Кафедра общей психологии - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Кафедра общей психологии - страница №1/1

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИКО-СТОМАТОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ имени А.И.ЕВДОКИМОВА
КАФЕДРА ОБЩЕЙ ПСИХОЛОГИИ





«Утверждаю»

Проректор по учебной работе

профессор, С.Т.Сохов

«_03_» ____июля__________2012





РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«ПРАКТИКУМ ПО ПСИХОДИАГНОСТИКЕ»
Курс _3_, семестр _5_, форма обучения очная
Направление подготовки (специальность) – 030401.65 «Клиническая психология»
При разработке рабочей программы учебной дисциплины (модуля) в основу положены:

  1. ФГОС ВПО по направлению подготовки (специальности) 030401 «Клиническая психология» квалификация «специалист», утвержденный Министерством образования и науки РФ « 24 » декабря 2010 г. № 2057

  2. Учебный план по специальности, утвержденный Ученым советом ГБОУ ВПО МГМСУ Минздравсоцразвития России «09» июня 2011г., Протокол № 6

Программа обсуждена на заседании кафедры общей психологии

«17» апреля 2012 года Протокол № 5

Зав. кафедрой, профессор ________________Е.В. Орестова


Рабочая программа рассмотрена на заседании Центрального методического совета

«28» мая 2012 года Протокол № 25

Председатель ЦМС, член-корр. РАМН, профессор ___________________Э.В. Луцевич

Рабочая программа одобрена на заседании ученого совета факультета клинической психологии

«07» июня 2012 года Протокол № 7

Председатель ученого совета, профессор _________________________ Н.А. Сирота




2. ВВОДНАЯ ЧАСТЬ
2.1. Цель и задачи освоения дисциплины.

Целью освоения учебной дисциплины "Практикум по психодиагностике" является ознакомление основами психометрики в психодиагностике, уровнями психодиагностического исследования и соответствующими психологическими категориями и психодиагностическими методиками, а также овладение навыком использования этих методик.

При этом задачами освоения дисциплины являются:



  • Ориентация студентов в основных задачах психодиагностики в зависимости от сферы деятельности практического психолога.

  • Изучение различных видов психодиагностических методик, вариантов их классификации по различным критериям.

  • Овладение концептуальным аппаратом психодиагностики и его связями с базисными положениями и понятиями общей, клинической, возрастной психологии.

  • Овладение навыком составления психологического портрета личности с опорой на интерпретацию и анализ психодиагностических данных по отдельным методикам.

2.2. Место учебной дисциплины в структуре ооп университета

2.2.1. Учебная дисциплина "Практикум по психодиагностике" входит в число курсов цикла С3 – Профессиональные дисциплины (Б.19). Изучается в V семестре.

2.2.2. Для изучения данной учебной дисциплины необходимы следующие знания, умения и навыки, формируемые предшествующими дисциплинами:

- Философия

Знания: онтология и гносеология, принципы построения философских систем, категории философии и науки.

Умения: анализ философских и научных концепций;

Навыки: аргументации принятой точки зрения.



- Логика

Знания: правила формальной логики и логики предикатов, общие представления об алгоритмах и гипотетико-дедуктивном выводе;

Умения: вести аргументированный, логически стройный диалог, следования алгоритмическим процедурам;

Навыки: аргументации принятой точки зрения.



- Общая психология

Знания: базовые отрасли и методы психологии, общие представления об эксперименте; научные школы и направления в психологии; соотношение научной и житейской психологии;

Умения: вести дискурс, оставаясь в рамках определенной теоретической позиции;

Навыки: изучения научной литературы, аргументации принятой точки зрения.

- Психология развития

Знания: особенности возрастных периодов развития(кризисы, социальная ситуация развития, ведущая деятельность, новообразования);

Умения: анализ возрастных периодов развития;

Навыки: работа с детьми в определенный возрастной период.



