Возрасная и педагогическая психология программа и - umotnas.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
К курсу «Психология родительства» Курс входит в профессиональный... 1 37.85kb.
Педагогическая психология 10 3669.56kb.
Дпп педагогическая психология (Неволина И. Я.) 1 21.99kb.
Рабочая программа дисциплины педагогическая психология направление... 2 615.89kb.
Программа вступительного экзамена в аспирантуру по специальности 19. 1 246.21kb.
Программа кандидатского экзамена по специальности 19. 00. 07 Педагогическая... 1 133.23kb.
Научно-исследовательская работа. Научно-исследовательская работа... 1 18.52kb.
Рабочая программа дисциплины психология труда, инженерная психология... 2 609.17kb.
Вопросы к вступительному экзамену в аспирантуру по специальности 1 41.58kb.
Педагогика и психология выготский лев семенович 1 182.36kb.
Ббк в92 Научное издание Л. С. Выготский Педагогическая психология 19 10896.14kb.
Ориентировочные темы курсовых работ 2006 2007 г 1 68.04kb.
Викторина для любознательных: «Занимательная биология» 1 9.92kb.

Возрасная и педагогическая психология программа и - страница №1/4

Министерство образования и науки РФ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный гуманитарный университет

имени М. А. Шолохова"


ВОЗРАСНАЯ И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Программа и методические рекомендации

Составители:

Огнев А.С., доктор психол.наук,

Профессор

Атемасов А.В., кандидат психол. Наук, доцент

Москва 2012




ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная программа предназначена для студентов факультета экологии и естественных наук очного отделения МГГУ им. М.А.Шолохова. Она ориентирована на усвоение студентами основных теоретических положений педагогической и возрастной психологии, а также частных вопросов психического развития человека в различных возрастных периодах.

Программа включает в себя два раздела. Первый раздел программы «Возрастная психология» предполагает рассмотрение общих теоретических вопросов дисциплины: предмет, задачи, методы возрастной психологии; сущность, движущие силы, факторы и закономерности психического развития, ведущий вид деятельности, социальная ситуация развития, возрастные новообразования, периодизация психического развития и т.д. Особое внимание уделено рассмотрению особенностей психического развития человека на разных этапах онтогенеза: развитию познавательных процессов, эмоционально-волевой сферы, особенностей личности человека в разных возрастных периодах развития.

Второй раздел программы «Педагогическая психология» акцентирует внимание на следующих темах: «Предмет, задачи и методы педагогической психологии», «Психология обучения», «Психология учебной деятельности», «Психология усвоения знаний», «Учебная деятельность и умственное развитие», «Психология воспитания».

Программа составлена с учетом требований государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по данной дисциплине. Знания, полученные при изучении возрастной и педагогической психологии, не только расширят общие представления студентов о психологии и позволят повысить уровень общего психологического образования, но и помогут будущим учителям строить педагогический процесс с учетом возрастных особенностей учащихся, тем самым, повышая эффективность обучения и воспитания.
Основные цели и задачи курса.

Цель: изучение студентами психологических механизмов и закономерностей развития человеческой психики на разных этапах онтогенеза. Изучение данного курса формирует у студентов умение анализировать факты детского развития; различать стратегии, методы и методики исследования развития ребенка.
Задачи курса «Возрастная психология»: изучить основные понятия и методы возрастной психологии; познакомить студентов с современными отечественными и зарубежными теориями в области возрастной психологии; показать специфику возрастных изменений психики в разные периоды жизни человека;

В результате изучения курса студенты должны:



знать:

- особенности детского развития, методы исследования развития и обучения ребенка;

- взаимосвязь психического развития, деятельности, общения;

- психологические особенности развития человека на разных возрастных этапах;


уметь:

- использовать методы возрастной психологии в исследовательской и практической деятельности;

- выявлять причины отклоняющегося поведения подростка;
владеть:

-представлениями о возрастных особенностях и закономерностях психического развития личности;

- навыками взаимодействия с учащимися различных возрастных групп, родителями и педагогами в учебном процессе;

