МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИКО-СТОМАТОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ имени А.И.ЕВДОКИМОВА
КАФЕДРА ОБЩЕЙ ПСИХОЛОГИИ
|
«Утверждаю»
Проректор по учебной работе
профессор, С.Т.Сохов
«_03_» ____июля__________2012
|
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ»
Курс _
2_, семестр _
3_, форма обучения очная
Направление подготовки (специальность) – 030401.65 «Клиническая психология»
При разработке рабочей программы учебной дисциплины (модуля) в основу положены:
-
ФГОС ВПО по направлению подготовки (специальности) 030401 «Клиническая психология» квалификация «специалист», утвержденный Министерством образования и науки РФ « 24 » декабря 2010 г. № 2057
-
Учебный план по специальности, утвержденный Ученым советом ГБОУ ВПО МГМСУ Минздравсоцразвития России «09» июня 2011г., Протокол № 6
Программа обсуждена на заседании кафедры общей психологии
«17» апреля 2012 года Протокол № 5
Зав. кафедрой, профессор ________________Е.В. Орестова
Рабочая программа рассмотрена на заседании Центрального методического совета
«28» мая 2012 года Протокол № 25
Председатель ЦМС, член-корр. РАМН, профессор ___________________Э.В. Луцевич
Рабочая программа одобрена на заседании ученого совета факультета клинической психологии
«07» июня 2012 года Протокол № 7
Председатель ученого совета, профессор _________________________ Н.А. Сирота
ВВОДНАЯ ЧАСТЬ
1. Цель и задачи дисциплины.
Освоение теоретического материала и практических навыков работы в области психологии индивидуальных различий с целью применения их в научно-исследовательской деятельности и психотерапевтической и консультативной практике клинического психолога. Формирование целостного представления о функционировании и онтогенезе различных уровней человеческой индивидуальности, а также о закономерностях возникновения и проявления индивидуальных различий в психике человека и их детерминантах.
При этом задачами освоения дисциплины являются:
• приобретение студентами базовых знаний в области биологической и социальной природы индивидуальных различий;
• обучение студентов основным понятиям теорий и концепций дифференциальной психологии и основным ее категориям;
• развитие умений использования различных теоретических и методических подходов при решении проблем, связанных с индивидуально-личностными особенностями пациентов;
• формирование навыков учета индивидуально-личностных особенностей в ситуации профессионального взаимодействия;
• отработка навыков изучения научной литературы, обучение умению проводить критический анализ научных текстов;
• отработка навыков ведения дискуссии и аргументации своей позиции;
• 2.2. Место учебной дисциплины в структуре ооп университета
• 2.2.1. Общепрофессиональная учебная дисциплина "Дифференциальная психология" входит в базовую часть курсов профессионального цикла С3. Изучается в III семестре.
• 2.2.2. Для изучения данной учебной дисциплины необходимы следующие знания, умения и навыки, формируемые предшествующими дисциплинами:
• - Философия
• Знания: онтология и гносеология, принципы построения философских систем, категории философии и науки.
• Умения: анализ философских концепций;
• Навыки: аргументации принятой точки зрения.
• - Логика
• Знания: правила формальной логики и логики предикатов;
• Умения: вести аргументированный, логически стройный диалог;
• Навыки: аргументации принятой точки зрения.
• - Зоопсихология и сравнительная психология
• Знания: о содержании и специфике психического отражения на различных этапах его развития; о роли биологического и социального в развитии человека;
• Умения: способность дать сравнительную характеристику психики животных и человека, обозначить и обосновать общее и различное в их психической деятельности.
• Навыки: изучения и критического анализа научной литературы, аргументации принятой точки зрения.
• - Общая психология
• Знания: психические процессы, свойства и состояния; направления в психологии; соотношение научной и житейской психологии;
• Умения: вести дискурс, оставаясь в рамках определенной теоретической позиции;
• Навыки: изучения научной литературы, аргументации принятой точки зрения.
