Похожие работы
|
С. В. Маланов метологические и теоретические основы психологии. Учебное пособие - страница №4/9
теории и теоретические подходы к объяснению психических явлений 6.1. Строгий естественно-научный подход к анализу и объяснению психических явлений в психологии поведения. Классический бихевиоризм Как образец предельно объективного и строгого естественно-научного подхода к исследованию психических явлений представляют интерес объяснительные принципы, сформулированные в рамках классического бихевиоризма в США. Отметим, что в качестве одного из основателей объективной психологии поведения называют российского физиолога И. П. Павлова. В настоящее время основные положения бихевиористи-ческих теорий разделяет незначительное число психологов, т. к. стремление к максимальной объективности получаемых данных ведет к «исчезновению» предмета психологии (см. курс «История психологии»). Вместе с тем это направление имеет множество научных достижений, которые составляют «золотой фонд» мировой психологии. Исследована эффективность различных типов подкрепления (поощрения и наказания) в процессах научения. Разработано множество тонких методов, позволяющих регистрировать различные формы поведения животных. Установлено большое количество эмпирических закономерностей, которым подчиняется по- 136 ведение животных в экспериментальных условиях, а также некоторые формы научения — приобретения новых элементов поведения. Логика теоретического развития бихевиоризма привела к формированию концепций необихевиоризма, которые допускали предположения (гипотезы) о наличии ненаблюдаемых психических механизмов организации поведения, опосредствующих отношения между воспринимаемыми животным стимулами и ответными двигательными реакциями. В настоящее время в рамках когнитивной американо-европейской психологии такие «промежуточные переменные» приобрели разнообразные формы гипотетических функциональных механизмов и семантических репрезентативных структур, обеспечивающих обработку информации (см. последующие разделы). Джон Бродус Уотсон (1878—1958) Бихевиоризм
•' выявление и описание различных типов реакций на внешние стимулы; • исследование процессов (законов) образования новых ре акций и их комбинаций. 3. Реакции организма на различные раздражители могут быть:
137 'ГГП.ТГТГВ'ЯГ 4. Решающее значение в развитии человека играют про цессы научения и воспитания. Развитие человека полностью основано на процессах обусловливания. • Формирование поведения человека может быть полностью контролируемо путем организации внешних условий и фак торов обусловливания. 5. Эмоции человека есть специфические реакции орга низма на раздражители, которые проявляются в вегетатив ных изменениях, изменении частоты сердечных сокраще ний, показателей кровяного давления, кожных и мимиче ских реакций, тонуса мышц. • Имеется три врожденные эмоциональные реакции: гнев, страх, удовольствие. 6. Мышление человека представляет собой неявные, ре дуцированные речевые и мышечные (преимущественно ма нуальные) реакции, а также висцеральные реакции. Б. Ф. Скиннер (1904-1990) Радикальный бихевиоризм 1. Психология должна отказаться как от ментализма, так и от физиологизма.
2. Связь «стимул — реакция» в поведении нельзя тракто вать только как причинно-следственную; причины форми рования поведения могут заключаться и в обратной связи «реакция — стимул». Следует различать респондентное и оперантное поведение. 138
3. Поведение организма в процессе научения преимуще ственно носит оперантный характер и подчиняется закону подкрепления: сила оперантного поведения возрастает, если поведение сопровождается подкрепляющим стимулом.
4. Существуют разные схемы (режимы) подкрепления: а) подкрепление с фиксированным интервалом времени; б) подкрепление с фиксированной частотой реакций. 5. Для формирования определенных форм поведения наиболее эффективным способом является модификация поведения — использование положительного подкрепления в момент, когда живой организм совершает нужные движе ния в нужном направлении. Процедура научения обеспечи вается рядом факторов:
139
6. Вербальное поведение (речь) у человека формируется и развивается путем оперантного научения. 6.2. Информационно-кибернетический подход к анализу и объяснению психических явлений в когнитивной психологии Современная когнитивная психология как научное направление исследования психики с собственной методологией сложилась в США на основе достижений бихевиоризма, необихевиоризма, развития информационно-кибернетических технологий, а также европейских психологических исследований в гештальтпсихологии и в школе Ж. Пиаже. В основу этого подхода заложено предположение о том, что психические явления можно анализировать и объяснять как систему сложных процессов и механизмов обработки информации, имеющихся у живого организма. Понятие «когнитивная психология» ввел Ульрик Найс-сер, который считается одним из основателей данного направления. В настоящее время когнитивная психология становится популярным направлением исследований и в России. Так, Л. М. Веккер (1998) является создателем оригинальной общепсихологической отечественной теории психических явлений как системы организации информационных процессов. Многие отечественные психологи в 140 Информационно-кибернетический подход к анализу психических явлений 1. Психика выполняет в организме функции управления и регуляции поведения. • Психика выступает управляющей системой, а организм и поведение — управляемой системой, объектом управления. 2. Процесс управления осуществляется как обмен инфор мацией между управляющей системой и объектом управле ния.
