Ii спортивная физиология является как учебной, так и научной дисциплиной - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
К учебной дисциплине «Анатомия и физиология человека». Область применения... 1 57.73kb.
Учебной дисциплины «Математический анализ» для направления 010100. 1 75.48kb.
Программа элективного курса «Физиология человека» а ннотация Курс... 1 133.42kb.
Подготовка к коллоквиуму I. Коллоквиум: сущность и 1 34.43kb.
Рабочая программа дисциплины «Физиология человека» Специальность... 1 162.52kb.
Возрастная физиология и психофизиология 1 26.6kb.
Книга говорила Вне времени и вне границ. О, притягательная сила 1 57kb.
Образец оформления титульного листа 1 277.3kb.
Г. П. Щедровицкий 1 101.79kb.
Рабочая программа учебной дисциплины «Физиология высшей нервной деятельности... 3 597.16kb.
Вопросы к экзамену в летнюю экзаменационную сессию по дисциплине... 1 170.93kb.
Физиология человека и животных 1 23.32kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Ii спортивная физиология является как учебной, так и научной дисциплиной - страница №7/7


14.4. ЗНАЧЕНИЕ ГЕНЕТИЧЕСКИ АДЕКВАТНОГО И НЕАДЕКВАТНОГО ВЫБОРА СПОРТИВНОЙ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ, СТИЛЯ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И СЕНСОМОТОРНОГО ДОМИНИРОВАНИЯ

Для успешного развития тренированности спортсменов в плане отбора и прогноза необходимы 2 фактора:

адекватный для генетических задатков выбор спортивной специализации, стиля соревновательной деятельности, ведущей руки и ноги спортсмена;

многоступенчатый отбор на каждом этапе многолетней подготовки, с учетом генетически присущей спортсмену скорости адаптации к специализированным нагрузкам.

Лишь сочетание обоих этих факторов в совокупности может обеспе­чить высокие результаты на уровне спорта высшихдостижений и сохра­нение здоровья спортсмена. Основой для суждения о тренируемое™ и различных видах спорта являются уже достаточно известные информа­тивные морфофункциональные и психофизиологические критерии.

Между высокотренируемыми и низкотренируемыми спортсмена­ми возможны значительные различия по времени достижения одних и тех же уровней спортивного мастерства (рис. 40). Так, нормативы мастера спорта высокотренируемые тяжелоатлеты-гиревики выпол­няют почти на 1.5 года быстрее, чем низкотренируемые спортсмены (соответственно, 3.76 и 4.83 года), дзюдоисты-женщины — на 2 с лишним года быстрее (соответственно, 5.60 и 7.83 года), а дзюдоис­ты-мужчины — более, чем на 2.5 года быстрее (6.50 и 9.17 года), счи­тая от исходного уровня.

Высокая тренируемость, сокращая время подготовки высококва­лифицированного спортсмена, обеспечивает не только выполнение биологической задачи (сохранения его здоровья) и социальной зада­чи (победы на соревнованиях), но и позволяет достичь высокого эко­номического эффекта тренировочного процесса, сокращая расходы на оплату труда тренеров, аренду помещения и пр. Фактор времени имеет огромное значение и для личной жизни спортсмена.

Неадекватный выбор вида спортивной деятельности сопровожда­ется формированием нерациональной функциональной системы адаптации с большим числом лишних, неэффективных и даже неце­лесообразных внутрисистемных и межсистемных взаимосвязей (на­пример, между спортивно-важными качествами), напряжением адаптационно-компенсаторных механизмов, затруднением восста­новительных процессов, медленным развитием тренированности, недостаточно успешным выступлением на соревнованиях, достиже­нием менее высокого уровня спортивного мастерства, неутешитель­ным прогнозом перспективности и, наконец, остановкой роста спортивного мастерства в связи с исчерпанием генетического резерва организма.

К сожалению, в практике довольно часто встречаются случаи не­адекватного выбора вида спорта, стиля соревновательной деятельно­сти (атакующий или контратакующий) и ведущей конечности спортсмена.

Например, у фехтовальщиков часты случаи, когда вооруженная рука является неведущей, т.е. хуже управляемой (рис.41). Это явно тормозит рост спортивного мастерства, так какчем выше спортивная квалификация фехтовальщиков, тем меньше оказывается среди них спортсменов с таким неадекватным выбором.

Среди борцов-самбистов около половины спортсменов пользу­ются неадекватным стилем соревновательной деятельности, не соот­ветствующим их врожденным типологическим особенностям, при­чем 20% из них борются стилем противоположным. Вследствие этого замедляются темпы овладения спортивной техникой, ухудшаются спортивные результаты, увеличивается время выполнения нормати­вов спортивных разрядов. Независимо от атакующего или контрата­кующего стиля, использование «своего» стиля увеличивает скорость роста спортивного мастерства, и различия оказываются тем больше, чем выше спортивная квалификация. Например, у борцов-самбис­тов время выполнения нормативов 1 разряда при выборе «своего» сти­ля по сравнению с выбором «чужого» стиля меньше почти на полтора года (соответственно, 4.0 и 5.4 г.), выполнения нормативов кандида­тов в мастера спорта — короче более, чем на 2 года (5.0 и 7.2 г.), а норма­тивов мастера спорта—меньше на 5 с лишним лет! (6.0 и 11.2г.).

