Методические указания по усвоению учебных тем лекционных и практических занятий - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Методические указания по усвоению учебных тем лекционных и практических... 1 226.14kb.
Программа дисциплины " Технологии экстремального программирования"... 1 139.73kb.
Тематический план лабораторно-практических занятий № п/п 1 28.8kb.
Рабочая программа по дисциплине планы семинарских (практических) 3 960.86kb.
Методические указания по выполнению практических занятий по курсу... 1 84.57kb.
Методические указания для выполнения практических заданий 6 1357.53kb.
Методические указания к курсу «Методология и методика конкретных... 1 168.5kb.
Методические указания для практических занятий по дисциплине «Методы... 7 897.68kb.
Программа дисциплины «Пол, гендер и сексуальность» 1 195.98kb.
Разработка структуры и содержания лекционных, лабораторных и практических... 1 99.01kb.
Методические указания по подготовке и организации самостоятельной... 1 284.73kb.
Методические указания по усвоению учебных тем лекционных и практических... 1 226.14kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Методические указания по усвоению учебных тем лекционных и практических занятий - страница №1/1

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(ТГПУ)

Кафедра


теории и методики обучения физической культуре и спорту
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС


ПО ДИСЦИПЛИНЕ

Психология физического воспитания и спорта

(Наименование дисциплины (модуля)

Специальность 033100 Физическая культура

СОДЕРЖАНИЕ:



  1. Аннотация.

  2. Рабочая программа

  3. Методические указания по усвоению учебных тем лекционных и практических занятий

  4. Вопросы для самостоятельной работы студентов


АННОТАЦИЯ

Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по специальности 033100.65 Физическая культура от 32.01.2005г. (далее ГОС ВПО) устанавливает обязательный минимум содержания дисциплины ОПД.Ф.10 Психология физического воспитания и спорта:

Предмет и объект психологии физического воспитания и спорта. Взаимосвязь физического, психомоторного и психического развития. Мотивационные основы физкультурно-спортивных занятий для людей различного возраста. Физическая активность и умственная рабоспособность. Особенности общения и межличностных отношений, связь эмоциональной сферы с физическим воспитанием и спортом. Психологические особенности и проблемы оздоровительной физической культуры, подготовки юных спортсменов, деятельности педагога по физической культуре. Психорегуляция, психодиагностика.

Цель УМКД – обеспечение выполнения требований ГОС ВПО к подготовке специалиста, повышение эффективности управления учебным процессом и самостоятельной работой студентов по освоению дисциплины «Психология физической культуры и спорта».

Задачи УМКД:


  • Определить содержание, объем и последовательность изучения разделов дисциплины;

  • Установить требования к уровню освоения содержания дисциплины;

  • Обеспечить преемственность в преподавании дисциплин;

  • Определить содержание и объем самостоятельной работы студентов;

  • Установить формы и средства контроля текущих, промежуточных и итоговой аттестации по дисциплине.


Федеральное агентство по образованию

ГОСУДАРСТВЕННОЕ образовательное УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«Томский государственный педагогический университет»


(ТГПУ)


«Утверждаю»

Декан ФФКиС

___________О.В.Смирнов

«______»__________2008г.


ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ


ДПП.Ф.03.

ПСИХОЛОГИЯ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И СПОРТА


1.Цели и задачи дисциплины.
Цель дисциплины «Психология физического воспитания и спорта» -подготовка студентов к решению профессиональных задач, связанных с психологическим обеспечением развития и функционирования психических явлений, состояний и качеств у учащихся образовательных учреждений и воспитанников спортивных организаций.

Задачи:


-формирование специальных знаний, определяющих психологическое обеспечение профессиональной деятельности педагога по физической культуре;

-формирование умений, необходимых для практической реализации профессиональной деятельности специалиста по физической культуре.



2.Требования к уровню освоения содержания дисциплины:

Студент должен знать:

  • основные этапы развития психологии физического воспитания и спорта в контексте развития системы физического воспитания и спорта;

  • методику психологического обеспечения физкультурно-спортивных занятий с различными группами населения и психологической подготовки спортсменов;

  • методы и организацию психорегуляции и психогигиены в физическом воспитании и спорте;

  • методы организации и проведения научно-исследовательской работы в области психологии физического воспитания и спорта.

3.Объем дисциплины и виды учебной работы.



