страница 1
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Похожие работы
|
Программа курса «Профессиональная этика журналиста» - страница №1/1
Программа курса «Профессиональная этика журналиста» Профессиональная этика журналиста Цели и задачи курса Предмет курса Данный курс является важной составной частью профессиональной подготовки студентов факультета журналистики. Наряду с курсами «Основы журналистского творчества» и «Литературная работа журналиста» он составляет основу теоретико-практической подготовки будущих журналистов. Предмет курса – деятельность журналистики в целом, журналистских коллективов и отдельного журналиста с точки зрения присутствия в этой деятельности особой профессиональной этики. Профессиональная этика выступает в данном случае как совокупность категорий, ценностей, норм и правил, которые присутствуют в профессиональном сознании, составляя его важную часть – профессиональную мораль, и регулируют тем самым профессиональную деятельность. При этом профессиональная этика регулирует журналистскую деятельность особым образом, выступая как сознательно выработанный и осуществляемый журналистами саморегулятор в сфере журналистики. Особо следует отметить, что профессиональная этика помогает реализовать, в частности, функцию социальной ответственности журналистики как института и журналиста как гражданина, поскольку в профессиональной этике осуществляется взаимодействие гражданского и профессионального в деятельности и поведении журналиста. Изучение такого явления, как профессиональная этика, овладение ее содержанием позволят начинающему журналисту наполнить нравственным содержанием технологические моменты своей работы, постоянно держать в своем профессиональном сознании социальные ориентиры информационной деятельности, а следовательно, работать более эффективно в социальном и профессиональном плане. Данный курс имеет сегодня особое значение для молодых журналистов. Современная журналистика лишь постепенно и весьма медленно преодолевает «детские болезни» того перелома, того кризиса, с которым она столкнулась в 90-е годы XX века. Среди этих проблем – и сумятица в определении и осуществлении профессиональных задач, а следовательно, и нравственных критериев работы. Нравственная болезнь российской журналистики имеет весьма глубокий характер и связана с определенными «дефективными» условиями осуществления ею своих задач, со значительными изменениями в содержании журналистики, условиях ее функционирования в обществе. Молодому журналисту важно понимать, что знание профессионально-этических критериев работы – важное, но не единственное средство эффективной работы. Необходимо внутренне принять эти нормы, применять их несмотря на, подчас, сопротивление собственной профессиональной среды, находить этически правильный выход из сложных профессиональных ситуаций. Отчетность по курсу – зачет, включающий как собеседование, так и анализ студентами предложенных преподавателем проблемных ситуаций. Цели и задачи курса Цель данного, во-первых, дать студентам ясное представление о месте, которое занимают моральные принципы и ценности в деятельности такого общественно значимого института, как журналистика, в работе каждого отдельного журналиста. Студенты должны усвоить, что соблюдение социально-исторически обусловленных моральных установок – ключ к успеху в любой деятельности, в любом социальном общении, оно обеспечивает наиболее оптимальный для общества результат любой конкретной деятельности. Вместе с тем, соблюдение требований морали имеет и свое самостоятельное значение, поскольку повышает имидж журналистской деятельности, обеспечивает социальную устойчивость профессионального поведения журналиста. Во-вторых, в ходе изучения данного курса студенты должны освоить как основные принципы, ценности, правила и нормы, лежащие в основе профессиональной этики журналиста, так и те правила профессионального поведения, которые обеспечивают необходимый моральный результат данной деятельности. Нельзя просто декларировать желание не лгать, сообщать достоверную информацию о событиях. Журналист должен подкреплять это желание умением выполнять определенные профессиональные операции, как простейшие, так и достаточно сложные. Особого внимания заслуживают те моральные принципы и ценности, которые сопровождают деятельность журналиста – аналитика, расследователя, комментатора событий и ситуаций. В этих