Ii спортивная физиология является как учебной, так и научной дисциплиной - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
К учебной дисциплине «Анатомия и физиология человека». Область применения... 1 57.73kb.
Учебной дисциплины «Математический анализ» для направления 010100. 1 75.48kb.
Программа элективного курса «Физиология человека» а ннотация Курс... 1 133.42kb.
Подготовка к коллоквиуму I. Коллоквиум: сущность и 1 34.43kb.
Рабочая программа дисциплины «Физиология человека» Специальность... 1 162.52kb.
Возрастная физиология и психофизиология 1 26.6kb.
Книга говорила Вне времени и вне границ. О, притягательная сила 1 57kb.
Образец оформления титульного листа 1 277.3kb.
Г. П. Щедровицкий 1 101.79kb.
Рабочая программа учебной дисциплины «Физиология высшей нервной деятельности... 3 597.16kb.
Вопросы к экзамену в летнюю экзаменационную сессию по дисциплине... 1 170.93kb.
Физиология человека и животных 1 23.32kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Ii спортивная физиология является как учебной, так и научной дисциплиной - страница №1/7

Часть II СПОРТИВНАЯ ФИЗИОЛОГИЯ

Спортивная физиология является как учебной, так и научной дисциплиной. Ее изучение осуществляется во всех выс­ших и средних физкультурных учебных заведениях, на факульте­тах физического воспитания педагогических вузов, а также на от­дельных кафедрах государственных университетов и медицинс­ких вузов. В преподавании предмета, практической деятельности тренеров, физиологов и спортивных врачей используются мате­риалы, полученные при выполнении научно-исследовательских работ, которые проводятся в соответствующих НИИ, лаборатори­ях и на кафедрах.


Раздел I ОБЩАЯ СПОРТИВНАЯ ФИЗИОЛОГИЯ

Спортивная физиология включает в себя два относительно са­мостоятельных и вместе с тем связанных между собой раздела. Со­держанием первого — общей спортивной физиологии — являются физиологические основы адаптации к физическим нагрузкам и ре­зервные возможности организма, функциональные изменения и состояния организма при спортивной деятельности, а также физи­ческая работоспособность спортсмена и физиологические основы утомления и восстановления в спорте. Второй раздел — частная спортивная физиология — включает в себя физиологическую клас­сификацию физических упражнений, механизмы и закономернос­ти формирования и развития двигательных качеств и навыков, спортивную работоспособность в особых условиях внешней среды, физиологические особенности тренировки женщин и детей разного возраста, физиологические основы массовых форм оздоровитель­ной физической культуры.


1. СПОРТИВНАЯ ФИЗИОЛОГИЯ - УЧЕБНАЯ И НАУЧНАЯ ДИСЦИПЛИНА

1.1. СПОРТИВНАЯ ФИЗИОЛОГИЯ, ЕЕ СОДЕРЖАНИЕ И ЗАДАЧИ

Спортивная физиология — это специальный раздел физиологии человека, изучающий изменения функций организма и их механизмы под влиянием мышечной (спортивной) деятельности и обосновывающий практические мероприятия по повышению ее эф­фективности.

Спортивная физиология по своему месту в системе подготовки специалистов по физической культуре и спорту связана с тремя груп­пами учебных и научных дисциплин. Первую группу составляют фундаментальные науки, на которых базируется спортивная физио­логия, она и использует их теоретические достижения, методики ис­следования и сведения о факторах среды, с которыми взаимодей­ствует организм спортсмена в процессе тренировочной и соревнова­тельной деятельности. К числу таких дисциплин следует отнести биологию, физиологию человека и животных, химию и физику.

Во вторую группу входят учебные и научные дисциплины, взаи­модействующие со спортивной физиологией таким образом, что они взаимно обогащают или дополняют друг друга. В этом плане спортивная физиология тесно связана с анатомией, биохимией, био­механикой, гигиеной и психологией.

И, наконец, третью группу дисциплин, с которыми связана спортивная физиология, составляют те из них, которые используют ее научные достижения и методики исследования в своих целях. К ним относятся теория и методика физической культуры, педагогика, спортивно-педагогические дисциплины, спортивная медицина, ле­чебная физкультура.

Одной из важных задач спортивной физиологии является науч­ное обоснование, разработка и реализация мероприятий, обеспечи­вающих достижение высоких спортивных результатов и сохранения здоровья спортсменов. Следовательно, спортивная физиология — на­ука прикладная и в основном профилактическая, так как, исследуя и учитывая резервные возможности организма человека, она обосно­вывает пути и средства повышения работоспособности, ускорения восстановительных процессов, предупреждения переутомления, пе­ренапряжения и патологических сдвигов функций организма, а так­же профилактику возникновения различных заболеваний.



Отличительной методической особенностью спортивной физио­логии является то, что ее материалы могут быть получены только из экспериментов с человеком, где применение ряда классических методов физиологии невозможно. В связи с этим лишь отдельные уточ­няющие эксперименты, как правило, с целью изучения механизмов физиологических сдвигов при физических нагрузках проводятся на животных. Важно также подчеркнуть, что основной задачей спортивной физиологии является сравнительное изучение функци­онального состояния организма человека, т. е. исследование прово­дится до, во время и после двигательной активности, что в натурных условиях весьма затруднительно. Поэтому разработаны специаль­ные нагрузочные тесты, позволяющие дозировать физическую ак­тивность и регистрировать соответствующие изменения функций организма в различные периоды деятельности человека. С этой це­лью используются велоэргометр, бегущая дорожка (тредбан), сту­пеньки разной высоты, а также различные приборы, позволяющие регистрировать функции сердечно-сосудистой, дыхательной, мы­шечной и центральной нервной системы на расстоянии, передавая соответствующие показатели по телеметрическим каналам.

Спортивная физиология занимает важное место в теории физи­ческой культуры, составляя фундамент знаний, необходимых трене­ру и преподавателю для достижения высоких спортивных результа­тов и сохранения здоровья спортсменов. Поэтому тренер и педагог должны хорошо знать о физиологических процессах, происходящих в организме спортсмена во время тренировочной и соревновательной деятельности с тем, чтобы научно обоснованно строить и совершен­ствовать эту работу, уметь аргументировать свои распоряжения и ре­комендации, избегать переутомления и перенапряжения и не причи­нить вреда здоровью тренирующихся. Они также должны понимать суть изменений, возникающих в организме спортсмена в реабилита­ционном периоде, чтобы активно и грамотно влиять на них, ускоряя восстановительные реакции.

