Рабочая программа дисциплины психология труда, инженерная психология и эргономика направление подготовки 030300 психология - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1страница 2
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Программа «психология труда, инженерная психология» 1 117.13kb.
Рабочая программа дисциплины зоопсихология и сравнительная психология... 2 757.33kb.
Рабочая программа дисциплины специальная психология направление подготовки... 2 830.06kb.
Рабочая программа дисциплины экспериментальная психология направление... 2 746.13kb.
Рабочая программа дисциплины педагогическая психология направление... 2 615.89kb.
Рабочая программа дисциплины гендерная психология направление подготовки... 2 555.67kb.
Рабочая программа дисциплины общая психология: психология познавательных... 6 1927.39kb.
Рабочей программы дисциплины (модуля) од. А. 03 «Психология и педагогика... 1 21.38kb.
К курсу «Психология родительства» Курс входит в профессиональный... 1 37.85kb.
Психологические механизмы актуализации руководителем субъектного... 2 645.45kb.
Вопросы к кандидатскому экзамену специальность19. 00. 03. «Психология... 1 40.68kb.
Новикова М. А., Федоров И. В. Планы практических занятий по курсу... 1 329.3kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Рабочая программа дисциплины психология труда, инженерная психология и эргономика - страница №1/2

Негосударственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«МОСКОВСКИЙ ПСИХОЛОГО-СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ФАКУЛЬТЕТ ПСИХОЛОГИИ
УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе

_________________С.Г. Дембицкий

"_____"__________________20___ г.

Рабочая программа дисциплины
ПСИХОЛОГИЯ ТРУДА, ИНЖЕНЕРНАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ЭРГОНОМИКА

Направление подготовки


030300 - ПСИХОЛОГИЯ

Профиль подготовки



___________________________

Квалификация (степень) выпускника



Бакалавр

Форма обучения



Очная, очно-заочная, заочная


Рекомендовано Ученым советом НОУ ВПО «МПСУ»

(протокол № _____ от 20___г.)

Одобрено кафедрой общей психологии

(протокол № ____ от 20__ г.)

Зав.кафедрой __________________________

Москва


2012

Составитель рабочей программы: «Психология труда, инженерная психология и эргономика»: старший преподаватель кафедры общей психологии Бочарова Татьяна Александровна, программа предназначена для студентов психологических факультетов очной, очно-заочнй и заочной форм обучения по направлению 030300 Психология.

Программа «Психология труда, инженерная психология и эргономика» включает в себя:

  1. Цели и задачи освоения дисциплины.

  2. Место дисциплины «Психология труда, инженерная психология и эргономика» в структуре ООП бакалавриата.

  3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «Психология труда, инженерная психология и эргономика».

  4. Структура и содержание дисциплины «Психология труда, инженерная психология и эргономика».

  5. Образовательные технологии (тематика лекций, семинаров, практических занятий, контрольных работ).

  6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.

  7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины «Психология труда, инженерная психология и эргономика».

  8. Материально-техническое обеспечение дисциплины (модуля).



1. Цели освоения дисциплины
Целью учебных занятий по данному курсу - «Психология труда, инженерная психология и эргономика» - является знакомство студентов с основными психологическими представлениями о трудовой деятельности, а также формирование начальных навыков рефлексии собственного будущего труда.

Основными задачами курса являются:

      • ознакомление студентов с теоретическими основами психологии труда и инженерной психологии;

      • формирование у них общего представления об основных методах психологии труда и инженерной психологии;

      • раскрытие перед будущими специалистами ценностно-смысловых аспектов трудовой деятельности.


2. Место дисциплины «Психология труда, инженерная психология и эргономика» в структуре ООП бакалавриата
Место данного курса учебных занятий - «Психология труда, инженерная психология и эргономика» - в образовательной программе, определяется той базой, на основе которой изучается данная дисциплина (в этом случае, это в основном, «Общая психология», «История психологии», «Психология развития и возрастная психология» и «Социальная психология»).

