Кафедра общей психологии - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Кафедра общей психологии - страница №1/1

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИКО-СТОМАТОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ имени А.И.ЕВДОКИМОВА
КАФЕДРА ОБЩЕЙ ПСИХОЛОГИИ





«Утверждаю»

Проректор по учебной работе

профессор, С.Т.Сохов

«_03_» ____июля__________2012





РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ»
Курс _3_, семестр _5_, форма обучения очная
Направление подготовки (специальность) – 030401.65 «Клиническая психология»
При разработке рабочей программы учебной дисциплины (модуля) в основу положены:

  1. ФГОС ВПО по направлению подготовки (специальности) 030401 «Клиническая психология» квалификация «специалист», утвержденный Министерством образования и науки РФ « 24 » декабря 2010 г. № 2057

  2. Учебный план по специальности, утвержденный Ученым советом ГБОУ ВПО МГМСУ Минздравсоцразвития России «09» июня 2011г., Протокол № 6

Программа обсуждена на заседании кафедры общей психологии

«17» апреля 2012 года Протокол № 5

Зав. кафедрой, профессор ________________Е.В. Орестова


Рабочая программа рассмотрена на заседании Центрального методического совета

«28» мая 2012 года Протокол № 25

Председатель ЦМС, член-корр. РАМН, профессор ___________________Э.В. Луцевич

Рабочая программа одобрена на заседании ученого совета факультета клинической психологии

«07» июня 2012 года Протокол № 7

Председатель ученого совета, профессор _________________________ Н.А. Сирота




2. ВВОДНАЯ ЧАСТЬ

2.1. Цель и задачи освоения дисциплины.

Целью дисциплины «Психология личности» является освоение теоретических знаний и практических навыков для проведения научно-исследовательских работ в области психологии личности, необходимых для профессиональной подготовки и практической деятельности клинического психолога.

Задачи освоения дисциплины:


  • Формирование представления об основных принципах исследования личности

  • Интеграция знаний об отдельных аспектах личности: структуре, развитии, мотивации, норме и патологии, психокоррекции и психотерапии

  • Углубленное знакомство с различными направлениями в психологии личности

  • Создание целостного представления о разнообразных классических и современных подходах к психологии личности


2.2. Место учебной дисциплины в структуре ооп университета

2.2.1. Учебная дисциплина "Психология личности" входит в базовую часть цикла С3. Профессиональные дисциплины. Изучается в V семестре.

2.2.2. Для изучения данной учебной дисциплины необходимы следующие знания, умения и навыки, формируемые предшествующими дисциплинами:

- Общая психология

Знания: филогенез и онтогенез психики, психические процессы.

Умения: анализ теоретических концепций.

Навыки: изучение учебной литературы.



- Психология развития и возрастная психология

Знания: о факторах, влияющих на развитие человека; об особенностях психического развития на разных этапах онтогенеза.

Умения: анализ учебного материала.

Навыки: изучение учебной литературы.



- Дифференциальная психология:

Знания: об индивидуальных особенностях в функционировании психических процессов человека.

Умения: понимать проявления индивидуальных особенностей человека;

Навыки: изучения научной литературы, аргументации принятой точки зрения.



2.3. Требования к результатам освоения учебной дисциплины «Психология личности»

2.3.1.Целям и задачам освоения данной дисциплины соответствуют следующие виды профессиональной деятельности клинического психолога:

  1. Научно-исследовательская.

  2. Психодиагностическая.

  3. Консультативная и психотерапевтическая (психологическое вмешательство).

  4. Психолого-просветительская.

2.3.2.Изучение данной учебной дисциплины направлено на формирование у обучающихся следующих общекультурных (ОК) и профессиональных (ПК) компетенций:

№№пп

индекс компе-тенции

Содержание компетенции (или ее части)

В результате изучения учебной дисциплины обучающиеся должны:

Знать

Уметь

Владеть

Оценочные средства

1

2

3

4

5

6

7



ОК-3

способность и готовность к владению культурой научного мышления, обобщением, анализом и синтезом фактов и теоретических положений

+

+

+

Выступление на семинаре, коллоквиум



ОК-4

способность и готовность к использованию системы категорий и методов, необходимых для решения типовых и новых задач в различных областях профессиональной деятельности

