Педагогическая психология - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
К курсу «Психология родительства» Курс входит в профессиональный... 1 37.85kb.
Дпп педагогическая психология (Неволина И. Я.) 1 21.99kb.
Научно-исследовательская работа. Научно-исследовательская работа... 1 18.52kb.
Вопросы к вступительному экзамену в аспирантуру по специальности 1 41.58kb.
Педагогика и психология выготский лев семенович 1 182.36kb.
Рабочая программа дисциплины педагогическая психология направление... 2 615.89kb.
Программа вступительного экзамена в аспирантуру по специальности 19. 1 246.21kb.
Ббк в92 Научное издание Л. С. Выготский Педагогическая психология 19 10896.14kb.
Балтийская педагогическая академия 8 3494.12kb.
Программа кандидатского экзамена по специальности 19. 00. 07 Педагогическая... 1 133.23kb.
Специальное (дефектологическое) образование профиль Специальная психология... 1 17.65kb.
Учебник по курсу: педагогическая психология 8 3311.46kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Педагогическая психология - страница №6/10

Занятие №3


ВОСПИТАНИЕ РЕБЕНКА В СЕМЬЕ

Основные понятия. Стили семейного воспитания. Гипопротекция. Гиперпротекция. Конгруэнтность в общении. Модель здоровых семейных отношений. Основные типы неправильного воспитания в семье.
Вопросы для обсуждения

  1. Какова роль семьи в становлении личности ребенка?

  2. Охарактеризуйте содержание здоровых семейных отношений.

  3. Перечислите стили семейного воспитания.

  4. Какие типы неправильного семейного воспитания вам известны?

Основная литература:


  1. Буянов М.И. Ребенок из неблагополучной семьи. – М., 1988.

  2. Волкова Т.В. Учитель и семья. – М., 1980.

  3. Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология: Учебное пособие для студентов всех спец. пед.вузов. – М.: 2003.

  4. Крэйг Г. Психология развития – СПб., 2000.

  5. Минияров В.М. Психология семейного воспитания (Диагностико-коррекционный аспект). – М.: Воронеж, 2000.


Дополнительная литература:

1. Фельдштейн Д.И. Психология взросления: структурно-содержательные характеристики процесса развития личности: Избранные труды / Д.И. Фельдштейн. – М., 2004.


Методические рекомендации Важно показать меняющуюся роль семьи и школы по мере взросления ребенка – подростка – юноши, меняющийся характер связи «семья и школа». Целесообразно остановиться на стратегиях семейного воспитания, указать содержательные аспекты типов неправильного семейного воспитания. Вместе с тем, студенты должны сделать попытку «вывести» модель здоровых семейных отношений. В работе над этим можно опираться на народную педагогику, труды М.И. Буянова. Можно проанализировать основные конфликты в семье, феномен «ложного родительского авторитета».
Материалы для самостоятельной работы студентов
Стиль семейного воспитания. Родители пользуются множеством приемов воспитания, в зависимости от ситуации, от самого ребенка, от его поведения в данный момент и от уровня своей культуры и нравственности. Оптимально, если родители ограничивают автономию ребенка и постепенно, но упорно и постоянно ориентируют его на определенные ценности и на внутренний контроль своего поведения, стремясь при этом не подавить детское любопытство, инициативу и чувство уверенности в себе. Чтобы овладеть этим искусством, родители должны сбалансировать степень контроля и душевной теплоты.

Родительский контроль имеет отношение к степени выраженности у родителей запретительных тенденций. Родители с выраженными запретительными тенденциями ограничивают право ребенка следовать собственным побуждениям, активно добиваются от детей подчинения правилам и следят за тем, чтобы они полностью выполняли свои обязанности. В противоположность этому, родители, для которых запретительные тенденции не характерны, меньше контролируют детей, предъявляют к ним меньше требований и налагают меньше ограничений на их поведение и выражении е ими эмоций.

