страница 1
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Похожие работы
|
Программа элективного курса «Физиология человека» а ннотация Курс «Физиология человека» - страница №1/1
Программа элективного курса «Физиология человека» Аннотация Курс «Физиология человека» направлен на расширение знаний базисного и профильного курса биологии «Человек». Как ни странно, в наш информационный век учащиеся обладают достаточно скудными знаниями о возможностях своего организма, способах поддержания здоровья. В связи с этим:
Задачи:
В содержании курса включены темы по изучению систем органов человека. Изучение, которых основано на профилактике и предупреждении заболеваний, пропаганде ЗОЖ и обучении оказания доврачебной помощи. В основу обучения заложена межпредметная интеграция (особенно с химией), индивидуальные способности и потребности учащихся, направленные на развитие профориентационных навыков. При обучении используются методы и формы: объяснения, лекций, беседы, семинары, практических и лабораторных работ, просмотр и анализ видеофильмов, ролевой игры. Контроль достижений в виде мониторинга проводится по 5 бальной системе за каждый вид деятельности, по каждой теме. Затем выставляется итоговая оценка, оценки выставляются в рабочей тетради учащихся. По окончании курса выставляется оценка «зачет», «незачет». Портфолио учащегося пополняется грамотами, дипломами, призами, за защиту своих тем. Ожидаемый результат изучения курса: учащиеся должны знать: - строение и функции органов и систем органов; - причины функциональных нарушений в организме; - влияние физических упражнений на развитие систем органов; - вредное влияние алкоголя, никотина, наркотиков на организм. - оказывать I помощь при различных переломах, кровотечениях, воздействиях температуры; - объяснить: причины нарушения работы органов и систем органов; - обосновать: место человека в системе органического мира; необходимость соблюдения правил личной гигиены; - давать определения: основных терминов; - устанавливать связь: между организмом и внешней средой; - делать выводы: о физиологических основах ЗОЖ. - определять задачи для индивидуальной и совместной деятельности; - самостоятельно организовать учебную деятельность; - самостоятельно подводить итог своей деятельности и оценивать ее; - научить вести диалог, выступать публично, выслушивать и принимать во внимание взгляды других учащихся, учителей; - жить и трудиться в коллективе, дорожить его интересами; - соблюдать правила ТБ, уметь оказывать доврачебную помощь; - обобщать, систематизировать собранный материал; - делать обобщение, выводы при прослеживании текста, телезаписей;
Учитывая индивидуальный интерес учащихся применять методы подготовки творческих проектов по темам: «Профилактика СПИДа», «Доврачебная помощь при воздействии на организм низких и высоких температур». В процессе изучения курса используются учебники: А.С. Батуева и др. «Человек». М.: Дрофа, 2000; Л.П. Анастасов и др. «Человек и окружающая среда». М., 1992. Видеофильмы по курсу «Анатомия» (№ 1, № 2, № 3, № 4, № 5). Тесты по всем разделам для итогового обобщения. Список литературы для учащихся: 1. А.С. Батуев и др. «Человек. Основы физиологии и психологии». М.: Дрофа, 2000. 2. Л.П. Анастасов и др. «Человек и окружающая среда». М., 1992.
Список литературы для учителя: 1. Т.Л.Богданов «Сборник для поступающих в вузы». М.: 2002. 2. Т.М. Мурзин «Активные формы и методы обучения биологии. Человек и его здоровье». М.: 1999. 3. Е. Шалапенок, Л. Кашлюк, Н. Лисов «Для поступающих в вузы». М.: 2001.
Пояснительная записка. Курс «Физиология человека» строится с учетом кризисной экономической ситуации окружающей среды, которая создает опасность для здоровья человека. В настоящее время нет проблемы важнее, чем проблема выжить. Как ни странно, в наш информационный век школьники обладают достаточно скудными знаниями о возможностях своего организма, способах поддержания здоровья. В связи с этим, изучение такого курса необходимо вводить до базисного курса биологии «Человек» и расширять профильные знания учащихся по биологии. Курс рассчитан для изучения в 9 классах (15 часов). Курс носит обобщающий характер, такой подход позволяет не только систематизировать ранее изученные учащимися знания из различных предметов (физики, химии, истории, биологии), но и подвести учащегося к осознанию своей роли в сохранении собственного здоровья. - дать ученикам представление о природе не только как внешнем окружении по отношению человека, но и о человеке как природном образовании. Задачи элективного курса: - заинтересовать ученика изучением проблем биологии; - расширить знания о физиологических особенностях организма; - добиваться понимания практического значения биологических, экологических знаний; - пропагандировать ЗОЖ.
