С. В. Маланов метологические и теоретические основы психологии. Учебное пособие - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Петровский А. В., Ярошевский М. Г. Основы теоретической психологии 16 8514.77kb.
Учебное пособие по истории психологии. М.: 2009 г. 220 с. 32 12. 1 334.86kb.
С. А. Гапонова, д-р психол наук, профессор, зав кафедрой социальной... 27 2833.57kb.
Основы социально – психологических знаний. Учебное пособие 4 933.46kb.
Учебное пособие «Основы экономической кибернетики» 12 1786.16kb.
Учебное пособие «Основы экономической кибернетики» 6 1769.85kb.
Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности... 1 26.61kb.
Учебное пособие «Основы конструирования и технологии радиоэлектронных... 1 57.97kb.
Учебное пособие «Основы религиозных культур и светской этики. 1 253.9kb.
Военная психология: методология, теория, практика Учебно-методическое... 23 5490.78kb.
Учебное пособие (075) Печатается 10 5242.42kb.
Дж. А. Миллер Магическое число семь плюс или минус два. О некоторых... 1 133.12kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

С. В. Маланов метологические и теоретические основы психологии. Учебное пособие - страница №3/9

Глава 4

Теории эволюции живых организмов. Эволюция и психика

4.1. Альтернативные теории эволюционирования живых организмов

Хорошим примером альтернативных теорий, направлен­ных на объяснение одной и той же группы явлений, могут служить теории Ж. Б. Ламарка и Ч. Дарвина. Обе общебио­логические теории направлены на объяснение многообразия различий в формах живых организмов, а также способов их приспособления к среде обитания путем формулирования и указания предполагаемых причин и законов.

В биологии теория эволюции Чарльза Дарвина пришла на смену теории Ж. Б. Ламарка. В последующем теория эволюции постоянно конкретизировалась. До настоящего времени не существует достаточно обоснованной научной альтернативы теории эволюции, которая обеспечивала бы объяснение того же диапазона биологических явлений. При этом в рамках теории сохраняются вопросы, по отно­шению к которым у ученых существуют разные позиции. Например: протекает ли процесс эволюции медленно или возможны скачкообразные формы видообразования (саль-тационизм)? Носит ли эволюционный процесс случайный 106

или же направленный характер (телеологизм)? Возможно ли обратное влияние особенностей фенотипа на генотип или невозможно?

На основе законов биологической эволюции строятся и современные научные теории формирования и функциони­рования психики.

Ж, Б. Ламарк (1744-1829)

Теория эволюции живых организмов


  1. Движущей силой развития органического мира является
    врожденное стремление живых организмов к прогрес­
    сивному развитию различных функций.

  2. Новые признаки у живых организмов формируются при­
    жизненно, в процессах приспособления к меняющимся
    условиям среды.

  3. Сформированные в онтогенезе у родительских организ­
    мов морфологические, физиологические, поведенче­
    ские признаки закрепляются и передаются по наследству
    потомкам.

  4. Приобретая различные признаки, разные особи одного и
    того же вида животных постепенно дифференцируются в
    новые виды.

Ч. Дарвин (1809-1882)

Теория эволюции живых организмов путем

естественного отбора

  1. Принцип наследственности: существуют высокие кор­
    реляции в степени сходства по различным признакам у
    родительских организмов и их потомства.

  2. Принцип изменчивости: в любой популяции организмов
    существует межиндивидуальная изменчивость по анато­
    мическим особенностям, физиологии и поведению.

  3. Принцип отбора: каждое поколение живых организмов
    оставляет потомство, по численности превосходящее
    популяцию родительских организмов. При этом только
    некоторые вариантные формы организмов в каждом по-

107

колении выживают и оставляют потомство чаще, чем другие формы.

4. Объяснение (принцип борьбы за существование): при­чина того, что некоторые формы организмов в любой по­пуляции выживают и имеют возможность оставить по­томство, заключается в том, что ресурсов для выживания в среде обитания недостаточно и некоторые формы жи­вотных в популяции превосходят другие в средствах и возможностях их получения.

Современная «синтетическая теория эволюции» сложи­лась на основе классического дарвинизма, дополненного данными теоретической генетики, биохимии, биологиче­ской экологии и других наук. В настоящее время выявлено достаточно много законов, которые дополняют и конкрети­зируют основные положения классической теории эволю­ции Ч. Дарвина.


  • Эволюция протекает на уровне популяций, а не на уровне
    одной особи и может обеспечиваться: а) процессами пре-
    адаптации (накопления мутаций); б) дрейфом генов.

  • Эволюция протекает с разной скоростью: а) в различные
    геохронологические периоды, б) у разных видов (таксоно­
    мических групп) животных.

  • В процессе эволюции виды живых организмов: а) чаще
    возникают на основе относительно мало специализиро­
    ванных групп животных; б) чаще вымирают в силу высо­
    кой (узкой) специализированное™.

  • Эволюция может протекать в направлении: а) морфологи­
    ческого и функционального усложнения, б) морфологиче­
    ского и функционального упрощения животных.

С. Райт, Дж, Б. С. Холдейн, Ф. Добжанский и др. Генетический эволюционизм

1. Все многообразие генов, которые могут быть унаследо­ваны следующим поколением, составляет генофонд по­пуляции.

108


  1. Половое размножение обеспечивает случайное распре­
    деление генов в каждом поколении (принцип рекомби­
    нации).

  2. Каждый ген является адаптивным только в конкретных
    условиях внешней среды.

  3. Процесс эволюции реализуется, когда в генофонде попу­
    ляции частота определенных генов в течение длительно­
    го времени изменяется в направлении отбора адаптив­
    ных генов в процессах приспособления живых организ­
    мов к меняющимся условиям окружающей среды:




  • адаптация живого организма к условиям окружающей сре­
    ды обеспечивается через фенотипические характеристики,
    которые повторяются из поколения в поколение у особей
    данного вида;

  • адаптация живого организма к условиям окружающей сре­
    ды есть результат взаимодействия специфических генов с
    последовательно повторяющимися характеристиками
    окружающей среды.