Родительская теплота указывает на то, в какой степени родители проявляют любовь и одобрение. Душевная теплота родителей находит свое выражение в том, что они часто улыбаются своим детям, хвалят и поддерживают их, стараются как можно меньше критиковать своих детей, наказывать их и проявлять свое недовольство. Жестокие родители, напротив, критикуют, наказывают, часто отклоняют жалобы и просьбы детей, редко выражают свою любовь или одобрение. Родительский контроль и теплота влияют на проявление детьми агрессии и просоциального поведения, формирование Я-концепции, интернализацию нравственных ценностей и развитие социальных навыков.

В литературе описываются следующие стили родительского поведения: демократический, авторитарный и либеральный.

Демократический стиль поведения родителей соединяет высокую степень контроля с теплотой, принятием и поддержкой растущей автономии своих детей. Хотя такие родители налагают определенные ограничения на поведение своих детей, они объясняют им смысл и причины этих ограничений. Их решения и действия не кажутся произвольными или несправедливыми, и потому дети легко соглашаются с ними. Демократические родители готовы выслушать возражения своих детей и уступить, когда это целесообразно. Дети превосходно адаптированы: уверены в себе, у них развит самоконтроль и социальные навыки, они хорошо учатся в школе.

Авторитарный стиль поведения родителей проявляется в жестком контроле за поведением своих детей и выполнении установленных ими правил. Они обычно сдержаны в отношениях с детьми, хотя бывают и исключения. Авторитарные родители отдают команды и ожидают, что они будут выполнены. Они ведут себя так, словно установленные ими правила высечены на камне и они бессильны их изменить. Все попытки ребенка обрести независимость от таких родителей могут оказаться для него фрустрирующими. Их дети, как правило, замкнуты, боязливы и угрюмы, непритязательны и раздражительны. Девочки обычно остаются пассивными и зависимыми на протяжении подросткового и юношеского возраста; мальчики могут стать неуправляемыми и агрессивными.

Либеральный стиль поведения родителей заключается в том, что они почти совсем не ограничивают поведение детей. При таком избытке свободы дети почти лишены родительского руководства, поэтому дети склонны к непослушанию и агрессивности, на людях ведут себя неадекватно и импульсивно, нетребовательны к себе. Даже если поступки детей сердят их и выводят из равновесия, либеральные родители стараются подавить свои чувства. Они перестают выполнять свои непосредственные родительские функции, в частности устанавливать запреты для своих детей.

Говоря о либеральных родителях можно отметить тот факт, что они относятся к детям с сердечностью и душевной теплотой, принимают их такими как они есть. Однако сегодня есть все на то основания говорить еще об одном стиле родительского поведения – индифферентном, выделенным Маккоби и Мартином (1983). Этот стиль отличается низким контролем за поведением детей и отсутствием теплоты и сердечности в отношениях с ними. Такие родители не устанавливают ограничений для своих детей либо вследствие недостатка интереса и внимания к детям, либо в результате того, что тяготы повседневной жизни не оставляют им времени и сил на воспитание детей. Если безразличие родителей сочетается с враждебностью, в этом случае ребенка ничто не удерживает от того, чтобы дать волю своим самым разрушительным импульсам и проявить склонность к делинквентному поведению. Исследования малолетних правонарушителей показывают, что во многих случаях эти дети воспитывались в семьях, где попустительство сочеталось с враждебностью [Крайг].


Отклонения в семейном воспитании. Учитель часто сталкивается с результатами различных нарушений воспитательного процесса в семье. В медицинской, психологической и педагогической литературе рассмотрены такие виды отклонения в воспитании, как гипо- и гиперпротекции, безнадзорность, эмоциональное отвержение и др. Эти нарушения связаны как с индивидуально­-психологическими особенностями родителей, так и наличием определенных личных проблем, решаемых за счет ребенка.

Первое различение нарушений связано с тем, сколько сил, вни­мания и времени уделяют родители своим детям (уровень протек­ции). Выделяют два уровня протекции:

1. Гиперпротекция – родители уделяют подростку крайне мно­го времени, внимания, когда его воспитание стало центральным делом жизни родителей, основным, чему посвящена жизнь. Ти­пичные высказывания таких родителей отражают то важное мес­то, которое подросток занимает в их жизни, преувеличенное пред­ставление о том, что произойдет, если не отдавать ему все силы и время.

