Психологии личности - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1страница 2страница 3
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Тематическая выставка ''Психология личности'' 1 67.89kb.
Направленность личности. Структура направленности личности? 1 79.95kb.
Программа курса «Современные психодинамические теории личности» 1 101.39kb.
Программа курса «Методика преподавания психологии» 1 127.59kb.
Программа курса «Новые направления в психологии» 1 112.77kb.
Программа по социальной психологии для кандидатского экзамена по... 1 114.79kb.
«историческая детерминация психологии личности в современном российском... 1 122.28kb.
Индивидуально-типологические свойства личности 1 39.39kb.
Программа курса «Психоистория» 1 105.79kb.
Вопросы к экзамену Понятие личности в отечественной психологии Основные... 1 35.19kb.
Экономическая концепция личности, как единственный пусть Российской... 1 138.07kb.
Программа дисциплины «Психология личности» 1 199.28kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Психологии личности - страница №1/3



Введение

Данное пособие рассчитано на студентов психологических факультетов, слушающих курс “Психологии личности”. В нем в краткой форме дается представление о личности и ее компонентах, в качестве которых рассматриваются темперамент, характер, способности, мотивационная сфера и самосознание.

Пособие направлено на то, чтобы раскрыть социально-историческую природу личности, показать сложность ее строения, отличие от понятия индивидуальности.

Автор старался ознакомить студентов с разными подходами к исследованию личности, имеющимися в отечественной науке. В этом пособии рассматриваются преимущественно точки зрения отечественных психологов на природу личности и ее компонентов, зарубежные авторы упоминаются мало. Следующее пособие будет целиком посвящено обзору зарубежных теорий личности.



Тема 1 Личность как предмет психологического исследования
Понятие личности относится к числу самых неопределенных и спорных терминов в психологии. В 1937 году американский психолог Гордон Олпорт написал монографию "Личность: психологическая интерпретация", в которой привел более 50 различных определений личности, найденных им у англоязычных коллег. К настоящему времени их число неизмеримо возросло. Можно ли в них выделить что-то общее, с чем согласилось бы большинство психологов?

Рассмотрим несколько определений личности, данных отечественными психологами. С.Л. Рубинштейн писал: «Личность это воедино связанная совокупность внутренних условий, через которые преломляются все внешние воздействия». Б.Г.Ананьев рассматривал личность как современницу определенной эпохи, которая наделяет ее множеством социально-психологических свойств. К их числу он относил принадлежность личности к определенному классу, национальности, профессии и пр. А.Г.Асмолов считал, что «личность есть системное и поэтому сверхчувственное качество, хотя носителем этого качества является вполне чувственный, телесный индивид со всеми его врожденными и приобретенными свойствами».

А.В.Петровский охарактеризовал личность в системе межличностных отношений, в связи с чем им были выделены три аспекта личности:


  • интраиндивидный, который отражает свойства, присущие самому субъекту;

  • интериндивидный, рассматривающий особенности взаимодействия личности с другими людьми;

  • метаиндивидный, описывающий воздействие данной личности на других людей.

Л.И. Анцыферова определяет личность как «способ бытия человека в обществе, в конкретно-исторических условиях, это индивидуальная форма существования и развития социальных связей и отношений».

Много других определений личности приводится в книге И.Б.Котовой “Психология личности в России”, которая проанализировала представления о личности у отечественных философов и психологов, начиная с конца прошлого века по нынешнее время.

Все психологи согласны с тем, что личностью не рождаются, а становятся и для этого человек должен предпринять немалые усилия. Он должен овладеть речью, а затем с ее помощью многими моторными, интеллектуальными и социо-культурными навыками. Личность рассматривается как результат социализации индивида, в процессе которой он усваивает традиции и систему ценностных ориентаций выработанных человечеством. Чем более человек смог воспринять и усвоить в процессе социализации, тем более развитую личность он собой представляет.

