Кафедра общей психологии - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Кафедра общей психологии - страница №1/1

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИКО-СТОМАТОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ имени А.И.ЕВДОКИМОВА
КАФЕДРА ОБЩЕЙ ПСИХОЛОГИИ





«Утверждаю»

Проректор по учебной работе

профессор, С.Т.Сохов

«_03_» ____июля__________2012





РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ»
Курс _2_, семестр _3_, форма обучения очная
Направление подготовки (специальность) – 030401.65 «Клиническая психология»
При разработке рабочей программы учебной дисциплины (модуля) в основу положены:

  1. ФГОС ВПО по направлению подготовки (специальности) 030401 «Клиническая психология» квалификация «специалист», утвержденный Министерством образования и науки РФ « 24 » декабря 2010 г. № 2057

  2. Учебный план по специальности, утвержденный Ученым советом ГБОУ ВПО МГМСУ Минздравсоцразвития России «09» июня 2011г., Протокол № 6

Программа обсуждена на заседании кафедры общей психологии

«17» апреля 2012 года Протокол № 5

Зав. кафедрой, профессор ________________Е.В. Орестова


Рабочая программа рассмотрена на заседании Центрального методического совета

«28» мая 2012 года Протокол № 25

Председатель ЦМС, член-корр. РАМН, профессор ___________________Э.В. Луцевич

Рабочая программа одобрена на заседании ученого совета факультета клинической психологии

«07» июня 2012 года Протокол № 7

Председатель ученого совета, профессор _________________________ Н.А. Сирота




2. ВВОДНАЯ ЧАСТЬ
2.1. Цель и задачи освоения дисциплины (модуля)

Цель освоения учебной дисциплины (модуля) «Педагогическая психология» состоит в создании условий для освоения студентами аналитического подхода к современным концепциям учения и формирования личности, к практике конструирования учебно-воспитательной ситуации

При этом задачами дисциплины являются:



  1. помощь в приобретении опыта анализа профессиональных и учебных проблемных ситуаций, организации профессионального общения и взаимодействия, принятия индивидуальных и совместных решений, рефлексии и развития деятельности;

  2. сформировать представление об индивидуально-психологических и личностных особенностях учащихся и педагогов, стилях их познавательной и профессиональной деятельности;

  3. создать условия для усвоения теоретических основ проектирования, организации и осуществления современного образовательного процесса, диагностики его хода и результатов, методов воспитательной работы;

  4. ознакомить студентов с особенностями содержания и организации психолого-педагогической работы в условиях разных типов образовательных учреждений;

  5. сформировать у студентов первичные навыки психологической организации учебного и воспитательного процесса.

2.2. Место учебной дисциплины (модуля) в структуре ооп университета

2.2.1. Дисциплина «Педагогическая психология» относится к базовой (общепрофессиональной) части профессионального цикла С.3. Освоение дисциплины должно опираться на знания, умения и компетенции, приобретенные в процессе изучения курсов «Педагогика», «Введение в профессию», «Введение в общую психологию».

«Педагогическая психология» является предшествующей для дисциплин: «Методика преподавания психологии в высшей школе», «Педагогическая практика».
2.2.2. Для изучения данной учебной дисциплины (модуля) необходимы следующие знания, умения и навыки, формируемые предшествующими дисциплинами:
- «Введение в профессию»

Знания: сущность и методологическая основа научного способа познания,

Умения: использование полученных знаний в процессе обучения при общении с преподавателями и сокурсниками

Навыки: организация собственной учебной деятельности


- «Введение в общую психологию»

Знания: основные принципы психологической науки (активности, системности, развития, целостности, единства сознания и деятельности) и их роль в формировании поведения и психики; понятие субъекта, личности, индивида, индивидуальности и их соотношения; понятие высшей психической функции, психологической системы и интериоризации.

Умения: анализ источников научно-психологической информации, свободное владение полученными знаниями в общении с коллегами и пациентами.

Навыки: изложение в форме устного или письменного сообщения или доклада основных положений, содержащихся в учебно-методической или специальной научной литературе, а также интерпретация результатов, представленных в сообщении или докладе.


- «Педагогика»

Знания: основные методы и средства обучения и воспитания, принципы организации учебного и воспитательного процесса в различных образовательных учреждениях.

