Кафедра общей психологии - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Кафедра общей психологии - страница №1/1

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИКО-СТОМАТОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ имени А.И.ЕВДОКИМОВА
КАФЕДРА ОБЩЕЙ ПСИХОЛОГИИ





«Утверждаю»

Проректор по учебной работе

профессор, С.Т.Сохов

«_03_» ____июля__________2012





РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«ПСИХОГЕНЕТИКА»
Курс _2_, семестр _4_, форма обучения очная
Направление подготовки (специальность) – 030401.65 «Клиническая психология»
При разработке рабочей программы учебной дисциплины (модуля) в основу положены:

  1. ФГОС ВПО по направлению подготовки (специальности) 030401 «Клиническая психология» квалификация «специалист», утвержденный Министерством образования и науки РФ « 24 » декабря 2010 г. № 2057

  2. Учебный план по специальности, утвержденный Ученым советом ГБОУ ВПО МГМСУ Минздравсоцразвития России «09» июня 2011г., Протокол № 6

Программа обсуждена на заседании кафедры общей психологии

«17» апреля 2012 года Протокол № 5

Зав. кафедрой, профессор ________________Е.В. Орестова


Рабочая программа рассмотрена на заседании Центрального методического совета

«28» мая 2012 года Протокол № 25

Председатель ЦМС, член-корр. РАМН, профессор ___________________Э.В. Луцевич

Рабочая программа одобрена на заседании ученого совета факультета клинической психологии

«07» июня 2012 года Протокол № 7

Председатель ученого совета, профессор _________________________ Н.А. Сирота




2. ВВОДНАЯ ЧАСТЬ
2.1. Цель и задачи освоения дисциплины.

Целью освоения учебной дисциплины "Психогенетика" является ознакомление слушателей с основными теоретическими и практическими направлениями в психогенетике, формирование профессионально-грамотного их понимания и использования.

При этом задачами освоения дисциплины является усвоение студентами теоретических знаний и практических навыков по следующим аспектам:



  • основные положения генетики количественных признаков

  • исследование этиологии индивидуально-психологических различий

  • теоретические основы психогенетических методов исследования интеллекта

  • основные направления исследовательских парадигм в психологии индивидуальности.

2.2. Место учебной дисциплины в структуре ооп университета

2.2.1. Учебная дисциплина "Психогенетика" входит в число элективных курсов цикла С3. Профессиональные дисциплины. Изучается в IV семестре.

2.2.2. Для изучения данной учебной дисциплины необходимы следующие знания, умения и навыки, формируемые предшествующими дисциплинами:

- Возрастная психология

Знания: о соотношении биологического и социального в ходе развития человека; об этапах и закономерностях психического онтогенеза.

Умения: анализ теоретических концепций.

Навыки: изучение учебной литературы.



- Дифференциальная психология:

Знания: об индивидуальных особенностях в функционировании психических процессов человека.

Умения: понимать проявления индивидуальных особенностей человека;

Навыки: изучения научной литературы, аргументации принятой точки зрения.



- Физиология ЦНС

Знания: о физиологических механизмах функционирования психики.

Умения: анализ учебного материала.

Навыки: изучение учебной литературы.



2.3. Требования к результатам освоения учебной дисциплины «Психогенетика»

2.3.1.Целям и задачам освоения данной дисциплины соответствуют следующие виды профессиональной деятельности клинического психолога:

  1. Научно-исследовательская.

  2. Психодиагностическая.

  3. Психолого-просветительская.

