страница 1
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Похожие работы
|
Методические указания по усвоению учебных тем лекционных и практических занятий - страница №1/1
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» (ТГПУ) Кафедра теории и методики обучения физической культуре и спорту УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКСПО ДИСЦИПЛИНЕ Психология физического воспитания и спорта (Наименование дисциплины (модуля) Специальность 033100 Физическая культура СОДЕРЖАНИЕ:
АННОТАЦИЯГосударственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по специальности 033100.65 Физическая культура от 32.01.2005г. (далее ГОС ВПО) устанавливает обязательный минимум содержания дисциплины ОПД.Ф.10 Психология физического воспитания и спорта: Предмет и объект психологии физического воспитания и спорта. Взаимосвязь физического, психомоторного и психического развития. Мотивационные основы физкультурно-спортивных занятий для людей различного возраста. Физическая активность и умственная рабоспособность. Особенности общения и межличностных отношений, связь эмоциональной сферы с физическим воспитанием и спортом. Психологические особенности и проблемы оздоровительной физической культуры, подготовки юных спортсменов, деятельности педагога по физической культуре. Психорегуляция, психодиагностика.
Федеральное агентство по образованиюГОСУДАРСТВЕННОЕ образовательное УЧРЕЖДЕНИЕВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ«Томский государственный педагогический университет»(ТГПУ) «Утверждаю» Декан ФФКиС ___________О.В.Смирнов «______»__________2008г. ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫДПП.Ф.03. ПСИХОЛОГИЯ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И СПОРТА 1.Цели и задачи дисциплины. Цель дисциплины «Психология физического воспитания и спорта» -подготовка студентов к решению профессиональных задач, связанных с психологическим обеспечением развития и функционирования психических явлений, состояний и качеств у учащихся образовательных учреждений и воспитанников спортивных организаций. Задачи: -формирование специальных знаний, определяющих психологическое обеспечение профессиональной деятельности педагога по физической культуре; -формирование умений, необходимых для практической реализации профессиональной деятельности специалиста по физической культуре. 2.Требования к уровню освоения содержания дисциплины: Студент должен знать:
3.Объем дисциплины и виды учебной работы.
4.Содержание разделов дисциплины. 4.1.Разделы дисциплины и виды занятий.
4.2.Содержание разделов дисциплины. 1.Предмет психологии физического воспитания Физическая культура как форма накопления и передачи универсального двигательного опыта. Особенности и задачи физического воспитания на разных этапах истории человеческого общества. Актуальные задачи психологии физического воспитания : разработка психологических основ физического воспитания, изучение психологических предпосылок приобщения различных групп населения к здоровому образу жизни, разработка психологических основ подготовки специалистов в области разных форм физической культуры. Связь психологии с биологией, физиологией, медициной и другими науками. Понятие о психомоторике. Произвольность двигательных действий, ее развитие в детском возрасте. Способность к дифференцировке силовых, временных, пространственных характеристик движения как показатель развития психомоторики. Двигательная память и двигательное воображение как компоненты психомоторики. Развитие психомоторики на уроках физической культуры. Методы оценки уровня развития психомоторики.3.Физическое «Я» как элемент Я- концепции человека. Структура физического «Я». Особенности реального, идеального и социального физического «Я» у школьников разного возраста. Методы изучения особенностей физического «Я», формирование у школьников навыков самоконтроля и самоанализа своего физического развития. Коррекция нереалистичного отношения школьников к своему физическому «Я». 4.Мотивационные основы занятий физической культурой у школьников разного возраста. Потребность в движении и новых впечатлениях как ведущий регулятор отношения к физическому воспитанию младших школьников. Стремление к взрослости, к самоутверждению, их влияние на отношение подростков к физическому воспитанию. Психологические факторы снижения интереса к физическому воспитанию у старшеклассников. Учет особенностей мотивации занятий по физическому воспитанию школьников разного возраста в содержании и организации уроков физической культуры. 5.