Кафедра общей психологии - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1страница 2
Похожие работы
Кафедра общей психологии - страница №1/2

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИКО-СТОМАТОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ имени А.И.ЕВДОКИМОВА
КАФЕДРА ОБЩЕЙ ПСИХОЛОГИИ





«Утверждаю»

Проректор по учебной работе

профессор, С.Т.Сохов

«_03_» ____июля__________2012





РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ПСИХОЛОГИЯ»
Курс _2_, семестр _4_, форма обучения очная
Направление подготовки (специальность) – 030401.65 «Клиническая психология»
При разработке рабочей программы учебной дисциплины (модуля) в основу положены:

  1. ФГОС ВПО по направлению подготовки (специальности) 030401 «Клиническая психология» квалификация «специалист», утвержденный Министерством образования и науки РФ « 24 » декабря 2010 г. № 2057

  2. Учебный план по специальности, утвержденный Ученым советом ГБОУ ВПО МГМСУ Минздравсоцразвития России «09» июня 2011г., Протокол № 6

Программа обсуждена на заседании кафедры общей психологии

«17» апреля 2012 года Протокол № 5

Зав. кафедрой, профессор ________________Е.В. Орестова


Рабочая программа рассмотрена на заседании Центрального методического совета

«28» мая 2012 года Протокол № 25

Председатель ЦМС, член-корр. РАМН, профессор ___________________Э.В. Луцевич

Рабочая программа одобрена на заседании ученого совета факультета клинической психологии

«07» июня 2012 года Протокол № 7

Председатель ученого совета, профессор _________________________ Н.А. Сирота


2. ВВОДНАЯ ЧАСТЬ
2.1. Цель и задачи освоения дисциплины.

Целью освоения учебной дисциплины "Организационная психология" является знакомство с предметной областью, теоретическим обоснованием и методами исследований в организационной психологии как комплексной научно-практической психологической дисциплины с выходом на решение практических проблем в сфере управления человеческими ресурсами в современных организациях. Основная направленность курса состоит в ознакомлении с принципами системного анализа трудовой деятельности сотрудников организаций разного типа и особенностей влияния психологических факторов на эффективность организационных взаимодействий. Особое внимание уделяется знакомству с современными технологиями, процедурами и формами работы психолога с персоналом организаций, нацеленных на модернизацию труда и оптимизацию отношений в коллективе.

При этом задачамиосвоениядисциплины являются:



  • овладение целостным представлением о принципах практической работы психолога в организации (в частности, в клинике);

  • ознакомление с данными исследования социально-психологических закономерностей в области производства, а также с методами психологического воздействия, направленного на формирование организационной культуры и организационного поведения человека, его ценностных ориентаций;

  • развитие навыков психологического консультирования, умения анализировать и прогнозировать поведение работников в организации;

  • формирование представления о психологических механизмах управления и самоуправления;

  • освоение методологии консультирования руководящих работников по проблемам управленческой деятельности с точки зрения психологических механизмов управления;

  • формирование умения грамотно и свободно использовать полученные знания при общении с коллегами и в работе с пациентами или клиентами по соответствующим запросам;

  • отработка навыков изучения научной литературы, обучение умению проводить критический анализ научных текстов;

  • отработка навыков ведения дискуссии и аргументации своей позиции;

  • отработка навыка оформления письменных работ согласно требованиям к научным текстам;

  • формирование навыков совместной работы и взаимодействия в коллективе.

2.2. Место учебной дисциплины в структуре ооп университета

2.2.1. Дисциплина «Организационная психология» относится к профессиональному циклу базовой (общеобразовательной) части С.3. Изучается в IV семестре.

2.2.2. Для изучения данной учебной дисциплины необходимы следующие знания, умения и навыки, формируемые предшествующими дисциплинами:

- Философия

Знания: принципы построения философских систем, категории философии и науки.

Умения: анализ философских концепций;

Навыки:аргументации принятой точки зрения.



