страница 1
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Похожие работы
|
Программа учебной дисциплины для специальности 050720. 65 Физическая культура (заочная - страница №1/1
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н.Ульянова» (ФГБОУ ВПО «УлГПУ им. И.Н.Ульянова») Естественно-географический факультет Кафедра анатомии, физиологии и гигиены человека УТВЕРЖДАЮ Проректор по учебной работе ________________И.В. Столярова «____»______________2012 г. 050720.65 Физическая культура (заочная форма обучения) Назаренко Л.Д., д.п.н., профессор Рассмотрено и утверждено на заседании ученого совета факультета физической культуры и спорта (протокол от « ___ »__________ 2012 г. №___) Ульяновск, 2012 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа дисциплины «Физиология» составлена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 050720.65 Физическая культура, утверждённого Министерством образования Российской Федерации от 31 января 2005 г. (номер государственной регистрации № 712 пед /сп). Требования государственного образовательного стандарта к обязательному минимуму содержания дисциплиныОПД Ф.06 ФизиологияОрганизм как саморегулирующаяся система. Гомеостаз. Физиология системы крови. Иммунитет. Физиология системы кровообращения. Состав, свойства и значение лимфы. Физиология системы дыхания. Физиология системы пищеварения. Обмен веществ и энергии. Физиология эндокринной системы. Физиология двигательного аппарата. Физиология периферической нервной системы. Физиология центральной нервной системы. Физиология анализаторов. Учение о высшей нервной деятельности. Адаптация. Физиология адаптации к физической работе. Работоспособность. Утомление. Физиология спортивной тренировки. Физиология спортивных упражнений. Физиологические особенности детей, подростков и взрослых. Физиологические основы организации занятий физической культурой и спортом. Физиология – одна из наиболее важных и сложных дисциплин в медико-биологическом цикле. Изучая функции живого организма в разных условиях его существования, физиология открывает широкие перспективы для целенаправленного на них воздействия, что определяет ее большую значимость для теории и практики физического воспитания и спорта. В программе учтены все новейшие достижения в области физиологии человека, возрастной физиологии, физиологии спорта и физического воспитания, педагогики, психологии, медицины, гигиены труда и спорта. Формирование представлений о деятельности организма как целостной системы, усвоение фундаментальных знаний о функционировании различных органов и систем, в первую очередь, регуляторных, в разных условиях существования, способствует пониманию и осознанному применению различных методических приемов в практике физической культуры и спорта. Овладение способами диагностики и контроля функционального состояния организма необходимо для специалиста данного профиля. Каждый раздел программы наряду с фундаментальными знаниями предполагает также усвоение специалистами возможностей применения этих знаний в практической деятельности человека. Программа практических занятий направлена на закрепление теоретического материала о функциональных и адаптационных возможностях организма, средствах и методах их реализации в процессе занятий физической культурой и спортом. Цели и задачи дисциплины.Цель дисциплины - сформировать достаточный объем физиологических знаний, исследовательских умений и практических навыков. Задачи дисциплины: - сформировать основные понятия о жизнедеятельности организма человека, его функций, целостности и взаимодействия с окружающей средой; - изучить анатомо-функциональные особенности физиологических систем крови, кровообращения, дыхания, пищеварения и т.д.; - показать взаимодействие физиологических систем в различных условиях жизнедеятельности организма, особенности и принципы нейрогуморальной регуляции всех функций и процессов; - показать взаимодействие средовых и наследственных факторов, средств и методов физической культуры и спорта в оптимизации физического и психического развития детей и подростков; - научить применять физиологические знания, исследовательские умения и практические навыки для оптимальной организации учебного процесса по физической культуре и тренировочных занятий по видам спорта для различных возрастно-половых группы населения и в различных условиях обучения. Требования к уровню освоения содержания дисциплины В результате изучения учебной дисциплины Физиология студент должен знать функции основных