Кафедра общей психологии - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1страница 2
Похожие работы
Кафедра общей психологии - страница №1/2

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИКО-СТОМАТОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ имени А.И.ЕВДОКИМОВА
КАФЕДРА ОБЩЕЙ ПСИХОЛОГИИ





«Утверждаю»

Проректор по учебной работе

профессор, С.Т.Сохов

«_03_» ____июля__________2012





РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА»
Курс _3_, семестр _6_, форма обучения очная
Направление подготовки (специальность) – 030401.65 «Клиническая психология»
При разработке рабочей программы учебной дисциплины (модуля) в основу положены:

  1. ФГОС ВПО по направлению подготовки (специальности) 030401 «Клиническая психология» квалификация «специалист», утвержденный Министерством образования и науки РФ « 24 » декабря 2010 г. № 2057

  2. Учебный план по специальности, утвержденный Ученым советом ГБОУ ВПО МГМСУ Минздравсоцразвития России «09» июня 2011г., Протокол № 6

Программа обсуждена на заседании кафедры общей психологии

«17» апреля 2012 года Протокол № 5

Зав. кафедрой, профессор ________________Е.В. Орестова


Рабочая программа рассмотрена на заседании Центрального методического совета

«28» мая 2012 года Протокол № 25

Председатель ЦМС, член-корр. РАМН, профессор ___________________Э.В. Луцевич

Рабочая программа одобрена на заседании ученого совета факультета клинической психологии

«07» июня 2012 года Протокол № 7

Председатель ученого совета, профессор _________________________ Н.А. Сирота




2. ВВОДНАЯ ЧАСТЬ
2.1. Цель и задачи освоения дисциплины.

Целью освоения учебной дисциплины «Профессиональная этика» является получение теоретических знаний и практических навыков для проведения научно-практической и консультативной работы психолога, связанной с индивидуальными особенностями человека, его познавательной и эмоционально-волевой сферой, а также особенностями развития.
При этом задачами освоения дисциплины являются:

  • приобретение студентами знаний в области правовых и моральных стандартов;

  • формирование навыков принятия ответственности за процесс и качество результатов практической деятельности;

  • отработка навыков ведения дискуссии и аргументации своей позиции;

  • отработка навыка оформления письменных работ согласно требованиям к научным текстам;

  • формирование навыков совместной работы (работы в "команде") и общения с коллективом.

2.2. Место учебной дисциплины в структуре ооп университета

2.2.1. Учебная дисциплина "Профессиональная этика" входит в число базовых курсов цикла С1. Гуманитарные, социальные и экономические дисциплины. Изучается в VI семестре.

2.2.2. Для изучения данной учебной дисциплины необходимы следующие знания, умения и навыки, формируемые предшествующими дисциплинами:

- Философия

Знания: онтология и гносеология, принципы построения философских систем, категории философии и науки.

Умения: анализ философских концепций;

Навыки: аргументации принятой точки зрения.



- Логика

Знания: правила формальной логики и логики предикатов;

Умения: вести аргументированный, логически стройный диалог;

Навыки: аргументации принятой точки зрения.



- Общая психология

Знания: психические процессы, свойства и состояния; направления в психологии; соотношение научной и житейской психологии;

Умения: вести дискурс, оставаясь в рамках определенной теоретической позиции;

Навыки: изучения научной литературы, аргументации принятой точки зрения.



- Социальная психология

Знания: невербальное поведение человека, особенности социальной перцепции;

Умения: наблюдать проявления невербального поведения человека;

Навыки: изучения научной литературы, аргументации принятой точки зрения.



- Дифференциальная психология

Знания: индивидуальные особенности психики каждого человека, понятие о защитных механизмах психики;

Умения: понимать проявления индивидуальных особенностей человека;

Навыки: изучения научной литературы, аргументации принятой точки зрения.



2.3. Требования к результатам освоения учебной дисциплины «Профессиональная этика психолога»

2.3.1.Целям и задачам освоения данной дисциплины соответствуют следующие виды профессиональной деятельности клинического психолога:

  1. Психолого-просветительская

  2. Психодиагностическая.

