МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИКО-СТОМАТОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ имени А.И.ЕВДОКИМОВА
КАФЕДРА ОБЩЕЙ ПСИХОЛОГИИ
|
«Утверждаю»
Проректор по учебной работе
профессор, С.Т.Сохов
«_03_» ____июля__________2012
|
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ»
Курс _
3_, семестр _
5_, форма обучения очная
Направление подготовки (специальность) – 030401.65 «Клиническая психология»
При разработке рабочей программы учебной дисциплины (модуля) в основу положены:
ФГОС ВПО по направлению подготовки (специальности) 030401 «Клиническая психология» квалификация «специалист», утвержденный Министерством образования и науки РФ « 24 » декабря 2010 г. № 2057
Учебный план по специальности, утвержденный Ученым советом ГБОУ ВПО МГМСУ Минздравсоцразвития России «09» июня 2011г., Протокол № 6
Программа обсуждена на заседании кафедры общей психологии
«17» апреля 2012 года Протокол № 5
Зав. кафедрой, профессор ________________Е.В. Орестова
Рабочая программа рассмотрена на заседании Центрального методического совета
«28» мая 2012 года Протокол № 25
Председатель ЦМС, член-корр. РАМН, профессор ___________________Э.В. Луцевич
Рабочая программа одобрена на заседании ученого совета факультета клинической психологии
«07» июня 2012 года Протокол № 7
Председатель ученого совета, профессор _________________________ Н.А. Сирота
2. ВВОДНАЯ ЧАСТЬ
2.1. Цель и задачи освоения дисциплины.
Целью дисциплины «Экспериментальная психология» является освоение студентами общей методологии исследований в психологии, овладение нормативами гипотетико-дедуктивного вывода применительно к исследовательским целям, навыками анализа и построения психологических исследований, направленных на решение научных, прикладных и практических задач профессиональной деятельности клинического психолога, и отвечающих всем требованиям естественнонаучной исследовательской парадигмы.
При этом задачами освоения дисциплины являются:
приобретение студентами знаний и навыков в области теоретического анализа результатов эмпирических;
обучение студентов навыкам самостоятельного формулирования практических и исследовательских;
обучение студентов умению планирования психологического;
отработка навыков изучения научной литературы, обучение умению проводить критический анализ научных текстов;
отработка навыков ведения дискуссии и аргументации своей позиции при изложении результатов эмпирического исследования;
отработка навыка оформления письменных работ согласно требованиям к научным текстам;
2.2. Место учебной дисциплины в структуре ооп университета
2.2.1. Учебная дисциплина "Экспериментальная психология" входит в число элективных курсов цикла С 3. Естественно-научные и математические дисциплины. Изучается в V семестре.
2.2.2. Для изучения данной учебной дисциплины необходимы следующие знания, умения и навыки, формируемые предшествующими дисциплинами:
- Философия
Знания: онтология и гносеология, принципы построения философских систем, категории философии и науки.
Умения: анализ философских концепций;
Навыки: аргументации принятой точки зрения.
- Логика
Знания: правила формальной логики и логики предикатов;
Умения: вести аргументированный, логически стройный диалог;
Навыки: аргументации принятой точки зрения.
- Общая психология
Знания: психические процессы, свойства и состояния; направления в психологии; соотношение научной и житейской психологии;
Умения: вести дискурс, оставаясь в рамках определенной теоретической позиции;
Навыки: изучения научной литературы, аргументации принятой точки зрения.
- Современные концепции естествознания
Знания: достижения естественных наук в современном подходе к эволюционным процессам в биосфере и обществе;
Умения: вести дискурс, оставаясь в рамках определенной теоретической позиции;
Навыки: изучения научной литературы, аргументации принятой точки зрения.