Умения: использование знания основ педагогического общения для эффективной коммуникации в рамках учебного процесса

Навыки: ведение дискуссии, логическая аргументация своей позиции; владение научным понятийным языком в контексте анализа педагогических ситуаций.


2.3. Требования к результатам освоения учебной дисциплины (модуля)

2.3.1.Перечислить виды профессиональной деятельности, которые лежат в основе преподавания данной дисциплиныi:

  1. психолого-педагогическая,

  2. диагностическая

  3. организационно-управленческая

  4. психолого-просветительская деятельность


2.3.2.Изучение данной учебной дисциплины направлено на формирование у обучающихся следующих общекультурных (ОК) и профессиональных (ПК) компетенцийii:


п/№

Номер/ индекс компетенции

Содержание компетенции (или ее части)

В результате изучения учебной дисциплины обучающиеся должны:

Знать

Уметь

Владеть

Оценочные средстваiii

1

2

3

4

5

6

7



(ОК-2)

способности и готовности к пониманию современных концепций картины мира на основе сформированного мировоззрения

+

+




собеседование



(ОК-3)

способности и готовности к владению культурой научного мышления, обобщением, анализом и синтезом фактов и теоретических положений

+

+

+

собеседование



(ОК-4)

способности и готовности к использованию системы категорий и методов, необходимых для решения типовых задач в различных областях профессиональной деятельности

+

+




Собеседование по ситуационным задачам, выступле-ния с докладами



(ОК-7);

способности и готовности к совершенствованию и развитию своего интеллектуального и общекультурного уровня, нравственного и физи-ческого совершенствования своей личности

+

+

+

Собеседование, дискуссия



(ОК-8 )

способности и готовности к владению навыками анализа своей деятельности и умению применять методы эмоциональной и когнитивной регуляции (для оптимизации) собственной деятельности и психического состояния

+

+




Элементы тренинга, деловая игра, решение ситуационных задач



(ОК-9)

способности и готовности к восприятию личности другого, эмпатии, установления довери-тельного контакта и диалога, убеждению и поддержке людей

+

+




Собеседование, реше-ние ситуа-ционных задач



(ОК-10)

способности и готовности к использованию на практике навыков и умений в управлении коллективом;

+

+




Дискуссия,

решение ситуацион-ных задач





(ОК-11)

способности и готовности к принятию ответственности за свои решения в рамках профессиональной компетенции, выработке нестандартных решений, в проблемных ситуациях;

+

+




Собеседование, дискус-сия,решение ситуацион-ных задач



(ОК-12);

способности и готовности к проведению библио-графической и информационно-поисковой работы

+

+

+

Рефераты, доклады, презентации



(ПК-1)

готовности к активной коммуникации и инфор-мационно–аналитической деятельности

+







Собеседование, дискус-сия, реферат



(ПК-17)

умения формулировать цели, разрабатывать стратегии и план обучения, выбирать и использовать современные технологии обучения, обеспечить системность представления учебного материала, создавать рациональную структуру и содержание занятий



+







Решение ситуацион-ных задач, дискуссия, деловая игра



(ПК- 18)

владения навыками разработки критериев и оценивания результатов обучения;

+

+




Деловая игра, дискуссия, письменная работа



(ПК- 21)

владения навыками популяризации психо-логических знаний, рекомендаций по исполь-зованию результатов психологических иссле-дований и инноваций

+







Доклады, дискуссии



(ПК- 22)

владения навыками формирования установок, направленных на здоровый образ жизни, гармоничное развитие, продуктивное преодоление жизненных трудностей, гуманисти-ческое взаимодействие с окружающим миром

+







Дискуссия, решение ситуационных задач



(ПК- 25)

владения основными методами руководства: постановки и распределения задач, индивидуального и группового принятия решений

+







Собеседование, тестирование



(ПК- 26)

готовности к постановке инновационных профессиональных задач в области научно-исследовательской и практической деятельности.

+










В результате изучения данной учебной дисциплины студент должен:


В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

а) знать:

- основные категории и понятия педагогической психологии;

- основные этапы становления и развития педагогической психологии;

- методы исследования в педагогической психологии;

-современные образовательные технологии, способы организации учебно-познательной деятельности, формы и методы контроля качества образования;

- возрастные особенности формирования учебной деятельности;

-особенности педагогического взаимодействия с детьми, студентами вузов, родителями, коллегами;

- основные требования к личности и профессиональным качествам педагога-психолога.



