Педагогическая психология - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
К курсу «Психология родительства» Курс входит в профессиональный... 1 37.85kb.
Дпп педагогическая психология (Неволина И. Я.) 1 21.99kb.
Научно-исследовательская работа. Научно-исследовательская работа... 1 18.52kb.
Вопросы к вступительному экзамену в аспирантуру по специальности 1 41.58kb.
Педагогика и психология выготский лев семенович 1 182.36kb.
Рабочая программа дисциплины педагогическая психология направление... 2 615.89kb.
Программа вступительного экзамена в аспирантуру по специальности 19. 1 246.21kb.
Ббк в92 Научное издание Л. С. Выготский Педагогическая психология 19 10896.14kb.
Балтийская педагогическая академия 8 3494.12kb.
Программа кандидатского экзамена по специальности 19. 00. 07 Педагогическая... 1 133.23kb.
Специальное (дефектологическое) образование профиль Специальная психология... 1 17.65kb.
Учебник по курсу: педагогическая психология 8 3311.46kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Педагогическая психология - страница №9/10

Дополните:


1. Деятельность направленная на совершенствование, развитие, формирование человека как личности через осознанное, целенаправленное усвоение им социокультурного опыта в различных видах и формах – это … деятельность.
2. Учебная деятельность направлена на усвоение знаний, овладение обобщенными способами действий, отработку приемов и способов действий обучающегося, что отражено в ее…..
3. Продуктом учебной деятельности является…..
4. Предпринимаемые учеником учебные действия, направленные на развитие способностей, на приобретение необходимых знаний, умений и навыков называются…..
5.Совместная учебная деятельность учащегося и учителя, предполагающая передачу знаний, умений и навыков называется…..
6. Факт приобретения учеником новых психологических качеств и свойств в учебной деятельности называется…..
7. Научение по механизму импритинга, условнорефлекторное, оперантное, вербальное составляют основные…..
8. Знания, умения и навыки приобретаются по так называемому методу проб и ошибок при…..
9. Накопление опыта человеком происходит через прямое наблюдение за поведением других людей при…..
10. Процесс приема, смысловой переработки, сохранения полученных знаний и применения их в новых жизненных ситуациях называется…..
11.Первым психологическим компонентом усвоения (по Н.Д. Левитову) является…..
12. Основной характеристикой усвоения является…..
13. Закономерностью формирования навыка является распределение учебных упражнений во времени, когда наибольшее количество упражнений приходится на…..
14. Некоторая система отношений ребенка и социальной среды, которая определяет содержание, направление процесса развития и формирования его основной линии, называется…..
15. Развивающее обучение представляет собой…..
16. Сущность проблемного обучения состоит в том, что…..
17. Основные принципы программированного обучения……
18. Основоположник программированного обучения …..
19. Учебная деятельность – это…..
20. Учение – это деятельность (кого?) …..
21. Обучение – это деятельность (кого?) …..
22. Основными средствами стимулирования обучения и воспитания являются…..
23.Уровень актуального развития характеризуют…..
24. Способность учащегося к усвоению знаний, восприимчивость к помощи другого, активность ориентировки в новых условиях, переключаемость с одного способа работы на другой – это показатели…..
25. Первым компонентом структуры учебной деятельности является…..
26. Учение в отечественной науке Д.Б. Эльконин и В.В. Давыдов трактовали как…..
27. Учение в отечественной науке П.Я. Гальперин трактовал как:R усвоение знаний на основе совершаемых субъектом действий;
28. Какая из мотивационных ориентаций наиболее продуктивна…

29. Учебная деятельность является ведущей деятельностью в…..


30. Учебная деятельность по отношению к деятельности (по В.В. Давыдову) является…..
31. Первым компонентом в четырехструктурной системе мотива является по Б.И. Дадонову…..
32. Учебная деятельность побуждается иерархией мотивов, в которой первое место принадлежит (по А.К. Марковой)…..
33. Основной динамической характеристикой учебной мотивации, которая обеспечивает относительную продолжительность и высокую продуктивность деятельности в различных условиях, является…..
34. Класс объектов, которые относятся к определенному понятию и объединяются ими, называется…..
35. Система существенных свойств, по которой происходит объединение данных объектов в один класс, называется…..
36. Сущность понятия выступает перед учеником в виде…...
37. Специфика усвоения начальных научных понятий состоит……
38. Собственно психологический механизм усвоения понятий составляет…..
39. Установите соответствие между соотношением теорий обучения и развития, и их авторами:

обучение и есть развитие

У. Джеймс, Дж. Уотсон, К. Коффка

психическое развитие и обучение отождествлял:

