Программа «Физическая культура и спорт» - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1 ... страница 5страница 6страница 7страница 8страница 9страница 10страница 11
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Программа «Физическая культура и спорт» 15 3762.42kb.
Тема физическая культура и спорт в древнем мире 1 372.65kb.
Классификации краеведческой литературы в Национальной библиотеке рк 1 85.1kb.
Физическая культура 1 66.33kb.
Школа. Образовательная область «физическая культура». Культура Тела... 1 33.03kb.
Преподавание в начальных классах 050141 Физическая культура 1 344.66kb.
Урок Кратко рассказать о предмете «Физическая культура» 37 7146.41kb.
Методические рекомендации по дисциплине: Акмеология физической культуры... 1 105.42kb.
Программа дополнительного вступительного испытания профессиональной... 1 116.7kb.
Программа вступительных испытаний для абитуриентов направлений подготовки... 1 236.42kb.
Программа учебной дисциплины для специальности 050720. 65 Физическая... 1 237.63kb.
Методические указания по усвоению учебных тем лекционных и практических... 1 225.6kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Программа «Физическая культура и спорт» - страница №8/11

7.4. Исследование личности спортсмена в системе общественных отношений

7.4.1. Социометрия и оценка группы


Термин социометрия, означающий измерение взаимоотношений в группе, предложен американским ученым Дж.Морено *.

* См.: Методики психодиагностики в спорте. — Указ. изд.
Социометрическая процедура в основном сводится к следующему: сначала определяется значимый критерий для оценки той или иной стороны межличностного взаимодействия, для чего формулируются вопросы, относящиеся к определенной реальной ситуации. Например: с кем из школьных товарищей ты бы хотел играть в команде? Кого из членов вашего класса (группы) ты бы хотел иметь соседом по квартире? Кого бы ты пригласил на день рождения?» т.д. Вопрос, не связанный с конкретной деятельностью, например: Кто из членов класса (группы) вам товарищ? — является слабым критерием. Таких неконкретных формулировок следует избегать. Вопросы заносятся на специальную карточку и сообщаются устно, при этом на карточку заносятся только ответы, т.е. фамилии (или их кодовые обозначения) выбранных членов группы. Число выборов может соответствовать количеству членов обследуемой группы, но может быть ограниченным до 3-5 выборов.

Ниже приводится один из вариантов социометрической карточки. Сверху справа указывается фамилия (или кодовый знак) того, кто выбрал, слева - фамилии (или кодовые обозначения) тех, кого выбирали в порядке очередности.



Существуют два взаимодополняющих друг друга способа графической обработки результатов — социоматрица и социограмма.

Социоматрица внешне напоминает турнирную таблицу спортивных соревнований. По вертикали записываются под номерами по алфавиту фамилии (или кодовые обозначения) всех членов изучаемой группы, по горизонтали - только их номера. На соответствующих перечислениях цифрами 1, 2, 3 и т.д. обозначают тех, кого выбрал каждый испытуемый в первую, вторую, третью очередь. Взаимный выбор обводится кружком.

Один из видов социоматрицы представлен в табл. 12.


Таблица 12

Вариант социометрии


№ п/п

Фамилия, и., о.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1

А





1





3





2



2

Б









3





2



1

3

В

3















1

2

4

Г

3







1







2



5

Д



3

1











2



6

Е







2

1







1



7

Ж



1



3



2









8

3



1

















9

И

3





2



1





2

3

10

К



2











3

1



Количество выборов

3

4

2

3

3

3

0

2

7

3

Количество





















взаимных

1

3

1

1

1

2

0

2

1

2

выборов





















На основе социоматрицы возможно построить социограмму -карту социометрических выборов. Данная карта может иметь вид щита, состоящего из четырех концентрически расположенных окружностей. В первом круге располагаются испытуемые, получившие 6 и более выборов, во втором — 3 — 5 выборов, в третьем — 1 — 2 выбора, в четвертый круг попадают не получившие ни одного выбора.

Концентрическая социограмма представлена на рис. 4. Таким образом, члены спортивной команды, расположившиеся в первом и втором кругах, занимают благоприятное положение в группе, а спортсмены, оказавшиеся в третьем и особенно в четвертом круге, находятся в неблагоприятном положении. Следовательно, чем ближе к центру круга располагается член группы, тем выше его положительный статус, и наоборот.