Ульрик Найссер 1. Психика человека — это активная система, обеспечивающая процессы познания на основе обработки информации из внешнего мира. • Познание представляет собой непрерывный процесс про 141 2. Познание обеспечивается когнитивными схемами, ко торые:
3. При этом познавательная активность носит цикличе ский, разворачивающийся во времени характер («познава тельный цикл»).
4. Субъект воспринимает целостные сцены жизни, кото рые хранятся в памяти и используются для регуляции пове дения (фреймы). Дж. Андерсон, Р. Л. Солсо Теоретические основания когнитивной психологии Предмет изучения когнитивной психологии — приобретение, преобразование, репрезентация, хранение и воспроизведение знаний, а также влияние знаний на внимание, установки, поведение, эмоционально-ценностные и моти-вационные отношения.
Анализировать психические процессы можно в двух взаимодополнительных направлениях: 1. Анализ психики по аналогии с этапами переработки ин формации в устройствах компьютера — «компьютерная метафора».
2. Анализ психики по аналогии с особенностями переработ ки информации в программном обеспечении — «инфор мационная метафора». Реализуется в двух направлениях: 2.1. Линейно-последовательный подход.
2.2. Структурно-уровневый подход. 142 143 Каждому следующему этапу переработки информации соответствует новый уровень — новая функциональная структура. Функциональные структуры высших уровней интегрируют в себе структуры нижележащих. Данное направление является результатом исследований отечественных психологов и в настоящее время составляет «мощную» методологическую и теоретическую альтернативу современной американской когнитивной психологии. В числе основоположников этого направления чаще всего указываются Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия и С. Л. Рубинштейн. В русле этого подхода проводились теоретические и экспериментальные исследования множеством выдающихся психологов в СССР и России. В настоящее время по широте и глубине разработки основных методологических и теоретических вопросов с современным отечественным системно-деятельностным подходом к объяснению психических явлений не может конкурировать, пожалуй, ни одно из альтернативных теоретических направлений мировой психологии. 1. Объяснить психические явления можно только путем исследования закономерностей их формирования и разви тия. Изучение психики требует использования генетических методов исследования и объяснения. 2. Для верного объяснения психических явлений требует ся их анализ по единицам, а не по элементам. Анализ по еди ницам предполагает: 144 • выделение такого целостного объекта или процесса, кото рому, в отличие от элементов, присущи все свойства целого явления;
Объяснительные принципы 1. В чем заключается отличительная особенность развития психики человека от развития психики животных? Между человеком и миром стоит социальная (культурная) среда, через которую преломляются все внешние воздействия на человека и все формы организации его поведения. В онтогенетическом формировании психики человека биологическое созревание и культурное развитие составляют единство. Культурное развитие человека представляет собой формирование и развитие в совместной деятельности и общении высших психических функций (ВПФ).
