Кафедра общей психологии - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1страница 2
Похожие работы
Кафедра общей психологии - страница №1/2

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИКО-СТОМАТОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ имени А.И.ЕВДОКИМОВА
КАФЕДРА ОБЩЕЙ ПСИХОЛОГИИ





«Утверждаю»

Проректор по учебной работе

профессор, С.Т.Сохов

«_03_» ____июля__________2012





РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«ПСИХОЛОГИЯ ТРУДА, ИНЖЕНЕРНАЯ ПСИХОЛОГИЯ, ЭРГОНОМИКА»
Курс _2_, семестр _3_, форма обучения очная
Направление подготовки (специальность) – 030401.65 «Клиническая психология»
При разработке рабочей программы учебной дисциплины (модуля) в основу положены:

  1. ФГОС ВПО по направлению подготовки (специальности) 030401 «Клиническая психология» квалификация «специалист», утвержденный Министерством образования и науки РФ « 24 » декабря 2010 г. № 2057

  2. Учебный план по специальности, утвержденный Ученым советом ГБОУ ВПО МГМСУ Минздравсоцразвития России «09» июня 2011г., Протокол № 6

Программа обсуждена на заседании кафедры общей психологии

«17» апреля 2012 года Протокол № 5

Зав. кафедрой, профессор ________________Е.В. Орестова


Рабочая программа рассмотрена на заседании Центрального методического совета

«28» мая 2012 года Протокол № 25

Председатель ЦМС, член-корр. РАМН, профессор ___________________Э.В. Луцевич

Рабочая программа одобрена на заседании ученого совета факультета клинической психологии

«07» июня 2012 года Протокол № 7

Председатель ученого совета, профессор _________________________ Н.А. Сирота




2. ВВОДНАЯ ЧАСТЬ
2.1. Цель и задачи освоения дисциплины.

Целью освоения учебной дисциплины "Психология труда, инженерная психология, эргономика" является формирование системы знаний, включающей принципы, подходы и теоретические концепции психологии труда, инженерной психологии и эргономики; методы исследования и решения научно-практических задач повышения эффективности труда, сохранения здоровья и развития личности субъекта труда; знание нормативных документов и методических руководств по организации современного производства и управления.

При этом задачами освоения дисциплины являются:



  • овладение целостным представлением о принципах анализа и практической работы с проблемами субъекта трудовой деятельности, профессионального самоопределения, функциональных состояний в трудовой деятельности, профессиональной адаптации;

  • формирование умения грамотно и свободно использовать полученные знания при общении с коллегами и в работе с пациентами или клиентами по соответствующим запросам;

  • отработка навыков изучения научной литературы, обучение умению проводить критический анализ научных текстов;

  • отработка навыков ведения дискуссии и аргументации своей позиции;

  • отработка навыка оформления письменных работ согласно требованиям к научным текстам;

  • формирование навыков совместной работы и взаимодействия в коллективе.

2.2. Место учебной дисциплины в структуре ооп университета

2.2.1. Дисциплина «Психология труда, инженерная психология, эргономика» относится к профессиональному циклу базовой (общеобразовательной) части С.3. Изучается в IIIсеместре. Освоение курса является базовым для овладения знаниями по дисциплине «Организационная психология».

2.2.2. Для изучения данной учебной дисциплины необходимы следующие знания, умения и навыки, формируемые предшествующими дисциплинами:

- Философия

Знания: принципы построения философских систем, категории философии и науки.

Умения: анализ философских концепций;

Навыки: аргументации принятой точки зрения.



- Общая психология

Знания: психические процессы, свойства и состояния; направления в психологии; соотношение научной и житейской психологии;

Умения: вести дискурс, оставаясь в рамках определенной теоретической позиции;

Навыки: изучения научной литературы, аргументации принятой точки зрения.