Характеристики индивидуальных социально-психологических свойств личности в роли члена группы могут быть изменены количественно.


7.4.2. Измерение взаимоотношений между тренером и спортсменом


Для оценки взаимоотношений между тренером и его подопечными применяется шкала «тренер — спортсмен», разработанная Ю.Ханиным и А. Стамбуловым *. Шкала включает 24 вопроса, выявляющих отношение спортсмена к тренеру по трем параметрам (по 8 вопросов): гностическому, эмоциональному и поведенческому.

* См.: Психология общения в спорте. - М., 1980.


Гностический параметр выявляет уровень компетентности тренера как специалиста с точки зрения спортсмена. Эмоциональный параметр определяет, насколько тренер симпатичен спортсмену как личность. Поведенческий - показывает, как складывается реальное взаимодействие тренера и спортсмена.

Шкала «тренер - спортсмен»

Инструкция. Внимательно прочитайте каждое из приведенных суждений. Если вы считаете, что оно верно и соответствует вашим отношениям с тренером, то напишите «да», если же оно неверно, то — «нет».



1 . Тренер умеет точно предсказать результаты своих учеников.



2. Мне трудно ладить с тренером.



3. Тренер - справедливый человек.



4. Тренер умело подводит меня к соревнованиям.



5. Тренеру явно не хватает чуткости в отношении с людьми.



6. Слово тренера для меня закон.



7. Тренер тщательно планирует тренировочную работу со мной.



8. Я вполне доволен тренером.



9. Тренер недостаточно требователен ко мне.



10. Тренер всегда может дать разумный совет.



11. Я полностью доверяю тренеру.



12. Оценка тренера очень важна для меня.



13. Тренер в основном работает по шаблону.



14. Работать с тренером — одно удовольствие.



15. Тренер уделяет мне мало внимания.



16. Тренер, как правило, не учитывает моих индивидуальных особенностей.



17. Тренер плохо чувствует мое настроение.



18. Тренер всегда выслушивает мое мнение.



19. У меня нет сомнений в правильности и необходимости методов и средств, которые применит тренер.



20. Я не стану делиться с тренером своими мыслями.



21. Тренер наказывает меня за малейший проступок.



22.Тренер хорошо знает мои слабые и сильные стороны.



23. Я хотел бы стать похожим на тренера.



24. У нас с тренером чисто деловые отношения.



Каждый вопрос, совпадающий с ключом, оценивается в 1 балл. Гностический компонент включает вопросы 1, 4, 7, 10, 13, 16, 19, 22 (номера со знаком «-» означают ответ «нет», остальные - «да»); эмоциональный компонент: вопросы -2, -5, 8, 11, 14, -17, -20; поведенческий: вопросы 3, 6, -9, 12, -15, 18, -21, -24.

Результат опроса представляют графически или с помощью табл.13, где показан один из вариантов обработки данных по шкале «тренер — спортсмен».

Средняя арифметическая оценка дает возможность представить своеобразный обобщенный «портрет» тренера, нарисованный его командой по каждому из исследуемых компонентов межличностного взаимодействия и по итоговому показателю. Данные анкетного опроса полезно дополнить результатами наблюдения за взаимодействием между тренером и спортсменом в условиях конкретной деятельности. Критериями для оценки взаимоотношений служат готовность спортсмена выполнить указания тренера, наличие творческого компонента при их использовании и выражение стремления к общению с тренером.

Оценка этих отношений может производиться также по пятибалльной шкале (см. табл. 14, составленную В.Л.Марищуком и Л.К.Серовой) *.



* См.: Методики психодиагностики в спорте, — Указ. изд.
Таблица 13

Вариант обработки данных по шкале «тренер—спортсмен»


№ п/п



Фамилия, и., о. (код)



Показатели

гностический

эмоциональный

поведенческий

итоговый

1

А

3

5

5

13

2

Б

3

4

3

10

3

В

2

1

2

5

4

Г

6

5

5

16

5

Д

2

1

3

6

6

Е

3

2

4

9

7

Ж

3

1

2

6

8

3

6

6

4

16

9

И

8

8

7

23

10

К

1

1

6

8

11

Средняя арифметическая х±т

3,7 ±0,6

3,4 ±0,6

4,1 ±0,5

12,2 ±1,7

Таблица 14

Критерии оценки межличностного взаимодействия между тренером и спортсменом


№ п/п

Наблюдаемые у спортсмена показатели

Условные оценки

1

2

3

1

Стремится к всестороннему общению с тренером,

полностью выполняет его указания, проявляя при

этом элементы творчества


5



2

Охотно поддерживает контакты с тренером,

выполняет его указания, но не проявляет при этом

инициативы


4



3

К общению не стремится, не отвергает советы

тренера, но заинтересованности в их получении не

проявляет


3



4

К общению с тренером относится негативно, указания выполняет формально, проявляя раздражительность, ищет доводы к тому, чтобы не исполнить указания