+

+

+

Коллоквиум, тестирование, ситуационные задачи



ОК-9

способность и готовность к восприятию личности другого, эмпатии, установлению доверительного контакта и диалога, убеждению и поддержке людей

+

+

+

Ситуационные задачи, отчетная работа



ПК-2

готовность инициировать психологические исследования: определение области прикладной психологии, предоставляющей возможности для развития исследований, проверка и оценка существующих методов, техник и моделей, выявлением возможности для развития фундаментальной и прикладной психологии

+

+

+

Выступление на семинаре, учебная дискуссия



ПК-9

владение необходимыми знаниями об основных направлениях клинико-психологических вмешательств (психотерапии и психологического консультирования) и их теоретической обоснованности

+

+




Выступление на семинаре, коллоквиум



ПК-21

владение навыками популяризации психологических знаний,

рекомендаций по использованию результатов психологических



исследований и инноваций

+

+

+

Учебная дискуссия, деловая игра, ситуационные задачи

В результате изучения данной учебной дисциплины студент должен:

а) знать:

  • основные понятия психологии личности

  • фундаментальные классические и современные, отечественные и зарубежные психологические теории личности

  • методы, используемые в психологии личности, и способы их практического применения

  • основные эмпирические исследования в психологии личности

  • специфику вопросов и проблем, рассматриваемых психологией личности

б) уметь:

  • излагать в форме письменного или устного отчета основные положения, содержащиеся в учебно-методической или специальной научной литературе

  • проводить сопоставительный анализ теоретических подходов к изучению личности человека

в) владеть:

  • навыками ведения дискуссии, аргументации своей позиции

  • навыками самостоятельного подбора литературы по определённой программе, оформления реферативных работ согласно требованиям к научным текстам

  • навыками оценки результатов экспериментальных исследований в области психологии личности

  • навыками интерпретации результатов, представленных в специальных научных статьях, докладах или сообщениях по экспериментальной психологии личности

г) иметь представление о:

  • о разнообразных направлениях в психологии личности

  • о критериях анализа теорий личности

  • о методах, применяемых в психологии личности

  • об основных дискуссионных вопросах по проблемам психологии личности

  • об истории вопроса

3. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

3.1.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Всего часов/ зачетных единиц

Семестры

V

часов

1

2

3

Аудиторные занятия (всего), в том числе:

34

34

Лекции (Л)

10

10

Практические занятия (ПЗ)

10

10

Семинары (С)

14

14

Лабораторные работы (ЛР)

-

-

Самостоятельная работа студента (СРС), в том числе:

38

38

Курсовая работа (КР) (Отчетная работа - ОР)







Реферат (Реф)(Монография - М)

10

10

Расчетно-графические работы (РГР)

-

-

Подготовка к занятиям(ПЗ)

10

10

Подготовка к текущему контролю (ПТК)

10

10

Подготовка к промежуточному контролю (ППК)

8

8

Вид промежуточной аттестации

зачет (З)

зачет




экзамен (Э)







ИТОГО: Общая трудоемкость

час.

72

72

ЗЕТ

2

2


3.2.1 Разделы учебной дисциплины и компетенции, которые должны быть освоены при их изучении

№№ пп

Компетенции

Наименование раздела учебной дисциплины

Содержание раздела в дидактических единицах (темы разделов)

1

2

3

4



ОК-3, 4, ПК-2

Введение в психологию личности

Методологические основы анализа понятий личности. Личность как поле для психологического исследования. Человек в зеркале природы, истории и индивидуальной жизни. Индивид, индивидуальность, личность. Человек как субъект биологической, социальной и культурной жизни. Движущие силы и условия развития личности. Индивидуальные свойства и их роль в развитии человеческой личности. Личность в социогенезе. Индивидуальность личности и её жизненный путь.

Критерии психологического анализа теорий личности. Компоненты теории личности. Структура личности и различные методологические подходы к её изучению. Мотивация в психологии личности. Проблема развития личности. Психопатология и психическое здоровье. Возможности психокоррекции и психотерапии личностных расстройств. Основные методы исследования личности, значение их для психологии.





ОК-3, 4, 9, ПК-2, 9, 21

Психоаналитические теории личности

Психодинамическая теория личности: З. Фрейд. Основные концепции и принципы психоанализа. Топографическая модель сознания. Структура личности. Инстинкты как движущая сила поведения человека. Психосексуальные стадии развития. Природа тревоги. Типы тревоги. Защитные механизмы эго (вытеснение, проекция, регрессия, отрицание, замещение, формирование реакции, рационализация, сублимация). Методы психоанализа. Достижения психоаналитической терапии.