Виды учебной работы


Всего

часов


7

семестр


Общая трудоемкость дисциплины

100

100

Аудиторные занятия

36

36

Лекции

18

18

Практические занятия

-

-

Семинары

18

18

Лабораторные работы

-

-

И(или) другие виды аудиторных занятий

-

-

Самостоятельная работа

64

64

Курсовой проект (работа)

-

-

Расчетно-графические работы

-

-

Реферат

-

-

И (или) другие виды самостоятельной работы

-

-

Вид итогового контроля (экзамен)

экзамен

Экзамен


4.Содержание разделов дисциплины.

4.1.Разделы дисциплины и виды занятий.




Разделы дисциплин

И виды занятий



Лекции

Семинарские занятия

Самостоятельные занятия

1

Предмет психологии

Физического воспитания



1

1

4

2

Взаимосвязь физического, психомоторного развития

1

1

4

3

Физическое «Я» как

Компонент Я-концепции человека.



1

1

4

4

Мотивационные основы занятий физической культурой у школьников разного

возраста.



1

1

4

5

Особенности общения и межличностных отношений школьников разного

возраста.



1

1

4

6

Эмоциональная сфера человека и физическое воспитание.

1

1

2

7

Умственная работоспособность

и физическая активность.




1

1

4

8

Психология здоровья

1

1

4

9

Мотивация занятий оздоровительной

физической культурой



1

1

2

10

Элементы психотренинга на занятиях по оздоровительной физической культуре: цели и методы.

1

2

4

11

Личностная готовность педагога к профессиональной деятельности, ее составляющие

1

1

4

12

Педагогические способности, их структура

1

1

4

13

Педагогическое общение, его особенности

1

1

4

14

Введение в психологию спорта

1

1

4

15

Психологические основы спортивной

дидактики



1

1

4

16

Психология личности спортсмена и тренера

2

1

4

17

Психологическое обеспечение многолетней подготовки спортсменов

1

1

4


4.2.Содержание разделов дисциплины.
1.Предмет психологии физического воспитания

Физическая культура как форма накопления и передачи универсального двигательного опыта. Особенности и задачи физического воспитания на разных этапах истории человеческого общества.

Актуальные задачи психологии физического воспитания : разработка психологических основ физического воспитания, изучение психологических предпосылок приобщения различных групп населения к здоровому образу жизни, разработка психологических основ подготовки специалистов в области разных форм физической культуры. Связь психологии с биологией, физиологией, медициной и другими науками.

2.Взаимосвязь физического, психического, психомоторного развития.

Понятие о психомоторике. Произвольность двигательных действий, ее развитие в детском возрасте. Способность к дифференцировке силовых, временных, пространственных характеристик движения как показатель развития психомоторики. Двигательная память и двигательное воображение как компоненты психомоторики. Развитие психомоторики на уроках физической культуры. Методы оценки уровня развития психомоторики.


3.Физическое «Я» как элемент Я- концепции человека.

Структура физического «Я». Особенности реального, идеального и социального физического «Я» у школьников разного возраста. Методы изучения особенностей физического «Я», формирование у школьников навыков самоконтроля и самоанализа своего физического развития. Коррекция нереалистичного отношения школьников к своему физическому «Я».



4.Мотивационные основы занятий физической культурой у школьников разного возраста.

Потребность в движении и новых впечатлениях как ведущий регулятор отношения к физическому воспитанию младших школьников. Стремление к взрослости, к самоутверждению, их влияние на отношение подростков к физическому воспитанию. Психологические факторы снижения интереса к физическому

воспитанию у старшеклассников. Учет особенностей мотивации занятий по физическому воспитанию школьников разного возраста в содержании и организации уроков физической культуры.

5.Особенности общения и межличностных отношений школьников разного возраста на занятиях по физическому воспитанию.

Развитие личности в условиях физического воспитания. Приобщение учащихся к ценностям здорового образа жизни как задача уроков по физическому воспитанию. Формирование у учащихся опыта соперничества и сотрудничества на уроках физической культуры. Возможность активного освоения нравственных норм, регулирующих взаимоотношения между людьми в процессе совместной деятельности на уроках физической культуры. Развитие нравственных и волевых свойств личности средствами физического воспитания. Формирование потребности в самосовершенствовании и саморазвитии на уроках физической культуры.

6.Эмоциональная сфера человека и физическое воспитание.