2

5

Стремится избежать контактов с тренером, не выполняет указания, пытается делать наоборот, открыто конфликтует

1

7.4.3. Групповая оценка личности, метод парного сравнения, определение эффекта общения


В процессе совместной деятельности у членов школьного спортивного коллектива вырабатываются взаимные представления друг о друге как о специалисте, человеке, товарище. По содержанию эти представления являются оценочными характеристиками различных свойств личности (характера, способностей, знаний, умений, воли и др.)

ГОЛ (групповая оценка личности) отражает общественное мнение о человеке как о члене коллектива. ГОЛ есть статистическая совокупность индивидуальных представлений о человеке. Практика психологических исследований показала, что пятнадцати испытуемых достаточно для получения результатов на уровне пятипроцентной вероятности ошибки. Оценивающие должны находиться с оцениваемым человеком в отношениях личного взаимодействия. Кроме того, желательно, чтобы экспертная группа состояла из людей, занимающих разное положение в официальной и неофициальной структуре коллектива. Для определения , неофициальной структуры можно воспользоваться данными социометрии.

Групповой оценке личности предшествует разработка перечня личностных качеств, необходимых для успешного овладения школьником той или иной спортивной специальностью. Объем требований может быть выражен определенным числом сгруппированных по некоторым признакам качеств личности (это число варьирует от 20 до 180). Например, выделенные группы качеств , характеризуют отношение человека к своему труду (трудолюбие, увлеченность, творчество и т.д.), к себе (требовательность, уверенность и т.д.). Здесь может быть дана и характеристика знаний, умений и навыков аттестуемого. В качестве основы можно воспользоваться опросником «Самооценка личности» С.А. Будасси, интерпретированным для спортивной деятельности Ю.Я.Киселевым *.

* См.: Киселев Ю.Я. О подготовке борцов к преодолению препятствий, неожиданно возникающих в соревновании // Психологические вопросы спортивной тренировки. — М., 1967.


Очерченный минимум необходимых и желательных качеств того или иного спортивного коллектива предлагается хорошо знающим этот коллектив людям для ранжирования каждого качества по заданной шкале. Вариант десятибалльной шкалы (от 0 до 9), предложенной сотрудниками кафедры социальной психологии ЛГУ, представлен в табл. 15.
Таблица 15

п/п


Качество (от 20 до

180 признаков)



Отсутствие

качества



Качество присуще

в большой степени

в малой степени

1

Специальные знания

0

98765

4321

2

Вежливость

0

98765

4321

3









4









ГОЛ складывается из оценки по каждому качеству в пределах предлагаемой шкалы.

Методика парных сравнений

С целью определения относительного положения того или иного обследуемого в группе по какому-либо показателю (например: дисциплинированности, общественной активности, авторитетности и т.д.) может быть применен метод парных сравнений. Процедура его использования сводится к следующему. Сначала составляется список группы (не более 20-30 человек, хорошо известных людям, проводящим исследование, например, руководителям команды, капитану, тренеру и др.). По горизонтали пишутся номера, соответствующие фамилиям, и строится матрица парных сравнений (табл. 16).

Далее обследуемый под №1 сопоставляется со следующим по списку под № 2. Тому из них, кому отдается предпочтение, ставится 1 очко, другому - 0. Затем обследуемый под № 1 сопоставляется с другими членами группы. После этого обследуемый под № 2 сопоставляется с № 3, № 4 и т.д. Затем № 3 сопоставляется с № 4, № 5 и т.д.





Таблица 16 Матрица парных сравнений

№ п/п

Фамилия, и., о.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Сумма очков

Балл

1

Аркадьев Н.

-

1

0

0

1

0

1

0

0

3

4

2

Белов С.

0

-

0

0

1

0

1

0

0

2

3

3

Володин О.

1

1

-

1

1

0

1

0

1

6

7

4

Денисов К.