- Дифференциальная психология

Знания: индивидуальные особенности психики каждого человека, понятие о защитных механизмах психики; закономерности формирования индивидуальных стилей деятельности, познания, совладающего поведения.

Умения: понимать проявления индивидуальных особенностей человека; сопоставлять различные типологии темперамента, характера и индивидуальности;

Навыки: описания и объяснения межполовых, социальных и культурных различий; составления сравнительной характеристики отдельных типов темпераментов, характеров, акцентуаций характера и индивидуальностей в целом.



- Психология развития и возрастная психология

Знания: стадии онтогенеза человека и особенности психической деятельности человека на каждой из стадий;

Умения: вести дискурс, оставаясь в рамках определенной теоретической позиции;

Навыки: изучения научной литературы, аргументации принятой точки зрения.


2.3. Требования к результатам освоения учебной дисциплины «Психология труда, инженерная психология и эргономика»

2.3.1.Целям и задачам освоения данной дисциплины соответствуют следующие виды профессиональной деятельности клинического психолога:

  1. Научно-исследовательская.

  2. Практическая.

  3. Преподавательская.

  4. Проектно-инновационная.

  5. Организационно-управленческая.

2.3.2.Изучение данной учебной дисциплины направлено на формирование у обучающихся следующих общекультурных (ОК) и профессиональных (ПК) компетенций:


№№пп

индекс компетенции

Содержание компетенции (или ее части)

В результате изучения учебной дисциплины обучающиеся должны:

Знать

Уметь

Владеть

Оценочные средства

1

2

3

4

5

6

7



ОК-3

владение культурой научного мышления, обобщением, анализом и синтезом фактов и теоретических положений

+

+

+

Выступление на семинаре, коллоквиум,



ОК-6

способность и готовность к овладению новыми методами исследования, к изменению научного и научно-практического профиля своей профессиональной деятельности, к изменению социокультурных условий деятельности

+

+

+

Выступление на семинаре, коллоквиум,



ОК-7

развитие своего интеллектуального и общекультурного уровня, нравственное и физическое совершенствование своей личности

+

+

+

Дискуссия, коллоквиум, тестирование, ситуационные задачи



ОК-8

владение навыками анализа своей деятельности и умение применять методы эмоциональной и когнитивной регуляции для оптимизации собственной деятельности и психического состояния

+

+

+

Выступление на семинаре, коллоквиум, дискуссия



ОК-9

способность и готовность к восприятию личности другого, эмпатии, установлению доверительного контакта и диалога, убеждению и поддержке людей

+

+

+

Выступление на семинаре, коллоквиум, дискуссия



ОК-10

способность и готовность к использованию на практике навыков и умений в организации научно-исследовательских и научно-практических работ, в управлении коллективом

+

+

+

Выступление на семинаре, коллоквиум, ситуационные задачи, ролевая игра



ОК-11

принятие ответственности за свои решения в рамках профессиональной компетенции, выработка нестандартных решений в проблемных ситуациях

+

+

+

Ситуационные задачи, отчетная работа, дискуссия на "круглом столе"



ОК-13

способность и готовность к профессионально профилированному использованию современных информационных технологий и сети Интернет

+

+

+

Выступление на семинаре, коллоквиум, деловая игра, дискуссия, подготовка реферата и групповых проектов



ОК-14

способность и готовность к свободному применению русского и иностранного языков, как средства профессионального общения; активной социальной мобильности

+

+

+

Выступление на семинаре, коллоквиум, деловая игра, дискуссия, подготовка реферата и групповых проектов



ОК-15

способность и готовность к использованию нормативных правовых документов в своей деятельности

+

+

+

Выступление на семинаре, коллоквиум



ПК-1

активная коммуникация и информационно-аналитическая деятельность

+

+

+

Деловая игра, дискуссия, подготовка групповых проектов



ПК-3

умение разрабатывать дизайн психологического исследования

+

+




Выступление на семинаре, коллоквиум



ПК-4

владение приемами анализа, оценки и интерпретации результатов психологического исследования, проверки и оценки соотношения теории и эмпирических данных, подготовки отчетной документации и обобщения полученных данных в виде научных статей и докладов