• - Анатомия
• Знания: строения организма и отдельных его частей, органов в процессе индивидуального развития;
• Умения: вести дискурс, оставаясь в рамках определенной теоретической позиции, пользоваться анатомической терминологией;
• Навыки: изучения научной литературы, аргументации принятой точки зрения.
• - Физиология
• Знания: о природе основных жизненных процессов и общих закономерностях реагирования организма и его структур на воздействие среды;
• Умения: наблюдать физиологические процессы;
• Навыки: изучения научной литературы, аргументации принятой точки зрения.
2.3. Требования к результатам освоения учебной дисциплины «Дифференциальная психология»
2.3.1.Целям и задачам освоения данной дисциплины соответствуют следующие виды профессиональной деятельности клинического психолога:
1. Научно-исследовательская.
2. Психодиагностическая.
3. Преподавательская.
2.3.2.Изучение данной учебной дисциплины направлено на формирование у обучающихся следующих общекультурных (ОК) и профессиональных (ПК) компетенций:
№№пп
|
индекс компетенции
|
Содержание компетенции (или ее части)
|
В результате изучения учебной дисциплины обучающиеся должны:
|
Знать
|
Уметь
|
Владеть
|
Оценочные средства
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
1.
|
ОК-2
|
понимание современных концепций картины мира на основе сформированного мировоззрения
|
+
|
+
|
+
|
Выступление на семинаре, коллоквиум,
|
2.
|
ОК-3
|
владение культурой научного мышления, обобщением, анализом и синтезом фактов и теоретических положений
|
+
|
+
|
+
|
Выступление на семинаре, доклад, коллоквиум, отчетная работа
|
3.
|
ОК-4
|
использование системы категорий и методов, необходимых для решения типовых и новых задач в различных областях профессиональной деятельности
|
+
|
+
|
+
|
Дискуссия, коллоквиум, тестирование, ситуационные задачи
|
4.
|
ОК-9
|
способность и готовность к восприятию личности другого, к эмпатии, установлению дjверительного контакта и диалога, убеждению и поддержке людей;
|
+
|
+
|
+
|
Выступление на семинаре, коллоквиум, дискуссия
|
5.
|
ОК-10
|
способность и готовность к использованию на практике навыков и умений в организации научно-исследовательских и научно-практических работ в управлении коллективом
|
+
|
+
|
+
|
Выступление на семинаре, коллоквиум, дискуссия
|
6.
|
ОК-12
|
способность и готовность к проведению библиографических и информационных поисковых работ с последующимиспользованием данных при решении профессиональных задач и оформлении научных статей,отчетов, заключений.
|
+
|
+
|
+
|
Доклад, отчетная работа, выступление на семинаре.
|
7.
|
ПК-1
|
активная коммуникация и информационно - аналитическая деятельность
|
+
|
+
|
+
|
Проведение дискуссии в рамках семинара
|
8.
|
ПК-2
|
готовность инициировать психологические исследования: определение области прикладной психологии, проверка и оценка существующих методов, техник и моделей, выявление возможности для развития фундаментальной и прикладной психологии.
|
+
|
+
|
+
|
Доклад, отчетная работа
|
9.
|
ПК-9
|
владение необходимыми знаниями об основных направлениях клинико-психологических вмешательств (психотерапии и психологического консультирования) и их теоретической обоснованности
|
+
|
+
|
+
|
Проведение дискуссии в рамках семинара
|
10.
|
ПК-10
|
умение выявлять и анализировать информацию, необходимую для определения целей психологического вмешательства
|
+
|
+
|
+
|
Выступление на семинаре, отчетная работа
|
В результате изучения данной учебной дисциплины студент должен:
а) знать:
• основные положения о структуре интегральной индивидуальности, функционировании каждого из ее уровней и их взаимодействии.
• основные модели интеллекта; типологии темперамента, характера и его акцентуаций, индивидуальности, особенности и закономерности проявления гендерных различий.
• закономерности формирования индивидуальных стилей деятельности, познания, совладающего поведения.