1

1

0

-

1

0

1

0

1

5

6

5

Еремин Д.

0

0

0

0

-

0

1

0

0

1

2

6

Жуков Р.

1

1

1

1

1

-

1

1

1

8

9

7

Зотов А.

0

0

0

0

0

0

-

0

0

0

1

8

Иванов Б.

1

1

1

1

1

0

1

-

1

7

8

9

Климов В.

1

1

0

0

1

0

1

0

-

4

5

В заключение подсчитывается сумма очков, полученных каждым, и составляется девятибалльная или пятибалльная шкала, или же рассчитывается ранговое место каждого из обследованных. Сопоставление обследуемых целесообразно проводить комиссией из двух-трех лиц, хорошо знающих группу. Иногда такое сопоставление проводится при участии всей группы с голосованием в спорных случаях.

Методика изучения мотивации к одобрению

Одно из проявлений социальности человека — субъективная для него значимость мнений и оценок, принадлежащих окружающим его людям. Стремление заслужить похвалу, одобрение окружающих становится одним из сильнейших мотивов его деятельности.

Для изучения и изменения мотивации одобрения служит шкала мотивации одобрения, разработанная американскими психологами Д.Крауном и Д. Марлоу *. Здесь мы приводим сокращенный вариант этой шкалы.

* См.: Шкала Марлоу—Крауна для исследования мотивации одобрения: Методическое письмо. — Л., 1976.


Русский вариант шкалы состоит из 20 вопросов-суждений, где каждый из них, совпадающий с ключом, оценивается в один балл. Обработка опроса заключается в подсчете итогового показателя с помощью ключа.

Ключ для обработки результатов опроса: ответы «да» на вопросы 1, 2, 3, 4, 5, 8, 11, 14, 15, 16, 20; ответы «нет» на вопросы 6, 7, 9, 10, 12, 13, 17, 18, 19.



Общий итоговый показатель мотивации одобрения по шкале получают суммированием всех «работающих» вопросов. Итоговый показатель может располагаться в диапазоне от 0 до 20. Чем он выше, тем выше мотивация одобрения и тем, следовательно, выше потребность человека в одобрении другими, связанная с потребностью в общении.

Психологический эффект межличностного общения в процессе спортивной деятельности может быть различным. В частности, в спортивных играх межличностное взаимодействие с партнерами может улучшить или ухудшить состояние спортсмена, эффективность его деятельности, успешность его игрового взаимодействия.



Шкала самооценки мотивации одобрения

Инструкция. Внимательно прочитайте каждое из приведенных ниже суждений. Если вы считаете, что оно верно и соответствует особенностям вашего поведения, то напишите «да», если же оно неверно, то — «нет».



1 . Я внимательно читаю каждую книгу, прежде чем вернуть ее в библиотеку.



2. Я не испытываю колебаний, когда кому-нибудь нужно помочь в беде.



3. Я всегда внимательно слежу за тем, как я одет.



4. Дома я веду себя за столом так же, как в столовой.



5. Я никогда ни к кому не испытывал антипатии.



6. Был случай, когда я бросил что-то делать, потому что не был уверен в своих силах.



7. Иногда я люблю позлословить об отсутствующих.



8. Я всегда внимательно слушаю собеседника, кто бы он ни был.



9. Был случай, когда я придумал вескую причину, чтобы оправдаться.



10. Случалось, я пользовался оплошностью человека.



1 1 . Я всегда охотно признаю свои ошибки.



12. Иногда, вместо того, чтобы простить человека, я стараюсь отплатить ему тем же.



13. Были случаи, когда я настаивал на том, чтобы делали по-моему.



14. У меня не возникает внутреннего протеста, когда меня просят оказать услугу.



15. У меня никогда не возникает досады, когда высказывают мнение, противоположное моему.



16. Перед длительной поездкой я всегда тщательно продумываю, что с собой взять.



17. Были случаи, когда я завидовал удаче других.



18. Иногда меня раздражают люди, которые обращаются ко мне с вопросами.



19. Когда у людей неприятности, я иногда думаю, что они получили по заслугам.



20. Я никогда не говорил неприятных вещей с улыбкой.



Самооценка отношений с тренером

Внизу страницы дан образец регистрируемого бланка. Ответы ранжируются по семибалльной шкале.

Регистрационный лист

Фамилия, и., о. _______________________________________

Дата __________________________Исследование №___

Отметьте на регистрационном бланке номер ответа, точнее всего соответствующего вашему мнению.

