МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИКО-СТОМАТОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ имени А.И.ЕВДОКИМОВА
КАФЕДРА ОБЩЕЙ ПСИХОЛОГИИ
|
«Утверждаю»
Проректор по учебной работе
профессор, С.Т.Сохов
«_03_» ____июля__________2012
|
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ»
Курс _
2_, семестр _
3_, форма обучения очная
Направление подготовки (специальность) – 030401.65 «Клиническая психология»
При разработке рабочей программы учебной дисциплины (модуля) в основу положены:
ФГОС ВПО по направлению подготовки (специальности) 030401 «Клиническая психология» квалификация «специалист», утвержденный Министерством образования и науки РФ « 24 » декабря 2010 г. № 2057
Учебный план по специальности, утвержденный Ученым советом ГБОУ ВПО МГМСУ Минздравсоцразвития России «09» июня 2011г., Протокол № 6
Программа обсуждена на заседании кафедры общей психологии
«17» апреля 2012 года Протокол № 5
Зав. кафедрой, профессор ________________Е.В. Орестова
Рабочая программа рассмотрена на заседании Центрального методического совета
«28» мая 2012 года Протокол № 25
Председатель ЦМС, член-корр. РАМН, профессор ___________________Э.В. Луцевич
Рабочая программа одобрена на заседании ученого совета факультета клинической психологии
«07» июня 2012 года Протокол № 7
Председатель ученого совета, профессор _________________________ Н.А. Сирота
2. ВВОДНАЯ ЧАСТЬ
2.1. Цель и задачи освоения дисциплины (модуля)
Цель освоения учебной дисциплины (модуля) «Педагогическая психология» состоит в создании условий для освоения студентами аналитического подхода к современным концепциям учения и формирования личности, к практике конструирования учебно-воспитательной ситуации
При этом задачами дисциплины являются:
помощь в приобретении опыта анализа профессиональных и учебных проблемных ситуаций, организации профессионального общения и взаимодействия, принятия индивидуальных и совместных решений, рефлексии и развития деятельности;
сформировать представление об индивидуально-психологических и личностных особенностях учащихся и педагогов, стилях их познавательной и профессиональной деятельности;
создать условия для усвоения теоретических основ проектирования, организации и осуществления современного образовательного процесса, диагностики его хода и результатов, методов воспитательной работы;
ознакомить студентов с особенностями содержания и организации психолого-педагогической работы в условиях разных типов образовательных учреждений;
сформировать у студентов первичные навыки психологической организации учебного и воспитательного процесса.
2.2. Место учебной дисциплины (модуля) в структуре ооп университета
2.2.1. Дисциплина «Педагогическая психология» относится к базовой (общепрофессиональной) части профессионального цикла С.3. Освоение дисциплины должно опираться на знания, умения и компетенции, приобретенные в процессе изучения курсов «Педагогика», «Введение в профессию», «Введение в общую психологию».
«Педагогическая психология» является предшествующей для дисциплин: «Методика преподавания психологии в высшей школе», «Педагогическая практика».
2.2.2. Для изучения данной учебной дисциплины (модуля) необходимы следующие знания, умения и навыки, формируемые предшествующими дисциплинами:
- «Введение в профессию»
Знания: сущность и методологическая основа научного способа познания,
Умения: использование полученных знаний в процессе обучения при общении с преподавателями и сокурсниками
Навыки: организация собственной учебной деятельности
- «Введение в общую психологию»
Знания: основные принципы психологической науки (активности, системности, развития, целостности, единства сознания и деятельности) и их роль в формировании поведения и психики; понятие субъекта, личности, индивида, индивидуальности и их соотношения; понятие высшей психической функции, психологической системы и интериоризации.
Умения: анализ источников научно-психологической информации, свободное владение полученными знаниями в общении с коллегами и пациентами.
Навыки: изложение в форме устного или письменного сообщения или доклада основных положений, содержащихся в учебно-методической или специальной научной литературе, а также интерпретация результатов, представленных в сообщении или докладе.