Профилактика – генеральное направление отечественного здравоохранения. Встреча со студентами медицинского училища – бывшими учащимися школы. Легче предупредить болезнь, чем лечить, можно ли сохранить свое здоровье, не зная анатомии и физиологии организма. Основное содержание – здоровье человека – не личное дело каждого, а общественное достояние.
Биологические основы умственного и физического труда с учетом физиологии подросткового возраста. Виды первой доврачебной помощи при ушибах, растяжениях, вывихах и переломах. Примерные вопросы для занятия:
Иммунитет. Иммунодефицит (СПИД) – чума XX века. Сообщение учащегося о И.И. Мечникове с последующим обсуждением материала. Просмотр кинофильма «Иммунитет». Сообщения учащихся – не самоцель, а приглашение к разговору о роли Мечникова в открытии такой важной особенности организма человека, как иммунитет. Важное место в беседе надо отвести истории этой проблеме, состоянию на сегодня в мире и в нашей стране. Перспективе на будущее, тому, что необходимо знать о профилактике СПИДа. Инфекционные болезни, передающиеся воздушно – капельным путем, и их профилактика. Гигиенические условия профилактики болезней органов дыхания. Сообщения учащихся о туберкулезе, гриппе, ОРЗ и т.д., подготовленные по материалам медицинских листовок. Просмотр видеофильма «Курить – здоровью вредить». Влияние вредных привычек на органы дыхания. Просмотр видеофильма «Роковая капля». Занятия надо использовать для формирования у детей устойчивого неприятия вредных привычек. Подчеркнуть роль академика В.А. Трапезникова в борьбе с рекламой сигарет, значение «дней борьбы» с курением. После просмотра фильма «Никотиновая трагедия» провести беседу по вопросам:
Беседа о вкусной и здоровой пище. Беседа о вкусной и здоровой пище должна быть подчинена принципам рационального питания, составу и пищевой ценности продуктов. Особенности питания в подростковом возрасте. Сбалансировать его, режим питания, гигиенические требования к приему пищи – основные темы для разговора. Конкретные примеры (количество белков, жиров, углеводов, минеральных веществ, витаминов в различных пищевых продуктах) обязательны. Подростков очень интересует соответствие роста весу. Такие таблицы необходимо дать. Привести нормы потребления пищевых продуктов для людей разных профессий. Сформировать такие понятия, как «пищевая ценность продуктов», «рациональное питание». Просмотр фильма «Гигиена питания».
Физиология закаливания организма. Первая помощь при ожогах и обморожениях. Лекция обязательно включает в себя следующие тезисы:
Железы внутренней секреции. Сообщения учащихся о внутрисекреторной деятельности гипофиза, надпочечников, поджелудочной, щитовидной и половых желез. После сообщений обобщение сведений о заболеваниях, связанных с нарушением функций щитовидной железы, надпочечников, условиях возникновения сахарного диабета, причинах его широкого распространения в настоящее время и его «помолодения».
Этические нормы и эстетика поведения. Взаимоотношения юноши и девушки. Ролевая игра по этике поведения. Учащимся предлагают заранее подготовленные небольшие сценки, после которых школьники должны одобрить поведение персонажей. Осудить их или дать оценку и исправить.
Гигиена девушки. Гигиена юноши. Психологические основы взаимоотношения полов. Взаимодействие человека как биосоциального существа с окружающей средой. Роль антропогенных факторов в изменении окружающей среды.
Подведение итогов: что удалось реализовать в ходе занятий, что не удалось; как сделать так, чтобы они проходили более интересно и с большей пользой. Содержание данного курса реализуется в учебных пособиях:
В методических пособиях для учителя:
В наборе видеофильмов по анатомии человека (№ 1 - 4). Основу обучения составляет междисциплинарная интеграция, особенно с химией, которая содействует становлению целостного представления об окружающем мире: - индивидуальные способности и потребности учащихся; - развитие профориентации. Тематическое планирование.
Для стимуляции личностного роста учащегося, предлагаю ввести бальную систему мониторинга достижений:
Итоговая оценка. У учащегося оценки отражаются в его рабочей тетради, а в конце выставляются «зачет», «незачет». Портфолио учащегося может быть пополнено грамотами, дипломами, призами, за защиту своих тем. Литература:
|
|