Индивидуальная психология: А. Адлер. Основные тезисы индивидуальной терапии личности. Индивидуум как единое и само согласующееся, как творческое и самоопределяющееся целое. Человеческая жизнь как активное стремление к совершенству. Понятие социального интереса. Стиль жизни. Фикционный финализм. Порядок рождения: теоретические положения и эмпирические доказательства.

Аналитическая теория личности: К.Г. Юнг. Основные концепции и принципы. Структура личности. Личное и коллективное бессознательное. Понятие архетипов. Эго-направленности и психологические функции. Развитие личности: индивидуация.

Эпигенетическая теория: Э. Эриксон. Эго-психология: результат развития психоанализа. Эпигенетический принцип. Психосоциальные стадии развития личности. Базовое доверие – базовое недоверие. Автономия – стыд, сомнение. Инициативность – вина. Трудолюбие – неполноценность. Эго-идентичность – ролевое смешение. Интимность – изоляция. Продуктивность – инертность, застой. Целостность личности – отчаяние.

Теория Э. Фромма. Личность в современной культуре. Механизмы бегства от свободы. Авторитаризм. Разрушительность. Автоматизированный конформизм. Позитивная свобода. Экзистенциальные потребности человека. Социальные типы характера.

Социокультурная теория личности: К. Хорни. Представление о развитии личности. Базальная тревога. Стратегии компенсации базальной тревоги. Невротические потребности. Невротическая личность. Ориентация на людей, от людей, против людей. Идеализированный образ.





ОК-3, 4, 9, ПК-2, 9, 21

Теории личности в бихевиоризме

Научающе-бихевиоральное направление. Теория оперантного научения: Б. Скиннер. Подход Скиннера к психологии: какой должна быть наука о поведении. Личность с точки зрения бихевиористов. Респондентное и оперантное поведение. Режимы подкрепления. Условное подкрепление. Контроль поведения посредством аверсивных стимулов. Возможности использования достижений концепции синнеровского оперативного научения в различных сферах психологической практики.

Социально-когнетивная теория личности: А. Бандура. Саморегуляция и познание в поведении. Научение через моделирование. Основные процессы научения через наблюдение (роль внимания, памяти, моторных действий, мотивации). Косвенное подкрепление. Самоподкрепление. Появление саморегуляции. Проблема самоэффективности и самоконтроля в психологической теории и практике.

Теория социального научения: Дж. Роттер. Потенциал поведения. Ожидание. Ценность подкрепления. Психологическая ситуация. Основная формула прогноза поведения. Основные потребности человека. Компоненты потребности. Интернальный и экстернальный локус контроля. Измерение локуса контроля. Характеристики интерналов и экстерналов.




ОК-3, 4, 9, ПК-2, 9, 21

Гуманистическая психология личности

Психология третьей силы. Основные принципы гуманистической психологии. А. Маслоу. Мотивация: иерархия потребностей. Физиологические потребности. Потребности безопасности и защиты. Потребности принадлежности и любви. Дефицитарная и бытийная любовь. Потребности уважения и самоуважения. Потребности самоактулизации. Дефицитарная мотивация и мотивация роста. Метаобраз жизни: путь к совершенствованию. Характеристики самоактуализирующихся людей. Эупсихея.

Феноменологическая теория личности: К. Роджерс. Взгляды Роджерса на природу человека. Руководящий мотив в жизни: тенденция актуализации. Я-концепция. Методика Q-сортировки. Полноценно функционирующий человек. Терапия, центрированная на клиенте. Терапевтические условия для изменения личности.

Логотерапия и экзистенциональный анализ: В. Франкл. Стремление к поиску и реализации человеком смысла жизни как основная мотивация. Ценности творчества, переживаний, отношения. Совесть, её роль в поиске смысла. Понятие сверхсмысла. Учение Франкла о свободе воли. Психотерапевтический аспект логотерапии.

Психосинтез: Р. Ассаджиоли. Взгляды на психологическую структуру личности в концепции психосинтеза. Представления о развитии личности в психосинтезе. Уровни сознания. Понятие субличности. Возможности психосинтеза применительно к психотерапии и психологии личностного роста.





