Кафедра общей психологии - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1страница 2
Похожие работы
Кафедра общей психологии - страница №1/2

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИКО-СТОМАТОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ имени А.И.ЕВДОКИМОВА
КАФЕДРА ОБЩЕЙ ПСИХОЛОГИИ





«Утверждаю»

Проректор по учебной работе

профессор, С.Т.Сохов

«_03_» ____июля__________2012





РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ»
Курс _2_, семестр _3_, форма обучения очная
Направление подготовки (специальность) – 030401.65 «Клиническая психология»
При разработке рабочей программы учебной дисциплины (модуля) в основу положены:

  1. ФГОС ВПО по направлению подготовки (специальности) 030401 «Клиническая психология» квалификация «специалист», утвержденный Министерством образования и науки РФ « 24 » декабря 2010 г. № 2057

  2. Учебный план по специальности, утвержденный Ученым советом ГБОУ ВПО МГМСУ Минздравсоцразвития России «09» июня 2011г., Протокол № 6

Программа обсуждена на заседании кафедры общей психологии

«17» апреля 2012 года Протокол № 5

Зав. кафедрой, профессор ________________Е.В. Орестова


Рабочая программа рассмотрена на заседании Центрального методического совета

«28» мая 2012 года Протокол № 25

Председатель ЦМС, член-корр. РАМН, профессор ___________________Э.В. Луцевич

Рабочая программа одобрена на заседании ученого совета факультета клинической психологии

«07» июня 2012 года Протокол № 7

Председатель ученого совета, профессор _________________________ Н.А. Сирота


ВВОДНАЯ ЧАСТЬ

1. Цель и  задачи  дисциплины.

   Освоение  теоретического материала и практических навыков работы в области психологии индивидуальных различий с целью применения их в научно-исследовательской деятельности и психотерапевтической и консультативной практике клинического психолога. Формирование целостного представления о функционировании и онтогенезе различных уровней человеческой индивидуальности, а также  о закономерностях возникновения и проявления индивидуальных различий в психике человека и их детерминантах. 

     При этом задачами освоения дисциплины являются:

• приобретение студентами базовых знаний в области биологической и социальной природы индивидуальных различий;

• обучение студентов основным понятиям теорий и концепций дифференциальной психологии и основным ее категориям;

• развитие умений использования различных теоретических и методических подходов при решении проблем, связанных с индивидуально-личностными особенностями пациентов;

• формирование навыков учета индивидуально-личностных особенностей в ситуации профессионального взаимодействия;

отработка навыков изучения научной литературы, обучение умению проводить критический анализ научных текстов;

• отработка навыков ведения дискуссии и аргументации своей позиции;


•     2.2. Место учебной  дисциплины в структуре  ооп университета

• 2.2.1. Общепрофессиональная учебная  дисциплина "Дифференциальная психология" входит в базовую часть курсов профессионального цикла С3. Изучается в III семестре.

• 2.2.2. Для  изучения данной учебной дисциплины  необходимы следующие знания, умения и навыки, формируемые предшествующими дисциплинами:



• - Философия

• Знания: онтология и гносеология, принципы построения философских систем, категории философии и науки.

• Умения: анализ философских концепций;

• Навыки: аргументации принятой точки зрения.



• - Логика

• Знания: правила формальной логики и логики предикатов;

• Умения: вести аргументированный, логически стройный диалог;

• Навыки: аргументации принятой точки зрения.

• - Зоопсихология и сравнительная психология

• Знания: о содержании и специфике психического отражения на различных этапах его развития; о роли биологического и социального в развитии человека;

• Умения: способность дать сравнительную характеристику психики животных и человека, обозначить и обосновать общее и различное в их психической деятельности.

• Навыки: изучения и критического анализа научной литературы, аргументации принятой точки зрения.

- Общая психология

• Знания: психические процессы, свойства и состояния; направления в психологии; соотношение научной и житейской психологии;

• Умения: вести дискурс, оставаясь в рамках определенной теоретической позиции;

• Навыки: изучения научной литературы, аргументации принятой точки зрения.



• - Анатомия

• Знания: строения организма и отдельных его частей, органов в процессе индивидуального развития;

• Умения: вести дискурс, оставаясь в рамках определенной теоретической позиции, пользоваться анатомической терминологией;

• Навыки: изучения научной литературы, аргументации принятой точки зрения.



• - Физиология

• Знания: о природе основных жизненных процессов и общих закономерностях реагирования организма и его структур на воздействие среды;

• Умения: наблюдать физиологические процессы;

• Навыки: изучения научной литературы, аргументации принятой точки зрения.



