С. В. Маланов метологические и теоретические основы психологии. Учебное пособие - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Петровский А. В., Ярошевский М. Г. Основы теоретической психологии 16 8514.77kb.
Учебное пособие по истории психологии. М.: 2009 г. 220 с. 32 12. 1 334.86kb.
С. А. Гапонова, д-р психол наук, профессор, зав кафедрой социальной... 27 2833.57kb.
Основы социально – психологических знаний. Учебное пособие 4 933.46kb.
Учебное пособие «Основы экономической кибернетики» 12 1786.16kb.
Учебное пособие «Основы экономической кибернетики» 6 1769.85kb.
Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности... 1 26.61kb.
Учебное пособие «Основы конструирования и технологии радиоэлектронных... 1 57.97kb.
Учебное пособие «Основы религиозных культур и светской этики. 1 253.9kb.
Военная психология: методология, теория, практика Учебно-методическое... 23 5490.78kb.
Учебное пособие (075) Печатается 10 5242.42kb.
Дж. А. Миллер Магическое число семь плюс или минус два. О некоторых... 1 133.12kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

С. В. Маланов метологические и теоретические основы психологии. Учебное пособие - страница №4/9

Глава 6 Альтернативные общепсихологические

теории и теоретические подходы к объяснению психических явлений

6.1. Строгий естественно-научный подход

к анализу и объяснению психических явлений

в психологии поведения. Классический

бихевиоризм
Как образец предельно объективного и строгого естест­венно-научного подхода к исследованию психических явле­ний представляют интерес объяснительные принципы, сформулированные в рамках классического бихевиоризма в США. Отметим, что в качестве одного из основателей объек­тивной психологии поведения называют российского фи­зиолога И. П. Павлова.
В настоящее время основные положения бихевиористи-ческих теорий разделяет незначительное число психологов, т. к. стремление к максимальной объективности получаемых данных ведет к «исчезновению» предмета психологии (см. курс «История психологии»). Вместе с тем это направление имеет множество научных достижений, которые составляют «золотой фонд» мировой психологии. Исследована эффек­тивность различных типов подкрепления (поощрения и на­казания) в процессах научения. Разработано множество тон­ких методов, позволяющих регистрировать различные фор­мы поведения животных. Установлено большое количество эмпирических закономерностей, которым подчиняется по-

136


ведение животных в экспериментальных условиях, а также некоторые формы научения — приобретения новых элемен­тов поведения.

Логика теоретического развития бихевиоризма привела к формированию концепций необихевиоризма, которые до­пускали предположения (гипотезы) о наличии ненаблюдае­мых психических механизмов организации поведения, опо­средствующих отношения между воспринимаемыми живот­ным стимулами и ответными двигательными реакциями. В настоящее время в рамках когнитивной американо-евро­пейской психологии такие «промежуточные переменные» приобрели разнообразные формы гипотетических функцио­нальных механизмов и семантических репрезентативных структур, обеспечивающих обработку информации (см. по­следующие разделы).



Джон Бродус Уотсон (18781958) Бихевиоризм

  1. Научная психология должна изучать объективные яв­
    ления. Предметом психологии должно быть только наблю­
    даемое поведение и объективно регистрируемые двигатель­
    ные и физиологические реакции организма на разнообраз­
    ные стимулы из внешней среды.

  2. Основные задачи психологии:

•' выявление и описание различных типов реакций на внеш­ние стимулы;

• исследование процессов (законов) образования новых ре­


акций и их комбинаций.

3. Реакции организма на различные раздражители могут


быть:

  • врожденными и приобретаемыми;

  • явными — внешними, непосредственно наблюдаемыми;
    неявными — происходящими внутри организма, скрыты­
    ми от непосредственного наблюдения, но регистрируемые
    с помощью различных приборов.

137

'ГГП.ТГТГВ'ЯГ

4. Решающее значение в развитии человека играют про­
цессы научения и воспитания. Развитие человека полностью
основано на процессах обусловливания.

• Формирование поведения человека может быть полностью


контролируемо путем организации внешних условий и фак­
торов обусловливания.

5. Эмоции человека есть специфические реакции орга­


низма на раздражители, которые проявляются в вегетатив­
ных изменениях, изменении частоты сердечных сокраще­
ний, показателей кровяного давления, кожных и мимиче­
ских реакций, тонуса мышц.

• Имеется три врожденные эмоциональные реакции: гнев,


страх, удовольствие.

6. Мышление человека представляет собой неявные, ре­


дуцированные речевые и мышечные (преимущественно ма­
нуальные) реакции, а также висцеральные реакции.

Б. Ф. Скиннер (1904-1990) Радикальный бихевиоризм

1. Психология должна отказаться как от ментализма, так
и от физиологизма.

  • Воспринимать предмет или мыслить о нем — значит вести
    себя по отношению к нему определенным способом. При
    этом поведение контролируется свойствами предметов —
    различительными стимулами.

  • Знания представляют собой либо действия, либо правила
    для выполнения действий.

2. Связь «стимул — реакция» в поведении нельзя тракто­
вать только как причинно-следственную; причины форми­
рования поведения могут заключаться и в обратной связи
«реакция — стимул». Следует различать респондентное и
оперантное поведение.

138



  • Оперантное поведение: может быть не связанным с ка­
    ким-либо наблюдаемым раздражителем; осуществляется
    как активное спонтанное воздействие на среду; подкреп­
    лением выступает обнаружение стимула — стимульный
    контингент подкрепления.

  • Респондентное поведение: всегда запускается определен­
    ным стимулом; осуществляется как ответная реакция на
    стимул; подкреплением выступает «контингент подкреп­
    ления реакций».

3. Поведение организма в процессе научения преимуще­
ственно носит оперантный характер и подчиняется закону
подкрепления: сила оперантного поведения возрастает, если
поведение сопровождается подкрепляющим стимулом.

  • Поведение организма в значительной степени определяет­
    ся его прошлым поведением.

  • Сложный акт поведения не сводится к последовательности
    определенных реакций; одно и то же подкрепление может
    быть добыто животным за счет последовательности раз­
    личных реакций, объединенных в разные структуры ••—
    паттерны.

  • Паттерны поведения детерминируются условиями среды.

4. Существуют разные схемы (режимы) подкрепления:

а) подкрепление с фиксированным интервалом времени;

б) подкрепление с фиксированной частотой реакций.

5. Для формирования определенных форм поведения


наиболее эффективным способом является модификация
поведения — использование положительного подкрепления
в момент, когда живой организм совершает нужные движе­
ния в нужном направлении. Процедура научения обеспечи­
вается рядом факторов:

  • наличие достаточно сильного для данного животного под­
    крепляющего стимула;

  • наличие у животного определенного уровня актуализации
    потребности (депривации);

139


  • последнее время начинают объяснять и интерпретировать результаты психологических исследований с теоретиче­ских позиций когнитивной психологии.

    время между желательным поведением животного и под­
    креплением должно быть минимальным;

  • наиболее эффективно положительное подкрепление;

  • подкрепляться должно малейшее движение животного,
    направленное к цели;

  • нежелательное поведение должно угашаться путем отсут­
    ствия подкрепления;

  • после обусловливания части сложного поведения под­
    крепляться должно требуемое движение, следующее за
    обусловленной частью.

6. Вербальное поведение (речь) у человека формируется и развивается путем оперантного научения.

6.2. Информационно-кибернетический подход

к анализу и объяснению психических явлений

в когнитивной психологии

Современная когнитивная психология как научное на­правление исследования психики с собственной методоло­гией сложилась в США на основе достижений бихевиориз­ма, необихевиоризма, развития информационно-киберне­тических технологий, а также европейских психологических исследований в гештальтпсихологии и в школе Ж. Пиаже. В основу этого подхода заложено предположение о том, что психические явления можно анализировать и объяснять как систему сложных процессов и механизмов обработки ин­формации, имеющихся у живого организма.

