Педагогическая психология - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
К курсу «Психология родительства» Курс входит в профессиональный... 1 37.85kb.
Дпп педагогическая психология (Неволина И. Я.) 1 21.99kb.
Научно-исследовательская работа. Научно-исследовательская работа... 1 18.52kb.
Вопросы к вступительному экзамену в аспирантуру по специальности 1 41.58kb.
Педагогика и психология выготский лев семенович 1 182.36kb.
Рабочая программа дисциплины педагогическая психология направление... 2 615.89kb.
Балтийская педагогическая академия 8 3494.12kb.
Программа вступительного экзамена в аспирантуру по специальности 19. 1 246.21kb.
Ббк в92 Научное издание Л. С. Выготский Педагогическая психология 19 10896.14kb.
Программа кандидатского экзамена по специальности 19. 00. 07 Педагогическая... 1 133.23kb.
Специальное (дефектологическое) образование профиль Специальная психология... 1 17.65kb.
Учебник по курсу: педагогическая психология 8 3311.46kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Педагогическая психология - страница №10/10

Референтная группа – группа, цели, мнения и ценности которой в большей или меньшей мере разделяет данный человек.



Рефлексивность – способность выходить за пределы собственного «Я», осмысливать, изучать, анализировать что-либо посредством сравнения образа своего «Я» с какими-либо событиями, личностями; умение конструировать и удерживать образ своего «Я» в контексте переживаемого события, как установку по отношению к самому себе в плане своих возможностей, способностей, социальной значимости, самоуважения, самоутверждения, стремления повысить самооценку и общественный статус.
Рефлексия мыслительный процесс, направленный на анализ, понимание, осознание себя: собственных действий, поведения, речи, опыта, чувств, состояний, способностей, характера; осмысление собственной деятельности, обращение назад, «внутрь» деятельности, с целью её совершенствования.
Смысл профессиональной деятельности – пристрастное, личностно опосредованное индивидуальным опытом отношение человека к труду, основание для оценки человеком значимости профессиональной деятельности лично для себя.

Смысл профессиональной деятельности – пристрастное, личностно опосредованное индивидуальным опытом отношение человека к труду, основание для оценки человеком значимости профессиональной деятельности лично для себя.


Соответствие психологических характеристик человека деятельности педагога (по И.А. Зимней): предрасположенность (пригодность), готовность и включаемость.
Стресс [понятие введено канадским физиологом Г. Селье в 1936 году] 1) «неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование» (Г. Селье); 2) сильное неблагоприятное, отрицательно влияющее на организм воздействие; 3) сильная неблагоприятная для организма физиологическая или психологическая реакция на действия стрессора.
Тревожность индивидуальная психологическая особенность, проявляющаяся в склонности человека к частым и интенсивным переживаниям состояния тревоги, а также в низком пороге его возникновения.
Умение – освоенный индивидом способ выполнения действий, основанный на совокупности приобретенных знаний и навыков.
Усвоение – процесс воспроизведения индивидом общественно-исторически сформированных знаний, умений, навыков, способов поведения и превращения их в формы индивидуальной субъективной деятельности.

Учебная деятельность – один из видов деятельности человека, направленный на усвоение теоретических знаний в процессе решения учебных задач (частнопсихологический аспект).
Учение – это активность ребенка, специально направленная на усвоение знаний, формирование умений, навыков и на их основе развития личности.
Фрустрация психическое состояние, вызванное неуспехом в удовлетворении потребности, желания.
Эмоциональное отвержение – тип неправильного воспитания, при котором ребенком тяготятся, его потребности игнорируются, иногда с ним жестоко обращаются. Часто встречается скрытое эмоциональное отвержение: родители стремятся завуалировать реальное отношение к ребенку повышенной заботой и вниманием к нему.
Эмпатия способность понимать, сочувствовать и сопереживать другому человеку, постижение эмоционального состояния, проникновение в переживание другого человека.

Приложение 2


Краткие биографические сведения о выдающихся зарубежных и отечественных психологах
Амонашвили Шалва Александрович – академик РАО, известный русский и грузинский педагог- ученый и практик. Разработал и воплотил в своей экспериментальной школе педагогику сотрудничества, личностный подход, оригинальные методики обучения языку и математике. Своеобразным итогом, идеологией его педагогической деятельности является технология «Школа жизни», изложенная в его «Трактате о начальной ступени образования, построенного на принципах гуманно-личностной педагогики». Целевые ориентации его технологии:

— Способствовать становлению, развитию и воспитанию в ребенке благородного человека путем раскрытия его личностных качеств.

— Облагораживание души и сердца ребенка.