- Общая психология

Знания: психические процессы, свойства и состояния; направления в психологии; соотношение научной и житейской психологии;

Умения: вести дискурс, оставаясь в рамках определенной теоретической позиции;

Навыки: изучения научной литературы, аргументации принятой точки зрения.



- Психология труда, инженерная психология и эргономика

Знания: характеристик субъекта профессиональной деятельности, закономерностей формирования сознания профессионала, этапы развития профессионала.

Умения: анализировать профессиональную деятельность с использованием разных методов психологии труда, разрабатывать программу психологического обследования субъектов труда и их деятельности в связи с конкретным социальным заказом, выделять профессиональные задачи психолога в организации.

Навыки: владения и применения методов исследования и воздействия, адекватных различным практическим задачам психологии труда, инженерной психологии и эргономики.



- Дифференциальная психология

Знания: индивидуальные особенности психики каждого человека, понятие о защитных механизмах психики; закономерности формирования индивидуальных стилей деятельности, познания, совладающего поведения.

Умения: понимать проявления индивидуальных особенностей человека; сопоставлять различные типологии темперамента, характера и индивидуальности;

Навыки: описания и объяснения межполовых, социальных и культурных различий; составления сравнительной характеристики отдельных типов темпераментов, характеров, акцентуаций характера и индивидуальностей в целом.



- Психология развития и возрастная психология

Знания: стадии онтогенеза человека и особенности психической деятельности человека на каждой из стадий;

Умения: вести дискурс, оставаясь в рамках определенной теоретической позиции;

Навыки: изучения научной литературы, аргументации принятой точки зрения.


2.3. Требования к результатам освоения учебной дисциплины «Организационная психология»

2.3.1.Целям и задачам освоения данной дисциплины соответствуют следующие виды профессиональной деятельности клинического психолога:

  1. Научно-исследовательская.

  2. Практическая.

  3. Преподавательская.

  4. Проектно-инновационная.

  5. Организационно-управленческая.

2.3.2.Изучение данной учебной дисциплины направлено на формирование у обучающихся следующих общекультурных (ОК) и профессиональных (ПК) компетенций:


№№пп

индекс компетенции

Содержание компетенции (или ее части)

В результате изучения учебной дисциплины обучающиеся должны:

Знать

Уметь

Владеть

Оценочные средства

1

2

3

4

5

6

7



ОК-3

владение культурой научного мышления, обобщением, анализом и синтезом фактов и теоретических положений

+

+

+

Выступление на семинаре, коллоквиум, экзамен



ОК-4

способностью и готовностью к использованию системы категорий и методов, необходимых для решения типовых и новых задач в различных областях профессиональной деятельности

+

+

+

Выступление на семинаре, коллоквиум, экзамен



ОК-7

развитие своего интеллектуального и общекультурного уровня, нравственное и физическое совершенствование своей личности

+

+

+

Дискуссия, коллоквиум, тестирование, ситуационные задачи, экзамен



ОК-8

владение навыками анализа своей деятельности и умение применять методы эмоциональной и когнитивной регуляции для оптимизации собственной деятельности и психического состояния

+

+

+

Выступление на семинаре, коллоквиум, дискуссия, экзамен



ОК-9

способность и готовность к восприятию личности другого, эмпатии, установлению доверительного контакта и диалога, убеждению и поддержке людей

+

+

+

Выступление на семинаре, коллоквиум, дискуссия, экзамен



ОК-10

способность и готовность к использованию на практике навыков и умений в организации научно-исследовательских и научно-практических работ, в управлении коллективом

+

+

+

Выступление на семинаре, коллоквиум, ситуационные задачи, ролевая игра, экзамен



ОК-11

принятие ответственности за свои решения в рамках профессиональной компетенции, выработка нестандартных решений в проблемных ситуациях

+

+

+

Ситуационные задачи, отчетная работа, дискуссия на "круглом столе", экзамен



ОК-12

способность и готовность к проведению библиографической и информационно-поисковой работы с последующим использованием данных при решении профессиональных задач и оформлении научных статей, отчётов, заключений

