Ii спортивная физиология является как учебной, так и научной дисциплиной - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
К учебной дисциплине «Анатомия и физиология человека». Область применения... 1 57.73kb.
Учебной дисциплины «Математический анализ» для направления 010100. 1 75.48kb.
Программа элективного курса «Физиология человека» а ннотация Курс... 1 133.42kb.
Подготовка к коллоквиуму I. Коллоквиум: сущность и 1 34.43kb.
Рабочая программа дисциплины «Физиология человека» Специальность... 1 162.52kb.
Возрастная физиология и психофизиология 1 26.6kb.
Книга говорила Вне времени и вне границ. О, притягательная сила 1 57kb.
Образец оформления титульного листа 1 277.3kb.
Г. П. Щедровицкий 1 101.79kb.
Рабочая программа учебной дисциплины «Физиология высшей нервной деятельности... 3 597.16kb.
Вопросы к экзамену в летнюю экзаменационную сессию по дисциплине... 1 170.93kb.
Физиология человека и животных 1 23.32kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Ii спортивная физиология является как учебной, так и научной дисциплиной - страница №4/7


9.3.3. ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ РЕЗЕРВЫ ВЫНОСЛИВОСТИ

Физиологические резервы выносливости включают в себя:

мощность механизмов обеспечения гомеостаза — адекватная деятельность сердечно-сосудистой системы, повышение кислородной емкости крови и емкости ее буферных систем, совершенство регуляции водно-солевого обмена выделительной системой и регуляции теплообмена системой терморегуляции, снижение чувствительности тканей к сдвигам гомеостаза;

тонкая и стабильная нервно-гуморальная регуляция механизмов поддержания гомеостаза и адаптация организма к работе в измененной среде (так называемому гомеокинезу).

Развитие выносливости связано с увеличением диапазона физи­ологических резервов и большими возможностями их мобилиза­ции. Особенно важно развивать в процессе тренировки способ­ность к мобилизации функциональных резервов мозга спортсмена в результате произвольного преодоления скрытого утомления. Бо­лее длительное и эффективное выполнение работы связано не столько с удлинением периода устойчивого состояния, сколько с ростом продолжительности периода скрытого утомления. Волевая мобилизация функциональных резервов организма позволяет за счет повышения физиологической стоимости работы сохранять ее рабочие параметры — скорость локомоции, поддержание заданных углов в суставах при статическом напряжении, силу сокращения мышц, сохранение техники движения.
9.4. ПОНЯТИЕ О ЛОВКОСТИ И ГИБКОСТИ; МЕХАНИЗМЫ И ЗАКОНОМЕРНОСТИ ИХ РАЗВИТИЯ

Ловкость и гибкость относят к числу основных физических качеств. Ловкость достаточно хорошо развивается в процессе индивидуальной жизни человека, в том числе при спортив­ной тренировке. Качество ловкости представляет собой сложный комплекс способностей. В противоположность этому гибкость нахо­дится под значительным генетическим контролем и требуется тща­тельный отбор и раннее ее развитие в онтогенезе.

Ловкостью считают:

способность создавать новые двигательные акты и двигательные навыки;

быстро переключаться с одного движения на другое при изменении ситуации;

выполнять сложнокоординационные движения.

Таким образом, под ловкостью, с одной стороны, понимают опре­деленные творческие способности человека незамедлительно фор­мировать двигательное поведение в новых, необычных условиях, ас другой стороны, — координационные его возможности.

Критериями ловкости являются координационная сложность, точность движений и быстрое их выполнение. В основе этих спо­собностей лежатявления экстраполяции, хорошая ориентация в ве­роятностной среде, предвидение возможной будущей ситуации, быстрая реакция на движущийся объект, высокий уровень лабиль­ности и подвижности нервных процессов, умение легко управлять различными мышцами. В процессе тренировки для развития лов­кости требуется варьирование различных условий выполнения од­ного и того же двигательного действия, использование дополни­тельной срочной информации о результате движений, формирова­ние навыка быстрого принятия решений в условиях дефицита вре­мени.

Гибкость определяется как способность совершать движения в суставах с большой амплитудой, т. е. суставная подвижность. Она

зависит от способности к управлению двигательным аппаратом и его морфофункциональных особенностей (вязкости мышц, эластичнос­ти связочного аппарата, состояния межпозвоночныхдисков). Гиб­кость улучшается при разогревании мышц и ухудшается на холоде. Она снижается в сонном состоянии и при утомлении. Величина гибкости минимальна утром и достигает максимума к середине дня (12-17 час). Улучшение гибкости происходит, когда во время пред­стартового возбуждения повышается частота сердечных сокраще­ний, нарастает кровоток через мышцы и в результате разминка при­водит к их разогреванию.

Различают активную гибкость при произвольных движениях в суставах и пассивную гибкость — при растяжении мышц внеш­ней силой. Пассивная гибкость обычно превышает активную. У женщин связочно-мышечный аппарат обладает большей гибкос­тью по сравнению с мужчинами, им легче осваивать многие слож­ные упражнения на гибкость (например, поперечный шпагат). У лиц зрелого и пожилого возраста раньше всего снижается гиб­кость позвоночника, но гибкость пальцев и кисти сохраняется дольше всего.
10. ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ И ЗАКОНОМЕРНОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ

В процессе жизнедеятельности человека формируются различные двигательные умения и навыки, составляющие основу его поведения.


10.1. ДВИГАТЕЛЬНЫЕ УМЕНИЯ, НАВЫКИ И МЕТОДЫ ИХ ИССЛЕДОВАНИЯ

Основу технического мастерства спортсменов составляют двига­тельные умения и навыки, формирующиеся в процессе тренировки и существенно влияющие на спортивный результат. Считают, что эф­фективность спортивной техники за счет навыка повышается в цик­лических видах спорта на 10-25%, а в ациклических — еще более.


10.1.1. ДВИГАТЕЛЬНЫЕ УМЕНИЯ И НАВЫКИ

Двигательные умения — способность на моторном уровне справляться с новыми задачами поведения. Спортсмену необходимо умение мгновенно оценивать возникшую ситуацию, быстро и эф­фективно перерабатывать поступающую информацию, выбирать в условиях дефицита времени адекватную реакцию и формировать наиболее результативные действия. Эти способности в наибольшей мере проявляются в спортивных играх и единоборствах, которые от­носят к ситуационным видам спорта. В тех же случаях, когда отраба­тываются одни и те же движения, которые в неизменном порядке повторяются на тренировках и во время соревнований (особенно в стандартных или стереотипных видах спорта), умения спортсменов закрепляются в виде специальных навыков.