б)уметь:
- анализировать, планировать и оценивать образовательный процесс и его результаты;
- использовать инновационные психолого-педагогические технологии в сфере образования;
 - осуществлять планирование психолого-педагогической работы;
- реализовывать процесс профессионального самовоспитания и самообразования;

- применять методы эмоциональной и когнитивной регуляции (для оптимизации) собственной деятельности и психического состояния в рамках учебного процесса.


в) владеть:

приемами работы со специальной литературой, информационной поисковой работы и приемами самостоятельного анализа научной информации;

понятийным аппаратом, приемами и методами педагогической психологии;

теоретическими основами проектирования, организации и осуществления современного образовательного процесса, диагностики его хода и результатов;

представлением о возможностях взаимодействия педагога-психолога со специалистами лечебных и образовательных учреждений в связи с решением задач психолого-педагогической помощи ребенку и семье.
г) иметь представление:


  • о месте педагогической психологии в системе наук;

  • об учебной мотивации и психической регуляции поведения и деятельности;

  • об объективных связях обучения, воспитания и развития личности в образовательных процессах и социуме;

  • о сущности и специфике психолого-педагогической деятельности;

  • о современных концепциях развивающего обучения и их реализации в различных учебных учреждениях

  • о структуре учебного процесса как целостной системы;

  • о критериях психологической готовности к школе и её диагностике, возможностях психолого-педагогической работы с детьми, не готовыми к школьному обучению;

  • о проблеме школьной дезадаптации и способах её психологической профилактики и коррекции.


3. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

3.1.1. Объем учебной дисциплины (модуля) и виды учебной работы

Вид учебной работы

Всего часов/ зачетных единиц

Семестр

3

часов

1

2

3

Аудиторные занятия (всего), в том числе:

57

57

Лекции (Л)

15

15

Практические занятия (ПЗ),

-

-

-


Семинары (С)

42

42

Лабораторные работы (ЛР)

-

-

-


Самостоятельная работа студента (СРС), в том числе:

51

51

Реферат (Реф)

6

6

Эссе

6

6

Конспекты статей

9

9

Изучение монографии

10

10

Подготовка к текущему контролю (ПТК)

10

10

Подготовка к промежуточному контролю (ППК)

10

10

Вид промежуточной аттестации

зачет (З)

зачет




экзамен (Э)







ИТОГО: Общая трудоемкость

час.

108

108

ЗЕТ

3

3

3.2.1 Разделы учебной дисциплины и компетенции, которые должны быть освоены при их изучении

п/№

компетенции

Наименование раздела учебной дисциплины

Содержание раздела в дидактических единицах (темы разделов)

1

2

3

4



ОК-2, ОК-3,

ОК-4,


ОК-7

Основы педагогической психологии




Педагогическая психология как междисцип-линарная отрасль научного знания. Общена-учная характеристика педагогической психологии. История становления педагоги-ческой психологии. Предмет, задачи, структура педагогической психологии. Методы исследования в педагогической психологии.



ОК-2, ОК-4,

ОК-10,


ОК-11,

ОК-12


Психология

обучения.




Соотношение понятий "научение", "учение" и "обучение". Сущность, типы и основные теории научения. Образование как многоаспектный феномен. Основные направления обучения в современном образовании.

Обучение и развитие. Проблемы обучаемости. Концепции развивающего обучения в отечест-венной образовательной системе. Способности к усвоению знаний и индивидуальные различия. Понятие дизонтогенеза. Особенности обучения детей с отклонениями в развитии.

Учебная деятельность: структура и основные характеристики. Учебная мотивация. Общая характеристика усвоения. Навык в процессе усвоения. Возрастные особенности формирования учебной деятельности. Самостоятельная работа как учебная деятель-ность.

Понятие психологической готовности к школе и её диагностика. Возможности психолого-педа-гогической работы с детьми, не готовыми к школьному обучению.

Школьная неуспеваемость: причины и возмож-ности коррекции. Феномен «выученной беспомощности» в обучении. Проблема адап-тации к школьному обучению. Школьная дез-адаптация и способы её коррекции




ОК-3,

ОК-4,


ОК-9,

ОК-11,


ПК-21


Психология воспитания.