- Статистические методы и математическое моделирование в психологии
Знания: основные математические и статистические методы обработки данных, полученных при решении основных профессиональных задач;
Умения: получать, обрабатывать и интерпретировать данные исследований с помощью
математико-статистического аппарата;
Навыки: навыками использования в профессиональной деятельности базовых знаний в области естествознания, информатики и современных информационных
технологий, использования ресурсов сети Интернет.
- Математические методы в психологии
Знания: основные математические и статистические методы обработки данных, полученных при решении основных профессиональных задач;
Умения: получать, обрабатывать и интерпретировать данные исследований с помощью
математико-статистического аппарата;
Навыки: навыками использования в профессиональной деятельности базовых знаний в области естествознания, информатики и современных информационных
технологий, использования ресурсов сети Интернет.
2.3. Требования к результатам освоения учебной дисциплины «Экспериментальная психология»
2.3.1.Целям и задачам освоения данной дисциплины соответствуют следующие виды профессиональной деятельности клинического психолога:
Научно-исследовательская.
Психодиагностическая.
Преподавательская.
2.3.2.Изучение данной учебной дисциплины направлено на формирование у обучающихся следующих общекультурных (ОК) и профессиональных (ПК) компетенций:
№№пп
|
индекс компетенции
|
Содержание компетенции (или ее части)
|
В результате изучения учебной дисциплины обучающиеся должны:
|
Знать
|
Уметь
|
Владеть
|
Оценочные средства
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
|
ОК-2
|
понимание современных концепций картины мира на основе сформированного мировоззрения
|
+
|
+
|
+
|
Выступление на семинаре, коллоквиум,
|
|
ОК-7
|
развитие своего интеллектуального и общекультурного уровня, нравственное и физическое совершенствование своей личности;
|
+
|
+
|
+
|
Выступление на семинаре, коллоквиум, дискуссия
|
|
ОК-8
|
владение навыками анализа своей деятельности и умение применять методы эмоциональной и когнитивной регуляции для оптимизации собственной деятельности и психического состояния
|
+
|
+
|
+
|
Выступление на семинаре, коллоквиум, дискуссия
|
|
ПК-2
|
владение готовностью инициировать психологические исследования:
определением области прикладной психологии, предоставляющей
возможности для развития исследований, проверкой и оценкой
существующих методов, техник и моделей, выявлением возможности для
развития фундаментальной и прикладной психологии
|
+
|
+
|
+
|
Отчетная работа
|
|
ПК-3
|
умение разрабатывать дизайн психологического исследования:
|
+
|
+
|
+
|
Отчетная работа
|
|
ПК-4
|
владение приемами анализа, оценки и интерпретации результатов психологического исследования, проверки и оценки соотношения теории и эмпирических данных, подготовки отчетной документации и обобщения полученных данных в виде научных статей и докладов ;
|
+
|
+
|
+
|
Отчетная работа
|
В результате изучения данной учебной дисциплины студент должен:
а) знать:
методы исследования, модели измерения и эксперимента, стратегии принятия диагностических решений;
принципы и методы проектирования и анализа валидных исследований.
б) уметь:
самостоятельно формулировать практические и исследовательские задачи, составлять программы диагностического обследования индивида, семьи и группы людей;
выбирать и применять методы психологической оценки и диагностики, соответствующие поставленной задаче;
в) владеть:
процедурами организации и проведения современных научных исследований, научно-практических работ;
г) иметь представление:
об истории возникновения экспериментальной психологии;
методологических основах и принципах экспериментальной психологии;
3. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
3.1.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
|
Всего часов/ зачетных единиц
|
Семестры
|
№ V
|
№ __
|
часов
|
часов
|
1
|
2
|
3
|
4
|
Аудиторные занятия (всего), в том числе:
|
51
|
51
|
|
Лекции (Л)
|
15
|
15
|
|
Практические занятия (ПЗ),
|
36
|
36
|
|
Семинары (С)
|
-
|
-
|
|
Лабораторные работы (ЛР)
|
-
|
-
|
|
Самостоятельная работа студента (СРС),в том числе:
|
57
|
57
|
|
Курсовая работа (КР) (Отчетная работа - ОР)
|
15
|
15
|
|
Реферат (Реф)(Монография - М)
|
-
|
-
|
|
Расчетно-графические работы (РГР)
|
15
|
15
|
|
Подготовка к занятиям(ПЗ)
|
20
|
20
|
|
Подготовка к текущему контролю (ПТК))
|
5
|
5
|
|
Подготовка к промежуточному контролю (ППК)
|
2
|
2
|
|
…
|
|
|
|
…
|
|
|
|
Вид промежуточной аттестации
|
зачет (З)
|
|
|
|
экзамен (Э)
|
|
экзамен
|
|
ИТОГО: Общая трудоемкость
|
час.
