страница 1
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Похожие работы
|
Программа вступительных испытаний для абитуриентов направлений подготовки: 034300. - страница №1/1
Министерство образования и науки РФ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Владимирский государственный университет им. Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых» (ВлГУ) Институт физической культуры и спорта Утверждаю Председатель приемной комиссии «____»______________2013 г. Физическая культура для абитуриентов направлений подготовки:
Владимир- 2013 УДК 7А Программа вступительного экзамена по физической культуре по направлениям подготовки 034300.62 Физическая культура; 034400.62 Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура) (профиль Адаптивное физическое воспитание); 050100.62 Педагогическое образование (профиль Физическая культура) включает пояснительную записку, в которой определены цель, задачи вступительных испытаний, выделены требования к уровню подготовки абитуриентов, описана процедура проведения экзамена, а также представлено содержание программы, даны примерные варианты тестовых заданий и необходимых литературных источников. Разработка предназначена абитуриентам института физической культуры, преподавателям образовательных учреждений, тренерам-преподавателям, родителям. Составители: Н.С.Воробьев (отв. редактор), Н.А.Карпушко, Т.Е.Батоциренова, С.В.Иванов. Ответственный за выпуск: А.В.Гадалов Программа обсуждалась на Ученом Совете Института физической культуры и спорта ВлГУ (протокол № 5 от 29 января 2013 г.) Рецензент: заслуженный учитель России Ю.А. Митюшин (средняя общеобразовательная школа № 26 г. Владимира) Печатается по решению редакционно-издательского Совета ВлГУ © Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых, 2013. Пояснительная записка Вступительный экзамен по физической культуре является одной из форм проверки готовности будущего бакалавра к решению комплекса профессиональных задач в области педагогической и культурно-просветительской деятельности. Настоящая программа состоит из нескольких разделов, которые знакомят абитуриента с содержанием, системой требований, критериями оценки ответа на экзамене, и включает краткие рекомендации по подготовке к нему. Программа вступительных испытаний и методические рекомендации к ним составлены с учетом требований к вступительным испытаниям, установленным Министерством образования и науки Российской Федерации, и в соответствии с обязательным минимумом содержания среднего (полного) общего образования по предмету «Физическая культура». Цель и задачи вступительного испытания Цель вступительного испытания – определить уровень базовой подготовки абитуриентов по предмету «Физическая культура», необходимый для освоения программы бакалавриата по выбранному профилю подготовки. Задачи:
Требования к уровню подготовки абитуриентов Абитуриент должен: знать:
уметь:
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
Форма и процедура вступительного испытания Вступительный экзамен состоит из двух частей и осуществляется в форме практического испытания - выполнение заданий по общей физической подготовке, и в форме теоретического экзамена - выполнение тестовых заданий по основам теории физической культуры. Вступительные испытания независимо от формы принимаются в соответствии с требованиями к уровню физической подготовленности выпускников основной и средней (полной) школы по образовательной программе предмета «Физическая культура». Тестовые задания, предлагаемые абитуриентам, позволяют оценить уровень физической и теоретической подготовленности, необходимый для освоения основной образовательной программы по выбранному профилю подготовки. Практические испытания осуществляются в соответствии с действующими правилами соревнований по видам спорта. На практические испытания абитуриенты должны иметь соответствующую спортивную форму (майка или футболка, спортивные трусы или шорты, кроссовки, туфли с шипами). Рекомендуется дополнительно представить медицинскую справку по форме 086У. Перед началом испытаний абитуриентам объясняется процедура их проведения, правила выполнения тестовых заданий. Для выполнения самостоятельной разминки отводится 20-25 мин. Абитуриенты в течение 30 минут должны выполнить 10 тестовых заданий. Тестирование проводится на бумажных носителях. Абитуриент должен внимательно прочитать задания и предлагаемые варианты ответов. Задача заключается в выборе одного или нескольких вариантов ответа, которые, по мнению абитуриента, является правильными. Правильный вариант необходимо подчеркнуть на бумажном носителе. Установлены следующие тестовые практические испытания:
подтягивание из виса лежа на низкой перекладине (девушки);
Теоретический экзамен Тестовые задания по основам теории физической культуры Тематика тестовых заданий соответствует требованиям к уровню знаний выпускников основной и средней (полной) школы по образовательной программе предмета «Физическая культура». Тестовые задания составлены в закрытой форме и заключаются в выборе ответа из нескольких предложенных. Процедура выполнения вступительных испытаний по физической культуре: Первый день – а) Физическая культура (теория - письменно); б) Физическая культура (практика) - подтягивание на высокой перекладине из виса (юноши), на низкой перекладине из виса лежа (девушки); прыжок в длину с места (юноши и девушки); Второй день – Физическая культура (практика) - бег 100 м (юноши и девушки); бег 1000 м (юноши и девушки). Критерии оценки выполнения экзаменационного задания Оценивание уровня теоретической и физической подготовки абитуриента производится членами экзаменационной комиссии по каждому этапу вступительного испытания в соответствии с установленными критериями. Практические испытания - выполнение заданий по общей физической подготовке. Осуществляется оценка каждого тестового задания (максимум – 20 баллов каждое). ТАБЛИЦА РЕЗУЛЬТАТОВ ТАБЛИЦА РЕЗУЛЬТАТОВ (юноши/мужчины до 30 лет, вес до 85 кг) (девушки/женщины до 30 лет вес до 70 кг) Баллы Бег 100 м (сек) Прыжок в длину с места (см) Подтягивание в висе (кол-во) Бег 1000 м (мин) 20 12.9 250 15 3.15 19 13.0 247 14 3.18 18 13.1 243 13 3.21 17 13.2 240 12 3.24 16 13.3 237 11 3.27 15 13.4 233 - 3.30 14 13.5 230 10 3.33 13 13.6 227 - 3.36 12 13.7 223 9 3.39 11 13.8 220 - 3.42 10 13.9 217 8 3.45 9 14.0 213 - 3.48 8 14.1 210 7 3.51 7 14.2 207 - 3.54 6 14.3 203 6 3.57 5 14.4 200 5 4.00 4 14.5 197 4 4.03 3 14.6 193 3 4.06 2 14.7 190 2 4.09 1 14.8 187 1
ТАБЛИЦА РЕЗУЛЬТАТОВ ТАБЛИЦА РЕЗУЛЬТАТОВ (мужчины старше 30 лет) (женщины старше 30 лет) Баллы Бег 100 м (сек) Прыжок в длину с места (см) Подтягивание в висе (кол-во) Бег 1000 м (мин) 20 13.6 210 12 3.40 19 13.7 207 11 3.43 18 13.8 203 10 3.46 17 23,9 200 9 3.49 16 14.0 197 - 3.52 15 14.1 193 8 3.55 14 14.2 190 3,58 13 14.3 187 7 4.01 12 14.4 183 - 4.04 11 14.5 180 6 4.07 10 14.6 177 - 4.10 9 14.7 173 5 4,13 8 14.8 170 - 4,16 7 14,9 167 4 4,19 6 15,0 163 - 4,22 5 15,1 160 3 4,25 4 15,2 157 2 4,28 3 15,3 154 1 4,31 2 15,4 151 - 4,34 1 15,5 147 -
Теоретическое испытание - выполнение тестовых заданий по основам теории физической культуры. Теоретическое испытание оценивается из 20 баллов Каждый тест включает 10 тестовых заданий, правильно выполненное тестовое задание оценивается в 2 балла. Итоговая оценка выставляется по 100-балльной шкале на основе суммарного количества зачетных баллов, набранных абитуриентами при выполнении тестовых заданий теоретического и практических испытаний. Абитуриент, выполнивший нормативы, получает оценку: «отлично» – 100-80 баллов; «хорошо» – 79 – 60 баллов; «удовлетворительно» – 59 – 40 баллов; «неудовлетворительно» – 39 баллов и менее СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ Раздел 1 "Основы олимпийских знаний"Олимпийские и другие общественные игры Древнего мира. Древняя Олимпия. Как рождался всемирный праздник. Время, условия и программа проведения Олимпийских игр Древней Греции. Ритуалы олимпийских и других общественных игр Древнего мира. Участники и победители Игр. Значение Олимпийских игр в общественной и культурной жизни Древней Греции. Возникновение и первоначальное развитие современного олимпизма. Развитие международного спорта во второй половине XІX – начале XX вв. Олимпийский ренессанс. Создание Международного Олимпийского комитета (МОК) в 1894 г. Цели и задачи этой организации. Пьер де Кубертен – инициатор создания МОК и основатель современного олимпийского движения. А.