Среди спортсменов ситуационных видов спорта (боксеров, во­лейболистов, баскетболистов и др.) выявлены значительные различия между спортсменами атакующего и контратакующего стиля по многим психофизиологическим показателям. Так, у атакующих бок­серов по сравнению с контратакующими достоверно короче времен­ные параметры сенсомоторных реакций и тактического мышления выше показатели теппинг-теста и силы мышц, впредрабочей ЭЭГ более высокий уровень преднастройки (синхронизации корковой активности), а во время парного взаимодействия с соперником в ЭЭГ формируется более асимметричная система управления дви­жениями, включающая нижнетеменные, зрительные и моторные области левого полушария (условно «система восприятия»), при обучении с электромиографической обратной связью менее выра­жен прирост способности к произвольному управлению мышечны­ми усилиями.

У контратакующих боксеров — более симметричная система взаи­мосвязанной активности в коре больших полушарий с ведущей ро­лью передне-лобных областей («система принятия решений»), более высокий коэффициент интеллектуальности в словесном тесте Г.Ай-зенка, при обучении с ЭМ Г-обратной связью более успешно проис­ходит совершенствование мышечного чувства и точности воспроиз­ведения заданных усилий.

Аналогичные данные, полученные на спортсменах волейболис­тах, баскетболистах, футболистах и фехтовальщиках, позволяют от­нести атакующих (нападающих) спортсменов к лицам с невербаль­ным мышлением («художественному» типу, по И. П. Павлову), а контратакующих (защитников) — к лицам с вербальным мышлени­ем («мыслительному» типу).

Как оказалось, в группах спортсменов атакующего или контрата­кующего стиля насчитывается примерно 2/3 спортсменов, адекватно выбравших стиль соревновательной деятельности, соответствую­щий их врожденным индивидуально-типологическим особеннос­тям, и около 1/3 спортсменов с неадекватным выбором, которые, по-видимому, компенсируют этот выбор другими функциональными возможностями организма (табл. 15).

Таблица 15 - Количество (%) высококвалифицированных боксеров атакующей и контратакующей манеры ведения боя, выбравших адекватный и неадекватный для врожденных индивидуально-типологических особенностей стиль соревновательной деятельности (по: Сологуб Е. Б., 1986;Таймазов В. А., 1986)



Используемый

Адекватность

I разряд

Мастера спорта

стиль

выбора

и кандидаты

и мастера спорта







в мастера спорта

международного










класса

Контратакующий

Адекватный

65

62




Неадекватный

35

38

Атакующий

Адекватный

64

75




Неадекватный

36

25

Однако неадекватный выбор стиля особенно значительно затруд­няет рост мастерства у атакующих спортсменов, имеющих именно те качества, которые находятся под наибольшим генетическим контро­лем — скоростные свойства нервной системы и двигательного аппа­рата. Например, доля атакующих боксеров в спорте высшихдости-жений, выбравших неадекватную манеру ведения боя, сокращается с 36% (в группе спортсменов I разряда) до 25% (в группе мастеров спорта и мастеров спорта международного класса).

Дифференциация спортсменов по физиолого-генетическим осо­бенностям создает основу для различного педагогического подхода к их обучению (использование преимущественно методов показа, прочувствования движений для атакующих спортсменов и методов рассказа, объяснений, самоотчетов — для контратакующих), пра­вильного подбора упражнений, выбора адекватного стиля, создания алгоритмов прогнозирования и моделирования успешности сорев­новательной деятельности.
14.5. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ГЕНЕТИЧЕСКИХ МАРКЕРОВ ДЛЯ ПОИСКА ВЫСОКО И БЫСТРО ТРЕНИРУЕМЫХ СПОРТСМЕНОВ

В практике спорта эффективность отбора обычно превышает 50-60%. Хотя отмечалось, что предсказание перспективности спортсме­нов более эффективно, чем предсказание неперспективности. Одна­ко, даже у опытных тренеров с использованием комплекса современ­ных методов прогнозных решений она не более 70-80%.

Современные методы спортивной генетики позволяют избежать многих ошибок в этом плане. В настоящее время достигнуты опреде­ленные успехи в поиске генов предрасположенности к мышечной деятельности аэробного характера. Учитываются влияния генов, пе­реключающих жировой обмен с образования белого жира, отклады­вающегося про запас, не преимущественное образование бурого жира, обеспечивающего двигательную активность человека. Однако выделение отдельных генов или их комплексов чрезвычайно трудо­емкий и пока мало разработанный процесс. Для практики спорта особую важность все более приобретает использование в отборе так называемых маркеров, отражающих наследственные задатки отдель­ных индивидуумов.

Генетическим маркером называют легко определяемый, устойчивый признак организма, жестко связанный с его генотипом, по которому можно судить о вероятности проявления другой, трудно определяемой характеристики.

К основным их свойствам относят следующие:

— жесткая генетическая обусловленность (их коэффициент на­следуемости порядка Н=1.0);

полное проявление в последующих поколениях;

хорошая выраженность (высокая экспрессия);

малая зависимость от факторов внешней среды;

практическая неизменность на протяжении различных периодов жизни.

С помощью генетических маркеров возможно выявление генети­ческих задатков даже у малолетних детей, для которых нельзя ис­пользовать тесты, разработанные для взрослых людей. Выявленные маркерами задатки человека, характеризуя возможные его способно­сти, сохраняют свое влияние на всю последующую жизнь. Для прак­тического удобства было предложено различать маркеры абсолют­ные и условные.

Абсолютные маркеры характеризуются наиболее высокой наследуемостью (их коэффициент Н приближается к 1.0). К ним от­носят: группы крови (системы ABO, MN и др.), скорость возникнове­ния некоторых вкусовых ощущений, показатели кожных узоров пальцев (дерматоглифы), формы зубов (одонтоглифы), особенности хромосомных наборов и др.

Условные маркеры менее обусловлены наследственно (их Н = 0.80-0.95) к ним относятся: соматотип человека, его темперамент (тип высшей нервной деятельности), доминирование правого или левого полушария, особенности сенсорной и моторной функцио­нальной асимметрии и тип индивидуального профиля асимметрии, соотношение быстрых и медленных мышечных волокон в скелетных мышцах, гормональный статус и др.