Двигательные навыки — это освоенные и упроченные действия, которые могут осуществляться безучастия сознания (ав­томатически) и обеспечивают оптимальное решение двигательной задачи.
10.1.2. ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Основные методы исследования двигательных навыков можно разделить на 2 группы: 1)описывающие внешнюю структуру движе­ний и 2) внутреннюю их структуру.

К первым относятся методы кино-, фото-, видео-, телесъемки движений, тензометрия, динамометрия, гониометрия, циклография и пр. Ко вторым — электрофизиологические методы: электроэнце­фалография, электромиография, запись Н — рефлексов и активнос­ти двигательных единиц. Комплексная оценка целостной структуры навыков осуществляется при одновременной регистрации биомеха­нических и физиологических показателей.
10.2. ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ

В понимание физиологических механизмов двигательных навы­ков особый вклад внесли отечественные физиологи — И. П. Павлов, В. М. Бехтерев, А. А. Ухтомский, П. К. Анохин, Н. А.Бернштейн, А. Н. Крестовников, Н. В. Зимкин, В. С. Фарфельидр.


10.2.1. ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА, ДОМИНАНТА, ДВИГАТЕЛЬНЫЙ ДИНАМИЧЕСКИЙ СТЕРЕОТИП

Любые навыки — бытовые, профессиональные, спортивные — не являются врожденными движениями. Они приобретены в ходе ин­дивидуального развития. Возникая в результате подражания, услов­ных рефлексов или по речевой инструкции, двигательные акты осу­ществляются специальной функциональной системой нервных цент-ров(АнохинП. К., 1975).Деятельность этой системы включает сле­дующие процессы: синтез афферентных раздражений (информации из внешней и внутренней среды), учет доминирующей мотивации (предпочтение действий), использование памятных следов (арсенала движений и изученных тактических комбинаций); формирование моторной программы и образа результата действий; внесение сенсор­ных коррекций в программу, если результат не достигнут.

Комплекс нейронов, обеспечивающих эти процессы, располагает­ся на различных этажах нервной системы, становясь доминантой, т. е. господствующим очагом в центральной нервной системе. Он подавля­ет деятельность посторонних нервных центров и, соответственно, лишних скелетных мышц (Ухтомский А. А., 1923). В результате дви­жения выполняются все более экономно, при включении лишь самых необходимых мышечных групп и лишь в те моменты, которые нуж­ны для его осуществления. Происходит экономизация энерготрат.

Порядок возбуждения ь доминирующих нервных центрах зак­репляется в виде определенной системы условных и безусловных рефлексов и сопровождающих их вегетативных реакций, образуя двигательный динамический стереотип (Павлов И. П.; Крестовни-ковА.Н., 1954). Каждый предшествующий двигательный акт в этой системе запускает следующий. Это облегчает выполнение целостно­го упражнения и освобождает сознание человека от мелочного конт­роля за каждым его элементом. Роль условно-рефлекторного меха-низма образования двигательных навыков доказывается, в частно­сти, тем, что выработанные навыки во многом угасают при переры­вах в тренировке (при отсутствии подкрепления). Однако двигательные навыки отличаются от классических слюнных услов­ных рефлексов, описанных И. П. Павловым (сенсорных или рефлек­сов 1 рода). Навыки, в основном, представляют условные рефлексы 2 рода — опера нтные или инструментальные условные рефлексы (Конорский Ю. М., 1970). В них новым отделом рефлекторной дуги является ее эффекторная часть, т. е. со­здается новая форма движения или новая комбинация из ранее осво-енныхдействий. Построение новой формы движений на основе име­ющихся элементов Н. В. Зимкин (1975) отнес к явлениям экстрапо­ляции (использования предшествующего опыта).


10.2.2. СТАБИЛЬНОСТЬ И ВАРИАТИВНОСТЬ КОМПОНЕНТОВ ДВИГАТЕЛЬНОГО НАВЫКА

Возникшие в первой половине XX века представления о доми­нанте, функциональной системе и двигательном динамическом сте­реотипе легли в основу понимания механизмов формирования дви -гательных навыков в процессе обучения человека. Дальнейшие ис­следования позволили уточнить эти классические представления.

Уже Н. А. Бернштейн отмечал, что даже достаточно простые навы-ковые действия не являются полностью стереотипными. При много­кратных повторениях они могут различаться по амплитуде, скорости выполнения отдельных элементов и т. д. Как оказалось, еще больше они различаются повнутренней структуре. Многоканальная регист­рация ЭМ Г различных мышц при выполнении спортивных упраж­нений показала, что в одних и тех же освоенных движениях значи -тельно варьирует состав активных мышечных групп. Одни мышцы включаются вдвижения постоянно, а другие — лишь периодически (табл. 12). Варьируют длительность фаз, мышечные усилия, после­довательность включения мышц. Это позволило говорить о законо­мерной вариативности внешних и внутренних компонентов двига­тельного навыка (Зимкин Н. В., 1975). Наличие вариаций позволяет отбирать оптимальные и отбрасывать неадекватные моторные программы, учитывать не только внешние изменения ситуации, но и со­кратительные возможности мышц. Вариативность особенно выра­жена в периоды врабатывания, перед отказом от работы и в восстано­вительном периоде. Регистрация активности отдельных нейронов головного мозга (в экспериментах на животных и в клинике при ле­чебных мероприятиях) показала значительную вариативность их включения в одни и те же освоенные действия. При этом между ними образуются как «жесткие» (стабильные), так и «гибкие» (вариативные) связи (Бехтерева Н. П., 1980).

Сохранение основных черт двигательного навыка в условиях из меняющейся внешней среды и перестроек внутренней среды орга­низма возможно лишь при варьировании «гибких» связей в системе управления движениями. Так, хорошо освоенный навык ходьбы осуществляется при разном наклоне туловища, переменных усилиях ног, неодинаковом составе скелетных мышц и нервных центров, раз­личных вегетативных реакциях в зависимости от рельефа дороги, ка­чества грунта, силы встречного ветра, степени отягощения, утомле­ния человека и прочих причин. «Гибкие» элементы функциональ­ной системы составляют основную ее часть, так как в любых услови­ях они обеспечивают выполнение навыка, достижение требуемого результата.