|
108
|
108
|
|
ЗЕТ
|
3
|
3
|
|
3.2.1 Разделы учебной дисциплины и компетенции, которые должны быть освоены при их изучении
№№ пп
|
Компетенции
|
Наименование раздела учебной дисциплины
|
Содержание раздела в дидактических единицах (темы разделов)
|
1
|
2
|
3
|
4
|
|
ОК-2, 7,8; ПК- 2,3,4.
|
Экспериментальная психология как нормативная база профессионального психологического мышления
|
Использование термина "экспериментальная психология". Предмет экспериментальной психологии как отдельной дисциплины научно-психологического знания. Понятие "исследование". Исследования с практическими, прикладными, научными целями.
История возникновения и развития экспериментальной психологии. "Структура научных революций" Т. Куна. Понятие "парадигмы".
Естественнонаучная парадигма как основа современной науки. Критический рационализм К. Поппера. Специфика естественнонаучной парадигмы в социальных науках и психологии.
Проблема количественного и качественного анализа результатов исследования. Перекрестная верификация количественных данных качественными (Д. Кэмпбелл).
|
|
ОК-2, 7,8; ПК- 2,3,4.
|
Общие проблемы психологического исследования
|
Классификации методов психологического исследования: по уровню общности, по особенностям взаимодействия объекта и субъекта исследования, по целям исследования. Основные методы психологических исследований: наблюдение, беседа, измерение, анализ продуктов деятельности, эксперимент.
Общая структура психологического исследования и ее приложение к исследованиям с различными целями (теоретическим, прикладным, практическим). Проблема исследования и основные этапы ее порождения. Объект и предмет исследования. Цель и задачи исследования. Гипотезы исследования: теоретические, экспериментальные (исследовательские) и статистические гипотезы; проблемы переходов между уровнями гипотез. Методический аппарат исследования: планирование исследования в широком (составление программы) и узком (собственно план, или дизайн исследования) смысле; методы и методики в исследовании. Изложение, обработка, обсуждение и интерпретация результатов исследования; принятие решений относительно гипотез исследования. Выводы из исследования; проблема индуктивного распространения выводов.
Психология психологического эксперимента. Психология испытуемого: "истинная" и "ситуативная" мотивация (К. Левин), эффекты Хотторна и Зайонца; проблема принятия задачи; "реакция на ситуацию эксперимента": ситуации "клиента" и "экспертизы". Психология экспериментатора: влияние установок на результаты исследования, эффект Пигмалиона; "слепой" и "двойной слепой" методы исключения этого влияния. Психология экспериментального общения.
|
|
ОК-2, 7,8; ПК- 2,3,4.
|
Неэкспериментальные методы психологического исследования
|
Неэкспериментальные методы психологического исследования: наблюдение, беседа, измерение, анализ продуктов деятельности. Те же методы как составная часть экспериментальных исследований.
Наблюдение как исследовательский метод. Виды наблюдения. Техника наблюдения.
Беседа как исследовательский метод. Виды бесед. Интервью и "клиническая" беседа. Консультативная беседа.