2. Гипопротекция – случаи крайне заниженного уровня про­текции, когда ребенок фактически лишен внимания родителей, до него «руки не доходит», родителям «не до него». Ребенок про­сто выпадает из виду. За него берутся лишь время от времени, когда случается что-то серьезное.

Второе основание определения нарушений – степень удовлетворенности потребностей подростка. Здесь возможны два типа отклонения:

1. Потворствование. Родители стремятся к максимальному удовлетворению любых потребностей ребенка, его «балуют». Любое желание для них – закон. Аргументируя необходимость такого вос­питания, родители приводят аргументы, являющиеся типичной рационализацией: «слабость» ребенка, его исключительность, желание дать ему то, чего в свое время был лишен сам родитель, то, что подросток растет один, без отца, и др.

2. Игнорирование потребностей ребенка. Данный стиль характеризуется недостаточным стремлением родителя к удовлетворению потребностей подростка. Чаще страдают при этом духовные потребности, особенно потребность в эмоциональном контакте и общении с родителями, в их любви.

Следующий параметр воспитания, который может нарушаться, – количество требований к подростку в семье. Требования – это и обязанности подростка – те задания, которые подросток выполняет (учеба, уход за собой, участие в организации быта, помощь другим членам семьи), и требования-запреты (то, что подросток не должен делать). Невыполнение требований предусматривает санкции от осуждения до суровых наказаний. Здесь можно выделить следующие формы нарушений системы требований:

1. Чрезмерные требования. Повышенная моральная ответствен­ность. Требования к подростку в этом случае очень велики; непо­мерны, не соответствуют его возможностям, не только не содей­ствуют развитию личности, а, напротив, ставят под угрозу. Особенно важны два случая: в первом – на подростка перекладывается более или менее значительная часть обязанностей родителей (ведение хозяйства, уход за малолетними детьми). Такие родители, как правило, осознают, что подросток очень нагружен, но не видят в этом чрезмерности и уверены в пользе. В другом случае – в отношении подростка строят систему неоправданных социальных ожиданий, от него ждут значительных и не соответствующих его способностям успехов в учебе либо других престижных занятиях.

2. Недостаточность обязанностей. В этом случае подросток имеет минимальное количество обязанностей в семье.

3. Чрезмерное количество требований-запретов. В этом случае ребенку «все нельзя». Перед ним ставится огромное количество требований, ограничивающих его свободу и самостоятельность.

4. Недостаточность требований-запретов. В этом случае, наоборот, ребенку все можно. Ребенок предоставлен сам себе и не имеет никаких ограничений.

Следующий параметр воспитания, который может нарушаться, – строгость наказаний. Здесь также встречаются варианты от чрезмерной строгости наказания до их минимализации и отсутствия.

Устойчивые сочетания различных черт воспитания представляют собой тип целенаправленного воспитания.

Одна из классификаций типов нарушений семейного воспитания выглядит следующим образом. Выделяются следующие типы воспитания:

Потворствующая гиперпротекция. Ребенок находится в центре внимания семьи, которая стремится к максимальному удовлетворению его потребностей.

Доминирующая гиперnpотекция. Подросток также в центре внимания родителей, которые отдают ему много сил и времени, лишая самостоятельности, ставя многочисленные ограничения и запреты.

Эмоциональное отвержение. В крайнем варианте это воспитание по типу «Золушки».

Повышенная моральная ответственность. Этот тип воспитания характеризуется сочетанием высоких требований к подростку с недостатком внимания к нему со стороны родителей, меньшей заботой о нем.

Гипопротекция (гипоопека). Подросток предоставлен себе, ро­дители не интересуются им, не контролируют его.

Причины неправильного воспитания весьма различны. Порой это определенные обстоятельства в жизни семьи, мешающие наладить адекватное воспитание. Чаще – низкая педагогическая культура родителей. Во втором случае нередко основную роль в нарушении воспитательного процесса играют личностные особенности самих родителей.

Довольно часто родители склонны решать личностные проблемы за счет ребенка. Это может выражаться в следующем: расширение сферы родительских чувств; предпочтение в подростке детских качеств; воспитательная неуверенность родителя; фобия утраты ребенка; неразвитость родительских чувств; сдвиг в установке родителей по отношению к полу ребенка, например, предпочтение женских качеств у мальчиков; проекция на ребенка собственных нежелательных качеств; вынесение конфликта между супругами в сферу воспитания.