Таблица 12 - Стабильность и вариативность включения различных мышц у квалифицированного тяжелоатлета при многократных рывках штанги

(по:Н.В. Зимкин, 1973)

Мышцы

Наличие активности (+) при десяти повторных рывках



8 9 10

Четырехглавая мышца бедра,

наружн.

То же, средний пучок



То же, внутренний пучок

Длинная спины

Дельтовидная, средний пучок

Трехглавая плеча

Трапециевидная

Двуглавая плеча

Икроножная

Двуглавая бедра

Ягодичная

Широчайшая спины

Дельтовидная, передний пучок

Большая грудная


Навыки циклических движений более стабильны по сравнению с ациклическими, так как в их основе лежат повторения одинаковых циклов:

Элементы циклических движений Элементы ациклических движений


1 —2—1—2—1—2... 1-2-3-4-5-6...

Циклические движения превращаются в навык при переходе от отдельных двигательных актов к последовательной их цепи — от от­дельных шагов к ходьбе и бегу, от начертания отдельных букв к письму и т. п. При этом к процессам коркового управления движе­ниями подключаются древние автоматизмы, такназываемые цикло­идные движения, осуществляемые подкорковыми ядрами головного

мозга.

Навыки в ситуационных видах спорта (спортивных играх, едино­борствах) отличаются наибольшей вариативностью. Стереотипы в этих видах спорта формируются лишь при овладении отдельными элементами техники (например, в штрафных бросках). Автоматиза­ция этих навыков позволяет быстрее включать их в новые движения. В стандартных видах спорта навыки более стереотипны. Их стабиль­ность повышается по мере роста спортивного мастерства. Нои здесь необходимо сохранение определенного уровня вариативности навы­ков для их адаптации к разным условиям выполнения.


10.3. ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ И СТАДИИ ФОРМИРОВАНИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ

Процесс обучения двигательному навыку начинается с опреде­ленного побуждения к действию, которое задается подкорковыми и корковыми мотивационными зонами. У человека это, главным обра­зом, стремление к удовлетворению определенной социальной по­требности (любовь к данному виду спорта, желание им заниматься, преуспеть в упражнении и пр.). Оптимальный уровень мотиваций и эмоций способствуетуспешномуусвоению двигательной задачи и ее решению.


10.3.1. ЗАМЫСЕЛ И ОБЩИЙ ПЛАН ДЕЙСТВИЯ

На первом этапе формирования двигательного навыка возникает замысел действия, осуществляемый ассоциативными зонами коры больших полушарий (переднелобными и нижнетеменными). Они формируют общий план осуществления движения. Вначале это лишь общее представление о двигательной задаче, которое возникаетлибо при показе движения другим лицом (педагогом, тренером или опыт­ным спортсменом), либо после словесной инструкции, самоинструк­ции, речевого описания. В сознании человека создается определенный эталон требуемого действия, «модель потребного будущего» (Бернштейн НА., 1966). Эту функцию П. К.Анохин назвал «опере­жающее отражение действительности». Формирование такой на­глядно-образной модели складывается из образа ситуации в целом (задаваемые пространственные и временные характеристики двига­тельной задачи) и образа тех мышечных действий, которые необхо­димы для достижения цели. Имея представление о требуемой модели движения, человек может осуществить ее разными мышечными группами. Так, например, подпись человека имеет характерные чер­ты, независимо от мышечных групп, выполняющих ее (пальцы, кисть, предплечье, нога).

Особое значение имеют в этом процессе восприятие и переработ­ка зрительной информации (при показе) и слуховой (при рассказе). Опытные спортсмены быстрее формируют зрительный образ движе­ния, так как у них лучше выражена поисковая функция глаза, и они способны эффективно выделять наиболее важные элементы. У них богаче кладовая «моторной памяти» — хранящиеся в ней образы ос­военных движений, быстрее происходит извлечение нужных мотор­ных следов.
10.3.2. СТАДИИ ФОРМИРОВАНИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ

На втором этапе обучения начинается непосредственное выпол­нение разучиваемого упражнения. При этом отмечаются 3 стадии формирования двигательного навыка:

1)стадия генерализации (иррадиациивозбуждения),

2)стадия концентраци ии,

3)стадия стабилизации и автоматизации.

На первой стадии созданная модель становится основой для пере­вода внешнего образа во внутренние процессы формирования про­граммы собственных действий. Физиологические механизмы этого во многом неясны. На ранних этапах онтогенеза, когда речевая регу­ляция движений (внешней речью постороннего лица или внутрен­ней собственной речью) еще не развита, особенное значение имеют процессы подражания, общие у человека и животных. Наблюдая за действиями другого лица и имея некоторый опыт управления свои­ми мышцами, ребенок превращает свои наблюдения в программы собственных движений. Эти процессы аналогичны процессам освое­ния речи, которую ребенок сначала слышит от окружающих людей, а затем преобразует в собственную моторную речь (по терминологии психолога Л. С. Выготского, это — явление интериоризации, т. е. превращение внешней речи во внутреннюю).

Некоторые особенности программирования отражаются в межцент­ральных взаимосвязях электрической активности мозга. Можно видеть, например, что при наблюдении за выполнением бега посторон­ним лицом в коре больших полушарий у человека появляются потен­циалы в темпе этого бега (своеобразная модель наблюдаемого движе­ния). Подобные изменения ритмов мозга и специфические перестрой­ки пространственной синхронизации корковых потенциалов набл из­даются также при представлении и при мысленном выполнении движений. При этом пространственные взаимосвязи мозговой актив­ности начинают отличаться от состояния покоя и приближаться к та­ковым при реальном выполнении работы (табл. 13).

Таблица 13 - Появление сходства корковых функциональных систем при мысленном и реальном выполнении бега у спринтера 1 разряда (по данным корреляционного анализа ЭЭГ)






Исходное состояние

Мысленный бег

Реальный бег

А

6-7-4

4-3-5-2-7 6

4-3-5-2-7

В

1,2,3,5,8

1,8

1,6,8

Примечание:

1—8 — номера корковых зон,

А — плеяды взаимосвязанной (синхронной и синфазной) активности различных корковых зон с коэффициентами корреляции 0.7-1.0, В — независимые корковые зоны.

