МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИКО-СТОМАТОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ имени А.И.ЕВДОКИМОВА
КАФЕДРА ОБЩЕЙ ПСИХОЛОГИИ
|
«Утверждаю»
Проректор по учебной работе
профессор, С.Т.Сохов
«_03_» ____июля__________2012
|
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«ПСИХОГЕНЕТИКА»
Курс _
2_, семестр _
4_, форма обучения очная
Направление подготовки (специальность) – 030401.65 «Клиническая психология»
При разработке рабочей программы учебной дисциплины (модуля) в основу положены:
-
ФГОС ВПО по направлению подготовки (специальности) 030401 «Клиническая психология» квалификация «специалист», утвержденный Министерством образования и науки РФ « 24 » декабря 2010 г. № 2057
-
Учебный план по специальности, утвержденный Ученым советом ГБОУ ВПО МГМСУ Минздравсоцразвития России «09» июня 2011г., Протокол № 6
Программа обсуждена на заседании кафедры общей психологии
«17» апреля 2012 года Протокол № 5
Зав. кафедрой, профессор ________________Е.В. Орестова
Рабочая программа рассмотрена на заседании Центрального методического совета
«28» мая 2012 года Протокол № 25
Председатель ЦМС, член-корр. РАМН, профессор ___________________Э.В. Луцевич
Рабочая программа одобрена на заседании ученого совета факультета клинической психологии
«07» июня 2012 года Протокол № 7
Председатель ученого совета, профессор _________________________ Н.А. Сирота
2. ВВОДНАЯ ЧАСТЬ
2.1. Цель и задачи освоения дисциплины.
Целью освоения учебной дисциплины "Психогенетика" является ознакомление слушателей с основными теоретическими и практическими направлениями в психогенетике, формирование профессионально-грамотного их понимания и использования.
При этом задачами освоения дисциплины является усвоение студентами теоретических знаний и практических навыков по следующим аспектам:
-
основные положения генетики количественных признаков
-
исследование этиологии индивидуально-психологических различий
-
теоретические основы психогенетических методов исследования интеллекта
-
основные направления исследовательских парадигм в психологии индивидуальности.
2.2. Место учебной дисциплины в структуре ооп университета
2.2.1. Учебная дисциплина "Психогенетика" входит в число элективных курсов цикла С3. Профессиональные дисциплины. Изучается в IV семестре.
2.2.2. Для изучения данной учебной дисциплины необходимы следующие знания, умения и навыки, формируемые предшествующими дисциплинами:
- Возрастная психология
Знания: о соотношении биологического и социального в ходе развития человека; об этапах и закономерностях психического онтогенеза.
Умения: анализ теоретических концепций.
Навыки: изучение учебной литературы.
- Дифференциальная психология:
Знания: об индивидуальных особенностях в функционировании психических процессов человека.
Умения: понимать проявления индивидуальных особенностей человека;
Навыки: изучения научной литературы, аргументации принятой точки зрения.
- Физиология ЦНС
Знания: о физиологических механизмах функционирования психики.
Умения: анализ учебного материала.
Навыки: изучение учебной литературы.
2.3. Требования к результатам освоения учебной дисциплины «Психогенетика»
2.3.1.Целям и задачам освоения данной дисциплины соответствуют следующие виды профессиональной деятельности клинического психолога:
-
Научно-исследовательская.
-
Психодиагностическая.
-
Психолого-просветительская.
2.3.2.Изучение данной учебной дисциплины направлено на формирование у обучающихся следующих общекультурных (ОК) и профессиональных (ПК) компетенций:
№№пп
|
индекс компетенции
|
Содержание компетенции (или ее части)
|
В результате изучения учебной дисциплины обучающиеся должны:
|
Знать
|
Уметь
|
Владеть
|
Оценочные средства
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
-
|
ОК-7
|
способность и готовность к пониманию современных концепций картины мира на основе сформированного мировоззрения, овладения достижениями естественных и общественных наук, культурологи (ОК-2)
|
+
|
+
|
+
|
Выступление на семинаре, групповая дискуссия
|
-
|
ОК-8
|
готовность инициировать психологические исследования: определение области прикладной психологии, предоставляющей возможности для развития исследований, выявление возможности для развития фундаментальной и прикладной психологии (ПК-2)
|
+
|
+
|
+
|
Контрольная работа, тестирование
|
-
|
ОК-9
|
владение навыками популяризации психологических знаний, рекомендаций по использованию результатов психологических исследований и инноваций (ПК- 21)
|
+
|
+
|
+
|
Выступление на семинаре, групповая дискуссия
|
-
|
ОК-11
|
владение навыками планирования психодиагностического исследования с учетом индивидуально-психологических характеристик (ПК-6)
|
+
|
+
|
+
|
Выступление на семинаре, контрольная работа, тестирование
|
В результате изучения данной учебной дисциплины студент должен:
а) знать:
-
о специфике наследственной передачи психологических и психофизиологических признаков
-
о межвозрастной генетической преемственности.