Какие нарушения вызывают подобные отношения родителей? Повышенную (доминирующую или потворствующую) протекцию или, наоборот, гипопротекцию, эмоциональное отвержение и жестокое обращение. Возможен и противоречивый тип воспитания. Нарушения семейного воспитания требуют психолого-педагогической коррекции, которую может осуществить школьный психолог совместно с учителем.


ОПРОСНИК «АНАЛИЗ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ»
Цель: проанализировать особенности семейного воспитания.

Перед тем как мать или отец начнут заполнять опросник, постарайтесь создать атмосферу доверительного психологического контакта. Родители должны быть заинтересованы в искренности собственных ответов.

Каждый опрашиваемый получает бланк регистрации ответов и текст опросника. Зачитайте инструкцию, содержащуюся в начале опросника, и убедитесь, что родители все поняли правильно. После того как началось заполнение бланка регистрации ответов, инструктирование или пояснения нежелательны.
Опросник для родителей

«Уважаемый (ая)_____________________________________

Предлагаемый Вам опросник содержит некоторые утвержде­ния о воспитании детей. Все они пронумерованы. Такие же номера вы видите в «Бланке для ответов». Читайте по порядку утвержде­ния опросника. Если Вы в целом согласны с каким-то конкрет­ным утверждением, то на «Бланке для ответов» обведите кружком номер этого утверждения. Если не согласны – зачеркните этот номер. Если Вам трудно сформулировать свое отношение, то возле номе­ра вопроса на «Бланке» поставьте вопросительный знак.

В этом опроснике нет «правильных» или «неправильных» утверждений. Поэтому отвечайте так, как Вы сами думаете. Этим Вы поможете себе и психологу. Не спешите. Желаем успеха».

(На те утверждения, номера которых в опроснике выделены жирным шрифтом, мужчины могут не отвечать — 19, 39, 59, 79, 99).
1. Я все делаю ради своего сына (дочери).

2. У меня часто не хватает времени подолгу заниматься с сыном (дочерью) чем-то для них интересным — куда-то пойти вме­сте, поговорить, поиграть.

3. Мне приходится разрешать своему сыну (дочери) такие вещи; которые не позволяют своим детям многие другие родители.

4. Не люблю, когда сын (дочь) приходит ко мне с вопросами. Лучше, чтобы думал(а) и решал(а) сам (сама).

5. У нашего сына (дочери) дома обязанностей больше, чем у многих его (ее) товарищей (подруг).

6. Моего сына (дочь) очень трудно заставить что-либо сделать по дому.

7. Хорошо, когда дети имеют свою точку зрения на то, верно или нет рассуждают их родители.

8. Мой сын (дочь) возвращается домой по вечерам, когда захочет.

9. Если хочешь, чтобы твой сын (дочь) стал(а) человеком, не оставляй безнаказанным ни одного его (ее) плохого поступка.

10. Если только возможно, стараюсь не наказывать сына (дочь).

11. Когда я в хорошем настроении, нередко прощаю своему сыну (дочери) то, за что в другое время наказал бы.

12. Я люблю своего сына (дочь) больше, чем люблю своего супруга (свою супругу).

13. Маленькие дети мне нравятся больше, чем большие.

14. Если мой сын (дочь) подолгу упрямится или злится, у

меня бывает чувство, что я поступила (поступил) по отношению к нему (ней) неправильно.

15. У нас долго не было ребенка, хотя мы его очень желали.

16. Общение с детьми в общем-то очень утомительное дело.

17. У моего сына (дочери) есть некоторые черты, которые выводят меня из себя. .

18. Воспитание моего сына (дочери) шло гораздо лучше, если бы мой муж (жена) не мешал(а) мне.

19. Большинство мужчин легкомысленнее, чем женщины.

20. Большинство женщин легкомысленнее, чем мужчины.

21. Мой сын (дочь) для меня - самое главное в жизни.

22. Часто бывает, что я не знаю, где пропадает мой сын (дочь).

23. Стараюсь купить своему сыну (дочери) такую одежду, какую он (она) сам(а) хочет, даже если вещь дорогая.