2.3.2.Изучение данной учебной дисциплины направлено на формирование у обучающихся следующих общекультурных (ОК) и профессиональных (ПК) компетенций:


№№пп

индекс компетенции

Содержание компетенции (или ее части)

В результате изучения учебной дисциплины обучающиеся должны:

Знать

Уметь

Владеть

Оценочные средства

1

2

3

4

5

6

7



ОК-7

способность и готовность к пониманию современных концепций картины мира на основе сформированного мировоззрения, овладения достижениями естественных и общественных наук, культурологи (ОК-2)

+

+

+

Выступление на семинаре, групповая дискуссия



ОК-8

готовность инициировать психологические исследования: определение области прикладной психологии, предоставляющей возможности для развития исследований, выявление возможности для развития фундаментальной и прикладной психологии (ПК-2)

+

+

+

Контрольная работа, тестирование



ОК-9

владение навыками популяризации психологических знаний, рекомендаций по использованию результатов психологических исследований и инноваций (ПК- 21)

+

+

+

Выступление на семинаре, групповая дискуссия



ОК-11

владение навыками планирования психодиагностического исследования с учетом индивидуально-психологических характеристик (ПК-6)

+

+

+

Выступление на семинаре, контрольная работа, тестирование

В результате изучения данной учебной дисциплины студент должен:



а) знать:

  • о специфике наследственной передачи психологических и психофизиологических признаков

  • о межвозрастной генетической преемственности.

  • исследование психогенетическим методом эмоциональности, активности, социабельности

  • психогенетические методы исследования темперамента детей раннего возраста

  • психогенетические методы исследования памяти и внимания

б) уметь:

  • определять тип наследования признака

  • выявлять тип генотип-средовой корреляции

в) владеть:

  • навыками планирования исследований роли наследственности и среды в формировании индивидуальных различий

  • методом генограммы

г) иметь представление о:

  • ядерной и цитоплазматической наследственности

  • правилах построения генеалогических древ

  • методе близнецов

  • индивидуальных особенностях ЭЭГ, ВП, КГР

  • роли генотипа в детерминации индивидуальных траекториях развития

  • дизонтогенезе, аутизме, синдроме дефицита внимания, гиперактивности

3. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

3.1.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Всего часов/ зачетных единиц

Семестры

IV

__

часов

часов

1

2

3

4

Аудиторные занятия (всего), в том числе:

38

38




Лекции (Л)

10

10




Практические занятия (ПЗ),

18

18




Семинары (С)

10

10




Лабораторные работы (ЛР)

-

-




Самостоятельная работа студента (СРС), в том числе:

34

34




Курсовая работа (КР) (Отчетная работа - ОР)

-

-




Реферат (Реф)(Монография - М)

10

10




Расчетно-графические работы (РГР)

-

-




Подготовка к занятиям(ПЗ)

10

10




Подготовка к текущему контролю (ПТК)

10

10




Подготовка к промежуточному контролю (ППК)

4

4




Вид промежуточной аттестации

зачет (З)

зачет







экзамен (Э)










ИТОГО: Общая трудоемкость

час.

72

72




ЗЕТ

2

2





3.2.1 Разделы учебной дисциплины и компетенции, которые должны быть освоены при их изучении

№№ пп

Компетенции

Наименование раздела учебной дисциплины

Содержание раздела в дидактических единицах (темы разделов)

1

2

3

4



ОК-7, 8, 9; ПК-22

Методологическое введение: проблема биологического и социального в человеке.

Представления об индивидуальности, ее диагностике и происхождении в истории культуры, философии и психологии. Современные проблемы психологии индивидуальности. Анализ структуры индивидуальности. Этиология индивидуальности.



ОК-7, 8, 9, ПК-9, 22

Основные положения и понятия современной генетики.

Генетический полиморфизм. Генетическая уникальность каждого человека и механизмы ее формирования. Генотип и среда. Основная формула генетики количественных признаков. Краткая история направлений в генетике, значимых для психогенетики: евгеника; проблема наследования приобретенных признаков.



ОК-7, 8, 9, 11, ПК-9, 22

Методы психогенетики.

История психогенетических исследований за рубежом и в России. Основные этапы и научные центры. Основные методы психогенетики. Сочетание нескольких психогенетических методов и метаанализ результатов, полученных разными методами. Особенности психического развития детей-близнецов как предмет возрастной и дифференциальной психологии. Статистические методы. Структурное моделирование. Адекватная интерпретация генетико-математических оценок.