Использование генетических маркеров позволяет значительно расширить возможности и точность прогнозирования и отбора в спорте, особенно на начальных его этапах. Ранее начало занятий многими видами спорта (гимнастика, фигурное катание, плавание, прыжки в воду и др.) не позволяет у детей 5-6 летнего возраста разли­чить спортивно — выжные качества, характерные для взрослых спортсменов в избранном виде спорта, так как они еще не сформиро­ваны на данном этапе онтогенеза.

С целью спортивной ориентации и отбора генетические маркеры можно использовать в двух основных направлениях: 1) поиск спорт­сменов с адекватными для данного вида спорта признаками организ­ма; 2) отбор среди них не только спортсменов с высокой, но и с быст­рой тренируемостью в избранном виде спорта.

Для каждого тренера важно не только подготовить спортсмена высокого класса, но и сделать это без вреда для его здоровья и с наи­меньшими затратами времени. В связи с этим особую ценность в на­стоящее время приобретает выявление наиболее информативных ге­нетических маркеров, позволяющих дифференцировать спортсме-нов по ихтренируемости в каждом отдельном виде спорта, т. е. отличить высоко и быстро тренируемых от высоко и медленно тренируе­мых, низко и быстро тренируемых и, тем более, низко и медленно тренируемых спортсменов.

Так, например среди юных спортсменов, специализировавшихся в таэквон-до и занимавшихся у одного тренера по одной и той же методике на протяжении Шлет, лишь часть достигла уровня черного пояса, а некоторые выполнили лишь нормативы низкого разряда, т. е. Отстали на 6 лет подготовки. При этом установлено, что наиболее информативными показателями — абсолютными и условными гене­тическими маркерами, позволяющими определить спортсменов-та­эквондистов в группу высоко и быстро тренируемых (в отличие от группы низко и медленно тренируемых) являются следующие.

Спортивно педагогические: достижение более высокого уровня квалификации при затрате, в среднем, на 3-4 года меньше на выпол­нение нормативов одного и того же уровня по сравнению с низко и медленно тренируемыми.

Генеалогические (анализ родословных): высоко и быстротренируемые таэквондисты имеют достоверно больше родственниковспортсменов, втомчислеединоборцев, иявляются практически исключительно первенцами по порядку рождения в семье.

Морфологические: отличительным признаком является достоверно меньшая доля жирового компонента в составе тела, большая обезжиренная масса, а также принадлежностью к морфотипудолихоморфов.

Принадлежность к определенной группе крови системы АВО: преобладание Ш(В) группы крови, достоверно меньшая встречаемость i(0) группы крови и отсутствие со П(А) и IV(AB) группой (принадлежность ко П(А) группе крови достоверно характеризует лишь спортсменов с низкой и медленной тренируемостью).

Показатели физических качеств: достоверно большая быстрота в теппинг-тесте и большая мышечная сила рук, особенно правой руки.

Физиологические показатели: более высокие анаэробные возможности (достоверно большая длительность задержки дыхания на вдохе и на выдохе) и специфика функциональной асимметрии —доминирование правой руки, правой ноги, правого глаза и, соответственно, достоверное преобладание одностороннего (правого) индивидуального профиля асимметрии.

• Психофизиологические и психические характеристики темперамента и личностных особенностей: достоверное преобладание экстравертов, более высокий уровень нейротизма, большая выраженность холерического темперамента и отсутствие флегматиков, а также более высокая субъективная оценка самочувствия.

Выявление подобных информативных комплексов генетических маркеров для отдельных видов спорта позволит разработать более эффективные технологии спортивного отбора высоко и быстро тре­нируемых спортсменов. При этом важно выявлять в каждой специа­лизации быстро тренируемых спортсменов. Обнаружено, что такой информативный маркер как групповая принадлежность крови по­зволяет дифференцировать спортсменов по скорости обучения в раз­личных видах единоборств. В требующем особой быстроты боксе среди быстро тренируемых высококвалифицированных спортсме­нов достоверно преобладают лица с 1(0) группой крови (и отсутству­ют лица со П(А) и 1V(AB) группой); в таэквон-до, отличающемся высокой координацией и ловкостью, быстро тренируемые спорт­смены—это, главным образом, лица с Ш(В) группой (лица со П(А) и IV(AB) группой также отсутствуют); в специализации кик-бок­синг, для которой важна хорошая специальная выносливость, среди быстро тренируемых спортсменов преимущество имеют лица со 11(А) группой, а среди медленно тренируемых—лица с 1(0) группой крови.

15. ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Человек не может жить в отрыве от внешней среды. Организм человека, являясь открытой системой, тесно связан с ней — он полу­чает из воздуха кислород для дыхания, пищу для энергообеспечения жизнедеятельности, различного рода информацию из социального окружения для своего развития. Многие влияния оказывают небла­гоприятное воздействие, и человеку необходимо принимать специ­альные меры для поддержания своей работоспособности и здоровья.


15.1. РОЛЬ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ ЖИЗНИ

Среди факторов, позволяющих поддерживать необходимый уро­вень здоровья и высокую работоспособность человека, одно из важ­нейших мест занимает физическая культура. При этом не требуется больших материальных затрат.


15.1.1. ВЛИЯНИЕ СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЙ ЖИЗНИ НА ОРГАНИЗМ ЧЕЛОВЕКА

Внешняя среда оказывает на человека не только положительное, но и отрицательное влияние. Негативные воздействия могут вызывать различные факторы неживой природы (абиотические), живой природы (биотические) и социальной сферы.