  3. Преподавательская.

  4. Организационно-управленческая,

2.3.2.Изучение данной учебной дисциплины направлено на формирование у обучающихся следующих общекультурных (ОК) и профессиональных (ПК) компетенций:


№№пп

индекс компетенции

Содержание компетенции (или ее части)

В результате изучения учебной дисциплины обучающиеся должны:

Знать

Уметь

Владеть

Оценочные средства

1

2

3

4

5

6

7



ОК-2

понимание современных концепций картины мира на основе сформированного мировоззрения

+

+

+

Выступление на семинаре, коллоквиум,



ОК-3

владение культурой научного мышления, обобщением, анализом и синтезом фактов и теоретических положений

+

+

+

Выступление на семинаре, коллоквиум, отчетная работа



ОК-4

использование системы категорий и методов, необходимых для решения типовых и новых задач в различных областях профессиональной деятельности

+

+

+

Дискуссия, коллоквиум, тестирование, ситуационные задачи



ОК-8

владение навыками анализа своей деятельности и умение применять методы эмоциональной и когнитивной регуляции для оптимизации собственной деятельности и психического состояния

+

+

+

Выступление на семинаре, коллоквиум, дискуссия



ОК-11

принятие ответственности за свои решения в рамках профессиональной компетенции, выработка нестандартных решений в проблемных ситуациях

+

+

+

Ситуационные задачи, отчетная работа, дискуссия на "круглом столе"



ПК-1

активная коммуникация и информационно - аналитическая деятельность

+

+

+

Командная организация и проведение дискуссии в рамках семинара

В результате изучения данной учебной дисциплины студент должен:



а) знать:

- основные нормативные документы, регламентирующие работу психолога и клинического психолога;

  • этические стандарты психолога;

  • принципы работы психолога в американской психологической ассоциации;

  • традиционные российские ценности, лежащие в основе работы отечественных психологов;

  • особенности экзистенциональных состояний, выдвигающие специфические этические требования.



б) уметь:

  • использовать полученные знания на последующих этапах обучения, а также в профессиональной деятельности;

- уметь грамотно строить ситуации профессионального общения с точки зрения этических норм;

  • осуществлять самостоятельный подбор литературы по определённой тематике;


в) владеть:

  • приемами ведения дискуссии, логикой аргументации своей позиции;

- навыками критического анализа ситуаций профессионального общения психолога с точки зрения этических норм;

- навыками оценки результатов профессионального общения психолога с точки



зрения этических норм

г) иметь представление:

  • об основных фактах, проблемах и закономерностях взаимодействия психолога с пациентами;

  • о взаимодействии и приоритетных компонентах в развитии познавательной, эмоционально-волевой и мотивационно-потребностной сфер человека;

  • о психологических аспектах основных кризисных состояний: смерть, болезнь, свобода, изоляция, крах и др.

3. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

3.1.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Всего часов/ зачетных единиц

Семестры

IV

__

часов

часов

1

2

3

4

Аудиторные занятия (всего), в том числе:

34

34




Лекции (Л)

10

10




Практические занятия (ПЗ),

-

-




Семинары (С)

24

24




Лабораторные работы (ЛР)

-

-




Самостоятельная работа студента (СРС),в том числе:

38

38




Курсовая работа (КР) (Отчетная работа - ОР)

6

6




Реферат (Реф)(Монография - М)

8

8




Расчетно-графические работы (РГР)

-

-




Подготовка к занятиям(ПЗ)

10

10




Подготовка к текущему контролю (ПТК))

8

8




Подготовка к промежуточному контролю (ППК)

2

2


























Вид промежуточной аттестации

зачет (З)

зачет







экзамен (Э)










ИТОГО: Общая трудоемкость

час.

72

72




ЗЕТ

2

2




3.2.1 Разделы учебной дисциплины и компетенции, которые должны быть освоены при их изучении

№№ пп

Компетенции

Наименование раздела учебной дисциплины

Содержание раздела в дидактических единицах (темы разделов)

1

2

3

4



ОК-3,4, 8,11; ПК- 1

Основные нормативные документы, регламентирующие профессиональную деятельность психолога в России. Их содержание и значение.