Э. Торндайк

«обучение не плетется в хвосте развития, а ведет его за собой» – принцип современного обучения

Л.С. Выготский

обучение – это только внешние условия созревания, развития

В. Штерн

развитие не зависит от обучения

Ж. Пиаже

40. Установите соответствие между психологическими теориями обучения и их авторами:



теория поэтапного формирования умственных действий

П.Я. Гальперин

проблемное обучение

В. Оконь, М.М. Махмутов

программированное обучение

Б.Ф. Скиннер

развивающее обучение

Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов

41. Установите соответствие:



вид мотивов учения, характеризующийся ориентацией учащегося на овладение новыми знаниями – фактами, явлениями, закономерностями, называется:

широкие познавательные мотивы

стремление к контактам со сверстниками и к получению их оценок характеризует:

узкие социальные мотивы

обращение к учителю за дополнительными сведениями является формой проявления:

мотивы самообразования

3.4. Психология личности педагога. Психология педагогической деятельности

Выберите правильный ответ:

1. По стилю отношений между воспитателями и воспитанниками различают воспитание:

а) авторитетное, попустительское, оценочное;

б) бескомпромиссное, обучающее;

в) высокое, среднеее, низкое;

г) авторитарное, демократическое, либеральное.





  1. Наиболее высокой ступенью морального развития по Л. Колбергу является:

а) конвенционные отношения со взрослыми;

б) разблокированные установки;

в)соблюдение норм поведения;

г)мораль индивидуальных принципов совести.





  1. Общественные организации и структуры, которые призваны оказывать воспитательное воздействие на личность, называются:

а) учреждениями образования;

б) обучающими структурами;

в) школами;

г) институтами воспитания.




  1. Успехи в учении и воспитании детей прямо зависят от мотивации, то есть от наличия значимых и действенных стимулов к усвоению знаний, к формированию умений и навыков, к приобретению определенных личностных качеств:

а) спорно; б) неверно; в) не только; г) верно.


  1. Наиболее эффективным средством управления развитием личности являются: а) стимульные оценки; б) эффектные образы; в) наглядные примеры; г) межличностные отношения;




  1. К деловым отношениям в группах школьников относятся такие, которые складываются в:

а) уличной компании; б) микрогруппах; в) спортивных секциях; г)общественном колективе.
7. К личным отношениям в группах школьников относятся такие, которые имеют свою специфическую задачу: а) быть лидерами во всех начинаниях; б) организовывать помощь в обучении сверстников; в) противостоять педагогам и родителям; г) установление более близких контактов учеников друг с другом.
8. Разностороннее развитие личности ребенка в детском коллективе возможно только в том случае (по Р.С. Немову), когда: а) педагог не вмешивается в жизнь группы; б) родители являются союзниками педагога; в) в классе нет группировок; г) ребенок максимально включен в коллективную жизнь.
9. Способности, позволяющие учителю успешно осуществлять отбор содержания и методов обучения учащихся, доступно излагать учебный материал, вызывая познавательную активность у самих учащихся, называются: а) дидактические; б) экспрессивные; в) перцептивные; г) организаторские;
10. Способности, позволяющие учителю найти наилучшую эмоционально-выразительную форму изложения программного материала, называются: а) экспрессивные; б) суггестивные; в) перцептивные; г)организаторские.
11. Способности, выражающиеся в психологической наблюдательности педагога по отношению к учащимся, проникновении в их внутреннее духовное состояние, глубоком понимании возрастных и индивидуальных особенностей воспитуемых, называются: а) перцептивные; б) дидактические; в) академические; г) организаторские.
12. Способности, обеспечивающие дисциплину и порядок в классе; продуманное использование каждой минуты на уроке, создание дружного и сплоченного коллектива учащихся, называются: а) организаторские; б) академические; в) перцептивные; г) суггестивные.

13. Способности к внушению, сильному эмоционально-волевому влиянию учителя на учащихся и умение на этой основе завоевать авторитет в их глазах, называются: а) организаторские; б) академические; в) перцептивные; г) суггестивные.