- Социальная психология

Знания: психология масс и групп, учет этнических и культуральных особенностей людей;

Умения: учитывать и анализировать обстоятельства существования индивидов в обществе;

Навыки: учет социального контекста при диагностике.



- Педагогическая психология

Знания: ведение педагогической работы с различными группами учащихся;

Умения: уметь сформировать учебную программу;

Навык: построение грамотного ведения учебных занятий.



- Дифференциальная психология

Знания: индивидуальное развитие людей в социуме;

Умения: анализировать гендерные, возрастные, этнические, индивидуальные особенности личности;

Навык: умение распознавать гендерные, возрастные, этнические и индивидуальные особенности личности.



- Психология личности

Знания: взгляды различных школ психологии на формирование личности и ее особенности;

Умения: вести дискурс, оставаясь в рамках определенной теоретической позиции;

Навык: рассматривать личность, оставаясь в рамках определенной теоретической парадигмы.



- Психодиагностика

Знания: об общих принципах проведения и интерпретации психодиагностических инструментов и осуществлении психодиагностических суждений; о нормативах психометрики.

Умения: осуществление психодиагностических измерений;

Навыки: обсчет, обработка, интерпретация психодиагностических данных, написание психодиагностического заключения.



2.3. Требования к результатам освоения учебной дисциплины «Практикум по психодиагностике»

2.3.1.Целям и задачам освоения данной дисциплины соответствуют следующие виды профессиональной деятельности клинического психолога:

  1. Научно-исследовательская.

  2. Психодиагностическая.

  3. Преподавательская.

2.3.2.Изучение данной учебной дисциплины направлено на формирование у обучающихся следующих общекультурных (ОК) и профессиональных (ПК) компетенций:


№№пп

индекс компетенции

Содержание компетенции (или ее части)

В результате изучения учебной дисциплины обучающиеся должны:

Знать

Уметь

Владеть

Оценочные средства

1

2

3

4

5

6

7



ОК-9

способность и готовность к восприятию личности другого, эмпатии, установлению доверительного контакта и диалога, убеждению и поддержке людей

+

+

+

Работа в микрогруппах, отчетные работы



ПК-5

умение выявлять и анализировать информацию о потребностях пациента (клиента) и медицинского персонала (или заказчика услуг) с помощью интервью, анамнестического метода и других клинико-психологических (идеографических) методов

+

+

+

Работа в микрогруппах, отчетная работа.



ПК-6

владение навыками планирования психодиагностического исследования с учетом нозологических, синдромальных, социально- демографических, культуральных и индивидуально-психологических характеристик, умением формировать комплекс психодиагностических методов, адекватных целям исследования, определять последовательность (программу) их применения

+

+

+

Выступление на семинаре, работа в микрогруппах, отчетные работы.



ПК-7

умение самостоятельно проводить психодиагностическое исследование в соответствии с исследовательскими задачами и этико-деонтологическими нормами, обработку и анализ полученных данных (в том числе, с применением информационных технологий.), интерпретировать результаты исследования

+

+

+

Выступление на семинаре, работа в микрогруппах, отчетные работы.



ПК-8

умение формулировать развернутое структурированное психологическое заключение, отвечающее целям исследования в контексте психологической теории, обеспечивать пациента (клиента) и медицинский персонал (заказчика услуг) информацией о результатах диагностики, формулировать рекомендации

+

+

+

Выступление на семинаре, работа в микрогруппах, отчетные работы.



ПК-29

способность к созданию психодиагностических, психотерапевтических, консультационных и коррекционных технологий, адекватных целям, ситуации и контингенту респондентов с последующей обработкой данных на основе математическо-статистических методов

+

+

+

Выступление на семинаре, работа в микрогруппах, отчетные работы.

В результате изучения данной учебной дисциплины студент должен:



а) знать:

  • Основные методологические подходы в психодиагностике (объективный, субъективный, проективный).

  • Уровни психологического диагноза по Л.С.Выготскому (эмпирический, этиологический и типологический).

