Преподавание в начальных классах 050141 Физическая культура - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Преподавание в начальных классах Матрица контрольных процедур 2 469.68kb.
Я-концепция и стили поведения в конфликтных ситуациях в юношеском... 1 101.56kb.
Пояснительная записка Специальность 050146 Преподавание в начальных... 2 405.61kb.
Физическая культура 1 66.33kb.
Программа «Физическая культура и спорт» 15 3762.42kb.
Рекомендации. (Учителям начальных классов) 1 215.27kb.
Школа. Образовательная область «физическая культура». Культура Тела... 1 33.03kb.
Урок Кратко рассказать о предмете «Физическая культура» 37 7146.41kb.
Совместная деятельность семьи и школы в процессе духовно-нравственного... 1 44.76kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине Специальность 033100 (050720) 1 372.94kb.
Физическая культура 3 795.83kb.
Количественная характеристика обозначений домашних представителей... 1 74.58kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Преподавание в начальных классах 050141 Физическая культура - страница №1/1

Департамент общего образования Томской области

Филиал областного государственного бюджетного образовательного учреждения

«Томский государственный педагогический колледж»

в г. Колпашево


Дидактический материал

по дисциплине «Речевой этикет»
для специальностей 050146 Преподавание в начальных классах

050141 Физическая культура

Подготовила Беляева Н.Ю.,

преподаватель русского языка и литературы

2012

Введение

Данное методическое пособие предназначено для студентов, обучающихся по специальностям 050709 Преподавание в начальных классах, 050720 Физическая культура.

Содержание методического пособия соответствует содержанию рабочей программы по дисциплине «Речевой этикет».

Современные стандарты образования выдвигают новые требования к преподаванию родного языка. Основой изучения языка является развитие коммуникативных способностей учащихся при освоении норм русского речевого этикета.

Методическое пособие представляет собой сборник дидактического материала, используемого преподавателем на занятии.

Основная цель методического пособия – развитие коммуникативной компетентности учащихся при выполнении заданий практического характера.

Структура пособия: 1) введение 2) упражнения; 3) список литературы.

Система самостоятельных работ (упражнения, творческие работы, анализ текстового материала) поможет студенту практически овладеть культурой речевого общения.

Коммуникативная направленность упражнений предполагает не только работу с готовым текстом, но и постоянное внимание к развитию способности самостоятельно создавать собственное речевое высказывание (устное или письменное) на заданную тему и определённого жанра (поучение, гимн, акростих, письмо и т.д.). В качестве иллюстративного материала предлагаются тексты писателей-классиков, выдержки произведений древнерусской литературы, Библии.

Некоторые задания имеют исследовательский характер, развивающие аналитическое мышление обучающихся, их познавательный интерес.

Ряд упражнений предполагает овладение практическими навыками: умением вести дискуссию, беседу, составлять деловые письма и пр.

При выполнении некоторых заданий учащимся необходимо провести самоанализ личностных качеств, составить характеристику.

Данные дидактические материалы могут использоваться при ведении факультативных курсов, а также уроков, внеклассных мероприятий, проводимых студентами на педагогической практике

.
1.Рассмотрите схему и прочитайте приведённые ниже определения. В каких жизненных ситуациях мы говорим об этике, этикете, речевом этикете?



ЭТИКА

ЭТИКЕТ РЕЧЕВОЙ ЭТИКЕТ

Этика – нормы поведения, мораль человека или профессиональной группы.

Этикет – совокупность правил поведения, касающихся внешнего проявления отношения к людям (обхождение с окружающими, поведение в общественных местах, манеры, одежда). (Словарь по этике)

Речевой этикет – разработанные правила речевого поведения, система национально – специфических, стереотипных устойчивых формул общения, принятых обществом для установления контакта. (Н. И. Формановская)


2. Как проявляется в нашем общении уважение друг к другу? О чём необходимо помнить? Найдите в тексте ключевые слова.

Отсутствие уважения к чувствам других обыкновенно порождается себялюбием и, постепенно развиваясь, превращается в жестокость и грубость. Оно может происходить не столько от закономерности, сколько от недостатка сочувствия и деликатности, от недостатка внимательности относительно тех мелочей и, по-видимому, поступков, которыми в жизни доставляется удовольствие или причиняется огорчение ближнему.

Хорошо воспитанные люди приветливы и иногда даже обеспечивают себе уважение других простым умением терпеливо выслушивать то, что они говорят или высказывают. Они терпеливы, снисходительны и одарены искусством воздерживаться от резких суждений, резкие же суждения о других почти неизменно вызывают резкие суждения о нас самих

Разумно вежливый человек не делает вида, будто он лучше, умнее и богаче своего соседа. Он не хвастается ни своим положением, ни своим происхождением, ни даже своей страной, а также не смотрит свысока на людей, не имеющих одинаковых с ним преимуществ.

Он не похваляется своими подвигами или призванием, и разговор его не вертится постоянно и единственно на предметах его профессии. Напротив, он будет скромен и естественен во всём, что делает и говорит.

(Правила светской жизни и этикета)


3..Рассмотрите таблицу. Какие основные функции выполняет речевой этикет.

Основные функции речевого этикета

Контактоустанавливающая Регулирующая Вежливости
4. Рассмотрите схему. Какие правила (постулаты) необходимо соблюдать при уважительном общении? Приведите примеры из жизни и из литературных источников.

Постулаты

Количества Качества

Сообщается столько информации Информация должна быть правдивой, истинной.

сколько требуется для данной цели

общения.


Существенности Вежливости

Говорится о важном, существенном соблюдаются правила речевого этикета

для данной темы (ситуации)
5. Составьте свои постулаты, используя материал заданий.

Ласковым словом можно и слона на волоске водить. (Саади) Вкус хлеба зависит от выражения лица хозяина. (Пословица) Осторожность в словах выше красноречия. (Бэкон) Ничто не стоит так дешево и не ценится так дорого как вежливость. (Сервантес) Общение – это дорога с двусторонним движением. («Хороший тон») Если культуры нет у человека в сердце, то нигде её больше быть не может. (Дюамель) Не столько ум, а сколько сердце помогает человеку сближаться с людьми и быть им приятными. (Платон) Вежливость порождает и вызывает вежливость. ( Э. Роттердамский) Воспитание – дело совести, образование дело науки. (В. Гюго)


6. Прочтите приветствия, которые были приняты в России в прошлом. Придумайте своё приветствие в соответствии с теми, которые приводит В. Даль в своём сборнике пословиц и поговорок.

«Хлеб да соль!» лил «Чай да сахар!» - говорили едящим или пьющим.

«Свеженько тебе!» - здоровались с девушкой, черпающей воду.

«Море под коровой!» - говорили женщине, занятой дойкой коровы.

«Здорово ль парился?» - приветствовали мужчину, который шёл из бани.