Понятие «когнитивная психология» ввел Ульрик Найс-сер, который считается одним из основателей данного на­правления. В настоящее время когнитивная психология становится популярным направлением исследований и в России. Так, Л. М. Веккер (1998) является создателем ори­гинальной общепсихологической отечественной теории психических явлений как системы организации информа­ционных процессов. Многие отечественные психологи в

140


Информационно-кибернетический подход к анализу психических явлений

1. Психика выполняет в организме функции управления


и регуляции поведения.

• Психика выступает управляющей системой, а организм и


поведение — управляемой системой, объектом управления.

2. Процесс управления осуществляется как обмен инфор­


мацией между управляющей системой и объектом управле­
ния.

  • От управляющей системы к объекту управления по кана­
    лам прямой связи поступает информация, в соответствии с
    которой осуществляются действия и операции.

  • От объекта управления к управляющей системе по каналам
    обратной связи поступает информация о результатах вы­
    полнения действий и операций.




  1. Явление обмена информацией есть отображение мно­
    жества элементов источника информации во множество со­
    стояний носителя информации.

  2. Обладая психикой, живой организм представляет со­
    бой самоактуализирующуюся и саморегулирующуюся сис­
    тему, которая способна самостоятельно создавать и изменять
    программы свейх действий.

Ульрик Найссер

1. Психика человека — это активная система, обеспечи­вающая процессы познания на основе обработки информа­ции из внешнего мира.

• Познание представляет собой непрерывный процесс про­
верки когнитивных гипотез.

141


2. Познание обеспечивается когнитивными схемами, ко­
торые:

  • позволяют ассимилировать информацию об окружающей
    среде, отделяя известное от неизвестного;

  • носят амодальный обобщенный характер и поэтому позво­
    ляют обрабатывать и ассимилировать информацию, имею­
    щую различную модальность.

3. При этом познавательная активность носит цикличе­
ский, разворачивающийся во времени характер («познава­
тельный цикл»).

  • Процессы исследования, прогноза и планирования определяют
    выбор внешних объектов, которые имеют значение для
    субъекта в данный момент.

  • Внешние объекты через органы чувств модифицируют име­
    ющиеся в памяти субъекта познавательные схемы.

  • Модифицированные познавательные схемы направляют и ор­
    ганизуют процессы исследования, прогноза и планирова­
    ния поведения и т. д.

4. Субъект воспринимает целостные сцены жизни, кото­
рые хранятся в памяти и используются для регуляции пове­
дения (фреймы).

Дж. Андерсон, Р. Л. Солсо

Теоретические основания когнитивной психологии

Предмет изучения когнитивной психологии — приобре­тение, преобразование, репрезентация, хранение и воспро­изведение знаний, а также влияние знаний на внимание, установки, поведение, эмоционально-ценностные и моти-вационные отношения.

  • Психические явления можно рассматривать как множест­
    во этапов обработки информации, получаемой человеком
    из внешнего мира.

  • На каждом из этапов выполняется особая функция, кото­
    рая требует своего выявления и исследования.

Анализировать психические процессы можно в двух взаимодополнительных направлениях:

1. Анализ психики по аналогии с этапами переработки ин­


формации в устройствах компьютера — «компьютерная
метафора».

  • Человек избирательно извлекает (внимание) информацию
    из окружающего мира (восприятие), которая помещается в
    кратковременную память.

  • Информация трансформируется, перерабатывается, ин­
    терпретируется (мышление) в зависимости: а) от имею­
    щихся у субъекта целей (и мотивов); б) от накопленного
    опыта (долговременная память).

  • В процессе переработки информация используется для
    принятия решений и планирования действий.

2. Анализ психики по аналогии с особенностями переработ­
ки информации в программном обеспечении — «инфор­
мационная метафора». Реализуется в двух направлениях:

2.1. Линейно-последовательный подход.



  • Психика — это система функциональных блоков, которые
    последовательно, линейно перерабатывают информацию
    (кодирование, перекодирование, декодирование).

  • На каждом этапе переработки взаимодействуют потоки ин­
    формации, идущие: а) от органов чувств («входов») к цент­
    ральным механизмам хранения и переработки информа­
    ции; б) от центра к «входам» и «выходам» — исполнитель­
    ным действиям.

  • Каждый блок выполняет определенную систему функций:
    формирования альтернатив и критериев отбора при обра­
    ботке информации, принятия решения о действии на
    основе имеющихся альтернатив, прогнозирования и пла­
    нирования действий и т. д.

2.2. Структурно-уровневый подход.


142

143

Каждому следующему этапу переработки информации соот­ветствует новый уровень — новая функциональная структура. Функциональные структуры высших уровней интегриру­ют в себе структуры нижележащих.

6.3. Культурно-исторический

и системно-деятельностный подходы к анализу

и объяснению психических явлений

Данное направление является результатом исследований отечественных психологов и в настоящее время составляет «мощную» методологическую и теоретическую альтернативу современной американской когнитивной психологии. В числе основоположников этого направления чаще всего указываются Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия и С. Л. Рубинштейн. В русле этого подхода проводились теоре­тические и экспериментальные исследования множеством выдающихся психологов в СССР и России.

В настоящее время по широте и глубине разработки основных методологических и теоретических вопросов с со­временным отечественным системно-деятельностным под­ходом к объяснению психических явлений не может конку­рировать, пожалуй, ни одно из альтернативных теоретиче­ских направлений мировой психологии.

Л. С. Выготский (18961934) Культурно-историческая теория развития высших психических функций человека

Вводимые в психологию методологические принципы

1. Объяснить психические явления можно только путем


исследования закономерностей их формирования и разви­
тия. Изучение психики требует использования генетических
методов исследования и объяснения.

2. Для верного объяснения психических явлений требует­


ся их анализ по единицам, а не по элементам. Анализ по еди­
ницам предполагает:

144


• выделение такого целостного объекта или процесса, кото­
рому, в отличие от элементов, присущи все свойства целого

явления;


  • представление в таком объекте или процессе всех сущест­
    венных связей и существенных для данного объяснения
    характеристик объекта;

  • возможность наблюдения (опытного изучения) такого
    объекта или процесса (операционализируемость).

Объяснительные принципы

1. В чем заключается отличительная особенность разви­тия психики человека от развития психики животных?

Между человеком и миром стоит социальная (культур­ная) среда, через которую преломляются все внешние воз­действия на человека и все формы организации его поведе­ния. В онтогенетическом формировании психики человека биологическое созревание и культурное развитие составля­ют единство. Культурное развитие человека представляет со­бой формирование и развитие в совместной деятельности и общении высших психических функций (ВПФ).



  • ВПФ формируются по мере овладения субъектом культур­
    но-историческим опытом путем включения в организа­
    цию естественных психических функций орудийных и
    знаково-символических средств.

  • ВПФ обеспечивают произвольные, рефлексивные и осозна­
    ваемые формы организации субъектом поведения и психики.

По мнению Л. С. Выготского, следует условно противо­поставлять эволюционно складывающиеся естественные психические функции, развивающиеся на основе наследуе­мых механизмов их формирования и развития, и высшие психические функции, складывающиеся в процессе истори­ческого развития человечества. Естественные психические функции формируются и развиваются в процессе приспо­собления животных организмов к естественным условиям обитания. Только такие психические функции развиваются

145


10. Заказ№4624.

и у человека, если он после рождения выкармливается и вос­питывается животными (волками, обезьянами).



2. Каков основной источник формирования и развития выс­ших, психических функций? Что выступает основной причиной психики человека?