Физиологические и психологические аспекты взаимосвязи эмоций и движения. Влияние физической подготовленности на устойчивость к эмоциональным стрессам. Снижение тревожности и агрессивности средствами физических упражнений. Движения и разрядка эмоционального напряжения. Совершенствование способности выражать эмоции в движении, понимать эмоции другого человека по их выражению в движениях. Обучение элементарным приемам психической регуляции на уроках по физическому воспитанию.

7.Умственная работоспособность и физическая активность.

Влияние двигательной депривации на состояние сознания.

Использование специальных видов двигательной активности для профилактики утомления при умственном труде. Влияние физических нагрузок различной интенсивности на умственную работоспособность. Условия положительного влияния занятий по физической культуре на умственную работоспособность и интеллектуальное развитие.

8.Психология здоровья.

Психика как регулятор здоровья. Влияние психического стресса на вероятность заболеваний и травм. Неадекватные мотивационные установки, нереалистичное самоотношение, коммуникативная депривация как источник психических перегрузок. Поведение типа А как фактор риска психогенных заболеваний.

9.Мотивация занятий оздоровительной физической культурой.

Возрастная динамика интереса к оздоровительной физической культуре. Особенности мотивации занятий оздоровительной физической культурой работающих женщин. Источник интереса к современным видам оздоровительной физической культуры (аэробика, шейпинг, китайская оздоровительная гимнастика). Мотивация занятий оздоровительной физической культурой у лиц пожилого возраста. Чувство физической компетентности как мотивирующий фактор.

10.Элементы психотренининга на занятиях по оздоровительной физической культуре.

Цели и методы. Современные методы психической регуляции. Ментальная тренировка, ее применение на занятиях по оздоровительной физической культуре. Тренинг способности к визуализации, концентрации внимания, самоконтроля. Тренинг уверенности. Формирование реалистичного отношения к физическому облику у занимающихся оздоровительной физической культурой.


11. Личностная готовность педагога к профессиональной деятельности.

Компоненты личностной готовности к профессиональной деятельности: оптимальная структура мотивации, самопринятие, устойчивость к стрессам и эмоциональному выгоранию, сформированность индивидуального стиля деятельности, личностная рефлексия.



12.Педагогические способности, их структура.

Роль гностических, проектировочных, конструктивных, организаторских, коммуникативных способностей в достижении педагогического мастерства.

13.Педагогическое общение, его особенности.

Статусно - ролевые отношения участников педагогического общения. Состав коммуникативных умений педагога, способы их приобретения. Оценочная деятельность педагога, условия ее эффективности. Внушение и убеждение в педагогическом процессе. Педагогическое общение с позиций трансактного анализа Э.Берна.



14.Введение в психологию спорта.

Психология спорта как прикладная отрасль психологического знания. Связь с другими отраслями психологии и со смежными науками. Взаимосвязь психологии физического воспитания и спорта. Задачи и методы исследования. Общие психологические особенности спорта, как специфического вида деятельности. Психологические особенности массовых видов спорта. Психологические особенности спортивной тренировки и соревнований.



15.Психологические основы спортивной дидактики.

Психологическое обеспечение физической, технической и тактической подготовки спортсменов. Психологическая характеристика физических качеств и их развития. Психическая регуляция двигательных действий и движений в спорте. Психологические особенности формирования и функционирования навыков. Тактическое мышление спортсмена. Психологические особенности работы учителя физкультуры со школьниками-спортсменами.

16.Психология личности тренера. Социальная психология спортивных групп.

Личность спортсмена как субъекта спортивной деятельности. Формирование личности спортсмена. Свойства нервной системы как биологические предпосылки черт личности. Психологическая структура личности спортсмена. Психологические особенности личности тренера как педагога, воспитателя и руководителя спортивных групп. Критерии профессионализма в деятельности тренера. Личностно обусловленные индивидуальные стили деятельности и общения спортсменов и тренеров. Социально-психологические особенности спортивной группы. Формальная и неформальная структура группы. Распределение социальных ролей. Стили руководства. Лидерство в спортивной группе. Социально-психологический климат. Психологические аспекты взаимосвязи спортивных и школьных групп. Особенности социальной позиции школьника- спортсмена в классе.

17.Психологическое обеспечение многолетней подготовки спортсменов.

