Ii спортивная физиология является как учебной, так и научной дисциплиной - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
К учебной дисциплине «Анатомия и физиология человека». Область применения... 1 57.73kb.
Учебной дисциплины «Математический анализ» для направления 010100. 1 75.48kb.
Программа элективного курса «Физиология человека» а ннотация Курс... 1 133.42kb.
Подготовка к коллоквиуму I. Коллоквиум: сущность и 1 34.43kb.
Рабочая программа дисциплины «Физиология человека» Специальность... 1 162.52kb.
Возрастная физиология и психофизиология 1 26.6kb.
Книга говорила Вне времени и вне границ. О, притягательная сила 1 57kb.
Образец оформления титульного листа 1 277.3kb.
Г. П. Щедровицкий 1 101.79kb.
Рабочая программа учебной дисциплины «Физиология высшей нервной деятельности... 3 597.16kb.
Вопросы к экзамену в летнюю экзаменационную сессию по дисциплине... 1 170.93kb.
Физиология человека и животных 1 23.32kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Ii спортивная физиология является как учебной, так и научной дисциплиной - страница №6/7


13.2.1. ИЗМЕНЕНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ЖЕНСКОГО ОРГАНИЗМА В ПРОЦЕССЕ СПОРТИВНОЙ ТРЕНИРОВКИ

Правильное построение тренировочного процесса обеспечивает гармоничное развитие основных физических, нравственных и мо­рально-волевых качеств; создает прочный фундамент общей и спе­циальной подготовленности спортсменок, позволяет доводить до высокого уровня возможности организма на базе постепенного их нарастания, в щадящем режиме, с использованием вариативности нагрузок по направленности и напряженности; обеспечивает инди­видуализацию тренировочных нагрузок с учетом фаз специфическо­го биологического цикла и на основе регулярного комплексного контроля за самочувствием женщин.

Особое внимание должно уделяться подростковому периоду, когда физические упражнения должны сочетаться со сложной пе­рестройкой всех функций организма в период полового созрева­ния, и перегрузки могут приводить к функциональным расстрой­ствам и задержке развития. У девочек-подростков 14-15 лет по сравнению со взрослыми женщинами кислородный запрос на рабо­ту умеренной мощности в 1,5 раза больше, а на работу, проходящую на уровне МПК — в 1,2 раза выше; меньше дыхательный объем и систолический объем крови, но выше частота дыхания и сердцебиений при нагрузке; артериовенозная разность и коэффициент ис­пользования кислорода ниже; при работе на уровне МПКрН крови снижается лишь до 7,3; отказ наступает при небольших сдвигах рН и гомеостаза.

Грамотное использование физических нагрузок приводит к повы­шению функциональных возможностей организма девочек и деву­шек, которые по многим важнейшим показателям функционального состояния, аэробных и анаэробных возможностей, физических ка­честв начинают существенно превосходить своих сверстниц, не занимающихся спортом. Для спортсменок, занимающихся цикли­ческими видами спорта, особенно при тренировке на выносли­вость, характерны более высокие показатели аэробных возможно­стей организма (МПК порядка 70-80 мл ■ кг' ■ мин1), чем для спортсменок, в тренировке которых преобладает скоростно-сило-вая и скоростная направленность (МПК 35-45 мл • кг1 ■ мин '). Наибольшие значения отмечены у представительниц лыжных го­нок—до 86 мл • кг1 • мин1.

При силовой тренировке у спортсменок слабее, чем у спортсменов выражена рабочая гипертрофия мышц,чуо связано с меньшим коли­чеством мужских половых гормонов (андрогенов) в женском орга­низме. Однако использование тестостерона, других андрогенов или их производных (анаболических стероидов) для развития силы чрез­вычайно вредно. Это приводит к патологическим нарушениям в женском организме — развитию мужских вторичных половых при­знаков, нарушению и полному прекращению овуляции и менструа­ции, невозможности деторождения. С 1968 г по решению МОК на крупных международных соревнованиях обязательно проводится секс-контроль спортсменок для устранения лиц с признаками гер­мафродитизма.

Наибольшую статическую выносливость (региональную и гло­бальную) показывают конькобежки, а локальную — лыжницы и баскетболистки, особенно для мышц предплечья и сгибателей кисти.

В учебно-тренировочных занятиях особую осторожность следует проявлять при развитии у женщин силовой выносливости, обращая специальное внимание на повышение силы и силовой выносливости мышц брюшного пресса и тазового дна, имеющихбольшое значение для детородной функции. Изометрические упражнения необходимо сочетать с динамическими.

При скоростной направленности тренировочных занятий жен­щины достигают существенных изменений качества быстроты, хотя по абсолютным показателям они отстают от мужчин. Реак­ция на движущийся объект у спортсменок менее точна, чем у спорт­сменов. Различий в ритме движений у мужчин и женщин не выяв­лено.

Восприятие времени у спортсменок имеет свои особенности. Их индивидуальная минута короче, т. е. они отмеривают меньший ин­тервал при задании отмеривать минуту. У женщин более выражено изменение индивидуальной минуты на протяжении суток и в усло­виях стресса.

Сравнительно легче, чем у мужчин, развивается гибкость. Она особенно повышается во время стрессовых ситуаций, в предстарто­вом состоянии и снижается при утомлении. Женщин отличает высо­кая ловкость и точность, их движениям присуща большая плавность и эстетичность.

Осуществлению высококоординированных действий способ­ствует формирование в процессе тренировки корковых систем взаи­мосвязанной активности, участвующих в управлении движениями спортсменок. Чем выше уровень подготовленности спортсменок, тем лучше сформированы эти корковые системы. Их улучшению способствует выполнение упражнений под музыкальное сопро­вождение.

В ходе многолетней подготовки женщины способны, в отличие от мужчин, очень резко улучшать спортивные результаты, но они их сохраняют на уровне спорта высоких достижений гораздо меньшее время.


13.2.2. ВЛИЯНИЕ БОЛЬШИХ НАГРУЗОК НА ОРГАНИЗМ СПОРТСМЕНОК

Регулярное применение больших объемов тренировочных нагрузок, недостаточное соблюдение принципа постепенности в повышении их объема и интенсивности могут приводить, особенно у юных спорт­сменок, к неблагоприятным изменениям, прежде всего к нарушениям овариально-менструальных циклов (ОМЦ), их регулярности, интен­сивности и полному прекращению. Большие нагрузки вызывают увеличение выброса гипофизом адренокортикотропного гормона и, соответственно, выброса надпочечниками андрогенов. Это тор­мозит гонадотропную функцию гипофиза и в результате нарушает­ся функция яичников.