Воспитание как целенаправленный процесс развития и формирования личности. Взаимосвязь воспитания и обучения. Психологические основы методов воспитания, принципы и закономер-ности воспитания. Основные теории и подходы к воспитанию.

Мотивация и направленность личности. Значение воспитания в развитии мотивации к обучению. Мотивационные механизмы, лежащие в основе воспитания. Особенности развития лич-ности детей с разным уровнем успеваемости. Становление характера и проблемы воспитания школьников подросткового возраста. Акцентуа-ции характера и особенности воспитательных воздействий.

Семейное воспитание. Система требований, запретов, прав и обязанностей в семье. Стили семейного воспитания и их связь с психическим развитием ребёнка. Психологические барьеры воспитания в семье. Дисфункциональная семья. Влияние родительских установок на развитие личности ребёнка и школьную успеваемость.




ОК-4
ОК-7,

ОК-9,


ПК-17,

ПК-18


ПК-21,

ПК-26


Психология профессиональной деятельности педагога

Общая характеристика педагогической деятельности. Понятие профессиональной пригодности педагога. Педагогические способности. Стиль педагогической деятельности. Педагогическая рефлексия, её значение и становление. Педагогическая акмеология.



ОК-8,

ОК-9,


ОК-10,

ОК-11


ПК-1,

ПК-21,



Психология педагогического общения.

Общая характеристика и специфика педагогического общения. Модели педагогического общения. Механизмы межличностного восприятия в педагогическом процессе. Барьеры педагогического общения. Влияние характера педагогического общения на психическое развитие учащихся. Дидактогении.

3.2.2. Разделы учебной дисциплины (модуля), виды учебной деятельности и формы контроля

п/№

семестра

Наименование раздела учебной дисциплины (модуля)

Виды учебной деятельности, включая самостоятельную работу студентов

(в часах)

Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)

Л

С

ПЗ

СРС

всего

1

2

3

4

5

6

7

8

9



2

Основы педагогической психологии

2

2

-

10

14

Собеседование, дискуссия



2

Психология обучения

4

15

-

15

34

Тестирование, дискуссия, выступление на семинарах



2

Психология воспитания

4

15

-

15

34

Выступление на семинаре, дискуссия, тестирование,



2

Психология профессиональной деятельности педагога.

2

4

-

4

10

Выступление на семинаре, тестирование, ситуационные задачи



2

Психология педагогического общения.

3

6

-

7

16

Тестирование, ситуационные задачи







ИТОГО:

15

42




51

108




3.2.3. Название тем лекций и количество часов по семестрам изучения учебной дисциплины (модуля)

п/№

Название тем лекций учебной дисциплины (модуля)

Семестр




1

2

3



Общенаучная характеристика педагогической психологии

1



Основные направления обучения в современном образовании.

1



Обучение и развитие. Проблемы обучаемости

2



Учебная деятельность: структура и основные характеристики

1



Понятие психологической готовности к школе и её диагностика

2



Психологические основы методов воспитания, принципов и закономерностей воспитания

2



Влияние родительских установок на развитие личности ребёнка и школьную успеваемость.

2



Общая характеристика педагогической деятельности. Понятие профессиональной пригодности педагога

1



Общая характеристика и специфика педагогического общения. Модели педагогического общения

2



Барьеры педагогического общения

1




Итого

15

3.2.4. Темы семинаров/практических занятий и количество часов по семестрам изучения учебной дисциплины

п/№

Название тем семинаров /практических занятий, виды контроля

Объем по семестрам

3




1

2

3

4



История становления педагогической психологии.

2






Методы исследования в педагогической психологии.

2






Соотношение понятий "научение", "учение" и "обучение".

2






Концепции развивающего обучения в отечественной образовательной системе.

2






Способности к усвоению знаний и индивидуальные различия

2






Возможности психолого-педагогической работы с детьми, не готовыми к школьному обучению.

3






Школьная неуспеваемость: причины и возможности коррекции

3






Проблема адаптации к школьному обучению. Школьная дезадаптация и способы её коррекции

3






Взаимосвязь воспитания и обучения. Психологические основы методов воспитания, принципов и закономерностей воспитания

2






Стили семейного воспитания и их связь с психическим развитием ребёнка. Психологические барьеры воспитания в семье

3






Понятие профессиональной пригодности педагога. Педагогические способности

3






Педагогическая рефлексия, её значение и формирование.