Психологические основы диагностики и отбора в спорте. Психологическое обеспечение завершения спортивной карьеры. Развитие мотиваций, самооценки, самоконтроля, целепологания ,помехоустойчивости, соревновательной надежности и т.п. Индивидуализация психологического обеспечения подготовки. Психологическое обеспечение тренировок и соревнований. Психорегуляция и психогигиена в спорте. Психологические основы работы учителя физической культуры со школьниками- спортсменами на различных этапах их многолетней подготовки в спорте.


5. Лабораторный практикум - не предусмотрен

6.Учебно-методическое обеспечение дисциплины.

6.1. Рекомендуемая литература.

а) основная литература:

  1. Гогунов, Е.Н. Психология физического воспитания и спорта: учеб. пособие для студ. высш.учеб. заведений / Е.Н.Гогунов, Б.И. Мартьянов. – М.: Академия», 2000. – 288 с.

  2. Ильин, Е.П. Психология физического воспитания: учебник / Е.П.Ильин. - изд. 2-е, испр. и доп. – СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2000. – 486 с.

б) дополнительная литература:

  1. Ахмедов, Т.И. Практическая психология: внушение, гипноз, медитация: серия «Будь здоров» / Т.И.Ахмедов. – Ростов н/Д.: Феникс; Харьков: Торсинг, 2002. –448 с.

  2. Бочкарева, О.А. Новые подходы в формировании групповой сплоченности в спортивных играх (на примере волейбола) // Теория и практика физической культуры. – 2008. - № 9. – С. 27-29

  3. Горбунов, Г.Д. Психопедагогика спорта: серия «Наука и спорт» / Г.Д.Горбунов. – М.: Физкультура и спорт, 1986. – 208 с.

  4. Гроголева, О.Ю. Проблема формирования внутренней позиции школьника у детей шестилетнего возраста // Сибирский психологический журнал. – 200. - № 12. – С. 95 – 97.

  5. Ильин, Е.П. Мотивация и мотивы: учебное пособие / Е.П.Ильин. – СПб: Питер, 2008. – 512 с.

  6. Ильин, Е.П. Психология спорта: учебник / Е.П.Ильин. – СПб.: Питер, 2009. - 352 с.

  7. Китаева, М.В. Психология победы в спорте: учебное пособие / М.В.Китаева. – Ростов н/Д.: Феникс, 2006. – 208 с.

  8. Коваленко, А.В. Специфика мотивационной сферы личности в экстремальном спорте / А.В.Коваленко, Л.Г.Уляева // Теория и практика физической культуры. – 2008. - № 9. – С. 34 – 36.

  9. Левицкая, Т.Е. Влияние гибкости мышления на успешность обучения школьников в условиях традиционной общеобразовательной школы // Сибирский психологический журнал. – 2003. - № 18. – С. 136 – 139.

  10. Майнберг, Э. Основные проблемы педагогики спорта: учебное пособие / Э.Майнберг. – изд. 2 –е, испр. и доп. – М.:Аспект Пресс, 1990. – 256 с.

  11. Методики психодиагностики в спорте / В.Л.Марищук [и др.] – М.: Просвещение, 1984. – 191 с.

  12. Носкова, Н.В. Опыт экспериментально - психологического исследования учебно - важных качеств у детей 6 – 7 лет / Н.В.Носкова, О.Б.Мингалева, Т.Г.Асабаева // Сибирский психологический журнал. – 2000. - № 13. – С. 74 – 78.

  13. Никандров, В.В. Антитренинг, или контуры нравственных и теоретических основ психотренинга: учебное пособие / В.В.Никандров. – СПб.: Речь, 2003. – 176 с.

  14. Общение, лидерство, межличностные отношения: энциклопедия психологических тестов / ред. А.Карелин. – М.: издательство АСТ, 1997. – 304 с.

  15. Попов, А.Л. Психология: учебное пособие / А.Л.Попов. – М.: Наука, 2001. – 336 с.

  16. Радугин, А.А. Психология и педагогика: учебное пособие / А.А.Радугин, Е.А.Кротков. – М.: Центр, 1997. – 256 с.

  17. Рогов, Е.И. Общая психология: курс лекций / Е.И.Рогов. – М.: ВЛАДОС, 1999. – 448 с.

  18. Спортивная психология в трудах отечественных специалистов: хрестоматия / ред. - сост. И.П.Волкова. – СПб.: Питер, 2002. – 384 с.

  19. Темперамент, характер, познавательные процессы: энциклопедия психологических тестов / ред. А.Карелин. – М.: издательство АСТ, 1997. – 256 с.