14. Способности, связанные с усвоением знаний, навыков и умений в соответствующей области науки, называются а) организаторские; б) академические; в) перцептивные; г) суггестивные.
Дополните:

15. Устойчивые свойства личности учителя, отражающие структуру педагогической деятельности, которые являются условием ее успешного вы­полнения, называются … способностями:


16. Способности, проявляющиеся в установлении и поддержании контактов с детьми, в правильном построении взаимоотношений с ними, называются … способностями:
17. Способности проектировать личность ребенка и композиционно строить учебно-воспитательный материал применительно к возрастным и индивидуальным особенностям детей, называются … способностями:
18. Способности активизировать учащихся в различных видах деятельности и воспитывать коллектив, способный воздействовать на каждую отдельную личность, помогать личности стать активной в движении к целям гуманистического воспитания и самовоспитания, называются … способностями:
19. Индивидуальная психологическая особенность, проявляющаяся в склонности человека к частым и интенсивным переживаниям состояния тревоги, а также в низком пороге его возникновения, определяется как: а) тревожность; б) стресс; в) рефлексия; г) устойчивость.
20. Сильное неблагоприятное, отрицательно влияющее на организм воздействие, называется: а) стресс; б) рефлекс; в) инертность; г) интуиция.
21. Психическое состояние, вызванное неуспехом в удовлетворении потребности, желания, называется: а) фрустрация; б) рефлексия; в) эмпатия; г) идентификация.
22. Эмоциональная отзывчивость человека на переживания другого, разновидность социальных (нравственных) эмоций определяется, как: а) фрустрация; б) рефлексия; в) эмпатия; г)тревога.
23. Мыслительный процесс, направленный на анализ, понимание, осознание себя: собственных действий, поведения, речи, опыта, чувств, состояний, способностей, характера, называется: а) фрустрация; б) рефлексия; в) эмпатия; г)тревога.
24. Понятие, включающее все субъективные свойства, проявляемые в деятельности и обеспечивающие её эффективность, определяется, как: а) профессиональная компетентность; б) личностная готовность; в) профессиональное развитие; г) потребность в аффилиации.


  1. Процесс активного взаимодействия человека с миром: с окружающими людьми, с предметами объективной действительности, называется: а) деятельностью; б) общением; в) перцепцией; г) потребностью.




  1. Воспитывающее и обучающее воздействие учителя на ученика, направленное на его духовное, интеллектуальное и деятельностное воздействие, одновременно выступающее как основа его саморазвития и самосовершенствования – это а) педагогическая деятельность; б) интеллектуальная деятельность; в) деятельность; г) организаторская деятельность;

28. В структуре педагогической деятельности выделяют следующие педагогические функции (отметить лишнее): а) перцептивная; б) организаторская; в) коммуникативная; г)конструктивная.


29. В структуре педагогической деятельности выделяют следующие педагогические функции (отметить лишнее): а) мотивационная; б) гностическая; в) коммуникативная; г) конструктивная.


  1. В педагогическом общении реализуются стороны общения (отметить лишнее): а) интуитивная; б) перцептивная; в) коммуникативная; г) интерактивная.




  1. К барьерам педагогического общения по Кан-Калику относятся: а) боязнь класса и педагогической ошибки; б) установка, формируемая в результате прошлого негативного опыта; в) неадекватность собственной деятельности; г) область межличностных отношений.

32. К причинам предрасположенности педагогов к конфликтам, выделенных Е.Н. Богдановым и В.Г. Зазыкиным не относится: а) несоответствие человека педагогической деятельности; б) наличие внутриличностных конфликтов; в) профессиональная деформация личности педагога; г) акцентуации характера.


Дополните:

33. Способности, позволяющие учителю успешно осуществлять отбор содержания и методов обучения учащихся, доступно излагать учебный материал, вызывая познавательную активность у самих учащихся, называются … способностями.


34. Способности, выражающиеся в психологической наблюдательности педагога по отношению к учащимся, проникновении в их внутреннее духовное состояние, глубоком понимании возрастных и индивидуальных особенностей воспитуемых, называются … способностями.
35. Способности, обеспечивающие дисциплину и порядок в классе; продуманное использование каждой минуты на уроке, создание дружного и сплоченного коллектива учащихся, называются … способностями.
36. Способности, позволяющие учителю найти наилучшую эмоционально-выразительную форму изложения программного материала, называются … способностями.
37. Устойчивые свойства личности учителя, отражающие структуру педагогической деятельности, которые являются условием ее успешного выполнения, называются … способностями.
38. Способности, проявляющиеся в установлении и поддержании контактов с детьми, в правильном построении взаимоотношений с ними, называются … способностями.
39. Способности проектировать личность ребенка и композиционно строить учебно-воспитательный материал применительно к возрастным и индивидуальным особенностям детей, называются … способностями.
40. Способности активизировать учащихся в различных видах деятельности и воспитывать коллектив, способный воздействовать на каждую отдельную личность, помогать личности стать активной в движении к целям гуманистического воспитания и самовоспитания, называются … способностями.
41.Знание общих закономерностей общения, структуры общения, особенностей реализации коммуникативной, интерактивной и перцептивной сторон общения, методик исследования общения и межличностных отношений, называется …
42.Умение передавать информацию, используя весь арсенал коммуникативных средств, методов и приемов организовывать взаимоотношения с детьми и взаимоотношения детей в процессе совместной деятельности, называется …
43. Эмоциональное состояние, характеризующее отношение, переживание, которое возникает между партнерами по общению, называется …
44.