ОК-7, 8, 9, 11, ПК-9, 22

Основные направления и результаты психогенетических исследований.

Психогенетические исследования когнитивных функций, темперамента, движений. Генетическая психофизиология. Психогенетические исследования индивидуальных различий. Генотип и среда в психическом дизонтогенезе.



ОК-7, 8, 9, 11, ПК-9, 22

Значение психогенетических исследований для дифферен­циальной психологии, психологии развития и психолого-педагогической практики.

Генетические корреляции как способ исследования психологических синдромов, возрастной преемственности, межуровневых связей в структуре индивидуальности. Генетика и асоциальное поведение. Использование в организации педагогического процесса знаний о роли общей и индивидуальной среды в вариативности разных признаков и в разных возрастах. Особенности психического развития детей-близнецов.


3.2.2. Разделы учебной дисциплины, формы учебной деятельности и формы контроля

№№ пп

семестра

Наименование раздела учебной дисциплины

Формы учебной деятельности, включая самостоятельную работу студентов (в часах)

Формы текущего контроля

Л

Сем

ПЗ

СРС

всего

1

2

3

4

5

6

7

8

9



IV

Методологическое введение: проблема биологического и социального в человеке.

2

2

4

6

14

Выступление на семинаре, контрольная работа



IV

Основные положения и понятия современной генетики.

2

2

4

7

15

Выступление на семинаре, контрольная работа



IV

Методы психогенетики.

2

2

4

7

15

Выступление на семинаре, контрольная работа



IV

Основные направления и результаты психогенетических исследований.

2

2

3

7

14

Выступление на семинаре, контрольная работа



IV

Значение психогенетических исследований для дифферен­циальной психологии, психологии развития и психолого-педагогической практики.

2

2

3

7

14

Выступление на семинаре, контрольная работа, тестирование







ИТОГО:

10

10

18

34

72





3.2.3. Темы лекций и количество часов по семестрам изучения учебной дисциплины

№№ пп

Название тем лекций учебной дисциплины

Семестр

IV

1

2

3



Предмет и задачи психогенетики. История психогенетики

1



Методы психогенетики

1



Основы общей генетики. Неменделевские механизмы наследования

1



Популяционная генетика. Исследовании среды в психогенетике

1



Психогенетические исследования интеллекта и когнитивных функций

1



Наследственные механизмы нарушений в когнитивной сфере

1



Изучение темперамента и личностных особенностей в психогенетике

1



Явления психического дизонтогенеза. Результаты психогенетических исследований

1



Этика психогенетических исследований

1



Значение психогенетических исследований для дифференциальной психологии, психологии развития и психолого-педагогической практики

1




Итого

10

3.2.4. Темы семинаров и практических занятий и количество часов по семестрам изучения учебной дисциплины

п/№

Название тем семинаров /практических занятий, виды контроля

Объем по семестрам










IV




1

2

3






Место психогенетики в системе отраслей психологии. Проблема «биологическое-социальное», «врожденное-приобретенное», «наследственное-средовое» в психологии

2






Основные этапы развития психогенетики. История евгенического движения

2






Метод анализа родословных. Методика «генограмма»

2






Близнецовый метод. Биология близнецовости. Особенности психического развития близнецов. Разновидности близнецового метода.

3






Схема метода приемных детей. Возможности и ограничения.

1






Метод моделирования на животных

1






Основы общей генетики. Законы Менделя

2






Механизмы неменделевского наследования

2






Популяционная генетика. Закон Харди-Вайнберга

1






Исследование среды в психогенетике. Коэффициент наследуемости и важность его правильной интерпретации

2






Проблема изучения интеллекта в психологии. Трехфакторная модель интеллекта. Измерение интеллекта. Психогенетика интеллекта и когнитивных функций

2






Наследственные механизмы нарушений в когнитивной сфере

2






Темперамент и личностные особенности в психогенетических исследованиях

2






Психогенетика психических расстройств

3






Этические проблемы психогенетики

1







Итого

28


3.2.5. Лабораторный практикум не предусмотрен.