• требования и ограничения психометрического подхода к исследованию человеческой индивидуальности
• положения о роли биологического и социального в формировании индивидуальных различий в психике человека;
• основные исследования в области дифференциальной психологии.
б) уметь:
• использовать полученные знания на последующих этапах обучения, а также в профессиональной деятельности;
• осуществлять самостоятельный подбор литературы по определённой тематике;
• сопоставлять номотетический и идеографический подходы при описании индивидуальности человека;
• критически анализировать теоретические подходы к изучению индивидуальных различий на разных уровнях;
• оценивать результаты экспериментальных и психометрических исследований в области дифференциальной психологии;
• сопоставлять различные типологии темперамента, характера и индивидуальности;
• составлять психологический портрет испытуемого, описывая его индивидуальные особенности в сфере познавательных процессов, темперамента, характера, направленности личности, индивидуального стиля деятельности и совладания, а также проявления гендерных характеристик.
• различать природные, конституциональные и личностные составляющие в проявлении того или иного психологического симптома или симптомокомплекса при анализе индивидуальных случаев, описанных в литературе, данных в виде ситуационных задач, или полученных в ходе собственной практической деятельности.
в) владеть:
• приемами ведения дискуссии, логикой аргументации своей позиции;
• научным понятийным языком в контексте индивидуальных особенностей человека;
• навыками формулирования основных закономерностей проявления типического и индивидуального, природного и социального в различных сферах человеческой личности;
• навыками описания и объяснения межполовых, социальных и культурных различий;
• навыками составления сравнительной характеристики отдельных типов темпераментов, характеров, акцентуаций характера и индивидуальностей в целом;
• навыками устного составления психологического портрета пациента.
г) иметь представление:
• о предмете, задачах, возможностях и ограничениях дифференциальной психологии;
• о стратегиях и методах, используемых данной научной дисциплинами, ее взаимодействии с общей, социальной, возрастной психологией, психогенетикой и характерологией
• об истории становления дифференциальной психологии как самостоятельной научной области и основных направлениях исследований в рамках психологии индивидуальных различий;
• об основных закономерностях и фактах относительно структуры и функционирования различных уровней человеческой индивидуальности, полученных в рамках экспериментальных исследований в дифференциальной, сравнительной, возрастной и общей психологии, психогенетики и психодиагностики.
3. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
3.1.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
|
|
Семестры
|
№ III
|
|
часов
|
|
1
|
|
3
|
4
|
Аудиторные занятия (всего), в том числе:
|
|
38
|
|
Лекции (Л)
|
|
10
|
|
Практические занятия (ПЗ),
|
|
8
|
|
Семинары (С)
|
|
20
|
|
Лабораторные работы (ЛР)
|
|
-
|
|
Самостоятельная работа студента (СРС),в том числе:
|
|
34
|
|
Курсовая работа (КР) (Отчетная работа - ОР)
|
|
6
|
|
Реферат (Реф)(Монография - М)
|
|
8
|
|
Расчетно-графические работы (РГР)
|
|
-
|
|
Подготовка к занятиям(ПЗ)
|
|
10
|
|
Подготовка к текущему контролю (ПТК))
|
|
8
|
|
Подготовка к промежуточному контролю (ППК)
|
|
2
|
|
…
|
|
|
|
…
|
|
|
|
Вид промежуточной аттестации
|
зачет (З)
|
зачет
|
|
|
экзамен (Э)
|
|
|
|
ИТОГО: Общая трудоемкость
|
час.
|
72
|
72
|
|
ЗЕТ
|
2
|
2
|
|
3.2.1 Разделы учебной дисциплины и компетенции, которые должны быть освоены при их изучении
№№ пп
|
Компетенции
|
Наименование раздела учебной дисциплины
|
Содержание раздела в дидактических единицах (темы разделов)
|
1
|
2
|
3
|
4
|
1.
|
ОК-,2,3,4; ПК- 1.
|
Введение в дифференциальную психологию.