.

4.2. Теории эволюционного формирования и развития психики

Не вызывает сомнений, что психические функции явля­ются одним из самых мощных факторов эволюции высших живых организмов. Можно утверждать, что этот фактор не­достаточно учитывается и анализируется в современной тео­ретической биологии. Вместе с тем в отечественной науке существует ряд теорий, которые позволяют определить роль психических функций в процессах эволюции.



А. Н. Северцов (1866-1936)

Формы приспособления животных к среде обитания

1. Приспособленность обеспечивается соответствием строения и функций органов животного той среде, где оно обитает.

109


  1. Скорость изменения организма должна быть не ниже
    скорости изменения окружающей среды (экологической
    ниши).

  2. Изменения признаков у организмов в процессе приспо­
    собления могут быть наследственными и ненаследствен­
    ными (приобретенными).

  3. Способы адаптации организмов зависят от скорости из­
    менения различных факторов окружающей среды:




  • приспособление к медленным изменениям среды обеспе­
    чивается: а) наследственным изменением морфологии
    (анатомического строения) живого организма; б) наслед­
    ственным изменением поведения (двигательные функци­
    ональные возможности животного, рефлексы, инстинк­
    ты);

  • приспособление к быстрым (ситуативным) изменениям
    среды обеспечивается: а) функциональным (прижизнен­
    ным) изменением строения путем упражнения органов;
    б) функциональными изменениями поведения (научение).




  1. Чем выше организация вида, тем больше изменчивость
    реализуется не за счет морфологических, а за счет функ­
    циональных изменений.

  2. Для существования живого организма в быстро меняю­
    щихся условиях окружающей среды необходимо эволю­
    ционное возникновение предпосылок для прижизнен­
    ного формирования индивидуальных особенностей по­
    ведения — научения.

Деятельностный подход к анализу и объяснению психических явлений


А. Н. Леонтьев, А. В. Запорожец Теория эволюционного формирования и развития психики в зависимости от двигательной активности живых организмов

В разработке и построении этой теории А. Н. Леонтьев и А. В. Запорожец отталкивались от анализа тех критериев, на

110


которые опирались в философии и естествознании при определении психических явлений.

Что такое психика? Каковы самые простые формы психических функций?

Альтернативные гипотезы о появлении психики, кото­рые выдвигались в истории развития взглядов на психиче­ские явления:



  • религиозно-мистическое происхождение психики. Пси­
    хика есть особая нематериальная субстанция;

  • появление психики связано с появлением человека и чело­
    веческого сознания. Психика — это внутренний мир, это
    присущая только человеку способность к сознательному
    рефлексивному самоанализу и самоотчету (Р. Декарт);

  • существует всеобщая одухотворенность природных явле­
    ний, которая в различной степени выраженности присут­
    ствует у любого явления. Психика — это особое свойство
    (атрибут) всех материальных явлений (Б. Спиноза);

  • психика есть атрибут только живой материи;

  • психика присуща только организмам, имеющим нервную
    систему.

Все гипотезы о первичных формах психических явлений не могут быть признаны удовлетворительными с позиций современных естественно-научных теорий и имеющихся фактических данных.

Объяснительные принципы

1. Что выступает единицей жизнедеятельности организ­ма в контексте психологического анализа?

Единицей жизненного процесса выступает деятель­ность — целенаправленная активность, в которой реализу­ется то или иное жизненное отношение субъекта к дейст­вительности, которая обеспечивает взаимодействие орга­низма с предметной средой и служит удовлетворению какой-либо потребности организма.

111


При этом под исходными формами деятельности пони­маются всевозможные жизненно необходимые или жиз­ненно важные отношения и связи живого организма с окру­жающим миром (внешней средой), которые активно вос­производятся в форме взаимодействий с определенным диапазоном предметов и объектов и обеспечивают удовлет­ворение какой-либо потребности.

Позднее в процессе эволюции животных организмов, ан­тропогенеза, а также исторического развития человечества формируются и развиваются все более сложные производ­ные типы и виды деятельностей (см. ниже).



2. В чем заключаются простейшие формы жизнедеятель­ности?

Наиболее простая форма жизни представляет собой про­цессы внутренней активности организма, которые: а) запус­каются при непосредственном воздействии биологически значимых раздражителей (раздражимость); б) поддержива­ют жизнедеятельность.

Например, такая форма жизнеобеспечения и жизнедея­тельности характеризует растительные организмы, которые не имеют внешних форм активности и не имеют возможно­сти самостоятельно выбирать среду обитания. Растительный организм приспособлен к росту в определенной среде обита­ния, которая обладает набором биологически значимых па­раметров и может рассматриваться как относительно одно­родная. Расселение и обнаружение благоприятных условий для произрастания обеспечивается не активным поиском, а случайными факторами.

3. Каковы первичные условия, детерминирующие эволюцио­нирование животных организмов и их функциональное совер­шенствование ?

Переход организмов от жизни в простой однородной среде к жизни в меняющейся предметной неоднородной среде необходимо предопределяет формирование ряда но­вых функций.

112


  • Раздвоение изначально единого процесса жизнедеятель­
    ности на функции отправления (физиологическая актив­
    ность, направленная на поддержание постоянства внут­
    ренней среды, — гомеостаза) и функции поведения.

  • Функции поведения: а) заключаются в активном приспо­
    соблении живого организма к меняющимся условиям сре­
    ды на основе перемещения от неблагоприятных условий в
    направлении к более благоприятным условиям обитания;
    б) необходимо предполагают ориентировочную и испол­
    нительную части.

  • Функции поведения обеспечиваются эволюционным раз­
    витием: а) специализированных органов передвижения;
    б) органов чувств, которые обеспечивают ориентировку,
    организацию и регуляцию двигательной активности.