По мнению Л. С. Выготского, следует условно противопоставлять эволюционно складывающиеся естественные психические функции, развивающиеся на основе наследуемых механизмов их формирования и развития, и высшие психические функции, складывающиеся в процессе исторического развития человечества. Естественные психические функции формируются и развиваются в процессе приспособления животных организмов к естественным условиям обитания. Только такие психические функции развиваются 145 10. Заказ№4624. и у человека, если он после рождения выкармливается и воспитывается животными (волками, обезьянами). 2. Каков основной источник формирования и развития высших, психических функций? Что выступает основной причиной психики человека? Источник развития человеческой психики находится во внешней «идеальной форме» — в фиксированных в человеческой культуре средствах и способах деятельности и общения, которыми необходимо овладеть. Формирование ВПФ выделяет человека из животного мира и заключается в присвоении культурно-исторического опыта человечества, что обеспечивает изменение структуры деятельности и психики человека. Развитие человеческой психики необходимо предполагает овладение:
В этой связи полезно подчеркнуть, что личностно-со-вершенный человек — это человек, который в течение индивидуальной жизни овладел широким спектром умений использовать предметы человеческой культуры, научился ставить самостоятельно цели и произвольно организовывать и регулировать свое поведение, а также реализовывать 146 Отметим, что об уровне познавательного развития человека чаще всего судят по диапазону умений выполнять самые разнообразные предметно-практические и умственные действия с опорой на орудийные и знаково-символические средства, которые обеспечивают решение различных по сложности и предметной направленности задач. Овладение таким широким диапазоном средств и способов организации жизни и деятельности в современном человеческом обществе обеспечивается процессами обучения и воспитания. Поэтому познавательное и личностное развитие субъекта исходно обеспечивается образовательными взаимодействиями с другими людьми — «обучение ведет за собой развитие». 3. Как у человека формируются и развиваются высшие психические функции? ВПФ производны от внешних форм общения и деятельности. ВПФ первоначально возникают во внешней, разделенной с другими людьми деятельности и в общении и лишь затем становятся индивидуальными и внутренними — инте-риоризируются. В развитии ВПФ существуют этапы:
147 10* низации и произвольного выполнения умственных действий над значениями (обобщениями). Л. С. Выготский специально подчеркивал, что исходно новые психические функции человека формируются во внешнем мире, а не внутри мозга или организма. Поэтому психическое развитие человека определяется внешними условиями взаимодействий с людьми и предметным миром. И чем богаче и насыщеннее разнообразными формами общения, поведения, действий условия развития ребенка, тем более интенсивно и всесторонне будет протекать его индивидуальное психическое развитие. При этом особое значение в развитии человеческой психики имеет овладение способами и средствами использования знаково-символических средств: сначала это овладение жестами, позднее — способами использования языка, и еще позднее — разнообразными искусственными знаково-сим-волическими системами и способами их применения для решения самых разнообразных задач. Как показали многочисленные исследования и эксперименты, проведенные психологами в нашей стране, без овладения определенными способами использования языка, знаков, символов формирование ВПФ просто невозможно. Формирование новых психических функций человека из внешних, разделенных с другими людьми действий и форм общения получило название «механизм (процесс) интериоризации». Благодаря включению в организацию ВПФ языковых, а позднее и других знаково-символических средств поведение и психические функции человека приобретают произвольность в организации, рефлексивность и осознаваемость. 4. Каковы этапы и содержание механизма интериоризации? Как формируются произвольные, преднамеренные формы организации поведения и психических функций? Механизм интериоризации имеет два взаимосвязанных направления формирования и развития произвольных, преднамеренных действий (внешних практических и умственных). 148
Второе направление развития ВПФ'. переход от внешних материальных форм действий к внутренним, «идеальным» действиям над значениями. • Доречевая фаза развития психических функций (внима ния, восприятия, памяти, мышления) и «доинтеллектуаль- ная» фаза развития звуковой коммуникации.
У младенца нет готовых форм человеческих психических функций и человеческих форм произвольно-преднамеренно организуемого поведения в обществе. Ими человек должен овладеть путем включения в конкретно-исторические формы 149 взаимодействий с людьми. При этом только такие формы поведения, которые ребенок во внешних предметных взаимодействиях со взрослыми научится обозначать, планировать и организовывать их выполнение с помощью языка, могут стать в последующем предметом осознания и предметом самостоятельной произвольной регуляции. Так, на протяжении жизни ребенок овладевает произвольными способами преобразования предметов, организации собственных действий с предметами, способностями контролировать свои поступки во взаимодействиях с людьми и прогнозировать их возможные последствия, способами регуляции собственных психических функций — внимания, памяти, мышления и т. д. Отсюда вытекает и знаменитое следствие из теории Л. С. Выготского: обучение и воспитание — это необходимые детерминанты развития ВПФ; «обучение ведет за собой развитие». То, что ребенку доступно в совместных со взрослым предметно-практических действиях («зоны актуального развития»), то в ближайшем времени может преобразоваться в самостоятельные формы организации поведения и деятельности («зоны ближайшего развития»). 5. Как в организацию высших психических функций включаются языковые и другие знаково-символические средства? Знаки языка (а также другие знаки и символы) по мере овладения ими субъектом приобретают две важнейшие характеристики: а) предметную отнесенность — обозначают и замещают объективно существующие предметы и явления; б) значение — актуализируют фиксированные в психике людей сходные представления, обобщения, понятия.
