Возрасная и педагогическая психология программа и - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
К курсу «Психология родительства» Курс входит в профессиональный... 1 37.85kb.
Педагогическая психология 10 3669.56kb.
Дпп педагогическая психология (Неволина И. Я.) 1 21.99kb.
Рабочая программа дисциплины педагогическая психология направление... 2 615.89kb.
Программа вступительного экзамена в аспирантуру по специальности 19. 1 246.21kb.
Программа кандидатского экзамена по специальности 19. 00. 07 Педагогическая... 1 133.23kb.
Научно-исследовательская работа. Научно-исследовательская работа... 1 18.52kb.
Рабочая программа дисциплины психология труда, инженерная психология... 2 609.17kb.
Вопросы к вступительному экзамену в аспирантуру по специальности 1 41.58kb.
Педагогика и психология выготский лев семенович 1 182.36kb.
Ббк в92 Научное издание Л. С. Выготский Педагогическая психология 19 10896.14kb.
Ориентировочные темы курсовых работ 2006 2007 г 1 68.04kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Возрасная и педагогическая психология программа и - страница №4/4

ТЕКУЩИЙ КОНТРОЛЬ УСПЕВАЕМОСТИ СТУДЕНТОВ

ПО ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ
Тема 12. Задачи и методы педагогической психологии. Предмет педагогической психологии

Определите, к каким отраслям психологии относятся нижеприведенные предметы изучения:

1) изучает возрастную динамику психики человека, онтогенез психических процессов и


психологических качеств развивающегося человека;

  1. изучает закономерности овладения знаниями, умениями и навыками, исследует индивидуальные различия в этих процессах, изучает закономерности формирования у школьников активного, самостоятельного, творческого мышления, то есть изменения в психике, которые происходят под влиянием обучения и воспитания;

  2. вскрывает общие психологические закономерности, изучает психические состояния,
    психические процессы и индивидуально-психологические особенности личности уже
    сложившегося человека.

Ответ: а) предмет педагогической психологии; б) предмет возрастной психологии; в) предмет общей психологии.

Ключ: 1-б; 2-а; 3-в.
Укажите, каким методам педагогического исследовании соответствуют следующие особенности:

1) краткое, стандартизированное психологическое испытание, в результате которого


делается попытка оценить тот или иной психический процесс или личность в целом;

  1. активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемого с целью создания условий, в которых выявляется психологический факт;

  2. метод, применяемый для опосредованного изучения психологии деятельности путем
    регистрации актов поведения, физиологических процессов, которые, согласно гипотезе
    исследователя, выявляют психические процессы;

4) получение данных наблюдений субъекта за его собственными психическими
процессами и состояниями в момент их протекания или вслед за ним;

  1. эмпирический метод получения сведений (информации) о человеке в процессе общения
    с ним, в результате его ответов на целенаправленные вопросы;

  2. эмпирический социально-психологический метод получения информации на основании
    ответов на специально подготовленные и соответствующие основной задаче исследования
    вопросы;

7) метод опосредованного эмпирического изучения человека через распредмечивание,
анализ, интерпретацию материальных и идеальных (тексты, музыка, живопись и т. д.)
продуктов его_ деятельности.

Ответ: а) наблюдение; б) эксперимент; в) тестирование; г) самонаблюдение; д) анализ продуктов деятельности (творчества); е) беседа; ж) анкетирование.

Ключ: 1-в; 2-6; 3-а; 4-г: 5-е; 6-ж; 7-д.
Тема13. Психология обучения

Какие основные психологические понятия педагогической психологии представлены в следующих определениях?

  1. Процесс целенаправленной передачи общественно-исторического опыта и организации
    формирования знаний, умений, навыков.

  2. Специфическая форма индивидуальной активности, направленная на усвоение знаний,
    формирование умений и навыков.




  1. Устойчивое целесообразное изменение внешней и внутренней деятельности или
    поведения, которое возникает благодаря предшествующей деятельности или поведения.

  2. Вид человеческой деятельности, специально направленной на приобретение и
    закрепление знаний или изменение старых.

5. Процесс воспроизведения индивидом общественно - исторически выработанных знаний, умений и навыков, способов поведения и др. и превращения их в формы индивидуальной субъективной деятельности.