3






Педагогическая акмеология

3






Стиль педагогической деятельности.

3






Механизмы межличностного восприятия в педагогическом процессе

3






Модели педагогического общения

3







Итого

42




3.2.4. Лабораторный практикум – не предусмотрен

3.3. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТА

3.3.1. Виды СРСiv

п/п

семестра

Наименование раздела учебной дисциплины (модуля)

Виды СРС

Всего часов

1

2

3

4

5



3


Основы педагогической психологии

Конспект, подготовка к ТК

4



Психология обучения.

Эссе, подготовка к ТК

15



Психология воспитания

Реферат

15



Психология профессиональной деятельности педагога

Изучение монографии, подготовка к ПК

10



Психология педагогического общения

Конспект, подготовка к ПК

7

ИТОГО часов в семестре:

51

3.3.2. Примерная тематика рефератов, курсовых работ, контрольных вопросов

Семестр № 2 ???
Рефераты

  1. История возникновения и развития педагогической психологии.

  2. К.Д. Ушинский о роли психологических знаний для педагогической теории и практики.

  3. Основные подходы в отечественной науке и практике к решению проблемы готовности детей к обучению в школе

  4. Основные этапы психолого-педагогического исследования

  5. Формирующий эксперимент как один из основных методов педагогической психологии.

  6. Проблема соотношения обучения и развития как центральная проблема педагогической психологии

  7. Проблема обучаемости в педагогический психологии

  8. Структура учебной деятельности

  9. Особенности проявления мотивации достижения в учебном процессе

  10. Сущность теории поэтапного формирования умственных действий


Контрольные вопросы.

  1. В чем сущность биогенетического и социогенетического направлений в развитии педагогической психологии?

  2. В чем суть проблемы соотношения развития и обучения?

  3. Почему новая ситуация (начало обучения в школе) становится для первоклассника стрессовой? Назовите основные причины школьной дезадаптации.

  4. На каком этапе формирования умственного действия происходит переход от внешнего действия к мысли об этом действии? Ответ обоснуйте.

  5. Какие идеи бихевиорального психологического подхода позволили создать концепцию программированного обучения? Кто является её автором?

  6. Б.Скиннер настаивал на необходимости безошибочного обучения. В каких ещё теориях обучения содержится тот же принцип? Назовите преимущества и недостатки обучения без ошибок.

  7. Какие условия обучения, по вашему мнению, могут способствовать формированию и поддержанию познавательной мотивации?

3.4. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ И РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)

3.4.1. Виды контроля и аттестации, формы оценочных средств

п/п

семестра

Виды контроля

Наименование раздела учебной дисциплины (модуля)

Оценочные средства

Форма

Кол-во вопросов в задании

К-во независимых вариантов

1

2

3

4

5

6

7



2

ТК

История педагогики

Опрос

5/1

-



2

ТК

Общие основы педагогики

Тестирование

15

4



2

ТК

Теоретические и методические основы обучения.

Тестирование

15

4



2

ТК

Теоретические и методические основы воспитания

Тестирование

15

4



2

ТК

Деятельность и профессиональное развитие педагога

Ситуационные задачи

3/1




3.4.2.Примеры оценочных средств:

для текущего контроля (ТК)

Тестовые задания:

  1. Педагогическая психология – это наука, изучающая:

а) закономерности развития психики ребёнка в онтогенезе

б) закономерности становления и развития личности в системе социальных институтов обучения и воспитания +

в) структуру и закономерности протекания процесса воспитания

г) развитие личности учителя



2. Л.С Выготский рассматривает проблему соотношения обучения и развития…

а) отождествляя процессы обучения и развития

б) полагая, что обучение должно опираться на актуальное развитие ребёнка

в) полагая, что обучение должно опережать развитие и вести его за собой

г) полагая, что обучение и развитие не взаимосвязаны

3. В качестве основного принципа организации процесса обучения в системе Д.Б.Эльконина и В.В.Давыдова выступает…

а) организация обучения от частного к общему

б) логика восхождения от абстрактного к конкретному +

в) овладение большим объёмом знаний

г) обучение на высоком уровне сложности


Ситуационные задачи:

Ситуационная задача № 1.