- «Педагогика»
Знания: основные методы и средства обучения и воспитания, принципы организации учебного и воспитательного процесса в различных образовательных учреждениях.
Умения: использование знания основ педагогического общения для эффективной коммуникации в рамках учебного процесса
Навыки: ведение дискуссии, логическая аргументация своей позиции; владение научным понятийным языком в контексте анализа педагогических ситуаций.
2.3. Требования к результатам освоения учебной дисциплины (модуля)
2.3.1.Перечислить виды профессиональной деятельности, которые лежат в основе преподавания данной дисциплиныi:
психолого-педагогическая,
диагностическая
организационно-управленческая
психолого-просветительская деятельность
2.3.2.Изучение данной учебной дисциплины направлено на формирование у обучающихся следующих общекультурных (ОК) и профессиональных (ПК) компетенцийii:
п/№
|
Номер/ индекс компетенции
|
Содержание компетенции (или ее части)
|
В результате изучения учебной дисциплины обучающиеся должны:
|
Знать
|
Уметь
|
Владеть
|
Оценочные средстваiii
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
|
(ОК-2)
|
способности и готовности к пониманию современных концепций картины мира на основе сформированного мировоззрения
|
+
|
+
|
|
собеседование
|
|
(ОК-3)
|
способности и готовности к владению культурой научного мышления, обобщением, анализом и синтезом фактов и теоретических положений
|
+
|
+
|
+
|
собеседование
|
|
(ОК-4)
|
способности и готовности к использованию системы категорий и методов, необходимых для решения типовых задач в различных областях профессиональной деятельности
|
+
|
+
|
|
Собеседование по ситуационным задачам, выступле-ния с докладами
|
|
(ОК-7);
|
способности и готовности к совершенствованию и развитию своего интеллектуального и общекультурного уровня, нравственного и физи-ческого совершенствования своей личности
|
+
|
+
|
+
|
Собеседование, дискуссия
|
|
(ОК-8 )
|
способности и готовности к владению навыками анализа своей деятельности и умению применять методы эмоциональной и когнитивной регуляции (для оптимизации) собственной деятельности и психического состояния
|
+
|
+
|
|
Элементы тренинга, деловая игра, решение ситуационных задач
|
|
(ОК-9)
|
способности и готовности к восприятию личности другого, эмпатии, установления довери-тельного контакта и диалога, убеждению и поддержке людей
|
+
|
+
|
|
Собеседование, реше-ние ситуа-ционных задач
|
|
(ОК-10)
|
способности и готовности к использованию на практике навыков и умений в управлении коллективом;
|
+
|
+
|
|
Дискуссия,
решение ситуацион-ных задач
|
|
(ОК-11)
|
способности и готовности к принятию ответственности за свои решения в рамках профессиональной компетенции, выработке нестандартных решений, в проблемных ситуациях;
|
+
|
+
|
|
Собеседование, дискус-сия,решение ситуацион-ных задач
|
|
(ОК-12);
|
способности и готовности к проведению библио-графической и информационно-поисковой работы
|
+
|
+
|
+
|
Рефераты, доклады, презентации
|
|
(ПК-1)
|
готовности к активной коммуникации и инфор-мационно–аналитической деятельности
|
+
|
|
|
Собеседование, дискус-сия, реферат
|
|
(ПК-17)
|
умения формулировать цели, разрабатывать стратегии и план обучения, выбирать и использовать современные технологии обучения, обеспечить системность представления учебного материала, создавать рациональную структуру и содержание занятий
|
+
|
|
|
Решение ситуацион-ных задач, дискуссия, деловая игра
|
|
(ПК- 18)
|
владения навыками разработки критериев и оценивания результатов обучения;
|
+
|
+
|
|
Деловая игра, дискуссия, письменная работа
|
|
(ПК- 21)
|
владения навыками популяризации психо-логических знаний, рекомендаций по исполь-зованию результатов психологических иссле-дований и инноваций
|
+
|
|
|
Доклады, дискуссии
|
|
(ПК- 22)
|
владения навыками формирования установок, направленных на здоровый образ жизни, гармоничное развитие, продуктивное преодоление жизненных трудностей, гуманисти-ческое взаимодействие с окружающим миром
|
+
|
|
|
Дискуссия, решение ситуационных задач
|
|
(ПК- 25)
|
владения основными методами руководства: постановки и распределения задач, индивидуального и группового принятия решений
|
+
|
|
|
Собеседование, тестирование
|
|
(ПК- 26)
|
готовности к постановке инновационных профессиональных задач в области научно-исследовательской и практической деятельности.