«Спали, почивали, весело ль вставали?» - утром приветствовали гостей.

«Улов на рыбу» - говорили, встречая рыболова. Ответ: «Навар на ушицу».

«Здравствуй ты, многолетствуй я!» «Мир вам, и я к вам». «Старый знакомый снова здорово».


7. На основе данных пословиц сформулируйте правила ведения разговора.

1)Слово не зря молвится. Коня на вожжах удержишь, а слова с языка не воротишь.

2)Хорошую речь хорошо и слушать. Красно поле пшеном, а беседа умом.

3)Говорит день до вечера, а послушать нечего. Много наговорено, да мало сказано.

4) Умей вовремя сказать, вовремя смолчать. Лучше плакать вовремя, чем смеяться некстати.

5) Петь хорошо вместе, а говорить порознь.

6) Красна речь слушанием.

7) От приветливых слов язык не отсохнет. Ласковое слово и кость ломит.

8) Я ему про Фому, а он мне про Ерёму.

9) Слово не стрела, а пуще стрелы разит. Рана от ножа залечивается, перед раной, нанесённой словом, врач бессилен.



  1. Кто много говорит, много ошибается. Слова – жемчуг, но когда их много, они теряют цену.

8. Прочтите притчи царя Соломона, объясните их смысл.

При многословии не миновать греха, а сдерживающий уста свои – разумен. Не ссорься с человеком без причины, когда он не сделал зла тебе. Отвергни от себя лживость уст, и лукавство языка удали от себя. Отойди от человека глупого, у которого ты не замечаешь разумных уст. От всякого труда есть прибыль, а от пустословия только ущерб. Кроткий ответ отвращает гнев, а оскорбительное слово возбуждает ярость. Кто даёт ответ не выслушав, тот глуп, и стыд ему. Смерть и жизнь – во власти языка. Благоразумие делает человека медленным на гнев, и слава для него – быть снисходительным к проступкам. Кто злословит отца своего и свою мать, того светильник погаснет среди глубокой тьмы. Что уксус на рану, то поющий песни печальному сердцу. (Библия, Ветхий Завет)
9. Прочтите поучение Владимира Мономаха, выскажите своё отношение к данным советам. Можно ли считать их полезными в наше время?

Ибо как Василий учил, собрав тут юношей: душой быть чистым, непорочным, в разговоре негромким, соблюдая слово Господне: есть и пить без особого шума, при старших помалкивать, к умным прислушиваться, старейшинам подчиняться, с равными и подчинёнными в приязни жить, без лукавства беседовать, побольше размышляя, не свирепствовать словом, не ругаться в беседе, не смеяться чрезмерно, стыдиться старших.

Старых почитай как отца, а молодых как братьев. Остерегайся и лжи, и пьянства, и блуда, ибо от них душа погибает и тело. Что умеете хорошего, того не забывайте, а чего не умеете, тому учитесь.

Попробуйте сами составить письмо – наставление или поучение. Подумайте, что хотелось бы посоветовать тем, кто будет читать ваше поучение, от чего бы хотелось уберечь их, что внушить.

Примерный план поучения: 1) обращение; 2) причина появления поучения; 3) советы, поучения, наставления; 4) концовка.

Слова для справок: усердно, отрок, примите в сердце своё, рассудите, не повелевайте, сотворить, не уклоняйтесь, добро творить и т. д.
10. На основе таблицы выявите некоторые особенности русского речевого этикета, сопоставив с особенностями речевого этикета других народов.




Составляющие речевого этикета

Особенности речевого этикета народов мира

1.

Формулы речевого этикета

У гренландцев отсутствует формальное приветствие, но замечание о погоде для них обязательно. Гренландцы говорят: «Хорошая погода».

В Узбекистане есть приветствие: «Хорманг» - «Не уставайте». Это доброе пожелание работающим.



2.


Обращение

А) имя
Б) употребление местоимений «ты» - «вы»


А) Полное имя – Катя, Гриша (Болгария), Иванка, Стефка (Словакия, Югославия); обращение по имени к человеку пожилого возраста (США).

Б) 3 формы обращений в Румынии;в Польше считается невежливым обращение к незнакомым людям на «вы» (используется форма 3 лица: «Не хочет ли, пан, мне помочь?»)

3.

Невербальные средства общения

А) жесты

Б) мимика

А) При встрече: в Индии – прикладывают ладони к сердцу, Лапландии – трутся носами; в Америке – хлопают приятеля по спине

Б) Японцы улыбаются всегда (независимо от темы разговора)

Подберите свои примеры, иллюстрирующие особенности речевого этикета народов мира, сопоставьте с речевым этикетом русского народа.
11. Прочтите текст. .Какие выводы вы можете сделать для себя из прочитанного?

Современный житель Европы считает, что мужчина должен уступать дорогу женщине, а в семейной жизни мораль требует равноправия. Иные отношения между мужчинами и женщинами в странах Востока. .Здесь в доме распоряжаются мужчины, женщины пропускают мужчин вперёд, уступают им дорогу.

Существуют некоторые различия в оценке точности и пунктуальности у разных народов.

Англичане и американцы, например, привыкли ценить время и рассчитывать его на несколько дней вперёд. Опаздывать к обеду на десять минут считается недопустимым.

В Греции, напротив, приходить к обеду точно в назначенное время даже неприлично: хозяин может подумать, что вы пришли только для того, чтобы поесть.

12.Составьте диалоги, используя формулы речевого этикета, в соответствии с ситуацией общения.



Знакомство – представление

Познакомьтесь, пожалуйста. Разрешите вам представить

Разрещи (те) с вами (с тобой) познакомиться. Представляю вам нашего нового сотрудника:

Я хотел бы с вами (с тобой) познакомиться. Разрешите (позвольте) представиться…

Позвольте с вами познакомиться. Моя фамилия Петров. Иван Иванович.

Давай (те) познакомимся. Будем знакомы Иван Петров. Я Петров.



Приветствие

Очень рад вас видеть (приветствовать)! Добро пожаловать!

Разрешите вас приветствовать. Моё почтение.

Прощание

Всего доброго Всего хорошего

Будьте здоровы До встречи!

Разрешите проститься (попрощаться) Прощайте.


Благодарность
Я благодарен вам за то, что… Я вам бесконечно благодарен

Очень признателен Очень тронут вашим вниманием

Разрешите поблагодарить вас Я вам очень обязан

Должен выразить учащимся 10-х классов свою благодарность за…

Администрация выражает благодарность всему преподавательскому составу…

Ответы на благодарность

Спасибо. Не стоит. Не стоит благодарности. Вы любезны. За что меня благодарить!