24. Мой сын (дочь) непонятлив(а). Легче самому два раза сделать, чем один раз объяснить ему (ей).

25. Моему сыну (дочери) нередко приходится (или приходилось раньше) присматривать за младшим братом (сестрой).

26. Нередко бывает так: напоминаю сыну (дочери) сделать что-нибудь, а потом плюну и сделаю сам(а).

27. Родители ни в коем случае не должны допускать, чтобы дети подмечали их слабости и недостатки.

28. Мой сын (дочь) решает, с кем ему (ей) дружить.

29. Дети должны не только любить своих родителей, но и бояться их.

30. Я очень редко ругаю сына (дочь).

31. В нашей строгости к сыну (дочери) бывают большие колебания: иногда мы очень строги, иногда все разрешаем.

32. Мы с сыном понимаем друг друга лучше, чем мы с мужем.

33. Меня огорчает, что мой сын (дочь) слишком быстро становится взрослым.

34. Если ребенок упрямится, потому что плохо себя чувствует, лучше всего сделать так, как он хочет.

35. Мой ребенок рос слабым и болезненным.

36. Если бы у меня не было детей, я бы добился (добилась) в жизни гораздо большего.

37. У моего сына (дочери) есть слабости, которые не проходят, хотя я упорно с ними борюсь.

38. Нередко бывает, что, когда я наказываю своего сына (дочь), мой муж (жена) тут же начинает упрекать меня в излишней строго­сти и утешать его (ее).

39. Мужчины более склонны к супружеской измене, чем женщины.

40. Женщины более склонны к супружеской измене, чем мужчины.

41. Заботы о сыне (дочери) занимают наибольшую часть моего времени.

42. Мне много раз пришлось пропускать родительское собра­ние.

43. Стараюсь купить ему (ей) все то, что он (она) хочет, даже если это стоит дорого.

44. Если побольше побыть в обществе моего сына (дочери), можно сильно устать.

45. Мне много раз приходилось поручать моему сыну (дочери) важные и трудные дела.

46. За моего сына (дочь) нельзя поручиться в серьезном деле.

47. Главное, чему родители должны научить своих детей, — это слушаться.

48. Мой сын сам решает, курить ему или нет.

49. Чем строже родители к ребенку, тем лучше для ребенка.

50. По характеру я - мягкий человек.

51. Если моему ребенку чего-то от меня нужно, он (она) ста­рается выбрать момент, когда я в хорошем настроении.

52. Когда думаю о том, что когда-нибудь мой сын (дочь) вырастет и я буду ему (ей) не нужна, у меня портится настроение.

53. Чем дети старше, тем труднее иметь с ними дело.

54. Чаще всего упрямство ребенка может быть вызвано тем, что родители не умеют правильно к нему подойти.

55. Я постоянно переживаю за здоровье сына (дочери).

56. Если бы у меня не было детей, мое здоровье было бы гораздо лучше.

57. Некоторые очень важные недостатки моего сына (дочери) упорно не исчезают, несмотря на все меры.

58. Мой сын (дочь) недолюбливает моего мужа (жену).

59. Мужчина хуже понимает чувства другого человека, чем женщина.

60. Женщина хуже понимает чувства другого человека, чем мужчина.

61. Ради моего сына (дочери) мне от многого в жизни при­шлось отказаться.

62. Бывало, что я не знал(а) о замечании или двойке в днев­нике потому, что не посмотрел(а) в дневник.

63. Я трачу на своего сына (дочь) значительно больше денег, чем на себя.

64. Не люблю, когда сын (дочь) что-то просит. Я сам(а) лучше знаю, что ему(ей) надо.

65. У моего сына (дочери) более трудное детство, чем у боль­шинства его товарищей (ее подруг).

66. Дома мой сын (дочь) делает только то, что ему (ей) хочет­ся, а не то, что надо.

67. Дети должны уважать родителей больше, чем других людей.

68. Мой сын (дочь) сам(а) решает, на что ему (ей) тратить деньги.

69. Я строже отношусь к своему сыну (дочери), чем другие родители к своим детям.

70. От наказания мало проку.