Таким образом, из изложенного следует, что спортивная физио­логия как учебная и научная дисциплина, решает две основные пробле­мы. Одна из них состоит в физиологическом обосновании закономерно­стей укрепления здоровья человека с помощью физических упражне­ний и повышения устойчивости его организма к действию различ­ных неблагоприятных факторов внешней среды (температура, давление, радиация, загрязненность воздуха и воды, инфекции и т.д.), а также в сохранении и восстановлении работоспособности, препятствии развитию раннего утомления и коррекции психоэмоциональных перегрузок в процессе профессиональной деятельности человека. Эти задачи спортивной физиологии решаются в рамках массовых форм физической культуры.

Вторая проблема спортивной физиологии заключается в физиоло­гическом обосновании мероприятий, направленных на достижение высоких спортивных результатов, особенно в большом спорте. Эти две проблемы полностью не совпадают, так как для достижения наи­высших результатов в процессе тренировок в ряде случаев применя -ются такие нагрузки, которые могутприводитькснижениюустой-чивости организма к неблагоприятным воздействиям внешней сре­ды, ухудшению состояния здоровья и даже к возникновению заболе­ваний.

Исходя из всего сказанного, становится очевидным, что физио­логические особенности функций организма следует изучать и оце­нивать раздельно как в отношении массовой физической культуры и физической подготовки специальных контингентов (военнослужа­щие, пожарные, геологи, студенты, школьники и некоторые другие категории), так и в отношении различных видов спорта, особенно спорта высших достижений.
1.2. КАФЕДРА ФИЗИОЛОГИИ СПБГАФК ИМ. П. Ф. ЛЕСГАФТА И ЕЕ РОЛЬ В СТАНОВЛЕНИИ И РАЗВИТИИ СПОРТИВНОЙ ФИЗИОЛОГИИ

В программу обучения в физкультурных вузах физиология включалась с первых дней их организации. На созданных П. Ф. Лес-гафтомв 1896 г. Высших курсах физического образования сразу же был открыт кабинет физиологии, первым руководителем которого являлся академик Иван Рамазович Тарханов (Тархнишвили). В последующие годы физиологию здесь преподавали Н. П. Кравков, А. А. Вальтер, П. П. Ростовцев, В. Я. Чаговец, А. Г. Гинецинский, А. А. Ухомский, Л. А. Орбели, И. С. Беритов (Бериташвили), А. Н. Крестовников, Г. В. Фольбортидр.



Декретом Совета Народных Комиссаров от 22 октября 1919 г. на базе Высших курсов физического образования был создан институт физического образования им. П. Ф.Лесгафта (в 1929 г. преобразован­ный в институт физической культуры им. П. Ф. Лесгафта, а в 1993 г. — в академию) с учреждением ряда кафедр, в том числе кафедры физи­ологии — первой такой кафедры среди физкультурных вузов страны.

Организованную кафедру с 1919 г. по 1927 г. возглавлял Леон Абгарович Орбели, впоследствии действительный член АН СССР, AM H СССР и АН АрмССР, Герой Социалистического Труда, лау­реат Государственных премий СССР, генерал-полковник медицин­ской службы, почетный член ряда зарубежных академий. Уже в те годы под руководством Л.А. Орбели были выполнены первые науч­но-исследовательские работы по влиянию физических нагрузок на организм. Однако, предмет в основном преподавался по программе медицинских институтов в виде чтения лекций и выполнения от­дельных лабораторных занятий по курсу общей физиологии с неко­торым акцентом на разделе «Физиология мышц». В прикладном плане освещались лишь отдельные медицинские вопросы, связанные с влиянием физических упражнений на организм. Такое содержание дисциплины отражало в то время объективное состояние научных знаний в области физиологии мышечной деятельности как в нашей стране, так и за рубежом. Это был начальный, первый период станов­ления спортивной физиологии.

После ухода из института Л. А. Орбели заведующим избирается Алексей Николаевич Крестовников, руководивший кафедрой фи­зиологии на протяжении 28 лет — с 1927 по 1955 гг. В этот период сотрудники кафедры провели большую работу по сбору функцио­нальных показателей организма спортсменов под влиянием раз­личных физических упражнений и анализу их изменений. Обоб­щенный материал позволил профессору А. Н. Крестовникову из­дать первый в нашей стране и за рубежом учебник физиологии для институтов физической культуры (1938) и первую монографию по спортивной физиологии (1939). Издание названных книг дало воз­можность выделить и окончательно сформировать в физиологии человека новый учебный и научный раздел предмета — спортивную физиологию. С этого времени начинается второй, переходный период развития спортивной физиологии (1930-1950-е годы) как учебной и научной дисциплины. С 1955 по 1960 г. кафедрой руководит про­фессор Е. К. Жуков.

Современный, третий период развития спортивной физиологии (1960-1990-е годы) характеризуется созданием систематического учебного и научного разделов дисциплины, соответствующих новым задачам подготовки высококвалифицированных, грамотных специ­алистов по физической кчльтуре и спорту. В учебных программах этого периода отражаются две взаимосвязанные части предмета (об­щая и частная спортивная физиология). С этого времени физиологи спорта начинают изучать не только воздействие отдельных физичес­ких нагрузок на функции организма, но и влияние систематических тренировок и их особенностей на функциональное состояние спорт­сменов, особенно в процессе достижения высшего спортивного мас­терства.