Проблема измерения в психологии. Измерение как отдельный исследовательский метод.
|
|
ОК-2, 7,8; ПК- 2,3,4.
|
Общеметодологические проблемы психологического эксперимента
|
Понятие "эксперимент": широкая и узкая трактовка. Квазиэксперимент. Причинность в психологии. Экспериментальные переменные: понятия независимой, зависимой, внешних, побочных, дополнительных переменных. Понятие управления переменными и контроля переменных.
Проблема валидности психологического эксперимента. Идеальный эксперимент, как центральное понятие для анализа валидности. "Очищение" независимой переменной и выделение экспериментального эффекта. Виды валидности: внутренняя, внешняя, операциональная, конструктная. Понятие "здравого смысла" (Д. Кэмпбелл). Основные факторы, угрожающие валидности эксперимента.
Надежность и репрезентативность эксперимента. Экспериментальная выборка и ее репрезентативность. Основные "схемы сравнения" в экспериментальных исследованиях. Критерии и стратегии составления репрезентативных выборок. Контроль экспериментальных переменных: независимой и внешних. Формы и общие приемы контроля.
|
|
ОК-2, 7,8; ПК- 2,3,4.
|
Экспериментальные планы
|
Доэкспериментальные планы. Планы истинных экспериментов. Квазиэкспериментальные планы. Обзор типы квазиэкспериментов: лонгитюд, формирование, пато- и нейропсихологическое исследование, "естественный" эксперимент, психогенетические исследования. Корреляционное исследование.
|
|
ОК-2, 7,8; ПК- 2,3,4.
|
Результаты психологического исследования
|
Статистический анализ результатов экспериментального исследования. Понятие значимости результатов. Основные понятия и методы статистического анализа применительно к планам экспериментальных исследований.
Соотношение количественного и качественного анализа результатов эксперимента и их интерпретации. Интерпретация как источник невалидности.
Экспериментальный вывод: проблема индуктивного распространения результатов. Проблема истинности научного знания.
Основные требования к представлению результатов исследования.
|
3.2.2. Разделы учебной дисциплины, формы учебной деятельности и формы контроля
№№ пп
|
№ семестра
|
Наименование раздела учебной дисциплины
|
Формы учебной деятельности, включая самостоятельную работу студентов (в часах)
|
Формы текущего контроля
|
Л
|
Сем
|
ПЗ
|
СРС
|
всего
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
|
V
|
Экспериментальная психология как нормативная база профессионального психологического мышления
|
2
|
-
|
-
|
4
|
6
|
Тестирование
|
|
V
|
Общие проблемы психологического исследования
|
2
|
-
|
4
|
4
|
10
|
дискуссия, тестирование, ситуационные задачи
|
|
V
|
Неэкспериментальные методы психологического исследования
|
2
|
-
|
8
|
12
|
22
|
дискуссия, тестирование, ситуационные задачи
|
|
V
|
Общеметодологические проблемы психологического эксперимента
|
3
|
-
|
8
|
12
|
23
|
дискуссия, тестирование, ситуационные задачи
|
|
V
|
Экспериментальные планы
|
3
|
-
|
8
|
13
|
24
|
дискуссия, тестирование, ситуационные задачи
|
|
V
|
Результаты психологического исследования
|
3
|
-
|
8
|
12
|
23
|
дискуссия, тестирование, ситуационные задачи
|
|
|
ИТОГО:
|
15
|
-
|
36
|
57
|
108
|
|
3.2.3. Темы лекций и количество часов по семестрам изучения учебной дисциплины
№№ пп
|
Название тем лекций учебной дисциплины
|
Семестры
|
V
|
|
1
|
2
|
3
|
4
|
|
Экспериментальная психология: история, предмет, задачи.
|
1
|
|
|
Методология науки и специфика психологических исследований. Проблема количественного и качественного анализа результатов исследования.
|
1
|
|
|
Классификация методов психологического исследования.