Приглашение

Позвольте (разрешите) пригласить вас… Приглашаю вас (тебя)… Приходите на праздник (юбилей, встречу…), будем рады (встретить вас)…



Поздравление

Разрешите (позвольте) поздравить вас с… Примите мои (самые) сердечные поздравления…

Сердечно поздравляю… От имени (по поручению)… поздравляем…

Просьба

Сделайте одолжение, выполните мою просьбу… Если вам нетрудно (вас не затруднит)…

Не могу ли я попросить вас…Пожалуйста, разрешите мне…

Отказ

Я не могу (не в силах) помочь (оказать содействие)… Я не могу (не в состоянии) выполнить вашу просьбу… В настоящее время сделать это невозможно. .Я вынужден отказать (запретить, не разрешить)… Простите, но я не могу выполнить вашу просьбу…



Совет, предложение

Разрешите вам дать совет (посоветовать)… Разрешите предложить вам…Я посоветовал бы (предложил бы)…Я советую (предлагаю) вам… Мне хотелось бы посоветовать вам…



Просьба поговорить

Можно вас? Разрешите спросить. Вы не заняты? Простите, вы не могли бы уделить мне несколько минут?



Переспросы

Я вас не расслышал. Повторите, пожалуйста, что вы сказали. Простите? Простите не расслышал…



Сочувствие

Жаль. Мне очень жаль. Очень жаль что так получилось. Очень вас понимаю. Примите мои сожаления. Примите мои соболезнования. Я сочувствую вам (тебе)



Комплимент

Вы хорошо (отлично, прекрасно, превосходно, великолепно, молодо) выглядите.

Вы (так, очень) обаятельны (умны, сообразительны, находчивы, рассудительны, практичны).

Вы хороший (отличный, прекрасный, превосходный) партнёр (компаньон).

Вы умеете хорошо (прекрасно) руководить (управлять) людьми, организовывать их.
13. Объясните смысл притчи.

Спросил Молоток у моря:

- Отчего камни на твоём берегу такие гладкие, а я сколько не бью – всё колючие и шершавые.

- А я их ласкаю, - прошептало море.


14. Прокомментируйте высказывания.

По части учтивости лучше пересолить, чем недосолить (Сервантес). Чем умнее человек, тем более он находит добра в людях (Паскаль). Поучения значат много, но поощрения – всё… Поощрение после порицания подобно солнцу после дождя (Гёте). Слова, которые рождаются в сердце, доходят до сердца, а те, которые рождаются на языке, не идут дальше ушей.(Ларошфуко)


15. Проверьте свои знания о правилах употребления комплимента. Ответьте на вопросы, аргументируйте выбранный вариант ответа.

1. В чём суть комплимента?

А) в преувеличении достоинств другого человека;

Б) в похвале и обнаружении собственного расположения к человеку, которому похвала адресована.

2. Что является предметом комплимента: какое – либо одно или несколько обстоятельств?

А) лучше сконцентрировать внимание на чём – то одном;

Б) оптимальное количество предметов, поводов для комплимента – 2-3.

3. Какая из форм комплимента предпочтительнее?

А) при непосредственном общении;

Б) через третье лицо;

В) в письменном виде.

4. В вашем присутствии сделан комплимент, с которым вы не согласны. Как поступить?

А) немедленно выразить несогласие и обстоятельно его аргументировать.

Б) тактично промолчать;

В) пересилить себя и активно поддержать комплимент.

5. Как поступить с человеком, который рассыпавшись в комплиментах., потерял чувство меры?

А) решительно прервать и без объяснений перевести разговор на другую тему;

Б) мягко прервать, поблагодарить и перевести разговор на другую тему;

В) выслушать и сдержанно поблагодарить.

6. Будет ли уместен в обществе комплимент, если повод для него неизвестен посторонним?

А) конечно уместен; главное, чтобы ваши слова были понятны адресату;

Б) такой ситуации лучше избежать;

В) это только вызовет разговоры, а вас характеризует как невоспитанного человека.

7. Допустимы ли комплименты в адрес друзей, которых вы давно и хорошо знаете?

А) комплименты между близкими друзьями излишни;

Б) искренний комплимент на пользу даже близким отношениям.

8. Может ли комплимент касаться не только настоящего, но и прошлого и будущего?

А) это нежелательно; комплимент, как правило, фиксирует настоящее;

Б) комплимент может относиться к любому времени.

9. Можно ли вместо личного высказывания процитировать известные строки из стихотворения или прозы?

А) если вы рискнёте цитировать, всем станет ясно, что придумать что – либо самостоятельно вы не в силах;

Б) ничего предосудительного в этом нет;

В) комплимент всегда личностен, и чужой текст тут нежелателен.

10. Молодой человек сделал комплимент девушке. Как должна она поступить?

А) спокойно возразить (например: «вы мне льстите»).

Б) поблагодарить

В) поблагодарить и крепко пожать руку.

Г) скромно промолчать.

11. Допустимы ли комплименты с подтекстом, выговоры в форме комплимента?

А) да, например: «Сегодня вы проявили несвойственную вам пунктуальность…»

Б) недопустимы; комплимент – это выражение однозначно положительного отношения и симпатии;

В) возможны, но при условии соблюдения в комплименте меры критичности.

12. Как реагировать на колкость, включённую в комплимент? Например: «Сегодня вы так изысканно и нарядно одеты, что просто на себя не похожи.

А) лучше сразу осадить своего собеседника и высказать всё, что о нём думаешь.

Б) отплатить той же «монетой»;

В) проявить выдержку и поблагодарить.

16.Напишите десять обращений, которые указывают на степень родства или возраст, пол и одновременно являются эмоционально окрашенными. Например: тётечка, мальчугашка.
17. Напишите все возможные варианты вашего имени. Определите, какие варианты используются в официальной речи, а какие - в неофициальной.
18. Подготовьте выступление на тему «Имя или прозвище». Что вы расскажите ученикам младших классов, чтобы они поняли преимущество обычных имён перед грубыми кличками?
19. Найдите обращения в тексте. Проанализируйте, как обращения характеризуют того, кто обращается, и того к кому обращаются.

1) Я тут же отправился представиться генералу Зассу, и был принят очень быстро. Генерал завтракал и просил меня присоединиться. Не без робости взирал я на этого легендарного человека,

не забывая ни на минуту, что слава бывает как добрая, так и дурная. Засс неудачно шутил, но все с готовностью встречали его остроты. Я с нетерпением ожидал своего назначения, но разговор никак не выходил на службу. Наконец, когда завтрак подходил к концу, генерал весьма развязно обратился ко мне:

- Вечером мы собираемся пообедать у меня, ты тоже приходи, там поговорим.

Подобное хамство показалось мне нестерпимым и заслуживающим возмездия, и я ответил:

- К тебе – когда угодно.

За столом воцарилась мертвецкая тишина.