Интенсивные тренировки с большим объемом нагрузок, начатые до начала периода полового созревания, могут задерживать срок на­ступления первых менструаций (рис. 36), а после их наступления — приводить ко вторичному их исчезновению. Повышенные нервные и психические нагрузки во время соревнований у недостаточно под­готовленных спортсменок могут приводить к нарушениям ОМЦ (олигоменоррее, аменоррее, дисменоррее), обморокам, быстрой утомляемости, снижению спортивных результатов.

Подобные изменения в основном встречаются у спортсменок, тренирующихся на выносливость. Нарушения менструального цик­ла зависят от чрезмерности нагрузок и не зависят от избранного вида спорта.

У женщин-стайеров наблюдаются значительные перестройки в организме: они отличаются меньшей массой тела, уменьшением про­цента жировой ткани, подавлением активности гипоталамо-гипо-физарно-половойсистемы. В результате этого в крови снижается со­держание гонадотропных и половых гормонов (фоллитропина, эст­рогена и прогестерона). В 50% случаев у бегуний на длинные дистан­ции наблюдалось уменьшение максимального диаметра фолликулов (определенного ультразвуковым методом), чего не отмечалось у бе­гуний трусцой.

У женщин, занимающихся марафонским бегом, отмечали дефи­цит железа, возникающий в результате его больших потерь с потом и недостаточным возмещением с пищей. Это приводило к развитию железодефицитной анемии, недостаточному снабжению организма кислородом и падению спортивной работоспособности. Примерно у 1/3 женщин, тренирующихся на выносливость, фиксировали задер­жку наступления первых менструаций, а после их наступления раз­витие их недостаточности (олигоменорреи) или прекращения (аменорреи). У спортсменок с аменорреей зарегистрировано понижение плотности костной ткани, степени минерализации отростков пояс­ничных позвонков, а как следствие остеопороза — частые переломы костей.

Причиной развития спортивной аменорреи считаютснижение со­держания в организме жира. При его показателях ниже определенного уровня (16% массы тела) нарушается продукция женских половых гормонов эстрогенов, связанная с жировой тканью, отчего тормозит­ся выделение нейрогормонов гипоталамуса. Их отсутствие нарушает контроль гипофизом функций яичников и приводит к отсутствию овуляции.

Явления эти обратимы. После снижения физических нагрузок протекание ОМЦ через 2-3 месяца нормализуется. Для профилакти­ки описанных явлений рекомендуется, помимо снижения нагрузки, увеличение в рационе кальция и железа, введение эстрогенов, устра­нение физиологических и эмоциональных стрессов.


13.3. ВЛИЯНИЕ БИОЛОГИЧЕСКОГО ЦИКЛА НА РАБОТОСПОСОБНОСТЬ ЖЕНЩИН

На протяжении всего детородного периода женщины (от полово­го созревания в 12-13 лет до прекращения репродуктивной функции в 45-55 лет) функции ее организма подчиняются периодическим околомесячным колебаниям, специфичным только для женского организма.


13.3.1. СПЕЦИФИЧЕСКИЙ БИОЛОГИЧЕСКИЙ ЦИКЛ

Изменения функционального состояния организма, спортивной ра­ботоспособности и физических качеств зависят от специфического биологического цикла женского организма, так называемого овариаль-но-менструального цикла. При половом созревании организма тони­ческий отдел полового центра, расположенного в гипоталамусе (под-бугровой части промежуточного мозга), стимулируетроствыделения гипофизом гонадотропного гормона. Под влиянием этого гормона в яичниках начинается обильное выделение женских половых гормо­нов—эстрогенов. В порядке обратной связи эстрогены действу­ют на половой центр гипоталамуса, но уже не на его тонический отдел, а на циклический отдел, который ежемесячно вызывает развитие од­ной яйцеклетки и ее овуляцию. С возрастом механизм этот суще­ственно изменяется. Уже с 25 лет начинает снижаться чувствитель­ность циклического отдела полового центра к действию эстрогенов. К возрасту 45-55 лет эстрогены уже не могут запустить механизм овуля­ции и репродуктивная функция прекращается.

Сам половой центр гипоталамуса находится под контролем выше­лежащих отделов головного мозга и вместе с ними реагирует на все внешние воздействия. Значительные физические и психические на­пряжения при спортивной деятельности через эту цепь: кора больших полушарий — гипоталамус — гипофиз — половые железы могут суще­ственно изменять протекание ОМЦ женского организма.

Продолжительность ОМ Ц колеблется от 21 до 36 дней, в среднем (у 60% женщин) — 28 дней. Весь циклможно подразделить на 5фаз: 1фаза — менструальная (1-3 день, иногда до 7дней); IIфаза — пост­менструальная (4-12 день); III фаза — овуляторная (13-14день); IV фаза — постовуляторная (15-25 день); Уфаза — предменструальная (26-28день).

I фаза связана с отторжением слизистой оболочки матки и менструальным кровотечением. В этот период происходит резкое падение уровня обмена веществ, в том числе обмена белков. В коре больших полушарий в результате доминирующих интероцептив-ных влияний со стороны женской половой сферы нарушаются процессы внимания. Снижается чувствительность зрительной, тактильной и других сенсорных систем. Повышается раздражи­тельность, эмоциональная неустойчивость. Усиливается влияние блуждающего нерва, что приводит к урежению частоты дыхания и сердцебиения, расширению сосудов. В связи с потерей крови (обычно 150 — 200 мл) и задержкой воды в организме уменьшает­ся количество эритроцитов, гемоглобина, лейкоцитов и тромбо­цитов.

Во II фазе происходит развитие фолликула в яичнике вплоть до его созревания и разрыва (эту фазу также называют фолликулярной или предовуляторной). В этот период нарастает содержание в крови женского полового гормона эстрогена, и происходит развитие слизи­стой матки. Колебания массы тела на протяжении ОМЦ достигают 2 кг, минимальный вес тела оказывается в этой фазе.

В III фазе происходит выход из фолликула яйцеклетки (овуля­ция) и попадание ее в маточные трубы и далее в матку.

В IV фазе остаткифолликулаобразуютжел/иое/яе/Ю,которое становится новой железой внутренней секреции и начинает выде­лять гормон прогестерон (в связи с этим данную фазу называют также прогестероновой). Активируются секреторные процессы сли­зистой матки.