Важную роль в становлении современного курса спортивной физиологии сыграл профессор Николай Васильевич Зимкин, заве­довавший кафедрой физиологии с 1961 по 1975 гг. и выпустивший три издания учебника «Физиология человека» под его редакцией (1964, 1970,1975). Интенсивно развиваются исследования в облас­ти кровообращения, нервно-мышечного аппарата, электроэнцефа­лографии, изучается физиология стрессовых состояний в спорте. Докторские диссертации защищают В. В. Васильева, Е. Б. Сологуб, Ю. 3. Захарьянц. В период 1975-1984 гг. кафедрой заведует Заслу­женный деятель науки РСФСР, профессор Александр Сергеевич Мозжухин. Основным направлением научно-исследовательской работы становится изучение функциональных резервов спортсме­на. На протяжении 1984-1986 гг. обязанности заведующего кафед­рой временно исполняет Почетный работник высшего образования России, профессор Елена Борисовна Сологуб. С 1986 г. кафедрой заведует Заслуженный деятель науки РФ, профессор Алексей Сер­геевич Солодков. Научные интересы коллектива сосредотачивают­ся на проблеме физиологической адаптации организма спортсме­нов к физическим нагрузкам.

Очевидно, есть все основания говорить и о четвертом периоде развития физиологии спорта, который начался в XXI столетии и обусловлен созданием системы многоуровневой подготовки специа­листов (бакалавриат, специалитет и магистратура) и появлением Государственных образовательных стандартов в этой области. Данное обстоятельство послужило основой создания, новых учеб­ных программ для различных категорий обучающихся и издание учебников и учебных пособий в соответствии с этими программами. Кафедра физиологии оказалась первой в этом разделе работы, а про­фессорами А. С. Солодковым и Е. Б. Сологуб подготовлены и изданы новые учебные программы для бакалавров (2001) и магистров (2002), а также учебники три учебных пособия по общей, спортивной и воз­растной физиологии (2000-2001).

Располагая высококвалифицированным составом сотрудников, кафедра физиологии внесла большой вклад в подготовку научно-пе­дагогических кадров и становление учебного процесса в институтах и техникумах физической культуры. Так, с 1935 г. (когда была введена защита диссертаций) по 1998 г. под руководством сотрудников ка­федры успешно защищено 13докторскихи 160 кандидатских дис­сертаций (в том числе иностранными аспирантами из Кубы, Китая, Индии, Египта и Польши).

Сотрудники кафедры принимали участие в составлении всех из­данных с 1938 по 1990 гг. 11 учебных программ и 10 учебников по физиологии для институтов физической культуры. При этом редак­торами 8 учебных программ и 6 учебников были заведующие кафед­рой физиологии ГДОИФК им. П. Ф. Лесгафта. В 13 учебниках по спортивно-педагогическим дисциплинам главы по физиологичес­кой характеристике физических упражнений написаны также со­трудниками кафедры физиологии. Кафедрой подготовлено и издано 8 методических пособий в виде практикумов по проведению лабо­раторных занятий по физиологии, 7 специальных учебных пособий изданы для студентов заочного факультета и 4 — для техникумов физической культуры. Опубликовано более 30 лекций по различ­ным вопросам физиологической характеристики физических уп­ражнений.

Научно-исследовательская работа преподавателей охватывала все основные разделы физиологии: нервную и мышечную системы, органы чувств, кровообращение и дыхание, выделение, внутреннюю секрецию, а также специальные проблемы спортивной физиологии: адаптация к физическим нагрузкам, функциональные резервы орга­низма спортсмена, утомление и восстановление и др. Ежегодно по различным вопросам спортивной физиологии печатаются десятки научных работ. С 1939 по 1990 г. сотрудниками кафедры опублико­вано 20 монографий, непосредственно связанных со спортивной фи­зиологией, некоторые из них переведены за рубежом (Болгария, Гер­мания, Польша, Румыния, Греция, Чехословакия).

Высококвалифицированный коллектив сотрудников кафедры физиологии постоянно привлекал к себе внимание преподава­тельского состава других институтов, особенно вновь образованных. Начиная с довоенных лет, на кафедре стажировались преподаватели ряда институтов физической культуры и факультетов физического воспитания педагогических институтов, институтов физической культуры социалистических стран и некоторых медицинских вузов. Только за последние 5 лет такую стажировку на кафедре прошли около 40 человек. Кроме того, повышение квалификации препода­вателей из названных институтов по специализации «физиология» регулярно осуществляется в Институте повышения квалификации и переподготовки кадров (ИПК и ПК) нашего вуза.



Существенна роль сотрудников кафедры и в области организа­ционной деятельности. Так, А. Н. Крестовников до 1955 г. воз­главлял методическую комиссию по физиологии Всесоюзного ко­митета по физической культуре и спорту при Совете Министров СССР, Н. В.Зимкинс 1962 по 1976 г. наряду с руководством этой Комиссией был председателем научной комиссии по физиологии, биомеханике, морфологии и биохимии спорта, председателем ко­ординационной комиссии по преподаванию медико-биологичес­ких дисциплин и членом президиума Научного совета при Гос-комспортеСССР. А. С. Мозжухине 1976 по 1985 г. состоял членом методической комиссии Госкомспорта СССР и был председателем Совета заведующих кафедрами физиологии институтов физичес­кой культуры РСФСР, а А.С. Солодков — членом Научного совета Госкомспорта СССР по биологическим наукам, председателем секции «Физиология спорта» Проблемной комиссии АН СССР и АМН СССР, а в настоящее время руководит секцией «Физиология спорта» Санкт-Петербургского общества физиологов, биохими­ков и фармакологов им. И. М. Сеченова и состоит членом Правле­ния этого общества.

В последние годы коллектив кафедры ведет большую работу по пе­рестройке и совершенствованию преподавания физиологии и проведению научных исследований. В соответствии с новым учебным пла­ном и новой программой по физиологии переделаны рабочие про­граммы и тематические планы лекций и лабораторных занятий по предмету. С учетом того, что количество лекционных часов в новой программе существенно уменьшено, лекции носят преимущественно проблемный характер. Лабораторные занятия проводятся таким об­разом, чтобы они способствовали пониманию сущности механизмов иособенностей регуляции физиологических процессов при мышеч­ной деятельности, овладению методиками исследования, привитию студентам навыков научно-исследовательской работы.

Реализация нового учебного плана по многоуровневой структуре высшего физкультурного образования требует создания специаль­ных образовательно-профессиональных программ по физиологии с учетом подготовки бакалавров, дипломированных специалистов и магистров наук. Решение этих задач особенно важно и приоритетно для кафедры потому, что нашей академией разработан свой вариант учебного плана по осуществлению многоуровневой структуры выс­шего физкультурного образования в России.