  • Представления об установлении тестовых норм.

  • Статистические методы обработки тестов.

  • Возможности психодиагностики для целей психотерапии, психокоррекции, реабилитации.

  • Организационно-методические подходы к массовым психодиагностическим исследованиям.

б) уметь:

  • Подбирать комплекс психодиагностических методик в зависимости от сферы, контингента и задач исследования.

  • Использовать основных методов психодиагностики интеллекта и личности.

  • Использовать основные методы психодиагностики функциональных состояний и психических функций.

  • Использовать полученные знания на последующих этапах обучения, а также в профессиональной деятельности;

в) владеть:

  • Навыками построения психологического портрета личности;

  • Навыками использования отдельных психодиагностических методик;

  • Навыками обработки и интерпретации полученных диагностических данных.

г) иметь представление:

  • О принципах конструирования психологических тестов.

  • Об алгоритмах работы опросниковых и проективных методик.

  • Об интерпретации универсальных методик исследования интеллекта и личности.

  • О применении психодиагностических методик в различных сферах деятельности (клиническая, социальная, профессиональная, управление, межличностное и семейное общение и консультирование и др.).

3. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

3.1.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Всего часов/ зачетных единиц

Семестры

V




часов




1

2

3




Аудиторные занятия (всего), в том числе:

51

51




Лекции (Л)










Практические занятия (ПЗ),

51

51




Семинары (С)

-

-




Лабораторные работы (ЛР)

-

-




Самостоятельная работа студента (СРС),в том числе:

21

21




Отчетная работа (ОР)

11

11




Реферат (Реф)(Монография - М)

-

-




Расчетно-графические работы (РГР)

-

-




Подготовка к занятиям(ПЗ)

7

7




Подготовка к текущему контролю (ПТК))

3

3




Подготовка к промежуточному контролю (ППК)

-

-


























Вид промежуточной аттестации

зачет (З)

зачет







экзамен (Э)










ИТОГО: Общая трудоемкость

час.

72

75




ЗЕТ

2

2




3.2.1 Разделы учебной дисциплины и компетенции, которые должны быть освоены при их изучении

№№ пп

Компетенции

Наименование раздела учебной дисциплины

Содержание раздела в дидактических единицах (темы разделов)

1

2

3

4



ОК-9;

ПК-5, 6, 7, 8, 29



Психодиагностика когнитивной сферы

Исследование непосредственного запоминания. Влияние осмысленности материала на запоминание. Эксперименты П.И. Зинченко, А.А. Смирнова как диагностика непроизвольного запоминания. Методы исследования (диагностики) непосредственного запоминания - воспроизведение 10-ти слов, ряда цифр (кратковременная акустическая память), узнавание предъявленных фигур (кратковременная зрительная память). Объем и точность непосредственного запоминания как косвенные показатели работоспособности. Методы исследования опосредованного запоминания. Методика Выготского-Леонтьева. Метод пиктограмм А.Р. Лурия. Исследование опосредованного запоминания в патопсихологии (К.В. Зейгарник. Л.В. Петренко). Психодиагностика памяти в контексте динамической теории К. Левина. "Феномен прерванной деятельности" Зейгарник. Влияние интерференции на запоминание. Ретро- и проактивное торможение. Реминисценция.