-
исследование психогенетическим методом эмоциональности, активности, социабельности
-
психогенетические методы исследования темперамента детей раннего возраста
-
психогенетические методы исследования памяти и внимания
б) уметь:
-
определять тип наследования признака
-
выявлять тип генотип-средовой корреляции
в) владеть:
-
навыками планирования исследований роли наследственности и среды в формировании индивидуальных различий
-
методом генограммы
г) иметь представление о:
-
ядерной и цитоплазматической наследственности
-
правилах построения генеалогических древ
-
методе близнецов
-
индивидуальных особенностях ЭЭГ, ВП, КГР
-
роли генотипа в детерминации индивидуальных траекториях развития
-
дизонтогенезе, аутизме, синдроме дефицита внимания, гиперактивности
3. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
3.1.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
|
Всего часов/ зачетных единиц
|
Семестры
|
№ IV
|
№ __
|
часов
|
часов
|
1
|
2
|
3
|
4
|
Аудиторные занятия (всего), в том числе:
|
38
|
38
|
|
Лекции (Л)
|
10
|
10
|
|
Практические занятия (ПЗ),
|
18
|
18
|
|
Семинары (С)
|
10
|
10
|
|
Лабораторные работы (ЛР)
|
-
|
-
|
|
Самостоятельная работа студента (СРС), в том числе:
|
34
|
34
|
|
Курсовая работа (КР) (Отчетная работа - ОР)
|
-
|
-
|
|
Реферат (Реф)(Монография - М)
|
10
|
10
|
|
Расчетно-графические работы (РГР)
|
-
|
-
|
|
Подготовка к занятиям(ПЗ)
|
10
|
10
|
|
Подготовка к текущему контролю (ПТК)
|
10
|
10
|
|
Подготовка к промежуточному контролю (ППК)
|
4
|
4
|
|
Вид промежуточной аттестации
|
зачет (З)
|
зачет
|
|
|
экзамен (Э)
|
|
|
|
ИТОГО: Общая трудоемкость
|
час.
|
72
|
72
|
|
ЗЕТ
|
2
|
2
|
|
3.2.1 Разделы учебной дисциплины и компетенции, которые должны быть освоены при их изучении
№№ пп
|
Компетенции
|
Наименование раздела учебной дисциплины
|
Содержание раздела в дидактических единицах (темы разделов)
|
1
|
2
|
3
|
4
|
-
|
ОК-7, 8, 9; ПК-22
|
Методологическое введение: проблема биологического и социального в человеке.
|
Представления об индивидуальности, ее диагностике и происхождении в истории культуры, философии и психологии. Современные проблемы психологии индивидуальности. Анализ структуры индивидуальности. Этиология индивидуальности.
|
-
|
ОК-7, 8, 9, ПК-9, 22
|
Основные положения и понятия современной генетики.
|
Генетический полиморфизм. Генетическая уникальность каждого человека и механизмы ее формирования. Генотип и среда. Основная формула генетики количественных признаков. Краткая история направлений в генетике, значимых для психогенетики: евгеника; проблема наследования приобретенных признаков.
|
-
|
ОК-7, 8, 9, 11, ПК-9, 22
|
Методы психогенетики.
|
История психогенетических исследований за рубежом и в России. Основные этапы и научные центры. Основные методы психогенетики. Сочетание нескольких психогенетических методов и метаанализ результатов, полученных разными методами. Особенности психического развития детей-близнецов как предмет возрастной и дифференциальной психологии. Статистические методы. Структурное моделирование. Адекватная интерпретация генетико-математических оценок.