150 значения которых фиксируются в знаково-символических средствах; позднее — еще и через овладение способами использования языка и других знаково-символических средств, которые позволяют выстраивать новые значения (представления, понятия) в сознании субъекта. • Благодаря знакам компоненты актуальной ситуации Верное использование языковых и других знаково-символических средств выступает необходимым условием для формирования и развития познавательных психических функций человека, а также для овладения современными научными знаниями. Именно различные способы использования языка, знаков, символов обеспечивают человеку возможности произвольно и преднамеренно фиксировать в умственном плане различные представления и понятия, выполнять над ними всевозможные преобразования и фиксировать получаемые результаты. 6. Что такое сознание человека?Как формируется человеческое сознание? Сознание формируется по мере активного овладения субъектом способами использования языка, знаков и символов, через замещение внешних практических предметных действий речевыми действиями и их последующей интерио-ризацией.
151 рехода от смысла к значениям и словам и от слов — к значениям и смыслу.
Таким образом, сознательный уровень организации поведения, действий и психических функций заключается в том, что, опираясь на всевозможные способы использования знаково-символических средств, субъект приобретает ряд возможностей. Во-первых, фиксировать и актуализировать в собственной психике и психике других людей различные значения в форме двигательных и образных представлений, а позднее и в форме понятий. Во-вторых, преобразовывать такие значения, использовать их в целях ориентировки в мире и организации поведения у других людей, а также в целях самостоятельной ориентировки и организации собственного поведения. Такие способности у человека формируются и развиваются на протяжении всей жизни по мере овладения субъектом новыми способами использования языка и разнообразных знаково-символических средств. Так, Л. С. Выготский реализовал ряд исследований, в которых показал, какие существуют основные этапы в формировании и развитии значений у детей. Овладевая способами использования знаков языка, ребенок постепенно устанавливает их предметную отнесенность и овладевает соответствующими этим знакам значениями. За способами использования знаков скрываются различные типы значений (способы обобщений):
152 знаков в своем функциональном значении. Характерно постоянное изменение оснований для объединения и соскальзывание с одного признака на другой в практической ситуации обобщения;
Формирование научных понятий обеспечивается, во-первых, переходом от использования знаков только «для других» (общение) к знакам «для себя» (организация собственного мышления); во-вторых, переходом от накопления опыта внешней речевой организации памяти и мышления во взаимодействиях с другими людьми к активной внутренней организации памяти и мышления с опорой на самостоятельную внутреннюю речь. 7. Что представляет собой личность человека как психическое образование? Интериоризированные способы и средства организации и реализации межличностных и социальных отношений образуют структуру личности, которая представляет собой иерархически организованную систему ВПФ. Личностные качества человека представляют собой психические функции, которые формируются и развиваются на протяжении жизни, приобретают относительно устойчивый характер и обеспечивают субъекту организацию и реализа- 153 цию: а) непосредственных межличностных взаимодействий с людьми; б) всевозможных опосредствованных социальных отношений и связей с другими людьми и общественными институтами. Такие взаимодействия могут подчиняться узкоэгоистичным или широко социально значимым задачам. 8, Каковы основные этапы формирования высших психических функций в онтогенезе? Периодизация психического развития человека зависит от уровня культурно-исторического развития человеческого общества и определяется закономерностями формирования и развития высших психических функций. При этом на каждом этапе психического развития человека наблюдаются: а) появление характерных для каждого возраста психических б) изменения «социальной ситуации развития» — условий, которые предоставляет общество для развития ребенка, а также требований и ожиданий, которые предъявляются к ре бенку со стороны других людей и общества. В формировании и развитии ВПФ можно обобщенно указать ряд этапов, которые намечаются и частично анализируются в работах Л. С. Выготского (см.: Глотова, 1990).
154 вышать эффективность своей деятельности с помощью внешних вспомогательных знаково-символических средств.