1. Если на тренировках мне уделяют внимание, я работаю значительно активнее,

чем обычно 1234567 так же, как обычно

2. Резкие замечания тренера на соревнованиях

помогают собраться, мешают играть,

быть внимательным, подавляют меня,

активизируют меня отвлекают,

1234567 выбивают из колеи

3. После одобрения, похвалы тренера я обычно

играю активнее, успокаиваюсь,

собраннее, внимательнее, расслабляюсь,

с большей иногда выключаюсь

ответственностью 1234567 из игры

4. После резких замечаний партнеров я обычно играю

значительно активнее, значительно хуже,

собраннее, внимательнее долго не могу со-

1234567 браться

5. Когда я чувствую поддержку, одобрение, помощь товарищей по команде, то обычно

играю значительно

лучше, чем не лучше и не хуже,

обычно 1234567 чем обычно

Более подробное содержание каждой оценки дано в табл. 17.

Таблица 17

Пункты шкалы самооценки


№ п/п

Состояние

Результативность игры

1

Значительно улучшается, действует положительно, стимулирует, мобилизует, повышает настроение, желание играть, спортивная злость

Играю значительно лучше, активнее, результативнее, допускаю меньше ошибок

2

Лучше

Лучше

3

Пожалуй, лучше

Пожалуй, лучше

4

Не изменяется; ни лучше, ни хуже

Ни лучше, ни хуже

5

Скорее ухудшается

Играю хуже

6

Ухудшается

Играю хуже

7

Значительно ухудшается (снижается настроение, желание играть, чувствую себя подавленным, отвлекаюсь, трудно играть)

Играю значительно хуже (допускаю больше ошибок, играю вяло, безынициативно)

7.4.4. Оценка общей психологической устойчивости, психической надежности и самооценка личности спортсмена

Оценка общей психологической устойчивости

Под общей психологической устойчивостью понимается способность сохранять устойчивость психических процессов при сильном утомлении и различных неблагоприятных воздействиях.

Оценка общей психологической устойчивости может осуществляться путем сопоставления результатов каких-либо упражнений на координацию движений, внимание, быстроту действий после больших нагрузок (например, после кросса на 1 или 3 км, вестибулярных нагрузок, эмоциональных переживаний и др.).

Проба № 1. После разучивания и проверки упражнений на координацию движений в бросках теннисного мяча в цель (5-7 раз с 3-5 м) выполнить кросс на 1 км, а после него повторить упражнения на координацию и в бросках.

Снижение результатов координации и точности движений свидетельствует о недостатках психологической устойчивости.

Проба № 2. После выполнения упражнения в ударах баскетбольным мячом в круг (5-7 раз) провести упражнение с вестибулярными нагрузками. Исходное положение - наклон вперед, касаясь пальцами рук носков ног; 1 - быстро выпрямиться и откинуть голову назад, повернуться переступанием в течение 1 с на 360°; 2 - наклониться в исходное положение. Повторить 10 раз. Повторить упражнение в ударах баскетбольным мячом в круг.

Снижение результатов в бросках свидетельствует о недостатках в психологической устойчивости на фоне вестибулярных нагрузок (при этом результат медицинского освидетельствования может быть положительным, без вестибуло-вегетативных реакций).

Оценка настойчивости как волевого качества

Настойчивость как упорное стремление к достижению цели, : несмотря на трудности и препятствия, определяется наблюдением в процессе физических упражнений, специальным приемом сопоставления результатов кросса и функциональной пробы «степ-тест» и упражнениями на статическую выносливость. Проба «степ-тест» выполняется восхождением на скамью или табурет высотой в 50 см в темпе: восхождение двумя ногами и опускание двумя ногами под счет «1—2» и «3—4» за 2 с (всего за 3 мин выполнить 180 подъемов и опусканий). После окончания нагрузки в начале второй, третьей и четвертой минут отдыха по 30 с подсчитывается пульс. Затем индекс «степ-теста» высчитывается по формуле, где П2, ПЗ, П4 - частота пульса за 30 с на второй, третьей, четвертой минутах, а 18000 — постоянное число.

Нормативы: «отлично» — 125 и выше, «хорошо» — 110 — 124, «удовлетворительно» — 83— 109, «плохо» — 67 — 82, «очень плохо» — 66 и ниже.