+

+

+

Выступление на семинаре, коллоквиум, реферат, дискуссия



ПК-6

владение навыками планирования психодиагностического исследования с учетом нозологических, синдромальных, социально-демографических, культуральных и индивидуально-психологических характеристик, умением формировать комплекс психодиагностических методов, адекватных целям исследования, определять последовательность (программу) их применения

+

+

+

Выступление на семинаре, коллоквиум, контрольная работа, деловая игра



ПК-7

умение самостоятельно проводить психодиагностическое исследование в соответствии с исследовательскими задачами и этико-деонтологическими нормами, обработку и анализ полученных данных (в том числе, с применением информационных технологий.), интерпретировать результаты исследования

+

+

+

Выступление на семинаре, коллоквиум, контрольная работа



ПК-8

умение формулировать развернутое структурированное психологическое заключение, отвечающее целям исследования в контексте психологической теории, обеспечивать пациента (клиента) и медицинский персонал (заказчика услуг) информацией о результатах диагностики, формулировать рекомендации

+

+

+

Выступление на семинаре, коллоквиум, контрольная работа



ПК-21

владение навыками популяризации психологических знаний, рекомендаций по использованию результатов психологических исследований и инноваций

+

+

+

Деловая игра, выступление на семинаре, коллоквиум



ПК-23

владение навыками подготовки и презентации программ психического здоровья для общественных и государственных организаций, программ раннего психологического вмешательства для групп повышенного риска психологической дезадаптации в различных ее формах

+

+

+

Деловая игра, выступление на семинаре, коллоквиум



ПК-28

готовность к выбору и применению психологических технологий, позволяющих осуществлять решения новых задач в различных областях профессиональной практики

+

+

+

Деловая игра, выступление на семинаре, коллоквиум



ПК-29

способность к созданию психодиагностических, психотерапевтических, консультационных и коррекционных технологий, адекватных целям, ситуации и контингенту респондентов с последующей обработкой данных на основе общегуманитарных и математическо-статистических методов

+

+

+

Деловая игра, выступление на семинаре, коллоквиум

В результате изучения данной учебной дисциплины студент должен:



а) знать:

  • характеристики субъекта профессиональной деятельности;

  • основания психологических классификаций профессий, структурные компоненты трудовой деятельности;

  • закономерности формирования сознания профессионала,

  • структуру профессионально-важных качеств;

  • этапы развития профессионала.


б) уметь:

  • анализировать профессиональную деятельность с использованием разных методов психологии труда;

  • разрабатывать программу психологического обследования субъектов труда и их деятельности в связи с конкретным социальным заказом;

  • проводить психологический анализ конкретных видов труда, профессиональных задач и ситуаций; составлять эмпирические классификации профессий; выбирать пути и средства оптимизации, применительно к конкретной проблемной ситуации.;

  • составлять профессиограммы и психограммы;

  • выделять профессиональные задачи психолога в организации.

в) владеть:

  • приемами ведения дискуссии, логикой аргументации своей позиции;

  • методологическими подходами, теоретическими знаниями, методами исследования и воздействия, адекватными различным практическим задачам психологии труда, инженерной психологии и эргономики.

г) иметь представление о:

  • предмете, методах, истории и современном состоянии, направлениях психологии труда;

  • специфике профессиональной деятельности психолога труда, особенностях его работы в составе кадровых служб.


3. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

3.1.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Всего часов/ зачетных единиц

Семестры

III

__

часов

часов

1

2

3

4

Аудиторные занятия (всего), в том числе:

38

38




Лекции (Л)

10

10




Практические занятия (ПЗ),

10

10




Семинары (С)

18

18




Лабораторные работы (ЛР)

-

-




Самостоятельная работа студента (СРС),в том числе:

34

34




Подготовка к дискуссии и деловой игре

6

6




Реферат (Реф)

8

8




Подготовка к занятиям(ПЗ)

10

10




Подготовка к текущему контролю (ПТК))

5

5




Подготовка к промежуточному контролю (ППК)

5

5




























Вид промежуточной аттестации

зачет (З)

зачет







экзамен (Э)










ИТОГО: Общая трудоемкость

час.

72

72




ЗЕТ

2

2




3.2.1 Разделы учебной дисциплины и компетенции, которые должны быть освоены при их изучении

№№ пп

Компетенции

Наименование раздела учебной дисциплины

Содержание раздела в дидактических единицах (темы разделов)

1

2

3

4



ОК-,3,4, 7,11; ПК- 1, 3, 4, 6, 8, 23, 28, 29



Введение в психологию труда, инженерную психологию и эргономику.

Психология труда как область знания. Психология труда как отрасль науки, краткая история ее возникновения и развития. Предмет психологии труда, связь с другими науками. Психология труда и смежные психологические науки: индустриальная психология, организационная психология, психология управления, экономическая психология, инженерная психология, эргономика, психофизиология труда, индустриально-педагогическая психология, военная психология, психология спорта. Психология труда как профессия и учебная дисциплина. Методы психологии труда, их классификации.Методы построения теории, эмпирико-познавательные методы, преобразующие методы: консультативные, коррекционные, обучающие методы, метод реконструкции. Специфика применения метода экспериментального исследования в психологии труда. Эргатическая система, эргатические функции, их типология. Эволюция эргатических функций в истории цивилизации. Тенденции развития труда в постиндустриальном обществе. Человеческие факторы в эргатических системах.



ОК-,3,4, 7,11; ПК- 1, 3, 4, 6, 8, 23, 28, 29



Проблемы инженерной психологии и эргономики. Психология и безопасность эргатических систем.

Квалификация, профессиональные знания, умения, навыки, интерференция навыков. Кривая упражнения. Профессиональный опыт, профессионализм, псевдопрофессионализм, послепрофессионализм, поли- и моно-профессионализм. Профессиональные компетенции и компетентность, их соотношение с ПВК. Профессионализм, эффективность труда, их показатели и методы оценки. Подходы и методы изучения, оценки и формирования профессиональных компетентностей, профессионального опыта. Опыт развития ПВК в индустриальной психотехнике, психологии труда, педагогической психологии и профессиональной педагогике. Значение психологического анализа профессиональной деятельности и своеобразия профессионального опыта субъектов труда в совершенствовании содержания программ и методов профессионального обучения (в том числе, тренинговых процедур). Психологические критерии оценки адекватности содержания и методов профессионального обучения.

Современные тренажерные средства обучения и переучивания работников. Примеры операторского труда в современных сложных автоматизированных системах «Человек-Машина». Возрастание риска катастроф и аварий в человеко-машинных системах. Актуальность разработки адекватных концепций и методов психологического изучения операторского труда. Инженерно-психологические концепции структуры профессионального действия. Три аспекта анализа трудового действия (эмоциональный, когнитивный, исполнительный). Модели трудового действия в инженерной психологии (имитационные; информационные; информационно-процессуальные; корреляционные модели). Методика построения модели трудового действия. Профессиональная задача, таксономия задач в труде операторов сложных технических систем. Сложность и трудность задач. Психологическая концепция «ошибки», классификации ошибок. Ошибка и опыт. Типы происшествий: несчастный случай, авария, катастрофа. Информационная и психологическая безопасность в труде. Психологические аспекты в изучении и профилактике происшествий. Объектные и субъектные причины несчастных случаев и аварий. Опасные профессии. Виды профессионального риска. Поведение оператора в опасной ситуации. Мотивация в сложных и опасных профессиях. Опасные индивидуально-личностные качества. Склонность к риску, ее виды и методы диагностики. Безопасность труда в условиях информационной перегрузки. Практика расследования происшествий: вина и ответственность. Переживания субъекта труда в ходе расследования происшествий. Методы психологического анализа происшествий. Психологические способы профилактики профессиональных ошибок, производственного травматизма и аварийности.