За достигнутые успехи в учебной и научной работе и в связи с 75-летием со дня основания кафедры в апреле 1995 года решением Ученого Совета академии ей присвоено имя профессора А. Н. Кре-стовникова, а для студентов учреждены две его именные стипен­дии.
1.3. СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СПОРТИВНОЙ ФИЗИОЛОГИИ

Основные учебные и научные разработки по спортивной физиологии впервые начались и неразрывно связаны с историей развития кафедры физиологии академии физической культуры им. П. Ф. Лесгафта. Осо­бенностью деятельности кафедры физиологии явилось создание при ней научных лабораторий по основным разделам спортивной физио­логии.

Выполненные исследования в этих лабораториях позволили по­лучить новые данные по спортивной биоэнергетике и осуществить классификацию спортивных упражнений с учетом их энергетичес­кой характеристики (А. Б. Гандельсман); была разработана методика неинвазивного определения композиции скелетных мышц и вскры­ты механизмы развития двигательного навыка (Н. В. Зимкин); вы­явлен феномен синхронизации потенциалов на электромиограммах при утомлении (Е.К.Жуков); определены особенности сосудистых реакций у спортсменов различных специализаций (В.В. Васильева); создана оригинальная методика регистрации электроэнцефалог­рамм непосредственно в процессе высокоинтенсивной мышечной работы и впервые исследованы корковые механизмы регуляции дви­жений спортсменов (Е. Б. Сологуб); изучены эмоции при соревнова­тельной деятельности (С. А. Разумов); развито представление о фи­зиологических резервах спортсмена (А. С. Мозжухин); обосновано учение о функциональной системе адаптации спортсменов (А. С. Солодков) и др.

В дальнейшем изучение различных проблем спортивной физио­логии в нашей стране существенно расширялось и углублялось, но при этом в большинстве случаев использовались методические подхо­ды, разработанные на кафедре физиологии АФК им. П.Ф. Лесгафта. В настоящее время исследования ведутся во всех учебных и научно-исследовательских институтах физической культуры, во многих университетах, медицинских и педагогических вузах. Изучаются роль и значение всех физиологических систем организма при мы­шечной деятельности, а также приоритетные для спортивной физио­логии проблемы: адаптация к физическим нагрузкам, работоспособ­ность, утомление и восстановление спортсменов, функциональные резервы организма и др.

Выяснение вопроса о процессах экстраполяции в ЦНС имеет су­щественное значение для обоснования вариативности нагрузок в процессе спортивной тренировки. Только на основе этой концепции может быть правильно построен тренировочный процесс, при кото­ром должны варьироваться величина, скорость и интенсивность на­грузок, что еще не всегда принимается во внимание медиками, трене­рами и спортсменами. Необходимо также учитывать возрастную ди­намику локомоторных функций человека.



Приоритетными направлениями дальнейших исследований физио­логии ЦНС являются выяснение особенностей формирования и мо­билизации функциональных резервов мозга спортсменов и изучение перестроек корковых функциональных систем взаимосвязанной ак­тивности в процессе адаптации их к специализированным нагруз­кам. Существенное внимание следует уделить исследованиям выз­ванной активности коры больших полушарий и спинного мозга, а также роли функциональной асимметрии и сенсорных систем в фор­мировании некоторых специальных двигательных навыков.

В последние годы развивается новое направление спортивной фи­зиологии, связанное с разработкой спортивной генетики и рассматри­вающее особенности наследственных влияний и тренируемости раз­личных физиологических показателей и физических качеств и, в первую очередь, роли врожденных индивидуально-типологических особенностей организма для спортивной ориентации, отбора и про­гнозирования достижений в спорте.

Благоприятные изменения, происходящие в организме, и в част­ности , в сердечно-сосудистой системе при занятиях физической культурой и спортом — очевидны. Однако далеко не все вопросы этого раздела спортивной кардиологии решены, и изучение функциональ­ных сдвигов нельзя считать законченным. Требует дальнейшего ис­следования возможность развития патологических изменений в сер­дце (патологическое спортивное сердце, по Г. Ф. Лангу), которые могут возникнуть прежде всего вследствие чрезмерных тренировочных нагрузок, превышающих возможности конкретного спортсме­на. Трудности в изучении и предупреждении ряда заболеваний у спортсменов заключаются в том, что в настоящее время нет разрабо­танного и научно-обоснованного курса патологической физиологии спорта, необходимость которого весьма очевидна.

До настоящего времени отсутствуют данные, касающиеся эффек­тивности разных сочетаний темпа движений и частоты дыхания в различных видах спорта, а также о характере и степени произвольных коррекций внешнего дыхания.

До сих пор остается спорным вопрос о длительности восстановле­ния после напряженных тренировочных и соревновательных нагрузок.

Касаясь некоторых специальных теоретических вопросов, имею­щих и несомненное прикладное значение в спорте, нужно в первую очередь указать на проблемы адаптации к физическим нагрузкам, функциональных резервов организма, спортивной биоритмологии, пси­хофизиологического и медицинского отбора и профессиональной ориен­тации спортсменов. В частности, ближайшими задачами являются определение количественных критериев различных стадий адапта­ции, анализ адаптивных функциональных систем, формирующихся при различных видах спортивной деятельности, дифференцирова­ние адаптационных изменений от предпатологических состояний и исследование компенсаторных реакций.

Уже многие годы проводятся исследования различных функций организма спортсменов. Однако комплексные обследования осуще­ствляются относительно редко, а анализ их результатов связан с дли­тельной обработкой получаемых данных. В связи с этим в спортив­ной физиологии большое значение приобретают так называемые эк­спресс-методы, позволяющие оценивать функциональное состоя­ние спортсмена не только после, но и в процессе тренировок и соревнований. Важной задачей спортивных физиологов является также обоснование, разработка и внедрение экспресс-методов с це­лью исследования функциональных систем адаптации, формирую­щихся к различным видам физических упражнений. Использование компьютеров даст возможность быстро анализировать и обобщать результаты, полученные различными методами исследования, а наи­более важные и информативные сразу внедрять в практику.