Среди них следует учитывать физические факторы — колебания давления и температуры, проникающая радиация, шум, вибрации и др.; химические факторы—различные вещества в воде, воздухе, зем­ле, пище; биологические факторы — инфекции, вирусы. Кроме того, успехи науки и техники, наряду с полезным эффектом, приводят в современной жизни также и к неблагоприятным последствиям. Авто­матизация и механизация производства (широкое использование раз­личных видов транспорта, необходимость работы в ограниченном пространстве (батискафы, космические аппараты, подводные лодки), избыточность информации, постоянный дефицит времени и пр. сни­жают необходимый уровень двигательной деятельности и повышают нервно-психическоенапряжениечеловека, вызывая стрессовые состоя­ния и угрожая здоровью населения.

Устав Всемирной организации здравоохранения определяет по­нятие здоровья как « полное физическое, психическое и социальное благополучие». При этом выделяется 4 степени адаптации к услови­ям окружающей среды или 4 уровня функциональных возможнос­тей человека:

удовлетворительная адаптация, достаточные функциональные возможности человека;

состояние функционального напряжения;

неудовлетворительная адаптация, функциональные возможности организма снижены;

значительное снижение функциональных возможностей организма, истощение физиологических резервов, срыв адаптации.

Эти уровни адаптации отражают риск потери работоспособности и характеризуют изменения в ряде функциональных показателей организма (табл. 16).

Таблица 16 - Характеристика некоторых показателей сердечно-сосудистой системы у мужчин с разной степенью адаптации к окружающей среде (средние данные)



Возраст, лет

Показатели

Удовлетворит.

Напряжение

Неудовлетв.

Срыв




ЧСС, уд./мин,

адаптация




адаптация

адаптации




АД, мм рт.ст.













До 25

ЧСС

74.7

80.5








АД

114.5/73.0

127.0/79.0





26-40

ЧСС

74.2

76.2

81.0

92.0




АД

115.7/73.8

131.0/83.3

142.9/90.3

183.3/117.0

Старше 40

ЧСС

74.8

75.4

76.0

80.7




АД

122/80

125.5/81.3

142.6/94.4

178.0/96.7


15.1.2. РОЛЬ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОВРЕМЕННОГО ЧЕЛОВЕКА

В процессе эволюции животного мира, в том числе человека, мно­гие органы и системы организма формировались в тесной взаимосвя­зи с разного рода движениями. Без работы мышц невозможно пере­мещение человека в пространстве, осуществление внешнего дыха­ния, перекачивание крови сердцем, продвижение пищи по пищева­рительному тракту, работа мочеполовой системы, передача звуковых волн в слуховом аппарате, поисковая функция глаза и чтение текста, произнесение слов и многие другие функции.

Нарастающее в современном мире ограничение подвижности про­тиворечит самой биологической природе человека, нарушая функцио­нирование различных систем организма, снижая работоспособность и ухудшая состояние здоровья. Чем больше прогресс освобождает человека от физического труда и излишних движений, тем больше растет необходимость компенсации двигательной активности.

В этих условиях очевидна рол ь развития массовых форм физичес­кой культуры. Приобщение к физической культуре очень важно для женщин, от здоровья которых зависит качество потомства; для детей и подростков, развитие организма которых крайне нуждается в вы­соком уровне подвижности; для лиц пожилого возраста с целью со­хранения бодрости и долголетия.

За последнее время, наряду со многими отрицательными демогра­фическими явлениями (сокращение рождаемости, повышение смертности, снижение продолжительности жизни), обнаруживается рост проявлений физиологической незрелости (Аршавский И. А.). Ребенок рождается доношенным, с нормальным весом и длиной тела, но в функциональном отношении недостаточно зрелым. Это проявляется в его пониженной двигательной активнос­ти, мышечной слабости (гипотонии), быстрой утомляемости, сни­жении устойчивости к простудным и инфекционным заболеваниям (снижение иммунитета), неустойчивыми эмоциональными реакция­ми, слабым типом нервной системы. Результатом физиологической незрелости являются недостаточное развитие физических качеств и навыков, ожирение, развитие близорукости, искривления позво­ночника, плоскостопие, детский травматизм. Эти явления наклады­вают свой отпечаток на всю последующую жизнь человека. Они приводят к задержке полового развития (инфантилизму) в подрост­ковом периоде, к снижению физической и умственной работоспо­собности в зрелом возрасте и к раннему старению пожилых людей.

Борьба с проявлениями физиологической незрелости не может сводиться к фармаковоздействиям, психологическим или педагогическим мероприятиям. Основное необходимое средство противосто­яния этому явлению — повышение двигательной активности. Это путь к долголетию и здоровому образу жизни в любом возрасте.

Развитие массовой физической культуры и спорта не только обес­печивает сохранение здоровья и повышение работоспособности, но и способствует заполнению досуга и отвлечению населения, в особенности подростков, от вредных привычек— курения, алкоголизма и наркомании

Для этого необходимо мотивировать у населения высокую по­требность в занятиях физической культурой. Спортивные достиже­ния выдающихся атлетов вдохновляют большие массы людей и спо­собствуют их приобщению к систематическим спортивным заняти­ям. Справедливо отмечал основательсовременногоолимпизма Пьер де Кубертен: для того, чтобы 100 человек занимались физической культурой, нужно, чтобы 50 человек занимались спортом; для того, чтобы 50 человек занимались спортом, нужно, чтобы 20 человек были высококвалифицированными спортсменами, а для этого необ­ходимо, чтобы 5 человек могли показать удивительные достижения.


15.2. ГИПОКИНЕЗИЯ, ГИПОДИНАМИЯ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ОРГАНИЗМ ЧЕЛОВЕКА

Снижение физических нагрузок в условиях современной жизни, с одной стороны, и недостаточное развитие массовых форм физичес­кой культуры среди населения, с другой стороны, приводят к ухуд­шению различных функций и появлению негативных состояний организма человека.


