Рабочая программа учебной дисциплины «Физиология высшей нервной деятельности и сенсорных систем» - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1страница 2страница 3
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Рабочая программа дисциплины физиология высшей нервной деятельности... 2 1067.77kb.
Физиология высшей нервной деятельности 1 35.15kb.
Вопросы к экзамену по физиологии высшей нервной деятельности для... 1 43.37kb.
Программа курса «Физиология высшей нервной деятельности» 1 128.49kb.
Программы дисциплины «Физиология животных и человека, высшей нервной... 1 157.07kb.
Физиология животных и человека, высшей нервной деятельности 1 174.2kb.
Учебно-методический комплекс дисциплины физиология высшей нервной... 1 234.99kb.
Рабочая программа дисциплины электромагнитная совместимость электрооборудования 1 237.35kb.
К учебной дисциплине «Анатомия и физиология человека». Область применения... 1 57.73kb.
Рабочая учебная программа по нормальной физиологии для специальности... 1 408.86kb.
Рабочая программа дисциплины «Физиология человека» Специальность... 1 162.52kb.
Вопросы к экзамену по физиологии высшей нервной деятельности для... 1 43.37kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Рабочая программа учебной дисциплины «Физиология высшей нервной деятельности и сенсорных - страница №1/3



Министерство образования и науки РФ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный гуманитарный университет имени М. А. Шолохова"

Учебно-методический комплекс

ЕН. Цикл общих математических и естественно-научных дисциплин 020414
«ФИЗИОЛОГИЯ ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И СЕНСОРНЫХ СИСТЕМ»
Специальность 020400 Психология
Факультет психологии

Кафедра клинической психологии

Москва 2008



Часть I.




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ




«Физиология высшей нервной деятельности и сенсорных систем»


Разработал – профессор Глушко А.Н.

Рабочая программа утверждена на заседании кафедры


Клинической психологии. Протокол № 1 15.09.2009г.
Зав. кафедрой __________________(Яковлев В.А.)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1. Учебная дисциплина “Физиология высшей нервной деятельности и сенсорных систем” является составной частью методической подготовки студента в ряду биологических дисциплин она является естественнонаучной основой познания природы и внутренних механизмов ощущения, восприятия, памяти, мышления и сознания. Она отражает и интегрирует основные теоретические и практические достижения в области изучения механизмов поведения и деятельности человека и разработана с учетом особенностей деятельности психологов для понимания механизмов протекания психологических процессов. Изучение дисциплины осуществляется в тесном взаимодействии с другими дисциплинами анатомией, физиологией ЦНС, психофизиологией и общей психологией.


2. Практико-методическая подготовка включает в себя овладение знаниями навы­ками и умениями, обеспечивающими более глубокое понимание объективных феноменов активности мозга по которым можно судить о скрытых «движениях души». Изучение физиологии высшей нервной деятельности вооружает психологов объективными методами изучения психических прооцессов. Курс предполагает последовательность изучения основных нервных процессов возбуждения и торможения, физиологии условного рефлекса, физиологии анализаторов, аналитико-синтетической деятельности мозга, типологии ВНД. Осуществляется в ходе плановых заня­тий, а также во время самостоятельной подготовки.

Изучение учебной програм­мы осуществляется в течение 3-го курса и завершается экзаменом.

3. Мозг – это орган координации, интеграции, управления, инструмент приспособления организма к жизни. У мозга имеется уникальное свойство – его существо подчинено социальной детерминации, что выделяет его из категории обычных органов и анатомо-физиологических систем. Он выступает как орудие выживания индивидов в человеческом обществе, как орган индивидуального поведения. Поведение – сложная интегрированная форма деятельности организма, основанная на взаимодействии безусловных рефлексов, инстинктов, обучения и сознательной деятельности. Деятельность человека обусловлена как внешними воздействиями, так и внутренними побуждениями, которая характеризуется весьма сложным комплексом реакций, направленных на достижение определенной биологической, психологической или социальной цели. Понятие механизмов этой деятельности составляет цель программы.
4. Основными задачами изучения физиологии высшей нервной деятельности являются:


  1. Раскрытие механизмов психики, что обеспечивает естественно-научный подход к изучению психологии.

  2. Раскрытие структурно-системной организации и интегративной функции мозга требует от студентов предварительной подготовки в области анатомии и физиологии центральной нервной системы.

  3. Изучение механизмов обучения, формирования сложных поведенческих актов человека



5. Требования к обязательному минимуму уровню содержания и уровню подготовки студента.