+

+

+

Написание реферата, деловая игра, выступление на семинаре, коллоквиум, экзамен



ОК-13

способность и готовность к профессионально профилированному использованию современных информационных технологий и сети Интернет

+

+

+

Выступление на семинаре, коллоквиум, деловая игра, дискуссия, подготовка реферата и групповых проектов, экзамен



ОК-14

способность и готовность к свободному применению русского и иностранного языков, как средства профессионального общения; активной социальной мобильности

+

+

+

Выступление на семинаре, коллоквиум, деловая игра, дискуссия, подготовка реферата и групповых проектов, экзамен



ОК-15

способность и готовность к использованию нормативных правовых документов в своей деятельности

+

+

+

Выступление на семинаре, коллоквиум, экзамен



ПК-1

активная коммуникация и информационно-аналитическая деятельность

+

+

+

Деловая игра, дискуссия, подготовка групповых проектов, экзамен



ПК-6

владение навыками планирования психодиагностического исследования с учетом нозологических, синдромальных, социально-демографических, культуральных и индивидуально-психологических характеристик, умением формировать комплекс психодиагностических методов, адекватных целям исследования, определять последовательность (программу) их применения

+

+

+

Выступление на семинаре, коллоквиум, контрольная работа, деловая игра, экзамен



ПК-7

умение самостоятельно проводить психодиагностическое исследование в соответствии с исследовательскими задачами и этико-деонтологическими нормами, обработку и анализ полученных данных (в том числе, с применением информационных технологий.), интерпретировать результаты исследования

+

+

+

Выступление на семинаре, коллоквиум, контрольная работа, экзамен



ПК-8

умение формулировать развернутое структурированное психологическое заключение, отвечающее целям исследования в контексте психологической теории, обеспечивать пациента (клиента) и медицинский персонал (заказчика услуг) информацией о результатах диагностики, формулировать рекомендации

+

+

+

Выступление на семинаре, коллоквиум, контрольная работа, экзамен



ПК-12

умение описывать и анализировать процесс и результаты вмешательства, формулировать рекомендации по результатам проведенного обследования

+

+




Выступление на семинаре, коллоквиум, экзамен



ПК-13

владение навыками консультирования медицинского персонала (или сотрудников других учреждений) по вопросам взаимодействия с пациентами (клиентами), создания необходимой психологической атмосферы и терапевтической среды, навыками психологического консультирования населения в целях психопрофилактики и развития

+

+

+

Выступление на семинаре, коллоквиум, реферат, дискуссия, экзамен



ПК-17

умением формулировать цели, разрабатывать стратегии и план обучения, выбирать и использовать современные технологии обучения, обеспечить системность представления учебного материала, создавать рациональную структуру и содержание занятий, оценивать и совершенствовать программы обучения

+

+

+

Деловая игра, выступление на семинаре, коллоквиум, экзамен



ПК-18

владением навыками организации и проведения учебных занятий в различных формах (лекции, семинары, практические занятия, активные и дистанционные методы обучения), разработки критериев и оценивания результатов обучения

+

+

+

Выступление на семинаре, коллоквиум, контрольная работа, экзамен



ПК-21

владение навыками популяризации психологических знаний, рекомендаций по использованию результатов психологических исследований и инноваций

+

+

+

Деловая игра, выступление на семинаре, коллоквиум, экзамен



ПК-23

владение навыками подготовки и презентации программ психического здоровья для общественных и государственных организаций, программ раннего психологического вмешательства для групп повышенного риска психологической дезадаптации в различных ее формах

+

+

+

Деловая игра, выступление на семинаре, коллоквиум, экзамен



ПК-24

владение навыками управления психологической деятельностью для эффективного удовлетворения потребностей клиента, создания здоровой, безопасной и продуктивной рабочей среды, обеспечения соответствия психологических продуктов и услуг стандартам качества