6. Общая умственная способность к усвоению знаний, умений, навыков в процессе


обучения.

7. Совокупность качественных и количественных изменений, происходящих в умственной


деятельности, в связи с изменением возраста и обогащением опыта человека.

Ответ: а) учение; б) научение; в) обучение; г) усвоение знаний, умений, навыков; д)

умственное развитие; с) обучаемость; ж) учебная деятельность.

Ключ: 1-в; 2-а; 3-б; 4-ж; 5-г; 6-с; 7-д.
Тема 14. Психология учебной деятельности

Определите предмет, средства, способы, продукт и результат учебной

деятельности:

  1. усвоение знаний, овладение обобщенными способами действий, отработка приемов и
    способов действий, их программ, алгоритмов;

  2. интеллектуальные действия: анализ, синтез, обобщение, классификация;

  3. репродуктивные действия;

  4. знаковые, языковые, вербальные средства, в форме которых усваивается знание;

  5. проблемно-творческие действия;




  1. структурированное и. актуализируемое знание, лежащее в основе умения решать
    требующие его применения задачи в разных областях науки и практики;

  2. фоновые знания, посредством включения в которые новых знаний структурируется
    индивидуальный опыт, тезаурус обучающихся;

  3. внутреннее новообразование психики и деятельности в мотивационном, ценностном и
    смысловом планах;

  4. исследовательски-познавательные действия;

10) поведение субъекта - это либо испытываемая им потребность (интерес, включенность,
позитивные эмоции) продолжать эту деятельность, либо нежелание, уклонение, избегание.
Ответ: а) предмет учебной деятельности; б) средства учебной деятельности; в)

способы учебной деятельности; г) продукт учебной деятельности; д) результат учебной деятельности.

Ключ: 1-а: 2-6; 3-в; 4-6; 5-в; 6-г; 7-6; 8-г; 9-в; 10-д.
Тема 15. Психология усвоения знаний

Назовите описанные компоненты усвоения знаний школьниками.

  1. Успех учения зависит от умения учащихся сосредоточить сознание на объяснении
    материала, на аккуратном, точном, безошибочном выполнении письменной работы,
    постоянно поддерживать их умственную активность. Четкая организация всего урока
    (логика содержания, темп, уплотненность урока) способствует сосредоточению сознания;
    бездействие мысли, скука на уроке отвлекает сознание на посторонние дела.

  2. Отражение в сознании учеников через органы чувств совокупности отдельных свойств,
    частей и взаимосвязей друг с другом; при этом необходима организация этого отражения
    с учетом их возрастных особенностей (напр., поверхностности, слабой
    дифференцированное™, фрагментарности, излишней эмоциональности у младших
    школьников), превращение его в целенаправленную деятельность, активная работа
    нескольких анализаторов (зрительного, двигательного, слухового и др.), соблюдение
    принципа наглядности и пр.)

  3. Осмысление (в отличие от зазубривания) учебного материала, заключающееся в умении
    выделять основные понятия, их свойства и его существенные положения, в переносе
    способов решения задач, выполнении задания на другом материале, умении устанавливать
    причинно-следственные отношения, использовании прошлого опыта и знаний и др.

  4. Сохранение полученной и переработанной с помощью мышления информации, с тем
    чтобы в любой момент можно было воспроизвести то, что нужно, и в случае
    необходимости применить в деятельное™, учитывая закономерное™ и приемы
    рационального запечатления, хранения и воспроизведения учебного материала.

Ответ: а) память; б) мышление и понимание; в) восприятие; г) внимание.

Ключ: 1-г; 2-в; 3-б; 4-а.
Тема 16. Психология воспитания

Каким понятиям соответствуют нижеприведенные определения?

  1. формирование и развитие ребенка как личности, обладающей теми полезными
    качествами, которые ей необходимы для жизни в обществе;

  2. предпринимаемые воспитателем действия, направленные на изменение личности
    воспитуемого;

3) способы педагогического воздействия на учащихся (воспитанников);

4) основополагающие или исходные теоретические положения, которыми


руководствуются педагоги при организации воспитательного процесса.

Ответ: а) цель; 6) принципы; в) методы; г) средства воспитания.