|
1
|
|
|
Общая структура психологического исследования.
|
1
|
|
|
Психология психологического исследования.
|
1
|
|
|
Наблюдение. Беседа. Измерение.
|
1
|
|
|
Определение эксперимента. Экспериментальные переменные.
|
1
|
|
|
Проблема валидности психологического эксперимента.
|
1
|
|
|
Контроль экспериментальных переменных.
|
1
|
|
|
Доэкспериментальные планы. Планы истинных экспериментов.
|
1
|
|
|
Квазиэксперимент.
|
1
|
|
|
Корреляционное исследование.
|
1
|
|
|
Статистический анализ и распространение результатов.
|
1
|
|
|
Проблема интерпретации результатов.
|
1
|
|
|
Представление результатов исследования.
|
1
|
|
|
Итого
|
15
|
|
3.2.4. Темы семинаров и практических занятий и количество часов по семестрам изучения учебной дисциплины
п/№
|
Название тем семинаров /практических занятий, виды контроля
|
Объем по семестрам
|
V
|
|
1
|
2
|
3
|
4
|
|
Общая структура психологического исследования и ее приложение к исследованиям с различными целями (теоретическим, прикладным, практическим).
|
1
|
|
|
Методический аппарат исследования: программа и план.
|
1
|
|
|
Проблема операционализации гипотез и интерпретации результатов.
|
1
|
|
|
Психология исследования: испытуемый. Психология исследования: исследователь. Психологические особенности экспериментальной ситуации и экспериментального общения.
|
1
|
|
|
Неэкспериментальные методы психологического исследования как составная часть экспериментальных исследований.
|
2
|
|
|
Наблюдение как исследовательский метод.
|
2
|
|
|
Беседа как исследовательский метод.
|
2
|
|
|
Проблема измерения в психологии.
|
2
|
|
|
Проблема валидности психологического эксперимента. Виды валидности.
|
2
|
|
|
Безупречный эксперимент и его компоненты: идеальный эксперимент, бесконечный эксперимент, эксперимент полного соответствия.
|
2
|
|
|
Надежность и репрезентативность эксперимента. Репрезентативность экспериментальной выборки.
|
2
|
|
|
Формы и общие приемы контроля экспериментальных переменных.
|
2
|
|
|
Обеспечение экспериментального вывода и контроль валидности как основная задача планирования.
|
2
|
|
|
Основные планы истинных экспериментов: контроль валидности и особенности реализации.
|
2
|
|
|
Квазиэкспериментальные планы: проблема обеспечения валидности в квазиэксперименте.
|
2
|
|
|
Особенности планирования корреляционного исследования.
|
2
|
|
|
Математическая обработка результатов эмпирического исследования в соответствии со статистическими гипотезами исследования.
|
2
|
|
|
Интерпретация результатов исследования: формулирование выводов о гипотезах исследования и проблема распространения результатов.
|
2
|
|
|
Теоретическая интерпретация результатов исследования и формулирование выводов исследования.
|
2
|
|
|
Представление результатов исследования.
|
2
|
|
|
Итого
|
36
|
|
3.2.5. Лабораторный практикум не предусмотрен.