Сплав интеллектуальных способностей и духовного состояния учителя, который в своем общении стремится понимать, принимать и вмещать в себя других людей с их духовным содержанием, возможен благодаря …


46. Легкость, адекватность установления контакта с собеседником, умение следить за реакцией собеседника, самому адекватно реагировать на неё, получать удовольствие от общения, характеризует такой уровень соответствия человека педагогической деятельности, как ....
47.Процесс активного взаимодействия человека с миром: с окружающими людьми, с предметами объективной действительности, называется …
48. Воспитывающее и обучающее воздействие учителя на ученика, направленное на его духовное, интеллектуальное и деятельностное воздействие, одновременно выступающее как основа его саморазвития и самосовершенствования – это … ….
49. Педагогическая функция, проявляющаяся в умении подбирать учебный материал в соответствии со школьными программами, учебниками, различными методическими разработками и его перерабатывать для изложения учащимся, называется ….
50. Педагогическая функция, проявляющаяся в умении организовать ученический коллектив, сплотить его, воодушевить на решение важных задач, а также умение правильно организовать свою собственную работу, называется ….
51.Педагогическая функция, включающая в себя установление и поддержание продуктивных взаимоотношений с учениками, родителями, администрацией, учителями, называется ….
52. Педагогическая функция, предполагающая развитие умения анализировать, систематизировать, обобщать, классифицировать, оценивать, структурировать подлежащие исследованию явления их связи и отношения, называется ….
53. Норма интеллектуального развития человека, эмпатийность, положительный эмоциональный тон, а также нормальный уровень развития коммуникативно-познавательной активности, характеризует такой уровень соответствия человека педагогической деятельности, как ....
54. Отрефлексированная направленность человека на профессию типа «Человек-Человек», его мировоззренческая зрелость, широкая и системная профессионально-предметная компетентность, а также коммуникативная и дидактическая потребность и потребность в аффилиации, характеризует такой уровень соответствия человека педагогической деятельности, как ....



    1. Установите соответствие уровней продуктивности педагогической деятельности:




репродуктивный

педагог умеет пересказать другим то, что знает сам – непродуктивный;


адаптивный

педагог умеет приспособить свое сообщение к особенностям аудитории – малопродуктивный

локально моделирующий

педагог владеет стратегиями обучения учащихся знаниям, навыкам, умениям по отдельным разделам курса (т.е. формулировать педагогическую цель, отдавать себе отчет в искомом результате и отбирать систему и последовательность включения учащихся в учебно-познавательную деятельность) – среднепродуктивный;

системно моделирующий знания учащихся

педагог владеет стратегиями формирования искомой системы знаний, навыков, умений учащихся по предмету в целом – продуктивный;


системно моделирующий деятельность и поведение учащихся

педагог владеет стратегиями превращения своего предмета в средство формирования личности учащегося, его потребностей в самовоспитании, самообразовании, саморазвитии – высокопродуктивный




    1. Установите соответствие деятельности педагога педагогическим функциям:



Конструктивная функция

умение подбирать учебный материал в соответствии со школьными программами, учебниками, различными методическими разработками и его перерабатывать для изложения учащимся;


Организаторская функция

умение организовать ученический коллектив, сплотить его, воодушевить на решение важных задач, а также умение правильно организовать свою собственную работу;

Коммуникативная функция

умение найти правильный подход к учащимся, установление с ними целесообразные, с педагогической точки зрения, взаимоотношения, наличие педагогического такта;

Гностическая (исследовательская) функция

умение анализировать, систематизировать, обобщать, классифицировать, оценивать, структурировать подлежащие исследованию явления их связи и отношения.