Говоря о массовой физической культуре, нужно учитывать следу­ющее. Применяемые нагрузки должны вызывать изменения, соответствующие только стадии повышения неспецифической устойчиво­сти (адаптированности) организма. Необходимо также предупреж­дение возможности возникновения травм. Все это относится и к фи­зической подготовке специальных контингентов: военнослужащих, спасательных команд и др. Особого внимания заслуживают занятия физической культурой с детьми, женщинами, инвалидами и лицами с ослабленным здоровьем. Требуются дальнейшая разработка и науч­ное обоснование целого ряда физиологических проблем, связанных с возрастными и медико-биологическими особенностями этих кон­тингентов лиц, характером их адаптивных перестроек.

В ближайшие годы в массовой физической культуре следует ре­шить вопросы о минимальном объеме физических упражнений при различном их сочетании и необходимой продолжительности заня­тий, что в совокупности позволит получить достаточный оздорови­тельный эффект в отношении устойчивости людей к действию не­благоприятных факторов окружающей среды и сохранения высокой умственной и физической работоспособности. Такого рода исследо­вания сложны, объемны, но они крайне необходимы. При этом ми­нимальные нормы нагрузки и времени при занятиях физическими упражнениями, очевидно, будут неодинаковы для лиц различного возраста, состояния здоровья, пола, профессии, что потребует диф­ференцированного подхода к исследованиям разных групп населе­ния. Вместе с тем необходимо подчеркнуть, что и до настоящего вре­мени основное внимание исследователей было обращено на спорт, особенно спорт высших достижений. Физическая культура массово­го характера находится в стороне, и функциональные изменения, адаптивные перестройки при этом изучаются в меньшей степени.

Интенсивно развивающаяся практика физической культуры и спорта требует быстрейшей реализации прикладных направлений спортивной физиологии. Вместе с тем, еще раз следует напомнить об­щеизвестное положение о том, что не разрабатывая глубоко теорети­ческих проблем и не проводя фундаментальных исследований, мы постоянно будем отставать и в практике. Полезно напомнить слова изве­стного итальянского физика и физиолога Алессандро Вольта, сказан­ные им еще в 1815 году: «Нет ничего практичнее хорошей теории».


2. АДАПТАЦИЯ К ФИЗИЧЕСКИМ НАГРУЗКАМ И РЕЗЕРВНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ОРГАНИЗМА
Одной из важнейших проблем современной физиологии и медицины является исследование закономерностей процесса адаптации организма к различным факторам среды. Адаптация человека затрагивает широкий спектр общебиологических закономерностей, интересы работников различных научных дисциплин и связана, прежде всего, с саморегулированием многокомпонентных функциональных систем. Не случайно проблема адаптации человека является одним из основных разделов обширной Международной биологической программы.

В настоящее время имеется ряд определений адаптации. На наш взгляд, наиболее полным является понятие физиологической адаптации, данное в третьем издании Большой Советской Энциклопедии: «Адаптация физиологическая – совокупность физиологических реакций, лежащая в основе приспособления организма к изменению окружающих условий и направленная к сохранению относительного постоянства его внутренней среды – гомеостаза». (М., 1969.Т.1.С.216).

Значение проблемы адаптации в спорте определяется прежде всего тем, что организм спортсмена должен приспосабливаться к физическим нагрузкам в относительно короткое время. Именно скорость наступления адаптации и ее длительность во многом определяют состояние здоровья и тренированность спортсмена. В этой связи значительный научный интерес для практики спорта представляет разработка системного обоснования адаптации организма в процессе достижения высшего спортивного мастерства. Вместе с тем общеизвестно, что морфофункциональные особенности организма человека, сформировавшиеся в течение длительного периода эволюции, не могут изменяться с такой же быстротой, с какой изменяются структура и характер тренировочных и соревновательных нагрузок в спорте. Несоответствие во времени между этими процессами может приводить к возникновению функциональных расстройств, которые проявляются различными патологическими нарушениями.
2.1. ДИНАМИКА ФУНКЦИЙ ОРГАНИЗМА ПРИ АДАПТАЦИИ И ЕЕ СТАДИИ

Определение функциональных изменений, возникающих в период тренировочных и соревновательных нагрузок, необходимо прежде всего для оценки процесса адаптации, степени утомления, уровня тренированности и работоспособности спортсменов и является основой для совершенствования восстановительных мероприятий. О влиянии физических нагрузок на человека можно судить только на основе всестороннего учета совокупности реакций целостного организма, включая реакции со стороны центральной нервной системы, гормонального аппарата, сердечно-сосудистой и дыхательной систем, анализаторов, обмена веществ и др. Следует подчеркнуть, что выраженность изменений функций организма в ответ на физическую нагрузку зависит прежде всего от индивидуальных особенностей человека и уровня его тренированности. Изменения функциональных показателей организма спортсменов могут быть правильно проанализированы и всесторонне оценены только при рассмотрении их в отношении к процессу адаптации.



Приспособительные изменения в здоровом организме бывают двух видов: изменения в привычной зоне колебаний факторов среды, когда система функционирует в обычном составе; изменения при действии чрезмерных (непривычных) факторов с включением в функциональную систему дополнительных элементов и механизмов. В литературе первая и вторая группы приспособительных изменений нередко называются адаптационными. По-видимому, более оправданным будет называть первую группу изменений обычными физиологическими реакциями, поскольку эти сдвиги не связаны с существенными физиологическими перестройками в организме и не выходят за пределы физиологической нормы. Вторая группа приспособительных изменений отличается значительным использова­нием физиологических резервов и перестройкой функциональных систем, в связи с чем их целесообразно называть адаптационными сдвигами (Солодков А. С, 1981).

Несомненный интерес представляет понятие общего адаптационного синдрома, предложенное канадским ученым Гансом Селье (1960). Под последним он понимает совокупность защитных реакций организма человека или животных, возникающих в условиях стрессовых ситуаций. В адаптационном синдроме автор выделяет три стадии: стадию тревоги, обусловленную мобилизацией защитных сил организма; стадию резистентности, связанную с приспособлением человека к экстремальным факторам среды и стадию истощения, возникающую при длительном стрессе, что может привести к возникновению заболеваний и даже смерти.