|
+
|
|
|
|
В результате изучения данной учебной дисциплины студент должен:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
а) знать:
- основные категории и понятия педагогической психологии;
- основные этапы становления и развития педагогической психологии;
- методы исследования в педагогической психологии;
-современные образовательные технологии, способы организации учебно-познательной деятельности, формы и методы контроля качества образования;
- возрастные особенности формирования учебной деятельности;
-особенности педагогического взаимодействия с детьми, студентами вузов, родителями, коллегами;
- основные требования к личности и профессиональным качествам педагога-психолога.
б)уметь:
- анализировать, планировать и оценивать образовательный процесс и его результаты;
- использовать инновационные психолого-педагогические технологии в сфере образования;
- осуществлять планирование психолого-педагогической работы;
- реализовывать процесс профессионального самовоспитания и самообразования;
- применять методы эмоциональной и когнитивной регуляции (для оптимизации) собственной деятельности и психического состояния в рамках учебного процесса.
в) владеть:
приемами работы со специальной литературой, информационной поисковой работы и приемами самостоятельного анализа научной информации;
понятийным аппаратом, приемами и методами педагогической психологии;
теоретическими основами проектирования, организации и осуществления современного образовательного процесса, диагностики его хода и результатов;
представлением о возможностях взаимодействия педагога-психолога со специалистами лечебных и образовательных учреждений в связи с решением задач психолого-педагогической помощи ребенку и семье.
г) иметь представление:
о месте педагогической психологии в системе наук;
об учебной мотивации и психической регуляции поведения и деятельности;
об объективных связях обучения, воспитания и развития личности в образовательных процессах и социуме;
о сущности и специфике психолого-педагогической деятельности;
о современных концепциях развивающего обучения и их реализации в различных учебных учреждениях
о структуре учебного процесса как целостной системы;
о критериях психологической готовности к школе и её диагностике, возможностях психолого-педагогической работы с детьми, не готовыми к школьному обучению;
о проблеме школьной дезадаптации и способах её психологической профилактики и коррекции.
3. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
3.1.1. Объем учебной дисциплины (модуля) и виды учебной работы
Вид учебной работы
|
Всего часов/ зачетных единиц
|
Семестр
|
№ 3
часов
|
1
|
2
|
3
|
Аудиторные занятия (всего), в том числе:
|
57
|
57
|
Лекции (Л)
|
15
|
15
|
Практические занятия (ПЗ),
|
-
|
-
-
|
Семинары (С)
|
42
|
42
|
Лабораторные работы (ЛР)
|
-
|
-
-
|
Самостоятельная работа студента (СРС), в том числе:
|
51
|
51
|
Реферат (Реф)
|
6
|
6
|
Эссе
|
6
|
6
|
Конспекты статей
|
9
|
9
|
Изучение монографии
|
10
|
10
|
Подготовка к текущему контролю (ПТК)
|
10
|
10
|
Подготовка к промежуточному контролю (ППК)
|
10
|
10
|
Вид промежуточной аттестации
|
зачет (З)
|
зачет
|
|
экзамен (Э)
|
|
|
ИТОГО: Общая трудоемкость
|
час.
|
108
|
108
|
ЗЕТ
|
3
|
3
|
3.2.1 Разделы учебной дисциплины и компетенции, которые должны быть освоены при их изучении
п/№
|
№ компетенции
|
Наименование раздела учебной дисциплины
|
Содержание раздела в дидактических единицах (темы разделов)
|
1
|
2
|
3
|
4
|
|
ОК-2, ОК-3,
ОК-4,
ОК-7
|
Основы педагогической психологии
|
Педагогическая психология как междисцип-линарная отрасль научного знания. Общена-учная характеристика педагогической психологии. История становления педагоги-ческой психологии. Предмет, задачи, структура педагогической психологии. Методы исследования в педагогической психологии.
|
|
ОК-2, ОК-4,
ОК-10,
ОК-11,
ОК-12
|
Психология
обучения.
|
Соотношение понятий "научение", "учение" и "обучение". Сущность, типы и основные теории научения. Образование как многоаспектный феномен. Основные направления обучения в современном образовании.
