С. А. Гапонова, д-р психол наук, профессор, зав кафедрой социальной психологии нгпу. Н. Ю. Стоюхина - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
С. А. Гапонова, д-р психол наук, профессор, зав кафедрой социальной психологии нгпу. - страница №1/27

ББК

УДК


Т – 23

Рецензенты:

С. А. Гапонова, д-р психол. наук, профессор, зав. кафедрой социальной психологии НГПУ.

Н.Ю. Стоюхина, к. психол. наук, доцент кафедры психологии управления ННГУ.

Татарникова Н. С.
Социальная психология, психология групп и лидерства: учебное пособие. – Н. Новгород, 2009. – 180 с.

В учебном пособии раскрываются такие ключевые темы социальной психологии и актуальные сегодня проблемы, как проблема личности, власти, подчинения и ответственности, межличностной коммуникации, социального познания, социального влияния, социальных установок, воздействия пропаганды и СМИ, психологии социальных групп и межгрупповых отношений.

Учебное пособие содержит глоссарий, персоналии, контрольные вопросы, современный список литературы, дидактический тест для проведения контрольного опроса.

Учебное пособие предназначено для студентов, аспирантов, преподавателей. Учебное пособие подготовлено в соответствии с требованиями Госстандарта РФ.






ВВЕДЕНИЕ

В лучших своих проявлениях социальная психология изучает душу общества и держит руку на пульсе всего человечества. В последние годы она постепенно выходит на центральные позиции. И если когнитивная психология вернула в науку понятие человеческого сознания, то социальная психология и психология групп и лидерства погрузила людей в исполненный значения живой социальный контекст.

Большинство социальных психологов соглашаются с правомерностью пяти основных выводов социальной психологии. Первый говорит о том, что социальные ситуации оказывают на индивидуальное и групповое поведение более сильное воздействие, чем мы это признаем в нашей индивидуалистической, ориентированной на личность культуре. Второй вывод касается конструирования социальной реальности: социальная ситуация является коллективно сконструированной реальностью, которая существует не «сама по себе», а создается в нашем сознании и передается от одного источника социальной коммуникации к другому посредством слухов, сплетен, ритуалов, фольклора, школьных уроков и даже расистских трактатов. Третий вывод: даже лучшие из нас допускают иррациональное поведение и сопутствующие ошибки интуиции. Как уже отмечалось, присутствие других людей – будь то компания друзей, группа коллег по работе либо случайное сборище незнакомцев – оказывает воздействие на решения и поступки отдельных индивидов, поэтому четвертый вывод социальной психологии касается особой важности группового динамизма. Ну и, наконец, социальные психологи добавили к этому набору принцип, который провозглашает возможность исследовать сложные социальные ситуации и находить практические решения возникающих проблем, а затем применять полученные знания для совершенствования нашей личной и социальной деятельности.

Учебное пособие представляет систематический курс социальной психологии и психологии групп и лидерства, в котором излагаются проблемы социальной психологии: проблема личности, власти, подчинения, межличностной коммуникации, социального влияния, социальных установок, психологии социальных групп, межгрупповых отношений, лидерства и т. д.

Пособие подготовлено в соответствии с требованиями Госстандарта РФ, предназначено для студентов и преподавателей высших учебных заведений.

Целью дисциплины является дать студентам систематизированные знания по актуальным проблемам: личности, власти, подчинения и ответственности, межличностной коммуникации, социального познания, социального влияния, социальных установок, психологии групп, межгрупповых отношений, психологии лидерства и т.д.

Задачи дисциплины: формирование у студентов общего представления о психологии социальных групп и межгрупповых отношений; вооружить знаниями психологических основ социального влияния, социальных установок, лидерства; помочь усвоить ключевые понятия.

Занятия по изучению дисциплины должны проводиться с учетом основных направлений развитий системы непрерывного образования, достижений в психолого-педагогических науках, новейших технологий научно-технического прогресса, социально-экономических, культурологических и политических изменений в стране, а также требований государственного образовательного стандарта к уровню подготовки выпускника вуза.