Источник развития человеческой психики находится во внешней «идеальной форме» — в фиксированных в челове­ческой культуре средствах и способах деятельности и обще­ния, которыми необходимо овладеть. Формирование ВПФ выделяет человека из животного мира и заключается в при­своении культурно-исторического опыта человечества, что обеспечивает изменение структуры деятельности и психики человека. Развитие человеческой психики необходимо пред­полагает овладение:



  • способами использования предметов человеческой куль­
    туры;

  • приемами использования и изготовления орудий, которые
    увеличивают возможности естественных органов и высту­
    пают средствами преобразования предметного мира;

  • способами активного использования языковых (знако-
    во-символических) средств, которые увеличивают воз­
    можности естественных психических функций и обеспе­
    чивают организацию сознания и произвольное управление
    психическими процессами;

  • способами произвольной организации собственного пове­
    дения и психических процессов на основе использования
    орудийных и знаково-символических средств;

  • средствами и способами реализации межличностных и со­
    циальных отношений.

В этой связи полезно подчеркнуть, что личностно-со-вершенный человек — это человек, который в течение ин­дивидуальной жизни овладел широким спектром умений использовать предметы человеческой культуры, научился ставить самостоятельно цели и произвольно организовы­вать и регулировать свое поведение, а также реализовывать

146
и утверждать определенный диапазон межличностных и со­циальных отношений. При этом этической составляющей личностной сферы субъекта выступает внутреннее стремле­ние считаться с интересами других людей и включаться в такие виды деятельности, которые имеют позитивное зна­чение для общества.

Отметим, что об уровне познавательного развития чело­века чаще всего судят по диапазону умений выполнять самые разнообразные предметно-практические и умственные дей­ствия с опорой на орудийные и знаково-символические средства, которые обеспечивают решение различных по сложности и предметной направленности задач.

Овладение таким широким диапазоном средств и способов организации жизни и деятельности в современном человече­ском обществе обеспечивается процессами обучения и воспи­тания. Поэтому познавательное и личностное развитие субъек­та исходно обеспечивается образовательными взаимодействи­ями с другими людьми — «обучение ведет за собой развитие».



3. Как у человека формируются и развиваются высшие пси­хические функции?

ВПФ производны от внешних форм общения и деятель­ности. ВПФ первоначально возникают во внешней, разде­ленной с другими людьми деятельности и в общении и лишь затем становятся индивидуальными и внутренними — инте-риоризируются. В развитии ВПФ существуют этапы:



  • доречевая фаза развития поведения и психических функ­
    ций (внимания, восприятия, памяти, мышления);

  • межфункциональное объединение естественных психиче­
    ских функций и речевых функций в единую систему:
    а) формирование внешнего развернутого речевого плани­
    рования поведения и действий; б) формирование внешних
    форм речевой организации действий над значениями,
    представлениями, обобщениями (эгоцентрическая речь);

  • преобразование внешней речи (через эгоцентрическую
    речь) во внутреннюю речь с ее последующим сокращением
    и автоматизацией. Формирование умственных форм орга-

147

10*


низации и произвольного выполнения умственных дейст­вий над значениями (обобщениями).

Л. С. Выготский специально подчеркивал, что исходно новые психические функции человека формируются во внешнем мире, а не внутри мозга или организма. Поэтому психическое развитие человека определяется внешними условиями взаимодействий с людьми и предметным миром. И чем богаче и насыщеннее разнообразными формами об­щения, поведения, действий условия развития ребенка, тем более интенсивно и всесторонне будет протекать его инди­видуальное психическое развитие.

При этом особое значение в развитии человеческой пси­хики имеет овладение способами и средствами использова­ния знаково-символических средств: сначала это овладение жестами, позднее — способами использования языка, и еще позднее — разнообразными искусственными знаково-сим-волическими системами и способами их применения для ре­шения самых разнообразных задач.

Как показали многочисленные исследования и экспе­рименты, проведенные психологами в нашей стране, без овладения определенными способами использования язы­ка, знаков, символов формирование ВПФ просто невоз­можно. Формирование новых психических функций чело­века из внешних, разделенных с другими людьми действий и форм общения получило название «механизм (процесс) интериоризации». Благодаря включению в организацию ВПФ языковых, а позднее и других знаково-символических средств поведение и психические функции человека приоб­ретают произвольность в организации, рефлексивность и осознаваемость.



4. Каковы этапы и содержание механизма интериориза­ции? Как формируются произвольные, преднамеренные формы организации поведения и психических функций?

Механизм интериоризации имеет два взаимосвязанных на­правления формирования и развития произвольных, предна­меренных действий (внешних практических и умственных).

148

Первое направление развития ВПФ'. от разделенного (со­вместного) действия к действию произвольному и индиви­дуальному.


  • Развитие умений подчинять свои действия, поступки, пси­
    хические процессы (внимание, восприятие, память, мыш­
    ление) речевым указаниям другого человека (взрослого).

  • Развитие умений организовывать с помощью речи проте­
    кание психических процессов и поведения у других людей.

  • Межфункциональное объединение таких умений в одну
    функцию, которая позволяет на основе использования
    речи самостоятельно планировать собственные действия и
    подчинять таким планам собственное поведение (овладе­
    ние своим поведением и психическими функциями).

Второе направление развития ВПФ'. переход от внешних материальных форм действий к внутренним, «идеальным» действиям над значениями.

• Доречевая фаза развития психических функций (внима­


ния, восприятия, памяти, мышления) и «доинтеллектуаль-
ная» фаза развития звуковой коммуникации.

  • Межфункциональное объединение естественных психи­
    ческих и речевых функций — формирование внешнего
    развернутого речевого планирования и организации пове­
    дения (эгоцентрическая речь).

  • Переход от действий с материальными предметами к дей­
    ствиям над значениями (представлениями, обобщениями)
    с опорой на использование внешних материальных знаков
    и символов.

  • Переход от действий над значениями с опорой на внеш­
    ние материальные знаки и символы к внутренним дейст­
    виям над значениями с опорой на внутренние способы
    использования знаков и символов.

У младенца нет готовых форм человеческих психических функций и человеческих форм произвольно-преднамеренно организуемого поведения в обществе. Ими человек должен овладеть путем включения в конкретно-исторические формы

149


взаимодействий с людьми. При этом только такие формы по­ведения, которые ребенок во внешних предметных взаимо­действиях со взрослыми научится обозначать, планировать и организовывать их выполнение с помощью языка, могут стать в последующем предметом осознания и предметом самостоя­тельной произвольной регуляции. Так, на протяжении жизни ребенок овладевает произвольными способами преобразова­ния предметов, организации собственных действий с предме­тами, способностями контролировать свои поступки во взаи­модействиях с людьми и прогнозировать их возможные по­следствия, способами регуляции собственных психических функций — внимания, памяти, мышления и т. д.

Отсюда вытекает и знаменитое следствие из теории Л. С. Выготского: обучение и воспитание — это необходи­мые детерминанты развития ВПФ; «обучение ведет за со­бой развитие». То, что ребенку доступно в совместных со взрослым предметно-практических действиях («зоны ак­туального развития»), то в ближайшем времени может пре­образоваться в самостоятельные формы организации по­ведения и деятельности («зоны ближайшего развития»).



5. Как в организацию высших психических функций включа­ются языковые и другие знаково-символические средства?

Знаки языка (а также другие знаки и символы) по мере овладения ими субъектом приобретают две важнейшие ха­рактеристики: а) предметную отнесенность — обозначают и замещают объективно существующие предметы и явления; б) значение — актуализируют фиксированные в психике лю­дей сходные представления, обобщения, понятия.



  • Значение исходно существует вне субъекта — в предметах,
    вовлеченных человечеством в сферу своей деятельности.

  • Знак напоминает человеку о необходимости выполнить
    определенную систему операций, в которых могут в опреде­
    ленном сочетании участвовать все психические функции.

  • Структура значений (обобщений) развивается и совер­
    шенствуется в онтогенезе: сначала преимущественно через
    непосредственное знакомство с предметами и явлениями,

150

значения которых фиксируются в знаково-символических средствах; позднее — еще и через овладение способами ис­пользования языка и других знаково-символических средств, которые позволяют выстраивать новые значения (представления, понятия) в сознании субъекта.