Обучение и развитие. Проблемы обучаемости. Концепции развивающего обучения в отечест-венной образовательной системе. Способности к усвоению знаний и индивидуальные различия. Понятие дизонтогенеза. Особенности обучения детей с отклонениями в развитии.
Учебная деятельность: структура и основные характеристики. Учебная мотивация. Общая характеристика усвоения. Навык в процессе усвоения. Возрастные особенности формирования учебной деятельности. Самостоятельная работа как учебная деятель-ность.
Понятие психологической готовности к школе и её диагностика. Возможности психолого-педа-гогической работы с детьми, не готовыми к школьному обучению.
Школьная неуспеваемость: причины и возмож-ности коррекции. Феномен «выученной беспомощности» в обучении. Проблема адап-тации к школьному обучению. Школьная дез-адаптация и способы её коррекции
|
|
ОК-3,
ОК-4,
ОК-9,
ОК-11,
ПК-21
|
Психология воспитания.
|
Воспитание как целенаправленный процесс развития и формирования личности. Взаимосвязь воспитания и обучения. Психологические основы методов воспитания, принципы и закономер-ности воспитания. Основные теории и подходы к воспитанию.
Мотивация и направленность личности. Значение воспитания в развитии мотивации к обучению. Мотивационные механизмы, лежащие в основе воспитания. Особенности развития лич-ности детей с разным уровнем успеваемости. Становление характера и проблемы воспитания школьников подросткового возраста. Акцентуа-ции характера и особенности воспитательных воздействий.
Семейное воспитание. Система требований, запретов, прав и обязанностей в семье. Стили семейного воспитания и их связь с психическим развитием ребёнка. Психологические барьеры воспитания в семье. Дисфункциональная семья. Влияние родительских установок на развитие личности ребёнка и школьную успеваемость.
|
|
ОК-4
ОК-7,
ОК-9,
ПК-17,
ПК-18
ПК-21,
ПК-26
|
Психология профессиональной деятельности педагога
|
Общая характеристика педагогической деятельности. Понятие профессиональной пригодности педагога. Педагогические способности. Стиль педагогической деятельности. Педагогическая рефлексия, её значение и становление. Педагогическая акмеология.
|
|
ОК-8,
ОК-9,
ОК-10,
ОК-11
ПК-1,
ПК-21,
|
Психология педагогического общения.
|
Общая характеристика и специфика педагогического общения. Модели педагогического общения. Механизмы межличностного восприятия в педагогическом процессе. Барьеры педагогического общения. Влияние характера педагогического общения на психическое развитие учащихся. Дидактогении.
|
3.2.2. Разделы учебной дисциплины (модуля), виды учебной деятельности и формы контроля
п/№
|
№ семестра
|
Наименование раздела учебной дисциплины (модуля)
|
Виды учебной деятельности, включая самостоятельную работу студентов
(в часах)
|
Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)
|
Л
|
С
|
ПЗ
|
СРС
|
всего
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
|
2
|
Основы педагогической психологии
|
2
|
2
|
-
|
10
|
14
|
Собеседование, дискуссия
|
|
2
|
Психология обучения
|
4
|
15
|
-
|
15
|
34
|
Тестирование, дискуссия, выступление на семинарах
|
|
2
|
Психология воспитания
|
4
|
15
|
-
|
15
|
34
|
Выступление на семинаре, дискуссия, тестирование,
|
|
2
|
Психология профессиональной деятельности педагога.
|
2
|
4
|
-
|
4
|
10
|
Выступление на семинаре, тестирование, ситуационные задачи
|
|
2
|
Психология педагогического общения.