— Развитие и становление познавательных сил ребенка.

— Обеспечение условий для расширенного и углубленного объема знаний и умений.

— Идеал воспитания — самовоспитание.

Концептуальные положения его технологии гуманной педагогики.


  1. Все положения личностного подхода педагогики сотрудничества.

  2. Ребенок как явление несет в себе жизненную миссию, которой он должен служить.

  3. Ребенок – высшее творение Природы и Космоса и несет в себе их черты – могущество и безграничность.

  4. Целостная психика ребенка включает три страсти: страсть к развитию, к взрослению, и к свободе.

Особую роль в технологии Ш.А. Амонашвили играет оценивание деятельности ребенка. Использование отметки очень ограничено, ибо отметки – это «костыли хромой педагогики»; вместо количественной оценки – качественное оценивание – характеристика, пакет результатов, обучение самоанализу, самооценка.

Ш.А. Амонашвили считает, что урок – ведущая форма жизни детей ( а не только обучения), вбирающего всю спонтанную, и организованную жизнь детей. Урок – солнце, урок – радость, урок – дружба, урок – творчество, урок – игра, урок – встреча, урок – жизнь.

Особенности методики Ш.А. Амонашвили:

— Гуманизм – искусство любви к детям, детское счастье, свобода выбора, радость познания.

— Индивидуальный подход – изучение личности, развитие способностей, углубление в себя, педагогика успеха.

— Мастерство общения – закон зависимости, гласность, его величество – вопрос, атмосфера романтики.

— Резервы семейной педагогики – родительские субботы, геронтогогика, культ родителей.


      • Учебная деятельность – квазичтение и квазиписьмо, приемы материализации процессов чтения и письма, литературное творчество детей.



Выготский Лев Семенович (1896 – 1934) – отечественный психолог, один из основателей педагогической психологии. Разработал понятия «зона ближайшего развития», «зона актуального развития», высших психических функций; культурно-историческую теорию. Заложил основы развития высших психических функций как социальных, внешних, превращающихся в индивидуальные. Основные работы: «Педагогическая психология»[1926], «Мышление и речь» [1934], «История развития высших психических функций»[1982] и др.

Выдающийся российский — психолог А.Р. Лурия в научной автобиографии, отдавая дань своему другу и наставнику, писал: «Не будет преувеличением назвать Л.С. Выготского гением». С такой оценкой согласны все психологи.

Родился 5(17) ноября 1896 года в Орше, недалеко от Минска. Был вторым из восьми детей банковского служащего. Родители были небогатыми, но высокообразованными, владели несколькими иностранными языками. Их примеру последовал и сын, в совершенстве овладевший английским, французским, немецким. В 1924г. Выготский блестяще (без написанного доклада) выступил в Петрограде на съезде исследователей поведения. Лурия А.Р., Корнилов К.Н. (директор Психологического института) на основании выступления делают предложение – приглашение на работу в Москву. Выготский предложение принял и начал работать с А.Р. Лурия и А.Н. Леонтьевым. Поступил в аспирантуру, формально был их учеником, но по существу их руководителем. Образовалась знаменитая «тройка», переросшая затем в «восьмерку». Т.о., с 1924г. Выготский Л.С. работает в Московском государственном институте экспериментальной психологии, затем в основанном им институте дефектологии; позднее читал курсы лекций в ряде вузов Москвы, Ленинграда и Харькова. Был профессором института психологии в Москве.

В 1897г. семья переехала в Гомель, который Выготский Л.С. считал своим родным городом. Здесь прошли детские годы. Здесь в 1913 году он с отличием закончил гимназию. Продолжить образование Выготский Л.С. решил в Московском университете. Ему повезло, он попал в «процентную норму» для лиц еврейского происхождения. Перед этой категорией молодых людей выбор факультетов был невелик. Наиболее реальные перспективы профессиональной карьеры сулила специальность либо врача, либо юриста. По совету родителей юноша поступил на медицинский факультет. Но занятия там не увлекли его. Он перевелся на юридический факультет и окончил его в 1917г. Кроме государственного университета Выготский посещал занятия народного университета, созданного на средства А.Л. Шанявского. В нем был высокий уровень преподавания. Психологию и педагогику читал П.П. Блонский. Интерес к психологии пробудился в студенческие годы. Первые книги из этой области прочитанные им: А.А. Потебня «Мысль и язык», З. Фрейд «Психопатология обыденной жизни», У. Джемс «Многообразие религиозного опыта». Увлечение психологией в студенческие годы определило всю последующую судьбу Выготского. Небезынтересно, что специального психологического образования в то время не существовало, и Выготский дипломированным психологом не был. Начал заниматься научно-исследовательской деятельностью в 1917 году по окончании университета, вернувшись в Гомель. В Гомеле им были написаны две большие рукописи, вскоре привезенные в Москву, — «Педагогическая психология» (изданная в 1926г.) и «Психология искусства», защищенная как диссертация, но опубликованная через много лет после его смерти. До этого она ходила в списках и пользовалась популярностью среди психологов и деятелей искусства, На его лекции стекались слушатели из многих московских вузов. Аудитория была переполненной.