Выделение функций поведения в жизнедеятельности жи­вого организма — необходимое условие для формирования психических функций. Реализация любой формы поведения необходимо предполагает две системы взаимосвязанных функций: а) функций, обеспечивающих перемещение в сре­де обитания; б) функций, обеспечивающих предваритель­ную ориентировку в среде обитания.

4. К каким изменениям в функциональных возможностях у живых организмов приводит формирование органов передви­жения и развитие органов чувств?

Эволюционное формирование простейших органов пе­редвижения и органов чувств обеспечивает переход от раз­дражимости — реакций, возникающих только при непосред­ственном контакте организма с биологически значимым раздражителем, к чувствительности — ориентировке орга­низма в направлении к жизненно важным объектам (кото­рые имеют биологический смысл) посредством стимулов жизненно не значимых, имеющих только сигнальный харак­тер.

Такие формы поведения и ориентировки во внешней сре­де (чувствительность) наблюдаются уже у простейших одно-

113


8. Заказ №4624.

клеточных животных организмов, которые реализуются в форме таксисов (Фабри, 1993).

5. Что выступает исходной формой психических явлений (психических функций) ?

Чувствительность выступает исходной формой психиче­ских явлений. Чувствительность дифференцируется: а) на переживания внутренних состояний (аффективная чувстви­тельность); б) на способность к ориентировке во внешней среде (экстероцептивная чувствительность). Этим обеспе­чивается регуляция взаимосвязей между внутренней средой организма и организацией поведения во внешней среде.

Наличие чувствительности у живого организма выступа­ет критерием, по которому можно судить о наличии элемен­тарных форм психики.

Дифференциация внутренней и внешней чувствительно­сти эволюционно необходима для согласования: а) направ­ления внешней поведенческой активности животного в сре­де обитания б) с текущим внутренним органическим состоя­нием, которое может «требовать» изменения различных внутренних параметров. В зависимости от текущего недо­статка тех или иных веществ, температуры, освещенности для подержания внутренней среды организм должен соот­ветствующим образом изменять направленность своего по­ведения и ориентироваться на различные объекты. Это зна­чит, что для животного организма поддержание гомеостаза обеспечивается динамическими отношениями между: а) из­менением внутренне переживаемых потребностных состоя­ний нужды; б) изменением поведенческой активности в сре­де, направленной на строго определенные объекты (моти­вы), достижение которых ведет к устранению периодически возникающих потребностных состояний.



6. Какие факторы детерминируют эволюционное формиро­вание и развитие психических функций?

Приспособление животных к сложным, предметным, ди­намическим условиям окружающей среды в процессе эво­люции обусловливает усложнение функционально-струк-

114

турного строения деятельности (поведения) животных, что ведет к необходимости прогрессивного развития психиче­ского отражения (психической ориентировки) и совершен­ствованию органов чувств.



А. Н. Леонтьев обосновывал и подчеркнуто настаивал на том, что генетический ряд причинно-следственных связей, лежащих в основе эволюции психических функ­ций, имеет следующую направленность: изменение окру­жающей среды -> необходимые для выживания и приспо­собления изменения в поведении (деятельности) живот­ных организмов -* необходимость в изменении способов ориентировки, функционально обеспечивающих органи­зацию новых форм поведения (деятельности) -> формиро­вание и развитие новых структурных особенностей орга­низма — органов чувств, органов передвижения, нервной системы и мозга.

7. В каких направлениях дифференцируются различные виды деятельностей у животных организмов в процессе эволю­ции?

Изменение деятельности (поведения) животных в фило­генезе (и в онтогенезе) происходит в двух основных, тесно взаимосвязанных направлениях:



  • изменение и расширение биологического значения раз­
    личных предметов и объектов, на которые направляется
    деятельность (развитие потребностей, мотивов);

  • изменение состава действий, операций (поведения, двига­
    тельной активности) в зависимости от условий, в которых
    животному дан предмет деятельности.

Первое направление дифференцирования типов и видов деятельностей связано с эволюционным развитием морфо­логических структур (тканей и органов) у животных, для поддержания и сохранения которых требуется расширение диапазона биологически значимых природных объектов, на которые начинает направляться внешняя поведенческая ак­тивность.

115





компоненты психического образа, полученные на основе новых взаимодействий с объектом.

Совершенствование функциональных возможностей животных в организации поведения и способов ориентиров­ки в среде обитания вызывают эволюционное изменение и преобразование анатомо-морфологических особенностей организма.



9. Какие существуют стадии (уровни) эволюционного раз­вития психических функций у животных организмов?

В зависимости от строения деятельности, характера пси­хического отражения (психической ориентировки) и спо­собности к научению выделяются три основные стадии в фи­логенетическом развитии психики у животных организмов:



  • стадия элементарной сенсорной психики — организация
    врожденного, видотипичного поведения животного на
    основе ориентировки в отдельных свойствах предметов и
    явлений при отсутствии способности к научению;

  • стадия перцептивной психики — организация поведения
    животного на основе: а) ориентировки в целостных пред­
    метах и явлениях и б) ориентировки в условиях, определя­
    ющих способ выполнения действий. Приобретение разно­
    образных навыков;

  • стадия интеллекта — организация поведения животного на
    основе ориентировки в межпредметных связях и отноше­
    ниях, что обеспечивает решение нестандартных ситуатив­
    ных задач: операции (способы действий) отделяются от ис­
    ходной деятельности и переносятся в другие ситуации, в
    другие деятельности и на другие предметы;

  • высший уровень развития психической ориентировки —
    сознание человека (см. ниже).

Стадии эволюционного развития психики получили теоретическую и эмпирическую конкретизацию в работах К. Э. Фабри.

Стадия элементарной сенсорной психики чаще всего на­блюдается у животных, имеющих сетевидную и ганглионар-

117

Второе направление дифференцирования типов и видов деятельностей связано с усложнением условий окружающей среды, в которых животному приходится реализовывать все более сложные формы поведения, которые требуют более сложных двигательных приемов и способов их организации.