Проба может проводиться одновременно с большой группой людей под команду руководителя. Для этого класс или поток делится на две половины: одна выполняет упражнение, другая подсчитывает пульс по команде руководителя и записывает результаты. Восхождение на общую скамейку проводится под команду руководителя: «Начинай!Раз-два, три-четыре» и т.д. «Стой!» «Сесть на скамью». «Отдых!». В начале второй минуты отдыха «взять пульс», «отсчет», «стоп», записать результат и т.д.

Испытуемые, имеющие высокие (отличные и хорошие) результаты в «степ-тесте», что свидетельствует о высоких возможностях, и низкие (удовлетворительные, плохие) в кроссе, т.е. возможности не реализованы, обычно отличаются низкими волевыми качествами (если, разумеется, они достаточно мотивированы к бегу), например, высокие показатели в беге при низких в «степ-тесте» свидетельствуют о высоком развитии качества настойчивости и упорства при выполнении деятельности, связанной с физическими нагрузками.

О настойчивости можно судить также по результатам таких статических упражнений, как вис на согнутых руках, удержание горизонтального положения с опорой на скамью лицом вверх или вниз, по результатам пробы с задержкой дыхания и др., а также по способности к спуртам - продолжительным ускорениям в конце дистанции кросса на фоне сильного утомления.

О волевых качествах — смелости, решительности — можно судить путем наблюдения за выполнением испытуемыми гимнастических упражнений, особенно прыжков, а также путем создания ситуации свободного выбора, где более близкий путь опаснее (например: переход через канаву по узкой опоре или прыжком), а менее опасный длиннее (возможность обежать препятствие).

Оценка смелости как волевого качества

Один из приемов оценки смелости (и эмоциональной устойчивости) - поочередное выполнение физических упражнений на бумах разной высоты. Вначале обследуемый проходит вперед и назад (спиной вперед) по буму, лежащему на земле, выполняя упражнение на координацию движений (одно движение на каждый шаг), а затем повторяет то же самое упражнение на буме высотой 1,5 м (при надлежащей страховке). Пример упражнения: исходное положение — руки на поясе; 1 — левая рука к левому плечу; 2 — правая рука к правому плечу; 3 — левая рука вверх; 4 — правая рука вверх; 5 — левая рука к левому плечу; 6 — правая рука к правому плечу; 7 - левая рука на пояс; 8 - правая рука на пояс и т.д. По обычной схеме судейства гимнастического упражнения обследуемому выставляется оценка сначала при движении по низкому буму, а затем по высокому. Особое внимание обращается на движение спиной вперед. Если обследуемый сохраняет точность, координированность движений, выполняет упражнение на высоком буме так же, как и на низком, действует смело, уверенно, ему выставляется 5 баллов. При проявлении некоторой неуверенности, 1 — 2 ошибках в выполнении упражнения — 4 балла. При проявлении робости, ведущей к искажению формы упражнения (5 ошибок и более), - 2 балла. Полное невыполнение упражнений, падение, отказ от движения спиной вперед - 1 балл.

Спортсмен может сам оценить присущие ему качества личности по анкете «Самооценка личности», предложенной С.А. Будасси, интерпретированной для спортсменов Ю.Я.Киселевым *. Как показывают исследования, ведущие спортсмены, как правило, имеют повышенную самооценку личности по сравнению с менее именитыми спортсменами.

* См.: Практические занятия по психологии / Под ред. А.Ц.Пуни. — М., 1977.



Оценка психической надежности

Психическая надежность спортсмена определяется с помощью анкеты, разработанной кандидатом психологических наук В.Э. Мильманом *, сотрудником ВНИИФК (1976). Психическая надежность, рассматриваемая как устойчивость функционирования основных психических механизмов в сложных соревновательных условиях, состоит из ряда компонентов: эмоциональной соревновательной устойчивости, саморегуляции, мотивационно-энергетического компонента, стабильности и помехоустойчивости. Каждый из компонентов психической надежности характеризуется совокупностью показателей.

* См.: Методики психодиагностики в спорте. — Указ. изд.
Показателями эмоциональной соревновательной устойчивости являются характер, интенсивность предсоревновательного и эмоциональность соревновательного возбуждения и его колебания, степень его влияния на характер выступления и др. Показатели саморегуляции — это умение правильно осознавать и оценивать свое эмоциональное состояние, умение влиять на него, в частности, посредством словесных самоприказов, умение перестроиться в ходе спортивной борьбы, развитие функции самоконтроля над своими действиями и др.