ОК-1,3,4, 7,11; ПК- 1, 3, 4, 6, 7, 8, , 9, 10, 11, 13, 21, 23, 28, 29



Психологический анализ человека как субъекта профессиональной деятельности. Рабочее пространство.

Понятие субъекта труда в психологии труда, уровни изучения субъекта труда. Субъект труда как многопризнаковая разноуровневая система. Психические регуляторы в труде, их разновидности. Сознание и самосознание субъекта труда. Психологические признаки сознания субъекта труда, способы их изучения и диагностики, прикладное значение. Индивидуальный и коллективный субъект трудовой деятельности. Исследование трудовой мотивации (концепции, методы, значение для практики). Факторы выбора будущей профессиональной деятельности. Классификации мотивов трудовой деятельности; внешние и внутренние мотивы. Содержательно-структурные и динамические концепции трудовой мотивации. Удовлетворенность трудом: психологические исследования. Понятия: трудоспособность, работоспособность, эффективность деятельности, функциональное состояние. Динамика работоспособности. Факторы, влияющие на функциональное состояние человека в труде, на его работоспособность. Пути повышения работоспособности человека в труде. Клинико-психологические способы коррекции неблагоприятных функциональных состояний человека в труде. Методы психодиагностики состояний работоспособности человека в труде. Организация собственного рабочего пространства. Пространственная организация, расчет параметров и планировка рабочего места. Антропометрические и функциональные характеристики. Базы отсчета при конструировании рабочих мест. Реальное пространство и его восприятие профессионалом. Визуальное (сенсо-моторное) рабочее пространство. Концепции восприятия в профессиональной деятельности. Перцептивный мир специалиста и его своеобразие в разных операторских профессиях. Трудовое действие и память. Индивидуальный опыт человека и память. Методики оценки оперативной памяти персонала эргатической системы. Составление характеристики мышления оператора через интерпретацию выполняемых им профессиональных задач. Эргономические аспекты планирования труда и отдыха персонала.  

Принятие решений в операторских профессиях: исследование, моделирование, оценка, обучение принятию решений. Гибкость мышления оператора, ее оценка. Практическое мышление в труде оператора.

Профессиональная устойчивость личности и ее оценка.

Ожидания, мотивы, потребности, и ценностные ориентации, типичные для представителей операторского труда. Причины отказа работников от задания в сложных и опасных профессиях. Тревожность, страх, профессиональные неврозы. Методы клинико-психологической помощи работнику после психической травмы.





ОК-1,3,4, 7,11; ПК- 1, 3, 4, 6, 7, 8, , 9, 10, 11, 13, 21, 23, 28, 29



Психологическое профессиоведение.

Профессия как профессиональная общность, квалификация, вид труда. Классификация профессий в психологии труда. Многопризнаковая и многоуровневая классификация профессий (Е.А. Климов), классификации профессий по степени напряженности труда, по степени тяжести труда. Формирующиеся профессии и виды труда. Дистантные формы организации профессиональной деятельности. Профессиографирование. Цели и методы психологического анализа профессий. Профессиографирование как средство организации психологического изучения профессиональной деятельности. Цели профессиографирования, схемы описания профессий, уровни анализа, фиксация результатов. Модульный подход в профессиографировании. Значение профессиографирования в организации профессионального обучения и переобучения. Методы профессиографирования: наблюдение, опросные методы, анализ документации, трудовой метод, методы сравнительного анализа, экспертная оценка профессионально-значимых качеств. Профессиографирование. Профессиограмма и психограмма. Профессиограмма и психограмма. Структура профессиограммы и психограммы. Понятие профессионально-важных качеств, их разновидности. Опыт формирования профессионально-важных качеств. Психологический модуль профессии; анализ психологических модулей разных профессий. Аналитическая профессиограмма. Психосемантика: потребности, мотивы, эмоции, смыслы в схеме трудовой деятельности и отношений. Образ субъекта деятельности в разнотипных профессиях и образ внешнего мира в сознании разнотипных профессионалов. Методы профессиональной психосемантики.