  20. Тренькова, Н.А. Психологические особенности влияния степени развития интеллекта школьников на уровень их тревожности / Н.А.Тренькова, С.А.Богомаз // Сибирский психологический журнал. – 2000. - № 13. – С. 20 – 21.

  21. Холодкова, О.Г. Стремление к самосовершенствованию как компонент психологической культуры младшего школьника // Сибирский психологический журнал. – 2004. - № 19. – С. 85 – 87.

  22. Юров, И.А. Психологическое тестирование и психотерапия в спорте: научно – популярное издание / И.А.Юров. – М.: Советский спорт, 2006. – 163 с.


6.2. Средства обеспечения освоения дисциплины.

Учебники, учебно-методические пособия



7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Стенды.


8.Методические рекомендации по организации изучения дисциплины

8.1. Методические рекомендации преподавателю.

В процессе преподавания лекционного курса необходимо обратить внимание на три основных раздела «Психологии физической культуры»: психологию физического воспитания, психологию спорта, психологию рекреационной физической культуры. Использовать на занятиях схемы и таблицы при изучении нового материала. Семинарские занятия необходимо проводить, используя различные методы учебной деятельности. Использовать различные формы опроса: перекрёстный опрос, оценка группой. Обратить особое внимание на объект и предмет изучения физической культуры и спорта; психологические основы спортивной дидактики; психология личности спортсмена; психодиагностика в спорте; личность учащихся и учителя в контексте занятий физической культурой. При проведении семинарских занятий использовать контрольное тестирование, проведение психодиагностических тестов.



8.2. Методические указания для студентов

В процессе проведения занятий студентам необходимо усвоить основные категории и понятия психологической науки, владеть современными развивающими технологиями, способами организации учебно-познавательной деятельности, формами и методами диагностики.

При проведении опроса в различных формах проявлять активную позицию. Также студентам необходимо уметь дать психологическую характеристику личности, интерпретацию собственного психического состояния, владеть простейшими приемами психической саморегуляции.

При подготовке к семинарским занятиям использовать дополнительную литературу, материалы лекций и вопросы для самостоятельной работы.



8.2.1. Перечень примерных контрольных вопросов для самостоятельной работы

  1. Систематизация, понимание и осознание учебного материала по тематике дисциплины. Рекомендуется использовать приёмы осмысленного запоминания: формулировка вопросов и ответов, схематизация информации и др.

  2. Подготовка к семинарским и практическим занятиям.

  3. Самостоятельное изучение темы «Методы исследования личности спортсмена».

  4. Студентам предлагается самостоятельно составить план годичного цикла психологической подготовки спортсменов.

При составлении плана годичного цикла психологической подготовки спортсменов студент должен учитывать следующие положения:

в работе необходимо определить возраст и уровень спортивного мастерства спортсменов, для которых предназначен план;

следует принять во внимание факт соответствия целей и задач, включенных в работу;

средства психологической подготовки должны быть распределены на общие (средства общей психологической подготовки), специальные (средства специальной психологической подготовки), предназначенные для ситуативного управления (средства секундирования), восстановительные (средства психогигиены и психорегуляции);

комплекс должен быть рассчитан на годичный цикл;

в работе следует выделить: а) средства психодиагностики; б) средства общего психологического развития; в) средства специального психологического развития; г) средства контрольной психодиагностики;

обязательным является включение в план методов и средств гетеротренинга, повышения эмоциональной устойчивости к экстремальным ситуациям соревновательного характера.


8.2. Примерная тематика рефератов, курсовых работ – не предусмотрено

8.3. Примерный перечень вопросов к экзамену

  1. Основные компоненты структуры личности спортсмена.

  2. Стрессоустойчивость, как фактор успешного выступления спортсмена.

  3. Влияние занятий физической культурой на умственную работоспособность и интеллектуальное развитие.

  4. Основные группы методов изучения мотивации к занятиям спортом.

  5. Дать характеристику произвольному вниманию.

  6. Основные задачи психологии физического воспитания и спорта.

  7. Специальные требования к тренерской деятельности.

  8. Психологическое обеспечение тактической подготовки спортсмена.

  9. Дать характеристику произвольному вниманию.

  10. Основные отличия психологии физического воспитания от психологии спорта.

  11. Специальные требования к тренерской деятельности.

  12. Формирование структуры СВПС.