Д. Бутовский – первый россиянин в МОК. Игры І Олимпиады (Афины 1896г.). Олимпийские игры до первой мировой войны. Участие России в международном спортивном и олимпийском движении. Международное спортивное и олимпийское движение в первой половине XX в. Международная обстановка и её влияние на олимпийское движение. Расширение географии олимпийского движения. Совершенствование организации и проведения Игр. Неучастие СССР в олимпийском движении. П.Нурми (Финляндия), С.Хени (Норвегия), Дж.Оуэнс (США), Дж.Вейсмюлер (США) и другие выдающиеся спортсмены – многократные олимпийские чемпионы первой половины XX в. Олимпийский флаг, олимпийская эмблема, олимпийский девиз – составные части олимпийской символики, предложенной Пьером де Кубертеном. Разделение Олимпийских игр на Игры Олимпиад (летние) и Олимпийские зимние игры. Международное спортивное и олимпийское движение во второй половине XX в. Создание в 1951 г. Олимпийского комитета СССР. Дебют советских спортсменов на Играх XV Олимпиады (1952 г.) и VІІ Олимпийских зимних играх (1956 г.). Особенности проведения Игр ХХІ Олимпиады в Монреале (1976 г.), XXІІ Олимпиады в Москве (1980 г.), XXІІІ Олимпиады в Лос-Анджелесе (1984 г.). Олимпийские игры современности - от Калгари (XV Олимпийские зимние игры) и Сеула (Игры XXIV Олимпиады) до настоящего времени. Особенности подготовки и проведения Олимпийских игр. Итоги Олимпийских игр. Неофициальный командный зачет (НКЗ). Л.Латынина, В.Куц, В.Рудольф (США), В.Чаславска (Чехословакия), П.Астахова, В.Иванов, А.Медведь, В.Санеев, Л.Турищева, Н.Андрианов, М.Спитц (США), Н.Комэнеч (Румыния), К.Льюис (США), А.Карелин, В.Артемов, А.Попов, В.Щербо (Белоруссия), Е. Канаева, А. Тищенко, Е. Исинбаева и другие выдающиеся спортсмены – многократные Олимпийские чемпионы второй половины XX – начала XXI вв. Создание Олимпийского комитета России (ОКР). Подготовка и участие российских спортсменов в Играх XXIX Олимпиады (Лондон, 2012 г.) и XXI Олимпийских зимних играх (Ванкувер, 2010 г.). Литература
Интернет-ресурсы
Раздел 2 "Здоровый образ жизни (формирование, сохранение и укрепление здоровья). Медико-биологические основы физкультурно-спортивной деятельности". Основные понятия здорового образа жизни. Понятие о здоровье и болезни. Здоровье человека и способы его сохранения. "Факторы риска" – их влияние на здоровье людей и продолжительность жизни. Здоровый образ жизни, его компоненты (среда, организм, поведение человека). Личная и общественная гигиена труда, отдыха, занятий двигательной активностью. Оптимальный двигательный режим и рациональное питание. Роль и значение двигательной активности. Двигательный режим школьника-старшеклассника. Гиподинамия. Последствия гиподинамии. Современные системы оздоровительных упражнений. Сбалансированное питание. Принципы сбалансированного питания. Медико-педагогические методы контроля за физическим состоянием занимающихся физическими упражнениями. Задачи и значение медико-педагогического контроля в сфере физической культуры и спорта. Контроль и самоконтроль при занятиях физическими упражнениями. Оценка воздействия физических нагрузок по субъективному состоянию и по визуальным признакам утомления. Антропометрия. Методы оценки сердечно-сосудистой системы. Методика регистрации частоты сердечных сокращений в покое и после выполнения физических упражнений. Особенности медико-педагогического контроля в детско-юношеском спорте. Профилактика заболеваний и травм опорно-двигательного аппарата. Оказание первой медицинской помощи. Осанка. Средства и методы формирования правильной осанки. Профилактика нарушений осанки. Формирование свода стопы и профилактика плоскостопия. Предупреждение бытового и спортивного травматизма. Правила поведения в спортивном зале, на стадионе, в плавательном бассейне, на занятиях лыжной подготовкой, в туристическом походе. Значение первой медицинской помощи и правила её оказания. Закаливание. Средства, методы и формы закаливания организма. Закаливание воздухом. Закаливание солнцем. Закаливание водой. Хождение босиком. Закаливание и двигательная активность. Литература:
возраста). – М.: Педагогика, 1979. – 480 с.