А может ли человек не быть личностью? Является ли личностью годовалый ребенок, психически неполноценный человек или изощренный преступник? Эти вопросы неоднократно становились предметом дискуссий у психологов, философов, медиков и юристов. На них трудно ответить однозначно, поскольку каждый случай требует конкретного рассмотрения, но большинство ученых склонно признавать за всеми перечисленными категориями людей право называться личностью с определенными оговорками. Так ребенка, подростка и юношу корректнее называть формирующейся личностью, потому что в них пока имеются только задатки зрелой личности, которые должны далее развиться и оформиться в целостную систему свойств.

Что касается психически неполноценных людей, то степень сохранности их личности может быть очень разной: от небольших отклонений от нормы при неврозах до значительных разрушений личности при тяжелых случаях шизофрении. Их мировосприятие, мотивация поведения, особенности мышления качественно отличаются от аналогичных характеристик здорового человека, поэтому правильнее в таких случаях пользоваться понятием патологической или аномальной личности. Преступники, признанные психически здоровыми, являются асоциальными личностями, поскольку все накопленные ими знания, умения и навыки они обратили против общества, которое их сформировало. Личность может быть утрачена человеком вследствие тяжелой болезни или глубокой старости, что проявляется в отсутствии способности осознавать себя как субъекта деятельности, ориентироваться в пространстве и времени и т.п. В этом случае можно говорить о деградировавшей личности.

Л.И.Анцыферова считает основным способом существования личности постоянное развитие, направленное на реализацию своих возможностей в деятельности и общении. Как только человек прекращает усилия по развитию своих психических функций, социальных и профессиональных навыков и умений, так сразу начинается регресс личности.

Каковы же критерии для определения уровня зрелости личности? При ответе на этот вопрос лучше опереться на представления И.М.Палея и В.С.Магуна о трех сторонах личности. Первая сторона описывает внутренние строение личности через такие характеристики как иерархичность и целостность. Под иерархичностью понимается подчинение в процессе развития низших функций (процессов, свойств) более высшим. Например, удовлетворение витальных потребностей у зрелого человека подчиняется высшим потребностям. Целостность означает единообразие поведения человека в меняющихся условиях и обстоятельствах. Следовательно, зрелая личность действует не под влиянием сиюминутных факторов, а на основе своей системы ценностей, которая складывалась годами.

Вторая сторона личности раскрывает особенности ее взаимодействия с предметным миром через характеристики ее активности и самостоятельности. Зрелая личность всегда занимает активную жизненную позицию в любой деятельности, которой она занимается. Она сама определяет для себя смысл, цели и задачи деятельности и ищет оптимальные способы ее выполнения. Иногда она даже не ждет вознаграждения за свою работу, если эта работа доставила ей удовольствие. Это ее отличает от незрелой личности, которая ждет указаний, поощрений и не выходит в процессе выполнения работы за рамки, заданные извне. Зрелая личность способна осуществлять деятельность даже под угрозой наказания со стороны властей и возможности потери многих жизненных благ. Примеров самоотречения во имя дела своей жизни в истории России очень много, начиная с декабристов и кончая диссидентами 60-80-х годов.

Третья сторона личности характеризует особенности ее взаимоотношений с другими людьми. Среди многочисленных особенностей М.М.Палей и В.С.Магун выделяют в качестве критерия зрелости только одну, но очень существенную - возможность личности способствовать росту и развитию личностей других людей. Личность, по словам С.Л.Рубинштейна, определенностью своего отношения к жизни заставляет и других самоопределяться. Чтобы оказывать влияние на мировоззрение других людей, человек должен накопить в себе большой запас мудрости и приобрести власть над ними (духовную, религиозную, политическую и пр.). Пространственно-временная широта этого влияния, в конечном счете, определяет масштаб личности. Чаще всего это влияние распространяется только на ближайшее окружение человека, что тоже не мало. В других случаях личность воздействует на умы людей в течение определенного промежутка времени в какой-то стране. Но есть личности планетарного масштаба, которые влияют на человечество примером своей незаурядной жизни и дел сквозь толщу веков и даль географических расстояний. Эти люди и могут служить для нас примером максимального развития того, что называется Личностью.
Тема 2 Понятие индивидуальности
Индивидуальность в большинстве словарей и учебников по психологии определяется как совокупность черт, отличающих данного человека от других людей и определяющих своеобразие его психики и личности. Это определение оставляет непроясненным ряд вопросов. Например, любая ли характеристика человека может быть отнесена к его индивидуальности? Могут ли быть свойствами индивидуальности особенности протекания психических процессов или способности? Как быть, если по одной и той же черте человек от кого-то отличается, а на других похож?

