Педагогическая психология - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
К курсу «Психология родительства» Курс входит в профессиональный... 1 37.85kb.
Дпп педагогическая психология (Неволина И. Я.) 1 21.99kb.
Научно-исследовательская работа. Научно-исследовательская работа... 1 18.52kb.
Вопросы к вступительному экзамену в аспирантуру по специальности 1 41.58kb.
Педагогика и психология выготский лев семенович 1 182.36kb.
Рабочая программа дисциплины педагогическая психология направление... 2 615.89kb.
Балтийская педагогическая академия 8 3494.12kb.
Программа вступительного экзамена в аспирантуру по специальности 19. 1 246.21kb.
Ббк в92 Научное издание Л. С. Выготский Педагогическая психология 19 10896.14kb.
Программа кандидатского экзамена по специальности 19. 00. 07 Педагогическая... 1 133.23kb.
Специальное (дефектологическое) образование профиль Специальная психология... 1 17.65kb.
Учебник по курсу: педагогическая психология 8 3311.46kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Педагогическая психология - страница №5/10

Занятие №1




ПРЕДМЕТ, ЗАДАЧИ И МЕТОДЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ



Основные понятия: педагогическая психология как наука, комплексность методов педагогической психологии.
Вопросы и задания для обсуждения

    1. Что изучает педагогическая психология? Чем отличается предмет педагогической психологии от предмета возрастной психологии при общности их объекта?

    2. Раскройте структуру педагогической психологии.

    3. Каковы задачи педагогической психологии?

    4. Какие методы исследования применяются в педагогической психологии? В чем их особенность?

    5. Психолого–педагогическая характеристика личности ребенка, классного коллектива как комплексный метод исследования в педагогической психологии.


Основная литература

      1. Айсмонтас Б.Б. Педагогическая психология: Схемы и тесты.- М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002.-208с.

      2. Бадмаев Б.Ц. Психология в работе учителя: В 2 кн.- М.: ВЛАДОС, 2000.- Кн.2: Псих практикум для учителя: развитие, обучение, воспитание. –160с.

      3. Зимняя И.А. Педагогическая психология.: Учеб. пособие.- Ростов н/Д.: Изд-во «Феникс», 1997,.-480с.

      4. Картавцева М. И., Чередникова О. М. Не позволяй душе лениться… Очерки и беседы.- Воронеж, Ц-Ч книжное изд-во, 1975.-167с.

      5. Крутецкий В.А. Основы педагогической психологии. М., 1972.

      6. Столяренко Л.Д. Педагогическая психология. - Ростов н/Д.: Изд-во «Феникс», 2000.-544с.


Дополнительная литература:

    1. Основы педагогического мастерства. / Под ред. И.А. Зязюна. – М., 1989.


Методические рекомендации В данной теме надо уяснить историю становления педагогической психологии, ее современное состояние. Необходимо раскрыть сущность предмета данной науки, его специфику, отличия от предмета возрастной психологии.

Важно остановиться на методах исследования предмета педагогической психологии, показав их особенные характеристики: комплексность и непосредственная включенность в педагогический процесс.


Навыки и умения общения являются важнейшими в профессиограмме учителя и могут быть развиты. Проверьте свой уровень общительности, определите в случае необходимости пути коррекции данного феномена.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОБЩЕГО УРОВНЯ ОБЩИТЕЛЬНОСТИ (по В.Ф. Ряховскому)

Инструкция: Вашему вниманию предлагается несколько простых вопросов. Отвечайте быстро, однозначно: «да», «нет», «иногда».

1. Вам предстоит ординарная или деловая встреча. Выбивает ли Вас ее ожидание из колеи?

2. Не откладываете ли Вы визит к врачу до последнего момента?



  1. Вам предлагают выехать в командировку в город, где Вы никогда не бывали.

4. Приложите ли Вы максимум усилий, чтобы избежать этой командировки?

5. Любите ли Вы делиться своими переживаниями, с кем бы то ни было?

6. Раздражаетесь ли Вы, если незнакомый человек на улице обратится к Вам с просьбой (показать дорогу, назвать время, ответить на какой-то вопрос)?

7. Верите ли Вы, что существует проблема "отцов и детей", и что людям разных поколений трудно понимать друг друга?

8. Постесняетесь ли Вы напомнить знакомому, что он забыл Вам вернуть деньги, которые занял несколько месяцев назад?

9. В ресторане, либо в столовой Вам подали явно недоброкачественное блюдо. Промолчите ли Вы, лишь рассерженно отодвинув тарелку?

10. Оказавшись один на один с незнакомым человеком, Вы не вступите с ним в беседу и будете тяготиться, если первым заговорит он. Так ли это?

11. Вас приводит в ужас любая длинная очередь, где бы она ни была (в магазине, библиотеке, кассе кинотеатра). Предпочитаете ли Вы отказаться от своего намерения?

12. Боитесь ли Вы участвовать в какой-либо комиссии по рассмот­рению конфликтных ситуаций?