Весь курс разбит на 3 взаимосвязанные части:

  • Введение и основная проблематика психологии труда, инженерной психологии и эргономики;

  • Психологические особенности профессиональной деятельности;

  • Психология профессионального и личностного самоопределения.

Изучение «Психологии труда» станет основой для дальнейшего изучения таких видов психологических дисциплин как «Психология управления» и «Психология личности».
3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «Психология труда, инженерная психология и эргономика».

По окончании курса студент должен:

    • знать: основные психологические признаки труда и профессии, основные подходы к психологическому воздействию на индивида, группы или сообщества, историю возникновения и развития психологических представлений о труде, основные этапы становления субъекта труда и формирования профессионала (ПК-3)

    • уметь: анализировать трудовую деятельность, составлять различные профессиограммы, иметь начальные навыки ориентировки и выбора методов психологического изучения труда, иметь начальные навыки рефлексии собственной будущей профессиональной деятельности (особенно в ценностно-смысловом ее аспекте) (ПК-4)

    • владеть: основными приемами диагностики, профилактики, экспертизы психологических свойств и состояний, характеристик психологических процессов, различных видов деятельности индивида и группы (ПК-2)

    • иметь представление: о стандартных программах направленных на предупреждение отклонений в социальном и личностном развитии индивида, о профессиональных рисках в различных видах деятельности, об основных проблемах развития и саморазвития профессионала, о перспективах развития психологии труда и инженерной психологии (ПК-1)

    • обладать способностью: профессионально воздействовать на уровень развития профессиональной и личностной сферы индивида, с целью гармонизации психического функционирования человека, осуществлять стандартные базовые процедуры с целью оказания помощи индивиду или группе в организации психологической помощи с использованием традиционных методов и технологий (ПК-23)


4. Структура и содержание дисциплины «Психология труда, инженерная психология и эргономика»
Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетные единицы 144 часа.
Очная форма обучения (срок обучения 4 года)




п/п

Разделы и темы

дисциплины

Семестр

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля успеваемости

Форма промежуточной аттестации

(по семестрам)

ВСЕГО

Из них аудиторные занятия

Самостоятельная работа

Контрольная работа

Курсовая работа

Лекции

Лаборатор.

практикум

Практическ.занятия / семинары

Интерактив

1

Тема 1. Проблема предмета и метода психологии труда. Основные разделы психологии труда. Понятие “эргономика”. Теоретико-методологические основы и специфика методов инженерной психологии.

Особенности и классификация систем "человек - машина" (СЧМ). Показатели качества СЧМ. История психологии труда.



3

28

6










22










2

Тема 2. Психологическое понимание труда и профессии. Понятия: “модель специалиста”, профессиограмма, психограмма, “формула профессий”, схема анализа профессий, “аналитическая профессиограмма”.

3

16

6










10










3

Тема 3. Проблема субъективной значимости, удовлетворенности трудом и трудовой мотивации. Методы профессиографирования и общая схема профотбора. Тесты по исследованию личности – темперамента (ИТО, РЕН); внимания (концентрации, избирательности – тест Мюстенберга).

3

19

6




3




10







Проверка заданий, отчет.

4

Тема 4. Основные этапы развития субъекта труда. Проблема формирования индивидуального стиля деятельности. Кризисы профессионального развития. Тесты исследования личности – Кейрси, Сонди.

3

19

6




3




10







Проверка заданий, отчет.

5

Культурно-исторический смысл возникновения и развития проблемы профессионального самоопределения. Понятия: профориентация и профконсультация, профессиональное и личностное самоопределение, карьера и профессиональный выбор. Обсуждение конкретных случаев «успешной карьеры» Методы профориентации – составление профессиограммы.

3

24







3

6

15







Проверка заданий, отчет.

6

Дискуссия о проблеме формирования индивидуального стиля деятельности и кризисах профессионального развития.

3

19










9

10










7

Использование компьютера в деятельности психолога и дискуссия о морально-этическом образе, правах и обязанностях профессионала. Обсуждение конкретных случаев.