Содержание Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности «Клиническая психология». Соотношение специальностей психолог, клинический психолог, психотерапевт, психолог-консультант, практический психолог. Основные положения законов России, регламентирующих деятельность психолога, клинического психолога, психотерапевта. Права психолога. Невозможные и не рекомендуемые сферы деятельности психолога.



ОК-3,4, 7,8,11; ПК- 1

Принципы составления этических стандартов работы психолога. Сравнительный анализ американского и российского подходов.

Различные грани деятельности психолога и сложности ее этической регламентации. Основное обязательство психолога – улучшать понимание человеком самого себя и других людей. Охрана благополучия каждого человека, обратившегося за психологической помощью. Свобода исследования и сообщение его результатов при одновременной ответственности за собственную профессиональную и личностную компетентность. Американская психологическая ассоциация и принятые ею этические стандарты работы психолога. Российские проекты этического кодекса психолога.




ОК-,3,4, 7,11; ПК- 1

Типовые сценарии взаимодействия психолога с клиентом (пациентом).

Основные запросы к психологу: диагностика познавательной сферы, диагностика мотивационно-потребностной сферы; диагностика отношений взаимодействия в семье; диагностика взаимодействий в иерархически организованной группе; диагностика развития ребенка; диагностика кризисных состояний. Психологическая коррекция всех описанных диагностических моментов.





ОК-2,3,4, 7,11; ПК- 1

Типовые сценарии взаимодействия психолога с родственниками клиента (пациента) и этические особенности этого взаимодействия.


Необходимость понимания мотивов родственников и близких, вышедших на взаимодействие с психологом, основные типы запросов родственников к психологу. Конфиденциально полученная информация раскрывается только после тщательно обдумывания и в случае возможной угрозы индивиду или обществу. Результаты сообщаются только в профессиональных целях и только людям, которых это касается.





ОК-2,3,4, 7,11; ПК- 1

Перенос и контрперенос. Необходимость учета этих процессов. Типичные ошибки начинающих психологов.

Определение понятий перенос и контрперенос. Психоаналитическая трактовка этих явлений. Анализ клинических примеров переноса и контрпереноса. Необходимость самоанализа и его недостаточность в обнаружении действий этих сил. Возможные последствия неучета переноса и контрпереноса. Тактика психолога при обнаружении вплетение в его профессиональную деятельность переноса или контрпереноса. Типичные ошибки начинающих психологов.




ОК-2,3,4, 7,11; ПК- 1

Особенности взаимодействия с родителями при диагностике познавательной и мотивационной сфер детей.


Семейные отношения и их проекция на психологические проблемы ребенка. Ребенок как носитель семейной истории. Ребенок как точка приложения различных мотиваций членов семьи. Возрастно-психологические особенности ребенка. Особенности протекания возрастных кризисов. Типы реакций членов семьи на поведение ребенка в кризисах. Учет мотиваций взрослых, их ожидание от взаимодействия с психологом при обсуждении психологических особенностей ребенка.




ОК-2,3,4, 7,11; ПК- 1

Особенности и возможные ошибки при использовании невербальных способов общения.

Различные способы организации консультативного пространства и соотношение их с типом взаимодействия психолог-клиент (пациент). Интонационные способы взаимодействия и типичные ошибки при их использовании. Смысловое значение пауз в общении с клиентом (пациентом) и возможные ошибки в их использовании. Необходимость осторожности при использовании тактильного канала передачи информации и возможные негативные следствия.



ОК-2,3,4, 7,11; ПК- 1

Особенности профессионального общения с тяжелобольными и больными в терминальном состоянии. Специфика общения с родственниками и близкими этих пациентов.


Необходимость личностной проработки факта смерти для принятия проблем пациентов в терминальном состоянии. Истоки боли (соматические и психологические). Влияние мотивации и ожидание родственников на терминального больного. Проблема «проработка» жизненных обид и ее влияние на состояние терминального больного. Роль культурологических стереотипов на реакцию близких терминального больного. Основные психологические правила работы с пациентом в терминальном состоянии.