71. Члены нашей семьи неодинаково строги с сыном (дочерью). Одни балуют, другие, наоборот, очень строги.

72. Мне бы хотелось, чтобы мой сын (дочь) не любил(а) никого, кроме меня.

73. Когда мой сын (дочь) был(а) маленький (маленькая), он(а) мне нравился больше, чем в данное время.

74. Часто не знаю, как правильно поступать с моим сыном (дочерью).

75. В связи с плохим здоровьем сына (дочери) нам приходилось в детстве многое позволять ему (ей).

76. Воспитание детей - тяжелый и неблагодарный труд. Им отдаешь все, а взамен не получаешь ничего.

77. С моим сыном(дочерью) мало помогает доброе слово. Един­ственное, что на него (на нее) действует, — это постоянные стро­гие наказания.

78. Мой муж (жена) старается настроить сына (дочь) против меня.

79. Мужчины чаще, чем женщины, действуют безрассудно, не обдумав последствий.

80. Женщины чаще, чем мужчины, действуют безрассудно, не обдумав последствий.

81. Я все время думаю о моем сыне (дочери), о его (ее) делах, здоровье и т.д.

82. Нередко приходится (или приходилось) подписываться в дневнике за несколько недель сразу.

83. Мой сын (дочь) умеет добиться от меня того, чего ему(ей) хочется.

84. Мне больше всего нравятся тихие и спокойные дети.

85. Мой сын (дочь) много помогает мне (дома, на работе).

86. У моего сына (дочери) мало обязанностей по дому.

87. Даже если дети уверены, что родители не правы, они должны делать так, как говорят родители.

88. Выходя из дому, мой сын (дочь) редко говорит, куда идет.

89. Бывают случаи, когда наказание — это ремень.

90. Многие недостатки в поведении сына (дочери) прошли сами собой с возрастом.

91. Когда наш сын (дочь) что-то натворит, мы беремся за него (нее). Если все тихо, опять оставляем его (ее) в покое.

92. Если бы мой сын не был моим сыном, а я была бы помоложе, то я наверняка в него влюбилась.

93. Мне интереснее говорить с маленькими детьми, чем с боль­шими.

94. В недостатках моего сына (дочери) виноват(а) я сам(а), потому что не сумел(а) его (ее) воспитать.

95. Только благодаря нашим усилиям сын (дочь) остался (осталась) жив(а).

96. Нередко завидую тем, кто живет без детей.

97. Если предоставить моему сыну (дочери) свободу, он (она) непременно использует это во вред себе или окружающим.

98. Нередко бывает, что если я говорю своему сыну (дочери) одно, то муж (жена) специально говорит наоборот.

99. Мужчины чаще, чем женщины, думают только о себе.

100. Женщины чаще, чем мужчины, думают только о себе.

101. Я трачу на сына (дочь) больше времени и сил, чем на себя.

102. Я довольно мало знаю о делах сына (дочери).

103. Желание моего сына (дочери) для меня закон.

104. Когда мой сын был маленький, он очень любил спать со мной.

105. У моего сына (дочери) плохой желудок.

106. Родители нужны ребенку, лишь пока он не вырос. Потом он все реже вспоминает о них.

107. Ради сына (дочери) я пошел бы (пошла бы) на любую жертву.

108. Моему сыну (дочери) нужно уделять внимания больше, чем я могу.

109. Мой сын (дочь) умеет быть таким милым (милой), что я ему (ей) все прощаю.

110. Мне бы хотелось, чтобы сын женился попозже, после 30 лет.

111. Руки и ноги моего сына (дочери) часто бывают очень холодными.

112. Большинство детей — маленькие эгоисты. Они совсем не думают о здоровье и чувствах своих родителей.

113. Если не отдавать моему сыну (дочери) все время и силы, это может плохо кончиться.

114. Когда все благополучно, я мало интересуюсь делами сына (дочери).

115. Мне очень трудно сказать своему ребенку «нет».

116. Меня огорчает, что мой сын (дочь) все меньше нуждается во мне.

117. Здоровье моего сына (дочери) Хуже, чем у большинства других подростков.

118. Многие дети не испытывают благодарности по отноше­нию к своим родителям.

119. Мой сын (дочь) не может обходиться без моей помощи.