3

19










9

10













ИТОГО

3

144

24




9

24

87







Экзамен



Очно-заочная форма обучения (срок обучения 4.5 года)




п/п

Разделы и темы

дисциплины

Семестр

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля успеваемости

Форма промежуточной аттестации

(по семестрам)

ВСЕГО

Из них аудиторные занятия

Самостоятельная работа

Контрольная работа

Курсовая работа

Лекции

Лаборатор.

практикум

Практическ.занятия / семинары

Интерактив

1

Тема 1. Проблема предмета и метода психологии труда. Основные разделы психологии труда. Понятие “эргономика”. Теоретико-методологические основы и специфика методов инженерной психологии.

Особенности и классификация систем "человек - машина" (СЧМ). Показатели качества СЧМ. История психологии труда.



5

28

3










25










2

Тема 2. Психологическое понимание труда и профессии. Понятия: “модель специалиста”, профессиограмма, психограмма, “формула профессий”, схема анализа профессий, “аналитическая профессиограмма”.

5

16

3










13










3

Тема 3. Проблема субъективной значимости, удовлетворенности трудом и трудовой мотивации. Методы профессиографирования и общая схема профотбора. Тесты по исследованию личности – темперамента (ИТО, РЕН); внимания (концентрации, избирательности – тест Мюстенберга).

5

19

3




3




13







Проверка заданий, отчет.

4

Тема 4. Основные этапы развития субъекта труда. Проблема формирования индивидуального стиля деятельности. Кризисы профессионального развития. Тесты исследования личности – Кейрси, Сонди.

5

19

3




3




13







Проверка заданий, отчет.

5

Культурно-исторический смысл возникновения и развития проблемы профессионального самоопределения. Понятия: профориентация и профконсультация, профессиональное и личностное самоопределение, карьера и профессиональный выбор. Обсуждение конкретных случаев «успешной карьеры» Методы профориентации – составление профессиограммы.

5

24







2

4

18







Проверка заданий, отчет.

6

Дискуссия о проблеме формирования индивидуального стиля деятельности и кризисах профессионального развития.

5

19










4

15










7

Использование компьютера в деятельности психолога и дискуссия о морально-этическом образе, правах и обязанностях профессионала. Обсуждение конкретных случаев.

5

19










4

15













ИТОГО

5

144

12




8

12

112







Экзамен


Очно-заочная форма обучения (срок обучения 5 лет)




п/п

Разделы и темы

дисциплины

Семестр

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля успеваемости

Форма промежуточной аттестации

(по семестрам)

ВСЕГО

Из них аудиторные занятия

Самостоятельная работа

Контрольная работа

Курсовая работа

Лекции

Лаборатор.

практикум

Практическ.занятия / семинары

Интерактив

1

Тема 1. Проблема предмета и метода психологии труда. Основные разделы психологии труда. Понятие “эргономика”. Теоретико-методологические основы и специфика методов инженерной психологии.

Особенности и классификация систем "человек - машина" (СЧМ). Показатели качества СЧМ. История психологии труда.



5

28

3










25










2

Тема 2. Психологическое понимание труда и профессии. Понятия: “модель специалиста”, профессиограмма, психограмма, “формула профессий”, схема анализа профессий, “аналитическая профессиограмма”.

5

16

3










13










3

Тема 3. Проблема субъективной значимости, удовлетворенности трудом и трудовой мотивации. Методы профессиографирования и общая схема профотбора. Тесты по исследованию личности – темперамента (ИТО, РЕН); внимания (концентрации, избирательности – тест Мюстенберга).

5

19

3




3




13







Проверка заданий, отчет.

4

Тема 4. Основные этапы развития субъекта труда. Проблема формирования индивидуального стиля деятельности. Кризисы профессионального развития. Тесты исследования личности – Кейрси, Сонди.

5

19

3




3




13







Проверка заданий, отчет.