|
-
|
ОК-7, 8, 9, 11, ПК-9, 22
|
Основные направления и результаты психогенетических исследований.
|
Психогенетические исследования когнитивных функций, темперамента, движений. Генетическая психофизиология. Психогенетические исследования индивидуальных различий. Генотип и среда в психическом дизонтогенезе.
|
-
|
ОК-7, 8, 9, 11, ПК-9, 22
|
Значение психогенетических исследований для дифференциальной психологии, психологии развития и психолого-педагогической практики.
|
Генетические корреляции как способ исследования психологических синдромов, возрастной преемственности, межуровневых связей в структуре индивидуальности. Генетика и асоциальное поведение. Использование в организации педагогического процесса знаний о роли общей и индивидуальной среды в вариативности разных признаков и в разных возрастах. Особенности психического развития детей-близнецов.
|
3.2.2. Разделы учебной дисциплины, формы учебной деятельности и формы контроля
№№ пп
|
№ семестра
|
Наименование раздела учебной дисциплины
|
Формы учебной деятельности, включая самостоятельную работу студентов (в часах)
|
Формы текущего контроля
|
Л
|
Сем
|
ПЗ
|
СРС
|
всего
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
-
|
IV
|
Методологическое введение: проблема биологического и социального в человеке.
|
2
|
2
|
4
|
6
|
14
|
Выступление на семинаре, контрольная работа
|
-
|
IV
|
Основные положения и понятия современной генетики.
|
2
|
2
|
4
|
7
|
15
|
Выступление на семинаре, контрольная работа
|
-
|
IV
|
Методы психогенетики.
|
2
|
2
|
4
|
7
|
15
|
Выступление на семинаре, контрольная работа
|
-
|
IV
|
Основные направления и результаты психогенетических исследований.
|
2
|
2
|
3
|
7
|
14
|
Выступление на семинаре, контрольная работа
|
-
|
IV
|
Значение психогенетических исследований для дифференциальной психологии, психологии развития и психолого-педагогической практики.
|
2
|
2
|
3
|
7
|
14
|
Выступление на семинаре, контрольная работа, тестирование
|
|
|
ИТОГО:
|
10
|
10
|
18
|
34
|
72
|
|
3.2.3. Темы лекций и количество часов по семестрам изучения учебной дисциплины
№№ пп
|
Название тем лекций учебной дисциплины
|
Семестр
|
IV
|
1
|
2
|
3
|
-
|
Предмет и задачи психогенетики. История психогенетики
|
1
|
-
|
Методы психогенетики
|
1
|
-
|
Основы общей генетики. Неменделевские механизмы наследования
|
1
|
-
|
Популяционная генетика. Исследовании среды в психогенетике
|
1
|
-
|
Психогенетические исследования интеллекта и когнитивных функций
|
1
|
-
|
Наследственные механизмы нарушений в когнитивной сфере
|
1
|
-
|
Изучение темперамента и личностных особенностей в психогенетике
|
1
|
-
|
Явления психического дизонтогенеза. Результаты психогенетических исследований
|
1
|
-
|
Этика психогенетических исследований
|
1
|
-
|
Значение психогенетических исследований для дифференциальной психологии, психологии развития и психолого-педагогической практики
|
1
|
|
Итого
|
10
|
3.2.4. Темы семинаров и практических занятий и количество часов по семестрам изучения учебной дисциплины
п/№
|
Название тем семинаров /практических занятий, виды контроля
|
Объем по семестрам
|
|
|
|
IV
|
|
1
|
2
|
3
|
|
-
|
Место психогенетики в системе отраслей психологии. Проблема «биологическое-социальное», «врожденное-приобретенное», «наследственное-средовое» в психологии
|
2
|
|
-
|
Основные этапы развития психогенетики. История евгенического движения
|
2
|
|
-
|
Метод анализа родословных. Методика «генограмма»
|
2
|
|
-
|
Близнецовый метод. Биология близнецовости. Особенности психического развития близнецов. Разновидности близнецового метода.
|
3
|
|
-
|
Схема метода приемных детей. Возможности и ограничения.