• Благодаря знакам компоненты актуальной ситуации
включаются в одну структурную систему с символически
организованными представлениями из прошлого и пред­
полагаемого будущего.

Верное использование языковых и других знаково-символи­ческих средств выступает необходимым условием для формиро­вания и развития познавательных психических функций чело­века, а также для овладения современными научными знания­ми. Именно различные способы использования языка, знаков, символов обеспечивают человеку возможности произвольно и преднамеренно фиксировать в умственном плане различные представления и понятия, выполнять над ними всевозможные преобразования и фиксировать получаемые результаты.



6. Что такое сознание человека?Как формируется челове­ческое сознание?

Сознание формируется по мере активного овладения субъектом способами использования языка, знаков и симво­лов, через замещение внешних практических предметных действий речевыми действиями и их последующей интерио-ризацией.



  • Единица сознания есть значение, которое имеет социаль­
    ное происхождение и представляет собой: а) единство
    мышления и речи; б) единство общения и обобщения.

  • Слова (знаки) замещают предметные характеристики яв­
    лений и событий, фиксируя и сохраняя их значение, что
    позволяет выполнять действия над значениями во внут­
    реннем умственном плане.

  • Сознание есть обратимые процессы выражения мыслей в
    словесных значениях и построения мыслей на основе изв­
    лечения значений из слов — это обратимые процессы пе-

151

рехода от смысла к значениям и словам и от слов — к значе­ниям и смыслу.



  • Главная функция значения — смыслообразование, которое
    обеспечивает индивидуальное смысловое строение сознания.

  • Сознание субъекта — это динамическая смысловая систе­
    ма, представляющая собой единство аффективных и ин­
    теллектуальных процессов.

Таким образом, сознательный уровень организации по­ведения, действий и психических функций заключается в том, что, опираясь на всевозможные способы использования знаково-символических средств, субъект приобретает ряд возможностей. Во-первых, фиксировать и актуализировать в собственной психике и психике других людей различные значения в форме двигательных и образных представлений, а позднее и в форме понятий. Во-вторых, преобразовывать такие значения, использовать их в целях ориентировки в мире и организации поведения у других людей, а также в це­лях самостоятельной ориентировки и организации собст­венного поведения. Такие способности у человека формиру­ются и развиваются на протяжении всей жизни по мере овла­дения субъектом новыми способами использования языка и разнообразных знаково-символических средств.

Так, Л. С. Выготский реализовал ряд исследований, в ко­торых показал, какие существуют основные этапы в форми­ровании и развитии значений у детей. Овладевая способами использования знаков языка, ребенок постепенно устанав­ливает их предметную отнесенность и овладевает соответст­вующими этим знакам значениями. За способами использо­вания знаков скрываются различные типы значений (спосо­бы обобщений):



  • синкреты — объединения предметов с помощью слова без
    достаточного основания, по случайному впечатлению, эмо­
    ционально-оценочному сходству, по внешней близости, яр­
    кости;

  • комплексы — объединения предметов с помощью слова
    согласно фактическим связям при равенстве всех при-

152

знаков в своем функциональном значении. Характерно постоянное изменение оснований для объединения и соскальзывание с одного признака на другой в практиче­ской ситуации обобщения;



  • псевдопонятия (житейские понятия) — объединения
    предметов с помощью слова, которые основаны на житей­
    ском опыте действий и опыте непосредственного восприя­
    тия, тождественны с истинными понятиями по предмет­
    ной отнесенности, но различны по интеллектуальным опе­
    рациям, ведущим к обобщению;

  • понятия — объединения предметов с помощью слова на
    основе абстрактного синтеза, которые формируются в ходе
    работы над самими понятиями: осознание значений слов и
    терминов, а также своей собственной мыслительной дея­
    тельности; установление зависимостей и связей между си­
    стемой понятий путем определения одного понятия по­
    средством других понятий; произвольность использова­
    ния обобщений.

Формирование научных понятий обеспечивается, во-первых, переходом от использования знаков только «для других» (общение) к знакам «для себя» (организация собст­венного мышления); во-вторых, переходом от накопления опыта внешней речевой организации памяти и мышления во взаимодействиях с другими людьми к активной внутренней организации памяти и мышления с опорой на самостоятель­ную внутреннюю речь.

7. Что представляет собой личность человека как психиче­ское образование?

Интериоризированные способы и средства организации и реализации межличностных и социальных отношений об­разуют структуру личности, которая представляет собой иерархически организованную систему ВПФ.

Личностные качества человека представляют собой пси­хические функции, которые формируются и развиваются на протяжении жизни, приобретают относительно устойчивый характер и обеспечивают субъекту организацию и реализа-

153



цию: а) непосредственных межличностных взаимодействий с людьми; б) всевозможных опосредствованных социальных отношений и связей с другими людьми и общественными институтами. Такие взаимодействия могут подчиняться уз­коэгоистичным или широко социально значимым задачам.

8, Каковы основные этапы формирования высших психиче­ских функций в онтогенезе?

Периодизация психического развития человека зависит от уровня культурно-исторического развития человеческого общества и определяется закономерностями формирования и развития высших психических функций. При этом на каж­дом этапе психического развития человека наблюдаются:

а) появление характерных для каждого возраста психических
новообразований в личностной и познавательной сферах;

б) изменения «социальной ситуации развития» — условий,


которые предоставляет общество для развития ребенка, а
также требований и ожиданий, которые предъявляются к ре­
бенку со стороны других людей и общества.

В формировании и развитии ВПФ можно обобщенно указать ряд этапов, которые намечаются и частично анали­зируются в работах Л. С. Выготского (см.: Глотова, 1990).



  • Этап формирования натуральных форм поведения (младенче­
    ство): выделение из единых форм жизнедеятельности «мла­
    денец — взрослый» индивидуальных форм познавательной
    активности, поведения и аффективного отношения к раз­
    личным явлениям.

  • Этап зарождения высших психических функций (1—3 года):
    функциональное включение знаково-символических
    средств во взаимодействия между ребенком и взрослым.

  • Этап «переходных психологических систем» (3—12 лет): пе­
    реход от символической деятельности, выполняемой со­
    вместно с другими людьми, к индивидуальным формам
    символической деятельности.

  • Этап высших психических функций, опосредствованных внеш­
    ними знаками (от 6 до 12—14 лет): формирование умений по-

154

вышать эффективность своей деятельности с помощью внешних вспомогательных знаково-символических средств.



  • Этап «вращивания» внешних знаково-символических опера­
    ций (с 7—8 лет и далее на протяжении всей жизни): преоб­
    разования ВПФ из опосредствованных внешними знаками
    в опосредствованные внутренними знаковыми операция­
    ми.

  • Зрелая умственная деятельность взрослого человека, про­
    текающая во внутреннем умственном плане сознания.

В свою очередь, развитие ВПФ во многом определяется социальной ситуацией развития, которая изменяется на протяжении индивидуального развития каждого человека. Теоретическая конкретизация и обоснование закономерно­стей онтогенетического развития психики человека в после­дующем была реализована в исследованиях А. Н. Леонтьева, А. В. Запорожца, Д. Б. Эльконина.

9. Какова психофизиологическая функциональная структу­ра и организация высших психических функций человека?

В процессе развития человека структура психики изменя­ется по мере установления новых межфункциональных свя­зей и отношений между естественными и высшими психиче­скими функциями путем включения в их организацию зна­ково-символических средств. При этом:

• ВПФ задаются и формируются во внешних формах дея­
тельности и общения с людьми на протяжении индиви­
дуальной жизни;


  • ВПФ каждого человека имеют сложные формы иерархиче­
    ской функциональной организации (функциональные сис­
    темы), в которых в зависимости от решаемых задач присутст­
    вуют восприятие, память, мышление, мотивы, эмоции;

  • нейрофизиологические процессы, функции мозга высту­
    пают необходимым условием (но не причиной!) формиро­
    вания ВПФ. Мозговые функции приспосабливаются к ре­
    ализации новых ВПФ и способов взаимодействий с внеш­
    ним миром, которые приобретаются человеком.