    1. Установите соответствие стилей педагогической деятельности

(по А.К. Марковой)

Авторитарный стиль



учитель единолично решает, принимает решения, устанавливает жесткий контроль за выполнением предъявляемых им требований, использует свои права без учета ситуации и мнений учащихся, не обосновывает свои действия перед учащимися;

Демократический стиль



учитель привлекает учеников к принятию решений, учитывает их мнения, поощряет самостоятельность суждений, учитывает не только успеваемость, но и личностные качества учеников;

Либеральный стиль



учитель уходит от принятия решений, передавая инициативу ученикам, коллегам; организацию и контроль деятельности учащихся осуществляет без системы, проявляет нерешительность, колебания;

58. Установите соответствие стилей педагогической деятельности:



Автократический стиль



учитель осуществляет единоличное управление руководством коллективом, без опоры на актив; учащимся не позволяют высказывать свои взгляды, критические замечания, проявлять инициативу, тем более претендовать на решение касающихся их вопросов;

Авторитарный стиль



учитель осуществляет единоличное управление руководством коллективом, без опоры на актив, но учащимся позволяют участвовать в обсуждении вопросов, их затрагивающих, однако решение всегда принимает учитель в соответствии со своими установками;

Демократический стиль



учитель опирается на коллектив, стимулирует самостоятельность учащихся; учитель проявляет определенную терпимость к критическим замечаниям учащихся, вникает в их личные дела и проблемы; ученики обсуждают проблемы коллективной жизни и делают выбор, но окончательное решение формулирует учитель;

Игнорирующий стиль



учитель стремится как можно меньше вмешиваться в жизнедеятельность учащихся, практически устраняется от руководства ими, ограничиваясь формальным выполнением обязанностей и указаний администрации;

Непоследовательный стиль




учитель в зависимости от внешних обстоятельств или собственного эмоционального состояния осуществляет любой из известных стилей руководства;

Установите соответствие стилей педагогической деятельности:



Эмоционально-импровизационный стиль (ЭИС)



Учителя отличает ориентация на процесс обучения. Объяснение такой учитель строит логично, интересно, однако часто отсутствует обратная связь с учениками. Во время опроса обращается к большому числу учеников, в основном – сильных, интересующих его, опрашивает их в быстром темпе, не дает им договорить. В деятельности недостаточно представлены закрепление и повторение учебного материала.

Эмоционально-методичный стиль (ЭМС)

Учитель ориентирован на процесс и результаты обучения, адекватное планирование учебно-воспитательного процесса, высокую оперативность, у него некоторое преобладание интуитивности над рефлексивностью. Учитель поэтапно отрабатывает весь учебный материал, внимательно следит за уровнем знаний всех учащихся (как сильных, так и слабых), в его деятельности постоянно представлены закрепление и повторение учебного материала, контроль знаний учащихся.

Рассуждающе-импровизационный стиль (РИС)

Учитель ориентирован на процесс и результаты обучения, адекватное планирование учебно-воспитательного процесса, однако не всегда способен обеспечить высокий темп работы, редко практикует коллективные обсуждения. Учитель меньше говорит сам, давая возможность отвечающим детально оформить ответ.


Рассуждающе-методичный стиль (РМС)

Ориентируясь преимущественно на результаты обучения и адекватно планируя учебно-воспитательный процесс, учитель проявляет консервативность в использовании средств и способов пед. деятельности. Высокая методичность сочетается с малым, стандартным набором используемых методов обучения, редким проведением коллективных обсуждений. В процессе опроса обращается к небольшому количеству учеников, давая много времени на ответ, особое внимание уделяя слабым ученикам. Для такого учителя характерна рефлекcивность.

60. Установите соответствие сторонам общения:




Коммуникативная сторона

обмен информацией между общающимися;

Перцептивная сторона

восприятие друг друга партнерами по общению и установление взаимопо­нимания;

Интерактивная сторона

организация взаимодействия;



  1. Установите соответствие компонентов педагогического общения:




Когнитивный

компонент



Знание общих закономерностей общения, структуры общения, методик исследования общения и межличностных отношений.

Регулятивный

компонент



Умение передавать информацию, используя коммуникативные средства, методы и приемы организовывать взаимоотношения с детьми и взаимоотношения детей в процессе совместной деятельности.

Аффективный

компонент



Эмоциональное состояние, характеризующее отношение, переживание, которое возникает между партнерами по общению.

Духовный

компонент



Сплав интеллектуальных способностей и духовного состояния учителя, который в своем общении стремится понимать, принимать и вмещать в себя других людей с их духовным содержанием.

62. Установите соответствие функций педагогического общения:




Познавательная функция

функция общения, обозначающая объяснение окружающего мира, интонирование социально и личностно значимых сторон в познаваемых явлениях;

Эмотивная функция

функция общения, представляющая собой отношение говорящего к собеседнику;

Воспитывающая функуция

функция общения, целенаправленно формирующая социально-полезные качества личности учащегося;

Фасилитативная функция

функция общения, направленная на облегчение ученику процесса выражения себя, проявления того, что в нем есть положительного;

Регулятивная функция

функция общения, побуждающая адресата к действию, координации деятельности путем общения;

Функция самоактуализации

функция общения, производящая процесс актуализации своих возможностей.