… - Что ж, господа, до вечера, - промолвил наконец Засс, поднимаясь со своего места. Все последовали его примеру. (А. Уткин «Хоровод»)

2) Опришко был во всех отношениях героической личностью. Из коллектора он ни за что не хотел отправляться в колонию, и мне пришлось лично ехать за ним. Он встретил меня, лёжа на кровати, презрительным взглядом.

- Мне очень неприятно вас беспокоить, сэр, - начал я, - но вынужден исполнить свой долг и очень прошу вас занять место в приготовленном для вас экипаже.

Опришко был сначала поражён моим «галантерейным обращением» и даже поднялся с кровати, но потом прежний каприз взял в нём вверх:

- Сказал, что не поеду!.. И годи!

- В таком случае, уважаемый сэр, я, к великому сожалению, принужден буду применить к вам силу.

- Смотри ты, откуда такой взялся? Так меня и легко взять силой!

- Имейте в виду…

Я усилил нажим в голосе и уже прибавил к нему оттенок иронии:

-…дорогой Опришко..

И вдруг заорал на него:

- Ну, собирайся, чего развалился! Вставай, тебе говорят!

…- Вот причепились!.. Ну, что ты скажешь? Вы заведующий колонией Горького?

- Да.

- Ну, так бы и сказали! Давно б поехали. (А. Макаренко «Педагогическая поэма»)



3) – Ну, ну, Савельевич! Полно, помиримся.

- Эх, батюшка Пётр Андреевич! – отвечал он с глубоким вздохом. (А. Пушкин «Капитанская дочка)


20. Проведите исследовательскую работу «Роль обращений в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» (кто, как, при каких обстоятельствах какую форму обращения выбирает, как это его характеризует) или «Роль обращений в стихотворении Н. А. Некрасова «Крестьянские дети».
21. Прокомментируйте высказывания.

Много есть чудес на свете, но человек их всех чудесней. (Софокл) Осторожно прикасайся к человеку… Жить среди людей – это всё равно, что ходить в сказочном саду, где вокруг тебя тончайшие лепестки цветов с дрожащими на них каплями росы; надо так прикасаться к цветам, чтобы не упала на землю ни одна капля. (В. Сухомлинский) Сердце нужно беречь. И не только своё. (Э. Кроткий) Тот, кто посмеивается над рубцами, тот никогда не чувствовал боли. Жизнь меняется тогда, когда меняется ваше сердце. Самые лучшие свои слова мы скажем в самые худшие свои дни. Какие плоды мы будем срывать завтра, зависит от того, какие семена мы посеяли сегодня. Разумное и нравственное всегда совпадают. (Л. Толстой)


22. Прочитайте правила написания корреспонденции, взятых из сборника советов и наставлений «Хороший тон. Правила светской жизни и этикета» (1889г.) Какие правила написания писем существуют и в настоящее время, а какие правила перестали использоваться?

Корресподенция

Корреспонденция даёт возможность выражать письменно те чувства, которые разлука не позволяет выразить лично, живым словом. Откровенное письмо, в котором мы изливаем наши чувства, смягчает горечь разлуки и сближает разлучённых. Нет ни такого дела, ни такого чувства, которое нельзя было бы выразить в откровенном письме. Искусство вести переписку должно стоять в программе образования всех классов общества, однако, не смотря на крайнюю потребность для всех и каждого владеть этим искусством, им к сожалению неглижируют очень и очень многие.



  1. О письмах вообще.

Слог письма должен воспроизводить в точности правильный ход разговора; он должен быть ясен, прост и сжат.

В искусстве составлять письма играет весьма важную роль умение отличить того, к кому мы пишем, дать верный тон своему письму, т. е. такой тон, который вполне верно согласовывался бы с теми чувствами и отношениями, в которых мы действительно находимся с тем лицом , к которому пишем.

Следует быть осторожным и никогда ни о ком не писать ничего дурного, потому что коль скоро письмо отослано, мы уже не в состоянии исправить зло: что написано пером, того не вырубишь топором.

Если случится писать под влиянием чувства гнева, то лучше отправку письма отложить до следующего дня. Этим средством можно сохранить дружбу, которую иногда минутная несправедливая вспышка может уничтожить безвозвратно…

Письма к отцу, матери, наставнику и наставнице должны носить характер почтительной привязанности, нежного и покорного доверия.

Когда молодая особа пишет к своим подругам или к родственницам, она может, если только обстоятельства этому не препятствуют, принять приятельский и шутливый тон и доверчиво предаться излияниям дружбы; но в письме её не должно быть того смирения, которым отличается письмо к старшим.

Молодая особа никогда не должна ни получать, ни писать писем без согласия на это родителей или наставницы, если она находится в учебном заведении.

Когда кто-нибудь берёт на себя обязательство передать кому-либо письмо, он обязан передать его нераспечатанным.

Всякое письмо, кем бы оно написано ни было, изображает нравственный облик пишущего, умственное мерило его образования. Малейшая бестактность, ничтожный промах в словах и небрежность в выражениях – ставят пишущего в неприятном свете, умаляя его нравственное превосходство. Для дельной переписки нужен ум, талантливость, житейская наблюдательность и плавность изложения. Она достигается путём усиленной практики.

Вежливость приписывает не задерживать ответного письма, чего всеми силами надо избегать.

Каждое письмо состоит из четырёх частей, составляющих связную целостность:


  1. Обращение – начинается титулом, когда обращаемся к лицу титулованному, или просто отчеством и фамилией.

  2. Приступ – начинается разнообразно: с какой-нибудь любезности, пожелания или извинения в утруждении письмом.

  3. Изложение о предметах, интересующих адресата. Оно неопределённо до бесконечности, как неопределённы и многочисленны предметы рассуждения.

  4. Заключение состоит в изъявлении чувств преданности, почтения и собственноручной подписи.

Посткриптум. При законченном уже письме иногда вспомнится то, что в него по забвению не вошло, а упомянуть непременно следует. Тогда, в конце письма, обыкновенно под подписью, ставится знак: PS или NB и за ним приписывается забытое.

Приличие требует, чтобы письмо писать чётко, во избежание затруднения читать его получившему.

Небрежность уничтожает всякий интерес. Особенно внятно и выразительно, без ненужных росчерков, должно писать свою фамилию. Часто случается, что получивший письмо не может догадаться, от кого оно именно.


  1. Этикет, соблюдаемый в письмах

Письма, поздравляющие с Новым годом, посылаются обычно заранее. Бумагу для поздравительных писем всегда нужно выбирать хорошую и оставлять обратные страницы не записанными.

Очень невежливо и даже грубо вместо подписи ставить одну лишь букву и затем точки. Только знаменитости имеют право подписываться крючками или чёрточками.

Если вы употребляете в письме второе лицо, т.е. личное местоимение «Вы», «Ваш» и т.д., то всегда пишите большое В.