3.3. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТА
3.3.1. Виды СРС
№ п/п
|
№ семестра
|
Наименование раздела учебной дисциплины
|
Виды СРС
|
Всего часов
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
|
V
|
Экспериментальная психология как нормативная база профессионального психологического мышления
|
Подготовка к занятиям (ПЗ) Подготовка к текущему контролю (ПТК)
|
4
(2+2)
|
|
Общие проблемы психологического исследования
|
Подготовка к занятиям (ПЗ) Подготовка к текущему контролю (ПТК)
|
4
(2+2)
|
|
Неэкспериментальные методы психологического исследования
|
Подготовка к занятиям (ПЗ) Подготовка к текущему контролю (ПТК) Отчетная работа (ОР)
|
12
(4+4+4)
|
|
Общеметодологические проблемы психологического эксперимента
|
Подготовка к занятиям (ПЗ) Подготовка к текущему контролю (ПТК) Отчетная работа (ОР)
|
12
(4+4+4)
|
|
Экспериментальные планы
|
Подготовка к занятиям (ПЗ) Подготовка к текущему контролю (ПТК) Отчетная работа (ОР)
|
13
(4+5+4)
|
|
Результаты психологического исследования
|
Подготовка к занятиям (ПЗ) Подготовка к текущему контролю (ПТК) Отчетная работа (ОР)
|
12
(4+4+4)
|
ИТОГО часов в семестре:
|
57
|
3.3.2. Примерная тематика рефератов, курсовых работ, контрольных вопросов
Семестр № V
Рефераты
Конфликт парадигм в истории психологии.
"Структура научных революций" Т. Куна и концепция критического рационализма.
Количественный и качественный анализ данных в психологии.
Исследовательские методы в истории психологии.
Психологический анализ психологических исследований.
Наблюдение. Беседа. Измерение.
Истинный эксперимент и квазиэксперимент.
Неэкспериментальные методы исследования в психологии.
Проблема формального и содержательного аспектов планирования экспериментов в психологии.
Проблема истинности научного знания.
Контрольные вопросы.
Понятие "экспериментальная психология". Предмет экспериментальной психологии.
Естественнонаучная парадигма в психологии (Т. Кун, К. Поппер).
Количественный и качественный анализ результатов исследования.
Экспериментальная психология и профессиональное мышление.
Классификации методов психологического исследования.
Краткая характеристика основных методов психологического исследования.
Структура психологического исследования: проблема, объект и предмет, цели и задачи исследования.
Основные виды гипотез в психологическом исследовании.
Операционализация переменных и распространение выводов.
Составление программы и собственно планирование исследования.
Принятие решений относительно гипотез исследования.
Проблема интерпретации результатов исследования.
Психология психологического эксперимента: экспериментатор.
Психология психологического эксперимента: испытуемый.
Психология психологического эксперимента: экспериментальное общение.
Психология психологического эксперимента: ситуация эксперимента.
Общая характеристика метода наблюдения в психологических исследованиях.
Общая характеристика метода беседы в психологических исследованиях.
Проблема измерения в психологии.
Понятия эксперимента и квазиэксперимента.
Проблема причинности в психологии.
Экспериментальные переменные.
Контроль переменных в эксперименте: виды, формы, методы.
Проблема валидности психологического исследования. Виды валидности.
Безупречный эксперимент.
Факторы, угрожающие внутренней валидности эксперимента и их контроль.
Факторы, угрожающие внешней валидности эксперимента и их контроль.
Надежность и репрезентативность экспериментальных данных.
Репрезентативность экспериментальной выборки. Стратегии построения выборки.
Схемы сравнения в эксперименте.
План эксперимента и его значение для контроля переменных.
Общая характеристика доэкспериментальных планов.
Общая характеристика планов истинных экспериментов.
План с предварительным и итоговым тестированием и контрольной группой ("№ 4"): структура и анализ валидности.
План Соломона ("№ 5") и план с итоговым тестированием ("№ 6"): структура и анализ валидности.
Общая характеристика квазиэкспериментальных планов.
Квазиэкспериментальные планы на одной выборке.
Квазиэкспериментальные планы на неэквивалентных группах.
Общие принципы построения многоуровневых и факторных экспериментов.
Общие принципы построения корреляционных исследований.
Основные типы квазиэкспериментальных исследований в современной психологии.
Основные понятия и методы статистической обработки результатов психологических исследований.
Проблема индуктивного вывода.
Основные требования к представлению результатов исследования.