В динамике адаптационных изменений у спортсменов мы выделяем четыре стадии: физиологического напряжения, адаптированности, дизадаптации и реадаптации. Каждой из них присущи свои функциональные изменения и регуляторно-энергетические механизмы. Естественно, основными, имеющими принципиальное значение в спорте следует считать две первые стадии. Применительно к общей схеме адаптации такие стадии свойственны людям в процессе приспособления к любым условиям деятельности. Это положение было теоретически обосновано, экспериментально доказано и опубликовано А. С. Солодковым еще в 1974 году.

Стадия физиологического напряжения организма характеризуется преобладанием процессов возбуждения в коре головного мозга и распространением их на подкорковые и нижележащие двигательные и вегетативные центры, возрастанием функции коры надпочечников, увеличением показателей вегетативных систем и уровня обмена веществ. На уровне двигательного аппарата характерным для этой стадии является увеличение числа активных моторных единиц, дополнительное включение мышечных волокон, увеличение силы и скорости сокращения мышц, увеличение в мышцах гликогена, АТФ и креатинфосфата. Спортивная работоспособность – неустойчива.



В стадии напряжения организма основная нагрузка ложится на регуляторные механизмы. За счет напряжения регуляторных механизмов осуществляется приспособление физиологических реакций и метаболизма к возросшим физическим нагрузкам. При этом в некоторых случаях изменения функций организма могут носить выраженный характер.

Стадия адаптированности организма в значительной мере тождественна состоянию его тренированности. Другими словами, в основе развития тренированности лежит процесс адаптации организма к физическим нагрузкам. Физиологическую основу этой стадии составляет вновь установившийся уровень функционирования различных органов и систем для поддержания гомеостаза в конкретных условиях деятельности. Определяемые в это время функциональные сдвиги не выходят за рамки физиологических колебаний, а работоспособность спортсменов стабильна и даже повышается.

Стадия дизадаптации организма развивается в результате перенапряжения адаптационных механизмов и включения компенсаторных реакций вследствие интенсивных тренировочных нагрузок и недостаточного отдыха между ними. Процесс дизадаптации по сравнению с процессом приспособления развивается, как правило, медленнее, причем сроки его наступления, продолжительность и степень выраженности функциональных изменений при этом отличаются большой вариативностью и зависят от индивидуальных особенностей организма. Стадия дизадаптации характеризуется еще и тем, что отсутствуют признаки активации нервной и эндокринной систем и имеет место некоторое снижение общей функциональной устойчивости организма. Это состояние может быть отнесено к предболезненному. При дизадаптации наблюдаются эмоциональная и вегетативная неустойчивость, раздражительность, вспыльчивость, головные боли, нарушение сна. Снижается умственная и физическая работоспособность.

Процесс дизадаптации является результатом того, что биосоциальная плата за адаптацию к интенсивным тренировочным и соревновательным нагрузкам вышла за пределы физиологических резервов организма и выдвинула перед ним новые проблемы. Конечный исход дизадаптационных расстройств может протекать с достаточной еще способностью к восстановлению всех функций организма и работоспособности, что чаще всего и наблюдается у спортсменов. В других случаях дизадаптация будет иметь скрытые дефекты, которые выявляются только с течением времени под влиянием или очень высоких нагрузок, или какой-то дополнительной вредности. И, наконец, дизадаптация может закончиться стойкими неблагоприятными изменениями функций организма, снижением или утратой спортивной работоспособности. Очевидно, стадия дизадаптации по своим патофизиологическим основам в значительной мере соответствует состоянию перетренированности спортсменов.

Стадия реадаптации возникает после длительного перерыва в систематических тренировках или их прекращении совсем и характеризуется приобретением некоторых исходных свойств и качеств организма. Физиологический смысл этой стадии – снижение уровня тренированности и возвращение некоторых показателей к исходным величинам. Можно полагать, что спортсменам, систематически тренировавшимся многие годы и оставляющим большой спорт, требуются специальные, научно обоснованные оздоровительные мероприятия для возвращения организма к нормальной жизнедеятельности.

Следует иметь в виду, что возникшие в процессе длительных и интенсивных физических нагрузок структурные изменения в миокарде и скелетных мышцах, нарушенный уровень обмена веществ, гормональные и ферментативные перестройки, своеобразно закрепленные механизмы регуляции к исходным значениям, как правило, не возвращаются. За систематические чрезмерные физические нагрузки, а затем за их прекращение организм спортсменов в дальнейшем платит определенную биологическую цену, что может проявляться развитием кардиосклероза, ожирением, снижением резистентнос-ти клеток и тканей к различным неблагоприятным воздействиям и повышением уровня обшей заболеваемости.

При адаптации кчрезмернымдля данного организма физическим нагрузкам в полной мере реализуется общебиологическая закономерность, которая состоит в том, что все приспособительные реакции организма к необычным факторам среды обладают лишь относительной целесообразностью. Иными словами, даже устойчивая, долговременная адаптация к физическим нагрузкам имеет свою функциональную или структурную цену.

Цена адаптации может проявляться в двух различных формах: 1) в прямом изнашивании функциональной системы, на которую при адаптации падает главная нагрузка, 2) в явлениях отрицательной перекрестной адаптации, т.е. в нарушении у адаптированных к определенной физической нагрузке людей других функциональных систем и адаптационных реакций, не связанных с этой нагрузкой.

Прямая функциональная недостаточность может реализоваться в условиях остро возникшей большой нагрузки, при которой наблюдаются прямые повреждения структур сердца, скелетных мышц, нарушения ферментной активности и другие изменения, являющиеся как итогом самой нагрузки, так и возникающей при этом стресс-реакции (Пшенникова М. Г., 1986). Эта цена срочной адаптации ярко проявляется при первых нагрузках нетренированных людей и устраняется правильно построенным тренировочным процессом и развитием адаптированности.