8. Каким законам подчиняется формирование новых психи­ческих функций в процессе эволюции?

Изменение строения деятельности в филогенезе и в онто­генезе (усложнение и развитие поведения) ведет к порожде­нию, развитию и усложнению обеспечивающих ее психиче­ских функций.



  • Уровень психического отражения (особенности образа и
    психической ориентировки) у животных зависит от того, в
    какой мере они способны оказывать поведенческие воз­
    действия на компоненты среды.

  • В процессе эволюции формы психического отражения
    (психической ориентировки) отстают в своем развитии от
    изменений в строении деятельности животного.

  • Связанные с эволюцией психики анатомо-морфологиче-
    ские изменения в строении органов чувств, мозга, опор­
    но-двигательной системы первично обусловливаются
    функциональными изменениями в поведенческой и ори­
    ентировочно-исследовательской активности животного в
    природной среде.

Чем разнообразнее активные поведенческие воздействия животного на объекты окружающей среды, тем большее ко­личество свойств таких объектов может быть выявлено, за­фиксировано и может включиться в состав психического об­раза при реализации ориентировочно-исследовательских операций с помощью органов чувств.

Поэтому в процессах эволюционного развития и форми­рования новых способов ориентировки исходным является новый тип поведенческих взаимодействий животных с объек­том, а в качестве производных результатов выступают новые

116

ную анатомо-морфологическую организацию нервной сис­темы. Ориентировка поведения реализуется на основе отра­жения отдельных свойств внешнего мира. Поведение ориентируется на раздражители определенной модальности, которые находятся в связи с биологически значимыми для животного компонентами среды. Значительно преобладают врожденные формы поведения. Научение проявляется: а) в угасании реакции на повторяющийся внешний раздражи­тель; б) во временном распространении врожденных двига­тельных реакций на ограниченный диапазон новых внешних раздражителей (привыкание, сенсибилизации).



При этом можно выделить: а) низший уровень сенсор­ной психики: простейшие, губки, кишечно-полостные, в поведении которых наблюдаются лишь изменения скоро­сти и направления передвижения с целью избежать небла­гоприятных условий существования; б) высший уровень: черви, многие членистоногие, брюхоногие моллюски, иг­локожие, в поведении которых появляется поиск благопри­ятных условий существования на основе сложных таксисов. Стадия перцептивной психики наблюдается у животных, имеющих более сложную структурную организацию нерв­ной системы: дифференцированные и усложненные голов­ные ганглии (у членистоногих) или отделы переднего мозга (у позвоночных). Ориентировка поведения реализуется на основе не отдельных внешних раздражителей, а на основе комплекса одновременно воздействующих раздражителей различной модальности, которые синтезируются в целост­ный образ объекта (перцепция). Ориентировка начинает распространяться не только на предметы потребности, но и на условия, в которых такие предметы располагаются. Поэ­тому поведение разделяется на операции, которые обеспечи­вают: а) взаимодействия с предметными условиями среды (например, обход или перемещение предмета); б) взаимо­действия с предметом потребности. Наблюдается разнооб­разие навыков, которые приобретаются на протяжении жиз­ни путем упражнения. В поведении становится возможным

118


классическое и оперантное обусловливание, что проявляет­ся в форме научения на основе развития функций памяти как в двигательной (навыки), так и в перцептивной сферах (опознавание объектов и ситуаций).

При этом можно выделить: а) низший уровень перцеп­тивной психики: высшие членистоногие, головоногие мол­люски, часть позвоночных (земноводные, пресмыкающие­ся); б) высший уровень перцептивной психики (птицы, мле­копитающие).



Стадия интеллектуальной психики характеризует живот­ных, которые имеют относительно высокое развитие коры головного мозга. Ориентировка поведения осуществляется на основе активного отражения и исследования межпред­метных связей и отношений в непосредственно восприни­маемом поле жизнедеятельности. Благодаря таким формам ориентировочно-исследовательских операций становится возможным: а) решение задач без «проб и ошибок» («ин-сайт»), путем ситуативного «одномоментного» установле­ния («усмотрения») межпредметных отношений и связей; б) решение многофазных задач (у некоторых видов живот­ных инструментальных задач) на основе разделения дейст­вий животного во времени на подготовительную фазу и ис­полнительную фазу. Наблюдается широкий перенос навы­ков, способов выполнения действий (операций) в новые ситуации. При решении задачи животные начинают поль­зоваться не одним стереотипным способом, а используют разные способы из ранее накопленного опыта (Фабри, 1993).

10. Каковы основные отличия психики человека от психики животных?

Формирование и развитие человеческой психики и со­знания подчиняются не биологическим законам эволюции, а законам общественно-исторического развития.

• У животных предмет деятельности и биологический мотив всегда совпадают; у человека, в силу социальной организа-

119


ции совместной деятельности, мотив и предмет деятельно­сти разделяются.

• Развитие потребностей (и мотивов) у животных происхо­дит через расширение круга используемых предметов, имеющих биологическое значение в природной среде оби­тания; у человека — через производство новых предметов в социальной деятельности.

Эти фундаментальные различия, лежащие в основе фор­мирования и развития психики животных и человека, конк­ретизируются во множестве психологических теорий, разра­ботанных в рамках деятельностного подхода к анализу и объя­снению психических явлений (см. ниже).

Глава 5 Психофизиологические подходы и теории,

оказавшие значительное влияние на развитие отечественной теоретической

психологии

Традиции современной отечественной психологии ис­ходно закладывались в работах И. М. Сеченова и И. П. Пав­лова. Следует особо подчеркнуть, что если в концепции Се­ченова исходно присутствовало стремление вывести психи­ческие явления из сложных отношений между организмом и средой, то в теориях Павлова (и особенно у его последовате­лей-физиологов) присутствует неявное стремление свести сложные психические явления к рефлекторным связям орга­низма и среды, а в конечном итоге — к физиологическим ме­ханизмам образования временных нейрофизиологических связей в мозге.