|
Предмет, цели, задачи дифференциальной психологии. Краткий очерк истории психологии индивидуальных различий. Донаучный, естественнонаучный и гуманитарный этапы развития дисциплины. Области пересечения дифференциальной психологии со смежными науками, роль в практической психологии. Основные понятия дифференциальной психологии: индивид, индивидуальность, личность, норма. Направления дифференциально-психологических исследований.
|
2.
|
ОК-,3,4,10,12; ПК- 1,2,10.
|
Основные стратегии и методы исследований индивидуальных различий
|
Номотетический и идеографический подходы к исследованию индивидуальности. Классификация методов дифференциальной психологии. Наблюдение, эксперимент, моделирования. Методы заимствованные из психогенетики. Методы анализа исторических документов. Собственно психологические методы, статистическая обработка данных, приемы обобщения и классификации.
|
3.
|
ОК-,3,4, 9,10,12; ПК- 1,2,10.
|
Уровни человеческой индивидуальности и источники индивидуальных различий
|
Индивид и индивидные характеристики. Ассиметрия полушарий и ее проявления. Понятие церебрального доминирования. Индивидные различия в сенсорной сфере и их диагностика. Темперамент как индивидная характеристика.
Личность. Соотношение понятий индивид –индивидуальность -личность. Проявления, особенности формирования и диагностики индивидуальных различий на личностном уровне.
Индивидуальность. Модели соотношения различных уровней индивидуальности. Понятие интегральной индивидуальности (В.С. Мерлин). Специальная теория интегральной индивидуальности (В. М. Русалов)
Взаимодействие наследственности и среды в формировании индивидуальных различий. Теории эмпиризма и нативизма, двухфакторные концепции. Современное представление о роли наследственного и средового факторов, пересмотр самих понятий наследственности и среды. Теория У. Бронфенбреннера об экологии развития ребенка.
|
4.
|
ОК- 3,4, 9,10,12; ПК- 1,2,9,10.
|
Психология общих и специальных способностей: обучаемость, интеллект и креативность в структуре человеческой индивидуальности.
|
Определение и типологии способностей в различных научных подходах. Теории способностей. Структура и характеристики способностей. Определение, история исследования и диагностика общих способностей (обучаемость, интеллект, креативность) (В.Н. Дружинин).
Факторные модели интеллекта (Ч. Спирмен, Дж Гилфорд, Л. Терстоун, Р.Б. Кэттелл). Источники вариативности интеллекта. Диагностика интеллекта. Интеллект в структуре психики (модель А.Н. Лебедева). Личность и интеллект.
Общие творческие способности. Концепции креативности Дж. Гилфорда и Э.П. Торренса. Отечественный подход к исследованию творческих способностей (В.Н. Дружинин, Н.В. Хазратова). Развитие творческих способностей.
Обучаемость. Ее место в структуре общих способностей. Диагностика способности к обучению.
Понятие одаренности и гениальности. Теории гениальности. Предпосылки гениальности (В.П. Эфроимсон).
|
5.
|
ОК-3,4,9, 10; ПК- 2,9,10.
|
Типологический подход к исследованию темперамента и характера. Типологии индивидуальности.
|
Темперамент как фундамент индивидуальности. Гуморальные, конституциональные и психологические теории темперамента. Конституция и ее проявления на разных уровнях человеческой индивидуальности. Типологии Э. Кречмера, У. Шелдона, Я Стреляю, В. М. Русалова.
Характер в структуре индивидуальности. Соотношение темперамента и характера. Типологии характеров А.Ф. Лазурского, Г. Хейманса-Р. ЛеСенна. Психологические типы К.-Г. Юнга. Клинико-экзистенциальная типология характеров П. Волкова. Формирование характера.
Понятие акцентуаций характера. Акцентуации как грань между нормой и патологией характера. Характер как ответ личности на фрустрации. Типологии К Леонгарда и А.Е Личко. Методы диагностики акцентуаций характера.