В свою очередь, развитие ВПФ во многом определяется социальной ситуацией развития, которая изменяется на протяжении индивидуального развития каждого человека. Теоретическая конкретизация и обоснование закономерностей онтогенетического развития психики человека в последующем была реализована в исследованиях А. Н. Леонтьева, А. В. Запорожца, Д. Б. Эльконина. 9. Какова психофизиологическая функциональная структура и организация высших психических функций человека? В процессе развития человека структура психики изменяется по мере установления новых межфункциональных связей и отношений между естественными и высшими психическими функциями путем включения в их организацию знаково-символических средств. При этом: • ВПФ задаются и формируются во внешних формах дея
155 • психология личности: развитие человека от индивида к лич ности; формирование различных индивидуально-психо логических и личностных свойств. Теория развития и функционирования психики человека в общественной деятельности 1. Что выступает предметом исследования психологии как самостоятельной науки? Психология — наука о порождении и функционировании в деятельности индивида психического отражения реальности — «образа мира», который обеспечивает ориентировку субъекта в предметном мире и организацию деятельности (поведения).
Психика представляет собой сложную активность, котб-рая обеспечивает живому организму предварительную ориентировку, организацию и регуляцию выполнения разнообразных действий и деятельностей на основе формирующегося «образа мира». 2. Что такое деятельность живого организма с позиций психологического анализа? Деятельность — это единица жизни (см. выше), опосредствованная психическим отражением, психической ориентировкой, которая представляет системный процесс: а) имеющий сложное функциональное строение, б) развивающийся на основе внутренних и внешних движущих противоречий, в) порождающий психику — «образ мира». Реальная жизнь людей — это иерархия сменяющих друг друга деятельностей. Анализ человеческой деятельности мо- • 157 Позднее идея о том, что психика исходно располагается не в мозге, а между субъектом и миром — выступает продуктом взаимодействий субъекта с предметами объективного мира, развивалась в работах А. Н. Леонтьева, П. Я. Гальперина, Д. Б. Эльконина и многих других отечественных психологов. Закономерности формирования мозговых, нейропсихо-логических механизмов, которые формируются вслед за новыми типами взаимодействий субъекта с предметным миром и выступают необходимым условием для реализации все более сложных психических функций, конкретизировались в исследованиях А. Р. Лурии (см. выше). А. Н. Леонтьев (1903-1979) Деятельностный подход к объяснению психических явлений Вводимые в психологию методологические принципы
• Психика исходно представляет собой ориентировочно-ис следовательские действия живого организма, результатом которых выступает постоянно совершенствующийся образ окружающего мира. На основе образа мира (вторично, производно) организуются все более сложные формы по ведения и деятельности. 3. Психологическая наука охватывается тремя основны ми взаимосвязанными проблемами:
156 жет иметь:
3. Какие важнейшие основания следует использовать для психологического анализа действий и деятельности? В психологическом анализе структуры действий и дея-тельностей следует выделять:
С точки зрения фазовой динамики действий и деятельности следует выделять:
4. Какие составляющие компоненты включаются в психологическую структуру человеческой деятельности? 158 Психологическая структура деятельности включает ряд составляющих компонентов. Потребность — внутреннее побуждение организма к активности, в основе которого лежит нужда организма в каких-либо внешних предметах или условиях.
Мотив — «опредмеченная потребность» — предмет (воспринимаемый или представляемый), который удовлетворяет потребность и на который направляется активность (деятельность).
• Один и тот же мотив (предмет) может удовлетворять раз ные потребности; одна и та же потребность может удовлет воряться через разные мотивы (предметы). Осознаваемые цели, которые достигаются посредством действий, благодаря чему реализуется процесс деятельности. • Процесс деятельности реализуется посредством действий, каждое из которых подчиняется промежуточной осознава емой цели и включает ориентировочную и исполнитель ную части. 159 ;3
Автоматизированные, неосознанно реализуемые способы ориентировки, планирования, исполнения, контроля и коррекции в составе целенаправленных действий — операции.