15.2.1. ПОНЯТИЯ ГИПОКИНЕЗИЯ И ГИПОДИНАМИЯ

Для обеспечения нормальной жизнедеятельности организма че­ловека необходима достаточная активность скелетных м ыш ц. Работа мышечного аппарата способствует развитию мозга и установлению межцентральных и межсенсорных взаимосвязей. Двигательная дея­тельность повышает энергопродукцию и образование тепла, улуч­шает функционирование дыхательной, сердечно-сосудистой и дру­гих систем организма. Недостаточность движений нарушает нор­мальную работу всех систем и вызывает появление особых состоя­ний — гипокинезии и гиподинамии.

Гипокинезия — это пониженная двигательная активность. Она может быть связана с физиологической незрелостью организма, с особыми условиями работы в ограниченном пространстве, с неко­торыми заболеваниями и др. причинами. В некоторых случаях (гип­совая повязка, постельный режим) может быть полное отсутствие движений или акинезия, которая переносится организмом еще тяжелее.

Существует и близкое понятие — гиподинамия. Это понижение мышечных усилий, когда движения осуществляются, но при крайне малых нагрузках на мышечный аппарат. В обоих случа­ях скелетные мышцы нагружены совершенно недостаточно. Возни­кает огромный дефицит биологической потребности в движениях, что резко снижает функциональное состояние и работоспособность организма человека.

Некоторые животные очень тяжело переносят отсутствие движе­ний. Например, при содержании крыс втечение 1 месяца в условиях акинезии выживает 60% животных, а в условиях гипокинезии — 80%. Цыплята, выращенные в условиях обездвижения в тесных клетках и выпущенные затем на волю, погибали при малейшей про­бежке по двору.

Тяжело переносится снижение двигательной активности челове­ком. Обследование моряков-подводников показало, что после 1,5 месяцев пребывания в море сила мышц туловища и конечностей уменьшалась на 20-40% от исходной, а после 4 месяцев плавания — на 40-50%. Наблюдались и другие нарушения со стороны различных органов и систем.


15.2.2. ВЛИЯНИЕ НЕДОСТАТОЧНОЙ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ НА ОРГАНИЗМ ЧЕЛОВЕКА

В центральной нервной системе гипокинезия и гиподинамия вызывают потерю многих межцентральных взаимосвя­зей, в первую очередь, из-за нарушения проведения возбуждения в межнейронных синапсах, т. е. возникает асинапсия. При этом изменя­ется психическая и эмоциональная сфера, ухудшается функционирова-ние сенсорных систем. Поражение мозговых систем управления движе­ниями приводит к,у«э>дшеяшо координации двигательных актов, возни­кают ошибки в адресации моторных команд, неумение оценивать теку­щее состояние мышц и вносить коррекции в программы действий.

В двигательном аппарате отмечаются некоторые дегенеративные явления, отражающие атрофию мышечных волокон— снижение массы и объема мышц, их сократительных свойств. Ухуд­шается кровоснабжение мышц, энергообмен. Происходит падение мышечной силы, точности, быстроты и выносливости при работе (особенно статической выносливости). При локомоциях усиливают­ся колебания общего центра масс, что резко снижает эффективность движений при ходьбе и беге.

Дыхание при недостаточной двигательной активности харак­теризуется уменьшением ЖЕЛ, глубины дыхания, минутного объема дыхания и максимальной легочной вентиляции. Резко увеличива­ется кислородный запрос и кислородный долг при работе. Основной обмен и энергообмен понижаются.

Нарушается деятельность сердечно-сосудистой систе-м ы. Возникает атрофия сердечной мышцы, ухудшается питание миокарда. В результате развивается ишемическая болезнь сердца. Уменьшение объема сердца приводит к меньшим величинам сердеч­ного выброса (уменьшению систолического и минутного объемов крови). Частота сердечных сокращений при этом повышается как в покое, так и при физических нагрузках.

Ослабленные скелетные мышцы не могут в должной мере способ­ствовать венозному возврату крови. Недостаточность или полное от­сутствие их сокращений практически ликвидирует работу «мышеч­ного насоса», облегчающего кровоток от нижних конечностей к серд­цу против силы тяжести. Выпадение помощи со стороны этих «пе­риферических сердец» еще более затрудняет работу сердца по перекачиванию крови. Время кругооборота крови заметно возраста­ет. Количество циркулирующей крови уменьшается.

При низких физических нагрузках и малом увеличении глубины дыхания при работе почти не помогает кровотоку и «дыхательный насос», так как присасывающее действие пониженного давления в грудной полости и работа диафрагмы ничтожны. Все эти следствия пониженной двигательной активности вызывают в современном мире огромный рост сердечно-сосудистых заболеваний.

В эндокринной системе отмечается снижение функций желез внутренней секреции, уменьшается продукция их гормонов.

В случаях акинезии наблюдаются наиболее глубокие пораже­ния организма и происходит сглаживание суточных биоритмов коле­бания частоты сердцебиения, температуры тела и других функций.
15.3. НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОЕ НАПРЯЖЕНИЕ, МОНОТОННОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ОРГАНИЗМ ЧЕЛОВЕКА

Спортивная деятельность предъявляет к организму человека са­мые разнообразные требования — от работы в условиях дефицита времени на фоне непрерывно изменяющихся ситуаций, которая вы­зывает высокое нервно-психическое напряжение, до длительной мо­нотонной работы, заметно снижающей тонус нервной системы.