ОК-2,3,4, 7,11; ПК- 1

Благополучие клиента (пациента). Проблема эффективности взаимодействия психолог-клиент (пациент) и его близкие.


Общие принципы сохранения и защиты благополучия человека или группы, с которыми работает психолог. Казусы, возникающие при соблюдении этих принципов. Приоритетность благополучия клиентов по отношению к профессиональной психологической группе. Обязательства в отношении к профессиональной группе. Эмоционально небезразличное содержание, предлагаемое клиенту и условия его предъявления. Возможности ограничить или остановить психологический сеанс или сессию, когда клиент (пациент) не извлекает из этого пользы. Профессиональное поведение, во всех случаях оберегающее профессию от осуждения.



ОК-2,3,4, 7,11; ПК- 1

Проблема профессионального выгорания психолога. Необходимость постоянного личностного роста. Супервизии и их роль в профессиональной компетенции психолога.


Рефлексия и интегрирование личных способов реагирования объективных знаний, субъективного опыта и конкретной психологической ситуации для собственной работы. Разница между супервизией и тренингом. Признаки профессионального и личностного роста, выявляемые при супервизиях. Отличие супервизии от балинтовских групп. Проблемы самопонимания и самовоспитания, являющиеся материалом для супервизий. Проблемы отношений с на пациентом: обособление, изоляция, зависимость, перенос и др. аспекты. Разница групповой и индивидуальной супервизии. Инструктированные группы – высокая степень самоконтроля и достаточный практический опыт. Супервизоры.



3.2.2. Разделы учебной дисциплины, формы учебной деятельности и формы контроля

№№ пп

семестра

Наименование раздела учебной дисциплины

Формы текущего контроля




Л

Сем

СРС

всего




1

2

3

4

5

7

8

9



VI

Основные нормативные документы, регламентирующие профессиональную деятельность психолога в России. Их содержание и значение.

1

4

4

9

Выступление на семинаре, коллоквиум, тестирование



VI

Принципы составления этических стандартов работы психолога. Сравнительный анализ американского и российского подходов

1

4

4

9

Выступление на семинаре, коллоквиум, дискуссия, тестирование



VI

Типовые сценарии взаимодействия психолога с клиентом (пациентом).

1

2

6

9

Выступление на семинаре, дискуссия, коллоквиум



VI

Типовые сценарии взаимодействия психолога с родственниками клиента (пациента) и этические особенности этого взаимодействия.


1

2

4

7

Выступление на семинаре, ситуационные задачи. Защита отчетов на "круглом столе".



VI

Перенос и контрперенос. Необходимость учета этих процессов. Типичные ошибки начинающих психологов.

1

2

2

5

Выступление на семинаре, тестирование, ситуационные задачи.



VI

Особенности взаимодействия с родителями при диагностике познавательной и мотивационной сфер детей

1

2

4

8

Выступление на семинаре, тестирование, ситуационные задачи. Защита отчетов на "круглом столе".



VI

Особенности и возможные ошибки при использовании невербальных способов общения.

1

2

2

5

Выступление на семинаре, дискуссия, ситуационные задачи.



VI

Особенности профессионального общения с тяжелобольными и больными в терминальном состоянии. Специфика общения с родственниками и близкими этих пациентов.

1

2

4

7

Выступление на семинаре, тестирование, ситуационные задачи. Защита отчетов на "круглом столе".



VI

Благополучие клиента (пациента). Проблема эффективности взаимодействия психолог-клиент (пациент) и его близкие.

1

2

2

5

Выступление на семинаре, дискуссия, тестирование, ситуационные задачи.



VI

Проблема профессионального выгорания психолога. Необходимость постоянного личностного роста. Супервизии и их роль в профессиональной компетенции психолога.

1

2

6

9

Выступление на семинаре, ситуационные задачи. Защита отчетов на "круглом столе".







ИТОГО:

10

24

38

72




3.2.3. Темы лекций и количество часов по семестрам изучения учебной дисциплины

№№ пп

Название тем лекций учебной дисциплины

Семестры

VI




1

2

3

4



Нормативные документы, регламентирующие деятельность психолога в России.