физиологических систем организма (нервной, эндокринной, опорно-двигательной, сердечно-сосудистой, дыхательной, сенсорной, пищеварительной, выделительной, обмена веществ, репродуктивной), обеспечивающих жизнедеятельность и поведение организма; классические и современные теории и представления об обработке и передаче сигналов в живом организме, механизмах регуляции соматических, вегетативных и когнитивных функций; закономерности интегративной деятельности мозга; основные понятия теории биоэлектрогенеза, строение и функции клеточной мембраны, роль мембранных рецепторов, ионных каналов, медиаторов в генерации возбуждения и в межклеточных информационных взаимодействиях; методы исследования, применяемые в современной физиологии; уметь объективно трактовать и объяснять учащимся общие механизмы регуляции функций органов и систем животных и человека; организовывать учащихся на сбор, обработку данных учебно-исследовательских работ во внеклассной и внеурочной деятельности по физиологии; осуществлять методическое руководство учебной, кружковой и исследовательской деятельностью учащихся; самостоятельно планировать и организовывать простой физиологический эксперимент и анализировать его результаты; организовать учащихся на сбор, обработку данных учебно-исследовательских работ учащихся во внеклассной и внеурочной деятельности по биологии; Объем дисциплины и виды учебной работы:
ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
СОДЕРЖАННИЕ ДИСЦИПЛИНЫ Тема 1. Физиология возбудимых тканей Понятие об уровнях функциональной активности - физиологический покой, возбуждение, торможение. Раздражимость и раздражение. Возбудимость и возбуждение. Основные проявления возбуждения. Порог возбудимости, порог возбуждения. Биоэлектрические явления в живых тканях. Проводимость. Мембранный потенциал клеток. Рефрактерность. Лабильность. Законы раздражения. Реобаза. Хронаксия. Оптимум. Пессимум. Парабиоз. Тема 2. Физиология нервной системы Общая схема строение организма человека. Понятие о нейрогуморальной регуляции функций. Значение ЦНС. Нервная ткань. Нервный импульс. Механизм передачи возбуждения. Рефлекс и рефлекторная дуга. Современные методы исследования головного и спинного мозга. Предмет и задачи физиологии как науке и учебной дисциплины. Методы физиологических исследований. Общая схема строение организма человека. Понятие о нейрогуморальной регуляции функций. Значение ЦНС. Нервная ткань. Нервный импульс. Механизм передачи возбуждения. Рефлекс и рефлекторная дуга. Современные методы исследования головного и спинного мозга. Тема 3. Физиология периферической и центральной нервной системы Физиология головного мозга. Стволовая часть. Средний мозг. Промежуточный мозг. Общая схема строения. Физиология конечного мозга. Стволовая часть. Нейронная организация коры больших полушарий. Функциональное значение отдельных зон головного мозга. Парная деятельность больших полушарий. Лимбическая система головного мозга. Висцеральный мозг. Вегетативная нервная система. Парасимпатический и симпатический отделы вегетативной нервной системы. Общие принципы управления физиологическими процессами. Теория функциональных систем академика П.К. Анохина. Тема 4. Физиология анализаторов Значение органов чувств. Основные функциональные особенности анализаторов. Зрительный анализатор. Оптическая система глаза. Основные нарушения зрения. Острота зрения. Зрачковый рефлекс. Тепловая и световая адаптация зрения. Глазомер. Зрительные иллюзии. Роль зрительного анализатора в координации произвольных движений. Слуховой анализатор. Профилактика нарушений функций слухового анализатора. Слух и произвольные движения. Двигательный анализатор. Функциональное значение. Корковое представительств двигательных двигательного анализатора. Физиология кожного анализатора. Кожные анализаторы. Корковые центра кожного анализатора. Функциональное значение обонятельного и вкусового анализатора. Физиологические механизмы формирования вкусовых и обонятельных ощущений. Тема 5. Учение о ВНД Возникновение и развитие учения о ВНД. Рефлексы и их классификация. Особенности безусловных и условных рефлексов. Виды безусловных рефлексов. Инстинкты. Виды условных рефлексов. Безусловное и условное торможение условных рефлексов. Физиологические механизмы взаимодействия первой и второй сигнальной системы. Типы ВНД и спорт. Физиологические механизмы сна и сновидений, эмоций и внимания. Тема 6. Физиология эндокринной системы Понятие о ЖВС. Физиологические значения эндокринной системы. Гормоны, механизмы