|
3
|
6
|
-
|
7
|
16
|
Тестирование, ситуационные задачи
|
|
|
ИТОГО:
|
15
|
42
|
|
51
|
108
|
|
3.2.3. Название тем лекций и количество часов по семестрам изучения учебной дисциплины (модуля)
п/№
|
Название тем лекций учебной дисциплины (модуля)
|
Семестр
|
|
1
|
2
|
3
|
|
Общенаучная характеристика педагогической психологии
|
1
|
|
Основные направления обучения в современном образовании.
|
1
|
|
Обучение и развитие. Проблемы обучаемости
|
2
|
|
Учебная деятельность: структура и основные характеристики
|
1
|
|
Понятие психологической готовности к школе и её диагностика
|
2
|
|
Психологические основы методов воспитания, принципов и закономерностей воспитания
|
2
|
|
Влияние родительских установок на развитие личности ребёнка и школьную успеваемость.
|
2
|
|
Общая характеристика педагогической деятельности. Понятие профессиональной пригодности педагога
|
1
|
|
Общая характеристика и специфика педагогического общения. Модели педагогического общения
|
2
|
|
Барьеры педагогического общения
|
1
|
|
Итого
|
15
|
3.2.4. Темы семинаров/практических занятий и количество часов по семестрам изучения учебной дисциплины
п/№
|
Название тем семинаров /практических занятий, виды контроля
|
Объем по семестрам
|
3
|
|
1
|
2
|
3
|
4
|
|
История становления педагогической психологии.
|
2
|
|
|
Методы исследования в педагогической психологии.
|
2
|
|
|
Соотношение понятий "научение", "учение" и "обучение".
|
2
|
|
|
Концепции развивающего обучения в отечественной образовательной системе.
|
2
|
|
|
Способности к усвоению знаний и индивидуальные различия
|
2
|
|
|
Возможности психолого-педагогической работы с детьми, не готовыми к школьному обучению.
|
3
|
|
|
Школьная неуспеваемость: причины и возможности коррекции
|
3
|
|
|
Проблема адаптации к школьному обучению. Школьная дезадаптация и способы её коррекции
|
3
|
|
|
Взаимосвязь воспитания и обучения. Психологические основы методов воспитания, принципов и закономерностей воспитания
|
2
|
|
|
Стили семейного воспитания и их связь с психическим развитием ребёнка. Психологические барьеры воспитания в семье
|
3
|
|
|
Понятие профессиональной пригодности педагога. Педагогические способности
|
3
|
|
|
Педагогическая рефлексия, её значение и формирование.
|
3
|
|
|
Педагогическая акмеология
|
3
|
|
|
Стиль педагогической деятельности.
|
3
|
|
|
Механизмы межличностного восприятия в педагогическом процессе
|
3
|
|
|
Модели педагогического общения
|
3
|
|
|
Итого
|
42
|
|
3.2.4. Лабораторный практикум – не предусмотрен
3.3. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТА
3.3.1. Виды СРСiv
№ п/п
|
№ семестра
|
Наименование раздела учебной дисциплины (модуля)
|
Виды СРС
|
Всего часов
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
|
3
|
Основы педагогической психологии
|
Конспект, подготовка к ТК
|
4
|
|
Психология обучения.
|
Эссе, подготовка к ТК
|
15
|
|
Психология воспитания
|
Реферат
|
15
|
|
Психология профессиональной деятельности педагога
|
Изучение монографии, подготовка к ПК
|
10
|
|
Психология педагогического общения
|
Конспект, подготовка к ПК
|
7
|
ИТОГО часов в семестре:
|
51
|
3.3.2. Примерная тематика рефератов, курсовых работ, контрольных вопросов
Семестр № 2 ???
Рефераты
История возникновения и развития педагогической психологии.
К.Д. Ушинский о роли психологических знаний для педагогической теории и практики.
Основные подходы в отечественной науке и практике к решению проблемы готовности детей к обучению в школе
Основные этапы психолого-педагогического исследования
Формирующий эксперимент как один из основных методов педагогической психологии.