3.4. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ КОНТРОЛЯ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.4.1. Виды контроля и аттестации, формы оценочных средств
№ п/п
|
№ семестра
|
Виды контроля
|
Наименование раздела учебной дисциплины
|
Оценочные средства
|
Форма
|
Кол-во вопросов в задании
|
К-во независимых вариантов
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
|
V
|
ТК
|
Экспериментальная психология как нормативная база профессионального психологического мышления
|
Тестовые задания
|
50
|
|
|
V
|
ТК
|
Общие проблемы психологического исследования
|
тест. задания, сит. задача
|
50
|
4
|
|
V
|
ТК
|
Неэкспериментальные методы психологического исследования
|
Выступление на семинаре
|
2
|
4
|
|
V
|
ТК
|
Общеметодологические проблемы психологического эксперимента
|
тест. задания, сит. задача
|
50
|
4
|
|
V
|
ТК
|
Экспериментальные планы
|
тест. задания, сит. задача
|
50
|
4
|
|
V
|
ТК
|
Результаты психологического исследования
|
тест. задания, сит. задача, защита итоговой работы
|
50
|
4
|
3.4.2.Примеры оценочных средств:
для текущего контроля (ТК)
|
Тестовые задания
-
Предметом экспериментальной психологии являются
нормативы построения эмпирических исследований в психологии +
правила построения психодиагностических методов
содержание психологических экспериментов
нормативы построения эксперимента.
-
Под парадигмой Т. Кун понимал
систему общепринятых взглядов на предмет науки
систему общепринятых взглядов на метод науки
систему общепринятых взглядов на общие принципы построения научного знания +
систему специализированных методов построения науки.
|
В качестве ситуационных задач используются статьи из современной научной периодики, соответствующие по тематике курсовым научным работам студентов.
|
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
3.5.1. Основная литература
п/№
|
Наименование
|
Автор (ы)
|
Год, место издания
|
Кол-во экземпляров
|
в биб-лиотеке
|
на ка-федре
|
1
|
2
|
3
|
4
|
7
|
8
|
|
Психология
|
Лукацкий М.А., Остренкова М.Е.
|
2008, ГЭОТАР-Медиа
|
600
|
-
|
|
Клиническая психология
|
Сидоров П.И., Парняков А.В.
|
2008
|
10
|
-
|
3.5.2. Дополнительная литература
п/№
|
Наименование
|
Автор (ы)
|
Год, место издания
|
Кол-во экземпляров
|
в библиотеке
|
на кафедре
|
1
|
2
|
3
|
4
|
7
|
8
|
|
Психология
|
Нуркова В.В.
|
2009, ЮРАЙТ
|
1
|
-
|
|
Психология
|
п/р Сосновского Б.А.
|
2008, Высшее Образование
|
1
|
-
|
3.6. Материально-техническое обеспечение учебной дисциплины.
Учебный процесс осуществляется в учебных аудиториях. Для обеспечения учебного процесса используются: доска под фломастер для иллюстрации и пояснения излагаемого материала; мультимедийный комплекс (ноутбук, проектор, экран) для просмотра учебных видеоматериалов; ситуационные задачи, тестовые задания по изучаемым темам на бумажных и электронных носителях.
3.7. Образовательные технологии
Используемые образовательные технологии При изучении данной дисциплины используются как традиционные формы обучения (лекция, семинар, практическое занятие), так и инновационные (подготовка и проведение студентами дискуссий, ролевых игр, эвристических бесед, защита отчетных работ на "круглом столе"). Предполагается проведение 60% от объема аудиторных занятий в интерактивных формах.
Примеры интерактивных форм и методов проведения занятий: дискуссия, "круглый стол".
3.8. Разделы учебной дисциплины и междисциплинарные связи с последующими дисциплинами
п/№
|
Наименование последующих дисциплин
|
Раздела данной дисциплины, необходимые для изучения последующих дисциплин
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
1
|
Психодиагностика
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
2
|
Практикум по психодиагностике
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
3
|
Методология исследований в клинической психологии
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
4. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины:
Курс «Экспериментальная психология» знакомит студентов с методологией, теорией и практикой построения психологического исследования. Данный курс носит как общетеоретический так и практически-прикладной характер.