действий. Щитовидная железа. Околощитовидные железы. Роль гормонов щитовидной железы в физическом развитии ребенка. Зобная железа. Эпифиз. Поджелудочная железа. Проблемы сахарного диабета. Половые железы. Мужские и женские половые гормоны. Гипофиз – главная железа внутренней секреции. Гормоны гипофиза. Влияние гипофиза на другие железы внутренней секреции. Взаимодействие гипофиза с гипоталамусом. Физиология гипоталамуса – гипофизно-поджелудочной системы, ее функциональное значение. Тема 7. Физиология двигательного аппарата Значение опорно – двигательного аппарата. Общая схема строения. Строение и основные свойства мышечной ткани. Скорость проведения нервных импульсов в нервах, синапсах и мышцах. Тетанус. Физиологические механизмы мышечного сокращения. Роль АТФ в механизмах мышечного сокращения. Физиологические показатели мышечной силы и выносливости. Показатели физиологической работоспособности человека. Тема 8. Физиология крови. Иммунитет Биологическое значение крови. Состав, количество и физико-химические свойства крови. Эритроциты. Количество, форма и размер. Гемоглобин. Гемолиз эритроцитов. Скорость оседания. Лейкоциты. Количество, форма и физиологическое значение. Тромбоциты. Количество и физиологическое значение. Кроветворение и регуляция системы крови. Иммунитет, ее виды. Современные представления о механизме иммунных реакций организма. Тема 9. Физиология кровообращения. Лимфообращение Функция системы кровообращения. Общая схема строения. Деятельность сердца. Влияние различных факторов на ЧЧС. Фазы сердечного цикла. Кровеносные сосуды. Движение крови по сосудам. Лимфообращение. Состав, свойства и значение лимфы. Лимфатические сосуды и железы. Значение мышечной деятельности для лимфообращения и лимфообразования. Тема 10. Физиология дыхания Значение и общая схема строение органов дыхания. Вентиляция легких. Механизм вдоха и выдоха. Жизненная емкость легких. Газообмен в легких. Транспорт газов кровью. Нейрогуморальная регуляция дыхания. Тема 11. Физиология системы пищеварения Значение пищеварения. Этапы пищеварения. Пищеварения в желудке, в тонком кишечнике. Кишечная секреция. Пристеночное пищеварение. Дефекация. Нейрогуморальная регуляция процессов пищеварения. Тема 12. Обмен веществ и энергии Обмен белков. Азотистый баланс. Обмен жиров. Регуляция обмена жиров. Обмен углеводов. Роль воды и минеральных веществ в поддержании гомеостаза. Витамины. Обмен энергии. Регуляция обмена энергии. Тема 13. Физиология органов выделения. Терморегуляция. Органы выделения. Функции почек, фазы и механизм мочеобразования, мочеотделение. Регуляция деятельности почек. Состав мочи. Мочевыведение и мочеиспускание. Потоотделение. Влияние мышечной работы на функции органов выделения. Понятие о гомойо- и пойкилотермии. Физиологические механизмы теплообразования и теплоотдачи. Пути обеспечения термостазиса у человека. Терморегуляция при мышечной деятельности. Физиологические основы закаливания. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ИЗУЧЕНИЯДИСЦИПЛИНЫМетодические рекомендации преподавателю По каждой теме дисциплины предполагается проведение аудиторных занятий и самостоятельной работы, т. е. чтение лекций, разработка реферативного сообщения, вопросы для контроля знаний. Предусматриваются также активные формы обучения, такие как, решение задач с анализом конкретных ситуаций. Подготовка и проведение лекций, семинарских и практических занятий должны предусматривать определенный порядок. Для подготовки студентов к семинарскому занятию на предыдущей лекции преподаватель должен определить основные вопросы и проблемы, выносимые на обсуждение, рекомендовать дополнительную учебную и периодическую литературу, рассказать о порядке и методике его проведения. Методы проведения семинаров весьма разнообразны и могут применяться в различных сочетаниях. Наиболее распространенными являются: вопросно-ответные, дискуссионные, научных сообщений по отдельным вопросам темы, реферирование, решение практических задач и упражнений, решение тестов, выполнение контрольных работ и другие. Важное место занимает подведение итогов семинарского занятия: преподаватель должен не только раскрыть теоретическое значение обсуждаемых проблем, но и оценить слабые и сильные стороны выступлений. Методические рекомендации студенту В соответствии с учебным планом соответствующей специальности дисциплина «Физиология» изучается студентами заочниками на 2 курсе. Успешное изучение курса требует от студентов посещения лекций, активной работы