Подписываться в письмах необходимо таким образом: «готовый к услугам», или «преданный Вам», «примите уверение в моём почтении и искреннем к вам расположении» (к родственнику или хорошему приятелю можно написать «любящий…» или «преданный…»).

Какого бы рода письмо ни было никогда не забывайте ставить адрес и число.
23. Составьте текст писем соответственно указанным структурным элементам.

Деловые письма (в различные учреждения)

Структурная схема делового письма



Структура текста

Речевые конструкции

  1. Обращение

Используется стандартное обращение

(должность, ФИО).

Возможно использование прилагательных.

Если не предполагается конкретное лицо, обращение можно опустить.



Уважаемый

(многоуважаемый, высокоуважаемый (высокопоставленным чиновникам))

Дорогой (к хорошо знакомому адресату)

Уважаемые



господин Иванов!

господин директор!


Александр!


господа!

дамы и господа!

коллеги!


2.Вводная часть

Излагается повод для письма



В связи с…

Согласно контракту от 21.01. 02. №15/ 10…

Нами рассмотрены Ваши предложения…


3.Основная часть

Формулируется главная цель письма:

Сообщение;

Предложение

Отказ;

Ответ


Запрос

Просьба


Благодарность и т.д.

Суть дела излагается от первого лица в ед. ч. Или мн. ч., а также от третьего лица.

Необходимо чёткое деление на абзацы.


Рады сообщить Вам…Информируем Вас о том, что… Извещаю, что… Ставлю Вас в известность, что… Сообщаю Вам, что…

Имеем честь предложим Вам…

К сожалению, мы не можем принять…

Прошу ответить…

Просим выслать… Просим рассмотреть вопрос /подтвердить заказ/ сообщить о решении…

и т.д.


4. Заключение

Выражается надежда на ответ, на положительное решение вопроса, выражается признательность, пожелание, чтобы переписка была продолжена и т.п.



Надеемся получить ответ в ближайшее время..

Просим ответить в двухнедельный срок…

Ожидаем Вашего согласия..

Выражаем надежду (надеемся) на дальнейшее сотрудничество…

Заранее благодарны…

Искренне Ваш…

С уважением…



Частные письма

  1. Обращение

  2. Ссылка на полученное письмо, благодарность, извинение.

  3. Ввод сообщения

  4. Вопросы о жизни, делах.

  5. Сообщение о себе.

  6. Итоговые фразы.

  7. Прощание.

  8. Подпись.

24. Прочитайте деловое письмо, назовите реквизиты и структурные элементы письма.

Москва, 107045,

ул. Каланчевская, 21,

АО «Салют»

3 марта 1995 г.

Уважаемые господа!

Прошу известить нас, сможете ли вы поставить мебель для офиса нашей фирмы.

Поставку необходимо осуществить в течение двух месяцев после размещения заказа. При условии конкурентоспособных цен и гарантии быстрой доставки мы хотели бы разместить заказ в Вашей компании.

Ждём скорейшего ответа. Надеемся на положительный ответ и на то, что наши будущие деловые связи окажутся взаимовыгодными.

С уважением

Заместитель директора

по маркетингу ________________П. А. Сергеев
25. Составьте и напишите деловому партнёру.

1. Письмо-просьбу, используя все реквизиты делового письма. С содержанием данного письма согласуется употребление ключевого глагола «просить». В тексте возможна стандартная формула мотивации «В целях ознакомления с…»

2. Письмо-ответ. С содержанием данного письма согласуется употребление ключевой формулы «В ответ на Ваше письмо от…» Если не можете выполнить просьбу, употребите вводное слово «к сожалению», что является предельной возможностью выражения эмоции в деловой документации.

3. Письмо-благодарность. Основу такого письма может быть следующей: «Благодарим Вас за приглашение участвовать в работе Вашего семинара, а также за присланную Вами программу…»


26.Определите, какие ошибки были допущены при ведении телефонного разговора.

1) – Алло! Алло! Кто это?

- А вам кого надо?

- Куда это я попал?

- А куда вы хотели попасть? Вы скажите, кто вы наконец…

2) - Алло!

- Позовите Надю!

- Кого?


- Надю!

- У нас такой нет!

- Как нет? Это кто говорит?

- Какой вы набрали номер7

- 35-64-70

- Смотреть надо, когда набираешь.


27. Составьте разговор по телефону соответственно ситуациям общения.

Вы – работник администрации. Вам необходимо по телефону попросить:

-ветерана Великой Отечественной войны принять участие в празднике;

- учёного из университета выступить на научно-практической конференции;

- преподавателя вуза выступить с лекцией перед работниками администрации;

-руководителя предприятия оказать помощь в проведении городского мероприятия.

Вы - классный руководитель. Позвоните родителям Вашего ученика, пригласите их прийти на родительское собрание.
28. Составьте ответ на письма, в которых рассматриваются различные проблемные вопросы, предложенные ниже.

1) Ваш знакомый считает, что лучше предпочесть одиночество (не иметь каких-либо дружеских связей), чем встречаться с кем попало и просто болтать языком.

2) Ваша подруга разочаровалась в жизни: в вуз не поступила, отношения с родителями и друзьями не складываются, на работу устроиться не может, в общем, ничего в её жизни не получается.

3) Ваш знакомый считает, что эмоции сейчас не в моде, самое важное – это трезвый ум и холодный расчёт.

4) Ваш друг написал вам, что он не занимается спортом, так как и без того здоров.

5) Ваш друг считает, что профессия педагога доступна всем.

6) Ваша подруга пишет, что она с трудом усваивает новый учебный материал, быстро забывает прочитанное, учиться ей тяжело, ничего не успевает делать.
29. Прокомментируйте высказывания.

Человеческий голос может быть и привлекательным и отталкивающим. Это же самое, что «туше» при игре на рояле, что звук у скрипача или виолончелиста…(А. Рубинштейн) Слово принадлежит наполовину тому, кто говорит, и наполовину тому, кто слышит. (М. Монтень) Всяк своим голосом скажется. (Русская пословица) Дело не в слове, а в тоне, в каком это слово произносится. (В. Белинский) Только интонация убеждает (Д. Жирарден)


30.Проиграйте предложенные ситуации общения .

1) Начался урок. Вы за столом. Открывается дверь. Смотрите на вошедшего. Произносите:

- «Быстрее садись».(требовательно).

-«Не ожидал» (удивлённо)

- «Отвлекаешь» (с досадой)

- «Что-нибудь случилось?» (спрашивая)

- «Мешаешь работать» (укоризненно)

- «Наконец-то!» (радостно).