В V фазе (если не произошло оплодотворения яйцеклетки) желтое тело дегенерирует за 2-3 дня до наступления менструации. Концентрация в крови прогестерона и эстрогена уменьшается, сни­жая функциональные возможности организма.
13.3.2. ИЗМЕНЕНИЕ СПОРТИВНОЙ РАБОТОСПОСОБНОСТИ В РАЗЛИЧНЫЕ ФАЗЫ БИОЛОГИЧЕСКОГО ЦИКЛА

В обычных условиях в различные фазы ОМЦ происходит не толь­ко перестройка гормональной активности, но и изменения функцио­нального состояния всех систем организма. В предменструальную и менструальную фазы, а также в овуляторные дни умственная и физическая работоспособность снижается, повышается функциональ­ная стоимость выполняемой работы, возникает состояние физиоло­гического стресса.

Уменьшение концентрации эритроцитов и гемоглобина в 1фазе ОМЦ понижает кислородную емкость крови и, соответственно, аэробные возможности организма. При нагрузке больше обычного повышается частота сердцебиений и дыхания. Снижаются мышеч­ная сила, быстрота и выносливость, но улучшается гибкость.

Накопление в крови эстрогена во IIфазе нормализует функции организма, оказывает положительное влияние на функционирова­ние центральной нервной системы, дыхания и сердечно-сосудистой системы; задерживаются в организме натрий, азот и жидкость, в ко­стях — фосфор и кальций. Облегчается автоматизация движений. Работоспособность организма повышается.

ВIIIфазе концентрация эстрогена в крови начинает снижаться, а уровень прогестерона еще невелик. Падает величина основного об­мена. На 50% снижается количество эозинофилов. Резко снижается работоспособность и повышается функциональная стоимость вы­полняемой работы, наблюдаются максимальные величины рабочего расхода кислорода.

ВШфазе на фоне повышенной концентрации прогестерона вновь происходит повышение уровня обменных процессов и работоспо­собности.

В Уфазе концентрация в крови всех половых гормонов снижается и увеличивается количество тирозина (гормона щитовидной желе­зы). Повышается возбудимость центральной нервной системы. В ре­зультате преобладания тонуса симпатической нервной системы уве­личивается частота сердцебиения и дыхания, сужаются сосуды и по­вышается артериальное давление. Содержание гликогена в печени уменьшается, а в крови повышается концентрация глюкозы и каль­ция . В результате активизации щитовидной железы и роста концен­трации тирозина повышается уровень обменных процессов в орга­низме. В крови растет содержание эритроцитов и гемоглобина. От­мечается ухудшение остроты слуха и зрения. Изменяется самочув­ствие женщины — появляются раздражительность, утомляемость, тошнота, потеря аппетита, возможны жалобы на недомогание, боли внизу живота, в пояснице, крестце, головную боль. Работоспособ­ность падает.

Таким образом, работоспособность зависит от перестроек фун к-ций организма женщины в различных фазах ОМЦ: в/, Ши Уфазах ухудшается функциональное состояние и снижается умственная и физическая работоспособность, повышается функциональная сто­имость выполняемой работы и возникает физиологический стресс, а во Ни IV'фазах ОМЦ работоспособность повышается (рис.37).

Для повышения спортивного мастерства имеет значение обшая продолжительность ОМЦ, характерная для конкретного организма. Оптимальной длительностью ОМЦсчитают 28дней, анеблагопри-ятной — 36 — 42 дня и менее 21 дня.
13.4. ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА С УЧЕТОМ ФАЗ БИОЛОГИЧЕСКОГО ЦИКЛА

При построении тренировочных занятий необходимо учитывать особенности протекания специфического биологического цикла женского организма — овариально-менструального цикла.


13.4.1. ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОТЕКАНИЯ БИОЛОГИЧЕСКОГО ЦИКЛА У СПОРТСМЕНОК

Особую осторожность необходимо соблюдать при проведении тренировочных занятий el, III и Уфазах ОЖ((менструальную, ову-ляторную и предменструальную), когда снижаются функциональ­ные возможности женского организма и падают результаты. Поданным итальянского Института спортивной медицины, снижение ра­ботоспособности во время менструаций среди высококвалифици­рованных спортсменок в возрасте 12-22 лет отмечали у 7,4% волей­болисток, 9,5% дзюдоисток, 12,5% баскетболисток и 9,1% фехто­вальщиц.

В эти фазы у бегуний на короткие дистанции снижается быстрота и сила, у гимнасток отмечаются наименьшие координационные воз­можности, у гандболисток ухудшается общая и специальная работос­пособность, улыжницснижается выносливость, у представительниц гребли уменьшается общая работоспособность, объем выполненной работы и интенсивность нагрузок, у баскетбол исток снижаются ско­ростные качества, быстрота и точность передач, ухудшается такти­ческое мышление, особенно в последние минуты игрового времени, у велосипедисток ухудшается вестибулярная устойчивость и падают результаты шоссейных гонок; у пловчих снижается средняя дистан­ционная скорость и специальная выносливость.

Исследование электрической активности мозга высококвалифи­цированных баскетболисток в различные фазы ОМ Ц (Сологуб Е.Б., 1987, и др.) выявило следующие изменения: в I фазе (менструаль­ной) на 1 -2-й день по сравнению со II фазой (постменструальной) на 10-й день ОМЦ наблюдается снижение межцентральных корре­ляций активности, выраженности рабочих ритмов ЭЭГ в темпе движений («меченых ритмов»), уменьшение взаимосвязи потенци­алов зрительной коры с моторными и нижнетеменными (лежащее в основе нарушения пространственной ориентации движений), уве­личение взаимосвязи программирующих лобных зон с моторными (отражающее усиление произвольного контроля за движениями). Все это в целом свидетельствовало о дезавтоматизации движений баскетболисток и соответствовало ухудшению их игровой деятель­ности.

Лишь некоторые спортсменки высокой квалификации могут в ука­занные периоды успешно выступать на соревнованиях и тренировать­ся. Среди спортсменок высшего уровня мастерства постояннотрени-руются в стрессовые фазы ОМ Ц 34%, тренируются периодически — 54%, не тренируются никогда — 12%.