ОК-3, 4, 9, ПК-2, 9, 21

Диспозициональное и когнитивное направления в теории личности

Г. Олпорт: диспозициональная теория личности. Концепция черты личности. Характеристики черт личности. Общие и индивидуальные черты. Типы индивидуальных диспозиций. Проприум: развитие самости. Мотивация: функциональная автономии, её виды. Характеристики зрелой личности.

Р. Кеттел: структурная теория черт личности. Основные принципы. Формула описания поведения. Категории черт личности. Источники данных для факторного анализа. Выявление исходных черт эмпирическим путём. Роль наследственности и окружающей среды.

Г. Айзенк: теория типов личности. Основные типы личности. Интроверт. Экстраверт. Нейротизм. Эмоциональная стабильность. Психопатия. Измерение черт личности. Нейрофизиологические основы черт и типов. Пятифакторная модель личности.

Дж. Келли: основы когнитивной теории. Конструктивный альтернативизм. Особенности мотивации. Личностные конструкты: модели для действительности. Свойства конструкторов. Типы конструкторов. Основной постулат теории личностных конструкторов и выводы из него. Репертуарный тест ролевого конструктора. Конструкты и их влияние на взаимоотношения людей. Психическое здоровье. Характеристики зрелой, здоровой личности.





ОК-3, 4, 9, ПК-2, 9, 21

Отечественные теории личности

Бехтерев. Основные идеи и принципы. Зарождение психологии личности в отечественной науке. Лазурский. Эндо- и экзопсихика. Д.Н. Узнадзе. Проблема установки у человека. Проблема объективации. Индивидуальные типы установок. Б.Т. Ананьев. Психологическая структура личности и её становление в процессе индивидуального развития человека. Основные характеристики человека и его развития. Структура индивидуального развития человека. Черты психологической структуры личности. Генетические и структурные взаимосвязи в развитии личности.

В.Н. Мясищев. Понятие личности в аспектах нормы и патологии. Психология отношений. Структура личности и отношение человека к действительности.

А.Н. Леонтьев. Деятельность и личность. Личность как предмет психологического исследования. Индивид и личность. Деятельность как основание личности. Сознание и личность. Формирование личности. Б.С. Братусь. Смысловая сфера личности. Циклы развития деятельности. Координаты пространства личности.




ОК-3, 4, 9, ПК-2, 9, 21

Перспективы исследований в области психологии личности

Сравнительная характеристика различных направлений в психологии личности.

Критерии оценки теорий личности.



Новые перспективы в теоретическом и практическом исследовании личности.


3.2.2. Разделы учебной дисциплины, формы учебной деятельности и формы контроля

№№ пп

семестра

Наименование раздела учебной дисциплины

Формы учебной деятельности, включая самостоятельную работу студентов (в часах)

Формы текущего контроля

Л

Сем

ПЗ

СРС

всего

1

2

3

4

5

6

7

8

9

1.

V

Введение в психологию личности

1

2

1

5

9

Выступление на семинаре

2.

V

Психоаналитические теории личности

3

3

2

6

14

Выступление на семинаре, коллоквиум, ситуационные задачи

3.

V

Теории личности в бихевиоризме

1

2

2

5

10

Выступление на семинаре, ситуационные задачи

4.

V

Гуманистическая психология личности

2

2

1

6

11

Выступление на семинаре, ситуационные задачи

5.

V

Диспозициональное и когнитивное направления в теории личности

1

2

2

5

10

Выступление на семинаре, ситуационные задачи

6.

V

Отечественные теории личности

1

2

1

6

10

Выступление на семинаре, коллоквиум, ситуационные задачи

7.

V

Перспективы исследований в области психологии личности

1

1

1

5

8

Выступление на семинаре, тестирование







ИТОГО:

10

14

10

38

72




3.2.3. Темы лекций и количество часов по семестрам изучения учебной дисциплины

№№ пп

Название тем лекций учебной дисциплины

Семестр

V

1

2

3



Введение в курс «Психология личности»

1



Психодинамическое направление. Психоанализ З. Фрейда

1



Индивидуальная психология А. Адлера и аналитическая психология К.Г. Юнга

1



Эпигенетическая теория Э. Эриксона. Социокультурные теории Фромма и Хорни.