случаях резко возрастает общественное значение труда журналиста, его воздействие на людей и, следовательно, его нравственное содержание. Цель курса достигается в ходе как усвоения студентами теоретико-прикладных знаний, так и выполняемого ими практического анализа реальных нравственных ситуаций, профессиональных конфликтов, имеющих место в современной российской журналистике. В связи с этим студенты должны освоить методику анализа конкретных журналистских текстов, их подготовки с точки зрения соблюдения профессиональной этики, знакомиться и комментировать публикации в профессиональных изданиях на тему морали, материалы судебных разбирательств по вопросам журналистских выступлений и пр. Программа Тема 1. Мораль и общество Мораль как социальный институт, система моральных норм, санкций, оценок, предписаний, образцов поведения. Социальная деятельность и социальное общение как предмет морали. Главные задачи морали в обществе: обеспечение существования данной социальной системы, регулирование взаимодействия групп и индивидов в обществе, обеспечение должных с точки зрения данного общества норм поведения и деятельности в обществе, поддержание в обществе устойчивой системы оценок и санкций разных видов деятельности, то есть социальный контроль. Мораль в социально-историческом плане. Цивилизационные, религиозные, этнические, групповые и социально-культурные аспекты функционирования морали в обществе. Смысл и динамика изменений в морали. Патриархальная и современная мораль. «Революции» морали, их значение в развитии общества. Тема 2. Проблемы профессиональной этики Общественная, групповая и индивидуальная мораль. Взаимосвязь и противоречия в существовании и функционировании этих явлений морали в обществе. Групповая мораль и этика. Причины ее возникновения и существования. Цели и содержание групповой морали. Социально-историческое содержание групповой морали: кодекс чести дворянина, мещанская мораль, врачебная этика и пр. Моральный аспект определенных видов деятельности. Общее и специфическое в групповой морали как регуляторе деятельности и общения в группе. Мораль и этика в функционировании общественно значимых групп, специфических групп. Социально-профессиональные группы как предмет моральных отношений. Причины, побуждающие общество и группы к специальному, усиленному регулированию этих групп. Причины внешние и внутренние. Тема 3. Журналистика и мораль Социальные и профессиональные особенности журналистики как деятельности и как специфической формы всеобщего социально-информационного общения. Особая социальная значимость журналистики как деятельности и как общественного института. Журналистика как источник и средство повышенной опасности для социума. Профессиональная этика как важный регулятор в процессе функционирования журналистики, обеспечивающий соответствие практики журналистики ее социальным и профессиональным обязанностям. Исходные составляющие профессиональной этики: общественные требования к данному социальному институту, требования, вытекающие из внутренних функционально-сущностных свойств журналистики, правила, установившиеся в ходе журналистской практики. Тема 4. Профессиональная журналистская этика и предмет ее регулирования Предмет регулирования, его важнейшие элементы. Отношение к социальной действительности, социальное понимание роли и задач журналистики. Социальная действительность как предмет познания, человек: его конкретная деятельность, мотивы деятельности, субъектно-объектные отношения как важнейшая часть социальной действительности. Журналистский текст как предмет профессиональной этики, требования к журналисту как его создателю. Особый момент в профессионально-этических отношениях: регулирование отношений журналистов с аудиторией и контроль внутрипрофессиональных отношений. Тема 5. Условия осуществления профессионально-этических норм в журналистике Независимость и социальная ответственность журналистики как социального института – главное условие нравственного самоопределения журналистики. Правовая фиксация отношений государства и журналистики, собственников СМИ и журналистов, всех субъектов информационной деятельности – необходимое условие свободной и ответственной работы журналистов. Экономический, социальный и политический плюрализм общества как условие выражения журналистикой в целом объективной и соответствующей всем интересам, представленным в обществе, информационной