15.3.1. НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОЕ НАПРЯЖЕНИЕ

Условия спортивной борьбы, особенно в ситуационных видах спорта (спортивныхиграх, единоборствах), вызываюту человека повы­шенное нервно-психическое напряжение. Огромный объем информации, который должен перерабатывать спортсмен в кратчайшие отрезки времени—часто в десятые и сотые доли секунды, высокая мотивация его выступлений приводят к появлению эмоционального стресса, а в особо сложных условиях—к негативным переживаниям—дистрессу.

Стресс (англ. stress — напряжение) — это общая системная реакция организма человека на экстремальные раздражения.

Канадский ученый Г. Селье рассматривал проявления стресса как неспецифические системные реакции организма или общий адапта­ционный синдром, который не зависит от специфики раздражителя и протекает в следующие стадии:

1-я стадия — тревоги, которая включает фазы «шока» (резких вегетативных реакций) и «противотока» (мобилизации функциональных резервов).

2-я стадия — резистентности (устойчивости и высокой работоспособности).

3-я стадия — истощения — общего снижения функционального состояния, развития патологических реакций и, в конечном счете, гибели организма.

Эти стадии во многом аналогичны стадиям процесса адаптации (физиологического напряжения, адаптированности и дизадапта-ции) с тем только отличием, что процесс адаптации включает не только неспецифические, но и специфические приспособительные реакции (А. С. Солодков, 1988).

В спорте возможны различные проявления стресса.

Физический стресс— возникающий во время высокоинтенсив­ной двигательной деятельности спортсмена, но не связанный с каки­ми-либо эмоциональными переживаниями (например, тренировоч­ные занятия, особенно в стандартных видах спорта).

Эмоциональный стресс — отражающий высокое нервно-психи­ческое напряжение во время соревновательной деятельности и вы­зывающий мобилизацию функциональных резервов организма и значительные психические, вегетативные и гормональные реакции.

При развитии эмоционального стресса чрезвычайные раздражите -ли (стрессоры) действуют на высшие отделы центральной нервной системы. Эти влияния вызывают возбуждение симпатического отде­ла вегетативной нервной системы и выделение связанных с ним гор­монов и медиаторов, а через гипоталамус воздействуют на гормо­нальную активность гипофиза. Гормон гипофиза — адренокортикотропный гормон вызывает выделение надпочечниками адренали­на, норадреналина, глюкокортикоидов и минералкортикоидов. В результате возникает комплекс приспособительных реакций организ­ма. Увеличивается частота и регулярность дыхания, укорачивается фаза вдоха относительно выдоха; увеличивается частота сердечных сокращений и почти исчезает аритмия; повышается артериальное давление; усиливается обмен веществ и энергии; увеличивается амп­литуда ЭМ Г и повышается сила сокращений скелетных мышц; в ЭЭГ уменьшается выраженность ритма покоя (альфа-ритма) и увеличи­вается проявление ритмов напряжения (тета-ритма) и активации (бета-ритма); концентрируется внимание. Все эти реакции обеспе­чивают высокую работоспособность.

Однако, в результате чрезмерного нервно-психического напряже­ния развивается состояние дистресса и могут возникать различные негативные реакции — ухудшается кровоснабжение некоторых отде­лов головного мозга, урежается частота сердечных сокращений, па­дает артериальное давление, увеличивается время двигательных ре­акций и снижается моторная активность. При многократных стрес­сах у спортсменов велика частота спортивного травматизма.

Нервно-психическое напряжение у разных людей может прояв­ляться в различных стрессовых реакциях. Эмоциональный стресс выражен у спортсменов тем сильнее, чем более значимо для нихдос-тижение цели действия (их потребность) и чем меньше у них доступ­ной информации, энергии и имеющегося в распоряжении времени. Элементы новизны и неопределенности ситуации повышают напря­женность в организме спортсменов.

Успортсменов, более опытных, уверенных в своих силах, с силь­ными и уравновешенными нервными процессами, состояние не­рвно-психического напряжения выражено слабее. У них быстрее протекает 1 -я стадия, длительна и устойчива 2-я стадия и очень редко проявляется 3-я стадия. У менее подготовленных спортсменов, со слабой или неуравновешенной нервной системой, наоборот, больше выражены 1 -я и 3-я стадии и менее — 2-я стадия общего адаптацион­ного синдрома.
15.3.2. МОНОТОННОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Источником положительных эмоций у спортсмена, как у всякого человека, является поиск новой информации, новых путей решения двигательных и тактических задач. При длительном выполнении од­нообразных двигательных актов (например, в циклической работе умеренной мощности) приток информации значительно снижается, что вызывает скуку, падение интереса к тренировкам, понижение функциональных возможностей.

Монотония — это состояние, вызываемое однообразием рабо­ты при большом количестве простых стереотипных движений. Та­кая работа вызывает у человека состояние пониженной психической активности, чувство безразличия, усталости, сонливости, снижение частоты сердечных сокращений и дыхания, понижение амплитуды ЭМГ работающих мышц, падение работоспособности.

Одним из механизмов возникновения состояния моното­пи и является привыкание. Если один и тот же стимул многократно повторяется, то внимание к нему ослабляется, реакции понижаются, т. е. утрачивается его новизна. В процессе автоматиза­ции простых двигательных навыков эмоциональное напряжение прогрессивно уменьшается. При этом активируются неспецифичес­кие тормозные отделы ствола головного мозга, которые, при отсут­ствии тонизирующего сенсорного притока в мозг из окружающей среды, вызывают снижение активности высших отделов мозга. Вус-ловиях монотонной деятельности изменяется рольлевого и правого полушария в управлении движениями. У спортсменов-правшей от­мечено снижение активности левого доминирующего полушария го­ловного мозга и повышение роли правого неведущего полушария. Это позволяет продолжать работу, но делает ее менее эффективной. Разные люди неодинаково реагируют на монотонную работу.