1



Подход к личности в бихевиоризме

1



Гуманистическая психология Маслоу. Феноменологический подход Роджерса

1



Логотерапия и экзистенциальный анализ В. Франкла

1



Диспозициональное направление в психологии личности и теория персональных конструктов Дж. Келли

1



Отечественные теории личности

1



Перспективы дальнейших исследований в психологии личности

1




Итого

10

3.2.4. Темы семинаров и практических занятий и количество часов по семестрам изучения учебной дисциплины



Название тем семинаров /практических занятий, виды контроля

Семестр

V

1

2

3



Предмет, задачи и основные вопросы психологии личности.

2



Психодинамический подход к психологии личности.

2



Проблема движущих сил развития личности в психоанализе.

2



Эго-психология: результат развития психоанализа.

1



Теория оперантного научения.

4



Теории черт личности. Подход к личности с позиции факторного анализа.

2



Возможности практического применения когнитивных теорий личности.

2



Иерархия потребностей. Метапотребности. Дефицитарная мотивация.

1



Я-концепция. Полноценно функционирующие люди.

1



Тенденции к поиску смысла. Виды ценностей.

1



Сравнительный анализ зарубежных теорий личности.

2



Отношения (В.М. Мясищев) и деятельность (А.Н. Леонтьев) как элементы строения личности.

3



Новые перспективы в теоретическом и практическом исследовании личности.

1




Итого

24

3.2.5. Лабораторный практикум не предусмотрен.

3.3. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТА

3.3.1. Виды СРС

п/п

семестра

Наименование раздела учебной дисциплины

Виды СРС

Всего часов

1

2

3

4

5



V

Введение в психологию личности

Подготовка к занятиям (ПЗ) Подготовка к текущему контролю (ПТК).

5



V

Психоаналитические теории личности

Подготовка к занятиям (ПЗ) Подготовка к текущему контролю (ПТК). Подготовка к промежуточному контролю (ППК)

6



V

Теории личности в бихевиоризме

Подготовка к занятиям (ПЗ) Подготовка к текущему контролю (ПТК).

5



V

Гуманистическая психология личности

Подготовка к занятиям (ПЗ) Подготовка к текущему контролю (ПТК).

6



V

Диспозициональное и когнитивное направления в теории личности

Подготовка к занятиям (ПЗ) Подготовка к текущему контролю (ПТК).

5



V

Отечественные теории личности

Подготовка к занятиям (ПЗ) Подготовка к текущему контролю (ПТК).

6



V

Перспективы исследований в области психологии личности

Подготовка к занятиям (ПЗ) Подготовка к текущему контролю (ПТК) Отчетная работа (ОР) Подготовка к промежуточному контролю (ППК)

5

ИТОГО часов в семестре:

38


3.3.2. Примерная тематика рефератов, курсовых работ, контрольных вопросов

Рефераты

1. « Я и Оно» в психоаналитической теории З. Фрейда.

2. К.Юнг «Психологические типы».

3. А. Адлер « Индивидуальная психология, ее гипотезы и результат».

4. К. Хорни « Невротическая личность».

5. Э. Фромм « Бегство от свободы».

6. Э Фромм « Искусство любить».

7. Э. Эриксон «Эпигенез идентичности».

8. К. Роджерс « Что значит становиться человеком».

9. Представление о личности и ее становлении в теории Б. Г. Ананьева.

10. Формирование личности в теории Л. И. Божович.

11. Личность в теории Л. С. Выготского.

12. Проблема личности в теории С. Л. Рубинштейн.

13. Движущие силы и условия развития личности (А.Г. Асмолов).


Контрольные вопросы.

  1. Понятия «индивидуальность» и «личность» в современной отечественной и зарубежной психологии.

  2. Темперамент и характер.

  3. Психопатии и акцентуации характера.

  4. Уровни психического здоровья.

  5. Взгляд на психическое здоровье в различных теориях личности.

  6. Представление о развитии личности в отечественной психологии.

  7. Параметры анализа теории личности.

  8. Понятие структуры личности в различных психологических школах.

  9. Психология отношений В. Мясищева.

  10. Концепция Б.С. Братуся.

  11. Психоаналитическая теория З. Фрейда.

  12. Психосексуальное развитие личности.

  13. Аналитическая психология К. Юнга.

  14. Теория развития Э.Эриксона.

  15. Индивидуальная психология А. Адлера

  16. Теория личности Э.Фромма.