картины. Тема 6. Социальная ответственность как моральная категория Особая социальная ответственность журналистики в целом и каждого журналиста как результат социальной значимости данного института. Понятие социальной (гражданской) ответственности в журналистике. Его смысл, содержание и место в работе журналиста. Различные трактовки понятия «социальная ответственность». Отношение к государству, обществу, нации, группе, личности. Социальная ответственность как ключевое понятие идеологии журналистики и основанного на ней профессионального поведения журналистов. Патерналистская, классовая, либеральная и другие трактовки понятия. Тема 7. Современная ситуация и проблемы профессиональной этики Современная морально-этическая ситуация в журналистике как следствие и результат общественных процессов, происходящих в России. Кризис и распад прежней ценностно-нормативной системы, регулировавшей журналистику на идеологической основе. Побочные результаты этого процесса: «варваризация» отношений в журналистике, трудности гражданского самоопределения, неопределенность принципов новой ценностно-нормативной системы и ее осуществления. Становление массовой «бульварной» прессы и развитие свойственного ей профессионального кодекса (на грани закона), обеспечивающего осуществление свойственных данной прессе эффектов. Распространение данной системы ценностей и норм в журналистике в целом. Информационный успех как единственный критерий профессионального поведения. Папарацци и пр. Несостоятельность качественной журналистики как бизнеса. Экономические, социальные и профессиональные последствия этого. Политическое влияние журналистики и журналиста как специфическая разновидность бизнес-журналистики России. Морально-этические последствия этого. Тема 8. Основные нормы и правила профессионально-этического поведения журналиста Этические правила и нормы как основа информационного поведения журналиста. Нравственная составляющая как необходимый компонент профессионального поведения журналиста. Требования к журналисту, работающему на предварительном этапе журналистской деятельности – этапе исследования действительности: соблюдение познавательных правил исследования, обеспечивающих объективность воспроизведения и понимания происходящего; плюрализм исследования, то есть ознакомление со всеми точками зрения относительно происходящего; непредвзятость самого журналиста в процессе исследования действительности. Особые нормы и правила, касающиеся профессий репортера, журналиста-интервьюера, журналиста-исследователя. Требования, предъявляемые к журналисту в процессе создания текста: учет при создании текста всех значимых событий, мнений, оценок, полученных при изучении действительности. Присутствие основных из этих моментов в тексте; обязательное включение в текст разных точек зрения на событие или проблему; нейтральность собственно журналистского текста при описании фактов, при приведении в материале мнений и оценок действующих лиц; стилистическая нейтральность оценочных суждений журналиста относительно событий и людей; доказательность мнения и оценок самого журналиста. Профессионально-нравственные вопросы взаимоотношений журналиста с обществом. Журналист и социальные институты общества. Журналист и читатель. Журналист и герои его произведений. Литература Закон РФ «О средствах массовой информации» от 27 декабря 1991 г. // Правовое поле журналиста. – М., 1997. Законы и практика средств массовой информации в Европе, Америке и Австралии. – М., 1995. Становление духа корпорации. Правила честной игры в сообществе журналистов. – М., 1995. СРЕDА. Русско-европейское журналистское обозрение. – 1995–1996. Авраамов Д. Профессиональная этика журналиста. – М., 1999. Богданов В., Засурский Я. Журналистика и власть: зеркало или служанка. – М., 1997. Фагерстам Э. Свобода печати в демократическом обществе: Настольная книга по этике прессы. – Тарту, 1992. Муратов С. Нравственные принципы журналистики (Опыт этического кодекса). – М., 1994. Основы творческой деятельности журналиста. – СПб., 2000. – Гл. 6. Правовые и этические нормы журналистской деятельности в документах. – М.: Центр «Право и СМИ», 1997. Прохоров Е.П. Введение в теорию журналистики. – М., 2001. – С. 202–212. Лазутина Г. Профессиональная этика журналиста. – М., 1999. Составитель – канд. ист. наук, доц. Г.С. Вычуб Издательство: ИМПЭ им. А. С. Грибоедова Год издания: 2004 |
|