Учебная дисциплина “Физиология высшей нервной деятельности и сенсорных систем” нацелена на формирование и развитие у студентов совокупности специальных знаний, умений и навыков, личностных качеств, норм и опыта профессионального поведения, обеспечивающих успешность деятельности как специалиста знающего естествено-научные основы психики человека. В результате изучения учебной дисциплины студенты должны



иметь представление:

  • о системе и методах физиологического изучения мозга;

  • о состоянии научных исследований в раскрытии механизмов регуляции психической деятельности в нашей стране и в зарубежных государствах;

  • об основных теоретических концепциях механизмов памяти, мышления и сознания;

знать:

  • нейрофизиологические механизмы психики;

  • рефлекторную деятельность мозга;

  • основные свойства нервной системы и типы высшей нервной деятельности;

  • закономерности переработки информации в сенсорных системах;

  • методы оценки свойств нервной системы;

  • механизмы формирования сенсорного образа;

уметь:

  • планировать и организовывать исследования психической деятельности человека;

  • осуществлять методическое обеспечение диагностики типов высшей нервной деятельности;

  • проводить изучение и обследование при диагностике основных свойств нервной системы;

  • оценивать эффективность психологических воздействий на человека по изменению условно-рефлекторной деятельности;



Разделы и основные темы


Раздел I Физиология высшей нервной деятельности


1.История развития учения о высших психических функциях мозга
2. Предмет задачи и методы физиологии ВНД

3. Рефлекторная теория деятельности мозга и основные принципы ВНД

4. Безусловные и условные рефлексы как основа формирования временной связи

5. Нейрофизиологические процессы мозга как основа высшей нервной деятельности


6. Основные свойства нервной системы и типы высшей нервной деятельности

7.Методы выявления основных свойств нервной системы

Раздел II Общая физиология сенсорных систем.

8. Основные закономерности физиологии рецепторов, классификация рецепторов

9.Переработка информации в сенсорных системах

Раздел III Частная физиология сенсорных систем

10.Физиология зрительного анализатора

11.Физиология слухового и вестибулярного анализаторов

12.Висцеральная и соматосенсорная системы

13.Болевой анализатор

14. Системный механизм восприятия

7. Программа предусматривает следующие виды учебных занятий: теоретическая подготовка предполагает усвоение систематизированных и специализированных знаний по всем раз­делам программы и осуществляется в ходе плановых лекций, самостоятельной работы; практическая подготовка проводится в ходе практических и лабораторных занятий; в процессе освоения курса проводится контроль усвоения в виде контрольных работ и семинарских занятий.



А. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


Наименование разделов и тем

Всего часов учебных занятий

В том числе учебных занятий с преподавателем

Из них по видам учебных занятий

Время, отведенное на самостоятельную работу

лекции

семинары

индивидуальные собеседования

практические занятия

курсовые работы (проекты, задания)

самостоятельная работа под руководством преподавателя

контрольная работа

Экзамен

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

Раздел I Физиология высшей

нервной деятельности


































Тема 1.История развития учения о высших психических функциях мозга

6

2

2






















4

Тема 2. Предмет задачи и методы физиологии ВНД

6

2

2






















4

Тема 3. Рефлекторная теория деятельности мозга и основные принципы ВНД

8

2

2






















6

Тема 4. Безусловные и условные рефлексы как основа формирования временной связи

4

2

2






















2

Тема 5. Нейрофизиологические процессы мозга как основа высшей нервной деятельности

12

6

2

4



















6

Тема 6. Основные свойства нервной системы и типы высшей нервной деятельности

14

6

2







4













8

Тема 7. Методы выявления основных свойств нервной системы

12

6

2







4













6

Раздел II Общая физиология сенсорных систем.


































Тема 8.Основные закономерности физиологии рецепторов, классификация рецепторов

18

12

2

4




2




4







6

Тема 9. Переработка информации в сенсорных системах

6

2

2






















4

Раздел III Частная физиология сенсорных систем


































Тема 10.Физиология зрительного анализатора.

10

4

2

4



















6

Тема 11.Физиология слухового и вестибулярного анализаторов

6

2

2






















4

Тема 12. Висцеральная и соматосенсорная системы

6

2

2






















4

Тема 13. Болевой анализатор

6

2

2






















4

Тема 14. Системный механизм восприятия

12

6

2

4



















6

Экзамен

4

4






















4




ИТОГО ЗА СЕМЕСТР


































Всего по дисциплине:

120

60

30

20




10










4

60


Б. ПРОГРАММА ЛЕКЦИОННОГО КУРСА
следующая страница >>