2) Вы вызываете ученика. Он заявляет: «Я не выполнил задание». Ваша реакция

«Понимаю, как тебе это неприятно» (с сочувствием)

«Это недопустимо!» (с осуждением)

«Что будет дальше, чем объяснить?» (с ожиданием)

«Да, тебе помешало отсутствие по болезни» (с готовностью заступиться)

«Не ожидал от тебя такого!» (с удивлением)

«Это уже в который раз» (с удивлением)

3) Вы пишете на доске. Ученики должны писать вместе с вами в тетрадях одновременно. «Вдруг» раздаётся какой-то шум, оборачиваетесь, выражая

удивление: «Что случилось?»

осуждение: «Кто ещё не начал работать?»

требование: «Перестаньте, пора успокоиться».

выжидание: «Я жду тишины».

4)Контрольная работа. Вы за столом. Видите, как ученик пытается воспользоваться шпаргалкой. Ваши взгляды встречаются. Ваш взгляд с укоризной (с настойчивым запретом, с ожиданием дальнейших действий, с лукавым сочувствием, с безмерным удивлением).

5) Ученик у доски выполнил задание. Ваша реакция

Спокойная: «Всё правильно»

Радостная: «Молодец!»

Удивление: «Ты уверен, что у тебя всё правильно?»
31. Прокомментируйте высказывания.

У нас один рот и два уха, чтобы меньше говорить и больше слушать. Причина, по которой так мало людей находит общий язык в разговоре, заключается в том, что каждый думает больше о том, что он собирается сказать сам, чем о том, что говорят другие. (Шопенгауэр) Придумать меткое, но острое замечание и всё же не произнести его – признак истинного благородства. (Ларошфуко) Кто пускает на ветер свою тайну, не сохранит и чужую. (Испанская пословица)

Человек редко раскаивается в том, что он мало говорил, и, напротив, очень часто раскаивается в том, что говорил слишком много: эта истина старая, всем известная и всеми забываемая. (Лабрюйер) Красно говорит, а слушать нечего (Русская поговорка) Лишнее слово в досаду вводит. (Русская пословица) Кто молчать не умеет, тот и говорить не способен.. (Сенека) Не позволяй твоему языку опережать твою мысль. (Хилон) Если болтают двое – не будь третьим. (Турецкая пословица)
32. Прочитайте отрывки из приведённых ниже произведений. Определите условия успешного общения.

1) Они ехали в вагоне со мною, сидели напротив меня. Он - пожилой офицер. Она – барышня.

Он занимал её разговором о даче и деревне.

Офицер говорил:

-Ну, конечно, вы скажете, что природа и там вообще… А дачная жизнь – это всё-таки… Разумеется…

-Многие любят ездить верхом, -отвечала барышня, смело смотря ему в глаза.

- А соседей, по большей части, мало. На даче сосед – пять минут ходьбы, а в де…

- Ловить рыбу очень занимательно, только не…

-…деревне пять вёрст езды!

- …неприятно снимать с крючка. Она мучится…

-ну и , конечно, разные спектакли, костюмы…

-В деревне трудно достать режиссера.

- Ну, что там! Из Парижа специальные наряды выписывают. Разве можно при таких условиях поправиться?

-Нужно пить молоко.

Офицер посмотрел на барышню подозрительно:

-Уж какое там молоко! Просто какая-то окись!

-Ах нет, у нас всегда чудесное молоко!

-Это из Петербурга –то в вагонах привозят чудесное? Признаюсь, вы меня удивляете!

Барышня обиделась.

-У нас имение в Смоленской губернии. При чём же тут Петербург?

(Н. Тэффи «Разговоры»).

2) Одинцова сидела, прислоняясь к спинке кресел, и, положив руку на руку, слушала Базарова…

Базаров толковал о медицине, о ботанике. Оказалось, что Одинцова не теряла времени в уединении: она прочла несколько хороших книг и выражалась правильным русским языком. Она навела речь на музыку, но, заметив, что Базаров не признаёт искусства, потихоньку возвратилась к ботанике, хотя Аркадий и пустился было толковать о значении народных мелодий… Часа три с лишком длилась беседа, неторопливая, разнообразная и живая. (И. Тургенев «Отцы и дети»)
33. Прокомментируйте высказывания.

Отдельный человек слаб, как покинутый Робинзон, лишь в сообществе с другими он может сделать многое.(Шопенгауэр) Ничего нет драгоценнее уз, соединяющих человека с человеком. (А. де Сент - Экзюпери) Друг – это другой я. (Зенон) Отец любит своё дитя. Мать любит своё дитя. Дитя любит отца и мать, но это не то, братцы, любит и зверь своё дитя, но породниться родством по душе, а не по крови может только человек. (Н. Гоголь) Друг всем – друг ничей (Аристотель) Кто хочет иметь друзей, тот и сам должен дружелюбным; и бывает друг, более привязанный, нежели брат. (Библия. Притчи Соломона)


34.Проведите в своей группе беседу на тему «Дружба». Возможно рассмотрение в вашей беседе следующих вопросов:

-Что, по вашему мнению, объединяет людей в дружбе?

- Какое место в вашей жизни занимает дружба?

- Способен ли каждый человек быть настоящим другом?

- Наличие каких нравственных качеств предполагает дружба? и т.д.
35. Прокомментируйте высказывания.

Противник, вскрывающий ваши ошибки, полезнее для вас, чем друг, признающий их скрыто. Когда узнаёшь свои ошибки – имеешь шанс их исправить. (Леонардо да Винчи) Факт – есть нечто такое, от чего сомнение отскакивает, как резиновый мяч от железа. (М. Горький) Большинство голосов не есть неопровержимое свидетельство в пользу истины. (Р. Декарт) Тысячи путей ведут к заблуждению, к истине только один. (Ж. – Ж. Руссо) Кто чист душой, тот разума победу над собой признает. (Ф. Шиллер) Мудр тот, кто преодолевая заблуждения, приходит к истине; лишь глупец упорствует в своих заблуждениях. (Ф. Рюккерт) Люби истину, но будь снисходителен к заблуждениям. (Вольтер) Кто собой не управит, тот и другого на разум не наставит. Критиковать востёр, как топор, а критику слушать – глух, как обух. (Русские пословицы)


36. Данные умозаключения частично даны логично, а в ряде случаев заведомо ложно. Определите, какие выводы правильные, а какие ошибочные.

  1. Все арабы смуглы. Ахмед смугл. Следовательно, Ахмед – араб.

  2. Лица, занимающиеся мошенничеством, привлекаются к уголовной ответственности. Л. Мошенничеством не занимался. Следовательно, Л. Не привлекался к уголовной ответственности.

  3. Когда идёт дождь, крыши домов мокрые. Крыши домов мокрые. Следовательно, идёт дождь.

  4. Все коренные жители Конго – негры. Мухаммед – негр. Следовательно, Мухаммед – житель Конго.

  5. Некоторые работники 2 –го управления юристы. Фомин – юрист. Следовательно, он – работник 2 –го управления.