13.4.2. УЧЕТ ФАЗ БИОЛОГИЧЕСКОГО ЦИКЛА ПРИ ПОСТРОЕНИИ ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА

При построении тренировочных микро- и мезоциклов необходим учет специфического биологического цикла спортсменок — как его об­щей длительности, так и сроков наступления отдельных фаз. При

этом рекомендуется выделять специальный микроцикл, охватываю­щий 1-2 дня до менструаций и менструальный период. В тренировочный мезоцикл, следовательно, будут включены 2-4 нормальных микроцикла и 1 специальный (см. рис. 37). Всего в мезоцикле при длительности ОМЦ 30 — 32 дня будет содержаться (включая специ­альный микроцикл) 5 микроциклов, при длительности ОМЦ 28 дней — 4 микроцикла, при длительности 24 дня — 3,5 микроцикла и при длительности ОМЦ 21 лень — 3 микроцикла.

В период специального микроцикла рекомендуется снижать общий объем нагрузок, применять упражнения на гибкость, на расслабление мышц, на развитие скоростных возможностей, на совершенствование спортивной техники. Следует использовать на­грузки преимущественно на мышцы рук. Противопоказаны гло­бальные статические нагрузки, силовые упражнения с натуживани-ем, прыжки, статические и динамические нагрузки на мышцы диаф­рагмы, таза и живота. С пловчихами рекомендуется проводить заня­тия на суше, избегать переохлаждений в воде. Общий объем нагрузок рекомендуют распределять по фазам ОМЦ следующим образом: в I фазу—12%, во IIфазу-30%, в III фазу —10%, в 1Уфазу —35%, в Уфазу-13%.

Ведение дневника гинекологического самоконтроля помогает тре­неру и спортсменке ориентироваться в вопросах режима занятий и отдыха, способствует индивидуализации тренировочного процесса. При отсутствии нарушений в течении ОМЦ и хорошем самочув­ствии спортсменки могут продолжать занятия спортом и в менстру­альную фазу. Отдельные выдающиеся спортсменки даже показы­вали в этот период рекордные результаты на международных сорев­нованиях.

Следует также отметить особенности тренировочных занятий в связи с беременностью иродами. Считают, что в первые 3 месяца беременности спортсменки могут продолжать тренироваться, в последующие 3 месяца необходимо снизить нагрузку, ввести ог­раничения в выполняемые упражнения, а в последние 3 месяца — прекратить тренировки. Возобновление интенсивных тренировок после родов рекомендуется по прекращении кормления ребенка грудью.

14. ФИЗИ0Л0Г0-ГЕНЕТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СПОРТИВНОГО ОТБОРА

Эффективность тренировочных воздействий существенно опре­деляется адекватностью физических упражнений для данного чело­века, его врожденными и приобретенными особенностями, что необ­ходимо учитывать в процессе спортивного отбора.


14.1. ФИЗИОЛОГО-ГЕНЕТИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ВОПРОСАМ СПОРТИВНОГО ОТБОРА

Среди мероприятий по физическому воспитанию населения весьма важная роль принадлежит процессам спортивного отбора и спортивной ориентации. Эти процессы имеютпринципиальное раз­личие. В процессе спортивной ориентации изучаются врожденные особенности человека и подбираются адекватные для него физичес­кие упражнения или вид спорта. В ходе спортивного отбора опреде­ляются модельные характеристики соревновательной деятельности ведущих спортсменов и специфические для данного вида спорта спортивно-важные качества, а затем производится поиски подбор людей с соответствующими врожденными и развившимися в про­цессе жизнедеятельности морфофункциональными особенностями.

Наряду с педагогическими, психологическими и социологичес­кими методами изучения индивидуальных особенностей человека при этом используются генетические и морфофункциональные ме­тоды, которые позволяют описать не только врожденные особеннос­ти, т. е. задатки человека, но и развитые в течение жизни комплексы его индивидуальных особенностей, определяющих его способности. Получаемые характеристики должны быть различными на разных этапах подготовки спортсмена, так как спортивный отбор представ­ляет собой многоступенчатый процесс с изменяющимися требовани­ями к организму человека в ходе многолетней тренировки. П ри этом необходимо учитывать не только исходные показатели, но и многие другие параметры:

динамику индивидуальных реакций организма спортсмена на предъявляемые нагрузки,

возрастные периоды наибольшей эффективности тренирующих воздействий для развития разных физических качеств,

индивидуальный тип адаптации к физическим упражнениям определенной направленности,

скорость и мощность мобилизации функциональных резервов данного организма,

выраженность и темпы проявления срочной и долговременной адаптации ко всему комплексу спортивной деятельности.

Неадекватный выбор спортивной специализации или стиля со­ревновательной деятельности, как показывают современные иссле­дования , резко замедляет рост спортивного мастерства и ограничива­ет уровень спортивных достижений, а также является фактором рис­ка для здоровья спортсмена.

За последние годы все больше и больше выявляется значение на­следственных влияний на многие показатели строения и функций организма человека, а также на степень развития разных его физических качеств. Их учет в организации тренировочного процесса и спортивном отборе становится все более насущным.

Наследственность заключается в способности живых организ­мов передавать свои признаки следующим поколениям. В противо­положность этому, изменчивость связана со способностью измене­ния наследственных задатков и их проявлений в процессе развития организмов.

Совокупность всех наследственных задатков называется генотипом, а совокупность всех признаков организма — фенотипом. Фенотип зависит от возможности врожденных задатков проявиться в определенных условиях жизни. Таким образом, основные черты организма определяются как унаследованными свойствами, так и влияниями различных факторов среды (питания, климато-географических и экологических условий, социальной среды, особенностей воспитания и пр.). Иными словами, фенотип есть генотип плюс средовые влияния.

Изучение наследственности у человека характеризуется опреде­ленными ограничениями генетического анализа. У человека невоз­можно проведение направленного скрещивания, эксперименталь­ного получения мутаций, обеспечение строгого контроля за окружа­ющими условиями среды на протяжении роста и развития организ­ма. Использование статистического подхода затрудняют малочисленность потомства, длительный период полового созрева­ния, отсутствие сведений об отдаленных предках и их морфофунк-циональных особенностях. Огромное разнообразие наследственных признаков у человека и большое количество групп сцепления генов также являются препятствием для точного анализа генетических влияний.

К основным методам исследования генетики человека относят следующие:

генеалогический (метод родословных), вкотором
составляются и анализируются родословные для изучаемого человека, которого называют в данном случае пробандом;

цитологический (изучение особенностей хромосом, ДНК);

популяционный (анатиз наследственности в изолированных группах населения);

близнецовый, основанный на сравнении различных признаков у близнецов.