 2.3. Требования к результатам освоения учебной дисциплины «Дифференциальная психология»

  2.3.1.Целям и задачам освоения данной дисциплины соответствуют следующие виды профессиональной деятельности клинического психолога:

1. Научно-исследовательская.

2. Психодиагностическая.

3. Преподавательская.

    


2.3.2.Изучение данной учебной дисциплины направлено на формирование у обучающихся следующих общекультурных (ОК) и профессиональных (ПК) компетенций

№№пп

индекс  компетенции

Содержание  компетенции (или  ее части)

В результате изучения учебной дисциплины обучающиеся должны:

Знать

Уметь

Владеть

Оценочные средства

1

2

3

4

5

6

7

1.

ОК-2

понимание современных концепций картины мира на основе сформированного мировоззрения

+

+

+

Выступление на семинаре, коллоквиум,

2.

ОК-3

владение культурой научного мышления, обобщением, анализом и синтезом фактов и теоретических положений

+

+

+

Выступление на семинаре, доклад, коллоквиум, отчетная работа

3.

ОК-4

использование системы категорий и методов, необходимых для решения типовых и новых задач в различных областях профессиональной деятельности

+

+

+

Дискуссия, коллоквиум, тестирование, ситуационные задачи

4.

ОК-9

способность и готовность к восприятию личности другого, к эмпатии, установлению дjверительного контакта и диалога, убеждению и поддержке людей;

+

+

+

Выступление на семинаре, коллоквиум, дискуссия

5.

ОК-10

способность и готовность к использованию на практике навыков и умений в организации научно-исследовательских и научно-практических работ в управлении коллективом

+

+

+

Выступление на семинаре, коллоквиум, дискуссия

6.

ОК-12

способность и готовность к проведению библиографических и информационных поисковых работ с последующимиспользованием данных при решении профессиональных задач и оформлении научных статей,отчетов, заключений.

+

+

+

Доклад, отчетная работа, выступление на семинаре.

7.

ПК-1

активная коммуникация и информационно - аналитическая деятельность

+

+

+

Проведение дискуссии в рамках семинара

8.

ПК-2

готовность инициировать психологические исследования: определение области прикладной психологии, проверка и оценка существующих методов, техник и моделей, выявление возможности для развития фундаментальной и прикладной психологии.

+

+

+

Доклад, отчетная работа

9.

ПК-9

владение необходимыми знаниями об основных направлениях клинико-психологических вмешательств (психотерапии и психологического консультирования) и их теоретической обоснованности

+

+

+

Проведение дискуссии в рамках семинара

10.

ПК-10

умение выявлять и анализировать информацию, необходимую для определения целей психологического вмешательства

+

+

+

Выступление на семинаре, отчетная работа

В результате изучения данной учебной  дисциплины студент должен:

     а) знать:

• основные положения о структуре интегральной индивидуальности, функционировании каждого из ее уровней и их взаимодействии.

• основные  модели интеллекта; типологии темперамента, характера и его акцентуаций, индивидуальности, особенности и  закономерности проявления гендерных различий.

• закономерности формирования индивидуальных стилей деятельности, познания, совладающего поведения.

• требования и ограничения психометрического подхода к исследованию человеческой индивидуальности

• положения о роли биологического и социального в формировании индивидуальных различий в психике человека;

• основные  исследования в области дифференциальной психологии.
           б) уметь:

• использовать полученные знания на последующих этапах обучения, а также в профессиональной деятельности;

• осуществлять самостоятельный подбор литературы по определённой тематике;

• сопоставлять номотетический и идеографический подходы при описании индивидуальности человека;

• критически анализировать теоретические подходы к изучению индивидуальных различий на разных уровнях;

• оценивать результаты экспериментальных и психометрических исследований в области дифференциальной психологии;

• сопоставлять различные типологии темперамента, характера и индивидуальности;

• составлять психологический портрет испытуемого, описывая его индивидуальные особенности в сфере познавательных процессов, темперамента, характера, направленности личности, индивидуального стиля деятельности и совладания, а также проявления гендерных характеристик.

• различать природные, конституциональные  и личностные составляющие в проявлении того или иного психологического симптома или симптомокомплекса при анализе индивидуальных случаев, описанных в литературе, данных в виде ситуационных задач, или полученных в ходе собственной практической деятельности.