13. У Вас есть собственные сугубо индивидуальные критерии оцен­ки произведений литературы, искусства, культуры, и никаких чужих мнений на этот счет Вы не приемлете. Это так?

14. Услышав где-либо в кулуарах высказывание явно ошибочной точки зрения по хорошо известному Вам вопросу, предпочитаете ли Вы промолчать и не вступать в спор?

15. Вызывает ли у Вас досаду чья-либо просьба помочь разобраться в том или ином служебном вопросе или учебной теме?

16. Охотнее ли Вы излагаете свою точку зрения (мнение, оценку) в письменной форме, чем в устной?

Оценка ответов: «Да» - 2 очка, «иногда» - 1 очко, «нет» - 0 очков. Полученные очки суммируются и по классификатору определяется, к какой категории людей относится испытуемый.

КЛАССИФИКАТОР К ТЕСТУ В.Ф. РЯХОВСКОГО

30-32 очка. Вы явно некоммуникабельны, и это ваша беда, так как страдаете от этого больше вы сами. Но и близким вам людям нелегко. На вас трудно положиться в деле, которое требует групповых усилий. Старайтесь быть общительнее, контролируйте себя.

25-29 очков. Вы замкнуты, не разговорчивы, предпочитаете оди­ночество, поэтому у Вас мало друзей. Новая работа и необходимость новых контактов если и не ввергают вас в панику, то надолго выводят из равновесия. Вы знаете эту особенность своего характера и бываете недовольны собой. Но не ограничивайтесь только таким недовольст­вом - в вашей власти переломить эти особенности характера. Разве не бывает, что при какой-либо сильной увлеченности Вы приобретаете вдруг полную коммуникабельность? Стоит только встряхнуться.

19-24 очка. Вы в известной степени общительны и в незнакомой обстановке чувствуете себя вполне уверенно. Новые проблемы Вас не пугают. И все же с новыми людьми сходитесь с оглядкой, в спорах и диспутах участвуете неохотно. В ваших высказываниях порой слишком много сарказма, без всякого на то основания. Эти недостатки исправимы.

14-18 очков. У Вас нормальная коммуникабельность. Вы любозна­тельны, охотно слушаете интересного собеседника, достаточно терпе­ливы в общении с другими, отстаиваете свою точку зрения без вспыль­чивости. Без неприятных переживаний идете на встречу с новыми людьми. В то же время не любите шумных компаний; экстравагантные выходки и многословие вызывают у Вас раздражение.

9-13 очков. Вы весьма общительны (порой, быть может, даже сверх меры), любопытны, разговорчивы, любите высказываться по разным вопросам, что, бывает, вызывает раздражение окружающих. Охотно зна­комитесь с новыми людьми. Любите бывать в центре внимания, никому не отказываете в просьбах, хотя не всегда можете их выполнить. Бывает, вспылите, но быстро отходите. Чего Вам не достает, так это усидчивости, терпения и отваги при столкновении с серьезными проблемами. При жела­нии, однако, Вы можете себя заставить не отступать.

4-8 очков. Вы, должно быть, «рубаха-парень». Общительность бьет из Вас ключом. Вы всегда в курсе всех дел. Вы любите принимать участие во всех дискуссиях, хотя серьезные темы могут вызвать у вас мигрень и даже хандру. Охотно берете слово по любому вопросу, даже если имеете о нем поверхностное представление. Всюду чувствуете себя в своей тарелке. Беретесь за любое дело, хотя не всегда можете успешно довести его до конца. По этой самой причине руководители и коллеги относятся к Вам с некоторой опаской и сомнениями.

Задумайтесь над этими фактами.

3 очка и менее. Ваша коммуникабельность носит болезненный характер. Вы говорливы, многословны, вмешиваетесь в дела, которые не имеют к Вам никакого отношения. Вольно или невольно Вы часто бываете причиной разного рода конфликтов в Вашем окружении. Вы вспыльчивы, обидчивы, нередко бываете необъективны. Да, Вам надо поработать над собой и своим характером! Прежде всего, воспитывайте в себе терпеливость и сдержанность, уважительно относитесь к людям, наконец, подумайте о своем здоровье — такой стиль жизни не проходит бесследно.



Материалы для самостоятельной работы студентов

Задание. Ознакомьтесь с психолого-педагогической периодикой за предыдущий год. Выберите статью, в которой рассматриваются проблемы, связанные с предметом педагогической психологии. Сделайте письменно аннотацию данного текста.

Занятие №2




ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ПСИХОЛОГИИ ВОСПИТАНИЯ



Основные понятия: личность, социализация, воспитание, мотивация, устойчивость нравственных качеств личности, показатели и критерии воспитанности личности, самовоспитание.
Вопросы для обсуждения

  1. Что такое «воспитание» в психологическом смысле? Проанализируйте известные вам источники по специальной литературе.

  2. Что включает в себя целостная воспитательная система? Сформулируйте цели, задачи, принципы, методы воспитания, отвечающие современным требованиям.

