Рабочая программа дисциплины «Физиология человека» Специальность: 280200 «Защита окружающей среды» - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Рабочая программа дисциплины дисциплина дв1 Менеджмент окружающей... 4 572.62kb.
Рабочая программа дисциплины дисциплина ен. В. 1 «Физиология человека... 1 166.86kb.
Программа элективного курса «Физиология человека» а ннотация Курс... 1 133.42kb.
Рабочая программа дисциплины защита коренных народов в международном... 1 318.65kb.
Рабочая программа дисциплины Специальность 030501. 65 «Юриспруденция» 5 1108.03kb.
Среды (водная, воздушная, климатическая, акустическая) 1 92.07kb.
Рабочая программа дисциплины Специальность 032301. 65 «Регионоведение» 2 476.8kb.
Программы дисциплины «Физиология животных и человека, высшей нервной... 1 157.07kb.
Рабочая программа учебной дисциплины «физика» Направление подготовки... 1 296.89kb.
К учебной дисциплине «Анатомия и физиология человека». Область применения... 1 57.73kb.
Рабочая программа наименование дисциплины Возрастная физиология и... 3 420.64kb.
Анатомия и физиология человека Вопросы для подготовки к экзамену 1 32.42kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Рабочая программа дисциплины «Физиология человека» Специальность: 280200 «Защита - страница №1/1



ПЕРВОЕ ВЫСШЕЕ ТЕХНИЧЕСКОЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ РОССИИ



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«НАЦИОНАЛЬНЫЙ МИНЕРАЛЬНО-СЫРЬЕВОЙ УНИВЕРСИТЕТ «ГОРНЫЙ»





Согласовано





Утверждаю







Зав. кафедрой приборостроения

проф. А.И.Потапов


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Физиология человека»

Специальность: 280200 «Защита окружающей среды»

Специализация:280202 «Инженерная защита окружающей среды»
Квалификация (степень) выпускника: специалист

Форма обучения: очная
Составитель: ст.преп. Г.И.Красовская


Санкт-Петербург

2012

Составитель: ст.преп. Красовская Г.И.


Научный редактор: профессор А.И.Потапов





  1. Цель и задачи дисциплины.

Целью преподавания дисциплины «Физиология человека» является овладение студентами системой знаний об основах анатомии и физиологии человека.
Чтобы правильно оценить опасность вредных физических и химических факторов для человека, предвидеть возможные последствия их воздействия, связанные с ними заболевания, инженер-эколог должен знать основы физиологии человека, основные процессы жизнедеятельности, их взаимосвязь и изменения в разных условиях внешней среды и при различном состоянии организма, изучать адаптацию человека к постоянно изменяющимися условиями окружающей среды (климато-географических, производственных и др.).

В результате изучения дисциплины студент должен знать общие процессы жизнедеятельности целостного организма, его органов, тканей, клеток и структурных элементов клеток, а также развитие функций, их взаимосвязь и изменения в разных условиях внешней среды и, при различном состоянии организма, иметь представление и возможных патологических измнениях физиологических функций организма человека в условиях производства и в чрезвычайных ситуациях.


2. Место дисциплины в структуре ООП.

Курс «Физиология человека» входит в состав базовой части естественных дисциплин подготовки специалистов по специальности «Защита окружающей среды» и изучается студентами специализации «Инженерная защита окружающей среды» в течение 7 и 8 семестров после прохождения курсов «Науки о Земле», «Промышленная экология», «Экология», «Методы и приборы контроля окружающей среды и экологический мониторинг».

Для освоения курса обучающийся должен обладать устойчивыми знаниями по математике, физике, химии в рамках школьной программы и изучить перечисленные выше дисциплины.
3. Требования к результатам освоения дисциплины:


    Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

    ОК-6, ОК-9, ПК-2, ПК-8, ПК-19, ПК-33, ПК-36, ПСК-41.