63. Установите соответствие психологических принципов организации личностного педагогического взаимодействия:




Принцип диалога

Этот принцип связан с преобразованием позиций взрослого и ребенка в личностно-равноправные, в позиции со-учащихся, со-воспитывающихся, сотрудничающих людей.

Проблематизация педагогического взаи­модействия

Этот принцип ведет к изменению ролей и функций взрослого и ребенка, учителя и учащегося в процессе воспитания и обучения. Взрослый актуализирует исследовательскую активность самого ученика, стимулирует его тенденцию к личностному росту, создает условия для совершения ребенком нравственных поступков, для самостоятельного обнаружения и постановки им познавательных проблем и задач.

Принцип персонализации

Этот принцип предполагает отказ от ролевых масок, адекватное включение в это взаимодействие чувств, переживаний, эмоций и соответствующих им действий и поступков, которые не соответствуют ролевым ожиданиям и нормативам.

Индивидуализация педагогического взаимодействия

Этот принцип означает выявление и культивирование в каждом ребенке индивидуально-специфического и особенного.

64. Установите соответствие «барьеров» в педагогическом общении с их содержанием (по И.А. Зимней):




Этно-социокультурная область затруднений

область затруднений, связанная с особенностями этнического сознания, ценностями, стереотипами, установками сознания человека, проявляемыми в общении в конкретных условиях его социального и культурного развития;

Статусно-позиционно-ролевая область затруднений

область затруднений, обусловленная следующими причинами: семейным воспитанием, позицией в общности, ролью, статусом учреждения, образовательной системы, региона, города и т.п.

Возрастная область затруднений

затруднения в общении с педагогом чаще всего возникают в связи с тем, что учитель не учитывает возрастных особенностей учеников;

Область индивидуально-психологических затруднений

затруднения как результат взаимосвязи и взаимодействия как минимум трех сил: индивидуально-психологических особенностей учителя, ученика и их принятие друг другом.

Педагогическая деятельность как область затруднений

область затруднений, связанная с предметным содержанием и профессионально-педагогическими умениями, а также с особенностями учителя как субъекта деятельности;

Межличностные отношения как область затруднений

область затруднений, влияющая на характер совместной учебной деятельности обучающихся и педагогической деятельности учителя;


Приложение 1
Словарь основных понятий изучаемого курса

Вербальное научение — приобретение опыта (знаний, умений и навыков) посредством словесных разъяснений или зафиксированных в слове примеров (например, образцов сочинений по литературе).
Викарное научение – приобретение опыта (знаний, умений и навыков) в результате наблюдения и подражания образцам (например, выполнение физических упражнений после показа их тренером или учителем).
Воспитание – это процесс развития мотивационной сферы психики ребенка, процесс открытия его сознанию смыслов и мотивов человеческой деятельности, результатом чего является возникновение у него стремления к овладению ими (Бадмаев Б.Ц.). Принципы воспитания.

1. Ценностных ориентаций. Постоянство профессионального внимания педагога к формирующемуся отношению воспитанника к социально-культурным ценностям (человеку, природе, обществу, труду, познанию и ценностным основам жизни – добру, истоне, красоте.

2. Принцип субъектности. Педагог максимально содействует развитию способности ребенка осознавать свое «Я» в связях с другими людьми и миром, осмысливать свои действия, предвидеть их последствия для других людей и для своей судьбы, производить осмысленный выбор жизненных решений.

3. Принятие ребенка как данности. Признание за ребенком права на существование его таким, каков он есть, уважение к истории его жизни, которая сформировала его на данный момент именно таким, каков он есть; признание ценности его личности, уважение к ней, независимо от успехов, развития, положения, способностей.