Цена адаптации в значительной мере зависит от вида физических нагрузок, к которым происходит приспособление. Так, например, у тяжелоатлетов высокотренированных к статическим силовым нагрузкам, наблюдается снижение выносливости к динамической работе; утомление при таких нагрузках у них развивается быстрее, чем у нетренированных здоровых людей. Одновременно у тяжелоатлетов в противоположность людям, тренированным на выносливость, обнаружено снижение плотности капилляров в скелетных мышцах и отсутствие роста массы митохондриев.

На фоне высокой тренированности у штангистов, борцов и других спортсменов нередко наблюдается снижение резистентности к действию холода и простудным заболеваниям, нарушение клеточного и гуморального иммунитета. У высокотренированных на выносливость спортсменов отмечаются нарушения функций желудочно-кишечного тракта, печени и почек, что является следствием ограниченного кровоснабжения этих органов в период длительной мышечной работы.

Однако, высокая цена адаптации и феномены отрицательной перекрестной резистентности при таком приспособлении представляют собой возможное, но вовсе не обязательное явление. Наиболее рациональный путь к предупреждению адаптационных нарушений состоит в правильно построенном режиме тренировок, отдыха и питания, закаливании, повышении устойчивости к стрессорным воздействиям и гармоничном физическом и психическом развитии личности спортсмена.
2.2. ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ АДАПТАЦИИ К ФИЗИЧЕСКИМ НАГРУЗКАМ

Адаптация как общее универсальное свойство живого обеспечивает жизнеспособность организма в изменяющихся условиях и представляет процесс адекватного приспособления его функциональных и структурных элементов к окружающей среде. В целом исследование процесса адаптации и ее механизмов, по-видимому, следует отнести междисциплинарной проблеме, которая может стать ключевой в понимании многих аспектов развития тренированности, здоровья и заболеваемости спортсменов.

Система закаливания и формирования сильного, красивого и выносливого человека всегда связывалась с адаптацией его к физическим нагрузкам. Физические нагрузки – самый естественный и древний фактор, воздействовавший на человека. Будучи обусловленным самой природой земной гравитации, этот фактор во все времена сопровождал человека, и двигательная активность всегда была важным звеном его приспособления к окружающему миру. Одним из непременных условий развития адаптации к физическим нагрузкам является мобилизация и использование физиологических резервов организма.

С физиологической точки зрения ведущими в тренировке являются повторность и возрастание физических нагрузок, что за счет обратных связей позволяет совершенствовать функциональные возможности органов и систем и их энергетическое обеспечение на основе механизма саморегуляции организма. С этих позиций тренировка сводится к активизации механизмов адаптации, включению физиологических резервов, благодаря которым организм человека легче и быстрее приспосабливается к повышенным нагрузкам, совершенствуя свои физические, физиологические и психические качества, повышая состояние тренированности.

Физиологическая сущность состояния тренированности – это такой уровень функционального состояния организма, который характеризуется совершенствованием механизмов регуляции, увеличением физиологических резервов и готовностью к их мобилизации, что выражается в его повышенной устойчивости к длительным и интенсивным физическим нагрузкам и высокой работоспособности.

Развившееся в процессе тренировки состояние тренированности по своим физиологическим механизмам и морфофункциональной сути соответствует стадии адаптированности организма к физическим нагрузкам. В понятиях «адаптация, адаптированность», с одной стороны, и «тренировка, тренированность», с другой стороны, много общих черт, главной из которых является достижение нового уровня работоспособности на основе образования в организме специальной адаптивной функциональной системы с определенным уровнем физиологических констант. Тренировка и тренированность – понятия педагогические, хотя и базируются они на знаниях физио­логических закономерностей организма спортсменов. Исследование и характеристика этих процессов и состояний, связанных прежде всего с обоснованием рационально построенных тренировочных на­грузок, является прерогативой педагогов. Адаптация и адаптированность спортсменов к физическим нагрузкам и все функциональные и структурные перестройки, совершающиеся при этом в организме, относятся к биологическим категориям и составляют основные научные и учебные проблемы медиков и физиологов.



Адаптация организма к физическим нагрузкам заключается в мобилизации и использовании функциональных резервов организма, в совершенствовании имеющихся физиологических механизмов регуляции. Никаких новых функциональных явлений и механизмов в процессе адаптации не наблюдается, просто имеющиеся уже механизмы начинают работать совершеннее, интенсивнее и экономичнее. В основе адаптации к физическим нагрузкам лежат нервно-гуморальные механизмы, включающиеся в деятельность и совершенствующиеся при работе двигательных единиц (мышц и мышечных групп). При адаптации спортсменов происходит усиление деятельности ряда функциональных систем за счет мобилизации и использования их резервов, а системообразующим фактором при этом должен являться приспособительный полезный результат – выполнение поставленной задачи, т.е. конечный спортивный результат

Комплекс функциональных систем, обеспечивающих конечный спортивный результат, формируется организмом спортсмена ради достижения этого результата. Отсутствие результата или систематически недостаточный его уровень могут не только стимулировать формирование данного комплекса, но и разрушать его, прекращать функционирование в зависимости от величины и характера физиологических резервов, воли, мотивации и других факторов. Таким образом, адаптация к мышечной деятельности представляет собой системный ответ организма, направленный на достижение состояния высокой тренированности и минимизацию физиологической цены за это.


2.3. СРОЧНАЯ И ДОЛГОВРЕМЕННАЯ АДАПТАЦИЯ К ФИЗИЧЕСКИМ НАГРУЗКАМ

При всем многообразии индивидуальной фенотипической адаптации развитие ее у человека характеризуется некоторыми общими чертами. Среди таких черт в приспособлении организма к любым факторам среды следует выделять два вида адаптации – срочную, но несовершенную, и долговременную, совершенную (МеерсонФЗ.,1986).