По словам М.Г. Ярошевского, несмотря на раннюю смерть (он не дожил до 38 лет, умирал от туберкулеза, врачи дали ему три месяца, и он в больнице дописывал «Исторический смысл психологического кризиса»), Выготский смог обогатить свою науку столь значительно и разносторонне, как ни один из выдающихся психологов мира. Ему приходилось повседневно преодолевать множество трудностей, связанных не только с катастрофически ухудшавшимся состоянием здоровья, материальными невзгодами, но и с лишениями, вызванными тем, что ему не предоставлялась достойная работа, а чтобы заработать, приходилось ездить читать лекции в другие города. Ему с трудом удавалось прокормить небольшую семью (жена Роза Ноевна и две дочери – Гита и Ася).

С ликвидацией педологии, одним из лидеров которой он был объявлен, все труды его оказались в «спецхране». Прошли десятки лет, прежде чем Выготский был признан во всем мире величайшим новатором и началось триумфальное шествие его идей.

Его основные труды:

Воображение и творчество в детском возрасте: рассматриваются психолого-педагогические основы развития творческого воображения детей. Впервые увидевшая свет в 1930г. и переизданная «Просвещением» в 1967 году, эта работа не потеряла своей актуальности и практической значимости.

Вопросы теории и истории психологии

Собрание сочинений в 6-ти томах. Том 1.

Первый том включает ряд работ Л.С. Выготского, посвященных методологическим основам научной психологии и анализирующих историю развития психологической мысли у нас в стране и за рубежом. Сюда входит и публикуемый впервые труд «Исторический смысл психологического кризиса» представляющий синтез идей Л.С. Выготского, касающихся методологии. Он подверг критическому анализу ряд философских и большинство современных ему психологических концепций, показывая бесплодность попыток объяснить поведение человека, сводя высшие формы поведения к низшим элементам.
Лекции по психологии

Посвящена высшим психическим функциям и их развитию в детском возрасте

Мышление и речь

Классическая работа ученого, занимает особое место в серии по психолингвистике. Это труд, которым фактически была основана сама психолингвистическая наука, хотя даже название ее еще не было известно. В последние годы жизни Л.С. Выготский уделял изучению структуры сознания. Исследуя речевое мышление, он по-новому решает проблему локализации высших психических функций как структурных единиц деятельности мозга. Изучая развитие и распад высших психических функций на материале детской психологии, дефектологии и психиатрии он пришел к выводу, что структура сознания – это динамическая смысловая система находящихся в единстве аффективных, волевых и интеллектуальных процессов.



Орудие и знак в развитии ребенка

Работа освещает проблемы формирования практического интеллекта, роль речи в орудийных действиях, функции знаковых операций в организации психических процессов.



Основы дефектологии

Книга включает опубликованные в 20-30-х гг. труды, посвященные теоретическим и практическим вопросам дефектологии: монографию «Общие вопросы дефектологии», ряд статей, докладов, выступлений. Детей с дефектами зрения, слуха и т.д. можно и нужно воспитывать так, чтобы они чувствовали себя полноправными и активными членами общества, — вот ведущая идея работ Л.С. Выготского.



Проблемы культурного развития ребенка

В процессе своего развития ребенок усваивает не только содержание культурного опыта, но приемы и формы культурного поведения, культурные способы мышления. В развитии поведения ребенка следует, таки образом, различать две основные линии, Одна – это линия естественного развития поведения, тесно связанная с процессами общеорганического роста и созревания ребенка. Другая – линия культурного совершенствования психологических функций. Выработки новых способов мышления, овладения культурными средствами поведения.

Так, например, ребенок старшего возраста может запоминать лучше и больше, чем ребенок младшего возраста по двум совершенно различным причинам. Процессы запоминания проделали в течение этого срока известное развитие, они поднялись на высшую ступень, но по какой из двух линий шло это развитие памяти, - это может быть вскрыть только при помощи психологического анализа.