  17. Теория личности К.Хорни.

  18. Гуманистическая психология А.Маслоу.

  19. Теории мотивации в различных психологических направлениях.

  20. Логотерапия В.Франкла

  21. Феноменологическое направление К. Роджерса.

  22. Проблема личности в бихевиоризме Б.Скиннера.

  23. Когнитивно - социальная теория А. Бандуры

  24. Теория социального научения Дж. Роттера.

  25. Концепции развития в разных теориях личности.

  26. Теория черт Г.Олпорта.

  27. Теория личностных конструктов Дж. Келли.

  28. Модель личности Р. Кеттела.

  29. Трехфакторная модель Г.Айзенка.

  30. Пятифакторная модель личности.

  31. Основные вопросы коррекции и терапии личности в разных подходах.

3.4. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ КОНТРОЛЯ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.4.1. Виды контроля и аттестации, формы оценочных средств

п/п

семестра

Виды контроля

Наименование раздела учебной дисциплины

Оценочные средства

Форма

Кол-во вопросов в задании

К-во независимых вариантов

1

2

3

4

5

6

7



V

ТК

Введение в психологию личности

Выступление на семинаре

6






V

ТК

Психоаналитические теории личности

Выступление на семинаре, коллоквиум, ситуационные задачи

10; 12; 4






V

ТК

Теории личности в бихевиоризме

Выступление на семинаре, ситуационные задачи

6; 2






V

ТК

Гуманистическая психология личности

Выступление на семинаре, ситуационные задачи

7; 4






V

ТК

Диспозициональное и когнитивное направления в теории личности

Выступление на семинаре, ситуационные задачи

6; 2






V

ТК

Отечественные теории личности

Выступление на семинаре, коллоквиум, ситуационные задачи

8; 9; 3






V

ТК

Перспективы исследований в области психологии личности

Выступление на семинаре, тестирование, ролевая игра

5; 20




3.4.2.Примеры оценочных средств:

для текущего контроля (ТК)

Тестовые задания
1. ЛАТЕНТНАЯ СТАДИЯ СООТВЕТСТВУЕТ СЛЕДУЮЩЕМУ ВОЗРАСТУ

1) младенческому

2) младшему школьному +

3) взрослому

4) подростковому

5) юношескому


2. РАЗВИТИЮ У РЕБЕНКА КОМПЛЕКСА НЕПОЛНОЦЕННОСТИ СПОСОБСТВУЕТ

1) неполноценность органов

2) гиперопека со стороны родителей

3) отвержение со стороны родителей

4) все ответы верны +

5) нет верного ответа


3. АВТОР ТЕОРИИ ЛИЧНОСТНЫХ КОНСТРУКТОВ

1) А. Адлер

2) Р. Кеттел

3) Г. Олпорт

4) Дж. Келли +

5) У. Мишел

6) В.М. Мясищев


Ситуационные задачи
1. На консультацию к психологу пришла семья: мама, папа и их 9-тилетний сын. Жалоба родителей: «Ребенок ленив, не выполняет домашние задания, плохо учится, хотя довольно умненький. Мы его, конечно, наказываем: и телевизор он у нас почти не смотрит, и отшлепаем, бывает, а результата никакого. Что нам делать и почему так происходит?»


  • Какие виды контроля используют эти родители?

  • Насколько эффективен такой контроль с точки зрения Скиннера?

  • Объясните этим родителям так, как это сделал бы Скиннер, почему их воспитательные воздействия приводят именно к данному результату.

  • Какие иные варианты поведения Вы могли бы предложить родителям этого мальчика?

  • Дайте общую классификацию и оцените эффективность способов контроля поведения посредством различных видов стимулов.

2. После смерти любимой жены 60-тилетний мужчина впал в глубокий кризис и подумывает о самоубийстве.



  • В рамках какого психологического направления впервые был поставлен вопрос о подобных кризисах?

  • Какие типы ценностей, выделенные данным направлением, существуют у людей?

  • С каким видом ценностей Вы будете работать в данном примере?

  • Что можно сказать этому клиенту в связи с его ситуацией?

  • Насколько эффективен этот подход для решения подобных проблем? Почему?

3. Человек, занимающий руководящий пост, на работе ведет себя как тиран по отношению к подчиненным, заверяя всех, что только таким образом от них можно чего-либо добиться. В семье же он превращается в мягкого отца и мужа – «подкаблучника».