Очевидно, понятие индивидуальности требует более содержательного анализа. В.С.Мерлин разработал теорию интегральной индивидуальности, согласно которой индивидуальность человека складывается из индивидуальных особенностей, относящихся к разным уровням его организации - от биохимического до социального. В частности, он выделил три иерархических уровня:

а) система индивидуальных свойств организма: биохимические, общесоматические и нейродинамические свойства (свойства нервной системы);

б) система индивидуальных психических свойств: психодинамические (свойства темперамента) и психические свойства личности (черты характера);

в) система социально-психологических индивидуальных свойств: социальные роли в социальных группах и в социально-исторических общностях.

Такое понимание индивидуальности снимает вопрос о том, с какого возраста человек становится индивидуальностью. Когда ребенок рождается, его индивидуальность ограничивается только свойствами его организма, но по мере того, как у него формируются свойства темперамента, черты личности, его индивидуальность расширяется и распространяется на все более высокие уровни организации. Когда зрелый человек занимает определенное общественное положение, вся иерархия уровней его индивидуальности уже представлена в его поведении, но это не означает, что она больше не будет изменяться. Человек будет приобретать новый опыт, выполнять новые роли и его индивидуальность тоже будет отчасти меняться.

В.С.Мерлин отмечал, что индивидуальность характеризуется не только совокупностью индивидуальных свойств, но и своеобразием взаимосвязей между ними. Таким образом, если два человека будут иметь два одинаковых набора свойств (что очень маловероятно), то они будут все равно непохожи по поведению, т.к. связи между этими свойствами будут разные.

Надо сказать, что не все психологи согласны с таким расширительным пониманием индивидуальности. А.Г.Асмолов локализует индивидуальность на уровне свойств личности и связывает ее со смысловыми отношениями и установками человека. Известен его афоризм: “Индивидом рождаются, личностью становятся, а индивидуальность отстаивают”. Этим А.Г.Асмолов хотел подчеркнуть, что индивидуальность отвечает за решение бытийных вопросов, связанных со смыслом жизни, ценностными ориентациями, жизненной позицией человека. При решении этих вопросов обычно возникают конфликты как внутриличностные, так и между личностью и окружающими. В процессе этой борьбы создается индивидуальность и определяется ее стойкость и масштаб.

Полное определение индивидуальности, сформулированное А.Г.Асмоловым, таково: «В целом индивидуальность личности понимается как совокупность смысловых отношений и установок человека в мире, которые обеспечивают ориентировку в иерархии ценностей и овладение поведением в ситуации борьбы мотивов, воплощаются через деятельность и общение в продуктах культуры, других людях, себе самом ради продолжения существования образа жизни, являющегося ценностью для данного человека»

В последнее десятилетие понятие индивидуальности стало расширяться за пределы личности. В.С.Мерлин ввел понятие метаиндивидуальности, под которым он понимал “психологическую характеристику отношений окружающих людей к данной конкретной ситуации”. Иными словами, метаиндивидуальность представляет собой индивидуальность человека глазами окружающих его людей. Л.Я.Дорфман, развивая идеи В.С.Мерлина в своей книге “Метаиндивидуальный мир”, вводит еще понятия трансиндивидуальности и экоиндивидуальности. Трансиндивидуальность охватывает все явления, связанные с воплощением индивидуальности в мире, в котором она живет: в творчестве, во влиянии на других людей, в конкретных делах и т.п. Экоиндивидуальность описывает процессы, которые зарождаются вне индивидуальности, но которые приводят к ее изменению, что отражается во взаимодействии со средой.