Показатели мотивационной сферы: любовь к спорту вообще и к своему виду спортивной деятельности, стремление к любой форме соревновательной борьбы, отдача всех сил на тренировках и соревнованиях и др.

Показатели стабильности и помехоустойчивости: устойчивость внутреннего функционального состояния, стабильность двигательных навыков и спортивной техники, невосприимчивость к воздействию разного рода помех и т.д.

Сокращенный вариант анкеты психической надежности включает 22 вопроса. На листе ответов испытуемый отмечает то суждение, которое соответствует его собственному.

Каждый ответ относится к одному из четырех компонентов (кроме общего вопроса — 17-го) и оценивается определенным количеством баллов.

Анкета психической надежности

Перед вами вопросы, цель которых — выявить психологические особенности вашей спортивной деятельности. При ответе на каждый вопрос выберите один из вариантов ответа («а», «б», «в», «г») и напишите его на листе ответов рядом с номером вопроса, например: 4в, 6а и т.д.; старайтесь не задумываться над деталями, давайте обобщенные ответы, имея в виду ваш соревновательный опыт последнего времени.

1. В каких случаях вы успешно выступаете в ответственных соревнованиях?

а) находясь в спокойном состоянии, практически не волнуясь, б) находясь в состоянии повышенного возбуждения, в) в состоянии сильного возбуждения.

2. Сильно ли вы обычно волнуетесь на ваших соревнованиях? а) да, б) иногда, в) нет.

3. Вы обычно точно оцениваете степень своего волнения и других эмоциональных состояний во время соревнований?

а) обычно не задумываюсь, б) иногда, в) да.

4. Нравится ли вам выступать в прикидках, в контрольных упражнениях на результат?

а) да, б) не могу сказать определенно, в) нет.

5. Можете ли вы в течение наиболее важного периода сезона поддерживать стабильный уровень высоких результатов?

а) да, б) бывают колебания, в) нет.

6. Стабильна ли ваша техника?

а) да, б) бывают колебания, в) нет.

7. Сильно ли сбивают вас неожиданные помехи?

а) да, б) иногда, в) нет.

8. Мешает ли вам волнение выступить в соревнованиях наилучшим образом?

а) да, б) иногда, в) нет.

9. Вы полностью выкладываетесь на важных соревнованиях?

а) да, б) не всегда, в) нет.

10. Вы охотно выполняете объемные, интенсивные нагрузки?

а) да, б) не всегда, в) нет.

11. Сильно ли действуют на вас неудачи?

а) да, сильно расстраивают, б) быстро забываются, в) не придаю большого значения.

12. В каких случаях вы достигаете лучшего результата?

а) при строгом сознательном контроле своих действий, б) при автоматическом выполнении, в) нечто среднее.

13. Бывают ли у вас во время ответственных соревнований серьезные, необъяснимые ошибки, влияющие на результат выступлений?

а) да, б) иногда, в) практически не бывает.

14. Возникает ли у вас при удачном течении спортивной борьбы чувство, что «дело сделано», «скорее бы все закончилось»?

а) да, б) иногда, в) нет.

15. Когда вы обычно начинаете испытывать волнение перед ответственными соревнованиями?

а) за несколько дней до соревнований, б) накануне соревнований, в) непосредственно перед выступлением.

16. Трудно ли вам отключиться от мыслей о предстоящем выступлении на ответственных соревнованиях?

а) да, б) нет, в) могу отключиться, но ненадолго.

17. Проводите ли вы специальную настройку перед выходом на старт? (Можете выбрать сразу несколько вариантов ответа).

а) нет не провожу, б) стараюсь успокоиться, снять напряжение, в) стараюсь думать о чем-нибудь приятном, г) сосредоточиваюсь на предстоящем выступлении, д) стараюсь активизироваться, поднять физический тонус, е) стараюсь отвлечься от мыслей о предстоящем выступлении, ж) стараюсь вызвать в себе спортивную злость, з) перебираю в уме тактические и технические моменты предстоящего выступления, и) использую разминку в качестве психологической настройки.

18. Можете ли вы, если считаете это нужным, быстро переключаться с одного вида настройки на другую?

а) нет, б) обычно не испытываю в этом необходимости, в) да.

19. Можете ли вы в ходе спортивной борьбы при необходимости заставить себя быстро успокоиться?