|
1
|
|
-
|
Метод моделирования на животных
|
1
|
|
-
|
Основы общей генетики. Законы Менделя
|
2
|
|
-
|
Механизмы неменделевского наследования
|
2
|
|
-
|
Популяционная генетика. Закон Харди-Вайнберга
|
1
|
|
-
|
Исследование среды в психогенетике. Коэффициент наследуемости и важность его правильной интерпретации
|
2
|
|
-
|
Проблема изучения интеллекта в психологии. Трехфакторная модель интеллекта. Измерение интеллекта. Психогенетика интеллекта и когнитивных функций
|
2
|
|
-
|
Наследственные механизмы нарушений в когнитивной сфере
|
2
|
|
-
|
Темперамент и личностные особенности в психогенетических исследованиях
|
2
|
|
-
|
Психогенетика психических расстройств
|
3
|
|
-
|
Этические проблемы психогенетики
|
1
|
|
|
Итого
|
28
|
3.2.5. Лабораторный практикум не предусмотрен.
3.3. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТА
3.3.1. Виды СРС
№ п/п
|
№ семестра
|
Наименование раздела учебной дисциплины
|
Виды СРС
|
Всего часов
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
-
|
IV
|
Методологическое введение: проблема биологического и социального в человеке.
|
Подготовка к занятиям (ПЗ) Подготовка к текущему контролю (ПТК)
|
6 (3+3)
|
-
|
IV
|
Основные положения и понятия современной генетики.
|
Подготовка к занятиям (ПЗ) Подготовка к текущему контролю (ПТК)
|
7 (4+3)
|
-
|
IV
|
Методы психогенетики.
|
Подготовка к занятиям (ПЗ) Подготовка к текущему контролю (ПТК)
|
7 (4+3)
|
-
|
IV
|
Основные направления и результаты психогенетических исследований.
|
Подготовка к занятиям (ПЗ) Подготовка к текущему контролю (ПТК)
|
7 (4+3)
|
-
|
IV
|
Значение психогенетических исследований для дифференциальной психологии, психологии развития и психолого-педагогической практики.
|
Подготовка к занятиям (ПЗ) Подготовка к текущему контролю (ПТК)
|
7 (4+3)
|
ИТОГО часов в семестре:
|
34
|
3.3.2. Примерная тематика рефератов, курсовых работ, контрольных вопросов
Семестр № IV
Рефераты
-
Ф. Гальтон - основоположник психогенетики.
-
История психогенетики в России.
-
Наследуемость интеллекта и расовая политика.
-
История зарубежного евгенического движения.
-
Евгеника в России.
-
Международный проект "Геном человека".
-
Генетика и общество.
-
Особенности человеческих популяций.
-
Проблема избирательности браков (эволюционный аспект)
-
Слагаемые успеха Г. Менделя.
-
История открытия и значение работы Г. Менделя для развития генетики.
-
История развития хромосомной теории наследственности.
-
История изучения ДНК.
-
Поведенческий фенотип.
-
Факторы, влияющие на количественную изменчивость. Понятие нормы реакции в генетике и психогенетике.
-
Показатель наследуемости и особенности его использования в психогенетике.
-
Генотип - средовое взаимодействие и генотип - средовая ковариация как составляющие фенотипической дисперсии.
-
История биометрического подхода в генетике человека.
-
Проблема семейной среды в психогенетике.
-
Дерматоглифика человека как количественный признак. История изучения и применения.
-
Явление близнецовости у человека.
-
История создания и применения близнецового метода в генетике.
-
Близнецы как особая группа людей.
-
Особенности воспитания и развития близнецов.
-
Психогенетические исследования в проекте "Геном человека".
-
Генетика поведения животных и психогенетика.
-
Депривация в младенческом возрасте и ее влияние на последующее развитие ребенка.
-
Критические и сензитивные периоды развития.
-
Работа генов в нервной клетке.
-
История изучения развития. Теории преформации и эпигенеза.
-
Наследственные и средовые причины правшества-левшества у человека.
-
Расовые различия и наследуемость интеллекта.
-
Экстраверсия - интроверсия - невротизм: история исследования и наследуемость
-
Факторно-аналитический подход к исследованию личности и психогенетические исследования.
-
Психические заболевания и наследственность.
-
Евгеника и неоевгеника.
-
Умственная отсталость и наследственность.
-
Девиантное поведение и наследственность.
-
Алкоголизм и наследственность.
Контрольные вопросы.
-
Проблема индивидуальности в психологии.