155




психология личности: развитие человека от индивида к лич­
ности; формирование различных индивидуально-психо­
логических и личностных свойств.

Теория развития и функционирования психики человека в общественной деятельности

1. Что выступает предметом исследования психологии как
самостоятельной науки?

Психология наука о порождении и функционировании в деятельности индивида психического отражения реально­сти — «образа мира», который обеспечивает ориентировку субъекта в предметном мире и организацию деятельности (поведения).

  • Психику следует изучать «от жизни (деятельности) к моз­
    гу», а не «от мозга к жизни».

  • Психику человека следует изучать в развитии от внешних
    социальных форм к индивидуальным умственным формам
    (см. выше: теория Л. С. Выготского).

Психика представляет собой сложную активность, котб-рая обеспечивает живому организму предварительную ори­ентировку, организацию и регуляцию выполнения разнооб­разных действий и деятельностей на основе формирующего­ся «образа мира».

2. Что такое деятельность живого организма с позиций
психологического анализа?

Деятельность — это единица жизни (см. выше), опо­средствованная психическим отражением, психической ориентировкой, которая представляет системный процесс: а) имеющий сложное функциональное строение, б) разви­вающийся на основе внутренних и внешних движущих про­тиворечий, в) порождающий психику — «образ мира».

Реальная жизнь людей — это иерархия сменяющих друг друга деятельностей. Анализ человеческой деятельности мо-






157

Позднее идея о том, что психика исходно располагается не в мозге, а между субъектом и миром — выступает продуктом взаимодействий субъекта с предметами объективного мира, развивалась в работах А. Н. Леонтьева, П. Я. Гальперина, Д. Б. Эльконина и многих других отечественных психологов.

Закономерности формирования мозговых, нейропсихо-логических механизмов, которые формируются вслед за но­выми типами взаимодействий субъекта с предметным миром и выступают необходимым условием для реализации все бо­лее сложных психических функций, конкретизировались в исследованиях А. Р. Лурии (см. выше).



А. Н. Леонтьев (1903-1979)

Деятельностный подход к объяснению психических

явлений

Вводимые в психологию методологические принципы

  1. Субъект с самого начала находится «не перед миром», а
    «внутри мира», развивающегося по объективным материаль­
    ным законам; субъект составляет часть объективного мира.

  2. Любой психический процесс следует рассматривать в
    системе (в составе) конкретной практической или умствен­
    ной деятельности субъекта. Психика формируется в различ­
    ных формах активности, действий, деятельности.

• Психика исходно представляет собой ориентировочно-ис­
следовательские действия живого организма, результатом
которых выступает постоянно совершенствующийся образ
окружающего мира. На основе образа мира (вторично,
производно) организуются все более сложные формы по­
ведения и деятельности.

3. Психологическая наука охватывается тремя основны­


ми взаимосвязанными проблемами:

  • психология образа: развитие всех когнитивных процессов,
    включая внимание и сознание;

  • психология деятельности: формирование и развитие раз­
    личных видов, форм и уровней;

156

жет иметь:



  • исполнительно-технологический характер, когда деятель­
    ность анализируется на основе внешне наблюдаемых резуль­
    татов и способов их получения: деятельность — действия —
    операции;

  • смысловой (собственно психологический) характер, где
    любая активность человека: а) по отношению к мотиву
    субъекта выступает в качестве деятельности, имеющей
    личностный смысл; б) по отношению к поставленным
    субъектом целям — в качестве действия или системы дей­
    ствий; в) по отношению к конкретным способам психиче­
    ской ориентировки, планирования и исполнения в конк­
    ретных предметных условиях — как операция или система
    операций (см., напр.: Иванников, 1998).

3. Какие важнейшие основания следует использовать для психологического анализа действий и деятельности?

В психологическом анализе структуры действий и дея-тельностей следует выделять:



  • мотивационную (интенциональную) сторону — то, что по­
    буждает и направляет деятельность и действия — мотивы,
    цели и их формирование;

  • операциональную сторону — способы и средства достиже­
    ния целей, реализации мотивов и удовлетворения потреб­
    ностей в различных предметных условиях.

С точки зрения фазовой динамики действий и деятельно­сти следует выделять:

  • фазу ориентировки и планирования действий и деятельно­
    сти;

  • фазу исполнения действий и деятельностей в соответствии
    с планом;

  • фазу контроля и коррекции получаемых результатов в про­
    цессе выполнения действий.

4. Какие составляющие компоненты включаются в психо­логическую структуру человеческой деятельности?

158


Психологическая структура деятельности включает ряд составляющих компонентов.

Потребность внутреннее побуждение организма к ак­тивности, в основе которого лежит нужда организма в ка­ких-либо внешних предметах или условиях.

  • Исходно потребности запускают ненаправленное поиско­
    вое поведение, которое обеспечивает обнаружение пред­
    метов, удовлетворяющих потребности.

  • Предметы, обеспечивающие удовлетворение потребно­
    стей, в последующем начинают направлять активность ор­
    ганизма, преобразуясь в мотивы.

Мотив — «опредмеченная потребность» — предмет (вос­принимаемый или представляемый), который удовлетворя­ет потребность и на который направляется активность (дея­тельность).

  • Развитие предметного содержания потребностей и моти­
    вов в процессах реализации деятельности есть процесс раз­
    вития потребностно-мотивационной сферы человека.

  • В человеческом обществе мотивы формируются и развива­
    ются: через производство новых предметов и овладение
    способами их использования.

  • Человека могут мотивировать к деятельности различные
    стороны одного предмета.

  • Мотивы в деятельности человека выполняют побудитель­
    ную, направляющую и смыслообразующую функции.

• Один и тот же мотив (предмет) может удовлетворять раз­
ные потребности; одна и та же потребность может удовлет­
воряться через разные мотивы (предметы).

Осознаваемые цели, которые достигаются посредством действий, благодаря чему реализуется процесс деятельности.

• Процесс деятельности реализуется посредством действий,


каждое из которых подчиняется промежуточной осознава­
емой цели и включает ориентировочную и исполнитель­
ную части.

159


;3

  • По отношению к любому текущему целенаправленному
    действию человека мотивы выстраиваются в иерархиче­
    ские отношения и связи друг с другом.

  • Всякое действие и всякую цель можно рассматривать: а) в
    объективных предметных связях и отношениях — как име­
    ющие объективные значения; б) в отношении к потребно­
    стям и мотивам субъекта -- как приобретающие субъек­
    тивный личностный смысл.

Автоматизированные, неосознанно реализуемые способы ориентировки, планирования, исполнения, контроля и коррек­ции в составе целенаправленных действий — операции.

  • Каждое действие складывается из операций, которые
    представляют собой автоматизированные способы ориен­
    тировки, планирования, реализации, контроля и коррек­
    ции целенаправленного действия.

  • Следует условно различать технологические, исполнитель­
    ные операции и психические операции, обеспечивающие
    предварительную ориентировку и планирование действий.

  • Используемые операции зависят: а) от внешних средств и
    условий, в которых действие реализуется; б) от имеющихся
    у субъекта автоматизированных способов ориентировки,
    планирования и автоматизированных способов реализа­
    ции действий.

5. Что такое психический образ предметного мира и как он образуется?

В качестве ориентировочной основы в организацию и осуществление любого действия или деятельности включа­ется образ предметного мира. Образ мира — это психическое образование, производное от реализуемых субъектом дейст­вий и операций.

• Ориентировочные операции и действия, исходно выпол­
няемые субъектом посредством органов чувств по отноше­
нию к объектам, являются средством формирования обра­
за. Образ исходно есть продукт, результат определенных
ориентировочных операций и действий.

160



  • Внешние (предметные) и внутренние (умственные) опера­
    ции выступают психологическим механизмом порожде­
    ния и существования образа: актуализация образа — это
    процесс сокращенного выполнения тех операций, кото­
    рые лежат в основе построения образа.