Основные теоретико-методологические подходы к исследованию интеллекта и способностей. Исторический экскурс исследования интеллекта и способностей. Определение терминов "интеллект", "способность". Начало тестирования (испытания) интеллекта и способностей - "отправная точка" в формировании психодиагностики как специальной области знаний. Фрэнсис Гальтон, Альфред Бине - основоположники тестового метода в диагностике интеллекта и способностей. Стэнфордская шкала интеллекта. Коэффициент интеллектуального развития IQ, его формула и назначение. Применение факторного анализа для исследования интеллекта (К. Пирсон, Ч. Спирмен, Л. Терстоун). Шкала измерения интеллекта Векслера - wais (1955). Тестовая батарея Векслера: вербальная шкала и шкала действия. 7 уровней интеллекта по Векслеру. Использование отдельных методик тестовой батареи Векслера для целей возрастной психологии, клинической психодиагностики, дефектологии. Интеллектуальный тест прогрессивных матриц Равена (Raven Progressive Matrices). Пять серий заданий возрастающей трудности. Исследование формально-логического интеллекта с помощью теста "16 личностных факторов" Р. Кеттелла (уровень интеллекта - фактор В). Использование качественных и количественных характеристик при исследовании интеллекта в норме и патологии. "Качественный подход" к исследованию интеллект в отечественной патопсихологии (Б.В. Зейгарник, Ю.Ф. Поляков). Динамическое исследование интеллекта в процессе обучения. Понятие "зоны ближайшего развития", введенное Л.С. Выготским. Обучающий эксперимент. Тесты способностей и их целевое назначение.





ОК-9;

ПК-5, 6, 7, 8, 29



Психодиагностика личности: неинструментальные и опросниковые методы, проективные методы

Метод наблюдения. Естественный эксперимент А.Ф. Лазурского. Эффективность применения метода наблюдения с детьми дошкольного возраста. Эффект фасада. Варианты естественного наблюдения в социальной психологии. Длительность и объекты метода наблюдения. Психологические феномены, подлежащие наблюдению. Вспомогательные средства метода наблюдения. Субъективность метода наблюдения и его коррекция.

Автобиографический метод. Исследование автобиографий Ш. Бюллер и русским ученым Н.А. Рыбниковым, рассмотрение автобиографии как психологического документа, отражающего историю развития личности через призму ее самосознания. Психологическое исследование биографий- Выявление специфики самовосприятия личности, внутренней картины ее развития, а также диагностика, коррекция, проектирование жизненного пути (Кроник А.А., Головаха Е.И.). Формы применения автобиографического метода - опросники, интервью, тесты, спонтанные и спровоцированные автобиографии, свидетельства очевидцев, контент-анализ дневников и писем, построение диаграмм жизненных измерений. Ретроспективный анализ истории жизни. Анализ актуальных и предполагаемых событий будущего («будущая автобиография», управляемая фантазия, графики жизни, каузометрия). Реконструкция жизненной программы и «сценария» развития личности. Специфика взаимоотношений со значимыми другими и отношение к своей микросоциальной среде.

Опросниковый метод. Опросники многофакторные (MMPI. 16 PF и др.) и опросники, ориентированные на "критерий" (опросник Айзенка, шкала Спилбергера, шкала Тейлора и др.). Личностные опросники как разновидность субъективного психодиагностического подхода. Классификация опросников: личностные, типологические, опросники мотивов, интересов, ценностей, установок. Опросники общие и опросники, ориентированные на критерий. Принципы создания и сферы применения многофакторных опросников. Многофакторные опросники MMPI и «16 личностных факторов» Р.Кетгелла: подробное ознакомление, анализ профилей, применение в различных сферах психологической деятельности. Проблемы использования личностных опросников в связи с возможной «установочностью» их заполнения испытуемым. Методические приемы, используемые против возможной фальсификации ответов в личностных опросниках.

Понятие проекции и проективного метода. Содержание проективной гипотезы и ее подтверждение. Специфика конструирования и предъявления проективных методик. Классификация проективных методик Л. Фрэнка: конститутивные (тестРоршаха), интерпретативные (Тематический Апперцептивный Тест), конструктивные (Тест Мира), катаритческие (психодрама), экспрессивные (Дом-Дерево-Человек), импрессивные (Цветовой тест Люшера), аддитивные (метод «Незаконченных предложений). Рисуночные тесты как наиболее распространенный вариант экспрессивных проективных методик. Актуальность рисуночных тестов для детской психодиагностики. Иллюстрация и интерпретация наиболее распространенных рисуночных тестов: «Дерево», "Дом-дерево-человек", «Рисунок человека», "Я в трех проекциях", «Несуществующее животное», «Рисунок семьи», «Свободный рисунок», «Картина мира», «Автопортрет», «Четыре персонажа», рисуночный тест Вартегга.