3.3. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТА

3.3.1. Виды СРС

п/п

семестра

Наименование раздела учебной дисциплины

Виды СРС

Всего часов

1

2

3

4

5



IV

Методологическое введение: проблема биологического и социального в человеке.

Подготовка к занятиям (ПЗ) Подготовка к текущему контролю (ПТК)

6 (3+3)



IV

Основные положения и понятия современной генетики.

Подготовка к занятиям (ПЗ) Подготовка к текущему контролю (ПТК)

7 (4+3)



IV

Методы психогенетики.

Подготовка к занятиям (ПЗ) Подготовка к текущему контролю (ПТК)

7 (4+3)



IV

Основные направления и результаты психогенетических исследований.

Подготовка к занятиям (ПЗ) Подготовка к текущему контролю (ПТК)

7 (4+3)



IV

Значение психогенетических исследований для дифферен­циальной психологии, психологии развития и психолого-педагогической практики.

Подготовка к занятиям (ПЗ) Подготовка к текущему контролю (ПТК)

7 (4+3)

ИТОГО часов в семестре:

34


3.3.2. Примерная тематика рефератов, курсовых работ, контрольных вопросов

Семестр № IV



Рефераты

  1. Ф. Гальтон - основоположник психогенетики.

  2. История психогенетики в России.

  3. Наследуемость интеллекта и расовая политика.

  4. История зарубежного евгенического движения.

  5. Евгеника в России.

  6. Международный проект "Геном человека".

  7. Генетика и общество.

  8. Особенности человеческих популяций.

  9. Проблема избирательности браков (эволюционный аспект)

  10. Слагаемые успеха Г. Менделя.

  11. История открытия и значение работы Г. Менделя для развития генетики.

  12. История развития хромосомной теории наследственности.

  13. История изучения ДНК.

  14. Поведенческий фенотип.

  15. Факторы, влияющие на количественную изменчивость. Понятие нормы реакции в генетике и психогенетике.

  16. Показатель наследуемости и особенности его использования в психогенетике.

  17. Генотип - средовое взаимодействие и генотип - средовая ковариация как составляющие фенотипической дисперсии.

  18. История биометрического подхода в генетике человека.

  19. Проблема семейной среды в психогенетике.

  20. Дерматоглифика человека как количественный признак. История изучения и применения.

  21. Явление близнецовости у человека.

  22. История создания и применения близнецового метода в генетике.

  23. Близнецы как особая группа людей.

  24. Особенности воспитания и развития близнецов.

  25. Психогенетические исследования в проекте "Геном человека".

  26. Генетика поведения животных и психогенетика.

  27. Депривация в младенческом возрасте и ее влияние на последующее развитие ребенка.

  28. Критические и сензитивные периоды развития.

  29. Работа генов в нервной клетке.

  30. История изучения развития. Теории преформации и эпигенеза.

  31. Наследственные и средовые причины правшества-левшества у человека.

  32. Расовые различия и наследуемость интеллекта.

  33. Экстраверсия - интроверсия - невротизм: история исследования и наследуемость

  34. Факторно-аналитический подход к исследованию личности и психогенетические исследования.

  35. Психические заболевания и наследственность.

  36. Евгеника и неоевгеника.

  37. Умственная отсталость и наследственность.

  38. Девиантное поведение и наследственность.

  39. Алкоголизм и наследственность.

Контрольные вопросы.

  1. Проблема индивидуальности в психологии.

  2. Развитие психогенетики в мировой отечественной войне.

  3. Генотип и фенотип. Генотип, ген, аллель.

  4. Классические законы Г. Менделя.

  5. Неменделевская генетика.

  6. Типы средовых влияний и генотип – средовых эффектов.

  7. Методы психогенетики.

  8. Генеалогический метод.

  9. Метод приемных детей.