- различными стратегиями, методами исследования развития ребенка, с учетом возрастных особенностей.
Задачи курса «Педагогическая психология»: изучить основные понятия и методы педагогической психологии; познакомить студентов с современными отечественными и зарубежными теориями в области педагогической психологии; дать психологическую характеристику педагога и обучаемых как субъектов учебной деятельности и педагогического общения; проанализировать особенности личностно - деятельностного подхода к обучению.
В результате изучения курса студенты должны:

знать:

- особенности детского развития, методы исследования развития и обучения ребенка;

- взаимосвязь психического развития, деятельности, общения и обучения;

- психологические механизмы и закономерности обучения и воспитания;


уметь:

- использовать методы педагогической психологии в исследовательской и практической деятельности;

- определять уровень личностного и познавательного развития одаренных детей;

- выявлять причины отклоняющегося поведения подростка;

- использовать творческие возможности личностно - деятельностного подхода к обучению;
владеть:

-представлениями о возрастных особенностях и закономерностях психического развития личности;

- навыками взаимодействия с учащимися различных возрастных групп, родителями и педагогами в учебном процессе;

- различными стратегиями, методами исследования развития и обучения ребенка, с учетом возрастных особенностей.
Принципы отбора содержания и организации учебного материала

В качестве основания для структурирования содержания курса использована модель объект - предметного строения научного знания. Понятия и конструкции, используемые в курсе направлены на то, чтобы показать прикладные возможности возрастной и педагогической психологии. Содержание курса способствует формированию научного мировоззрения о жизненном пути человека, личностном становлении в образовательном пространстве.

Дисциплина изучается на лекционных и практических занятиях, а также в процессе самостоятельной работы студентов. Форма итогового контроля – экзамен. Программа включает тематику лекций, планы практических занятий, темы рефератов, контрольных и курсовых работ, тестовые задания, вопросы к экзамену и список рекомендуемой литературы.


Объем дисциплины и виды учебной работы

по очной форме обучения


Факультет/

Специаль-ность



Название

дисциплины



Вид учебной работы

Количество часов

Семестр





Аудиторные

Самостоятельная работа

ФИВИ

БХО


«Возрастная и педагогическая психология»

Лекции

50




6

Практические / Семинарские

50













Лабораторные










Консультации
















Курсовые /рефераты










Контрольные работы
















Итоговый контроль: зачет






6








Общий объем часов по дисциплине:

100








Содержание дисциплины по очной форме обучения

  1. Разделы дисциплины и виды учебной работы

Тематический план

Лекции

Практические

Лабораторные

Раздел 1. Теоретические основы возрастной психологии.

Тема 1. Предмет и задачи возрастной психологии. История возрастной психологии.



2






Тема 2. Возрастная психология как самостоятельная научная дисциплина. Стратегии и методы возрастной психологии


4







Тема 3. Психическое развитие: сущность, движущие силы, факторы и закономерности.

2







Тема 4. Проблемы возраста и возрастной периодизации психического развития.

2







Особенности психического развития человека на разных этапах онтогенеза.

Тема 5. Психологические особенности детей в младенчестве и раннем детстве.



2







Тема 6. Психология детей дошкольного и младшего школьного возраста.

2

2




Тема 7. Психологические особенности подросткового возраста.

2

2




Тема 8. Особенности психического развития в юношеском возрасте и в период молодости.

2

2




Тема 9. Особенности психического развития в период взрослости

2







Тема 10. Особенности психического развития в период зрелости

2







Тема 11. Геронтопсихология

2







Раздел 2. Теоретические основы педагогической психологии.

Тема 12. Задачи и методы педагогической психологии. Предмет педагогической психологии



2







Тема 13. Психология обучения

2







Тема 14. Учебная деятельность и умственное развитие

4

2




Тема 15. Психология усвоения знаний

2

2




Тема 16. Психология воспитания

2







Тема 17. Психология педагогической деятельности

2

2




Тема 18. Психология педагогического общения

2







Тема 19. Психологическая служба в образовании

2










42

12




СОДЕРЖАНИЕ ЛЕКЦИОННОГО КУРСА

следующая страница >>