  • Использование образа в процессе решения различных за­
    дач происходит путем включения его в то или иное дейст­
    вие в качестве ориентировочной основы.

6. Как образуется сознание человека и умственные, внут­
ренние формы действий и деятелъностей?

Формирование сознания человека происходит путем ин-териоризации опосредствованных языком (речью) способов организации и выполнения действий и операций, которые отделяются от исходной внешней предметной формы. Это обеспечивает формирование внутреннего плана умственных действий над представлениями и понятиями, которые орга­низуются сначала внешними, а затем внутренними способа­ми использования языковых и других знаково-символиче-ских средств.



7. Как соотносятся внешние и внутренние (умственные)
формы человеческих операций, действий и деятельностей?

Исходно внешние ориентировочно-исследовательские и исполнительные, «технологические» составляющие дея­тельности, по мере овладения ими субъектом, преобразу­ются в психические образы и представления — умственные операции и действия, образующие внутренние формы пси­хической деятельности.



  • Психика производна от внешних форм деятельности — это
    результат интериоризации внешних операций и действий
    путем их преобразования в сокращенные умственные
    (психические, идеальные) формы.

  • Внешние и внутренние составляющие деятельности име­
    ют одинаковый состав (функционально и структурно изо­
    морфны), но различаются по предметному содержанию
    условий, целей, мотивов.

161

11. Заказ № 4624.

  • Внешние и внутренние составляющие компоненты дея­
    тельности представляют единство и могут переходить
    друг в друга.

  • Развитые внутренние умственные формы действий над
    представлениями и понятиями могут преобразовываться
    во внешние формы, реализуясь в новых знаковых и веще­
    ственно-предметных продуктах человеческой культуры
    (экстериоризироваться).

8. Что лежит в основе развития человеческой психики?

Психическое развитие человека, формирование его созна­ния и личности обеспечивается присвоением индивидом общественно-исторического опыта, путем овладения с по­мощью других людей разнообразными видами операций, действий и деятельностей, которые соответствуют предме­там материальной и духовной культуры и фиксированы в орудиях и знаково-символических средствах.

• При этом наследственная анатомо-физиологическая орга­


низация не имеет решающего значения для формирования
и развития сознания, личности, способностей человека, а
выступает только необходимым условием.

9. Что образует основу человеческой личности?

Личность человека есть формирующееся и развивающее­ся в течение индивидуальной жизни человека психологиче­ское новообразование.

  • Основой личности является совокупность общественных
    отношений к миру, в которые включается человек.

  • Такие отношения формируются в реализуемых человеком
    связях с людьми через различные виды деятельностей.

Действие как теоретический конструкт (объяснительное понятие) и как «неаддитивная единица» анализа психики

1. Любое действие направлено на предмет (предметно) и подчинено определенной цели, которая зависит от потребно­стей организма и его предметного окружения (актуального,

162

наличного или представляемого, которое требуется обнару­жить или создать в ходе деятельности).



• Предмет (цель) и мотив действия не совпадают между собой.

2. Всякое действие и всякая цель могут рассматриваться в


объективных связях и отношениях как объективные значе­
ния.

  1. Смысл действия для человека определяется мотивом
    деятельности («опредмеченной потребностью»), в состав ко­
    торой действие входит.

  2. Действие как составляющая деятельности позволяет
    реализовать предметные связи «организм — среда», с одной
    стороны, и познакомиться с реальными свойствами среды —
    с другой.

  3. Реализация любого действия включает совокупность
    ориентировочных (познавательных), исполнительных и конт­
    рольных операций.

Следует различать: а) приспособительные операции, кото­
рые формируются неосознанно, путем приспособления
движений к условиям выполнения действия; б) сознатель­
ные операции, которые формируются путем автоматиза­
ции и объединения действий.

  1. В действии на основе ориентировочных операций по­
    рождается и развивается образ окружающего мира путем ак­
    тивного «уподобления» движений органов чувств предметно­
    му окружению. По мере своего формирования образ, в свою
    очередь, начинает во многом предопределять протекание
    действий и ориентировать их в процессе реализации.

  2. Действие по мере своего развития может преобразовы­
    ваться в нескольких направлениях.

• Как процесс, исходно зависящий от актуальной естествен­
ной потребности и непосредственного предметного окру­
жения, действие может принимать культурные, опосредст­
вованные орудиями и знаками формы, приобретая все бо­
лее надситуативный характер.

163


и*



• Как составляющая деятельности действие может преобра­
зовываться:

  • путем автоматизации в операцию — способ выполне­
    ния других более сложных действий;

  • путем приобретения личностного смысла для субъек­
    та («осознаваемый мотив-цель») — в самостоятельную
    деятельность (механизм сдвига мотива на цель).

• Как активный, живой, протекающий в предметной среде
процесс внешнее практическое действие может преобра­
зовываться в действие «идеальное», протекающее во внут­
реннем, умственном плане сознания.

Теория исторического развития психических функций человека входе общественно-исторической дифференциации различных видов деятельностей

В работах А. Н. Леонтьева теоретически развивается те­зис об общественно-исторических (культурно-историче­ских) закономерностях формирования и развития психиче­ских функций человека. Содержательная конкретизация этого тезиса представляет разработку социально-психоло­гической теории исторического развития психических функций человека по мере дифференциации исходной со­вместной деятельности, направленной на удовлетворение естественных потребностей во множестве производных ти­пов и видов человеческих действий с их последующим вы­делением в самостоятельные типы деятельностей.



/. Чем характеризуется развитие человеческой деятельно­сти в процессе исторического развития человеческого обще­ства?

Деятельность — это процесс, который развивается в ходе исторического развития человечества и в котором осуществ­ляется жизнь каждого нового поколения людей.

• Общественно-исторический опыт исходно порождается в
процессах развития человеческих действий и деятельно-

164


стей и фиксируется в форме объективных значений в про­дуктах материальной человеческой культуры, в орудийных и знаково-символических средствах.

  • В процессах усложнения действий и деятельностей у каж­
    дого поколения людей совершенствуется система значе­
    ний, частичное присвоение которых каждым человеком
    образует индивидуальный психический образ мира.

  • Психический образ мира вторично выступает ориентиро­
    вочной основой для организации все более эффективных
    действий и деятельностей.

2. Чем характеризуются исторически первичные формы
человеческой деятельности?

Исторически первична совместная практическая деяте­льность, где имеется общий мотив для всех участников дея­тельности и общие цели действий.



  • Общение между субъектами исходно служит непосредст­
    венному ситуативному планированию, организации и
    управлению совместной деятельностью и распределению
    отдельных действий между членами сообщества. Исходно
    практическая сторона деятельности и общение составляют
    единый процесс и являются слитыми.

  • Позднее от деятельности отделяется собственно коммуни­
    кативная сторона по мере совершенствования и диффе­
    ренциации жестовых и речевых средств общения.

3. Какие психологические основания лежат в основе обще­
ственного разделения труда?

Специализация субъектов в выполнении отдельных дей­ствий ведет к разделению труда и дифференциации все но­вых видов человеческой деятельности.



  • Любое действие включает: а) этап ориентировки и плани­
    рования; б) этап исполнения и реализации; в) этап контро­
    ля и коррекции (рефлексия).

  • По мере технологического усложнения и фиксирования в
    языковых и знаково-символических средствах способов
    организации и выполнения действий отдельные операции

165


в их составе осознаются и преобразуются в новые самосто­ятельные действия.

  • Субъекты начинают специализироваться в выполнении
    различных операций и действий при реализации совмест­
    ных видов деятельностей: а) операций и действий предва­
    рительной ориентировки и организации совместной дея­
    тельности; б) исполнительных операций и действий, реа­
    лизующих деятельность и обеспечивающих получение
    конкретного продукта; в) действий контроля, оценки, рас­
    пределения полученных продуктов.