Аналитическая психология К.Юнга рассматривает три вида воспитания в соответствии с объектом влияния (личное бессознательное, коллективное бессознательное, личное сознательное):

1)воспитание через пример (бессознательное воспитание, самая устойчивая форма влияния);

2)сознательное коллективное воспитание (следование правилам, нормам определенных групп людей);

3)индивидуальное воспитание (формирование личного сознательного, движения к самости).

Определите, какой вид воспитания оказал решающее влияние на героев повести В. Крапивина «Журавлёнок и молнии»:



-Воровство, -сказал Капрал, -оно разное…на заводе что?..Дал мастеру десятку с зарплаты, будет у тебя хороший наряд. Не дал – жуй сухую корку…А сколько добра тащат через проходную! Сколько дач построено за казённый счёт…

- Тебя послушать, так все на свете воры, - ошарашено сказал Журка.

- Не воры…тут разница теряется между вором и обыкновенным человеком. Вот и разберись…воровство или нет? И кругом так, Юрик.

- Нет, не кругом, - тихо и упрямо сказал Журка

Ответ: Капрал -2)

Журка (Юра) – 3)



Ситуационная задача № 2.
Мама ученика 5 класса Вани пришла к школьному психологу с проблемой: отец мальчика продал любимую Ваней собаку. Ваня обвинил отца в жестокости и воровстве, оскорблённый папа сильно побил мальчика. Ваня убежал из дома к другу. Мама и папа считают, что ничего страшного в данной ситуации нет, так как «всех в детстве пороли, и ничего – выросли порядочными людьми. У нас ведь так принято».
Как вы считает, какой психологический барьер (по В.Кан-Калику) из нижеперечисленных, препятствующий нормальному воспитательному процессу, имеет место в данной семье:

  1. Барьер дидактизма

  2. Барьер занятости

  3. Барьер взрослости

  4. Барьер старого стереотипа

  5. Барьер воспитательных традиций +

Ситуационная задача № 3.

На уроке ученик, получивший двойку, громко сказал в адрес учителя: «Вот чёрт лысый!» Учитель улыбнулся и спросил: «А разве черти лысыми бывают?»

Какую стратегию поведения в конфликте по К.Томасу продемонстрировал учитель?



Ответ: приспособление (подавление конфликта).


3.5. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)

3.5.1. Основная литература

п/№

Наименование

Автор (ы)

Год, место издания

Кол-во экземпляров

в биб-лиотеке

на ка-федре

1

2

3

4

7

8



Психология

Лукацкий М.А., Остренкова М.Е.

2008, ГЭОТАР-Медиа

600

-



Педагогическая наука: история и современность


Лукацкий М.А.


2012

Гэотар-Медиа



10

-



3.5.2. Дополнительная литература

п/№

Наименование

Автор (ы)

Год, место издания

Кол-во экземпляров

в библиотеке

на кафедре

1

2

3

4

7

8



Психология

Нуркова В.В.

2009, ЮРАЙТ

1

-



Психология

п/р Сосновского Б.А.

2008, Высшее Образование

1

-


3.6. Материально-техническое обеспечение учебной дисциплины (модуля)

Использование учебных комнат для работы студентов.

Мультимедийный комплекс (ноутбук, проектор, экран), телевизор, ПК, видео- и DVD проигрыватели. Наборы таблиц, мультимедийных наглядных материалов по различным разделам дисциплины. Видеофильмы. Ситуационные задачи, тестовые задания по изучаемым темам. Доски.

3.7. Образовательные технологии

Используемые образовательные технологии при изучении данной дисциплины:

- традиционные формы обучения (лекция, семинар, практическое занятие),

- инновационные (подготовка и проведение студентами дискуссий, ролевых игр, эвристических бесед, просмотр видеосюжетов с последующим написанием эссе по заданной теме, использования метода кейсов).

Интерактивные занятия будут составлять не менее 60 % от объема аудиторных занятий.