В 30—60-х гг. теория И. П. Павлова в СССР была исполь­зована как идеологический фундамент, обеспечивающий ограничение научных исследований в области психологии (см. курс «История психологии»).

120


Позднее концепция условного рефлекса в рамках фи­зиологии была преобразована в концепцию «рефлекторно­го кольца с обратными связями, реализующимися посред­ством сенсорных коррекций» в теориях П, К. Анохина и А. Н. Бернштейна. Оба выдающихся отечественных физио­лога прямо указали на необходимость разработки психоло­гических аспектов организации поведения, которые выхо­дят за пределы физиологических исследований (см. ниже).

В рамках культурно-исторического и деятельностного подходов к объяснению психических явлений отношения между нейрофизиологическими функциями мозга и психи­кой человека наиболее последовательно были теоретически простроены А. Р. Лурией.



Петр Кузьмич Анохин (1898 1974)

Теория функциональных систем в организации

жизнедеятельности живых организмов

1. Что выступает в качестве системообразующего фак­
тора в процессах организации жизнедеятельности у живых ор­
ганизмов?

Системный анализ естественных явлений необходимо требует выделение системообразующего фактора, который детерминирует формирование и функционирование систе­мы.

Для живых систем такими системообразующими факто­рами выступают полезные приспособительные эффекты в от­ношениях «организм — среда», достигаемые в результате про­цессов функционирования и развития организма.

2. Что выступает основным фактором, детерминирую­
щим развитие и функционирование живых организмов, а так­
же отдельных физиологических систем в составе организма?

В качестве основной детерминанты функционирования или развития живой системы выступает не прошлое собы­тие, а подготовка к еще не наступившим событиям, которая обеспечивается прогнозированием результатов предстоя-

121


щих действий на основе опережающего отражения и меха­низмами целеполагания.

3. Как формируется способность к опережающему отра­
жению и целеполаганию у живых организмов в процессе эволю­
ции?

Целенаправленность живой системы основана на опере­жающем отражении, которое появилось с зарождением жиз­ни на Земле и является отличительным свойством живого.



  • Опережающее отражение заключается в активной избира­
    тельной подготовке к будущим изменениям пространст­
    венно-временной структуры среды, которые представляют
    собой повторяющиеся ряды событий.

  • Опережающее отражение в процессе эволюции формиру­
    ется путем развития и ускорения в миллионы раз цепей хи­
    мических реакций, которые в прошлом возникали как
    следствия повторяющихся изменений среды.

  • Опережающее отражение в разных формах представлено
    на каждом уровне как филогенетической, так и онтогене­
    тической организации живых организмов.

4. Что лежит в основе различных форм поведенческой ак­
тивности живых организмов?

Для объяснения активности живого организма следует изучать не функции отдельных органов и систем организ­ма, а функциональные системы — координированное взаи­мосодействие органов и систем органов, направленное на получение конкретного результата в будущем. Активность живого проявляется не в ответе на прошлое событие, а в подготовке и обеспечении возможных результатов в буду­щем.

• Поведение живого организма представляет собой непре­
рывную последовательность (континуум) взаимосвязан­
ных результатов, достигаемых на протяжении индивиду­
альной жизни, а отдельный поведенческий акт — это от­
резок такого континуума от одного результата к другому.

122


5. Какие механизмы образуют функциональные системы?

Любой поведенческий акт живого организма обеспечива­ется рядом системных механизмов и процессов, которые ор­ганизуются в функциональную систему.



  • Механизм афферентного синтеза, обеспечивающий при­
    нятие решения о том, что, как и когда необходимо делать
    для получения полезного результата на основе: а) домини­
    рующей мотивации (что делать?); б) прошлого опыта (па­
    мяти); в) обстановочной афферентации (как делать?);
    г) пусковой афферентации (когда делать?).

  • Механизм принятия решения, который включает процессы
    экстраполяции будущего, вероятностное прогнозирова­
    ние и построение программы действий. Принятие реше­
    ния завершается формированием акцептора результатов
    действия, который включает: программу действий, про­
    гнозирование параметров будущих результатов и механизм
    их сличения с реально достигнутыми результатами.

  • Механизмы и процессы последовательной реализации дейст­
    вий при постоянном контроле и корректировке их выпол7
    нения на основе обратной афферентации (обратных связей)
    о достигнутых результатах, которые сопоставляются с ак­
    цептором результатов действия.

  • Механизмы оценки результатов, санкционирующие пере­
    ход к следующей фазе поведения.

6. Каковы закономерности эволюционного и онтогенетиче­
ского формирования и развития функциональных систем?

У каждого вида живых организмов в процессе филоге­неза складываются и проявляются специфические гетеро­хронии в закладке и темпах развития различных функций в онтогенезе. Это связано с необходимостью формирования целостных функциональных систем, обеспечивающих до­стижение общеорганизменных целей во взаимосвязях с окружающей средой на каждом этапе онтогенетического развития.

123



Николай Александрович Бернштейн (18961966) Теория организации целенаправленных действий и поведения на основе механизмов сенсорных коррекций

Теория организации целенаправленных действий и поведе­ния на основе механизмов сенсорных коррекций Н. А. Бернш-тейна одна из наиболее часто упоминаемых психологами фи­зиологических теорий. Теоретический подход Н. А. Бернштей-на к объяснению механизмов организации целенаправленных действий часто называют также «физиология активности». Со­держание основных объяснительных оснований, заложенных в основу этого теоретического подхода, может быть изложено в форме ответов на ряд вопросов.



1. Какой принцип лежит в основе организации целенаправ­
ленного поведения живых организмов?

Для объяснения целенаправленных действий живого ор­ганизма необходимо опираться на принцип активности. Ак­тивность, характеризующая поведение живых организмов, предполагает наличие внутренних механизмов программи­рования и организации поведения, которые обеспечивают непрерывный циклический процесс взаимодействия внут­ренней среды организма с внешней средой.