Главным фактором сопротивляемости монотонии являются врожденные свойства нервной системы. Успешнее работают в этих условиях спортсмены с сильными уравновешенными нервными процессами и невысокой их подвижностью — флегматики. Обследо­вания высококвалифицированных лыжников-гонщиков, бегунов-стайеров, вел осипедистов-шоссейников показали, что флегматики составляют основную долю спортсменов в данных видах спорта.

Имеют значение личностные особенности спортсменов. Интро-вертылегче справляются с монотонной работой, чем экстраверты.

Для борьбы с монотонней используют варьирование скорости пе­ремещений спортсменов, разные отрезки дистанций, создают сорев­новательные ситуации и т. п.
15.4. ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ ОРГАНИЗМА

К основным средствам физического воспитания относят физи­ческие упражнения, естественные силы природы и гигиенические факторы. Физические упражнения — это двигательные действия че­ловека, необходимые для решения задач физического воспитания. Главные их задачи — повышение работоспособности и оздоровление населения.


15.4.1. ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Использование различных форм оздоровительной физической культуры неразрывно связано с получением основного эффекта — повышения и сохранения здоровья человека. Вместе стем, ими реша­ются в обществе и многие другие задачи — общеобразовательные, познавательные (туризм), реабилитационные (лечебная гимнасти­ка), рекреационные, развлекательные (игры), профессиональные (производственная гимнастика, профессионально-прикладная фи­зическая подготовка).

Физические упражнения подразделяют на гимнастику, игры, ту­ризм и спорт. Оздоровительный эффект имеют различные виды гим­настики.

Основная гимнастика обеспечивает широкую общую физичес­кую подготовку человека к различным видам двигательной деятель­ности. Гигиеническая гимнастика, вчастности утренняя зарядка, ак­тивизирует функции организма в течение дня. Утренняя зарядка снимает заторможенное состояние мозга после сна, повышая тонус центральной нервной системы афферентными импульсами от рабо­тающих мышц; стимулирует активность сенсорных систем; активи­рует работу сердечной мышцы и усиливает венозный кровоток; уве­личивает глубину дыхания; устраняет отечность тканей,усиливая лимфообращение. Водные процедуры, сопровождающие зарядку, обес­печивают закаливание, действуя на терморецепторы кожи. В недав­нее время широко развивалась производственная гимнастика, кото­рая в различных ее формах повышает производительностьумствен-ного и физического труда и снижает профзаболевания. При исполь­зовании перед работой вводной гимнастики возникает врабатывание организма, небольшие физкультминутки и физкультпаузыявляются хорошими средствами активного отдыха, а восстановительная гим-настикаулучшает процессы восстановления организма после рабо­ты. Лечебная гимнастика обеспечивает восстановление нарушенно­го здоровья человека. Она имеет узкую специфическую направлен­ность в зависимости от характера заболевания.

Игры, повышая физическую активность человека, способ­ствуют общему оздоровлению населения, а также развивают на­блюдательность, экстраполяцию, творческие возможности мозга, спо-собностькпереработкеинформациивусловияхдефицита времени. Для развития различных физических качеств и формирования двигатель­ных навыков у детей дошкольного и младшего школьного возраста большое значение имеют имитационные игры. Среди взрослого населе­ния широко распространены игры каксредство активного отдыха и за­полнения досуга, улучшения психо-эмоционального состояния.

Туризм —это разнообразная естественная двигательная дея­тельность в природных условиях. Огромно его влияние на здоровье на­селения, снятие невротических состояний, вызываемых нервно-психи­ческой напряженностью бытовых и профессиональных ситуаци и, вос­питательно-образовательная роль. Различные виды туризма — прогулки, экскурсии, туристские походы позволяют человеку укреплять здоровье, поддерживают бодрое настроение, развивают способность к пространственной ориентации на местности, умение адаптировать­ся к различным естественным ситуациям и погодным условиям. Они служат также для приобретения новых навыков, развития умствен­ных способностей, пополняют знания об окружающем мире и его объектах.

Спорт связан с соревновательной деятельностью, что требует систематической подготовки организма к высоким спортивным достижениям. Занятия массовым спортом преследуют в значитель­ной мере оздоровительный эффект, а это, в свою очередь, может быть достигнуто лишь при рациональной организации спортивной тренировки, правильно подобранном режиме тренировочных заня­тий и отдыха, индивидуализации физических нагрузок. Особое значение в последнее время приобретают в плане оздоровления за­нятия национальными, народными видами спорта (русская лапта, городки и пр.).
15.4.2. ВЛИЯНИЕ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ НА ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ И НЕСПЕЦИФИЧЕСКУЮ УСТОЙЧИВОСТЬ ОРГАНИЗМА ЧЕЛОВЕКА

Выполнение физических упражнений несет два последствия для организма человека: 1)специфический эффект, т. е. адаптация к данным физическим нагрузкам, 2) дополнительный, неспецифический эффект — повышение устойчивости к разнообразным неблагоприятным факторам внешней среды. Люди, систематически занимающиеся физическими упражнениями (не ме­нее 6-8 часов в неделю), оказывается,резке болеют, легче переносят инфекционные болезни (рис. 42). У них реже частота и длительность простудных заболеваний, гораздо меньше сопутствующих осложне­ний. У спортсменов повышается устойчивость к перегреванию и пе­реохлаждению, к действию проникающей радиации, однако снижает­ся переносимость голодания и некоторых ядов. Выяснилось, что чем выше аэробные возможности организма, тем ниже показатели смер­тности. При повышении индивидуальных величин относительного МПК в 2 раза у мужчин (от 21 до 42 мл • кг1 • мин1) смертность снижается примерно в 3 раза, ау женщин повышение МПК в 1,5 раза (от 21 до 32 мл • кг1 • мин') снижает смертность в 2 раза. Исследова­ния на животныхтакже демонстрируют усиление неспецифической устойчивости при тренировке. В группах тренированных крыс (пла­вание, статическая нагрузка) по сравнению с контрольной группой нетренированных крыс повышалась устойчивость в 1,5 раза кдей-ствию гипоксии (по времени возникновения судорог на высоте 13 км), в 1,5 раза — к отравлению хлороформом (по проценту выжи -вания), в 4 раза — к облучению (по 4-кратному увеличению смер­тельной дозы рентгеновских лучей), на 7% — к перегреванию (по длительности жизни при 70°С), на 1/3 — к охлаждению (до начала судорог в воде при 5°С).