Проблема соотношения обучения и развития как центральная проблема педагогической психологии
Проблема обучаемости в педагогический психологии
Структура учебной деятельности
Особенности проявления мотивации достижения в учебном процессе
Сущность теории поэтапного формирования умственных действий
Контрольные вопросы.
В чем сущность биогенетического и социогенетического направлений в развитии педагогической психологии?
В чем суть проблемы соотношения развития и обучения?
Почему новая ситуация (начало обучения в школе) становится для первоклассника стрессовой? Назовите основные причины школьной дезадаптации.
На каком этапе формирования умственного действия происходит переход от внешнего действия к мысли об этом действии? Ответ обоснуйте.
Какие идеи бихевиорального психологического подхода позволили создать концепцию программированного обучения? Кто является её автором?
Б.Скиннер настаивал на необходимости безошибочного обучения. В каких ещё теориях обучения содержится тот же принцип? Назовите преимущества и недостатки обучения без ошибок.
Какие условия обучения, по вашему мнению, могут способствовать формированию и поддержанию познавательной мотивации?
3.4. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ И РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
3.4.1. Виды контроля и аттестации, формы оценочных средств
№ п/п
|
№ семестра
|
Виды контроля
|
Наименование раздела учебной дисциплины (модуля)
|
Оценочные средства
|
Форма
|
Кол-во вопросов в задании
|
К-во независимых вариантов
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
|
2
|
ТК
|
История педагогики
|
Опрос
|
5/1
|
-
|
|
2
|
ТК
|
Общие основы педагогики
|
Тестирование
|
15
|
4
|
|
2
|
ТК
|
Теоретические и методические основы обучения.
|
Тестирование
|
15
|
4
|
|
2
|
ТК
|
Теоретические и методические основы воспитания
|
Тестирование
|
15
|
4
|
|
2
|
ТК
|
Деятельность и профессиональное развитие педагога
|
Ситуационные задачи
|
3/1
|
|
3.4.2.Примеры оценочных средств:
для текущего контроля (ТК)
|
Тестовые задания:
Педагогическая психология – это наука, изучающая:
а) закономерности развития психики ребёнка в онтогенезе
б) закономерности становления и развития личности в системе социальных институтов обучения и воспитания +
в) структуру и закономерности протекания процесса воспитания
г) развитие личности учителя
2. Л.С Выготский рассматривает проблему соотношения обучения и развития…
а) отождествляя процессы обучения и развития
б) полагая, что обучение должно опираться на актуальное развитие ребёнка
в) полагая, что обучение должно опережать развитие и вести его за собой
г) полагая, что обучение и развитие не взаимосвязаны
3. В качестве основного принципа организации процесса обучения в системе Д.Б.Эльконина и В.В.Давыдова выступает…
а) организация обучения от частного к общему
б) логика восхождения от абстрактного к конкретному +
в) овладение большим объёмом знаний
г) обучение на высоком уровне сложности
|
Ситуационные задачи:
Ситуационная задача № 1.
Аналитическая психология К.Юнга рассматривает три вида воспитания в соответствии с объектом влияния (личное бессознательное, коллективное бессознательное, личное сознательное):
1)воспитание через пример (бессознательное воспитание, самая устойчивая форма влияния);
2)сознательное коллективное воспитание (следование правилам, нормам определенных групп людей);
3)индивидуальное воспитание (формирование личного сознательного, движения к самости).
Определите, какой вид воспитания оказал решающее влияние на героев повести В. Крапивина «Журавлёнок и молнии»:
-Воровство, -сказал Капрал, -оно разное…на заводе что?..Дал мастеру десятку с зарплаты, будет у тебя хороший наряд. Не дал – жуй сухую корку…А сколько добра тащат через проходную! Сколько дач построено за казённый счёт…
- Тебя послушать, так все на свете воры, - ошарашено сказал Журка.
- Не воры…тут разница теряется между вором и обыкновенным человеком. Вот и разберись…воровство или нет? И кругом так, Юрик.