на семинарах, выполнения всех учебных заданий преподавателя, ознакомления с базовыми учебниками, основной и дополнительной литературой. Запись лекции – одна из форм активной самостоятельной работы студентов, требующая навыков и умения кратко, схематично, последовательно и логично фиксировать основные положения, выводы, обобщения, формулировки. В конце лекции преподаватель оставляет время (5 минут) для того, чтобы студенты имели возможность задать уточняющие вопросы по изучаемому материалу. Лекции имеют в основном обзорный характер и нацелены на освещение наиболее трудных и дискуссионных вопросов, а также призваны способствовать формированию навыков работы с научной литературой. Предполагается также, что студенты приходят на лекции, предварительно проработав соответствующий учебный материал по источникам, рекомендуемым программой. Перед началом работы, студент должен ответить на контрольные вопросы преподавателя. При неудовлетворительных ответах студент не допускается к проведению лабораторной работы. Однако он должен оставаться в лаборатории и повторно готовиться к ответу на контрольные вопросы. При успешной повторной сдаче, если до конца занятия остается достаточное количество времени, преподаватель может допустить студента к выполению работы, в противном случае студент выполняет работу в дополнительное время. Результаты эксперимента, зависимости, графики и т.д. следует стремиться получить непосредственно при выполении работы в лаборатории. Лабораторная работа считается выполненной только в том случае, когда отчет по ней принят. Чем скорее составлен отчет после проведения работы, тем меньше будет затрачено труда и времени на ее оформление. Защита лабораторных работ должна происходить, как правило, в часы отведенные на лабораторные занятия. Студент может быть допущен к следующей лабораторной работе только в том случае, если у него не защищено не более двух предыдущих работ. Основной формой итогового контроля и оценки знаний студентов по дисциплине «Физиология» является экзамен на 2 курсе. Примерный перечень вопросов к экзамену
Примерная тематика рефератов
Критерии оценивания знаний студентов Оценка отлично (5) ставится за глубокие и прочные знания всего программного материала; за последовательное, грамотное, эмоциональное и полное его изложение; за свободное применение знаний на практике. Оценка хорошо (4) – за прочные знания всего программного материала; за грамотное и существенное, с допущением некоторых неточностей, его изложение; за достаточно свободное и самостоятельное применение теоретических знаний на практике. Оценка удовлетворительно (3) – за знание основного материала; за упрощенное, с незначительными ошибками, его изложение; за умение с помощью преподавателя применять полученные знания на практике. Оценка неудовлетворительно (2) – за незнание значительной части программного материала; за существенные ошибки в его изложении; за неумение выполнять практические работы. Критерием применения теоретических знаний на практике является умение диагностировать функциональное состояние организма в различных условиях деятельности. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПДИНЫ Основная литература
Дополнительная литература
Лист согласования рабочей программы учебной дисциплины (программы практики) Рабочая программа учебной дисциплины «Физиология» Составитель: Л.Д. Назаренко – Ульяновск: УлГПУ, 2012. - 12 с. Программа составлена с учетом государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 050720.65 Физическая культура Составитель ____________________ Л.Д. Назаренко (подпись) Рабочая программа учебной дисциплины (практики) одобрена на заседании кафедры анатомии, физиологии и гигиены человека "___" __________ 20__г., протокол № ____ Заведующий кафедрой ____________________________________________________________________ Сотрудник библиотеки ____________________________________________________________________ Председатель ученого совета факультета ____________________________________________________________________ "___" __________ 20__г., протокол № ____ Начальник учебного управления. ____________________________________________________________________ личная подпись расшифровка подписи дата Программа зарегистрирована в университетском редакционно-издательском секторе под учетным номером __________ на правах учебно-методического электронного издания. Начальник УРИС __________________________________________________________________ личная подпись расшифровка подписи дата |
|