Психология черт личности. Черты как психологическая категория. Достоинства и недостатки теории черт личности в сравнении с типологическим подходом. Черты личности или черты индивидуальности?. Теории черт Г. Айзенка и Р.Б. Кэттелла. Модель Большой Пятерки и оценка ее валидности. Возможности и ограничения теории черт.
|
6.
|
ОК - 2,3,4,9;ПК- 2,9,10.
|
Психология гендерных различий
|
Пол в структуре индивидуальности. Соотношение физиологических и психологических проявлений половых различий. Этапы формирование половой идентичности в онтогенезе. Теории развития половой идентичности (психоанализ, эпигенетический подход, бихевиоризм, теория социального научения). Эволюционная теория пола В. А. Геодакяна. Половые различия в психологических качествах. Стратегии межполового взаимодействия. Проявления межполовых различий в норме и патологии. Роль природного и средового факторов в формировании полоролевой идентичности и возникновении аномалий.
|
7.
|
ОК- 2,3,4,9, ПК-1,2,9,10
|
Стилевые особенности индивидуальности
|
Понятие жизненного стиля. Иерархическая структура стилевых характеристик. Исследования индивидуального стиля в отечественной психологии. Я-концепция как основа жизненного стиля. Понятие локуса контроля и его место в структуре стилевых характеристик. Индивидуальный стиль деятельности и когнитивный стиль: описание и диагностика. Индивидуальный стиль совладания (coping strategies) и его формирование. Стиль жизни и самоактуализация.
|
3.2.2. Разделы учебной дисциплины, формы учебной деятельности и формы контроля
№№ пп
|
№ семестра
|
Наименование раздела учебной
дисциплины
|
Формы учебной деятельности, включая cамостоятельную работу студентов (в часах)
|
|
Л
|
Сем
|
ПЗ
|
СРС
|
всего
|
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
1.
|
III
|
Введение в дифференциальную психологию.
|
1
|
2
|
|
4
|
7
|
Выступление на семинаре, коллоквиум, тестирование
|
2.
|
III
|
Основные стратегии и методы исследований индивидуальных различий
|
1
|
2
|
|
4
|
7
|
Выступление на семинаре, коллоквиум, тестирование
|
3.
|
III
|
Уровни человеческой индивидуальности и источники индивидуальных различий
|
2
|
3
|
|
6
|
11
|
Выступление на семинаре, коллоквиум, тестирование
|
4.
|
III
|
Психология общих и специальных способностей: обучаемость, интеллект и креативность в структуре человеческой индивидуальности.
|
2
|
4
|
2
|
4
|
12
|
Выступление на семинаре, отчетная работа, тестирование
|
5.
|
III
|
Типологический подход к исследованию темперамента и характера. Типологии индивидуальности
|
2
|
5
|
2
|
8
|
17
|
Выступление на семинаре, доклад, коллоквиум, тестирование
|
6.
|
III
|
Психология гендерных различий
|
1
|
2
|
4
|
4
|
11
|
Выступление на семинаре, тестирование, деловая игра
|
7.
|
III
|
Стилевые особенности индивидуальности
|
1
|
2
|
|
4
|
7
|
Выступление на семинаре, доклад, коллоквиум, тестирование
|
|
|
ИТОГО:
|
10
|
20
|
8
|
34
|
72
|
|
3.2.3. Темы лекций и количество часов по семестрам изучения учебной дисциплины
№№ пп
|
Название тем лекций учебной дисциплины
|
Семестры
|
IV
|
|
1
|
2
|
3
|
4
|
1.
|
Введение в дифференциальную психологию.
|
1
|
|
2.
|
Основные стратегии и методы исследования индивидуальных различий.
|
1
|
|
3.
|
Уровни человеческой индивидуальности. Источники индивидуальных различий.
|
1
|
|
4.
|
Определение, характеристики и модели общих и специальных способностей.
|
1
|
|
5.
|
Типологический подход к исследованию темперамента и характера.
|
2
|
|
6.
|
Типологический подход в исследовании индивидуальности и теория черт.
|
1
|
|
7.
|
Теории, основные понятия и перспективы психологии гендерных различий.
|
1
|
|
8.