          

 в) владеть:

• приемами ведения дискуссии, логикой аргументации своей позиции;

• научным понятийным языком в контексте индивидуальных особенностей человека;

• навыками формулирования основных закономерностей проявления типического и индивидуального, природного и социального в различных сферах человеческой личности;

• навыками описания и объяснения межполовых, социальных и культурных различий;

• навыками составления сравнительной характеристики отдельных типов темпераментов, характеров, акцентуаций характера и индивидуальностей в целом;

• навыками устного составления психологического портрета пациента.

 г) иметь представление:

• о предмете, задачах, возможностях и ограничениях дифференциальной психологии;

• о стратегиях и методах, используемых данной научной дисциплинами, ее взаимодействии с общей, социальной, возрастной психологией, психогенетикой и характерологией

• об истории становления дифференциальной психологии как самостоятельной научной области и основных направлениях исследований в рамках психологии индивидуальных различий;

• об основных закономерностях и фактах относительно структуры и функционирования различных уровней человеческой индивидуальности, полученных в рамках экспериментальных исследований в дифференциальной, сравнительной, возрастной и общей психологии, психогенетики и психодиагностики.

 
3. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

    3.1.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы



Вид учебной работы




Семестры

III




часов




1




3

4

Аудиторные  занятия (всего), в том числе:




38

 

Лекции (Л)




10

 

Практические  занятия (ПЗ),




8

 

Семинары (С)




20

 

Лабораторные  работы (ЛР)




-

 

Самостоятельная работа студента (СРС),в том числе:




34

 

Курсовая  работа (КР) (Отчетная работа - ОР)




6

 

Реферат (Реф)(Монография - М)




8

 

Расчетно-графические  работы (РГР)




-

 

Подготовка  к занятиям(ПЗ)




10

 

Подготовка к текущему контролю (ПТК))




8

 

Подготовка  к промежуточному контролю (ППК)




2

 






 

 






 

 

Вид промежуточной аттестации

зачет (З)

зачет

 

 

экзамен (Э)

 

 

 

ИТОГО: Общая трудоемкость

час.

72

72

 

ЗЕТ

2

2

 

3.2.1 Разделы учебной  дисциплины и компетенции, которые должны быть освоены при их изучении

№№ пп

Компетенции

Наименование  раздела учебной дисциплины

Содержание  раздела в дидактических  единицах  (темы разделов)

1

2

3

4

1.

ОК-,2,3,4; ПК- 1.

Введение в  дифференциальную психологию.


Предмет, цели, задачи дифференциальной психологии. Краткий очерк истории психологии индивидуальных различий. Донаучный, естественнонаучный и гуманитарный этапы развития дисциплины. Области пересечения дифференциальной психологии со смежными науками, роль в практической психологии. Основные понятия дифференциальной психологии: индивид, индивидуальность, личность, норма. Направления дифференциально-психологических исследований.

2.

ОК-,3,4,10,12; ПК- 1,2,10.

Основные стратегии  и методы исследований индивидуальных различий

Номотетический  и идеографический подходы к  исследованию индивидуальности. Классификация  методов дифференциальной психологии. Наблюдение, эксперимент, моделирования. Методы заимствованные из психогенетики. Методы анализа исторических документов. Собственно психологические методы, статистическая обработка данных, приемы обобщения и классификации.

3.

ОК-,3,4, 9,10,12; ПК- 1,2,10.

Уровни человеческой индивидуальности и источники индивидуальных различий

     Индивид и индивидные характеристики. Ассиметрия полушарий и ее проявления. Понятие церебрального доминирования. Индивидные различия в сенсорной сфере и  их диагностика. Темперамент как  индивидная характеристика. 

Личность. Соотношение понятий индивид  –индивидуальность -личность. Проявления, особенности формирования и диагностики  индивидуальных различий на личностном уровне.

Индивидуальность. Модели соотношения различных уровней  индивидуальности. Понятие интегральной индивидуальности (В.С. Мерлин). Специальная теория интегральной индивидуальности (В. М. Русалов)

Взаимодействие  наследственности и среды в формировании индивидуальных различий. Теории эмпиризма  и нативизма, двухфакторные концепции. Современное представление о роли наследственного и средового факторов, пересмотр самих понятий наследственности и среды. Теория У. Бронфенбреннера  об экологии развития ребенка.



4.

ОК- 3,4, 9,10,12; ПК- 1,2,9,10.

Психология  общих и специальных способностей: обучаемость, интеллект и креативность в структуре человеческой индивидуальности.

Определение и типологии способностей  в  различных научных  подходах. Теории способностей. Структура и характеристики способностей. Определение, история  исследования и диагностика общих  способностей (обучаемость, интеллект, креативность) (В.Н. Дружинин).