120. Большую часть своего свободного времени он (она) проводит вне дома.

121. У моего сына (дочери) очень много времени на развлечения.

122. Кроме моего сына, мне никто на свете не нужен.

123. У моего сына (дочери) порывистый и беспокойный характер.

124. Нередко, думаю, что я слишком рано женился (вышла замуж).

125. Все, чего достиг (достигла) мой сын (дочь) к настоящему времени (в учебе, работе и др.), он (она) добился (добилась) благодаря моей постоянной помощи.

126. Делами сына (дочери) в основном занимался мой муж (жена).

127. Закончив уроки (или придя с работы), мой сын (дочь) занимается тем, что ему (ей) нравится.

128. Когда я вижу или представляю сына с девушкой (дочь с ее приятелем), у меня портится настроение.

129. Мой сын (дочь) часто болеет.



130. Семья не помогает, а осложняет мою жизнь.
Бланк для регистрации ответов родителей


Номера ответов

Шкала

ДЗ

1

21

41

61

81

Г+

7

2

22

42

62

82

Г-

8

3

23

43

63

83

У+

6

4

24

44

64

84

У-

4

5

25

45

65

85

Т+

4

6

26

46

66

86

Т-

4

7

27

47

67

876

З+

4

8

28

48

68

88

З-

3

9

29

49

69

89

С+

4

10

30

50

70

90

С-

4

11

31

51

71

91

Н

5

12

32

52

72

92

РРЧ

6

13

33

53

73

93

ПДК

4

14

34

54

74

94

ВН

4

15

35

55

75

95

ФУ

6

16

36

56

76

96

НРЧ

7

17

37

57

77

97

ПНК

4

18

38

58

78

98

ВК

4

19

39

59

79

99

ПМК

4

20

40

60

80

100

ПЖК

4

101

107

113

119

125

Г+




102

108

114

120

126

Г-




103

109

115

121

127

У+




104

110

116

122

128

РРЧ




105

111

117

123

129

ФУ




106

112

118

124

130

НРЧ



Ваши фамилия, имя, отчество.

Фамилия и имя вашего ребенка. Возраст ребенка.

Кто заполнял: отец, мать, другой воспитатель (подчеркнуть).


Обработка результатов. На бланке регистрации ответов номера, относящиеся к одной шкале, для скорости подсчета расположены в одной строчке. Подсчитайте число обведенных номеров. Обратите внимание на то, что на бланке регистрации ответов за вертикальной чертой указано диагностическое значение (ДЗ) для каждой шкалы. Если число обведенных номеров достигает или превышает диагностическое значение, то у обследуемого родителя считается установленным указанный тип отклонения в воспитании.

Буквы за чертой – это применяемые в данных методических рекомендациях сокращенные названия шкал. Причем некоторые названия шкал подчеркнуты: это значит, что к результату по горизонтальной строке (набранному числу баллов) надо прибавить результат по дополнительной шкале, которая находится в нижней части бланка под горизонтальной чертой и обозначена теми же буквами, что и основная.

I. Уровень протекции – сколько сил, времени уделяют родители воспитанию ребенка:

1) гиперпротекция (чрезмерная) – шкала Г+;

2) гипопротекция (недостаточная) – шкала Г-.

II. Степень удовлетворения потребностей – в какой мере деятельность родителей нацелена на удовлетворение потребностей ребенка, как материально-бытовых, так и духовных:

1) потворствование (стремление родителей к максимальному и некритическому удовлетворению любых потребностей ребенка) ­- шкала У+;

2) игнорирование потребностей ребенка (недостаточное стремление родителей к удовлетворению потребностей ребенка) ­шкала У-.

III. Уровень требовательности к ребенку в семье – обязаннос­ти, запреты, наказания:

1) чрезмерность требований-обязанностей представляет риск психотравматизма – шкала Т+;

2) недостаточность требований-обязанностей приводит к труд­ности привлечения ребенка к какому-либо делу – шкала Т-;

3) чрезмерность требований-запретов формирует реакцию эмансипации или предопределяет развитие черт сензитивной и тревожно-мнительной акцентуации – шкала З+;

4) недостаточность требований-запретов стимулирует разви­тие гипертимного, неустойчивого типа характера – шкала З-;

5) чрезмерность санкций – чрезмерное реагирование даже на незначительные нарушения поведения – шкала С+;

6) минимальность санкций – упование на поощрение, сомнение в результативности любых наказаний – шкала С-.