Особенности общения и межличностных отношений школьников разного возраста на занятиях по физическому воспитанию. Развитие личности в условиях физического воспитания. Приобщение учащихся к ценностям здорового образа жизни как задача уроков по физическому воспитанию. Формирование у учащихся опыта соперничества и сотрудничества на уроках физической культуры. Возможность активного освоения нравственных норм, регулирующих взаимоотношения между людьми в процессе совместной деятельности на уроках физической культуры. Развитие нравственных и волевых свойств личности средствами физического воспитания. Формирование потребности в самосовершенствовании и саморазвитии на уроках физической культуры. 6.Эмоциональная сфера человека и физическое воспитание. Физиологические и психологические аспекты взаимосвязи эмоций и движения. Влияние физической подготовленности на устойчивость к эмоциональным стрессам. Снижение тревожности и агрессивности средствами физических упражнений. Движения и разрядка эмоционального напряжения. Совершенствование способности выражать эмоции в движении, понимать эмоции другого человека по их выражению в движениях. Обучение элементарным приемам психической регуляции на уроках по физическому воспитанию. Влияние двигательной депривации на состояние сознания. Использование специальных видов двигательной активности для профилактики утомления при умственном труде. Влияние физических нагрузок различной интенсивности на умственную работоспособность. Условия положительного влияния занятий по физической культуре на умственную работоспособность и интеллектуальное развитие. Психика как регулятор здоровья. Влияние психического стресса на вероятность заболеваний и травм. Неадекватные мотивационные установки, нереалистичное самоотношение, коммуникативная депривация как источник психических перегрузок. Поведение типа А как фактор риска психогенных заболеваний. 9.Мотивация занятий оздоровительной физической культурой. Возрастная динамика интереса к оздоровительной физической культуре. Особенности мотивации занятий оздоровительной физической культурой работающих женщин. Источник интереса к современным видам оздоровительной физической культуры (аэробика, шейпинг, китайская оздоровительная гимнастика). Мотивация занятий оздоровительной физической культурой у лиц пожилого возраста. Чувство физической компетентности как мотивирующий фактор. 10.Элементы психотренининга на занятиях по оздоровительной физической культуре. Цели и методы. Современные методы психической регуляции. Ментальная тренировка, ее применение на занятиях по оздоровительной физической культуре. Тренинг способности к визуализации, концентрации внимания, самоконтроля. Тренинг уверенности. Формирование реалистичного отношения к физическому облику у занимающихся оздоровительной физической культурой. 11. Личностная готовность педагога к профессиональной деятельности. Компоненты личностной готовности к профессиональной деятельности: оптимальная структура мотивации, самопринятие, устойчивость к стрессам и эмоциональному выгоранию, сформированность индивидуального стиля деятельности, личностная рефлексия. 12.Педагогические способности, их структура. Роль гностических, проектировочных, конструктивных, организаторских, коммуникативных способностей в достижении педагогического мастерства. 13.Педагогическое общение, его особенности. Статусно - ролевые отношения участников педагогического общения. Состав коммуникативных умений педагога, способы их приобретения. Оценочная деятельность педагога, условия ее эффективности. Внушение и убеждение в педагогическом процессе. Педагогическое общение с позиций трансактного анализа Э.Берна. 14.Введение в психологию спорта. Психология спорта как прикладная отрасль психологического знания. Связь с другими отраслями психологии и со смежными науками. Взаимосвязь психологии физического воспитания и спорта. Задачи и методы исследования. Общие психологические особенности спорта, как специфического вида деятельности. Психологические особенности массовых видов спорта. Психологические особенности спортивной тренировки и соревнований. 15.Психологические основы спортивной дидактики. Психологическое обеспечение физической, технической и тактической подготовки спортсменов. Психологическая характеристика физических качеств и их развития. Психическая регуляция двигательных действий и движений в спорте. Психологические особенности формирования и функционирования навыков. Тактическое мышление спортсмена. Психологические особенности работы учителя физкультуры со школьниками-спортсменами. 16.Психология личности тренера. Социальная психология спортивных групп. Психологические основы диагностики и отбора в спорте. Психологическое обеспечение завершения спортивной карьеры. Развитие мотиваций, самооценки, самоконтроля, целепологания ,помехоустойчивости, соревновательной надежности и т.п. Индивидуализация психологического обеспечения подготовки. Психологическое обеспечение тренировок и соревнований. Психорегуляция и психогигиена в спорте. Психологические основы работы учителя физической культуры со школьниками- спортсменами на различных этапах их многолетней подготовки в спорте. 5. Лабораторный практикум - не предусмотрен 6.Учебно-методическое обеспечение дисциплины. 6.1. Рекомендуемая литература. а) основная литература:
б) дополнительная литература:
6.2. Средства обеспечения освоения дисциплины. Учебники, учебно-методические пособия 7. Материально-техническое обеспечение дисциплины Стенды. 8.Методические рекомендации по организации изучения дисциплины 8.1. Методические рекомендации преподавателю. В процессе преподавания лекционного курса необходимо обратить внимание на три основных раздела «Психологии физической культуры»: психологию физического воспитания, психологию спорта, психологию рекреационной физической культуры. Использовать на занятиях схемы и таблицы при изучении нового материала. Семинарские занятия необходимо проводить, используя различные методы учебной деятельности. Использовать различные формы опроса: перекрёстный опрос, оценка группой. Обратить особое внимание на объект и предмет изучения физической культуры и спорта; психологические основы спортивной дидактики; психология личности спортсмена; психодиагностика в спорте; личность учащихся и учителя в контексте занятий физической культурой. При проведении семинарских занятий использовать контрольное тестирование, проведение психодиагностических тестов. 8.2. Методические указания для студентов В процессе проведения занятий студентам необходимо усвоить основные категории и понятия психологической науки, владеть современными развивающими технологиями, способами организации учебно-познавательной деятельности, формами и методами диагностики. При проведении опроса в различных формах проявлять активную позицию. Также студентам необходимо уметь дать психологическую характеристику личности, интерпретацию собственного психического состояния, владеть простейшими приемами психической саморегуляции. При подготовке к семинарским занятиям использовать дополнительную литературу, материалы лекций и вопросы для самостоятельной работы. 8.2.1. Перечень примерных контрольных вопросов для самостоятельной работы
При составлении плана годичного цикла психологической подготовки спортсменов студент должен учитывать следующие положения: в работе необходимо определить возраст и уровень спортивного мастерства спортсменов, для которых предназначен план; следует принять во внимание факт соответствия целей и задач, включенных в работу; комплекс должен быть рассчитан на годичный цикл; в работе следует выделить: а) средства психодиагностики; б) средства общего психологического развития; в) средства специального психологического развития; г) средства контрольной психодиагностики; обязательным является включение в план методов и средств гетеротренинга, повышения эмоциональной устойчивости к экстремальным ситуациям соревновательного характера. 8.2. Примерная тематика рефератов, курсовых работ – не предусмотрено 8.3. Примерный перечень вопросов к экзамену
Программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности 033100.65 Физическая культура Программу составила к. психол.н., доцент кафедры ТиМОФКиС С.И.Константинова Программа утверждена на заседании кафедры ТиМОФКиС, протокол №_11 от «04 » 07. 2008г. Зав.кафедрой ТиМОФКиС А.Н.Вакурин Программа одобрена метод.комиссией ФФКС ТГПУ. Председатель метод.комиссии ФФКиС Л.П.Канакова Согласовано: Декан ФФК Смирнов О.В. Методические указания по усвоению учебных тем лекционных и практических занятий. В процессе проведения занятий студентам необходимо усвоить основные категории и понятия психологической науки, владеть современными развивающими технологиями, способами организации учебно-познавательной деятельности, формами и методами диагностики. При проведении опроса в различных формах проявлять активную позицию. Также студентам необходимо уметь дать психологическую характеристику личности, интерпретацию собственного психического состояния, владеть простейшими приемами психической саморегуляции. При подготовке к семинарским занятиям использовать дополнительную литературу, материалы лекций и вопросы для самостоятельной работы. Вопросы для самостоятельной работы студентов 1. Систематизация, понимание и осознание учебного материала по тематике дисциплины. Рекомендуется использовать приёмы осмысленного запоминания: формулировка вопросов и ответов, схематизация информации и др. 2.Подготовка к семинарским и практическим занятиям.
При составлении плана годичного цикла психологической подготовки спортсменов студент должен учитывать следующие положения:
|
|