Воспитанность личности. Мы исходим из общетеоретического положения о том, что «воспитанность предполагает не просто знание норм поведения, не соблюдение этих норм с целью получения награды или избежания наказания, а невозможность нарушения норм, ставших внутренними регуляторами действий и поступков».
Гиперсоциальность — повышенная принципиальность, трудность компромиссов.
Гипопротекция. Характеризуется недостатком опеки и контроля. Ребенок остается без надзора. К подростку проявляют мало внимания, нет интереса к его делам, часты физическая заброшенность и неухоженность.
Действие – целенаправленный акт активности. Может быть внешним и внутренним, идеальным. Внешние действия направлены на материальное преобразование окружающего (изготовление поделки, пришивание пуговицы); к внутренним относятся: умственные (планирование, представление будущего результата, контроль за исполнением), словесные (рассказать, описать, поставить вопрос), мнемические (направленные на запоминание и воспроизведение) и др.
Деятельность – один из важнейших атрибутов бытия человека, связанны с целенаправленным изменением внешнего мира, самого себя (философский аспект); специфически человеческая форма отношения к окружающему миру, содержание которой составляет его целесообразное изменение в интересах людей; условие существования общества (общенаучный аспект); активное взаимодействие с окружающей действительностью, в ходе живое существо выступает как субъект, целенаправленно воздействующий на объект и удовлетворяющий таким образом свои потребности (общепсихологический аспект).
Доминантность, или стремление играть значимую, ведущую роль в отношениях с окружающими.
Доминирующая гиперпротекция. Проявляется в повышенном, обостренном внимании и заботе, чрезмерной опеке и мелочном контроле поведения, слежке, запретах и ограничениях. Ребенка не приучают к самостоятельности и ответственности.
Жестокие взаимоотношения. Могут проявляться открыто, когда на ребенке срывают зло, применяя насилие, или быть скрытыми, когда между родителями и ребенком стоит «стена» эмоциональной холодности и враждебности.
Знание – адекватное отражение в сознании индивида общественно-исторического опыта в виде представлений, понятий и суждений, теорий.
Коммуникативные способности проявляются в умении уста­навливать правильные взаимоотношения с детьми и перестраивать их в соответствии с развитием учащихся и их требований к учителю. Эти способности связаны с созданием официальных норм и правил поведения и характеризуют процесс взаимодействия учителя: с учениками, коллегами, администрацией, родителями и т.д. Коммуникативные способности проявляются в установлении и поддержании контактов с детьми, в правильном построении взаимоотношений с ними.
Конструктивные способностиэто способности проекти­ровать личность ребенка и композиционно строить учебно-воспитательный материал применительно к возрастным и индивидуальным особенностям детей.
Культурный резонанс – явление периодического, интенсивного присвоения объектов культуры субъектами образования в создаваемом едином смысловом образовательном пространстве.
Личностно-ориентированное образование – организация обучения и воспитания ребенка в соответствии с его личным опытом, возможностями, желаниями и потребностями. Цель такого образования – выработать у школьника ценностное отношение к получаемым знаниям и миру в целом.
Мотив – побуждение к действию, в основе которого лежит его осознаваемая причина, смысл – то, ради чего это действие совершается.
Навык – действие, в составе которого отдельные операции и их системы стали автоматизированными в результате упражнения (тренировки).
Научение – процесс и результат приобретения индивидуального жизненного опыта.
Обучение представляет собой процесс взаимодействия двух деятельностей: учителя (преподавание) и учащихся (учение).

Организаторские способностиспособности активизировать учащихся в различных видах деятельности и воспитывать коллектив, способный воздействовать на каждую отдельную личность, помогать личности стать активной в движении к целям гуманистического воспитания и самовоспитания.
Педагогическая деятельность – это воспитывающее и обучающее воздействие учителя на ученика, направленное на его духовное, интеллектуальное и деятельностное воздействие, одновременно выступающее как основа его саморазвития и самосовершенствования.
Педагогическая направленность – интегральная характеристика труда учителя, в которой выражается стремление педагога к самореализации, к росту и развитию в сфере педагогической жизнедеятельности. В узком смысле это профессионально значимое качество, которое занимает центральное место в структуре личности учителя и обусловливает его индивидуальное и типическое своеобразие. В широком смысле – система эмоционально-ценностных отношений, задающая иерархическую структуру доминирующих мотивов личности учителя, побуждающих учителя к её утверждению в педагогической деятельности и общении.
Педагогическая рефлексия учителя развивается за счет самоанализа, основанного на обобщенных принципах анализа педагогической деятельности. [Рефлексия – мыслительный процесс, направленный на анализ, понимание, осознание себя: собственных действий, поведения, речи, опыта, чувств, состояний, способностей, характера].
Педагогические способностиэто устойчивые свойства личности учителя, отражающие структуру педагогической деятельности, которые являются условием ее успешного выполнения.
Педагогический такт - качество, характеризующее меру педагогического воздействия, основанного на отношении к личности ребенка как главной ценности, зависящий от психологических характеристик личности учителя, его ориентации в приемах и средствах педагогического воздействия, а также духовные, нравственные установки и принципы, которым учитель следует.
Педагогическое мышлениеформируется за счет овладения учителем системой средств и способов решения педагогических задач.
Педагогическое общение это профессиональное общение преподавателя с учащимися на уроке или вне его (в процессе обучения и воспитания), имеющее определенные педагогические функции и направленное на создание благоприятного психологического климата, оптимизацию учебной деятельности и отношений между педагогом и учащимися внутри ученическо­го коллектива. Педагогическое общение – многоплановый процесс организации, установления и развития коммуникации, взаимопонимания и взаимодействия между педагогами и учащимися, порождаемый целями и содержанием их совместной деятельности (В.А. Сластенин и др.).
Педагогическое целеполаганиеобеспечивает возможность учителя определения по степени важности педагогических задач, перестраивания на уроке в зависимости от конкретных условий и ситуаций.
Повышенная моральная ответственность. От ребенка требуют честности, порядочности, чувства долга, не соответствующих его возрасту. Игнорируя интересы и возможности подростка, возлагают на него ответственность за благополучие близких.
Потворствующая гиперпротекция. Так называют воспитание «кумира семьи». Родители стремятся освободить ребенка от малейших трудностей, потакают его желаниям, чрезмерно обожают и покровительствуют, восхищаются его минимальными успехами и требуют такого же восхищения от других.
Предметом педагогической деятельности является организация учебной деятельности обучающихся, направленной на освоение ими предметного социокультурного опыта как основы и условия развития. Результатом педагогической деятельности как выполнения её основной цели является духовное, личностное, интеллектуальное развитие обучающегося.
Профессиональная компетентность учителя (по А.К. Марковой) предполагает такой труд учителя, в котором на достаточно высоком уровне осуществляется педагогическая деятельность, педагогическое общение, реализуется личность учителя, в котором достигаются хорошие результаты в обученности и воспитанности школьников.