В процессах программирования используются имеющиеся у че­ловека представления о «схеме тела», без которых невозможна пра­вильная адресация моторных команд к скелетным мышцам в разн ых частях тела, и о «схеме пространства», обеспечивающие простран­ственную организацию движений. Нейроны, связанные с этими функциями, находятся в нижнетеменной ассоциативной области задних отделов коры больших полушарий. Организация движени й во времени, оценка ситуации, построение последовательности дви­гательных актов, их сознательная целенаправленность осуществля­ются передне-лобной ассоциативной корой. Только в ней имеются специальные нейроны кратковременной памяти, которые удержива­ют созданную программу от момента прихода в кору внешнего пус­кового сигнала (или от момента самоприказа) до момента осуществ­ления моторной команды.

Соответственно этому во время реальной работы можно видеть особую специфику мозговой активности, отражающую характерные черты двигательных программ (рис. 32). Так, у бегунов и конькобеж­цев как при воображаемом, так и при реальном выполнении бега по дорожке или на коньках, устанавливается сходство (пространствен­ная синхронизация) потенциалов передне-лобной (программирую­щей) области с моторными центрами ног, а у гимнастов при представ­лении и выполнении стойки на кистях — с моторными центрами рук. При стрельбе, бросках мяча в баскетбольное кольцо возникает сход­ство активности зрительных, нижнетеменных зон (ответственных за пространственную ориентацию движений) и моторных зон коры, что обеспечивает точность глазо-двигательных реакций. В процессе фехтования к этим зонам подключаются передне-лобные области, связанные с вероятностной оценкой текущей и будущей ситуации.

В создании моторных программ принимают участие многие ней­роны коры, мозжечка, таламуса, подкорковых ядер и ствола мозга. Обширное вовлечение множества мозговых элементов необходимо для поиска наиболее нужных из них. Этот процесс обеспечивается широкой иррадиацией возбуждения по различным зонам мозга и сопро­вождается обобщенным характером периферических реакций — их генерализацией. В силу этого первая стадия начинающихся попыток выполнить задуманное движение называется стадией генерализации. Она характеризуется напряжением большого числа активированных скелетных мышц, их продолжительным сокращением, одновремен ным вовлечением в движения мышц-антагонистов, отсутствием ин­тервалов в ЭМ Г во время расслабления мышц (рис. 33). Все это нару-шает координацию движений, делает их закрепощенными, приводит к значительным энерготратам и, соответственно, излишне выражен­ным вегетативным реакциям. На этой стадии наблюдаются особен­ное учащение дыхания и сердцебиения, подъем артериального давле­ния, резкие изменение состава крови, заметное повышение темпера­туры тела и потоотделения. Однако нет достаточной согласованности этих сдвигов между собой и их соответствия мощности и характеру работы.

Массированный поток афферентных импульсов от проприоре-цепторов многих мышц затрудняет отделение основных рабочих мы­шечных групп от посторонних. Анализ «темного» мышечного чув­ства еще более осложняется обильным притоком интероцепти вных сигналов — в первую очередь, от рецепторов дыхательной и сердеч­но-сосудистой систем. Требуются многократные повторения разу­чиваемого упражнения для постепенного совершенствования мотор­ной программы и приближения ее к заданному эталону.

На второй стадии формирования двигательного навыка проис­ходит концентрация возбуждения в необходимых для его осуществ­ления корковых зонах. В посторонних же зонах коры активность подавляется одним из видов условного внутреннего торможения — дифференцировочным торможением. В коре и подкорковых струк­турах создается мозаика из возбужденных и заторможенных ней­ронных объединений, что обеспечивает координированное выпол­нение двигательного акта. Включаются лишь необходимые мы­шечные группы и только в нужные моменты движения, что можно видеть на записях ЭМГ. В результате рабочие энерготраты снижа­ются.

Навык на этой стадии уже сформирован, но он еще очень непро­чен и нарушается при любых новых раздражениях (выступление на незнакомом поле, появление сильного соперника и т. д.). Эти воз­действия разрушают неокрепшую еще рабочую доминанту, едва установившиеся межцентральные взаимосвязи в мозгу вновь приво­дят к иррадиации возбуждения и потере координации.

На третьей стадии в результате многократного повторения на­выка в разнообразных условиях помехоустойчивость рабочейдоми-нанты повышается. Появляется стабильность и надежность навыка, снижается сознательный контроль за его элементами, т. е. возникает автоматизация навыка. Прочность рабочей доминанты поддерживается четкой сонастройкой ее нейронов на общий ритм корковой активности. Такое явление было названо А. А. Ухтомским усвоением ритма. При циклической работе ритм корковой активно­сти соответствуеттемпу выполняемого движения: в ЭЭГпоявляются потенциалы, соответствующие этому темпу «меченыеритмы» ЭЭТ— рис. 34 (Сологуб Е. Б., 1965). Внешние раздражения на этой стадии лишь подкрепляют рабочую доминанту, не разрушая ее. Большая же часть посторонних афферентных потоков не пропускается в спинной и головной мозг: специальные команды из вышележащих центров вызывают пресинаптическое торможение импульсов от периферических рецепторов, препятствуя их доступу в спинной мозги мированных программ от случайных влияний и повышается надеж­ность навыков.

Процесс автоматизации не означает выключения коркового конт­роля за выполнением движения. В коре работающего человека отмеча­ется появление связанных с движением потенциалов, специфичес­кие формы межцентральных взаимосвязей активности. Однако в этой системе центров по мере автоматизации снижается участие лоб­ных ассоциативных отделов коры, что, по-видимому, и отражает снижение его осознаваемости.
10.4. ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ

В процессе тренировки происходит постоянное сличение создан­ной модели навыка и реальных результатов его выполнения (Бернш-тейнН.А., 1966; Анохин П.К., 1975). По мере роста спортивного ма­стерства совершенствуется сама модель требуемого действия, уточ­няются моторные команды, а также улучшается анализ сенсорной информаци и о д вижен и и.