5

Культурно-исторический смысл возникновения и развития проблемы профессионального самоопределения. Понятия: профориентация и профконсультация, профессиональное и личностное самоопределение, карьера и профессиональный выбор. Обсуждение конкретных случаев «успешной карьеры» Методы профориентации – составление профессиограммы.

5

24







2

4

18







Проверка заданий, отчет.

6

Дискуссия о проблеме формирования индивидуального стиля деятельности и кризисах профессионального развития.

5

19










4

15










7

Использование компьютера в деятельности психолога и дискуссия о морально-этическом образе, правах и обязанностях профессионала. Обсуждение конкретных случаев.

5

19










4

15













ИТОГО

5

144

12




8

12

112







Экзамен


Заочная форма обучения (срок обучения 4 года)




п/п

Разделы и темы

дисциплины

Семестр

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля успеваемости

Форма промежуточной аттестации

(по семестрам)

ВСЕГО

Из них аудиторные занятия

Самостоятельная работа

Контрольная работа

Курсовая работа

Лекции

Лаборатор.

практикум

Практическ.занятия / семинары

Интерактив

1

Тема 1. Проблема предмета и метода психологии труда. Основные разделы психологии труда. Понятие “эргономика”. Теоретико-методологические основы и специфика методов инженерной психологии.

Особенности и классификация систем "человек - машина" (СЧМ). Показатели качества СЧМ. История психологии труда.



3

28

1










27










2

Тема 2. Психологическое понимание труда и профессии. Понятия: “модель специалиста”, профессиограмма, психограмма, “формула профессий”, схема анализа профессий, “аналитическая профессиограмма”.

3

16

1










15










3

Тема 3. Проблема субъективной значимости, удовлетворенности трудом и трудовой мотивации. Методы профессиографирования и общая схема профотбора. Тесты по исследованию личности – темперамента (ИТО, РЕН); внимания (концентрации, избирательности – тест Мюстенберга).

3

19

1




2




16







Проверка заданий, отчет.

4

Тема 4. Основные этапы развития субъекта труда. Проблема формирования индивидуального стиля деятельности. Кризисы профессионального развития. Тесты исследования личности – Кейрси, Сонди.

3

19

1




2




16







Проверка заданий, отчет.

5

Культурно-исторический смысл возникновения и развития проблемы профессионального самоопределения. Понятия: профориентация и профконсультация, профессиональное и личностное самоопределение, карьера и профессиональный выбор. Обсуждение конкретных случаев «успешной карьеры» Методы профориентации – составление профессиограммы.

3

24







2

2

20







Проверка заданий, отчет.

6

Дискуссия о проблеме формирования индивидуального стиля деятельности и кризисах профессионального развития.


3

19










1

18










7

Использование компьютера в деятельности психолога и дискуссия о морально-этическом образе, правах и обязанностях профессионала. Обсуждение конкретных случаев.

3

19










1

18













ИТОГО

3

144

4




6

4

130

+




АКР, экзамен



Заочная форма обучения (срок обучения 5 лет)




п/п

Разделы и темы

дисциплины

Семестр

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля успеваемости

Форма промежуточной аттестации

(по семестрам)

ВСЕГО

Из них аудиторные занятия

Самостоятельная работа

Контрольная работа

Курсовая работа

Лекции

Лаборатор.

практикум

Практическ.занятия / семинары

Интерактив

1

Тема 1. Проблема предмета и метода психологии труда. Основные разделы психологии труда. Понятие “эргономика”. Теоретико-методологические основы и специфика методов инженерной психологии.

Особенности и классификация систем "человек - машина" (СЧМ). Показатели качества СЧМ. История психологии труда.



4

28

1










27










2

Тема 2. Психологическое понимание труда и профессии. Понятия: “модель специалиста”, профессиограмма, психограмма, “формула профессий”, схема анализа профессий, “аналитическая профессиограмма”.

4

16

2










14










3

Тема 3. Проблема субъективной значимости, удовлетворенности трудом и трудовой мотивации. Методы профессиографирования и общая схема профотбора. Тесты по исследованию личности – темперамента (ИТО, РЕН); внимания (концентрации, избирательности – тест Мюстенберга).