  • По механизму сдвига мотива на цель формируются произ­
    водные виды деятельности — деятельности планирования,
    организации, исполнения, контроля.

4. Как формируются умственные действия и умственные
формы человеческих деятельностей?

Компоненты общественной деятельности, связанные с планированием, организацией и контролем, оказываются отделенными во времени и пространстве от деятельности практической, исполнительной. Формируется труд умствен­ный.



  • Появляется необходимость и возникают условия для того,
    чтобы речь выделилась из межсубъектного общения и при­
    обрела новые функции — организации индивидуальной
    умственной деятельности.

  • Новые функции речи делают необязательной ее внешнюю
    развернутую форму.

  • Речевые действия приобретают характер внутренних
    средств для организации умственных действий над значе­
    ниями (представлениями и понятиями) — формируется
    индивидуальный внутренний план умственной деятельно­
    сти.

  • Субъект становится носителем индивидуального сознания.

5. К каким последствиям в формировании и развитии чело­
веческих типов деятельности ведет отделение ориентацион-
но-планирующих компонентов от исполнительных, с одной

166


стороны, и умственных индивидуальных форм организации и реализации действий от исходно внешних совместных дейст­вий, с другой стороны?

Внутренние опосредствованные речью действия и опера­ции предварительной ориентировки и планирования прак­тических видов деятельности преобразуются в познаватель­но-исследовательскую деятельность (механизм сдвига моти­ва на цель).

Коммуникативно-организационные аспекты речевого общения преобразуются в ряд специализированных видов профессиональной деятельности, заключающихся в речевом воздействии на других людей: учебную, идеологическую, по­литическую.

С. Л. Рубинштейн (1889-1960) Субъектно-деятельностная теория психики


  1. Человека с его психикой исходно следует рассматри­
    вать «внутри бытия», а не противопоставлять окружающему
    миру.

  2. Предметом изучения психологии являются психиче­
    ские функции в их отношениях и связях с миром и деятель­
    ностью человека в мире.




  • Всякая внешняя активность живого существа содержит в
    себе психические составляющие, посредством которых
    осуществляется ее регуляция.

  • Следует различать: а) деятельность, в которой присутству­
    ют психические функции, когда реализуются жизненные
    отношения человека к окружающему миру; б) собственно
    психические функции — психические процессы.

3. В процессе взаимодействия субъекта с миром внешние
факторы всегда действуют через внутренние условия. Такие
условия представляют собой внутреннюю психическую ак­
тивность субъекта, которая имеет врожденный характер.

• Психика детерминируется одновременно «органическим


субстратом» мозга и внешним предметным миром.

167





4. Деятельность всегда есть взаимодействие субъекта и
объекта: не может быть бессубъектной деятельности и дея­
тельности без предмета.

• В деятельности всегда в большей или меньшей мере при­


сутствуют активность, творчество, самостоятельность.

5. Субъект в своих деяниях, актах творческой самодея­


тельности не только обнаруживается и проявляется, но со­
зидается и определяется в них.

  • Субъект есть то, что он делает: направления деятельности
    формируют и изменяют самого субъекта.

  • Каждая новая функция в поведении и психике субъекта
    перестраивает все остальные функции в новую функцио­
    нальную структуру.

  • В деятельности человек сам создает условия для своей жиз­
    ни.




  1. Сознание человека формируется и развивается в дея­
    тельности и по мере развития начинает оказывать влияние
    на организацию деятельности (принцип единства сознания
    и деятельности).

  2. Психика представляет собой непрерывный, контину­
    ально-генетический процесс. Прерывны и дискретны толь­
    ко результаты психических процессов.

  3. Основным механизмом психики выступает анализ че­
    рез синтез: познаваемый объект включается во все новые
    межпредметные связи и потому выступает во все новых каче­
    ствах, которые фиксируются в новых представлениях, поня­
    тиях.

Некоторые расхождения в теоретических позициях

В отечественной психологии можно встретить упомина­ния о «принципиальных» расхождениях во взглядах Л. С. Вы­готского, А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна, П. Я. Гальпери­на. Такие расхождения обнаруживаются только в том случае, если «вырывать» позиции, которые занимали авторы теорий в

168

разное время, из контекста развития единого общепсихологи­ческого теоретического подхода. В настоящее время большая часть таких противоречий преодолена, но их место занимают другие противоречия и трудности. Это естественный путь раз­вития любой «живой», развивающейся системы теоретиче­ских знаний в науке. При этом принципиальных методологи­ческих расхождений, которые бы требовали радикального пе­ресмотра деятельностного подхода, между указанными авторами теорий нет.



Укажем некоторые из расхождений, ссылки на которые можно обнаружить в психологической литературе.

А. Н. Леонтьев о необходимости изменения единицы анали­за психических явлений, используемой в работах Л. С. Выгот­ского (Леонтьев А. Н., 1998)

Л. С Выготский: внутри «практического» процесса жизни ребенок сталкивается с особым историческим продуктом — с общественным сознанием и мышлением, овеществленными в языке, орудиях, продуктах человеческой культуры.

  • Единицей сознания выступает значение, которое лежит за
    словом, а слово выступает носителем значения.

  • Овладение значением есть результат общения, в ходе кото­
    рого происходит овладение ребенком значениями и смыс­
    лами, имеющимися в общественном сознании и культуре.

А. Н. Леонтьев: положение Л. С. Выготского о том, что со­знание есть продукт речевого общения ребенка в условиях его деятельности по отношению к окружающей его вещной действительности, необходимо обернуть: сознание ребенка есть продукт его человеческой деятельности по отношению к объективной действительности, совершающейся в условиях языка, в условиях речевого общения.

• Единицей анализа психики становится действие, в кото­


ром открываются для субъекта и порождаются значения (и
смыслы), которые могут фиксироваться языковыми сред­
ствами.

169



  • Критические замечания С. Л. Рубинштейна к теории А. Н, Леонтьева

    Слишком преувеличена роль внешних причин формиро­
    вания сознания. Не учитывается роль уже имеющихся пси­
    хических процессов. «Внешние причины всегда действуют
    через внутренние условия». Нельзя считать верным, что
    процесс интериоризации полностью обеспечивает форми­
    рование внутреннего плана умственных действий.

  • Интериоризация ведет не от материальной внешней дея­
    тельности, лишенной внутренних психических компо­
    нентов, а от одного способа существования психических
    явлений — в качестве составляющих внешнего практиче­
    ского действия — к другому способу их существования,
    относительно независимому от внешнего материального
    действия.

  • Не следует в качестве предмета психологии рассматривать
    действие. Действие может служить только «объяснитель­
    ным принципом». Деятельность не может входить в пред­
    мет психологии. Предметом психологии может быть толь­
    ко психическая сторона деятельности (см. также ниже:
    П. Я. Гальперин).

Проблема содержательно-теоретической интерпретации и конкретизации психологического механизма интериоризации

четко обозначена И. И. Ильясовым (1986). Механизм инте­риоризации имеет две альтернативные (взаимодополнитель­ные?) теоретические трактовки в зависимости от особенно­стей решения психофизиологической проблемы: а) психика формируется как результат формирования ориентировоч­но-исследовательских операций и действий; б) психика есть продукт функционирования нервной системы и мозга.

В первом случае механизм интериоризации трактуется как исчерпывающее объяснение порождения психического на основе ориентировочно-познавательных компонентов внешних предметно-практических действий. С этим можно согласиться, если предположить, что все, даже элементар­ные, психические аналитико-синтетические процессы и

170


способы ориентировки младенца формируются в онтогенезе сразу после рождения на основе активных сенсомоторных движений, а затем действий, направленных на предметное окружение.