10.4.1. ОБРАТНЫЕ СВЯЗИ

Особое значение в отработке моторных программ имеют обрат­ные связи. Информация, поступающая в нервные центры по ходу движения, служит для сравнения полученного результата с имею­щимся эталоном. При их несовпадении в мозговых аппаратах срав­нения (лобных долях, подкорковом хвостатом ядре) возникают им­пульсы рассогласования и в программу вносятся поправки —сен­сорные коррекции. При кратковременных движениях (прыжках, бросках, метаниях, ударах) рабочие фазы настолько малы (сотые и тысячные доли секунды), что сенсорные коррекции по ходу движения вносить невозможно. В этих случаях вся программа дей­ствия должна быть готова до начала двигательного акта, а поправки могут вноситься лишь при его повторениях.

В системе обратных связей различают «внутренний контур» регу­ляции движений, передающий информацию от двигательного аппа­рата и внутренних органов (в первую очередь — от рецепторов мышц, сухожилий и суставных сумок), и «внешний контур», несущий сигна­лы от экстерорецепторов (главным образом, зрительных и слухо­вых). При первых попытках выполнения движений, благодаря мно­жественному и неопределенному характеру мышечной афферента-ции, основную роль в системе обратных связей играют сигналы «внешнего контура» — зрительный и слуховой контроль. Поэтому на начальных этапах освоения двигательных навыков так важно использовать зрительные ориентиры и звуковые сигналы для облегче­ния процесса обучения. По мере освоения навыка «внутренний кон­тур» регуляции движений приобретает все большее значение, обеспе­чивая автоматизацию навыка, а роль «внешнего контура» снижается.
10.4.2. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Процесс обучения навыку ускоряется при разного рода допол­нительной информации об успешности выполнения упражнения—указания тренера, компьютерный анализ движения в трехмерном пространстве, просмотр кинокадров, видеофильмов, за­писей ЭМ Г и др.

Особенно ценной для обучаемого является срочная инфор­мация, поступающая непосредственно в периоде выполнения уп­ражнения или при повторных попытках (Фарфель B.C., 1960). С по­мощью дополнительной срочной информации можно сообщать спортсмену такие параметры движений, которые им не осознаются и, следовательно, не могут произвольно контролироваться. Например, можно снижать колебания общего центра масс при выполнении сложных равновесий, визуально наблюдая их на экране монитора; контролировать по звуколидеру точность поддержания темпа и сте­пень повышения скорости движения; по изменению мелодии песни замечать ошибки в порядке сокращения мышц и т. п. Тем самым по­вышается возможность совершенствования спортивной техники.

Для усиления мышечных ощущений при освоении сложных уп­ражнений используют различные тренажеры. Особенное влияние на сознательное построение моторных программ имеют тренажеры, управляющие суставными углами, так как импульсы от рецепторов суставных сумок поступают непосредственно в кору больших полу­шарий и хорошо осознаются..

Особое значение в процессе моторного научения имеет речевая регуляция движений (словесные указания педагога, внутренняя речь обучаемого). С помощью речи формируются в коре избирательные взаимосвязи, лежащие в основе моторных программ. В высших отделах мозга человека обнаружены специальные «команд­ные» нейроны, которые реагируют на словесные приказы и запускают нужные действия. Самоприказы и вызываемые ими процессы самоор­ганизации и самомобилизации обеспечиваютусиление рабочей доми­нанты и налаживание моторных и вегетативных компонентов навыка. Этому способствуют и проприоцептивные импульсы от собственных органов речи при произнесении вслух словесных команд (например, подсчет:»Раз, два!» — облегчает регуля цию темпа движений).

Наряду с совершенствованием навыков моторных действий у спортсменов происходит формирование навыков тактического мышления —специализированной формыумственнойдеятель-ности. Повторяя определенные тактические комбинации спортсмены автоматизируют мыслительные операции. Это позволяет многие ре­шения принимать почти мгновенно, как бы интуитивно, а осознавать их уже после выполнения (например, в боксе, фехтовании).


10.4.3. НАДЕЖНОСТЬ И НАРУШЕНИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ

В экстремальных условиях мышечной работы, при развитии утомления надежность навыка поддерживается путем мобилизации функциональных резервов мозга—дополнительным вовлечением не­рвных центров, включением в систему управления движениями дру­гого полушария. Особенно при этом важно усиление в этой системе роли лобных ассоциативных областей, что указывает на произволь­ное преодоление утомления. Такая мобилизация резервов мозга в начальной стадии утомления полезна, так как способствует адапта­ции нервной системы к нагрузке и сохранению навыка. При глубо­ком утомлении и переутомлении система управления движениями разрушается и навык теряется.

При действии различных сбивающих факторов, сопровождаю­щих соревновательную деятельность спортсмена (внешних помех, эмоционального стресса, резких изменениях гомеостаза и др.,), про­исходят нарушения двигательных навыков и потеря их автоматиза­ции, т.е. дезавтоматизация. Эти явления больше выражены у менее подготовленных спортсменов, недостаточно упрочивших демонстрируемые навыки, у юных спортсменов, улиц, обладающих нестабильностью нервных процессов и повышенной возбудимостью, при низком уровне общей и специальной работоспособности. Так, не­достаточная адаптация к «рваному» режиму и высокому темпу двига­тельной деятельности в ситуационных видах спорта нарушает навыки точностных движений (бросков и передач мяча, шайбы, ударов в боксе и пр.). Недостаточное освоение переключений от интенсивной лыж­ной гонки к стабильной позе и тонкой регуляции нажима спускового крючка, требующих смены одной доминирующей группы нервных центров на другую, снижает меткость стрельбы у биатлонистов.

Снижение функционального состояния организма спортсмена при заболеваниях, кислородном голодании, алкогольном опьянении и пр. понижает устойчивость рабочей доминанты и обнаруживается нарушением навыковыхдействий.

При перерывах в тренировке могут сохраняться основные черты навыка, последовательность его фаз, но теряется способность эф­фективного выполнения тонких его элементов. В наибольшей степе­ни утрачиваются самые сложные элементы навыка, а также вегета­тивные его компоненты.

11. ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ТРЕНИРОВАННОСТИ

Спортивная тренировка представляет собой специализированный педагогический процесс, направленный на повышение общей физи­ческой подготовленности и специальной работоспособности.