  • Представления о стимул-реактивной или условно-рефлек­
    торной организации поведения на основе автоматизиро­
    ванных цепей элементарных ответных реакций на внеш­
    ние раздражители является ошибочным.

  • Поведение живых организмов следует исследовать как
    целостные активно организуемые целенаправленные
    акты.

2. Какие психофизиологические механизмы необходимы для
организации целенаправленного поведения?

Организация активных целенаправленных действий необходимо предполагает наличие у живых организмов механизмов построения «модели потребного будущего» на основе вероятностного прогнозирования, механизмов

124

программирования действий, механизмов коррекции дей­ствий по ходу их исполнения.



• Понятие «рефлекторная дута» необходимо заменить поня­
тием «рефлекторное кольцо», которое фиксирует факт ре­
гуляции и контроля всех отправлений организма по прин­
ципу обратной связи на основе непрерывного потока аф­
ферентной сигнализации контрольного и коррекционного
назначения.

3. Что лежит в основе активной организации поведения и
действий живого организма?

Поведение и действия живого организма определяются прежде всего задачей, которая предполагает:



  • активную постановку цели на основе внутренних механиз­
    мов целеполагания, а также планирование способа ее до­
    стижения в соответствие с предметными условиями ситуа­
    ции;

  • реализацию действий, направленных на достижение цели,
    организация, координация и коррекция которых осущест­
    вляется на разных психофизиологических уровнях при
    участии разных афферентных систем.

Двигательные задачи могут представлять собой: а) локо­моторные акты; б) предметно-манипулятивные действия (у высших животных); в) символические действия (у челове­ка).

4, С какими трудностями сталкиваются позвоночные
животные при организации выполнения двигательных дей­
ствий?

Опорно-двигательная система позвоночных — это система подвижно сочлененных звеньев скелета. Сочленения звеньев скелета образуют кинематические цепи, мера подвижности ко­торых определяется числом степеней свободы в каждом суста­ве.

Увеличение степеней свободы подвижности до двух и бо­лее ведет к необходимости их ограничения при организации

125


движений. Устранение избыточных степеней свободы дви­жущегося органа есть координация движений, которая осу­ществляется путем:

  • целесообразного выбора траектории движений на основе
    ограничения избыточных степеней свободы;

  • постоянной компенсации: а) реактивных сил; б) инер­
    ционных сил, образующихся в результате любых движе­
    ний и передающихся на все звенья кинематической сис­
    темы;

  • постоянной координации между силами, действующими
    на организм из внешнего мира, и внутренними силами,
    возникающими при сокращении мышц.

5. Как организуется регуляция и координация предметного
исполнительного действия? Что представляет собой меха­
низм сенсорных коррекций?

Любое двигательное действие реализуется на основе непрерывно осуществляемых сенсорных коррекций, кото­рые обеспечиваются различными органами чувств (аффе­рентными, рецепторными системами), следящими за вы­полнением движения и обеспечивающими возможность его эфферентной регуляции. При этом рецепторные сис­темы выполняют две основные функции:



  • сигнальную связь организма с внешним миром (ориенти­
    ровка во внешней среде);

  • обеспечение координированной работы органов, реализу­
    ющих двигательные действия (ориентировку в организа­
    ции собственного поведения).

6. Как организуются сенсорные коррекции в процессе выпол­
нения двигательного действия?

Сенсорные коррекции протекают по формуле «рефлек­торного кольца», зависят от характера двигательной задачи, осуществляются целостными синтезами, которые представ­ляют собой несколько иерархически взаимосвязанных уров­ней.

126


  • Разные двигательные задачи в зависимости от своего со­
    держания и смысловой структуры обеспечиваются качест­
    венно различающимися, формирующимися на протяже­
    нии индивидуальной жизни целостными синтезирован­
    ными комплексами сенсорных коррекций.

  • Такие синтезируемые комплексы сенсорных коррекций
    лежат в основе разнообразных навыков и умений.

7. Чем характеризуются разные уровни регуляции действий
на основе сенсорных коррекций?

Каждый уровень организации сенсорных коррекций ха­рактеризуется:



  • нейрофизиологической локализацией и анатомическим
    субстратом (определенными типами рецепторов и типами
    чувствительности, проводящими нервными путями, цент­
    рами в ЦНС);

  • ведущей афферентацией — особенностями сигналов, ко­
    торые поступают от органов чувств и обеспечивают вос­
    приятие результативности собственных движений и дейст­
    вий;

  • специфическими характеристиками и свойствами движе­
    ний, которые преимущественно регулируются данным
    уровнем сенсорных коррекций;

  • набором самостоятельных движений, которые преиму­
    щественно организуются и управляются данным уров­
    нем;

  • фоновой (вспомогательной) ролью уровня в двигательных
    действиях, управляемых вышележащими уровнями;

  • дисфункциями и патологическими синдромами.

8. Какие функционально-структурные уровни сенсорных
коррекций включаются в состав организации и регуляции раз­
личных действий?

В соответствии с указанными основаниями выделяются следующие уровни организации сенсорных коррекций, на основе которых организуется и регулируется выполнение разных по сложности действий.

127

Уровень регуляции тонуса, рубро-спинальный, палеокине-тический (уровень А)

Локализация и анатомические субстраты: гладкие мышцы,


иннервируемые вегетативной нервной системой (в отли­
чие от неокинетических поперечно-полосатых мышц);
спинной мозг и стволовая группа красного ядра (ра!аеошЬ-
гшп, пеогаЬгат).

  • Ведущая афферентация'. информация о положении и на­
    правленности тела в поле тяготения, проприорецепция
    давления и позы тела при тесной связи с вестибулярной
    системой.

  • Характеристика движений: обеспечивает тонус попереч­
    но-полосатой мускулатуры, реципрокную иннервацию
    мышц-антагонистов за счет тонуса, изменение возбуди­
    тельных и механических характеристик мышечного тону­
    са.