Факторные модели интеллекта (Ч. Спирмен, Дж Гилфорд, Л. Терстоун, Р.Б. Кэттелл).  Источники  вариативности интеллекта. Диагностика  интеллекта.  Интеллект в структуре  психики (модель А.Н. Лебедева). Личность и интеллект.

Общие творческие способности. Концепции  креативности  Дж. Гилфорда и Э.П. Торренса.  Отечественный подход к исследованию творческих способностей (В.Н. Дружинин, Н.В. Хазратова). Развитие творческих способностей.

Обучаемость. Ее место в структуре общих способностей. Диагностика способности к обучению.

 Понятие одаренности и гениальности. Теории гениальности. Предпосылки гениальности (В.П. Эфроимсон).


5.

ОК-3,4,9, 10; ПК- 2,9,10.

Типологический подход к исследованию темперамента и характера. Типологии индивидуальности.

Темперамент как фундамент индивидуальности. Гуморальные, конституциональные и  психологические теории темперамента. Конституция и ее проявления на разных уровнях человеческой индивидуальности. Типологии Э. Кречмера, У. Шелдона, Я Стреляю, В. М. Русалова.

     Характер  в структуре индивидуальности. Соотношение  темперамента и характера.  Типологии  характеров А.Ф. Лазурского, Г. Хейманса-Р. ЛеСенна. Психологические типы К.-Г. Юнга. Клинико-экзистенциальная типология  характеров П. Волкова. Формирование характера.

     Понятие акцентуаций характера. Акцентуации  как грань между нормой и патологией характера. Характер как ответ личности на фрустрации. Типологии К Леонгарда  и А.Е Личко. Методы диагностики  акцентуаций характера.

       Психология черт личности. Черты как психологическая категория. Достоинства и недостатки теории черт личности в сравнении с типологическим подходом. Черты личности или черты индивидуальности?.  Теории черт Г. Айзенка и Р.Б. Кэттелла. Модель Большой Пятерки и оценка ее валидности. Возможности и ограничения теории черт.




6.

ОК - 2,3,4,9;ПК- 2,9,10.

Психология  гендерных различий

 Пол в структуре индивидуальности. Соотношение  физиологических и психологических  проявлений половых различий. Этапы  формирование  половой идентичности в онтогенезе. Теории развития половой идентичности (психоанализ, эпигенетический подход, бихевиоризм, теория социального научения). Эволюционная теория пола В. А. Геодакяна.  Половые различия в психологических качествах. Стратегии межполового взаимодействия. Проявления межполовых различий в норме и патологии. Роль природного и средового факторов в формировании полоролевой  идентичности  и возникновении аномалий.

7.

ОК- 2,3,4,9, ПК-1,2,9,10

Стилевые особенности индивидуальности


Понятие жизненного стиля. Иерархическая структура  стилевых характеристик. Исследования индивидуального стиля в отечественной психологии. Я-концепция как основа жизненного стиля. Понятие локуса контроля и его место в структуре стилевых характеристик. Индивидуальный стиль деятельности и когнитивный стиль: описание и диагностика. Индивидуальный стиль совладания (coping strategies) и его формирование. Стиль жизни и самоактуализация.  


 3.2.2. Разделы учебной  дисциплины, формы учебной деятельности и формы контроля

№№ пп

семестра

Наименование  раздела учебной 

дисциплины

Формы учебной деятельности, включая cамостоятельную работу студентов (в часах)




Л

Сем

ПЗ

СРС

всего




1

2

3

4

5

6

7

8

9

1.

III

Введение в  дифференциальную психологию.

1

2




4

7

Выступление на семинаре, коллоквиум,  тестирование

2.

III

Основные стратегии  и методы исследований индивидуальных различий

1






4

7

Выступление на семинаре, коллоквиум, тестирование

3.

III

Уровни человеческой индивидуальности и источники индивидуальных различий

2

3

 

6

11

Выступление на семинаре, коллоквиум, тестирование

4.

III

Психология  общих и специальных способностей: обучаемость, интеллект и креативность в структуре человеческой индивидуальности.


2

4

2

4

12

Выступление на семинаре, отчетная работа, тестирование

 5.

 III

Типологический подход к исследованию темперамента и характера. Типологии индивидуальности

2

5

2

8

17

 Выступление на семинаре, доклад, коллоквиум, тестирование

6.

III

Психология  гендерных различий

1

2

4

4

11

Выступление на семинаре, тестирование, деловая игра

7.