3.2.2. Разделы учебной дисциплины, формы учебной деятельности и формы контроля

№№ пп

семестра

Наименование раздела учебной дисциплины

Формы учебной деятельности, включая самостоятельную работу студентов (в часах)

Формы текущего контроля

Л

Сем

ПЗ

СРС

всего

1

2

3

4

5

6

7

8

9



III

Введение в психологию труда, инженерную психологию и эргономику.

2

3

-

8

16

Выступление на семинаре, коллоквиум, тестирование



III

Проблемы инженерной психологии и эргономики. Психология и безопасность эргатических систем.

1

2




8

18

Выступление на семинаре, коллоквиум, дискуссия, тестирование



III

Психологический анализ человека как субъекта профессиональной деятельности. Рабочее пространство.

5

7

5

12

21

Выступление на семинаре, коллоквиум, активность в ходе деловой игры



III

Психологическое профессиоведение.

2

6

5

6

18

Выступление на семинаре, тестирование







ИТОГО:

10

18

10

34

72




3.2.3. Темы лекций и количество часов по семестрам изучения учебной дисциплины

№№ пп

Название тем лекций учебной дисциплины

Семестры

III




1

2

3

4



Психология труда – научная и практическая дисциплина. Методы психологии труда

2






Структурный анализ трудовой деятельности

1






Субъект труда. Психологические признаки сознания субъекта труда

2






Психология профессионального развития

3






Психологические классификации профессий

1






Профессиографирование. Цели и методы психологического анализа профессий.

1







Итого

10




3.2.4. Темы семинаров и практических занятий и количество часов по семестрам изучения учебной дисциплины

п/№

Название тем семинаров /практических занятий, виды контроля

Объем по семестрам

III




1

2

3

4



Психология труда как профессия (ТК).

2






Психология и безопасность эргатических систем.

1






Психология формирования и оценки профессионализма (ТК).

2






Психология профессионального самоопределения (ТК).

3






Мотивация профессионального выбора и трудовой деятельности(ТК).

3






Коллоквиум (ТК).

3






Работоспособность и функциональные состояния в трудовой деятельности (ТК).

3






Методы диагностики и коррекции функциональных состояний (ТК).

3






Профессиографирование. Профессиограмма и психограмма (ТК).

3






Профессиональная адаптация и профессиональные деформации (ТК).

3






Зачётное занятие (ПК).

2







Итого

28




3.2.5. Лабораторный практикум не предусмотрен.

3.3. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТА

3.3.1. Виды СРС

п/п

семестра

Наименование раздела учебной дисциплины

Виды СРС

Всего часов

1

2

3

4

5



III

Введение в психологию труда инженерную психологию и эргономику.

Подготовка к занятиям (ПЗ) Подготовка к текущему контролю (ПТК)

7

(3+4)



Проблемы инженерной психологии и эргономики. Психология и безопасность эргатических систем.

Подготовка дискуссииПодготовка к занятиям (ПЗ) Подготовка к текущему контролю (ПТК) Подготовка реферата

9

(2+1+2+4)



Психологический анализ человека как субъекта профессиональной деятельности. Рабочее пространство.

Подготовка к занятиям (ПЗ) Подготовка к текущему контролю (ПТК) Подготовка к деловой игре

12

(4+4+4)



Психологическое профессиоведение.

Подготовка к занятиям (ПЗ) Подготовка к промежуточному контролю (ППК)

6

(3+3)

ИТОГО часов в семестре:

34
следующая страница >>