  10. Метод близнецов.

  11. Статистические методы психогенетики.

  12. Психогенетические исследования интеллекта.

  13. Исследование вербального и невербального интеллекта.

  14. Психогенетические исследования темперамента.

  15. Исследования темперамента у детей первых лет жизни.

  16. Исследование черт темперамента у взрослых.

  17. Психогенетические исследование движений.

  18. Двигательные тесты.

  19. Генетика мозга: методические подходы и уровни анализа.

  20. Влияние генотипа на формирование параметров энцефалограммы.

  21. Генотип – средовые соотношение в изменчивости показателей вегетативных реакций.

  22. Наследуемость показателей функционирования сердечно-сосудистой системы.

  23. Генетические аспекты леворукости.

  24. Особенности функциональных асимметрий у близнецов.

  25. Нормативное и индивидуальное в развитии психологических признаков.

  26. Психогенетические исследования психического дизонтогенеза.

  27. Аутизм. Генетические модели наследуемости аутизма.

  28. Синдром дефицита внимания и гиперактивности.

  29. Неспособность к обучению.

  30. Мультифакториальная пороговая модель шизофрении.

  31. Генетические исследования болезни Альцгеймера

  32. Хромосомные аномалии и умственная отсталость

  33. Психогенетический подход в изучении интеллекта

  34. Лонгитюдные исследования близнецов

  35. Генетический импритинг

  36. Сцепленная наследственность

  37. Девиантные формы поведения и данные психогенетических исследований

3.4. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ КОНТРОЛЯ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.4.1. Виды контроля и аттестации, формы оценочных средств

п/п

семестра

Виды контроля

Наименование раздела учебной дисциплины

Оценочные средства

Форма

Кол-во вопросов в задании

К-во независимых вариантов

1

2

3

4

5

6

7



IV

ТК

Методологическое введение: проблема биологического и социального в человеке.

Выступление на семинаре

2

2



IV

ТК

Основные положения и понятия современной генетики.

Контрольная работа, тестирование

3; 15

1; 1



IV

ТК

Методы психогенетики.

Выступление на семинаре, контрольная работа

4; 3

4; 1



IV

ТК

Основные направления и результаты психогенетических исследований.

Выступление на семинаре, контрольная работа, тестирование

3; 4; 20

3; 1; 1



IV

ТК

Значение психогенетических исследований для дифферен­циальной психологии, психологии развития и психолого-педагогической практики.

Выступление на семинаре, групповая дискуссия

2; 3

2; 3


3.4.2.Примеры оценочных средств:

Для текущего контроля (ТК)

  1. РОДОНАЧАЛЬНИКОМ ПСИХОГЕНЕТИКИ ЯВЛЯЕТСЯ

    1. Ч. Дарвин

    2. Г. Мендель

    3. Ф. Гальтон +

    4. Р. Кеттел

    5. Дж. Брунер

  1. ПСИХОГЕНЕТИКА ИЗУЧАЕТ

    1. роль природы и социума в развитии человека

    2. роль наследственности и среды в формировании различий по психологическим и психофизиологическим признакам +

    3. особенности монозиготных близнецов по сравнению с дизиготными

    4. соотношение врожденного и приобретенного в психике человека

    5. индивидуальные различия по психологическим и психофизиологическим признакам

  1. СТРУКТУРА МОЛЕКУЛЫ ДНК БЫЛА ОТКРЫТА

    1. в 1865 году

    2. в 1900 году

    3. в 1934 году

    4. в 1953 году +

    5. в 1975 году

  1. ИНТЕЛЛЕКТ ОТНОСИТСЯ К КЛАССУ ПРИЗНАКОВ

    1. Количественных +

    2. качественных

    3. с пороговым эффектом

    4. аддитивных

    5. неаддитивных


3.5. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)

3.5.1. Основная литература

п/№

Наименование

Автор (ы)

Год, место издания

Кол-во экземпляров

в биб-лиотеке

на ка-федре

1

2

3

4

7

8



Психология

Лукацкий М.А., Остренкова М.Е.

