Похожие работы
|
Возрасная и педагогическая психология программа и - страница №1/4
Министерство образования и науки РФ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный гуманитарный университет имени М. А. Шолохова" Составители: Огнев А.С., доктор психол.наук, Профессор Атемасов А.В., кандидат психол. Наук, доцент Москва 2012 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАДанная программа предназначена для студентов факультета экологии и естественных наук очного отделения МГГУ им. М.А.Шолохова. Она ориентирована на усвоение студентами основных теоретических положений педагогической и возрастной психологии, а также частных вопросов психического развития человека в различных возрастных периодах. Программа включает в себя два раздела. Первый раздел программы «Возрастная психология» предполагает рассмотрение общих теоретических вопросов дисциплины: предмет, задачи, методы возрастной психологии; сущность, движущие силы, факторы и закономерности психического развития, ведущий вид деятельности, социальная ситуация развития, возрастные новообразования, периодизация психического развития и т.д. Особое внимание уделено рассмотрению особенностей психического развития человека на разных этапах онтогенеза: развитию познавательных процессов, эмоционально-волевой сферы, особенностей личности человека в разных возрастных периодах развития. Второй раздел программы «Педагогическая психология» акцентирует внимание на следующих темах: «Предмет, задачи и методы педагогической психологии», «Психология обучения», «Психология учебной деятельности», «Психология усвоения знаний», «Учебная деятельность и умственное развитие», «Психология воспитания». Программа составлена с учетом требований государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по данной дисциплине. Знания, полученные при изучении возрастной и педагогической психологии, не только расширят общие представления студентов о психологии и позволят повысить уровень общего психологического образования, но и помогут будущим учителям строить педагогический процесс с учетом возрастных особенностей учащихся, тем самым, повышая эффективность обучения и воспитания. В результате изучения курса студенты должны: знать: - особенности детского развития, методы исследования развития и обучения ребенка; - взаимосвязь психического развития, деятельности, общения; - психологические особенности развития человека на разных возрастных этапах; уметь: - использовать методы возрастной психологии в исследовательской и практической деятельности; - выявлять причины отклоняющегося поведения подростка; владеть: -представлениями о возрастных особенностях и закономерностях психического развития личности; - навыками взаимодействия с учащимися различных возрастных групп, родителями и педагогами в учебном процессе; - различными стратегиями, методами исследования развития ребенка, с учетом возрастных особенностей. - особенности детского развития, методы исследования развития и обучения ребенка; - взаимосвязь психического развития, деятельности, общения и обучения; - психологические механизмы и закономерности обучения и воспитания; уметь: - использовать методы педагогической психологии в исследовательской и практической деятельности; - определять уровень личностного и познавательного развития одаренных детей; - выявлять причины отклоняющегося поведения подростка; - использовать творческие возможности личностно - деятельностного подхода к обучению; владеть: -представлениями о возрастных особенностях и закономерностях психического развития личности; - навыками взаимодействия с учащимися различных возрастных групп, родителями и педагогами в учебном процессе; - различными стратегиями, методами исследования развития и обучения ребенка, с учетом возрастных особенностей. В качестве основания для структурирования содержания курса использована модель объект - предметного строения научного знания. Понятия и конструкции, используемые в курсе направлены на то, чтобы показать прикладные возможности возрастной и педагогической психологии. Содержание курса способствует формированию научного мировоззрения о жизненном пути человека, личностном становлении в образовательном пространстве. Дисциплина изучается на лекционных и практических занятиях, а также в процессе самостоятельной работы студентов. Форма итогового контроля – экзамен. Программа включает тематику лекций, планы практических занятий, темы рефератов, контрольных и курсовых работ, тестовые задания, вопросы к экзамену и список рекомендуемой литературы.
Содержание дисциплины по очной форме обучения
СОДЕРЖАНИЕ ЛЕКЦИОННОГО КУРСАследующая страница >> |
|