1






Основные положения различных этических стандартов

1






Индивидуальная работа психолога и возможные этические проблемы.

1






Особенности взаимодействия с родственниками пациентов.

1






Возможные этические проблемы при работе с детьми различных возрастов.

1






Особенности взаимодействия с родителями и возникающие при этом различные этические проблемы.

1






Невербальные способы общения. Этические аспекты при использовании телесных техник.

1






Этические аспекты работы психолога с умирающими и их родственниками.

1






Этические аспекты при проведении психологических экспериментов и психодиагностике.

1






Благополучие клиента. Проблема эффективного взаимодействия психолог-клиент (пациент) при различии их мировоззрений.

1







Итого

10




3.2.4. Темы семинаров и практических занятий и количество часов по семестрам изучения учебной дисциплины

п/№

Название тем семинаров /практических занятий, виды контроля

Объем по семестрам

IV




1

2

3

4



Анализ материалов Государственного образовательного стандарта по специальности «Клиническая психология». Анализ всех немногочисленных нормативных документов, регламентирующих деятельность психолога. (ТК)

2






Сравнительный анализ этических стандартов работы американских и российских психологов. Происхождение этических стандартов и норм. (ТК)

2






Типологизация основных запросов к психологу и их обсуждение. Выбор тактики психологической коррекции с учетом этических особенностей ситуации. (ТК)

2






Типология мотивов родственников, общающихся с психологом. Выбор тактики общения с родственниками с учетом этических особенностей. (ТК)

2






Анализ понятий перенос и контрперенос. Анализ клинических ситуаций, позволяющих дифференцировать эти явления. Анализ различных тактик психолога в ситуациях обнаружения переноса или контрпереноса. (ТК)

2






Анализ основных мотиваций в семье. Системный семейный подход и возможности его применения. Анализ различных тактик общения с родителями в зависимости от ситуаций.

(ТК)


2






Обсуждение различных невербальных форм общения и их роли в психологическом консультировании. Анализ возможных этических ошибок на примере конкретных ситуаций.

(ТК)


2






Обсуждение экзистенциальных состояний. Терминальное состояние – интеграция соматического психологического и культурологического. Основные направления работы психолога с терминальным пациентом и его родственниками.

(ТК)


2






Коллоквиум (ТК)

2






Обсуждение критериев эффективности психокоррекции. Ожидания пациентов и эффективность терапии – взгляд клиента и психолога. Неприкосновенность и благополучие клиента или группы, с которой работает психолог.

(ТК)


2






Личностный и профессиональный рост – сравнительный анализ для психологии, гуманитарных и естественно-научных дисциплин. Способы фиксации личностного и профессионального роста. Необходимость личностного роста для успешного профессионального уровня.

(ТК)


2






Круглый стол по защите отчетных работ (ПК)

2







Итого

24




3.2.5. Лабораторный практикум не предусмотрен.

3.3. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТА

3.3.1. Виды СРС

п/п

семестра

Наименование раздела учебной дисциплины

Виды СРС

Всего часов

1

2

3

4

5



VI

Нормативные документы, регламентирующие работу психолога.

Подготовка к занятиям (ПЗ) Подготовка к текущему контролю (ПТК)

4

(4+4)



Этические стандарты и их проекты в России и за рубежом

Подготовка к занятиям (ПЗ) Подготовка к текущему контролю (ПТК)

4

(4+4)



Этические проблемы при работе с основными клиентскими запросами.

Подготовка к занятиям (ПЗ) Подготовка к текущему контролю (ПТК) Отчетная работа (ОР)

6

(2+2+2)



Учет этических проблем при работе с родственниками

Подготовка к занятиям (ПЗ) Подготовка к текущему контролю (ПТК)

4

(2+2)



Перенос и контрперенос. Анализ клинических ситуаций

Подготовка к занятиям (ПЗ) Подготовка к текущему контролю (ПТК)

4

(2+2)



Консультирование детей. Особенности семьи. Этические аспекты в консультировании детей

Подготовка к занятиям (ПЗ) Подготовка к текущему контролю (ПТК) Отчетная работа (ОР) Подготовка к промежуточному контролю (ППК)

4

(1+1+1+1)



Невербальные формы общения. Возможные ошибки.