2008, ГЭОТАР-Медиа

600

-



Клиническая психология

Сидоров П.И., Парняков А.В.

2008

10

-



3.5.2. Дополнительная литература

п/№

Наименование

Автор (ы)

Год, место издания

Кол-во экземпляров

в библиотеке

на кафедре

1

2

3

4

7

8



Психология

Нуркова В.В.

2009, ЮРАЙТ

1

-



Психология

п/р Сосновского Б.А.

2008, Высшее Образование

1

-


3.6. Материально-техническое обеспечение учебной дисциплины.

Учебный процесс осуществляется в учебных аудиториях. Для обеспечения учебного процесса используются: доска под фломастер для иллюстрации и пояснения излагаемого материала; мультимедийный комплекс (ноутбук, проектор, экран) для просмотра учебных видеоматериалов; ситуационные задачи, тестовые задания по изучаемым темам на бумажных и электронных носителях.



3.7. Образовательные технологии

При изучении данной дисциплины используются как традиционные формы обучения (лекция, семинар, практическое занятие), так и инновационные (подготовка и проведение студентами дискуссий по проблемным вопросам).


3.8. Разделы учебной дисциплины и междисциплинарные связи с последующими дисциплинами



Наименование последующих дисциплин

Разделы данной дисциплины, необходимые для изучения последующих дисциплин

1

2

3

4

5

1

Психология здоровья

+

+

+

+

+

2

Практикум по психодиагностике

+

+

+

+

+

3

Нарушения психического развития в детском и подростковом возрасте

+

+

+

+

+


4. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины:

В процессе обучения студентов основными формами обучения являются: аудиторные занятия, включающие лекции и практические занятия, и самостоятельная работа учащихся. Тематика лекций и практических занятий соответствует содержанию программы дисциплины.

Практическое занятие состоит из следующих этапов:


  • проверка исходных знаний;

  • выступление студентов с докладами по текущей теме семинара;

  • обсуждение докладов и беседа по теме семинара;

  • подведение итогов занятия с обсуждением работы группы.

На практической части занятия преподаватель обращает внимание на наиболее важные темы семинара, ошибки, допущенные студентами при обсуждении, а также на самостоятельность и активность работы студентов с литературой и лекционным материалом.

Для успешного освоения дисциплины каждый студент должен быть обеспечен учебно-методическими материалами по предмету (тематическими планами лекций и практических занятий, учебно-методической литературой, вопросами к семинарским занятиям и контрольным работам), а также возможностью отработки пропущенных занятий.

Обязательным условием освоения дисциплины является самостоятельная работа студента, выполнение которой контролируется на практических занятиях. Кроме того, каждый студент должен подготовить доклад по текущей теме и выступить с ним на семинарском занятии (по меньшей мере, раз в семестр). Подобная форма обучения развивает навыки поиска научной литературы, ее анализа, составления резюме прочитанного текста, подготовки тезисов устного выступления с последующими ответами на вопросы аудитории, приемов аргументации защищаемых гипотез, т.е. ведения научно-исследовательской работы и ее защиты в рамках профессиональных дискуссий. Аналогичные цели должны преследоваться и при ориентации студентов на самостоятельный поиск новых материалов по текущим разделам и чтение дополнительной литературы.

Контроль теоретических знаний и практических навыков и умений проводится с помощью тестового контроля, собеседования, представления докладов, рефератов, таблиц, схем и др. В процессе изучения дисциплины проводится 1 зачет (в конце 4 семестра). Тематика дисциплины включена в итоговую государственную аттестацию.


Разработчики:

профессор ____ Е.В. Орестова

(занимаемая должность) (подпись) (инициалы, фамилия)



ст. преподаватель Н.В. Воротыло

(занимаемая должность) (подпись) (инициалы, фамилия)


Рецензенты



(занимаемая должность) (подпись) (инициалы, фамилия)