенности для подержания внутренней среды организм должен соответствующим образом изменять направленность своего поведения и ориентироваться на различные объекты. Это значит, что для животного организма поддержание гомеостаза обеспечивается динамическими отношениями между: а) изменением внутренне переживаемых потребностных состояний нужды; б) изменением поведенческой активности в среде, направленной на строго определенные объекты (мотивы), достижение которых ведет к устранению периодически возникающих потребностных состояний. 6. Какие факторы детерминируют эволюционное формирование и развитие психических функций? Приспособление животных к сложным, предметным, динамическим условиям окружающей среды в процессе эволюции обусловливает усложнение функционально-струк- 114 турного строения деятельности (поведения) животных, что ведет к необходимости прогрессивного развития психического отражения (психической ориентировки) и совершенствованию органов чувств. А. Н. Леонтьев обосновывал и подчеркнуто настаивал на том, что генетический ряд причинно-следственных связей, лежащих в основе эволюции психических функций, имеет следующую направленность: изменение окружающей среды -> необходимые для выживания и приспособления изменения в поведении (деятельности) животных организмов -* необходимость в изменении способов ориентировки, функционально обеспечивающих организацию новых форм поведения (деятельности) -> формирование и развитие новых структурных особенностей организма — органов чувств, органов передвижения, нервной системы и мозга. 7. В каких направлениях дифференцируются различные виды деятельностей у животных организмов в процессе эволюции? Изменение деятельности (поведения) животных в филогенезе (и в онтогенезе) происходит в двух основных, тесно взаимосвязанных направлениях:
Первое направление дифференцирования типов и видов деятельностей связано с эволюционным развитием морфологических структур (тканей и органов) у животных, для поддержания и сохранения которых требуется расширение диапазона биологически значимых природных объектов, на которые начинает направляться внешняя поведенческая активность. 115 компоненты психического образа, полученные на основе новых взаимодействий с объектом. Совершенствование функциональных возможностей животных в организации поведения и способов ориентировки в среде обитания вызывают эволюционное изменение и преобразование анатомо-морфологических особенностей организма. 9. Какие существуют стадии (уровни) эволюционного развития психических функций у животных организмов? В зависимости от строения деятельности, характера психического отражения (психической ориентировки) и способности к научению выделяются три основные стадии в филогенетическом развитии психики у животных организмов:
Стадии эволюционного развития психики получили теоретическую и эмпирическую конкретизацию в работах К. Э. Фабри. Стадия элементарной сенсорной психики чаще всего наблюдается у животных, имеющих сетевидную и ганглионар- 117 8. Каким законам подчиняется формирование новых психических функций в процессе эволюции? Изменение строения деятельности в филогенезе и в онтогенезе (усложнение и развитие поведения) ведет к порождению, развитию и усложнению обеспечивающих ее психических функций.
Чем разнообразнее активные поведенческие воздействия животного на объекты окружающей среды, тем большее количество свойств таких объектов может быть выявлено, зафиксировано и может включиться в состав психического образа при реализации ориентировочно-исследовательских операций с помощью органов чувств. Поэтому в процессах эволюционного развития и формирования новых способов ориентировки исходным является новый тип поведенческих взаимодействий животных с объектом, а в качестве производных результатов выступают новые 116 ную анатомо-морфологическую организацию нервной системы. Ориентировка поведения реализуется на основе отражения отдельных свойств внешнего мира. Поведение ориентируется на раздражители определенной модальности, которые находятся в связи с биологически значимыми для животного компонентами среды. Значительно преобладают врожденные формы поведения. Научение проявляется: а) в угасании реакции на повторяющийся внешний раздражитель; б) во временном распространении врожденных двигательных реакций на ограниченный диапазон новых внешних раздражителей (привыкание, сенсибилизации). При этом можно выделить: а) низший уровень сенсорной психики: простейшие, губки, кишечно-полостные, в поведении которых наблюдаются лишь изменения скорости и направления передвижения с целью избежать неблагоприятных условий существования; б) высший уровень: черви, многие членистоногие, брюхоногие моллюски, иглокожие, в поведении которых появляется поиск благоприятных условий существования на основе сложных таксисов. Стадия перцептивной психики наблюдается у животных, имеющих более сложную структурную организацию нервной системы: дифференцированные и усложненные головные ганглии (у членистоногих) или отделы переднего мозга (у позвоночных). Ориентировка поведения реализуется на основе не отдельных внешних раздражителей, а на основе комплекса одновременно воздействующих раздражителей различной модальности, которые синтезируются в целостный образ объекта (перцепция). Ориентировка начинает распространяться не только на предметы потребности, но и на условия, в которых такие предметы располагаются. Поэтому поведение разделяется на операции, которые обеспечивают: а) взаимодействия с предметными условиями среды (например, обход или перемещение предмета); б) взаимодействия с предметом потребности. Наблюдается разнообразие навыков, которые приобретаются на протяжении