Одним из простых количественных показателей наследственнос­ти является коэффициентХольцингера (Н), который определяет ге­нетическую долю в общем развитии организма. При Н = 1.0 изучае­мый показатель полностью зависит от генотипа, при Н > 0.7 доля генетических влияний очень высока (70% и более) и лишь небольшая часть приходится на средовые воздействия. Чем меньше этот ко­эффициент, тем больше средовые влияния на признаки.
14.2. НАСЛЕДСТВЕННЫЕ ВЛИЯНИЯ НА МОРФОФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ И ФИЗИЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА ЧЕЛОВЕКА

Изучение степени наследуемости различных морфофункцио-нальных показателей организма человека показало, что генетичес­кие влияния на них чрезвычайно многообразны. Они отличаются по срокам обнаружения, степени воздействия, стабильности проявле­ния. Чем больше выражены наследственные влияния на признаки организма, тем больший их учет должен быть при отборе.


14.2.1. НАСЛЕДУЕМОСТЬ МОРФОФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ

Наибольшая наследственная обусловленность выявлена для мор­фологических показателей организма человека, меньшая — для физио­логических параметров и наименьшая — для психологических призна­ков.

Среди морфологических признаков наиболее значительны влияния наследственности на продольные размеры тела, меньшие — на объем­ные размеры, еще меньшие — насоставтела. Величина коэффициента наследуемости наиболее высока для костнойткани, меньше для мы­шечной и наименьшая —для жировой ткани. Для подкожной клетчат­ки женского организма она особенно мала.

Для функциональных показателей выявлена значительная генети­ческая обусловленность многих физиологических параметров, среди которых большая часть метаболических характеристик организма, аэробные и анаэробные возможности, процент быстрых и медлен­ных волокон в мышцах, объем и размеры сердца, характеристики ЭКГ, систолический и минутный объем крови в покое, частота серд­цебиений при физических нагрузках, артериальное давление, жиз­ненная емкость легких и жизненный показатель (ЖЕЛ/кг), частота и глубина дыхания, минутный объем дыхания, длительность задержки дыхания на вдохе и выдохе, парциальное давление О2 и СО2 в ал ьве-олярном воздухе и крови, содержание холестерина в крови, скорость оседания эритроцитов, группы крови, иммунный статус, гормональ­ный профиль и некоторые другие.

Многие психологические, психофизиологические, нейродинамичес-кие, сенсомоторные показатели, характеристики сенсорных систем также находятся под выраженным генетическим контролем: боль­шая часть показателей электрической активности коры больших по­лушарий, скорость переработки информации, пропускная способность мозга, коэффициент интеллектуальности, пороги чувстви­тельности сенсорных систем, цветоразличение и его дефекты (даль­тонизм), нормальная и дальнозоркая рефракция, критическая часто­та слияния световых мельканий, типологические свойства нервной системы, черты темперамента, доминантность полушарий, моторная и сенсорная функциональная асимметрия и др.

Большая часть поведенческих актов контролируется целым ком­плексом генов Чем сложнее поведенческая деятельность человека, тем менее выражено влияние генотипа и больше роль окружающей среды. Для более простых двигательных навыков наследуемость выше, чем для более сложных.

По мере обогащения человека жизненным опытом и знаниями относительная роль генотипа в его жизнедеятельности снижается.

Обнаружены некоторые различия в наследовании признаков по полу. У мужчин в большей мере наследуются проявления левору-кости, дальтонизма, показатели объема и размеров сердца, артери­ального давления и ЭКГ, содержание липидов и холестерина в кро­ви, характер отпечатков пальцев, особенности полового развития, способность решения цифровых и пространственных задач, ориен­тация в новых ситуациях. У женщин в большей степени запрограм­мированы генетически рост и вес тела, развитие и сроки начала мо­торной речи, проявления симметрии в функциях больших полуша­рий.


14.2.2. НАСЛЕДУЕМОСТЬ ПРОЯВЛЕНИЯ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ

Наследственные влияния на различные физические качества нео­днотипны. Они проявляются в различной степени генетической за­висимости и обнаруживаются на различных этапах онтогенеза. В наибольшей степени генетическому контролю подвержены быстрые движения, требующие, в первую очередь, особых скоростных свойств нервной системы — высокой лабильности (скорости проте­кания возбуждения) и подвижности нервных процессов (смены воз­буждения на торможение и наоборот), а также развития анаэробных возможностей организма и наличия быстрых волокон в скелетных мышцах.

Для различных элементарных проявлений качества быстроты — времени простых и сложных двигательных реакций, максимального темпадвижений, скорости одиночных двигательных актов (ударов, прыжков, метаний) — получены высокие показатели наследуемости. С помощью близнецового и генеалогического методов подтверждена высокая зависимость отврожденныхсвойств(Н =0.70-0.90) показа­телей скоростного бега на короткие дистанции, теппинг — теста, кратковременного педалирования на велоэргометре в максимальном темпе, прыжков в длину с места и других скоростных и скоростно-силовых упражнений. Высокая генетическая обусловленность полу­чена также для качества гибкости.

В меньшей степени генетические влияния выражены для показате­лей абсолютной мышечной силы. Так, например, коэффициенты на­следуемости для динамометрических показателей силы правой руки Н =0.61, левой руки Н н 0.59, становой силы Н = 0.64, в то время как для показателей времени простой двигательной реакции Н = 0.84, сложной двигательной реакции Н=0.80.

В наименьшей степени наследуемость обнаруживается для пока­зателей выносливости к длительной циклической работе и качеству ловкости (координационных возможностей и способности форми­ровать новые двигательные акты в необычных условиях).

Другими словами, наиболее тренируемыми физическими каче­ствами являются ловкость и общая выносливость, а наименее трени­руемыми — быстрота и гибкость. Среднее положение занимает ка­чество силы (табл. 14). Это подтверждается данными Н. В. Зимкина (1970) и др. о степени прироста различных физических качеств в про­цессе многолетней спортивной тренировки: показатели качества бы­строты (в спринтерском беге, плавании) увеличиваются в 1.5-2 раза, качества силы при работе локальных мышечных групп — в 3.5-3.7 раза, при глобальной работе — на 75-150%, качества выносливости — в десятки раз.

Таблица 14 - Показатели влияния наследственности (Н) на физические качества человека

(по: Москатова А. К.)