ОК-9;

ПК-5, 6, 7, 8, 29



Психодиагностика межличностных и семейных отношений

Психодиагностика межличностных и семейных отношений как полифункциональная область исследования, включающая проблемы общей, социальной, возрастной, юридической, медицинской психологии, а также проблемы психотерапии, психокоррекции и множества социальны» служб.

Социометрия как метод исследования межличностных отношений в малых группах и роли личности в групповом взаимодействии. Классический вариант социометрии Дж. Морено. Варианты социометрических методик: личностный комплексный социометрический тест (ЛКСТ), шкала межличностной приемлемости, аутосоциометрическая методика. Тест диагностики интерперсональных контактов Тимоти Лири (ICL). Психологический спектр применения методики: исследования представления личности о семье и других, точности межличностного восприятия, социального поведения личности, взаимоотношений в малых группах, самооценки, «Идеала Я», стиля руководства. Диагностика межличностных конфликтов. Методика предрасположенности к конфликтному поведению К. Томаса, метод репертуарных решеток Дж. Келли, феномен локуса контроля Дж. Роттера.

Исследование эмоциональной регуляции и межличностного взаимодействия: методика семантического дифференциала, ее модификации и варианты, выбор диагностируемых понятий. Аффективные компоненты значения по Осгуду (Оценка, Сила, Активность). «Евклидово расстояние» как показатель субъективного значения прошкалированиых испытуемым понятий. Возможности семантического дифференциала для целей диагностики эмоционального отношения личности к окружающим, ее социальных установок, ценностных ориентаций и личностного смысла.

Самоактуализированный тест (САТ) личностных отношений Э.Шострома, его отечественная модификация.

Методики исследования некоторых эмоциональных компонентов в межличностном общении: шкала имнульсивности-целеустремленности В.А. Лосенкова, диагностика эмпатии, методика исследования эмоциональной отзывчивости, игровой тренинг.

Психодиагностика семейных отношений. Методики изучения семьи входе семенной психотерапии предложенные Э.Г.Эйдемиллером (1990): "Типовое семейное состояние", "Анализ семейной тревоги", "Конструктивно-деструктивная семья". "Нормативное сопротивление", "Анализ семейных взаимоотношений". Диагностические процедуры в ходе семейной психотерапии: "Наивная семейная психология", "Предпочитаемый тип симпатии". Висбаденский опросник позитивной и семейной психотерапии Н.Пезешкиана. Диагностика актуальных базисных способностей как социальных норм ролевых стабилизаторов, переменных социализации. Выяснение взаимосвязи между отдельными нормами социализации и психосоматическими симптомами.





ОК-9;

ПК-5, 6, 7, 8, 29



Психодиагностика и психотерапия

Психотерапия как метод глубинной психодиагностики. Элементы психодиагностики в терапевтическом альянсе: проекция, идентификация, рационализация, вытеснение, перенос, внутренний конфликт, ролевой конфликт, инсайт, катарсис. Роль психодиагностики при выборе конкретного психотерапевтического метода. Индивидуальная недирективная психотерапия по К.Роджерсу. Метод активного вслушивания в клиента, семь стадий психотерапевтического процесса. Психотерапевтический процесс как объект психодиагностики. Психодрама как катартический проективный метод психодиагностики личности. Психодиагностика социальных отношений в трансакционном анализе. Я-состояния, обусловленные ролевыми инстанциями личности (Экстеропсихика – «Родитель», Неопсихика – «Взрослый», Археопсихика – «Ребенок»). Игры и жизненные сценарии по Э.Берну. Применение трансакционного анализа в индивидуальной и групповой психотерапии, в психотерапии брака. Элементы психодиагностики в групповой и семейной психотерапии.