  • Можно ли считать такое поведение психопатическим?

  • Как объясняет ортодоксальный психоанализ подобное поведение?

  • Какие механизмы психологической защиты использует этот руководитель?

  • Как бы Вы повели себя, если б работали под его руководством?

3.5. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)

3.5.1. Основная литература

п/№

Наименование

Автор (ы)

Год, место издания

Кол-во экземпляров

в биб-лиотеке

на ка-федре

1

2

3

4

7

8



Психология

Лукацкий М.А., Остренкова М.Е.

2008, ГЭОТАР-Медиа

600

-



Клиническая психология

Сидоров П.И., Парняков А.В.

2008

10

-



3.5.2. Дополнительная литература

п/№

Наименование

Автор (ы)

Год, место издания

Кол-во экземпляров

в библиотеке

на кафедре

1

2

3

4

7

8



Психология

Нуркова В.В.

2009, ЮРАЙТ

1

-



Психология

п/р Сосновского Б.А.

2008, Высшее Образование

1

-

3.6. Материально-техническое обеспечение учебной дисциплины.

Учебный процесс протекает в учебных аудиториях и видеоклассах. Для обеспечения учебного процесса используются доска для иллюстрации и пояснения излагаемого материала; телевизор и видеомагнитофон для просмотра учебных видеофильмов.



3.7. Образовательные технологии

При изучении данной дисциплины используются как традиционные формы обучения (лекция, семинар, практическое занятие), так и инновационные (подготовка и проведение студентами дискуссий, ролевых игр).


3.8. Разделы учебной дисциплины и междисциплинарные связи с последующими дисциплинами



Наименование последующих дисциплин

Разделы данной дисциплины, необходимые для изучения последующих дисциплин

1

2

3

4

5

6

7

1

Теории личности в клинической психологии

+

+

+

+

+

+

+

2

История психологии




+

+

+

+

+




3

Личностные расстройства

+

+

+

+

+

+

+

4

Практикум по психотерапии консультированию

+

+

+

+

+

+

+

5

Учение о неврозах

+

+

+

+

+

+

+


4. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины:

Курс «Психология личности» знакомит студентов с широким кругом разнообразных теоретических и практических направлений и подходов к личности. Данный курс носит энциклопедический характер, рассматривая актуальные направления современной психологической науки. Предпринимается попытка обобщить и осмыслить, сведя в единое целое, ряд крупнейших теорий личности (как зарубежных, так и отечественных), разработанных в психологии за минувшие сто лет, т.е. за всю историю научной психологии. Помимо изучения основных теоретических положений и понятий, вниманию студентов предоставляется также стратегии и результаты эмпирических исследований, т.е. эмпирическая проверка теоретических положений в процессе научного исследования. Особое значение в этом курсе придаётся практическому применению теоретических идей.

Изучение дисциплины «Психология личности» позволит студентам осознать, как открытия, сделанные различными теоретиками, могут быть интегрированы с целью лучшего понимания всей сложности личности и поведения человека. Как уже упоминалось, основное содержание курса – это знакомство с различными психологическими теориями личности. В первом же разделе студенты знакомятся с теми идеями и положениями, при помощи которых будет облегчена задача по изучению отдельных теорий. Таким образом, сначала создается определённая ориентировочная основа, схема, структура для изучения психологических теорий личности, которая затем заполняется конкретным содержанием. В результате изучения данного курса студенты овладевают понятийным аппаратом психологии личности, а также узнают различные концепции личности.

Основными формами обучения студентов являются аудиторные занятия, включающие лекции и практические занятия, и самостоятельная работа учащихся. Тематика лекций и практических занятий соответствует содержанию программы дисциплины. На лекционных занятиях излагаются основные теоретические вопросы данного курса. Практические занятия предполагают широкое использование активных форм проведения занятий: дискуссий, круглых столов, собеседований, т.п. Система контроля усвоения знаний включает в себя опрос студентов на занятиях, контрольные работы, предоставление докладов, рефератов, составление таблиц-схем. Курс завершается сдачей зачета.



Разработчики:

ст. преподаватель Н.В. Воротыло

(занимаемая должность) (подпись) (инициалы, фамилия)



Рецензенты

______ ______

(занимаемая должность) (подпись) (инициалы, фамилия)