5. Что такое психический образ предметного мира и как он образуется? В качестве ориентировочной основы в организацию и осуществление любого действия или деятельности включается образ предметного мира. Образ мира — это психическое образование, производное от реализуемых субъектом действий и операций. • Ориентировочные операции и действия, исходно выпол
6. Как образуется сознание человека и умственные, внут ренние формы действий и деятелъностей? Формирование сознания человека происходит путем ин-териоризации опосредствованных языком (речью) способов организации и выполнения действий и операций, которые отделяются от исходной внешней предметной формы. Это обеспечивает формирование внутреннего плана умственных действий над представлениями и понятиями, которые организуются сначала внешними, а затем внутренними способами использования языковых и других знаково-символиче-ских средств. 7. Как соотносятся внешние и внутренние (умственные) формы человеческих операций, действий и деятельностей? Исходно внешние ориентировочно-исследовательские и исполнительные, «технологические» составляющие деятельности, по мере овладения ими субъектом, преобразуются в психические образы и представления — умственные операции и действия, образующие внутренние формы психической деятельности.
161 11. Заказ № 4624.
8. Что лежит в основе развития человеческой психики? Психическое развитие человека, формирование его сознания и личности обеспечивается присвоением индивидом общественно-исторического опыта, путем овладения с помощью других людей разнообразными видами операций, действий и деятельностей, которые соответствуют предметам материальной и духовной культуры и фиксированы в орудиях и знаково-символических средствах. • При этом наследственная анатомо-физиологическая орга низация не имеет решающего значения для формирования и развития сознания, личности, способностей человека, а выступает только необходимым условием. 9. Что образует основу человеческой личности? Личность человека есть формирующееся и развивающееся в течение индивидуальной жизни человека психологическое новообразование.
Действие как теоретический конструкт (объяснительное понятие) и как «неаддитивная единица» анализа психики 1. Любое действие направлено на предмет (предметно) и подчинено определенной цели, которая зависит от потребностей организма и его предметного окружения (актуального, 162 наличного или представляемого, которое требуется обнаружить или создать в ходе деятельности). • Предмет (цель) и мотив действия не совпадают между собой. 2. Всякое действие и всякая цель могут рассматриваться в объективных связях и отношениях как объективные значе ния.
• Следует различать: а) приспособительные операции, кото рые формируются неосознанно, путем приспособления движений к условиям выполнения действия; б) сознатель ные операции, которые формируются путем автоматиза ции и объединения действий.
• Как процесс, исходно зависящий от актуальной естествен ной потребности и непосредственного предметного окру жения, действие может принимать культурные, опосредст вованные орудиями и знаками формы, приобретая все бо лее надситуативный характер. 163 и* • Как составляющая деятельности действие может преобра зовываться:
• Как активный, живой, протекающий в предметной среде процесс внешнее практическое действие может преобра зовываться в действие «идеальное», протекающее во внут реннем, умственном плане сознания. Теория исторического развития психических функций человека входе общественно-исторической дифференциации различных видов деятельностей В работах А. Н. Леонтьева теоретически развивается тезис об общественно-исторических (культурно-исторических) закономерностях формирования и развития психических функций человека. Содержательная конкретизация этого тезиса представляет разработку социально-психологической теории исторического развития психических функций человека по мере дифференциации исходной совместной деятельности, направленной на удовлетворение естественных потребностей во множестве производных типов и видов человеческих действий с их последующим выделением в самостоятельные типы деятельностей. /. Чем характеризуется развитие человеческой деятельности в процессе исторического развития человеческого общества? Деятельность — это процесс, который развивается в ходе исторического развития человечества и в котором осуществляется жизнь каждого нового поколения людей. • Общественно-исторический опыт исходно порождается в 164 стей и фиксируется в форме объективных значений в продуктах материальной человеческой культуры, в орудийных и знаково-символических средствах.
2. Чем характеризуются исторически первичные формы человеческой деятельности? Исторически первична совместная практическая деятельность, где имеется общий мотив для всех участников деятельности и общие цели действий.
3. Какие психологические основания лежат в основе обще ственного разделения труда? Специализация субъектов в выполнении отдельных действий ведет к разделению труда и дифференциации все новых видов человеческой деятельности.
165 в их составе осознаются и преобразуются в новые самостоятельные действия.
4. Как формируются умственные действия и умственные формы человеческих деятельностей? Компоненты общественной деятельности, связанные с планированием, организацией и контролем, оказываются отделенными во времени и пространстве от деятельности практической, исполнительной. Формируется труд умственный.