  6. Некоторые люди – поэты, некоторые поэты – не люди.

  7. Все воробьи – птицы, все птицы – воробьи.

37. Подберите аргументы в данных ситуациях.



  1. Опровергните ложное убеждение ученика: учиться отлично – это ненормально, учатся добросовестно лишь «зубрилы» и «зазнайки».

  2. Опровергните ложное суждение ученика: вести себя безукоризненно – значит быть паинькой, нормальный школьник должен иметь замечания от учителя, иначе его не будут уважать.

  3. Опровергните ложное суждение ученика: обманывать учителя – признак ума и находчивости.

  4. Опровергните ложное суждение ученика: пренебрегать правилами поведения в школе, быть объектом постоянной критики учителей может только человек с сильным характером.

5) Скоро Новый год. Объявлен конкурс на лучший карнавальный костюм. Надо увлечь ребят этой идеей.
38. Проведите дискуссию на предложенные ниже темы.

Вопросы для проведения дискуссии



  1. Что такое самовоспитание? Способно ли животное заниматься самовоспитанием?

  2. Можно ли утверждать, что человек, покончивший жизнь самоубийством, не очень любил своих ближних? Как вы думаете, имеет ли человек право распоряжаться своей жизнью без оглядки на других?

  3. Согласны ли вы обменять своё здоровье на миллион долларов США? Если нет, то почему?

  4. Согласны ли вы с тем, что только глупец полностью собой доволен?

  5. Согласны ли вы с утверждением, что доброта – это ценнейшее человеческое качество? Почему?

  6. Почему национализм является проявлением слабости нации, а не её силы?

  7. Существуют ли для вас ценности, утратив которые, вы потеряли бы смысл жизни?

  8. Объясните суждение: «Все вещи, которыми вы начинаете владеть в конце концов овладевают вами».

  9. Как вы понимаете свободу воли? Означает ли она, что если вдруг вам захотелось кого-то стукнуть потому, что этот кто-то вам не понравился, то вы свободны поступать так, как вам хочется?

39. Определите, какие полемические приёмы используются в данных примерах.

1) Профессор , читая лекцию студентам-первокурсникам о русском лесе, поведал молодым людям о разных подходах к использованию лесных богатств. Опровергая теорию своих оппонентов о мнимом лесном благополучии, профессор говорит следующее:

Вдобавок утешители будут уверять вас, что рубка ведётся ниже годового прироста. Не верьте им: прирост они исчисляют с общего количества лесов, включая необжитые таёжные пространства Сибири, где лес ныне гниёт на корню. От века мы хвастались лесами на Енисее да Оби, а рубили под Тулой и Рязанью. (Л. Леонов «Русский лес»)


2) – Позвольте, Сергей Васильевич, - перебила его Варя. – Вот вы говорите, что ученикам трудно. А кто виноват, позвольте вас спросить? Например, вы задали ученикам восьмого класса сочинение на тему «Пушкин как психолог». Во-первых, нельзя задавать таких трудных тем, а во-вторых, какой же Пушкин психолог?...

- А то разве не психолог? Извольте, я приведу вам примеры. – И Никитин продекламировал несколько мест из «Онегина», потом из «Бориса Годунова».

- Никакой не вижу тут психологии, - вздохнула Варя. – Психологом называется тот, кто описывает изгибы человеческой души, а это прекрасные стихи, и больше ничего.

- Я знаю, какой вам нужно психологии! – обиделся Никитин. – Вам нужно, чтобы кто-нибудь пилил мне тупой пилой палец и чтобы я орал во всё горло, - это, по-вашему, психология.

- Плоско! Однако вы всё-таки не доказали мне: почему же Пушкин психолог?

( А. Чехов «Учитель словесности)


3) Много бед и испытаний пришлось претерпеть России за её больше чем тысячелетнее существование. Печенеги терзали её, половцы, татары, поляки. Двунадесять языков обрушилось на неё, взяли Москву. Всё вытерпела, всё преодолела Россия, только крепла и росла от испытаний. Но теперь, теперь… старушка украла старый чайник ценою в пятьдесят копеек. Этого Россия уж, конечно , не выдержит, от этого она погибнет безвозвратно. ( Из речи адвоката Ф. Плевако)
4) Бледное лицо прокурора залилось краской. Он вскочил и почти закричал дрожащим голосом:

- Вальяно - контрабандист! Если бы он им не был, он не мог бы заплатить своему защитнику миллион рублей за защиту!

В зале ахнули. Миллион рублей?! Неслыханная цифра!

Реплика прокурора тотчас обернулась против него.

- Да, я получил миллион, - спокойно ответил защитник. – Значит, так дорого ценятся мои слова! А теперь посчитаем, сколько же стоят слова прокурора…

В год прокурор получает 3 тысячи 600 рублей, в месяц-триста, стало быть, в день, в том числе и сегодняшний день, рублей десять. Произносил прокурор свою речь сегодня три часа, сказал за свои десять рублей 45 тысяч слов. Сколько же стоит слово прокурора?

Вытянувшись, Пассовер крикнул:

- Грош цена слову прокурора! (С. Званцев «Дело Вальяно»)


40. Прокомментируйте высказывания.

Умение общаться с людьми – такой же покупаемый за деньги товар, как сахар или кофе. И я готов платить за это умение больше, чем за какой-либо другой товар. (Рокфеллер) Образованный человек – это человек, в котором доминирует образ человеческий. (Луначарский) Без чувства, что его ценят, ему доверяют, его работой интересуются - любой работник интенсивно и смело работать не будет. (Капица) Назойлив только глупец: умный человек сразу чувствует, приятно его общество или наскучило, и уходит за секунду до того, как станет ясно, что он лишний. (Лабрюйер) Невежливость между равными некрасива, со стороны начальника она есть тирания. (Лопе де Вега) Напрасно думать, будто резкий тон есть признак прямодушия и силы. (Шекспир) Быть мудрым – значит знать, когда нужно сказать то, что думаешь; и когда нужно думать, что сказать. (Ларошфуко) В характере, манере, стиле, во всём самое прекрасное – это простота. (Лонгфелло)

41. Объясните смысл притчи.

1) Маслина и камыш заспорили о том, что крепче и сильнее. Маслина посмеялась над камышом за то, что он от всякого ветра гнётся. Камыш молчал. Пришла буря: камыш шатался, мотался, до земли сгибался – и уцелел. Маслина напружинилась сучьями против ветра – и сломалась.

2) Хотела галка пить. На дворе стоял кувшин с водой, а в кувшине была вода только на дне. Галке нельзя было достать. Она стала кидать в кувшин камешки и столько накидала, что вода стала выше, и можно было пить.