Раздел 3 "Теоретико-методические основы физической культуры" О роли и месте физической культуры и спорта в современном обществе. Правовые основы физической культуры и спорта. Конституция Российской Федерации о физической культуре и спорте. Стандарт среднего (полного) общего образования по физической культуре. Физическая культура личности. Значение занятий физическими упражнениями. Физическая культура и спорт – одно из средств всестороннего и гармоничного развития личности. Физическая (телесная) культура - жизненно важная ценность личности и общества. Роль двигательной деятельности, физической активности в жизни человека. Биологические и социальные основания физической активности. Оздоровительная и развивающая роль физической культуры. Основные формы и виды физических упражнений. Разнообразие средств двигательной деятельности. Физические упражнения – основные средства двигательной деятельности. Факторы, определяющие воздействие физических упражнений. Урочные и неурочные формы занятий физическими упражнениями. Базовые виды спорта школьной программы. Основы формирования специальных знаний и обучения двигательным действиям. Источники знаний. Периодические издания и современная литература по физической культуре и спорту. Специальные детские и юношеские издания (учебники и учебные пособия по предмету "Физическая культура", "Твой Олимпийский учебник", справочники, энциклопедии и т.д.). Обучение двигательным действиям (умениям и навыкам) – как педагогический процесс. Значение двигательных умений и навыков в жизни человека. Совершенствование технико-тактических действий в базовых видах двигательной деятельности (на примере конкретных вида спорта школьной программы: баскетбол, гандбол, волейбол, футбол, гимнастика с элементами акробатики, легкая атлетика, лыжная подготовка, элементы единоборств, плавание и др.) Развитие физических качеств / двигательных способностей. Общие представления о физических качествах или двигательных способностях: силовых, скоростных, координационных, выносливости, гибкости. Теоретико-методические основы развития двигательных способностей. Специфические методические особенности развития конкретных двигательных способностей. Характеристика способов и приёмов оценки уровня их развития. Требования к организации и проведению самостоятельных форм занятий. Самостоятельные формы занятий физическими упражнениями: утренняя гигиеническая гимнастика, подвижные перерывы (физкультурные минуты и физкультурные паузы), индивидуальные комплексы физических упражнений профилактической, корригирующей и развивающей направленности, оздоровительный бег, гимнастика перед сном и т.д. Закономерности организации и содержательной направленности самостоятельных форм занятий физическими упражнениями. Нормы и правила поведения на занятиях. Правила техники безопасности. Литература:
10.Энциклопедия для детей. Т. 20. Спорт / гл. ред. В.А. Володин. - М.: Аванта+, 2001. – 624 с. ил. (издание награждено премией Президента РФ в области образования за 2001г.) АТТЕСТАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ Примеры тестовых заданий Выберите 1 правильный ответ Выбранный вариант ответа (А, Б, В или Г) обведите кружком №№ тестов Содержание тестов Варианты ответов 1 Когда состоялись первые Олимпийские игры современности? А 1892 Б 1894 В 1896 Г 1908 2 Способность человека преодолевать внешние сопротивление или противодействовать ему за счет мышечных усилий называется? А гибкостью Б силой В выносливостью Г быстротой Правильно выполненным считается задание, в котором отмечены все верные варианты ответа. Неправильно выполненным считается задание, в котором: - отмечены ложные варианты ответа; - наблюдается зачеркивание или исправления. Методические рекомендации по выполнению тестовых заданий Бег 100 м – выполняется с низкого старта по правилам судейства соревнований в легкой атлетике. Оценивается время преодоления дистанции (в секундах). Данный тест характеризует скоростные качества абитуриента. За нарушение правила старта абитуриент отстраняется от тестового испытания. Прыжок в длину с места – выполняется из исходного положения стоя лицом в сектор прыжка, не наступая на контрольную линию одновременным отталкиванием двумя ногами от контрольной линии со взмахом рук. Длина лучшего прыжка с трех попыток измеряется с точностью до 1 см от контрольной линии до ближайшей точки касания поверхности сектора приземления любой частью тела. Прыжок не засчитывается при заступе за контрольную линию, предварительной «подпрыжке» перед прыжком, отталкивании одной ногой перед прыжком, выполнении прыжка без команды судьи. Тест характеризует скоростно-силовой потенциал абитуриента. Подтягивание в висе (юноши) (количество раз). Выполняется из исходного положения в висе на высокой перекладине хватом сверху: сгибая руки, выполнить силовое подтягивание (выполненным считается подтягивание, когда подбородок находится выше точки хвата). Разгибая руки до полного выпрямления, опуститься в исходное положение. Темп выполнения средний. Запрещаются сгибание в тазобедренном суставе, рывки и раскачивания, перехваты руками, длительные остановки. За нарушение правил, попытка не засчитывается. Подтягивание в висе лежа (девушки) - выполняется на низкой перекладине хватом сверху (количество раз). Перекладина установлена на высоте примерно 1 м от пола. Из виса лежа на низкой перекладине с упором пятками о пол так, чтобы перекладина находилась над грудью, ноги и туловище на одной линии. Подтягиваться до касания перекладины грудью или подбородком. Запрещаются сгибание в тазобедренном суставе, рывки, перехваты руками, длительные остановки. За нарушение правил, попытка не засчитывается. Бег: 1000 метров (юноши и девушки)- выполняется с высокого старта по правилам судейства соревнований в легкой атлетике. По команде «На старт!» участники подходят к стартовой линии и занимают положение высокого старта. По команде «Марш!» начинается бег (по правилам соревнований на дистанциях свыше 400 м команда «Внимание!» не подается). В процессе бега допускается переход на шаг, не сходя с дорожки. Предназначается для определения выносливости. Председатель предметной комиссии по физической культуре Н.С. Воробьев |
|