3.2.2. Разделы учебной дисциплины, формы учебной деятельности и формы контроля

№№ пп

семестра

Наименование раздела учебной дисциплины

Формы учебной деятельности, включая самостоятельную работу студентов (в часах)

Формы текущего контроля

Л

Сем

ПЗ

СРС

всего

1

2

3

4

5

6

7

8

9

3.

V

Психодиагностика когнитивной сферы







8

4

12

Отчетные задания

4.

V

Психодиагностика личности: неинструментальные и опросниковые методы, проективные методы







17

8

25

Отчетные задания

6.

V

Психодиагностика межличностных и семейных отношений







15

5

20

Отчетные задания

7.

V

Психодиагностика и психотерапия







11

4

15

Отчетные задания







ИТОГО:







51

21

72




3.2.4. Темы семинаров и практических занятий и количество часов по семестрам изучения учебной дисциплины

п/№

Название тем семинаров /практических занятий, виды контроля

Объем по семестрам

V




1

2

3

4



Психодиагностика когнитивной сферы

8






Неинструментальная и стандартизированная психодиагностика личности

6






Проективная психодиагностика личности

11






Психодиагностика межличностных и семейных отношений

15






Психодиагностика и психотерапия

11







Итого

51




3.2.5. Лабораторный практикум не предусмотрен.

3.3. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТА

3.3.1. Виды СРС

п/п

семестра

Наименование раздела учебной дисциплины

Виды СРС

Всего часов

1

2

3

4

5



V

Психодиагностика когнитивной сферы

Подготовка к занятиям (ПЗ) Подготовка к текущему контролю (ПТК)

Отчетная работа (ОР)



4

(2+2+2)



Психодиагностика личности: неинструментальные и опросниковые методы, проективные методы

Подготовка к занятиям (ПЗ) Подготовка к текущему контролю (ПТК)

Отчетная работа (ОР)



8

(2+2+4)



Психодиагностика межличностных и семейных отношений

Подготовка к занятиям (ПЗ) Подготовка к текущему контролю (ПТК)

Отчетная работа (ОР)



5

(1+2+2)



Психодиагностика и психотерапия

Подготовка к занятиям (ПЗ) Подготовка к текущему контролю (ПТК)

Отчетная работа (ОР)



4

(1+1+2)

ИТОГО часов:

21

3.3.2. Примерная тематика рефератов, курсовых работ, контрольных вопросов
3.4. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ КОНТРОЛЯ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.4.1. Виды контроля и аттестации, формы оценочных средств

п/п

семестра

Виды контроля

Наименование раздела учебной дисциплины

Оценочные средства

Форма

Кол-во вопросов в задании

К-во независимых вариантов

1

2

3

4

5

6

7



IV

ТК, ПК

Психодиагностика когнитивной сферы

Защита отчетной работы

6






IV

ТК, ПК

Психодиагностика личности: неинструментальные и опросниковые методы, проективные методы

Защита отчетной работы

6






V

ТК

Психодиагностика межличностных и семейных отношений

Защита отчетной работы

6






V

ТК

Психодиагностика и психотерапия

Защита отчетной работы

6




3.5. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)

3.5.1. Основная литература

п/№

Наименование

Автор (ы)

Год, место издания

Кол-во экземпляров

в биб-лиотеке

на ка-федре

1

2

3

4

7

8



Психология

Лукацкий М.А., Остренкова М.Е.

2008, ГЭОТАР-Медиа

600

-



Психодиагностика стресса. Практикум.

Водопьянова Н.Е.

2009, ПИТЕР

50

-



Клиническая психология

Сидоров П.И., Парняков А.В.

2008

10

-


3.5.2. Дополнительная литература

п/№

Наименование

Автор (ы)

Год, место издания

Кол-во экземпляров

в библиотеке

на кафедре

1

2

3

4

7

8



Психодиагностика. Пособие.

Государев Н.А.