Психология искусства

Вышла первым изданием в 1965г., вторым –в 1968г. и завоевала блестящее признание. В ней автор резюмирует свои работы 1915-1922 гг. и вместе с тем готовит те новые психологические идеи, которые составили главный вклад Выготского Л.С. в науку. «Психология искусства» является одной из фундаментальных работ, характеризующих развитие советской теории и искусства.


Гальперин Петр Яковлевич (1902 – 1988) – отечественный психолог, автор теории умственных действий. Поэтапное формирование умственных действий стало основой обучения, где главным моментом умственного развития является поэтапное и планомерное формирование ориентировочной основы умственных действий, появляющихся из внешних, материальных и материализованных. Такой подход имеет большое значение в обучении детей с особыми образовательными потребностями (детей с недостатками умственного и физического развития).
Менчинская Наталья Александровна (1905 – 1984) – отечественный психолог, ее научные труды посвящены психологии усвоения знаний, пониманию, проблемам обучаемости и неуспеваемости школьников.
Монтессори Мария (1870-1952) – итальянский педагог, реализовала идеи свободного воспитания и раннего развития в детском саду и начальной школе.

Технология саморазвития была создана в конце 19 века. М. Монтессори воспринимала ребенка как существо, способное к самостоятельному развитию, и определила главной задачей школы – поставлять «пищу» для естественного процесса саморазвития, создавать окружающую среду, которая способствовала бы ему.

Целевыми ориентациями ее технологии являются: всестороннее развитие, воспитание самостоятельности; соединение в сознании ребенка предметного мира и мыслительной деятельности.

Концептуальные положения М. Монтессори: обучение может проходить совершенно естественно в соответствии с развитием – ребенок сам себя развивает; позиция ребенка – «помоги мне это сделать самому»; жизнь ребенка – от рождения до гражданской зрелости – есть развитие его независимости и самостоятельности; учет сензитивности и спонтанности развития; единство индивидуального и социального развития; в разуме нет ничего такого, чего прежде не было бы в чувствах; сущность разума в упорядочении и сопоставлении; отказ от миссии обучать детей, вместо обучения представить им условия для самостоятельного развития и освоения человеческой культуры; мышление ребенка должно проходить все необходимые стадии: от предметно-действенного к наглядно-образному, затем – к абстрактному. Сознание ребенка – «впитывающее», поэтому приоритет дидактики – организовать окружающую среду для такого впитывания.

Обосновывая идею воспитывающей (культурно-развивающей, педагогической) среды, М. Монтессори разработала материалы (Л.С. Выготский назвал их психологическим орудиями).

В Монтессори-садике игрушки не являются главным элементом окружающей среды, их заменяет многообразие материалов и предметов типа кубиков, пластинок, бусинок, веревочек. Главная задача здесь – навыковое обучение: развитие мелкой моторики руки, сенсорики, тактильной памяти. Как указывает исследователь технологии М. Монтессори Е. Хилтунен, не игра является основным видом деятельности дошкольника, а «свободная работа» — самостоятельная деятельность с предметами. В школьном периоде педагогической средой является вся система: от материальной базы до психологического уклада жизни коллектива, Применяются литературное и художественное творчество, музицирование. Место Монтессори – материалов заменяет мастерские, сцена, мольберт, швейная машинка, ванночки с глиной и пластилином и др. Нет единых программ обучения, каждый осуществляет данный природой уникальный путь развития. В школе нет уроков. Детям не дают заданий, не объясняют новую тему, не спрашивают у доски. Свободная работа основана на абсолютном доверии к ребенку, на вере к его стремлению к познанию окружающего мира, дарованное природой, на мудром терпении взрослых, ожидающих свершения самостоятельных открытий. Позиция учителя: исследователь, наблюдатель, организатор воспитывающей среды, уважающий право детей быть непохожими на взрослых и друг на друга, право на свою индивидуальность.


Рубинштейн Сергей Леонидович (1889 – 1960) – отечественный психолог, один из основателей деятельностного подхода к психике. Создал теорию мышления как деятельности, разработал методологические принципы психологии (единство сознания и деятельности, принцип детерминизма и др.).
Штайнер Рудольф (1861-1925) – философ, исследователь Гете, основатель антропософии. Р. Штайнер также проявил себя во многих областях практической деятельности. Является одним из самых интересных, удивительных и одновременно спорных явлений духовной жизни 20 столетия: он редактор и издатель трудов Гете, все значение которых было им впервые открыто и сделано плодотворным для культуры; автор значительных трудов в области философии и теории науки; как основатель антропософии он сделал попытку создать методы исследования духовной стороны мира и человека; им были даны значительные импульсы в архитектуре, театральном искусстве, создано новое искусство движения – эвритмия; основанный им метод ведения сельского хозяйства является пионером экологического сельского хозяйства, а идеи в области социальной жизни положены в основу деятельности многих учреждений, консультационных фирм и банков; и, наконец, нельзя не упомянуть и вдохновленной им лечебной педагогике и медицине. Однако наибольшую известность его имя получило в связи с широким распространением педагогических учреждений – прежде всего детских садов и школ – работающих на основе созданной им педагогики, Учение и обучение являются, пожалуй, основным мотивом всей его жизни.