- Нет, не кругом, - тихо и упрямо сказал Журка
Ответ: Капрал -2)
Журка (Юра) – 3)
Ситуационная задача № 2.
Мама ученика 5 класса Вани пришла к школьному психологу с проблемой: отец мальчика продал любимую Ваней собаку. Ваня обвинил отца в жестокости и воровстве, оскорблённый папа сильно побил мальчика. Ваня убежал из дома к другу. Мама и папа считают, что ничего страшного в данной ситуации нет, так как «всех в детстве пороли, и ничего – выросли порядочными людьми. У нас ведь так принято».
Как вы считает, какой психологический барьер (по В.Кан-Калику) из нижеперечисленных, препятствующий нормальному воспитательному процессу, имеет место в данной семье:
Барьер дидактизма
Барьер занятости
Барьер взрослости
Барьер старого стереотипа
Барьер воспитательных традиций +
Ситуационная задача № 3.
На уроке ученик, получивший двойку, громко сказал в адрес учителя: «Вот чёрт лысый!» Учитель улыбнулся и спросил: «А разве черти лысыми бывают?»
Какую стратегию поведения в конфликте по К.Томасу продемонстрировал учитель?
Ответ: приспособление (подавление конфликта).
|
3.5. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
3.5.1. Основная литература
п/№
|
Наименование
|
Автор (ы)
|
Год, место издания
|
Кол-во экземпляров
|
в биб-лиотеке
|
на ка-федре
|
1
|
2
|
3
|
4
|
7
|
8
|
|
Психология
|
Лукацкий М.А., Остренкова М.Е.
|
2008, ГЭОТАР-Медиа
|
600
|
-
|
|
Педагогическая наука: история и современность
|
Лукацкий М.А.
|
2012
Гэотар-Медиа
|
10
|
-
|
3.5.2. Дополнительная литература
п/№
|
Наименование
|
Автор (ы)
|
Год, место издания
|
Кол-во экземпляров
|
в библиотеке
|
на кафедре
|
1
|
2
|
3
|
4
|
7
|
8
|
|
Психология
|
Нуркова В.В.
|
2009, ЮРАЙТ
|
1
|
-
|
|
Психология
|
п/р Сосновского Б.А.
|
2008, Высшее Образование
|
1
|
-
|
3.6. Материально-техническое обеспечение учебной дисциплины (модуля)
Использование учебных комнат для работы студентов.
Мультимедийный комплекс (ноутбук, проектор, экран), телевизор, ПК, видео- и DVD проигрыватели. Наборы таблиц, мультимедийных наглядных материалов по различным разделам дисциплины. Видеофильмы. Ситуационные задачи, тестовые задания по изучаемым темам. Доски.
3.7. Образовательные технологии
Используемые образовательные технологии при изучении данной дисциплины:
- традиционные формы обучения (лекция, семинар, практическое занятие),
- инновационные (подготовка и проведение студентами дискуссий, ролевых игр, эвристических бесед, просмотр видеосюжетов с последующим написанием эссе по заданной теме, использования метода кейсов).
Интерактивные занятия будут составлять не менее 60 % от объема аудиторных занятий.
3.8. Разделы учебной дисциплины (модуля) и междисциплинарные связи с последующими дисциплинамиv
-
п/№
|
Наименование последующих дисциплин
|
Разделы данной дисциплины, необходимые для изучения последующих дисциплин
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
1
|
Методика преподавания психологии
|
|
+
|
+
|
+
|
+
|
2
|
Педагогическая практика
|
|
+
|
+
|
+
|
+
|
3
|
Психология личности
|
+
|
+
|
+
|
|
|
4
|
Психология развития и возрастная психология
|
|
+
|
+
|
|
+
|
5
|
Специальная психология и коррекционно-развивающее обучение
|
+
|
+
|
+
|
|
+
|
4. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины:
Курс «Педагогическая психология» знакомит студентов с закономерностями становления, развития психики и сознания ребёнка в различных системах обучения, а также основными принципами организации современного образовательного и воспитательного процесса. Данный курс носит теоретико-прикладной характер. Усвоение содержания дисциплины «Педагогическая психология» позволит студентам узнать об особенностях содержания психолого-педагогической работы в условиях разных типов образовательных учреждений, получить первичные навыки эмоциональной и когнитивной регуляции собственной деятельности и психического состояния в рамках учебного процесса.