Альтернативное предположение заключается в том, что элементарные аналитико-синтетические психические про­цессы, организующие и ориентирующие сенсомоторные движения младенца в раннем постнатальном периоде, пред­ставляют собой врожденные естественные психические функции. В этом случае объяснительный потенциал процес­са интериоризации следует ограничить следующим образом. Превращение непсихических явлений в психические обес­печивается работой мозга и остается до сегодняшнего дня центральной нерешенной проблемой психологии. Способ­ность мозга порождать психическое из непсихического воз­никает не в онтогенезе, а в филогенезе. Таким образом, пра­вильно будет говорить о процессах эволюционного развития условий для формирования у живых организмов более слож­ных психических процессов на основе более простых. Отсюда следует, что интериоризация есть переход от одной формы су­ществования естественных психических функций в составе внешних предметно-практических действий к другой форме психического — формированию внутренних форм умствен­ных действий. Такая система предположений ведет к необхо­димости разводить: а) процессы преобразования объектов и б) собственно познавательно-ориентировочные процессы от­ражения явлений в их предметных свойствах, связях, отно­шениях, которые исходно осуществляются на основе врож­денных элементарных аналитико-синтетических психиче­ских операций. Предполагаемые изначально психические элементарные аналитико-синтетические операции не явля­ются следствием внешних действий, а только совершенству­ются и развиваются на основе функционирования преобра­зовательных операций с объектами. Содержание же внут­ренних преобразовательных операций, приобретающих форму умственных действий во внутреннем плане сознания,

171

порождается в онтогенезе путем интериоризации внешних преобразовательных операций с объектами (Ильясов, 1986). В настоящее время указанная теоретическая альтернати­ва преодолевается путем разведения: а) психофизиологиче­ских механизмов, которые, очевидно, имеют врожденные компоненты и выступают необходимым условием для по­строения потенциально различных по содержанию образов; б) конкретного, индивидуального «образа мира» как резуль­тата активных ориентировочно-исследовательских действий субъекта в окружающем мире.



Теоретическое уточнение и конкретизация выделенного А. Н. Леонтьевым предмета исследования психологии в рабо­тах П. Я. Гальперина

А. Н. Леонтьев: психология должна исследовать скрытые за психической феноменологией реальные предметные и идеальные формы действий. Психология — наука о порожде­нии и функционировании в деятельности индивида психи­ческого отражения реальности — «образа мира», обеспечива­ющего ориентировку субъекта в предметном мире и органи­зацию деятельности.

П. Я. Гальперин: предмет изучения психологии — ориен­тировочная основа намечаемого и выполняемого поведения, ориентировочные компоненты деятельности, которые и со­ставляют психический образ.

Петр Яковлевич Гальперин

Психические явления как ориентировочные

составляющие действий и деятельности

Необходимо радикальное изменение методологии психоло­гического исследования.

• Исследование психического развития человека следует осуществлять от анализа объективно-заданной обще­ственно-историческим опытом конечной формы поведе­ния (результатов действий и способов их получения) к ее становлению у ребенка.

172

• От констатации и фиксирования уже сформированных


психических явлений следует перейти к выявлению при­
чин и условий, обеспечивающих формирование психиче­
ского процесса или психического образования с заданны­
ми свойствами.

Объяснительные принципы

1. Переход живых организмов к жизни в условиях быстро


меняющейся окружающей среды не может осуществляться
посредством стереотипных наследственно передаваемых
форм поведения. Поэтому необходимой жизненной задачей
становится адекватная ориентировка: а) в значимых, суще­
ственных взаимосвязях элементов меняющейся окружаю­
щей среды; б) в процессах планирования и исполнения дей­
ствий.

  • Поведение в сложной меняющейся среде характеризуется
    тем, что раздражители, вызывающие действия, должны
    быть обобщенными, а организация и исполнение действия
    требуют конкретности и точности.

  • Точность действий может быть обеспечена только путем их
    предварительного пробного выполнения, но не в реальных
    условиях, где нельзя допускать ошибку, а на основе ориен­
    тировки в плане образа — в «идеальном» поле возможных
    действий.

2. Предмет изучения психологии ориентировочная осно­
ва намечаемого и выполняемого поведения, ориентировоч­
ные компоненты деятельности, которые и составляют пси­
хический образ.

  • Психический образ обеспечивает ориентировку в неповто­
    ряющихся, изменяющихся, нестандартных ситуациях, от­
    крывает субъекту поле возможных действий и служит усло­
    вием выбора эффективного поведения.

  • Задача психологии изучать строение, законы, особенно­
    сти формирования и развития ориентировочных опера­
    ций, действий на разных этапах онтогенеза.

173

3. Генеральными функциями ориентировочных операций и
действий выступают:

построение образа, который включает:



  • ориентировку во внутренней среде организма, которая
    отражается в интерорецепторных и эмоциональных
    переживаниях: а) актуальных потребностей в форме
    органических состояний; б) побуждений к действиям;

  • ориентировку во внешней среде жизнедеятельности
    на основе чувственных образов, а также понятий (у че­
    ловека);




  • уточнение значения взаимосвязанных элементов такого
    образа с точки зрения актуально доминирующей потреб­
    ности субъекта;

  • построение плана решения стоящей проблемы;

  • контроль над реализацией принятого решения и коррек­
    ция хода и плана решения;

  • оценка результатов.

4. Физиологические процессы в человеческом мозге по­
тенциально могут обеспечивать осуществление самых раз­
нообразных ориентировочных и исполнительных операций
и действий в составе различных видов деятельности, поведе­
ния, но не дают их готовых форм. Конкретные формы пси­
хики субъекта исходно задаются совместной с другими лю­
дьми ориентировочной активностью и деятельностью во
внешнем мире.

• Каждое новое действие субъекта во внешнем мире детер­


минирует формирование новой функциональной систе­
мы нейрофизиологических процессов, которые обеспе­
чивают эффективное выполнение ориентировочных и
исполнительных составляющих действия.

5. Коренное отличие психики животных и психики чело­


века:

174



  • животное свободно лишь в выборе конкретного пути удов­
    летворения потребности в конкретной ситуации, способ
    удовлетворения задан животному биологическими меха­
    низмами и условиями обитания;

  • в процессе онтогенетического развития человек должен:
    а) освоить человеческие способы удовлетворения своих
    потребностей; б) овладеть человеческими критериями
    оценки и определиться в своих отношениях к кругу пред­
    метов и средств такого удовлетворения; в) осознать необ­
    ходимость своей принадлежности к обществу, которая
    порождает нелинейное отношение не только к предметам
    потребностей, но и к самим потребностям, условиям их
    возникновения и удовлетворения;

  • ориентировочные и исполнительные составляющие чело­
    веческих действий опосредствованы орудиями, языком,
    символами, знаками, в которых сконцентрирован обще­
    ственный опыт, обеспечивающий решение различных за­
    дач.

6. Побуждения, переживания, образы и действия в пла­не представлений составляют психическую деятельность субъекта. Все формы психики человека (душевной жизни) представляют собой ориентировочную деятельность, ко­торая включает:

  • интеллектуальные функции — от восприятия до мышле­
    ния — служат ориентировке во внешнем поле жизнедея­
    тельности;

  • потребности побуждают к выделению в ситуации объек­
    тов и условий (мотивы), которые необходимы для поддер­
    жания жизнедеятельности (удовлетворения потребно­
    стей);

  • чувства, эмоции — возникают при решении задач с такими
    условиями, в состав которых входит сам субъект, а также
    которые предполагают изменение оценки предмета или
    ситуации;

  • воля — представляет особую форму ориентировки субъекта
    в таких положениях, где ни интеллектуальной, ни аффек-

175

тивной оценки недостаточно; это особый способ решения задач в специфически человеческих ситуациях — в ситуа­циях моральной ответственности, требующих принятия социально значимых решений (см. ниже).



7. Психические феномены, «идеальные» явления и процес­сы есть совокупность умственных действий и образов, кото­рые являются результатом многоплановых функциональ­но-генетических изменений ориентировочных компонен­тов внешних предметных действий.

<< предыдущая страница   следующая страница >>