|
Теории, описание и диагностика различных стилевых характеристик индивидуальности.
|
2
|
|
|
|
|
|
|
Итого
|
10
|
|
3.2.4. Темы семинаров и практических занятий и количество часов по семестрам изучения учебной дисциплины
п/№
|
Название тем семинаров /практических занятий, виды контроля
|
Объем по семестрам
|
IV
|
|
1
|
2
|
3
|
4
|
1.
|
Предмет и задачи дифференциальной психологии. История ее становления. (ТК)
|
1
|
|
2.
|
Общенаучные, психогенетические, исторические и собственно психологические методы в исследовании индивидуальных различий. (ТК)
|
1
|
|
3.
|
Понятие индивида, личности и индивидуальности и их соотношение в разных теоретических подходах. Модели индивидуальности. (ТК)
|
2
|
|
4.
|
Историческое и современное понимание наследственности и среды. Модели генетико-средового взаимодействия. (ТК)
|
1
|
|
5.
|
Дифференциальная психофизиология. Диагностика различий в индивидных свойствах. (ТК)
|
1
|
|
6.
|
Факторные модели интеллекта. Диагностика интеллекта. Интеллект и личность. (ТК)
|
2
|
|
7.
|
Общие представления о креативности. Ее диагностика и развитие. Теории специальных способностей. Одаренность и гениальность.(ТК)
|
2
|
|
8.
|
Конституциональные типологии. Конституция в структуре индивидуальности. (ТК)
|
2
|
|
9.
|
Соотношение разных типологий характера, характера и темперамента.
|
3
|
|
10.
|
Описание, типологии и диагностика акцентуаций характера. (ТК)
|
3
|
|
11.
|
Теории черт личности: попытки описать личность или индивидуальность? (ТК)
|
2
|
|
12.
|
Теории черт Айзенка и Кэттелла. (ТК)
|
2
|
|
13.
|
Полоролевые характеристики и их место в структуре индивидуальности. (ТК)
|
2
|
|
14.
|
Когнитивные стили. Стили совладающего поведения. Понятие жизненного стиля и самоактуализации. (ТК)
|
2
|
|
15.
|
Коллоквиум (ПК)
|
2
|
|
|
Итого
|
28
|
|
3.2.5. Лабораторный практикум не предусмотрен.
3.3. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТА
3.3.1. Виды СРС
№ п/п
|
№ семестра
|
Наименование раздела учебной дисциплины
|
Виды СРС
|
Всего часов
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
|
III
|
Введение в дифференциальную психологию.
|
Подготовка к занятиям (ПЗ) Подготовка к текущему контролю (ПТК)
|
4
(2+2)
|
|
Основные стратегии и методы исследований индивидуальных различий.
|
Подготовка к занятиям (ПЗ) Подготовка к текущему контролю (ПТК)
|
4
(2+2)
|
|
Уровни человеческой индивидуальности и источники индивидуальных различий.
|
Подготовка к занятиям (ПЗ) Подготовка к текущему контролю (ПТК)
|
6
(3+3)
|
|
Психология общих и специальных способностей: обучаемость, интеллект и креативность в структуре человеческой индивидуальности.
|
Подготовка к занятиям (ПЗ) Подготовка к текущему контролю (ПТК)
|
4
(2+2)
|
|
|
Типологический подход к исследованию темперамента и характера. Типологии индивидуальности.
|
Подготовка к занятиям (ПЗ) Подготовка к текущему контролю (ПТК)
Изучение монографии и подготовка дискуссии
|
8
(2+2+4)
|
|
|
Психология гендерных различий
|
Подготовка к занятиям (ПЗ) Подготовка к текущему контролю (ПТК). Отчетная работа (ОР)
|
4
(1+2+1)
|
|
|
Стилевые особенности индивидуальности
|
Подготовка к занятиям (ПЗ) Подготовка к текущему контролю (ПТК). Подготовка к промежуточному контролю (ППК)
|
4
(1+1+2)
|
ИТОГО часов в семестре:
|
|
|
|
34
|
следующая страница >>