В результате изучения дисциплины студент должен:

Знать: общие процессы жизнедеятельности целостного организма, его органов, тканей, клеток, а также развитие функций, их взаимосвязь и изменения в разных условиях внешней среды и, при различном состоянии организма, иметь представление и возможных патологических изменениях физиологических функций организма человека в условиях производства и в чрезвычайных ситуациях.

    Уметь:оказывать первую помощь при травмах, при острых состояниях, отравлениях, приобретать и использовать в практической деятельности новые знания в области физиологии человека, в том числе с помощью информационных технологий
    Владеть:терминологией в области физиологии, информацией об основных негативных свойствах вредных техногенных факторов на физиологию человека и навыками поиска новой информации.



4. Объём дисциплины и виды учебной работы

Общая трудоёмкость дисциплины составляет 2 зачётные единицы.



Вид учебной работы

Всего часов

Семестры

7

Аудиторные занятия (всего)

10

10

В том числе:







Лекции

6

6

Практические занятия (ПЗ)

4

4

Семинары (С)

0

0

Лабораторные работы (ЛР)

0

0

Самостоятельная работа (всего)

75

75

В том числе:







Курсовой проект (работа)



-

Расчётно-графические работы






Контрольная работа(Реферат)

12



Другие виды самостоятельной работы:







Работа с литературой







Вид промежуточной аттестации (зачёт, экзамен)




Зачет

Защита

Общая трудоёмкость час

зач. ед.


85

+














5. Содержание дисциплины

5.1. Содержание разделов дисциплины

№ п/п

Наименование раздела дисциплины

Содержание раздела

1

Предмет курса и задачи его изучения. История физиологии.

Определение физиологии. Задачи. Нормальная физиология и патологическая физиология. Структура физиологии человека. Связь физиологии с другими науками. Исторические аспекты представления о взаимосвязи здоровья человека с окружающей средой, образом жизни и профессией. Значимость здоровья как критерия оценки состояния общества. История физиологии человека. Известные ученые, внесшие свой вклад в развитие физиологии человека.

2

Физиология опорно-двигательного аппарата

Скелет человека. Кости и их соединения. Мышечная система, особые виды мышечной ткани.

3

Физиология дыхания

Строение органов дыхания. Составляющие процесса дыхания: внешнее дыхание, газообмен между атмосферным и альвеолярным воздухом, транспорт газов кровью, газообмен между кровью и тканями. Основные показатели функции внешнего дыхания. Патология дыхания при действии неблагоприятных эколого-профессиональных факторов. Основные заболевания органов дыхания

4

Внутренняя среда организма: кровь и лимфа.

Кровь - внутренняя среда организма. Основные функции крови: защитная, регуляторная, транспортная, терморегуляторная. Состав крови, основные возрастные особенности. Три типа клеток крови: эритроциты, лейкоциты, тромбоциты. Лейкоцитарная формула, ее значение. Понятие о группах крови и Резус-факторе.
Иммунитет его виды: врожденный, приобретенный (естественный, искусственный, активный, пассивный).
Изменение крови под действием неблагоприятных эколого-профессиональных факторов.

5

Физиология сердечно-сосудистой системы (ССС)

Кровообращение, его значение для функционирования организма. Строение и работа сердца, ее регуляция. Сердечный цикл: систола и диастола. Понятие об артериальном давлении. Патология сердечно-сосудистой системы при действии неблагоприятных эколого-профессиональных факторов.

6

Физиология органов пищеварения.

Строение желудочно-кишечного тракта человека. Основные функции пищеварительной системы. Процесс переваривания пищи как основа жизни человека. Влияние неблагоприятных экологических и профессиональных факторов на развитие нарушений в желудочно-кишечном тракте.

7

Физиология центральной нервной системы

Строение и функции центральной нервной системы. Головной и спинной мозг, их анатомическая и физиологическая связь. Периферическая нервная система. Вегетативная нервная система. Регулирующая функция центральной нервной системы – основа нервно-психической деятельности человека. Заболевания центральной нервной системы при воздействии неблагоприятных эколого-профессиональных факторов.