11.1. ФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТРЕНИРОВКИ И СОСТОЯНИЯ ТРЕНИРОВАННОСТИ

Спортивная тренировка, с физиологической точки зрения, пред­ставляет собой многолетний процесс адаптации организма человека к требованиям, которые ему предъявляет избранный вид спорта.

Как во всяком педагогическом процессе, в ходе тренировки со­блюдаются общие педагогические принципы — активности, сознатель­ности, наглядности, систематичности, последовательности, доступ­ности и прочности. Вместе стем, имеются специфические принципы тренировки—единство общей и специальной физической подготов­ки, непрерывность и цикличность тренировочного процесса, посте­пенное и максимальное повышение тренировочных нагрузок. Эти принципы обусловлены закономерностями развития физических качестви формирования двигательных навыков у человека, особен­ностями функциональных перестроекв организме, изменением диа­пазона функциональных резервов спортсмена.
11.1.1. ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЦЕССА ТРЕНИРОВКИ

Лишь на базе общей (неспециализированной) подготовки, в резуль­тате развития физических качеств и роста функциональных возмож­ностей организма, осуществляется переход к специализированным формам подготовки спортсмена в избранном виде спорта. Этот про­цесс должен быть по возможности непрерывным, так как перерывы в систематических занятиях приводят к резкому падению достигнуто­го уровня проявления качественныхсторондвигательной деятельнос­ти и освоения двигательных навыков. Так, например, достигнутый у подростков на протяжении первого года занятий рост мышечной силы за время летнего перерыва практически полностью теряется.

Цикличность тренировочного процесса связанастем, что выход на наиболее высокий уровень специальной работоспособности осу­ществляется постепенно на протяжении подготовительного периода (3-4 мес). К соревновательному периоду спортсмен достигает высо­кого уровня работоспособности, но поддерживать этот достигнутый на данном этапе наивысший уровень функциональных и психичес­ких возможностей человек может лишь ограниченное время (не более 4-5 мес). После чего необходим определенный отдых, переклю­чение на другую деятельность, снижение нагрузки, т. е. переходный период. Годичный тренировочный цикл (или 2 цикла в году), в свою очередь, подразделяется на промежуточные мезоциклы, а те — на не­дельные микроциклы. Такая цикличность соответствует естествен­ным биоритмам человеческого организма и, кроме того, позволяет варьировать применяемые физические нагрузки.

Правильное чередование тяжести физических нагрузок с опти­мальными интервалами отдыха обеспечивает возможность использо­вания явлений суперкомпенсации —сверхвосстановления организма, когда следующее тренировочное занятие начинается с более высоко­го уровня работоспособности по сравнению с исходным. При этом режиме неуклонно растут результаты спортсмена и сохраняется его здоровье. Слишком большие интервалы не дают никакого прироста, а недостаточные интервалы приводят к падению работоспособности и ухудшению функционального состояния организма.

Тренировочные нагрузки должны постепенно повышаться в за­висимости от достигнутого уровня функциональных возможностей, иначе даже при систематических занятиях будет обеспечиваться лишь их поддерживающий эффект. Например, при физических на­грузках у молодых людей ЧСС должна быть выше 150 уд.-мин1, а у пожилых — выше 130 уд. • мин1, иначе адаптивных сдвигов в орга­низме, в частности в состоянии сердечной мышцы, не будет наблю­даться.

Для достижения высоких спортивных результатов должны ис­пользоваться максимальные нагрузки, которые вызывают мобилиза­цию функциональных резервов центральной нервной системы, дви­гательного аппарата и вегетативных систем, оставляя функжональ-ный и структурный след тренировки.


11.1.2. ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОСТОЯНИЯ ТРЕНИРОВАННОСТИ

Правильная организация тренировочного процесса обусловлива­ет состояние адаптированное™ спортсмена к специализированным нагрузкам или состояние тренированности. Его характеризуют 1) повышение функциональных возможностей организ­ма и 2) увеличение экономичности его работы.

Овладение рациональной техникой выполнения упражнений, со­вершенство координации движений, повышение экономичности дыхания и кровообращения приводят к снижению энерготрат на стандартную работу, т. е. повышает ее КПД.

Наиболее высокий уровень тренированности достигается в состо­янии спортивной формы. Это состояние требует предельно возможной мобилизации всех функциональных систем организма, значительного напряжения регуляторных процессов. Соответствен­но, оно может сохраняться непродолжительное время в зависимости от индивидуальных особенностей спортсмена, его квалификации и др. факторов. Цена такого уровня адаптации оказывается высокой — при этом повышается реактивность организма надействие неблагоп­риятных условий среды, снижается его устойчивость к простудным и инфекционным заболеваниям, т. е. резко снижается иммунитет.

Характер физиологических сдвигов определяется направленнос­тью тренировочного процесса — на быстроту, силу или выносли­вость, особенностями двигательных навыков, величиной нагрузки на отдельные мышечные группы и т. п., т. е. тренировочные эффек­ты специфичны.

Тренировочный эффект зависит от объема физической нагрузки — ее длительности, интенсивности и частоты. Однако у каждого человека имеется генетически определяемый предел функ­циональных перестроек в процессе тренировки — его генетическая норма реакции. При одинаковых физических нагрузках различные люди отличаются по величине и скорости изменений функциональ­ной подготовленности, т.е. по тренируемости.

Влияние наследственных факторов определяет степень развития физических качеств. Наименее тренируемыми качествами являются быстрота, гибкость, скоростно-силовые возможности. Генетически обусловлены изменения многих физиологических показателей (М ПК, анаэробных возможностей, максимальной величины ЧСС, роста жизненной емкости легких и др.).
11.2. ТЕСТИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СПОРТСМЕНОВ В ПОКОЕ

Особенности морфологических, функциональных и психофизи­ологических показателей организма человека в состоянии покоя ха­рактеризуют степень его функциональной подготовленности к оп­ределенной физической нагрузке.


11.2.1. ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО ТЕСТИРОВАНИЯ В СПОРТЕ

Для тестирования функциональной подготовленности спортсме­нов исходят из модели чемпиона, в которой представлены характери­стики сильнейших спортсменов в ответственных соревнованиях. Из этой модели выводятся спортивно-важные качества или модель мас­терства, включающая характеристики специальной физической, технической и тактической подготовки спортсменов, находящихся в спортивной форме. Отсюда определяют наиболее информативные показатели функциональной подготовленности или шире — модель спортивных возможностей, в которую входят функциональная и психологическая подготовленность, морфологические особенности, возраст и спортивный стаж. Подобный подход позволяет определить целевые задачи подготовки спортсмена и его собственные спортив­ные перспективы.