Ключ: 1-а; 2-г; 3-в; 4-6.
Представьте классификацию средств воспитания:

1)непосредственно личностное воздействие одного человека на другого, осуществляемое

в прямом общении друг с другом;


  1. воспитатель ставит перед собой цель, а воспитуемый знает о ней и принимает ее;

  2. воздействия, реализуемые с помощью каких-либо средств, без личных контактов друг с
    другом воспитателя и воспитуемого (чтение книг, ссылка на мнение авторитетного человека и т. п.);

4) воздействия, при использовании которых принятие воспитательных влияний
воспитуемым происходит без контроля с его стороны, а также без преднамеренного
воздействия со стороны воспитывающего лица;

5) воздействия, нацеленные на систему знаний человека, на преобразование ее;

6) воздействия, призванные вызывать и поддерживать у воспитуемого определенные аффективные состояния, облегчающие или затрудняющие принятие им других психологических влияний.

7) воздействия, непосредственно направленные на поступки человека.



Ответ: а) поведенческие; б) прямые; в) косвенные; г) эмоциональные; д) осознанные; е) неосознанные; ж) когнитивные.

Ключ: 1-6; 2-д; 3-в; 4-е; 5-ж; 6-г; 7-а.
Тема 17. Психология педагогической деятельности

Определите основные составляющие личности учителя (по Митиной Л. Н.):

1) познавательные способности;

2) отражение отношения к тому, что выполняет учитель;

3) отражение усвоенных стереотипов поведения, с помощью которых реализуется


активность учителя.

Ответ: а) эмоциональные характеристики; б) когнитивные характеристики; в) поведенческие характеристики.

Ключ: 1-б;2-а;3-в.
Укажите интегральные характеристики личности педагога:

1) устойчивые, характерные для данного учителя состояния педагогической деятельности


(педагогических средств воздействия, педагогических задач) и направленности
личности учителя;

2) поиск новых нестандартных задач и способов их решения.


Ответ: а) индивидуальность; б) творчество.

Ключ: 1-а; 2-б.
Каким уровням продуктивности педагогической деятельности соответствуют

следующие особенности?

1) педагог умеет пересказать другим то, что знает сам;

2) педагог владеет стратегиями обучения учащихся знаниям, навыкам, умениям, по
отдельным разделам курса (то есть формировать педагогическую цель), отдавать себе
отчет в искомом результате и отбирать систему и последовательность включения
учащихся в учебно-познавательную деятельность;


  1. педагог умеет приспособить свое сообщение к особенностям аудитории;

  2. педагог владеет стратегиями превращения своего предмета в средство формирования
    личности учащегося. его потребностей в самовоспитании, самообразовании,
    саморазвитии;

  3. педагог владеет стратегиями формирования искомой системы знаний, навыков, умений
    учащихся по предмету в целом.

Ответ: а) репродуктивный; б) адаптивный: в) локально - моделирующий; г) системно -моделирующий знания учащихся; д) системно - моделирующий деятельность и поведение

учащихся.

Ключ: 1-а; 2-в; 3-б; 4-д; 5-г.
Тема 18. Психология педагогического общения

Каким понятиям соответствуют нижеприведенные определения?

1) гуманистическая идея совместной развивающей деятельности детей и взрослых, скрепленной взаимопониманием, проникновением в духовный мир друг друга, коллективным анализом хода и результатов этой деятельности;

2) форма учебного взаимодействия, сотрудничества учителя и учеников; личностно и социально ориентированное взаимодействие, которое одновременно реализует коммуникативную и интерактивную функции, используя при этом всю совокупность вербальных, изобразительных, символических и кинетических средств.

Ответ: а) педагогическое общение; б) педагогическое сотрудничество. Ключ: 1 -б; 2-а.
Определите основные виды педагогической оценки:

1) оценки, касающиеся того, что делает или уже сделал ребенок, но не его личности;



  1. разные способы материального стимулирования детей за успехи в учебной и
    воспитательной работе;

  2. похвала и порицания, характеризующие действия ребенка с точки зрения их
    соответствия принятым нормам морали;




  1. оценка, относящаяся к конечному результату деятельности, активизирующая внимание
    в основном на нем, не принимая в расчет или пренебрегая другими атрибутами
    деятельности;

  2. оценки, относящиеся к субъекту деятельности; отличающие индивидуальные качества
    человека, проявляющиеся в деятельности, его старание, умения, прилежание и т. п.;

  3. оценка, соотносящаяся с объемом выполненной работы;

  4. оценки, относящиеся к процессу деятельности;

8) оценки, касающиеся качества выполненной работы, точности, аккуратности,
тщательности и других аналогичных показателей ее совершенства.