Для получения наибольшего оздоровительного эффекта и макси­мального повышения работоспособности следует соблюдать опти­мальные двигательные режимы, разработанные для лиц различного возраста.

Оптимальный объем физической нагрузки по количеству часов в неделю составляет для возраста 6-8 лет— 13-14,9-12 лет— 12-13,13-15 лет - 11-12, 16-20 лет - 8-9, 24-30-лет - 7-8, 30-60 лет - 5-6, пожилых лиц — 8-10 часов.

Определена минимальная интенсивность нагрузки, при которой происходит повышение функциональных возможностей организма. Ее рассчитывают, исходя из величины максимальной ЧСС, равной 220 уд ■ мин1 минус возраст (количество лет). Оптимальная физичес­кая нагрузка выполняется при ЧСС от 65% до 85% от максимальной ЧСС (рис. 43).

Следовательно, для молодого человека 20-ти лет оптимальной яв­ляется нагрузка, выполняемая при ЧСС в диапазоне 130-170 уд • мин"1 (его максимальная ЧСС составляет 220 — 20 = 200уд ■ мин1), а для пожилого человека 60-ти лет оптимум нагрузки соответствует диапазону ЧСС от 104 до 136 уд • мин"1 (его максимальная ЧСС со­ставляет 220 — 60 = 160 уд -мин1)-

Отечественными и зарубежными учеными разработаны общие рекомендации по величине тренировочной нагрузки для развития и поддержания кардио-респираторных функций, состава тела, мы­шечной силы и выносливости у взрослых здоровых лиц.

Частота тренировочных занятий — 3-5 дней в неделю.

Интенсивность работы — 65%-85% от максимальной ЧСС или 50-85% от МПК.

Длительность занятий — 20-60 минут непрерывной аэробной работы в зависимости от интенсивности (допускается 2-3 пика нагрузки по 1 -2 мин с ЧСС до 90-100% от максимальной ЧСС или от МПК).

Вид упражнений—любые упражнения с использованием больших мышечных групп при ритмичной и аэробной работе—бег, бег трусцой, катание на лыжах, коньках, велосипеде, плавание, гребля, танцы, игровая деятельность.

Упражнения с сопротивлениемумеренной интенсивности, эффективные для поддержания анаэробных возможностей, развития и сохранения массы тела и прочности костей — 8-10 упражнений на большие мышечные группы не менее 2 дней в неделю.

Рекомендуемый двигательный режим позволяет поддерживать оптимальный уровень физической работоспособности, состояние тела и здоровья (англ. fitness — фитнесс), уменьшение ЧСС покоя, повышение аэробных и анаэробных возможностей организма, сни­жение утомляемости и ускорение процессов восстановления. При су­точных энерготратах не менее 1200 ккал возможно оптимальное сни­жение массы тела — не более 1кг в неделю.

Для определения оптимальной двигательной активности взрос­лого здорового человека можно использовать суточный показатель количества шагов. 10000 шагов в 1 день обеспечивают средний уро­вень энерготрат 2200-2400 ккал в сутки (1700 ккал — основной об­мен и 500-700 ккал — на мышечную работу). Опыт изучения двига­тельной активности различных контингентов населения показыва­ет, что в зрелом возрасте люди делают, в среднем, 10-15 тыс. шагов в сутки, а в пожилом возрасте —6-8тыс. шагов. Подвижность детей дошкольного и младшего школьного возраста очень высока. Ч исло шагов, проходимых в день дошкольниками в зимний период, состав-ляетввозрастеЗ-4лет 11,2(девочки)и 11,9тыс. шагов (мальчики), в5 лет, соответственно, 12 и 13,5 тыс. шагов, вб-7-лет— 13,6 и 15,0 тыс. шагов,в8лет— 16,2и 18,1 (до 22-24тыс. шагов). Однако этотуровень подвижности не всегда реализуется. В детских садах и, особенно, в школахдети и подростки испытывают значительный дефицит двига-тельной активности, что приводит к росту заболеваний, ожирению, плоскостопию и другим отклонениям в состоянии здоровья.



Повышению функциональных возможностей организма, сохра­нению здоровья и развитию профессиональных психофизиологи­ческих особенностей, физических качеств и формированию двига­тельных навыков способствует профессиональн о-п р и к л а д-ная физическая подготовка. Средствами физического воспитания решаются задачи адаптации работающего населения к профессиональной деятельности, военному труду. Так, например, повышение вестибулярной устойчивости, достигаемое в плавании, акробатике, гимнастике, спортивных играх, имеет большое значение длялетчиков, космонавтов; быстрота реакции, высокая надежность сенсорных систем, скорость переработки информации, развиваемые в ситуационных видах спорта, необходимы профессионалам-опера­торам, радиотелеграфистам, машинисткам; высокий уровень разви­тия силы и выносливости требуется геологам, военнослужащим.<< предыдущая страница