Как же соотносятся понятия личности и индивидуальности, какое из них является более широким? Их можно графически изобразить как два накладывающихся друг на друга круга, имеющих общую площадь, но не совпадающих полностью. Общая площадь - это те свойства личности, которые составляют основу ее индивидуальности. Оставшаяся площадь круга, изображающего личность, соответствует тем ее свойствам, которые являются социально-типичными и характеризуют ее как представителя многих больших и малых групп. “Остаток” индивидуальности представляют биохимические, общесоматические и нейродинамические свойства, не входящие в структуру личности. Таким образом, можно сказать, что оба понятия являются равновеликими и несовпадающими по содержанию.
Тема 3 Представления о структуре личности в отечественной

психологии
Структурный подход представляет собой такой способ анализа, при котором объект рассматривается как некая целостность, обладающая определенной структурой, т.е. совокупностью элементов, находящихся в определенных отношениях друг с другом. Он применяется в разных науках для анализа сложных объектов, в психологии таким объектом является личность.

Рассмотрение личности в плане ее строения и составляющих компонентов является традиционным и в то же время актуальным подходом к ее исследованию. Если обратиться к истории изучения личности, то можно убедиться в том, что почти каждый исследователь, который пытался проникнуть в суть этого сложного психического образования и понять механизм его функционирования, приходил к мысли о необходимости выделения отдельных элементов и анализа взаимосвязей между ними. Критерии деления личности на отдельные блоки, а также концептуальные позиции авторов были чрезвычайно различны и вызывали ожесточенные дискуссии, однако сама идея рассмотрения личности через призму ее структуры оставалась неизменной.

Ее живучесть объясняется, прежде всего, особенностями самого объекта исследования – личности, самыми очевидными и заметными характеристиками которой являются интегральность, сложность, вторичность по отношению к более простым психическим функциям. Не случайно о структуре личности психологи стали говорить задолго до того, как структурный подход оформился в качестве исследовательского метода в философии. Структурные представления в психологии возникали как реакция на атомизм и чрезмерную расчлененность при анализе психики человека. По мнению М.С.Роговина, одной из первых попыток структурного подхода к анализу личности можно считать концепцию З.Фрейда, который рассматривал человека как структурное единство трех частей: Оно, Я и Сверх-Я. Развитию структурного подхода в психологии немало способствовали работы гештальтпсихологов, в частности К.Левина, посвященные соотношению части и целого.

С развитием философских концепций, связанных с понятиями структуры и системы, представления о структуре в психологии получили надежную опору. Наибольший расцвет структурного подхода к анализу личности в отечественной психологии пришелся на 70-е годы. Но это не было данью моде, просто отечественная психологическая наука вышла к этому времени на новый научный этап своего развития.

Возникновение структурных представлений в психологии свидетельствует о достижении ею определенного этапа развития научного знания. Философ В.Ф.Сержантов считает, что каждая наука проходит три уровня развития:

1. феноменологический, на котором представление об объекте носит нерасчлененный целостный характер;

2. субстратно-феноменологический, характеризующийся аналитическим подходом к объекту;

3. системно-структурный, на котором благодаря синтезу теоретически воспроизводится конкретная природа объекта.

В философском энциклопедическом словаре структура (от лат. structura – строение, расположение, порядок) определяется как совокупность устойчивых связей объекта, обеспечивающих его целостность и тождественность, т.е. сохранение основных свойств при различных внешних и внутренних изменениях. Чтобы провести структурный анализ какого-либо сложного объекта надо выполнить три основных условия:


  1. выделить элементы, из которых он состоит;

  2. изучить характер связи между ними;

  3. выявить механизм целостности структуры, позволяющий ей не изменяться при изменении окружающей среды.

При выделении элементов необходимо руководствоваться некоторыми правилами. Элементы должны содержать в себе основные характеристики целого, а не быть просто его частями. Их количество должно быть достаточным для полного описания личности, но не быть чрезмерным.

Существуют два основных способа построения структуры личности: эмпирический и теоретический. Эмпирический способ основан на выделении элементов структуры с помощью применения методов математической статистики (чаще всего факторного анализа) к большому массиву эмпирических данных. Выделенные в процессе обработки кластеры или факторы служат элементами структуры личности (как, например, 16 факторов в структуре личности, предложенной Р.Кеттеллом). Теоретический способ построения структуры личности основан на выдвижении теоретического принципа, который связывает между собой отдельные уровни и элементы.


следующая страница >>