+

+

+

Деловая игра, выступление на семинаре, коллоквиум, экзамен



ПК-25

владение основными методами руководства: постановки и распределения задач, делегирования и контроля, обратной связи и оценки исполнения, обучения на рабочем месте, индивидуального и группового принятия решений

+

+

+

Выступление на семинаре, коллоквиум, контрольная работа, экзамен



ПК-28

готовность к выбору и применению психологических технологий, позволяющих осуществлять решения новых задач в различных областях профессиональной практики

+

+

+

Деловая игра, выступление на семинаре, коллоквиум, экзамен



ПК-29

способность к созданию психодиагностических, психотерапевтических, консультационных и коррекционных технологий, адекватных целям, ситуации и контингенту респондентов с последующей обработкой данных на основе общегуманитарных и математическо-статистических методов

+

+

+

Деловая игра, выступление на семинаре, коллоквиум, экзамен

В результате изучения данной учебной дисциплины студент должен:



а) знать:

  • основные типы проблем, затрудняющих эффективное функционирование персонала современных организаций;

  • способы разрешения проблемных ситуаций в организации с учетом возможностей применения в конкретных условиях;

  • основные приемы и методы коррекционной работы с персоналом организации;

  • современные концепции управления персоналом;

  • методы активизации потенциала человеческих ресурсов;

  • возможности использования различных подходов при работе с персоналом организации;

б) уметь:

  • использовать психологические знания при решении практических коррекционных задач в работе с персоналом организации;

  • осуществлять подготовку общей схемы проведения диагностико-оптимизационной работы с персоналом организаций и выбирать конкретные методические процедуры ее реализации, соответствующие специфике организационных проблем с учетом профессиональных компетенций и этических норм работы психолога в прикладных условиях;

  • разрабатывать программу психологического обследования субъектов труда и их деятельности в связи с конкретным социальным заказом;

  • выделять профессиональные задачи психолога в организации.

в) владеть:

  • средствами психологического анализа различных форм организационных взаимодействий с выходом на определение специфики проблем, характерных для сотрудников конкретных организаций, и конкретными методами и формами проведения организационно-психологических исследований диагностикой и оптимизационной направленности.

  • методологическими подходами, теоретическими знаниями, методами исследования и воздействия, адекватными различным практическим задачам психолога в организации;

  • приемами ведения дискуссии, логикой аргументации своей позиции.

г) иметь представление о:

  • об основных направлениях и уровнях коррекционной работы с персоналом;

  • о путях коррекции системы отбора, адаптации, обучения и оценки персонала;

  • о путях создания мотивирующей рабочей среды;

  • о формировании и коррекции организационной культуры предприятия;

  • о роли и структуре организационной приверженности и возможности ее коррекции.


3. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

3.1.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Всего часов/ зачетных единиц

Семестры

IV

__

часов

часов

1

2

3

4

Аудиторные занятия (всего), в том числе:

38

38




Лекции (Л)

10

10




Практические занятия (ПЗ),

10

10




Семинары (С)

18

18




Лабораторные работы (ЛР)

-

-




Самостоятельная работа студента (СРС),в том числе:

34

34




Подготовка к дискуссии и деловой игре

6

6




Реферат (Реф)

8

8




Подготовка к занятиям (ПЗ)

8

8




Подготовка к текущему контролю (ПТК))

6

6




Подготовка к промежуточному контролю (ППК)

6

6




























Вид промежуточной аттестации

зачет (З)










экзамен (Э)




экзамен




ИТОГО: Общая трудоемкость

час.