-
Развитие психогенетики в мировой отечественной войне.
-
Генотип и фенотип. Генотип, ген, аллель.
-
Классические законы Г. Менделя.
-
Неменделевская генетика.
-
Типы средовых влияний и генотип – средовых эффектов.
-
Методы психогенетики.
-
Генеалогический метод.
-
Метод приемных детей.
-
Метод близнецов.
-
Статистические методы психогенетики.
-
Психогенетические исследования интеллекта.
-
Исследование вербального и невербального интеллекта.
-
Психогенетические исследования темперамента.
-
Исследования темперамента у детей первых лет жизни.
-
Исследование черт темперамента у взрослых.
-
Психогенетические исследование движений.
-
Двигательные тесты.
-
Генетика мозга: методические подходы и уровни анализа.
-
Влияние генотипа на формирование параметров энцефалограммы.
-
Генотип – средовые соотношение в изменчивости показателей вегетативных реакций.
-
Наследуемость показателей функционирования сердечно-сосудистой системы.
-
Генетические аспекты леворукости.
-
Особенности функциональных асимметрий у близнецов.
-
Нормативное и индивидуальное в развитии психологических признаков.
-
Психогенетические исследования психического дизонтогенеза.
-
Аутизм. Генетические модели наследуемости аутизма.
-
Синдром дефицита внимания и гиперактивности.
-
Неспособность к обучению.
-
Мультифакториальная пороговая модель шизофрении.
-
Генетические исследования болезни Альцгеймера
-
Хромосомные аномалии и умственная отсталость
-
Психогенетический подход в изучении интеллекта
-
Лонгитюдные исследования близнецов
-
Генетический импритинг
-
Сцепленная наследственность
-
Девиантные формы поведения и данные психогенетических исследований
3.4. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ КОНТРОЛЯ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.4.1. Виды контроля и аттестации, формы оценочных средств
№ п/п
|
№ семестра
|
Виды контроля
|
Наименование раздела учебной дисциплины
|
Оценочные средства
|
Форма
|
Кол-во вопросов в задании
|
К-во независимых вариантов
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
-
|
IV
|
ТК
|
Методологическое введение: проблема биологического и социального в человеке.
|
Выступление на семинаре
|
2
|
2
|
-
|
IV
|
ТК
|
Основные положения и понятия современной генетики.
|
Контрольная работа, тестирование
|
3; 15
|
1; 1
|
-
|
IV
|
ТК
|
Методы психогенетики.
|
Выступление на семинаре, контрольная работа
|
4; 3
|
4; 1
|
-
|
IV
|
ТК
|
Основные направления и результаты психогенетических исследований.
|
Выступление на семинаре, контрольная работа, тестирование
|
3; 4; 20
|
3; 1; 1
|
-
|
IV
|
ТК
|
Значение психогенетических исследований для дифференциальной психологии, психологии развития и психолого-педагогической практики.
|
Выступление на семинаре, групповая дискуссия
|
2; 3
|
2; 3
|
3.4.2.Примеры оценочных средств:
Для текущего контроля (ТК)
|
-
РОДОНАЧАЛЬНИКОМ ПСИХОГЕНЕТИКИ ЯВЛЯЕТСЯ
-
Ч. Дарвин
-
Г. Мендель
-
Ф. Гальтон +
-
Р. Кеттел
-
Дж. Брунер
|
-
ПСИХОГЕНЕТИКА ИЗУЧАЕТ
-
роль природы и социума в развитии человека
-
роль наследственности и среды в формировании различий по психологическим и психофизиологическим признакам +
-
особенности монозиготных близнецов по сравнению с дизиготными
-
соотношение врожденного и приобретенного в психике человека
-
индивидуальные различия по психологическим и психофизиологическим признакам
|
-
СТРУКТУРА МОЛЕКУЛЫ ДНК БЫЛА ОТКРЫТА
-
в 1865 году
-
в 1900 году
-
в 1934 году
-
в 1953 году +
-
в 1975 году
|
-
ИНТЕЛЛЕКТ ОТНОСИТСЯ К КЛАССУ ПРИЗНАКОВ
-
Количественных +
-
качественных
-
с пороговым эффектом
-
аддитивных
-
неаддитивных
|
3.5. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
3.5.1. Основная литература
п/№
|
Наименование
|
Автор (ы)
|
Год, место издания
|
Кол-во экземпляров
|
в биб-лиотеке
|
на ка-федре
|
1
|
2
|
3
|
4
|
7
|
8
|
-
|
Психология
|
Лукацкий М.А., Остренкова М.Е.