  3. Раскройте психологические аспекты нравственного воспитания личности.

  4. Охарактеризуйте категорию «воспитанность».



Основная литература


  1. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. – М., 1998.

  2. Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М., 1991.

  3. Концепции воспитательной деятельности образовательных учреждений Воронежской области на 2006-2011 гг.

  4. Леонтьев А.Н. Педагогическое общение. – М., 1979.

  5. Лишин О.В. Педагогическая психология воспитания. – М., 1997.

  6. Мудрик А.В. О воспитании старшеклассников. – М., 1981.



Дополнительная литература:

  1. Основы педагогического мастерства. /Под ред. И.А. Зязюна. – М., 1989.

  2. Грехнев В.С. Культура педагогического общения. – М., 1990.



Методические рекомендации В процессе изучения данной темы важно уяснить что, развитие личности протекает как процесс социализации индивида. Благодаря взаимодействию с другими людьми он овладевает достижениями человечества, приобретает исторически сформировавшиеся человеческие качества. Этот процесс протекает как преодоление постоянно возникающего противоречия между растущими потребностями и реальными возможностями их удовлетворения. Преодоление достигается в деятельности, управляемой системой мотивов. Источником и движущей силой развития личности является собственная деятельность индивида. Воспитание – это процесс развития мотивационной сферы психики ребенка, процесс открытия его сознанию смыслов и мотивов человеческой деятельности, результатом чего является возникновение у него стремления к овладению ими.

САМООЦЕНКА ЛИЧНОСТИ

Предлагается ряд слов, характеризующих отдельные качества личности.



Аккуратность, вдумчивость, беспечность, вспыльчивость, восприимчивость, гордость, грубость, жизнерадостность, заботливость, завистливость, застенчивость, злопамятность, искренность, изысканность, капризность, легковерие, медлительность, мстительность, настойчивость, нежность, непринужденность, нервозность, нерешительность, несдержанность, обаяние, обидчивость, осторожность, отзывчивость, педантичность, подвижность, подозрительность, принципиальность, поэтичность, презрительность, равнодушие, развязность, рассудочность, решительность, самоотверженность, сдержанность, сообразительность, стыдливость, терпеливость, трусость, увлеченность, упорство, уступчивость, холодность, энтузиазм.

Ознакомьтесь с приведенным списком, затем в первый ряд выпишите слова, которые характеризуют положительные черты Вашего идеала («положительное» множество), а во второй – те, которыми он обладать не должен («отрицательное» множество).

Далее следует выбрать из первого и второго рядов те черты (отдельно положительные и отрицательные), которые, по Вашему мнению, присущи Вам самим.

При обработке данных подсчитывается количество положительных и отрицательных качеств, которые выписаны Вами для своей характеристики и, соответственно, полученные результаты делятся на общее количество слов в «положительном» и «отрицательном» множествах. Коэффициент по «положительному» множеству, близкий к единице, указывает на переоценку себя, на некритическое отношение к себе, а по «отрицательному» множеству – а недооценку своей личности. Коэффициент по «положительному» множеству, близкий к 0, свидетельствует о недооценке себя, по «отрицательному» — о переоценке. Коэффициенты, близкие к 0,5, говорят о нормальной, средней оценке себя: Вы не переоцениваете себя и в то же время достаточно критичны.

Проанализируйте полученные данные и сделайте педагогические выводы о зависимости своего характера, поведения и меры успешности учебно-профессиональной деятельности от самооценки своей личности. Наметьте пути устранения фактов переоценки и недооценки себя как личности.
Материалы для самостоятельной работы студентов

Задание. Попытайтесь организовать общение со школьниками 12—15 лет. Используя методические рекомендации психолога Д. Лубовского, помогите подросткам в осознании мотивов межличностных отношений, выражении чувств.

Упражнение « Мотивы наших поступков».

Материалы: бумага, ручки.

Ведущий: «Наши поступки вызваны разными побудительными причинами. Мы делаем что-то для других людей и пото­му, что симпатизируем им, любим их, и потому, что «так положено», так принято в обществе. Важно понимать, что движет нами в том или ином случае. Иногда мы делаем что-то, казалось бы, из лучших побуждений, а в действительности нами движет страх, боязнь наказания. Вспом­ните два случая — один, когда вы сдела­ли что-то для другого человека потому, что боялись или его самого, или чьего-то гнева, осуждения, наказания, хотя в тот момент и не осознавали этого, и другой, когда вы сделали что-то для другого по той же причине, но при этом прекрасно понимая, почему вы это делаете».

После того как участники выскажутся, ведущий просит таким же образом вспом­нить два поступка, продиктованные стремлением следовать социальной норме, «быть как все», «не высовываться». Вопросы для обсуждения. Что было труднее выполнить? Не было ли трудно рассказать об этом? И т.д.


Задание. Подготовьте устное сообщение на тему: «Традиции воспитания на Руси. Народная педагогика».
<< предыдущая страница   следующая страница >>