Р. Штайнер родился в Австро-Венгрии в 1861г., в простой семье железнодорожного служащего. Его отец был телеграфистом, затем – начальником небольшой станции. Р. Штайнер, будучи ребенком, знакомится с новшествами тогдашней техники – телеграфом, телефоном, устройством железнодорожной станции. С другой стороны его детство проходит в живописном природном окружении, которое мальчик сопереживает всеми силами своей детской души. Эта противоположность природного и технического, ставшая одной из проблем современного человечества, с детских лет начинает волновать мальчика.

Отец стремиться дать мальчику хорошее образование. Он видит в сыне железнодорожного инженера, отдает его в реальное училище, а не в гимназию. Но материальные возможности семьи ограничены. Рудольф живо и глубоко занимался многими науками: философией, математикой, языками, литературой, историей. В этом разнообразии интересов можно увидеть семена будущей концпции вальдорфской школы, объединяющей в своем учебном плане гимназический, гуманитарный цикл и реальную школу, ориентированную на кстественно-научные и математические дисциплины.

В 1884г. Р. Штайнер становится домашним учителем в семье венского коммерсанта Л. Шпехта. Ему был целиком отдан на воспитание телесно и душевно больной десятилетний мальчик. В течении двух лет этот мальчик смог нагнать упущенное в школе, а потом с успехом сдать экзамен на аттестат зрелости. Позднее он поступил в университет и стал врачом.

В докладах, прочитанных Р. Штайнером в разных городах Германии и обобщенных в книге «Воспитание ребенка с точки зрения духовной науки» он впервые излагает свои взгляды на развитие ребенка, на развитие его мышления. Он выделяет три основных этапа: мышление как подражающее постижение осмысленных человеческих действий; мышление как образно-символическое понимание происходящих в мире процессов; мышление как лично и идеально мотивированный процесс. Р. Штайнер сравнивает развитие мышления с появлением у растения цветка. Если мы хотим вырастить цветок, то мы ухаживаем за почвой, следим за светом, теплом, т.е. создаем условия для здорового роста всего растения целиком и тогда в нужное время у него распускается цветок.

Он считает, что у каждого возраста своя задача. Важно дать детям возможность для раскрытия. Детство должно быть детством, а не подготовкой ко взрослой жизни или к «поступлению в школу».

Высшим принципом школы должно стать педагогическое понимание. Р. Штайнер создает свою школу для детей сигаретной фабрики Вальдорф-Астории в 1919г. В ней содержание образования ориентируется на духовные потребности каждой возрастной ступени и служит духовно-душевному развитию ученика; классный учитель в сотрудничестве «выстраивает» весь учебный процесс и обладает значительной степенью педагогической свободы; для ребенка младшей и средней школы учитель важнее предмета; особый акцент на художественный, эстетический элемент в преподавании, а также на рукоделие и ремесла в учебном плане присутствуют живопись, музыка. Эвритмия, садоводство; совместное обучение мальчиков и девочек; отмена цифровой оценки; терапевтический аспект педагогики; введение «гигиенической организации преподавания», ориентация на ритм дня, недели, года; предметы преподаются «эпохами» — в течение 3-4 недель один предмет на первом сдвоенном уроке.

Р. Штайнер умер 30 марта 1925г.



Эльконин Даниил Борисович (1904 – 1984) – отечественный психолог, создатель концепции периодизации психического развития в онтогенезе, основанной на понятии «ведущая деятельность». Разрабатывал психологические проблемы игры, игрушки, формирования личности ребенка. В соавторстве с В.В. Давыдовым предложил теорию развивающего обучения — дидактическую систему, направленную на формирование учебной деятельности и ее субъекта в процессе усвоения теоретических знаний посредством выполнения анализа, планирования и рефлексии.

Родился на Полтавщине, окончил Полтавскую гимназию, Ленинградский педагогический институт им. А.И. Герцена. В педологии занимался научной деятельностью вместе с Выготским Л.С.. Работал учителем начальных классов, являлся автором учебников русского языка. Был на Ленинградском фронте. Во время войны фашисты под Кисловодском расстреляли его двух дочерей и жену.




<< предыдущая страница