При составлении учебного пособия была использована новейшая учебная и справочная литература, научные и методические разработки профессорско-преподавательского состава.

ГЛАВА 1

СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ПСИХОЛОГИЯ МАССЫ



Так же как в отдельном индивиде первобытный человек фактически сохранился, так и из любой человеческой толпы может вновь возникнуть первобытная орда…

З. Фрейд
Предметом исследования социальной психологии является подавляющее большинство вопросов, поставленных психологией масс:

- проблема взаимоотношений: индивид – группа;

- проблема социальной власти и лидерства;

- проблема индивидуального и группового влияния: конформизм и подчинение;

- проблема групповых процессов и механизмов групповых и межгрупповых взаимодействий.

Новое время и эпоха Просвещения в европейской истории выдвинули и распространили идею разумности человеческой природы и примата рациональности в его поведении. И хотя это было не чем иным как философским обоснованием ветхозаветного мифа о сотворении человека, идея эта в тот период рассматривалась как принципиально новый взгляд на человека.

Карл Линней определил человека как Homo sapiens, из чего следовало, что видовым отличием человека является его разумность, рациональность, наличие сознания. Этого оказалось достаточно, чтобы объявить человека венцом «царем» природы, возвысившимся над всеми животными благодаря исключительной разумности.



Природа человека и предмет психологии


Психология масс опровергла представление о человеке как о воплощении разума и сознания, обнаружив, что, находясь в массе, в толпе, человек утрачивает разумность и интеллект. Его поведение, как и поведение массы в целом, становится иррациональным и бессознательным.

И если поведение многих видов животных в нормальных естественных условиях демонстрирует явное присутствие рациональности и интеллекта, то поведение человека в массе лишено всякой логики.

Поэтому психология масс в качестве предмета психологии определила психическое бессознательное поведение человека.

Понимание человеческой психики только как сферы сознания сложилось в психологии под влиянием философских взглядов Рене Декарта и Джона Локка, утверждавших, что у человека нет, и не может быть неосознаваемых психических процессов.

Декарт утверждал, что только человек обладает душой, единственным свойством (атрибутом) которой является сознание, мышление.

Таким образом, вся психология сводилась к исследованию процессов мышления и познания. З. Фрейд по этому поводу писал «Подавляющее большинство философов называют психическим лишь то, что является феноменом сознания. Для них мир сознательно покрывается объемом психического. Все остальное, происходящее в трудноностигаемой «душе», они относят к органическим предпосылкам или параллельным процессам психического или, точнее говоря, душа не имеет никакого другого содержания, кроме феноменов сознания, следовательно, и наука о душе, психология, не имеет никакого объекта. Точно также думает и профан». (З. Фрейд, 1997, с. 404).

Но уже сам факт существования массовой психики, неразумного поведения людей в толпе свидетельствовал о наличие в психике человека неосознаваемого, иррационального компонента.

Открытие иррациональности человеческой натуры стало ключевым, поворотным моментом в дальнейшем развитии не только психологии, но и всех наук, оно послужило толчком к созданию новых философских, исторических, социологических, культурологических и антропологических теорий. Стало очевидным то, что человеческая история не является результатом или плодом разумной деятельности людей, а представляет собой скорее череду хаотических всплесков, выбросов иррациональной психической энергии.

История народов, таким образом, вершится не по законам логики или человеческого и божественного разума, а по своим собственным законам. И в их основе лежат не экономика, не рассудок, не холодный расчет, а страсти, т.е. психический компонент, или, как пишет Густав Лебон «душевный строй расы», а психическое, о котором идет речь, совершенно бессознательно. Невидимая в своей сущности, эта «душа расы» очень заметна в своих проявлениях, так как в действительности именно она управляет всей эволюцией народов (Семечкин Н.И., 2004, с. 11).

Новый взгляд на природу человека привел к тому, что появились новые, альтернативные теории человеческой истории, например циклические теории культур (теория Освальда Шпенглера). Одним из важнейших выводов новых человековедческих теорий стал вывод о неизменности, постоянстве природы человека. Согласно этой новой точке зрения на человека, люди изменяют окружающий мир, а сами при этом не изменяются.