III

Стилевые особенности индивидуальности

1

2




4

7

Выступление на семинаре, доклад, коллоквиум, тестирование








ИТОГО:


10

20

8

34

72




     

3.2.3. Темы лекций и количество часов по семестрам изучения учебной дисциплины

№№ пп

Название  тем лекций учебной дисциплины

Семестры

IV

 

1

2

3

4

1.

Введение в  дифференциальную психологию.

1

 

2.

Основные стратегии  и методы исследования индивидуальных различий.

1

 

3.

Уровни человеческой индивидуальности. Источники индивидуальных различий.

1

 

4.

Определение, характеристики и модели общих и специальных  способностей.

1

 

5.

Типологический  подход к исследованию темперамента и характера.

2

 

6.

Типологический  подход в исследовании индивидуальности и теория черт.

1

 

7.

Теории, основные понятия и перспективы психологии гендерных различий.

1

 

8.

Теории, описание и диагностика различных стилевых характеристик индивидуальности.

2

 










 

 

Итого

10

 

   

  3.2.4. Темы семинаров и практических занятий и количество часов по семестрам изучения учебной дисциплины



п/№

Название  тем семинаров /практических занятий, виды контроля

Объем по семестрам

IV

 

1

2

3

4

1.

Предмет и задачи дифференциальной психологии. История  ее становления. (ТК)

1

 

2.

Общенаучные, психогенетические, исторические и  собственно психологические методы в исследовании индивидуальных различий.     (ТК)

1

 

3.

Понятие индивида, личности и индивидуальности и их соотношение в разных теоретических  подходах. Модели индивидуальности. (ТК)

2

 

4.

Историческое  и современное понимание наследственности и среды. Модели генетико-средового  взаимодействия. (ТК)

1

 

5.

Дифференциальная  психофизиология. Диагностика различий в индивидных свойствах. (ТК)

1

 

6.

Факторные модели интеллекта. Диагностика интеллекта. Интеллект и личность. (ТК)

2

 

7.

Общие представления о креативности. Ее диагностика и развитие. Теории специальных  способностей. Одаренность и гениальность.(ТК)

2

 

8.

Конституциональные типологии. Конституция в структуре индивидуальности. (ТК)

2

 

9.

Соотношение разных типологий характера, характера  и темперамента.

3

 

10.

Описание, типологии и диагностика акцентуаций характера. (ТК)

3

 

11.

 Теории  черт личности: попытки описать личность или индивидуальность? (ТК)

2

 

12.

Теории  черт Айзенка и Кэттелла. (ТК)

2

 

13.

Полоролевые характеристики и их место в структуре  индивидуальности. (ТК)

2

 

14.

Когнитивные стили. Стили совладающего поведения. Понятие жизненного стиля и самоактуализации. (ТК)

2

 

 15.

Коллоквиум (ПК)

2

 




Итого

28




    

3.2.5. Лабораторный практикум не предусмотрен.

3.3. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТА

3.3.1. Виды СРС

п/п

семестра

Наименование раздела учебной дисциплины

Виды СРС

Всего часов

1

2

3

4

5




III

Введение в  дифференциальную психологию.


Подготовка к занятиям (ПЗ) Подготовка к текущему контролю (ПТК)

4

(2+2)




Основные стратегии  и методы исследований индивидуальных различий.

Подготовка к занятиям (ПЗ) Подготовка к текущему контролю (ПТК)

4

(2+2)




Уровни человеческой индивидуальности и источники индивидуальных различий.

Подготовка к занятиям (ПЗ) Подготовка к текущему контролю (ПТК)

6

(3+3)




Психология  общих и специальных способностей: обучаемость, интеллект и креативность в структуре человеческой индивидуальности.

Подготовка к занятиям (ПЗ) Подготовка к текущему контролю (ПТК)

4

(2+2)







Типологический подход к исследованию темперамента и характера. Типологии индивидуальности.


Подготовка к занятиям (ПЗ) Подготовка к текущему контролю (ПТК)

Изучение монографии и подготовка дискуссии



8

(2+2+4)







Психология  гендерных различий


Подготовка к занятиям (ПЗ) Подготовка к текущему контролю (ПТК). Отчетная работа (ОР)

4

(1+2+1)







Стилевые особенности индивидуальности

Подготовка к занятиям (ПЗ) Подготовка к текущему контролю (ПТК). Подготовка к промежуточному контролю (ППК)

4

(1+1+2)

ИТОГО часов в семестре:










34
следующая страница >>