72

72




ЗЕТ

2

2




3.2.1 Разделы учебной дисциплины и компетенции, которые должны быть освоены при их изучении

№№ пп

Компетенции

Наименование раздела учебной дисциплины

Содержание раздела в дидактических единицах (темы разделов)

1

2

3

4



ОК-,3,4, 7, 11; ПК- 1, 3, 4, 6, 8, 23, 24, 25, 28

Основы организационной психологии

Введение. Организационная психология (ОП) как научная и прикладная дисциплина. Понятие о предмете ОП. Категориальный аппарат ОП. Принципы, задачи ОП. Научный статус ОП. Методы исследования ОП.Философия управления современной организацией. Философия организации как фундамент ОП, ее системообразующие элементы. Основные источники философии ОП: фактические предпосылки, культурные и ценностные. Модели ОП как доминирующие системы управленческого мышления. Системная модель организации. Модели управления организацией.Модели управления организацией: авторитарная, основывающая на власти, модель опеки, ориентированная на экономические ресурсы, поддерживающая, базирующаяся на «принципе поддерживающих взаимоотношений» и руководстве, коллегиальная, развивающаяся на сотрудничестве. Применение моделей управления на практике.



ОК-3, 4, 7, 11; ПК- 1, 3, 4, 6, 8, 23, 28

Профессиональная мотивация и вознаграждение в организации.


Мотивация и основные теории мотиваций. Мотив и мотивация. Природа мотивации, ее структура. Потребности, виды потребностей. Виды мотивов: мотив власти, мотив аффилиации, мотив достижений, мотив избегания неудач, мотив компетентности. Влияние мотивационной системы на поведение человека. Мотивация как фактор успешности в бизнесе. Современные мотивационные модели и их практическое применение. Модели мотивации: содержательные процессуальные модели поля. Вознаграждение. Системы экономического и социального стимулирования. Аттестация по результатам деятельности. Мотивация и деятельность.



ОК-1, 3, 4, 7, 11; ПК- 1, 3, 4, 6, 7, 8, , 9, 10, 11, 13, 21, 23, 24, 25, 28

Индивидуальное и групповое поведение в профессиональной деятельности. Интерперсональные связи в современной организации.


Личность и поведение человека в сфере производства.

Основы теории личности. Понятие «личность» и ее структура. Характерологические особенности личности и их проявление в поведении и деятельности. Защитные механизмы личности и их влияние на поведение человека. Ценностные ориентации личности и их влияние на уровень удовлетворенности трудом. Формы индивидуального поведения: адаптивное и неадаптивное, конкурирующее и сотрудничающее, ассертивное и неассертивное. Межличностное поведение в организации. Природа и типология конфликтов. Стадии развития конфликта, его последствия и пути их разрешения. Лидерство и руководство, наделение властью. Соотношение понятий “лидерство” и “руководство”. Лидерство: теории и подходы. Стили лидерства. Природа руководства и типология руководителей. Стили руководства. Участие в управлении. Власть и типология власти. Организационная политика и влияние. Методы психологического воздействия на личность сотрудников. Группа и групповое поведение. Понятия «группа», «малая группа», «коллектив». Формирование групп и их структура. Групповая динамика. Природа группового поведения. Стратегии и тактики индивида и их проявление в групповом поведении. Управленческая команда и ее создание. Организационные особенности командной деятельности. Признаки эффективной и неэффективной команды. Психологический климат в коллективе. Эффективность групповой деятельности. Основы коммуникаций в организации и их значение. Нисходящие и восходящие коммуникации и обратная связь. Структура коммуникаций: линейная, фронтальная, радиальная, иерархическая, круговая, гармоничная. Коммуникативные барьеры: физические, психологические и семантические. Виды коммуникации: вербальная, невербальная, электронная и т.д. Формальное и неформальное общение, их особенности и значение в управлении. Коммуникативные техники и межличностные процессы. Манипулятивные технологии в общении. Этика делового общения. Принятие решений в организации. Психологическая природа принятия решений. Этапы принятия решений. Индивидуальные различия в принятии решений. Личностные ограничения для принятия решений. Групповые решения и их особенности. Управление конфликтами. Конфликт и его особенности. Виды конфликтных ситуаций. Пути решения конфликта. Конфликты при взаимодействии и навыки ведения переговоров.





ОК-1, 3, 4, 7, 11; ПК- 1, 3, 4, 6, 7, 8, , 9, 10, 11, 13, 21, 23, 24, 25, 28

Организационная культура. Проблемы профессионального консультирования.