Срочная адаптация возникает непосредственно после начала действия раздражителя и может реализоваться на основе готовых, ранее сформировавшихся физиологических механизмов и программ. Очевидными проявлениями срочной адаптации являются увеличение теплопродукции в ответ на холод, увеличение теплоотдачи в ответ на жару, рост легочной вентиляции, ударного и минутного объемов крови в ответ на физическую нагрузку и недостаток кислорода, приспособление органа зрения к темноте, бег человека, обусловленный социально значимой необходимостью, и др. Отличительной чертой срочной адаптации является то, что деятельность организма протекает не пределе его возможностей при почти полной мобилизации физиологических резервов, но далеко не всегда обеспечивает необходимый адаптационный эффект. Так, бег неадаптированного человека происходит при близких к предельным величинах ударного объема крови и легочной вентиляции, при максимальной мобилизации гликогена в печени. Быстрое накопление молочной кислоты в крови лимитирует интенсивность физической нагрузки – двигательная реакция не может быть ни достаточно быстрой, ни достаточно длительной.

Таким образом, функциональная адаптивная система, ответственная за двигательную реакцию при срочной адаптации, характеризуется предельным напряжением отдельных ее звеньев и вместе с тем определенным несовершенством самой двигательной реакции.

На уровне нервной и нейрогуморальной регуляции реализуется интенсивное, избыточное по своему пространственному распространению возбуждение корковых, подкорковых и нижележащих двигательных центров, которому соответствует значительная, но недостаточно координированная двигательная деятельность. Этот процесс характеризует начальный этап формирования двигательного навыка.

Со стороны двигательного аппарата срочная адаптация проявляется включением в реакцию дополнительной части двигательных единиц, а также генерализованным вовлечением лишних мышечных групп. В результате сила и скорость сокращения мобилизованных мышц оказываются ограниченными, но максимально достижимыми для данного вида адаптации; координация мышц недостаточно совершенна.

На уровне вегетативных систем обеспечения срочной адаптации к физическим нагрузкам наблюдается максимальная мобилизация функциональных резервов органов дыхания и кровообращения, но реализующихся при это неэкономным путем. Так, увеличение минутного объема крови достигается ростом частоты сердечных сокра­щений при ограниченном возрастании ударного объема. Увеличение легочной вентиляции осуществляется за счет возрастания частоты дыхания, но не глубины дыхания, при этом наблюдается несоответствие между частотой дыхания и движений. В итоге легочная вентиляция все же не избавляет от развития гипоксии и гиперкапнии.

В целом срочная адаптация к физическим нагрузкам характеризуется максимальной по уровню и неэкономной гиперфункцией, ответственной за адаптацию функциональной системы, резким снижением физиологических резервов данной системы, явлениями чрезмерной стресс-реакции организма и возможным повреждением органов и систем. В результате двигательные, т.е. по существу, поведенческие реакции организма оказываются в значительной мере ли -митированными.

Долговременная адаптация возникает постепенно, в результате длительного или многократного действия на организм факторов среды. Принципиальной особенностью такой адаптации является то, что она возникает не на основе готовых физиологических механизмов, а на базе вновь сформированных программ регулирования. Долговременная адаптация, по существу, развивается на основе многократной реализации срочной адаптации и характеризуется тем, что в итоге постепенного количественного накопления каких-то изменений организм приобретает новое качество в определенном виде деятельности – из неадаптированного превращается в адаптированный. В результате обеспечивается осуществление организмом ранее недостижимых силы, скорости и выносливости при физических нагрузках, развитие устойчивости организма к значительной гипоксии, которая ранее была несовместима с активной жизнедеятельностью, способность организма к работе при существенно измененных показателях гомеостаза, развитие устойчивости к холоду, теплу, большим дозам ядов, введение которых ранее было смертельным.

Долговременная адаптация характеризуется возникновением в ЦНС новых временных связей, а также перестройкой аппарата гуморальной регуляции функциональной системы – экономичностью функционирования гуморального звена и повышением его мощности. В ответ на ту же самую нагрузку не возникает резких изменений в организме и мышечная работа сопровождается меньшим увеличением легочной вентиляции, минутного объема крови, ферментов, гормонов, лактата, аммиака, отсутствием выраженных повреждений. В результате становится возможным длительное и стабильное выполнение физических нагрузок. Переход от срочной к долговременной адаптации знаменует собой узловой момент адаптационных процессов, так как именно этот переход делает возможной жизнь организма в новых условиях, расширяет сферу его обитания и свободу поведения в меняющейся среде. Этот момент определяется прежде всего тем, что возникает активация синтеза нуклеиновых кислот и белков, что приводит к избирательному развитию определенных структур, лимитирующих двигательную деятельность. Формируются устойчивые двигательные динамические стереотипы, развивается экстраполяция, повышающая возможность быстрой перестройки ответных реакций при изменениях среды, происходит умеренная гипертрофия в скелетных мышцах, сердце, дыхательных мышцах и других рабочих органах, увеличение массы митохондрий. Существенно увеличивается аэробная и анаэробная мощность организма. Нормализуется гомеостаз организма, уменьшается стресс-реакция. Интенсивность и длительность мышечной работы возрастают.

В процессе адаптации организма обмен перестраивается в направлении более экономного расходования энергии в состоянии покоя и повышенной мощности метаболизма в условиях физического напряжения. Такая перестройка биологически более целесообразна и может явиться общим механизмом физиологической адаптации.

Адаптивные сдвиги энергетического обмена заключаются в переключении с углеводного типа на жировой. Ведущую роль в этом играют гормоны: глюкокортикоиды ускоряют распад белка, активируя превращение аминокислот в глюкозу, а катехоламины вызывают мобилизацию резерва гликогена в печени и активацию липолиза жировой ткани, увеличивая приток кислорода, глюкозы, аминокислот и жирных кислот к работающим тканям.

Определенные черты фенотипа, сформировавшиеся в результате долговременной адаптации организма к физическим нагрузкам, становятся фактором профилактики конкретных болезней или патологических синдромов. Повышение расхода жиров приводит к атрофии жировой ткани, снижению избыточного веса и, при прочих равных условиях, уменьшает развитие атеросклероза. Увеличение емкости и пропускной способности коронарных сосудов, развитие системы экстракардиальных анастомозов способствуют уменьшению вероятности закупорки коронарных артерий и возникновения инфаркта миокарда. Увеличение потенциальных резервов и мощности сердечной мышцы может в течение даже длительного времени воздействия неблагоприятных факторов на организм не приводить к возникновению сердечно-сосудистых расстройств у тренированных людей. следующая страница >>