Для оценки индивидуальных особенностей адаптацииорганизма к работе необходимо комплексное тестирование, позволяющее полу­чить сведения о различных морфофункциональных и психофизиоло­гических показателях конкретного человека. В тренировочном про­цессе используют различные виды контроля, в ходе которых исследу­ют состояние различных органов и систем организма спортсмена.

Оперативный или текущий контроль, отражающий ежедневные реакции организма спортсмена на выполняемые физические нагрузки по наиболее вариативным показателям (ЧСС, тест Самочувствие-Активность-Настроение (САН), способность решения тактических задач, состояние внимания и пр.).

Этапный контроль, проводимый 5-6 раз в году с использованием менее динамичных показателей (МПК, максимальная анаэробная мощность, индекс Гарвардского степ-теста, оценка временных интервалов и пр.).

Углубленное медицинское обследование (1 раз в году) с анализом достаточно консервативных показателей (тестирование личностных характеристик, психофизиологическихпоказателей, индивидуально-типологических особенностей высшей нервной деятельности) и ряда сложных медицинских параметров.


11.2.2. ПОКАЗАТЕЛИ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ В ПОКОЕ

В центральной нервной системе спортсмена отмечается высокий уровень лабильности нервных центров, оптимальная воз­будимость и хорошая подвижность нервных процессов (возбужде­ния и торможения). У спортсменов, обладающих выраженным каче­ством быстроты, время двигательной реакции укорочено, в ЭЭГ по­коя отмечается повышенная частота альфа-ритма — 11 -12 колеб.- с"' (напр., у 80% баскетболистов 1 разряда и мастеров спорта, в отличие от лыжников-гонщиков и борцов, имеющих частоту 8-9 колеб.- с1).

Двигательный аппарат квалифицированных спортсменов отличается большей толщиной и прочностью костей, выраженной рабочей гипертрофией мышц, их повышенной лабильностью и воз­будимостью, большей скоростью проведения возбуждения по дви­гательным нервам, запасами мышечного гликогена и миоглобина, высокой активностью ферментов. Об улучшении иннервации мышц свидетельствуют факты утолщения нервно-мышечных синапсов и увеличение их числа. Спортсмены имеют высокие показа­тели произвольного напряжения мышц и в то же время отличного их расслабления, т. е. большую величину амплитуды твердости мышц.

Обмен веществ спортсменов характеризуется увеличением запасов белков и углеводов, снижением уровня основного обмена (лишь в соревновательном периоде основной обмен может быть по­вышен из-за недостаточного восстановления).

Дыхание спортсменов более эффективно, так как увеличена ЖЕЛ (до 6-8 л), т. е. расширена дыхательная поверхность; больше глубина вдоха, что улучшает вентиляцию легких и снижает частоту дыхания (до 6-12 вдохов в 1 мин). Лучше развиты и более выносливы дыхательные мышцы (это можно наблюдать, например, по способ­ности сохранять высокие значения ЖЕЛ при повторных ее определе­ниях). Величина минутного объема дыхания в покое не изменена (из-за противоположных сдвигов частоты и глубины дыхания), но максимальная легочная вентиляция значительно выше у трениро­ванных лиц (порядка 150-200 л • мин1) по сравнению с нетрениро­ванными (60-120л • мин1)- Увеличена длительность задержки дыха­ния (особенно в синхронном плавании, нырянии), что свидетель­ствует о хороших анаэробных возможностях и пониженной возбуди­мости дыхательного центра.

В сердечно-сосудистой системе спортсменов также выявлены адаптивные изменения. Тренированное сердце имеет большой объем и толщину сердечной мышцы. При тренировке на выносливость (у бегунов-стайеров, лыжников-гонщиков и др.) на­блюдается особенное увеличение объема сердца — до 1000-1200 см3 (у нетренированных лиц — порядка 700 см3). Большой объем сердца — до 1200 см3 — характерен также для высокорослых баскетболистов, Однако более этой величины нарастание объема неблагоприятно, так как ухудшаются возможности кровоснабжения самой сердеч­ной мышцы. При адаптации к скоростно-силовым упражнениям происходит преимущественно утолщение сердечной мышцы — ее рабочая гипертрофия, а объем в меньшей степени превышает норму (800-1000 см3). Рабочая гипертрофия сердечной мышцы повышает мощность работы сердца и обеспечивает кровоток в скелетных мышцах при их напряжении в условиях силовых и скоростно-сило-вых нагрузок.

Повышение общего объема сердца сопровождается увеличением резервного объема крови и, хотя ударный объем крови в покое практически не нарастает, но при работе его значительный рост обеспечивается за счет резервного объема. Частота сердечных со­кращений спортсменов (особенно у стайеров) в покое понижена до40-50 уд. • мин" (в отдельных случаях — до 28-32 уд. • мин'), т. е. отмечается спортивная брадикардия. Минутный объем крови соот­ветствует норме или немного ниже нее.

У спортсменов в состоянии спортивной формы, всреднем, в 30% случаев наблюдается спортивная гипотония — снижение величины систолического артериального давления до 100-105 ммрт.ст.и ниже. Чаще всего это встречается у гимнастов и спортсменов-стайеров. Вы­раженность артериальной гипотонии растет по мере увеличения спортивного стажа и уровня квалификации спортсменов. У спорт­сменов, специализирующихся в спортивных играх, наоборот, в состо­янии покоя артериальное давление часто может быть повышенным.

В системе крови у спортсменов больше концентрация эритроцитов — 6 • 1012 • л"1 и гемоглобина — 160 г • л1 и более. Это обеспечивает большую кислородную емкость крови (до 20-22 об.%). Общее количество гемоглобина в организме у тренированного спортсмена (800-1000 г) превышает его запасы у нетренированных лиц (700 г). Повышены щелочные резервы, т. е. легче противостоять окислению крови. Больше объем циркулирующей крови.

Все перечисленные перестройки функциональных показателей свидетельствуют об общей адаптации организма спортсменов к фи -зическим нагрузкам, и в частности, к особенной функциональной подготовленности купражнениям в избранном виде спорта.