8

Физиология органов чувств

Органы чувств и их значение для полноценной жизни человека. Место органов чувств в центральной нервной системе человека. Зрительный анализатор, его строение и физиология; нарушение зрения при воздействии неблагоприятных эколого-профессиональных факторов.
Орган слуха и равновесия, его строение и физиология. Профессиональная тугоухость – одно из самых распространенных профессиональных заболеваний.

9

Физиология эндокринной системы

Эндокринная система человека, ее строение и функции. Эндокринная регуляция, ее связь с нервной регуляцией. Патология эндокринной системы при воздействии неблагоприятных эколого-профессиональных факторов.

10

Физиология мочевыделения

Строение мочевыделительной системы. Почки – сложные биологические фильтры. Физиология мочеобразования и мочевыделения. Выделительная функция кожи.
Нарушение выделительной функции при воздействии неблагоприятных эколого-профессиональных факторов.

11

Физиология органов репродукции

Строение и функции органов репродукции. Мужская репродуктивная система, изменения при неблагоприятных воздействиях. Женская репродукция, строение и физиология. Процесс вынашивания плода как особое физиологическое состояние. Патология репродуктивной системы при воздействии неблагоприятных эколого-профессиональных факторов.

12

Понятие о профессиональном травматизме, основы оказания доврачебной помощи при травмах

Профессиональный травматизм, понятие. Основы оказания доврачебной помощи при основных патологических состояниях: обморок, кома, клиническая смерть, различные виды кровотечений, травмы и повреждения опорно-двигательного аппарата, ожоги, обморожения, электротравмы и пр.


5.2 Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами

№ п/п

Наименование обеспечиваемых (последующих) дисциплин

№ № разделов данной дисциплины, необходимых для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

1

Вредные вещества и излучения в окружающей среде







+

+

+

+

+




+

+

+




2

Радиационная безопасность





































3

Санитарно-эпидемиологическое благополучие и здоровье населения



+

+

+


+

+

+

+

+

+

+




5.3. Разделы дисциплин и виды занятий

№ п/п

Наименование раздела дисциплины

Лекции

Прак.

зан.


Лаб.

зан.


Семин.

СРС

Всего

час.


1

Предмет курса и задачи его изучения. История физиологии.

0,5
















2

Физиология опорно-двигательного аппарата

0,5
















3

Физиология дыхания

0,5
















4

Внутренняя среда организма: кровь и лимфа.

0,5

1













5

Физиология сердечно-сосудистой системы (ССС)

0,5

1













6

Физиология органов пищеварения.

0,5
















7

Физиология центральной нервной системы

0,5
















8

Физиология органов чувств

0,5
















9

Физиология эндокринной системы

0,5
















10

Физиология мочевыделения

0,5
















11

Физиология органов репродукции

0,5
















12

Понятие о профессиональном травматизме, основы оказания доврачебной помощи при травмах

0,5

2














6. Практические занятия:

№ п/п

№ раздела дисциплины

Наименование практических занятий

Трудо-ёмкость

(час.)


1

4,5

Основные параметры организма здорового человека. Понятие о клиническом и биохимическом анализе крови. Лабораторная диагностика функциональных изменений организма.

2


2

Физиология сердечно-сосудистой системы. Основные физиологические параметры. Изменение артериального давления различными способами. Просмотр учебного фильма.

3

12

Основы оказания доврачебной помощи при различных повреждениях: первая помощь при обмороке, коме, основы проведения реанимационных мероприятий (непрямой массаж сердца, искусственная вентиляция), принципы иммобилизации конечностей при травмах, наложение повязок и остановка различных видов кровотечений, помощь при термических, химических и лучевых ожогах, переохлаждении, обморожении, электротравме и пр. Просмотр учебного фильма по основам оказания первой помощи при травмах.