Время, отведенное программой на изучение содержания курса, структурируется посредством проведения аудиторных занятий, включающих лекции, семинары и практические занятия, а также организацией самостоятельной работы студентов. Тематика занятий соответствует содержанию дисциплины. На лекциях излагаются основные теоретические вопросы данного курса. Практические занятия предполагают широкое использование различных форм интерактивного метода обучения: направляемой дискуссии, «круглого стола», эвристической беседы и т.п. Система контроля включает в себя балльно-рейтинговые оценки: выступлений студентов на семинарских и практических занятиях, контрольных работ, подготовки докладов и рефератов, выполнения домашних заданий, сдачи коллоквиума, прохождения тестового контроля. Курс завершается зачетом по итогам накопления баллов.
Для создания условий усвоения дисциплины используются:
учебно-методическая литература;
операционализация содержания дисциплины при его изложении на лекциях и обсуждении на семинарах, при отработке на практических занятиях;
имеющие дидактическое значение вербальные и невербальные коммуникативные возможности преподавателя;
аудио- и визуальные технические средства обучения (ТСО), позволяющие расширить возможности восприятия информации студентами (наглядные пособия: таблицы, схемы, плакаты, кино-, видеоматериалы и т.п.).
Обучение складывается из аудиторных занятий (57 час.), включающих лекционный курс, семинары и практические занятия, и самостоятельной работы (51 час.). Основное учебное время выделяется на отработку умений решать теоретические и практические задачи.
При изучении учебной дисциплины необходимо использовать, полученные в рамках модуля, знания и освоить практические умения необходимые для последующей профессиональной работы.
Практические занятия проводятся в виде семинаров, организации дискуссий, решения ситуационных задач, ответов на тестовые задания, защиты отчетных работ.
В соответствии с требованиями ФГОС-3 ВПО в учебном процессе широко используются активные и интерактивные формы проведения занятий в виде организации дискуссий, выступления на семинарах, защита отчетных работ на "круглом столе". Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, составляет не менее 60% от аудиторных занятий.
Самостоятельная работа студентов подразумевает подготовку к практическим занятиям, текущему, промежуточному контролю и включает работу с научной и методической литературой, подготовку планов организации дискуссий, оформления отчетных работ.
Работа с учебной литературой рассматривается как вид учебной работы и выполняется в пределах часов, отводимых на её изучение (в разделе СРС).
Каждый обучающийся обеспечен доступом к библиотечным фондам Университета и кафедры.
Во время изучения учебной дисциплины студенты самостоятельно подбирают темы для самостоятельной работы, пишут рефераты по выбранной проблеме, делают доклады с презентациями, подготавливают материалы для участия в дискуссиях и деловых играх. Указанные действия способствуют формированию, систематизации и развитию практических умений, формированию навыков педагогического общения и планирования индивидуальной работы с научным материалом. Работа студента в группе формирует чувство коллективизма и коммуникабельность.
Выполнение учебных заданий в рамках данной дисциплины способствует воспитанию у студентов навыков эффективного профессионального общения. Самостоятельная работа способствует формированию ответственности, аккуратности, дисциплинированности.
Исходный уровень знаний студентов определяется краткими опросами на первых семинарских занятиях, текущий контроль усвоения предмета определяется устным опросом в ходе занятий, во время проведения дискуссий, при решении типовых ситуационных задач и ответах на тестовые задания.
В конце изучения учебной дисциплины «Педагогическая психология» проводится промежуточный контроль знаний с использованием тестового контроля, проверкой практических умений и защитой отчетных работ.
Разработчик:
Преподаватель кафедры общей психологии ___________________ Терёхина Н.В.
Рецензенты
Зав. кафедрой общей психологии ________________________ Орестова Е.В.
i
ii
iii
iv
v