Усвоение содержания дисциплины «Экспериментальная психология» позволит студентам овладеть знаниями, и практическими навыками проведения эмпирических исследований, необходимыми в профессиональной деятельности психолога.
Время, отведенное программой на изучение содержания курса структурируется посредством проведения аудиторных занятий, включающих лекции, семинары и практические занятия, а также организацией самостоятельной работы студентов. Тематика занятий соответствует содержанию дисциплины. На лекциях излагаются основные теоретические вопросы данного курса. Практические занятия предполагают широкое использование различных форм интерактивного метода обучения: направляемой дискуссии, «круглого стола», эвристической беседы и т.п. Система контроля включает в себя балльно-рейтинговые оценки: выступлений студентов на семинарских и практических занятиях, контрольных работ, подготовки докладов и рефератов, выполнения домашних заданий, сдачи коллоквиума, прохождения тестового контроля. Курс завершается зачетом по итогам накопления баллов.
Для создания условий усвоения дисциплины используются:
учебно-методическая литература;
операционализация содержания дисциплины при его изложении на лекциях и обсуждении на семинарах, при отработке на практических занятиях;
имеющие дидактическое значение вербальные и невербальные коммуникативные возможности преподавателя;
аудио- и визуальные технические средства обучения (ТСО), позволяющие расширить возможности восприятия информации студентами (наглядные пособия: таблицы, схемы, плакаты, кино-, видеоматериалы и т.п.).
Обучение складывается из аудиторных занятий ( 51час.), включающих лекционный курс, семинары и практические занятия, и самостоятельной работы (57 час.). Основное учебное время выделяется на отработку умений решать теоретические и практические задачи в контексте проведения реальных эмпирических исследований.
При изучении учебной дисциплины необходимо использовать, полученные в рамках модуля, знания и освоить практические умения необходимые для последующей профессиональной работы.
Практические занятия проводятся в виде семинаров, организации дискуссий, решения ситуационных задач, ответов на тестовые задания, защиты отчетных работ.
В соответствии с требованиями ФГОС-3 ВПО в учебном процессе широко используются активные и интерактивные формы проведения занятий в виде организации дискуссий, выступления на семинарах, защита отчетных работ на "круглом столе". Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, составляет не менее 60% от аудиторных занятий.
Самостоятельная работа студентов подразумевает подготовку к практическим занятиям, текущему, промежуточному контролю и включает работу с научной и методической литературой, подготовку планов организации дискуссий, оформления отчетных работ.
Работа с учебной литературой рассматривается как вид учебной работы и выполняется в пределах часов, отводимых на её изучение (в разделе СРС).
Каждый обучающийся обеспечен доступом к библиотечным фондам Университета и кафедры.
По каждому разделу учебной дисциплины разработаны методические рекомендации для студентов «Экспериментальная психология» в 2 частях.
Выполнение учебных заданий в рамках данной дисциплины способствует воспитанию у студентов навыков общения с клиентами. Самостоятельная работа способствует формированию ответственности, аккуратности, дисциплинированности.
Исходный уровень знаний студентов определяется краткими опросами на первых семинарских занятиях, текущий контроль усвоения предмета определяется устным опросом в ходе занятий, во время проведения дискуссий, при решении типовых ситуационных задач и ответах на тестовые задания.
В конце изучения учебной дисциплины «Экспериментальная психология» проводится промежуточный контроль знаний с использованием тестового контроля, проверкой практических умений и защитой отчетных работ.
Разработчики:
доцент В.А. Мохов
(занимаемая должность) (подпись) (инициалы, фамилия)
(занимаемая должность) (подпись) (инициалы, фамилия)
Рецензенты
(занимаемая должность) (подпись) (инициалы, фамилия)