жизни путем упражнения. В поведении становится возможным 118 классическое и оперантное обусловливание, что проявляется в форме научения на основе развития функций памяти как в двигательной (навыки), так и в перцептивной сферах (опознавание объектов и ситуаций). При этом можно выделить: а) низший уровень перцептивной психики: высшие членистоногие, головоногие моллюски, часть позвоночных (земноводные, пресмыкающиеся); б) высший уровень перцептивной психики (птицы, млекопитающие). Стадия интеллектуальной психики характеризует животных, которые имеют относительно высокое развитие коры головного мозга. Ориентировка поведения осуществляется на основе активного отражения и исследования межпредметных связей и отношений в непосредственно воспринимаемом поле жизнедеятельности. Благодаря таким формам ориентировочно-исследовательских операций становится возможным: а) решение задач без «проб и ошибок» («ин-сайт»), путем ситуативного «одномоментного» установления («усмотрения») межпредметных отношений и связей; б) решение многофазных задач (у некоторых видов животных инструментальных задач) на основе разделения действий животного во времени на подготовительную фазу и исполнительную фазу. Наблюдается широкий перенос навыков, способов выполнения действий (операций) в новые ситуации. При решении задачи животные начинают пользоваться не одним стереотипным способом, а используют разные способы из ранее накопленного опыта (Фабри, 1993). 10. Каковы основные отличия психики человека от психики животных? Формирование и развитие человеческой психики и сознания подчиняются не биологическим законам эволюции, а законам общественно-исторического развития. • У животных предмет деятельности и биологический мотив всегда совпадают; у человека, в силу социальной организа- 119 ции совместной деятельности, мотив и предмет деятельности разделяются. • Развитие потребностей (и мотивов) у животных происходит через расширение круга используемых предметов, имеющих биологическое значение в природной среде обитания; у человека — через производство новых предметов в социальной деятельности. Эти фундаментальные различия, лежащие в основе формирования и развития психики животных и человека, конкретизируются во множестве психологических теорий, разработанных в рамках деятельностного подхода к анализу и объяснению психических явлений (см. ниже). Традиции современной отечественной психологии исходно закладывались в работах И. М. Сеченова и И. П. Павлова. Следует особо подчеркнуть, что если в концепции Сеченова исходно присутствовало стремление вывести психические явления из сложных отношений между организмом и средой, то в теориях Павлова (и особенно у его последователей-физиологов) присутствует неявное стремление свести сложные психические явления к рефлекторным связям организма и среды, а в конечном итоге — к физиологическим механизмам образования временных нейрофизиологических связей в мозге. В 30—60-х гг. теория И. П. Павлова в СССР была использована как идеологический фундамент, обеспечивающий ограничение научных исследований в области психологии (см. курс «История психологии»). 120 Позднее концепция условного рефлекса в рамках физиологии была преобразована в концепцию «рефлекторного кольца с обратными связями, реализующимися посредством сенсорных коррекций» в теориях П, К. Анохина и А. Н. Бернштейна. Оба выдающихся отечественных физиолога прямо указали на необходимость разработки психологических аспектов организации поведения, которые выходят за пределы физиологических исследований (см. ниже). В рамках культурно-исторического и деятельностного подходов к объяснению психических явлений отношения между нейрофизиологическими функциями мозга и психикой человека наиболее последовательно были теоретически простроены А. Р. Лурией. Петр Кузьмич Анохин (1898— 1974) Теория функциональных систем в организации жизнедеятельности живых организмов 1. Что выступает в качестве системообразующего фак тора в процессах организации жизнедеятельности у живых ор ганизмов? Системный анализ естественных явлений необходимо требует выделение системообразующего фактора, который детерминирует формирование и функционирование системы. Для живых систем такими системообразующими факторами выступают полезные приспособительные эффекты в отношениях «организм — среда», достигаемые в результате процессов функционирования и развития организма. В качестве основной детерминанты функционирования или развития живой системы выступает не прошлое событие, а подготовка к еще не наступившим событиям, которая обеспечивается прогнозированием результатов предстоя- 121 щих действий на основе опережающего отражения и механизмами целеполагания. 3. Как формируется способность к опережающему отра жению и целеполаганию у живых организмов в процессе эволю ции? Целенаправленность живой системы основана на опережающем отражении, которое появилось с зарождением жизни на Земле и является отличительным свойством живого.
4. Что лежит в основе различных форм поведенческой ак тивности живых организмов? Для объяснения активности живого организма следует изучать не функции отдельных органов и систем организма, а функциональные системы — координированное взаимосодействие органов и систем органов, направленное на получение конкретного результата в будущем. Активность живого проявляется не в ответе на прошлое событие, а в подготовке и обеспечении возможных результатов в будущем. • Поведение живого организма представляет собой непре 122 5. Какие механизмы образуют функциональные системы? Любой поведенческий акт живого организма обеспечивается рядом системных механизмов и процессов, которые организуются в функциональную систему.