Nn/n

Показатели

Коэффициент







наследуемости (Н)

1

Скорость двигательной реакции

0.80

2

Теппинг-тест

0.85

3

Скорость элементарных движений

0.64

4

Скорость спринтерского бега

0.70

5

Максимальная статическая сила

0.55

6

Взрывная сила

0.68

7

Координация движений рук

0.45

8

Суставная подвижность (гибкость)

0.75

9

Локальная мышечная выносливость

0.50

10

Общая выносливость

0.65

Проявления генетических влияний зависят от возраста. Они больше выражены в молодом возрасте (16-24 г.) по сравнению с более пожилыми людьми. Влияния генотипа также зависят от мощности работы—они нарастают с увеличением мощности работы.

Наследственные влияния на морфофункциональные особенности и физические качества человека зависят от периодов онтогенеза. Раз­личают критические и сенситивные периоды.

Критические периоды характеризуются повышенной активностью отдельных генов и их комплексов, контролирующих раз­витие каких-либо признаков организма. В эти периоды происходит значительная перестройка регуляторных процессов, качественный и количественный скачок в развитии отдельных органов и функцио­нальных систем, результатом чего является возможность адаптации к новому уровню существования организма и его взаимодействия со средой. Такая перестройка увеличивает число степеней свободы организма, открывает новые горизонты поведения человека, т. е. по существу является «опережающим отражением действительности».

Сенситивные периоды — это периоды снижения генетического контроля и повышенной чувствительности отдельных признаков организма к средовым влияниям, в том числе педагогичес­ким и тренерским.

Критические и сенситивные периоды совпадают лишь частично. Если критические периоды создают морфофункциональную основу существования организма в новых условиях жизнедеятельности (на­пример, в переходный период у подростка), то сенситивные периоды реализуют эти возможности, обеспечивая адекватное функциониро­вание систем организма соответственно новым требованиям окружа­ющей среды.

Для тренеров и педагогов, работающих в области физического воспитания и спорта, знание сенситивных периодов чрезвычайно важно, так как один и тот же объем физической нагрузки, количе­ство тренировочных занятий, подходов к снарядам и т. п. лишь в сен­ситивный период обеспечивают наибольший тренировочный эф­фект, который в другие возрастные периоды не может быть достиг­нут. К тому же учет сенситивных периодов необходим при проведении спортивного отбора для правильной оценки состояния организма и особенностей физических качеств спортсмена.

Сенситивные периоды для различных физических качеств проявля -ются гетерохронно, т. е. в разное время. Хотя имеются индивидуальные варианты сроков их наступления, все же можно, в среднем, вы­делить общие закономерности. Так, сенситивный период проявления различных показателей качества быстроты приходится на возраст 11-14лет и к 15-летнему возрасту достигается его максимальный уровень. Близкая к этому картина наблюдается в онтогенезе и для проявления качеств ловкости и гибкости.

Несколько позже отмечается сенситивный период качества силы. После сравнительно небольших темпов ежегодных приростов силы в дошкольном и младшем школьном возрасте наступает некоторое их замедление в возрасте 11-13" лет. Затем наступает сенситивный период развития мышечной силы в 14-17 лет, когда особенно значителен прирост силы в процессе спортивной тренировки. К возрасту 18-20 лету юношей (на 1 -2 года раньше у девушек) достигается максималь­ное проявление силы основных мышечных групп. Сенситивный пе­риод выносливости приходится примерно на 15-20лет, после чего на­блюдается максимальное ее проявление и рекордные достижения на стайерских дистанциях в беге, плавании, гребле, лыжных гонках и других видах спорта, требующих выносливости (рис. 38).


14.3. УЧЕТ ФИЗИ0Л0Г0-ГЕНЕГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ЧЕЛОВЕКА В СПОРТИВНОМ ОТБОРЕ

Знание степени наследственных влияний на морфофункцио-нальные особенности человека и его физические качества позволяет в ходе спортивного отбора опираться на те показатели, которые в наибольшей степени находятся под генетическим контролем, т. е. являются наиболее прогностичными и мало изменяемыми в ходе тренировки.


14.3.1. УЧЕТ СЕМЕЙНОЙ НАСЛЕДСТВЕННОСТИ В СПОРТИВНОМ ОТБОРЕ

В практике спорта известна рольсемейной наследственности. По П. Астранду, в 50% случаев дети выдающихся спортсменов имеют вы­раженные спортивн ые способности, многие браться и сестры показы­вают высокие результаты в спорте (мать и дочь Дерюгины, братья Зна­менские, сестры Прессидр.). Если оба родителя — выдающиеся спорт­смены, то высокие результатыу их детей могут быть в 70% случаев.

Еще в 1930-х годах было показано, что выраженную внутрисе­мейную наследуемость имеют показатели скорости выполнения теп-пинг-теста. Если оба родителя по теппинг-тесту попадали в группу «быстрых», то среди детей таких родителей значительно больше было «быстрых» (56%), чем «медленных» (лишь 4%). Если оба родителя оказывались «медленными», то среди детей преобладали «медлен-ные»(71%), а остальные были «средними» (29%). Оказалось, что внутрисемейное сходство зависит от характера упражнений, осо­бенностей популяции, порядка рождения ребенка в семье.

Более высокие внутрисемейные взаимосвязи присуши скорост­ным циклическим и скоростно-силовым упражнениям. Изучение ар­хивов в английских закрытых колледжах, где потрадиции обучались дети избранных семейств, показало определенное сходство двигател ь-ных возможностей детей и родителей в 12-летнем возрасте. Достовер­ная корреляция была установлена для некоторых морфологических признаков и скоростно-силовых упражнений: длина тела (г = 0.50), бег на 50 ярдов (г = 0.48), прыжки в длину с места (г = 0.78). Однако, корреляция отсутствовала для сложно-координационныхдвижений, таких как метание теннисного мяча, гимнастические упражнения.

Изучению подвергались многие семейные особенности различ­ных функций организма. Исследования сдвигов легочной вентиля­ции в ответ на недостаток кислорода (гипоксию) и избыток углекис­лого газа (гиперкапнию) у взрослых бегунов-стайеров показали, что дыхательные реакции находящихся в хорошей спортивной форме бегунов на длинные дистанции и их не занимающихся спортом род­ственников были практически одинаковы. При этом они достоверно отличались от более высоких сдвигов легочной вентиляции у конт­рольной группы лиц, не занимающихся спортом.