  • Движения, где данный уровень выступает в качестве веду­
    щего: дрожь, ритмично-вибрационные движения, приня­
    тие и удержание определенной позы. При этом большая
    часть движений, которые регулируются данным уровнем,
    остаются на протяжении всей жизни непроизвольными и
    неосознаваемыми.

  • Дисфункции и патология:

а) гиперфункция (при патологии вышележащих уров­
ней): «тремор покоя» при паркинсонизме; каталеп­
сия;

б) гипофункция: тремор при выполнении целенаправ­


ленных действий (который также может быть связан с
поражением уровня С).

Уровень синергии и штампов, уровень регуляции действий в «пространстве тела», таламо-паллидарный, неокинетиче­ский (уровень В)

Локализация и анатомический субстрат: зрительные бугры


в качестве мозговых центров афферентации; бледные тела
(входящие в экстрапирамидную систему) в качестве эф-

128


фекторных центров, которые: а) иерархически подчиняют группу красного ядра (уровень А); б) подчинены подкор­ковому эффектору — полосатому телу.

  • Ведущая афферентация: суставно-угловая проприорецеп­
    ция скоростей и положений частей тела (тело выступает
    исходной системой координат), экстероцептивная кожная
    чувствительность.

  • Характеристика движений: движения тела безотноситель­
    но к чему-либо вовне — приспособленность к обширным
    мышечным синергиям; стройность и налаженность мы­
    шечных движений во времени, их чередование и повторяе­
    мость.

  • Движения, где данный уровень регуляции выступает в каче­
    стве ведущего: выразительная мимика и пантомимика,
    пластика, вольные упражнения, управление ритмом дви­
    жения, обеспечение чередования работы обширных групп
    мышц-сгибателей и мыщц-разгибателей.

  • Дисфункции и патологии:

а) гиперфункция: избыточные синергии и синкинезии,
гиперкинезы;

б) гипофункция: симптомокомплекс паркинсонизма —


выключение отправлений самого уровня и снятие
контроля над уровнем А; деавтоматизация различных
сложных предметных действий; персеверации в мо­
мент начала и остановки движений.

Уровень регуляции действий в пространственном поле, пирамидно-стриалъный (уровень С)

Включает два подуровня.

Локализация и анатомический субстрат: полосатое тело
(согрш кгпапдт), состоящее из хвостатого ядра (пис1е! саи-
(М!) и скорлупы (рШшгишз), являющейся верхним этажом
экстрапирамидной системы; первичные сенсорные зоны
коры головного мозга; гигантопирамидное поле коры го­
ловного мозга; кора полушарий нового мозжечка; тангоре-
цепторика; вестибулярный аппарат.

129


9. Заказ № 4624.

Ведущая афферентация: синтетическое восприятие про­


странственного поля внешнего мира, а также внешних
объектов; восприятие собственных движений в координа­
тах внешнего пространственного поля.

Регуляция апериодичных, точных, геометрически кон­фигурированных вокруг внешних объектов, целенаправлен­ных движений, а также регуляция предметных действий.



Подуровень С1 — стриалъный (экстрапирамидная система)

  • Характеристика движений: непроизвольные локомотор­
    ные и манипулятивные движения в соответствии с задача­
    ми и характеристиками пространственного поля.

  • Движения, где данный уровень регуляции выступает в каче­
    стве ведущего: всевозможные перемещения всего тела в
    пространстве, перемещения предметов; баллистические
    движения с установкой на силу.

  • Дисфункции и патологии: нарушения непроизвольных дви­
    жений в координатах внешнего пространственного поля.

Подуровень С 2 — пирамидный (кортикальный)

  • Характеристика движений: произвольные движения в
    пространственном поле, требующие прицеливания, копи­
    рования, подражания, практические действия с учетом
    физических свойств предметов.

  • Движения, где данный уровень регуляции выступает в каче­
    стве ведущего: точные целенаправленные, произвольно ре­
    гулируемые действия по отношению к внешним физиче­
    ским характеристикам предметов.

  • Дисфункции и патологии: нарушения произвольных движе­
    ний (дистаксии, атаксии); нарушение точности движений
    в пространстве.

Уровень действий, теменно-премоторный, кортикальный (уровень О)

Ведущая афферентация: представления о плане действий и


конечных результатах.

-

130


  • Характеристика движений: организация движений в со­
    ответствии с предполагаемым результатом и способом
    его достижения, а не с внешними физическими характе­
    ристиками предметов; организация орудийных дейст­
    вий; имеется лево-, правосторонняя асимметрия движе­
    ний.

  • Движения, где данный уровень регуляции выступает в каче­
    стве ведущего: системы взаимоподчиненных действий,
    обеспечивающие решение задач, условия которых требуют
    установления межпредметных отношений.

Высшие кортикальные уровни символических координации (уровень Е)

  • Характеристика движений: движения подчинены не физи­
    ческим предметам, а умственным схемам, понятиям, сим­
    волическим операциям, отвлеченному замыслу.

  • Данный уровень регуляции действий связан с высшими
    психическими функциями и организацией умственных
    действий.

9. Каковы основные этапы процесса формирования двига­тельного умения и навыка?

Формирование двигательных умений и навыков предпо­лагает ряд основных периодов:

1. Период первоначального знакомства с движением — вы­явление операционально-двигательного состава движе­ния:


  • ознакомление с тем, как выглядит движение внешне, «сна­
    ружи»;

  • прояснение внутренней картины движения — перешиф­
    ровка внешних афферентных сигналов: а) во внутренние
    программы движения; б) афферентные команды, обеспе­
    чивающие отработку правильных коррекций;

  • распределение сенсорных коррекций по иерархическим
    уровням организации движений.

131

ЙЙ!1Я?"'

2. Период автоматизации движений:

  • постепенная передача отдельных компонентов движения
    или всего движения полностью в ведение фоновых уров­
    ней;

  • увязка, согласование деятельности всех низовых уровней
    сенсорных коррекций;

  • подбор имеющихся двигательных программ, которые сло­
    жились ранее для реализации других движений и могут
    входить в состав нового двигательного действия.