а) нет, б) не всегда, в) как правило, могу.

20. Пользуетесь ли вы для этих целей словесными приказами самому себе?

а) нет, б) обычно не чувствую в этом необходимости, в) да.

21 Вы многим готовы пожертвовать в жизни ради успехов в спорте?

а) да, могу отказаться от многих жизненных благ, б) этой проблемы передо мной не возникало, в) нет.

22. Каково ваше отношение к соревнованиям?

а) соревнование — трудный экзамен, б) соревнование - это праздник, в) и то и другое.

С ключом для интерпретации ответов по шкале психической надежности можно познакомиться с помощью табл. 18.

Таблица 18

Ключ для интерпретации ответов по шкале психической надежности


№ п/п



Компоненты психической активности

СЭУ (соревновательная эмоциональная устойчивость)

СР

(саморегуляция)



М-Э

(мотиваци-онно-энергети-ческий компонент)



Ст-П

(стабильность-помехоустойчивость)





а)

б)

в)

а)

б)

в)

а)

б)

в)

а)

б)

в)

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

и

12

13

1

-2

-1

+ 1



















2

-2



+ 1



















3







-2

-1

+ 1













4













+ 1



-1







5



















+ 1

-1

-2

6



















+ 1

-1

-2

7



















-2

-1

+ 1

8

-2

-1

+ 1



















9













+ 1

-1

-2







10













+ 1

-1

-2







И













+ 1

-1

-2







12







+ 1

-1















13

-2



+ 1



















14

-2



+ 1



















15

-2

-1





















16







-2

+ 1

-1













17

Характер эмоциональных реакций: а — нейтральные;

г, д, ж, з, и — стенические; б, в, е — астенические



18







-2



+ 1













19







-2

-1

+ 1













20







-1



+ 1













21













+ 1

-1

-2







22













-1

+2

+ 1







Подчеркивается количество баллов по каждому компоненту. Оценка 0 баллов соответствует среднему уровню психической надежности. Оценка со знаком «—» говорит о снижении уровня надежности по данному компоненту по сравнению со средними данными; соответственно со знаком «+» указывает на повышенный по сравнению со средним уровень выраженности того или иного компонента психической надежности.

Диапазон оценок по компонентам равняется: СЭУ - от 12 до 5 баллов, СР - от 10 до 6 баллов, М-Э - от 10 до 7 баллов, Ст-П -от 6 до 3 баллов.

Как показывают исследования (В.Э.Мильман и др.), средние групповые значения компонентов психической надежности (кроме мотивационного) закономерно увеличиваются с ростом спортивного мастерства.

Вопросы для самоконтроля


1. Какова связь особенностей личности спортсмена с успешной спортивной деятельностью?

2. Каковы отличительные черты личности спортсмена?

3. Какими путями может достигнуть спортсмен самовоспитания позитивных черт характера?

Рекомендуемая литература


Верхошанский Ю.В. Основы специальной физической подготовки спортсменов. — М., 1988.

Вяткин Б.А. Роль темперамента в спортивной деятельности. — М., 1978.

Ганюшкин А.Д. Задачи, формы и методы совместной работы психолога и тренера. — Смоленск, 1989.

Горбунов Г.Д. Психопедагогика спорта. — М., 1986.

Деркач А.А., Исаев А.А. Творчество тренера. - М., 1982.

Ильин Е.П. Психология физического воспитания. - М., 1987.

Левонтин Р. Человеческая индивидуальность: наследственность, среда / Пер. с англ. - М., 1993.

Майнберг Э. Основные проблемы педагогики спорта / Пер. с нем. — М., 1995.

Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры: Учеб. для ин-тов физ. культуры. - М., 1991.

Мерлин B.C. Психология индивидуальности. - М.; Воронеж, 1996.

Платонов В.Н. Подготовка квалифицированных спортсменов. — М., 1986.

Психология: Учеб. для ИФК / Под ред. В. М. Мельникова. — М., 1987.

Психология физического воспитания и спорта / Под общ. ред. Т.Т.Джамгарова и А.Ц.Пуни. - М., 1979.

Пуни А.Ц. Психологическая подготовка к соревнованиям в спорте.— М., 1969.

Фельдштейн Д.И. Психология развивающейся личности. — М.; Воронеж, 1996.

Шайхтдинов Р.З. Личность и волевая готовность в спорте. - М., 1987.


  следующая страница >>