4

19

2




2




15







Проверка заданий, отчет.

4

Тема 4. Основные этапы развития субъекта труда. Проблема формирования индивидуального стиля деятельности. Кризисы профессионального развития. Тесты исследования личности – Кейрси, Сонди.

4

19

1




2




16







Проверка заданий, отчет.

5

Культурно-исторический смысл возникновения и развития проблемы профессионального самоопределения. Понятия: профориентация и профконсультация, профессиональное и личностное самоопределение, карьера и профессиональный выбор. Обсуждение конкретных случаев «успешной карьеры» Методы профориентации – составление профессиограммы.

4

24







2

2

20







Проверка заданий, отчет.

6

Дискуссия о проблеме формирования индивидуального стиля деятельности и кризисах профессионального развития.

4

19










1

18










7

Использование компьютера в деятельности психолога и дискуссия о морально-этическом образе, правах и обязанностях профессионала. Обсуждение конкретных случаев.

4

19










1

18













ИТОГО

4

144

6




6

4

128

+




АКР, экзамен


Заочная форма обучения (срок обучения 3.5 года на базе ВПО)




п/п

Разделы и темы

дисциплины

Семестр

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля успеваемости

Форма промежуточной аттестации

(по семестрам)

ВСЕГО

Из них аудиторные занятия

Самостоятельная работа

Контрольная работа

Курсовая работа

Лекции

Лаборатор.

практикум

Практическ.занятия / семинары

Интерактив

1

Тема 1. Проблема предмета и метода психологии труда. Основные разделы психологии труда. Понятие “эргономика”. Теоретико-методологические основы и специфика методов инженерной психологии.

Особенности и классификация систем "человек - машина" (СЧМ). Показатели качества СЧМ. История психологии труда.



3

28

1










27










2

Тема 2. Психологическое понимание труда и профессии. Понятия: “модель специалиста”, профессиограмма, психограмма, “формула профессий”, схема анализа профессий, “аналитическая профессиограмма”.

3

16

1










15










3

Тема 3. Проблема субъективной значимости, удовлетворенности трудом и трудовой мотивации. Методы профессиографирования и общая схема профотбора. Тесты по исследованию личности – темперамента (ИТО, РЕН); внимания (концентрации, избирательности – тест Мюстенберга).

3

19

1




2




16







Проверка заданий, отчет.

4

Тема 4. Основные этапы развития субъекта труда. Проблема формирования индивидуального стиля деятельности. Кризисы профессионального развития. Тесты исследования личности – Кейрси, Сонди.

3

19

1




2




16







Проверка заданий, отчет.

5

Культурно-исторический смысл возникновения и развития проблемы профессионального самоопределения. Понятия: профориентация и профконсультация, профессиональное и личностное самоопределение, карьера и профессиональный выбор. Обсуждение конкретных случаев «успешной карьеры» Методы профориентации – составление профессиограммы.

3

24







2

2

20







Проверка заданий, отчет.

6

Дискуссия о проблеме формирования индивидуального стиля деятельности и кризисах профессионального развития.

3

19










1

18










7

Использование компьютера в деятельности психолога и дискуссия о морально-этическом образе, правах и обязанностях профессионала. Обсуждение конкретных случаев.

3

19










1

18













ИТОГО

3

144

4




6

4

130

+




АКР, экзамен



Заочная форма обучения (срок обучения 3.5 года на базе СПО)




п/п

Разделы и темы

дисциплины

Семестр

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля успеваемости

Форма промежуточной аттестации

(по семестрам)

ВСЕГО

Из них аудиторные занятия

Самостоятельная работа

Контрольная работа

Курсовая работа

Лекции

Лаборатор.

практикум

Практическ.занятия / семинары

Интерактив

1

Тема 1. Проблема предмета и метода психологии труда. Основные разделы психологии труда. Понятие “эргономика”. Теоретико-методологические основы и специфика методов инженерной психологии.