  13. Охарактеризовать три основных вида мышления: наглядно-действенного, наглядно-образного, словесно-логического.

  14. Роль спортивной деятельности в формировании личности.

  15. Общие педагогические требования к деятельности тренера.

  16. Основные компоненты самосознания школьника.

  17. Управленческая, формирующая и гностическая функции – как составляющие учебно-воспитательной работы тренера.

  18. Основные психологические задачи репреационной физической культуры.

  19. Психологическое обеспечение технической подготовки спортсмена.

  20. Охарактеризовать либеральный стиль деятельности учителя физической культуры.

  21. Охарактеризовать психический процесс восприятия на уроках физической культуры.

  22. Основные задачи (психологические) репреационной физической культуры.

  23. Основные группы методов изучения мотивации к занятиям спортом.

  24. Психологическое обеспечение физической подготовки спортсмена.

  25. Дать характеристику демократическому и авторитарному стилям деятельности учителя физической культуры.

  26. Психологическое обеспечение технической подготовки спортсмена.

  27. Охарактеризовать психический процесс восприятия на уроках физической культуры.

  28. Специфические условия спортивной деятельности.

  29. Основные четыре типа восприятия и их характеристика.

  30. Основные задачи психологии физического воспитания.

  31. Дать характеристику непроизвольному вниманию.

  32. Предмет изучения психологии спорта.

  33. Основные характеристики внешнего и внутреннего внимания.

  34. Основные отличия психологии физического воспитания от психологии спорта.

  35. Особенности проявления памяти на уроках физической культуры.

  36. Связующие характеристики психологии физического воспитания и психологии спорта.

  37. Обучение и тренировка (психологическое обоснование), как основные составляющие подготовки спортсмена.

  38. Дать характеристику мотивационной сферы школьника.

  39. Основные компоненты структуры личности спортсмена.

  40. Основные компоненты индивидуального стиля деятельности физической культуры.

Программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности 033100.65 Физическая культура


Программу составила к. психол.н.,

доцент кафедры ТиМОФКиС С.И.Константинова

Программа утверждена на заседании кафедры ТиМОФКиС, протокол №_11

от «04 » 07. 2008г.


Зав.кафедрой ТиМОФКиС А.Н.Вакурин

Программа одобрена метод.комиссией ФФКС ТГПУ.


Председатель метод.комиссии ФФКиС Л.П.Канакова

Согласовано:


Декан ФФК Смирнов О.В.

Методические указания по усвоению учебных тем лекционных и практических занятий.

В процессе проведения занятий студентам необходимо усвоить основные категории и понятия психологической науки, владеть современными развивающими технологиями, способами организации учебно-познавательной деятельности, формами и методами диагностики.

При проведении опроса в различных формах проявлять активную позицию. Также студентам необходимо уметь дать психологическую характеристику личности, интерпретацию собственного психического состояния, владеть простейшими приемами психической саморегуляции.

При подготовке к семинарским занятиям использовать дополнительную литературу, материалы лекций и вопросы для самостоятельной работы.


Вопросы для самостоятельной работы студентов

1. Систематизация, понимание и осознание учебного материала по тематике дисциплины. Рекомендуется использовать приёмы осмысленного запоминания: формулировка вопросов и ответов, схематизация информации и др.

2.Подготовка к семинарским и практическим занятиям.



  1. Самостоятельное изучение темы «Методы исследования личности спортсмена».

  2. Студентам предлагается самостоятельно составить план годичного цикла психологической подготовки спортсменов.

При составлении плана годичного цикла психологической подготовки спортсменов студент должен учитывать следующие положения:

  • в работе необходимо определить возраст и уровень спортивного мастерства спортсменов, для которых предназначен план;

  • следует принять во внимание факт соответствия целей и задач, включенных в работу;

  • средства психологической подготовки должны быть распределены на общие (средства общей психологической подготовки), специальные (средства специальной психологической подготовки), предназначенные для ситуативного управления (средства секундирования), восстановительные (средства психогигиены и психорегуляции);

  • комплекс должен быть рассчитан на годичный цикл;

  • в работе следует выделить: а) средства психодиагностики; б) средства общего психологического развития; в) средства специального психологического развития; г) средства контрольной психодиагностики;

  • обязательным является включение в план методов и средств гетеротренинга, повышения эмоциональной устойчивости к экстремальным ситуациям соревновательного характера.