Еще одним следствием открытия иррациональной, бессознательной сущности человеческого поведения стали изменения в теории юриспруденции и как следствие изменения в области уголовного законодательства. Итальянский ученый-юрист С. Сигеле пришел к выводу, что преступления, совершенные индивидом в условиях толпы, в условиях массовых скоплений людей, выступлений и действий (паника, бунты, митинги, демонстрации и т.д.), являются «деяниями в состоянии аффекта», т.е. иррациональными, неконтролируемыми сознанием человека поступками (Семечкин Н.И., 2004, с. 12). Поскольку индивид не управляет своим поведением, действуя бессознательно, то он, следовательно, не может нести за свои действия всей полноты ответственности. Сегодня это положение широко используется в судопроизводстве многих государств (аффективное состояние учитывается как смягчающее вину обстоятельство).

Характеристика массы


С. Сигеле – профессиональный юрист, который изучал природу и причины криминального поведения, разделял господствующую в то время оценку толп, масс как преступных сборищ (у него вышла книга «Преступления массы»).

Такая точка зрения на массу объяснялась рядом причин.

Первая состояла в том, что людей, собравшихся в массу и действующих как толпа, принято было считать деклассированными, маргинальными индивидами. Т.е. предполагалось, что толпы, массы образуются у людей, выпавших или выброшенных из социальной структуры общества (т.е. люди не имеют определенных занятий и своего места в общества, но зато обладают преступными наклонностями). Таким образом, иррациональное, «безумное» поведение сбившейся в толпы черни, не поддающиеся никакому сознательному, разумному управлению, направлено против общества и несет угрозу самому его существованию. Антиобщественный характер поведения толпы делает ее преступной.

Существовала еще и другая массы – как безумной. Наиболее ясно ее выразил итальянский антрополог Чезаре Ломброзо, выдвинувший идею, в соответствии с которой преступники являют собой феномен биологической дегенерации. Именно такие люди, с душевными расстройствами, отмеченные врожденной дегенерацией, признаками вырождения и умопомешательства, по мнению Ломброзо, имеют склонность и потребность объединяться в массы, образовывать толпы. «Криминальность, - пишет Ломброзо, - составляет неотъемлемый элемент всякой толпы» (Московичи, 1996, с. 107).

Данный подход в понимании безумия и преступности толп опять же являлся отражением идеологии Просвещения. С позиций той идеологии любой человек, совершающий преступления, т.е. нарушающий общественный порядок, может быть только безумцем. Психически здоровый человек не может быть преступником, т.к. он в своем поведении руководствуется разумом, сознанием и, прежде всего, озадачен поддержанием общественного порядка.

До возникновения психологии масс толпа, масса наделялись следующими характеристиками:

- масса – сброд антисоциальных, деклассированных элементов;

- масса – преступное сборище, поскольку основная ее цель – нарушение общественного порядка;

- масса безумна поскольку; а) преступление является формой умопомешательства, б) толпа состоит из людей с врожденной дегенерацией, а значит и с врожденными преступными склонностями.

В то время как массы определялись учеными исключительно в психиатрических и криминологических терминах Густав Лебон предложил новый, неожиданный взгляд на массы. Нетрадиционность его состояла в том, что иррациональность, неразумность поведения толпы, объяснялась самим фактом массовости, коллективности, а не врожденной их дегенеративностью, и не преступными склонностями, как считал С.Сигеле.

Густав Лебон утверждает, что достаточно нескольким индивидам собраться вместе, как сразу возникает феномен массы. И при этом не важно, каков социальный, культурный, образовательный или даже интеллектуальный уровень или статус собравшихся людей. Невежда и ученый в толпе уравниваются. «Между великим математиком и его сапожником может существовать целая пропасть с точки зрения интеллектуальной жизни, но с точки зрения характера между ними часто не замечается никакой разницы или же очень небольшая» (Лебон, 1995,с 161).

следующая страница >>