6. Каковы закономерности эволюционного и онтогенетиче ского формирования и развития функциональных систем? У каждого вида живых организмов в процессе филогенеза складываются и проявляются специфические гетерохронии в закладке и темпах развития различных функций в онтогенезе. Это связано с необходимостью формирования целостных функциональных систем, обеспечивающих достижение общеорганизменных целей во взаимосвязях с окружающей средой на каждом этапе онтогенетического развития. 123 Николай Александрович Бернштейн (1896—1966) Теория организации целенаправленных действий и поведения на основе механизмов сенсорных коррекций Теория организации целенаправленных действий и поведения на основе механизмов сенсорных коррекций Н. А. Бернш-тейна одна из наиболее часто упоминаемых психологами физиологических теорий. Теоретический подход Н. А. Бернштей-на к объяснению механизмов организации целенаправленных действий часто называют также «физиология активности». Содержание основных объяснительных оснований, заложенных в основу этого теоретического подхода, может быть изложено в форме ответов на ряд вопросов. 1. Какой принцип лежит в основе организации целенаправ ленного поведения живых организмов? Для объяснения целенаправленных действий живого организма необходимо опираться на принцип активности. Активность, характеризующая поведение живых организмов, предполагает наличие внутренних механизмов программирования и организации поведения, которые обеспечивают непрерывный циклический процесс взаимодействия внутренней среды организма с внешней средой.
2. Какие психофизиологические механизмы необходимы для организации целенаправленного поведения? Организация активных целенаправленных действий необходимо предполагает наличие у живых организмов механизмов построения «модели потребного будущего» на основе вероятностного прогнозирования, механизмов 124 программирования действий, механизмов коррекции действий по ходу их исполнения. • Понятие «рефлекторная дута» необходимо заменить поня тием «рефлекторное кольцо», которое фиксирует факт ре гуляции и контроля всех отправлений организма по прин ципу обратной связи на основе непрерывного потока аф ферентной сигнализации контрольного и коррекционного назначения. 3. Что лежит в основе активной организации поведения и действий живого организма? Поведение и действия живого организма определяются прежде всего задачей, которая предполагает:
Двигательные задачи могут представлять собой: а) локомоторные акты; б) предметно-манипулятивные действия (у высших животных); в) символические действия (у человека). 4, С какими трудностями сталкиваются позвоночные животные при организации выполнения двигательных дей ствий? Опорно-двигательная система позвоночных — это система подвижно сочлененных звеньев скелета. Сочленения звеньев скелета образуют кинематические цепи, мера подвижности которых определяется числом степеней свободы в каждом суставе. Увеличение степеней свободы подвижности до двух и более ведет к необходимости их ограничения при организации 125 движений. Устранение избыточных степеней свободы движущегося органа есть координация движений, которая осуществляется путем:
5. Как организуется регуляция и координация предметного исполнительного действия? Что представляет собой меха низм сенсорных коррекций? Любое двигательное действие реализуется на основе непрерывно осуществляемых сенсорных коррекций, которые обеспечиваются различными органами чувств (афферентными, рецепторными системами), следящими за выполнением движения и обеспечивающими возможность его эфферентной регуляции. При этом рецепторные системы выполняют две основные функции:
6. Как организуются сенсорные коррекции в процессе выпол нения двигательного действия? Сенсорные коррекции протекают по формуле «рефлекторного кольца», зависят от характера двигательной задачи, осуществляются целостными синтезами, которые представляют собой несколько иерархически взаимосвязанных уровней. 126
7. Чем характеризуются разные уровни регуляции действий на основе сенсорных коррекций? Каждый уровень организации сенсорных коррекций характеризуется:
8. Какие функционально-структурные уровни сенсорных коррекций включаются в состав организации и регуляции раз личных действий? В соответствии с указанными основаниями выделяются следующие уровни организации сенсорных коррекций, на основе которых организуется и регулируется выполнение разных по сложности действий. 127 • Локализация и анатомические субстраты: гладкие мышцы, иннервируемые вегетативной нервной системой (в отли чие от неокинетических поперечно-полосатых мышц); спинной мозг и стволовая группа красного ядра (ра!аеошЬ- гшп, пеогаЬгат).