Ответ: а) предметные оценки; б) персональные; в) материальные; г)

моральные; д) результативные; с) процессуальные; ж) количественные; з)

качественные.

Ключ: 1-а, 2-в, 3-г, 4-д, 5-б, 6-ж, 7-е, 8-з.
Тема 19. Психологическая служба в образовании

На что должен опираться практический психолог в своей работе?

  1. Надо хорошо знать ученика – мотивы его поведения, психологические условия становления его личности в онтогенезе.

  2. Дети в одном и том же классе очень отличаются друг от друга. Эти отличия следует знать и учитывать при организации учебно-воспитательного процесса. Нельзя забывать, что предпосылки развития у всех разные. Поэтому достижения детей нужно рассматривать в двух планах – в плане объективной и субъективной их значимости.

  3. В классе должна быть благоприятная для развития атмосфера, которая определяется продуктивным общением ученика с взрослыми и сверстниками.

Ответ: а) психологический климат; б) знание возрастных возможностей и резервов развития; в) учет индивидуальных особенностей.

Ключ: 1-б, 2-в, 3-а.

ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ ПО ВОЗРАСТНОЙ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ




  1. Предмет и задачи возрастной психологии. Основные разделы возрастной психологии, ее связь с другими науками.

  2. Методы возрастной психологии.

  3. Сущность и движущие силы психического развития.

  4. Закономерности психического развития.

  5. Факторы психического развития.

  6. Возраст как основная категория возрастной психологии. Структура возраста.

  7. Критерии и принципы периодизации возрастного развития.

  8. Периодизация психического развития Л.С. Выготского.

  9. Периодизация психического развития Д.Б. Эльконина.

  10. Особенности психического развития ребенка в период новорожденности.

  11. Особенности развития познавательных процессов, моторного и речевого развития младенцев.

  12. Социальные контакты и эмоциональное развитие в младенческом возрасте. Кризис 1 года.

  13. Особенности психического развития детей раннего возраста.

  14. Эмоциональное развитие и особенности общения в раннем детстве.

  15. Кризис 3 лет.

  16. Особенности самовосприятия и самосознания у дошкольника.

  17. Развитие мотивационно - потребностной и эмоциональной сфер в дошкольном возрасте.

  18. Особенности развития познавательных процессов в дошкольном возрасте.

  19. Готовность детей в школьному обучению.

  20. Особенности развития познавательных функций в младшем школьном возрасте.

  21. Развитие мотивационно - потребностной и эмоционально-волевой сфер в младшем школьном возрасте.

  22. Кризис подросткового возраста.

  23. Развитие познавательной сферы подростка.

  24. Особенности самосознания подростка.

  25. Особенности общения в подростковом возрасте.

  26. Особенности психического развития в период ранней юности.

  27. Личностное и профессиональное самопределение в юношеском возрасте. Кризис 15 (17) лет.

  28. Особенности психического развития в период молодости. Кризис 30 лет.

  29. Особенности психического развития в период взрослости. Кризис «середины жизни».

  30. Психологические особенности людей в пожилом и старческом возрасте.

  31. Предмет и задачи педагогической психологии. Основные разделы педагогической психологии, ее связь с другими науками.

  32. Психологическая сущность обучения. Проблемное обучение.

  33. Теория учебной деятельности.

  34. Обучаемость и умственное развитие.

  35. Учебная деятельность и проблема неуспеваемости. Психологические причины неуспеваемости. Работа учителя с неуспевающими учащимися.

  36. Теория П.Я.Гальперина о поэтапном формировании знаний, умений и навыков.

  37. Психологические основы концепции развивающего обучения Л.В.Занкова.

  38. Психология воспитания.

  39. Усвоение в процессе учебной деятельности.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ




  1. Чтение и конспектирование литературы по изучаемым темам.

  2. Самостоятельный подбор диагностических методик для выявления психологических особенностей детей в различных возрастах.
<< предыдущая страница