Особенности и классификация систем "человек - машина" (СЧМ). Показатели качества СЧМ. История психологии труда.



3

28

1










27










2

Тема 2. Психологическое понимание труда и профессии. Понятия: “модель специалиста”, профессиограмма, психограмма, “формула профессий”, схема анализа профессий, “аналитическая профессиограмма”.

3

16

1










15










3

Тема 3. Проблема субъективной значимости, удовлетворенности трудом и трудовой мотивации. Методы профессиографирования и общая схема профотбора. Тесты по исследованию личности – темперамента (ИТО, РЕН); внимания (концентрации, избирательности – тест Мюстенберга).

3

19

1




2




16







Проверка заданий, отчет.

4

Тема 4. Основные этапы развития субъекта труда. Проблема формирования индивидуального стиля деятельности. Кризисы профессионального развития. Тесты исследования личности – Кейрси, Сонди.

3

19

1




2




16







Проверка заданий, отчет.

5

Культурно-исторический смысл возникновения и развития проблемы профессионального самоопределения. Понятия: профориентация и профконсультация, профессиональное и личностное самоопределение, карьера и профессиональный выбор. Обсуждение конкретных случаев «успешной карьеры» Методы профориентации – составление профессиограммы.

3

24







2

2

20







Проверка заданий, отчет.

6

Дискуссия о проблеме формирования индивидуального стиля деятельности и кризисах профессионального развития.

3

19










1

18










7

Использование компьютера в деятельности психолога и дискуссия о морально-этическом образе, правах и обязанностях профессионала. Обсуждение конкретных случаев.

3

19










1

18













ИТОГО

3

144

4




6

4

130

+




АКР, экзамен



Заочная форма обучения (срок обучения 3 года 8 месяцев на базе СПО)




п/п

Разделы и темы

дисциплины

Семестр

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля успеваемости

Форма промежуточной аттестации

(по семестрам)

ВСЕГО

Из них аудиторные занятия

Самостоятельная работа

Контрольная работа

Курсовая работа

Лекции

Лаборатор.

практикум

Практическ.занятия / семинары

Интерактив

1

Тема 1. Проблема предмета и метода психологии труда. Основные разделы психологии труда. Понятие “эргономика”. Теоретико-методологические основы и специфика методов инженерной психологии.

Особенности и классификация систем "человек - машина" (СЧМ). Показатели качества СЧМ. История психологии труда.



3

28

1










27










2

Тема 2. Психологическое понимание труда и профессии. Понятия: “модель специалиста”, профессиограмма, психограмма, “формула профессий”, схема анализа профессий, “аналитическая профессиограмма”.

3

16

1










15










3

Тема 3. Проблема субъективной значимости, удовлетворенности трудом и трудовой мотивации. Методы профессиографирования и общая схема профотбора. Тесты по исследованию личности – темперамента (ИТО, РЕН); внимания (концентрации, избирательности – тест Мюстенберга).

3

19

1




2




16







Проверка заданий, отчет.

4

Тема 4. Основные этапы развития субъекта труда. Проблема формирования индивидуального стиля деятельности. Кризисы профессионального развития. Тесты исследования личности – Кейрси, Сонди.

3

19

1




2




16







Проверка заданий, отчет.

5

Культурно-исторический смысл возникновения и развития проблемы профессионального самоопределения. Понятия: профориентация и профконсультация, профессиональное и личностное самоопределение, карьера и профессиональный выбор. Обсуждение конкретных случаев «успешной карьеры» Методы профориентации – составление профессиограммы.

3

24







2

2

20







Проверка заданий, отчет.

6

Дискуссия о проблеме формирования индивидуального стиля деятельности и кризисах профессионального развития.

3

19










1

18










7

Использование компьютера в деятельности психолога и дискуссия о морально-этическом образе, правах и обязанностях профессионала. Обсуждение конкретных случаев.

3

19










1

18













ИТОГО

3

144

4




6

4

130

+




АКР, экзамен
следующая страница >>