Подготовка к занятиям (ПЗ) Подготовка к текущему контролю (ПТК) Подготовка к промежуточному контролю (ППК)

4

(1+1+1+1)



Терминальные состояния и особенности работы психолога.

Подготовка к занятиям (ПЗ) Подготовка к текущему контролю (ПТК) Отчетная работа (ОР) Подготовка к промежуточному контролю (ППК)

4

(1+1+1+1)



Критерии эффективности психотерапии.

Подготовка к занятиям (ПЗ) Подготовка к промежуточному контролю (ППК)

2

(1+1)



Соотношение понятий личностного и профессионального роста

Подготовка к занятиям (ПЗ) Подготовка к текущему контролю (ПТК) Отчетная работа (ОР) Подготовка к промежуточному контролю (ППК)

2

ИТОГО часов в семестре:

38

3.3.2. Примерная тематика рефератов, курсовых работ, контрольных вопросов

Семестр № VI



Рефераты

  1. Нормативные документы, регламентирующие деятельность психологов России и США (сравнительный анализ).

  2. Проблема и история возникновения первого этического кодекса психологов.

  3. Сравнительный анализ кодексов американской психологической ассоциации и Российского общества психологов.

  4. Принципы составления этических стандартов психолога.

  5. Этические особенности взаимодействия психолога с родственниками клиента (пациента).

  6. Этические проблемы, возникающие при игнорировании переноса и контрпереноса.

Контрольные вопросы.


        1. Типичные этические ошибки начинающих психологов.

        2. Этические особенности взаимодействия с родителями при диагностике познавательной и мотивационной сфер детей.

        3. Возможные ошибки при использовании невербальных форм общения.

        4. Особенности профессионального общения с тяжелобольными и больными в терминальном состоянии.

        5. Этические аспекты общения с родственниками терминальных больных.

        6. Проблема эффективности взаимодействия психолога с клиентом и его близкими.

        7. Этические аспекты при консультировании семейных пар.

        8. Этические аспекты работы с вступающими в брак.

        9. Этические аспекты консультирования детско-родительских отношений.

3.4. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ КОНТРОЛЯ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.4.1. Виды контроля и аттестации, формы оценочных средств

п/п

семестра

Виды контроля

Наименование раздела учебной дисциплины

Оценочные средства

Форма

Кол-во вопросов в задании

К-во независимых вариантов

1

2

3

4

5

6

7



VI

ТК

Основные нормативные документы, регламентирующие профессиональную деятельность психолога в России. Их содержание и значение.

Выступление на семинаре

3






VI

ТК

Принципы составления этических стандартов работы психолога. Сравнительный анализ американского и российского подходов.

Выступление на семинаре

3






VI

ТК

Типовые сценарии взаимодействия психолога с клиентом (пациентом)

Организация дискуссии, сит. задача

1/3






VI

ТК

Типовые сценарии взаимодействия психолога с родственниками клиента (пациента) и этические особенности этого взаимодействия.

Организация дискуссии, сит. задача,

1/2

4



VI

ТК

Перенос и контперенос. Необходимость учета этих процессов. Типичные ошибки начинающих психологов.

Выступление на семинаре

2






VI

ТК

Особенности взаимодействия с родителями при диагностике познавательной и мотивационной сфер детей.

Организация дискуссии, сит. задача

1/2






VI

ТК

Особенности и возможные ошибки при использовании невербальных способов общения.

Выступление на семинаре

3






VI

ТК

Особенности профессионального общения с тяжелобольными и больными в терминальном состоянии. Специфика общения с родственниками и близкими этих пациентов.

Выступление на семинаре

2






VI

ТК

Благополучие клиента (пациента). Проблема эффективности взаимодействия психолог-клиент (пациент) и его близкие.

Организация дискуссии, сит. задача, отчетная работа

1/1/1






VI

ТК

Проблема профессионального выгорания психолога. Необходимость постоянного личностного роста. Супервизии и их роль в профессиональной компетенции психолога.

Организация дискуссии

1



следующая страница >>