11.3. ТЕСТИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СПОРТСМЕНОВ ПРИ СТАНДАРТНЫХ И ПРЕДЕЛЬНЫХ НАГРУЗКАХ

О функциональной подготовленности спортсменов судят как по показателям в состоянии покоя, так и по изменениям различных функций организмапри работе. Для тестирования используют стан­дартные и предельные нагрузки, причем стандартные нагрузки под-бираюттакие, которые доступны всем обследуемым лицам независи­мо от возраста и уровня тренированности. Предельные же нагрузки должны соответствовать индивидуальным возможностям человека.


11.3.1. ПРИНЦИПИАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РЕАКЦИЙ ОРГАНИЗМА СПОРТСМЕНОВ НА СТАНДАРТНЫЕ И ПРЕДЕЛЬНЫЕ НАГРУЗКИ

Изменения физиологических показателей у тренированных и не­тренированных лиц при стандартных и предельных нагрузках имеют принципиальные различия.

В случае стандартных нагрузок регламентируется мощность и длительность работы. Задается частота педалирования на велоэргометре и величина преодолеваемого сопротивления, высота ступенек и темп восхождения при степ-тестах, длительность работы и интервалы между пробами и т. п., т. е. всем обследуемым предлагается одинаковая работа. В этой ситуации лучше подготовленный че­ловек, работая более экономно за счет совершенной координации дви­жений, имеет небольшие энерготраты и показывает меньшие сдвиги в состоянии двигательного аппарата и вегетативных функций.

В случае выполнения предельных нагрузок тренирован­ный спортсмен работает с большей мощностью, выполняет заведомо больший объем работы, чем неподготовленный человек. Несмотря на экономичность отдельных физиологических процессов и высокую эффективность дыхания и кровообращения, для выполнения пре­дельной работы тренированный организм спортсмена затрачивает огромную энергию и развивает значительные сдвиги в моторных и ве­гетативных функциях, совершенно недоступные для неподготовлен­ного человека.


11.3.2. ТЕСТИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ПРИ СТАНДАРТНОЙ РАБОТЕ

Стандартные нагрузки, используемые для тестирования функциональной подготовленности спортсменов, могут быть общие, неспециализированные (различные функциональные пробы, велоэр-гометрические тесты, степ-тесты) и специализированные, адекватные упражнениям в избранном виде спорта (проплывание или пробега-ние определенных отрезков с заданной скоростью или заданным вре­менем, поддержание заданного статического усилия в течение необ­ходимого времени и т. п.).

При стандартной работе тренированный организм отличают от нетренированного следующие особенности:

более быстрое врабатывание,

меньший уровень рабочих сдвигов различных функций,

лучше выраженное устойчивое состояние,

более быстрое восстановление после нагрузки (рис. 35).

У тренированного спортсмена при динамической работе повы­шение минутного объема дыхания достигается преимущественно за счет увеличения глубины дыхания, а рост минутного объема кро­ви — за счет нарастания ударного объема, а у нетренированного че­ловека — за счет частотных показателей (повышения частоты дыха­ния и сердцебиений).

У адаптированного к выполнению статической работы спортсме­на меньше выражен феномен статических усилий — меньше подав­ление функций дыхания и кровообращения во время нагрузки и меньше послерабочее их нарастание, чем у других лиц.

Наиболее распространенными стандартными тестами являются тест определения физической работоспособности по показателю PWCm — мощности работы при ЧСС = 170уд.мин"' и определение (ИГСТ), который оценивается по скорости восстановления ЧСС после нагрузки. Величина показателя PWC17(^hu, не занимающихся спортом, в среднем составляет 1060, у спортсменов скоростно-силовых видов спорта — 1255, а у спорт­сменов, работающих на выносливость — 1500 кгм ■ мин ~' и более.

При выполнении стандартных нагрузок работоспособ­ность спортсменов оценивается прямыми показателями — по ве­личине и мощности выполненной работы и косвенными показате­лями— по величине функциональных сдвигов в организме. У трени­рованных спортсменов, обладающих более широким диапазоном функциональных резервов, отмечается значительное увеличение функциональных показателей, которое не может быть достигнуто нетренированными лицами.

Деятельность центральной нервной системы тренированных спортсменов характеризуется высокой скоростью восприятия и переработки информации, хорошей помехоустойчиво­стью, большей способностью к мобилизации функциональных ре­зервов организма. У них велика возможность произвольного преодо­ления утомления, противостояния эмоциональным стрессам. Этому способствуют, с одной стороны, сформированные в мозгу мощные рабочие доминанты, ас другой — большое количество нейропепти-дов и гормонов (например, суточный выброс адреналина в соревно­вательном периоде у тренированных спортсменов может в 150 раз превышать показатели людей, не занимающихся спортом).

Энерготраты очень высоки: единичные — при работе макси­мальной мощности до 4 ккал • с -' и суммарные при работе умеренной мощности —до 2-3 тыс. ккал и более.

Величины М П К, характеризующие аэробные возможности, дос­тигают у выдающихся спортсменов (лыжников, пловцов, гребцов и др.) 6 и даже 7 л • мин1 для абсолютного МП К и 85-90 мл ■ кг1 ■ мин для относительного М П К. Такие величины М П К позволяют спорт­смену развивать значительную мощность передвижений и показы­вать высокие спортивные результаты. Огромны и величины суммар­ного потребления кислорода на всю дистанцию. Важным показателем тренированности является способность спортсменов-стайеров про­должать работу при резком снижении содержания глюкозы в крови. Высококвалифицированные спортсмены, работающие в зоне суб­максимальной мощности, отличаются очень высокими показателями анаэробных возможностей. Величины их кислородного долга достига­ют 20-22 л, что отражает переносимость высоких концентраций лакта-та в крови и глубоких сдвигов рН крови — до 7,0 и даже 6,9. Такие изменения характерны для работы с высоким кислородным запросом, который не удовлетворяется во время работы, несмотря на предельные изменения функций вегетативных систем. Величины минутного объема дыхания при этом порядка 180 л ■ мин"', а минутного объема крови — 40 л • мин1 Систолический объем крови достигает 200 мл.

<< предыдущая страница   следующая страница >>