5. К каким последствиям в формировании и развитии чело веческих типов деятельности ведет отделение ориентацион- но-планирующих компонентов от исполнительных, с одной 166 стороны, и умственных индивидуальных форм организации и реализации действий от исходно внешних совместных действий, с другой стороны? Внутренние опосредствованные речью действия и операции предварительной ориентировки и планирования практических видов деятельности преобразуются в познавательно-исследовательскую деятельность (механизм сдвига мотива на цель). Коммуникативно-организационные аспекты речевого общения преобразуются в ряд специализированных видов профессиональной деятельности, заключающихся в речевом воздействии на других людей: учебную, идеологическую, политическую.
3. В процессе взаимодействия субъекта с миром внешние факторы всегда действуют через внутренние условия. Такие условия представляют собой внутреннюю психическую ак тивность субъекта, которая имеет врожденный характер. • Психика детерминируется одновременно «органическим субстратом» мозга и внешним предметным миром. 167 4. Деятельность всегда есть взаимодействие субъекта и объекта: не может быть бессубъектной деятельности и дея тельности без предмета. • В деятельности всегда в большей или меньшей мере при сутствуют активность, творчество, самостоятельность. 5. Субъект в своих деяниях, актах творческой самодея тельности не только обнаруживается и проявляется, но со зидается и определяется в них.
Некоторые расхождения в теоретических позициях В отечественной психологии можно встретить упоминания о «принципиальных» расхождениях во взглядах Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна, П. Я. Гальперина. Такие расхождения обнаруживаются только в том случае, если «вырывать» позиции, которые занимали авторы теорий в 168 разное время, из контекста развития единого общепсихологического теоретического подхода. В настоящее время большая часть таких противоречий преодолена, но их место занимают другие противоречия и трудности. Это естественный путь развития любой «живой», развивающейся системы теоретических знаний в науке. При этом принципиальных методологических расхождений, которые бы требовали радикального пересмотра деятельностного подхода, между указанными авторами теорий нет. Укажем некоторые из расхождений, ссылки на которые можно обнаружить в психологической литературе. А. Н. Леонтьев о необходимости изменения единицы анализа психических явлений, используемой в работах Л. С. Выготского (Леонтьев А. Н., 1998) Л. С Выготский: внутри «практического» процесса жизни ребенок сталкивается с особым историческим продуктом — с общественным сознанием и мышлением, овеществленными в языке, орудиях, продуктах человеческой культуры.
А. Н. Леонтьев: положение Л. С. Выготского о том, что сознание есть продукт речевого общения ребенка в условиях его деятельности по отношению к окружающей его вещной действительности, необходимо обернуть: сознание ребенка есть продукт его человеческой деятельности по отношению к объективной действительности, совершающейся в условиях языка, в условиях речевого общения. • Единицей анализа психики становится действие, в кото ром открываются для субъекта и порождаются значения (и смыслы), которые могут фиксироваться языковыми сред ствами. 169
Проблема содержательно-теоретической интерпретации и конкретизации психологического механизма интериоризации четко обозначена И. И. Ильясовым (1986). Механизм интериоризации имеет две альтернативные (взаимодополнительные?) теоретические трактовки в зависимости от особенностей решения психофизиологической проблемы: а) психика формируется как результат формирования ориентировочно-исследовательских операций и действий; б) психика есть продукт функционирования нервной системы и мозга. В первом случае механизм интериоризации трактуется как исчерпывающее объяснение порождения психического на основе ориентировочно-познавательных компонентов внешних предметно-практических действий. С этим можно согласиться, если предположить, что все, даже элементарные, психические аналитико-синтетические процессы и 170 способы ориентировки младенца формируются в онтогенезе сразу после рождения на основе активных сенсомоторных движений, а затем действий, направленных на предметное окружение. Альтернативное предположение заключается в том, что элементарные аналитико-синтетические психические процессы, организующие и ориентирующие сенсомоторные движения младенца в раннем постнатальном периоде, представляют собой врожденные естественные психические функции. В этом случае объяснительный потенциал процесса интериоризации следует ограничить следующим образом. Превращение непсихических явлений в психические обеспечивается работой мозга и остается до сегодняшнего дня центральной нерешенной проблемой психологии. Способность мозга порождать психическое из непсихического возникает не в онтогенезе, а в филогенезе. Таким образом, правильно будет говорить о процессах эволюционного развития условий