2009, Ось-89

2

-


Интернет-источники

http://psixologiya.org/psixodiagnostika.html

http://cc.psytest.ru/ru

http://www.ht.ru/cms/

http://imaton.com/
3.6. Материально-техническое обеспечение учебной дисциплины.

Учебный процесс осуществляется в учебных аудиториях и компьютерном классе. Для обеспечения учебного процесса используются: доска под фломастер для иллюстрации и пояснения излагаемого материала; мультимедийный комплекс (ноутбук, проектор, экран) для просмотра учебных материалов; ситуационные задачи, тестовые задания по изучаемым темам на бумажных и электронных носителях. Компьютерные классы, оснащенные компьютерами для работы с обучающими программами, демонстрации исследовательских и диагностических методик.



3.7. Образовательные технологии

Используемые образовательные технологии При изучении данной дисциплины используются как традиционные формы обучения (лекция, семинар, практическое занятие), так и инновационные (подготовка и проведение студентами дискуссий, проектная работа в микрогруппах, выполнение и защита отчетных работ).



3.8. Разделы учебной дисциплины и междисциплинарные связи с последующими дисциплинами

п/№

Наименование последующих дисциплин

Разделы данной дисциплины, необходимые для изучения последующих дисциплин

1

2

3

4

5

6

7

1

Патопсихология

+

+

+

+

+

+

+

2

Экспериментальная психология

+

+
















3

Методология исследований в клинической психологии

+

+

+

+

+

+

+

4.

Практикум по патопсихологии

+

+

+

+

+

+

+

4

Курсовые работы

+

+

+

+

+

+

+

5

ВКР

+

+

+

+

+

+

+

4. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины:

В процессе обучения студентов основными формами обучения являются аудиторные занятия, включающие лекции и практические занятия, и самостоятельная работа учащихся. Тематика лекций и практических занятий соответствует содержанию программы дисциплины. Данная учебная программа является общепсихологическим базисом, на котором в последующих семестрах будет основываться изучение специальных дисциплин в области клинической психологии.

Практическое занятие состоит из следующих этапов:


  • Проверка исходных знаний.

  • Выступление студентов с докладом по текущей теме семинара.

  • Обсуждение докладов и беседа по теме семинара.

  • Подведение итогов занятия с обсуждением работы группы.

На практической части занятия преподаватель обращает внимание на наиболее важные темы семинара, ошибки, допущенные студентами при обсуждении, а также на самостоятельность и активность работы студентов с литературой и лекционным материалом.

Для успешного освоения дисциплины каждый студент должен быть обеспечен учебно-методическими материалами по предмету (тематическими планами лекций и практических, учебно-методической литературой, вопросами к семинарским занятиям и контрольным работам), а также возможностью отработки пропущенных занятий.

Обязательным условием освоения дисциплины является самостоятельная работа студента, выполнение которой контролируется на практических занятиях. Кроме того, каждый студент должен подготовить доклад по текущей теме и выступить с ним на семинарском занятии (по меньшей мере раз в семестр). Подобная форма обучения развивает навыки поиска научной литературы, ее анализа, составления резюме прочитанного текста, подготовки тезисов устного выступления с последующими ответами на вопросы аудитории, приемов аргументации защищаемых гипотез, т.е. ведения научно-исследовательской работы и ее защиты в рамках профессиональных дискуссий. Аналогичные цели должны преследоваться и при ориентации студентов на самостоятельный поиск новых материалов по текущим разделам и чтение дополнительной литературы.

Контроль теоретических знаний и практических навыков и умений проводиться с помощью тестового контроля, собеседования, рефератов и написания отчетных работ с изложением результатов психодиагностических обследований.

Разработчики:

Доцент В.А. Мохов

(занимаемая должность) (подпись) (инициалы, фамилия)



(занимаемая должность) (подпись) (инициалы, фамилия)


Рецензенты



(занимаемая должность) (подпись) (инициалы, фамилия)