а) гиперфункция (при патологии вышележащих уров ней): «тремор покоя» при паркинсонизме; каталеп сия; б) гипофункция: тремор при выполнении целенаправ ленных действий (который также может быть связан с поражением уровня С). Уровень синергии и штампов, уровень регуляции действий в «пространстве тела», таламо-паллидарный, неокинетический (уровень В) • Локализация и анатомический субстрат: зрительные бугры в качестве мозговых центров афферентации; бледные тела (входящие в экстрапирамидную систему) в качестве эф- 128 фекторных центров, которые: а) иерархически подчиняют группу красного ядра (уровень А); б) подчинены подкорковому эффектору — полосатому телу.
а) гиперфункция: избыточные синергии и синкинезии, гиперкинезы; б) гипофункция: симптомокомплекс паркинсонизма — выключение отправлений самого уровня и снятие контроля над уровнем А; деавтоматизация различных сложных предметных действий; персеверации в мо мент начала и остановки движений. Уровень регуляции действий в пространственном поле, пирамидно-стриалъный (уровень С) Включает два подуровня. • Локализация и анатомический субстрат: полосатое тело 129 9. Заказ № 4624. • Ведущая афферентация: синтетическое восприятие про странственного поля внешнего мира, а также внешних объектов; восприятие собственных движений в координа тах внешнего пространственного поля. Регуляция апериодичных, точных, геометрически конфигурированных вокруг внешних объектов, целенаправленных движений, а также регуляция предметных действий. Подуровень С1 — стриалъный (экстрапирамидная система)
Подуровень С 2 — пирамидный (кортикальный)
Уровень действий, теменно-премоторный, кортикальный (уровень О) • Ведущая афферентация: представления о плане действий и конечных результатах. - 130
Высшие кортикальные уровни символических координации (уровень Е)
9. Каковы основные этапы процесса формирования двигательного умения и навыка? Формирование двигательных умений и навыков предполагает ряд основных периодов: 1. Период первоначального знакомства с движением — выявление операционально-двигательного состава движения:
131 ЙЙ!1Я?"' 2. Период автоматизации движений:
3. Период стабилизации и стандартизации двигательного навыка:
Александр Романович Лурия (1920—1975) Теория системной динамической локализации высших психических функций в мозге 1. В чем заключаются основные особенности высших психи ческих функций человека? Высшие психические функции человека (ВПФ) — это сложные саморегулирующиеся процессы, социальные по своему происхождению, опосредствованные (орудиями, языком, знаками) по своему строению, сознательные и произвольные по способу своего функционирования (Л. С. Выготский). 2. Что выступает в качестве физиологической основы ВПФ? Для формирования и развития ВПФ необходимы нейро-анатомические структуры коры головного мозга человека, на основе которых дифференцируется и развивается динамическая система нейрофизиологических функций. 132
3. Что выступает в качестве основных причин формирова ния ВПФ? ВПФ — это сложные функциональные системы, которые причинно обусловливаются внешними взаимодействиями человека с предметным миром и людьми. Взаимодействия с внешним миром, в свою очередь, обусловливают формирование и развития новых нейродинамических отношений между разными отделами мозга. При этом:
4. Каковы особенности мозговой локализации нейрофизио логических механизмов, формирующихся по мере развития у человека ВПФ? Локализация нейрофизиологических механизмов, обеспечивающих реализацию ВПФ, формируется в онтогенезе и зависит от особенностей индивидуального развития челове- 133 ка, которые задаются внешними формами деятельности и общения.
5. Какова общая функционально-структурная организация нейрофизиологических процессов в мозге, обеспечивающих реализацию ВПФ? Реализация ВПФ обеспечивается тремя взаимосвязанными функциональными блоками мозга:
При этом функциональная организация коры головного мозга имеет иерархическое строение (закон иерархического строения корковых зон, входящих в состав каждой ней-ропсихологической функции). • Первичные проекционные зоны коры головного мозга:
134 Вторичные проекционные зоны коры головного мозга служат интеграции и организации процессов, происходящих в первичных проекционных зонах. Третичные проекционные зоны коры головного мозга служат интеграции процессов, происходящих во вторичных проекционных зонах, и обеспечивают объединение результатов деятельности разных анализаторов и эффекторов в целостные образы и программы поведения. При очаговых поражениях мозга нарушения высших психических функций подчиняются ряду закономерностей.
В разные возрастные периоды организация ВПФ различаются: а) по психологическому составу входящих в них ориентировочных и исполнительных операций и действий; б) по функционально-структурным особенностям нейрофизиологических механизмов, обеспечивающих их реализацию. Эффект поражения определенного участка мозга на разных этапах развития ВПФ будет различным: • на ранних этапах онтогенеза ВПФ будет страдать высший по отношению к пораженному участку мозговой «центр», т. к. его формирование и развитие основывается на функ циях нижележащих «центров»; 135 • на стадии уже сложившейся ВПФ и мозговой функциональной системы при поражении того же участка коры будет преимущественно страдать низший по отношению к пораженному участку (регулируемый) «центр». . . << предыдущая страница следующая страница >> |
|