Некоторые противоречивые данные внутрисемейного исследова­ния морфологических признаков генетики объясняют влияниями популяционных особенностей. Так, например, имеются различия в характере внутрисемейных генетических влияний на длину тела в разных популяциях: в американской популяции самая высокая вза­имосвязь выявлена в парах мать—дочь, затем ее снижение в парах мать—сын, отец—сын, отец—дочь; в африканской популяции сни­жение корреляции отмечено в другом порядке: от пары отец—сын к парам мать—сын, мать—дочь, отец—дочь.

О внутрисемейных взаимосвязях в отношении умственной рабо­тоспособности (по показателю коэффициента интеллектуальности) сообщал Г. Айзенк( 1989)). По скорости осуществления умственных операций и решения интеллектуальных проблем показатели усынов­ленных детей соответствовали умственным способностям их биоло­гических родителей, но не приемных родителей. Эти факты свиде­тельствовали о наследственной природе данных способностей.

В результате анализа браков двоюродных сестер и братьев уста­новлено снижение умственных способностей у их детей, что демон­стрирует отрицательный генетический эффект в семьях близких родственников.

Генетически зависимыми являются многие морфофункциональные признаки, определяющие спортивные способности человека и передающиеся по наследству от родителей (длина тела и конечностей, размеры и объемы сердца и легких, умственная работоспособ­ность, восприятие пространства, способность различать цвета, зву­ки, слова и многое другое).

Специальный анализ наследования спортивных способностей че­ловека был проведен Л. П. Сергиенко (1993) в 163 семьях спортсменов высокого класса (15 мастеров спорта, 120 мастеров спорта междуна­родного класса, 28 заслуженных мастеров спорта—победителей и при­зеров Олимпийских игр, чемпионатов мира, Европы и СССР).

Оказалось, что чаще всего (66.26%) высокие достижения отмеча­лись в смежных поколениях: дети—родители. При этом не было «пропусков» поколений (как в случае рецессивного типа наследова­ния). Отсюда было сделано предположение о доминантном типе на­следования.

Было установлено, что у родителей, братьев и сестер выдающихся спортсменов двигательная активность значительно превышала уро­вень, характерный для людей обычной популяции. Физическим тру­дом или спортом занимались 48.7% родителей, в большей мере отцы (29.71%), чем матери (18.99%); более активными были братья (79.41%), чем сестры (42.05%).

У спортсменов-мужчин не было ни одного случая, когда бы мать занималась спортом, а отец не занимался. У выдающихся спортсме­нов было гораздо больше родственников мужского пола, чем женс­кого, и родственники-мужчины имели более высокую спортивную квалификацию, чем родственницы-женщины.

Таким образом, у мужчин-спортсменов двигательные способнос­ти передавались несомненно по мужской линии. У женщин-спорт­сменок, в отличие от этого, спортивные способности передавались преимущественно по женской линии.

Выдающиеся спортсмены, специализирующиеся в упражнениях на выносливость, были преимущественно младшими детьми и рож­дались, как правило, в семьях с двумя или тремя детьми, а в таких видах спорта, как бокс, таэкван-до, это преимущественно первенцы.

Имеется особая закономерность семейного сходства в выборе спортивной специализации: наибольшее сходство выявлено в выбо­ре занятий борьбой (85.71 %), тяжелой атлетикой (61.11 %) и фехто­ванием (55.0%); наименьшее сходство в предпочтении баскетбола и бокса (29.4%), акробатики (28.57%) и волейбола (22.22%).


14.3.2. УЧЕТ ТРЕНИРУЕМОСТИ СПОРТСМЕНОВ

Выбор адекватного вида спорта, отвечающего интересам и налич­ным возможностям человека, еще не гарантирует его высоких спортивных достижений. Значительную роль в росте спортивного мастерства играет так называемая тренируемость или спортивная обучаемость спортсмена, т. е. его способность повышать функциональные и специальные спортивные возможности под вли­янием систематической тренировки. Тренируемость спортсмена обеспечивается в совокупности двумя параметрами:

степенью прироста различных признаков организма в процессе многолетней спортивной подготовки;

скоростью этих сдвигов в организме.

Рассмотрим, чем обусловливается степень прироста различных показателей организма спортсмена. Величина изменчивости отдель­ных функциональных показателей и физических качеств человека зависит от врожденной нормы реакции, т. е. способности генов, контролирующих эти признаки, реагировать на изменение условий индивидуального развития и факторов внешней среды.

Для одних показателей характерна узкая норма реакции; они, в среднем, незначительно изменяются даже при заметных коле­баниях внешних условий, в том числе при длительной тренировке (длина тела, гомеостатические свойства крови, состав мышечных во­локон в скелетных мышцах, типологические особенности нервной системы и др.). Другим показателям присуща широкая норма реакции, допускающая значительные изменения в фенотипе (масса тела, количество митохондрий в мышце, показатели внешнего дыха­ния, многие характеристики кровообращения и др.).

В процессе спортивного отбора необходимо обращать внимание в первую очередь на мало изменяемые показатели, которые имеют наи­большую прогностичность, так как тренировочный процесс их мало затрагивает. Именно эти показатели будут лимитировать спортив­ные достижения в процессе тренировки.

На протяжении многих лет систематических занятий спортом или профессиональной деятельностью практически не изменяются амп­литудно-частотные характеристики электрической активности мозга — электроэнцефалограммы, отражающие генетические осо­бенности человека. Это природные свойства индивида с узкой нор­мой реакции, которые и следует учитывать уже при начальном отбо­ре. Так, например, при отборе спортсменов ситуационных видов спорта, для которых требуется высокое развитие качества быстроты, предпочтительны индивиды с высокой частотой альфа-ритма ЭЭГ. Исследования ЭЭГ высококвалифицированных баскетболистов показали наличие у них высокой частоты этого ритма покоя 11-12 колеб./с, в то время как у лыжников —гонщиков она составляла всего 9-10 колеб./с. В противоположность этому, под влиянием спортивной тренировки существенно изменяются пространственно-временные отношения корковых потенциалов. В коре больших полу­шарий возникают специфические системы взаимосвязанной актив­ности, отражающие особенности формируемых двигательных навыков в избранном виде спорта. Эти особенности отражают уровень функциональной подготовленности спортсменов и их следует учиты­вать на более высоких этапах отбора.