3) Дикий осёл увидал ручного осла, подошёл и стал хвалить его жизнь – как и телом-то он гладок и какой ему корм сладкий. Потом, как навьючили ручного осла, да как сзади стал погонщик погонять его дубиной, дикий осёл и говорит: «Нет, брат, теперь я тебе не завидую – вижу, что твоё житьё несладко тебе достаётся».


42.Заполните пустые графы таблицы синонимичными выражениями. Опишите речевую ситуацию, в которой уместно употребление каждой фразы.

Нейтральное

Официальное

Разговорное, с оттенком фамильярности

Можно к вам?

Разрешите?

Не помешаю?







Что скажешь? (выяснение мнения собеседника)

Нельзя ли мне позвонить?










Просьба соблюдать регламент




Рад был помочь (ответ на выражение благодарности)

Разрешите обратиться к вам с просьбой




43.Уместно ли употребление этикетных формул в приведённых ниже примерах?

Позвольте от вас звякнуть? Разрешите с вами покалякать? Был весьма рад с вами поболтать. Премного благодарен вам, дети. Привет, уважаемый Анатолий Петрович! По какому поводу плачешь, девочка? Какими судьбами, многоуважаемая Людмила Васильевна! Наше вам с кисточкой, господин директор!
44. 1.Не держись слишком усердно за свои недостатки под тем предлогом, что мир далёк от совершенства.(Ж. Ренан). 2. Надо установить чего мы хотим, добиваться желаемого с упорством.(Сенека). 3. Думай хорошо – и мысли созреют в добрые поступки.(Л. Толстой). 4. Всё ладно ль за день у тебя прошло? Что сделал за день ты – добро иль зло? Собой владел ли? Мудр и сдержан был, иль разума границы преступил? (Джами)5. Мы хотим, чтобы в общении люди считались с нашим мнением. Но нужно уметь и слушать и их, слушать серьёзно и уважительно.(П. Машеров). 6. По своей природе общение – это ежедневный труд. (В. Сухомлинский). 7. Поведение – это зеркало. В котором каждый показывает свой истинный облик. (И. Гёте). 8. Человек познаётся в трёх случаях: в критических ситуациях, при абсолютной свободе и в обстановке успеха. (Спиноза).10. Чтобы счастье наше было полно. Мы нуждаемся в привязанности и в помощи окружающих нас людей; последние согласятся любить и уважать нас, помогать нам в наших планах, работать для нашего счастья в той мере, в какой мы готовы работать для их благополучия; эту необходимую связь называют нравственным долгом, нравственной обязанностью. (П. Гольбах).11. Если душа видит свои недостатки, которых прежде не замечала, это свидетельствует о том , что она обратилась к лучшему.(Сенека).

45. Продолжите фразы.

Воспитанный человек – это…

Необходимо познавать самого себя для того, чтобы…

Самовоспитанием заниматься важно, чтобы…
46. На одной из пирамид египтологи перевели четыре утверждения:


  1. Человек уникален.

  2. Человек удивительно сложно устроен.

  3. Человек несовершенен по своей природе.

  4. Человек бесконечно любим.

Анализируйте эти утверждения с проекцией на себя и других людей. Приведите примеры, подтверждающие или опровергающие эти утверждения.
47. Проведите самоанализ степени выраженности у себя определённых нравственных качеств В (высокая степень выраженности); С (средняя степень выраженности); Н (низкая степень выраженности); отсутствие данного признака.

Нравственное качество

Свойства, признаки, элементы, характеризующие это качество личности

Степень сформированности

Человечность

    1. Благодарность

    2. Великодушие

    3. Вежливость

    4. Доброжелательность

    5. Доброта

    6. Сострадание

    7. Милосердие

    8. Любовь к людям

    9. Забота о ближних

    10. Послушание

    11. Щедрость

    12. Умение прощать

    13. Внимание, внимательность



48. Определите смысл данной притчи.

Путник стоит у подножия высокой-высокой горы. Её вершина покрыта вечным снегом, а внизу у подножия цветут горы. Путнику надо подняться на высокую вершину.

Идёт день, идёт другой. К вершине ведёт узенькая Каменистая Тропа. Посмотрел путник на вершину горы. Она сияет в лучах солнца.

Вторую ночь путник ночевал среди холодных камней.

Утром проснулся путник и опять увидал перед собой Сияющую Вершину. Под лучами восходящего солнца она была розовой. Пошёл путник по Каменистой Тропе. Трудно ему дышать, еле ноги передвигает. На Каменистой Тропе то камень острый, то яма , то рытвина.

Вздохнул Путник, вытер пот и спрашивает:

- Скажи, Каменистая Тропа, почему так трудно по тебе идти?



- Потому, что я веду к Сияющей Вершине – отвечает Каменистая Тропа.
49. Подготовьте небольшое выступление, цель которого убедить слушателей, что соблюдение правил этикета создаёт престижный имидж молодого человека.
50. Соответственно буквам алфавита найдите слова-прилагательные, которые могут послужить вашей характеристикой. Главная задача – найти как можно больше слов на каждую букву алфавита и оценить себя объективно.
51. Напишите характеристики на самих себя без указания своей фамилии, имени. Затем характеристики будут зачитаны вслух, а группа должна угадать, чья эта характеристика.
Список литературы



  1. Гвоздарев Ю.А. Язык есть исповедь народа. – М.: Просвещение,1993.

  2. Жариков Е. Крушельницкий Е. «Для тебя и о тебе» – М: Просвещение, 1992г.

  3. Кобяков Д.М. Повесть о словах. – Барнаул: Алтайское книжное издательство, 1985.

  4. Колесов В.В. Культура речи – культура поведения – Л.: Лениздат, 1988.

  5. Клубков П.А.Говорите, пожалуйста, правильно.- СПб: Норинт, 2002.

  6. Кулаченко С. И. Тысяча и одно правило хорошего тона – Минск: Полымя,1995.

  7. Матвеев В.В., Панов А.Н. “В мире вежливости” – М: Искусство, 1991г.

  8. Метса А.А. Поговорим… Поспорим… -Л :Просвещение, 1991

  9. Моисеев А.И. Звуки и буквы, буквы и цифры. – М: Просвещение, 1987.

  10. Павлова П.Г. Спор, дискуссия, полемика – М: Просвещение, 1991г.

  11. Сборник упражнений по современному русскому языку. /Под ред. Кавецкой Г.Х.– Воронеж: Издательство Воронежского университета, 1994.

  12. Современная энциклопедия. Этикет (сост. Гусев И.Е.) – Мн. : Харвест, 2000.

  13. Тимофеев Б.П. Правильно ли мы говорим. – М.: Просвещение, 1995.

  14. Шанский Н.М. В мире слов – М.: Просвещение, 1989.

  15. Этикет в вопросах и ответах (сост. Амелин Ю.Н.) – Ростов-на-Дону: Феникс, 2001г.