3. Период стабилизации и стандартизации двигательного
навыка:

  • достижение прочности и помехоустойчивости выполняе­
    мого движения;

  • достижение стереотипности путем эффективного исполь­
    зования реактивных и инерционных сил с целью обеспече­
    ния динамической устойчивости траектории движения.

Александр Романович Лурия (19201975)

Теория системной динамической локализации высших

психических функций в мозге

1. В чем заключаются основные особенности высших психи­
ческих функций человека?

Высшие психические функции человека (ВПФ) — это сложные саморегулирующиеся процессы, социальные по своему происхождению, опосредствованные (орудиями, языком, знаками) по своему строению, сознательные и про­извольные по способу своего функционирования (Л. С. Вы­готский).



2. Что выступает в качестве физиологической основы ВПФ?

Для формирования и развития ВПФ необходимы нейро-анатомические структуры коры головного мозга человека, на основе которых дифференцируется и развивается дина­мическая система нейрофизиологических функций.

132


  • ВПФ формируются и развиваются у человека на протяже­
    нии индивидуальной жизни во внешних формах взаимо­
    действия с предметами окружающего мира и с другими
    людьми.

  • Необходимым физиологическим условием для формиро­
    вания ВПФ человека является кора головного мозга, ана-
    томо-морфологические особенности которой потенциаль­
    но могут служить основой для формирования в онтогенезе
    и реализации различных нейропсихологических функцио­
    нальных систем.

3. Что выступает в качестве основных причин формирова­
ния ВПФ?

ВПФ — это сложные функциональные системы, которые причинно обусловливаются внешними взаимодействиями человека с предметным миром и людьми. Взаимодействия с внешним миром, в свою очередь, обусловливают формиро­вание и развития новых нейродинамических отношений между разными отделами мозга. При этом:



  • основной причиной формирования ВПФ выступает ори­
    ентировочно-исследовательская активность человека во
    внешнем мире, организуемая в совместных, разделенных с
    другими людьми действиях и в общении;

  • нейрофизиологические процессы и функции выступают
    необходимым условием (но не причиной!) формирования
    ВПФ. Мозговые функции приспосабливаются к реализа­
    ции новых способов ориентировки и организации взаи­
    модействий с внешним миром, которые приобретаются
    субъектом.

4. Каковы особенности мозговой локализации нейрофизио­
логических механизмов, формирующихся по мере развития у
человека ВПФ?

Локализация нейрофизиологических механизмов, обес­печивающих реализацию ВПФ, формируется в онтогенезе и зависит от особенностей индивидуального развития челове-

133



ка, которые задаются внешними формами деятельности и общения.

  • Мозговая локализация ВПФ обеспечивается путем онтоге­
    нетического дозревания нейронных анатомо-морфологи-
    ческих структур и формирования на их основе новых функ­
    ционально-динамических физиологических систем.

  • На разных этапах онтогенеза строение ВПФ изменяется;
    при этом изменяется и их динамическая функциональ­
    но-физиологическая организация и мозговая локализация.

5. Какова общая функционально-структурная организация нейрофизиологических процессов в мозге, обеспечивающих реа­лизацию ВПФ?

Реализация ВПФ обеспечивается тремя взаимосвязан­ными функциональными блоками мозга:



  • блоком регуляции тонуса и бодрствования: ретикулярная
    формация, подкорковые образования, лобные отделы
    коры мозга;

  • блоком, обеспечивающим прием, переработку и хранение
    информации: затылочные, теменные и височные отделы
    коры головного мозга;

  • блоком, обеспечивающим программирование, регуляцию
    и контроль деятельности: лобные отделы коры головного
    мозга.

При этом функциональная организация коры головного мозга имеет иерархическое строение (закон иерархического строения корковых зон, входящих в состав каждой ней-ропсихологической функции).

• Первичные проекционные зоны коры головного мозга:



  • служат проекцией в мозговой коре той или иной ре-
    цепторной или эффекторной системы;

  • обеспечивают четко фиксированные рецепторные
    или эффекторные функции;

  • входят как обязательные компоненты в построение
    сложных функциональных систем.

134

Вторичные проекционные зоны коры головного мозга служат интеграции и организации процессов, происходящих в первичных проекционных зонах.

Третичные проекционные зоны коры головного мозга служат интеграции процессов, происходящих во вторичных проекционных зонах, и обеспечивают объединение резуль­татов деятельности разных анализаторов и эффекторов в це­лостные образы и программы поведения.

6. Как влияют очаговые поражения мозга на реализацию субъектом высших психических функций?

При очаговых поражениях мозга нарушения высших психических функций подчиняются ряду закономерно­стей.



  • В зависимости от того, какой отдел мозга в нейрофункцио-
    нальной системе поврежден, одна и та же ВПФ будет нару­
    шаться в различной степени: а) может частично или пол­
    ностью распадаться; б) функционально перестраиваться
    на основе использования других способов нейродинами-
    ческой организации.

  • Поражение одного и того же отдела мозга может одновре­
    менно вести к специфическим нарушениям множества
    разных ВПФ и проявляется как множество одновременно
    возникающих симптомов — как синдром.

В разные возрастные периоды организация ВПФ разли­чаются: а) по психологическому составу входящих в них ори­ентировочных и исполнительных операций и действий; б) по функционально-структурным особенностям нейрофизио­логических механизмов, обеспечивающих их реализацию. Эффект поражения определенного участка мозга на разных этапах развития ВПФ будет различным:

• на ранних этапах онтогенеза ВПФ будет страдать высший


по отношению к пораженному участку мозговой «центр»,
т. к. его формирование и развитие основывается на функ­
циях нижележащих «центров»;

135








• на стадии уже сложившейся ВПФ и мозговой функцио­нальной системы при поражении того же участка коры будет преимущественно страдать низший по отношению к пораженному участку (регулируемый) «центр».

. .


<< предыдущая страница   следующая страница >>