Неустойчивость стиля воспитания – резкая смена стиля, при­емов воспитания, формируюшая упрямство, – шкала Н. .

Сочетания разных особенностей формируют тип семейного воспитания:

потворствующая гиперпротекция (сочетание черт, отраженных в шкалах Г+, У+ при Т, З-, С-);

доминирующая гиперпротекцuя (Г+, У-, Т+, З+, С+);

эмоциональное отвержение (Т+, У, С+);

гипопротекцuя (гипоопека) (Г-, У-, Т-, З-);

повышенная моральная ответственность (Г-, У-, Т+).
Диагностика типов семейного воспитания (опросник АСВ)


Тип семейного воспитания

Уровень протекции

Полнота удовлетворе-ния потребностей


Степень предъявления требо-ваний

Степень запрета


Строгость санкций



П

(Г+Г-)


У

(У+ У-)


Т

(Т+ Т-)


З

(З+ З-)


С

(С+ С-)


Потворствующая гиперпротекция

+

+

-

-

-

Доминирующая гиперпротекция

+

+-

+-

+

+-

Эмоциональное отвержение

_

+-

+-

+-

+

Жесткое обращение

-

-
-

+-
-

+-
-

+
+-

Гипопротекция

-

Повышенная моральная ответственность

-

-

+

+-

+-


Примечание: «+» – чрезмерная выраженность соответствующей черты воспитания;

«– » – недостаточная выраженность;

«+;–» – при данном типе воспитания возможна как чрезмерность данной черты, так и недоста­точность или просто выраженность.
Занятие 4

МОТИВЫ УЧЕНИЯ

Основные понятия: учебная деятельность, ее структура, учебная мотивация, усвоение в учебной деятельности, самостоятельная работа как высшая форма учебной деятельности.


Вопросы и задания для обсуждения

1. Сущность учебной деятельности, ее структура.

2. Понятие о мотивации, мотивах учения. Раскройте основные подходы к исследованию мотивации. Что такое «мотивационные ориентации»? Какие из них выявляют большую устойчивость мотивации? Какие потребности из пирамиды А. Маслоу могут быть связаны с успешностью учебной деятельности?

3. Пути и условия развития познавательных интересов учащихся в школе.

4. Изучение мотивации учения: методы и методики (анализ одной из методик изучения мотивации учения, апробированных студентами в школе).

5. Охарактеризуйте феномен «усвоение» в учебной деятельности обучающихся.

6. Почему самостоятельную работу школьников называют высшей формой учебной деятельности?

7. Психологический анализ урока.


Основная литература


  1. Давыдов В.В. и др. Формирование учебной деятельности школьника. – М., 1982.

  2. Ильясов И.И. Структура процесса учения. – М.. 1986.

  3. Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте.



Дополнительная литература:


  1. Шадриков В.Д. Деятельность и способность. – М., 1995.


Методические рекомендации Теория учебной деятельности – научный приоритет России (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А. Лурия, Л.Н. Занков, П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, Маркова А.К. и др.). Психологические основы теории деятельности заложены Л.С. Выготским, С.Л. Рубинштейном, конкретное содержание сформулировано А.Н. Леонтьевым. Учебная деятельность – деятельность субъекта по овладению обобщенными способами учебных действий и саморазвитию в процессе решения учебных задач, специально поставленных преподавателем на основе внешнего контроля и оценки, преходящих в самоконтроль и самооценку. Она имеет свою структуру, особенности организации.

В данной теме важно уяснение студентами назначения психологического анализа урока. Он предполагает изучение психической деятельности учащихся на уроке: выявление уровня их знаний, умений, навыков, степени сформированности мотивации, особенностей психических состояний в процессе обучения. Во многом эти особенности зависят от того, как организована учебная деятельность, вызывает ли она активность школьников, способствует ли их развитию.



Материалы для самостоятельной работы студентов
<< предыдущая страница   следующая страница >>