Профессиональное призваниевлечение к какой-либо профессии, опирающееся на знание о предназначении профессии, осознание своих возможностей овладения ею и оценку своих профессиональных способностей.
Профессиональное развитие учителя – рост, становление, интеграция и реализация в педагогическом труде профессионально значимых качеств и способностей, профессиональных знаний и умений на основе активного качественного преобразования учителем своего внутреннего мира, приводящего к принципиально новому способу жизни и деятельности.
Профессионально-педагогическое общение это система приемов и методов, обеспечивающих реализацию целей и за­дач педагогической деятельности и организующих, направля­ющих социально-психологическое взаимодействие педагога в воспитуемых (В.А. Кан-Калик).
Психологическая поддержка – своевременное позитивное воздействие педагогов и родителей на детей с целью выработки у них адекватной самооценки, способности противостоять негативному влиянию окружающих, эмоциональному шантажу и оказание помощи в решении этих проблем.
Психологию педагогической деятельности можно определить как отрасль психологического знания, изучающую психологические закономерности труда учителя и то, как учитель воспринимает, трансформирует и реализует задаваемые обществом через институты воспитания цели и систему педагогической деятельности, как он осознает актуальность задач, форм и методов своей деятельности в зависимости от конкретных условий.

Развитие, особенно личностное, не прекращается на протяжении всей жизни, меняясь только по направлению, интенсивности, характеру и качеству.



Развитие:

  • физическое – изменение роста, веса, силы, пропорций тела человека;

  • физиологическое – изменение функций организма в области сердечно-сосудистой, нервной систем, пищеварения, деторождения и пр.;

  • психическое – усложнение процессов отражения человеком действительности: ощущения, восприятия, памяти, мышления, чувств, воображения, а также более сложные психические образования: потребности, мотивы деятельности, способности, интересы, ценностные ориентации;

  • социальное – постепенное вхождение человека в общество – в общественные, идеологические, экономические, производственные, правовые и другие отношения. Усвоив их и свои функции в них, человек становится членом общества;

  • духовное – осмысление человека своего высокого предназначения в жизни, появление ответственности перед настоящими и будущими поколениями, понимание сложной природы мироздания и стремление к постоянному, нравственному совершенствованию. Мерой духовного развития может быть степень ответственности человека за свое физическое, психическое, социальное развитие, за свою жизнь и жизнь других людей.

  • психическое – усложнение процессов отражения человеком действительности: ощущения, восприятия, памяти, мышления, чувств, воображения, а также более сложные психические образования: потребности, мотивы деятельности, способности, интересы, ценностные ориентации;

Развитие, особенно личностное, не прекращается на протяжении всей жизни, меняясь только по направлению, интенсивности, характеру и качеству.
Результатом педагогической деятельности как выполнения её основной цели является духовное, личностное, интеллектуальное развитие обучающегося.
<< предыдущая страница   следующая страница >>