2



7. Лабораторные занятия : не предусмотрены.

8. Примерная тематика контрольных работ:

1.Анатомия, физиология и гигиена человека. Общий обзор организма.

2.Органы и системы органов. Типы тканей, многообразие видов клеток в организме человека.

3.Регуляция деятельности мышц. Значение опорно-двигательной системы.


4. Состав, строение и рост костей.
5. Органы кровообращения. Сердце и сосуды (артерии, капилляры, вены).
6. Свертывание крови как защитная реакция. Группы крови.
7. Группы крови. Значение переливания крови.
8. Регуляция работы сердца. Автоматия сердца.
9. Гигиена сердечно-сосудистой системы.
10. Обмен веществ и энергии в организме человека.
11. Движение крови по сосудам. Пульс. Кровяное давление.
12. Дыхательная система. Регуляция работы органов дыхания.
13. Плазма и форменные элементы крови. Эритроциты и лейкоциты, их строение и функции.
14. Пищеварение в полости рта, желудке, кишечнике.
15. Печень. Поджелудочная железа – их роль в пищеварении.
16. Понятие о нейро-гуморальной регуляции желудочного сокоотделения. Работы И.П. Павлова по изучению пищеварения.
17. Нервная система человека. Высшая нервная деятельность.
18. Строение и функции головного и спинного мозга.
19. Строение и функции органов зрения.
20. Иммунитет. Профилактика инфекций.
21. Иммунитет. Роль И.И. Мечникова в создании учения об иммунитете. Профилактические мероприятия.
22. Инфекционные заболевания дыхательной системы.
23. Инфекционные заболевания системы пищеварения.
24. Витамины. Их роль в обмене веществ.
25. Органы выделения.
26. Железы внутренней секреции. Гормоны, их роль в организме.
27. Изменение работоспособности в трудовом процессе. Интенсивность нагрузки. Ритмичность.
28. Генетика человека. Соотношение биологического и социального наследования.
9. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины:

а) основная литература

1. Физиология человека. Под ред.Г.И. Косицкого. М.,”Медицина”,1995, 560 с.

2. Общий курс физиологии человека и животных. Под ред. А.Д. Ноздрачева. М.,”Высшая школа”, 1991 , 1 том, 525 с.

3. Общий курс физиологии человека и животных. Под ред А.Д. Ноздрачева, М., “Высшая школа”, 1991, 2 том, 370 с.

4.Начала физиологии. Под ред. А.Д. Ноздрачева. М. Высшая школа, 2001.

5. Практикум по нормальной физиологии. Под ред. Н.А. Агаджаняна , А.В. Коробкова. М., “Высшая школа” 1983, 328 с.

6. Руководство к практическим занятиям по физиологии. Под ред. Г.И. Косицкого, В.А. Памянцева. М.,”Медицина”, 1988, 283 с.

7. Коробков А.В.,Чеснокова С.А. Атлас по нормальной физиологии . Под ред Н.А. Агаджаняна. М., “Высшая школа”, 1987,351 с.

8. Словарь физиологических терминов. Под ред. Н.А. Агаджаняна. М. Просвещение, 1989.


б) дополнительная литература

1. Основы физиологии человека. Под ред. Б.Н. Ткаченко - т.1. С.-П.:Междунар. фонд истории науки. 1994, 402 с.

2. Основы физиологии человека. Под ред. Б.Н. Ткаченко -т.2 С.-П.:Международный фонд истории науки. 1994, 411 с.

3. Учебное пособие по нормальной физиологии. М.,”Третий Римъ”. 1994, 269 с.


в) программное обеспечение: Microsoft Office, Power Point

г) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы: ресурсы Интернет.


10. Материально-техническое обеспечение дисциплины:

Специализированные аудитории, презентации, видеофильмы



Разработчики:

кафедра приборостроения ст.преп. Г.И.Красовская