для формирования у живых организмов более сложных психических процессов на основе более простых. Отсюда следует, что интериоризация есть переход от одной формы существования естественных психических функций в составе внешних предметно-практических действий к другой форме психического — формированию внутренних форм умственных действий. Такая система предположений ведет к необходимости разводить: а) процессы преобразования объектов и б) собственно познавательно-ориентировочные процессы отражения явлений в их предметных свойствах, связях, отношениях, которые исходно осуществляются на основе врожденных элементарных аналитико-синтетических психических операций. Предполагаемые изначально психические элементарные аналитико-синтетические операции не являются следствием внешних действий, а только совершенствуются и развиваются на основе функционирования преобразовательных операций с объектами. Содержание же внутренних преобразовательных операций, приобретающих форму умственных действий во внутреннем плане сознания, 171 порождается в онтогенезе путем интериоризации внешних преобразовательных операций с объектами (Ильясов, 1986). В настоящее время указанная теоретическая альтернатива преодолевается путем разведения: а) психофизиологических механизмов, которые, очевидно, имеют врожденные компоненты и выступают необходимым условием для построения потенциально различных по содержанию образов; б) конкретного, индивидуального «образа мира» как результата активных ориентировочно-исследовательских действий субъекта в окружающем мире. Теоретическое уточнение и конкретизация выделенного А. Н. Леонтьевым предмета исследования психологии в работах П. Я. Гальперина А. Н. Леонтьев: психология должна исследовать скрытые за психической феноменологией реальные предметные и идеальные формы действий. Психология — наука о порождении и функционировании в деятельности индивида психического отражения реальности — «образа мира», обеспечивающего ориентировку субъекта в предметном мире и организацию деятельности. П. Я. Гальперин: предмет изучения психологии — ориентировочная основа намечаемого и выполняемого поведения, ориентировочные компоненты деятельности, которые и составляют психический образ. Петр Яковлевич Гальперин Психические явления как ориентировочные составляющие действий и деятельности Необходимо радикальное изменение методологии психологического исследования. • Исследование психического развития человека следует осуществлять от анализа объективно-заданной общественно-историческим опытом конечной формы поведения (результатов действий и способов их получения) к ее становлению у ребенка. 172 • От констатации и фиксирования уже сформированных психических явлений следует перейти к выявлению при чин и условий, обеспечивающих формирование психиче ского процесса или психического образования с заданны ми свойствами. Объяснительные принципы 1. Переход живых организмов к жизни в условиях быстро меняющейся окружающей среды не может осуществляться посредством стереотипных наследственно передаваемых форм поведения. Поэтому необходимой жизненной задачей становится адекватная ориентировка: а) в значимых, суще ственных взаимосвязях элементов меняющейся окружаю щей среды; б) в процессах планирования и исполнения дей ствий.
2. Предмет изучения психологии — ориентировочная осно ва намечаемого и выполняемого поведения, ориентировоч ные компоненты деятельности, которые и составляют пси хический образ.
173 3. Генеральными функциями ориентировочных операций и действий выступают: • построение образа, который включает:
4. Физиологические процессы в человеческом мозге по тенциально могут обеспечивать осуществление самых раз нообразных ориентировочных и исполнительных операций и действий в составе различных видов деятельности, поведе ния, но не дают их готовых форм. Конкретные формы пси хики субъекта исходно задаются совместной с другими лю дьми ориентировочной активностью и деятельностью во внешнем мире. • Каждое новое действие субъекта во внешнем мире детер минирует формирование новой функциональной систе мы нейрофизиологических процессов, которые обеспе чивают эффективное выполнение ориентировочных и исполнительных составляющих действия. 5. Коренное отличие психики животных и психики чело века: 174
6. Побуждения, переживания, образы и действия в плане представлений составляют психическую деятельность субъекта. Все формы психики человека (душевной жизни) представляют собой ориентировочную деятельность, которая включает:
175 тивной оценки недостаточно; это особый способ решения задач в специфически человеческих ситуациях — в ситуациях моральной ответственности, требующих принятия социально значимых решений (см. ниже). 7. Психические феномены, «идеальные» явления и процессы есть совокупность умственных действий и образов, которые являются результатом многоплановых функционально-генетических изменений ориентировочных компонентов внешних предметных действий. << предыдущая страница следующая страница >> |
|