Важным прогностическим признаком является композиция (со­став) волокон скелетных мышц (рис. 39). В ходе многолетних занятий спортом у человека отсутствует изменение характерного для него числа медленных и быстрых мышечных волокон, что позволяет от­нести этот показатель к числу учитываемых при начальном отборе. Исследования композиции мышечных волокон четырехглавой мышцы бедра показали, что', в среднем, у людей наличие медленных (окислительных) волокон I типа составляет 50-60% от числа всех во­локон в данной мышце. Так, например, при длительной тренировке в академической гребле присущие отдельным индивидам соотношения волокон не изменяются. У гребцов низкой квалификации (I юношес­кого разряда и I взрослого разряда) количество медленных волокон в 4-главой мышце бедра составляет 44-82% и у спортсменов высокой квалификации (кандидатов в мастера спорта и мастеров спорта) — оно находится в тех же пределах: 47-73%. Вместе с тем имеются субпопуля­ции (небольшие группы населения) со значительным преобладанием медленных или быстрых волокон. Среди первых следует искать буду­щих стайеров, а среди вторых — спринтеров.

Аналогично этому, в отношении аэробных возможностей имеют­ся отдельные индивиды с широкой нормой реакции, другие — с уз­кой нормой реакции по одному и тому же показателю (величине М ПК). Прирост этого показателя у них в процессе тренировки сильно отличается от среднепопуляционных значений — обычно у боль­шинства людей прирост МП К составляет, в среднем, около 30% от исходного уровня. Однако, близнецовые исследования канадских ученых выявили генетическую зависимостьтренируемости при вы­полнении одинаковой аэробной работы на велоэргометре. У одних индивидов повышение величины М ПК достигало за 15-недельный тренировочный цикл 60% и более, таких насчитывалось примерно 5-10%, а у других прирост за тот же период оказался менее 5%, их было всего 4% от наблюдавшихся лиц. Эти индивидуальные особенности являются врожденными.

В процессе многоступенчатого отбора можно выделять группы спортсменов с гипокинетическим типом реагирования на физические нагрузки (их примерно насчитывают около 21 %) и с гиперкинетичес­ким типом реагирования (26%), которые показывают более высокий тренировочный эффект по сравнению с гипокинетической группой.

Примерно такое же количество высокотренируемых спортсменов обнаружено среди представителей ситуационных видов спорта, обла­дающих наиболее мощными и высокомобилизуемыми аэробными и анаэробными возможностями: среди волейболисток— 10%, баскет­болисток— 18%, футболистов —33%.

Исследования тактического мышления у высококвалифициро­ванных баскетболистов позволили по степени увеличения способно­сти к переработке информации при решении тактических задач вы­делить 3 группы спортсменов (Сологуб Е. Б., БедринаЗ. Ю., 1990):

баскетболисты с высокой способностью к обучению (30% от всех наблюдавшихся спортсменов), которые показали за 12 тренировочных занятий прирост пропускной способности мозга (С) на 1.8 бит/с (при среднем исходном уровне пропускной способности во время игровой деятельности С = 2 бит/с);

баскетболисты со средним уровнем обучаемости (44% спортсменов), прирост С = 1.5 бит/с;

баскетболисты с низким уровнем обучаемости (26%), прирост С = 1.2 бит/с.

Определены информативные психофизиологические показатели для отбора спортсменов-баскетболистов с высокой обучаемостью к решению тактических задач. Они характеризуются низкой тревож­ностью, высокой критичностью в оценке самочувствия и настроения и высокой избирательностью и концентрацией внимания.

Из всех полученных данных можно заключить, что наряду с ос­новной массой людей, обладающих средними показателями прирос­та морфофункциональных показателей и спортивныхдостижений, имеются группы лиц (примерно 10-30%) с высоким или с низким уровнем прироста этих показателей при тренировке. Поиск высоко-тренируемых лиц представляет главную задачу при спортивном отборе, для чего необходима разработка информативных физиологи­ческих, морфологических, психофизиологических и психологичес­ких параметров для каждого избранного вида спорта.

Рассмотрим вопрос о скорости развития адаптации к избранному виду спорта. В школе дифференциальной психологии Теплова-Не-былицина было выдвинуто представление о свойстве динамичности или обучаемости как первичном свойстве нервной системы — одном из важнейших врожденных свойств, наряду с силой, подвижностью и лабильностью нервных процессов. Обучаемость понималась как скорость образования условных рефлексов.

Развитие учения П. К. Анохина о функциональной системе изме­нило и представление об обучаемости. По определению В. М. Русало-ва (1989), динамичность или обучаемость — это быстрота формиро­вания новой функциональной системы в организме. В адаптологии возникло представление о формировании в процессе спортивной тренировки функциональной системы адаптации спортсмена к на­грузкам и о роли скорости адаптации (Солодков А. С, 1988).

При этом степень перестройки функций ограничивается генети­чески определенной нормой реакции каждого человека, т. е. предела­ми изменчивости различных признаков организма, а скорость — специальными (темпоральными) генами, контролирующими изменение признаков во времени (Джедда Л., 1971; НикиткжБ.А., 1988, и др.).

У каждого индивида активность этих генов имеет собственную хронологию, т. е. систему отсчета времени. Она определяет индиви­дуальную скорость роста и развития организма, время и продолжи­тельность считывания генетической информации в клеточных ядрах и синтез в клетках необходимых белков, моменты включения и вык­лючения активности отдельных генов, время наступления критичес­ких и сенситивных периодов развития отдельных признаков, дли­тельность их протекания, темпы функциональной активности раз­личных систем организма, скорость обучения человека и другие вре­менные параметры жизнедеятельности. Например, переходный периоду одних подростков протекает на протяжении 5-6 лет, а у дру­гих за 1.5-2 года. Исследования на близнецах показали генетическую природу обучаемости: при использовании специальных тестов (со­единять пары цветных фигур за 30 с): у однояйцевых близнецов ско­рость освоения оказалась одинаковой, а у двуяйцевых близнецов , имелись достоверно большие различия.

Следовательно, высокотренируемые и низкотренируемые спорт­смены различаются не только по величине сдвига работоспособнос­ти, физических качеств и функциональных показателей, но и по скорости изменений всех этих показателей, а соответственно, и по времени достижения высоких спортивных результатов. Величина и скорость развития тренировочных эффектов являются независимы­ми переменными. По выраженности этих факторов выделяют 4 вари­анта тренируемости(КоцЯ. М., 1986):

высокая быстрая тренируемость;

высокая медленная тренируемость;

низкая быстрая тренируемость;

низкая медленная тренируемость.

Наличие таких индивидуальных физиолого-генетических осо­бенностей обусловливает необходимость многоступенчатого отбора в процессе многолетней спортивной тренировки.

<< предыдущая страница   следующая страница >>