Организационная культура и ее сущность. Понятие «организационная культура». Элементы организации. Характеристика организационной культуры. Психологический и экономический контракты, их влияние на формирование организационной культуры предприятия. Организационное развитие: теоретические основы и методы. Организационная культура и ее влияние на поведение людей в организации. Социокультурные особенности самосознания. Стадии трансформации личности на примере Российского общества. Социальный стереотип и его границы. Культурные стереотипы и их отличие от социальных. Сознание и его виды: тоталитарное и демократическое, коллективное и индивидуалистическое. Социокультурные факторы, определяющие отношение личности к новациям. Методы исследования организационной культуры. Стресс и возможности адаптации личности к изменениям. Психологическое консультирование в рамках организации. Стресс и его природа. Причины стресса в процессе труда. Виды стресса. Понятие «порог стресса». Индивидуальная уязвимость работников в стрессовой ситуации. Влияние стресса на трудовую деятельность. Методы управления стрессом. Психологическое консультирование и его функции. Типы психологического консультирования. Роль психолога в процессе психологического консультирования. Организационные изменения и управление ими. Теоретические основы организационного развития. Методы организационного развития. Инновации и сопротивление нововведениям. Психологические аспекты организационного развития. Функции психолога в организации.

3.2.2. Разделы учебной дисциплины, формы учебной деятельности и формы контроля

№№ пп

семестра

Наименование раздела учебной дисциплины

Формы учебной деятельности, включая самостоятельную работу студентов (в часах)

Формы текущего контроля

Л

Сем

ПЗ

СРС

всего

1

2

3

4

5

6

7

8

9



IV

Основы организационной психологии

2

3

-

8

16

Выступление на семинаре, коллоквиум, тестирование



IV

Профессиональная мотивация и вознаграждение в организации.


1

2




8

18

Выступление на семинаре, коллоквиум, дискуссия, тестирование, ситуационные задачи, подготовка реферата



IV

Индивидуальное и групповое поведение в профессиональной деятельности. Интерперсональные связи в современной организации.


5

7

5

12

21

Выступление на семинаре, коллоквиум, активность в ходе деловой игры, подготовка реферата



IV

Организационная культура. Проблемы профессионального консультирования.


2

6

5

6

18

Выступление на семинаре, тестирование, ситуационные задачи







ИТОГО:

10

18

10

34

72




3.2.3. Темы лекций и количество часов по семестрам изучения учебной дисциплины

№№ пп

Название тем лекций учебной дисциплины

Семестры

IV




1

2

3

4



Введение в организационную психологию. Личность и организация 

2






Системная модель организации. Модели управления организацией.

1






Мотивация. Теории мотивации. Теории мотивирования сотрудников

2






Личность и поведение человека в сфере производства.


1






Коммуникации в современной организации.

1






Группа и групповое поведение в структуре профессиональной деятельности.

2






Психологические аспекты организационной культуры и организационного развития

1







Итого

10




3.2.4. Темы семинаров и практических занятий и количество часов по семестрам изучения учебной дисциплины

п/№

Название тем семинаров /практических занятий, виды контроля

Объем по семестрам

IV




1

2

3

4



Модели управления организацией (ТК).

2






Современные мотивационные модели и их практическое применение. Определение мотивационной структуры личности (ТК).

3






Лидерство и руководство, наделение властью. Определение стиля руководства (ТК).

1






Группа и групповое поведение (ТК).

3






Практическое занятие: «Создание управленческой команды» (ТК).

2






Основы коммуникаций в организации и их значение (ТК).

3






Управление конфликтами (ТК).

3






Коллоквиум (ТК).

3






Методики профессиональной диагностики (ТК).

3






Стресс и возможности адаптации личности к изменениям. Психологическое консультирование в рамках организации (ТК).

3






Инновации и сопротивление нововведениям (ТК).

2







Итого

28



следующая страница >>