|
2008, ГЭОТАР-Медиа
|
600
|
-
|
-
|
Клиническая психология
|
Сидоров П.И., Парняков А.В.
|
2008
|
10
|
-
|
3.5.2. Дополнительная литература
п/№
|
Наименование
|
Автор (ы)
|
Год, место издания
|
Кол-во экземпляров
|
в библиотеке
|
на кафедре
|
1
|
2
|
3
|
4
|
7
|
8
|
-
|
Психология
|
Нуркова В.В.
|
2009, ЮРАЙТ
|
1
|
-
|
-
|
Психология
|
п/р Сосновского Б.А.
|
2008, Высшее Образование
|
1
|
-
|
3.6. Материально-техническое обеспечение учебной дисциплины.
Учебный процесс осуществляется в учебных аудиториях. Для обеспечения учебного процесса используются: доска под фломастер для иллюстрации и пояснения излагаемого материала; мультимедийный комплекс (ноутбук, проектор, экран) для просмотра учебных видеоматериалов; ситуационные задачи, тестовые задания по изучаемым темам на бумажных и электронных носителях.
3.7. Образовательные технологии
При изучении данной дисциплины используются как традиционные формы обучения (лекция, семинар, практическое занятие), так и инновационные (подготовка и проведение студентами дискуссий по проблемным вопросам).
3.8. Разделы учебной дисциплины и междисциплинарные связи с последующими дисциплинами
№
|
Наименование последующих дисциплин
|
Разделы данной дисциплины, необходимые для изучения последующих дисциплин
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
1
|
Психология здоровья
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
2
|
Практикум по психодиагностике
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
3
|
Нарушения психического развития в детском и подростковом возрасте
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
4. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины:
В процессе обучения студентов основными формами обучения являются: аудиторные занятия, включающие лекции и практические занятия, и самостоятельная работа учащихся. Тематика лекций и практических занятий соответствует содержанию программы дисциплины.
Практическое занятие состоит из следующих этапов:
-
проверка исходных знаний;
-
выступление студентов с докладами по текущей теме семинара;
-
обсуждение докладов и беседа по теме семинара;
-
подведение итогов занятия с обсуждением работы группы.
На практической части занятия преподаватель обращает внимание на наиболее важные темы семинара, ошибки, допущенные студентами при обсуждении, а также на самостоятельность и активность работы студентов с литературой и лекционным материалом.
Для успешного освоения дисциплины каждый студент должен быть обеспечен учебно-методическими материалами по предмету (тематическими планами лекций и практических занятий, учебно-методической литературой, вопросами к семинарским занятиям и контрольным работам), а также возможностью отработки пропущенных занятий.
Обязательным условием освоения дисциплины является самостоятельная работа студента, выполнение которой контролируется на практических занятиях. Кроме того, каждый студент должен подготовить доклад по текущей теме и выступить с ним на семинарском занятии (по меньшей мере, раз в семестр). Подобная форма обучения развивает навыки поиска научной литературы, ее анализа, составления резюме прочитанного текста, подготовки тезисов устного выступления с последующими ответами на вопросы аудитории, приемов аргументации защищаемых гипотез, т.е. ведения научно-исследовательской работы и ее защиты в рамках профессиональных дискуссий. Аналогичные цели должны преследоваться и при ориентации студентов на самостоятельный поиск новых материалов по текущим разделам и чтение дополнительной литературы.
Контроль теоретических знаний и практических навыков и умений проводится с помощью тестового контроля, собеседования, представления докладов, рефератов, таблиц, схем и др. В процессе изучения дисциплины проводится 1 зачет (в конце 4 семестра). Тематика дисциплины включена в итоговую государственную аттестацию.
Разработчики:
профессор ____ Е.В. Орестова
(занимаемая должность) (подпись) (инициалы, фамилия)
ст. преподаватель Н.В. Воротыло
(занимаемая должность) (подпись) (инициалы, фамилия)
Рецензенты
(занимаемая должность) (подпись) (инициалы, фамилия)