3.8. Разделы учебной дисциплины (модуля) и междисциплинарные связи с последующими дисциплинамиv


п/№

Наименование последующих дисциплин

Разделы данной дисциплины, необходимые для изучения последующих дисциплин

1

2

3

4

5

1

Методика преподавания психологии




+

+

+

+

2

Педагогическая практика




+

+

+

+

3

Психология личности

+

+

+







4

Психология развития и возрастная психология




+

+




+

5

Специальная психология и коррекционно-развивающее обучение

+

+

+




+

4. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины:

Курс «Педагогическая психология» знакомит студентов с закономерностями становления, развития психики и сознания ребёнка в различных системах обучения, а также основными принципами организации современного образовательного и воспитательного процесса. Данный курс носит теоретико-прикладной характер. Усвоение содержания дисциплины «Педагогическая психология» позволит студентам узнать об особенностях содержания психолого-педагогической работы в условиях разных типов образовательных учреждений, получить первичные навыки эмоциональной и когнитивной регуляции собственной деятельности и психического состояния в рамках учебного процесса.

Время, отведенное программой на изучение содержания курса, структурируется посредством проведения аудиторных занятий, включающих лекции, семинары и практические занятия, а также организацией самостоятельной работы студентов. Тематика занятий соответствует содержанию дисциплины. На лекциях излагаются основные теоретические вопросы данного курса. Практические занятия предполагают широкое использование различных форм интерактивного метода обучения: направляемой дискуссии, «круглого стола», эвристической беседы и т.п. Система контроля включает в себя балльно-рейтинговые оценки: выступлений студентов на семинарских и практических занятиях, контрольных работ, подготовки докладов и рефератов, выполнения домашних заданий, сдачи коллоквиума, прохождения тестового контроля. Курс завершается зачетом по итогам накопления баллов.

Для создания условий усвоения дисциплины используются:



  • учебно-методическая литература;

  • операционализация содержания дисциплины при его изложении на лекциях и обсуждении на семинарах, при отработке на практических занятиях;

  • имеющие дидактическое значение вербальные и невербальные коммуникативные возможности преподавателя;

  • аудио- и визуальные технические средства обучения (ТСО), позволяющие расширить возможности восприятия информации студентами (наглядные пособия: таблицы, схемы, плакаты, кино-, видеоматериалы и т.п.).

Обучение складывается из аудиторных занятий (57 час.), включающих лекционный курс, семинары и практические занятия, и самостоятельной работы (51 час.). Основное учебное время выделяется на отработку умений решать теоретические и практические задачи.

При изучении учебной дисциплины необходимо использовать, полученные в рамках модуля, знания и освоить практические умения необходимые для последующей профессиональной работы.

Практические занятия проводятся в виде семинаров, организации дискуссий, решения ситуационных задач, ответов на тестовые задания, защиты отчетных работ.

В соответствии с требованиями ФГОС-3 ВПО в учебном процессе широко используются активные и интерактивные формы проведения занятий в виде организации дискуссий, выступления на семинарах, защита отчетных работ на "круглом столе". Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, составляет не менее 60% от аудиторных занятий.

Самостоятельная работа студентов подразумевает подготовку к практическим занятиям, текущему, промежуточному контролю и включает работу с научной и методической литературой, подготовку планов организации дискуссий, оформления отчетных работ.

Работа с учебной литературой рассматривается как вид учебной работы и выполняется в пределах часов, отводимых на её изучение (в разделе СРС).

Каждый обучающийся обеспечен доступом к библиотечным фондам Университета и кафедры.

Во время изучения учебной дисциплины студенты самостоятельно подбирают темы для самостоятельной работы, пишут рефераты по выбранной проблеме, делают доклады с презентациями, подготавливают материалы для участия в дискуссиях и деловых играх. Указанные действия способствуют формированию, систематизации и развитию практических умений, формированию навыков педагогического общения и планирования индивидуальной работы с научным материалом. Работа студента в группе формирует чувство коллективизма и коммуникабельность.

Выполнение учебных заданий в рамках данной дисциплины способствует воспитанию у студентов навыков эффективного профессионального общения. Самостоятельная работа способствует формированию ответственности, аккуратности, дисциплинированности.

Исходный уровень знаний студентов определяется краткими опросами на первых семинарских занятиях, текущий контроль усвоения предмета определяется устным опросом в ходе занятий, во время проведения дискуссий, при решении типовых ситуационных задач и ответах на тестовые задания.

В конце изучения учебной дисциплины «Педагогическая психология» проводится промежуточный контроль знаний с использованием тестового контроля, проверкой практических умений и защитой отчетных работ.

Разработчик:
Преподаватель кафедры общей психологии ___________________ Терёхина Н.В.

Рецензенты

Зав. кафедрой общей психологии ________________________ Орестова Е.В.




i


ii


iii


iv


v